И и болотников

Болотников, Иван Исаевич

Иван Болотников

Болотников Иван Исаевич


Предводитель восставших И. И. Болотников является с повинной перед царём Василием Шуйским. Неизвестный художник

Дата рождения

Дата смерти

18 октября 1608

Место смерти

Каргополь, Русское Царство

Годы службы

1606—1607

Сражения/войны

Восстание Болотникова

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Болотников. Не следует путать с Болотников Иван Иванович.

Ива́н Иса́евич Боло́тников (1565 — 18 октября 1608) — политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606—1607.

Биография

В исторической литературе встречается ряд необоснованных утверждений, касающихся раннего этапа биографии Болотникова: некоторые утверждают, что он происходил из обнищавших боярских детей, от нищеты продался в холопы князю Андрею Телятевскому и служил в его вооружённой свите как боевой холоп («послужилец»). Другие считают, что Болотников был атаманом донских казаков. Однако существует лишь один исторический источник, дающий сведения о раннем (до восстания) этапе биографии Болотникова: это мемуары немецкого офицера на службе у Лжедмитрия I и Лжедмитрия II Конрада Буссова.

Согласно этому автору, Иван Болотников был «простым» холопом князя Телятевского, ещё в молодости бежал от своего господина в степь к казакам, здесь попал в плен к крымским татарам и был продан в рабство туркам. Несколько лет он провёл на галерах в качестве гребца-невольника. После неудачного для турок морского боя с христианскими кораблями он был освобождён немецким кораблём и направился в Венецию, где проживал в немецком торговом подворье Фондако деи Тедески. Отсюда, услышав рассказы об удивительных событиях на его родине (видимо, о приключениях Лжедмитрия I), Болотников двинулся через Германию и Польшу в Россию.

Слухи о спасении московского царя Дмитрия привлекли Болотникова в Самбор, где у жены Юрия Мнишека Ядвиги скрывался московский беглец Михаил Молчанов, бывший приспешник Лжедмитрия I. Этот авантюрист представился Болотникову царевичем, спасшимся после майского заговора в Москве. Мнимый царевич долго беседовал с Болотниковым, а затем снабдил письмом к князю Григорию Шаховскому и отправил в Путивль в качестве своего личного эмиссара и «большого воеводы».

Восстание Болотникова

Основная статья: Восстание Болотникова

Он начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, именуясь «воеводой царевича Дмитрия». Его активно поддерживали казаки, служилые люди (дворяне) под руководством Прокопия Ляпунова, стрельцы во главе с Истомой Пашковым, а также холопы и крепостные крестьяне; в советской историографии восстание Болотникова рассматривалось как крестьянская война, в одном ряду с восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

Битва войска Болотникова с царской армией (Эрнест Лисснер)

Первую победу Болотников одержал в битве под Кромами в сентябре 1606 года, затем последовала победа при Ельце. Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606 года посад Коломны был взят ими приступом, но кремль продолжал упорно сопротивляться. Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направился по Коломенской дороге в Москву. В селе Троицкое Коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. 22 октября 1606 года Болотников остановился в селе Коломенском, в семи верстах от Москвы. Здесь он построил острог, и стал рассылать по Москве и разным городам грамоты, возбуждая обделённых и бедноту против богатых и призывая целовать крест законному государю Дмитрию Ивановичу.

Ополчение Болотникова росло, из него выделялись отдельные отряды, преимущественно из холопов, которые своими набегами и разбоями держали столицу в осадном положении. Москвичи уже готовы были подчиниться Болотникову, прося только показать им царевича Дмитрия, и даже начали с ним переговоры. Но Дмитрий так и не явился. Многие стали выражать сомнение в существовании Дмитрия и переходили на сторону Шуйского. В самом войске Болотникова произошел раскол: один лагерь составили дворяне и боярские дети, другой — холопы, казаки и прочие люди. У последних в предводителях был Иван Болотников, у первых — Истома Пашков и братья Ляпуновы. Между вождями возникли разногласия, в результате на сторону Шуйского перешли сначала Ляпуновы, а затем Истома Пашков. Шуйский тем временем основательно укрепил Москву и теперь принимал в своё войско ополченцев от переходивших на его сторону городов.

