Крылатая ракета

Крылатые ракеты — самый эффективный вид высокоточного оружия

30.04.2019 «Томагавк» — самая известная крылатая ракета в мире. Это название стало практически синонимом данного вида оружия

Мало какой крупный военный конфликт последних десятилетий обходится без применения крылатых ракет. Появившись (вернее, возродившись) в конце 70-х годов в США и Советском Союзе как отдельный класс наступательного вооружения, крылатые ракеты очень быстро превратились в один из основных видов высокоточного оружия (ВТО). Сегодня разработкой КР активно занимаются практически все ведущие военные державы мира, не является исключением и Россия: «Калибр», «Оникс», Х-35, «Буревестник» – эти названия сегодня знакомы каждому любителю военной техники.

Если политику западных держав XIX столетия именовали «дипломатией канонерок», то их нынешние способы решения международных проблем можно без преувеличения назвать «дипломатией томагавка». Причем в данном случае речь идет не об излюбленном оружии коренного населения Америки, а самой известной в мире крылатой ракете.

Что такие крылатая ракета и какими они бывают

Крылатая ракета – это беспилотный летательный аппарат одноразового применения с аэродинамическими несущими поверхностями (крылом), двигателем и автономной системой наведения. Устаревшее название этого ЛА – самолет-снаряд.

Современные крылатые ракеты – весьма многочисленный и разнообразный класс ударных летательных аппаратов. В зависимости от дальности полета КР бывают.

  • тактические (до 150 км);
  • оперативно-тактические (от 150 до 1500 км);
  • стратегические (от 1500 км).

По скорости полета крылатые ракеты делятся на:

  • дозвуковые;
  • сверхзвуковые.
  • гиперзвуковые.

По типу базирования различают следующие виды КР:

  • наземные;
  • авиационные;
  • корабельные.

В зависимости от площади и расположения несущих и управляющих поверхностей крылатые ракеты могут иметь ракетную и самолетную аэродинамическую схему.

Технические особенности, достоинства и недостатки

Конструкция разных типов крылатых ракет сходна. Все они имеют отсек для размещения топлива, боевую часть, а также двигатель с воздухозаборником. Кроме того, значительное количество КР оснащается стартовым двигателем, задача которого – придание начального ускорения летательному аппарату. Для удобства размещения в пусковом контейнере крылья нередко делают складными.

Запуск КР с боевого корабля

От обычных типов ракет они отличаются траекторией и высотой полета: как правило, полет проходит предельно низко с огибанием рельефа местности. Кроме того, современные крылатые ракеты оснащают турбореактивными или прямоточными двигателями, что позволяет им преодолевать очень значительные расстояния. От обычных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) они отличаются отсутствием наземного оператора, управляющего их полетом.

Важнейшим элементом любой КР является ее система наведения, во многом именно она определяет эффективность этого оружия. Первые крылатые ракеты использовали радиолокационные системы, которые прекрасно подходили для обнаружения кораблей на ровной морской поверхности, но плохо работали над сушей с ее сложным рельефом. Именно по этой причине КР долго оставались практически исключительно противокорабельным оружием.

В настоящее время ракеты используют более совершенные системы наведения и коррекции курса. Для определения своего месторасположения они сканируют земную поверхность, сверяя ее затем с электронными картами, заложенными в ЭВМ. Кроме того, широко используется инерциальная навигация и системы глобального позиционирования типа ГЛОНАСС или GPS.

Американская КР «Плутон» с ядерной силовой установкой. Проект так и не был реализован

Отдельно следует сказать о крылатых ракетах с ядерной силовой установкой. Созданием подобных летательных аппаратов занимались в СССР и США на заре атомной эры – в 60-е годы прошлого столетия. Американцы успешно провели огневые испытания подобного двигателя, но запускать крылатую ракету с ЯЭУ они попросту побоялись из-за высокого риска радиоактивного заражения местности. Проект был тихо закрыт.

Особенности конструкции крылатых ракет обуславливают основные преимущества и недостатки этого вида высокоточного оружия. К их несомненным достоинствам можно отнести следующее:

  • КР способны двигаться по произвольной траектории, что создает серьезные проблемы для противоракетной обороны неприятеля;
  • Использование для полета малых и сверхмалых высот значительно затрудняет их обнаружение радарами;
  • Совершенные системы навигации и наведения позволяют современным крылатым ракетам поражать с большой точностью даже малоразмерные цели.

Есть у КР и недостатки:

  • Значительная стоимость по сравнению с другими боеприпасами;
  • Относительно малая мощность всех видов боевых частей, за исключением ядерных;
  • Большинство из них имеет сравнительно небольшую скорость полета.

Основные этапы эволюции крылатых ракет

Идея создания беспилотного управляемого летательного аппарата, начиненного взрывчаткой, возникла почти сразу после появления первых самолетов. Практические разработки в этом направлении велись в нескольких странах, изобретатели предлагали разные варианты конструкции «летающей бомбы»: с радиоуправлением и с разными видами автопилотов. Однако долгое время дело не шло далее создания более или менее удачных прототипов.

В 1931 году в Британии была разработана радиоуправляемая воздушная мишень Queen. В начале войны беспилотники на ее основе использовались для ведения разведки. В 1939 году свой первый полет совершила советская крылатая ракета «212» с жидкостным двигателем, ее созданием руководил Сергей Королев. В 1944 году американцы применили против японских войск радиоуправляемые «самолеты-снаряды» TDR-1, но результаты атаки были признаны неудовлетворительными.

Первая серийная КР Фау-1. Такими «самолетами-снарядами» гитлеровцы обстреливали Великобританию

Наибольших успехов в этой области добилась гитлеровская Германия. Немецкие конструкторы сумели разработать Фау-1 – первую в мире КР, выпускавшуюся серийно. В конце войны немцы активно использовали их для бомбардировок Британии. Эта крылатая ракета оснащалась пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, имела простейший автопилот с гироскопом. Управление дальностью полета осуществлялось с помощью механического счетчика с лопастным анемометром. Как только он скручивался до нуля, подавалась команда на пикирование.

Несмотря на несовершенство конструкции и весьма посредственные характеристики – 20% Фау-1 просто отказывали при запуске – до Лондона смогли долететь более 2400 крылатых ракет. Ими было убито около 6 тыс. жителей английской столицы, еще 14 тыс. – были искалечены. Всего же немецкие ракетчики выпустили по Британии около 10 тыс. Фау-1.

После войны германские технологии попали в руки союзников. В 1947 году начались работы над созданием первой советской КР «Комета». В нашей стране в этом направлении трудились ведущие конструкторы: Челомей, Лавочкин, Микоян. В 50-е годы в Советском Союзе и США были запущены проекты межконтинентальных крылатых ракет, которые рассматривались в качестве средства доставки ядерного оружия. В 1958 году американцы приняли на вооружение КР SM-62 Snark. Ее советским аналогом была сверхзвуковая двухступенчатая «Буря», работы над которой были прекращены в 1960 году, – военные быстро поняли, что для доставки боеголовок за океан баллистические ракеты подходят куда больше.

С середины 50-х годов в Советском Союзе активно работали над крылатыми ракетами, предназначенными для поражения кораблей противника. В 1968 году на вооружение была принята ПКР «Аметист» – первая в мире ракета с возможностью подводного старта. За ней последовали «Малахит», «Гранит», «Яхонт». Примерно в это же время американцы разработали противокорабельную крылатую ракету «Гарпун», до сих пор находящуюся на вооружении.

Советская ПКР П-70 «Аметист» — первая крылатая ракета, способная стартовать из-под воды

В начале 70-х годов в США были начаты работы над проектом, который привел к созданию КР BGM-109 Tomahawk – самого известного представителя этого класса оружия. Его главной «изюминкой» стала революционная система наведения, превратившая «Томагавк» в идеальное средство для поражения важных малоразмерных целей на территории противника.

21 октября 1967 года с помощью советских ПКР П-15 «Термит», запущенных с ракетных катеров, был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это событие стало первым случаем реального применения ПКР и послужило толчком к дальнейшему развитию данного вида оружия, а также совершенствованию средств защиты от него. Позже «Термиты» успешно использовались во время индо-пакистанского конфликта 1971 года. С их помощью было потоплено несколько пакистанских боевых кораблей, а также уничтожен нефтяной терминал в Карачи.

Первым конфликтом, в котором крылатые ракеты массово применялись по наземным целям, стала война в Персидском заливе 1991 года. За время проведения этой операции американцы выпустили почти 300 «Томагавков». «Топор» показал себя, как эффективное и смертоносное оружие, поэтому без него уже не обходился ни один последующий конфликт с участием США. «Томагавки» активно использовались во время балканских войн середины и конца 90-х, второй иракской кампании, интервенции в Ливию, ими же «утюжат» сирийскую армию на протяжении последних двух лет.

Государства, способные производить крылатые ракеты

Сегодня в мире только немного стран способны разрабатывать и производить этот вид оружия. В настоящий момент наиболее продвинутыми технологиями в этой области обладает США и Россия. На пятки им наступает Китай. Среди членов этого элитарного клуба также находятся Франция и Англия, Израиль, Индия, Пакистан, Иран и Аргентина. Испытания собственной крылатой ракеты «Нептун» в настоящее время проводит Украина.

