Ка 62 вертолет

Ка-62

Ка-62


Ка-62 на МАКС-2013

Тип

многоцелевой вертолёт

Разработчик

ОАО «Камов»

Производитель

ОАО ААК «Прогресс»

Первый полёт

28 апреля 2016 года

Статус

заводские испытания

Стоимость программы разработки

> 3,1 млрд руб.

Базовая модель

Ка-60

Медиафайлы на Викискладе

Ка-62 — российский перспективный многоцелевой вертолёт, разработанный ОАО «Камов» на основе военной модификации Ка-60.

Основная статья: Ка-60

Одной из особенностей вертолётов Ка-60/62 является закрытый рулевой винт типа «фенестрон», однако у Ка-62 лопастей в нём 12 — на одну больше, чем у его военного прототипа Ка-60.

История

Вариант компоновки пассажирского салона.

Разработка новой машины началась в 1990 году. Ка-62 проектировался как гражданская модификация многоцелевого военно-транспортного вертолёта Ка-60, с сохранением конструктивных особенностей военной модели, в том числе и двигателей РД-600. Полноразмерный макет вертолёта впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995. Дальнейшая разработка была приостановлена из-за недостатка средств.

В течение следующих 15 лет неоднократно звучали заявления о возобновлении разработки и производства Ка-62. Назывались даты первого полёта в 2008 году, с развёртыванием производства на авиационном заводе У-УАЗ в Улан-Удэ с планом выйти на уровень выпуска в 30—40 вертолётов в 2010 году.

Наконец, в 2012 году, на выставке HeliRussia-2012 состоялась презентация макета Ка-62, представляющего собой обновлённую конструкцию вертолёта. Внешняя схема и компоновка вертолёта были сохранены, основные изменения затронули шасси и моторный отсек, так как вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину будут устанавливаться двигатели Turboméca Ardiden 3G французской компании Turboméca. Редуктор и трансмиссию будет поставлять австрийская фирма Zoerkler.

Производство планируется развернуть на заводах холдинга «Вертолёты России»: на ААК «Прогресс» в Арсеньеве (сборка вертолётов) и на ОАО «КумАПП» в Кумертау (компоненты несущего и рулевого винтов). На данный момент на арсеньевском заводе начато производство двух опытных образцов.

По результатам испытаний в 2013 году вертолёт потребовал доработок, сертификация запланирована не ранее 2015 года, позже перенесена на 2017 год. На доработки выделено дополнительное финансирование. В то же время, пробные полёты военной версии (Ка-60) планировались начаться уже в марте 2014 года. В июле 2014 года компанией «Технологии для авиации» (ранее «Транзас Авиация») поставлены три первых интегрированных пилотажно-навигационных комплекса КБО-62 для опытных машин и проведения лётных испытаний.

28 апреля 2016 года вертолёт Ка-62 совершил первый тестовый полёт на аэродроме завода «Прогресс» в городе Арсеньев Приморского края. В 18:00 вертолёт приподнялся над землёй и, выполнив висение с разворотами, рысканиями по тангажу и крену, приземлился. Весь полёт занял не более десяти минут.

25 мая 2017 года вертолёт Ка-62 совершил первый полноценный полёт на лётно-испытательной станции Арсеньевского завода «Прогресс». Программа предусматривала полёт по кругу на скорости 110 км/ч общей продолжительностью 15 минут.

Согласно заявлениям предыдущего генерального директора холдинга Дмитрия Петрова, Ка-62 в значительной степени нацелен на международный рынок и создаётся по схеме широкой международной кооперации, что, по его словам, является первым подобным опытом в российском вертолётостроении. Но в то же время, стартовыми заказчиками вертолёта выступят силовые ведомства.

На февраль 2018 года готовы три лётных образца.

На МАКС-2019 демонстрировался третий летный образец вертолета, в том числе в рамках летной программы.

Серийное производство вертолёта Ка-62 начнётся в 2020 году. Cтроительство первой партии из шести машин начато в апреле 2019 года при поддержке Фонда Развития Промышленности; начать их продажи планируется в 2020 году, сразу же после получения сертификата типа.

Конструкция

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Кабина Ка-62 (МАКС-2013).

Ка-62 выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и многолопастным рулевым (типа «фенестрон») винтами. На вертолёте установлены двигатели Ardiden 3G производства французской компании Turboméca.

В вертолёте широко применяются современные технологии, в том числе полимерные композиционные материалы, объём конструкций из которых составляет до 60 %.

