Иван евграфович Федоров

Фёдоров, Иван Евграфович

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров; Фёдоров, Иван.

Иван Евграфович Фёдоров
Прозвище Красный дьявол
Дата рождения 10 (23) февраля 1914
Место рождения город Харьков,
Российская империя
Дата смерти 12 февраля 2011 (96 лет)
Место смерти город Москва, Россия
Принадлежность Российская империя
СССР Россия
Род войск ВВС
Годы службы 1932—1954
Звание
Командовал 273-я истребительная авиационная дивизия
Сражения/войны Гражданская война в Испании,
Великая Отечественная война
Награды и премии

В отставке сотрудник Министерства иностранных дел СССР

Ива́н Евгра́фович Фёдоров (10 февраля 1914, Харьков — 12 февраля 2011, Москва) — советский лётчик-истребитель, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.03.1948), полковник (28.05.1944).

Биография

Ранние годы

Родился в Харькове (Украина) в семье рабочего. По другим данным — в обозе, перевозившем соль, между хутором Харьковка и станицей Каменской Области Войска Донского. В тот момент в обозе трудилась по найму его мать — Надежда Ивановна. Постоянным местом жительства родителей была станица Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский). Однако в паспорте как место рождения по ошибке записан город Харьков. До 1918 года Иван жил с родителями в окружной станице Каменской.

С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921—1927 годах беспризорничал.

В 1928 году окончил школу за 5 классов, в 1930 году — вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году — школу ФЗУ, в 1932 году — 1-й курс Луганского педагогического института. Работал на паровозостроительном заводе в Луганске: слесарем инструментальщиком (в 1929—1930 годах), помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза (в 1930—1932 годах). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе Осоавиахима, летал на планерах.

Военная служба

21 февраля 1932 года, как ударник производства был командирован на учёбу в 11-ю военную школу пилотов в городе Луганск. По её окончании в августе 1933 года получил назначение в 35-ю истребительную авиаэскадрилью 59-й истребительной авиабригады ВВС УВО в город Житомир, где проходил службу младшим лётчиком и командиром звена.

С мая 1937 по февраль 1938 года в должности командира звена принимал участие в национально-революционной войне в Испании. 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И. Е. Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. У самого Ивана Евграфовича сохранились записи только за 7 месяцев боёв в Испании, что составило 131 боевой вылет, с общим налётом в 160 часов 40 минут. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства, был награждён двумя орденами Красного Знамени (1937, 1938).

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО. 21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй. С мая 1940 года исполнял должность летчика-испытателя на авиазаводе № 21 в город Горький.

С ноября 1940 года майор Фёдоров находился в правительственной командировке в Китае в городе Урумчи, где был летчиком-испытателем и начальником летно-испытательной станции завода № 600 на котором собирались истребители И-16 для китайских ВВС. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С. Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.

Великая Отечественная война

С началом войны в прежней должности. В феврале 1942 года майор Фёдоров вернулся на авиазавод № 21 имени С. Орджоникидзе в городе Горький, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте.

26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта. В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой лётчиков-штрафников, затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три — Ю-88).В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 декабря 1942 года Фёдоров назначен заместителем командира 256-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года участвовал с ней в Ржевско-Вяземской наступательной операции.

Приказом ВС Калининского фронта № 21 от 05.01.1943 майор Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 — лично).

В 1942 году вступил в ВКП(б). С 1 апреля 1943 назначен командиром 273-й истребительной авиадивизии, находившейся в резерве Ставки ВГК. В мае дивизия вошла в состав 6-го истребительного авиакорпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта и участвовала в Курской битве, битве за Днепр, Гомельско-Речицкой наступательной операции. Её части вели боевую работу на орловско-курском направлении, в районах городов Бахмач, Кромы, Севск, Глухов, Конотоп, Нежин, Чернигов и Гомель. За успешное выполнение заданий командования ей было присвоено наименование «Гомельская».

Приказом ВС Белорусского фронта № 74/н от 16.12.1943 полковник Федоров награждён орденом Александра Невского за успешное командование дивизией, продуктивную боевую работу (243 подтверждённых сбитых летчиками дивизии самолета противника), 3 сбитых Ю-88, 1 До-217 и 3 Ме-109 лично и 10 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. Общий налет на момент награждения составил 8700 часов.

