Гусеничный вездеход узола

ЗВМ-2410 Ухтыш

Вездеход ЗВМ-2410 Ухтыш используется для перевозки пассажиров и небольших грузов по всем типам грунтов, снежной целине, болотистой местности и даже воде. Машина построена на базе легкового внедорожника УАЗ Хантер. Отличительной особенностью модели является наличие гусеничного шасси.

Компоновка и проходимость

Вездеход имеет двухобъемный кузов капотной компоновки. Грузопассажирский салон унифицирован с моделями УАЗ-31512 и УАЗ-31514. Салон вездехода ЗВМ-2410 Ухтыш способен вместить в себе пять взрослых человек. Увеличение багажного отсека достигается посредством удаление кресел заднего ряда.

Компактные габариты вездехода существенно упрощают его транспортировку, обеспечивают качественный обзор и высокую маневренность транспортного средства. При общей длине 4195 мм ширина модели составляет 2055 мм. Высота вездехода эквивалентна 2050 мм. Величина колесной базы равняется 2500 мм, а клиренс — 400 мм. Данная модель может использоваться по дорогам общественного значения.

Особенности конструкции гусеничного движителя, мощная силовая установка и достаточная величина дорожного просвета положительно сказываются на потенциале проходимости машины. Дополнительный запас силы тяги при прохождении по болотистой местности и глубокому снегу обеспечивается благодаря наличию гусеничных лент. Среднее давление на грунт не превышает 12,5 кПа. Особенности конструкции корпуса гарантируют хороший запас плавучести. Для того, чтобы использовать вездеход в буксировочных целях, в базовой комплектации машина оснащена кронштейном для крепления лебёдки.

Конструктивные особенности

Кузов ЗВМ-2410 Ухтыш установлен на герметичный корпус, выполненный из высокопрочной стали. Борта машины несут на себе по две звездочки, шесть опорных катков и три поддерживающих ролика.

Гусеничные ленты вездехода имеют резинометаллическое исполнение. Отдельные элементы гусениц соединены между собой посредством использования специальных шарниров. Особенности такого крепления не препятствуют движению ленты в гусеничном обводе, но при этом исключают вероятность обратного прогиба.

Равномерное распределение веса по гусеничной ленте осуществляется благодаря особым расширителям прямоугольной формы, которые конструктивно предусмотрены в каждом траке. Во время движения по сыпучим грунтам данная особенность позволяет машине максимально плотно цепляться за грунт. На воде расширители могут трансформироваться и выполнять функцию весел.

Вездеход ЗВМ-2410 Ухтыш приводится в движение бензиновым или дизельным двигателем мощностью 143 и 113 л.с. соответственно. Основная коробка передач — четырехступенчатая. Дополнительно также предусмотрена установка двухдиапазонной трансмиссии. Торсионная подвеска с амортизаторами делает преодоление наиболее проблемных дорожных отрезков максимально комфортным.

Особенности управления и амфибийные качества

Простота и легкость вождения обеспечивается благодаря особенностям расположения основных органов управления. Наличие пневматического привода сводит к минимуму количество необходимых физических усилий, которые должен прилагать водитель. В качестве основного управляющего органа поворотными механизмами используются бортовые фрикционы, которые отличаются высоким качеством и надежностью. Опционально возможная установка рулевого колеса, что сделает процесс управления еще более простым.

Вездеход-амфибия ЗВМ-2410 Ухтыш вполне уверенно чувствует себя на воде. Это становится возможным благодаря уникальным конструктивным решениям, к которым относится заваривание нижней секции заднего борта. Сюда же следует отнести высокие горловины бензобаков и усечение дверных проёмов.

Купить вездеход ЗВМ-2410 Ухтыш

Купить вездеход ЗВМ-2410 Ухтыш вы можете на нашем сайте. Мы предлагаем своим клиентам выгодные условия сотрудничества, среди которых — лояльная ценовая политика, внимательное отношение к покупателям, широкий ассортимент и высокое качество продукции. Все модели вездеходов находятся в отличном техническом состоянии, вследствие чего они смогут эксплуатироваться на протяжении длительного времени.

ЗВМ 2410 “Ухтыш”

А вот скажите мне, дорогие поклонники езды по бездорожью и полноприводных автомобилей, скажите, положив руку на сердце, сколько раз вы в сердцах восклицали: “Чтобы тут проехать, нужен гусеничный вездеход!” Действительно, сколько не дрифтуй свой любимый УАЗ или Landcruiser, какие колеса не прикручивай, все равно автомобиль не сравнится по проходимости с банальным пропашным трактором ДТ-75, не говоря уж об артиллерийском тягаче.Что ни говори, а любые колесные вездеходы предназначены для движения по дорогам, пусть даже очень, очень плохим.

