Космический конструктор СССР

Ракетные двигатели: от китайских фейерверков до космических кораблей

29.04.2019 Благодаря ракетному двигателю человек смог покинуть пределы атмосферы. На фото двигатели первой и второй ступени ракеты «Союз»

Полеты в космос – без сомнения, одно из самых потрясающих достижений нашей цивилизации. Знаменитое гагаринское «поехали!» и первый шаг Армстронга по лунной поверхности – исторические вехи на пути к далеким планетам и другим звёздным системам. Ничего бы этого не было без ракетного двигателя, который позволил нам преодолеть силу гравитации планеты и дал возможность выйти на околоземную орбиту.

Устройство ракетного двигателя, с одной стороны, настолько незамысловато, что вы можете построить его дома самостоятельно, потратив на это буквально три копейки. Но, с другой стороны, конструкция космических и военных ракет до такой степени сложна, что только несколько государств в мире имеют технологии их изготовления.

Ракетный двигатель (РД) – это разновидность реактивного двигателя, рабочее тело и источник энергии которого находится непосредственно на борту летательного аппарата. Это его главное отличие от воздушно-реактивных двигателей. Таким образом, РД не зависит от кислорода атмосферы и поэтому может использоваться для полетов в космическом (безвоздушном) пространстве.

Россия является одним из мировых лидеров в области ракетного двигателестроения. Задел, доставшийся нам от Советского Союза, впечатляет. Отечественная промышленность способна производить лучшие ракетные двигатели самого разного назначения. Доказательством этому является ракетный двигатель РД-180, который используется на американских «Атласах». Поставки в США начались еще в 2000 году и продолжаются до сих пор. Существуют и другие интересные наработки, причем речь идет не только о мощных двигателях для космических или баллистических ракет, но и РД для различных оружейных систем.

В настоящее время наиболее распространены так называемые химические ракетные двигатели, в которых удельный импульс образуется за счет сгорания топлива. Кроме них, существуют также ядерные и электрические двигатели. В этой статье мы расскажем о том, как работает ракетный двигатель, поведаем о его преимуществах и недостатках, а также представим современную классификацию РД.

Немного физики или как это работает

Разные типы ракетных двигателей имеют существенные отличия в своей конструкции, но работа любого из них базируется на знаменитом третьем законе Ньютона, который гласит, что «каждому действию есть равное противодействие». РД выбрасывает струю рабочего тела в одном направлении, а сам, в соответствии с ньютоновским постулатом, движется в противоположную. Продукты сгорания топлива выходят через сопло, образуя тягу – это основы теории ракетных двигателей.

Если вы, стоя в лодке, отбросите от кормы камень, то ваше судно немного уплывет вперед. Это и есть наглядная модель функционирования всех ракетных двигателей. Еще одним примером может быть работа пожарного шланга, из которого под большим давлением выбрасывается вода. Для его удержания необходимо приложить определенные усилия. Если поставить пожарного на скейборд и дать ему в руки шланг, то он будет двигаться с довольно высокой скоростью.

Главной характеристикой, определяющей эффективность подобных систем, является тяга (сила тяги). Она образуется в результате превращения исходной энергии в кинетическую реактивной струи рабочего тела. В метрической системе тяга ракетного двигателя измеряется в ньютонах, а американцы считают ее в фунтах.

Схема работы простейшего жидкостного ракетного двигателя

Еще одним важнейшим параметром ракетных двигателей является удельный импульс. Это отношение силы тяги (или количества движения) к расходу топлива в единицу времени. Данный параметр рассматривается в качестве степени совершенства того или иного РД, и является мерой его экономичности.

Химические двигатели работают за счет экзотермической реакции сгорания горючего и окислителя. Этот тип РД имеет две составные части:

  • Сопло, в котором тепловая энергия преобразуется в кинетическую;
  • Камеру сгорания, где происходит процесс горения, то есть превращения химической энергии топлива в тепловую.

Из истории данного вопроса

Ракетный двигатель – один из старейших видов двигателя, известных человечеству. Мы не можем точно ответить на вопрос, когда именно была изготовлена первая ракета. Есть предположение, что это сделали еще древние греки (деревянный голубь Архита Тарентского), но большинство историков считает родиной данного изобретения Китай. Это произошло примерно в III столетии нашей эры, вскоре после открытия пороха. Первоначально ракеты использовали для фейерверков и других развлечений. Пороховой ракетный двигатель был достаточно эффективен и прост в изготовлении.

Считается, что эти технологии попали в Европу где-то в XIII веке, их изучением занимался английский естествоиспытатель Роджер Бэкон.

Первая боевая ракета была разработана в 1556 году Конрадом Хаасом, который придумывал различные виды вооружений для императора Фердинанда I. Этого изобретателя можно назвать первым создателем теории ракетных двигателей, также он является автором идеи многоступенчатой ракеты – в трудах Хааса подробно описан механизм работы летательного аппарата, состоящего из двух ракет. Изыскания продолжил поляк Казимир Семенович, живший в середине XVII века. Однако все эти проекты так и остались на бумаге.

Практическое использование ракет началось только в XIX столетии. В 1805 году британский офицер Уильям Конгрив продемонстрировал пороховые ракеты, которые имели небывалую по тем временам мощность. Презентация произвела должное впечатление, и ракеты Конгрива были приняты на вооружение английской армии. Их главным преимуществом, по сравнению со ствольной артиллерией, была высокая мобильность и относительно небольшая стоимость, а основным недостатком – кучность огня, которая оставляла желать лучшего. К концу XIX века широкое распространение получили нарезные орудия, стрелявшие очень точно, поэтому ракеты были сняты с вооружения.

Примерно так использовались ракеты Конгрива. Современная реконструкция

В России данным вопросом занимался генерал Засядко. Он не только усовершенствовал ракеты Конгрива, но и первым предложил использовать их для полета в космос. В 1881 году российский изобретатель Кибальчич создал собственную теорию ракетных двигателей.

Огромный вклад в развитие этого направления техники внес еще один наш соотечественник – Константин Циолковский. Среди его идей жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), работающий на смеси кислорода и водорода.

В начале прошлого столетия энтузиасты во многих странах мира занимались созданием жидкостного РД, первым добился успеха американский изобретатель Роберт Годдард. Его ракета, работающая на смеси бензина и жидкого кислорода, успешно стартовала в 1926 году.

Вторая мировая война стала периодом возвращения ракетного оружия. В 1941 году на вооружение Красной армии была принята установка залпового огня БМ-13 – знаменитая «Катюша», а в 1943 – немцы начали использование баллистической Фау-2 с жидкостным ракетным двигателем. Она была разработана под руководством Вернера фон Брауна, который позже возглавил американскую космическую программу. Германией также было освоено производство КР Фау-1 с прямоточными реактивным мотором.

Ракета Фау-2. Немцы называли ее «оружие возмездия». Правда, оно не слишком помогло Гитлеру

После окончания войны между СССР и США началась настоящая «ракетная» гонка. Советскую программу возглавил Сергей Королев – выдающийся конструктор ракетных двигателей, именно под его руководством была создана отечественная МБР Р-7, а позже запущен первый искусственный спутник и осуществлен полет человека в космос.

В разные годы предпринимались попытки создания ракетных двигателей, работающих за счет энергии ядерного распада (синтеза), но до практического применения подобных силовых установок дело так и не дошло. В 70-е годы в СССР и США началось использование электрических ракетных двигателей. Сегодня они применяются для коррекции орбит и курса космических аппаратов. В 70-е и 80-е годы были эксперименты с плазменными РД, считается, что они имеют хороший потенциал. Большие надежды связывают с ионными ракетными двигателями, использование которых теоретически может значительно ускорить космические аппараты.

Однако пока почти все эти технологии находятся в зачаточном состоянии, и основным транспортным средством покорителей космоса остается старая добрая «химическая» ракета. В настоящее время за титул «самый мощный ракетный двигатель в мире» соревнуется американский F-1, участвовавший в лунном проекте, и советский РД-170/171, который использовался в программе «Энергия-Буран».

