Инженерно авиационная служба

День инженерно-авиационной службы ВКС России

7 декабря отмечают свой профессиональный праздник специалисты инженерно-авиационной службы (ИАС) командования Военно-воздушных сил ВКС Российской Федерации. В 2016 году ИАС отметила свой 100-летний юбилей.
Несмотря на то, что в числе официальных праздников, отмечаемых в Вооружённых Силах России нет отдельного Дня инженерно-авиационной службы, специалисты отмечают его ежегодно 7 декабря, обращаясь к истории создания службы.
Для вооружённых сил война – это время проверки на практике теорий, новых образцов техники, вооружения и даже новых родов войск. Для военной авиации Первая мировая война не стала исключением. Новый род войск: военная авиация, бурно ворвавшаяся на поля сражений, стала доказывать свои потенциальные возможности и прочно занимать место среди других родов войск.

Именно тогда оформилась структура Военно-воздушных сил, которая включила в себя собственно лётный состав, а также инженерно-технический персонал, в задачи которого входило обслуживание и обеспечение летательных аппаратов. Появление в 1912 году в структуре военной авиации должностей мотористов, а также присвоение им воинских званий в начале войны привело к тому, что 7 декабря 1916 года была создана отдельная служба, получившая первоначально название технико-эксплуатационной.
Через двадцать лет после окончания Первой мировой войны, когда в сентябре 1939 года разразится Вторая мировая, авиация станет играть очень важную, а иногда и ключевую роль в сражениях. Именно она будет заставлять с опаской всматриваться в небо солдат противника, она положит конец господству на море линейных кораблей, она же будет разрушать коммуникации, боевую технику и живую силу, как на линии фронта, так и в глубине обороны противника.
Сегодня функционирование военно-космических сил невозможно без наличия развитой системы обслуживания состоящей на вооружении техники. Эта работа и выполняется специалистами ИАС. Именно эти люди принимают поступающую в военные части новую технику, а также технику после ремонта и восстановления, проводят регулярное техническое обслуживание самолётов и вертолётов, узлов и агрегатов, систем вооружения, радиоэлектроники. Уверенность лётного состава в технике, которую они поднимают в воздух, обеспечивается именно специалистами ИАС.
Причём стоит отметить, что если первоначально специалисты службы относились к числу наземного персонала, в отличие от лётчиков, то на сегодняшний день инженерно-авиационная служба включает в свой состав, как наземный персонал, так и членов экипажей. Бортинженеры, техники, радисты, механики – это те люди, благодаря труду которых обеспечивается безопасность полётов и полноценное выполнение боевых задач лётным составом ВКС России.
Специалистов инженерно-авиационной службы готовят разные учебные заведения России, среди которых особое место занимает «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», расположенная в Воронеже.
Тесная связь лётного состава и ИАС прекрасно отражена в таких советских фильмах о Великой Отечественной войне, как «В бой идут одни старики», а также «Хроника пикирующего бомбардировщика».

Несмотря на отсутствие официальной даты, 7 декабря специалисты ИАС принимают поздравления от руководства и коллег.

День инженерно-авиационной службы ВВС России

Ежегодно 7 декабря в нашей стране отмечается День инженерно-авиационной службы (ИАС) военно-воздушных сил (ВВС) России (праздничная дата носит неофициальный характер). Не так давно данная служба отмечала свой 100-летний юбилей. Свою деятельность она ведет с 7 декабря 1916 года. Именно в разгар Первой мировой войны в нашей стране было создано управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения. При этом в составе первых авиационных подразделений вооруженных сил Российской империи были предусмотрены должности мотористов, которые занимались техническим обеспечением полетов.
В нашей стране, как и во всем мире, история развития ИАС неразрывно связана с историей становления и совершенствования военной авиации. В России ее зарождение пришлось на 1910-1912 годы. Уже 25 июня 1912 года при создании в стране военной авиации и утверждения первых штатов авиационных отрядов в них предусматривалось наличие солдат инженерных войск на должности мотористов. Им предписывалось вести необходимую техническую деятельность, направленную на обеспечение полетов. С началом Первой мировой войны их роль только возросла, что отразилось в присвоении им унтер-офицерских званий и званий прапорщиков.