Заявленные лётно-технические характеристики

Турбовальный двигатель Turboméca Ardiden 3G.

Источник данных: Сайт ОАО «Вертолёты России».

Технические характеристики

  • Экипаж: 1—2 человека
  • Пассажировместимость: до 15 человек
  • Грузоподъёмность: 2200 кг
    • на внешней подвеске: 2500 кг
  • Длина: 13,50 м (без несущего винта)
  • Диаметр несущего винта: 13,80 м
  • Диаметр рулевого винта: 1,40 м
  • Высота: 4,87 м
  • Максимальная взлётная масса: 6500 кг
    • с грузом на внешней подвеске: 6800 кг
  • Силовая установка: 2 × ТВаД Turboméca Ardiden 3G
  • Мощность двигателей: 2 × 1776 л. с. (на взлётном режиме)
  • Габариты пассажирской кабины:
    • длина: 4,10 м
    • ширина: 1,74 м
    • высота: 1,30 м

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 310 км/ч
  • Крейсерская скорость: 290 км/ч
  • Практическая дальность: 720 км
  • Перегоночная дальность: 1135 км
  • Практический потолок: 6100 м
  • Статический потолок:
    • в зоне влияния земли: 3800 м
    • вне зоны влияния земли: 3200 м
  • Скороподъёмность: 14 м/с

Заказы и поставки

В конце 2012 года между холдингом «Вертолёты России» и бразильской авиакомпанией Atlas Táxi Aéreo заключено предварительное соглашение на поставку 7 вертолётов Ка-62 в период между 1-м кварталом 2015 года и 1-м кварталом 2016 года. Контракт подразумевает также опцион на поставку дополнительных семи вертолётов Ка-62. Кроме того, контракт предполагает участие холдинга в создании сервисного центра для послепродажного обслуживания в Бразилии.

В 2016 году в Колумбию планировалось поставить пять вертолётов Ка-62 в интересах национальной нефтедобывающей компании Ecopetrol.

Оценка проекта

По мнению кандидата технических наук Евгения Матвеева, преподавателя Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, в конструкции Ка-62 используется неоправданно большое количество комплектующих зарубежного производства (двигатели, трансмиссия и т. д.) в ущерб отечественным. А также холдинг «Вертолёты России» даёт завышенные оценки перспективности машины на внешних рынках — ввиду наличия серьёзных конкурентов, в первую очередь британо-итальянского AgustaWestland AW139, выпускаемого серией около 100 вертолётов в год.

> См. также

  • AgustaWestland AW139
  • KAI Surion

Примечания

  1. 1 2 Алексей Криворучек. На доработку вертолёта Ка-62 потребовался миллиард. Известия (20 января 2014). Дата обращения 17 января 2014. Архивировано 20 января 2014 года.
  2. 1 2 Евгений Матвеев. Ка-62 — «Суперджет» номер два?. Aviation Explorer (29 мая 2012). Дата обращения 28 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  3. 1 2 Ка-60 «Касатка» / Ка-62. Средние многоцелевые вертолёты. Ассоциация вертолётной индустрии. Дата обращения 16 октября 2018. Архивировано 28 марта 2018 года.
  4. Ка-62: небо зовёт. Красная звезда (14 января 2006). Дата обращения 28 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  5. Андрей Фомин. Новинки HeliRussia 2012 (недоступная ссылка). Журнал «Взлёт» (17 мая 2012). Дата обращения 15 октября 2018. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  6. Определён сертификационный облик Ка-62 // Вертолёты России : журн. — 2012. — № 4. — С. 2.
  7. 1 2 Разработка Ка-62 идет по графику // Вертолёты России : журн. — 2013. — № 1—2. — С. 6—7.
  8. Первые КБО-62 производства «Транзаса» для новых вертолётов Ка-62. Транзас (21 июля 2014). Дата обращения 31 июля 2014. Архивировано 31 июля 2014 года.
  9. Первый полет нового вертолета Ка-62 состоялся сегодня в Арсеньеве — PrimaMedia (рус.), PrimaMedia (28 апреля 2016). Дата обращения 9 сентября 2017.
  10. Вертолет Ка-62 совершил первый полноценный полет длительностью 15 минут, Лента.ру (25 мая 2017). Дата обращения 9 сентября 2017.
  11. Олег Макаров. Новая жизнь бывшего разведчика // Популярная механика. — 2017. — № 9. — С. 98—101.
  12. «Вертолёты России»: стабильный рост и лидерство в отрасли // По материалам интервью Дмитрия Петрова телеканалу «Россия 24». Ростех (28 июня 2013). Дата обращения 5 июля 2013. Архивировано 7 июля 2013 года.
  13. Минпромторг: Лётные испытания нового вертолёта Ка-62 начнутся в этом году. avia.ru (16 мая 2017).
  14. 1 2 Ка–62 взлетел на МАКС. konkurent.ru (3 сентября 2019). Дата обращения 18 сентября 2019.
  15. Серийное производство вертолёта Ка-62 начнётся в 2020 году. Ростех (29 мая 2017).
  16. Ka-62. www.russianhelicopters.aero. Дата обращения 9 сентября 2017.
  17. Ка-62: первый полёт через 27 лет после рождения, Газета.Ru. Дата обращения 9 сентября 2017.
  18. Ka-62: Характеристики. ОАО «Вертолёты России». Дата обращения 15 октября 2018. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  19. 1 2 Kamov Ka-62 Helicopter (англ.). A&H Aviation. Дата обращения 15 октября 2018. Архивировано 20 августа 2013 года.
  20. Первый Ка-62 может быть поставлен в Бразилию в 2015 году. Военно-промышленный курьер (10 апреля 2013). Дата обращения 10 апреля 2013. Архивировано 20 апреля 2013 года.
  21. Россия договорилась о поставках в Колумбию 10 многоцелевых вертолётов.
  22. Tony Osborne. PAS 2011: AW139 has ‘changed’ AgustaWestland’s behaviour (англ.). Shephard Press Limited (20 June 2011). Дата обращения 28 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.