Какими они бывают?

Классификация ракетных двигателей построена на способе получения энергии для отбрасывания рабочего тела. Исходя из этого параметра, РД бывают:

  • химические;
  • ядерные (термоядерные);
  • электрические (электроракетные);
  • газовые.

Каждый из вышеперечисленных типов может подразделяться на более мелкие категории. Химические двигатели (ХРД), например, в зависимости от агрегатного состояния топлива бывают твердотопливными и жидкотопливными. Существует и химический гибридный ракетный двигатель (ГРД). К ХРД также относится клиновоздушный ракетный двигатель, который имеет другую форму и конструкцию сопла. Различают газофазные и твердофазные ядерные РД. Есть несколько типов электрических силовых установок.

Химический РД: преимущества и недостатки

Этот тип ракетных двигателей является наиболее распространенным и хорошо освоенным. Можно сказать, что именно ХРД подарил человечеству космос. Он работает за счет экзотермической химической реакции, причем и горючее и окислитель находится на борту летательного аппарата и вместе образуют топливо. Оно одновременно служит и источниками энергии, и основой для рабочего тела.

ХРД обладают сравнительно небольшим удельным импульсом (если сравнивать их с электрическими), но позволяют развивать большую тягу. Это особенно важно для стартовых ракетных двигателей и при выведении полезной нагрузки на орбиту.

В жидкостных двигателях окислитель и горючее находится в жидкой фазе. С помощью топливной системы они подаются в камеру, где сгорают и, истекая через сопло.

Старт американского космического корабля «Спейс шаттл». В нем использованы два вида химических ракетных двигателей: боковые ускорители используют твердое топливо, а маршевые двигатели — жидкое

В твердотопливном РД смесь горючего и окислителя размещено непосредственно в камере сгорания. Как правило, топливо имеет форму стержня с центральным каналом. Процесс горения идет от центра к периферии, газы, выходя через сопло, образуют тягу. Подобные двигатели имеют ряд преимуществ: они сравнительно просты, дешевы, безопасны в плане экологии и надежны.

К недостаткам твердотопливного химического двигателя можно отнести ограниченность времени его работы, небольшой показатель удельного импульса (по сравнению с жидкостными РД) и невозможность перезапуска – после старта его уже нельзя остановить. Вышеперечисленные особенности определяют сферу использования твердотопливных РД – это баллистические и метеорологические ракеты, ЗУР, НАР, реактивные снаряды для систем залпового огня. Твердое топливо также используют в стартовых ракетных двигателях.

Жидкостные РД имеют более высокий показатель удельного импульса, их можно останавливать и перезапускать вновь, а тягу – регулировать. Кроме того, по сравнению с твердотопливными, они имеют меньший вес и более компактны. Но есть и ложка дегтя: жидкостные двигатели отличаются сложной конструкцией и высокой стоимостью, поэтому основная область их применения – это космонавтика.

В качестве компонентов топлива для жидкостных РД используют различные комбинации. Например, кислород + водород или азотный тетраоксид + несимметричный диметилгидразин. В последние годы весьма популярны ракеты, использующие кислород и керосин. Топливо может состоять из пяти и более частей. Весьма многообещающими считаются метановые ракетные двигатели, их созданием сегодня занимаются сразу в нескольких странах мира. Из других интересных разработок в этой области можно отметить так называемый детонационный ракетный двигатель, топливо которого не горит, а взрывается.

Российский ракетный двигатель РД-180. Он использует пару кислород+керосин

Работы над улучшением ХРД не прекращаются, но, вероятно, предел его возможностей уже достигнут – конструкторы «выжали» из химического горючего все, что могли. Серьезной проблемой ХРД является огромная масса топлива, которую должен поднимать летательный аппарат. И это дико неэффективно. Схема с отделяемыми ступенями несколько улучшила ситуацию, но явно не стала панацеей.

Следует отметить, что химические ракетные двигатели используются не только для покорения космоса. Они нашли свое применение и на Земле, правда, в основном только в военном деле. Все боевые ракеты, начиная с маленьких авиационных или противотанковых, и заканчивая огромными МБР, оснащаются ХРД. В подавляющем большинстве они имеют более простые и надежные твердотопливные двигатели. Примером мирного использования ХРД являются геофизические и метеорологические ракеты.

На атомном корабле к звездам!

Жидкостной ракетный двигатель подарил человеку космос и помог добраться до ближайших планет. Скорость истечения реактивной струи ракеты на жидком топливе не превышает 4,5-5 м/с, что делает ее малопригодной для далеких миссий – для этого необходимы десятки метров в секунду. Космические аппараты с ХРД еще способны доставить человека к ближайшим планетам – типа Марса или Венеры – но для путешествий к далеким объектам Солнечной системы нам придется придумать что-то новое. Одним из выходов из этого тупика видится использование энергии, скрытой в атомном ядре.

Ядерный ракетный двигатель (ЯРД) – это тип силовой установки, в которой рабочее тело нагревается за счет энергии ядерного деления или синтеза. В зависимости от состояния топлива он может быть твердо-, жидко- или газофазным. В качестве рабочего тела обычно используется водород или аммиак. Тяга ЯРД вполне сравнима с химическими двигателями, при этом они имеют высокий удельный импульс. Но есть одна проблема – загрязнение атмосферы радиоактивным выхлопом.

Схема твердофазного ЯРД. Пока они есть только на чертежах или в макетах

История ядерных двигателей началась еще в середине 50-х годов, их практическим созданием занимались две страны в мире – США и Советский Союз. Уже в 1958 году американцы поставили задачу создания ЯРД для полетов на Луну и Марс (программа NERVA). Примерно в это же время схожими вопросами занимались и советские конструкторы. К концу 70-х годов был создан ядерный ракетный двигатель РД-0410, но он так и не прошел полноценных испытаний.

В настоящее время наиболее перспективно выглядят газофазные ядерные двигатели, в которых топливо находится в газообразном состоянии в специальной герметичной колбе. Это исключает его контакт с рабочим телом и значительно уменьшает вероятность радиоактивного заражения. Несмотря на то что основные технические проблемы создания ЯРД уже давно решены, до сих пор ни один из них не нашел своего применения на практике. Хотя, именно этот ЯРД выглядит наиболее перспективным с точки зрения реального применения.

Электрические ракетные двигатели, их особенности, преимущества и недостатки

Еще одним возможным конкурентом, у которого есть шансы заменить ХРД, является электрический ракетный двигатель (ЭРД), использующий для разгона рабочего тела электрическую энергию.

Ионный двигатель. Возможно, что именно он доставит человека к звездам

Идея создания подобной силовой установки родилась еще в начале XX века, в 30-е годы ее на практике реализовал советский ученый Глушко. Активные работы над ЭРД начались в США и СССР в 60-е годы, а в 70-е – первые ракетные двигатели подобного типа уже были установлены на космических аппаратах.

Существует несколько типов ЭРД:

  • электротермический;
  • электростатический;
  • электромагнитный;
  • плазменный.

Электрические ракетные двигатели имеют высокий показатель удельного импульса, что позволяет им весьма экономно расходовать рабочее тело, но при этом они нуждаются в большом количестве энергии, что является серьезной проблемой. Пока единственным реальным ее источником для ЭРД являются солнечные батареи. Они имеют малую тягу, что не позволяет использовать их в пределах земной атмосферы – стартовый ракетный двигатель из ЭРД точно не получится. В настоящее время они используются в качестве маневровых – для коррекции орбит космических аппаратов.

Космическая программа СССР

Юрий Гагарин — первый человек в космосе Основная статья: Космонавтика

Космическая программа СССР берёт свое начало в 1921 году с основания Газодинамической лаборатории при РККА, которая в 1933 году вошла в состав Реактивного института при Наркомате тяжелой промышленности СССР, а с 1955 года по 1991 год Министерство общего машиностроения СССР координировало работу всех предприятий и научных организаций, занятых созданием ракетно-космической техники.