Гусеничная же машина постоянно настилает себе под опорные катки собственное дорожное полотно, что и делает ее настоящим вездеходом, способным преодолеть и раскисшую пашню, и торфяное болото, и глубокий, по пояс, снег, и каменистый брод. Так почему же все, кому нужно добираться в отдаленные места, не накупили себе гусеничных тягачей, благо в СССР их было сделано совсем немало, и приобрести какой-нибудь ГАЗ-71, списанный с армейской службы. стоит совсем не дорого? Дело в том, что мало купить машину, ее нужно еще и эксплуатировать. И вот тут возникает масса проблем. Мало того, что вездеходам с гусеницами традиционного типа, состоящими из стальных траков, строго настрого заказан въезд на асфальт.

И не зря: все мы помним, что сделали с московским асфальтом гусеницы танков Кантемировской и Таманской дивизий в 1991 и 1993 годах. Значит, машину нельзя содержать в городском гараже, и придется найти для нее стоянку поближе к месту непосредственного использования. Во вторых, сама эксплуатация гусеничной машины обходится во много раз дороже, чем колесной. И горючее она пьет бочками, и управлять ей непросто, и комфорта в ней – никакого. Есть, конечно, такие машины как “Бобр” или шведский Hagglunds Bv-206. Но эти машины все же великоваты.

Приобрести себе такую в частное пользование – все равно, что купить автобус и ездить на нем по городу. Вот если бы взять обычный внедорожник, да поставить его на гусеничный ход… Но это невозможно. В создании этой машины приняли участие специалисты Нижегородского технического университета и НИИ Транспортно-технологического машиностроения – фирм с именами и традициями. Да и про ульяновцев забывать негоже – Его Величество Козел формирует основу визуального образа нижегородского снегоболотохода. Вообще, “гусеничный уазик” – это тот редкий случай, когда симбиоз “базиса” и “надстройки” не режет глаз и не вызывает противоречий: Ухтыш получился забавным! Кузов ульяновского внедорожника, разрезанный вдоль по линии излома дверных проемов, установлен на герметичный стальной корпус, в котором размещены агрегаты трансмиссии и элементы ходовой части.

Каждый борт машины несет на себе две звездочки (передний ленивец и заднее ведущее колесо), шесть опорных катков с торсионной подвеской и три поддерживающих ролика. Гусеницы Ухтыша представляют собой наборные резинометаллические ленты, звенья которых соединены друг с другом специальными шарнирами. Палец-сустав, соединяющий траки, не мешает ленте работать в гусеничном обводе и свободно “наматываться” на звездочки, но препятствует обратному прогибу гусеницы – точечное воздействие со стороны опорной поверхности, таким образом, воспринимает не конкретное звено, а участок гусеничного полотна.

В результате этого возникает так называемый “эффект доски”, снижающий удельное давление на грунт и позволяющий машине увереннее передвигаться по слабонесущим поверхностям: песку, снегу и болоту. Равномерно распределять вес вездехода по всему пятну контакта помогают и специальные уширители – резиновые пальцы прямоугольной формы, торчащие из каждого трака. При движении по топким местам дополнительная “распальцовка” позволяет увереннее цепляться за грунт, а на плаву резиновые “пальчики” превращаются в весла.

Да-да, Ухтыш плавает! Пока, правда, по-собачьи, но все шансы стать настоящей амфибией у машины есть: разработчики всерьез озадачились установкой дополнительного водометного движителя, тем более что противопоказаний нет – гусеничный Козел был изначально рассчитан на обитание в двух стихиях. Кстати, именно обеспечением надлежащей “мореходности” продиктованы и некоторые, на первый взгляд, парадоксальные конструктивные решения. Нижняя секция заднего борта Ухтыша, к примеру, заварена наглухо (на УАЗе она открывается), что создает некоторые проблемы с погрузкой багажа.

Но при сходе на плав и выходе из воды на берег герметичный борт не позволит черпнуть кормой. Высоко задранные горловины бензобаков и усеченные “амбразуры” дверных проемов тоже неудобны, но это, опять же, издержки водоплавающей конструкции. Единственный непростительный “ляп” – расположение трубы глушителя: когда забираешься на место переднего пассажира, за нее так и хочется схватиться рукой. А нельзя… Что внутри? Да обыкновенный, милый сердцу уазик! Привыкать придется лишь к “рогатому” штурвалу, установленному вместо привычной баранки, и отсутствию педали тормоза, функции которой возложены на поворотные рычаги.

Сама рулевая колонка сделана в виде Т-образной консоли, а короткие “рожки” управления бортовыми фрикционами при поворотах нужно тянуть на себя. Схема удобная, но с точки зрения эргономики консоль следовало бы сделать покороче – так будет меньше нагрузка на мышцы предплечья. В остальном же рабочее место водителя, да и интерьер в целом, вполне отвечают идеологии машины. Мягкие кресла, большие оконные проемы со сдвижными форточками, приличная обзорность… Важно и то, что, перекочевав на гусеничный вездеход, салон ульяновского “козлика” не утратил способности к трансформации – внутри можно быстро организовать два удобных спальных места.