Ссылки

  • Ка-62: новый российский вертолёт // Популярная механика.
  • «Ка-62 — новый российский вертолёт» на YouTube.

Военные или двойного назначения

Гражданские

Другая продукция

Проекты

Вертолёт КА-62 – возрождённый после забвения проект

Авиастроители из ОКБ им. Камова, уже более четверти века пытаются расширить российский вертолётный парк новой винтокрылой машиной. Дебютантом является многоцелевой вертолёт Ка-62. Прототипом разрабатываемой модели стал военный Ка-60, именуемый «Касатка».

Инициативная группа конструкторов начала работы над опытным образцом ещё в 1990 году. Согласно техническому заданию, необходимо было в короткие сроки создать пассажирскую версию вертолёта, которая была бы востребована на зарубежных рынках. Однако никто не мог и предположить, что разработка затянется почти на 30 лет.

Начальные этапы проекта и второе рождение

В начале 80-х годов прошлого века, у ВС СССР появилась потребность в перспективном военно-транспортном вертолёте небольших размеров и пассажировместимостью до 15 человек (десантников). Разработкой опытного проекта с 1984 года занялось ОКБ Камова, к тому времени известное многолетним опытом разработки и внедрения соосных схем несущих винтов в свои машины.

Боевому вертолёту был присвоен индекс Ка-60 и прозвище «Касатка». Эта была первая модель «Камова» с одним несущим винтом. Конец 90-х ознаменовался плохим финансированием предприятий ВПК и было решено создать гражданскую версию машины под индексом Ка-62. По мнению руководства ОКБ, это должно было привлечь к проекту частных инвесторов.

Гражданский вертолёт конструировали с учётом наработок, применяемых в военно-транспортном прототипе.

Созданные в 1988 году авиадвигатели РД-600В (вертолётный вариант), отлично подходили для Ка-62. Однако, новые моторы требовали постоянных доработок и на текущий период (2018 год) так не получили широко применения.

Особое внимание сосредоточили на интерьере, эргономике и безопасности людей. Изначально планировалось создать пассажирскую и грузовую версию Ка-62, а затем расширить модельный ряд спасательной и медицинской машинами. Первый опытный вертолёт Ка-62 был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-95 в г. Жуковский. Это был макет, не имеющий возможности летать.

Несмотря на ожидание руководства конструкторского бюро, потенциальные инвесторы не проявили интерес к гражданской версии вертолёта. В результате проект машины лёг «под сукно» на долгие 15 лет. Лишь в 2012 году почитатели авиации увидели обновлённую модель Ка-62. Представление опытного образца произошло на Международной выставке вертолетной индустрии Heli Russia 2012 в г. Москве. Внешний вид вертолёта остался неизменным.