Среди ключевых успехов космической программы СССР:

  • запуск первого искусственного спутника земли 4 октября 1957 года,;
  • запуск 3 ноября 1957 второго спутника с живым существом на борту;
  • первое изображение обратной стороны Луны — Луна-3. 1959 год;
  • первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года;
  • первый выход человека в открытый космос 19 марта 1965 года;
  • первый в мире планетоход — «Луноход-1» 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Венеру — Венера-7 1970 год;
  • первая мягкая посадка на Марс — Марс-3 1971 год;
  • создание на орбите земли первой многомодульной орбитальной станции «Мир» 1986 год;

После распада СССР космонавтика продолжила развиваться в рамках отдельных стран, например, российской и украинской космических программ.

Пилотируемые космические программы

Восток

Основные статьи: Восток (космический корабль) и Восток (космическая программа)

«Восток» — серия одноместных пилотируемых космических кораблей КБ Королёва для полётов по околоземной орбите с катапультированием и посадкой космонавта на парашюте отдельно от спускаемого аппарата.

Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год.

Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство. Этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики.

В последующем совершили полёты ещё пять кораблей серии, в том числе два групповых (без стыковки), в том числе с первой в мире женщиной-космонавтом Терешковой. Планировавшиеся ещё 4 полёта (в том числе более длительные, с созданием искусственной гравитации) были отменены.

Восход

Основная статья: Восход (космический корабль)

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток», но имел увеличенный передний приборный подотсек, его спускаемый аппарат был переконфигурирован для полёта и посадки внутри СА двоих-троих космонавтов (для чего были исключены катапультные кресла и для экономии места космонавты располагались без скафандров), а вариант для выходов в открытый космос имел навесную шлюзовую камеру.

Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» — с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в открытый космос) были ещё впереди.

Союз

Основная статья: Союз (космический корабль)

Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 сначала для облёта Луны. К Луне должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К-9К-11К. Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле Л1, выводимым на РН «Протон», а на базе 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК) с солнечными батареями, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК начались в 1966 году. Первые 3 беспилотных пуска оказались неудачными и выявили серьёзные ошибки в конструкции корабля. 4-й пуск с В. Комаровым оказался трагическим — космонавт погиб. Тем не менее программа продолжилась, и уже в 1968 году состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов», в 1969 — первая пилотируемая стыковка и групповой полёт трёх кораблей, в 1970 — первый долговременный полёт, в 1971 — первые стыковка и экспедиция (после которой экипаж погиб) на орбитальную станцию «Салют»-ДОС.

Совершены и продолжаются несколько десятков полётов (в том числе только два, закончившихся гибелью экипажей) корабля в разных вариантах «Союз» (в том числе 7К-Т, 7К-ТМ, 7К-МФ6, 7К-Т-АФ, 7К-С), «Союз-Т» (7К-СТ), «Союз-ТМ» (7К-СТМ), «Союз-ТМА» (7К-СТМА), «Союз-ТМА-М/ТМАЦ» (7К-СТМА-М), в том числе для первой стыковки с иностранным кораблем, экспедиций на орбитальные станции «Салют»-ДОС, «Алмаз», «Мир» и т. д.

Корабль стал основой для создания пилотируемых кораблей нереализованных лунных программ (Л1 и Л3 и Союз-Контакт для отработки стыковки модулей Л3) и военных программ (Союз 7К-ВИ военисследователь, -П перехватчик, -Р разведчик, многофункционального «Звезда»), а также для автоматического грузового корабля «Прогресс».

Л1

Основные статьи: Зонд (космический аппарат), Зонд (космическая программа) и Советская лунная программа

Лунно-облётная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии последних беспилотных отработочных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.

Л3

Основные статьи: Л3 (космический корабль) и Советская лунная программа

Лунно-посадочная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.

Звезда

Основная статья: Звезда (космический корабль)

Военный пилотируемый корабль КБ Козлова, проект которого разрабатывался взамен «Союза 7К-ВИ» КБ Королёва, был доведён до предполётной стадии и был отменён в пользу комплекса КБ Челомея из военной орбитальной станции «Алмаз» и корабля ТКС.

ТКС

Основная статья: Транспортный корабль снабжения

Пилотируемый корабль КБ Челомея для обслуживания военной орбитальной станции «Алмаз» и прочих задач Министерства обороны, запускавшийся на РН «Протон» только в беспилотном режиме, но стыковавшийся с орбитальными станциями (в том числе пилотируемыми) «Салют»-ДОС.

Заря

Основная статья: Заря (транспортный космический корабль)

Частично-многоразовый пилотируемый транспортный корабль КБ Королёва с запуском на РН «Зенит», проект которого был отменён на этапе проектирования в виду сосредоточения ресурсов на создании системы «Энергия»-«Буран».

Алмаз

Основная статья: Алмаз (орбитальная станция)

Долговременные пилотируемые военные орбитальные станции КБ Челомея, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Салют-2,-3,-5», «Космос-1870», «Алмаз-1», из которых две эксплуатировались пилотируемыми («Салют-3,-5»). Имели на борту в том числе оружие (пушки).

Салют-ДОС

Основная статья: Салют (орбитальная станция)

Долговременные пилотируемые орбитальные станции ЦКБЭМ, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Космос-557», «Салют-1,-4,-6,-7», из которых все кроме первой эксплуатировались пилотируемыми. Две последние имели по два стыковочных узла и принимали одновременно на борт по два пилотируемых или автоматических грузовых и прочих корабля, в том числе тяжёлые ТКС.

Мир

Основная статья: Мир (орбитальная станция)Фотография орбитальной станции «Мир» 24 сентября 1996 года

Проект станции «Мир» (исходно «Салют-8») третьего поколения начат в 1976 году, когда НПО «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных ОС. В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой многомодульной станции. В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции — базового блока с 6-ю стыковочными узлами, бортовым и научным оборудованием. Работы разворачивались с задержками ввиду того, что все ресурсы были брошены на программу «Буран», базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет были пристыкованы ещё шесть модулей.

Мир-2

Основная статья: Мир-2

Программа создания орбитальной станции «Мир-2» (исходно «Салют-9») четвёртого поколения не была реализована в связи с распадом СССР, тяжёлым состоянием экономики и участием России в создании МКС.

Спираль

Основная статья: Спираль (авиационно-космическая система)

Многоразовая военная авиационно-космическая система КБ Микояна из беспилотного гиперзвукового крылатого самолёта-разгонщика и пилотируемого крылатого лёгкого орбитального космоплана с горизонтальным стартом, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов воздушных и орбитальных прототипов космоплана и отменённая ввиду сложности создания разгонщика и требовавшихся прочих новых технологий и сосредоточения ресурсов на создании многоразовой транспортной системы «Энергия»-«Буран».

ЛКС

Проект по созданию перспективного крылатого орбитального многоразового пилотируемого космического корабля-космоплана с запуском на РН «Протон» был начат в ОКБ-52 (КБ Челомея) в 1960-е годы на базе наработок по теме космического ракетоплана Цыбина для РН «Восток» («Лапоток»). Уже 21 марта 1963 года на ракете Р-12 с космодрома Байконур был осуществлен суборбитальный запуск прототипа ЛКС Р-1. На высоте около 200 километров ракетоплан отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 400 километров, после чего начал спуск на Землю. Ракетоплан вошел в атмосферу со скоростью 4 километра в секунду, пролетел 1900 километров и приземлился с помощью парашюта.

Проект ЛКС был приостановлен в середине 1960-х гг для концентрации ресурсов на советской лунной программе и создании кораблей «Союз» и авиационно-космической системы «Спираль».

Инициативное возобновление в ОКБ-52 в 1970-е—1980-е годы проекта запускаемого на эксплуатируемой РН «Протон» 20-тонного ЛКС с полезной нагрузкой на орбите 4—5 тонн до реализации далее чертежей и полноразмерных макетных образцов также не было доведено ввиду сосредоточения сил КБ на военном космическом комплексе станции и корабля «Алмаз» и ресурсов страны на создании тяжёлой многоразовой системы «Энергия»-«Буран».