В начале июня 1944 года «за неудовлетворительную работу» полковник Фёдоров был отстранен от должности и назначен с понижением до заместителя командира 269-й истребительной авиационной Новгородской Краснознаменной дивизии 14-й воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта. В её составе принимал участие в освобождении Прибалтики, в Тартуской и Рижской наступательных операциях. Приказом ВС 3-го Прибалтийского фронта № 464/н от 14.10.1944 года полковник Федоров И. Е. награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за умелое руководство боевыми действиями летчиков дивизии по связи, за правильное воспитание и ввод в строй молодых летчиков, за 12 боевых вылетов, совершенных с целью контроля подготовки молодых лётчиков и за суммарно 101 боевой вылет с начала войны. В наградном листе дана характеристика командиром дивизии о том, что полковник Федоров «Любит прихвастнуть прошлыми подвигами. Часто упоминает, что был снят с командования дивизией за предвзятое отношение к нему с стороны командира корпуса, в который входила его дивизия»(https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie36140737/).

03.11.1944 награждён медалью «За боевые заслуги».

С 25 ноября 1944 года дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Награждён медалью «За победу над Германией» (09.05.1945).

Приказом ВС 2-го Белорусского фронта № 670/н от 06.06.1945 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также — по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова.

Награждён медалями «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945).

После войны

С октября 1945 года — лётчик-испытатель ОКБ С. А. Лавочкина на авиазаводе № 81 Министерства авиапромышленности СССР. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).

04.08.1948 награждён орденом Красного Знамени.

В 1949—1950 годах был лётчиком — испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р». В 1950—1954 годах был лётчиком — испытателем Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик-испытатель 1-го класса. В 1949 г. награждён орденом Красного Знамени.

С 24 декабря 1953 года исключен из числа прикомандированных к Министерству авиапромышленности и зачислен в распоряжение Главкома ВВС. 2 марта 1954 года уволен в запас.

В 1955—1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956—1960 годах — ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960—1963 — сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР. Жил в Москве.

Умер 12 февраля 2011 года, похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области.

Список воздушных побед

Список воздушных побед И. Е. Фёдорова

(Список воздушных побед лётчика составлен по материалам наградных листов и других личных документов, в оперативных и отчётных документах сбитые самолёты, кроме отмеченных, отсутствуют)

№ п/п Дата победы Тип самолёта противника Место победы Тип своего самолёта
1 18.06.1937 Ю-52 Испания И-16
2 21.08.1937 Самолет Испания И-16
3 22.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
4 23.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
5 26.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
6 26.09.1942 Ме-109 Бошарово Як-7
7 27.09.1942 Ю-88 Ржев Як-7
8 27.09.1942 Ме-109 Ржев Як-7
9 25.04.1945 ФВ-190 юго-восточнее Пренцлау Як-9
10 25.04.1945 ФВ-190 северо-западнее Битиков Як-9

Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

Всего сбитых самолётов — 13 + 1
Боевых вылетов — 264.

Память

Мемориал в Парке Победы города Каменска-ШахтинскогоМемориальная доска на мемориале в Парке Победы Каменска-Шахтинского

  • В Парке Победы Каменска-Шахтинского Герою установлена мемориальная доска.
  • В 2007 году об И. Е. Федорове был снят полнометражный документальный фильм «Старик и небо» (режиссёр Михаил Масленников, сценарий Александра Анненского), который удостоился специального Диплома и Медали «Пётр I» за новизну раскрытия образов героев Великой Отечественной войны на Пятом Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова. Премьера картины состоялась ко Дню Российской Армии в феврале 2008 года на телеканалах «Культура» и «РТР-Планета».
  • Иван Евграфович Фёдоров также стал прототипом главного героя книги Антона Кроткова «Воздушный штрафбат» (М. Русь-Олимп. 2010 год).
  • В 2012 году в новом жилом комплексе «Город Набережных» в городе Химки Московской области в честь Ивана Фёдорова была названа улица. В мае 2015 года на доме в начале улицы была установлена памятная доска.

