Эскадрилья Александр Невский

Сегодня среди обывателей стало модным вопрошать Русскую Церковь: а что, дескать, она, вообще сделала для страны? Дабы не растекаться мыслью по древу заострим внимание на вклад Церкви в годы Великой отечественной войны. А именно создание на средства, собранные духовенством и мирянами, танковой колонны «Дмитрий Донской» и авиационной эскадрильи «Александр Невский».
Танковая колонна «Дмитрий Донской»
В марте 1944 г. митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) выезжает на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского — дара Русской Православной Церкви.
7 февраля 1944 г. армии была передана армии танковая колонна «Дмитрий Донской», построенная на деньги, собранные Церковью еще с начала 1943 г. Акт передачи состоялся у деревни Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей. Колонна состояла из 40 танков Т-34-80.
Сообщив о патриотической деятельности Церкви, ее нерушимом единстве с народом, митрополит передал бойцам привет, подарки и благословение Русской Православной Церкви и патриарха Сергия. В своей речи перед танкистами архиерей дал им напутственный наказ: «Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли, во имя мирной жизни и счастья нашего народа. На святое дело — вперед!»
Свой первый бой танкисты колонны «Дмитрий Донской» приняли на 1-м Белорусском фронте, где «…прорвали сильно укрепленную оборону немцев».
Менее чем за два месяца 38-й полк прошел с боями свыше 130 км и более 500 км сумел преодолеть маршем по бездорожью на своих танках. За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Димитрия Донского из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР. 21 солдат и 10 офицеров полка пали смертью храбрых на полях сражений, 19 человек из них сгорели в боевых машинах.
Авиационная эскадрилья «Александр Невский»
Активную бескорыстную помощь оказывали защитникам Родины все слои нашего общества. Не могу не сказать о том, что в годы Великой Отечественной войны большие взносы делала в Фонд обороны страны и Русская православная церковь.
5 Января 1943 года «Правда» опубликовала Послание митрополита Московского Сергия. «Нашим особым Посланием, — говорилось в нём, — приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Димитрия Донского. Для начала патриархия вносит 100 000 рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве — 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович — 100 тысяч».
На Послание откликнулись буквально все епархии. Так, уже через несколько дней «Правда» опубликовала сообщение, что Ленинградская епархия в условиях блокады собрала и внесла в Фонд обороны 3 182 143 рубля. Благочинный города Горького протоиерей Александр Александрович Архангельский сообщил:
«Наша церковная община в 1942 году внесла наличными в Госбанк 2,5 миллиона рублей в Фонд обороны. Героическое наступление доблестных советских войск, предпринятое в последнее время одновременно на нескольких фронтах, и достигнутые при этом успехи ещё больше воодушевили всех честных русских людей к подвигам на скорейшее освобождение родной земли…
…Вношу лично от себя 200 тысяч рублей на постройку нового боевого самолёта эскадрильи имени прославленного историей русского боевого вождя Александра Невского…
Я призываю всех православных церковнослужителей на свои взносы создать грозную для врага могучую боевую эскадрилью «Александр Невский».
На истребителе с надписью на борту «Александр Невский» сражался известный лётчик — истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.

Из истории собственных наименований воздушных судов России в годы войны

С первых месяцев Великой Отечественной войны в наименовании советских самолетов стало больше патриотического оттенка. Он значительно усилился с появлением в составе ВВС (позднее в истребительной авиации ПВО) гвардейских авиационных частей. Так, многие летчики-гвардейцы часто помещали на бортах своих боевых машин гвардейский знак. В отдельных случаях он дополнялся соответствующими надписями, например: «Гвардия» или «За честь гвардии!». Среди первых высокого звания «гвардейских» в Военно-воздушных силах удостоились 29, 129, 155 и 526-й истребительные авиаполки, а также 215-й штурмовой и 31-й бомбардировочный авиационные полки, особо отличившиеся в битве за Москву в декабре 1941 г.
За мужество и героизм летного состава в боях против немецко-фашистских захватчиков многим соединениям и частям ВВС, истребительной авиации ПВО и морской авиации ВМФ были присвоены почетные наименования. Часто они наносились на фюзеляжах боевых машин, где соседствовали с правительственными наградами, полученными авиационными формированиями или лично летчиками за воздушные победы. Наглядным примером могут служить самолеты из состава 231-й штурмовой авиационной Рославльской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии, а также 2-го гвардейского бомбардировочного Брянского авиационного корпуса.