Видя, что силы Шуйского с каждым часом все увеличиваются, Болотников решил форсировать события. Он пытался взять штурмом Симонов монастырь, но был отброшен с большими потерями, после чего Василий Шуйский перешел от обороны к нападению. Болотников был вынужден уйти из острога. Московские ратные люди преследовали его до деревни Заборья, где верный Лжедмитрию воевода смог снова укрепиться. Однако пало и это укрепление; часть казаков, с атаманом Беззубцевым во главе, перешла на сторону Скопина-Шуйского, начальника московского войска. Болотников бежал. В Калуге он собрал до 10 000 беглецов и приготовился к обороне. В мае 1607 восставшим удалось разбить царские войска при обороне Калуги. После этого Болотниковым был начат 2-й поход на Москву. Обойдя Каширу, восставшие, числом до 38 тыс., встретились с правительственными войсками у реки Восьмы 5 июня 1607 года, где были разбиты воеводой И. М. Воротынским. После Восемской битвы войско под предводительством Болотникова было отброшено к Туле. В течение июня — октября 1607 Болотников руководил обороной Тулы, осаждённой войсками Василия Шуйского. Шуйский приказал построить на реке Упе, протекающей рядом с кремлём, плотину, которая подтопила часть помещений кремля, в том числе те, в которых находились запасы продовольствия. 10 октября 1607 года оборонявшиеся сдались.

Кончина

После победы войск Шуйского в октябре 1607 года Болотников был сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен в проруби.

Основные, хотя и противоречивые, сведения о жизни Болотникова содержатся в записках иностранных авторов: голландского купца Исаака Массы , немецкого наемника Конрада Буссова , служившего под начальством Болотникова в его армии под Москвой, шведского дипломата Петра Петрея де Ерлезунда и немецкого торговца из Аугсбурга Ганса Георга Паерле

Увековечение имени

  • В Липецке есть переулок Болотникова
  • В Москве есть Болотниковская улица

Улица Болотникова

  • В Туле есть улица им. Болотникова (в 1,5 км от Кремля), в Тульском Кремле установлен памятник Болотникову
  • В Калуге есть улица им. Болотникова, установлен памятник в честь восстания под предводительством Болотникова
  • В Краснодаре есть улица им. Болотникова и переулок Болотникова
  • В Магнитогорске есть улица им. Болотникова
  • В Тюмени есть улица Болотникова
  • В Коломне в Коломенском кремле есть улица Болотникова
  • В Казани есть улица Болотникова
  • В Горловке есть улица Болотникова
  • В Нижнем Новгороде есть улица Болотникова
  • Каргополь Архангельской области, есть улица и камень с надписью на месте, где его утопили
  • Арзамас Нижегородской области
  • В Серпухове есть улица Болотникова
  • В Минске (Белоруссия) есть улица и переулок Болотникова
  • В Путивле есть переулок Болотникова

Во Владимире — Юго-Запад — Ленинский район. Улица Болотникова расположена от Дальнего проезда через ул. Пугачева до ул. Василисина. Улица названа именем И. И. Болотникова решением исполкома горсовета N 540 от 23 июня 1952 г.

В Томске есть улица Болотникова.

Примечания

  1. См. Скрынников Р. Г., «Василий Шуйский». М.: АСТ, 2002, с. 202; Козляков В. Н., «Василий Шуйский», М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2007. с. 110
  2. Конрад Буссов. Московская хроника. Восточная литература. Дата обращения 18 февраля 2011. Хотя Буссов не называет подлинного имени мнимого царя, отождествление его с Михаилом Молчановым сомнений не вызывает: подлинное имя скрывавшегося в Самборе самозванца было известно в Москве, как свидетельствуют материалы посольства в Польшу князя Г. К. Волконского

Литература

  • Рудаков В. Е. Болотников, Иван Исаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников / Отв. ред. д-р ист. наук А. Г. Маньков. — Л.: Наука, 1988. — 256 с. — (Страницы истории нашей Родины). — 50 000 экз. — ISBN 5-02-027218-3.
  • Майоров М. В. Личность Болотникова в русской дореволюционной литературе // Литературный транзит. — Тула: Гриф и К, 2008. — Вып. 2: Тульская губерния проездом. — С. 233—240. — ISBN 978-5-8125-1076-3.
  • Разумовский Ф. В. На берегах Оки / Рецензент: д-р ист. наук Л. В. Иванова. — М.: Искусство, 1988. — 216 с. — (Дороги к прекрасному). — 100 000 экз.

