К 245 подводная лодка

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа «ленинец». Проект 667-А «Навага» (Yankee-I class)

В 1958 г. в ЦКБ-18 (сегодня ЦКБ МТ «Рубин») начались разработка атомного ракетоносца второго поколения 667-го проекта (руководитель – главный конструктор Кассациера А.С.). Предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 с Р-21 – баллистические ракеты подводного старта. Альтернативным вариантом было оснащение субмарины комплексом Д-6 (проект «Нейлон», изделие «Р») с твердотопливными ракетами, которые разрабатывались ленинградским конструкторским бюро «Арсенал» с 1958 года. Подводная лодка по первоначальному проекту 667 должна была нести 8 ракет комплекса Д-4 (Д-6), которые размещены в поворотных ПУ СМ-95, разработанных ЦКБ-34. Сдвоенные пусковые установки располагались вне прочного корпуса субмарины, по его бокам. Перед пуском ракет ПУ устанавливались вертикально, поворачивались на 90 градусов. Разработку эскизного и тех. проектов подводного ракетоносца завершили в 1960 г. Но практическая реализация разработки затруднялась в связи с высокой сложностью поворотных устройств пусковой установки, которая должна была работать при движении подлодки в подводном положении.
В 1961 г. приступили к разработке новой компоновки, при которой ракеты Д-4 (Д-6) должны были располагаться в вертикальных шахтах. Но вскоре эти комплексы получили хорошую альтернативу – одноступенчатую малогабаритную жидкостную баллистическую ракету Р-27, работы по которой под руководством Макеева В.П. начали в СКБ-385 в инициативном порядке. В конце 1961 г. предварительные результаты исследований доложили руководству страны и командованию военно-морского флота. Тема была поддержана, и 24 апреля 1962 года было подписано правительственное постановление о разработке комплекса Д-5 с ракетами Р-27. Благодаря некоторым оригинальным техническим решениям новую баллистическую ракету удалось «втиснуть» в шахту, которая по объёму меньше шахты Р-21 в 2,5 раза. При этом ракета Р-27 имела дальность пуска на 1180 километров большую, чем у ее предшественницы. Также революционным новшеством стала и разработка технологии заправки ракетных баков компонентами топлива с последующей их ампулизацией на заводе-изготовителе.

В результате переориентации 667-го проекта на новый ракетный комплекс возникла возможность разместить в прочном корпусе подлодки 16 ракетных шахт в два ряда вертикально (как это было сделано американской атомной подлодке с баллистическими ракетами типа «Джордж Вашингтон»). Впрочем, шестнадцати ракетный боекомплект обуславливался не стремлением к плагиату, а тем, что длина стапелей, предназначавшихся для строительства подводных лодок, оптимальным образом подходила для корпуса с шестнадцатью шахтами Д-5. Главный конструктор усовершенствованной атомной подлодки с БР проекта 667-А (был присвоен шифр «Навага») – Ковалев С.Н. – создатель практически всех советских стратегических ракетных атомных подлодок, главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Фадеев М.С.
При создании подлодки проекта 667-А большое внимание уделялось гидродинамическому совершенству субмарины. К разработке формы судна привлекались специалисты научных отраслевых центров и гидродинамики центрального аэрогидродинамического института. Увеличение ракетного боекомплекта требовало решения ряда задач. В первую очередь нужно было резко повысить скорость стрельбы, для того чтобы успеть произвести ракетный залп и покинуть район запуска до того, как противолодочные силы противника прибудут в него. Это обусловливало проведение предстартовой одновременной подготовки ракет, которые набраны в залп. Задачу можно решить только за счет автоматизации предпусковых операций. Для судов проекта 667-А в соответствии с данными требованиями под руководством главного конструктора Бельского Р.Р. были развернуты работы по созданию первой советской информационно-управляющей автоматизированной системы «Туча». Впервые данные для ведения огня должны были вырабатываться спец. ЭВМ. Навигационное оснащение подводной лодки должно было обеспечивать уверенные плавание и запуск ракет в районах полюсов.

АПЛ проекта 667-А, как и подлодки первого поколения, являлась двухкорпусной (запас плавучести составлял 29%). Носовая оконечность судна имела овальную форму. В корме субмарина была веретенообразной формы. На ограждении рубки располагались передние горизонтальные рули. Такое решение, которое было заимствовано у американских атомных подлодок, создавало возможность бездифферентного перехода при малых скоростях на большую глубину, а также упрощало удержание субмарины при ракетном залпе на заданной глубине. Кормовое оперение – крестообразное.
У прочного корпуса с наружными шпангоутами имелась цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, который достигал 9,4 метров. В основном прочный корпус изготавливался из стали АК-29 с толщиной 40 миллиметров и разделялся на 10 отсеков водонепроницаемыми переборками которые выдерживали давление 10 кгс/кв.см:
первый отсек – торпедный;
второй отсек – жилой (с каютами офицеров) и аккумуляторный;
третий отсек – центральный пост и пульт главной энергоустановки;
четвертый и пятый отсеки – ракетные;
шестой отсек – дизель-генераторный;
седьмой отсек – реакторный;
восьмой отсек – турбинный;
девятый отсек – турбинный;
десятый отсек служил для размещения электродвигателей.