Буран

Образец Бурана ОК-ГЛИ (БТС 002) для тестирования в атмосфере. Авиа-космический салон МАКС, 1999 Основная статья: Буран (космический корабль)

«Буран» — советский тяжёлый пилотируемый крылатый многоразовый транспортный космический корабль-космоплан, запускаемый сверхтяжёлой РН Энергия.

По словам заместителя главного конструктора многоразовой космической системы (МКС) «Буран» Вячеслава Михайловича Филина, «Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО „Энергия“ в период 1971—1975 гг. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного (то есть упреждающего) ракетно-ядерного удара».

Единственный из пяти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году, ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации.
В постсоветской России разрабатывались проекты многоразового космического корабля МАКС (отменён) и частично-многоразовых космических кораблей «Клипер» (отменён) и «Русь» (продолжается).

Непилотируемые космические программы

Полюс (1987)

«Спутник» — первая серия искусственных спутников Земли (ИСЗ), предназначенная для экспериментов по выводу в околоземное пространство полезной нагрузки, изучения влияния невесомости и радиации на живых существ, экспериментов по изучению свойств земной атмосферы и других.

Серия космических аппаратов «Космос» — название советских ИСЗ. Было запущено с 1962 по 2001 гг., около 2000. Некоторые спутники запускались одновременно. Выполняли военные, научные, медицинские исследования. Запускались как из Байконура, так и из Плесецка.

«Луна» — серия советских межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. Запуск космических кораблей советской серии «Луна» начался с 1958 года, все запуски осуществлялись с космодрома Байконур.

«Луноход» («проект Е-8») — серия советских дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов для исследования Луны.

«Венера» — серия советских межпланетных космических аппаратов для изучения Венеры и космического пространства.

«Вега» — название для двух советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Венеры и кометы Галлея. В 1984—1986 годах успешно выполнили свою миссию, в частности, впервые провели изучение венерианской атмосферы с помощью аэростатов.

«Марс» — наименование советских межпланетных космических аппаратов, запускаемых к Марсу, начиная с 1962 года. Вначале был запущен «Марс-1», затем одновременно «Марс-2» и «Марс-3». В 1973 году к Марсу стартовало сразу четыре КА («Марс-4», «Марс-5», «Марс-6», «Марс-7»). Запуски КА серии «Марс» осуществлялись РН «Молния» («Марс-1») и РН «Протон» с дополнительной 4-й ступенью («Марс-2» — «Марс-7»).

Хронология

Ниже перечислены ключевые события в истории советской космической программы:

  • 4 октября 1957 — вывод на околоземную орбиту первого ИСЗ;
  • 3 ноября 1957 — вывод на околоземную орбиту первого исследовательского ИСЗ с живым существом на борту;
  • 2 января 1959 — первый космический аппарат на солнечной орбите;
  • 12 сентября 1959 — посадка автоматической межпланетной станции на Луне с исследовательскими целями;
  • 4 октября 1959 — беспилотный облёт Луны автоматической межпланетной станцией с фотографированием её обратной стороны;
  • 12 апреля 1961 — первый полёт человека в космос (Юрий Гагарин);
  • 06 августа 1961 — полет в космос второго космонавта (Германа Титова) КК «Восток-2»;
  • 11-12 августа 1962 — тандемный полёт двух пилотируемых Космических аппаратов;
  • 1 ноября 1962 — первая автоматическая межпланетная станция на марсианской орбите с исследовательскими целями;
  • 12 октября 1964 — первый полёт экипажа в составе трёх человек;
  • 18 марта 1965 — первый выход человека в открытый космос.
  • 17 ноября 1970 — посадка на Луну первого планетохода Луноход-1.
  • 19 апреля 1971 — вывод на орбиту первой орбитальной станции Салют-1.
  • 15 июля 1975 года — стыковка советского и американского кораблей в космосе по программе Союз — Аполлон.
  • 20 февраля 1986 год — вывод на орбиту первой многомодульной орбитальной станции Мир.

Космодромы

  • Байконур — первый и крупнейший в мире космодром. Основан в 1955 году.
  • Плесецк — основан в 1957 году.
  • Капустин Яр — ракетный полигон, для испытания баллистических ракет. Также использовался как космодром.

> См. также

  • Интеркосмос
  • День космонавтики
  • Гимн российской космонавтики
  • Космонавтика России
  • Космонавтика Украины

Примечания

  1. 1 2 Telegraph признала: Запад забыл, что СССР был первопроходцем в космосе
  2. Лёгкий космический самолёт // archive.is
  3. Малыш в тени «Бурана»: Советский лёгкий космоплан // Популярная механика
  4. Космический самолет Челомея
  5. Книга о ЛКС Челомея на forum.nasaspaceflight.com (англ.)
  6. LKS в Encyclopedia Astronautica (англ.)
  7. см. Б. Е. Черток «Ракеты и люди»
  8. The Changing Strategic Military Balance USA vs USSR: Soviet Space Firsts. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1967. — P. 23.

> Литература

Ссылки

  • История Советской космонавтики
  • Фотоархив «История отечественной космонавтики»
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Национальные космические программы

Европа

Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Как битва советских конструкторов привела к созданию лучшего ракетного двигателя


45 лет назад советские ученые предприняли дерзкую попытку создать сверхтяжелую ракету для полета на Луну. Попытка эта была неудачной и «лунную гонку» мы американцам проиграли. Зато сейчас те же американцы стоят в очередь за ракетными двигателями, созданными в нашей стране для советской лунной ракеты
Середина прошлого века стала временем азартного соревнования между СССР и США по освоению околоземного пространства. Главным «призом» была Луна. Поэтому конструкторы обеих стран, не жалея сил и бюджетных денег, наперегонки создавали сверхтяжелые ракеты, которые могли бы доставить человека на поверхность Луны и вернуть его обратно. В СССР такой ракетой стала Н1-Л1, которую в ОКБ-1 разрабатывал сначала Сергей Павлович Королев, а после его смерти – Василий Павлович Мишин. В США – «Сатурн-5», которую создал не менее легендарный германский конструктор Вернер фон Браун (его еще при жизни начали называть «отцом» всей американской космической программы).
История не терпит сослагательного наклонения. Американцы ту гонку выиграли. SA-510 с «Аполлоном-4» на борту отправилась в первый испытательный полет 9 ноября 1967 года, а спустя полтора года – в июле 1969, первая пилотируемая ракета США уже села на Луне. Советский же Союз 21 февраля 1969 года только начал испытательные пуски своей «лунной» ракеты. И, вскоре по окончании американских запусков на Луну (последний полет по программе «Аполлон» состоялся 7 декабря 1972 года) советская лунная программа была свернута.
Однако, научно-технический задел, созданный при работе над ракетой Н1-Л1, не пропал. Ракетные двигатели, сконструированные и построенные для этой ракеты знаменитым советским конструктором Николаем Кузнецовым, оказались настолько удачны, что сейчас требуются и России, и США.
Битва «великих стариков»
Поколение величайших советских военных конструкторов, пик творческой мысли которых пришелся на 40-80-е годы прошлого века, часто называют «поколением великих стариков». Именно их умом был создан «оборонный щит» нашей Родины и именно их разработки, по сути, по-прежнему лежат в основе развития военно-технической мысли в современной России. В этой плеяде значатся и имена двух великих советских двигателестроителей — Николая Дмитриевича Кузнецова и Валентина Петровича Глушко. На газотурбинных двигателях первого конструктора до сих пор летают стратегические бомбардировщики и перекачивают «голубое золото» газоперекачивающиеагрегаты «Газпрома». На ракетных двигателях второго конструктора, фактически,поднялась в небо вся советская и российская космонавтика. Казалось бы, они работалив разных сферах. Однако, в истории был момент, когда пути двух советских академиков пересеклись друг с другом.
Это случилось в 1959 году, когда главный советский конструктор космических машин и аппаратов Сергей Павлович Королев вплотную приступил к созданию новой советской ракеты, предназначенной для полета на Луну. Незадолго до этого Глушко как раз был удостоен звания Героя Социалистического Труда за работу над жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) для баллистической ракеты Р-5М с боевым ядерным зарядом. Но задачу создать ЖРД для всех четырех ступеней советской «лунной» ракеты Королев неожиданно ставит не перед Глушко, а перед Николаем Кузнецовым — руководителем и генеральным конструктором Опытного завода №276 (город Куйбышев), который тогда специализировался исключительно на разработке и производстве турбовинтовых и турбореактивных двигателей для авиации. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной такой «смены коня» — непростые личные взаимоотношения между Королевым и Глушко, или то, что конструктору ракеты требовались кислород-керосиновые двигатели, а конструктор двигателей настаивал на гептил-амиловых… Но факт остается фактом — к моменту первого испытательного полета сверхтяжелой «лунной» американской ракеты «Сатурн-5» на Куйбышевском моторном заводе, который тогда входил в Министерство авиационной промышленности СССР, Николай Кузнецов создал и успешно провел стендовые испытания четырех типов новых ракетных двигателей для каждой из ступеней советской лунной ракеты Н1-Л1. К 1971 году в процессе летных испытаний этой ракеты (она стартовала четыре раза) они были доработаны и получили шифры НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31. Но в серию эти двигатели так и не пошли.
Главный идеолог советской лунной программы – Сергей Павлович Королев, умер в январе 1966 года. Спустя три года становится известно, что первыми Луны достигли астронавты США. В 1974 году на базе ОКБ Глушко и КБ, которым руководил «преемник» Королева Василий Мишин, создается НПО «Энергия». Его в качестве директора и генерального конструктора возглавляет Валентин Глушко. И вслед за этим работы по ракете Н1-Л1 в Советском Союзе окончательно закрываются, а НПО «Энергия» начинает разрабатывать идею многоразовой космической системы «Энергия-Буран». В том же 1974 году Совет обороны СССР приказывает Куйбышевскому ОКБ-276 прекратить дальнейшие работы над ракетными двигателями, полностью погрузившись в конструирование газотурбинных двигателей для стратегической авиации и наземных приводов для газоперекачивающих агрегатов, которые вскоре погонят советский газ из Западной Сибири в капиталистическую Европу. Около сотни двигателей НК-33 и НК-43, уже изготовленных в Куйбышеве для ракеты Н1-Л1, приказано уничтожить.

