Машина МДК 3

13.4. Рабочие органы землеройных машин и их взаимодействие с грунтом

Рабочие органы, с помощью которых грунт отделяют от мас­сива (экскаваторные ковши, бульдозерные отвалы, зубья рыхли­телей)называют землеройными. Вконструкциях землеройных и зем- леройно-транспортных машин, рабочий процесс которых состо­ит из последовательно выполняемых операций отделения грунта от массива, его перемещения и отсыпки, землеройные рабочие органы совмещают с транспортирующими — ковшами (экскава­торы, скреперы) или отвалами (бульдозеры, автогрейдеры). Пер­вые называют ковшовыми,а вторые — отвальными.Зубья рыхлите­лей (рис. 13.2, а)отделяют грунт от массива без совмещения с другими операциями.

; Ковшовый рабочий орган представляет собой емкость с режу- г .щей кромкой, оснащенной зубьями (рис. 13.2, 6— г, е)или без них ;(рис. 13.2, д, ж, з).Ковши с режущими кромками без зубьев чаще применяют для разработки малосвязных песков и супесей, в ков-

  • ши с зубьями — в основном для разработки суглинков, глин и ■^прочных грунтов. При разработке грунта ковш перемещается от-

  • носительно грунтового массива так, что его режущая кромка или 1,’зубья внедряются в грунт, отделяя его от массива. Разрыхленный

а

б

г

з

Рис. 13.2. Рабочие органы машин для разработки фунтов

вследствие этой операции грунт посту­пает в ковш для последующего пере­мещения в нем к месту разгрузки.

Отвальные рабочие органы (рис. 13.2, г, и)оснащают в нижней части ножа­ми. В этом случае их еще называют но­жевыми.Для разрушения более проч­ных фунтов на ножи дополнительно устанавливают зубья. Рабочий процесс отвального рабочего органа отличает­ся от описанного выше способом пе­ремещения фунта к месту укладки — волоком по ненарушенному фунту перед отвалом.

Режущая часть землеройного рабочего органа имеет форму зао­стренного клина (рис. 13.3), офаниченного передней 1и задней 2 фанями, линию пересечения которых называют режущей кром­кой.Угол 5, образованный направлением движения режущего клина его передней гранью, называют углом резания,а угол 0, образо­ванный с тем же направлением задней фанью, — задним углом. Разрушающая способность режущего клина тем больше, чем боль­ше реализуемого рабочим органом активного усилия приходится на единицу длины режущей кромки. При одном и том же усилии узкий режущий клин эффективнее широкого. Поскольку суммар­ная длина режущих кромок всех зубьев, установленных на ковше или отвале, всегда меньше длины кромки того же рабочего органа без зубьев, то рабочий орган с зубьями обладает большей разруша­ющей способностью по сравнению с рабочим органом без зубьев.

Направление движения

Рис. 13.3. Параметры режущего клина

В процессе взаимодействия с фунтом, обладающим абразивны­ми свойствами, режущий клин затупляется, его режущая кромка становится все менее выраженной, а энергоемкость разработки им фунта возрастает. Для повышения износостойкости режущих инст­рументов землеройных рабочих органов переднюю фань упрочняют твердым сплавом в виде наплавокизносостойкими электродами илинапаекиз металлокерамических твердосплавных пластин (рис. 13.4). Последние более эффективны по сравнению с наплавками. Они обладают высокой твердостью (немного выше оксидов кремния, содержащегося в песчаных фунтах), но подвержены хрупкому раз­рушению при встрече с валунами. Упрочненный по передней фани режущий инструмент обладает эффектом самозатачивания,кото­рый проявляется в том, что державка 1, имеющая более низкую твердость по сравнению с упрочняющим слоем (пластинкой) 2,изна­шивается быстрее последнего (формы износа показаны на рис. 13.4 тонкими линиями), так что режущий инструмент во время работы остается практически острым с затуплением лишь по толщине уп­рочняющего слоя. Такой режущий инструмент обеспечивает менее энергоемкую разработку грунта, чем неупрочненный.

Реализуемые режущим клином усилия на отделение грунта от массива (усилия резания)почти стабильны при разработке плас­тичных глинистых грунтов. Во всех других случаях имеет место колебание усилия резания от минимальных значений до макси­мальных с определенным периодом (см. рис. 3.6, б). Амплитуда Этих колебаний возрастает по мере увеличения прочности и хруп­кости грунтов. Процессу резания сопутствует перемещение грунта перед рабочим органом, внутри его (при ковшовом рабочем орга­не) или по нему (при отвальном органе). Совокупность этих пере­мещений вместе с резанием называют копанием.