В дальнейшем была сформирована технико-эксплуатационная служба, а также возникла необходимость в координации деятельности личного состава авиационных частей по технической эксплуатации разных типов летательных аппаратов, находящихся на вооружении. Координация действий была возложена на управление Полевого Генерал-Инспектора Военно-воздушного Флота, которое было создано приказом №1632 начальника штаба Верховного Главнокомандования от 24 ноября 1916 года (7 декабря по новому стилю). Именно с этого момента идет процесс исчисления деятельности управления технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения ВВС – инженерно-авиационной службы.
В дальнейшем роль боевой авиации в военных действиях только возрастала, а вместе с ней росла и роль инженерно-авиационной службы. Несмотря на это структура ИАС ВВС РККА предвоенного периода (в те годы служба носила название эксплуатационно-технической) обеспечивала эксплуатацию авиатехники лишь в мирное время. К войне она оказалась готова не в полной мере и имела ряд важных недостатков, которые не позволяли в полной мере осуществлять руководство деятельностью личного состава при эксплуатации и ремонте имеющихся боевых самолетов в военный период.

Во-первых, аппарат ИАС перед началом Великой Отечественной войны был слабо развит на всех уровнях. Управление главного инженера ВВС военного округа в СССР состояло на тот момент из пяти человек, старшего инженера авиационной дивизии и полка – всего из трех человек. В складывающихся условиях, когда в ВВС округа входило до 10 авиационных дивизий (порядка 30 авиационных полков) и 10 отдельных эскадрилий, а каждый полк в свою очередь состоял из 5 эскадрилий, такое число инженеров просто физически не могло предметно руководить личным составом ИАС. Во-вторых, проблемой было то, что эксплуатация и ремонт авиатехники находились в разных руках. В-третьих, на всех существующих уровнях управления ИАС почти не было отчетности по авиатехнике, в том числе и пономерного учета наличия и состояния самолетов.

Опыт начавшихся крупномасштабных боевых действий показал, что структура ИАС не справляется с поставленными перед ней задачами, в первую очередь по восстановлению самолетов, поврежденных в боевых действиях, и обеспечению наибольшего количества вылетов на решение различных боевых задач. Достаточно остро встал вопрос о необходимости реорганизации ИАС и в первую очередь ее управленческого аппарата. Реорганизацию пришлось проводить в суровых условиях войны, она началась уже в августе 1941 года. При этом оптимальная структура была сформирована лишь к началу 1943 года.

Проведенная реорганизация инженерно-авиационной службы позволила успешно решать задачи, которые стояли перед ВВС Советского Союза. Боевое содружество летного и технического состава позволило в годы войны обеспечить 3 124 000 боевых вылетов с общим налетом 5 640 000 часов. На самолеты было подготовлено и подвешено 30 450 000 бомб общим весом более 660 000 тонн. Но наиболее сложной составной частью ИАС в годы Великой Отечественной войны было восстановление самолетов, получивших боевые повреждения и повреждения в ходе эксплуатации. Благодаря хорошему функционированию ремонтной сети, как единого органа восстановления авиационной техники, к моменту окончания боевых действий в три раза снизились безвозвратные потери поврежденной авиационной техники, более 90 процентов пополнения парка приходилось на отремонтированные самолеты, 75 боевых вылетов из 100 выполнялись летчиками на самолетах, ранее прошедших ремонт.
Можно отметить, что ИАС наиболее трудных для страны военных лет после проведенной реорганизации успешно справлялась с задачами инженерно-авиационного обеспечения боевых действий. Боевая работа инженерно-технического состава в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена страной. Различными орденами и медалями были награждены 49 946 человек, в том числе орденом Красной Звезды – 21 336 человек, орденом Красного Знамени – 1242 человека, орденом Ленина – 360 человек.

