Кто такой военный атташе?

5. Военные атташе. История развития. Порядок назначения

В юридической литературе вопрос о правовом урегулировании деятельности военных атташе разработан слабо. Имеющиеся учебники по международному праву этого вопроса не касаются. Однако ознакомление юристов с этим достаточно важным международно- правовым институтом, с функциями и правовым положением военных атташе представляет несомненный интерес.

При установлении военно-дипломатических отношений в отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запроса агремана. По прибытии в страну пребывания военный атташе представляется военному министру и министру иностранных дел. Согласие государства запрашивается также на помощников военного атташе.

Атташе от фр. attache прикрепленный. Атташе — это младший дипломатический ранг или должность дипломатического работника. Лицо, прикомандированное к дипломатическому представительству для изучения специальных вопросов и представляющее соответствующее ведомство своей страны перед ведомствами страны пребывания. При дипломатическом представительстве могут состоять военные, военно-

морские, военно-воздушные атташе и др. . Военные, военно-морские, военно-воздушные атташе представляют соответствующие виды (рода) войск Вооруженных Сил своей страны перед командованием Вооруженных Сил государства пребывания. Одновременно они являются советниками дипломатического представителя по военным вопросам. Необходимость включения подобных специалистов в состав дипломатического представительства вызвана важностью обмена сведениями военного характера между государствами. В начале 19-го века сложилась практика официального обмена постоянными военно- дипломатическими представителями, не входящими в состав посольств и миссий. Началу такой практике положили Россия и Франция, которые в 1810 году обменялись личными адъютантами монархов. Уже в 30-ые годы 19-го века военные специалисты официально аккредитовались при посольствах в качестве «военных полномочных представителей» и «военных агентов» (Россия), военных секретарей посольств» (Великобритания), «поверенных в военных делах» (Пруссия). Во Франции прикомандированные к посольствам офицеры именовались «военными атташе», именно это наименование было воспринято мировой практикой. В 60-е годы 19-го века произошло международно- правовое закрепление института военных атташе как постоянных военно-дипломатических представителей при посольствах и миссиях. После первой мировой войны к военным, военно-морским атташе прибавились военно-воздушные атташе.

17 Военный энциклопедический словарь. М.: «ОНИКС 21 век» 2002 г. стр.100.

Российская Федерация поддерживает активные военно- дипломатические отношения более чем с 81 государством, где аккредитованы военно-дипломатические представители России. В свою очередь в Российской Федерации аккредитованы военно- дипломатические представители более чем 60-ти государств. Персонал военно-дипломатического представительства по своему правовому положению делится на три группы: сотрудники, имеющие дипломатический статус и, являющиеся частью дипломатического корпуса (военные, военно-морские, военно-воздушные атташе и члены их семей, а также их помощники и члены их семей), административно- технический и обслуживающий персонал.

Все военные атташе в стране пребывания аккредитуются при военном ведомстве. Совокупность военных атташе составляет корпус военных атташе, во главе которого стоит дуайен (старейшина). Дуайеном является, как правило, старший по рангу, а при равных рангах — первый по времени прибытия в данное государство. Корпус военных атташе, так же как и дипломатический корпус, имеет представительский характер: присутствует на военных маневрах, парадах и т. д. Дуайен представляет военных атташе перед военным ведомством (военным министром).

Деятельность военно-дипломатического представительства осуществляется на основе международного права, согласно которому сбор информации о состоянии вооруженных сил и военно- экономическом потенциале страны пребывания должен осуществляться только легальными средствами. Наравне с другими сотрудниками дипломатического представительства, военные атташе обязаны уважать законы и правила страны пребывания, не вмешиваться в её внутренние дела.

К функциям военного атташе следует отнести представительство своей армии и сбор информации о вооруженных силах страны пребывания. Военный атташе представляет свои вооруженные силы и свое командование в иностранном государстве. С этой целью он присутствует на парадах, маневрах, посещает воинские части, военное ведомство и т.д. Представительская функция заметно расширяется в военное время, когда военные атташе непосредственно (а не через посла) участвуют в переговорах с представителями страны пребывания (например, в союзном государстве) о координации действий. Военные атташе, находящиеся во время войны в нейтральном государстве, наблюдают за соблюдением им нейтралитета. Значительный круг обязанностей возлагается на военных атташе в связи с пребыванием военных кораблей его страны во внутренних и территориальных водах страны пребывания.

Военные атташе сносятся с военными властями страны пребывания с помощью отдела внешних сношений военного ведомства. В этом отделе военный атташе получает различные справки, материалы, печатные издания, интересующие военных атташе, а также разрешения на посещение воинских частей, военных учебных заведений, учений, маневров и др. При посещении воинских частей военного атташе, как правило, сопровождает сотрудник отдела внешних сношений военного ведомства.

Важной функцией, которую выполняет военный атташе, является сбор информации об армии страны, где он работает. Военный атташе должен в любое время предоставить послу все необходимые сведения о вооруженных силах страны пребывания, о военном значении тех или иных событий во внутренней жизни государства. В связи с выполнением функции по сбору информации об армии страны пребывания возникает вопрос об источниках получения такой информации. Деятельность военного атташе должна соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, согласно которым сбор подобной информации должен осуществляться только легальными средствами. Сотрудники военного атташе обязаны уважать законы и обычаи страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние дела. Помимо официальных источников военный атташе ведет личные наблюдения; с этой целью он присутствует на военных учениях и маневрах, парадах, посещает военные объекты, совершает поездки по стране с разрешения военного ведомства.

