Маори коренные жители

Маори

У этого термина существуют и другие значения, см. Маори (значения).

Маори

Современное самоназвание

Māori

Численность

~750 000

Расселение

Новая Зеландия:
598 605 (2013)
Австралия:
155 000 (оценка 2011)
Великобритания:
~8000 (до 2000-го)
США
~3500 (2000)
Канада:
1305 (2001)

Другие страны
~8000 (до 2000-го)

Язык

маори, английский

Религия

религия маори, христианство

Родственные народы

другие полинезийцы, австронезийцы

Медиафайлы на Викискладе

Те Пуни, вождь маори. Рис. Э. Дж. Уэйкфилда, 1839 г.

Ма́ори — коренной народ Новой Зеландии и основное население страны до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии, по переписи 2013 г., — около 600 тысяч человек, что составляет приблизительно 15 % населения страны. Значительное число (около 155 тысяч) маори живут в Австралии и около 3,5 тысяч — в США. Около 13 тысяч маори живут на островах Кука (государство в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией), где они также являются коренным народом и составляют большую часть населения (87,7 %).

Самоназвание

На языке маори слово «māori» означает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах и устных преданиях, слово «маори» отличало людей от божества и духа.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индийцы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Слово «маори» оставалось самоназванием народа для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

История

Переселение Маори в Новую Зеландию представляет собой конечную точку длинной цепи переселений полинезийцев по тихоокеанским островам. В настоящее время установлено, что прародиной австронезийских языков, на которых говорят полинезийцы, является о. Тайвань (см. тайваньские языки)

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры прибыли несколько волн переселенцев из Восточной Полинезии. Последние исследования позволили уточнить время поселения полинезийцев на новой родине. Сопоставление родословных, радиоуглеродный анализ, свидетельства обезлесения и вариабельность митохондриальной ДНК у маори позволяют сделать вывод о том, что первые восточные полинезийцы поселились здесь в 1250—1300 годах.

У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя также и другим островам, например, Гавайи, Савайи, Хива. По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племён селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.

Часть маори мигрировала на архипелаг Чатем (названный ими Rekohu «Затуманенное Солнце»), где превратились в народ мориори с отдельной культурой, отличавшейся от воинственных маори пацифизмом.

Модель укреплённого поселения «па», построенного на мысе. Такие поселения распространились в классический период (1500—1642) как следствие роста населения и конкуренции за обладание землями и ресурсами

Маршрут, по которому маори прибыли в Новую Зеландию, точно не установлен.

Первоначальное название, данное стране маори до появления здесь первых европейцев, не сохранилось, однако известно, что остров Северный маори именовали Те Ика-а-Мауи (маори Te Ika-a-Māui), что может быть переведено как «рыба Мауи». Мауи — полубог в легендах маори, поймавший в океане огромную рыбу, которая превратилась после этого в остров. Остров Южный имел два распространённых названия: Те Ваи Поунаму (маори Te Wai Pounamu) и Те Вака-а-Мауи (маори Te Waka a Māui) . Первое название может быть переведено как «нефритовая вода», а второе — как «лодка, принадлежащая Мауи», уже упомянутому выше полубогу легенд маори. До начала XX века остров Северный часто именовался коренными жителями Аотеароа (Aotearoa (инф.)), что может быть переведено как «страна длинного белого облака» (ao «облако», tea «белый», roa «длинный»). Позднее именно это название стало общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Маори в каноэ. Рис. Исаака Гильсеманса (англ.)русск., участника экспедиции Абеля Тасмана, 1642 г.

На основе преданий маори, археологических раскопок и других сведений история маори в Новой Зеландии разбивается на следующие периоды: архаический (1280—1500), классический (1500—1642) и период ранних контактов с европейцами (1642—1840).

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. Для европейцев Новую Зеландию в 1642 году открыл Абель Тасман — голландец, назвавший эту страну в честь одной из провинций Нидерландов. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба путешественника попали в кровавые стычки с маори. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 26 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти события навсегда настроили маори против пришельцев из-за океана.

Боевое каноэ маори вака. Рис. участника второй кругосветной экcпедиции Дж. Кука, 1773 г.

Вслед за Куком, который нанёс на карту всю береговую линию Новой Зеландии, новооткрытую страну посетило множество европейских и североамериканских китобоев и охотников на тюленей, а также торговых кораблей, менявших пищу, металлические инструменты, оружие и другие товары на лес, продукты питания, артефакты и воду. Эти торговцы принесли маори ряд новых сельскохозяйственных культур и ружья, что коренным образом изменило сельскохозяйственный и военный уклад этого народа. Картофель, который в условиях Новой Зеландии легко выращивался и давал большие урожаи, стал надёжным источником высококалорийной пищи и позволил воинам маори проводить более долгие военные кампании. Но особое значение имело огнестрельное оружие, которое маори получили в начале XIX века и начали применять его в межплеменных сражениях во всё возрастающих масштабах.

Вождь Хоне Хеке, вооружённый мушкетом, с женой Хариатой и дядей Кавити, держащим дубинку тайаха. Рис. Дж. Дж. Мерретта, 1846 г.

На десятки лет Новая Зеландия погрузилась в пучину междоусобных «Мушкетных войн» (1807—1845). В ходе межплеменных войн, охвативших почти всю Новую Зеландию, было убито около 20 тысяч маори и ещё десятки тысяч из потерпевших поражение племён были порабощены, ряд племён понесли потери, сильно сократившие их численность, а некоторые племена маори на Новой Зеландии и мирный народ мориори на архипелаге Чатем были почти полностью истреблены. Выжили только те племена маори, которые смогли обзавестись огнестрельным оружием в достаточном количестве. После подписания «договора Вайтанги» в 1840 году «мушкетные войны» постепенно закончились и Новая Зеландия стала владением британской короны. При этом маори потеряли независимость, но добились формального юридического равноправия с британскими гражданами.

С увеличением количества европейских мигрантов вспыхнули конфликты за землю. В конце концов, для «наведения порядка» туда прибыли английские войска, и «мушкетные» войны сменили так называемые «Новозеландские земельные войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.), продолжавшиеся вплоть до 1870-х годов. В итоге, англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию полностью, а у маори было конфискована бо́льшая часть земель. К 1891 во владении у маори осталось только 17 % земель, причём это были худшие земли.

Упадок и возрождение

Традиционное жилище маори

В начале XIX веке общая численность маори составляла, предположительно, около 100 тысяч человек. В течение XIX века численность автохтонного населения в Новой Зеландии сократилась до 40 % доконтактного уровня; основным фактором этого были завезённые болезни, к которым у маори не было иммунитета.