Россия

В середине 80-х годов в Советском Союзе началась разработка крылатой ракеты, которая привела к созданию целого семейства КР «Калибр». Широкой публике ракеты этого типа были впервые представлены на выставке МАКС-93. Сегодня эти КР стоят на вооружении российской армии, а также ВС Китая и Индии. «Калибры» разных модификаций неоднократно применялись во время российской операции в Сирии. Его радиус действия по наземным целям составляет 2600 км, а морским – до 350 км.

«Калибр» — это целое семейство российских крылатых ракет

Из российских разработок также следует отметить крылатую ракету Р-500, которая является частью комплекса «Искандер». Ее создание началось в середине 90-х годов, в 2013 году она стала поставляться в войска. Эта КР является модернизированной версией советской системы «Гранат». Максимальная дальность стрельбы Р-500 составляет 500 км (по другим данным, тысячу).

П-800 «Оникс» – российская противокорабельная сверхзвуковая ракета, способная поражать цели на дистанциях в 300 км. Одним из главных преимуществ этой ПКР является ее универсальность по носителям: ракету можно устанавливать на кораблях, самолетах, подводных лодках и береговых комплексах. Сегодня «Оникс» находится на вооружении ВС Вьетнама, Сирии и Индонезии.

Новейшая российская противокорабельная ракета «Яхонт». Это экспортное наименование ПКР П-800 «Оникс»

ПКР «Циркон». Новейшая российская ПКР, принятие на вооружение которой запланировано на 2019 год. Скорость полета «Циркона» достигает 8 Махов, что делает его перехват практически невозможным. Дальность стрельбы – около 400 км. В будущем этой крылатой ракетой планируют вооружить АПЛ «Ясень-М», АПЛ «Антей» и разрабатываемую подлодку пятого поколения типа «Хаски». Также эти ракеты после модернизации получат атомные крейсера «Петр Великий», «Адмирал Нахимов» и авианосец «Адмирал Кузнецов».

Крылатая ракета с ядерной силовой установкой «Буревестник». Об этой разработке отечественного ВПК впервые сообщил Владимир Путин во время своего обращения к Федеральному собранию в марте 2019 года. По его словам, данная КР будет иметь неограниченную дальность полета. Больше об этом проекте ничего не известно, часть экспертов вообще сомневается в возможности постройки такого летательного аппарата.

США

Основной крылатой ракетой американской армии остается старый добрый «Томагавк». В настоящее время наиболее используемой модификацией этой ракеты является RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятая на вооружение в 2004 году. Дальность ее полета составляет 2400 км, а КВО – 5-10 метров. Для навигации и наведения используется инерциальная система, а также спутниковое позиционирование и систему ТЕРКОМ. Кроме американских ВМС, эти ракеты стоят на вооружении военно-морских сил Британии и Испании.

В 2003 году на вооружение ВВС США была принята новая КР AGM-158 JASSM («Джазм») класса «воздух-поверхность». Дальность ее полета составляет 980 км, скорость – 0,65-0,85 Маха, проникающая боевая часть весит 450 кг. «Джазм» оснащена турбореактивным двигателем и комбинированной системой наведения, в состав которой входит ИНС, GPS и ТЕРКОМ. Кроме того, ракета имеет ИК ГСН, которая используется на конечном этапе полета. AGM-158 JASSM были использованы в апреле 2019 года при нанесении ударов западной коалиции по сирийским войскам. Российское Минобороны сообщает, что ПВО САР удалось сбить 12 выпущенных ракет, американцы заверяют, что все КР успешно поразили свои цели.

Американская КР AGM-158 JASSM поражает сирийский аэродром. Апрель 2019 года

ПКР «Гарпун» – одна из самых распространенных противокорабельных ракет в мире. Их производство началось в 1975 году, с тех пор выпущено около 7,5 тыс. экземпляров этого оружия. В настоящее время «Гарпун» находится на вооружении более двух десятков армий мира. Ракета имеет множество модификаций, наиболее современная из которых (Harpoon Block II+) прошла испытания в 2015 году. Максимальная дальность полета составляет 280 км, скорость на основном участке – 0,8 Маха. «Гарпун» неоднократно использовался в ходе боевых действий: с помощью этой ПКР Иран сумел уничтожить до 80% иракского военного флота в ходе операции «Морварид» в 1980 году.

Китай

Наиболее современными китайскими крылатыми ракетами являются ПКР YJ-81, впервые продемонстрированная в 1989 году и YJ-83, которая была принята на вооружение в 1998 году.

Дальность полета YJ-81 120 км (модификаций воздушного базирования – до 250 км), скорость – 0,8 Маха, масса боевой части составляет 165 кг. Кроме китайской армии, данная КР стоит на вооружении ВВС Пакистана.

YJ-83 – это противокорабельная ракета воздушного базирования, которая может поражать цели на дистанции в 250 км. На основном участке полета она развивает дозвуковую скорость, а при приближении к цели ускоряется до 2 Махов. Масса БЧ – 165 кг.

Франция

Exocet – одна из самых известных противокорабельных крылатых ракет. Сегодня она стоит на вооружении в армиях трех десятков стран мира. КР была разработана еще в начале 70-х годов, с тех пор неоднократно модернизировалась. «Звездным часом» Exocet стала Фолклендская война. В 1982 году с помощью этой ракеты аргентинцы потопили британский эсминец УРО «Шеффилд», позже «Экзосетами» были повреждены или потоплены еще несколько английских кораблей. Exocet активно использовались во время ирано-иракской войны, ими были уничтожены 115 иранских судов. В 1987 году ракетой Exocet, выпущенной с иракского самолета, был серьезно поврежден американский фрегат «Старк».

Французская ПКР «Экзосет». Ее последняя модификация MM.40 blok 3

Наиболее современная модификация ракеты (MM.40 blok 3) имеет дальность полета 180 км и скорость – 0,93 М. Ее система управления комбинированная – ИНС+АРГСН.

Израиль

Израильская КР Gabriel является третьей в мире противокорабельной ракетой (после советского «Термита» и шведской ПКР Robot 08). Она была принята на вооружение в 1970 году и до сих пор находится в строю: в настоящее время ЦАХАЛ использует третье поколение этих ракет – Gabriel Mk3. Данная ПКР оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, дальность полета составляет 36 км, а скорость – 0,75 М.

Крылатая ракета Gabriel успешно применялась против египетского и сирийского флота во время арабо-израильских войн 60-х и 70-х годов. Сегодня ПКР стоит на вооружении Индии, США, ЮАР, Тайваня, Азербайджана и ряда других стран.

Более полувека назад, во времена Холодной войны, крылатые ракеты уступили баллистическим нишу стратегического оружия дальнего радиуса действия. Тем не менее, благодаря своей эффективности, гибкости боевого применения и высокой точности они превратились в идеальный инструмент современных локальных войн.

Смертельное оружие XXI века: топ-10 лучших крылатых ракет мира

«Гарпун», «Томагавк», «Калибр», «Оникс» или «Брамос»: кто способен поспорить с ними за звание лучшей крылатой ракеты мира?

В последнее время именно крылатая ракета стала одним из самых смертоносных и востребованных видов вооружения. Достать врага скальпельно-точечным ударом, ликвидировать его командный бункер, потопить флагманский корабль или же провести массированную атаку позиций противника — только крылатым ракетам по силам выполнить сразу все эти задачи. Дёшево, сердито, эффективно, а, главное, без какого-либо участия пилота. Именно по этим причинам все ведущие мировые державы и страны рангом пониже стараются эффективно развивать свои технологии, направленные на постройку новых образцов этого грозного вооружения. Но кто среди них ушёл дальше всего? Чьи оружейники создали самую совершенную в мире крылатую ракету?

Ответы на этот вопросы в специальном обзоре десяти лучших крылатых ракет в мире.

10-е место: RGM-84 Harpoon Block II (США).

Открывает наш топ «американский старичок», разработки середины прошлого века, одна из самых распространённых крылатых ракет в мире, своеобразный противокорабельный «гарпун» — RGM-84 последней модификации Block II. Надёжная, отработанная система поистине универсальна и может базироваться как на суше, так и в воздухе, на воде и под водой. Но вот поражать способна лишь морские цели, да и то на очень небольшом удалении, всего в 130 километров и с не самой высокой максимальной скоростью 860 км./ч., да и несёт всего чуть больше 200 килограммов боевой нагрузки. Согласитесь, весьма и весьма скромно.

С подобными параметрами проломить современную вражескую систему ПРО и потопить серьёзный корабль по типу авианосца не помогут и всевозможные режимы захода на цель, и малые габариты ракеты. Да и носителю ракеты придется подходить на опасное расстояние. Поэтому Harpoon и занимает почётное десятое место, ради уважения к былой славе «старичка».

9-е место: RBS-15 Mk. III (Швеция).