В наши дни в состав специалистов ИАС входит как наземный персонал аэродромов и авиационных баз (специалисты технической эксплуатации авиационных двигателей, планера самолета/вертолета и его систем, радиоэлектронного оборудования, авиационного оборудования, авиационного вооружения), так и члены летных экипажей военной авиации (бортовые техники, бортинженеры, инженеры по десантно-транспортному оборудованию и т.д.).
Сегодня главная задача, которая стоит перед ИАС, – это поддержание самолетов, вертолетов и БПЛА ВКС России в исправном, готовом к применению состоянии. Это достигается лишь за счет повседневной плановой работы большого числа инженеров, механиков и техников. Подготовка офицеров ИАС в России ведется в Воронеже на базе Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Данная прославленная академия ведет свою историю еще с 1919 года, когда по инициативе знаменитого русского профессора Жуковского был образован Московский авиационный техникум.

Сегодня, кроме задач по обслуживанию и подготовке к полетам авиационной техники на аэродромах, офицеры ИАС принимают непосредственное участие во всех этапах жизненного цикла летательных аппаратов, начиная с момента формулирования требований на научно-исследовательскую работу и заканчивая утилизацией старых образцов военной авиатехники. Специалисты научно-исследовательских организаций ВВС России определяют параметры будущих летательных аппаратов (их ТТХ и внешний облик), исходя из анализа имеющихся на данный момент времени угроз и реализуемости на практике предъявляемых тактико-технических требований, учитывая достигнутый уровень научно-технического прогресса и возможности промышленности.
Стоит отметить, что любые поставки новой авиационной техники в состав авиационных частей ВКС России начинаются с комплексной приемки самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов представителями инженерно-авиационной службы. В последние годы они принимают более 100 единиц различной авиационной техники, включая истребители Су-35С, Су-30СМ, истребители-бомбардировщики Су-34, учебно-боевые самолеты Як-130, а также ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26Т, транспортно-боевые вертолеты Ми-8 разных модификаций. Только в 2017 году в интересах Минобороны России было поставлено 49 боевых самолетов и 72 различных вертолета. Согласно планам в 2018 году российская армия должна получить еще около 160 новых самолетов и вертолетов.
7 декабря «Военное обозрение» поздравляет всех действующих и бывших военнослужащих, имеющих отношение к Инженерно-авиационной службе ВВС России, с профессиональным праздником.
По материалам из открытых источников

Авиатехник

Авиационный техник (Авиатехник) — специалист с техническим образованием по наземному обслуживанию авиационной техники — самолётов, вертолётов и т. д., имеющий действительное свидетельство авиационного техника (диплом об образовании). Высшее инженерно-техническое образование позволяет занимать инженерные (руководящие) должности. Авиационные техники при СССР учились 2 года (школа техников), 3 года (среднее техническое образование) или 5 лет (высшее инженерно-техническое образование). Все эти категории авиационного персонала составляют Инженерно-технический состав (ИТС) авиации. Часть ИТС, после соответствующей переподготовки и годные по состоянию здоровья, входят в штаты лётно-подъёмного состава (состав экипажей) в качестве бортмехаников, борттехников и бортинженеров.

Авиатехники — это целая структура в авиации (и самая массовая: авиация — это техника), со своими учебными заведениями, сложной системой, не очень благодарной работой — нередко грязной и физически тяжёлой, при этом технологически сложной. В среднем, на час полёта самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы (иногда и более 100 ч/ч) наземного персонала. На пассажирских (коммерческих) самолётах трудозатраты существенно меньше, чем в военной авиации.