Одновременно со снижением численности маори шёл другой процесс: после подписания «договора Вайтанги» при поддержке колониальных властей в Новую Зеландию хлынул огромный поток европейских переселенцев. Их количество возросло с менее чем тысячи в 1831 году до 500 тысяч к 1881, при этом приезд 120 тысяч из них был оплачен британским правительством. В большинстве своём, они были молоды, в результате чего в Новой Зеландии за этот период у них родилось ещё 250 тысяч детей. Численность же маори, по переписи 1856—1857 гг., составила 56049 человек. Таким образом, маори впервые оказались меньшинством в стране, составив менее 10 % населения. По переписи 1871 года, численность маори упала до 37 520 человек, хотя Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак) считал, что это слишком заниженная цифра. В 1896 году численность маори достигла значения чуть более 42 тысяч человек, тогда как европейского населения в Новой Зеландии насчитывалось около 700 тысяч.

Политические движения маори

Флаг маори, предложенный в 1998 году

В 1850-х годах, по инициативе известного маорийского проповедника и просветителя Вирему Тамихана, была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа как политический лидер, представляющий его интересы. Должность «короля маори» не установлена как наследственная; тем не менее, до настоящего времени все короли маори были прямыми потомками Потатау Те Фероферо, первого «короля маори».

В 1892 году маорийское движение Те Котахитанга создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году этот парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века).

В XX веке видную роль в новозеландской политике сыграли маорийские деятели Джеймс Кэрролл и Апирана Нгата.

Известной представительницей народа маори является современная оперная певица Кири Те Канава.

В 1951 году в Веллингтоне была основана Лига «Благосостояние женщин-маори». Условия для создания лиги возникли в результате массового переселения маори из сёл в города Новой Зеландии. Президентом организации была выбрана Уина Купер. Через несколько лет отделения лиги открылись по всей Новой Зеландии. Лига занималась, в основном, обеспечением крова, здравоохранением и образованием женщин маори, оказавшихся в непривычной и трудной ситуации в результате переселения в города. К 1956 году лига насчитывала около 300 отделений, 88 окружных советов, и более 4000 членов.

В 1980-е годы благодаря давлению Лиги «Благосостояние женщин маори» и других организаций язык маори был признан одним из официальных языков страны, что было установлено Актом о маорийском языке от 1987 года.

7 июля 2004 года была основана Партия маори (маори Tōrangapū Māori) — политическая партия Новой Зеландии. Партия провозгласила 8 уставных «маори kaupapa» — партийных целей — и выступает, в частности, за отстаивание ценностей коренных народов и обязательное изучение культурного наследия коренного народа в новозеландских школах.

Язык

Основная статья: Маори (язык)

Язык маори относится к полинезийской группе австронезийской семьи. Внутри Полинезии относится к восточнополинезийским языкам, которые, в свою очередь, входят в подгруппу ядернополинезийских языков. Существует около десятка диалектов этого языка, особенно сильны различия групп диалектов Южного и Северного островов. Тем не менее, все диалекты языка маори взаимопонимаемы.

Хотя язык маори не относится к исчезающим, сейчас он подвергается сильнейшему вытесняющему давлению английского языка. По данным опроса 2001 года, число свободно владеющих родным языком маори составляет лишь 9 %, или около 30 тысяч человек. Перепись 2006 года выявила, что лишь 4 % населения Новой Зеландии, или 23,7 % маори, может более или менее сносно разговаривать на своём родном языке.

Традиционное хозяйство, быт и обычаи

Маори приветствуют гостя Резьба по дереву

Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Основа кухни — таро, папоротники, ямс, батат. Собака была единственным домашним животным. Двух других домашних животных, свиней и кур, широко распространённых в большей части Полинезии, до контактов с европейцами маори не знали, что указывает на раннее обособление маори от других полинезийских народов после заселения ими Новой Зеландии. Охотились маори на гигантских птиц моа, которые были истреблены в XVII—XVIII веках. Большая часть современных маори занята в сельском и лесном хозяйстве.

Искусства — ткачество, плетение, строительство лодок, развитая резьба по дереву. Основной элемент орнамента — спираль, который имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки, или божество тики. Резьбой были украшены дома — в первую очередь, общинные — нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Лодки маори имели, как правило, — один корпус без аутригера, широко распространённого в остальной Полинезии. Упоминания о двухкорпусных лодках единичны и, вероятно, вызваны ошибочной идентификацией с катамараном из-за практики маорийских рыбаков временно сцеплять два каноэ во время рыбной ловли большими сетями. Основным типом лодок были каноэ вака, достигавшие длины 70 футов (свыше 20 м).

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток или на север. Крыша — соломенная; использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, что необходимо было для утепления, поскольку климат Новой Зеландии намного холоднее, чем на Гавайях или Таити.

По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья. Маорийское искусство плетения одежды «танико» обеспечивало не только практичность, но и высокие эстетические качества одежды. Перьевой плащ, или kahu huruhuru, отражал высокий социальный статус его обладателя, а также использовался в различных церемониях. Наиболее высоко ценились плащи из перьев птиц гуйя и киви (особенно из редких особей-альбиносов). Для менее ценных, но более разнообразных по цветовому исполнению перьевых плащей использовались перья лесных голубей (белые с грудки и чёрные со спины), тёмно-синие перья местных попугаев какапо.

Кроме жилых домов, в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), «дома развлечений» (фаре-тапере), а также школы — «дома знаний» (фаре-кура), в которых опытные мастера, жрецы, художники обучали молодёжь.

Вождь маори с татуировкой на лице, 1784 год

Воины маори использовали различные виды холодного оружия — таиаха, представляющее собой шест, нечто среднее между копьём и палицей, копьё (кокири), дротик (хуата). Использовалась также короткая боевая палица мере (изготавливалась обычно из камня или китовой кости). В охоте использовали силки. Использования металлов маори до контактов с европейцами не знали. Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Инструментом для резьбы по дереву и для других работ, а также и для нанесения татуировки, был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита также делали навершия кистеней мере и наконечники боевых копий-дубинок таиаха. Кроме того, некоторые виды оружия изготавливались из китовой кости или твёрдых пород дерева.

Прежде у маори существовал ритуальный каннибализм. Съедали обычно военнопленных или убитых врагов, так как существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает.

Другой значительной традицией маори является татуировка, которой покрывали лица и тела вождей и выдающихся воинов. Татуировщики (как мужчины, так и женщины) высоко почитались в обществе маори, они много зарабатывали и считались неприкосновенными. Основное отличие маорийской татуировки та-моко от обычной заключается в том, что моко наносится на кожу с помощью специального зубила «ухи» (маори uhi), создающего на коже небольшие рубцы, а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются углубления.