Ещё одного «старичка» из нашего обзора шведский оружейный концерн Saab начал разрабатывать в одно время с RGM-84, но разработка, увы, затянулась и первая модификация ракеты была принята на вооружение лишь в 1985 году. Но и получилась она лучше американского конкурента. Универсальность запуска со всех возможных носителей, в два раза большая дальность полёта, практически та же самая масса боевой части и более высокая скорость полёта: RBS-15, третьей модификации более смертоносен, чем Harpoon, но и также не может применяться по наземным целям. Поэтому шведская разработка и уверено теснит американский «гарпун» в нашем рейтинге.

8-е место: SOM (Турция).

Турецкие вооруженные силы вплоть до текущего момента не имели и крылатой ракеты собственного производства, но в 2012 году всё-таки приняли на вооружение новейшую разработку — ракету SOM. Созданная в турецких конструкторских бюро SOM представляет из себя довольно компактную универсальную крылатую ракету, способную поражать не только морские, но и наземные объекты. Новейшая электроника, различные режимы поражения цели, дальность стрельбы и максимальная скорость полёта выше уровня легендарной RGM-84 — всё это удалось реализовать туркам в металле. Но всё-таки опыта в разработках подобных систем вооружений Турции всё ещё не хватает. Поэтому переплюнуть шведские и американские аналоги SOM удалось, но не более того. Диагноз: учиться и ещё раз учиться, опыт в разработках приходит со временем.

7-е место: Naval Strike Missile (Норвегия).

Норвежцы, в первую очередь, заботятся об охране морских границ собственного государства и со своей разработкой 2007 года не отстают от ведущих мировых производителей крылатых ракет. Naval Strike Missile затыкает за пояс и Harpoon, и RBS-15, и SOM. Ракета летит дальше, почти что достигает скорости звука, собрана из композитных материалов, уничтожает все цели и сама может ставить активные помехи противнику. Поэтому перехватывается системой ПРО такой «подарочек» крайне непросто.

Вот только базироваться Naval Strike Missile пока что может только на кораблях, да и несёт всего 125 килограммов боевой нагрузки. Маловато — самый низкий показатель из нашего рейтинга, поэтому только 7-е место.

6-е место: BGM-109 Tomahawk Block IV (США).

Итак, встречайте — легендарный Tomahawk. Куда же без него… Нестареющий ветеран и одна из самых известных крылатых ракет в мире открывает список тяжеловесов в нашем рейтинге.

Самая большая дальность поражения, самая насыщенная история боевого применения, весьма серьёзная масса боевой части в 450 килограмм — американский «томагавк» самая, что ни на есть серьёзная угроза для противника. Для противника не обладающего всё той же современной системой ПВО, например, стран «третьего мира». Дозвуковая скорость вкупе с невозможность маневрировать с большими перегрузками делают из американского «чуда-оружия» лёгкую мишень для новейших зенитных ракет противника.

Но всё-таки дальность полёта в 1600 километров играет значительную роль, поэтому место номер 6.

5-е место: Storm Shadow/SCALP EG (Франция-Италия-Великобритания).

Совместная разработка ведущих оружейных концернов Евросоюза должна была привести к чему-нибудь, по меньшей мере, грандиозному. Так на свет появилась уникальная, напичканная электроникой, выполненная по стелс-технологиям крылатая ракета Storm Shadow. Её боевая часть тандемного типа, массой практически в полтонны, позволяет пробивать самую серьёзную броню, а комбинированная система наведения с режимом распознавания цели поражать самые труднодоступные цели.

Казалось бы Storm Shadow должна быть лидером данного рейтинга, если бы не одно «но»…максимальная скорость. Ракета не может преодолеть сверхзвуковой барьер, а, значит, для новейших систем ПРО остаётся довольно лёгкой жертвой.

4-е место: Р-800 «Оникс/Яхонт» (Россия).

Старичок» советской разработки конца 70-х годов заслужил своё место в списке уже благодаря одному достоинству — сверхзвуковой скорости полёта в 3000 км./ч. Подобной характеристикой не обладает ни одна из представленных выше крылатых ракет, разработанных на Западе, а, значит, в прорыве современных систем ПРО «Ониксу» практически нет равных. А полнейшая унификация по основным типам носителей (надводные, подводные, наземные) и возможность применения против целей любого базирования уверено ставят российскую ракету на 4-е место.

3-е место: 3М-54 «Калибр» (Россия).

Новейшая российская оружейная система, разработанная на рубеже веков совсем недавно потрясла весь мир своими боевыми возможностями, в ходе осенних пусков ракет по позициям боевиков ДАИШ*. Потрясающая возможность базирования на всех типах носителей, в том числе и в специально замаскированных контейнерах. Потрясающая максимальная скорость полёта, почти что в три раза превышающая скорость звука. Потрясающая точность наведения и поражения. Одна из самых высоких дальностей стрельбы и самая большая масса боевой части. «Калибр» уж точно заслужил высшее место в нашем рейтинге!

Но, увы, большинство данных по российской крылатой ракете засекречено и руководствоваться мы можем лишь приблизительными параметрами. Поэтому — бронза.

2-е место: YJ-18 (Китай).

В любом рейтинге всегда найдётся своя «тёмная лошадка», в нашем — китайского производства. О крылатой ракете YJ-18 известно совсем немного: в Поднебесной всегда умели хранить свои тайны, но, судя по всему, она является серьёзной модификацией российского аналога 3М-54 «Калибр», технологии которой достались китайцам вместе с подводными лодками проекта 636.

Ну, а, что может быть лучше и смертностее улучшенного «Калибра»? Правильно, практически ничего, значит — серебро.

1-е место: BRAHMOS (Россия-Индия).

Лучше гор могут быть только горы, а лучше «Калибра» и модифицированного китайцами «Калибра» только BRAHMOS. Новейшая российско-индийская крылатая ракета, созданная на базе Р-800 «Оникс», лидирует в рейтинге.

Максимальная скорость в 3700 км./ч., смешанный профиль полёта, обеспечивающий совершенно непредсказуемую траекторию подхода к цели на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, 300 килограмм боевой части (проникающей, осколочно-фугасной, кассетной) и дальность пуска в 300 километров — спасти от BRAHMOS вряд ли сможет какая-либо ПРО. Ну, а если сюда добавить возможность базирования на любых типах носителях и возможность поражения абсолютно любых целей, то становится ясно, почему золото за ракетой российско-индийской разработки.

Ну, и напоследок — небольшое видео с красочными пусками всех представленных ракет.

* – Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Читайте iReactor в Яндексе

Авиационные крылатые ракеты: кто впереди?

На пике формы

После успешного применения корректируемых бомб JDAM в США стартовала разработка боеприпасов нового поколения. Вместо авиабомб с комплектом стабилизаторов было принято решение снабдить самолеты ВВС США и стран НАТО особыми крылатыми ракетами, пуск которых можно проводить с безопасной дистанции, не опасаясь захода в зону ПВО противника.

В результате пересмотра итогов ракетно-бомбовых ударов последних десятилетий американские разработчики пришли к выводу, что площадное поражение целей больше не составляет приоритетное направление работ. Кроме того, исходя из резкой смены вектора развития авиационных боеприпасов, они приняли решение о качественном и быстром переходе к выборочному поражению целей малыми силами и средствами.

Итогом этих работ стало серийное производство крылатых ракет AGM-158 JASSM. Однако долгое время этот тип ракет в боевых условиях не применяли – в большинстве случаев, таких как нанесение воздушных ударов по позициям боевиков в Сирии, авиация США использовала по-прежнему востребованные бомбы JDAM.

Практически сразу была создана версия ракеты с увеличенной дистанцией пуска и дальностью поражения целей. Для этого базовая ракета AGM-158 получила увеличенный топливный бак и модернизированный двухконтурный турбореактивный двигатель. В результате модернизации дальность базовой ракеты JASSM увеличилась до 975 км (против 390 у базовой версии), что позволяет авиационным соединениями ВВС США наносить удары по противнику максимально скрытно.

Однако первое боевое применение этих ракет оказалось связано с громким скандалом – несколько боеприпасов попали в руки сирийских военных после налета ВВС США на Сирию в апреле 2018 года. По некоторым данным, ракеты упали в районе пустыни, их боевая часть и навигационные блоки с электроникой хорошо сохранились. Что стало причиной выхода нескольких ракет из строя, до сих пор неизвестно – американские военные и производители ракет официальной информации по этому поводу не дают.

Кроме того, под создание этих ракет переписали и стратегию боевых действий: в апреле 2019 года стало известно, что новая схема применения ВВС США предполагает «опережающее воздействие» на противника там, где его способность обороняться будет слабее. С целью усилить эффект от такого воздействия в начале мая 2019 года были опубликованы подробности о создании новой авиационной ракеты типа «воздух-поверхность», впервые испытанной в рамках программы CHAMP еще в 2012 году.

ВВС США уделили особое внимание этим ракетам сразу по нескольким причинам. В первую очередь, стало очевидно, что в условиях противостояния с технологически развитым противником простого огневого воздействия может оказаться недостаточно. Для того чтобы усилить эффект от ракетного удара по вероятному противнику, была создана и протестирована ракета AGM-86. Ее особенность – наличие импульсного электромагнитного излучателя, который способен парализовать работу электронных систем противника: от средств связи тактического звена до всевысотных обнаружителей из состава зенитных ракетных систем объектовой ПВО.