Усилие Р, с которым режущий клин воздействует на грунт (рис. 13.5) называют усилием копания, а равное ему по модулю, но противоположно направленное усилие Р0 — сопротивлением грунта копанию.Каждое из этих усилий может быть разложено По трем взаимно перпендикулярным направлениям — вдоль (ка­сательно) траектории движения режущей кромки (соответственно Л и Р01), нормально к этой траектории в плоскости движения (Д и Р02)и нормально из этой плоскости (Р3и Р03). Усилия пер­вой пары называют касательными составляющими силы копания {сопротивление грунта копанию), вторые — нормальными состав­ляющимитех же сил (сопротивлений), третьи — боковыми со­ставляющими.Последние имеют место обычно в случае косоус- Тановленной режущей кромки, например, у экскаваторов не­прерывного действия поперечного копания, при косо установ­ленном (в плане) бульдозерном отвале при выполнении им пла­нировочных работ.

, Режущий клин

Направление движения

Рис. 13.4. Схема самозатачивания Рис. 13.5. Схема силового взаимодей- йемлеройного режущего инстру- ствия землеройного режущего инстру­мента, упрочненного по пере- мента с фунтом дней грани

Одним из наиболее распространенных методов расчета сил со­противления грунта копанию является метод Домбровского — Горячкина, согласно которому касательная составляющая этого сопротивления измеряемая в килоньютонах, принимается про­порциональной площади поперечного сечения грунтового среза(стружки):

P0i = kxbc,

где — коэффициент пропорциональности, называемый удель­ным сопротивлением грунтакопанию, кПа (см.табл. 13.1);Лис- ширина и толщина стружки, м.

Согласно этому методу нормальную составляющую сопротив­ления грунта копанию определяют в долях от P0i/^02 = V Ли- Ко­эффициент пропорциональности у зависит от прочности и одно­родности разрабатываемого грунта, заднего угла 6, степени за­тупления режущего инструмента, размеров и формы его износа. При заднем угле не менее 5…8° для однородных фунтовIII—IV ка­тегории при режущих кромках средней затупленности ц/ = 0,15…0,3. Для более прочных неоднородных полускальных и мерзлых грун­товv= 0,3 …0,6.

Большую долю в составе сопротивления грунта копанию со­ставляет сопротивление грунта резанию,которое, в соответствии с изложенной выше методикой, определяется как

fp = к\Ь с,

где к\— удельное сопротивление грунта резанию, кПа (см. табл. 13.1).

Заметим, что сопротивление грунта резанию зависит только от вида грунта и параметров режущего инструмента, в то время как сопротивление копанию, кроме того, зависит от способа разра­ботки (типа землеройной машины) (см. табл. 13.1).

ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ И ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

Земляные работы — это одни из самих распространенных и трудоемких процессов в строительстве. Стоимость производства земляных работ значительна и в среднем составляет 10… 15% полной стоимости работ.

Основные виды земляных работ: рытье траншей и котлованов; обратная их засыпка после возведения фундамента и укладки коммуникаций; рыхление плотных, скальных и мерзлых грунтов; планирование строительных площадок; подготовка оснований под внутриквартальные проезды, площадки и т.п.

Разработку грунта можно осуществлять различными способами: механическим, гидромеханическим (отделение, транспортирование и укладка грунта с помощью воды); взрывным (разрушение грунта под давлением расширяющихся продуктов сгорания или взрывчатых веществ); физическим (ультразвуком или токами высокой частоты), а также термическим и химическим. Применяют также и комбинированные способы разработки грунта. В городском строительстве до 95% общего объема земляных работ осуществляют механическим способом.

Земляные работы, кроме разработки грунта, включают его транспортирование и укладку с предварительной планировкой и последующим уплотнением. Указанным операциям обычно предшествуют подготовительные работы, связанные с подготовкой строительной площадки, созданием водоотлива и понижением уровня грунтовых вод. При производстве земляных работ механическим способом применяют землеройно-транспортные машины (бульдозеры, автогрейдеры, скреперы), экскаваторы, машины для буровых работ. Для правильного выбора типа машины необходимо знать физическую сущность и механику процессов, происходящих при разрушении грунта рабочим органом.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ЗЕМЛЕРОЙНЫХ МАШИН С ГРУНТОМ

Грунтами называют поверхностные слои земли, образованные в результате выветривания горных пород. На процесс взаимодействия рабочего органа с грунтом оказывают влияние физико-механические свойства грунта, основными из которых являются:

  • • гранулометрический состав — процентное содержание по массе частиц различной крупности;
  • • плотность — отношение массы к единице объема (для большинства грунтов — 1,5…2 т/м3);
  • • пористость—отношение объема пор кобщему объему грунта, %;
  • • влажность — способность грунта сопротивляться разделению на отдельные частицы под действием внешних нагрузок;
  • • разрыхляемость — свойство разрабатываемого грунта увеличиваться в объеме при постоянстве собственной массы, которая выражается коэффициентом разрыхления Кр, равным отношению объемов грунта в разрыхленном и естественном состояниях (Кр = 1,1… 1,40);
  • • угол естественного откоса — угол у основания конуса, который образуется при отсыпании разрыхленного грунта с некоторой высоты;
  • • пластичность — способность грунта деформироваться под действием внешних сил и сохранять полученную форму после снятия нагрузки;
  • • сжимаемость — свойство грунтов уменьшаться в объеме под действием внешней нагрузки;
  • • прочность — способность грунта сопротивляться разрушению под действием внешних нагрузок;
  • • сопротивление сдвигу — сцепление частиц грунта между собой;
  • • коэффициент трения грунта о сталь (0,55…0,65) и грунта по грунту (0,3…0,50);
  • • абразивность — способность грунта (породы) интенсивно изнашивать (истирать) взаимодействующие с ним рабочие органы машин;
  • • липкость — способность грунта прилипать к поверхности рабочих органов.