А как здесь тепло! Благодаря мощнейшей уазовской “печке” салон прогревается моментально, а водоизмещающая полость корпуса, через которую продувается горячий воздух из моторного отсека, служит таким мощным источником “подпольного” тепла, что зимой в машине можно спокойно сидеть в футболке и домашних тапочках. Мало места в багажнике? Если рассуждать с позиции геологов, нефтяников и участников экстремальных экспедиций, то это действительно так. Однако Ухтыш – это не технологический транспортер и не перевозчик промышленных грузов. Взять на борт снаряжение и провизию, необходимые для недельной “автономки” четырех-пяти охотников, он в состоянии, а если багаж не обременяет, то в салоне могут разместиться даже семь человек.

Словом, Ухтыш представляет собой сугубо “гражданский” снегоболотоход особо легкого класса с соответствующей энерговооруженностью. Под капотом установлен карбюраторный двигатель УМЗ-4218-10 (такие моторы ставят на классические “козлики” и “буханки”), работающий с 4-х ступенчатой коробкой передач и раздаточной коробкой ульяновского производства. Оговоримся, что слово “раздатка” в данном случае не стоит понимать буквально, поскольку в трансмиссии Ухтыша этот агрегат ничего не раздает, а выполняет роль демультипликатора – дополнительной 2-х ступенчатой коробки передач.

От нее крутящий момент приходит на главную передачу с фрикционами и ленточными тормозами (нижегородцы используют модернизированный узел от гусеничного транспортера ГАЗ-71), а затем раздается приводными валами на бортовые передачи и ведущие звездочки. Механические потери в трансмиссии гусеничной машины очень велики, так что архаичному ульяновскому мотору приходится несладко. Впрочем, две с половиной тонны “железа” он перемещает по бездорожью уверенно, а в момент переключения передач даже вызывает похвалу. Дело в том, что из-за высокого сопротивления движению и значительного тормозного момента от трансмиссии идущая по бездорожью гусеничная машина останавливается даже при кратковременном разрыве мощности (в момент выжима сцепления это неизбежно).

Переключаться “вверх” приходится очень быстро, чуть “подпаливая” сцепление и уповая на тяговые характеристики мотора. Ульяновскому двигателю такие нагрузки под силу. Единственное, чего он упорно не хочет делать, так это развивать обороты. Крутился бы получше, давал бы возможность в критической ситуации набрать ход, глядишь – и “запрыгивать” на подъемы удавалось бы с первого раза! Поворачивает Ухтыш, как классический гусеничный транспортер – подтормаживанием бортов. Размыкая фрикцион с помощью рычага-штурвала и затягивая ленточный тормоз, водитель заставляет одну из гусениц забегать вперед и разворачивать машину.

Изюминка же конструкции в том, то в приводе механизма поворота используется пневматика. С правой стороны от двигателя установлен механический компрессор от автобуса ПАЗ, нагнетающий воздух в ресивер и обеспечивающий работу исполнительных устройств. При воздействии на один из “рогов” штурвала открывается раздаточный клапан, который “перебрасывает” давление в соответствующую магистраль: фрикцион размыкается, тормоз затягивается – и механизм поворота отрабатывает команду. Достоинства пневматики ощущаешь при первом же маневре: усилия на ручках настолько малы, что управлять машиной можно в буквальном смысле двумя пальцами – для гусеничного транспортера это огромный плюс.

Недостатки пневморуля “вылезают” позже, когда, отмотав пару километров по редколесью, понимаешь, что не управляешь машиной, а подстраиваешься под ее поведение. Виной тому – недостаток следящего действия в пневмоприводе и полное отсутствие обратной связи. Алгоритм, по которому пневматика Ухтыша “прикусывает” гусеницы, напоминает компьютерную программу, работающую по жестким логическим условиям “да/нет”: чуть коснулся рукоятки – и тормоз звериной хваткой впивается в барабан, намертво зажимая борт. Вездеход тут же закручивается вокруг вертикальной оси, причем рассчитать угол поворота невозможно – его приходится угадывать. Не довернул – дергай рычаг второй раз, перестарался – зажимай противоположный борт и вновь надейся на удачу.

Свести к минимуму работу упрямым штурвалом и избавить себя от утомительных подруливаний можно только в том случае, если научишься заглядывать на полманевра вперед и разбивать дуги поворотов на ломаные линии. Выражаясь раллийным языком, дергать за рычаг нужно строго в “апексе”, сразу же ставить машину “носом” на створ следующего поворота и двигаться к нему прямо, не трогая рычаги – в противном случае езда превращается в шараханья из стороны в сторону. Проблемы управляемости своего детища нижегородцы знают и уже в самое ближайшее время обещают наделить пневмопривод руля адекватным следящим действием.

Моменты размыкания бортового фрикциона и подтормаживания гусеницы будут разнесены во времени, а сам тормоз научится работать плавно, без мгновенных “закусываний”, чтобы в пологих поворотах машина могла “исполнять циркуляцию” по дуге большого радиуса. Удивило, что в снегу Ухтыш оставляет после себя довольно глубокую колею и рано выбирает 400 миллиметров дорожного просвета. Если заявленное производителем удельное давление на грунт (0,125 кгс/см2) соответствует действительности, то по целине машина должна передвигаться увереннее. Впрочем, это лишь первые впечатления: для корректных выводов нужны сравнительные испытания с другими вездеходами, оснащенными резинометалическими гусеницами с односторонней жесткостью.