Строптивый генерал
Однако, как потом выяснилось, Николай Кузнецов тот приказ партии и правительства выполнил только наполовину. Он действительно создал двигатели, на которых до сих пор летает и будет продолжать летать вся стратегическая авиация нашей страны. А треть мощности газоперекачивающих агрегатов «Газпрома» до сих пор обеспечивают кузнецовские газотурбинные двигатели. Более того – под руководством Кузнецова напредприятиях куйбышевского двигателестроительного куста в середине 70-х годовпрошлого века было налажено серийное производство «глушковских» двигателей для первой и второй ступеней различных модификаций ракет-носителей среднего класса «Союз» — РД-107A/РД-108A. И за прошедшее время в Куйбышеве, а затем в Самаре было построено более 9 тыс жидкостных реактивных двигателей.
Но свое собственное ракетное «детище» — НК-33 и НК-43 — генерал, конструктор и действительный член Академии наук СССР Н. Д. Кузнецов, не смотря на прямой приказ партии и правительства, ликвидировать не стал. Он специальным образом их законсервировал и упрятал подальше от посторонних глаз. И ни один человек, причастный к этой операции, в последующие 20 лет никому не проговорился о том, что в окрестностях Самары в укромном месте дожидаются своего часа около сотни уникальных изделий.
Этот час настал в 1992 году. За три года до этого умер главный оппонент «кузнецовских» ракетных двигателей — Валентин Павлович Глушко. Он еще успел увидеть полет своего грандиозного творения – сверхтяжелой ракеты «Энергия» с МТКК «Буран». Но Советский Союз разваливался на глазах и его политическому руководству, по сути, было уже не до космоса. К этому времени трещала по швам и прежняя система взаимоотношений между КБ, двигателестроительными предприятиями, ракетостроителями, министерствами, ведомствами и отраслями. Ранее «закрытым» предприятиям, например, разрешили самим выходить на международную арену со своей продукцией. И Николай Кузнецов этим воспользовался. Он достал из «запасников» свои ракетные двигатели и предъявил их широкой общественности на первой международной выставке «Авиадвигатель» в 1992 году Москве. Эти изделия произвели на мировую общественность эффект разорвавшейся бомбы. «Уникальность этого двигателя в том, что он создавался не ракетным, а авиационным конструкторским бюро. И эта специфика проявляется во всем. Большинство ракетных двигателей, например, опутаны десятками и сотнями трубопроводов. А в нашем двигателе их практически нет. Часть конструкции НК-33 это, по сути, турбореактивный двигатель, который до этого создавал Кузнецов, например НК-12… Американцы, когда увидели эту конструкторскую схему, схватились за голову и сказали: «Мы вокруг этой схемы ходили десятки лет и не знали, как ее внедрить. Потому что ее разработка требовала колоссального количества денег!» — поделился с «Эксперт online» своими впечатлениями от первой встречи с американцами главный конструктор ракетных двигателей объединения «Кузнецов» Валерий Данильченко.
Более того «Кузнецовские» двигатели показали величайшую надежность, поскольку на совершенствование их конструкции и материалов денег тоже не жалели. По словам конструкторов, на этом этапе было «сожжено» (то есть выработано) около 100 двигателей – это на порядок больше того, что могут себе позволить сейчас сжечь в процессе испытаний и российские, и зарубежные разработчики ракетных двигателей. Но при этом профессор Кузнецов добился того, что один из двигателей НК-33, предназначенный для работы на первой ступени «лунной» ракеты, без съема со стенда проработал в общей сложности более четырех (!) часов. Для сравнения, расчетное время работы первой ступени американской ракеты Antares, на которой сейчас стоят модернизированные НК-33, составляет 230 секунд. За это время два таких двигателя забрасывают ракету на высоту 107 км. Таких параметров надежности, возможности многоразового использования и соотношения тяги к массе до сих пор нет ни у одного ракетного двигателя в мире.
Возвращение двигателя
Упоминание о США не случайно. Американцам в тот момент как раз нужна был новая коммерческая ракета-носитель (РН), работающая на границе легкого и среднего классов. Поэтому уже летом 1993 года между самарскими двигателестроителями и американской компанией Aerojet был заключен договор о сотрудничестве по применению НК-33 в составе двигательной установки РН Taurus-2 (Antares). Для этого американцы купили 47 двигателей НК-33 и НК-43 из тех запасов, которые сохранились в Самаре, по цене 1 млн долларов за изделие. Это решение великого конструктора о продаже в страну наиболее вероятного противника уникальных изделий и тогда, и сейчас, вызывает неоднозначную реакцию. Самого Николая Дмитриевича об этом уже не спросишь – он умер в 1995 году. Но по отзывам знавших его людей, основным мотивом продажи американцам половины запасов двигателей НК-33 были не деньги. Просто он очень хотел, чтобы двигатель наконец-то полетел….
И американцы, действительно, подняли его в космос, хотя и в модернизированном виде. В частности, были заменены уплотнители, обновлена система управления, двигатель был адаптирован к американскому керосину и оснащен карданным шарниром для управления вектором тяги. И в таком виде детище советских конструкторов было сертифицировано в США и получило название НК-33/AJ-26. Эта работа специалистами Aerojet велась совместно с конструкторами Самарского научно-технического комплекса им. Кузнецова (СНТК им. Кузнецова), а в дальнейшем, когда СНТК им. Кузнецова было вновь соединено с серийным заводом «Моторостроитель» — вместе со специалистами объединенной двигателестроительной компании «Кузнецов». Основной объем этой работы по модернизации двигателей производился в период 2008-2012 годов. «Сама деятельность по вхождению НК-33 в летные испытания длилась около 5-6 лет, но с двигателем работали с 95 года, подтверждая его технические характеристики, показывая его возможности. И в рамках отечественного, и в рамках американского проектов с НК-33 была проведена огромная опытно-конструкторская работа. В рамках модернизации в двигателе были реализованы дополнительные конструктивные решения, поднявшие уровень его технических характеристик на новую ступень. Что касается американского варианта то мы его форсировали до 108 процентов тяги, американские специалисты дополнили двигатель управляемым вектором тяги. По российскому проекту двигатель имеет модификацию, он был адаптирован к новым условиям полета» — подчеркнул «Эксперт online» исполнительный директор объединения «Кузнецов» Николай Якушин.
Первый рейс Antares с тремя малыми спутниками NASA PhoneSat и одним коммерческим наноспутником был совершен в ночь с 21 на 22 апреля 2013 года с космодрома на острове Уоллопс на восточном побережье США. Эта РН предназначена для запуска полезных грузов весом до 5,5 тонны на низкую опорную орбиту, и ее разработчик — частная компания Orbital Sciences Corporation (OSC) — уже подрядился по контракту с NASA за 3,5 млрд долларов совершить с помощью этой ракеты восемь рейсов космического грузовика Cygnus с грузом для Международной космической станции. В 2013 году состоялось уже 3 успешных коммерческих рейса Antares.
В России первый старт ракеты-носителя с двигателем НК-33 состоялся в декабре 2013 года. Ею стала РН «Союз-2-1 В» на 3 тонны полезной нагрузки, в основе двигательной установки которой находится модернизированный двигатель НК-33 под литерой НК-33А. Разработчик и изготовитель ракеты — «ЦСКБ-Прогресс» (Самара). Специально под новый легкий «Союз» в этом двигателе были заменены и доработаны почти 30 позиций: электропроводка, приводы, система зажигания и прочее. Место старта — космодром Плесецк. Кроме того, «ЦСКБ-Прогресс» сейчас работает над РН «Союз-2-3» полезной нагрузкой 11–12 тонн, в котором четыре глушковских двигателя РД-107А сочетаются с одним НК-33-1. Есть в России проект и РН тяжелого класса полезной нагрузкой 20 тонн с пятью двигателями НК-33 (плюс управляемый вектор тяги).
Экономика проекта
Нынешняя мотивация и американцев, и россиян по поводу двигателя НК-33 понятна. На мировом рынке сейчас довольно много предложений по «извозу» на легких ракетах-носителях, поскольку покорение космоса в свое время и начиналось с легких РН, выводящих на низкую околоземную орбиту космические аппараты массой до 5 т. В США это семейства РН Pegasus, Taurus, Minotaur, Delta 11 (моделей 7320 и 7420), Falcon , в Индии — РН PSLV в различных конфигурациях, в Израиле — РН Shavit. Европейцы основные надежды связывают с Vega. Бразилия вместе с Украиной ставили на «Космос-4». Легкие РН создаются в Иране, Северной Корее, Южной Корее, Японии. Активно работает по теме легких РН Китай.
Однако, для американцев тема использования в их РН российских двигателей НК-33, важна, в первую очередь, с точки зрения оптимального сочетания стоимости, надежности и эффективности этих двигателей. Двигатели НК-33 не только являются одними из самых надежных ракетных двигателей в мире и лидерами по соотношению тяги к массе. Цена серийно изготовленного «модернизированного» под современные требования НК-33 оказывается вдвое меньше, чем стоимость аналогичных по тяге ракетных двигателей других конструкторов и производителей. А в случае организации крупносерийного производства этого двигателя на объединении «Кузнецов» его цена, по предварительным подсчетам, может упасть еще на 30–40 млн рублей. Поэтому Aerojet заявила, что ей нужно еще как минимум 50 двигателей НК-33 из России.
У нашей страны мотивация немного другая. России в принципе нужна сейчас новая легкая ракета. Так сложилось исторически, что наши легкие РН – это межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), где вместо боевой части располагается полезный груз. Таков «Днепр» на базе РС-20, «Стрела» и «Рокот» на базе РС-18, «Циклон-3» на базе Р-36. У них есть один плюс – относительная дешевизна, особенно, если речь идет о переделке снятых с боевого дежурства МБР. Однако, запас таких ракет не бесконечен («Циклон-3», например, уже отлетал свое два года назад), да и большинство из них, опять же исторически, производилось на Украине. А что там сейчас происходит, объяснять, думаю, не надо. Поэтому в России сейчас ведутся работы по созданию сразу двух легких РН – «Союза 2-1В» и «Ангары 1.2». «Легкие ракеты, сделанные в свое время на основе баллистических ракет, такие, например, как «Рокот» или «Днепр», завтра-послезавтра сойдут со сцены. И это высвободит нишу легких средств выведения в Российской Федерации. Поэтому появление в России сразу двух новых носителей легкого класса — «Ангара 1.2» и «Союз-2-1В» — это не болезненно с точки зрения конкуренции. Это позитивно. Они не будут мешать друг другу ни по линии выполнения оперативных задач российского Министерства обороны, ни по линии коммерческого космоса на мировом рынке ракет-носителей», — подчеркнул «Эксперт online» исполнительный директор объединения «Кузнецов» Николай Якушин.