Вместе с тем при осуществлении своих служебных обязанностей сотрудники военно-дипломатического представительства пользуются соответствующими привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.

В первый день войны немецких подданных на территории СССР было в разы меньше, чем советских граждан в Германии. Это объяснимо. Берлин начал возвращать своих соотечественников на родину задолго до начала вторжения в Советский Союз.

22 июня 1941 года в 5 утра германский посланник в Москве Вернер фон Шуленбург передал наркому иностранных дел СССР Молотову ноту об объявлении войны. Посол сожалел, что не мог сообщить об этом ранее, так как телеграмма из Берлина была получены только ночью. Точно такая же нота будет вручена советскому послу в Германии Деканозову, заверил Шуленбург.

По словам присутствовавшего на встрече сотрудника НКИД Гостева, Молотов спросил Шуленбурга: «Для чего Германия заключала пакт о ненападении, когда так легко его порвала?» Посол в ответ лишь заявил, что ничего кроме уже сказанного добавить не может. Шуленбург также заметил, что инструкций по эвакуации сотрудников посольства и представителей германских фирм у него нет. Таковых, по немецким данным, в СССР оставалось 120 человек.

Учитывая, что Румыния и Финляндия вслед за Германией собирались вступить в войну с Советским Союзом, эвакуация через эти территории не представлялась возможной. Шуленбург предложил вывозить немецких граждан через советско-турецкую границу. Он попросил Молотова отнестись к подданным рейха как можно более лояльно и обещал, что к советским гражданам в Германии будет проявлено аналогичное отношение.

Позднее в тот же день 22 июня Шуленбург пишет Молотову письмо, в котором ещё раз затрагивает вопрос об эвакуации немецких представителей, отмечая, что таковые, кроме Москвы, остались в Ленинграде, Риге, Таллине, Батуми и Владивостоке. Четырёх немецких граждан, находившихся в Приморье, предлагалось переправить через советско-маньчжурскую границу.

23 июня в здании германского посольства состоялась встреча между заведующим Центральноевропейским отделом НКИД Владимиром Павловым и советником Шуленбурга Вальтером. В своём дневнике Павлов записал, что Вальтер, имевший накануне разговор с Берлином, гарантировал благожелательное отношение к членам советского посольства и торгпредства в Германии и даже пообещал, что до эвакуации они будут размещены в комфортабельном берлинском отеле.

В Германии к началу войны оставалось 325 советских посольских работников и членов их семей, а также около 700 граждан, находившихся там в командировке. Если первых немецкие власти определённо обещали переправить в СССР, то по остальным гарантий не давали, так как, по словам немецкой стороны, «в военное время эвакуация ограничивается рамками посольства и консульств».

В Берлине ноту об объявлении войны СССР советскому послу Владимиру Деканозову вручил рейхс-министр Иоахим фон Риббентроп. Деканозов назвал это «наглой, ничем не спровоцированной агрессией». Риббентроп, оправдываясь, сослался на личное решение фюрера и добавил: «Передайте в Москве, что я был против».

Первое, что стали делать работники советского посольства, – уточнять списки всех соотечественников, оставшихся в Германии и на территории оккупированных стран, а также сжигать консульские архивы. Очень скоро в советское посольство нагрянули представители гестапо и приказали всем собираться на внутреннем дворе. В здании торгпредства гестаповцы арестовали четверых сотрудников, застав их за уничтожением документов.

Тех, кто не успел выехать со своих квартир, сразу отправляли в концлагеря. Кроме этого, были захвачены все советские суда, находившиеся на тот момент в германских портах. Примечательно, что в советских гаванях к началу войны не осталось ни одного немецкого корабля, последние суда в спешке покинули СССР ещё 21 июня.

По воспоминаниям членов советского консульства, эвакуация наших граждан сопровождалась многочисленными издевательствами со стороны немецких властей и полиции. Им отказывали в питании, медицинском обслуживании и удовлетворении элементарных бытовых нужд. Только после настойчивых требований Деканозова германские власти разрешили посольским работникам закупить продукты в одном из берлинских магазинов.

Советское правительство делало всё возможное, чтобы советские граждане поскорее вернулись на родину. Благодаря инициативе Кремля удалось договориться со Швецией, чтобы она представляла интересы советской стороны. Интересы немцев в СССР защищала Болгария.

Руководство рейха настаивало на том, что обмен нужно производить по схеме 1:1, но в таком случае на родину вернулось бы только 120 советских граждан, что категорически не устраивало Москву. Невероятных усилий стоило советскому руководству заставить немцев менять «всех на всех». В германском МИДе пообещали в течение нескольких дней переправить всех советских граждан из Германии и оккупированных стран в Берлин. 2 июля все они были готовы к эвакуации в СССР.

Их размесили в двух эшелонах: членов дипмиссии в спальных вагонах с мягкими двухместными купе, интернированных из концлагерей погрузили в тесные вагоны с сидячими местами. Последних «набивали» в купе по 8-10 человек, некоторые даже не имели возможности сидеть. Питание на маршруте было просто отвратительным, не пища, а «непотребный суррогат».

Неожиданно ко всему прочему немцы изменили свои планы, намереваясь произвести обмен не на турецко-советской, а на югославо-болгарской границе. Только благодаря вмешательству шведских представителей, сопровождавших советских граждан, удалось вынудить немецкую сторону выполнить прежние договоренности.