Да и снег снегу рознь – успех передвижения по целине зависит от целого ряда факторов. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что нынешние гусеницы Ухтыша в некотором роде являются компромиссом. С одной стороны, они “экологичные” и асфальтоходные (плоское полотно не срывает верхний слой почвы и не разрушает покрытие дорог общего пользования), с другой – “беззубые”. Отсутствие грунтозацепов не позволяет машине уверенно цепляться за опорную поверхность на подъемах, при выходе из воды на берег и штурме крутых уступов. Конечно же, универсального движителя, одинаково хорошо работающего в различных условиях бездорожья, не существует в принципе. Однако создателям Ухтыша стоит поэкспериментировать. Быть может, для более уверенного передвижения по глубокому снегу резинометаллическую ленту стоит сделать чуть шире?

А вот ходовая часть нижегородской машины – пример грамотного инженерного расчета и продуманной конструкции. Казалось бы, торсионная подвеска, короткая база, высокий кузов, гусеницы – сейчас как начнет вытрясать душу… Ничего подобного! На дорожных и внедорожных неровностях Ухтыш демонстрирует очень приличную плавность хода, не вынуждая седоков хвататься за спасительные рукоятки и поручни. Очень комфортное шасси! Благодаря энергоемкой подвеске и отсутствию эффекта “ваньки-встаньки” машина не пугает сильными кренами и, главное, позволяет чувствовать рельеф – при движении по тяжелому бездорожью это качество подчас является определяющим. Цена в 800 тысяч рублей за Ухтыш в базовой комплектации, представьте себе, не отпугивает – гусеничная техника стоит дорого. А вот отечественная агрегатная база и минимум экзотических узлов в данном случае скорее плюс: это значит, что в придачу к вездеходу не придется “покупать” квалифицированного механика и месяцами ждать доставки дефицитной “железяки” – для жителей отдаленных районов это немаловажно. Что же касается “детских болезней”, то для их лечения у нижегородцев есть все интеллектуальные ресурсы. Финансовые, будем надеяться, тоже найдутся.

Как переделать Уаз на шины низкого давления?

Метки:Давление в шинахУАЗУАЗ Патриот

Многие автолюбители, которые увлекаются рыбалкой или охотой, а также те, кто живет в сельской местности, часто задумываются о том, как увеличить проходимость своего автомобиля. Многие интересуются, возможно ли обыкновенную машину своими руками превратить в вездеход повышенной проходимости.

Автомобили марки УАЗ являются очень известной моделью отечественного производства, которая выпускалась именно для условий, требующих повышенной проходимости.

Патриот на шинах низкого давления

Это и УАЗ-452, так называемая буханка — одна из первых моделей с повышенной проходимостью. «Буханка» уже более 50 лет используется в условиях с тяжёлой проходимостью, особенно в деревнях. Это и более новые модели «Хантер» и «Патриот», выпущенные уже после 2000 года.

Как известно, одним из факторов, который существенно повышает проходимость автомобиля, являются шины низкого давления.

Многие умельцы-автолюбители умудряются своими руками сделать УАЗ на шинах низкого давления, превратив его в отличный вездеход, которому не страшны ни раскисшие дороги, ни снеговые завалы.

Хантер на шинах низкого давления

Преимущества установки на УАЗ шин низкого давления

Давайте рассмотрим, какие преимущества мы получаем, устанавливая на «УАЗик» шины низкого давления:

  • существенно улучшается проходимость машины;
  • шины такого плана увеличивают пятно сцепления с грунтом;
  • в таких случаях могут быть установлены специальные грунтозацепы, которые делают машину более приземистой;
  • использование такого типа резины уменьшает негативное влияние на почву, что очень важно в плане экологических показателей;
  • наблюдается увеличение дорожного просвета, что неизбежно происходит в случае установки шин с низким давлением.

Преимущества установки на УАЗ шин низкого давления

Недостатки установки на УАЗ шин низкого давления

Однако тюнинг такого рода имеет и свои недостатки. Это могут быть следующие факторы:

  • для установки подобных колёс вам будет необходимо внести в конструкцуию автомобиля ряд серьёзных преобразований. Это довольно трудозатратно и влечёт за собой существенные финансовые расходы;
  • более высокое расположение центра тяжести транспортного средства негативно влияет на его устойчивость;
  • если речь идёт о движении по асфальтному покрытию, вы должны учитывать, что оно сильно изнашивает шины низкого давления. Поэтому вездеходам такого рода не рекомендуется частое и длительное передвижение по асфальтным покрытиям;

Недостатки шин низкого давления на УАЗ

  • со скоростью также придётся быть осторожным. Шины низкого давления не предназначены для скоростного передвижения — здесь основная задача в езде по бездорожному покрытию и преодолении препятствий;
  • следует учитывать повышение нагрузки на узлы трансмиссии. При движении по грунтам, для которых требуются протекторы с высоким профилем, могут возникать критические значения нагрузки.

