Катастрофа под донецком

Авария Boeing 777 в Лондоне

Рейс 038 British Airways


Последствия аварии

Общие сведения

Дата

17 января 2008 года

Время

12:42 BST

Характер

Жёсткая посадка

Причина

FUEL (загрязнение авиатоплива льдом)

Место

в 270 м от торца ВПП аэропорта Хитроу, Лондон (Великобритания)

Координаты

51°27′54″ с. ш. 0°25′54″ з. д.HGЯOL

Погибшие

Раненые

Воздушное судно

Разбившийся самолёт за 5 лет до аварии

Модель

Boeing 777-236ER

Авиакомпания

British Airways

Пункт вылета

Шоуду, Пекин (Китай)

Пункт назначения

Хитроу, Лондон (Великобритания)

Рейс

Бортовой номер

Дата выпуска

18 мая 2001 года (первый полёт)

Пассажиры

Экипаж

Выживших

152 (все)

Медиафайлы на Викискладе

Авария Boeing 777 в Лондоне — авиационная авария, произошедшая в четверг 17 января 2008 года. Авиалайнер Boeing 777-236ER авиакомпании British Airways совершал плановый рейс BA38 (позывной — Speedbird 38) по маршруту Пекин—Лондон, но при заходе на посадку у него начали отказывать оба двигателя и в итоге он жёстко приземлился в 270 метрах от взлётной полосы аэропорта Хитроу. Все находившиеся на его борту 152 человека (136 пассажиров и 16 членов экипажа) выжили, 47 из них получили ранения; 1 пассажир получил тяжёлое ранение.

Причиной аварии стало образование в авиатопливе кристаллов льда, приведшее к засорению теплообменника системы подогрева авиатоплива. Это затруднило подачу авиатоплива в двигатели при увеличении тяги на посадке в аэропорту Хитроу. Компания «Boeing» — производитель самолёта — определила, что проблема имела место исключительно с двигателями от «Rolls-Royce plc»; впоследствии «Rolls-Royce plc» разработала программу модернизации теплообменника. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) предписало заменить теплообменники на всех самолётах с такими двигателями до 1 января 2011 года (Boeing 777 с двигателями от «General Electric» и «Pratt & Whitney» не имели такой проблемы).

Самолёт

Boeing 777-236ER (регистрационный номер G-YMMM, заводской 30314, серийный 342) был выпущен в 2001 году (первый полёт совершил 18 мая). 31 мая того же года был передан авиакомпании British Airways. Оснащён двумя двухконтурными турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Trent 895-17. На день аварии совершил 3957 циклов «взлёт-посадка» и налетал 28 675 часов.

Экипаж

Самолётом управлял опытный экипаж, состав которого был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 43-летний Питер Беркилл (англ. Peter Burkill). Очень опытный пилот, управлял самолётами Lockheed L-1011 TriStar и McDonnell Douglas DC-10. Налетал свыше 12 700 часов, свыше 8450 из них на Boeing 777.
  • Второй пилот — 41-летний Джон Коуард (англ. John Coward). Опытный пилот, управлял самолётом Boeing 737. Налетал свыше 9000 часов, свыше 7000 из них на Boeing 777.
  • Сменный второй пилот — 35-летний Конор Магенис (англ. Conor Magenis). Опытный пилот, управлял самолётами Avro RJ, BAe 146 и Boeing 737. Налетал свыше 5000 часов, свыше 1120 из них на Boeing 777.

В салоне самолёта работали 13 бортпроводников.

Хронология событий

Рейс BA38 вылетел из Пекина в 02:09 BST и взял курс на Лондон. На его борту находились 16 членов экипажа и 136 пассажиров. Маршрут полёта рейса 038 проходил над Монголией, Сибирью (Россия) и Скандинавским полуостровом на высоте от эшелона FL350 (10 650 метров) до FL400 (12 200 метров) при температуре за бортом от −65 до −74 °C. Зная о низкой температуре за бортом, пилоты отслеживали температуру авиатоплива, планируя снизиться в более тёплые слои атмосферы, если температура авиатоплива упадёт ниже предельно допустимой. В данном случае этого не потребовалось, поскольку температура топлива не опускалась ниже -34°C, что гораздо выше точки замерзания.

Несмотря на то, что температура авиатоплива не опустилась ниже температуры замерзания, вода, содержащаяся в авиационном керосине, замёрзла и лёд скопился на внутренних сторонах топливопроводов (предположительно в местах, где они проходят через пилоны двигателей).

Этот лёд никак не влиял на полёт до последней стадии захода на посадку в аэропорту Хитроу, когда увеличившийся расход авиатоплива, повышение температуры и турбулентность при снижении привели к выпадению льда в топливо. Это привело к формированию ледяной каши из мягкого льда, который перемещался по топливопроводам, пока не осел на топливо-масляном теплообменнике. Последний состоит из 1180 стальных трубок малого диаметра. Авиатопливо проходит по трубкам, а горячее масло циркулирует в корпусе теплообменника. Таким образом достигается подогрев авиатоплива, подающегося в двигатели, и охлаждение масла. В теплообменнике лёд снова замёрз и перекрыл подачу авиатоплива в двигатели.

Первые признаки топливного голодания были замечены экипажем на высоте 220 метров в 3,2 километрах от торца ВПП, когда оба двигателя не отреагировали на команду автомата тяги. Для поддержания профиля снижения, заданного курсо-глиссадной системой, автопилот на высоте 60 метров снизил скорость до 200 км/ч. На высоте 45 метров автопилот отключился; второй пилот продолжил активное пилотирование. В то же время командир снизил угол установки закрылков с 30 до 25° с целью снижения лобового сопротивления и увеличения времени планирования.

В 12:42 BST рейс BA38 пересёк автодорогу A30 и приземлился на траву приблизительно в 270 метрах от торца ВПП №27L. За несколько секунд до касания земли КВС успел подать сигнал бедствия. Во время удара и короткого скольжения по земле передняя стойка шасси подломилась. Правая основная стойка шасси оторвалась и пробила центральный топливный бак и фюзеляж. Левая основная стойка шасси пробила крыло. Лайнер остановился на разметке порога взлётной полосы. Несмотря на утечку авиатоплива из пробитых баков и двигателей, пожара не возникло. 4 бортпроводника и 8 пассажиров получили незначительные травмы, 1 пассажир получил сотрясение мозга, ещё 1 сломал ногу.

Расследование

Расследованием причин аварии рейса BA38 занялся Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании (AAIB) при участии представителей Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), компании «Boeing» и фирмы «Rolls-Royce plc».