К немецким интернированным в СССР было совершенно иное отношение. 24 июня они были размещены в доме отдыха Костромского льнокомбината. Им отвели 3 двухэтажных особняка с кухней и обслуживающим персоналом, обеспечили питанием согласно санаторным нормам, каждые три дня им полагался медицинский осмотр.

В Ленинакан, где должна была состояться передача интернированных немецкой стороне, их отправили в начале июля с Ярославского вокзала Москвы. Поезд, в котором перевозили германских подданных, состоял из 5 вагонов – двух повышенной комфортности и трёх жёстких с деревянными лавками. Если в Костроме их кормили бесплатно, то в дороге они должны были покупать продукты за свои деньги.

Обмен несколько раз откладывался, в конечном итоге он состоялся 19 июля. Советских граждан доставили в турецкий Эдирне, немцев в Ленинакан. Немецкие дипломаты выразили удовлетворение теми условиям, которыми их обеспечили в поездке. Чего нельзя сказать о советских гражданах, многим из которых чудом удалось избежать отправки в германские концлагеря.

>

Военный атташе>Военный атташе

Введение

    1 История военной дипломатии 2 Современность 3 Функции

Источники

Введение

Военный атташе — военный эксперт, должностное лицо ( офицер, генерал), который является официальным военно-дипломатическим представителем армии своего государства в стране пребывания.

Одновременно является советником дипломатического представителя по военным вопросам. Одним из направлений работы военного атташе является также уход за воинскими захоронениями своей страны на территории этой государства.

Он поддерживает постоянную связь между военными ведомствами (министерствами) обеих стран. На парадах, маневрах и других церемониях военного характера военный атташе является представителем армии своей страны.

Часто военный атташе (или атташе по вопросам обороны) имеет штат сотрудников, называемый военный атташат. В него могут входить военно-морские, военно-воздушные атташе и их помощники, а также просто аккредитованные сотрудники военного атташе.

1. История военной дипломатии

Дипломатия, разведка и военная дипломатия возникли и развивались практически одновременно. Эти виды деятельности перекликаются друг с другом. В разные времена эти виды деятельности связывали лишь с дипломатией. Но при исследовании военной дипломатии можно найти много аспектов, с помощью которых даже разведка отличается от военной дипломатии. В современном мире можно говорить, что разведывательная деятельность есть то самое, что и военная дипломатия. В них одинаковые цели, но методы сильно отличаются. Целью выступает защита интересов граждан путем сбора информации в зарубежных странах, в частности информация о планах и действиях правительств этих стран. Методы сбора информации различные и источники информации резко отличаются. Данные разведывательных управлений трудно проверить, поэтому они в большинстве случаев не проверяются. Дипломаты и военные атташе в своей деятельности опираются на Венскую конвенцию 1961 г., поэтому их информацию можно проследить и легче обнаружить источник информации ибо их источники не являются секретными.

Вопреки разницы в методах работы, долгое время дипломатов считали шпионами. Особенно в 40-70 х гг 20в., Когда разведывательные управления начали зарождаться в большинстве стран мира, тогда возникли МИ 5 и МИ 6 в Англии и служба КУ во Франции. Это было потому, что представители этих спец служб во многих случаях работали в дипломатических представительствах и взаимодействовали с дипломатами. Этот факт подтвердила Англия, когда в 80-х гг 20в. признала существование второго Форин Офиса ( англ. secret intiligence office ). Кроме того все время вспоминалась фраза Абрахама Уиксефорта: «Посол — почетный шпион». Но деятельность дипломатов и военных атташе является официальной и в большинстве случаев такой в ??действительности то разведывательная деятельность является неофициальной. Таким образом военная дипломатия и деятельность военных атташе не похожа на деятельность гражданских дипломатов и разведчиков.

Целью военной дипломатии можно определить сотрудничество различных государств в военной сфере и защиту государствами интересов своих граждан путем сбора информации. Это официальная деятельность государств, которая призвана облегчить сотрудничество государств в военной сфере. Одной из основных задач военных атташе и вообще военной дипломатии является информационно-аналитическое обеспечение государственного военно-политического руководства. В отличие от гражданской дипломатии, опирающейся на социальные, экономические, культурные и политические направления, военная дипломатия полностью сосредоточена на военном аспекте. Информация получаемая официально от руководителей страны пребывания и Министерства обороны и прессы. А это требует от военных дипломатов умения анализировать и разбираться в политических, технических, технологических вопросах и быть в постоянном контакте с собственным Министерством обороны.

Нужно отличать военных дипломатов от шпионов ибо военные дипломаты должны осуществлять официальные контакты между военными ведомствами. Для обеспечения этой деятельности государства Министерства обороны отправляют офицеров, которые временно находятся на службе в Министерстве Иностранных Дел. Они являются аккредитованными при Министерстве обороны страны пребывания. Кроме того, что они поддерживают связь с Министерством обороны, они являются консультантами глав дипломатических представительств по военным вопросам. Эти офицеры являются военными или военно-морскими или военно-воздушными атташе. Среди военных они особой социальной и профессиональной категории армейской касты. Иногда военные атташе имеют свой собственный штат и является фактически основным лицами после глав дипломатических представительств. В своей деятельности они опираются на Венскую конвенцию 1961 г., акты внутреннего права и различные внутриведомственные инструкции. Военные атташе наделены дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Но в Венской конвенции о дипломатических служащих не имеет отдельного раздела или статьи, которые бы регулировали статус военных атташе. Конвенция включает военных атташе в состав дипломатического персонала и все, что изложено в ней касается так же и военных дипломатов. Существует только одно замечание, по поводу назначения на должность. В отличие от других членов дипломатического персонала, военные атташе получают консентман, который выступает в роли согласия на деятельность данного должностного лица. Само назначение носит двойственный характер, потому что нота направляется ведомства иностранных дел и оборонного ведомства где рассматривается данная кандидатура. В этой ситуации основная ответственность возложена на Министерство обороны.