Татуировка показывала высокий общественный ранг вождя и воина, поскольку на татуировку было нужно много времени и средств для оплаты услуг мастера-татуировщика. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура нанесения татуировки весьма болезненная.

Фотографии представителей народа маори

Социальные отношения

Тохунга, соблюдающий табу. Худ. Готфрид Линдауэр (англ.)русск.

Общество маори являлось стратифицированным и было устроено примерно так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почётом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» обозначали также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

Духовная культура

См. также: Мифология маори

В целом, культура маори значительно отличается от культуры других полинезийцев, причина чему — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и своё, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племён.

Маори почитают общеполинезийских богов: Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Неизвестно, существовал ли этот культ ранее или же он был создан после контактов с европейцами, в противовес проникшему сюда христианству. Кроме богов, пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Основные понятия: атуа — «бог» или «дух» вообще, мана — «магическая сила», понатури — «демон, дух, обитающий в океане», кехуа — «призрак», копуваи — «чудовище с человеческим телом и головой собаки» и др. Тики — полинезийский Адам, Хина — полинезийская Ева. Мауи — культурный герой.

Распространены песни и танцы, существовали примитивные музыкальные инструменты. Известность получили два местных танца — хака и пои.

Известна настольная игра маори восточного побережья — му-торере.

Генетическая генеалогия маори

Учёные из новозеландского Университета Отаго провели секвенирование митохондриальных геномов останков первых полинезийцев, поселившихся в Новой Зеландии. В 2012 году они полностью расшифровали митохондриальные геномы четырёх человек, считающихся у местного населения предками, захороненных в большой деревне у переката на реке Вайрау более 700 лет назад.

Результаты анализа оказались неожиданными для учёных: расшифровка обнаружила большое генетическое разнообразие предков маори, в то время как у современных маори наблюдается значительная однородность генетического материала. Ранее этот факт было принято объяснять генетической однородностью первопоселенцев Новой Зеландии. Выдвинута версия, что важным фактором в обеднении генофонда маори является сильное сокращение численности аборигенного населения Новой Зеландии в XIX веке из-за множества инфекционных заболеваний, занесённых в результате контактов с европейцами.

> Примечания

Литература

  • Бахта В. М. Аотеароа. — М.: Мысль, 1965. — 144 с.: ил.
  • Кук Джеймс. Плавание на «Индеворе» в 1768—1771 гг. Первое кругосветное плавание капитана Джемса Кука. — М.: Географгиз, 1960.
  • Кук Джеймс. Второе кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772—1775 гг. — М.: Мысль, 1964. — 624 с.
  • Кук Джеймс. Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом Океане в 1776—1780 гг. — М.: Мысль, 1971. — 638 с.
  • Малаховский К. В. Британия южных морей. — М.: Наука, 1973. — 168 с.: ил. — «Научно-популярная серия».
  • Малаховский К. В. История Новой Зеландии / Под ред. П. И. Пучкова. — М.: Наука, 1981. — 240 с.
  • Народы и религии мира. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 928 с.
  • Рид А. В. Мифы и легенды страны маори / Пер. с англ. С. Серпинского. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1960. — 104 с.
  • Сказки и легенды Маори. Из собрания А. Рида / Пер. с англ. Ю. С. Родман. Под ред. А. М. Кондратова. — М.: Наука, 1981. — 224 с.
  • Те Ранги Хироа (Питер Бак). Мореплаватели солнечного восхода / Пер. с англ. М. В. Витова, Л. М. Паншечниковой. — М.: Географгиз, 1959. — 254 с.
  • Форстер Г. Путешествие вокруг света/Пер. с нем. М. С. Харитонова, послесл. и коммент. Д. Д. Тумаркина. — М.: Наука, Гл. ред. восточной лит-ры, 1986. — 568 с.
  • Mein Smith, Philippa. A Concise History of New Zealand. — Australia : Cambridge University Press, 2005. — ISBN 0-521-54228-6.
  • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
  • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «маори»

  • culture.co.nz (англ.) — важные сайты, посвящённые Маори.
  • Maori Culture and Traditions (англ.) — сайт о Маори.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4037433-6 · LCCN: sh85080815

Жестокое, но культурное

племя Маори

Это жестокий, кровожадный и выносливый народ. Каннибализм здесь – будничное дело, садистский способ нанесения татуировок – обычное развлечение, но культура этого племени достойна восхищения. А людей его называют Маори.

Маори – коренное население Новой Зеландии, которой сами они дали имя «Аотеарoа»: страна длинного белого облака. Maori же в переводе означает «обычный, нормальный», в племени этим словом отличали простых смертных от богов. Сегодня в мире насчитывается всего около 680 тысяч представителей «обычных».

Это племя известно не только своей воинственностью, но и ритуальными танцами, искусной резьбой по дереву, татуировками и своими легендами. А ещё «нормальные» придавали большое значение символам. Для них разные фигурки и обозначения – не просто красивые узоры – это, прежде всего, связь с потусторонним миром. Разумеется, все эти символы активно использовались в искусстве.

Начать рассказ стоит с изображения Тики – первого человека, появившегося на земле, по версии одной из легенд. Это символ плодовитости, а также самый узнаваемый знак маори. Следующим в иерархии идёт Пикуроа – перекрученная в два или три оборота спираль. Она символизирует единство, связь и бесконечность. Затем эстафетную палочку у спирали Пикуроа перехватывает Спираль Кору – скрученный лист папоротника, символ начала новой жизни. Его часто использовали и используют при нанесении татуировок и для резьбы по дереву.

Другие важные символы связаны у маори с морем, ведь эти люди были прекрасными мореплавателями. Если же говорить о суевериях и оберегах, то нельзя не упомянуть нефрит: новозеландцы верили, что он обладает большой силой и ограждает от нападений. Из зеленого камня делали украшения, иглы для татуировок и даже оружие.


Славились маори и резьбой по дереву. Это дело считалось очень почетным, и заниматься им могли только мужчины. Женщинам не разрешалось даже присутствовать во время работы! Кроме резьбы по дереву, существовала традиция наскальной резьбы, она сохранилась и до наших дней.

На скалах Майн Бэй, что на озере Таупо, современный новозеландский художник Matahi Whakataka-Brightwell вырезал изображение высотой более десяти метров! Таким образом он как бы подвел итог своего десятилетнего обучения искусству маори. Это портрет мореплавателя Ngatoroirangi, с русалкой в обнимку. На эту работу у Матахи и его четырёх помощников ушло целых четыре лета! А увидеть шедевр можно только с лодки, отплыв на определенное расстояние.