В ходе расследования было опубликовано несколько предварительных отчётов и издано 18 рекомендаций по безопасности полётов.

Домыслы и слухи

Отказ обоих двигателей не рассматривался как причина аварии в связи с низкой вероятностью такого события. Наиболее вероятной причиной назывался отказ электроники, ошибка в программном обеспечении системы управления двигателями. Обе версии были отвергнуты в особом бюллетене.

Предположение о том, что причиной аварии стали радиопереговоры кортежа премьер-министра, также было отвергнуто.

Предварительный отчёт расследования

В предварительном отчёте расследования AAIB, опубликованном 18 января 2008 года, указано, что не найдено «никаких доказательств механических проблем, столкновения с птицами или обледенения». Не обнаружено «загрязнения топлива или чрезмерного содержания воды в топливе». Запись параметрического самописца показала, что не было «ничего необычного в основных системах». Были обнаружены небольшие инородные тела в топливных баках, хотя не ясно, могли ли они способствовать аварии.

В отчёте также отмечается, что есть доказательства того, что кавитация имела место в обоих топливных насосах высокого давления. Это может свидетельствовать об ухудшении подачи или чрезмерной аэрации авиатоплива, хотя производитель отметил, что насосы были способны обеспечить подачу авиатоплива в необходимом объёме. Отмечено, что температура воздуха за бортом самолёта была необычайно низкой, но не настолько, чтобы авиатопливо замёрзло. Продолжаются испытания с целью повторить повреждения, причиненные топливным насосам и получить данные, соответствующие полученным с приборов лайнера. Комплексное обследование и анализ проводились не только для самолёта в целом, но и для топливной системы двигателей, включая моделирование топливных потоков с учетом экологических и аэродинамических эффектов.

Окончательный отчёт расследования

Окончательный отчёт расследования AAIB, опубликованный 9 февраля 2010 года, определил следующие причины аварии:

Расследование определило, что потеря тяги обоих двигателей явилась результатом ограничения подачи топлива.

Расследование определило следующие возможные причины, приведшие к ограничению подачи топлива:

  1. Перемещение скопившегося льда внутри топливной системы, вызвавшее ограничение подачи топлива в обоих двигателях в результате скопления льда на поверхности топливно-масляного теплообменника.
  2. Лёд образовался в топливной системе в результате замерзания воды, присутствующей в топливе в естественных условиях, в ходе полёта самолёта с низким расходом топлива в течение длительного периода времени при температурах, способствующих образованию «липкого льда».
  3. Топливно-масляный теплообменник, отвечая применимым на тот момент сертификационным требованиям, показал склонность к засорению при наличии мягкого льда в больших концентрациях при температуре топлива ниже −10 °C и подаче топлива выше полётного малого газа.
  4. Сертификационные требования, которым соответствовала топливная система воздушного судна, не принимала во внимание это явление, поскольку такой риск не был известен на тот момент.

AAIB
Отчёт об аварии Boeing 777-236ER, б/н G-YMMM, в аэропорту Хитроу 17 января 2008 г.

AAIB также обратил внимание на пассивную безопасность самолёта в ходе происшествия. Он отметил, что основные точки крепления основных стоек шасси находятся на заднем лонжероне крыла, и, поскольку этот лонжерон также является задней стенкой топливных баков, аварийная посадка вызывает их разрыв. Компании «Boeing» было рекомендовано изменить конструкцию крепления стоек шасси для снижения возможности утечки авиатоплива в подобных обстоятельствах.

Дальнейшая судьба самолёта

После аварии Boeing 777-236ER борт G-YMMM не подлежал ремонту и был списан, но был поставлен на хранение в аэропорту Хитроу. В апреле 2009 года он был разделан на металлолом.

> Культурные аспекты

Авария рейса 038 British Airways показана в 10 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии Загадка Хитроу.

> См. также

  • Катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско — схожая по обстоятельствам

Примечания

  1. 1 2 3 4 Special Bulletin AAIB
  2. 1 2 3 4 5 Air Accidents Investigation: 1/2010 G-YMMM
  3. Boeing links Heathrow, Atlanta Trent 895 engine rollbacks
  4. British Airways G-YMMM (Boeing 777 — MSN 30314)
  5. G-YMMM British Airways Boeing 777-200
  6. 1 2 3 Air Accidents Investigation: 1/2010 G-YMMM. Архивировано 5 сентября 2013 года.
  7. A-09-17-18 (PDF). Дата обращения 6 июля 2013. Архивировано 5 сентября 2013 года.
  8. Окончательный отчёт AAIB, раздел 2.8.5 (стр. 155) «Ice accumulation during main tank feed»
  9. Окончательный отчёт AAIB, раздел 2.8.5 (стр. 155) «Release of accumulated ice on approach»
  10. Окончательный отчёт AAIB, раздел 1.6.8, (стр. 19)
  11. Окончательный отчёт AAIB, раздел 2.8.5 (стр. 155) «The fuel flow restriction»
  12. Окончательный отчёт AAIB, раздел 2.8 (стр. 149)
  13. Окончательный отчёт AAIB, раздел 2.1 (стр.139) «Actions of the co-pilot»
  14. Окончательный отчёт AAIB, раздел 2.1 (стр.139) «Actions of the commander»
  15. Окончательный отчёт AAIB, раздел 2.1 (стр.5)
  16. BBC NEWS | UK | England | London | Airliner crash-lands at Heathrow
  17. News — Latest breaking UK news — Telegraph
  18. 1 2 The Times | UK News, World News and Opinion
  19. BBC NEWS | UK | England | London | Jet crash inquiry focuses on fuel