Поэтому «ЦСКБ-Прогресс» уже создал легкий «Союз» на «кузнецовском» двигателе, а Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева создает семейство ракет-носителей «Ангара» на маршевых двигателях РД-191 разработки НПО «Энергомаш им. Глушко». Первая машина уже полетела, вторая — еще нет. И пойдет ли «Ангара», решение о создании которой принималось более 20 лет назад, вообще в серийное производство – еще большой вопрос. В качестве чисто военного изделия – вполне возможно. В качестве средства выведения коммерческих нагрузок – сомнительно, поскольку по эффективности выведения полезной нагрузки легкий «Союз» почти в 1,5 раза опережает легкую «Ангару».
Поэтому «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), куда сейчас входит ОАО «Кузнецов», объединившее в последние годы несколько наиболее значимых активов самарского двигателестроительного комплекса, к 2017 году намерена полностью восстановить в Самаре серийное производство двигателей НК-33. «С учетом востребованности изделия в настоящий момент мы решаем вопрос воспроизводства двигателя. Это совместная задача, которая реализуется в рамках «ОДК». Это программа общая. В настоящее время прорабатывается вопрос с американскими специалистами в части формирования долгосрочных отношений по поставкам ракетных двигателей по программе «Антарес», продолжаются работы по отечественному проекту. Нами сформирован конкретный график восстановления производства. Для целей американской стороны с учетом реальности сроков мы говорим о начале поставок двигателей с 2018 года на уровне 6-8 двигателей в год. Для отечественного проекта ориентировочный срок начала поставок — 2017 год» — подчеркнул «Эксперту» Николай Якушин. Для того, чтобы выполнить намеченное, в Самаре, на объединении «Кузнецов», в рамкахФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» сейчас началось строительство нового производственного корпуса по изготовлению ракетных двигателей. Помимо традиционных РД-107A/РД-108A, здесь будут ежегодно изготавливать по новым технологиям и на современном оборудовании и несколько десятков ракетных двигателей марки «НК».

30 декабря 1906 г. (12 января 1907 г.) в Житомире в семье преподавателя русской словесности родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв.

В 1924 г. Сергей Павлович окончил Одесскую строительную профессиональную школу и в этом же году подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота. Решение вопроса о зачислении затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевёлся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. В это время Сергей Королёв проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта. Эти работы показали явные способности Королёва как авиационного конструктора.

В 1930 г. Сергей Павлович закончил МВТУ и начал работать в Центральном аэродинамическом институте, а в 1933 г. перешёл в только что организованный Реактивный НИИ. В РНИИ Королёв занимался созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с гирокомандной системой наведения, снабжённых жидкостным ракетным двигателем конструкции В. Глушко. Кроме того, он работал над проектом ракетоплана (ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королёва и двигателя Глушко, совершил первый полёт 28 февраля 1940 г.).