Модернизации подверглась техническая часть, а именно:

  • машину оснастили французскими моторами Turbomeca Ardiden 3G;
  • отечественную трансмиссию заменили австрийской, марки Zoerkler;
  • прототип оборудовали новой системой шасси, позволяющей приземляться на корабль.

Импортная силовая установка Ardiden 3G показала превосходные характеристики на испытаниях. Помимо неприхотливости в техобслуживании и исключительной надёжности, российских конструкторов удивил пониженный расход топлива. Кроме этого, французские двигатели повысили скоростные качества вертолёта и увеличили практический потолок.
Согласно замыслу авиаинженеров, эксплуатация Ка-62 возможна в различных климатических зонах, с температурными пределами +/- 50°C и в плохих погодных условиях.

Машина может содержаться вне ангара, быть практичной на грунтовых аэродромах и нефтяных платформах. Вертолёту Ка-62 под силу перевозить до 14 пассажиров, которыми могут стать вахтовики или VIP-персонал. Также возможна эвакуация раненых, доставка больных и перевозка груза от 2 000 до 2 500 кг. Производство новых машин Ка-62 запланировано на заводе «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, где происходит сборка корпусов и оснащение силовой установкой. Изготовлением винтов занимается компания ОАО «КумАПП».

Описание конструкции

Как отмечалось выше, Ка-62 создан по несвойственной для ОКБ «Камова» схеме. Новый российский вертолёт оснащен одним несущим и одним курсовым винтами. Для эффективности и повышенной безопасности, винт курсовой устойчивости помещён в закрытый корпус – фенестрон.

Так как машина дорабатывается в 21 веке, в конструкции используются композитные материалы, составляющие 60 % от общей массы вертолёта.

Планер вертолёта имеет обтекаемую форму, что повышает характеристики аэродинамики. Наружное покрытие сделано из композитных материалов. Передняя часть машины оборудована кабиной для двоих пилотов. В центральной части предусмотрен грузопассажирский салон.

Силовая двухмоторная установка размещена сверху. К хвостовой части планера крепится оперение с курсовым винтом. Остекление кабины панорамное, что обеспечивает экипажу превосходный обзор. Рассаживание лётчиков в машине, осуществляется через открывающиеся наружу двери. Посадка пассажиров предусмотрена через сдвижную дверь, установленную по центру салона.

Хвостовая балка оборудована вертикальным неуправляемым стабилизатором трапециевидной формы.

Винт курсовой устойчивости размещён в профилированном кольцевом канале, интегрированном в вертикальный стабилизатор. Последний, оснащён верхним двухкилевым горизонтальным стабилизатором.

На вертолёте Ка-62 применена трёхопорная схема шасси: две передних стойки и одна задняя. После взлёта машины, передние опоры убираются в боковые выдающиеся ниши. Задняя стойка складывается в отсек, находящийся в хвостовой балке. Все опоры оборудованы амортизаторами, обеспечивающими мягкую посадку. Стоит отметить, что при необходимости приводнения, шасси вертолёта возможно оснастить баллонетами.

Вертолёт Ка-62 оснащается двумя газотурбинными моторами Turbomeca Ardiden 3G.

Они расположены в закрытых корпусах, которые находятся за вертикальной осью несущего винта. Управление каждым мотором происходит по цифровой системе в двухканальном режиме. Машина оборудована четырьмя ударопрочными топливными баками, которые размещены под днищем грузопассажирского салона. Максимальная вместимость горючей смеси составляет 1100 литров.

Схема трансмиссии состоит из основного редуктора с двумя ступенями и одноступенчатой передачи для винта курсовой устойчивости. В конструкции вертолёта Ка-62 не обошлось без гидравлики. Система разделена на две самостоятельные подсистемы. Первая отвечает за действие рулевых приводов. Вторая задействована в механизме складывания шасси.

Ка-62 снабжается навигационно-пилотажным комплексом КБО-62.

Полная информация о работе всех систем машины отображается на жидкокристаллических дисплеях, заменяющих пилотам панель приборов.

Технические характеристики

В то время, пока российский проект отлёживался в закромах конструкторов, у него появился достойный конкурент – европейский вертолёт Agusta Westland AW139. Эта машина создана инженерами из Италии и Великобритании. При этом, производство зарубежных моделей происходит на совместном предприятии ЗАО «Хели Верт» и ОАО «Вертолёты России» в Томилино.