Для этой ракеты уже выбран и тип носителей. Носить под крылом огромные магнетроны, согласно имеющейся информации, станут стратегические ракетоносцы В-52. Эта информация лишний раз подтверждает догадки о «стратегическом» значении крылатых ракет этого типа. Прочие подробности о типе и мощности боевой части ракеты AGM-86 не разглашаются.

Кроме ракет с дальностью пуска до 975 км существенных успехов в создании дальних и сверхдальних ракет у подрядчиков министерства обороны США пока не наблюдается. Программа создания таких ракет уже оформлена и выполняется, однако прорыва ожидают лишь к 2021 году. Сейчас над созданием сверхдальней крылатой ракеты для самолетов стратегической авиации трудятся Lockheed Martin и Raytheon. Крайний срок сдачи готового изделия – через два года.

Также американские производители продемонстрировали существенный прогресс в разработке противокорабельных крылатых ракет воздушного базирования. С целью удешевления разработки и наибольшей унификации новая ракета, получившая индекс AGM-158C LRASM, была создана на базе авиационных крылатых ракет AGM-158 JASSM. Известно, что этими ракетами в ближайшие несколько лет будут вооружены палубные истребители ВМС США, причем носителями спецбоеприпаса станут как самолеты F/A-18, так и истребители F-35.

Кроме того, в рамках испытательных стрельб ракеты были выпущены как из универсальных пусковых контейнеров Мк 41, так и с борта стратегического бомбардировщика B1B.

Стратегический бомбардировщик B1B

Из достоверных источников известно, что ракета создавалась в двух вариантах: дозвуковом и сверхзвуковом. В первом случае речь идет о максимальной дальности пуска в 910 км, во втором (за счет увеличения скорости и повышенной выработки топлива) дальность может составить не более 750 км. Средства поражения этого типа должны полностью закрыть потребность ВМС США в крылатых противокорабельных ракетах уже к началу 2020-х годов.

Самый серьезный проект, реализуемый в интересах ВВС США, – создание крылатой ракеты большой дальности JASSM-XR. Официально о программе разработки в США заявили в 2018 году. Сообщалось, что дальность авиационной крылатой ракеты с бетонобойной проникающей боевой частью должна составить до 1600 км. Вероятно, одна из задач, которые будут поставлены перед средствами поражения этого типа, это ликвидация авиационных соединений противника – взлетно-посадочных полос, капониров для истребителей. Разработку ракет этого типа планируют завершить к 2023 году.

Ликвидация провала

В России значительное количество крылатых ракет удалось доработать во многом благодаря возрождению и кардинальному обновлению самолетов стратегической и дальней авиации. При этом отставание в разработке и серийном производстве изделий специального назначения пришлось ликвидировать с помощью испытаний в боевых условиях. Достоверно известно, что самолеты Ту-95 и Ту-160 из состава стратегической авиации применяли несколько типов стратегических крылатых ракет Х-101 с различным составом радиоэлектронного оборудования.

На сегодняшний день Х-101 представляет собой уникальное изделие, прямой аналог которому на Западе не создан до сих пор. Дальность пуска ракеты составляет более 5 тыс. км, что не только позволяет поражать объекты противника в оперативной, тактической и стратегической глубине обороны, но и лишает силы и средства ПВО возможности наносить упреждающий и ответный удар. При этом реальные характеристики изделия не указываются, и, по некоторым данным, версия ракеты Х-101 с ядерной боевой частью (носит индекс Х-102) может иметь увеличенный отсек для хранения топлива и переработанный турбореактивный двигатель.

Эти доработки способны значительно расширить дальность пуска ракеты – прибавка к дальности базовой версии ракеты может составлять до 40%.

Кроме того, с помощью новой элементной базы были кардинально обновлены средства поражения, разработанные и принятые на вооружение еще в СССР. В частности, можно утверждать, что «вторую жизнь» получила крылатая ракета Х-55. В результате работ по переоснащению корпуса ракеты Х-555 новыми аэродинамическими поверхностями существенно снизилась ее заметность. При этом базовая версия ракеты значительно потяжелела – из-за размещения новых электронных блоков дальность крылатой дозвуковой ракеты снизилась до 2000 км (в базовой версии). Для наибольшей дальности пуска в 2500 км ракеты оснащают дополнительными конформными топливными баками.

Сравнительные характеристики авиационных ракет

Результаты опытно-боевого применения Х-555 в Сирии подтвердили заложенные в ракету характеристики – высокая дальность полета, малая радиолокационная заметность и минимальное КВО, которое составило 14 м.

В 2017 году стало известно, что на базе технологий и решений, полученных за время работ над крылатыми ракетами с низкой радиолокационной заметностью, российское МКБ «Радуга» создает перспективную субстратегическую крылатую ракету под индексом Х-50. Первые новости о разработке такой ракеты совпали с началом глубокой модернизации наиболее подходящих для таких средств поражения самолетов-носителей – Ту-160 и Ту-22М3. В ряде публикаций отмечалось, что после модернизации стратегические ракетоносцы Ту-160 будут нести до 12 ракет этого типа, а самолеты дальней авиации Ту-22М3М смогут принимать на борт до восьми ракет. Наиболее вооруженным при этом останется турбовинтовой стратегический бомбардировщик Т-95 – эта машина будет вооружена 14 ракетами Х-50.

Самая засекреченная из программ по созданию крылатых ракет воздушного базирования – ОКР по теме гиперзвуковой управляемой ракеты (ГЗУР). Говоря о гиперзвуковых ракетах такого типа, важно понимать, что обеспечение дальности в 1500–1650 км, затребованной военными, – это лишь первый, начальный этап в отработке программы. Ряд источников отмечают, что хотя на первом этапе ракета и создается как средство для борьбы с надводными целями, к середине 2020-х годов ГЗУР может получить так называемую «глобальную» версию. В отличие от современной ракеты, скорость которой ограничена отметкой в 6 М, «глобальная» ГЗУР должна комплектоваться переработанным гиперзвуковым двигателем и обладать увеличенной почти вдвое дальностью полета. Для применения этой ракеты, по сведениям источников в ОПК, потребуется более современное бортовое оборудование, которое с недавних пор устанавливается на модернизированные самолеты Ту-160 и Ту-22М3М.

Кроме того, существенных успехов удалось добиться и по экспортным направлениям. Главное достижение российской промышленности и специалистов по военно-техническому сотрудничеству – расширение сотрудничества с Индией в рамках программы BrahMos. К производимым противокорабельным ракетам с дальностью пуска до 300 км вскоре добавится версия с «расширенными» возможностями. Официальный представитель компании «Брамос» Правин Патак в июле 2019 года сообщил, что модернизированная ракета готова для проведения испытаний на увеличение дальности до 400+ км, а конечная цель – создание ракеты с дальностью пуска до 500 км.

Стратегический бомбардировщик Ту-160М2

Однако до сих пор неясной остается судьба одного из самых перспективных видов оружия – гиперзвукового ракетного комплекса 3К22 «Циркон», создаваемого для ВМФ России. В июле 2019 года стало известно, что гиперзвуковые ракеты этого типа не будут размещать на подводных лодках проекта 677. Изначально предполагалось, что «Циркон» может стать основным средством для подавления кораблей противника, а его носителями будут выбраны флагманы отечественного военно-морского флота – тяжелые атомные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».

Позднее стало известно, что, кроме флагманов, носителями ракет «Циркон» станут и подводные лодки, создаваемые в рамках НИР и ОКР по теме под обозначением «Хаски». Многоцелевые АПЛ, равно как и надводные корабли, при этом должны будут получить универсальные пусковые контейнеры, которые позволяют применять сразу несколько типов ракет с одного носителя. Однако, прежде чем атомные крейсеры пройдут модернизацию, а головной корабль проекта «Хаски» будет спущен на воду, «Циркон» должны протестировать на уже введенных в строй кораблях.

В 2020 году первые стрельбы с новым комплексом могут провести на модернизированной АПЛ проекта 885-М «Ясень-М». Основываясь на утечках информации, можно сделать вывод, что к полноценному боевому развертыванию ракеты «Циркон», скорость полета которых может достигать 9 м, будут готовы не ранее 2023–2025 годов. Скорее всего, до этого времени комплекс пройдет полный цикл испытаний и проверок и лишь затем будет рекомендован к принятию на вооружение.

(Не)проблемный гиперзвук

Стоит сразу оговориться и отметить, что слухи о «нулевых» успехах в разработке гиперзвуковых крылатых ракет у американских специалистов сильно преувеличены. Да, действительно, гиперзвуковая ракета воздушного базирования, способная поражать надводные и наземные объекты, еще не создана, однако делать вывод о том, что военный гиперзвук в США не освоен, несколько неправильно. К примеру, уже известно, что наземная система, состоящая из ракеты и пусковой установки и разрабатываемая компанией Raytheon с 2017 года, почти готова.