Художественная

  • Шторм Г. П. Повесть о Болотникове. 1930
  • Замыслов В. А. Горький хлеб. 1973
  • Замыслов В. А. Иван Болотников. 1984
  • Романов В. И. Путь к вольности. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1988
  • Аношин И. П. От Путивля до Каргополя. (О народном вожде И. И. Болотникове). Исторический роман — Тула: Гриф и К, 2012 — 486с. ISBN 978-5-8125-1751-9
  • Савельев А. С. Сын крестьянский: Историческая повесть. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1972. — 368 с. — 100 000 экз.

Болотников получает задание свергнуть Шуйского

«Об Иване Исаевиче Болотникове, прибывшем из Венеции в Польшу, и о том, как он был направлен для войны в Россию одним поляком, выдававшим себя за Димитрия Всея Руси»
Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову прибыл опытный витязь Иван Исаевич Болотников, пройдя со своими силами через Комарицкую волость, Калугу и далее к Москве до Котлов). Всю область, которую он прошел, он привел к присяге Димитрию и усилил значительно свое войско. По рождению Болотников был московитом, но в юности был взят в плен татарами (против которых московиты ежегодно были вынуждены воевать) и продан в Турцию. Там он был прикован на галере и несколько лет должен был исполнять тяжелую грубую работу и, наконец, был освобожден немецким судном, которое перехватило турок на море, и привезен в Венецию.

Оттуда через Германию он пришел в Польшу и узнал об удивительных изменениях, происшедших в его отечестве во время его отсутствия. Когда он узнал, что его государь царь Димитрий ускользнул от московских убийц, пробрался в Польшу и теперь находится у воеводы Сандомирского, он представился ему. После того как тот, который выдавал себя за Димитрия, его npоэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой, откуда пришел, куда направляется, и увидел из его ответов, что он опытный воин, тогда спросил он его, не хочет ли он служить ему против соотечественников-убийц и клятвопреступников-злодеев.

Когда Болотников ответил, что он готов биться за своего наследного государя, тогда Лжедмитрий сказал ему: «Я не имею пока возможности много дать, возьми 30 дукатов, саблю и шубу… и отправляйся с этим письмом в Путивль к князю Григорию Шаховскому, который из моих сокровищ даст достаточно золота и назначит тебя воеводой и командующим над несколькими тысячами войск, с которым ты начнешь наступать вместо меня и с помощью божией попытаешь счастья против моих неверных подданных. Скажи там, что ты меня здесь в Польше… видел и говорил со мной и получил из моих рук это послание».

С этим письмом и подобным известием Болотников кратчайшим путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью, так как возбужденные путивляне твердо поверили, что Димитрий (как им говорил князь Григорий) действительно бежал и жив и что они поэтому тем горячее будут бороться против изменников, и ради него, Дмитрия, не пожалеют своей крови и имущества, хотя это, конечно, не был истинный Димитрий, а снова поставленный от Польши самозванец. На основании письма и рассказов Болотников был назначен большим воеводой (т. е. верховным главнокомандующим) и с 12 тыс. человек отправился через Комарицкую волость к Москве, которая была ими осаждена и была бы, конечно, принуждена к сдаче, если бы этому не помешали раздоры между двумя командующими…
Московские жители послали в лагерь к Болотникову своих людей и через них потребовали, что если Димитрий (который был ранее в Москве) жив и находится при нем в лагере или где-либо, то он должен его им представить в лицо… Болотников ответил: «Царь воистину живет в Польше и будет скоро здесь». Я сам был у его руки, и он лично назначил меня вместо себя верховным главнокомандующим и отправил меня в Путивль с письменным приказом». «Нет, — сказали москвитяне, — это, должно быть, другой: Димитрия мы убили». И усовещевали Болотникова прекратить проливать невинную кровь, покориться Шуйскому, их царю: он сделает его знатным господином.
Болотников ответил отказом: «Я дал моему государю торжественную клятву пожертвовать за него самою жизнью, ее я сдержу, делайте, как хотите; поскольку вы не намерены сдаться по добру, я намерен принудить вас к этому. Я навещу вас скоро…
Прим. Записки составлены Конрадом Буссовым — немцем, который находился в Туле вместе с Болотниковым. Он оставил наиболее подробное описание тех событий.

Бунтари

Будда Сиддхартха Гаутама

560 до н. э. — 480 до н. э.

Основатель многолюдной церковной организации.

Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим государством у Петальских гор. Его рождение было ознаменовано необычайными знамениями; брахманы предсказали отцу что сын его будет великим царем, если останется в миру и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира. Аскет Девала пришел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему великое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления Будды.