В конце 1930-х гг. по ложным обвинениям во вредительстве Королёв был арестован, осуждён на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму.

27 июля 1944 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР Королёв и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости. После окончания войны во второй половине 1945 г. Сергей Королёв в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полёта около 300 км при стартовой массе около 13 т.

С 1946 г. и до конца жизни Сергей Королёв был Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем. В середине 1950-х гг. в КБ Королёва была создана знаменитая Р-7 — двухступенчатая ракета, с помощью которой 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал нашей стране высокий международный авторитет.

В 1958 г. Королёв получил звание академика. С 1959 г. руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.

12 апреля 1961 г. Королёв вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полёта началась эра пилотируемой космонавтики. Аналогичный полёт в США был осуществлён более года спустя.

Основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 г. Урна с его прахом была установлена на Красной площади в Кремлёвской стене.

В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых замечательных достижений. Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством были созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.

За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик Сергей Павлович Королёв был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956, 1961), ему была присуждена Ленинская премия (1957) и золотая медаль имени К. Э. Циолковского. Имя Королёва, как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны.

Лит.: Апенченко О. Сергей Королёв. М., 1969; Асташенков П. Т. Академик С. П. Королёв. М., 1969; Гордость твоя, Поморье! Архенгельск, 2005; Королёв Сергей Павлович // Большая советская энциклопедия. Т. 13. М., 1973; Сергей Павлович Королёв // Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Б. д. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=102.

См. также в Президентской библиотеке:

В СССР создан Центр подготовки космонавтов // День в истории. 11 января 1960 г.;

Лётчик-космонавт СССР А. А. Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос // День в истории. 18 марта 1965 г.;

Основание космодрома Байконур // День в истории. 2 июня 1955 г.;

Открытый Космос: коллекция;

Полёт в космос первой женщины-космонавта // День в истории. 16 июня 1963 г.;

Указом Президента Российской Федерации создан новый род войск — Космические войска // День в истории. 24 марта 2001 г.

Совет главных конструкторов

Совет главных конструкторов


Наиболее известная фотография. Байконур, 1954 год

Дата основания

Дата роспуска

Тип

группа учёных-ракетчиков

Число участников

6 постоянных (общее число варьировалось)

лидер

С. П. Королёв

Совет главных конструкторов (также именовавшийся «твёрдотопливным», так как главные сторонники развития РКТ на основе жидкостных ракетных двигателей имели свои совещательно-консультативные органы; или просто «Совет Главных») — неформальный совет по развитию ракетной отрасли СССР под руководством Сергея Королёва, объединял главных конструкторов основных предприятий, участвовавших в ракетно-космической программе 1940-х — 1950-х годов. Существовал с момента развёртывания крупномасштабных работ в отрасли (1946 год), был расширен в 1954 году. Возглавлял совет С. П. Королёв, объединявший действия ученых и конструкторов, направлявший их работу к достижению единой цели — созданию баллистических, а затем и космических ракет. Фактически, руководство советом С. П. Королёвым осуществлялось до 1961 г., после чего его члены перешли на сторону В. Н. Челомея, который возглавил аналогичный совещательный орган, также называвшийся Советом главных конструкторов, просуществовавший в таком виде до осени 1964 г., то есть до времени отставки Н. С. Хрущёва с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Окончательно, Совет главных конструкторов прекратил своё существование как самостоятельное явление в 1966 году, после смерти С. П. Королёва, хотя отдельные сообщения о проведении заседаний органа с аналогичным названием относятся и к концу 1966 года, и к более поздним датам. Впоследствии, в 1970-е — 1980-е гг. в СССР существовали внутриведомственные и корпоративные советы главных конструкторов крупных научно-производственных объединений военно-промышленного комплекса (включавших в себя по несколько конструкторских учреждений и соответствующее количество главных конструкторов).

Общие сведения

Для управления системой научно-технических разработок потребовался координационный орган, каковым стал совет главных конструкторов, которые принимали все важные решения, на заседаниях этой команды принимались решения всех принципиальных и текущих вопросов космической программы. Несмотря на то, что совет имел неформальный характер, его члены обладали необходимыми полномочиями для формирования направления развития советской ракетно-космической программы и смежных исследований, что упоминают в своих воспоминаниях члены совета, другие участники проекта и исследователи отрасли.

В первый совет вошли главные конструкторы предприятий, которые занимались ракетно-космической программой на руководящих должностях с 1946 года:

  • Владимир Бармин — директор ГСКБ «Спецмаш», главный конструктор стартовых комплексов;
  • Валентин Глушко — главный конструктор ОКБ-456, разработка ЖРД;
  • Сергей Королёв — главный конструктор ОКБ-1, разработка ракет-носителей, спутников, баллистических ракет и других изделий этого направления;
  • Николай Пилюгин — заместитель главного конструктора НИИ-885 М. С. Рязанского по автономным системам управления, с февраля 1947 года главный конструктор;
  • Михаил Рязанский — главный конструктор НИИ-885 по аппаратуре радиосвязи для ракет;
  • Виктор Кузнецов — главный конструктор НИИ судостроительной промышленности гироскопических командных приборов.

Эта команда иногда называется «великолепная шестёрка». На часто использующейся в литературе фотографии шести конструкторов, снятой на Байконуре в 1954 году, нет Кузнецова, но есть Богомолов, которого отдельные авторы называют членом «великолепной шестёрки».

Около 1954 года советский космический проект вплотную приблизился к решению задачи отправки человека в космос. В связи с расширением круга решаемых задач в совет были введены новые специалисты:

  • Мстислав Келдыш — с 1950 года научный руководитель НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов.
  • Алексей Богомолов — с 1954 года руководитель космического сектора ОКБ МЭИ, разработчик аппаратуры для средств радиотелеметрии и траекторных измерений.
  • Владимир Котельников — с 1954 года директор Института радиотехники и электроники АН СССР.

В состав совета в разное время также входили:

  • Георгий Бабакин
  • Алексей Исаев
  • Семён Косберг
  • Михаил Янгель
  • Владимир Челомей, возглавивший совет в 1961 г.

Противоречия

Несмотря на то, что С. П. Королёву удалось на длительное время сплотить под своим руководством видных советских учёных в сфере ракетно-космической техники, необходимо учитывать, что в космонавтике они были фигурами не менее важными, чем Королёв. Между членами совета сохранились противоречия и старая, длящаяся годами, а подчас десятилетиями, хотя и нигде не афишируемая борьба и антагонизм, часто переходящий за рамки сугубо научных противоречий и выходящий на уровень межличностных конфликтов (к примеру, между Янгелем и Челомеем, между Челомеем и Королёвым, между Королёвым и Глушко, между Королёвым и Янгелем, и так далее). По воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году обострились проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва, которые окончательно завели в тупик взаимодействие между членами совета после запуска человека в космос в 1961 году. Необходимо особо отметить, что несмотря на остроту противоречий между членами совета, ни Королёв, ни кто-либо ещё из числа членов совета, не позволяли себе публичной критики своих оппонентов и шагов, которые могли быть истолкованы как выходящие за рамки приличия, при том, что каждый конструктор, разумеется, старался перетянуть «одеяло на свою сторону» в плане обеспечения государственной поддержки собственных проектов и сокращения, либо поглощения конкурирующих структур. Критика соперников, при этом, носила сугубо технический и весьма вежливый характер, но это не отменяло её бескомпромиссной сути и, как по этому поводу вспоминал позже С. Н. Хрущёв, — на тот момент заместитель главного конструктора ОКБ-52 В. Н. Челомея, — он получал от своего руководителя негласное указание: на заседаниях научно-технических советов «топить» как бесперспективные те проекты конкурирующих конструкторских бюро, бесперспективность которых не была доказана, — и Челомей это понимал, — но развитие которых шло вразрез с теми проектами, которые разрабатывались в его собственном конструкторском бюро (в случае изменения политической конъюнктуры в стране, Челомей ожидал, и небезосновательно, точно таких же шагов от Королёва и других своих конкурентов, а потому пользовался своим служебным положением и неформальными связями с Генеральным секретарём ЦК КПСС, как, впрочем, и другие конструктора, имевшие своих негласных покровителей из числа кандидатов и членов Политбюро ЦК). Причём, не только межличностные конфликты довлели над учёными, — от каждого из членов совета, как от руководителя той или иной научно-исследовательской, научно-производственной или опытно-конструкторской организации, зависело сохранение и увеличение числа рабочих мест на курируемых ими предприятиях, укрупнение штатов, расширение производственной базы, ведь за каждым членом совета стояли тысячи научно-технических и инженерно-технических работников, военнослужащих и гражданских лиц участвующих в проектах, занятость которых и обеспечение их работой напрямую зависело от стойкости и успешности в отстаивании их начальниками собственной позиции перед высшим военно-политическим руководством страны.