Шпангоуты прочного корпуса выполнялись из сварных симметричных тавровых профилей. Для межотсечных переборок использовалась 12 миллиметровая сталь АК-29. Для легкого корпуса использована сталь ЮЗ.
На подлодке устанавливалось мощное размагничивающее устройство, которое обеспечивало стабильность магнитного поля. Также, принимались меры направленные на снижение магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, выступающих частей, рулей и ограждения выдвижных устройств. Для снижения электрического поля подлодки впервые применили систему активной компенсации поля, которое создавалось гальванической парой «винт-корпус».
Главная энергоустановка номинальной мощностью 52 тыс. л. с. включала пару автономных блоков правого и левого бортов. В состав каждого блока входили водоводяной реактор ВМ-2-4 (мощностью 89,2 мВт), паротурбинная установка ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635, турбогенератор с автономным приводом. Кроме того имелась вспомогательная энергоустановка, которая служит для расхолаживания и пуска главной энергоустановки, снабжающая подлодку электроэнергией при авариях и обеспечивающая, при необходимости, движение судна в надводном положении. В состав вспомогательной энергоустановки входили два дизельных генератора постоянного тока ДГ-460, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (в каждой по 112 эл. 48-СМ) а также два реверсивных гребных электродвигателя «подкрадывания» ПГ-153 (мощность каждого 225 кВт). В день принятия головной ПЛАРБ проекта 667-А на вооружение (на борту судна среди прочих присутствовал главный конструктор проекта) на максимальных оборотах достигли скорости 28,3 узлов, что на 3,3 узла превышало заданную скорость. Таким образом, новый ракетоносец по своим динамическим характеристикам фактически сравнялся с основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» – противолодочными атомоходами типа «Стёрджен» и «Трешер» (30 узлов) ВМС США.
Два гребных винта по сравнению с атомными подлодками предыдущего поколения имели пониженный уровень шумности. Чтобы снизить гидроакустическую заметность фундаменты под главными и вспомогательными механизмами покрывались вибродемпфирующей резиной. Звукоизолирующей резиной был облицован прочный корпус подлодки, а легкий корпус был покрыт нерезонансным противогидролокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием.
На подлодке проекта 667-А впервые применили электроэнергетическую систему переменного тока напряжением 380В, которая питалась лишь от автономных электрогенераторов. Таким образом, повышалась надежность электроэнергетической системы, увеличивалась продолжительность работы без обслуживания и ремонта, а также позволяло трансформировать напряжение для обеспечения разных потребителей субмарины.
Подводный крейсер был оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Туча». «Туча» стала первой советской многоцелевой автоматизированной корабельной системой, обеспечивающей применение торпедного и ракетного оружия. Кроме того, данная БИУС собирала и обрабатывала информацию об окружающей обстановке и решала навигационные задачи. Чтобы предотвратить провал на большую глубину, способный привести к катастрофе (по мнению специалистов это послужило причиной гибели атомной подлодки «Трешер» ВМС США) на ПЛАРБ проекта 667-А впервые реализовали комплексную систему автоматизированного управления, обеспечивающую программное управление судном по глубине и курсу, а также стабилизацию по глубине без хода.
Основным информационным средством субмарины в подводном положении был ГАК «Керчь», который служил для освещения подводной обстановки, выдачи при торпедной стрельбе данных целеуказания, поиска мин, обнаружения гидроакустических сигналов и связи. Станция была разработана под руководством главного конструктора Магида М.М. и работала в режимах шумо- и эхопеленгования. Дальность обнаружения от 1 до 20 тыс. м.
Средства связи – ультракоротковолновые, коротковолновые и средневолновые радиостанции. Лодки были оснащены выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа «Параван», которая позволяла принимать сигналы спутниковой навигационной системы и целеуказания, на глубинах менее 50 метров. Важным новшеством стало применение (на подлодках впервые в мире) аппаратуры ЗАС (засекречивания связи). При использовании данной системы обеспечивалось автоматическое шифрование сообщений, которые передавались по линии «Интеграл». Радиоэлектронное вооружение состояло из ответчика РЛС «свой-чужой» «Хром-КМ» (на подводной лодке установленный впервые), поисковой РЛС «Залив-П» и РЛС «Альбатрос».
Основное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А состояло из 16 жидкостных одноступнчатых баллистических ракет Р-27 (инд. ГРАУ 4К10, западное обозначение – SS-N-6 «Serb», по договору ОСВ – РСМ-25) с максимальной дальностью 2,5 тыс. км, установленных в два ряда в вертикальных шахтах за ограждениями рубки. Стартовая масса ракеты – 14,2 тыс. кг, диаметр – 1500 мм длина – 9650 мм. Масса головной части – 650 кг, круговое вероятное отклонение – 1,3 тыс. м, мощность 1 Мт. Ракетные шахты диаметром 1700 мм, высотой 10100 мм, выполненные равнопрочными с корпусом подлодки, располагались в пятом и четвертом отсеках. Для предотвращения аварий в случае поступления в шахту компонентов жидкого топлива при разгерметизации ракеты были установлены автоматизированные системы газового анализа, орошения и поддержания в заданных параметрах микроклимата.
Пуск ракет осуществлялся из затопленных шахт, исключительно в подводном положении подлодки, при волнении моря менее 5 баллов. Первоначально запуск производился четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между запусками в залпе равнялся 8 секундам: расчеты показывали, что подлодка по мере отстрела ракет должна постепенно всплывать, а после старта последней, четвертой, ракеты – выходить из «коридора» стартовых глубин. После каждого залпа необходимо было около трех минуты для того, чтобы вернуть подлодку на исходную глубину. Между вторым и третьим залпом нужно было 20-35 минут для перекачки в ракетные шахты воды из цистерн кольцевого зазора. Данное время также использовалось для дифферентовки субмарины. Но реальные стрельбы выявили возможность проведения первого восьмиракетного залпа. Такой залп впервые в мире выполнили 19 декабря 1969 года. Величина сектора обстрела субмарины проекта 667-А равнялась 20 градусам, широта точки старта должна была быть менее 85 градусов.
Торпедное вооружение – четыре носовых 533-миллиметровых торпедных аппарата, обеспечивающих максимальную глубину осуществления стрельбы до 100 метров, два носовых торпедных аппарата калибра 400 мм с предельной глубиной ведения огня 250 метров. Торпедные аппараты имели системы электродистанционного управления и быстрого заряжания.
Субмарины проекта 667-А были первыми ракетоносцами, которые получили на вооружение ПЗРК (переносной зенитной ракетный комплекс) типа «Стрела-2М», который предназначен для обороны всплывшего судна от вертолетов и низколетящих самолетов.
В проекте 667-А значительное внимание уделили вопросам обитаемости. Каждый отсек была оснащен автономной системой кондиционирования воздуха. Кроме этого реализовали ряд мер для снижения акустического шума в жилых помещениях и на боевых постах. Личный состав субмарины размещался в маломестных кубриках или каютах. На судне была организована офицерская кают-компания. Впервые на подлодке предусматривалась столовая для старшинского состава, быстро трансформирующаяся в кинозал или спортзал. В жилых помещениях все коммуникации убирались под съемные спец. панели. В целом внутренний дизайн субмарины соответствовал требованиям того времени.

Новые ракетоносцы на флоте стали именоваться РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), что подчеркивало отличие данных субмарин от ПЛАРБ 658-го проекта. Своей мощью и размерами лодки производили на моряков огромное впечатление, поскольку раньше они имели дело только с «дизелюхами» или значительно «менее солидными» субмаринами первого поколения. Несомненным достоинством новых кораблей по сравнению с судами 658-го проекта, по мнению моряков, был высокий уровень комфорта: «индустриальные» пестрые интерьеры с переплетением трубопроводов и разноцветных жгутов уступили место продуманному дизайну светло-серых тонов. Лампы накаливания были заменены люминесцентными светильниками «входящими в моду».
За внешнее сходство с американскими атомными подлодками с баллистическими ракетами «George Washington» новые ракетоносцы на флоте окрестили «Ваньками Вашингтонами». В НАТО и США им присвоили название Yankee class.
Модификации проекта 667-А.
Первые четыре атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А оснащались разработанным в 1960 г. под руководством Маслевского В.И. всеширотным навигационным комплексом «Сигма». С 1972 г. на субмарины начал устанавливаться навигационный комплекс «Тобол» (Кищенков О.В. – главный конструктор), состоящий из инерциальной навигационной системы (впервые в Советском Союзе), абсолютный гидроакустический лаг, который измерял скорость судна относительно морского дна, и система обработки информации, построенная на цифровой ЭВМ. Комплексом обеспечивалось уверенное плавание в арктических водах и возможность произведения ракетного пуска на широтах вплоть до 85 градусов. Аппаратурой определялся и сохранялся курс, осуществлялось измерение скорости подлодки относительно воды, производилось счисление географических координат с выдачей необходимых данных в корабельные системы судна. На субмаринах последней постройки навигационный комплекс дополнили «Циклоном» – космической навигационной системой.
На подводных лодках поздней постройки имелись автоматизированные комплексы радиосвязи «Молния» (1970 год) или «Молния-Л» (1974 год), руководитель данных разработок – главный конструктор Леонова А.А. Комплексы состояли из автоматизированного радиоприемного устройства «Базальт» (обеспечивало прием по одному каналу СДВ и нескольким KB каналам) и радиопередающего устройства «Скумбрия» (позволяло осуществлять скрытую авто. настройку на любую из частот рабочего диапазона).
Поступление на вооружение американских ВМС усовершенствованных ракет «Поларис» А-3 (максимальная дальность стрельбы 4,6 тыс. км) и развертывание в 1966 году программы создания баллистической ракеты «Посейдон» С-3, имеющей более высокие характеристики, потребовали ответных мер по увеличению потенциала советских атомных подлодок с баллистическими ракетами. Основным направлением работ стало оснащения подлодок более совершенными ракетами с повышенной дальностью стрельбы. Разработкой ракетного комплекса для модернизированных подлодок проекта 667-А занялось конструкторское бюро «Арсенал» (проект «5МТ»). Данные работы привели к созданию комплекса Д-11 с баллистическими твердотопливными ракетам подлодок Р-31. Комплекс Д-11 был установлен на К-140 – единственная ПЛАРБ проекта 667-АМ (переоборудование проводилось в 1971-1976 годах). На Западе данной лодке присвоили обозначение Yankee II class.
Параллельно в КБМ разрабатывался модернизированный комплекс Д-5У под ракеты Р-27У, обладающие дальностью до 3 тыс. км. 10 июня 1971 года вышло правительственное постановление, которым предусматривалась модернизация ракетного комплекса Д-5. Первые опытные пуски с подлодки начались в 1972 г. Комплекс Д-5У 04.01.1974 приняли на вооружение военно-морского флота. Новая ракета Р-27У (на Западе проходила под обозначением SS-N-6 Моd2/3) кроме увеличенной дальности имела обычную моноблочную головную часть или усовершенствованную головную часть «рассеивающего» типа, имеющую три боевых блока (мощность каждого 200 Кт) без системы индивидуального наведения. 31-я дивизия в конце 1972 г. получила подлодку К-245 – первая субмарина проекта 667-АУ – с ракетным комплексом Д-5У. В период с сентября 1972 г. по август 1973 г. провели испытания Р-27У. Все 16 запусков с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два пуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования (на этой же субмарине испытывался навигационный комплекс «Тобол» с инерциальной навигационной системой, а в конце 1972 года для проверки возможностей комплекса подлодка выполнила поход в район экватора). В период с 1972 по 1983 годы флот получил еще 8 РПКСН (К-219, К-228, К-241, К-430, К-436, К-444, К-446 и К-451), достроенных или модернизированных по проекту 667-АУ («Налим»).