Различают грунты нескальные (песок, супесь, суглинок, глина и т.п.), разборно-скальные (сцементированные глины — аргаллиты, гипс, мел, известняки и др.) и скальные (плотные известняки, долмит, мрамор, песчаник и др.). Грунты, имеющие положительную температуру, называют немерзлыми (талыми), отрицательную —мерзлыми, если они содержат лед, и морозными (охлажденными), если лед в их составе отсутствует. Наличие льда в мерзлых грунтах существенно повышает их прочность и затрудняет работу землеройных машин. Нескальные немерзлые грунты разрабатывают обычными землеройными сред-ствами, скально-разборные и мерзлые грунты с небольшой глубиной промерзания перед разработкой предварительно разрыхляют механическим способом. Скальные и мерзлые грунты с большой глубиной промерзания предварительно разрыхляют взрывным способом. В некоторых случаях мерзлые грунты разрабатывают специально предназначенными для этих целей землеройными машинами. Для оценки трудности разработки нескальных мерзлых и немерзлых грунтов обычно пользуются предложенной А.Н. Зелениным классификацией грунтов, разбитых на восемь категорий по числу ударов (числу С) динамического плотномера (ударник) ДорНИИ (табл. 5.1). Категорию грунта определяют числом ударов, которые необходимы для погружения в грунт на глубину 10 см цилиндрического стержня плотномера площадью 1 см2 под действием груза весом 25 Н, падающего с высоты 0,4 м и производящего за каждый удар работу в 10 Дж.

Таблица 5.1

Классификация грунтов по числу С

Категория немерзлого грунта

Число ударов С

1-4(3)

5…8(6)

9…16(12)

17…35(2)

Категория мерзлого грунта

Число ударов С

35…70(50)

70…140(100)

140…280(200)

280…560(400)

Примечание. В скобках приведены средние значения числа ударов для каждой категории грунта.

Рабочие органы землеройных машин, отделяющие грунт от массива механическим способом, могут быть выполнены в виде: зуба на стойке (рис. 5.1, поз. 1) для рыхления разрабатываемой среды; ковша определенной вместимости со сплошной режущей кромкой (рис. 5.1, поз. 8) или оснащенной зубьями (рис. 5.1, поз. 2—4); отвала (рис. 5.1, поз. 9), снабженного в нижней части режущими ножами. Рабочие органы в виде ковшей называют ковшовыми, в виде отвала с ножами — отвальными или ножевыми. Рабочий процесс землеройных машин с ковшовыми и ножевыми рабочими органами состоит из последовательно выполняемых операций отделения грунта от массива, его перемещения (транспортирования) и отсыпки. Рабочие органы отделяют грунт от массива резанием и копанием. Резание — процесс отделения грунта от массива режущей частью рабочего органа. Копание — совокупность процессов, включающих резание грунта, перемещение срезанного грунта по рабочему органу и впереди его в виде призмы волочения, а у некоторых машин и перемещение грунта внутри рабочего органа. Сопротивление грунта копанию в 1,5… 2,8 раза больше, чем сопротивление грунта резанию.

При отделении грунта от массива механическим способом рабочему органу землеройной машины сообщаются обычно два движения — вдоль (главное движение) и поперек (движение подачи) срезаемой стружки грунта (рис. 5.2), которые могут выполняться раздельно или одновременно.

Рис. 5.1. Рабочие органы землеройных машин:

  • 1 — зуб рыхлителя; 2—7 — экскаваторные ковши прямой и обратной лопат, драглайна, погрузчика, планировщика; 8 — ковш скрепера;
  • 9 — отвал бульдозера

Режущую часть (кромку) рабочего органа, имеющую обычно форму клина, характеризуют следующими геометрическими параметрами (рис. 5.2, а): длиной режущей кромки Ь, углом заострения (3, задним углом а, передним углом у, углом резания 5 = (3 + а и толщиной стружки И. Эффективность процесса резания обеспечивается при оптимальных углах резания и рациональной геометрии режущего инструмента. Оптимальные значения угла резания 8 составляют 30…32° для легких грунтов и 40…43° — для тяжелых грунтов. Задний угол принимают равным не менее 6…8°. Ножевые рабочие органы землеройных машин характеризуются также длиной В, высотой Ни радиусом кривизны г отвала; ковшовые — вместимостью д, шириной В, высотой Н и длиной L ковша.

На взаимодействующий с грунтом рабочий орган (рис. 5.2, б) действует сила сопротивления его движению в грунте F0, раскладываемая на две составляющие — касательную F0i и нормальную F02 к траектории движения рабочего органа. Силу F0i можно представить в виде

где Fp — сопротивление грунта резанию, кН; Fr — сопротивление трения рабочего органа о грунт, кН; Fn в — сопротивление перемещению призмы волочения и грунта в рабочем органе, кН.