Эта процедура отдельно не прописана в Венской конвенции 1961 о дипломатических служащих, но в ст. 7 указано: «… что касается военных, военно-морских и виськово-воздушных атташе то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались и согласовывались». С момента, когда будущий военный атташе получил консентман, он вписывается в дипломатического персонала и приступает к выполнению своих функций. А функции этих должностных лиц детально выписаны во внутригосударственных законах и внутриведомственных актах. В Украине основным документом является «положение о порядке взаимоотношений между Министерством обороны Украины и военными атташе иностранных государств».

Военная дипломатия зародилась давно, но процесс ее становления затянулся на много лет, только в первой трети XIX века приобретя определенных общепринятых форм. Впервые понятие «военный атташе» встречается в приказе, изданном по военному ведомству Франции, датированном 23 февраля 1833 года где в частности указывалось, что «офицеры генерального штаба могут быть прикрепленными (на французском языке атташе означает придан, прикрепленный) до посольств для выполнения дипломатических поручений

В Российской империи начало становлению института военных атташе положил император Александр II, подписав 22 июня 1856 указ о принятии «положение о военных агентов и лиц, их заменяющих». Процесс становления завершился гг И связано это с военной напряженностью, которая была тогда в мире. В Украине прототипы такой службы существовали в гг

Необходимость создания в вооруженных силах Украинского Государства специальных разведывательных органов для получения разнообразной военной, военно-политической и военно-технической информации относительно стран вероятного или действующего противника обусловливалась рядом конкретно-исторических обстоятельств.

Администрацию Гетьмана Скоропадского отмечал серьезный, конструктивный подход к военному строительству. В июне 1918 г. было реорганизовано Генеральный штаб Вооруженных сил Украины, начальником которого остался полковник О. Сливинський, занимавший эту должность и при Центральной Раде. В состав Генштаба вошли: первый генерал-квартирмейстерство, которое возглавил генерал Дроздовский, второе генерал-квартирмейстерство под руководством генерала Прохоровича. В структуре Генштаба были розвидочний отдел — главный орган военной разведки и зарубежный отдел, который организовывал работу военного атташе. 24 июля 1918 Совет Министров принял закон о всеобщей воинской обязанности и утвердил выработанный Генштабом план организации вооруженных сил.

Как свидетельствует штат Главного управления Генштаба, который был принят 21 июня 1918 г. на Совете военного министра, розвидочний отдел возглавил полковник Колосовский с помощником в ранге есаула. Отдел имел три части, направленность деятельности которых дает представление о приоритетных направлениях оборонных усилий Гетманата. Первая часть — Румыния, Болгария, Турция. Руководство частью осуществлял штаб-старшина Матвиенко. В его распоряжении находились два старших офицера для поручений, два переводчика, военный канцелярист. Вторая часть — Россия, Кавказ и другие регионы (т. е. государства, образовавшиеся после распада Российской империи). Начальником этой части был штаб-старшина Щербицкий. Ему подчинялись два старших офицера для поручений и военный канцелярист. Третья часть — связь с союзными армиями, их командованием, т. е. государствами Чотвирного блока. Руководство осуществлял старший офицер в ранге полковника Генштаба. Ему подчинялись два старших офицера для поручений, делопроизводитель, переводчик, военный канцелярист. Первая и вторая части организовывали добычу, сбор и изучение данных о военно-политическую ситуацию в странах, которые были объектами интереса, их вооруженные силы, военно-экономический потенциал, состав, расположение, состояние, характер действий и намерений их войск.

Первые военные и военно-морские атташе Украинского Государства были аккредитованы летом-осенью 1918 года в Румынии военный атташе полковник В. Середин и военно-морской атташе капитан II ранга С. Багманов), Османской империи (военный атташе полковник Васильев, которого впоследствии заменил генерал-хорунжий С. Дельвиг и военно-морской атташе капитан I ранга Зарудный), Австро-Венгрии (военно-морской атташе капитан II ранга Л. Дашкевич-Горбатський) Швейцарии (военный атташе хорунжий Л. Дроздовський. Годом позже, уже в период Директории военные атташаты были открыты при посольствах Украины во Франции, Польше, Грузии, Италии.

Таким образом, планы организации деятельности разведки направлялись на всестороннее разведывательное изучение смежных с украинским государством стран. Но главными направлениями разведывательных усилий были советская Россия и Румыния.

Как видим, начатая еще Центральной Радой работа по формированию регулярной национальной армии и ее разведки не прекращалась, но оккупационные власти не давали окончательного согласия на то, чтобы дело сдвинулось с места. Так, равноправное сотрудничество в области обмена разведывательной информацией со спецслужбами австро-германского блока так и не удалось наладить. Оккупационные власти были заинтересованы в том, чтобы Украина платила за «услуги» немецких и австро-венгерских войск, их разведки и контрразведки, а не укрепляла свою армию и спецслужбы. Документы Генштаба Украинского Государства дают определенное представление о главных формы и методы работы, которые планировалось использовать для получения секретной военной и политической информации. К этим формам принадлежали «периодическая посылка за границу секретных агентов по особым поручениям», использование «постоянных особых агентов за рубежом» (вероятно, в виду имелись завербованы граждане иностранных государств или же сотрудники нелегальных резидентур украинской разведки). Заграничная агентура и сотрудники разведки должны были организовывать «покуп… важнийших секретных документов (например, планов мобилизации), стоимость которых числится на десятки, а то и сотни тысяч рублей».