Минобороны РФ планировало закупить 35 машин AW139. Однако цена оказалась высокой и от покупки решили отказаться. Предлагаем ознакомиться с основными характеристиками конкурентов.

Характеристики Ка-62 AgustaWestland AW139
Экипаж (чел) 1-2 1-2
Вместимость пассажиров (чел) 12-15 12-15
Длина (мм) 13 500 16 660
Высота (мм) 4 870 4 980
Диаметр несущего винта (мм) 13 800 13 800
Количество лопастей винта (шт) 4 — несущий
12 — рулевой
4 – несущий
4 – рулевой
Предельный взлётный вес (кг) 6 500 6 800
Авиадвигатели TurbomecaArdiden 3G х
2 шт.
Pratt & Whitney Canada PT6C-67C х 2шт.
Мощность авиадвигателя (л/с) 1 776 х 2 1679 х 2
Предельная скорость (км/ч) 308 310
Крейсерская скорость (км/ч) 290 306
Предельная дальность (км) 770 1 250
Практический потолок (м) 5 700 6 069
Статический потолок (м) 3 300 3 536

Как видно характеристики Ка-62 и AW139 довольно схожи. Более того, внешний вид машин является однородным. Единственное, что бросается в глаза – у «иностранца» классическая схема шасси (одно переднее и два задних колеса) и рулевой винт открытого типа.

Возможное боевое применение

Так как машина Ка-62 это последователь военного вертолёта Ка-60, возникает вопрос – а возможно ли использовать гражданскую версию в военных целях? Министерство обороны отвечает на это утвердительным – да, возможно. Всё-таки машина создавалась на основе боевой «Касатки». А что касается множества иностранных комплектующих, то в скором будущем большинство производств будет локализовано в РФ или заменено узлами отечественной разработки.

По последней информации на 2018 год, опытный вертолёт Ка-62 находится на испытаниях. Впереди у машины прохождение сертификации и подготовка к серийному производству, которые запланированы на 2020 год. В целом авиаконструкторам удалось создать именно ту модель, которая планировалась изначально.

Новый российский вертолет имеет низкие шумовые показатели, благодаря аэродинамическому корпусу и спрятанному в кольцевой канал рулевому винту.

Небольшая высота машины Ка-62 позволяет перевозить его в транспортных самолётах ИЛ-76. Все внедрённые идеи соответствуют современному авиастроению. У создателей присутствует убеждение, что спрос на многоцелевой вертолёт Ка-62 – непременно появится со стороны отечественных и зарубежных покупателей.

Вертолет Ка-62: история создания, описание и характеристики

Ка-62 – это российский перспективный многоцелевой вертолет, созданный в ОКБ им. Камова, на базе военной машины Ка-60 «Касатка». Это первая камовская машина, выполненная по схеме с одним несущим винтом.

Работы над созданием Ка-62 были начаты в 1990 году в инициативном порядке, конструкторы КБ стремились создать новый вертолет с высокими техническими характеристиками для гражданского использования, который можно было бы успешно продвигать на зарубежных рынках. Однако дальнейшие разработки машины были приостановлены из-за недостаточного финансирования.

Вертолет Ка-62 до сих пор не запущен в серийное производство, несмотря на то, что эта машина является постоянным участником всевозможных выставок и авиационных салонов. Стоимость программы создания Ка-62 уже перевалила за 3 млрд рублей. В настоящее время (апрель 2019 года) продолжаются заводские испытания вертолета, начато производство нескольких опытных машин.

Российские официальные лица и руководство холдинга «Вертолеты России» неоднократно заявляли о скором начале крупносерийного производства Ка-62, а также о большом интересе к этой машине со стороны зарубежных заказчиков. Однако год от года выпуск этой машины откладывается: недавно стало известно, что сертификация вертолета переносится на 2019 год.

Ка-60 и Ка-62 можно назвать самыми «долгоиграющими» проектами в российской авиации: разработка «Касатки» началась в 1984 году, то есть более тридцати лет тому назад.

История создания

В 1984 году в ОКБ Камова началась разработка среднего многоцелевого вертолета для вооруженных сил, который должен был заменить устаревший Ми-4. Проектирование новой машины продолжалось до 1990 года, она получила наименование Ка-60 «Касатка». Проблемы с финансированием, которые начались в этот период, серьезно тормозили ход работ. С целью привлечения частных инвестиций, в ОКБ решили заняться созданием гражданской версией машины на основе наработок по Ка-60.

