Ла 176 самолет

Скорость звука и число М

Для начала давайте выясним, сверхзвук — это сколько км/ч? Какова должна быть скорость, чтобы считаться сверхзвуковой? Проблема в том, что простого и однозначного ответа на этот вопрос… Просто нет.

Есть правильный ответ — больше 1 М. Или Число Маха равное единице, это скорость звука, а выше единицы, это уже сверхзвук.

Совсем не привычное число выраженное в километрах в час. Если упростить, то объяснить можно так: скорость звука зависит о свойств среды в которой он распространяется, чем плотнее среда, тем быстрее распространяются колебания (звук это ведь волна). Таким образом на разной высоте скорость звука разная. Чем выше, тем меньше плотность воздуха и тем ниже будет местная скорость звука.

Например, скорость звука у земли (на высоте 0 км) составит 340 метров в секунду (м/с), это 1224 км/ч. И тут важно сказать что такое значение будет: при температуре +15 и давлении 750 мм. рт. ст. и относительной влажности 0%. То есть при «стандартных» условиях.

А вот на высоте 10 000 метров, на которой летают современные пассажирские лайнеры, это уже около 299 м/с (это 1076 км/ч), то есть разница довольно значительная — 12%.

Также от высоты полета и других параметров атмосферы зависит и скорость звука, и сопротивление воздуха и, соответственно, скорость которую может развить самолет.

Так вот число Маха представляет собой отношение скорости летательного аппарата к скорости звука на той высоте на которой он сейчас летит. Так удобнее, ведь на разной высоте скорость звука будет разной и чтобы понимать достигает ли самолет скорости звука, его скорость измеряют в числах М.

Если еще проще, то число М показывает сколько скоростей звука в скорости самолета на конкретной высоте (при определенных условиях среды). Если число Маха больше единицы, очевидно, мы имеем дело со сверхзвуковой скоростью. Поэтому чаще всего вы будете встречать пояснение для какой высоты указано конкретное число Маха.

Например, для Боинга 777 крейсерской скоростью считается 0,84 М (это дозвуковой летательный аппарат). То есть на высоте 10 000 метров при стандартных условиях принимая скорость звука за 1076 км/ч умножаем ее на 0,84 и получаем — 904 км/ч. По документации крейсерская скорость Boeing 777 составляет как раз 905 км/ч.

Что касается сверхзвуковых летательных аппаратов, то, по определению, их скорости должны быть больше скорости звука, то есть больше 1 М. Например у Су-27 это 2,35 М, что примерно 2 528 км/ч на высоте 10 км (скорость звука 295 м/с, а это 1062 км/ч).

Число М некоторых сверхзвуковых самолетов:

  • Су-27 — 2,35 М
  • Су-30 — 2,0 М
  • Миг-31 — 2,82 М
  • Eurofighter — 2,0 М
  • F-15 — 2,5 М
  • F-16 — 2,0 М
  • F-22 — 2,25 М
  • SR-71 — 3,3 М (3 529 км/ч)

А вот гиперзвуковые летательные аппараты:

  • Эксперементальный гиперзвуковой X-43A — 7,5 М (12 144 км/ч)
  • Эксперементальная ракета X-51 — 9,8М (12 144 км/ч)

SR-71 — самый быстрый серийный самолет

Еще одно замечание, число М, это качественная величина, а не количественная. То есть это не скорость в чистом виде, а критерий который показывает насколько скорость объекта выше скорости звука. Зачем? Затем что дозвуковые, трансзвуковые, сверхзвуковые или гиперзвуковые скорости очень сильно отличаются по сути.

Пилоту (и инженеру тоже) важно знать какой у него сейчас режим обтекания самолета (дозвуковой, трансзвуковой или сверхзвуковой). Например, во многих указателях скорости есть отдельный циферблат показывающий значение числа Маха в дополнению к приборной скорости.

На картинке в начале этого повествования изображен трансзвуковой режим. Это значит, что сам самолет еще не превысил скорость звука, а на некоторых его участках (на фото это очень хорошо видно по белым «клиньям») скорость обтекания уже достигла скорости звука. Поэтому и образовались скачки уплотнения которые хорошо видны благодаря образованию конденсата позади них.