Что нужно будет учесть при переделке автомобиля

Если вы решили переделать свой УАЗ в вездеход посредством установки колёс с шинами низкого давления, вам придётся учесть некоторые факторы:

  • будьте готовы к тому, что вам придётся внести ряд серьёзных изменений в трансмиссию, мосты и элементы кузова вашего автомобиля. Это особенно важно, если речь идёт о переделке таких автомобилей, как «буханка». УАЗ «Патриот» на шинах низкого давления потребует гораздо меньше изменений в конструкции, чем «буханка». Это объясняется тем, что в те времена, когда выпускались старые модели, ещё не использовались современные технологии и материалы;

Выбор резины на УАЗ

  • при выборе резины очень важно учитывать температуры, в которых планируется их эксплуатация. Для летнего и зимнего использования транспортного средства вам понадобятся как минимум два набора резины;
  • у резины для низкого давления нет чёткого деления на летний и зимний варианты. Для зимы используются такие виды, которые не становятся жёсткими при отрицательных температурах. Это может негативно влиять на проходимость транспортного средства;
  • выбирая рисунок протектора, помните, что не всегда «глубже» значит «лучше». Увеличение глубины рисунка делает большей нагрузку на трансмиссию — учитывайте грунт, по которому вы планируете передвигаться, и выбирайте оптимальный вариант глубины рисунка.

Этапы переделки автомобиля УАЗ в вездеход

Все работы по изготовлению вездехода на базе автомобиля УАЗ можно разделить на несколько условных этапов. Разберём их по очереди:

  1. Выбираем основу. Если в гараже нет «УАЗика», подходящего для превращения в вездеход, нам придётся подыскать нужную основу. Помните, что чем старше модель, тем больше придётся делать изменений.
  2. Изготавливаем задний мост и подвеску. Здесь лучше использовать независимую конструкцию. Её изготовление повлечёт за собой увеличение трудозатрат, однако это повысит проходимость машины. Подвеска соединяется с задним мостом специальной стойкой и рулевой втулкой.
  3. Крепим к подвеске колёса. Здесь необходимы ступицы из металла. Можем использовать камеры от грузовых автомобилей вроде «Урала».
  4. Выбираем двигатель, осуществляем монтаж и конструируем систему охлаждения.
  5. После установки двигателя монтируем выхлопную и тормозную системы и сцепление. Устанавливаем фары и подключаем всю коммутацию.
  6. Проводим все необходимые испытания полученного вездехода, устраняем недостатки и дефекты. После внесения всех исправлений и положительных результатов испытаний можем считать работу завершённой — наш вездеход готов преодолевать трудности.

Работы по изготовлению вездехода на базе автомобиля УАЗ

Переделка автомобиля УАЗ под шины с низким давлением — это целый комплекс работ по усовершенствованию конструкции.

В противном случае штатные элементы вашей машины не справятся с нагрузками, возникающими при езде с колёсами такого типа, и выйдут из строя в самый неподходящий момент.

Специалисты советуют учесть при этом все нюансы и сложности, которые могут возникнуть. От того, насколько ответственно вы подойдёте к решению этой задачи, зависит качество вездехода, его проходимость, надёжность и, естественно, ваша безопасность при езде во внедорожных условиях.

Баранов Виталий Петрович Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

ЗВМ (Завод Вездеходных Машин)

Уазик на гусеницах? Ух ты ж! В действительности, Ухтыш — река в Нижегородской области. А снегоболотоход с подобным же названием построили в самом Нижнем Новгороде, на Заводе вездеходных автомобилей.

В создании этой машины поучаствовали эксперты Нижегородского технического университета и НИИ Транспортно-технологического машиностроения — компаний с именами и традициями. Да и про ульяновцев забывать негоже — Его Величество Козел формирует основу визуального образа нижегородского снегоболотохода. Вообще, «гусеничный уазик» — это тот редкий случай, когда симбиоз «базиса» и «надстройки» не режет глаз и не вызывает противоречий: Ухтыш получился забавным!

Кузов ульяновского внедорожника, разрезанный вдоль по линии излома дверных проемов, установлен на герметичный стальной корпус, в коем размещены агрегаты трансмиссии и элементы ходовой части. Любой борт машины несет на себе 2 звездочки (передний ленивец и заднее ведущее колесо), 6 опорных катков с торсионной подвеской и 3 поддерживающих ролика. Гусеницы Ухтыша представляют собою наборные резинометаллические ленты, звенья которых соединены друг с другом специальными шарнирами. Палец-сустав, соединяющий траки, не мешает ленте трудиться в гусеничном обводе и свободно «наматываться» на звездочки, однако препятствует обратному прогибу гусеницы — точечное действие с позиции опорной поверхности, так, воспринимает не конкретное звено, а участок гусеничного полотна. В итоге этого появляется так называемый «эффект доски», снижающий удельное давление на грунт и дающий возможность машине увереннее передвигаться по слабонесущим поверхностям: песку, снегу и болоту. Равномерно распределять вес вездехода по всему пятну контакта помогают и особые уширители — резиновые пальцы прямоугольной формы, торчащие из каждого трака. При движеньи по топким местам дополнительная «распальцовка» позволяет увереннее цепляться за грунт, а на плаву резиновые «пальчики» превращаются в весла. Такое только снилось УАЗ ягуару…