Официально концептуальные подходы к формам и методам деятельности первых военных атташе Украины изложены в утвержденной 4 сентября 1920 Главным атаманом армии УНР Петлюрой «Инструкции для военных агентов и для лиц, которые их заменяют».

Военная разведка ориентировалась и на получение информации о живую силу армий потенциальных противников, средства вооруженной борьбы, располагают, пограничную полосу, которая станет первоочередной театром военных действий. Уделялось внимание сохранению конспирации в деятельности разведки, особенно — обеспечению секретности в работе с агентурой и при проведении разведывательных операций в целом: «… Вся организация зарубежной разведки должна доставатися безусловной секретностью для всего разведывательного отдела, поскольку было бы слишком неопределенно для дела знакомит многих лиц с организацией тайной разведки…». Планировалось вести разведку и силами офицеров — разведчиков при штабах армейских с соединений и частей, «… при тех штабах и частях, при которых они состоя, и получение этим путем тех сведений, которые невозможно получить открыто». Конечно, эти разведчики должны были иметь для выполнения поставленных задач соответствующие условия и средства.

Существовала и возможность для получения разведывательной информации в пределах Украины. На ее территорию результате иммиграционных процессов попало значительное количество граждан из других регионов бывшей Российской империи. «Тысячные толпы людей осаждали консульство, — сообщал Киев генеральный консул Украинского Государства в Москве, — обращаясь с просьбой о регистрации в украинского гражданства, переезд на Украину, об охране персональной и охрану имущества… желающих зарегистрироваться, без преувеличения, десятки тысяч». Среди иммигрантов, кроме тысяч офицеров, было немало представителей технической и научной интеллигенции, деловых людей, среди которых были и носители важной для разведчиков информации.

Военная разведка использовала и технические средства, прежде радиоперехвата. В Николаеве еще в ходе мировой войны было открыто специальную школу подготовки персонала станции радиоперехвата для русской армии. Специалисты остались и начали работать в новых условиях. Для контроля радиопереговоров советских войск на крыше Генерального штаба смонтировали станцию ??радиоперехвата.

В процессе исследования получены определенные данные и о наличии в структуре Генштаба Гетманата отдельного подразделения военной контрразведки. Вопросами оперативного обеспечения вооруженных сил занимались: контрразведывательное отделение Генштаба и соответствующие службы ДДВ. Руководящим органом военной дипломатии в составе Генштаба был отдел зарубежного связи или зарубежный отдел. Именно это подразделение взял на себя основную нагрузку по формированию системы военно-дипломатического представительства Украины, поскольку военный атташат «необходим для постоянной связи с центрами мысли и военной науки дружественных государств, а также для ознакомления с положением и продвижением военных действий в них». Так, за намерениями Генштаба главными функциями военной дипломатии должны быть снабжения информацией о состоянии вооруженных сил иностранных государств и изучения лучших достижений военно-теоретической мысли за рубежом.

31 мая 1918 начальник Генштаба утвердил совершенно секретную «Инструкцию зарубежным военным агентам при представителях (по части разведывательной)». Этот документ был первым комплексным директивой относительно организации текущей работы украинского военного атташе по сбору информации о состоянии вооруженных сил и военного строительства стран аккредитации. Инструкцию можно рассматривать и как концептуальный документ по целенаправленного сбора сведений разведывательного характера, исходя из тогдашнего уровня представлений о задачах военной разведки как таковой. «Военные агенты, — говорилось в ней, — прикладывают все меры, способы и приемы для постоянного и разностороннего ухода за всеми делами жизни края и армии, стремясь возможно вичерплююче и полно представить общий рисунок военной подготовки и дополнить ее возможно больше деталями». Собранная информация должна была направляться Генштаба в отдел зарубежного связи тайным телеграфным шифром или курьером «в собственные руки». Кроме того, первого числа каждого месяца военные атташе обязывались готовить и отправлять в Генштаба подробный информационно-аналитический материал, подготовленный на основе собранных за месяц сведений. Таким образом развитие военной дипломатии наблюдался в течение освободительной борьбы гг И в своей деятельности опиралась на общепринятую в мире практику и мало чем отличалась от современной военной дипломатии, обычно не считая того, что была направлена ??на разведывательную деятельность.

2. Современность

В настоящее время также существует военная дипломатия, но она пользуется другими методами и военные атташе не шпионы, а профессиональные военные, которые разбираются в политических, технических и технологических вопросах. Сегодня в Украине, как и в других странах мира существует институт военных атташе. В своей деятельности они опираются на Венскую конвенцию 1961 г. о дипломатических служащих, внутреннее законодательство и внутриведомственные постановления. Нормативно статус военных атташе долгое время не был четко определен, то не было соответствующих законов или постановлений. В основном опирались на основополагающие нормативно-правовые акты, в частности Положение о Министерство обороны Украины ( 21 августа 1997). Согласно приказу министра обороны от 2 февраля 2000 был согласован статус военных атташе.