Ещё один национальный обычай Маори – танцы. Kapa Haka – это женский танец пои, в котором жонглируют шариками на верёвках. А Haka – мужской ритуальный танец, сопровождаемый грозными выкриками, часто с хоровой поддержкой. Его исполняли, призывая на помощь духов природы, или перед вступлением в бой. Сейчас Хака — армейский танец, его также обязательно исполняют на государственных церемониях и праздниках.

Самих представителей племени сейчас можно, как говорится, пересчитать по головам, но его древнее искусство органично вписалось в культуру XXI века. Например, очень популярны украшения с символикой маори, татуировки «Та-моко» и танцы с пои. Нашла отклик культура «нормальных» и в современной высокой моде: К примеру, дизайнер Жан-Поль Готье использует элементы стиля маори в своих коллекциях.

Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии — до прибытия европейцев. Численность в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

Сами маори считают, что они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина племени и всех полинезийцев — это остров Тайвань вблизи материкового Китая. Непосредственно в Новую Зеландию люди прибыли с островов Восточной Полинезии.

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Встреча с европейцами

Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Осталось известным имя голландского мореплавателч Абеля Тасмана. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: местные жители напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, с удовольствием съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом — гавайцами.

К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у местных земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.

В период между 1807 и 1845 годами между племенами Северного острова Новой Зеландии вспыхнули так называемые Мушкетные войны. Толчком к конфликту стало распространение огнестрельного оружия — мушкетов. Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. Всего в этих войнах погибло 18 с половиной тысяч маори, т.е. приблизительно пятая часть всех коренных жителей Новой Зеландии. К 1857 году в Новой Зеландии насчитывалось лишь 56 тысяч маори. Помимо войн, большой ущерб местному населению нанесли болезни, завезенные европейцами.

В 1891 году коренные жители составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной. В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.

Великобритания-«матушка спасительница»

В 1840 году Великобритания и часть вождей племён маори подписали письменный договор, получивший название Договор Вайтанги, в соответствии с положениями которого маори передавали Новую Зеландию под опеку Великобритании, но сохраняли свои имущественные права, а Великобритания получала исключительное право на покупку у них земельных угодий. Однако и после подписания договора между маори и англичанами возникали военные стычки.

Традиционная хозяйственная деятельность

Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Культуры — таро, ямс, батат. Собака была единственным домашним животным. Охотились на моа (они вымерли только в XVII—XVIII веках). Большая часть современных жителей занята в сельском и лесном хозяйстве.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать.

Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

Традиции маори

Одна из древнейших традиций этого племени – особое приветствие. При встрече в племени маори было принято соприкасаться носами. Интересно, что этот обычай присутствует и по сей день.

Один из уникальных элементов культуры – боевой танец, посредством которых предки современных жителей Новой Зеландии пытались призвать на помощь духов. Сегодня он запатентован – авторские права на исполнение этого танца принадлежат представителям племени.

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека.

Вероисповедание

Маори и по сей день очень почитают свою религию. На деле это даже не религия, а какая-то особая связь с миром духов, вселенной, всего сущего, так наверно стоит это назвать. Они проходят особые испытания, чтобы овладеть знаниями обо всем «сущем», и в конце испытаний их поджидает Туатара, она охраняет ворота к знаниям.

Туатара — это новозеландский эндемик, ящерица, которая при этом вовсе не ящерица. Некоторые учёные относят её к последнему живому представителю динозавров! Вот ли не отличный стимул махнуть в Новую Зеландию? Увидеть последнего живущего на земле мини-динозаврика! К таковым её относят, потому что у неё есть третий глаз, открытый при рождении, и зарастающий со временем. Маори же считают что третьим глазом туатара смотрит в мир духов.

Современные маори

Но к счастью, больше они себеподобных не едят! Так что можно навестить поселение маори, как говорится, без страха и упрёка. Там они встретят очень даже радушно. Научат своим традиционным приветствиям-прощаниям и танцам, накормят едой приготовленной по традиции Ханга.

В общем-то этими танцами и известны современные майори всему миру…..

Поделиться этой записью

Маори (народ)

У этого термина существуют и другие значения, см. Маори.

Маори


Те Пуни, вождь маори, XIX век

Самоназвание

Māori

Современный ареал расселения и численность

Всего: ~680 000 (2001)
Новая Зеландия:
586 000 (2001)
635 100 (2005)
Австралия:
72 956 (2001)
Великобритания:
~8,000 (до 2000-го)
США
~3,500 (2000)
Канада:
1,305 (2001)
Другие страны
~8,000 (до 2000-го)

Язык

маори, английский

Религия

религия маори, христианство

Родственные народы

другие полинезийцы, австронезийцы

Ма́ори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США.

На языке маори слово māori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

У маори существует легенда о том, как они прибыли сюда на 7 каноэ со своей прародины, Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя и другим островам, например, Гавайи, Савайи, Хива. По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племен селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа»(Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

В 1850-х годах была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа. В 1892 году маорийское движение Те Котахитанга создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году данный парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века).

В XX веке видную роль в новозеландской политике сыграли маорийские деятели Джеймс Кэрролл и Апирана Нгата. Известной представительницей народа маори является современная оперная певица Кири Те Канава.

Жилье Маори Основная статья: Маори (язык)

Язык относится к полинезийской группе австронезийской семьи. Внутри Полинезии относится к восточнополинезийским языкам, которые в свою очередь входят в подгруппу ядернополинезийских языков. Распространен не только в Новой Зеландии, но и на островах Кука (государство в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией). Там он делится на диалекты: аитутаки, аиту, куки аирани, мауке, митиаро, раротонганский.

Хозяйство, быт и традиции

Маори приветствуют гостяРезьба по дереву

Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Культуры — таро, ямс, батат. Собака была единственным домашним животным. Охотились на моа (они вымерли только в XVII—XVIII веках). Большая часть современных маори занята в сельском и лесном хозяйстве.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги, и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1-2 дома.

Флаг маори, предложенный в 1998 г.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

Распространены песни и танцы. Два собственных местных танца — хака (мужской) и пои(женский), родичи гавайской хулы. Аккомпанировали на флейте (коауау).