К-411 стала первой атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами проекта 667-А, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате американо-советских договоренностей в области сокращения вооружений. У этой сравнительно «молодой» подлодки в январе-апреле 1978 года были «ампутированы» ракетные отсеки (впоследствии утилизированы), а сам ракетный подводный крейсер по проекту 09774 переоборудовали в атомную подлодку спецназначения – носитель сверхмалой подводной лодки и боевых пловцов.
ПЛАРБ пр.667-А. Снимок с вертолета ВМФ СССР
ПЛАРБ пр.667-А
В лодку специального назначения по проекту 667-АК («Аксон-1»), а позднее по проекту 09780 («Аксон-2») трансформировали ракетоносец К-403. В опытном порядке на данную подлодку установили спец. аппаратуру и мощный ГАК с буксируемой протяженной антенной в обтекателе на хвостовом оперении.
В 1981-82 годах РПКСН К-420 модернизировали по проекту 667-М («Андромеда») для испытаний высокоскоростных стратегических КР «Гром» («Метеорит-М») разработанной ОКБ-52. Испытания 1989 года закончились неудачей, поэтому программа была свернута.
Еще пять судов проекта 667-А должны были переоборудоваться по проекту 667-АТ («Груша») в большие торпедные атомные подлодки-носители дозвуковых малогабаритных СКР «Гранат», путем добавления дополнительного отсека имеющего бортовые торпедные аппараты. По этому проекту в 1982-91 годах переоборудовали четыре подлодки. Из них в строю до настоящего времени осталась только атомная подлодка К-395.
Программа строительства.
Строительство подводных лодок по проекту 667-А началось в конце 1964 г. в Северодвинске и велось быстрыми темпами. К-137 – первый РПКСН заложили на Северном машиностроительном заводе (ССЗ №402) 09.11.1964. Спуск на воду, а точнее, заполнение дока водой, состоялся 28.08.1966. На К-137 в 14 часов 1 сентября подняли военно-морской флаг. Тогда же начались сдаточные испытания. К-137 05.11.1967 вступила в строй. Новый ракетоносец под командованием капитана первого ранга Березовского В.Л. 11 декабря прибыл в состав тридцать первой дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная. Субмарина 24 ноября была передана в девятнадцатую дивизию, став первым кораблем данной дивизии. 13.03.1968 на вооружение военно-морского флота приняли ракетный комплекс Д-5 с ракетами Р-27.
Северный флот быстро пополнялся «северодвинскими» ракетоносцами второго поколения. К-140 – вторая лодка серии – вступила в строй 30.12.1967. За ней последовало еще 22 РПКСН. Несколько позже началось строительство подлодок проекта 667-А в Комсомольске-на-Амуре. К-399 – первый «дальневосточный» атомоход – вступил в состав тихоокеанского флота 24.12.1969. В дальнейшем в составе данного флота насчитывалось 10 РПКСН данного проекта. Последние северодвинские подлодки достраивались по усовершенствованному проекту 667-АУ с ракетными комплексами Д-5У. Вся серия субмарин проектов 667-А и 667-АУ, построенная в период с 1967 года по 1974 год, составила 34 судна.
Статус на 2005 год.
В составе Северного флота корабли проекта 667-А входили в состав девятнадцатой и тридцать первой дивизий. Служба новых атомных подлодок началась не очень гладко: сказывались естественные для настолько сложного комплекса многочисленные «детские болезни». Так, например, во время первого выхода К-140 – второго корабля серии – на боевую службу реактор левого борта вышел из строя. Однако крейсер под командованием капитана первого ранга Матвеева А.П. успешно завершил 47-суточный поход, часть которого прошла подо льдами Гренландии. Также имели место другие неприятности. Однако постепенно, по мере освоения техники личным составом и ее «доводки», надежность субмарин значительно возросла, и они смогли реализовать свои возможности, уникальные для того времени.