Классификация

Работы на Ан-12 RA-11025

При обслуживании в России отечественной АТ, авиатехники подразделяются на специалистов по ЛАиД (летательный аппарат и двигатель) и АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование). При обслуживании иностранной техники разделение идёт по категориям: категория А — все работы выполняются одним сертифицированным специалистом, категория В — такой авиатехник может выполнять и сертифицировать более сложные работы (вплоть до ремонта узлов), выполненные как самостоятельно, так и другими авиатехниками. Различают категории: В1 — механик (отечественный аналог по уровню знаний и подготовки — инженер по ЛАиД), В2 — авионик (отечественный аналог по уровню знаний и подготовки — инженер по АиРЭО).

В военной авиации РФ авиатехники подразделяются на специалистов по самолёту и двигателю (СД), по авиационному вооружению (АВ), по авиационному оборудованию (АО), по радиоэлектронному оборудованию (РЭО).

Чтоб стать авиатехником, достаточно иметь среднее специальное образование, полученное в каком-либо авиационном училище. Высшее авиационно-техническое образование позволяет стать инженером в этой области.

До недавнего времени в ВС РФ авиатехников готовили в средних и высших военных учебных заведениях (ВАТУ и ВАИУ) с присвоением звания «лейтенант» и в школах техников, с присвоением звания «прапорщик». Как правило, все молодые специалисты первоначально работают в качестве авиационных техников, по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В дальнейшем инженерное образование позволяет занимать руководящие должности в структуре инженерно-авиационной службы (ИАС).

Категории персонала и ответственность

Замена двигателя на Ан-2

  • Категория A — старший авиационный техник, ответственный за сертификацию по проведению оперативного техобслуживания.
  • Категория B — техник, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию:
    • B1 — специалист по летательному аппарату и двигателю,
    • B2 — специалист по авиационному и радиоэлектронному оборудованию;
  • Категория C — инженер, ответственный за сертификацию по базовому техобслуживанию;
  • Категория BS1(2) — вспомогательный персонал B1 и B2 — вспомогательный персонал по базовому техобслуживанию;
  • Категория D — техник, ответственный за сертификацию специалистов отдела неразрушающего контроля (услуги специалистов).

Права

Для персонала, ответственного за сертификацию, установлены следующие преимущественные права:

  • Категория A — механик, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию, вправе:
    • выполнять повседневное оперативное техобслуживание и подписывать соответствующие документы (включая A-check или аналогичные действия);
    • сертифицировать выполняемую работу (выдавать Сертификат на выполнение техобслуживания — Certificate of Release to Service). Включая W-check или аналогичные действия и простое устранение недостатков только при выполнении собственными силами (не допускается сертификация работы, выполняемой другими)
    • решать типовые задачи, разрешенные после проведения соответствующего целевого обучения, выполняются механиком, ответственным за сертификацию по оперативному техобслуживанию с целью выдачи Сертификата на проведение техобслуживания воздушных судов согласно EASA-145.A.50 как часть менее значимого запланированного оперативного техобслуживания, включая еженедельную проверку, предусмотренную в программе техобслуживания, утверждённой операторами, а также простое устранение недостатков, что предусматривает следующее:
      • замену колес;
      • замену тормозных систем;
      • замену аварийно-спасательного оборудования;
      • замену духовок, кипятильников и приборов для приготовления напитков;
      • замену системы внутреннего и внешнего освещения, ламп накала и люминесцентных ламп;
      • замену щеток стеклоочистителей ветровых окон;
      • замену сидений для пассажиров и обслуживающего персонала, а также ремней безопасности;
      • закрытие обтекателей и ремонт смотровых панелей быстрого доступа;
      • замену компонентов туалетной системы, кроме вентилей;
      • несложный ремонт и замену дверец внутренних отсеков и шкафчиков, кроме дверец, образующих часть структуры давления;
      • несложный ремонт и замену дверец верхних отсеков для хранения и оснащения салона;
      • замену статических фитилей;
      • замену основных, аварийных батарей и батарей вспомогательных силовых установок воздушных судов;
      • замену компонентов полетной радио музыкальной системы, кроме системы громкой связи (public address);
      • повседневную смазку и подпитку всех системных жидкостей и газов;
      • деактивацию только подсистем и авиационных компонентов согласно перечню минимального оборудования оператора (MMEL), когда такая деактивация согласована с EASA в качестве простого задания.