Сопротивление грунта резанию представляет собой сопротивление внедрению передней грани рабочего органа в грунт в направлении главного движения.

Величина F зависит от поперечного сечения срезаемой стружки, физико-механических свойств грунта и геометрии режущей части рабочего органа:

где кр — удельное сопротивление грунта резанию, кПа; bnh — ширина и толщина стружки, м.

Отношение F0l к поперечному сечению стружки представляет собой удельное сопротивление грунта копанию кк = F0i / bh. Значения kp, кк выбирают по табл. 5.2 и 5.3, в которые сведены данные, полученные экспериментальным путем для различных категорий грунтов и видов рабочих органов. Значения удельных сопротивлений резанию и копанию растут с увеличением прочности грунта. Нормальную составляющую сопротивления копанию F02, представляющую собой сопротивление внедрению режущей части рабочего органа в грунт в направлении, перпендикулярном касательной составляющей jF01, определяют из соотношения FQ2 = |/.F01, где |/ = 0,2…0,6 — коэффициент, зависящий от физико-механических свойств грунта и затупления режущей кромки. Более высокие значения ц/ соответствуют большему затуплению режущей части. Равнодействующая усилий F0l и FQ2, направленная под определенным углом к траектории движения

режущего органа: F0 = F§{ + Fq2 •

Рис. 5.2. Геометрия режущих элементов рабочих органов землеройных машин

Удельные сопротивления резанию грунта кр для машин с ножевым рабочим органом

Таблица 5.2

Грунт

Категория

Плотность р, т/м3

Коэффициент разрыхления кр

Удельное сопротивление резанию /ср, кПа

Нож

бульдозера

Нож

скрепера

Песок рыхлый, сухой

1,2…1,6

1,05…1,10

Песок влажный, супесь, суглинок разрыхленный

1.4…1,7

1,10…1,20

Суглинок, средний и мелкий гравий, легкая глина

1,5…1,8

1,15…1,25

Глина, плотный суглинок

1,6…1,9

1,20…1,30

Тяжелая глина, сланцы, суглинок со щебнем, гравием

1,9…2,0

1,25…1,30

Удельные сопротивления копанию грунта кк для ковшовых рабочих органов экскаваторов

Таблица 5.3

Катего-

рия

Удельное сопротивление копанию кк, кПа

Одноковшовые экскаваторы

Многоковшовые экскаваторы

Прямая и обратная лопата

Драглайн

поперечного

копания

продольного копания (траншейные)

40… 100

80… 180

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор…
Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)
Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции — копание и транспортирование грунта — выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия — малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы — дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более — крупные карьерные многоковшовые экскаваторы — все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.
Быстроходные траншейные машины БТМ
Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.
Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну — 0,6 м и при глубине 1,5 м — 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж — 2 человека. Вес машины — 26,5 т.
Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.

Машина БТМ-4 — опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.
Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).
Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.
Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.
Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Траншейные машины ТМК
Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.
Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.
Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.
Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.
Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.
Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованные машины МДК и МКМ
С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).
Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа — фреза с метателем; техническая производительность — 300 м3/ч; транспортная скорость машины — 35,5 км/ч.
Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II — III категорий — 1000 — 1200 м3/ч. Вес машины — 34 т.
Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина — многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины — 500 — 600 м3/ч; транспортная скорость — 65 км/ч.
Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.

Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.
Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.
Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ
Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых — только траншей.
Рабочее оборудование машины — цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов — 140 м3/ч, траншей — 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 — 0,9 м, глубина — 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.
Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.
Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.
Дивизионная землеройная машина ДЗМ — опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.
Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru
Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.
Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО «Брянского управления механизации спецтехники» И.Драчевым.
Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО «Брянское управление механизации спецтехники» И.Драчевым.
Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.
Автор будет признателен за любую информацию и за фотографии этих машин.