Ла-168

Ла-168

Тип

экспериментальный истребитель

Разработчик

ОКБ-301

Производитель

Авиазавод № 301

Главный конструктор

С. А. Лавочкин

Первый полёт

22 апреля 1948 года

Конец эксплуатации

19 февраля 1949 года

Статус

серийно не строился

Эксплуатанты

ВВС СССР

Годы производства

1948 год

Единиц произведено

Базовая модель

Ла-160

Варианты

Ла-15
Ла-176

Медиафайлы на Викискладе

Ла-168 (по классификации НАТО — Type 15) — советский опытный реактивный истребитель, создан ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Совершил первый полёт в апреле 1948 года. Изготовлен в единственном экземпляре.

История создания

Разработка

Уже после сообщения о возможности приобретения британских ТРД «Нин» и «Дервент», в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина были развернуты работы по созданию реактивного истребителя «168» с двигателем Роллс-ройс Нин. Ввиду того, что самого двигателя в распоряжении С.А.Лавочкина ещё не было, конструирование самолёта проходило на основе технической документации к британскому двигателю. Схема нового самолёта была иной, чем у ранее созданных в этом коллективе. С.А. Лавочкин отошел от реданной схемы, истребитель «168» представлял собой высокоплан со стреловидным крылом, а двигатель был расположен в хвостовой части фюзеляжа. В целом, за исключением небольших отличий, связанных с использованием другой силовой установки, он был идентичен истребителю «174», прототипу будущего Ла-15.

В соответствии с первым заданием «168» должен был иметь следующие характеристики:

  • Максимальная скорость у земли – 1000 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте 5000 метров – 1000 км/ч
  • Время подъема на высоту 5000 метров – 4 минуты
  • Дальность полета – 1200 км
  • Практический потолок – 13000 метров
  • Разбег – 800 метров
  • Пробег – 900 метров

В апреле 1948 года, самолёт был построен, но после появления двигателей РД-45 для него, требования изменились и выглядели следующим образом:

  • Максимальная скорость у земли – 1030 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте 5000 метров – 1060 км/ч
  • Время подъема на высоту 5000 метров – 2,5 минуты
  • Дальность полета – 1200 км
  • Дальность полета с подвесным баком – 1600 км
  • Практический потолок – 13000 метров
  • Разбег – 620 метров
  • Пробег – 500 метров

Испытания

Для проведения заводских испытаний назначили лётчика-испытателя И. Е. Фёдорова, и ведущего инженера И. Д. Цыганова. 22 апреля Фёдоров впервые поднял «168» в воздух. В октябре самолёт отправили ГК НИИ ВВС на государственные испытания, которые закончились 19 февраля следующего года.

Во время госиспытаний произошла авария, когда лётчик-испытатель В. И. Хомяков на высоте около 15000 метров дал залп изо всех пушек – лопнуло остекление фонаря. Лётчик потерял сознание из-за декомпрессии и очнулся в пикирующем истребителе на высоте 4000 метров. Однако, несмотря ни на что, Хомякову удалось выйти из пике и посадить истребитель на аэродром.

По результатам государственных испытаний самолёт был оценён следующим образом:

  • Самолёт устойчив на всех режимах полёта.
  • Имеет хорошие скоростные характеристики на всех высотах.
  • По скороподъёмности превосходит все имеющиеся отечественные истребители.
  • Обладает хорошей манёвренностью.

В целом, практически по всем параметрам Ла-168 превосходил МиГ-15, однако, несмотря на все усилия Лавочкина в серию запущен не был. Во-первых, строевые лётчики уже осваивали МиГ-15, во-вторых, ВВС решили унифицировать парк истребителей и не хотели принимать на вооружение два аналогичных типа боевых машин, и в-третьих, сказалось большая, нежели у МиГ-15 сложность в производстве Ла-168.