К-140 осенью 1969 г. впервые в мире осуществила восьмиракетный залп. Два ракетоносца тридцать первой дивизии – К-253 и К-395 – приняли в апреле-мае 1970 года участие в самых крупных военно-морских маневрах «Океан». Во время них также производились ракетные пуски.
Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами К-408 под командованием капитана первого ранга Привалова В.В. в период с 8 января по 19 марта 1971 года осуществила сложнейший переход с СФ на ТОФ без всплытия в надводное положение. 3-9 марта во время похода субмарина выполнила боевое патрулирование у американских берегов. Поход возглавлял контр-адмирал Чернавин В.Н.
31 августа ракетоносец К-411 под командованием капитана первого ранга Соболевского С.Е., (старший на борту контр-адмирал Неволин Г.Л.), впервые оснащенный опытной спец. аппаратурой обнаружения разводов во льду и полыней, достиг района Северного полюса. Субмарина в течение нескольких часов маневрировала в поисках полыньи, но ни одна из двух обнаруженных не была пригодной для всплытия. Поэтому подлодка вернулась к кромке льдов, чтобы встретится с ледоколом ожидавшим ее. Доклад о выполнении поставленной задачи из-за плохой проходимости радиосигнала удалось передать в Генштаб только через самолет Ту-95РЦ барражирующий над точкой всплытия (при возвращении данный самолет разбился во время посадки на аэродром Кипелово из-за густого тумана; экипаж самолета – 12 человек – погиб). К-415 в 1972 г. выполнила успешный переход подо льдами Арктики на Камчатку.
Первоначально РПКСН, как и суда 658-го проекта, несли боевое дежурство около восточного побережья Северной Америки. Однако это делало их более уязвимыми для набирающих силу американских противолодочных средств, которые включали ГАС подводного наблюдения, специализированные атомные подлодки, надводные корабли, а также вертолеты и самолеты берегового и корабельного базирования. Постепенно, с увеличением численности субмарин проекта 667, началось их патрулирование около тихоокеанского побережья Соединенных Штотов.
31-я дивизия в конце 1972 г. получила подводную лодку К-245 – первую субмарину проекта 667-АУ, с ракетным комплексом Д-5У. В сентябре 1972 – августе 1973 года во время отработки комплекса испытывалась ракета Р-27У. 16 пусков произведенных с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два запуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования. Также на К-245 испытывался навигационный комплекс «Тобол» имеющий инерциальную систему. В конце 1972 года для проверки возможностей комплекса субмарина совершила поход в экваториальный район.
К-444 (проект 667-АУ) в 1974 году осуществила ракетные стрельбы без всплытия на перископную глубину и из неподвижного положения, при использовании стабилизатора глубины.
Высокая активность американских и советских флотов во время «холодной войны» множество раз приводила к столкновению подлодок, находящихся в подводном положении во время скрытого наблюдения друг за другом. В мае 1974 года в Петропавловске около базы военно-морского флота одна из субмарин проекта 667-А, находившаяся на глубине 65 метров, столкнулась с торпедным атомоходом «Пинтадо» (тип «Sturgeon», SSN-672) ВМС США. В результате обе подлодки получили незначительные повреждения.
Поврежденная взрывом ракетная шахта К-219
К-219 в профиль на поверхности воды. Легко заметить оранжевый дым паров азотной кислоты из разрушенной ракетной шахты, непосредственно за рубкой
Снимок аварийной лодки К-219, сделан с американского самолета
6 октября 1986 г. подводная лодка К-219 во время несения боевой службы была потеряна в 600 милях от Бермудских островов. На атомной подлодке с БР К-219 (командир капитан второго ранга Британов И.), находившейся на боевой службе около восточного побережья Соединенных Штатов, произошла утечка ракетного топлива ракеты с последующим взрывом. После героической 15-часовой борьбы за живучесть экипаж был вынужден покинуть субмарину из-за быстрого поступления в прочный корпус воды и пожара в трюмах четвертого и пятого отсеков. Лодка затонула на глубине 5 тыс. м, унеся с собой 15 ядерных ракет и два ядерных реактора. Во время аварии погибло два человека. Один из них, матрос Преминин С.А. ценой собственной жизни заглушил реактор правого борта вручную, предотвратив тем самым ядерную катастрофу. Его посмертно наградили орденом Красной Звезды, а 07,07.1997 Указом президента Российской Федерации ему присвоили звание Героя РФ.
За все время эксплуатации ракетные подлодки проектов 667-А и 667-АУ совершили 590 боевых патрулирований.
В конце 1970-х годов в соответствии с советско-американскими договоренностями в области сокращения вооружений подлодки проектов 667-А и 667-АУ начали выводить из состава советских стратегических ядерных сил. На консервацию (с вырезом ракетного отсека) в 1979 году вывели две первые подлодки данных проектов. В дальнейшем процесс вывода ускорился, и уже во второй половине 1990 годов в составе ВМФ России не осталось ни одного ракетоносца данного проекта, кроме К-395 проекта 667-АТ, переоборудованной в носитель крылатых ракет и двух подводных лодок специального назначения.
Основные тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 667-А «Навага»:
Надводное водоизмещение – 7766 тонн;
Подводное водоизмещение – 11500 тонн;
Наибольшая длина (по КВЛ) – 127,9 м (н/д);
Наибольшая ширина – 11,7 м;
Осадка по КВЛ – 7,9 м;
Главная энергетическая установка:
— 2 ВВР типа ВМ-2-4, суммарной мощностью 89,2 мВт;
— 2 ППУ ОК-700, 2 ГТЗА-635;
— 2 паровых турбины, суммарной мощностью 40 тыс. л.с. (29,4 тыс. кВт);
— 2 турбогенератора ОК-2А, мощностью по 3000 л.с.;
— 2 дизель-генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
— 2 ЭД экономического хода ПГ-153, мощностью 225 кВт;
— 2 вала;
— 2 пятилопастных гребных винта.
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 28 узлов;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Предельная глубина погружения – 550 м;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 114 человек;
Стратегическое ракетное вооружение – 16 ПУ БРПЛ Р-27 / Р-27У (SS-N-7 mod.1/2/3 «Serb») комплекса Д-5 / Д-5У ;
Зенитное ракетное вооружение – 2…4 ПУ ПЗРК 9К32М «Стрела-2М» (SA-7 «Grail»);
Торпедное вооружение:
— 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 носовых;
— 533-миллиметровые торпеды – 12 шт;
— 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 носовых;
— 400-миллиметровые торпеды – 4 шт;
Минное вооружение – 24 мины вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Туча»;
Радиолокационная система общего обнаружения – «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система – гидроакустический комплекс «Керчь» (Shark Teeth; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы – «Залив-П» («Калина», «Черника-1», «Луга», «Панорама-ВК», «Визир-59», «Вишня», «Весло») (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 4 ГПД МГ-44;
Навигационный комплекс:
— «Тобол» или «Сигма-667»;
— КНС «Циклон-Б» (последние модификации);
— радиосекстант (Code Eye);
— ИНС;
Комплекс радиосвязи:

ПЛ «Дельфин» проекта 667а – первые среди первых

Классическая тройка из тяжелых бомбардировщиков межконтинентального применения, ракет наземного базирования и субмарин с баллистическими ракетами на борту формируют ядерный потенциал Российской Федерации. Ниже будет приведена подробная информация об истоках ПЛ с ядерным оружием, а именно об атомоходах проекта 667а.

История создания

Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооружённой баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

  • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
  • Ethan Allen;
  • Will Rogers;
  • Lafayette.

Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времён), будучи вооружёнными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.

Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.

После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.

В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

Описание

Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

  • носовой отсек торпедного вооружения;
  • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
  • центральный пост;
  • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 “сухого” типа;
  • дизельный отсек;
  • отсек атомного реактора;
  • два отсека с паротурбинным оборудованием;
  • отсек для электродвигателя.

В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.

Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

Подготавливая проект, конструкторы позаботились об условиях для экипажа.

Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

Тактико-технические характеристики «Наваги»

Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.

На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.

Экипаж может находиться в подлодке до 60 дней.

Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.

Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.

От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещённые во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.

На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.

В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.

Вооружение

Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с размещенными в них ракетами РСМ-25, массой 14,2 т. Дальность полета ракеты 2400 км, подготовка к запуску занимает до 8 минут по нормативам, высота траектории до 620 км. Сами ракеты имеют отделяющую моноблочную боеголовку мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.

Ракетный комплекс Д-5 позволяет вести залповый огонь с интервалом в 8 секунд, что успешно испытывалось на практике. Пуск совершался с глубины 40-50 метров.

Из торпедного оружия на ПЛ 667а установлены два типа торпедных аппаратов на носу. 4 крупнокалиберных (533 мм) ТА для противокорабельных торпед и 2 меньших по калибру аппарата (450 мм) для противолодочных торпедо-ракет. Общий боекомплект составлял 20 единиц.

Для защиты с воздуха использовались передвижные ЗРК типа «Стрела», работающие с воздушными целями.

Модификации

Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» – это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.

Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошён полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.

Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».

Основное применение АПКр «Груша» находила у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение новых технологий гидролокации в этой стране позволило обнаруживать субмарину, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.

Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.

Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершён на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Ещё один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту ещё один искусственный спутник Земли.

АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идёт перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.

Подводные лодки проекта 667АТ «Груша»

Слово «Груша» имеет и другие значения.

ПЛАРК проекта 667АТ «Груша»

История корабля

Государство флага

Современный статус

выведены из эксплуатации

Основные характеристики

Тип корабля

ПЛАРК

Обозначение проекта

667АТ «Груша»

Разработчик проекта

ЛПМБ «Рубин»

Главный конструктор

модернизация: О. Я. Марголин
базовый проект: А. С. Кассациер, С. Н. Ковалёв

Кодификация НАТО

«Yankee-Notch»

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

28 узлов

Рабочая глубина погружения

320 м

Предельная глубина погружения

400 м

Автономность плавания

70 суток

Экипаж

121 человек

Размеры

Водоизмещение надводное

▲8880 м³

Водоизмещение подводное

▼9684 м³

Длина наибольшая
(по КВЛ)

▲141,7 м

Ширина корпуса наиб.

12,8 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

7,8 м

Силовая установка

Главная

  • 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4
  • 2 паротурбинных установки ОК-700
  • 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
  • 2 турбогенератора

Вспомогательная

  • 2 дизель-генератора ДГ-460
  • 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ
  • 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды).

Ракетное вооружение

8 ТА, 32 C-10 «Гранат»

Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 667АТ «Груша» — серия советских атомных подводных лодок, оснащённых комплексом «Гранат» с 32 дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами C-10 «Гранат» на борту.
Представляли собой модификацию проекта 667 «Навага». Подводные лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями крылатых ракет C-10 «Гранат».

Модернизация проводилась в Северодвинске на судоремонтном заводе «Звёздочка». У подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533 мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении ТА устанавливались под углом, в средней части подлодки.

На корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставлялись с минимальными изменениями.

Основное вооружение корабля этой модификации составили 32 стратегические КР C-10 «Гранат», запускаемые из восьми 533-мм торпедных аппаратов, расположенных в 5-м отсеке. Вместо крылатых ракет торпедные аппараты могли использоваться для запуска дальноходных торпед.

Основные характеристики

  • длина — 141,7 м;
  • ширина — 12,8 м;
  • осадка — 7,8 м;
  • водоизмещение надводное — 8880 т;
  • водоизмещение подводное — 9684 т;
  • подводная скорость — 26 узлов;
  • надводная скорость — 16 узлов;
  • экипаж — 121 человек;
  • Основные характеристики C-10 «Гранат»:
    • стартовая масса — 1700 кг;
    • длина — 8,09 м;
    • диаметр корпуса — 0,51 м;
    • ядерная БЧ мощностью 100 кт;
    • скорость 880 км/ч;
    • максимальная дальность — 2500 км;
    • система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.

Соответствующие базовому проекту:

  • рабочая глубина погружения — 320 м;
  • предельная глубина погружения — 400 м ;
  • автономность — 70 суток;
  • Торпедное вооружение первого отсека:
    • четыре 533-мм ТА с 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65,
    • два 400-мм ТА с боекомплектом 8 торпед СЭТ-73.

Представители

По проекту планировалась модернизация шести АПЛ проекта 667А «Навага», по три на судоремонтных заводах «Звезда» в Большом Камне и «Звёздочка» в Северодвинске. С изготовлением новых блоков соответственно на судостроительных заводах имени Ленинского комсомола в Комсомольск-на-Амуре и «Севмаше» в Северодвинске.

Но всего по проекту 667АТ были модернизированы только три АПЛ проекта 667А:

  • К-423 — вступила в строй 13 ноября 1970 года, работы по модернизации начались в 1983 году, завершены в 1986 году;
  • К-253 — вступила в строй 1 ноября 1969 года, работы по модернизации начались 17 мая 1984 года, завершены 20 декабря 1988 года;
  • К-395 — вступила в строй 20 декабря 1969 года, работы по модернизации начались 24 июня 1988 года, завершены 30 декабря 1991 года.

Все три АПЛ входили в состав Северного флота. К-395 была исключена из боевого состава флота 1 сентября 2002 года.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ПЛАРК — Проект 667АТ «Груша» (недоступная ссылка). Российский подводный флот. Дата обращения 6 марта 2010. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  2. Проект 667А
  3. 1 2 Анатолий ПОПОВ. Эта грозная «Груша» // «Звёздочка». — Вып. 26 ноября 2009. — С. 4 (2 — в pdf).
  4. 1 2 Николаев А. С. Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”). Штурм Глубины (2002-2004). Дата обращения 6 марта 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  5. 1 2 Абрамов, Леонид. Строители кораблей, Трудовая Вахта (№6 (9655) от 1 апреля 2010 года), С. 1-2. Дата обращения 11 декабря 2010.
  6. Николаев А.С. К-423 проект 667А, 667АТ. Штурм Глубины. Дата обращения 6 марта 2010. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  7. Николаев А.С. К-253 проект 667А, 667АТ. Штурм Глубины. Дата обращения 6 марта 2010. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  8. Николаев А. С. К-395 проект 667А, 667АТ. Штурм Глубины. Дата обращения 6 марта 2010. Архивировано 29 февраля 2012 года.

  • «ПЛАРК — Проект 667АТ „Груша“», submarine.id.ru
  • К-253: Анатолий ПОПОВ. Эта грозная «Груша» // «Звездочка». — Вып. 26 ноября 2009. — С. 4 (2 — в pdf).
Подводные лодки проекта 667А «Навага» (Yankee class)
Базовый проект, не модернизировались К-32 • К-207 • К-210 • К-216 • К-236 • К-249 • К-389 • К-415 • К-418 • К-426 • К-434
Проект 667АУ «Налим» модернизированы: К-26 • К-137 • К-214 • К-241 • К-245 • К-258 • К-444
достроены: † К-219 • К-228 • К-252 • К-430 • К-436 • К-446 • К-451
Проект 667АМ «Навага-М»
Проект 667АТ «Груша» К-253 • К-395 • К-423 не завершена: К-399 • К-408
Проект 667М «Андромеда»
Проект 09774 (667АН)
Проекты 667АК «Аксон-1» и 09780 «Аксон-2»

Проекты атомных подлодок с крылатыми ракетами ВМФ СССР и России

1-е поколение

2-е поколение

3-е поколение

4-е поколение

turbulentt

Надо же знать на каком корабле я служил
В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000–2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от Советской стороны поиска «адекватного» ответа.
Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа «Томагавк». Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.
В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.
В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов — малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ.

Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55) «Гранат», являющейся аналогом американской ракеты «Томагавк», было поручено свердловскому НПО «Новатор», возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог («Томагавк»), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С. Абрамов).
Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ) в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».
Стратегическая крылатая ракета РК-55 «Гранат» имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность — 3000 км, система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем.
Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.
Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно) о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта — четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53–65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73)). Длина нового блока оказалась больше вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение корабля.
Одновременно с переоборудованием, было заменено РТВ. С целью повышения боевой устойчивости лодки на ней реализовали комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня первичных акустических полей и помех работе ГАК. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ» и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.