В 16 лет отец женил его на прекрасной Ясодхар. Жизнь его проходила счастливо, среди всякого изобилия и богатства. Отец нарочно окружал его всевозможной роскошью и радостями, чтобы уберечь его от монашеского пути.

Однажды, когда принцу было уже 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от родителей и любимой жены. Он отправился на поиски пути для избавления от страданий. Незаметно он вышел за ворота дворца, надел желтый плащ нищего монаха и слился с бесконечной толпой, которая бродит по пыльным, белым дорогам Индии. Это событие называют «Великим Отправлением».

Прошло семь лет, пока он нашел себя.

Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил себя их руководству, но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха и пришел в Урувелу. Шесть лет провел Гаутама в этом лесу, усиленно постясь, ожидая небесного просвещения. Видя его аскетические подвиги, пять его товарищей ждали от него чудес и хотели стать его учениками. Тело его обезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели. Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу.

Однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Будда пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Двадцать восемь дней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что открылось ему в интуиции.

По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой дух смерти Мара и пытался отвратить Будду от дела совершения человеческого спасения. Зная, что Будда непобедим земными желаниями, Мара избрал другой путь. Он посоветовал святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. Но Будда победил этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердо ответил Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой закон процветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всем людям через его учеников, монахов и монахинь.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц и людоедов. При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в каком-нибудь из убежищ, отведенных им богатыми покровителями. Сюда собирались со всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от самого учителя и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил огромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих произведениях буддийской литературы.

Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, главным образом, в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всей Индии, и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские сановники и богатые купцы. Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение. Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашескому обычаю отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с учениками после обычной утренней беседы с ними и духовных упражнений.

После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал вечер, когда после «священного молчания», опять начинались шумные посещения друзей и поклонников.

Ему было 80 лет, когда он сильно заболел и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: «Не годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой своей и удержу свою жизнь».

И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ложа и сел в тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю: «Будьте своими собственными светочами, — говорил он, — своим собственным прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, приобретенное мною и возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго длилась на радость людям. Истинно говорю вам, все земное подвержено гибели. Молитесь непрестанно. Через три месяца войдет Совершенный в Нирвану».

Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством собственного опыта: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и, только убедившись в его истинности, принимайте его!»

После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что имел, он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь, и стал ждать смерти. Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были: «Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное — скоропреходяще. Боритесь непрестанно».

И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням восхищения и вошел в Нирвану.

На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли перед городскими воротами тело Будды со всеми почестями, какие оказывались усопшим царям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

БОЛОТНИКОВ ИВАН ИСАЕВИЧ

Политический деятель Смутного времени. Глава восстания 1606-1607 годов, сторонник Лжедмитрия I.

Биография

О годах жизни Болотникова до восстания нам известно из «Московской хроники» — воспоминаний немецкого офицера на службе Лжедмитрия I и Лжедмитрия II Конрада Буссова. Согласно ей, Иван Болотников был холопом князя Телятевского. В молодости он бежал от него в степь к донским казакам, здесь был захвачен в плен крымскими татарами и продан в рабство туркам в качестве гребца на галеру. Через несколько лет, после разгрома турецкого флота немецкими кораблями Болотников был освобожден и вскоре оказался в Венеции. Здесь он жил в немецком торговом подворье. Услышав рассказы о происходящих в России событиях, он через Германию и Польшу направился на родину.

В Самборе в замке Мнишков Болотников встретился с двойником Лжедмитрия I Михаилом Молчановым, который бежал из Москвы и выдавал себя за спасшегося царя. Он вручил Болотникову грамоту, скрепленную государственной печатью (Молчанов выкрал ее из Москвы), в которой тот назначался воеводой царя. Кроме того, Молчанов подарил новоиспеченному воеводе саблю, шубу и 60 дукатов. После этого Болотников отправился в Путивль, снабженный письмом к князю Григорию Шаховскому.

Восстание Болотникова

Именуясь «воеводой царевича Дмитрия», Иван Болотников выступил против правительства Василия Шуйского. Опорой его стала Комарицкая волость. Здесь в районе города Кромы скопилось много казаков, поддерживавших Лжедмитрия I, который освободил эти земли от налогов на десять лет. Возглавив казацкие отряды, Болотников летом 1606 года двинулся на Москву. По пути его небольшой отряд постепенно превращался в мощное войско, в состав которого уже входили крестьяне, посадское население, недовольные боярским правительством отряды дворян и казаков во главе с П. Ляпуновым, Г. Сумбуловым, И. Пашковым.