Ссылки

  • Рейс 038 British Airways (17 января)
  • Рейс 1834 Белавиа (14 февраля)
  • Рейс 518 Santa Barbara Airlines (21 февраля)
  • Авария на Гуаме (23 февраля)
  • Катастрофа в Жалагаше (28 февраля)
  • Катастрофа под Даху (3 марта)
  • Катастрофа в Горном Бадахшане (8 марта)
  • Катастрофа в дельте Дуная (27 марта)
  • Катастрофа на Шпицбергене (30 марта)
  • Катастрофа под Бенздорпом (3 апреля)
  • Рейс 007 Kata Air Transport (11 апреля)
  • Рейс 122 Hewa Bora Airways (15 апреля)
  • Катастрофа в Берёзовке (16 апреля)
  • Катастрофа в Аннобоне (16 апреля)
  • Рейс 2063 Московия (26 мая)
  • Рейс 390 TACA (30 мая)
  • Рейс 109 Sudan Airways (10 июня)
  • Катастрофа в Московской области (27 июня)
  • Рейс 846 Аэрофлота (30 июня)
  • Рейс 9405 UTair (2 июля)
  • Катастрофа под Боготой (7 июля)
  • Рейс 030 Qantas (25 июля)
  • Рейс 081 East Coast Jet (31 июля)
  • Рейс 5022 Spanair (20 августа)
  • Рейс 6895 Iran Aseman Airlines (24 августа)
  • Рейс 821 Аэрофлот-Норд (14 сентября)
  • Катастрофа в Южной Каролине (19 сентября)
  • Рейс 794 КД Авиа (1 октября)
  • Рейс 072 Qantas (7 октября)
  • Рейс 103 Yeti Airlines (8 октября)
  • Катастрофа в Мехико (4 ноября)
  • Рейс 888T XL Airways Germany (27 ноября)
  • Рейс 1404 Continental Airlines (20 декабря)

  • курсивом отмечены катастрофы с 50 и более погибшими
  • выделена крупнейшая катастрофа года

Авиаперевозчики Подразделения и дочерние компании Франшизы
Акции компаний
  • Inter-Capital and Regional Rail (10 %)
  • Flybe (15 %)
  • Vueling Airlines (45 %)
История Начальный этап
Авиапроисшествия British Airways Iberia Airlines
Ключевые фигуры
Прочее

Надежный Boeing-777 впервые потерпел катастрофу

При крушении Boeing-777 погибли две китаянки, большинство из почти трехсот пассажиров были гражданами КНР. Несколько человек попали в больницы в критическом состоянии.

Причины катастрофы одного из самых современных и надежных самолетов в мире пока неясны: полностью исключена лишь версия теракта. Об остальном можно будет судить после анализа данных бортовых самописцев, их уже обнаружили и переправили на расшифровку в Вашингтон. Корреспондент НТВ Алексей Веселовский передает из США.

После 10-часового перелета из Сеула Boeing-777 оставались даже не минуты, секунды до посадки в аэропорту Сан-Франциско, когда что-то пошло не так. Опускаясь на взлетно-посадочную полосу лайнер задевает хвостом бетонное ограждение аэропорта и моментально вспыхивает.

От удара самолет развернуло и на скорости протащило по земле несколько сотен метров. На любительском видео, снятом сразу после крушения видно, как по надувным трапам из горящего лайнера спасаются люди. На борту Boeing находились 291 пассажир и 16 членов экипажа. Они рассказывают, что во время полета никаких проблем не было, но перед посадкой самолет повел себя странно.

Пассажир: «Самолет пошел вверх, потом вниз, и потом словно завалился и ударился о землю».

Многочисленные очевидцы крушения тоже говорят, что видели, как самолет заходил на посадку под неестественным углом, задранным носом.

Он ударился хвостом о взлетно-посадочную полосу и потом раздался взрыв. Хвост оторвался. Шасси и самолет на брюхе тащило и крутило по земле. В результате крушения погибли две 16-летние китаянки. Их на скорости выбросило из самолета после того, как отвалился хвост.

Еще около 180 человек с ожогами и переломами были доставлены в больницы. Шестеро — до сих пор в критическом состоянии. Что случилось с авиалайнером во время приземления, пока не знает никто, хотя версию о теракте на борту следователи отмели сразу. С воздуха хорошо видно, что кабина пилотов осталась целой, но практически полностью сгорела верхняя часть фюзеляжа, выгорел салон, а на месте хвоста зияет огромная дыра.

Обломки самолета раскидало на десятки метров по полю. Судя по аудиопереговорам диспетчеров в аэропорту, один из них заметил, что рейс 214 странно заходит на посадку. Сначала раздается крик: «Что он делает?» Потом на повышенной ноте: «Уходи на второй круг». Но очевидно, что было поздно. Следующий обмен состоялся уже через секунду — это уже просьба одного из пилотов о помощи и сообщение о том, что спасатели и пожарные расчеты выехали к горящему самолету.

Известно, что во время приземления в аэропорту Сан-Франциско, была отключена система, которая помогает летчикам садиться. При отклонении от траектории приземления, она дает корректирующие сигналы пилотам.

Двухмоторный Boeing-777 — один из самых популярных в мире дальнемагистральных лайнеров и один из самых надежных. В разных модификациях их выпущено больше тысячи. А технических инцидентов зафиксировано только 6. Последний и визуально похожий произошел в 2008 году. Тогда в лондонском Хитроу совершил жесткую посадку Boeing авиакомпании British Airways. Пассажиры отделались небольшими травмами. Никто не погиб. А причиной крушения назвали остановку двигателей во время приземления — в них скопились кристаллы льда.
Компания Boeing заявила, что предоставит всю необходимую документацию следователям по самолету. А те в свою очередь намерены повнимательнее присмотреться к южно-корейскому перевозчику Asiana.

В те минуты, когда вы читаете эти строки, над 223 зенитно-ракетным полком ВСУ в Львовской области наверняка поднимается густой дым. Командование части уничтожает документацию, начиная с 1987 года. Впрочем, все компрометирующие документы, о которых шла речь на брифинге Минобороны России, уже наверняка уничтожены.

Новые подробности в деле о крушении малазийского «Боинга» на Донбассе.Министерство оборны России раскрывает новые данные о расследовании авиакатастрофы Boeing MH17

В понедельник российское оборонное ведомство обнародовало железобетонные доказательства причастности украинских военных к катастрофе Боинга МН-17 в небе над Донбассом летом 2014 года. Для того, чтобы с точностью до 100 процентов понять, кто выстрелил по гражданскому лайнеру, необходимо было выяснить, кому принадлежала ракета зенитно-ракетного комплекса «Бук». О том, что именно этот ЗРК атаковал самолет, сошлись во мнении все стороны.

В итоге российские специалисты сумели установить маршрут той злосчастной ракеты. Бортовые номера боеприпаса читались на его обломках, обнаруженных на месте крушения. Судя по журналу учета принятой продукции, которые всегда ведутся на предприятиях-изготовителях, удалось установить конечного получателя ракеты (бортовой номер 886847379). И это войсковая часть 20152 Украинской ССР (223-я зенитно-ракетная бригада). При этом Минобороны России пошло на рассекречивание части соответствующей документации.