Да-да, Ухтыш плавает! Пока, правда, по-собачьи, однако все шансы стать настоящей амфибией у машины есть: создатели серьезно озадачились установкой дополнительного водометного двигателя, тем паче что противопоказаний нет — гусеничный Козел был с самого начала рассчитан на обитание в 2-х стихиях. К слову, обеспечением надлежащей «мореходности» продиктованы и кое-какие, с первого взгляда, парадоксальные конструктивные решения. Нижняя секция заднего борта Ухтыша, например, заварена наглухо (на УАЗе 2315, например, она открывается), что создает отдельные трудности с погрузкой багажа. Однако при сходе на плав и выходе из воды на берег герметичный борт не позволит черпнуть кормой. Высоко задранные горловины бензобаков и усеченные «амбразуры» дверных проемов также неудобны, однако это, снова, издержки водоплавающей конструкции. Единственный непростительный «ляп» — расположение трубы глушителя: когда забираешься на место переднего пассажира, за нее так и хочется схватиться рукой. А нельзя…

Что внутри? Да обычный, милый сердцу уазик! Привыкать будет нужно только к «рогатому» штурвалу, установленному вместо привычной баранки, и отсутствию педали тормоза, функции которой возложены на поворотные рычаги. Сама рулевая колонка сделана в виде Т-образной консоли, а короткие «рожки» управления бортовыми фрикционами при разворотах требуется тянуть на себя. Схема удобная, однако с позиции эргономики консоль следовало бы сделать покороче — так будет менее нагрузка на мышцы предплечья. В остальном же рабочее место водителя, да и интерьер в целом, весьма отвечают идеологии машины. Мягкие кресла, крупные оконные проемы со сдвижными форточками, приличная обзорность… Важно и то, что, перекочевав на гусеничный вездеход, салон ульяновского «козлика» не потерял способности к трансформации — внутри возможно с высокой скоростью организовать 2 удобных спальных места. А как тут тепло! Благодаря мощнейшей уазовской «печке» салон прогревается мгновенно, а водоизмещающая полость корпуса, ч/з которую продувается горячий воздух из моторного отсека, служит подобным мощным источником «подпольного» тепла, что зимой в машине возможно спокойно сидеть в футболке и домашних тапочках. Мало места в багажнике? Если рассуждать с позиции геологов, нефтяников и участников экстремальных экспедиций, то это на самом деле так. Хотя Ухтыш — не технологический транспортер и не перевозчик промышленных грузов. Взять на борт снаряжение и провизию, нужные для недельной «автономки» 4-х-5 охотников, он в состоянии, а если багаж не обременяет, то в салоне могут разместиться даже 7 человек. Словом, Ухтыш представляет собою сугубо «гражданский» снегоболотоход особенно легкого класса с соответствующей энерговооруженностью.

Под капотом установлен карбюраторный мотор УМЗ-4218-10 (подобные двигатели ставят на классические «козлики» и «буханки»), работающий с четырехступенчатой трансмиссией и раздаточной коробкой ульяновского производства. Оговоримся, что слово «раздатка» в этой ситуации не стоит понимать фактически, т.к. в трансмиссии Ухтыша этот агрегат ничего не раздает, а выполняет роль демультипликатора — дополнительной двухступенчатой коробки передач. От нее крутящий момент приходит на главную передачу с фрикционами и ленточными тормозами (нижегородцы применяют модернизированный узел от гусеничного транспортера ГАЗ-71), а после раздается приводными валами на бортовые передачи и ведущие звездочки.

Механические утраты в трансмиссии гусеничной машины весьма велики, так что архаичному ульяновскому мотору приходится несладко. Хотя, 2 с половиной тонны «железа» он перемещает по бездорожью уверенно, а в миг переключения передач даже вызывает похвалу. Дело в том, что из-за высокого сопротивления движению и значительного тормозного момента от трансмиссии идущая по бездорожью гусеничная машина останавливается даже при кратковременном разрыве мощности (в миг выжима сцепления это неминуемо). Переключаться «наверх» приходится с большой скоростью, чуть «подпаливая» сцепление и уповая на тяговые данные двигателя. Ульяновскому двигателю подобные нагрузки по силам. Единственное, чего он упорно не желает делать, так это развивать обороты. Крутился бы лучше, давал бы возможность в критической ситуации набрать ход, глядишь — и «запрыгивать» на подъемы удавалось бы с I-го раза!

Поворачивает Ухтыш, как классический гусеничный транспортер — подтормаживанием бортов. Размыкая фрикцион при помощи рычага-штурвала и затягивая ленточный тормоз, водитель заставляет одну из гусениц забегать вперед и разворачивать машину. Изюминка же конструкции в том, то в приводе механизма поворота используется пневматика. С правой стороны от мотора установлен механический компрессор от автобуса ПАЗ, нагнетающий воздух в ресивер и обеспечивающий работу исполнительных устройств. При воздействии на 1 из «рогов» штурвала открывается раздаточный клапан, который «перекидывает» давление в соответствующую трасса: фрикцион размыкается, тормоз затягивается — и механизм поворота отрабатывает команду. Достоинства пневматики ощущаешь при первом же маневре: усилия на ручках так малы, что руководить машиной возможно в буквальном смысле 2-мя пальцами — для гусеничного транспортера это большой плюс.