> Примечания

  • Полинезия
  • «Когда-то они были воинами»

> Ссылки

  • culture.co.nz (англ.) — важные сайты, посвящённые Маори.
  • Maori Culture and Traditions (англ.) — сайт о Маори.
  • Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
  • Сказки и легенды маори, из собрания А.Рида, М., 1981.
  • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
  • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.
  • Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода, М., 1959
  • Языки и диалекты мира, под ред. В. Н. Ярцевой, М., 1982.

Категории:

  • Маори
  • Полинезийские народы
  • Народы Новой Зеландии

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Маори (народ)» в других словарях:

  • МАОРИ — (самоназвание маори) народ общей численностью 320 тыс. чел., коренное население Новой Зеландии. Язык маорийский. Религиозная принадлежность верующих: протестанты, католики … Современная энциклопедия

  • Маори — (самоназвание маори) народ общей численностью 320 тыс. чел., коренное население Новой Зеландии. Язык маорийский. Религиозная принадлежность верующих: протестанты, католики. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Маори (значения) — В Викисловаре есть статья «маори» Маори: Маори (народ) полинезийский народ. Маори (язык) полинезийский язык … Википедия

  • народ — Народность, нация, национальность, племя, язык, раса. Ср … Словарь синонимов

  • МАОРИ — (самоназвание) полинезийский народ в Нов. Зеландии. 320 тыс. человек (1992). Язык маорийский. Верующие христиане (протестанты и католики) … Большой Энциклопедический словарь

  • маори — сущ., кол во синонимов: 2 • народ (200) • язык (247) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • Маори — У этого термина существуют и другие значения, см. Маори (значения). Маори … Википедия

  • Маори островов Кука — Кукский язык Самоназвание: Māori Kūki Āirani Страны: Острова Кука, Новая Зеландия Официальный статус: Острова Кука Регулирующая организация: Kopapa Reo Об … Википедия

  • маори — неизм.; мн. Народ полинезийской языковой группы, являющийся коренным населением Новой Зеландии; представители этого народа. ◁ Маори, ед. неизм.; м. и ж. Маорийский, ая, ое. * * * маори (самоназвание), полинезийский народ в Новой Зеландии.… … Энциклопедический словарь

  • маори — I неизм.; мн. см. тж. маори, маорийский Народ полинезийской языковой группы, являющийся коренным населением Новой Зеландии; представители этого народа. II см. маори; ед. неизм. м. и ж … Словарь многих выражений

Книги

  • Тайны малых народов. От басков до бушменов, Яровой Евгений Васильевич. С каждым новым поколением народы утрачивают свою самобытность, втягиваясь в процессы мировой глобализации. Особенно трудно нациям, которые так и не создали своегогосударства. Находясь под… Купить за 553 руб
  • Тайны малых народов От басков до бушменов, Яровой Е.. С каждым новым поколением народы утрачивают свою самобытность, втягиваясь в процессы мировой глобализации. Особенно трудно нациям, которые так и не создали своегогосударства. Находясь под… Купить за 420 руб
  • Тайны малых народов. От басков до бушменов, Яровой Е.В.. С каждым новым поколением народы утрачивают свою самобытность, втягиваясь в процессы мировой глобализации. Особенно трудно нациям, которые так и не создали своегогосударства. Находясь под… Купить за 351 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Маори (народ)» >>
18+ © Академик, 2000-2019

  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте

  • Скидки

Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP, Joomla, Drupal, WordPress, MODx.

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

… Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Интересные традиции. Где живут маори

Маори — коренные жители Новой Зеландии. Сейчас маори в стране — меньшинство, и живут они преимущественно на Северном острове Новой Зеландии, причем только в его северной части. Маори относятся к группе полинезийских народов, населяющих острова и архипелаги Полинезии, разбросанные в центральной и восточной части Тихого океана. Предки маори, бороздившие океан на больших каноэ в поисках земель, пригодных для обитания, появились I на архипелаге Новая Зеландия в VIII—XII вв. Мореплаватели издалека увидели длинную полоску окутанной туманом земли и, вероятно, поэтому назвали свою будущую родину Аотеароа, что означает на языке маори «Страна длинного белого облака». Почти 700 лет никто не тревожил ее новых обитателей. Маори занимались земледелием, охотой, рыболовством.

В первой половине XIX в. Новую Зеландию захватили англичане. Воинственные Ж маори оказывали упорное сопротивление. Но англичане одержали верх. Ж В 1840 г. маори отдали свою страну во владения англичанам. Взамен Британия обещала защиту прав и собственности коренных новозеландцев. Несмотря на благие намерения британцев, конфликтов с местным населением избежать не удалось — слишком большая разница была между двумя цивилизациями, к тому же чуть ли не 60% маори умерли от болезней, привезенных белыми людьми, что не могло не способствовать враждебным настроениям в маорийских племенах. Однако маори быстро убедились, что преимущества новой цивилизации значительно перевешивают ее недостатки, и достаточно быстро перешли к сотрудничеству с белыми. К концу XIX в. маори уже адаптировались к европейцам и численность коренных жителей стала быстро возрастать. Сегодня маори составляют 15% населения Новой Зеландии. В середине XX в. у маори возродился интерес к традиционной культуре. Современные маори унаследовали от предков искусство резьбы по дереву, ткачество и музыку.

Самые интересные факты

В городе Окленд на Северном острове находится Военно-исторический музей, самый крупный в Новой Зеландии. Музей представляет богатую коллекцию предметов быта и культуры маори. Наиболее ценные экспонаты — большой молитвенный дом (1878) и военное каноэ (1830). Кроме того, маори демонстрируют здесь некоторые традиционные обряды. Среди таких ритуалов и широко известный теперь боевой танец хака.

Татуировка тела и лица — одна из древнейших культурных традиций маори. Основные элементы узора — кривые линии и крупные спирали. Однако татуировка для маори не только украшение, но определенная информация, вроде знаков различия и наградных планок в армии. Татуировка воина, например, сообщала о том, к какому клану он принадлежит, и рассказывала о важных событиях в жизни этого воина, главным образом его подвигах. Сама процедура татуирования была довольно мучительной — многократное надрезание кожи без всякого обезболивания. Так что уже наличие рисунка на теле свидетельствовало о немалом мужестве человека.

Сайт интересный статей.

Солдаты Длинного белого облака: героический путь Батальона маори

Традиция использовать для ведения боевых действий подразделения, набираемые из представителей туземного населения колоний, была присуща практически всем европейским державам, имевшим заморские территории. Колониальные подразделения набирались по этническому признаку, однако командовать ими, как правило, предпочитали ставить офицеров-европейцев. По крайней мере, так было в вооруженных силах Британской империи. Опыт метрополии заимствовали и англоязычные государства – так называемые «доминионы».
Так, в Новой Зеландии было создано воинское подразделение, полностью укомплектованное маори – коренными жителями островов. 28-й батальон новозеландской армии, вошедший в историю как «Батальон маори», отметился высокой боеспособностью, смелостью своих военнослужащих (Немецкому генералу Эрвину Роммелю приписывается фраза «Дайте мне батальон маори, и я завоюю мир».), но самое главное – он давал возможность использовать воинские традиции маори в интересах не только Новой Зеландии, но и Британской империи, чьим доминионом являлось это тихоокеанское государство.