Изначально по проекту 667АТ предполагалось переоборудовать шесть АПКР пр. 667А, в том числе по три на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) и на МП «Звездочка» (г. Северодвинск). Причем новые блоки должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г. Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности СРЗ «Звезда» к столь масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423, проходившая переоборудование на МП «Звездочка».
Одновременно с переоборудованием кораблей шли испытания комплекса «Гранат» (на одной из ПЛА проекта 671РТМ СФ), которые успешно завершились в 1984 г. Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых средних блока для К-236 (зав. № 153) и К-399 (зав. № 151). На первом корабле даже вварили средний блок и полностью сформировали корпус.
Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 г. работы свернули, а ПЛА передали ОФИ на долговременное хранение. К-408 (зав. № 416) — третью тихоокеанскую лодку, предполагавшуюся к переоборудованию по проекту 667АТ, 17.07.1988 г. исключили из боевого состава флота. На ней какие-либо работы не проводились вообще.
ПЛ «К-253»
03.11.1966 г. зачислена в списки кораблей ВМФ и 01.11.1969 г. вступила в строй ВМФ СССР.
28.11.1969 г. включена в состав КСФ. 12 эскадра ПЛ СФ, позже в 31 дивизию 3 Фл. ПЛ СФ.
04.1970 г. во время маневров «Океан-70» впервые в ВМФ произвела стрельбу БР из района Северо-Восточной Атлантики по наземному полигону «Норильск», за что получила приз МО СССР «За успешные ракетные стрельбы».
17.05.84–20.12.88 на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске была модернизирована по проекту 667АТ (по другим данным 1986–1989гг.).
03.06.1993 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и поставлена на прикол в губе Сайда (г. Гаджиево).
В 2000 г. передана на СРЗ «Нерпа» для утилизации.
ПЛ «К-395»
21.06.1967 г. зачислена в списки кораблей ВМФ и 05.12.1969 г. вступила в строй ВМФ СССР.
09.01.1970 г. включена в состав КСФ. 12 эскадра ПЛ СФ.
1971 г. завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
10.1972 г. ПЛ совершила поход к Северному Полюсу, за что 24.11.1972 г. награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и доблесть».
24.06.88–30.12.91 на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске была перевооружена модернизирована по проекту 667АТ.
01.09.2002 г. Выведена из боевого состава флота.
ПЛ «К-399»
21.06.1967 г. зачислена в списки кораблей ВМФ СССР и 24.12.1969 г. вступила в строй ВМФ СССР.
09.01.1970 г. включена в состав КТОФ.
24.11.1972 г. Награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».
18.01.1982 г. на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень Приморского края поставлена для модернизации и перевооружения по проекту 667АТ).
19.04.1990 г. Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ, поставлена на прикол в б. Павловского (г. Фокино).
ПЛ «К-423»
12.01.1968 г. Зачислен в списки кораблей ВМФ и 13.11.1970 г. вступила в строй ВМФ СССР.
24.11.1970 г. включена в состав КСФ. 19 дивизия 3 Фл. ПЛ СФ.
16.10.78–27.12.87 на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске была модернизирована по проекту 667АТ (по другим данным 1980–1986гг.).
В 1991 г. заняла 1 место на СФ по минной постановке.
05.07.1994 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и поставлена на прикол в губе Сайда (г. Гаджиево).
Тактико-технические характеристики Проект 667АТ «Груша»
Водоизмещение надводное, м. куб. 8880
Водоизмещение подводное, м. куб. 11400
Длина, м 141,7
Ширина, м 12,8
Осадка, м 7,8
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180
Скорость в надводном положении, узлов 16,5
Скорость в подводном положении, узлов 27
Глубина погружения рабочая, м 320
Глубина погружения предельная, м 400
Автономность, суток 70
Экипаж, чел. 121
Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса «Гранат», количество и калибр ТА для РК 8 х 533, боекомплект (тип) КР РК-55 32 (ЗМ-10), вид старта подводный, из ТА тип ПЗРК «Стрела-2М». Количество контейнеров для хранения ЗР — 1, боекомплект ЗР — 6.
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм 6 х 533, боезапас (тип) торпед 14 (СЭТ-65, САЭТ-60М и 53–65М).
Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Омнибус-АТ», НК «Тобол-АТ», система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ), КСС «Молния-ЛМ 1», ГАК «Рубикон» (МГК-400), РЛК «Альбатрос» (РЛК-101), с приставкой «Корма» (РЛК-57), СОРС «Залив-П» (МРП-21A), ТК МТ-70.

Подводные лодки типа «Ленинец»

ДПЛ типа «Ленинец»

Л-4 «Гарибальдиец»

История корабля

Государство флага

  • СССР

Основные характеристики

Тип корабля

подводный минный заградитель

Обозначение проекта

серии II, XI, XIII, XIII-1938

Скорость (надводная)

14,5 узла

Скорость (подводная)

8,3 узла

Рабочая глубина погружения

75 м

Предельная глубина погружения

90 м

Автономность плавания

28 суток

Экипаж

54 человека

Размеры

Водоизмещение надводное

1025 т

Водоизмещение подводное

1312 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

78,0 м

Ширина корпуса наиб.

7,2 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

3,96 м

Силовая установка

Два дизеля мощностью каждый по 1100 л. с., два гребных электродвигателя мощностью по 600 л. с.

Вооружение

Артиллерия

1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов

Торпедно-
минное вооружение

6 носовых 533-мм ТА, (12 торпед),
2 кормовые минные трубы, 20 мин типа ПЛТ.

ПВО

1 x 45-мм/46 21-К, 500 снарядов

Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки типа «Ленинец» — тип советских дизель-электрических подводных лодок-минных заградителей времён Второй мировой войны. Всего было построено 25 лодок типа «Л» по четырём различным проектам (серии II, XI, XIII и XIII-бис), из них 19 — до 1941 года. Подводные лодки типа «Ленинец» входили в состав всех четырёх флотов Советского Союза и приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Многие корабли имели собственные имена.

История проекта

Серия II, 6 лодок

II серия после модернизации. Л-5 «Чартист». Л-4 «Гарибальдиец», вступление в строй, 1931 год

Идеи российского изобретателя М. П. Налётова по созданию подводного минного заградителя, воплощённые в подводной лодке «Краб» явились стимулом для переоборудования аналогичным образом двух лодок проекта «Барс»: «Ёрш» и «Форель». В соответствии с программой военного кораблестроения 1926 года предусматривалась постройка шести комбинированных минно-торпедных лодок: трёх для Балтийского флота и трёх для Черноморского флота. К разработке проекта минного заградителя — подводной лодки серии II — были привлечены многие специалисты минного дела и подводного плавания. Проект, предложенный учёным-кораблестроителем Б. М. Малининым, предусматривал размещение в корме прочного корпуса лодки двух труб с 10 минами в каждой. Такая конструкция позволила обеспечить «сухое» хранение мин до момента постановки, когда трубы затапливались, в отличие от первых лодок, в которых мины хранились в надстройке на палубе и могли сдетонировать при атаке глубинными бомбами.

В конструктивном плане новая подводная лодка была близка к подводным лодкам серии I «Декабрист», являясь более технологичным развитием этого проекта. Применение новой формы прочного корпуса — цилиндра с коническими окончаниями вместо веретенообразной формы — позволило избежать изготовления поверхностей двойной кривизны при помощи пресса в нагретом состоянии, и обойтись холодным вальцеванием листов.

Прочный корпус был разделён на 6 отсеков. Одна переборка была плоской и рассчитанной на давление в 1 атм., остальные 4 переборки имели сферическую форму и рассчитывались на 6 атм. Форма дверей была изменена на овальную, тогда как ранее применялись двери круглой формы. Три отсека были оборудованы как убежища для экипажа, в них имелись средства аварийной продувки главного балласта и средства спасения экипажа.