Безусловно, о полной унификации с ракетами воздушного базирования говорить рано, и скорее всего, ВВС и ВМС США запросят свои варианты гиперзвуковых ракет. Однако общий подход американские специалисты уже выработали – основу комплекса составляет управляемая маневренная планирующая гиперзвуковая боеголовка Common Hypersonic Glide Body (C-HGB), разработку которой ведут Сандийские национальные лаборатории (Sandia National Laboratory) при активном участии министерства энергетики США.

Еще на этапе согласования проекта было заявлено, что боеприпас будут создавать сразу для трех родов войск американских вооруженных сил – армии, ВВС и ВМС. Это может означать, что «глайдерный» тип боевого блока все-таки попытаются адаптировать для ВВС и обычных самолетов-носителей. Общий контроль над разработкой проекта осуществляет Агентство по противоракетной обороне. Сознавая важность проекта и тот факт, что в России гиперзвуковые ракеты воздушного базирования уже созданы и протестированы, американские специалисты должны будут подготовить свое изделие в ближайшие три года.

В масштабе военно-технического соперничества три года не критичный срок – до глобального противостояния еще очень далеко, и пять лет, затраченные на цикл разработки и испытания, не играют большой роли.

Однако важно отметить и другое: сугубо авиационные проекты, например, такие как ракета X-51 разработки Boeing, были прекращены, и на данный момент их статус неизвестен. Вероятно, именно по этой причине все наиболее значимые контракты на разработку гиперзвуковых ракет отдали конкурирующей компании Lockheed Martin.

Уже известно, что в рамках программ Hypersonic Conventional Strike Weapon и Air-Launched Rapid Response Weapon разрабатываются сразу несколько типов ракет. Ожидается, что первые прототипы заказчик может получить лишь в 2021 году. Необходимо понимать, что крайний срок демонстрации прототипа вовсе не означает, что изделия будут сразу приняты на вооружение. Не исключено, что по итогам полигонных испытаний гиперзвуковые ракеты потребуют доработки. Поэтому наиболее вероятно, что американские ГЗЛА, которые планируют размещать на самолетах, появятся не ранее 2025–2030 года.

Ракета «Икс»

В том самом сентябре 1944-го ОКБ завода № 51 (он располагается в Москве, неподалеку от станции метро «Динамо») возглавил Владимир Челомей. К своим 30 годам он успел стать признанным специалистом в области теории колебаний, в частности колебаний в авиационных двигателях. Кроме теоретических работ, за плечами Челомея был и опыт практического конструирования. Еще в 1942 году, заведуя отделом в Центральном институте авиационного моторостроения, он разработал, построил и испытал пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД). Двигателем такого же типа была оснащена немецкая V-1, а потому неудивительно, что возглавить работы по созданию советского самолета-снаряда, в частности на основе трофейных технологий, было предложено именно Челомею.

Максимальная скорость полета 656 км/ч Максимальная дальность полета 240 км
Размах крыльев 5.37 м Практический потолок 2700−3050 м (на практике летала на высотах от 100 до 1000 м)
Снаряженная масса 2150 кг Вес боевой части 830 кг
Высота 1.42 м Двигатель ПуВРД Argus As 14 с тягой 2.9 kH (296 кГс)

Военная обстановка требовала от конструкторов ОКБ работать в высочайшем темпе и в предельно сжатые сроки. Так, начав 27 сентября 1944 года выпуск чертежей отсеков планера, крыльев, двигательной установки и других узлов будущей ракеты, уже 16 октября ОКБ передало всю чертежную документацию заводам-изготовителям. Челомей присвоил самолету-снаряду название 10Х. Буква «икс» в индексе должна была подчеркивать необычность и секретность проекта.

ФАУ-1 V-1 (Фау-1, от нем.»оружие возмездия») — самолет-снаряд, состоявший на вооружении армии Германии в конце Второй мировой войны. Ракета Фау-1 была первым применявшимся в реальных боевых действиях беспилотным летательным аппаратом. Первое боевое использование — 13 июня 1944 года. Применялась для стрельбы по английской территории. Всего было выпущено около 10 000 снарядов, что повлекло за собой гибель более 6000 человек. За характерный звук ПуВРД V-1 получила у англичан прозвище «жужжащая бомба» (buzz bomb).

Наступил новый, 1945 год. К февралю советские войска пересекли границу Германии и заняли плацдармы на западном берегу Одера, а в это же время среди песчаных барханов в окрестностях узбекского города Джизак началась подготовка к испытанию первой советской крылатой ракеты. Сейчас уже почти невозможно установить, почему пуски 10Х было решено проводить именно в Средней Азии. То было время проб и ошибок: подобные испытания проводились впервые, и, разумеется, специально оборудованных полигонов для них попросту не существовало.

Оружие

20 марта 1945 года в небо над пустыней поднялся бомбардировщик Пе-8 и произвел первый пуск «изделия 10». Испытания шли до середины лета. Всего самолеты Пе-8 и ЁР-2 «отстреляли» под Джизаком 70 самолетов-снарядов. В 1948 году 10Х была рекомендована для принятия на вооружение ВВС.

Так будет?

Если взглянуть на фотографии V-1 и 10Х, можно легко заметить, что эти аппараты, по крайней мере внешне, мало чем отличаются друг от друга. И это не удивительно. Конструкция советского самолета-снаряда во многом повторяла V-1, и тактико-технические характеристики двух ракет практически идентичны. Но на этом ОКБ завода № 51 не остановилось: за 10Х последовали новые разработки, которые по техническим параметрам уже значительно превосходили немецкую основу.

Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД) — бескомпрессорный воздушно-реактивный двигатель периодического действия с теплоподводом к рабочему телу при повышенном давлении газового потока. По типу рабочего процесса ПуВРД можно разделить на две основные группы: волнового типа без автоматических клапанов или с клапанами на входе и с принудительным наполнением и продувкой.

Одно оставалось неизменным — пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Владимир Челомей свято верил в перспективы именно этой конструкции. Будучи преподавателем МВТУ, он выступил в качестве научного руководителя целой группы выпускников, защищавших дипломы именно по ПуВРД. Студенты разрабатывали и сам снаряд, и двигатель, и теорию двигателя. Позже эти выпускники получили распределение на завод № 51, где работали в одной команде со своим учителем.

Однако оптимизм относительно ПуВРД разделяли далеко не все. На защите дипломов по ПуВРД в стенах «бауманки» другой известный конструктор — Михаил Бондарюк, бывший председателем государственной экзаменационной комиссии, — вступил в полемику с Челомеем: «Ну хорошо, у тебя замечательные ребята, они сделали интересные проекты, но почему все они взяли в качестве двигателя для своих аппаратов пульсирующий двигатель? Сегодня известны все преимущества прямоточных ВРД, которые способны работать на больших Махах, в результате ракета приобретает сверхзвуковые скорости, в то время как пульсирующий двигатель у тебя, Владимир Николаевич, только на дозвуке работает. Он же не может работать как сверхзвуковой! Ведь в лучшем случае он будет работать на сверхзвуковом режиме как самый плохой прямоточный двигатель!»

Проекты первого поколения: самолет-снаряд 10X Дальность полета: 230 км // Скорость полета: 620 км/ч // Масса боевой части: 500 кг

Челомей среагировал нервно, ведь под сомнение ставились вся его работа и авторитет преподавателя. Он выбежал на сцену актового зала и принялся чертить на доске график, который демонстрировал, что при околозвуковых и сверхзвуковых скоростях тяга ПуВРД должна резко увеличиться. На вопрос Бондарюка об источнике такой уверенности Челомей лишь резко бросил в ответ: «Так будет!»

Это были не просто слова. Челомею и возглавляемому им ОКБ действительно удалось значительно улучшить технические характеристики ПуВРД. Усовершенствования вносились в конструкцию воздухозаборника, клапанной решетки, выхлопного сопла, менялось также соотношение размеров отдельных узлов. Если снаряд 10Х имел дальность 230 км при максимальной скорости 620 км/ч и массе боевой части 500 кг, то двухдвигательная ракета авиационного базирования 16Х хоть и летала на 200 км, но зато обладала максимальной скоростью 900 км/ч и несла заряд весом 900 кг. Пытались найти и новые применения для ПуВРД. Считалось, например, что такой двигатель поможет и авиации выйти на сверхзвуковые скорости.

Самолет-снаряд 10ХН Дальность полета: 240 км // Скорость полета: 700 км/ч // Масса боевой части: 800 кг // Точность попадания при дальности 240 км: +/- 8 км // Высота полета: до 3000 м // Длина: 8417 мм // Размах крыльев: 5730 мм

В 1947 году на воздушном параде в Тушино над зрителями пронеслась девятка истребителей Ла-11 с невообразимо грохотавшими ПуВРД, которые использовались в качестве ускорителя.