Документы, представленные на брифинге Министерства обороны РФ по вновь открывшимся обстоятельствам крушения «Боинга-777» «Малайзийских авиалиний» . ФОТО Антон Новодережкин/ТАСС

В журнале четко зафиксировано, что ракета была получена в 1987 году войсковой частью 20152 Украинской ССР. Сегодня — это 223-й зенитно-ракетный Теребовлянский полк, дислоцирующийся в г.Стрый Львовской области Украины. И дивизионы этого полка с 2014 года привлекались к «антитеррористической операции» в Донбассе. ЗРК «Бук» 223-го полка в зоне АТО мелькали в том числе в телесюжетах украинских каналов.

Согласно записям в архивах, ракета была получена в 1987 году войсковой частью 20152 Украинской ССР. ФОТО Антон Новодережкин/ТАСС

Поделиться видео </> xHTML-код

Аудиозапись разговора украинских военных, которая, по мнению Минобороны, доказывает причастность Украины к крушению «Боинга».

Сейчас, конечно, совместная следственная группа, в которой доминирует украинская точка зрения, должна запросить у Киева документацию по приему этой самой ракеты на вооружение. И отсутствие соответствующих актов должно означать только одно — Украина намеренно уничтожила любые сведения, которые могут скомпрометировать ее. Грубо говоря, замела следы своего преступления.

Поделиться видео </> xHTML-код

Минобороны: ролики о перемещении «Бука» из России на Украину сфальсифицированы.

Поделиться видео </> xHTML-код

Вопрос корреспондента «Комсомольской правды» на брифинге Минобороны по крушению MH17.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Минобороны представило запись переговоров украинских военных о сбитом МН17

Минобророны установило, что видеозапись перемещения «Бука», которую международная комиссия использовала как доказательство причастности России, была подделана.

Поделиться видео </> xHTML-код

Минобороны: ролики о перемещении «Бука» из России на Украину сфальсифицированы.

Была также обнародована аудиозапись 2016 года с переговорами украинских военных. Удалось установить личность человека, которому принадлежит голос на записи. Это полковник ВСУ Руслан Гринчак, который в 2014 году возглавлял 164-ю радиотехническую бригаду и контролировал воздушное пространство над Донбассом. На записи, помимо прочего, звучит произнесенная Гринчаком фраза: «сбить еще один малазийский боинг» (подробности)

«Бук», сбивший «Боинг», не мог приехать из России. А вот из Днепропетровска – запросто!

Сразу два новых расследования этой трагедии не оставили камня на камне в версии голландской «Объединенной следственной группы», ожидаемо обвинившей Россию (подробности)

Трофейная карта показывает, откуда стартовала ракета, попавшая в малайзийский Боинг

Больше года прошло с момента крушения пассажирского судна Boeing 777 «Малайзийских авиалиний» над территорией Донбасса, где летом 2014 года велись активные боевые действия. Однако результаты исследований, которые 13 октября предоставил Совет по Безопасности (СБ) Нидерландов, так и не ответили на главный вопрос «Кто виноват?» (подробности)

Голландский парламент отказался привлекать Украину к ответственности за катастрофу рейса МН17

Парламент Нидерландов сделал подарок Киеву. Голландские депутаты отклонили предложение о привлечении Украины к ответственности за катастрофу «Боинга 777» в небе над Донецком 17 июля 2014 года. Лидер партии «Форум за демократию» Тьерри Боде указал, что Украина должна была закрыть воздушное пространство над Донбассом во время военных действий и уже поэтому несет ответственность за катастрофу (подробности)

Немецкий адвокат погибших в крушении малайзийского Боинга на Донбассе: «В катастрофе виновата Украина»

Уже пошел четвертый год с момента трагедии на Востоке Украины. Там ракетой сбили пассажирский Boeing 777-200 Malaysia Airlines. Самолет летел из Амстердама в Куала-Лумпур. А виновные все не найдены. Почти три года в Европейском суде по правам человека пылится иск от немцев против украинских властей. Мол, они несут ответственность за катастрофу. Жалобу составил адвокат из Германии Эльмар Гимулла (подробности)

В ТЕМУ

Как Запад перекладывает с Киева на Москву вину за сбитый «Боинг»

Совсем недавно на свет появился первый доклад группы российских волонтеров «Анти-Bellingcat: Фальсификация открытых источников по МН17: два года спустя». И вот группа волонтеров под руководством главного редактора информационно-аналитического портала «Сегодня.ру» Юрия Котенка подготовила свой следующий доклад «Бук 3х2″: тайна потерянной цифры» (подробности)

«Самолет не тот» Есть ли подтверждения российским версиям о сбитом под Донецком «Боинге»

Фото: Константин Сазончик / ТАСС / Vida Press

Расследование катастрофы малайзийского Boeing 777, сбитого 17 июля в небе над Донбассом, продолжается уже почти год. За это время международная комиссия представила предварительный доклад и, по-видимому, определилась с основной версией произошедшего. Свои расследования провели и несколько изданий. Однако все публикации Россия встречает с недоумением и требует, чтобы были даны ответы на вопросы, заданные Москвой вскоре после крушения. По заданию «Медузы» Илья Рождественский разбирался, действительно ли эти вопросы остались без внимания.

В предыдущих сериях:

След над Торезом. Откуда сбивали малайзийский «Боинг»: исследование Сергея Пархоменко

Поиски российского следа. Украину обстреливали с территории России: исследование проекта Bellingcat

Рейс MH17. Малайзийский «Боинг» сбит российским «Буком»: расследование немецкого проекта CORRECT!V

* * *

Среди версий, которые появились в российских государственных и прогосударственных СМИ вскоре после крушения малайзийского Boeing 777, не хватало только предположения о том, что лайнер был уничтожен пришельцами. Всего остального было с избытком: самолет отклонился от обычного маршрута; диспетчеры заставили лайнер снизиться незадолго до катастрофы; украинские военные перепутали рейс MH17 с президентским бортом Владимира Путина, который удивительным образом внешне похож на упавший самолет; рейс MH17 был частью американского заговора, целью которого было спровоцировать большую войну с Россией.

Самая изощренная версия заключалась в том, что упавший Boeing — это рейс MH370, пропавший над Индийским океаном: в действительности самолет не исчез, а был направлен на американскую военную базу на острове Диего-Гарсия, а оттуда переправлен в Голландию. В Амстердаме в самолет вместо пассажиров загрузили трупы. Пилоты подняли лайнер в воздух и выпрыгнули с парашютами, а Boeing дальше летел на автопилоте, пока внутри него не взорвалась бомба. Паспорта жертв подбросили на место крушения уже после катастрофы, поэтому они выглядели как новые.