Недочеты пневморуля «вылезают» позднее, когда, отмотав пару километров по редколесью, понимаешь, что не управляешь машиной, а подстраиваешься под ее поведение. Виной тому — недостаток следящего действия в пневмоприводе и полное отсутствие обратной связи. Алгоритм, по которому пневматика Ухтыша «прикусывает» гусеницы, напоминает компьютерную программу, работающую по жестким логическим условиям «да/нет»: чуть коснулся рукоятки — и тормоз звериной хваткой впивается в барабан, намертво зажимая борт. Вездеход тут же закручивается кругом вертикальной оси, при этом рассчитать угол поворота нереально — его приходится угадывать. Не довернул — дергай рычаг II-й раз, перестарался — зажимай противоположный борт и снова надейся на удачу. Свести к минимуму работу упрямым штурвалом и освободить себя от утомительных подруливаний возможно лишь в том случае, если научишься заглядывать на полманевра вперед и разбивать дуги поворотов на ломаные линии. Выражаясь раллийным языком, дергать за рычаг требуется строго в «апексе», немедленно ставить машину «носом» на створ следующего поворота и двигаться к нему прямо, не трогая рычаги — иначе езда превращается в шараханья из стороны в сторону. Трудности управляемости собственного детища нижегородцы знают и уже в самое самое близкое время обещают наделить пневмопривод руля адекватным следящим действием. Моменты размыкания бортового фрикциона и подтормаживания гусеницы будут разнесены во времени, а сам тормоз научится трудиться плавно, без мгновенных «закусываний», чтоб в пологих разворотах машина могла «выполнять циркуляцию» по дуге крупного радиуса.

Удивило, что в снегу Ухтыш оставляет после себя довольно глубокую колею и рано выбирает 400 мм дорожного просвета. Если заявленное производителем удельное давление на грунт (0,125 кгс/см2) соответствует действительности, то по целине машина должна передвигаться увереннее. Впрочем, это лишь первые впечатления: для корректных выводов нужны сравнительные испытания с другими вездеходами, оснащенными резинометалическими гусеницами с односторонней жесткостью. Да и снег снегу рознь — успех передвижения по целине зависит от целого ряда факторов. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что нынешние гусеницы Ухтыша в некотором роде являются компромиссом. С одной стороны, они «экологичные» и асфальтоходные (плоское полотно не срывает верхний слой почвы и не разрушает покрытие дорог общего пользования), с другой — «беззубые». Отсутствие грунтозацепов не позволяет машине уверенно цепляться за опорную поверхность на подъемах, при выходе из воды на берег и штурме крутых уступов. Конечно же, универсального движителя, одинаково хорошо работающего в различных условиях бездорожья, не существует в принципе. Однако создателям Ухтыша стоит поэкспериментировать. Быть может, для более уверенного передвижения по глубокому снегу резинометаллическую ленту стоит сделать чуть шире?

А вот ходовая часть нижегородской машины — пример грамотного инженерного расчета и продуманной конструкции. Казалось бы, торсионная подвеска, короткая база, высокий кузов, гусеницы — сейчас как начнет вытрясать душу… Ничего подобного! На дорожных и внедорожных неровностях Ухтыш демонстрирует очень приличную плавность хода, не вынуждая седоков хвататься за спасительные рукоятки и поручни. Очень комфортное шасси! Благодаря энергоемкой подвеске и отсутствию эффекта «ваньки-встаньки» машина не пугает сильными кренами и, главное, позволяет чувствовать рельеф — при движении по тяжелому бездорожью это качество подчас является определяющим. Такойтюнинг буханке тоже был бы кстати!

Цена в 800 тысяч рублей за Ухтыш в базовой комплектации, представьте себе, не отпугивает — гусеничная техника стоит дорого. А вот отечественная агрегатная база и минимум экзотических узлов в данном случае скорее плюс: это значит, что в придачу к вездеходу не придется «покупать» квалифицированного механика и месяцами ждать доставки дефицитной «железяки» — для жителей отдаленных районов это немаловажно. Что же касается «детских болезней», то для их лечения у нижегородцев есть все интеллектуальные ресурсы. Финансовые, будем надеяться, тоже найдутся.