И все-таки ПуВРД и крылатые ракеты, которые вели свою родословную от V-1, оказались тупиком. Предположение Челомея о том, что ПуВРД может быть эффективным на сверхзвуковых скоростях, не оправдалось, а первые советские самолеты-снаряды все же отличались тихоходностью и невысокой точностью попадания. Время и нужды обороны страны требовали новых решений, но на пути дальнейших конструкторских изысканий встали административные преграды. В марте 1953 года ОКБ завода № 51 было расформировано, а территорию предприятия отдали в ведение другого главного конструктора — А.И. Микояна.

Самолет-снаряд 16Х Дальность полета: 200 км // Скорость полета: 980 км/ч // Стартовая масса: 2600 кг // Масса боевой части: 900 кг

Где расправить крылья?

Начало 1950-х, разгар «холодной войны». Уже создано советское ядерное оружие, но нет ни баллистических межконтинентальных ракет, ни стратегической авиации, чтобы с их помощью при необходимости нанести атомный удар по территории США. Нет всего этого и у Америки, зато у нее имеются союзники в непосредственной близости от советских границ. В странах НАТО размещаются аэродромы бомбардировочной авиации, а в 1954 году в Западной Европе появляются тактические ракеты с ядерными боеголовками. В качестве одной из возможностей адекватного ответа советским руководством рассматривается подводный океанский флот. Субмарина может скрытно подобраться к неприятельскому берегу, всплыть, а дальше… Дальше нужна ракета. Однако первые советские самолеты-снаряды были сконструированы для стрельбы с самолетов и наземных катапульт, установленных на танковом шасси. Пуск крылатой ракеты с подводной лодки (даже в надводном положении — о подводных стартах тогда не было и речи!) представлял собой отдельную техническую проблему. Как сделать ракету достаточно компактной, чтобы взять на борт подводного ракетоносца максимальный боезапас? Как добиться ее правильного старта и точного наведения при запуске с качающегося на волнах основания?

Морские драконы: крылатая ракета П-5 Дальность полета: 500 км // Скорость полета: 1300 км/ч // Высота полета: 10−800 м // Стартовая масса: 5400 кг // Точность попадания при дальности 240 км +/- 3; на дальность 400 км +/-8 // Система управления: программное автономное управление

Летом 1955 года разработать проект самолета-снаряда, стартующего с подводной лодки, было поручено знаменитому советскому конструктору гидросамолетов Г. М. Бериеву и его ОКБ завода № 49, который базировался в Таганроге. Сроки были поставлены, как водится, сжатые, и уже в 1956 году на Государственном центральном полигоне Капустин Яр начались испытания проекта П-10. Пуски проводились со стенда, имитировавшего качку подводной лодки по тангажу и крену.

Одну из самых больших проблем для конструкторов представляли крылья самолета-снаряда. Понятное дело, что крылья ракеты должны быть складными, иначе снаряд будет занимать на подводной лодке непозволительно много места. Согласно проекту ракета П-10 размещалась в трубчатом контейнере позади рубки подводной лодки. Контейнер имел заднюю открывающуюся стенку и переднюю — глухую. Перед стартом задняя стенка открывалась, тележка с ракетой выкатывалась на расположенную позади пусковую установку и закреплялась на ней. Затем пусковая установка поднималась на 20 градусов. После этого раскладывались крылья и включался маршевый турбореактивный двигатель. Наконец, по команде запускались стартовые пороховые ускорители и самолет-снаряд отправлялся в полет.

Нетрудно заметить, что, не будь у ракеты крыльев, этап с выкатыванием можно было бы миновать и вести стрельбу прямо из контейнера. Это упростило бы весь механизм, понизив вероятность отказа, но главное — позволило бы значительно сократить время, необходимое для выстрела. Не стоит забывать, что стрельба должна была вестись из надводного положения, и даже лишние секунды пребывания субмарины на поверхности повышали вероятность ее уничтожения противником.

Тем не менее стендовые и летные испытания П-10 на полигоне прошли по плану и дали нужный результат. Осталось провести пуски с подводной лодки, чтобы окончательно убедиться в работоспособности нового оружия. Впрочем, в успехе ОКБ Бериева мало кто сомневался.

Летом 1957 года дизельная подводная лодка проект 611 была переоборудована под размещение П-10, а осенью в Белом море начались испытания. Однако в октябре рядом с субмариной проекта 611 пришвартовалась другая подводная лодка. На ней, как и на «соседке», был установлен трубчатый контейнер, только меньшего размера. То, что находилось внутри этого контейнера, фактически означало приговор проекту П-10.

Крылатая ракета П-6 Максимальная дальность стрельбы с избирательным поражением цели: 250 км; без избирательного поражения цели: 350 км // Скорость полета: 1450−1650 км/ч // Масса боевой части: 500 кг // Высота полета: на марше до 7000 м; на конечном участке 100 м // Стартовая масса: 5600 кг

Возвращение

Крылатая ракета П-5 стала первым детищем нового конструкторского бюро во главе с В.Н. Челомеем. Еще до ликвидации ОКБ завода № 51 конструктор предложил правительству проект оснащения подводных лодок самолетами-снарядами 10Х. Предложение было встречено с интересом, и Челомей в сотрудничестве с конструктором подводных лодок П.П. Пустынцевым (ЦКБ-18, ныне — ЦКБ «Рубин») приступил к реализации темы «Волна». В 1953 году, когда ОКБ завода № 51 ликвидировали, пришлось прервать и этот проект.

Крылатая ракета «Аметист» Дальность полета: 70 км // Скорость полета: 1100−1300 км/ч // Высота полета: 60 км // Стартовая масса: 4040 кг // Система управления: автономная, с радиолокационной головкой самонаведения

Однако после смерти Сталина Владимир Челомей приложил все свое влияние и энергию для продолжения работ в области ракетного вооружения для подводного флота. 9 июня 1954 года вышел приказ Минавиапрома о создании Специальной конструкторской группы (СКГ-10), которая временно разместилась на заводе № 500 в Тушино. Возглавил группу, разумеется, сам Челомей. Год спустя СКГ-10 была преобразована в ОКБ-52 и получила территорию и здания Реутовского механического завода. Так началась история легендарного ракетно-космического предприятия, ныне ОАО «Военно-промышленная корпорация ‘НПО машиностроения».

Облик новой крылатой ракеты (именно в середине 1950-х это название вытеснило термин «самолет-снаряд») сформировался в середине 1955 года, и уже в августе совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР было принято решение о разработке ракеты с индексом П-5.

Впервые коллективы, работавшие над П-10 и П-5, встретились друг с другом на стендовых испытаниях на полигоне Капустин Яр в 1956 году (при этом, разумеется, многие конструкторы из конкурирующих «фирм» были давно знакомы друг с другом по предыдущей совместной работе). Следующее рандеву состоялось год спустя на Белом море. По срокам испытаний П-5 отставала от П-10. Экспедиция КБ Бериева уже вовсю проводила летные испытания, а первый пуск ракеты П-5 с подводной лодки был выполнен только 22 ноября. К месту старта субмарина шла в сопровождении ледокольных буксиров, так как на поверхности моря уже появились плавучие льды.

Комплекс береговой обороны «Редут» Был разработан на базе первой в мире самонаводящейся крылатой ракеты П-35 и принят на вооружение в 1966 году. Он состоит из самоходной пусковой установки, ракеты П-35Б, а также машины с системой управления «Скала» и РЛС на автомобильном шасси. Комплекс может принимать целеуказания с самолетов и вертолетов. Благодаря высокой скорости маршевого полета ракеты значительно повышается вероятность прорыва ПВО. Боеголовка — фугасного или ядерного типа. Благодаря высокой дальности стрельбы одна батарея (3 пусковых установки) может прикрывать побережье, протяженностью в сотни километров.

Но небольшое отставание ничего не решало: ракета П-5 опережала своего конкурента по конструкции. Дело в том, что ракетой П-5 можно было стрелять прямо из контейнера.

О пользе «технического авантюризма»

Еще в 1954 году Челомей, находясь в одной из командировок, подошел к окну гостиничного номера и легким толчком раздвинул оконные створки. Это движение стало для конструктора настоящим «ньютоновым яблоком». Да-да, именно так, легко, прямо в полете, а не на пусковой установке, должны раскрываться крылья ракеты! Идея старта со сложенными крыльями и их последующего раскрытия в воздухе была положена в основу проекта П-5.

Концепция Челомея тут же встретила огонь критики как со стороны ученых и конструкторов, так и со стороны партийно-государственных органов. Не кто иной, как Г. М. Бериев отправил в ЦК КПСС доклад, в котором однозначно назвал челомеевские идеи «техническим авантюризмом». Что ж, с критикой своих идей Челомею пришлось столкнуться не впервые, и, как мы помним, порой критика была справедливой. Ведь правы были те, кто считал тупиком ПуВРД, и конструктор вынужден был с этим согласиться: в проекте П-5 в качестве маршевого двигателя предусматривался ТРД. А вдруг Челомей снова оказался в плену несбыточных надежд? Нельзя сказать, что сомнения по этому поводу терзали только недругов будущего академика. В успешном исходе проекта не были уверены и сами сотрудники ОКБ-52.