Положение о порядке взаимоотношений между Министерством обороны Украины и военными атташе иностранных государств и их заместителями, аккредитованными в Украине определило суть этого института и его понимание с точки зрения украинского законодательства. Положение подтвердило общепринятые нормы. Так, военные атташе аккредитуются при Министерстве иностранных дел Украины по согласованию с Министерством обороны Украины. (Ст 1 п.2). Всего статья 1 указывает, что военные атташе являются членами дипломатического персонала, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. В своей деятельности они руководствуются положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

А также указано, что это положение осуществляется с учетом принципа взаимности. То есть одной из основных категорий дипломатического права. А потому военные атташе, когда приступают к выполнению своих функций становятся членами дипломатического персонала со специфическими функциями. Порядок назначения военных атташе мало чем отличается от мировой практики. Военный атташе приступает к выполнению своих обязанностей после завершения процесса аккредитации и представления директору Департамента международного сотрудничества Министерства обороны Украины. Процесс аккредитации носит двойственный характер. Просьба в виде ноты с биографической справкой направляется в Министерство иностранных дел Украины. Министерство иностранных дел Украины в случае одобрения кандидатуры Министерством обороны направляет ответ. Если кандидатура не одобрена то ответ не направляется. Когда военный атташе прибыл в страну пребывания, он наносит первый визит в директора Департамента международного сотрудничества Министерства обороны. Так же и перед завершением своей миссии он наносит визит директору Департамента. В свою очередь Департамент должен организовать представление военного атташе первому заместителю начальника Генштаба ВСУ.

Согласно родов войск осуществляется представления других атташе. Например военно-воздушных атташе представляют начальнику штаба ВМС Украины. В военных дипломатов так же существует корпус военных атташе и определяется дуайен. Иерархия устанавливается по дате представления руководству Департамента. Дуайеном может быть военный атташе, который имеет постоянную резиденцию в г. Киев и раньше других притупил к выполнению своих обязанностей. При отсутствии дуайена, его обязанности выполняет следующий по иерархии военный атташе. Эти положения указаны в ст. 3 и ст. 5 Положения.

3. Функции

Военный атташе выполняет специфические функции. Их специфика заключается в том, что они отличаются от функций других дипломатов. Военные атташе занимаются исключительно военной сферой. Хотя задачи и цели одинаковы. Функции военных атташе можно свести к трем основным функциям обеспечения информацией собственного военно-политического ведомства, поддержание связей с Министерством обороны страны пребывания и улучшение сотрудничества в военной сфере, в случае необходимости выступать консультантом главы дипломатического представительства в военных вопросах. В Положении определены источники из которых военный атташе может взять информацию. Во-первых, это официальные контакты военного атташе с военным руководством страны пребывания, во-вторых информация СМИ и ежегодное издание «Белая Книга». Обмен информацией ограничивается в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственной тайне» и согласно международному договору о защите секретной информации между Украиной и страной, которую представляет военный атташе. (Ст. 4 Положения). Таким образом деятельность военных атташе строго ограничена и определяется соответствующими нормативно-правовыми актами. Специфичность деятельности военных атташе состоит именно в характере функций, которые они выполняют.

Военная дипломатия является важной сферой деятельности государства. Это дипломатическая деятельность в военной сфере. Специфичность военного дела обусловило появление такого института, содействует деятельности органов внешних сношений, в том числе дипломатических представительств за рубежом. Главным для понимания военной дипломатии и деятельности военных атташе есть понимание того, что она отличается от дипломатии и не является разведкой. Военная дипломатия не существует отдельно от дипломатии, но они имеют много различий. А потому важно понимание понятий дипломатия, военная дипломатия и разведка и их отличия друг от друга.

Военный атташе

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011 года.

Вое́нный атташе́ (фр. attaché «прикреплённый») — категория атташе, представитель военного ведомства при дипломатическом представительстве или миссии (сотрудник) назначившего его государства, включается в состав дипломатического корпуса и пользуется дипломатическими привилегиями и иммунитетами; аккредитуется при Министерстве иностранных дел (МИД) государства пребывания.

Назывался:

  • в русских армии и флоте до 1917 года — военный агент и военно-морской агент (морской агент).
  • в Англии — военный секретарь посольства;
  • в Пруссии — поверенный в военных делах.

История

Военные и морские агенты из офицеров сухопутного и морского ведомства содержались за границей ведущими (ранее великими) и некоторыми другими государствами (державами) при посольствах и миссиях и были предназначены для донесения своему правительству о всех изменениях в вооружённых силах того государства (державы), при которой они находились. Иногда при военных агентах могли состоять их помощники. Главная обязанность военного или морского агента заключалась

во всестороннем изучении военного устройства и военного могущества тех государств, которые поручены их наблюдению, в сборе и обработке возможно полных, точных и своевременных сведений о вооруженных силах и средствах иностранных государств

В начале XIX века практику официального обмена постоянными военно-дипломатическими представителями, не входящими в состав посольств и миссий, положили ведущие государства мира того периода — Россия и Франция, которые в 1810 году обменялись личными адъютантами (Генерал-адъютант и флигель-адъютант) императоров.

Постоянная служба военных агентов была учреждена в 1810 году по указанию военного министра России М. Б. Барклая-де-Толли, а 1857 году образована служба военно-морских агентов. За рубежи Отечества в русские посольства и представительства были направлены первые постоянные военные и морские офицеры представители сухопутного и морского ведомств. Основной их задачей являлось ведение агентурной, разведывательной работы в государствах пребывания. Добыча важных секретных сведений о вооружённых силах противников и союзников была поставлена на высокую профессиональную основу. Российская империя имела военных и военно-морских агентов в Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Риме и Константинополе. Г. И. Бутаков был в период с 1863 года по 1867 год военно-морским агентом в Англии и Франции.