Спорные моменты биографии Фёдорова

Сверхсекретный супер-ас

В книге В. К. Шморгуна «Красный сокол. Сверхсекретный супер-ас истребительной авиации» (художественно-исторический роман) — М.: Голос-Пресс, 2005. — 256 с. / Тираж 1000 экз. ISBN 5-7117-0081-2 в Части 2. Глава 1, на стр. 58 пишется:

» В группу из четырёх тайных агентов, отплывающих на пароходе „Кооператив“, кроме Ивана Федорова, вошли Рычагов, Пумпур, Якушин.».

В наиболее полной монографии по участию советских летчиков-добровольцев в гражданской войне в Испании авторства Абросова «В небе Испании. 1936—1939 годы. О советских летчиках-истребителях, воевавших в Испании» (2003) написано следующее…

В Приложении 1 «Советские летчики-истребители, направленные в спецкомандировку в Испанию» читаем:

«Рычагов Павел Васильевич. В Испании с 20.10.36 по 6.02.37» стр. 342;

«Федоров Иван Евграфович. В Испании с 31.05.37 по 28.01.38» стр. 346;

«Якушин Михаил Нестерович. В Испании с 31.05.37 по 15.11.37» стр. 348.

В Приложении 3 «Летчики и авиационные советники, удостоенные за бои в Испании звания Героя Советского Союза» (стр. 351) читаем:

«Пумпур Пётр Иванович. В Испании с 09.36 по 11.05.37»

Таким образом, И. Е. Фёдоров в Испании с П. И. Пумпуром и П. В. Рычаговым в Испании даже не встречался…

После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций , вызванных озвученными самим Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.

Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца якобы сбил 18 немецких самолётов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого, с лета 1942 до весны 1943 года, Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

Также по словам Фёдорова, он якобы принимал участие в Корейской войне, а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал аж 134 воздушные победы.

Однако имеются свидетельства, что далеко не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

Например, в своём открытом письме Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке С. А. Микоян и Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник в отставке А. А. Щербаков заявляют следующее:

По данным личного дела И. Е. Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил 11 самолётов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал… А в корейской войне, о чём Фёдоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не сбивал.

Тем не менее Юрий Смирнов в «Крыльях Родины», № 7, 2000 писал:

В архивном личном деле № 8803 значится, что за время пребывания в Испании он «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе».

В характеристике на лётчика Федорова, составленной по месту прохождения службы ещё до войны, указывается высокий профессионализм и отличная техника пилотирования самолёта, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию. Была и совсем некрасивая история: Федоров, служивший инструктором в Качинском военном авиационном училище лётчиков, пришёл в одну из средних школ города Симферополя, и, объявив себя участником Челюскинской эпопеи, выступал перед школьниками с рассказом о своих подвигах и был принят в почётные пионеры. История дошла до начальства, Федоров отделался строгим выговором с занесением в личное дело.

Барон Мюнгхаузен советских ВВС

В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей. Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полёты на немецких самолётах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своих слов, оказался значком прибалтийской националистической организации «Айзсарг». Примерно то же самое произошло с историей про некоего немецкого аса фон Берга, якобы лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров якобы стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал её непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляла собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Лётчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.

Эта история в устах Федорова И. Е. имела и другой сюжет. Якобы этот меч и «рыцарский крест» он лично нашёл в лично им сбитом под Ржевом самолёте известного немецкого аса Эриха Хартманна. И что этот «рыцарский крест», как и «рыцарский крест» якобы врученный Г. Герингом в придуманной поездке в Германию, он позже прибил к подошве своего сапога и носил пока тот не стёрся. Осталось только уточнить, каким образом и на каком самолёте Э. Хартманн оказался в Тверской области, если в то время его JG52 базировалась на Северном Кавказе.

Заявляемое Федоровым число побед официального подтверждения не имеет. Существование в советских ВВС «полка штрафников» официального подтверждения не имеет (хотя не вызывает никаких сомнений существование штрафных авиаэскадрилий, данные о которых были рассекречены в 2004 году).

К самому Федорову неприязненно относились: конструктор А. Яковлев, командарм-16 — С. И. Руденко и командарм-3 — Н. Ф. Папивин.