В самом деле, ракете предстоит стартовать с качающегося основания. При этом в первую секунду полета она не будет иметь никакого управления, ведь стартовые ПРД не оснащены поворотными соплами. Использовать аэродинамическую устойчивость тоже нет возможности — она только ухудшается раскрытием крыла с неизбежной при этом асимметрией обтекания ракеты потоком воздуха. Со всеми этими начальными условиями должен был справиться автопилот аналоговой схемы, ибо в те времена быстродействующих и тем более компактных бортовых ЭВМ просто не было в природе.

Но Челомей был уверен: ракета полетит. И тут он оказался на 100% прав. П-5 коренным образом отличалась от всех ракет того времени. Она имела совершенно новое качество, каким не обладала ни одна крылатая ракета в мире. Контейнер с ракетой находился на подлодке в горизонтальном положении (вне прочного корпуса), а перед стартом поднимался на угол возвышения 15 градусов. Запуски маршевого ТРД проводились прямо в контейнере, а раскрытие крыла — после выхода ракеты из него. Это позволило увеличить боезапас ракет вдвое против П-10. В варианте П-10 требовались две длины ракеты для одной пусковой установки (длина контейнера с ракетой в походном положении плюс длина ракеты, выкаченной на пусковую установку), а для П-5 — одна длина. У ракеты П-5 резко сокращалось время на производство запуска, а значит, и время нахождения лодки в надводном положении. В наши дни раскрытие крыла после старта применяется практически во всех ракетах такого класса, но тогда, полвека назад, лишь обвиненный в «техническом авантюризме» Челомей и несколько поддержавших его конструкторов, например С.А. Лавочкин, смогли заглянуть в будущее и увидеть верное решение.

Испытания продолжались еще два года, а в апреле-мае 1960-го на Тихоокеанском флоте была проведена сдача первой серийной подлодки проекта 659, вооруженной крылатыми ракетами П-5. Позже была разработана и модификация П-5Д с повышенной точностью попадания за счет применения доплеровской системы навигации для измерения скорости сноса. На основе этой модификации был создан мобильный комплекс ФКР-2 наземного базирования.

Ракетный комплекс с ПКР «Гранит» На противокорабельной крылатой ракете «Гранит» впервые в мире реализован подводный старт сверхзвуковой крылатой ракеты с воздушно-реактивным двигателем, решена задача построения залпа ракет в едином информационном пространстве, целераспределения и избирательного поражения групповой цели в автономном режиме стрельбы по принципу «выстрелил — забыл». Построенный на баке ракеты комплекс предназначен для поражения ударных корабельных группировок противника в условиях сильного радиоэлектронного противодействия. Комплексом «Гранит» вооружены подводные лодки проектов 949, 949А, тяжелые атомные ракетные крейсеры проектов 1144, 1144.2, тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5.

Убийцы авианосцев

Все крылатые ракеты, созданные под руководством Челомея до проекта П-5 включительно, предназначались для преодоления ПВО противника и поражения наземных целей. Однако с появлением стратегической авиации и МБР у крылатых ракет появилась гораздо более актуальная задача.

Советское руководство изрядно беспокоило нарастающее присутствие ВМФ США практически на всех возможных театрах военных действий (ТВД). Особую тревогу вызывали авианосные группировки. А вместе с тем советский флот значительно уступал НАТО в количестве и качестве боевых кораблей. И вот еще в 1956 году Челомей предложил создать новое поколение крылатых ракет, способных поражать точечные цели противника, в том числе и движущиеся надводные корабли (крейсеры, авианосцы, эсминцы). Это могло стать «асимметричным» ответом вероятному противнику и дать паритет на морских театрах военных действий при значительно меньших затратах на вооружение. В итоге ОКБ-52 разработало противокорабельную ракету П-6, ставшую родоначальницей целого семейства вооружений, созданных в челомеевской «фирме» для советского и российского ВМФ.

Телеуправляемая ракета П-6 стартовала с подводной лодки, находящейся в надводном положении. Ее полет состоял из двух этапов. После старта ракета поднималась на высоту 7000 м, что позволяло ее оборудованию «заглядывать» за радиогоризонт, не теряя связи с оператором на подводной лодке. Оператор в свою очередь мог с помощью установленной в головке самонаведения радиотрансляционной аппаратуры заниматься поиском цели. Как только нужная цель была обнаружена, происходило наведение. После этого подводная лодка могла начинать погружение, а для ракеты наступала вторая стадия полета. Она снижалась до 100 м и летела горизонтально. При этом головка самонаведения сопровождала цель до момента ее поражения.

«Яхонт» атакует ПКР «Яхонт» — одна из самых совершенных в мире противокорабельных ракет. После старта она набирает высоту до 14 000 м. После первоначального захвата цели на дальности до 75 км «Яхонт» выключает РЛС и снижается до 5−10 м. Перед поражением цели РЛС включается вновь. На финальном участке сверхзвуковая скорость значительно затрудняет поражение ракеты средствами ПВО.

В июле 1962 года на Тихоокеанском флоте в присутствии Н.С. Хрущева были проведены пуски П-6 и других созданных к тому времени в советских КБ морских ракет. Сергей Хрущев, сын главы государства, долгое время проработавший в ОКБ-52, вспоминает об этом событии в своей книге «Никита Хрущев: кризисы и ракеты»: «…Наступила очередь крылатых ракет. Сначала с подводной лодки, державшейся неподалеку от крейсера, стартовали две П-5. За П-5 последовали новинки. На полном ходу флагманский крейсер ‘Адмирал Ушаков’ стал обходить его младший собрат, эскадренный миноносец ‘Грозный’. На носу и на корме вместо традиционных пушек возвышались грандиозные четырехтрубные сооружения… ‘Грозный’ представлял серию новых ударных кораблей, на которых традиционную артиллерию главного калибра заменяли челомеевские крылатые ракеты, способные поражать корабли противника на немыслимой раньше дальности… Через несколько секунд ракета унеслась за горизонт. Потянулись минуты томительного ожидания… Наконец торжественный голос диктора разнес по палубе: ‘Цель поражена’. Челомей облегченно вздохнул. Ракета летала уже второй год, попадала устойчиво, но в присутствии начальства так часты ‘визит-эффекты’…»

Развитием противокорабельной темы стала телеуправляемая ракета П-35, поступившая на вооружение в 1963 году и применявшаяся для стрельбы как с надводных кораблей, так и из шахтных и с мобильных пусковых установок наземного базирования (комплекс береговой охраны «Редут»).

Между двух стихий

Крылатые ракеты морского базирования постоянно совершенствовались. Повышались их дальность и точность, существенно улучшались средства наведения. Но одна вожделенная цель все же пока не была достигнута. Ни в Советском Союзе, ни где-либо еще в мире крылатые ракеты не умели стартовать с подводной лодки, находящейся под водой. А ведь это могло бы значительно повысить вероятность выживания подлодки и улучшить ее тактические характеристики за счет внезапности и скрытности атаки.

Разработка крылатой ракеты с подводным стартом началась в ОКБ-52 еще на заре 1960-х годов. Несложно представить себе, что на своем пути конструкторы встретили не меньше трудностей, чем при проектировании ракеты с раскрывающимися после старта крыльями. Дело в том, что во время подводного старта возмущения в системе стабилизации ракеты, накопленные на подводном участке, а также при переходе ракеты из водной среды в воздушную, добавляются ко всем другим возмущениям, обычно присутствующим при ее движении. А справиться с такими возмущениями очень непросто. Пришлось в ОКБ-52 организовать специальную лабораторию с гидробассейном и моделью подводной лодки. Затем в Черном море разместили специальный погружаемый стенд, с которого велись испытания натурных ракет, и лишь после этого ракету поставили на подводную лодку.

Первая в мире крылатая ракета с подводным стартом «Аметист» была принята на вооружение подводных лодок ВМФ в 1968 году. За ней последовали и другие разработки ОКБ-52 (ЦКБ «Машиностроение», НПО Машиностроения) — «Малахит», «Базальт», «Гранит», «Яхонт», каждая из которых воплощала в себе новейшие технические решения и давала в руки вооруженных сил нашего государства все более и более совершенные средства борьбы с морскими целями, в том числе авианосными группировками, радиус действия ПВО которых составляет до 500 км. Однако первые революционные шаги на пути создания советских крылатых ракет были сделаны почти полвека назад, в эпоху бурного развития ракетно-космической техники.

Статья «Крылатые ракеты: история лидерства» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2008).

КРЫЛА́ТАЯ РАКЕ́ТА

Рис. 3. Схема противокорабельной крылатой ракеты Х-35: 1 – головка самонаведения; 2 – боевая часть; 3 – система автоматической самоликвидации; 4 – инерциальная система управлен… Рис. 2. Пуск (а) крылатой ракеты класса «воздух – поверхность» и схема траектории её полёта (б): 1 – низковысотная часть траектории; 2 – траектория у цели. Рис. 1. Крылатая ракета, выполненная по самолётной схеме.