Я помню, когда наше КБ конкурировало с Королёвым, кто первым пошлёт человека на Луну, то мой приятель, наш главный баллистик Володя Модестов сказал: „Ты посмотри на этих двоих . Каждый из них предпочтёт, чтобы американцы первые сели, а не конкуренты“
— Сергей Хрущёв в эфире радио «Эхо Москвы»

При всём накале противостояния, даже в кругу ближайших знакомых из числа коллег, подчинённых и доверенных лиц, учёные вели себя весьма сдержанно, как и подобает персонам такого уровня, и не позволяли себе каких-либо резких выпадов в адрес оппонентов, — даже в конфиденциальном разговоре Королёв позволял себе лишь посетовать в отношении Челомея: «Челомей и то, Челомей и сё, Челомей всё берет в свои руки». Несмотря на напряжённые отношения Королёва с Янгелем, известно, что Королёв приезжал к Янгелю в Днепропетровск и они провели несколько дней на рыбалке, на Днепре, обсуждая ситуацию в ракетостроении, ситуацию в стране и вырабатывая совместный план действий. Свидетели событий тех лет из числа лиц, поддерживавших доверительные отношения со многими из указанных учёных, единодушны в том, что ни Королёв к Челомею, ни Челомей к Королёву с откровенной враждебностью не относились. Один из ведущих сотрудников Челомея — Г. А. Болтянский рассказывал, что Челомей любил ставить Королёва в пример другим как сильную личность. А сотрудники Королёва И. В. Лавров и М. С. Флорианский вспоминали, как Королёв посылал своё «посольство» к Челомею для налаживания деловых контактов. Как отмечает по этому поводу А. П. Соловьёв, история противостояния двух ракетных гениев — Челомея и Королёва — заслуживает если не отдельной книги, то фильма уж точно. В этом плане можно сказать, что С. П. Королёву силой собственного авторитета и организационных способностей удалось создать такой орган, который долгое время выполнял не только совещательные функции, но и являлся дискуссионной площадкой для поиска компромисса и примирения конфликтующих сторон, каждая из которых имела большой вес и значение в определении направления развития ракетно-космических технологий, как военного, так и гражданского назначения.

Попытки возрождения

В начале 2000-х гг. делались попытки воссоздать Совет генеральных конструкторов, как совещательный орган при Президенте РФ (наряду с аналогичными советами по другим вопросам), который бы определял направление развития вооружений, военной техники и изделий гражданского назначения.

> См. также

  • Второе главное управление — государственный орган строительства космической отрасли.
  1. Черток Б. Е. Безымянный главный конструктор: К 100-летию со дня рождения академика С. П. Королёва. // Вестник Российской академии наук. — М.: Наука, 2007 — Т.77 — № 1 — С.61
  2. Черток Б. Е. «Нам удалось сделать рывок». Из воспоминаний действительного члена АН СССР (РАН) Б. Е. Чертока. / Публ. подготовили Е. Ю. Башилова, Т. А. Головкина. // Исторический архив : журнал. — М.: РОССПЭН, 2003. — № 4 — С.52 — ISSN 0869-6322.
  3. 1 2 3 Черток Б. Е.. Глава 4. Становление на родной земле. Три новые технологии – три государственных комитета // Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999. — Т. 1. Ракеты и люди.
  4. 1 2 3 Когорта // Русская линия. — СПб., 2009. — Вып. 11 марта.
  5. Королёва Н. С. Отец : в 2-х книгах. — М.: Наука, 2002. — Кн.2 — С.279 — 410 с. — ISBN 5-02-011807-9.
  6. Ребров М. Ф. Сергей Павлович Королев. Жизнь и необыкновенная судьба. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С.323 — 383 с. — (Архив) — ISBN 5-224-03679-8.
  7. 1 2 Хрущёв С. Н. Никита Хрущев: Рождение сверхдержавы. — М.: Время, 2010. — С.210—225, 245—291, 553—576 с. — (Трилогия об отце) — ISBN 978-5-9691-0534-8.
  8. Ямской Н. За кулисами лунных премьер. // Огонёк : еженедельный общественно-политический и литературно-художественный журнал. — М., 24.09.2006. — № 38 — С.44 — Цитата: «в 1964 году Хрущева сместили, и это рикошетом ударило по „возомнившему себя“ Челомею. А в самом начале 1966 года не стало Королёва. После этого в сфере принятия государственных решений и без того излишне подчиненный административно-бюрократической системе Совет генеральных конструкторов оказался ею окончательно и безраздельно подмят.»
  9. Каманин Н. П. Скрытый космос : в 2-х книгах. — М.: Инфортекст-ИФ, 1997. — Кн.2: 1964—1967 гг. — С.424 — 448 с.
  10. 1 2 Б. Е. Черток Ракеты и люди. Книга 4. Лунная гонка. — М.: «Машиностроение», 1999 Архивная копия от 15 марта 2008 на Wayback Machine
  11. 1 2 В. М. Филин. Немного истории // Путь к «Энергии». — М.: Логос, 2001. — 200 с. — ISBN 5-94010-101-1.
  12. 1 2 Ю. Б. Окунев. Есть ли Бог, или Почему Россия проиграла Америке лунную гонку // редактор Евгений Беркович Заметки по еврейской истории : сетевой журнал. — 2008. — Вып. декабрь. — № 12 (103).
  13. Новосёлов В. Н., Финадеев А. П. Эра ракет. Создание ракетной промышленности на Урале. — Челябинск: Книга, 2006. — С.68 — 319 с. — ISBN 978-5-7135-0561-5.
  14. Стернин Л. Е. и др. Однажды и навсегда: документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. — М.: Машиностроение, 1998. — С.211 — 632 с. — ISBN 5-121-02896-3
  15. Дроздов Н. Д. Из истории создания системы противоракетной обороны в СССР, 1957-77 годы (монография). — Тверь: Тверской государственный университет, 1998. — С.30,39 — 48 с.
  16. Дымарский В. (ведущий радиопередачи) Дорогой наш Никита Сергеевич : эфир с С. Н. Хрущёвым (электронный ресурс). / Эхо Москвы : радиостанция. Время выхода в эфир: 4 апреля 2010, 17:15.
  17. Хрущёв С. Н. Время, люди, власть (Воспоминания в 4-х книгах). — М.: Московские новости, 1999. — Кн.4 — С.201 — 728 с. — ISBN 5-900036-07-3.
  18. Завалишин А. П. Байконурские университеты. Записки ветерана-испытателя. — М.: Машиностроение, 1999. — С.41 — 208 с. — ISBN 5-217-02907-2.
  19. Соловьёв А. П. Выбор профессии. — М.: ЭКСМО, 2013. — С.31 — 384 с. — (Библиотека «Коммерсантъ») — ISBN 978-5-699-58866-4.
  20. Ушакова В. Опережение: . // Москва : журнал русской культуры. — 2003 — № 5. — С.188.

Литература

  • Б. Е. Черток Ракеты и люди. Книга 4. Лунная гонка. — М.: «Машиностроение», 1999
  • Э. И. Белобородько. Когорта // Русская линия. — СПб., 2009. — Вып. 11 марта.
  • Экспозиция шестёрки главных конструкторов, музей «Первого полёта», Гагарин