Вскоре официальная Москва определилась с двумя базовыми версиями. Первая — самолет мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25. «Российскими средствами контроля воздушной обстановки зафиксирован набор высоты самолетом украинских вооруженных сил, предположительно Су-25, в направлении малазийского Boeing 777, потерпевшего крушение 17 июля. Удаление самолета Су-25 от Boeing 777 составило 3-5 км», — заявили в Министерстве обороны, подчеркнув, что штурмовик может кратковременно достигать потолка до 10 километров, то есть находиться на одной высоте с малайзийским лайнером.

Вторая — лайнер мог быть сбит из ЗРК «Бук-М1» украинской армии. Комплекс якобы располагался в восьми километрах южнее Шахтерска. Поскольку в сети к тому моменту уже успело появиться видео, на котором, по версии СБУ, запечатлено, как сепаратисты вывозят в Россию тягач с установкой «Бук», заряженной не полным боекомплектом, в Минобороны поспешили заявить, что запись была сделана в Красноармейске, который находится под контролем вооруженных сил Украины.

В результате в военном ведомстве и в Министерстве иностранных дел России озвучили несколько вопросов, на которые официальный Киев должен был дать ответ. Официальная Москва интересовалась судьбой установки «Бук», попавшей на видео, и судьбой всех зенитно-ракетных комплексов в районе крушения, ракетами класса воздух-воздух и земля-воздух и боекомплектами зенитно-ракетных комплексов, которые состоят на вооружении украинской армии, и данными о перемещении украинских ВВС. В МИДе также потребовали объяснить, почему не было закрыто воздушное пространство над Донбассом, правдивы ли слова «испанского диспетчера» о двух самолетах, сопровождавших Boeing, и «как были учтены уроки предыдущей аналогичной катастрофы российского Ту-154 в 2001 году над Черным морем»?

Эти вопросы были переданы в Совбез ООН. Впоследствии Москва неоднократно напоминала мировому сообществу, что так и не услышала ответы. «Наши западные коллеги и СМИ почему-то не обращают внимания на многочисленные свидетельские показания, причём не анонимные, а записи на камеры конкретных лиц, которые говорят, что в тот день видели в небе над местом крушения военный истребитель. Свидетель, который работал на одном из военных аэродромов Украины, на камеру заявил, что в тот день один из военных самолётов вылетал на задание и вернулся без одной ракеты. Украинские же власти многократно заявляли, что никаких вылетов военных самолётов в тот день не было. Никто на это не обращает внимания», — сетовал министр иностранных дел Сергей Лавров. Он также сокрушался, что не были предъявлены американские спутниковые снимки.

Передача представителями ДНР малазийским экспертам «черных ящиков» с разбившегося «Боинга». 22 июля 2014-го Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС / Vida Press

Ответ на вопрос Минобороны про установку «Бук» был получен спустя несколько дней. Британский журналист Элиот Хиггинс, основатель проекта Bellingcat, показал, что, вопреки утверждениям военного ведомства, тягач с установкой «Бук», запечатленный на видео, передвигался по территории, подконтрольной не силам АТО, а сторонникам самопровозглашенных республик . Он также обнародовал подробный отчет о перемещениях «Бука». Наличие «Бука» у сепаратистов подтвердил в интервью Reuters и командир батальона «Восток» Александр Ходаковский. Впрочем, уже на следующий день Ходаковский заявил агентству РИА Новости и телеканалу Russia Today, что ничего подобного не говорил. После чего Reuters опубликовало аудиозапись.

Официально Киев не ответил на вопрос МИД о том, зачем украинским военным потребовались «Буки» в зоне АТО, если у сепаратистов нет самолетов. Возможно потому, что сами сторонники самопровозглашенных народных республик в июле отмечали, что боевая авиация у них есть. По словам Игоря Плотницкого, занимавшего в то время пост министра обороны ЛНР, вооруженным отрядам удалось захватить Су-25. Были у сепаратистов и зенитные ракетные комплексы, с помощью которых 14 июля был сбит Ан-26 (практический потолок самолета — 7300 метров). А 17 июля, в день крушения малайзийского лайнера, первоначально сообщалось, что сепаратисты сбили еще один Ан-26. Когда стало известно о падении пассажирского самолета, в ДНР и ЛНР эти заявления опровергли.

МИД России интересовался: «Может ли официальный Киев прокомментировать сообщения в соцсетях, якобы от имени испанского авиадиспетчера, работающего на Украине, что сбитый над территорией Украины «Боинг» сопровождали два военных украинских самолета?». Но комментировать не пришлось — сообщения оказались фейком. Вечером в день катастрофы человек, утверждавший, что его зовут Carlos Spainbuca и что он работает в киевском аэропорту «Борисполь», начал писать в Twitter, что самолет был сбит украинскими военными. «Самолет летел в сопровождении двух украинских истребителей до того момента, как пропал с радаров», — гласило одно из сообщений. Затем Carlos Spainbuca рассказал, что диспетчерскую взяли под контроль солдаты и что ему могут разбить голову и забрать телефон. Он также выдал конспирологическую версию: «Несколько дней назад я говорил, что военные хотят восстать против Порошенко. А это может быть способом. Под командованием Тимошенко». Вскоре «диспетчер» написал, что от военных пришло подтверждение — самолет был сбит ракетой с земли. Все эти сообщения были подхвачены российскими СМИ и появились на ленте ИТАР-ТАСС, в эфире НТВ и «Первого канала». Уже к утру следующего дня аккаунт был удален. Он возобновил работу только в начале 2015 года, сменил пол (теперь в профайле указана некая Лопатышкинa Людмила, а в описании значится «Я — брюнетка и горжусь этим, потому что я могу сказать все что угодно и над этим никто не поржет!») и ведет жизнь бота.

О свидетелях, которые видели, как малайзийский лайнер преследует один или два украинских военных самолета, российские СМИ сообщали несколько раз. В основном все подобные заметки датируются июлем 2014 года. В дальнейшем о таких очевидцах практически не упоминалось. Лишь в середине ноября в эфире программы «Однако» Михаила Леонтьева на «Первом канале» было показано фото «последних секунд» полета лайнера. На снимке якобы запечатлен военный самолет, который якобы атакует рейс MH-17. Кадр оказался грубой подделкой.