Развитием истребителя «168» стал самолёт «176» той же конструкции, но с более мощным двигателем ВК-1.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Шавров, 1988; Якубович, 2008.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 10,56 м
  • Размах крыла: 8,83 м
  • Высота: 2,6 м
  • Площадь крыла: 18,08 м²
  • Стреловидность по передней кромке: 37° 20′
  • Масса пустого: 2973 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3730 кг
  • Максимальная взлётная масса: 4412 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 873 кг
  • Объём топливных баков: 1230 л (+ 1 × 610 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРД РД-45
  • Тяга: 1 × 22,3 кН (2270 кгс)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 1084 км/ч на 2750 м (М=0,982)
  • Практическая дальность: 1275 км
  • Продолжительность полёта: 2,2 ч
  • Практический потолок: 14 570 м
  • Время набора высоты: 10000 м за 9,3 минуты
  • Время виража: 32,8 секунды на 5000 м
  • Нагрузка на крыло: 244 кг/м²
  • Длина разбега: 500 м
  • Длина пробега: 500 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:
    • 1 × 37 мм пушка Н-37
    • 2 × 23 мм пушки НР-23

Примечания

  • Николай Якубович. Истребители Лавочкина. Сломавшие хребет Люфтваффе. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2008. — С. 288-292. — 416 с. — (Война и мы. Советская авиация). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-27288-4.
  • Подрепный Е.И. Реактивный прорыв Сталина. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2008. — С. 167-168. — ISBN 9785-5-699-26891-7.
  • Валерий Багратинов. Крылья России. — М.: «Эксмо», 2005. — С. 683-684. — ISBN 5-699-13732-7.
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.

Ссылки

  • Ла-168 на сайте «Уголок неба».

Самолёты и ракеты ОКБ-301, ОКБ-21, ОКБ-31

Истребители / Перехватчики

Опытные самолёты

БПЛА

Ракеты «воздух-воздух»

Ракеты «земля-воздух»

Крылатые ракеты

Ла-168
Тип экспериментальный истребитель
Разработчик ОКБ-301
Производитель авиазавод №301
Главный конструктор С.А.Лавочкин
Первый полёт 22 апреля 1948 года
Конец эксплуатации 19 февраля 1949 года
Статус серийно не строился
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 1948
Единиц произведено 1

Ла-168 (по классификации НАТО — Type 15) — опытный реактивный истребитель создан ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина. Совершил первый полёт в апреле 1948 года. Изготовлен в единственном экземпляре.

Яка кількість теплоти необхідна щоб розплавити 50 грам золота взятого при температурі 1065 градусів цельсія? A=0,5м/с2 t=4с помогите пожалуйста!!!! ​ Каким давлением обладают 4 грамма кислорода, заключённые в одном кубическом метре при температуре 300К (молярная масса кислорода 0,032 кг/моль, R=8,3Д ж/моль*К) Вычислить работу силы f = {3; -2; 4}, если ее точка приложения двигалась прямолинейно, перемещается вдоль вектора a = {-1; 2; 6} Первоначальная длина пружины 12 см, после того как был подъвешин груз длина поужины равна 22 см​ До какой температуры нагреется стальная загатовка массой 1.5 кг , если на ее нагрев пойдет вся тепгтаьот сжиганияь50 грамм древесного угля Помогите! Срочно! 30 баллов 13)Закон изменения полной механической энергии (определение и формула). 14)Закон сохранения механической энергии (определе ние и формула). Поверхнею озера зі швидкістю 1 м/с по-ширюється хвиля, профіль якої має вигляд сину-соїди, зображеної на рисунку. Визначте довжинухвилі та період верт икальних коливань поплавкана поверхні озера.​ Очень срочно!На решітку нормально до її поверхні падає монохраматичне світло, довжина хвилі якого дорівнює 500нм. Решітка містить 500 штрихів на 1мм. Установіть відповідність між фізичною величиною та її числовим значенням. 1. Період решітки, у мкм.2. Максимальний порядок спектра.3. Кількість дифракційних максимумів.4. Максимальна довжина хвиль, які можна спостерігати у спектрі 4 порядку, мкм.А. 0.4 Б. 2В. 9Г. 0.5Д. 4 Що означає N у фізиці і формулу її знаходження