Разрешённые специфические задания предусматриваются Документом, дающим право на сертификацию.

  • Категория B — техник, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию (B1 — специалист по планеру и двигателю, B2 — специалист по авиационной электронике) вправе:
    • выдавать Сертификат на проведение оперативного техобслуживания конструкций воздушных судов, блоков питания, механических и электросистем (категория B1) или авиационной электроники и электросистем (категория B2);
    • сертифицировать работу, выполняемую другими (работа в качестве супервайзора, обычно это относится к персоналу, ответственному за сертификацию по Категории «A», выполняющему свои обязанности вне условий своих преимущественных прав на сертификацию);
  • Категория BS1, BS2 — вспомогательный персонал — вспомогательный персонал BS1 и BS2, занятый проведением базового техобслуживания, отвечает за выполнение всех соответствующих задач и или проверок, а также сертификации согласно установленному стандарту перед тем, как персонал, ответственный за сертификацию по Категории C, выпустит сертификат на проведение техобслуживания.
  • Категория C — инженер, ответственный за сертификацию по базовому техобслуживанию, вправе:
    • выдавать Сертификат на проведение техобслуживания после выполнения базового техобслуживания воздушного судна.
  • Категория D1 — техник, ответственный за сертификацию по неразрушающему контролю (уровень 2), вправе:
    • выполнять неразрушающий контроль воздушных судов / компонентов
    • сертифицировать работу, выполняемую техником по неразрушающему контролю (уровень 1)
    • выдавать Форму 1 EASA после техобслуживания воздушных судов / компонентов с использованием неразрушающего контроля.

В военной авиации

Инженерно-технический состав (ИТС) государственной авиации РФ руководствуется Уставами ВС РФ и Федеральными авиационными правилами инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации РФ (ФАП ИАО, ранее называлось «Наставление по инженерно-авиационной службе» — НИАС). ФАП ИАО является основным руководящим документом, практически полностью регламентирующим повседневную деятельность инженерно-технического состава в авиационной воинской части (см. Техническое обслуживание авиатехники Государственной авиации РФ).

Уборка аэродромных стоянок силами ИТС АЭ

ИТС делится в основном на две основные категории. Первая категория — это обслуживающий персонал авиационных эскадрилий (АЭ), выполняющий формы и виды подготовок авиатехники (АТ) к полётам и боевому применению. Как правило, существуют: предварительная подготовка, предполётная подготовка, подготовка к повторному вылету, послеполётная подготовка. Также ИТС АЭ выполняет периодические и контрольные осмотры, работы по хранению и парковые дни. Вторая категория ИТС выполняет тяжелые формы обслуживания в Техническо-эксплуатационной части (ТЭЧ) АТ — регламентные работы (РР), которые производятся по календарным срокам или по налёту воздушного судна, а также замену авиационных двигателей и эксплуатационный (войсковой) ремонт бортового оборудования, а также в ряде случаев и капитально-восстановительное обслуживание (КВО). Специалисты ТЭЧ имеют допуска на все виды подготовок и работ на АТ, специалисты АЭ не имеют допусков к регламентным и ремонтным работам на АТ.

Специалисты ТЭЧ, ввиду специфики своей работы, как правило, на порядок лучше своих коллег из АЭ знают материальную часть. В ТЭЧ сконцентрированы лучшие специалисты, точная и сложная аппаратура и тонкий измерительный инструмент, позволяющие прогнозировать состояние авиационной техники, деффектировать её и устранять неисправности и отказы. Также специалисты ТЭЧ подготавливаются на случай ведения боевых действий, в качестве ведущих специалистов подвижных ремонтных групп (ПРГ), к работе по ремонту боевых повреждений (РБП) в отрыве от базового аэродрома.