Фото, переданное в эфире «Первого канала»

В ответ на расстройство министра иностранных дел Сергея Лаврова, что «Наши западные коллеги и СМИ почему-то не обращают внимания на многочисленные свидетельские показания», 23 декабря 2014 года «Комсомольская правда» опубликовала интервью с секретным свидетелем. Он заявил изданию о том, что в день крушения Boeing он находился в Днепропетровске, в поселке Авиаторское: «Это обычный аэропорт. Там в это время базировались истребители и вертолеты. Самолеты регулярно летали, бомбили, штурмовики Су-25 бомбили Донецк, Луганск». По его словам, за час до крушения Boeing в воздух были подняты три штурмовика. Один из них, Су-25, был оснащен ракетами «воздух — воздух». Вооружение самолета свидетель видел собственными глазами: «Перепутать не мог. Они различаются размерами, оперением, окраской. С головкой наведения. Опознать ее очень легко». Самолет вернулся без ракет, а летчик был «очень напуган». «Свидетель» также назвал фамилию летчика — Волошин: «Владислав вроде бы. Не скажу точно. Капитан». При этом, когда летчика вывели из самолета, тот якобы заявил «самолет не тот», видимо, имея в виду, что сбил пассажирский лайнер вместо военного самолета. «И вечерняя фраза была, вопрос одного летчика к нему, к этому же, к Волошину: «Что там с самолетом?». На что тот ответил: «Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте»», — рассказал собеседник издания. В СК это заявление сочли «очень важным доказательством». В СБУ свидетельство назвали «фейком». «Как было установлено, 17 июля авиация Воздушных сил ВСУ в соответствии с планом проведения антитеррористической операции не применялась», — пояснил советник главы ведомства Маркиян Лубкивский.

Тогда же выяснилось, что глава ДНР Александр Захарченко лично наблюдал, как украинские самолеты сбили Boeing. «Было два самолета, и был Boeing. Потом два самолета улетели, а Boeing упал. ДНР не сбивала самолет по двум причинам. Первое — мы люди, а не звери, а второе — технических средств таких нет», — подчеркнул он, отметив, что в момент катастрофы проезжал мимо города Шахтерска и что там есть десятки свидетелей, готовых подтвердить его слова. Однако никому из журналистов, расследовавших причины катастрофы, этих очевидцев найти не удалось. До сих пор нет ответа и на два ключевых вопроса: как Су-25 мог подняться на высоту 10 километров, если практический потолок штурмовика — 7 километров; как человек с земли может разглядеть самолет на такой высоте.

Ответы сразу на несколько вопросов российского МИДа (почему боинг сошел с маршрута, почему не было закрыто воздушное пространство, где международная комиссия) содержались в докладе, который в сентябре был обнародован на сайте Совета безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board). Из 34-страничного документа следует, что лайнер разрушился в воздухе, вероятно, в результате попадания «большого количества высокоэнергетических объектов» («На техническом, военном языке это значит, что самолет был поражен осколками или готовыми поражающими элементами боевой части ракеты неизвестно какого типа — «земля-воздух» или «воздух-воздух» — объяснял российский эксперт для BBC). До момента катастрофы самолет был полностью исправен, а пилоты не упоминали ни о какой опасности или о военном самолете, находящемся в зоне видимости. Все бортовые приборы перестали работать одновременно — в 16:20:05 по местному времени. В тексте также отмечается, что самолетам было запрещено опускаться ниже 9600 метров во время полетов над востоком Украины. Boeing 777 четко следовал инструкциям и находился на высоте 9900 метров. Это подтверждается и расшифровкой переговоров диспетчеров из Днепропетровска и Ростова. В отчете нет никаких указаний на то, что запись переговоров была смонтирована или искажена. Упоминаются в докладе и снимки с американских разведывательных спутников, сделанные через 10 минут после катастрофы. Однако голландские власти отметили, что имеющейся у них информации недостаточно для того, чтобы сделать однозначные выводы.

Впрочем, вариант с атакой с другого самолета следователи пока не исключили. Эта версия рассматривается наравне с ударом ракетой класса «земля — воздух». По словам прокурора Фреда Вестербеке, у следствия есть металлические фрагменты, которые были найдены в телах жертв и в пассажирских сиденьях. «Это могла быть шрапнель от ракеты «Бук», а также металлические части самого самолета. Мы все это анализируем, до сих пор у нас нет точных результатов», — отмечал Вестербеке вскоре после публикации доклада DSB. Он также подчеркнул, что у следователей есть показания нескольких свидетелей, которые были непосредственно на месте после катастрофы: «В интернете мы нашли массу информации. Кроме того, у нас есть записи телефонных разговоров, которые нам передали украинские спецслужбы».

В конце марта международная следственная группа объявила, что в качестве одной из версий рассматривает удар из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, контролирующейся ополченцами: «Мы ищем свидетелей/очевидцев, которые могут предоставить информацию о транспортировке комплекса «Бук» на тягаче Вольво (Volvo) 17 и 18 июля 2014 года в районе Донбасса (Украина), 17 июля этот комплекс на гусеничных колесах передвигался в районе города Снежное. Наряду с этим мы ищем свидетелей, которые видели членов экипажа этого «Бука» либо имеют информацию касательно личных данных лиц, причастных к приобретению, транспортировке и запуска из «Бука»». По данным следователей, «Бук» был перевезен из Луганской области в Донецк, затем двигался через Макеевку, Зугрес и Торез. Около 12:00 «Бук», снятый с тягача, видели в районе населенного пункта Снежное. На следующий день ЗРК был уже в Луганске. В своих выводах международная группа опирается, в том числе, и на перехваченные переговоры сепаратистов. Хотя в заявлении отмечается, что подводить итоги расследования пока рано, других версий произошедшего не приводится.

Параллельно с международной группой свое расследование ведут и журналисты ряда изданий. В июле газета Financial Times дала проанализировать фотографию обломков упавшего самолета двум военным экспертам и бывшему летчику королевских ВВС Великобритании. Специалисты подтвердили слова местного жителя, что в лайнер попала ракета. «Размер отверстий от шрапнели соответствует тому, который можно ожидать от попадания SA-11 («Бук»). Впрочем, по столь маленькому фрагменту фюзеляжа сложно в полной мере определить характер взрыва», — объяснил изданию Джастин Бронк, аналитик Royal United Services Institute в Лондоне. По словам офицера ВВС, чье имя в публикации не приводится, скорее всего, ракета взорвалась спереди и слева от самолета.