Маорийские войны
Коренной народ Новой Зеландии, маори в языковом отношении принадлежат к полинезийской группе австронезийской языковой семьи. В Полинезии маори считались одним из наиболее развитых и сильных народов. Сегодня их численность составляет около 700 000 человек, что весьма значительно для малочисленных океанийских этносов. Заселив острова Новой Зеландии примерно между IX и XIVвв., маори создали уникальную культуру, с собственными политическими и военными традициями. Они усиленно сопротивлялись любым попыткам европейских мореплавателей обосноваться на островах, имевших маорийское название «Ао Теа Роа» («Длинное белое облако»).
После распространения на островах огнестрельного оружия межплеменные столкновения, которые на земле Длинного белого облака и так были довольно частым делом, приняли более кровопролитный и ожесточенный характер. Они вошли в историю как «мушкетные войны» и стали одной из формальных причин активизации присутствия на островах англичан. В мушкетных войнах первой половины XIX века в общей сложности погибло 18,5 тысяч человек.
Применительно к 100-тысячной численности всех маори на тот период – это очень значительная цифра. Собственно говоря, колоссальные человеческие жертвы для англичан явились оправданием, как бы сказали сейчас, размещения на Новозеландских островах миротворческого контингента. Конечно, в действительности англичане ставили перед собой задачу политического и экономического подчинения новозеландских земель, но формально заявляли о том, что их присутствие на островах вызвано стремлением «привести к миру» племена маори, столь жестоко сражающиеся друг с другом.
Однако маори, естественно, не желали подчиняться колонизаторам. Наиболее активизировалось сопротивление маори британской колонизации островов, когда туда, с середины XIX века, стали приезжать многочисленные европейские переселенцы. Аборигенам Новой Зеландии не нравилось, что приезжие захватывают их земли, строят фермы и поселки. Началось вооруженное сопротивление колонизации, вошедшее в историю под названием «Маорийские войны».
Англо-маорийские войны шли в период с 1845 по 1872 гг. и характеризовались многолетним и героическим сопротивлением превосходящим силам колонизаторов. Есть определенное сходство между войнами индейцев Северной Америки против поселенцев – колонизаторов и войнам маори в Новой Зеландии. Так, маори не только сражались с английскими войсковыми подразделениями, но и нападали на поселенцев, уничтожая их фермы. Жестокость маори по отношению к белым поселенцам действительно имела место, но не следует забывать и о том, что они проявляли ее, в первую очередь, сражаясь за свое жизненное пространство, которое было оккупировано британскими колонизаторами.
Введение поста короля маори в 1850 г. не привело, как на то рассчитывали англичане, к либерализации позиций аборигенных племен по вопросу земель, на которых расселялись белые колонисты. Большая часть племен маори не желала жертвовать своими землями в интересах белых, даже при условии того, что последние были готовы предоставить маори определенную степень автономии во внутренних делах.
Поскольку к середине XIX века в Новой Зеландии появилось огнестрельное оружие, привезенное переселенцами, маори постепенно стали приобретать его себе и осваивать тактику ведения боя с огнестрельным оружием. Это существенно усложнило задачу завоевания новозеландских земель. В 1863-1864 гг. англичане направили на остров генерала Дункана Кэмерона, который был ветераном Крымской войны и имел большой боевой опыт. Несмотря на это, маори оказывали упорное сопротивление и превосходящей по численности 15-тысячной армии колонизаторов и переселенцев, не удавалось окончательно разгромить 5-тысячные отряды новозеландских аборигенов.
Лишь к концу 1870 г. британские войска покинули Новую Зеландию, а вместо них были сформированы первые воинские части доминиона, укомплектованные европейскими поселенцами. Помощь в борьбе против маорийских повстанцев им оказывали также вооруженные силы Австралии. Разумеется, в конечном итоге переселенцам удалось сломить сопротивление маори, однако определенный негатив в отношениях новозеландских властей и маори наблюдается и до сих пор. Многие маори судятся с властями острова, требуя возвращения земель, захваченных у их предков переселенцами в конце XIX века.
В конечном итоге, маори в настоящее время, даже несмотря на политику благоприятствования, проводимую новозеландскими правительствами, живут в более худших социальных и экономических условиях, чем белые. Это объясняется, прежде всего, тем, что значительная часть маори так и не смогла до конца адаптироваться к современным условиям жизни, хотя и растеряла значительную часть уникальной национальной культуры (сегодня лишь 14 % маори постоянно используют национальный язык в бытовом общении). В общем, коренные жители Новой Зеландии испытывают многие проблемы, характерные для постколониальных обществ, и даже значительные преференции в виде социальной защиты и поддержки со стороны властей не могут перекрыть негативные последствия разрушения национальной культуры в общем процессе «догоняющей модернизации» новозеландского общества.
Отмечается, что у маори выше уровень преступности, алкоголизма и наркомании, что также списывается новозеландскими социологами на феномен «гена воина», который присутствует у большей части маорийских мужчин и заставляет их в повседневной жизни вести себя агрессивно и зачастую асоциально и антисоциально. В этой ситуации нельзя не вспомнить о том, что в боевых действиях агрессивное поведение маори сыграло большую службу новозеландскому командованию и использовавшим новозеландские вооруженные силы англичанам.
Пионерский батальон маори
Интеграция маори в новозеландское общество, созданное переселенцами из Европы, прежде всего англичанами, происходила относительно медленно. И одну из важных ролей для нее сыграло привлечение маори к военной службе в новозеландской армии. Поскольку Новая Зеландия была британским доминионом, ее вооруженные силы использовались в интересах британской короны и привлекались к защите интересов Великобритании в обеих мировых войнах, а также многочисленных конфликтах в странах Юго-Восточной Азии и Океании. Формирование новозеландской армии началось в XIX веке на базе военизированных отрядов самообороны, созданных белыми поселенцами и проходивших обкатку в столкновениях с повстанцами – маори. Чуть позже, когда окончательно были сформированы вооруженные силы Новой Зеландии, Британская империя как метрополия стала активно использовать их в заморских территориях в качестве экспедиционного корпуса. Так, новозеландцы воевали в англо-бурских войнах, Первой и Второй мировых войнах и многих послевоенных конфликтах – Корейской войне, боевых действиях на Малаккском полуострове, войне во Вьетнаме, на Восточном Тиморе, в Афганистане и так далее.
Естественно, что применение новозеландской армии в боевых действиях на заморских территориях рано или поздно вызвало вопрос о том, не призывать ли на военную службу маори, поскольку в противном случае имела бы место открытая несправедливость – задачи по вооруженной защите новозеландских интересов (читай – интересов метрополии, Британской империи) осуществлялись бы исключительно белыми. Так в правительственных и парламентских кругах доминиона, коим в начале ХХ века была Новая Зеландия, стала обсуждаться идея формирования подразделения маори.
Первоначально белые новозеландцы, помня относительно недавние маорийские войны, не собирались превращать маорийские подразделения в регулярные и строевые. Предполагалось, что маори можно будет использовать во вспомогательных работах, как военно-строительные и инженерные подразделения, что минимизирует риски возможных проблем в случае волнений в маорийских частях, поскольку военные строители или инженеры в вооружении и боевой подготовке не смогут, как думали новозеландские офицеры, сравниться со строевыми подразделениями.
В 1915 году был создан Пионерский батальон маори, который включил в себя выходцев с Новой Зеландии и некоторых других тихоокеанских островов. Как следует из названия, батальон был предназначен для инженерно-саперных работ на фронте. Он состоял из четырех рот, каждая из которых включала два взвода, укомплектованных маори, и два взвода, укомплектованных европейцами. Он был включен в состав АНЗАК – Австралийско-Новозеландского армейского корпуса, состоявшего из дивизий, укомплектованных в британских доминионах Австралии и Новой Зеландии и переброшенных для ведения боевых действий на Ближнем Востоке и в Южной Европе.