Каждая социальная группа преследовала свои цели. Болотников же привлекал население «прелестными письмами», в которых призывал народ подняться на борьбу против крепостного права, «побивать своих бояр» и самим занимать их место. Подобная программа и активное участие в восстании низших социальных слоев позволила советской историографии рассматривать его как крестьянскую войну.

К Болотникову присоединились и воеводы Путивля и Чернигова, связанные с Лжедмитрием. Выступая в качестве «царского воеводы», он разбил правительственные войска под Ельцом, овладел Калугой, Тулой, Серпуховом.

В октябре 1606 года армия Болотникова, расположившись у села Коломенское, осадила Москву. В это время на стороне восставших было более семидесяти городов. Осада столицы длилась два месяца. В решающий момент дворянские отряды изменили Болотникову и перешли на сторону Василия Шуйского, что привело к разгрому армии «воеводы». Добиваясь поддержки бояр и дворян, Шуйский в марте 1607 года издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых.

Иван Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками. С помощью пришедшей с Терека по Волге повстанческой армии царевича Петра (как называл себя холоп Илейка Муромец) Болотников сумел прорвать осаду в мае 1607 года и начать новый поход на Москву. Обойдя Каширу, войска восставших встретились с правительственной армией у р. Восьмы 5 июня. После Восемской битвы, в которой потерпел поражение, Болотников отошел к Туле. Осаду города, длившуюся до октября, возглавил сам Василий Шуйский. Он приказал перегородить р. Упу плотиной, из-за чего крепость была затоплена. После обещания Шуйского сохранить жизнь восставшим, те 10 октября открыли ворота Тулы. Однако царь жестоко расправился с ними. Илейка Муромец был казнен в Москве. Иван Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен в проруби. Отдельные вспышки недовольства происходили в центре и на окраинах вплоть до 1615 года.