Новую машину изначально проектировали с использованием самых последних достижений в области авиастроения. Для новой машины были разработаны двигатели нового поколения РД-600, с техническими характеристиками на уровне лучших ГТД того времени. Конструкторы уделили много внимания удобству и безопасности пассажиров и экипажа. Вертолет Ка-62 задумывался в пассажирском и грузовом варианте, а в будущем планировалось разработать спасательную и медицинскую модификацию вертолета.

Макет вертолета был впервые продемонстрирован широкой публике во время авиационного салона МАКС-95.

После этого работы над созданием Ка-62 на долгие годы практически прекратились. Много раз озвучивались новые даты начала эксплуатации и серийного производства вертолета. В 2012 году публике был представлен обновленный вариант Ка-62. Новый вертолет был оснащен французскими двигателями Turbomeca Ardiden 3G и трансмиссией австрийской компании Zoerkler.

Благодаря модульной конструкции и совершенной цифровой системе управления двигатели Ardiden 3G отличались прекрасными характеристиками (прежде всего, низким расходом топлива), надежностью и простотой в обслуживании. Ожидается, что новая силовая установка значительно увеличит скорость вертолета (и максимальную, и крейсерскую), а также потолок машины.

Также Ка-62 получил новые опоры шасси и удлиненную грузопассажирскую кабину.

Собирать вертолеты планируют на ААК «Прогресс», а компоненты для них изготавливать на авиазаводе в Кумертау (ОАО «КумАПП»).

Вертолет Ка-62 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических и географических условий, при температурах от –50°С до +45°С и осуществлять полеты в условиях обледенения и при плохой погоде. Предусматривается эксплуатация машины с грунтовых площадок, аэродромов и нефтяных платформ. Допускается возможность безангарного хранения машины.

Планируется, что Ка-62 может быть использован для перевозки грузов, пассажиров (в том числе и VIP-персон), обслуживания нефтегазовых буровых платформ, эвакуации больных и раненых, воздушного наблюдения.

Вертолет Ка-62 выполнен по нехарактерной для ОКБ Камова схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Рулевой винт расположен в вертикальном оперении (так называемый фенестрон). Вертолет имеет два газотурбинных двигателя и убирающееся трехопорное шасси.

В конструкции Ка-62 активно использованы композитные материалы, они составляют около 50% от массы всей конструкции.

Фюзеляж вертолет имеет форму с хорошими аэродинамическими характеристиками, его обшивка практически полностью состоит из композитных материалов. В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина пилотов, за ней расположена грузопассажирская кабина, над которой находится силовая установка с трансмиссией и несущим винтом. В задней части вертолета находится хвостовая балка с оперением и рулевым винтом.

Кабина экипажа имеет значительную площадь остекления и обеспечивает отличный обзор для пилотов. Двери кабины открываются наружу вперед.

Среднюю часть фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина, которая имеет размеры 3,3 х 1,75 х 1,3м, и большую раздвижную грузовую дверь.

На хвостовой балке расположен неуправляемый стабилизатор прямоугольной формы с концевыми шайбами. Рулевой винт находится в профилированном канале, расположенном в хвостовой балке. Над ним установлен вертикальный киль несимметричного профиля.

Шасси вертолета трехопорное, убирающееся с хвостовой опорой. Главные опоры шасси убираются вперед и вбок, а задняя опора – в хвостовую балку. Опоры шасси оснащены амортизаторами, которые способны значительно смягчать удар при аварийной посадке.

На опорах шасси можно установить баллонеты для посадки на воду.

Несущий винт с четырьмя лопастями, втулка имеет разъемный корпус, выполненный из стеклопластика. Лопасти винта цельнокомпозитные, оснащены противообледенительной системой.

Рулевой винт имеет жесткое крепление лопастей с осевыми шарнирами. Носовая часть каждой лопасти защищена титановой оконцовкой.

Силовая установка вертолета включает в себя два ГТД Turbomeca Ardiden 3G (взлетная мощность — 2 × 1776 л. с.). Двигатели расположены за валом несущего винта и закрыты общим обтекателем. Каждый из них оснащен двухканальной цифровой системой управления.

Топливная система вертолета состоит из четырех мягких баков, расположенных под полом грузопассажирской кабины. Их общая емкость – 1100 литров.

Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного редуктора и одноступенчатого хвостового редуктора.

В состав гидросистемы входят две автономные подсистемы, одна из которых обеспечивает работу рулевых приводов, а вторая – систему уборки шасси.

Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом. Все данные о работе систем вертолета и полетная информация выводится на жидкокристаллические мониторы, установленные в кабине пилотов.

Заказы

Говорить о коммерческом продвижении вертолета Ка-62 пока рано. Пока не завершен этап испытаний и сертификации, продажи машины невозможны. Однако определенный интерес среди потенциальных заказчиков к этому вертолету уже есть. Хотя, до сих пор не озвучена окончательная цена этой машины.

В 2012 году между холдингом «Вертолеты России» и компанией Atlas Táxi Aéreo из Бразилии были достигнуты предварительные договоренности относительно закупки семи Ка-62 в период с 2019 по 2019 год. Кроме того, соглашение содержало пункт о возможности последующего заказа еще семи вертолетов. Так как машина до сих пор не сертифицирована, то, вероятно, этот соглашение о намерениях так и осталось на бумаге.

Также в СМИ озвучивалась информация о желании Колумбии купить несколько Ка-62 для национальной нефтяной компании. Сделка должна была состояться в 2019 году.

Характеристики

Масса, кг
пустого 3730
макс. взлетная 6250
Тип двигателя 2 Turbomeca Ardiden 3G
Мощность, кВт 2 × 1776 л. с.
Макс. скорость, км/ч 300
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 16 пассажиров или 2500 кг груза

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Ка-62: новый российский вертолёт

Российский вертолет Ка-62 / Фото: www.motorsich.ru

Новая модель российского летательного аппарата — это всегда событие. В нынешнем году пришло пополнение в парк винтокрылых машин: 25 мая совершил свой первый полет многофункциональный вертолет Ка-62, который предназначен для гражданских эксплуатантов, но может использоваться и для военных нужд. эта вполне современная разработка стала развитием идей, появившихся еще в эпоху СССР.

Ка-62: новый российский вертолёт / Фото: www.popmech.ru

В 1981 году решением Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам был дан старт разработке легкого разведывательного вертолета максимальной взлетной массой 2,2−2,5 т, оснащенного газотурбинным двигателем ТВ-0−100 мощностью 690 л. с. Проект получил сначала название В-60, а затем Ка-60.

Однако требования военных постоянно менялись. Три года спустя ЦК и Совмин заказали ОКБ им. Н. И. Камова разработку более мощного армейского многоцелевого вертолета в варианте разведчика-целеуказателя Ка-60Р, оснащенного двумя двигателями РД-600 рыбинского НПО «Сатурн». Кроме задач разведки машине предписывались функции борьбы с бронированной техникой, подавление укрепленных огневых точек, доставка и эвакуация разведывательно-диверсионных групп в количестве 4−5 человек. В 1989 году наконец появился макет вертолета, в котором воплотились основные черты будущего Ка-60 и последующего Ка-62 — вместительный фюзеляж, трехопорное шасси и рулевой винт, заключенный в кольцеобразный обтекатель. Уже тогда новую машину проектировали с использованием прогрессивных технологий в области авиастроения: особенно это касалось применения полимерных композиционных материалов. Конструкторы уделили много внимания аварийной устойчивости, удобству и безопасности пассажиров и экипажа. В апреле 1990 года Макетная комиссия Министерства обороны СССР одобрила концепцию легкого многоцелевого вертолета в варианте разведчика-целеуказателя Ка-60Р.

Ка-62: новый российский вертолёт / Фото: www.popmech.ru

В новой реальности

А потом наступили 1990-е, когда на закупку нового вооружения и НИОКР в оборонной сфере денег в стране не оказалось. В попытке переориентироваться на гражданского заказчика генеральный конструктор «Камова» Сергей Михеев принял решение создать на базе военных наработок гражданскую версию вертолета — Ка-62. Предполагалось, что он будет перевозить 10 пассажиров или 1450 кг груза. Проект получил правительственное одобрение, но денег на разработку все равно не хватило. Только в 2010-м холдинг «Вертолеты России» принял решение о создании Ка-62, но уже в более тяжелом варианте: 15 пассажиров или 2,2 т груза. Тут и выяснилось, что за прошедшие годы многие кооперационные цепочки распались, и в номенклатуре комплектующих российского производства возникли большие пробелы.