Боевой путь батальона пионеров начался с отправки в учебный центр в Египте, откуда часть перебросили на Мальту и затем использовали в боевых действиях в Галлиполи, куда батальон прибыл 3 июля 1915 года. Первоначально английское командование планировало использовать маорийские части для усиления новозеландских вооруженных сил, сражающихся на Западном фронте, однако потом было решено не дробить батальон и использовать его как отдельное подразделение.
За время Первой мировой войны в батальоне прошло службу 2227 маори и 458 представителей других тихоокеанских народов. Пионеры выполняли задачи по строительству земляных оборонительных сооружений, применялись на строительстве железнодорожных линий и установке проволочных заграждений, участвовали в сельскохозяйственных работах, то есть, как и задумывалось, были скорее «трудовым» подразделением. После окончания Первой мировой батальон вернулся в Новую Зеландию, где был расформирован, а проходившие в нем службу маори демобилизованы.
В канун Второй мировой войны представители маори в Лейбористской партии Новой Зеландии начали усиленно лоббировать идею о создании нового чисто маорийского военного подразделения, что позволило бы аборигенам Новой Зеландии возродить свои боевые традиции и достойно отметиться на военной службе. Тем более, активизация боевых действий в Южной Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке требовала от британцев по возможности использовать в этих регионах войсковые части, укомплектованные людьми из стран с похожим климатом. Как и в Первую мировую войну, колониальные войска из Британской Индии плюс вооруженные силы британских доминионов – Австралии и Новой Зеландии – считались наиболее подходящими для участия в боевых действиях в Средиземноморье.
28-й Батальон маори
В 1940 году маорийское подразделение было создано как 28-й батальон в составе 2-й новозеландской дивизии. Первоначально батальон укомплектовывали маори, но на офицерские должности предпочитали ставить новозеландских офицеров европейского происхождения. Очевидно, этим командование новозеландской армии стремилось минимизировать риски возможных волнений в батальоне. Однако получилось с точностью наоборот – маорийские солдаты потребовали также и маорийских офицеров. Тем не менее, первым командиром батальона стал майор Джордж Диттмер, а его заместителем – майор Джордж Бертран, наполовину маори по национальности. Оба офицера были опытными военнослужащими, прошедшими Первую мировую войну. По мере участия батальона в боевых действиях, количество маорийских офицеров в подразделении увеличивалось, а во второй половине войны маори появились и среди командиров батальона.
Набор военнослужащих в батальон осуществлялся при консультациях с вождями маорийских племен, из числа мужчин в возрасте 21-35 лет. Первоначально велся набор только холостых мужчин, не имевших детей, однако растущая потребность в людских ресурсах привела к потому, что в военный период в батальон стали принимать и маори, имевших не более двух детей. Первоначально набрали 900 человек на должности рядового состава. Что касается офицеров, то добровольцев готовили в офицерской школе в Трентхэме. Было набрано 146 добровольцев, желающих попробовать себя в качестве офицеров маорийского батальона. Офицерам, которые призывались на военную службу из резерва, также предстояло пройти переквалификацию в военной школе, чтобы вспомнить старые боевые навыки и усвоить новые знания, в том числе военно-технического характера.
Структура батальона представляла собой пять рот, обозначаемых буквами латинского алфавита. Первая рота была штабной, четыре роты – стрелковыми. Комплектование рот осуществлялось на племенной основе, поэтому в роту «А» набирались маори из Северного Окленда, в роту «В» — маори из Роторуа, залива Пленти и района Темза-Коромандел, в роту «С» — с Гисборна и Ист-Кейпа, в роту «D» — из Вакаито, Веллингтона, Южного острова, архипелага Чатем и атолла Сикаиана.
Подготовка военнослужащих батальона затянулась, поскольку формируемое подразделение испытывало ощутимую нехватку специалистов технического профиля. Такие военные специальности как «водитель» или «связист» не могли быть укомплектованы уже подготовленными кадрами, поскольку прибывавшие из сельских районов маори не имели аналогичных гражданских специальностей. Тем не менее, 13 марта 1940 года батальон был вооружен, а после отдыха и учений, 1 мая 1940 года, был отправлен в Шотландию. К моменту отправки в батальоне числилось 39 офицеров и 642 рядовых.
Перед переброшенным в Шотландию батальоном была поставлена задача осуществления обороны Великобритании, поэтому воинскую часть проинспектировал сам король Георг, оставшийся крайне удовлетворенным боевой и физической подготовкой новозеландских военнослужащих. Однако позднее у британского командования изменились планы относительно батальона, поскольку стало очевидно, что немцы пока не смогут осуществить высадку на побережье Британских островов. Поэтому в декабре и январе 1941 года двумя партиями военнослужащие батальона были переброшены в Египет, откуда прибыли в Грецию. Грецию в это время осаждали итальянские и германские войска, стремившиеся захватить стратегические точки Средиземноморского региона. Оборона Греции британским военным командованием была доверена, в том числе, новозеландским и австралийским подразделениям. С 12 по 17 апреля 1941 г. батальон участвовал в позиционных боях с германскими войсками. 25 апреля часть была эвакуирована из Греции, потеряв за время пребывания здесь 10 человек убитыми, шесть ранеными и 94 пленными.
Далее батальон продолжил службу на Крите, где участвовал в обороне острова и провел несколько успешных операций. Парашютные части вермахта начали высадку на Крит, оборону которого осуществляли, в том числе, и маори. Последние проявляли чудеса мужества в защите острова от немецких солдат. Так, только в одном из боев — «за 42-ю улицу» — погибло 280 германских солдат, но и маори потеряли сто человек убитыми. С Крита часть была переброшена в Северную Африку. Сначала батальон находился в Египте на учениях, принимал участие в дорожном строительстве, затем был направлен в Ливию.
От Ливии до Истрии
В Ливии маорийскому батальону предстояло схватиться с одним из наиболее боеспособных соединений вермахта – Африканским корпусом, которым командовал знаменитый полководец Эрвин Роммель. Помимо роммелевцев, в Ливии дислоцировались итальянские войска, поскольку с 1912 года ливийские земли были колонизированы Италией.
Батальон участвовал в захвате города Соллум, местности Эль-Бурди, сражаясь с итальянскими войсками. В бою у деревень Айн-эль-Газала и Сиди-Магреб военнослужащим батальона удалось взять в плен тысячу итальянских военнослужащих. После кратковременного рейса в Сирию, в июне 1942 года батальон отвели в Египет, к этому же времени относится и назначение на должность командира батальона подполковника Эруэры Лав – первого маорийского офицера, назначенного на эту должность (на момент окончания войны из 10 командиров батальона 5 были маори). Другой маори, второй лейтенант Моана-Нуи-а-Кира Нгариму посмертно получил Крест Виктории, проявив мужество в бою при Меденине, где в ноябре 1942 года маорийскому батальону удалось уничтожить целый моторизованный батальон вермахта.