Подразделения, занимающиеся обслуживанием и подготовкой авиационных средств поражения (АСП), также комплектуются авиационными специалистами, хотя служба и работа в этих подразделениях сильно отличается от службы и работы в АЭ (ближе к общевойсковым подразделениям). Выпускники авиационных учебных заведений также могут направляться на должности в подразделения связи (батальон связи и РТО) и автотракторную службу (РАТО или БАТО) авиационного гарнизона.

Штатная структура как ИТС, так и лётно-подъёмного состава зависит от типов эксплуатируемой техники. Как правило, критерием служит максимальная взлётная масса летательного аппарата: до 43 тонн и свыше 43 тонн. Именно поэтому, например, в эскадрилье истребителей-перехватчиков типа МиГ-31 принята структура тяжелобомбардировочной авиации, с делением на отряды, а не на звенья, и соответствующие должности.

Также в военной авиации принята групповая штатная структура ИТС, с узкой специализацией. Например, специалисты по радиэлектронному оборудованию (РЭО) в дальнебомбардировочном полку могут разделяться на группы по эксплуатации радиотехнического оборудования (РТО), связного и радионавигационного оборудования (РСНО), аппаратуры наведения (РТАН), аппаратуры радиэлектронной борьбы (РЭБ). В ТЭЧ, как правило, специалисты групп имеют ещё более узкую специализацию. Типовая группа авиационных специалистов ИАС может состоять: из начальника группы (капитана или майора), являющегося командиром для всего л/с и осуществляющего общее руководство, инженера (-ов) (офицерского состава), старших авиатехников (как правило, офицеров или ст. прапорщиков), техников (мл. офицеров или прапорщиков), старших механиков (прапорщиков или сержантов), механиков (сержантов или рядового состава, часто заменяемого гражданским персоналом), в ряде случаев — слесарей, электриков, токарей, радиомехаников, монтажников, механиков-водителей и т. д. — штатная структура групп тщательно разрабатывается и утверждается на каждый тип авиатехники. В качестве лиц гражданского персонала огромное преимущество имели демобилизованные военные специалисты ВВС, независимо от звания (и которые имеют очень большой авторитет, знания и опыт), а уже затем лица с профильным техническим образованием.

Все без исключения работы на воздушном судне производятся по разработанным и утверждённым маршрутно-технологическим картам (МТК), в соответствии с Регламентом технической эксплуатации (РТЭ) данного типа ВС. Весь технический персонал имеет индивидуальные допуска по перечню пунктов техобслуживания, в соответствии с занимаемой должностью (а значит и уровнем образования, подготовки и опытом работы), после сдачи соответствующих зачётов руководящему составу (инженерам полка) и утверждаемые приказом по части.

Каждый исполнитель работ в обязательном порядке контролируется старшим техником группы, старшим расчёта (при комплексных проверках), начальником группы или инженером по специальности. Наиболее сложные работы выполняются лично начальниками групп и инженерами. Обо всех произведённых работах делаются соответствующие записи в документации и ставятся подписи исполнителя и контролирующего.

За каждым воздушным судном закреплён технический экипаж во главе с техником (старшим техником) самолёта (или вертолёта). Данное должностное лицо фактически отвечает за техническое состояние вверенного летательного аппарата, лично выполняет большой объём работ и контролирует весь технический персонал, работающий на самолёте, ведёт эксплуатационную документацию данного ВС. Старший техник самолёта (широко применяется сокращённое название — стартех) выпускает в полёт и встречает из полёта свой летательный аппарат. Вероятно, что это наиболее ответственная и хлопотная должность в военной авиации. В процессе реформы ВС РФ, более известной как «новый облик армии», должность старшего техника самолёта переименовали в «инженер авиационного комплекса», но сущность и объём работы (и получка) от смены названия не изменилась.