Болотников Иван Исаевич

В многовековой истории России были разные времена, полные приобретений и потерь, падений и взлетов. Одним из самых тревожных и суровых было Смутное время – время стихийных бедствий, тяжелого кризиса во всех областях жизни страны, агрессии зарубежных государств.
Заметной политической фигурой того времени был Иван Исаевич Болотников, грамотный военачальник и видный политический деятель начала XVII века. Несмотря на свое низкое происхождение – он был беглым боевым холопом князя А. А. Телятевского по прозванию Хрипун, его судьба тесно переплелась с судьбой великих людей того времени – царя Василия Шуйского, Лжедмитрия ІІ, князя Ю. Трубецкого и многих других.
Иван Болотников отличался твердым характером и упрямым нравом, поэтому, рожденный в Смутное время, когда зачастую вспыхивали восстания черни, еще в молодости предпринял попытку сбежать от своего хозяина и вельможи князя Андрея Андреевича Телятевского. Эта попытка стала первой успешной авантюрой в его жизни. От нее и пошел отсчет всем остальным событиям, так сильно повлиявшим на судьбы тысяч людей.
И. Болотников направился в Дикое поле – незаселенные просторы в верховьях и низовьях Дона, где примкнул к вольным отрядам донских казаков, собиравших под свое крыло всех обиженных и угнетенных. Некоторое время он жил вместе с ними и принимал участие в боевых вылазках против крымских татар, пока во время очередной стычки не попал к ним в плен, после чего был продан в османское рабство. Тяжелая работа гребцом на турецких галерах только укрепила боевой дух Ивана Болотникова, научила его выносливости и стала своеобразной школой жизни, уроки которой впоследствии ему очень пригодились. Через несколько лет судьба улыбнулась И. Болотникову – его галера была атакована боевым кораблем воюющих с турками немцев, и он снова стал свободным человеком. Немцы помогли перебраться в Венецию. Там до него докатилась молва о бурных событиях в России (время правления Гришки Отрепьева – Лжедмитрия І), и И.Болотников решил вернуться на родину.
Его нелегкий и длинный путь пролегал через Германию и Польшу. Там он и узнал, что Лжедмитрий І свергнут с престола боярами, казнен, но якобы спасся чудесным образом во второй раз. В истории нет достоверных сведений, кем же был Лжедмитрий ІІ (он же Тушинский вор), он известен только под этим именем. Вот к этому «законному царю» и отправился Иван Болотников предложить свои услуги. В польском Самборе, в доме воеводы Юрия Мнишка, находящегося в русском плену, не без помощи жены воеводы Ядвиги встретились бывший холоп, каторжник Иван Болотников и сбежавший из Москвы авантюрист, бывший царедворец и сообщник Лжедмитрия І Михаил Молчанов, выдавший себя И. Болотникову за спасшегося царевича Дмитрия. Опытный вельможа быстро понял, что имеет дело с грамотным и уверенным в себе человеком-воином, поэтому, снабдив его деньгами, оружием и рекомендательным письмом, в котором называл И. Болотникова «большим воеводой», отправил к князю Григорию Шаховскому в Путивль. Единомышленник М. Молчанова князь Г. Шаховский тепло встретил посланца и отдал под его командование 12-ти тысячный отряд. Недовольство крестьян, холопов, мелкопоместных дворян усилением феодального гнета, введением крепостного права, голодом, нестабильностью в политике, а также обещания И. Болотникова сделать каждого, ставшего под знамена царевича Дмитрия богатым, заслужить почести и славу позволило ему очень быстро сформировать на юге России многочисленную, сильную и хорошо организованную армию.
Летом 1606 года отряды И. Болотникова вступили в бой с войском царя Василия Шуйского под командованием князя Юрия Трубецкого. Первое сражение оказалось успешным – пятитысячное царское войско князя Ю. Трубецкого было разбито. Весть о победе войска «воеводы царевича Дмитрия» быстро разлетелась по городам России, и везде стихийно вспыхнули мелкие восстания простого люда, а к армии И. Болотникова примкнули новые тысячи мятежников. Под его предводительством восстание превратилось в полномасштабную военную кампанию, ведь в ней принимали участие не только люди низшего сословия, но и многие дворяне, бояре, недовольные правлением В. Шуйского. Эта война стала Дамокловым мечом для помещиков и бояр. Клич болотниковского войска грабить и казнить господ выполнялся с ожесточенной радостью. Бояр и помещиков вешали, сжигали, сбрасывали с башен, распинали, а их имущество забирали себе вышедшие из повиновения бунтари. Предводитель и сам не гнушался совершать жестокие расправы «для острастки и поучения».