Все получаемые от них сведения о ВС государств, сосредоточивались в особых разведочных бюро, в России в военно-учёном комитете главного штаба.

В Советской России и СССР были заменены словосочетания военный агент и военно-морской агент (морской агент) на военный атташе применяемое во Франции.

Военный атташе одновременно является советником дипломатического представителя по военным вопросам, пользуется привилегиями и иммунитетами наравне с дипломатическим персоналом. Одним из направлений работы военного атташе является также уход за воинскими захоронениями своей страны. Часто военный атташе (или атташе по вопросам обороны) имеет штат сотрудников, называемый военный атташат или ВАТ. В него могут входить военно-морские, военно-воздушные атташе и их помощники, а также просто аккредитованные сотрудники военного атташата. ВАТ имеет свой аппарат, в который могут входить помощники, административно-технический (технический) и обслуживающий персонал. Состав аппарата ВАТ наделяются дипломатическими привилегиями и иммунитетами в зависимости от должности, предусмотренными Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.

Контрразведчики Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР были информированы что военные атташе представительств капиталистических стран, как правило, назначаются из опытных разведчиков и используют своё положение, применяя при этом как законные, так и незаконные методы, для сбора разведывательной информации о военно-экономическом потенциале Союза.

В Российской Федерации аппараты военных атташе в иностранных государствах учреждаются в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

Неофициальной деятельностью военных атташе часто является руководство военной разведкой в той стране, в которую он прислан. Делает он это исходя из того, что пользуясь дипломатическими правами (неприкосновенность, даже при подозрении в чём либо; неприкосновенность багажа) он может вести разведдеятельность не опасаясь быть привлеченным к ответственности.

Как правило, военными атташе страны обмениваются. То есть из первой страны во вторую военный атташе поедет в том случае, если из второй страны в первую также будет направлен свой военный атташе.

Россия поддерживает активные военно-дипломатические отношения более чем с 81 государством мира, где аккредитованы её военно-дипломатические представители. А в Российской Федерации, в свою очередь, аккредитованы более чем 60 военно-дипломатических представителей зарубежных государств.

Обязанности

Военный атташе обязан:

  • по прибытии в страну пребывания представиться военному министру (министру обороны) и министру иностранных дел;
  • консультировать главу дипломатического представительства по военным вопросам;
  • официально собирать открытую информацию о вооруженных силах государства пребывания;
  • координировать оборонные программы;
  • осуществляет надзор за двусторонними и многосторонними военными учениями;
  • и другие.

> См. также

  • Атташе
  • Дипломатическая разведка
  • Резидент (разведка)
  • Стратегическая разведка

Примечания

  1. Дипломатический словарь / ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севостьянов. — издание 4-е, переработанное и дополненное. — М.: Наука, 1984. — Т. 1.
  2. 1 2 Военные агенты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Военные агенты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • П. Паренсов, Из прошлого. Воспоминания офицера Генерального Штаба. Часть 1-я. На войне. СПб.: Изд. В. Березовский, 1901 год. 444 с.
  • А. Н. Чудинов, «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910 год.
  • Контрразведывательный словарь, Высшая краснознамённая школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1972 год.
  • Дипломатический словарь, главный редактор — министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, Том I, Москва (М.) 1984 год.
  • Военный энциклопедический словарь, М., ОНИКС 21 век, 2002 год.
  • Густерин П. В. Восточный факультет Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing. — 2014. — ISBN 978-3-659-37302-2.
  • И. Новикова, Донесения военных агентов как источник для изучения российско-скандинавских отношений периода Первой мировой войны, Материалы Шестой ежегодной научной конференции (14 — 16 апреля 2004 года) Под редакцией В. Н. Барышникова, Санкт-Петербург, 2005 год.
  • И. В. Сталин, Сочинения. — Т. 18. — Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006 год. С. 133 — 134, Резолюция на сообщении военного атташе в Эстонии В. И. Тупикова (после 26 мая 1937 года),
  • М. Е. Болтунов «Дипломаты в погонах», серия: «Тайны спецслужб», Москва, издательство: «Кучково поле», 2011 год.
  • Высшая специальная школа Генерального Штаба Красной Армии
  • Кокарев К. А. Рецензия на книгу П. Густерина «Советская разведка на Ближнем и Среднем Востоке в 1920–30-х годах» // Азия и Африка сегодня. — 2014. — № 5. — С. 77.

Ссылки

  • Сайт Посольства Российской Федерации в Соединённых Штатах Мексики.

— По нашему мнению, в настоящее время предпосылки для возникновения крупномасштабной войны отсутствуют», — заявил начальник российского генерального штаба Валерий Герасимов в ответ атташе по вопросам обороны Норвегии.

Иностранца интересовала «вероятность возникновения крупномасштабной войны в перспективе до 2050 года и в каких сферах она будет вестись».

Генерал дипломатично отметил, что обстановка в мире остается нестабильной, и во многом из-за стремления «отдельных государств навязать собственные принципы суверенным странам, в том числе с использованием силовых методов».

Называть «отдельное государство» генерал не стал. Но было понятно, что дальше речь пошла о США.