Армейские машины механизации земляных работ. Ч2

Оснащение войск траншейными экскаваторами осуществлялось вначале на основе отбора и испытания народнохозяйственных образцов, а затем (существенно позднее) — путем создания специальных войсковых моделей.
Аналогичная ситуация наблюдалась со всеми без исключения классами войсковой землеройной техники, как, впрочем, и со многими другими видами инженерных машин. Попробуем разобраться, с чем это связано…
Землеройная техника имеется в большинстве инженерно-саперных частей и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Задачи, выполняемые расчетами землеройных машин, это, прежде всего, позиционные задачи. Позиционные задачи тесно связаны с мудрёным понятием «фортификация». Если по-русски, суть позиционных задач — помочь общевойсковым частям и подразделениям «зарыться в землю».
На самом деле, чисто «военные» земляные работы от прочих сильно не отличаются. Так в чем же разница? Дело в том, что помимо производительности и экономичности в такой технике ценятся и другие качества. По этой причине армейские и «народнохозяйственные» машины при внешнем сходстве и одинаковых названиях имеют разные ТТХ. Но следует заметить — речь идет скорее о ТТХ базовых машин, рабочие органы, отличаясь своими характеристиками, принципиально от «гражданских» не отличаются. На протяжении многих десятков лет надобности в специальных армейских базах просто не было. Однако после Великой Отечественной Войны командование инженерных войск сделало вывод о необходимости установки специальных машин и оборудования на максимально маневреные и относительно скоростные базы. В этот период (40-60-е годы), с целью унификации и удешевления, были приняты на вооружение базовые машины уже применяющиеся в войсках (в других родах войск). Позже, после известных событий в ЧССР, по итогам отлично спланированной и блестяще проведенной Советской Армией операции, выяснилось, что инженерные машины отстают на марше от общевойсковых частей и подразделений. После этого началась разработка базовых машин специально для инженерных войск.
Началось все в середине 30-х годов с испытаний отдельных зарубежных образцов. Так, в 1934 году на военно-инженерном полигоне был испытан траншейный экскаватор Барбер-Грин (США), в 1935 году он был освоен промышленностью и под маркой МК-1 принят на вооружение.
Наш первенец был предназначен для рытья траншей глубиной до 2,25 м и шириной до 0,775 м. Экскаватор имел 10 ковшей емкостью по 35 л, поперечный конвеер с вылетом 2,8 м, автомобильный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с, отрегулированный на 55 л.с.
Опытные образцы были изготовлены на Дмитровском механическом заводе. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии.
Производительность составляла около 90м3/ч, что дает 50 м/ч уставной траншеи полного профиля. Это при транспортной скорости 3 км/ч. Такие, весьма скромные, ТТХ военных не устраивали, однако, машина была вынужденно, за неимением лучшего, принята на вооружение.
В 1939 году начальником инженерного управления были утверждены требования на проектирование принципиально новой машины — роторного траншейного экскаватора КГ-65. Но, к сожалению, вмешалась война…
КГ-65 был принят на вооружение лишь в 1948 году, а спустя 3 года Дмитровский завод приступил к серийному производству. За разработку этой машины авторскому коллективу была присуждена Сталинская премия.
На КГ-65 был применен роторный рабочий орган с гравитационной разгрузкой ковшей от грунта. Ротор размещался позади гусениц и уравновешивался двигателем и узлами силовой передачи. Был у машины серьезный недостаток — предназначалась она только для отрывки прямолинейных траншей. Это было связано с отсутствием вертикального шарнира между рамой ротора и направляющими подъемного механизма. А траншеи, применяемые в качестве фортификационных сооружений, практически ВСЕГДА должны иметь криволинейное очертание. Поэтому отрывка траншей экскаватором КГ-65 производилось короткими фасами с последующим маневрированием. Таким образом, машина, во время работы, собственно «копала» не более 60% времени.
Позже, по опыту эксплутации в войсках, КГ-65 был модернизирован и получил марку ЭТР-152. В нем были исключены лишние переделки базового трактора С-80, упрощена кинематическая схема трансмиссии и облегчено упраление машиной. Архаичная цепная передача в приводе ходовой части была заменена бортовыми редукторами, а гидравлический привод опускания рабочего органа — тросовым.
КГ-65 и ЭТР-152 очень быстро перестали устраивать военных из-за малой транспортной скорости и недостаточной производительности, причина которой — гравитационная разгрузка ковшей.
В 1956 году была принята на вооружение траншейная машина БТМ.
Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л. Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну — 0,6 м и при глубине 1,5 м — 800 м/ч.
Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого и разработанного на харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова. Выпускались эти машины с 1950 по 1979 гг.
На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж — 2 человека. Вес машины — 26,5 т.
Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную.
Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами.
На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг
На траншейной машине БТМ-4, выпускавшейся с 1978 г. в качестве базы применен многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т.
В 1978 году появилась новая траншейная машина — ТМК
Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.
Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.
Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.
Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
Изготовливался экскаватор ТМК с 1975 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.
Мнение Ю.Веремеева о машинах серии ТМК:
«Окоп на мотострелковое отделение имеет длину около 100 метров и требует для отрывки малыми пехотными лопаткам (то, что все называют саперными лопатками, в действительности называется «малая пехотная лопата», в отличие от «большой саперной лопаты») трудозатраты 200-300 чел.часов, большими лопатами, коих у пехоты обычно нет, — 100-150 чел. часов. Проще говоря, отделение будет отрывать свой окоп минимально 2-3 дня. Что то я не уверен, что противник даст пехоте столько времени на обустройство обороны. Машина же сделает это буквально за 15-20 минут. Пехоте останется только дооборудовать стрелковые ячейки, перекрытую щель. А с этим они справаться за пол-дня
Опорный пункт мотострелкового взвод имеет протяженность основных окопов и ходов сообщения 900 метров. Это 2.5-4 часа работы ТМК или около недели напряженнейшего труда всего личного состава взвода.
А ведь окоп, согласно оперативно-тактических нормативов обеспечивает устойчивость обороны 1:3, а то и 1:4. Проще говоря, мотострелковое отделение, зарытое в землю, без особого напряжения и потерь отбивает атаку мотопехотного взвода. А если учесть опыт обеих чеченских войн, то обученная и стойкая пехота с грамотными командирами может держать перед своими окопами противника неделями.
Недаром же во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальник требовали настойчиво и круглосуточно преследовать отходящего противника и на пределе возможности. Главное — не дать ему остановиться. Позволить вражеской пехоте остановиться и хотя бы немного окопаться, означало по большей части, что наступление на этом и закончилось.
Такова вот значимость этой неуклюжей и вроде бы как небоевой машины.»
«В лихие девяностые годы эти машины вначале стали брать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что ресурс крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины, а весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. При интенсивной коммерческой эксплуатации машины очень часто выходят из строя, а ремонт очень затруднен отсутствием уникальных запасных частей.»
Траншея, отрываемая ТМК:

Площадка инженерной техники на «Линии Сталина»

Следующий мой пост посвяшен памяти о былом величии — музей военной техники под открытым небом. Я не буду пересказывать что собой представляет историко-культурный комплекс «Линия Сталина», который находится недалеко от города Заславля (30 километров от Минска в сторону Молодечно), т.к. все об этом месте знают.
Это мой второй раз на «Линии Сталина», первый был в году 2011 или 2012, точно не помню. Тему разделил на несколько частей и первый пост начну с самого интересного — военной инженерной техники, которая своим видом уникальна и конечно же производит сильное впечатление.
Военные инженерные машины — это необходимое звено любой армии мира. Инженерная техника в войсках — это инженерные машины для прокладывания дорог в зонах разрушения и по пересеченной местности, устройства проходов через минные поля, овраги и рвы, расчистка завалов, снега и насыпей и другое. Все они снабжены разнообразным оборудованием, например таким как: бульдозерные отвалы различных типов, лебёдки, годравлические захваты и манипуляторы, экскаваторное оборудование, крановое оборудование со стрелой, различное землеройное оборудование, оборудование для траления мин и многое другое. Потребность в надёжных и мощных военных инженерных машинах особенно увеличивается при военных действиях и конфликтах, спасательных операциях в мирное время, при стихийных и техногенных бедствиях, которых немало в наше время.
Инженерная машина разграждения ИМР. Назначение ИМР — оборудование колонных путей, проделывание проходов в зонах сплошных лесных или городских завалов, образовавшихся после применения ядерного оружия или же массовых авиабомбардировок. С этой целью машина оснащена мощным универсальным бульдозерным оборудованием и телескопическим манипулятором.:
Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-77, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.:
КМС-Э — комплект мостостроительных средств. Предназначен для механизации строительства низководных мостов военных мостов на свайных и рамных опорах.:
УСМ — мостостроительная установка предназначенная для строительства низководных мостов.:
ИРМ «Жук» армейская машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности. Создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2.:
Глубокий овраг или ров не остановит колонну, если её сопровождает бронированный танковый мостоукладчик, разработанный на базе среднего танка Т-55. Машина предназначена для устройства переправы через водные преграды, овраги и инженерные заграждения.:
Экскаватор Э-305БВ на базе армейского грузовика КрАЗ-255Б1.:
МТУ-20 — бронированный танковый мостоукладчик. Разработан на базе среднего танка Т-55 в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения. Предназначен для наведения однопролётного металлического моста.:
БАТ-М — путепрокладчик на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. Предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье, расчистки дорог и колонных путей от снега и т.д.:
МДК-3 — землеройная машина на базе тяжелого тягача МТ-Т. Принята на вооружение в конце 1980-х гг.

Котлованная машина МДК — 3 является дальнейшим развитием машины МДК — 2М и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения ( блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов – ширина по дну – 3,7 метра, глубина – до 3,5 метра.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. Техническая производительность по количеству вынутого грунта – 500 — 600 м3/час.

МДК-2М — землеройная машина на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. Предназначена для отрывки котлованов в различных грунтах до IV категории включительно.:
БТМ-3 — быстроходная траншейная армейская машина для быстрой прокладки канав, траншей и окопов в грунтах 1-4 категории, т.е. машина способна отрывать траншеи в грунтах от песчаного до мерзлого. Создан на базе тягача АТ-Т.:
Всех этих троих монстров я ранее показывал в одном из своих постов.
Бульдозер БКТ-РК2. Создан в 1979 году на шасси МАЗ-538 белорусского производства.:
Траншейная машина ТМК-2 представляет собой колесный тягач также на шасси МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование.:
ПТС-М — гусеничный плавающий транспортер средний. Настоящая амфибия!
ПТС-М может быть использован как средство для переправы людей, техники и других грузов через водные преграды и их перевозки по суше в условиях бездорожья. Высокая производительность, простота и многофункциональность гарантирует широкое применение инженерной техники в народном хозяйстве.

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-М выполнен на базе узлов и агрегатов танка Т-55 и состоит из водонепроницаемого корпуса, силовой установки, гусеничного двигателя, водоходного движителя. Для погрузки и выгрузки техники ПТС-М имеет задний откидной борт и аппарели, при установке специального оборудования может применяться в морских условиях при волнении до трех баллов.