Начиная с периода участия батальона в боях в Северной Африке широкую известность получило исполнение военнослужащими – маори знаменитого воинского танца «Хака». Воинские пляски перед боем, как свидетельствуют современники, приводили итальянских и немецких солдат и офицеров в ужас. Кстати, сегодня этот танец традиционно исполняется новозеландскими спортсменами перед соревнованиями по регби.
«Козырем» маори всегда была рукопашная схватка. В отличие от европейских подразделений, маори не боялись идти в рукопашную даже под пули противника, чем и объясняются многочисленные потери батальона. Для культуры маори характерно стремление сходиться с противником лицом к лицу, поэтому долгое время маори в своих войнах предпочитали не использовать стреляющее и метательное оружие и только колонизация европейцами новозеландских земель способствовала распространению среди маори огнестрельного оружия. Впрочем, от традиций рукопашной схватки, как мы видим, маори не отступали даже после того, как были направлены на западный фронт.
В мае 1943 г. батальон находился в Египте, откуда был переброшен в Италию, где участвовал в многочисленных сражениях с вермахтом. Ожесточенные бои на итальянской земле принесли маори не только большое количество погибших смертью храбрых солдат и офицеров, но и боевую славу, и определенное уважение даже в глазах противника. В перечне итальянских сражений батальона нельзя не отметить бои на реке Моро, штурм Орсоньи, бои при Монтекассино. Маори принимали участие во взятии Флоренции – именно их подразделение первым вошло в город 4 августа 1944 года. В этот период батальоном командовал майор Арапэта Аватэрэ, временно занявший место заболевшего командира батальона Янга.
Конец войны батальон встретил на фронте в районе Гранароло-делл-Эмилия, участвуя в оттеснении остатков вермахта в район Триеста. За время итальянской кампании батальон потерял 230 человек убитыми и 887 ранеными. После капитуляции Германии батальон еще месяц оставался в боевой готовности, поскольку существовали разногласия по вопросу дальнейшего будущего спорных территорий в Истрии. В июле 1945 года батальон был дислоцирован в Триесте, а затем 270 военнослужащих батальона под командованием майора Дж. Бейкера были направлены для продолжения службы в составе оккупационных сил в Японии. Официальный роспуск батальона состоялся 23 января 1946 года, после прибытия в Новую Зеландию. Вторая мировая война стоила 28-му батальону 649 жизней, 1712 человек было ранено. Всего же за время войны службу в батальоне прошло 3600 новозеландских военнослужащих.
Поскольку маори имели репутацию отважных и умелых воинов, их практически во всех случаях ставили в авангард наступления. Они первыми нападали и встречали противника, что, безусловно, объясняет высокие потери среди военнослужащих батальона. Известно, что военнослужащие батальона получили большее количество наград в сражающихся частях новозеландской армии. Второй лейтенант Моана-Ну-а-Кива Нгариму был награжден Крестом Виктории, военнослужащие батальона также получили 7 орденов «За безупречную службу», 1 орден Британской империи, 21 Военный крест с тремя пряжками, 51 Воинскую медаль, 1 Медаль Почета и 1 медаль Британской империи, 13 медалей «За безупречную службу». Генерал-лейтенант Бернард Фрейберг, командовавший второй новозеландской дивизией, в состав которой и входил 28-й батальон маори, отмечал, что ни одна другая пехотная часть не воевала столь отважно, как воины – маори и не понесла столь многочисленных потерь в боевых действиях.
В 2010 году, когда отмечалось 65-летие победы над гитлеровской Германией, в живых оставалось не более 50 человек, проходивших службу в легендарном 28-м батальоне маори. Церемониальные торжества в Новой Зеландии смогли посетить лишь 39 из них. Тем не менее, память об участии отважных полинезийских воинов во Второй мировой войне сохраняется и маорийские общественные организации стремятся донести ее до молодого поколения маори.
История сложилась так, что представители народа, более тридцати лет сопротивлявшегося попыткам англичан колонизировать острова «Длинного белого облака», затем геройски погибали на фронтах Первой и Второй мировых войн, испытывали все лишения воинской службы на чужбине в интересах тех самых англичан. Сражаясь за Новую Зеландию, маори дали многие воинские традиции новозеландской армии, вплоть до названий, которые в настоящее время присваиваются подразделениям вооруженных сил страны. Многие маори несут службу в вооруженных силах и полиции Новой Зеландии, в том числе выполняя боевые задачи в различных уголках мира.