В марте агентство Reuters нашло нескольких человек, которые рассказали, что малайзийский самолет был сбит зенитной ракетой, выпущенной с территории, которую контролировали пророссийские сепаратисты. Жители поселка Червоный Жовтень в Донецкой области объяснили, что видели пролетевшую над поселком ракету, а затем взрыв самолета в небе. Один из собеседников Reuters Петр Федотов сначала заявил, что ракета была запущена с территорий, контролируемых Киевом. Когда корреспонденты выключили камеру, Федотов рассказал, что ракета вылетела с подконтрольных сепаратистам территорий. Говорить правду под запись он не хотел, поскольку боялся сепаратистов.

Изображение: Сергей Пархоменко / LiveJournal

Инверсионный след от запущенной с земли ракеты видели и свидетели, найденные Сергеем Пархоменко. Они передали российскому журналисту фотографии запуска. Наконец, корреспондент голландского издания RTLnews обнаружил на месте крушения малайзийского Boeing MH17 в Донецкой области несколько фрагментов, которые после отправил криминалистам на судебно-медицинскую экспертизу. Эксперты изучили химический состав фрагментов и часть боеголовки, найденную в фюзеляже лайнера, и пришли к выводу, что она, вероятно, принадлежит установке «Бук». На одном из элементов были также обнаружены литые русские буквы. Форма поражающих элементов («песочные часы»), по мнению экспертов издания, характерна для современных версий боевой части 9Н314 ракеты комплекса «Бук». Старые версии ракетного комплекса, находящиеся на вооружении ВС Украины, имеют ромбические поражающие элементы. В российском военном ведомстве с этими выводами не согласились. «Абсолютное вранье. Поражающими элементами формы «двутавр», которые изображены на фото, начинены только одни ракеты — ракеты ЗРК «Бук-М1», которые как раз и стоят на вооружении у Украины. А вот поражающие элементы «Бук-М1-2» представляют собой небольшие параллелепипеды, никаких двутавров там нет и быть не может. Так что таким «эксклюзивом» портал подставил своих же кураторов», — заявил официальный представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков.

Из всех вопросов МИД России без ответа пока остаются только два пункта: Киев не предъявил «международным экспертам документы по учету ракет класса воздух-воздух и земля-воздух и боекомплектов зенитно-ракетных комплексов»; Киев не рассказал, как были учтены уроки катастрофы российского Ту-154 в 2001 году над Черным морем. Неизвестно, и насколько достоверен рассказ секретного свидетеля о «капитане Волошине».

Илья Рождественский

Москва

  • Напишите нам

Крушение «Боинга» на Донбассе. Прошло пять лет, но Запад скрывает правду

17 июля 2014 года, пять лет назад, на востоке Донецкой области произошла авиационная катастрофа. Самолет Boeing 777-200ER малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines следовал по маршруту «Амстердам – Куала-Лумпур». Через 2 часа и 49 минут после взлета самолет был сбит ракетой, выпущенной из ЗРК «Бук». В результате авиакатастрофы погибли все 298 человек, находившиеся на борту: 283 пассажира и 15 членов экипажа. До сих пор не установлено, кто все же сбил малайзийский авиалайнер.

Самолет, экипаж и пассажиры

Boeing 777-200ER был выпущен на заводе компании «Boeing» в Эверетте (Вашингтон, США) в 1997 году. 29 июля того же года он был передан малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. Поэтому экипаж воздушного судна был представлен гражданами Малайзии.
Ко времени катастрофы самолет летал уже семнадцать лет, совершил 11 434 цикла «взлет – посадка», было налетано 75 322 часа. Техническую проверку лайнер последний раз проходил 11 июля 2014 года, но никаких проблем в работе самолета она не выявила.
16 июля 2014 года самолет выполнил ежедневный рейс MH16 Куала-Лумпур — Амстердам, прибыв в аэропорт Амстердама Схипхол в 04:23. В 10:14 самолет начал обратный рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур и в 10:31 взлетел с взлетно-посадочной полосы аэропорта Схипхол. Лететь предстояло, в том числе, и над территорией Украины, где к этому времени уже вовсю шла гражданская война на Донбассе.
Всего экипаж самолета насчитывал 15 человек. Командиром основного экипажа воздушного судна был 44-летний Юджин Чо Чжин Леонг, вторым пилотом – 26-летний Мухамад Фирдаус Абдул Рахим. Сменным экипажем командовал 49-летний Ван Амран Ван Хассин, вторым пилотом был 29-летний Ахмад Хакими Ханапи. Все они были опытными летчиками с многими тысячами налетанных часов. Кроме того, на самолете находились 11 бортпроводников – 3 стюарда и 8 стюардесс – все они также были гражданами Малайзии.
Этим злополучным рейсом на «Боинге» летели 283 пассажира. Большинство пассажиров были гражданами Нидерландов, так как самолет вылетел из Амстердама. Кроме голландцев, на «Боинге» летели граждане Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады, Румынии и Новой Зеландии.

Трагедия в небе над Донбассом

В 13:20 UTC самолет, пролетавший к тому времени над восточной частью Донбасса, был сбит ракетой. Ее боевая часть взорвалась слева от самолета, в районе кабины пилотов, после чего самолет начал распадаться в воздухе. Кабина пилотов и половина салона бизнес-класса практически сразу оторвались и упали на землю, а оставшаяся часть самолета некоторое время находилась в воздухе, пролетев еще 8,5 километров на восток. С момента поражения и до падения на землю последних частей самолета прошло всего около полутора минут.

Самолет, точнее его обломки, упал в районе села Грабово в окрестностях города Торез Донецкой области. Обломки оказались разбросанными на территории общей площадью более 15 километров квадратных. Все люди, находившиеся на борту самолета, погибли.
По количеству погибших катастрофа в Донецкой области стала крупнейшей после событий 11 сентября 2001 года. Также она вошла в десятку крупнейших авиационных катастроф за всю историю воздухоплавания.
Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Украины получило информацию о пропаже с экранов радаров самолета Boeing 777—200 с регистрационным номером 9M-MRD утром 18 июля 2014 года. Уведомления о произошедшем были направлены Малайзии как стране регистрации и эксплуатации «Боинга», Соединенным Штатам Америки как стране – разработчику, а также Нидерландам и Австралии, граждане которых погибли в результате авиакатастрофы.
На земле начались поисковые работы. Поскольку самолет рухнул в зоне, находящейся под контролем донецких ополченцев, руководство Донецкой Народной Республики допустило украинских специалистов для участия в поисковой операции.
21 июля 2014 г. поезд с телами 282 погибших отправился с железнодорожного вокзала Тореза в Харьков. Процедуру опознания тел погибших было решено провести уже в Нидерландах. Еще 16 тел находились под обломками фюзеляжа и извлекли их лишь после того, как была завершена вся поисковая операция. Нидерланды взяли на себя ведущую роль в расследовании всех обстоятельств произошедшей трагедии. Бортовые самописцы были переданы представителями ДНР властям Малайзии, а те, в свою очередь, передали их Нидерландам.