Многотысячное войско И. Болотникова с легкостью захватывало российские города, многие из которых даже не оказывали сопротивления. Огромные человеческие ресурсы, бесперебойное снабжение боеприпасами и едой помогало И. Болотникову вести себя независимо не только перед противниками. Лжедмитрий ІІ – человек, ради которого все восстание и было затеяно, тоже никак не мог повлиять на бунтаря-военачальника. Иван Болотников сам принимал все важные стратегические и тактические решения. Благодаря умению говорить с людьми и манипулировать ими, он показал себя не только выдающимся полководцем, но и умелым политиком. Видимо, сказался многолетний жизненный опыт и годы мытарств. Особенно его политические качества проявились при взятии Калуги. Подойдя к городу, повстанцы узнали, что там находятся отряды брата царя Василия Шуйского. После переговоров И. Болотникова с калужскими посадскими людьми, войско брата царя покинуло город. Возможно, предводитель повстанцев сделал калужанам выгодное предложение, от которого они просто не смогли отказаться. Со времени начала восстания сторону Лжедмитрия ІІ приняли более 70 русских городов и многие народности, проживающие в Поволжье.
В сентябре 1606 года войско И. Болотникова после проигранного сражения с армией воеводы Михаила Нагого, все же двинулось на Москву. По пути только Коломна оказала сопротивление, но, в конце концов, пала и была разграблена и разрушена повстанцами, в несколько раз превосходящими численностью защитников города. Армия двинулась по Коломенской дороге дальше и в селе Троицкое Коломенского уезда разгромила царское войско. В октябре 1606 года, подойдя к Москве на расстояние в 15 километров, И. Болотников стал лагерем в селе Коломенское. Там он построил укрепление, откуда рассылал воззвания к городской бедноте с призывами поднимать мятеж против своих господ, и армия бунтовщиков быстро увеличивалась. Многочисленные шайки разбойников и воров также откликнулись на призыв И. Болотникова.
Москва оказалась в осаде – небольшие отряды болотниковского войска совершали частые вылазки к стенам города, не давая москвичам чувствовать себя в безопасности. Обеспокоенные жители собирались уже покориться мятежникам. Единственным условием, которое они выдвинули, было показать им живого царевича Дмитрия. Это условие было продиктовано тем, что многие покоренные города, перешедшие на сторону Лжедмитрия ІІ, стали серьезно сомневаться в его царском происхождении, поскольку никогда не видели его. Поэтому они повинились перед царем Василием Шуйским и перешли на его сторону.
Положение И. Болотникова стало ухудшаться. Его стараниями возможность взять Москву была почти достигнута, но, несмотря на это, Лжедмитрий так и не появился перед москвичами. В самом войске И. Болотникова тоже произошел раскол: его армия распалась на два лагеря. Один лагерь состоял из дворян и бояр, возглавляемых военачальниками – мелким дворянином Истомой Пашковым и рязанскими помещиками братьями Ляпуновыми. Другой лагерь, состоящий из крестьян, холопов и городской бедноты возглавлял сам Иван Болотников. Отряды этих дворян первыми дезертировали из армии мятежников. Последовав их примеру, лагерь покинули другие дворянские отряды.
За время осады царь Василий Шуйский основательно укрепил город, а его армия стала увеличиваться и совершала частые военные вылазки в стан врага. Это не могло не беспокоить И. Болотникова. Он предпринял отчаянную попытку атаковать противника, но 2 декабря 1606 года потерпел поражение от царского войска под командованием князя М. В. Скопина-Шуйского. Иван Болотников был вынужден отступить, по пути теряя своих приверженцев, переметнувшихся в царскую армию. Закаленный жизнью и боями предводитель мятежников не собирался сдаваться на милость победителю. Несмотря на предложение царя прекратить сопротивление и обещание помилования, Болотников ответил, что он не может предать Лжедмитрия ІІ и останется верен присяге, данной ему. Следующая попытка И. Болотникова укрепиться в деревне Заборье не удалась, царская армия выбила их и оттуда, и мятежники отступили к Коломне. Обосновавшись в городе, И. Болотников снова собрал армию. Хотя она оказалась и не такой многочисленной, как прежняя, но 10 тысяч человек уже могли держать оборону и даже совершать успешные военные вылазки в царский стан. Тем временем слухи о том, что «царевич Дмитрий» скрылся, дошли до Калуги. Но даже это не смогло поколебать твердость И. Болотникова. И повторное предложение царя о прекращении сопротивления и его помиловании ожидала та же участь, что и первое – И. Болотников с достоинством отказался.
Мятежники были в осадном положении до мая 1607 года, после чего прорвали кольцо обороны, и выросшая почти вчетверо армия двинулась во второй поход на Москву. Обогнув небольшой городок Каширу, армия И. Болотникова вышла к реке Восьме, где 5 июня 1607 года произошло решающее сражение с царской армией под командованием воеводы И. М. Воротынского. Войско И. Болотникова было разбито, а сам он с оставшимися частями отступил в Тулу, где с конца июня по октябрь 1607 года руководил обороной Тульского кремля.
Повстанцы могли еще долго обороняться, но царь не собирался ждать и поэтому, изменив русло реки Упы, подтопил город и оставил значительно поредевшую армию без продовольствия и боеприпасов – все продуктовые запасы пришли в негодность, и безнадежно испортился порох. Предводителю в третий раз было обещано помилование. В этот раз Иван Болотников согласился, и 10 октября 1607 года Тульский кремль открыл ворота царским войскам. Царь своего обещания не сдержал и отправил И. Болотникова в город Каргополь, где его после допроса ослепили, а затем утопили в проруби.