При этом, в эскадрилье принято деление техсостава на «экипажников» и «группачей». Первые прикреплены к своему летательному аппарату и просто фактически отвечают за его техсостояние, тогда как вторые, если есть задачи, работают на всех самолётах своей эскадрильи по своей специальности.

Су-27 в производственном помещении (ангаре), аэродром Хотилово

Работа в АЭ и ТЭЧ различается распорядком и объёмом. В АЭ пик нагрузок на техсостав приходится при производстве полётов. ИТС АЭ может выезжать на аэродром за пять часов до вылета разведчика погоды и при восьмичасовой лётной смене (или полёта пары бортов «по кругу» в 12 минут) рабочий день «технарей» обычно длится 16-18 часов без перерыва, нередко и более. При отсутствии полётов нагрузка на ИТС АЭ резко уменьшается. Данный фактор особенно сильно проявляется в условиях ведения авиацией боевых действий, когда практически ежедневно совершаются вылеты — ИТС работает «на износ», постоянно на аэродроме, и времени банально не хватает на сон (отсюда пошла поговорка: вечно грязный, вечно сонный — техник авиационный).

В ТЭЧ, как правило, восьмичасовой рабочий день, но личный состав работает в соответствии с планом-графиком регламентных работ, практически ежедневно на авиационной технике. Также специалисты ТЭЧ привлекаются для оказания помощи техсоставу АЭ при производстве полётов, при устранении сложных отказов на воздушных судах и при обслуживании специальной автомобильной техники БАТО.

Необходимо отметить, что характер и объём работы, и особенно — трудозатраты, сильно различаются по специальностям. Самая сложная, грязная, ответственная работа у специалистов по самолёту и двигателю (СиД), в меньшей степени — у электриков (ЭО). Все остальные авиационные специалисты могут считаться авиационной интеллигенцией.

Военные аспекты службы для ИТС никто не отменяет, поэтому помимо ежедневной работы на авиатехнике, техсостав ежедневно привлекается на различные занятия и прочие мероприятия по планам командования, в числе которых превалируют различные хозяйственные работы типа уборки территории, до уборки «под метлу» стоянок 120х180 метров (зимой и летом одним цветом — бетон). К примеру, стрельбы из личного оружия среди лётного и технического состава проводятся раз в полгода.

Кроме того, техсостав несёт основную нагрузку по гарнизонным и внутренним нарядам. В среднестатическом советском (российском — аналогично) гарнизоне ВВС ежедневно заступало в наряд от 35 до 200 человек (гарнизон от отдельной эскадрильи до авиационного соединения) — это не считая людей, штатно работающих в вахтовом режиме (круглосуточные дежурства на КП, ЗКП, КДП, метео, узел связи, радионавигационные средства, котельные и т. д.).

Фотогалерея

  • Протаскивание кресла КТ-1М. В кабине — инженер группы САПС

  • Техник самолёта МиГ-29К, фото на показе АТ, аэродром Ейск.

  • Подсоединение водила к передней стойке Ту-22М3.

  • Заправка Ка-27ПС американскими техниками на ракетном крейсере «Vella Gulf» (CG-72) ВМС США.

  • Работа техника Су-27

  • Обслуживание хвостового редуктора Ми-8

  • Переборка шасси гражданскими (вольнонаёмными) специалистами СД в ТЭЧ на самолёте Ту-22М3

  • Работы с РЛС Су-27

  • Подвеска ракеты Х-22

  • Обслуживание СВВП Як-38, Евпатория. Украина, 2010 год.