После почти двухлетних поисков был заключен контракт с французской компанией Turbomeсa на поставку двигателей Ardiden 3G мощностью до 1775 л. с. В итоге состав комплектующих изделий и производственная кооперация изменились коренным образом. Головным изготовителем стала Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, поставщиком агрегатов трансмиссии — австрийская компания Zoerkler, комплекса базового оборудования (КБО) — ЗАО «Транзас — Авиация», шасси — АО «Авиаагрегат», поглощающих энергию удара кресел — АО «НПП «Звезда»» и ООО «Аэро Стайл».

Совсем другая машина

Вертолет Ка-62 сохраняет концепцию Ка-60 — многоцелевого вертолета классической схемы с рулевым винтом в кольцевом канале. Машина имеет аналогичную Ка-60 схему планера. Широко используются полимерные композиционные материалы, транспортная кабина объемна, имеет широкие двери, удобные для выхода пассажиров и погрузки.

Ка-62: новый российский вертолёт / Фото: www.popmech.ru

Однако конструктивно Ка-62 — это совершенно другая машина. От предшественника ее отличают стойкое к столкновению с птицами лобовое остекление, убирающееся в полете шасси, пятилопастный несущий винт (у Ка-60 четыре лопасти), силовая установка с двухканальным цифровым регулятором с полной ответственностью (FADEC). Впервые в мировом вертолетостроении на Ка-62 установлена система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО). Система обеспечивает автоматическое распределение электропитания и управление коммутацией бортовых потребителей с защитой от перегрузки. Еще одна новинка — интегрированный пилотажно-навигационный комплекс базового оборудования КБО-62 с открытой архитектурой, реализующий принцип «стеклянной кабины».

Ка-62 спроектирован с учетом международных требований к безопасности полетов. Машина может продолжать полет или совершить безопасную посадку даже с одним работающим двигателем. От травм пилота и пассажиров в случае жесткой посадки оберегает энергопоглощающая конструкция шасси и кресел. Ка-62 оборудован устойчивой к авариям топливной системой, а рулевой винт в кольце защищен от случайных повреждений. Снизить уровень шума удалось за счет специального расположения лопастей рулевого винта, а также придания законцовкам лопастей несущего винта особого аэродинамического профиля.

Золотая середина

В российском вертолетостроении Ка-62 может занять свою нишу между вертолетами легкого класса типа «Ансат» и Ка-226 и средними вертолетами типа Ми-8. Известно, что наш классический Ми-8 грузоподъемностью 4 т часто возит грузы массой менее 2 т, а это увеличение эксплуатационных расходов. И именно в этих случаях Ми-8 может быть заменен вертолетом Ка-62, который требует меньших затрат на обслуживание и имеет меньший расход топлива.

На вертолете Ка-62 применен 12-лопастной рулевой винт в кольце, который более безопасен, чем традиционный 3-лопастной. Лопасти несущего винта выполнены из композитов.

К основным сферам применения Ка-62 относятся транспортировка грузов или 12−15 пассажиров на расстояние до 700 км, спасательные операции, а также работы в нефтегазовой области. Высокий уровень энерговооруженности вертолета позволяет обеспечить его эксплуатацию в широком диапазоне температур и высот. Ка-62 может летать в жарком климате, осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах и совершать полеты над обширными водными поверхностями. Просторная комфортная кабина позволит использовать Ка-62 в качестве корпоративного воздушного транспорта.

А если в бой?

Ка-62 может также оказаться востребованным для нужд Министерства обороны. Но если наличие в конструкции иностранных комплектующих для отечественных гражданских эксплуатантов малосущественно, то военных заказчиков такая ситуация вряд ли устроит.

Однако, если силовые структуры будут заинтересованы в закупках Ка-62, проблема импортозамещения вполне решаема. В частности, в настоящее время рассматривается возможность локализации производства в России двигателя Ardiden 3G и агрегатов трансмиссии. Кроме того, на вертолете могут быть установлены российские трансмиссии и двигатель. Ведутся работы по созданию ряда отечественных систем и агрегатов, например авариестойких топливных систем, аналогичных установленным на гражданские вертолеты Ка-62, Ми-38, «Ансат». В прошлом году отечественный аналог топливной системы прошел предварительные испытания на сброс: топливные баки, заполненные на три четверти, вместе с ограждающей конструкцией фюзеляжа были сброшены с высоты 15 м. Испытания прошли успешно: утечек после сброса обнаружено не было. Таким образом, хоть международная кооперация в авиастроении является скорее правилом, чем исключением, при необходимости наша промышленность готова получить новые задачи и решить их.

МОСКВА, издание «Популярная механика», Олег Макаров
12

Оригинал