КРЫЛА́ТАЯ РАКЕ́ТА (КР), ат­мо­сфер­ный бес­пи­лот­ный ле­та­тель­ный ап­па­рат, ос­на­щён­ный крыль­я­ми, дви­га­те­лем (ре­ак­тив­ным или ра­кет­ным), си­сте­мой на­ве­де­ния на цель; пред­наз­на­чен для вы­со­ко­точ­но­го по­ра­же­ния на­зем­ных и мор­ских це­лей. КР мо­гут раз­ме­щать­ся как на ста­цио­нар­ных, так и на под­виж­ных ПУ (на­зем­но­го, возд. и мор. ба­зи­ро­ва­ния). Осн. от­ли­чит. осо­бен­но­сти КР: вы­со­кие аэ­ро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ки; ма­нёв­рен­ность; воз­мож­ность за­да­вать про­из­воль­ный курс и дви­же­ние на ма­лой вы­со­те вдоль из­ги­бов рель­е­фа, что за­труд­ня­ет их об­на­ру­же­ние сис­те­ма­ми ПВО про­тив­ни­ка; вы­со­ко­точ­ное по­ра­же­ние це­лей ; воз­мож­ность при не­об­хо­ди­мо­сти кор­рек­ти­ро­вать про­грамм­ную тра­ек­то­рию по­лё­та с по­мо­щью бор­то­вых ком­пь­ю­те­ра и сис­те­мы ав­то­ма­тич. управ­ле­ния (БСАУ). В за­ви­си­мо­сти от вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния не­су­щих и уп­рав­ляю­щих по­верх­но­стей КР мо­жет иметь са­мо­лёт­ную или ра­кет­ную аэро­ди­на­мич. схе­му. Поэ­то­му в ши­ро­ком зна­че­нии к КР от­но­сят­ся поч­ти все ти­пы уп­рав­ляе­мых ра­кет (авиац., зе­нит­ные, про­ти­во­ко­ра­бель­ные и про­ти­во­тан­ко­вые). В уз­ком зна­че­нии под КР по­ни­ма­ют ра­ке­ты, вы­пол­нен­ные по са­мо­лёт­ной схе­ме (рис. 1). КР под­раз­де­ля­ют­ся: по дальности стрель­бы и характеру решаемых задач – на такти­чес­кие (до 150 км), опе­ра­тив­но-так­ти­чес­кие (150–1500 км) и стра­те­ги­чес­кие (св. 1500 км); по ско­ро­сти по­лё­та – на зву­ко­вые и сверх­зву­ко­вые; по ти­пу ба­зи­ро­ва­ния – на­зем­но­го, воз­душ­но­го, мор­ско­го (над­вод­но­го и под­вод­но­го); по ти­пу бое­вой час­ти (БЧ) – ядер­ные и обыч­ные (фу­гас­ные, кас­сет­ные и др.); по бое­во­му на­зна­че­нию – клас­сов «воз­дух – по­верх­ность» (рис. 2) и «по­верх­ность – по­верх­ность».

Ракетный комплекс С-10 «Гранат». Советский «Томагавк»

С-10 «Гранат» — ракетный комплекс морского и наземного базирования с дозвуковой малогабаритной крылатой ракетой большой дальности.

В начале 70-х достигнутый прогресс в создании малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей позволил начать работы над относительно небольшими крылатыми ракетами большой дальности. В США начались работы над целым рядом ракет, в том числе унифицированным семейством крылатых ракет SLCM/GLCM наземного и морского базирования (причем морские могли запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок), в дальнейшем, после принятия на вооружение, ставшие известными как «Томагавки».

В СССР прорабатывались схожие решения. С 1975 года в КБ «Новатор» официально начались работы над морским комплексом для использования на подводных лодках. Крылатая ракета получила внутренний индекс КБ КС-122. Первый пуск с наземных испытательных пусковых установок полноценной ракеты состоялся в 1981-м. В 1983-м ракета прошла государственные испытания и была принята на вооружение как часть арсенала атомных подводных лодок проектов 667АТ «Груша»; 671РТМ (К) «Щука»; 971 «Щука-Б».

Пуск ракеты КС-122. Фото: militaryrussia.ru

Сигароподобные ракеты не обладали высокой скоростью полета, но подкупали очень интересным соотношением дальности (2000−3000 км) и возможности размещать их на ранее неиспользовавшихся для стратегического вооружения носителях. Преодоление ПВО обеспечивалось благодаря пониженной радиозаметности и полету на малых и сверхмалых высотах в режиме радиомолчания. Как и «Томагавки», «Гранаты» изначально проектировались для запуска непосредственно из 533 мм торпедных аппаратов. С поступлением на вооружение «Гранатов» количество в советском флоте подводных лодок, способных наносить практические стратегические ядерные удары, в масштабах гипотетического европейского театра военных действий, увеличилось в разы.

В дополнение к крылатым ракетам для подлодок в 1983 году КБ «Новатор» было дано задание в кратчайшие сроки разработать грунтовый подвижный ракетный комплекс с ракетами КС-122. Комплекс получил название РК-55 «Рельеф». Во многом он создавался как симметричная мера в ответ на BGM-109G «Грифон» — сухопутную версию «Томагавка». Государственные испытания РК-55 «Рельеф» прошел в 1985−86 годах, в 1986-м комплекс был принят на вооружение. Однако успели выпустить только небольшую опытную партию — в 1987 году был подписано американо-советское соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1988 году все выпущенные РК-55 «Рельеф» (как и BGM-109G) были уничтожены.

В отличие от грунтовых комплексов с баллистическими ракетами комплексы с крылатыми ракетами несли сразу несколько ракет: американский «Грифон» нес четыре «Томагавка», а «Рельеф» — сразу шесть КС-122. В сочетании с малой заметностью пуска и более высокой эффективностью ракет над сушей, где они могли укрываться в складках местности, это позволяло использовать их для нанесения ударов по важным целям в Европе после обмена ударами баллистических ракет.

Комплекс РК-55 «Рельеф». Фото: militaryrussia.ru

В данный момент комплекс С-10 «Гранат», вероятно, все еще состоит на вооружении ВМФ России, однако в соответствии с международными соглашениями, ракеты в боевом оснащении находятся на хранении на базах. Заменяется перспективным семейством крылатых ракет «Калибр».

Технические решения, отработанные на РК-55 «Рельеф», судя по всему, использовались при создании новейшего грунтового комплекса с крылатыми ракетами «Искандер-К».

Основные характеристики:

  • Дальность стрельбы — 2500−3000 км (по различным данным),
  • Стартовая масса — около 1700 кг,
  • Габариты, м:
    — длина 8,09 (со стартовым ускорителем),
    — диаметр 0,51,
    — размах крыла 3,3,
  • Скорость полета ракеты — 720 км/ч.,
  • Боевая часть — ядерная, эквивалентная мощность — 200 кТ.

Пять самых смертоносных крылатых ракет России: видео

1) Семейство управляемых ракет «Калибр»

Крылатые ракеты получили широкую известность после того, как с их помощью были нанесены удары по позициям террористов в Сирии. Работы по этому проекту велись в 1980-х годах на базе двух изделий: стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2500 км и комплекса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза»). Впервые ракеты «Калибр» были представлены на авиасалоне МАКС-1993. В НАТО получили кодификацию Sizzler («Испепелитель»). Радиус действия по морским целям – до 350 км, по береговым – до 2600 км.

2) Стратегическая крылатая ракета «воздух – земля» Х-101

Стратегическая крылатая ракета X-101 «воздух – земля» (Х-102 в исполнении с ядерной боеголовкой) с использованием технологий снижения радиолокационной заметности также получила первое боевое применение в Сирии, где с их помощью наносились удары по позициям террористов. Основные носители – бомбардировщики Ту-22 и Ту-160. Разработка изделия велась конструкторским бюро «Радуга» (1995–2013). Точные характеристики не разглашаются. По некоторым данным, дальность пуска достигает 9000 км, а круговое вероятное отклонение – 5 м на дальности 5500 км.

3) Противокорабельная ракета П-270 «Москит»

П-270 «Москит (по кодификации НАТО SS-N-22 Sunburn, буквально «Солнечный ожог») – противокорабельная ракета, разработанная в 1970-х годах в СССР. Способна уничтожать корабли водоизмещением до 20 тыс. т, в частности, из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. Дальность стрельбы – от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км – при высотном профиле полета. При подходе к цели «Москит» идет на высоте 7 м, двигаясь «над гребнем волн», а с целью прорыва ПВО ракета способна выполнять противозенитный маневр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10 g.

4) Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55

Ракета Х-55 – крылатая ракета для стратегических бомбардировщиков. После пуска идет на дозвуковой скорости с огибанием ландшафта местности, что делает ее перехват крайне сложным. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, при этом последний может нести до таких 12 ракет. Масса боевой части каждой из них – 200 кт, что более чем в 20 раз превышает мощность взрыва бомбы Little Boy, сброшенной США на Хиромиму в 1945 году.

5) П-700 «Гранит» – крылатая противокорабельная ракета дальнего действия

П-700 «Гранит» создавалась в первую очередь для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе с авиационными. При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трех элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Радиус действия – 550 км по комбинированной траектории. Эти ракеты стоят на вооружении в том числе и тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».