— Беспрецедентное политическое, экономическое и информационное давление осуществляется на государства, пытающиеся проводить независимую политику, в том числе и на Россию. В таких условиях нельзя исключать вероятность возникновения кризисных ситуаций, которые могут выйти из-под контроля и перерасти в военный конфликт большого масштаба, — подчеркнул Герасимов.

Представитель Минобороны пояснил норвежцу, что «войны будущего могут вестись во всех сферах», так как согласно решения саммита НАТО в Лондоне космос признан «пятой операционной средой».

— Оборонный потенциал России в настоящее время и в перспективе будет поддерживаться на уровне, позволяющем отразить агрессию против нашего государства любого масштаба, из любой среды, — заверил начальник Генштаба и перешел ко второму вопросу норвежца, который интересовался также развитием Военно-морского флота России.

— Повышены темпы строительства кораблей и подводных лодок. Это связано с необходимостью обеспечения военно-морского присутствия в удаленных районах Мирового океана. Приоритет в развитии флота России отдается ракетным подводным лодкам стратегического назначения с современными баллистическими ракетами, ракетными комплексами высокоточного оружия «Калибр», «Циркон» и другим современным вооружением, — перечислял генерал.

Атташе по вопросам обороны Великобритании поинтересовался как российские военные собираются распорядиться тем боевым опытом, которые они получили в Сирии. И тут же узнал, что полученный опыт наши военные закрепили в боевых уставах, наставлениях, методических пособиях, и «находит практическое отражение в методиках подготовки и проведения учений, занятий».

Атташе Франции хотел узнать, чем обернется «расширение зоны действий российской группировки войск в Сирии и возможное наращивание ее боевого потенциала». Беспокойство понятно: все-таки Сирия бывшая французская колония.

— Достаточно для оказания эффективной помощи сирийской армии в борьбе с международными террористическими организациями. Количественный состав наших военных баз в Хмеймиме и Тартусе остается неизменным. С учетом освобождения территории в Заевфратье увеличивается объем выполняемых задач подразделениями военной полиции. В настоящее время они осуществляют патрулирование в кантонах Кобани и Джазира, а также контролируют соблюдение режима прекращения огня по периметру зоны проведения Турцией операции «Источник мира». Это потребовало привлечения дополнительных подразделений военной полиции на временной основе, — разложил французу обстановку сил средств в Сирии Герасимов.

Представителя от армии Швеции и Японии волновали планы развития Северного флота и Арктики.

— На сегодняшний день наши Вооруженные Силы способны в полной мере обеспечить безопасность судоходства в акватории Северного морского пути, в связи с чем необходимости нахождения в этом морском коридоре военных кораблей других стран нет. Мы несем особую ответственность за сохранение уникальной экосистемы в российской части Арктики, в том числе в акватории Северного морского пути — как «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации», — отрезал генерал.

Представитель военного ведомства также разъяснил присутствующим, что в Арктике совершенствуется система противовоздушной обороны, идет замена существующих образцов вооружения и военной техники на перспективные, которые займут место на новых кораблях ледового класса. Все это позволит нарастить возможности по контролю за воздушным пространством над всей акваторией Северного морского пути.

— А планируете ли вы вносить изменения в Военную доктрину, — спросил японский атташе.

— В соответствии с законодательством России Военная доктрина разрабатывается на 20 лет и при необходимости может уточняться каждые 5 лет. Безусловно, за это время в мире произошли события, которые привели к появлению новых военных опасностей и угроз России. Действующая редакция документа была утверждена президентом России в конце 2014 года, — дал ответ Герасимов, и пообещал собравшимся, что «наряду с готовностью обеспечить защиту национальных интересов Россия и в дальнейшем будет руководствоваться международным правом и выражать приверженность разрешать конфликты мирным путем».

Смотреть что такое «Военный атташе» в других словарях:

  • Военный атташе — см. Атташе … Энциклопедия права

  • Военный атташе — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

  • Военный атташе — см. Атташе … Большой юридический словарь

  • АТТАШЕ — (франц. attache, от attacher присоединять, прикрепить). Молодой дипломат, член посольства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АТТАШЕ 1) причисленные к какому либо ведомству; 2) молодые люди, состояние… … Словарь иностранных слов русского языка

  • АТТАШЕ — АТТАШЕ, нескл., муж. (франц. attaché, букв. причисленный) (дипл.). Сотрудник посольства специалист в определенном круге вопросов. Военный атташе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • атташе — АТТАШЕ, нескл., м Должностное лицо при дипломатическом представительстве, являющееся специалистом консультантом в какой л. области. Военный атташе … Толковый словарь русских существительных

  • атташе — нескл., м. Должностное лицо при дипломатической миссии для консультации в какой либо области; военный атташе, торговый атташе. ► Да уж поскорее ему звезду, папаша, а то что в самом деле атташе да атташе. // Достоевский. Униженные… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • атташе́ — нескл., м. Должностное лицо при дипломатическом представительстве, являющееся специалистом консультантом в какой л. области. Военный атташе. Торговый атташе. || Младший дипломатический ранг. … Малый академический словарь

  • атташе — неизм.; м. . Сотрудник дипломатического представительства, являющийся специалистом консультантом в какой л. области. Военный, торговый а. А. по вопросам культуры. * * * атташе (франц. attaché, буквально прикреплённый),… … Энциклопедический словарь

  • АТТАШЕ — (фр. attache, букв. прикрепленный) 1) одна из младших дипломатических должностей. В РФ и ряде других государств младший или один из младших дипломатических рангов, 2) официальное лицо, причисленное к дипломатическому представительству как… … Юридический словарь