  • Обслуживание бортового электромашинного преобразователя

  • Монтаж двигателя НК-25

> В других странах

Аналоги:

Ссылки

  • Более подробно по профессии авиационного техника, а также требования предъявляемы к ней

и прочая документация:

  • На русском — сайт Авиатехник.ру
  • На английском — сайт Aviatechnician.com

Инженерно-аэродромная служба

Смотреть что такое «Инженерно-аэродромная служба» в других словарях:

  • Аэродромная служба — см. Инженерно аэродромная служба … Словарь военных терминов

  • ИАэС — инженерно аэродромная служба … Словарь сокращений русского языка

  • Вооружённые силы — ВВС Туркменистана … Википедия

  • Специальные войска — Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

  • Специальные войска Российской Федерации — Специальные войска (службы) вооружённых сил Российской Федерации войска и службы в видах и родах Вооружённых Сил, предназначенные для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск, выполняющие специализированные функции. К специальным … Википедия

  • ИаэС — инженерно аэродромная служба авиа Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ИАЭС история, археология и этнография Сибири ИАЭС… … Словарь сокращений и аббревиатур

  • ИАС — Институт автоматизированных систем http://www.iasnet.ru/​ образование и наука ИАС информационно аналитические системы ИАС инженерно авиационная служба; инженерная аэродромная служба ави … Словарь сокращений и аббревиатур

  • Самара — У этого термина существуют и другие значения, см. Самара (значения). Городской округ Самара … Википедия

  • Wingcity — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия

  • Крылатый город — Городской округ Самара Флаг Герб … Википедия

>
Образование

Главная Образование Новости Подробнее
20.11.2019 (11:15)

В Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа стартовал сбор со специалистами инженерно-аэродромных служб

На базе управления Ленинградской армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Западного военного округа стартовал учебно-методический сбор со специалистами инженерно-аэродромных служб.

В ходе мероприятия прошли инструкторско-методические занятия по подготовке старших инженеров по авиационному оборудованию, главных инженеров инженерно-аэродромных служб объединения.

В ходе сборовых мероприятий был подведен итог работы инженерных аэродромных подразделений объединения за учебный год, доведены требования руководящих документов по организации, обслуживанию и войсковому ремонту специальной техники, такой как автокран КС-3574М1, дорожная универсальная строительная машина МДСУ 3500, одноковшовый экскаватор ЭОВ-3521, поршневой дизельный компрессор ПКСД-5.25, автономный дизельный сварочный агрегат АДД-304 и др.

Помимо этого, важным вопросом, вынесенным на повестку учебно-методического сбора, стал вопрос текущего ремонта объектов аэродромов объединения, а также масштабной реконструкции аэродрома Балтимор в Воронеже.

Сбор прошёл под руководством начальника инженерно-авиационной службы управления материально-технического обеспечения Ленинградской армии ВВС и ПВО.

Новости по теме:
Метки: К списку новостей

авиационно-техническая служба

См. также в других словарях:

  • АТС — авиационно техническая служба автоматическая телефонная станция автомобильная типография средняя автотракторная служба адаптивная телеизмерительная система артиллерийская топографическая служба артиллерийский тягач средний Ассоциация транспортных … Словарь сокращений русского языка

  • АТС — аварийно техническая служба техн. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. АТС авиационно технологические системы авиа, техн. АТС… … Словарь сокращений и аббревиатур

  • Специальные войска — Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

  • Вооружённые силы — ВВС Туркменистана … Википедия

  • Специальные войска Российской Федерации — Специальные войска (службы) вооружённых сил Российской Федерации войска и службы в видах и родах Вооружённых Сил, предназначенные для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск, выполняющие специализированные функции. К специальным … Википедия

  • Природные пожары в России в 2010 году — Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия

  • Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского — Военно космическая академия имени А. Ф. Можайского (ВКА) Международное название Mozhaisky Military Space Academy Прежние названия Военная инженерная школа … Википедия

  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

  • 178-й ракетный полк — 178 рп … Википедия

  • Самара — У этого термина существуют и другие значения, см. Самара (значения). Городской округ Самара … Википедия

  • 30-й центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации — 30 й Центральный ордена Красной Звезды научно исследовательский институт Министерства обороны РФ (30 ЦНИИ МО РФ) … Википедия