>Иван Болотников — биография, информация, личная жизнь

Иван Исаевич Болотников

Иван Исаевич Болотников. Родился в 1565 году — убит 18 октября 1608 года в Каргополе. Русский политический деятель Смутного времени. Предводитель восстания 1606-1607 годов.

В советской историографии восстание Болотникова рассматривалось как крестьянская война, в одном ряду с восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Иван Болотников родился в 1565 году.

Иван Болотников был «простым» холопом князя Телятевского.

В молодости бежал от своего господина в степь к казакам, попал в плен к крымским татарам и был продан в рабство туркам. Несколько лет он провел на галерах в качестве гребца-невольника. После неудачного для турок морского боя с христианскими кораблями он был освобожден немецким кораблем и направился в Венецию, где проживал в немецком торговом подворье Фондако деи Тедески. Там, узнав о появлении Лжедмитрия I в России, Болотников двинулся через Германию и Польшу на родину.

Слухи о спасении московского царя Дмитрия привлекли Болотникова в Самбор, где у жены Юрия Мнишека Ядвиги скрывался московский беглец Михаил Молчанов, бывший приспешник Лжедмитрия I. Этот авантюрист представился Болотникову царевичем, спасшимся после майского заговора в Москве. Мнимый царевич долго беседовал с Болотниковым, а затем снабдил письмом к князю Григорию Шаховскому и отправил в Путивль в качестве своего личного эмиссара и «большого воеводы».

Восстание Ивана Болотникова

Болотников начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, именуясь «воеводой царевича Дмитрия». Его активно поддерживали казаки, служилые люди (дворяне) под руководством Прокопия Ляпунова, стрельцы во главе с Истомой Пашковым, а также холопы и крепостные крестьяне.

Первую победу Болотников одержал в битве под Кромами в сентябре 1606 года, затем последовала победа при Ельце. Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606 года посад Коломны был взят ими приступом, но кремль продолжал упорно сопротивляться. Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направился по Коломенской дороге в Москву. В селе Троицкое Коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска.

22 октября 1606 года Болотников остановился в селе Коломенском, в семи верстах от Москвы. Здесь он построил острог, и стал рассылать по Москве и разным городам грамоты, возбуждая обделенных и бедноту против богатых и призывая целовать крест законному государю Дмитрию Ивановичу.

Ополчение Болотникова росло, из него выделялись отдельные отряды, преимущественно из холопов, которые своими набегами и разбоями держали столицу в осадном положении. Москвичи уже готовы были подчиниться Болотникову, прося только показать им царевича Дмитрия, и даже начали с ним переговоры. Но Дмитрий так и не явился.

Многие стали выражать сомнение в существовании Дмитрия и переходили на сторону Шуйского. В самом войске Болотникова произошел раскол: один лагерь составили дворяне и боярские дети, другой — холопы, казаки и прочие люди. У последних в предводителях был Иван Болотников, у первых — Истома Пашков и братья Ляпуновы. Между вождями возникли разногласия, в результате на сторону Шуйского перешли сначала Ляпуновы, а затем Истома Пашков. Шуйский тем временем основательно укрепил Москву и теперь принимал в свое войско ополченцев от переходивших на его сторону городов.

Понимая, что силы Шуйского с каждым часом все увеличиваются, Болотников решил форсировать события. Он пытался взять штурмом Симонов монастырь, но был отброшен с большими потерями, после чего Василий Шуйский перешел от обороны к нападению. Болотников был вынужден уйти из острога.

Московские ратные люди преследовали его до деревни Заборья, где верный Лжедмитрию воевода смог снова укрепиться. Однако пало и это укрепление. Часть казаков с атаманом Беззубцевым во главе перешла на сторону Скопина-Шуйского, начальника московского войска. Болотников бежал.

В Калуге он собрал до 10 000 беглецов и приготовился к обороне. В мае 1607 восставшим удалось разбить царские войска при обороне Калуги.

Далее Болотниковым был начат 2-й поход на Москву. Обойдя Каширу, восставшие, числом до 38 тысяч, встретились с правительственными войсками у реки Восьмы 5 июня 1607 года, где были разбиты воеводой И. М. Воротынским. После Восемской битвы войско под предводительством Болотникова было отброшено к Туле.

В течение июня — октября 1607 Болотников руководил обороной Тулы, осажденной войсками Василия Шуйского. Шуйский приказал построить на реке Упе, протекающей рядом с кремлем, плотину, которая подтопила часть помещений кремля, в том числе те, в которых находились запасы продовольствия. 10 октября 1607 года оборонявшиеся сдались.

Иван Болотников является с повинной перед царём Василием Шуйским

После победы войск Шуйского в октябре 1607 года Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен в проруби.

Основные, причем, достаточно противоречивые, сведения о жизни Болотникова содержатся в записках иностранных авторов: голландского купца Исаака Массы, немецкого наемника Конрада Буссова, служившего под начальством Болотникова в его армии под Москвой, шведского дипломата Петра Петрея де Ерлезунда и немецкого торговца из Аугсбурга Ганса Георга Паерле.

В России именем Болотникова названы многие улицы.

Иван Болотников (документальный фильм)

Образ Ивана Болотникова в литературе:

Шторм Г. П. Повесть о Болотникове. 1930;
Савельев А. С. Сын крестьянский: Историческая повесть. 1972;
Замыслов В. А. Горький хлеб. 1973;
Замыслов В. А. Иван Болотников. 1984;
Романов В. И. Путь к вольности. 1988;
Аношин И. П. От Путивля до Каргополя. (О народном вожде И. И. Болотникове). Исторический роман. 2012