Применение иностранной конструкции вентиляции аккумуляторных ям для экономии пространства привело к нескольким взрывам и пожарам в аккумуляторных секциях, в частности, в результате взрывов погибло 4 человека на Л-2 и 5 человек на Л-4. Впоследствии нововведение уступило место старой конструкции с изолированными ямами и металлическим настилом. Для сжигания образующегося водорода применили специальное устройство «К-5».

Черноморские подлодки отличались от балтийских наличием прямого высокого флагштока на носу, а также отсутствием дополнительных шпигатов над якорной нишей.

Представители серии II:

Обозначение Название Завод Заложена Спущена на воду Подписание приёмного акта Окончание службы
Л-1 «Ленинец» № 189 6 сентября 1929 28 февраля 1931 22 октября 1933 7 июля 1945 списана
Л-2 «Марксист»

«Сталинец»

№ 189 6 сентября 1929 21 мая 1931 24 октября 1933 15 ноября 1941 подорвалась на мине
Л-3 «Большевик»

«Фрунзовец»

№ 189 6 сентября 1929 8 августа 1931 5 ноября 1933 15 февраля 1971
Л-4 «Гарибальдиец» № 198 15 марта 1930 31 августа 1931 8 октября 1933 17 февраля 1956
Л-5 «Чартист» № 198 15 марта 1930 5 июня 1932 30 октября 1933 29 декабря 1955
Л-6 «Карбонарий» № 198 15 апреля 1930 3 ноября 1932 9 мая 1933 5 июня 1944 потоплена

Серия XI (II-бис), 6 лодок

XI серия после спуска. Л-7 «Ворошиловец». XI серия после модернизации. Л-12 «Молотовец».

13 августа 1933 года было принято решение о строительстве подводных лодок для Тихоокеанского флота. 6 модернизированных лодок типа «Ленинец» были заложены с 10 апреля по 10 июня 1934 года, перевезены на Дальний Восток в 1935 году, введены в строй в 1936 году. Предполагалось изготовить лодки на заводах № 189 и № 198, по железной дороге доставить их в Комсомольск-на-Амуре и собрать на заводе № 199, однако из-за недостатка мощностей к сборке привлекли также завод № 202 (Владивосток), на котором в итоге были собраны четыре из шести лодок.

Отличия XI серии: кормовой отсек был разделён на две части, таким образом, число отсеков достигло 7. Была улучшена обитаемость лодки. Длина лодки увеличилась до 80 м. Аккумуляторные ямы были изготовлены в герметичной конструкции.

Представители серии XI:

Обозначение Название Завод Заложена Спущена на воду Подписание приёмного акта Окончание службы
Л-7 «Ворошиловец» № 189 — № 202 10 апреля 1934 15 мая 1935 10 декабря 1936 разобрана в 1956 году
Л-8 «Дзержинец» № 189 — № 202 10 апреля 1934 10 сентября 1935 29 декабря 1936 разобрана в 1973 году,
рубка сохранена как памятник Л-19
Л-9 «Кировец» № 189 — № 202 1 июня 1934 25 августа 1935 29 декабря 1936 разобрана в 1959 году
Л-10 «Менжинец» № 198 — № 202 10 июня 1934 18 декабря 1936 12 декабря 1937 разобрана в 1959 году,
рубка сохранена как памятник Л-16
Л-11 «Свердловец» № 198 — № 199 10 июня 1934 4 декабря 1936 5 ноября 1938 разобрана в 1959 году
Л-12 «Молотовец» № 198 — № 199 10 июня 1934 7 ноября 1936 10 декабря 1938 разобрана в 1983 году

Серия XIII, 7 лодок

XIII серия после модернизации. Л-13.

Серия строилась для Тихоокеанского флота в 1935 году. Лодки XIII серии имели смешанную клёпанно-сварную конструкцию, отличавшуюся большей простотой и технологичностью. Вся лодка в целом была переработана, вплоть до минного устройства, которое было существенно модернизировано, однако при этом количество мин снизилось до 18. В корме были установлены два торпедных аппарата с запасными торпедами, артиллерийский боезапас возрос с 122 до 150 снарядов калибра 100 мм и с 250 до 500 снарядов калибра 45 мм. Лодка получила наклонный форштевень и выдвижные горизонтальные рули. Была улучшена обитаемость лодки. Увеличилась дальность плавания, а время срочного погружения сократилось до 60 секунд.

Представители серии XIII:

Обозначение Завод Заложена Спущена на воду Подписание приёмного акта Окончание службы
Л-13 № 189 — № 202 25 апреля 1935 2 августа 1936 2 октября 1938 1958
Л-14 № 189 — № 202 25 апреля 1935 20 декабря 1936 10 октября 1938 с 1959 учебная, расформирована в 1984
Л-15 № 198 — № 202 5 ноября 1935 26 декабря 1936 6 ноября 1938 расформирована в 1956
Л-16 № 198 — № 202 5 ноября 1935 9 июля 1937 9 декабря 1938 11 октября 1942 торпедирована I-25
Л-17 № 198 — № 202 25 января 1935 5 ноября 1937 5 июня 1939 c 1954 учебная, УТС-84
Л-18 № 189 — № 202 30 декабря 1935 12 мая 1938 24 сентября 1939 с 1958 учебная, УТС-85
Л-19 № 189 — № 202 26 декабря 1935 25 мая 1938 4 ноября 1939 погибла в Японском море в августе 1945

Серия XIII-1938 (XIII-бис), 6 лодок

XIII-1938 серия. Л-20.

В 1938 году была заложена последняя и самая совершенная серия лодок типа «Ленинец». Длина была уменьшена на 2 метра во избежание задевания торпедами волнорезных щитов при стрельбе. Шумность лодки снизилась благодаря применению резиновых амортизаторов. Небольшим удлинением минных труб количество мин было восстановлено до 20. Новые дизели, 1-Д, обладавшие мощностью 2000 л. с., позволили увеличить надводную скорость до 18 узлов.

Представители серии XIII-1938:

Обозначение Завод Заложена Спущена на воду Подписание приёмного акта Окончание службы
Л-20 № 189 — № 402 10 июня 1938 14 апреля 1940 28 августа 1942 28 января 1958,
потоплена при испытаниях ядерного оружия на Новой Земле
Л-21 № 189 30 сентября 1938 30 июля 1940 11 августа 1943 29 декабря 1955
Л-22 № 189 — № 402 29 сентября 1938 25 сентября 1939 28 августа 1942 21 мая 1959
Л-23 № 198 17 октября 1938 22 июня 1941 31 октября 1941 погибла в январе 1944 года по неизвестной причине
Л-24 № 198 20 октября 1938 17 декабря 1940 29 апреля 1942 29 декабря 1942 погибла на мине
Л-25 № 198 23 октября 1938 26 февраля 1941 строительство не закончено 19 декабря 1944 затонула при буксировке

Потопленные корабли

В общей сложности лодки типа «Л» минами и торпедными атаками потопили 40 транспортных судов суммарным водоизмещением 93 900 брт. и 18 боевых и вспомогательных судов.

Награды ПЛ типа «Л»

  • Орденом Красного Знамени были награждены
    • Л-4 — 23 октября 1942 года,
    • Л-22 — 8 июля 1945 года.
  • 1 марта 1943 года «Л-3» была удостоена гвардейского звания.