Боевой королевский разворот

В 2009 году издал большую книгу о Фёдорове писатель Вячеслав Шалагинов, который относится с полным доверием ко всем рассказам своего героя. «Боевой королевский разворот»; Шалагинов, Вячеслав; Изд-во: М.: Голос-Пресс, 2009 г.; ISBN 978-5-7117-0486-9

Автор книги общался с Фёдоровым около двух лет (на момент знакомства с писателем лётчику было уже 92 года). Шалагинов не только фиксировал по памяти всё услышанное от Фёдорова, но и работал в Центральном архиве Министерства обороны РФ, где надеялся найти документы, подтверждающие сообщаемые его собеседником сведения. Некоторые факты в самом деле подтвердились, например — факт существования в 3-й воздушной армии штрафных эскадрилий. Это словосочетание употреблено, в частности, в приказе командующего 3-й воздушной армией генерал-майора Громова «О чрезвычайных происшествиях в 3 ВА и мероприятиях по их ликвидации» от 18 августа 1942 г. № 185.

В целом книга Шалагинова представляет собой смесь выписок из архивных документов военной поры и устных рассказов Фёдорова, некоторые из которых, вопреки установке публикатора, воспринимаются всё же как «военные байки».

Награды

РФ

  • Орден Почёта (Россия) (10.08.2004)

СССР

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8303 (05.03.1948)
  • Орден Ленина № 68028 (05.03.1948)
  • Четыре ордена Красного Знамени (28.10.1937; 3.03.1938; 31.07.1948; 13.06.1952)
  • Орден Александра Невского (16.12.1943)
  • Четыре ордена Отечественной войны I степени (5.01.1943; 6.06.1945; 20.09.1947; 11.03.1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (14.10.1944)
  • Орден Красной Звезды (30.04.1947)
    • Медали в том числе:
    • «За боевые заслуги» (03.11.1944)
    • «За оборону Ленинграда»
    • «За оборону Москвы»
    • «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
    • «За взятие Кёнигсберга»
    • «За взятие Берлина»
    • «За освобождение Варшавы»
    • «Ветеран Вооружённых Сил СССР»

Приказы (благодарности) Верховного Главнокомандующего в которых отмечен И. Е. Фёдоров

  • За овладение областным и крупным промышленным центром Белоруссии городом Гомель — важным узлом железных дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев на полесском направлении. 26 ноября 1943 года. № 46.
  • В. Г. Родионов, Пилотаж (роман), 2014 год, 332 с., ISBN 978-5-93139-125-0.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 884-885. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 884-885. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  2. Всё о Каменске — Федоров Иван Евграфович
  3. Фёдоров, Иван Евграфович. Сайт «Герои Страны»
  4. Фёдоров Иван Евграфович. Сайт «Советские асы, 1936—1953».
  5. Новые сведения о Герое Советского Союза летчике-истребителе и летчике-испытателе Иване Евграфовиче Федорове
  6. Фильм «Старик и небо» на телеканале Культура
  7. Иван Федоров: Я никогда не боялся смерти
  8. Открытое письмо в редакцию газеты «Комсомольская правда»
  9. Шалагинов В. В. Боевой королевский разворот. М.: Голос-Пресс, 2009. — С. 172, с архивной ссылкой: 3 ВА, оп. 4508, д. 5, лл. 19, 19 об., 20.
  10. 1 2 3 Награждён в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1944 «О награждении орденами и медалями за выслугу лет в Красной Армии»
  11. Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник. М., Воениздат, 1975.

Ссылки

  • Фёдоров, Иван Евграфович. Сайт «Герои страны».
  • В небе — штрафные эскадрильи. Неизвестные страницы великой Победы
  • Сведения из личного дела И. Е. Фёдорова (недоступная ссылка) // vif2ne.ru
  • Интервью в Российской газете
  • Один из асов Великой Отечественной, о книге Шалагинов Вячеслав. «Боевой королевский разворот». М., «Голос-Пресс», 2009, 304 стр., илл.
  • 95 лет исполнилось легендарному летчику И. Е. Федорову
  • КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936—1953: Фёдоров Иван Евграфович // airaces.narod.ru
  • // pamyat-naroda.ru
  • Открытое письмо С. А. Микояна и А. А, Щербакова по поводу небезызвестного Фёдорова и сведения из личного дела
  • Барон Мюнхгаузен советской закалки // 15 марта 2016
  • д/ф «Старик и небо» (авт.сцен. А.Анненский, реж. М. Масленников).Приз Международного фестиваля военного кино, 2007 г.; Лауреаты и дипломанты V Международного фестиваля военного кино им. Ю. Н. Озерова, 2007.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР

Нагрудный знак «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»

Заслуженный лётчик-испытатель СССР — почётное звание, присваиваемое лётчикам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу советской авиации.