Лайнер сбили ракетой

Расследование всех обстоятельств катастрофы заняло более года. Первоначально выдвигались разные версии произошедшего, однако в конечном итоге был сделан окончательный вывод – самолет сбили ракетой класса «земля-воздух». 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов (DSB) представил окончательную версию отчета расследования обстоятельств катастрофы. Анализ обломков самолета и осколков, извлеченных из тел пассажиров и членов экипажа лайнера, показал, что самолет был сбит ракетой с боеголовкой 9Н314М. Такими боеголовками оснащаются ЗУР 9М38 и 9М38М1. Эти ракеты применяются в составе зенитно-ракетных комплексов «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2».
Во второй части отчета делался вывод, что украинские службы, отвечавшие за организацию воздушного движения, в должной степени не учли все риски, которые могли сопутствовать пролету гражданского самолета над зоной ведения боевых действий на Донбассе.
Результаты расследования вызвали негативную реакцию как на Украине, так и в России. Президент Украины Петр Порошенко поспешил опровергнуть обвинения в адрес украинских воздушных служб, подчеркнув, что они и так закрыли воздушное пространство до высоты 9725 метров и не предполагали, что и выше данной отметки также летать опасно.
В Российской Федерации результаты нидерландского расследования сочли предвзятыми и тенденциозными. Была опубликована информация, что пуск ракеты был произведен с территории, находившейся в тот момент под контролем не ополченцев ДНР, а Вооруженных сил Украины. Заместитель главы Росавиации Олег Сторчевой, выступая 14 октября 2015 года на пресс-конференции, назвал отчет нидерландской стороны сфабрикованным, выполненным в «технике подгонки фактов под заранее определенные выводы».


14 января 2016 года им было направлено письмо в Совет по безопасности Нидерландов с критикой отчета, однако нидерландские власти ответили, что в данном письме не содержится какой-либо новой или ценной информации. Между тем, практически с самого начала расследования не могло не вызвать подозрений то обстоятельство, что Малайзию допустили к результатам расследования лишь через несколько месяцев. Но ведь Малайзия была страной регистрации и эксплуатации потерпевшего крушение самолета, да и экипаж, и значительная часть пассажиров были гражданами этой страны.
В свою очередь США и страны Евросоюза полностью поддержали доклад Нидерландов, поскольку он прекрасно вписывался в их парадигму отношения к России как к стране, якобы развязавшей войну на Донбассе и представляющей угрозу и Украине, и миру в целом.
МИД Нидерландов и МИД Австралии официально возложили вину за катастрофу на Россию. Сформированная после катастрофы международная Объединенная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), включившая в себя представителей Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины (лишь осенью 2014 года в нее была допущена Малайзия) заявила, что лайнер был сбит ракетой, которая принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ, дислоцирующейся в Курской области. Но реальных доказательств этому предоставлено, разумеется, не было.
Что касается Украины, то ее президент Петр Порошенко практически сразу же после катастрофы обвинил в причастности к ней ополченцев Донбасса и спецслужбы России. Служба безопасности Украины возбудила в связи с происшествием уголовное дело по статье 258 УК Украины (террористический акт). Естественно, что Запад сразу же воспользовался катастрофой на Донбассе, чтобы ввести против Российской Федерации дополнительные экономические санкции.
В свою очередь, Александр Бородай, занимавший тогда пост председателя правительства ДНР, заявил, что ополченцы не имеют на вооружении таких зенитно-ракетных комплексов, с которых можно было бы сбить столь высоко летящий самолет.
Представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков рассказал, что ракета, которая попала в лайнер, действительно была сделана на территории современной России, но еще в советское время, а после распада СССР ракета оказалась на территории Украины. Российские зенитные ракетные комплексы «Бук-М1-2», по словам представителя Министерства обороны, границу между Российской Федерацией и Украиной не пересекали.

Пять лет спустя. Запад продолжает обвинять Россию, Малайзия сомневается

В июне 2019 года стало известно, что украинская сторона назначила и «подозреваемых» в организации ракетного удара по лайнеру. Это Игорь Гиркин (Стрелков), занимавший в то время пост министра обороны Донецкой республики, Сергей Дубинский, возглавлявший разведку ДНР, командир разведывательного подразделения ГРУ ДНР Леонид Харченко и подполковник запаса российской армии Олег Пулатов.
Все перечисленные, кроме Харченко, являются гражданами Российской Федерации. Вместе с тем появилась информация и о том, что украинские власти не будут требовать экстрадиции перечисленных граждан, а это обстоятельство уже само по себе вызывает большие вопросы. На самом деле Киеву совершенно невыгоден публичный суд над теми, кого на Украине «назначили» виновниками трагедии. Ведь любое судебное разбирательство может пролить свет на подлинные причины крушения лайнера. Не зря нидерландские власти до сих пор не соглашаются обнародовать результаты расследования катастрофы.
Очень интересна в этом контексте позиция малайзийского руководства. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад (на фото) в июне 2019 года заявил, что Малайзия очень разочарована попытками западных стран возложить всю вину за произошедшее на Российскую Федерацию и использовать катастрофу в политических целях.
По словам премьер-министра Малайзии, вплоть до настоящего времени мир располагает лишь «слухами» относительно мнимой причастности России к этому трагическому событию. Что касается доказательств, то их Запад не предоставляет, а вот обвинения в адрес Москвы посыпались еще до начала расследования всех обстоятельств катастрофы.
Они обвиняют Россию, но где доказательства? Мы знаем, что ракета, которая сбила самолет, была российского типа, но она также могла быть сделана на Украине. Похоже, идея концентрировалась на том, чтобы попытаться возложить вину на русских,
— заявил премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад.
Эти слова главы правительства той страны, которая и владела сбитым «Боингом», и более всех остальных стран заинтересована в объективном расследовании произошедшего, очень показательны, как и то, что Малайзию до сих пор не допускают к данным расшифровки «черных ящиков» самолета.
Западу выгодно выставить Россию непосредственным виновником катастрофы и ради этого в Амстердаме, Брюсселе, Вашингтоне, Лондоне готовы пойти на что угодно, в том числе и на откровенную фальсификацию доказательств, и на замалчивание фактов.