За один рейс транспортер может переправить (варианты): 2 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 по одной с рачетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза).

ГСП — гусеничный самоходный паром предназначенный для паромной переправы средних и тяжёлых танков, самоходных артиллерийских установок и средних танков с минными тралами при преодолении войсками водных преград.:
БМК-Т — буксирно-моторный катер. Предназначен для буксировки отдельных звеньев, участков понтонного моста при его наведении, буксировки ленты моста при ее развороте, перемещении; для завоза якорей; для буксировки паромов, собираемых из комплекта понтонно-мостового парка; для ведения разведки реки. Может также использоваться для переправы личного состава пехоты, буксировки несамоходных плавсредств, патрулирования водных преград и решения иных задач на водных преградах.:
БМК-130М — буксирно-моторный катер на базе БМК-130. Предназначен для буксировки паромов при устройстве мостовых и паромных переправ, переноса моста на другой створ, забрасывания якорей, для разведки реки и выполнения различных задач при оборудовании и содержании переправ.:
Переправочно-десантный паром. Паром ПДП по суше перевозится в сложенном состоянии, а перед спуском на воду раскрывается, превращаясь в самодвижущийся «островок» размером 16 на 10 метров, который может перевезти по воде 60 тонн груза со скоростью 10 километров в час.:
Регулярно пощу интересные картинки в Instagram, добро пожаловать !

Копать, строить, буксировать: колесные инженерные машины Советской армии

Главным разработчиком такой техники вновь стало минское СКБ-1. Его первой военной машиной, родившейся в ноябре 1955 года, стал опытный двухосный тягач МАЗ-528. За неимением чего-то иного в его конструкцию заложили общую концепцию первого советского 25-тонного карьерного самосвала МАЗ-525, созданного в 1950 году под руководством Б. Л. Шапошника, в то время главного конструктора Минского автозавода.

Опытный инженерный заднемоторный полноприводный тягач МАЗ-528

МАЗ-528

(Фотографии из архива МЗКТ)

Этот малоизвестный военный тягач получил ряд агрегатов от грузовика ЯАЗ-210 и доработанную кабину от МАЗ-200, но был лишен специальной подвески и имел заднее расположение моторного отсека. В нем находился двухтактный дизель ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с., работавший с пятиступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной и дополнительной коробкой отбора мощности на гидронасос и лебедку. Реверсный механизм в трансмиссии позволил машине передвигаться с десятью скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Роль подвески играли односкатные колеса с 28-дюймовыми шинами низкого давления.

165-сильный автомобиль-тягач МАЗ-528 с прямым передним отвалом Заводские испытания автомобиля-шасси МАЗ-528 на бездорожье

Изначально МАЗ-528 был рассчитан на работу с навесным буль­дозерным оборудованием и как тягач-толкач тяжелой техники. Для повышения тягово-сцепных качеств на нем предусматривалась навеска 2,5-тонного балласта, вместе с которым масса машины превышала 18 тонн, позволяя буксировать низкорамные танковые прицепы.

МоАЗ-542

В 1960-е годы краткую и малоизвестную страницу истории Могилевского автозавода (МоАЗ) вписал процесс разработки перспективного тягача МоАЗ-542 двойного назначения. По своей заднемоторной компоновке и внешности он почти не отличался от МАЗ-528, но по конструкции был унифицирован с опытным одноосным тягачом МоАЗ-546. На нем использовались опытный 240-сильный дизель ЯМЗ-238, четырехступенчатая коробка передач и традиционная рессорная подвеска, но вместо 28-дюймовых установили более компактные шины размером 26,50–25. Реверсивная трансмиссия обеспечивала устойчивые рабочие скорости в границах от 0,2 до 40 км/ч в обе стороны.

Прототип 240-сильного тягача МоАЗ-542 (из архива НИИЦ АТ) и колесный бульдозер Д-581 на модернизированном шасси МоАЗ-542

В 1964 году шасси МоАЗ-542 прошло приемочные испытания в 21 НИИИ. Затем разные предприятия начали монтировать на нем оборудование погрузчиков и снегоочистителей, но успеха они не имели. Что же касается военного применения МоАЗ-542, то к тому времени в производство уже пошел более совершенный и эффективный вариант МАЗ-538, а возможностей МоАЗа оказалось недостаточно, чтобы организовать серийный выпуск собственной машины.

Семейство МАЗ/КЗКТ-538

Получив опыт разработки и пробной эксплуатации первых одно- и двухосных тягачей, в 1960 году минское СКБ-1 завершило проектирование и сборку прототипов более мощного и практичного двухосного автомобиля-тягача МАЗ-538 инженерных войск для буксировки тяжелых систем и навески различных рабочих приспособлений.