Звание присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Министра авиационной промышленности СССР или Министра обороны СССР. Лицам, удостоенным звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца, носимый на правой стороне груди, над орденами СССР (при их наличии).

Лишение почётного звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» могло быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР (по представлению суда, Министра обороны СССР или Министра авиационной промышленности СССР).

Из предыстории звания

В 1957 году впервые большая группа лётчиков-испытателей авиапромышленности (17 человек, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957) и Военно-Воздушных Сил (12 человек, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1957) была удостоена звания Героев Советского Союза. На приёме в Кремле при вручении Золотых Звёзд в ноябре 1957 года награждёнными был поднят вопрос о том, что большинство испытателей, отработав на этой опасной работе не один десяток лет, уходит на пенсию, не имея ни одной награды за свою работу. В ответ руководством страны было предложено подготовить предложения для устранения этого недостатка. Вскоре в Правительство на рассмотрение был представлен проект об учреждении почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель» и «Заслуженный штурман-испытатель», который получил поддержку руководства страны.

Тогда же был объявлен конкурс на лучший эскиз нагрудного знака к этим званиям. В конкурсе победил лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Аркадий Павлович Богородский. На разработанной им эмблеме знака был изображён самолёт Ла-250, испытания которого он проводил в то время.

Уже летом 1958 года все вопросы о новых званиях были окончательны согласованы и вскоре в печати появился соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР:

Указ об учреждении звания

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1958 года «Об установлении почётных званий „Заслуженный лётчик-испытатель СССР“ и „Заслуженный штурман-испытатель СССР“»:

  1. Установить почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».
  2. Почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам-испытателям 1 класса и штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области испытаний и исследований новой авиационной техники.
  3. Утвердить Положение о почётных званиях «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» и описания нагрудных знаков «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».

Положение о почётных званиях «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР»:

  1. Почётные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР лётчикам-испытателям 1 класса и штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации.
  2. Присвоение почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» производится по представлению Министра авиационной промышленности СССР или Министра обороны СССР.
  3. Лицам, удостоенным звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» или «Заслуженный штурман-испытатель СССР», вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца.
  4. Нагрудные знаки «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» носятся на правой стороне груди и при наличии у лиц, удостоенных указанных почётных званий, орденов СССР размещаются над ними.
  5. Лишение звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» или «Заслуженный штурман-испытатель СССР» может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР. С представлением о лишении указанных званий могут войти в Президиум Верховного Совета СССР суд или соответственно Министр авиационной промышленности СССР или Министр обороны СССР.

Описание знака

Описание нагрудного знака «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (в редакции указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1960 года):

Знак «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» представляет собой посеребрённый многоугольник шириной 27 мм, высотой 23 мм с выпуклой окантовкой. В левом верхнем углу расположена выпуклая надпись «Заслуженный лётчик-испытатель», в правом нижнем углу — лавровая ветвь. В центре знака внизу расположены выпуклые буквы «СССР». На основе знака слева вверх по диагонали укреплено позолоченное изображение реактивного самолёта.

Знак посредством кольца и звена соединяется с посеребрённой колодкой, имеющей по бокам выемку. Вдоль основания колодки идут прорези. Внутренняя часть колодки покрыта голубой муаровой лентой. Колодка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

Первые кавалеры

Первый Указ о присвоении почётного звания состоялся 17 февраля 1959 года. Звание тогда получили 10 лётчиков-испытателей авиапромышленности:

  • Анохин, Сергей Николаевич (ЛИИ)
  • Галицкий, Борис Карпович (авиазавод № 23)
  • Галлай, Марк Лазаревич (ОКБ В. М. Мясищева)
  • Коккинаки, Владимир Константинович (ОКБ С. В. Ильюшина)
  • Кочетков, Андрей Григорьевич (ОКБ С. А. Лавочкина)
  • Нюхтиков, Михаил Александрович (ОКБ А. Н. Туполева)
  • Опадчий, Фёдор Фёдорович (ОКБ В. М. Мясищева)
  • Рыбко, Николай Степанович (ОКБ А. Н. Туполева)
  • Седов, Григорий Александрович (ОКБ «МиГ»)
  • Шиянов, Георгий Михайлович (ЛИИ).