Общие данные гусеничного вездехода ЗВМ-2410 УХТЫШ

Полная масса, кг 3200
Масса снаряженной машины, кг 2700
Количество мест (с водителем) 5
Среднее удельное давление на грунт с полной нагрузкой, кПа (кгс/см2) 16 (0,16)
Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием, км/ч 60
Скорость движения на плаву, км/ч
За счет перематывания гусениц 4-5
Емкость бензобаков, л (2х56) 112
База, мм 2500
Колея, мм 1655
Клиренс, мм 400
Габариты, мм
Длина 4195
Ширина 2055
Высота по багажнику 2050
Двигатель гусеничного вездехода ЗВМ-2410 УХТЫШ
бензиновый
УМЗ-4218-10 ЗМЗ-409-10
дизельный
ЗМЗ-514

Трансмиссия гусеничного вездехода ЗВМ-2410 УХТЫШ
Сцепление Однодисковое, сухого трения с гидроприводом.
Коробка передач 4-х ступенчатая, механическая.
Дополнительная коробка передач Механическая, 2-х ступенчатая.
Главная передача Одноступенчатая, коническая, с круговым зубом
Бортовая передача Одноступенчатая шестеренчатая с прямым зубом
Механизм поворота Бортовый фрикцион сухого трения многодисковый с остановочным ленточным тормозом.
Привод управления бортовыми фрикционами и остановочными тормозами Пневматический.
Стояночный тормоз Трансмиссионный, барабанно-колодочного типа, с ручным приводом.
Ходовая часть гусеничного вездехода ЗВМ-2410 УХТЫШ
Тип движителя Гусеничный
Опорные катки Сдвоенные, 12 на борт
Поддерживающие ролики Сдвоенные, 6 на борт
Ведущие колеса Заднего расположения, цевочного зацепления, по два сменных зубчатых венца.
Механизм натяжения гусениц Винтовой, на кривошипах направляющих колес.
Подвеска Зависимая торсионная с амортизаторами для передних и задних балансиров.
Гусеничные ленты резинометаллические асфальтоходные с параллельным РШМ, односторонней жесткостью и эластичным уширителем. Ширина ленты с уширителем 400 мм.

«Ухтыш» ЗВМ-2410

ДВС бензиновый (мотор ЗМЗ 409.10 143 л.с.)
Мотор разобран и отдеффектован. Заводской брак устранен. Установлен предпусковой подогреватель (eberspacher) с пультом.
Выхлоп выведен в крыло и поднят до уровня крыши.
Установлены передняя лебедка (heavy duty 1200), багажник, дополнительные фары рабочего и дальнего света (IPF).

Выполнена многослойная виброшумоизоляция всех панелей кузова.
Пол, боковые стенки, ниши для ног отделаны алюминием.
Задние сиденья заменены на два дивана, также сзади установлен автономный обогреватель
В крыше сделан большой люк.
На торпеде установлена GPS навигация.

В целом техника прошла глубокую и серьезную подготовку к дальним поездкам и долгосрочной эксплуатации в лесу и на пересеченной местности.

Цена: 2 800 000

ЗВМ-2411 Узола

Болотоход незаменим при выполнении транспортно-технологических операций по всем видам слабонесущих грунтов, болотистой местности, на плаву и снежной целине. Грузовая платформа вездехода дает возможность размещения различного технологического оборудования по желанию заказчика с возможностью его подключения к валу отбора мощности в раздаточной коробке передач.

Узола 2411ГП

Модельный ряд ЗВМ-2411 Узола состоит из следующих моделей:

Грузовой вездеход УЗОЛА ЗВМ-2411Г
Грузопассажирский вездеход с кабиной на 5 человек ЗВМ-2411ГП
Пассажирсий вездеход ЗВМ-2411П
Грузовой вездеход с кабиной на 4 человека переднеприводный
Вездеход Узола с буровой установкой УБШМ

Узола 2411П

Характеристики ЗВМ-2411 Узола:

Полная масса 3200,3360
Количество мест (с водителем) 5, 2, 7
Масса перевозимого груза 500, 700, 560
Полная масса буксируемого прицепа,кг 1000 1000 1000
Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием, км/ч 65
Скорость движения на плаву, км/ч 4-5
Емкость бензобаков, л (2х65) 130
База, колея, клиренс, мм 2500 /1655/400
Габариты, мм
Длина 4655

Ширина 2070
Высота по багажнику 2155
Двигатель ЗМЗ-409-10 или ЗМЗ-514
Подъём(без прицепа с полной нагрузкой) на сухом грунте, градусов 31
Боковой крен на сухом грунте, градусов 20
Сцепление Однодисковое, сухого трения замкн.
Коробка передач 4-х ступенчатая, механическая
Дополнительная коробка передач Механическая, 2-х ступенчатая
Главная передача Одноступенчатая, коническая, со спиральным зубом
Бортовая передача Механическая, одноступенчатая с прямым зубом
Механизм поворота Бортовый фрикцион сухого трения многодисковый с остановочным ленточным тормозом
Привод управления бортовыми фрикционами и остановочными тормозами Пневматический
Стояночный тормоз Трансмиссионный, барабанно-колодочного типа, с ручным приводом. (prouaz.com)

Гусеничный снегоболотоход ЗВМ 2411Гп «Узола»
Снегоболотоход незаменим при выполнении транспортно-технологических операций по всем видам слабонесущих грунтов, болотистой местности, на плаву и снежной целине.
Водоизмещение кузова обеспечивает машине хорошую остойчивость и большой запас плавучести для преодоления водных преград.Отличный вариант для охоты и рыбалки
двигатель бензиновый 150 лошадей,

лебедка,
2 бензобака 130л,
пробег 1500 км
Снаряженная масса, кг 2800