> См. также

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

> Примечания

  1. А. В. Платонов. Энциклопедия советских подводных лодок 1941—1945 — М. ООО «Издательство АСТ», 2004, с. 386—592 с.: ил. ISBN 5-17-024904-7
  • http://www.morflot.tsi.ru/ Серия Л-2
  • book.uraic.ru // Тип «Ленинец»
  • Великая Отечественная под водой// серия II «Ленинец»
  • Великая Отечественная под водой// серия XI «Ленинец»
  • Великая Отечественная под водой// серия XIII и XIII-бис «Ленинец»

Серия II

Серия XI

Серия XIII

Серия XIII-1938

  • Л-20
  • Л-21
  • Л-22*
  • Л-23†
  • Л-24†
  • Л-25

† Погибла / * Краснознаменная / ** Гвардейская

Советские подводные лодки периода Второй мировой войны

  • Д — «Декабрист»
  • Л — «Ленинец»
  • Щ — «Щука»
  • П — «Правда»
  • М — «Малютка»
  • С — «Средняя»
  • К — «Крейсерская»

Лодки Первой мировой: А (АГ) — «Американский Голланд»

  • Б-2 («Пантера»)
  • Иностранные лодки: Тип «Калев»: Калев
  • Лембит
  • Тип «Ронис»: Ронис
  • Спидола
  • В-1
  • В-2
  • В-3
  • В-4
  • Л-55

Пивоваров Юрий Германович

В 1936 году Дальзавод продолжил строить подводные лодки Х и ХI серий, имея весьма значительный объем работ. Однако, несмотря на большую загрузку и очень напряженный ритм работы, в этом же 1936 году Дальзавод получил новое задание – построить для Тихоокеанского флота еще 7 больших подводных лодок типа «Л», но уже ХIII серии.

СКБ, наряду с работами по постройке подводных лодок типа «Щ» Х серии и подлодок типа «Л» ХI серии, получив документацию на подводные лодки ХIII серии, немедленно приступило к подготовке строительства этой серии.

Подводные лодки ХIII серии сохранили архитектурный тип для подлодок ХI серии, то есть были полуторакорпусными, двухвальными, семиотсечными. Однако они значительно отличались от своих предшественниц. Основные отличия заключались в следующем:

– для увеличения надводной скорости изменен теоретический чертеж. Длина подводной лодки увеличилась на 5 метров, а диаметр прочного корпуса уменьшился на 0,25 м;
– увеличилось водоизмещение, глубина погружения, полезный запас топлива, надводная дальность плавания;
– устанавливалась аккумуляторная батарея большей мощности, что позволяло увеличить подводную скорость и подводную дальность плавания;
– устанавливалось два кормовых торпедных аппарата;
– улучшались конструкции ряда систем и устройств, в том числе: аварийного продувания главного балласта, судовой и батарейной вентиляции, перископного, минно-сбрасывающего, рулевых и других устройств;
– значительно улучшалась обитаемость.

Следует отметить, что минно-сбрасывающее устройство предусматривалось тросовым, а не штанговым, как на подводных лодках XI серии, что делало работу устройства малошумным, увеличивало скрытность, хотя и сокращало на одну запас мин в каждой трубе.

Подводные лодки типа «Л» XIII серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:

– водоизмещение нормальное 1094 м куб.; – длина наибольшая 85,3 м; – ширина наибольшая 7,0 м; – диаметр прочного корпуса 4,6 м; – осадка средняя с килем 4,1 м; – запас плавучести 27%; – глубина погружения: предельная 100 м; рабочая 80 м; – начальная метацентрическая высота: в надводном положении 0,66 м; в подводном положении 0,19 м; – экипаж 52 чел; – автономность: надводная 30 суток; подводная 72 часа; – наибольшая надводная скорость 15 узлов; – дальность плавания экономическим ходом (10 узлов) при увеличенном запасе топлива 10000 миль; – наибольшая подводная скорость 9 узлов; – дальность плавания подводная 13,5 миль; -дальность плавания подводная экономичным ходом (258 узла) 150 миль; Энергетическая установка: – двигатель 42БМ6 мощностью 1100 л.с; 2 шт.; – гребной электромотор ПГ9 мощностью 650 л.с. 2 шт.; – аккумуляторная батарея КСМ-2 по 112 элементов в группе 2 группы. Вооружение: – носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 6 шт.: – кормовые торпедные аппараты для торпед 533 (надстроечные) 2 шт.; – запасные торпеды 10 шт.; – кормовые минные трубы для мин ПЛТ 2 шт.; – общее количество мин 18 шт.; – артиллерийская 100 установка «Б-24» 1 шт.; – артиллерийский 45 мм полуавтомат «21-К» 1 шт.

Работами по строительству подводных лодок XIII серии руководили прорабы (строители): Е.П. Егоров, В.В. Любимов, Л.З. Голанд, П.П. Синицын, В.И. Судоргин и другие.
Головная подводная лодка серии «Л-13» вступила в строй 2 октября 1938 года, а закончилось строительство серии в 1939 году (см. таблицу 7).

Таблица 7.

№п/п _______ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Проектант _________ ЦКБС-2 ЦКБС-2 ЦКБС-2 ЦКБС-2 ЦКБС-2 ЦКБС-2 ЦКБС-2 Завод строитель _________________ Балт. з-д/Дальз-д Балт. з-д/Дальз-д Завод 198/Дальз-д Завод 198/Дальз-д Завод 198/Дальз-д Балт. з-д/Дальз-д Балт. з-д/Дальз-д Строит.№ ________ 273 274 305 306 307 275 276 Борт.№ _______ Л-13 Л-14 Л-15 Л-16 Л-17 Л-18 Л-19 Наимен. ________ – – – – – – – Дата закл. __________ 25.04.35 25.04.35 05.11.35 05.11.35 25.01.36 30.12.35 26.12.35 Дата вода _________ 02.10.38 10.10.38 06.11.38 09.12.38 05.06.39 24.09.39 04.11.39

Примечание.

1. В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.

2. Подводная лодка строит. № 306 погибла во время перехода на Северный флот в 1943 году.

При постройке и испытаниях головной лодки был выявлен ряд недостатков и достаточно крупных дефектов, для устранения которых конструкторы СКБ разработали новую документацию и заменили ею проектную.
Основными из выявленных дефектов были:
– задевание торпед за корпусные конструкции при выстреле из носовых торпедных аппаратов, так как конструкция и обводы носовой оконечности не обеспечивали необходимого «боевого конуса»;
Для устранения этого недостатка носовая оконечность была укорочена приблизительно на 2,5 метра с соответствующими изменениями обводов и конструкций;
– торпедо-погрузочное устройство было громоздким и не обеспечивало спецификационного времени погрузки торпед. В целях достижения требований договорной спецификации была разработана новая конструкция (по типу Х серии) торпедо-погрузочного устройства, полностью устранившая недостатки и внедренная на всей серии.
– вибрация перископа на скоростях свыше 10 узлов. Для её устранения были выполнены новые обтекатели тумб перископов и подкреплены тумбы;
– перемерзание в зимнее время системы замещения топлива, что было устранено полной переработкой схемы, с прокладкой трассы внутри прочного корпуса;
– наличие значительного количества остаточной воды в цистернах главного балласта после продувания последнего, для устранения этого недостатка был разработан и установлен специальный зачистной трубопровод.

Одновременно была разработана документация для устранения целого ряда более мелких недостатков.

Постройку и испытания подводных лодок XIII серии обеспечивала группа конструкторов под руководством А.В. Савкина, в которую входили А.П. Чермных, Н.Я. Славянский, Сомов, Н. Бадюл, Е.П. Лящевская и другие.

Большую оформительскую работу по подготовке отчетно-эксплуатационной документации выполняли Е. Кормилицына, В.П. Мурованная, М. Гололобова и другие.

>
В начало Пивоваров Юрий Германович | слов 2022