Через три месяца, 27 мая 1959 года, заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали трое лётчиков военной приёмки:

  • Андреев Сергей Макарович (авиазавод № 30)
  • Шалаевский, Александр Николаевич (авиазавод № 30)
  • Шульгин, Василий Митрофанович (авиазавод № 23)

Ещё через четыре месяца, 7 октября 1959 года, почётные звания получили 6 лётчиков и 3 штурмана из ГК НИИ ВВС. Среди них была одна женщина — лётчик-испытатель Нина Ивановна Русакова. Она стала единственной женщиной, удостоенной этого звания.

Последующие присвоения

По негласному правилу, звания присваивались только действующим испытателям. Однако уже в первом Указе было допущено отступление от этого правила — звание получил Николай Степанович Рыбко, уже пять лет не летавший вследствие увечий, полученных в автомобильной аварии. Однако его вклад в советскую авиацию был так велик, что ни у кого не возникло никаких сомнений в правомочности данного награждения.

Примечательно, что Указы о присвоении званий не публиковались в печати. Но были и исключения. Был опубликован Указ от 20 сентября 1960 года, а также все Указы о награждении военных испытателей с 7 октября 1959 года по 14 августа 1975 года включительно. Начиная с 1976 года, все Указы о присвоении званий (и военным, и гражданским испытателям) не публиковались.

Последний Указ о присвоении звания вышел за неделю до распада Советского Союза — 18 декабря 1991 года. В нём были фамилии 16 лётчиков:

  • Архипенко, Владимир Васильевич
  • Баскаков, Виталий Данилович
  • Ваняшин, Владимир Григорьевич
  • Воробьёв, Феликс Михайлович
  • Ивченко, Юрий Григорьевич
  • Котович, Владислав Николаевич
  • Кочетков, Павел Фёдорович
  • Мазурин, Александр Ефимович
  • Максименков, Владимир Борисович
  • Провалов, Геннадий Вадимович
  • Пугачёв, Виктор Георгиевич
  • Ревунов, Евгений Георгиевич
  • Родионов, Олег Александрович
  • Садкин, Николай Ефимович
  • Свиридов, Василий Игнатьевич
  • Тарасов, Юрий Александрович

Всего заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали 419 человек (из них: 274 — испытатели авиапромышленности, а 145 — военные испытатели).

Среди заслуженных лётчиков-испытателей СССР: 3 дважды Героя Советского Союза, 97 Героев Советского Союза, 23 Героя Российской Федерации, 2 Героя Украины и один Национальный Герой Казахстана.

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — 384 с. — ISBN 978-5-904399-05-4.
  2. Ведомости Верховного Совета СССР, 1958 г., № 20, ст. 319
  3. Ведомости Верховного Совета СССР, 1960 г., № 36, ст. 337

> Литература

  • Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — 384 с. — ISBN 978-5-904399-05-4.

> Ссылки

  • Заслуженные лётчики-испытатели
  • Список заслуженных лётчиков-испытателей СССР

См. также

  • Почётные звания СССР
  • Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации

икар

первый «летчик-испытатель»

Альтернативные описания

• балет Слонимского

• в греческой мифологии сын Дедала, поднявшийся в небо вместе с отцом

• крылатый юноша в древнегреческой мифологии

• малая планета (N 1566) диаметр около 1 км, открыта В. Бааде (США, 1949)

• основоположник дельтапланеризма

• первый «летчик»

• планета из числа астероидов

• сорт арбуза

• дневная бабочка

• Дедалович

• малая планета

• эллин, опаливший крылья

• фильм Брайана де Пальмы

• оду, посвященную этому герою античной литературы, греческий поэт Янис Куцохерас начал писать на борту самолета авиакомпании «Olympic Airways»

• балет российского композитора С. М. Слонимского

• малая планета, открытая Вальтером Бааде

• в своем философском трактате Радищев называет одного античного героя «солнышкиным рыцарем», а кого он имеет в виду?