По заданию Инженерного управления Министерства обороны СССР его проектировали в КБ инженерных тягачей при СКБ-1 под руководством Владимира Ефимовича Чвялева, будущего конструктора ракетных шасси. Этой машине была суждена долгая жизнь и достаточно широкое распространение в Советской армии, где она состояла на вооружении инженерных и саперных подразделений, в батальонах мотострелковых и танковых дивизий.

В 1964 году МАЗ-538, удачно завершивший государственные испытания, был принят на вооружение под обозначением ИКТ-С — средний инженерный колесный тягач. Годом ранее всю документацию на него передали Курганскому заводу колесных тяга­чей (КЗКТ) для промышленного производства.

Инженерный тягач МАЗ-538 (ИКТ-С) для монтажа рабочего оборудования (из архива МЗКТ)

В передней части сварной лонжеронной рамы автомобиля МАЗ-538 были смонтированы 375-сильный танковый дизель Д12А V12 и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент подавался на гидронасос и валы отбора мощности для привода лебедки и исполнительных механизмов, а реверсивное устройство позволяло машине перемещаться с одинаковыми скоростями и тяговыми усилиями в обоих направлениях. В оригинальной передней независимой подвеске поперечные рычаги сочетались с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко.

Тягач МАЗ-538 с передними управляемыми колесами и задним отвалом (фото автора) 375-сильный тягач МАЗ-538 с двойной системой управления (фото автора)

Для управления тяжелой машиной только одним водителем-механиком была создана приподнятая компактная цельнометаллическая кабина с круговым обзором. Ее оборудовали двухсторонними органами управления, переставным рулевым колесом, двумя приборными панелями и двумя сиденьями, расположенными рядом друг с другом, но обращенными в разные стороны.

Длиннобазное шасси КЗКТ-538ДП для монтажа пассивного оборудования

Когда же в Кургане модернизировали минские тягачи, их заводская маркировка была изменена на КЗКТ. Первым из них в 1965 году появился длиннобазный вариант КЗКТ-538ДП без коробки отбора мощности. Его главным назначением являлась работа с пассивными рабочими органами, не имевшими привода от двигателя автомобиля. Второе шасси КЗКТ-538ДК с герметизированной кабиной и коробкой отбора мощности применялось для монтажа активных землеройных агрегатов, а гидравлический ходоуменьшитель позволял им перемещаться с рабочими скоростями от 0,25 до 45 км/ч.

Удлиненное шасси КЗКТ-538ДП с задней навеской бульдозерного отвала (фото автора) Специальное шасси КЗКТ-538ДК с экскаваторным оборудованием (фото К. Дунаева)

Инженерное оснащение на шасси МАЗ/КЗКТ-538

С началом выпуска автомобилей МАЗ-538 минского и курганского изготовления специально для них была разработана целая гамма навесного и прицепного рабочего оснащения. Первыми из них были простые инженерные машины с пассивными навесными рабочими органами — многоцелевой колесный бульдозер-тягач БКТ и армейский путепрокладчик ПКТ. Позднее на курганских шасси монтировали активное оборудование траншейной машины ТМК Дмитровского экскаваторного завода.

Колесный бульдозерный тягач БКТ с прямым отвалом на шасси МАЗ-538

Базовый бульдозерный колесный тягач БКТ на автомобиле МАЗ-538 применялся для отрыва различных инженерных коммуникаций. Его рабочим органом являлся обычный прямой бульдозерный отвал шириной 3,3 метра. За один час машина могла переместить до 100 кубометров грунта. На удлиненном варианте КЗКТ-538ДП монтировали более эффективный вариант БКТ-РК2 с лебедкой и задним рыхлителем-корчевателем.

Бульдозер-тягач БКТ-2 на шасси КЗКТ-538ДП с задним прямым отвалом Машина БКТ-РК2 с задним рыхлителем-корчевателем и передним отвалом

Серийный путепрокладочный колесный тягач ПКТ служил для создания на местности путей сообщения военных колонн и проведения землеройных работ. В отличие от бульдозера он получил плужный трехсекционный отвал изменявшейся конфигурации с гидравлическим регулированием положения откидных боковых частей (крыльев). Перед ним обычно устанавливали стальную лыжу для ограничения заглубления отвала и разгрузки гидроцилиндров навески. В зависимости от вида выполняемых работ ширина расчищенных проходов колебалась в границах 3,2-3,8 метров. В течение часа машина прокладывала до 10 километров проезжих дорог.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Длиннобазное шасси КЗКТ-538ДП использовали для модернизированного путепрокладчика ПКТ-2, способного расчищать лесистую местность от кустарников и валить деревья диаметром до 25 сантиметров.

1 / 2 2 / 2

Основными задачами траншейной колесной машины ТМК-2 на шасси КЗКТ-538ДК являлись механизация и ускорение процесса отрывания траншей и ходов сообщения глубиной и шириной по 1,5 метра. В ее задней части было смонтировано роторное многоковшовое землеройное оборудование с метательным устройством для отбрасывания выкопанного грунта в обе стороны. Спереди навешивался вспомогательный прямой бульдозерный отвал от известной гусеничной машины БТМ. За один час траншеекопатель был способен выкопать до 300 метров траншей.