• в 1949 г. был открыт астероид номер 566, чья траектория ближе всего приближалась к Солнцу, а какое название было ему присуждено, согласно традиции?

• образ этого мифологического героя, стремящегося подняться как можно выше, невзирая на опасность, в искусстве и культуре издавна символизировал стремление человека к знаниям

• сближение этой малой планеты с Землей происходит раз в 19 лет

• какой мифический герой был неизвестен, потом нарушил инструкцию, погиб и прославился?

• мифологический герой, установивший рекорд высоты полета

• кому изобретение Дедала принесло смерть?

• недолетевший юноша

• жертва полетного проекта Дедала

• летчик-неудачник

• летун из мифологии

• первая жертва авиакатастрофы

• стихотворение русского поэта XIX века С. Надсона

• плохо кончивший испытатель первого дельтаплана

• «пилот» с крыльями из воска

• юноша, так и не долетевший до Солнца

• сын Дедала

• мифологический летчик

• мифологический «летун»

• эллин, который летал

• зря не послушал Дедала

• пионер дельтапланеризма

• попутчик Дедала в небе

• первый дельтапланерист

• древняя бабочка

• взлетел и утонул

• воспарил и утонул

• горе-летун (мифическое)

• кто из героев погиб в море?

• «летчик» из Древней Греции

• крылатый эллин

• мифический летун

• в честь его назвали автобус

• не послушался Дедала

• воздухоплаватель из мифов

• геройастероид

• жертва летного проекта Дедала

• летавший на Солнце

• испытатель крыльев из воска

• герой, взмывший к Солнцу

• первый летчик (мифология)

• «новый» у Константина Библа

• горе-летун (миф.)

• «пилот», утонувший в море

• эллин, решивший слетать к Солнцу

• грек, опаливший об Солнце крылья

• сын Дедала (миф.)

• у кого растаяли крылья?

• Дедал

• балет Сергея Слонимского

• бабочка с мифическим именем

• непослушный сын Дедала

• крылатый корень венгерского автобуса

• герой, полетевший к Солнцу

• крылатый корень венгерск. автобуса

• первая жертва воздушных полетов

• «крылатый» герой мифов

• эллин-«космонавт»

• астероид, открытый В. Бааде

• погиб от солнца (миф.)

• отпрыск Дедала

• планерист Дедала

• грек, решивший слетать к Солнцу

• малая планета, открытая в 1949 г

• поднялся к солнцу и упал

• сын рабыни Навкраты

• бабочка

• дедаловский «птенец»

• герой-астероид

• эллин, возомнивший себя птицей

• астероид

• эллин, давший имя автобусу

• летун из мифов древних греков

• обожженный летун

• самый древний «космонавт»

• летун, опаленный солнцем

• летун, спаливший крылья

• оперившийся сын Дедала

• взлетел к солнцу и упал

• летун из мифов

• первый «летчикиспытатель»

• отпрыск Дедала (миф.)

• летчик в перьях

• герой, вспархнувший в небо

• долетел почти до самого солнца

• пилот-неудачник

• пытался взлететь и обгорел

• мифический горе-летун

• кому приделал крылья Дедал?

• озеро на Камчатке

• дедалов сынок (миф.)

• песня рок-группы «Ария» из альбома «С кем ты?»

• дал имя автобусу из Венгрии

• опаленный солнцем

• раки задом наперед

• летун в мифах

• летун-неудачник

• подлетел близко к Солнцу

• Малая планета, астероид

• Сын Дедала

• В греческой мифологии герой, сын Дедала

• Малая планета

• Дневная бабочка

• Балет Слонимского

Правда и ложь лётчика Фёдорова

ФЁДОРОВ награжден многими орденами и медалями… (фото topwar.ru)

Большую часть своих подвигов летчик-ас попросту выдумал

В канун Дня защитника Отечества на 96-м году жизни скончался Герой Советского Союза Иван Евграфович ФЕДОРОВ. Жизнь летчика достойна авантюрного романа. А он сам может поспорить с бароном Мюнхгаузеном.

Первого своего «немца» Иван Федоров завалил в небе Испании 17 июня 1937 года. По его словам, в период гражданской войны он сбил 24 самолета, причем два таранил.

— Испанцы называли меня Диабло Рохо (Красный Дьявол. — П. С.), а Долорес Ибаррури подарила трехэтажную виллу, — вспоминает о своих подвигах Иван Евграфович.

А всего на боевом счету аса в разных сражениях 134 машины врага. Иногда Федоров «повышал градус» до 148 самолетов. С такими показателями впору поспорить с двумя главными нашими воздушными снайперами трижды Героями Советского Союза Кожедубом и Покрышкиным. Вот только слова фронтовика сильно расходятся с официальными данными. Скажем, генерал Борис Смирнов и старший военный советник по авиации Яков Смушкевич (легендарный генерал Дуглас), командовавший в Испании нашими летчиками, о Федорове даже не упоминают.

…но их ему казалось мало (фото sammler.ru)

Всех сбивал дважды

Нет доверия и версии летчика, почему за военные подвиги он не получил Звезду Героя. Якобы во время банкета в Кремле по случаю вручения награды он затеял драку и представление на награждение было отозвано. Вот как было на самом деле.

— Имея личную нескромность и пристрастие к правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. Федоров стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги… В результате настоятельных требований полковника Федорова командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику Федорову. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано… Изучая справки о сбитых самолетах противника, я выяснил, что полковник Федоров проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолеты, — указано в официальном документе за подписью командующего 16 ВА генерал-лейтенанта С. И. Руденко.

По словам известного летчика-испытателя Марка Галлая, не один год знавшего Ивана Евграфовича, он имел славу неистощимого фантазера. С этой оценкой согласен и генерал-лейтенант Степан Микоян.

За рекорд скорости на Ла-168 Иван Евграфович получил Звезду Героя

Так что же, Иван Федоров — вовсе даже не герой, а стопроцентный врун и мистификатор? Нет, летчик действительно воевал, фашистов сбивал, причем командовал не кем-нибудь, а штрафниками, не раз был ранен. И Героя Советского Союза получил честно. Правда, не за подвиги на фронтах. Уже в мирном 1948 году высшей награды Родины он был удостоен за испытания новой техники — первым на истребителе Ла-168 достиг скорости 1000 км/ч.

Только факт

* Первым самолетом, который сбил в начале Великой Отечественной войны трижды Герой Советсвого Союза Александр Покрышкин, стал… советский легкий бомбардировщик Су-2. Ас совершил роковую ошибку.

* В 1945 году легендарный летчик Иван Кожедуб, на счету которого было уже 62 фашистских стервятника, сбил два американских «мустанга». Союзники по ошибке атаковали нашего аса.

Фашисты потеряли с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года 91 303 самолёта

Крест от Геринга и прусский меч

Еще во времена СССР к «подвигам» Ивана Федорова летчики советских ВВС относились скептически. За свои рассказы он получил прозвище «Барон Мюнгхаузен». До войны Федоров был в составе группы летчиков и советских специалистов, которые ездили в Германию для обмена опытом. Федоров рассказывал, что Германа Геринга так удивило его мастерство, что он лично вручил ему немецкий рыцарский крест.

Доказательством была медаль, которая оказалась знаком «Айзсарг» – военизированной латышской организации пронацистского толка. Второй известный случай связан с именем немецкого аса фон Берга, которого Федоров якобы сбил в воздушном бою. Советскому летчику досталась сабля врага, который принадлежал к аристократичному прусскому роду. Клинок оказался тесаком, которым в XIX веке награждали служащих немецкой почты, а германского аса фон Берга не существовало.

В другой раз Федоров рассказывал, что свой крест и меч он нашел в кабине самолета немецкого аса Эриха Хартманна, которого сбил в небе над Ржевом. Немецкую награду герой приделал к каблуку сапога и носил его пока она не стерлась. На самом деле во время Ржевской битвы Хартманн находился на Северном Кавказе и совершать вылеты в Тверской области не мог. Участие Федорова в штрафных эскадрильях также ставилось под сомнение, но подтвердилось после открытия архивов в 2004 году.

Уже после войны Иван Федоров служил инструктором в военном училище. В один из дней его пригласили выступить в школе города Симферополя. Школьникам летчик рассказывал, что участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», хотя это не соответствовало действительности. Россказни Федорова дошли до руководства и инструктору сделали выговор с занесением в личное дело.