Размещение гвардейского знака на фюзеляже легкого бомбардировщика По-2
Гвардейский знак на борту самолета У-2. 1944 г
Экипажи самолетов из состава Рославльской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии
Героя Советского Союза М.Д. Баранова (справа) поздравляют с очередной победой. Сталинградский фронт. 1942 г
Самолет МиГ-3 из состава 6-го авиационного корпуса ПВО с характерной надписью на борту. Зима 1941/1942 гг
Свою ненависть к врагу отдельные летчики красочно излагали на фюзеляжах боевых машин в виде лозунгов «Смерть немецким оккупантам», иногда прибегая и к более крепким выражениям. Как свидетельствуют ветераны войны, отдельные надписи можно было смело относить к ненормативной лексике. Думается, что такие художества командование стремилось не поощрять и по-своему боролось с ним.
В то же время, как и в годы Первой мировой войны, возродилась традиция помещать на самолетах визитные карточки летчиков. Так, известный советский летчик-ас М.Д. Баранов3 на борту своей боевой машины большими буквами написал «Гроза фашистов М.Д. Баранов». Такое отважный летчик мог себе позволить. За полтора года войны он совершил более 200 боевых вылетов, лично сбив при этом 24 самолета противника». Иногда названия самолетов ограничивались лишь начальным словом вышеприведенной фразы — «Гроза» (сентябрь 1941 г., ВВС Южного фронта). Позднее с аналогичной надписью летал известный советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В.Ф. Хохлачев.

Бомбардировщик дальней авиации Ил-4 «Гроза». Осень 1941 г., ВВС Южного фронта
Советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В.Ф. Хохлачев возле своей «грозной» машины
В годы Великой Отечественной войны многие трудовые коллективы, по опыту 1920-1930 гг, выпускаемым сверхплановым самолетам присваивали различные патриотические наименования, отражавшие веяние времени: «За Сталина», «За партию большевиков», «За Родину», «За Москву», «За Ленинград» и т.д. Чаще всего они вручались исключительно подготовленным летчикам (имевшим значительный боевой опыт на фронте). Так, в составе ВВС Северного фронта в 1941 г. на именном самолете-истребителе И-16 «За СССР!» воевал младший лейтенант С. Сурженко. Также именные самолеты принимали участие в боевых действиях в ходе битвы за Москву (1941-1942 гг.), Сталинградском сражении (1942 — 1943 гг.) и других стратегических операциях Великой Отечественной войны.
Получило свое распространение и размещение на фюзеляжах боевых машин имен выдающихся российских полководцев и военных летчиков, получивших широкую популярность в стране в связи с выходом на экраны в 1930 -1940-е гг. одноименных кинофильмов, в их числе: «Александр Невский», «Александр Суворов», «Валерий Чкалов», «Чапаевцы» (последние два названия относились к одноименным авиационным эскадрильям) и др. Так, на именном самолете «Александр Невский» воевал знаменитый советский летчик капитан А.Д. Билюкин5 (196-й иап, 324 иад, 7ВА). Свою последнюю победу он одержал в небе Северной Норвегии, сбив немецкий Ме-1096. На самолете-штурмовике Ил-2, названном в честь великого русского полководца генералиссимуса А.В. Суворова, успешно громил фашистов экипаж военных летчиков ВТ. Алексухина и А.Д. Га-таюнова. Имя А.В. Суворова присвоил себе и экипаж самолета-разведчика из состава 39-го отдельного разведывательного авиационного полка.
Снова, как и в предвоенные годы, возродилась традиция отражать на бортах самолетов имена погибших товарищей, за которых советские авиаторы поклялись беспощадно мстить врагу. Именно такие надписи составляли большинство именных самолетов. Несмотря на свое многообразие, например: «Месть за Христенко» (566-й шап, Ленинградский фронт, 1944 г.), «За Володю!» (32-й гв. иап, Северо-Западный фронт, Як-9, 1943 г.), «За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 г.) и др., все они имели одну направленность — предъявить противнику счет за погибших в боях однополчан. Иногда подобная надпись могла выражаться в виде целого предложения. Так, на борту самолета-бомбардировщика (командир экипажа ~~ майор К. Иванцов) было написано «За тебя родной брат Ваня, мщу фашистскому зверью Я!». Позднее экипаж указанного самолета принял участие в одной и заключительной стратегической операции Красной Армии в годы Великой Отечественной войны — Берлинской (апрель — май 1945 г.). Проводя воздушную бомбардировку столицы фашистской Германии, летчики в полной мере смогли посчитаться за своего павшего товарища.
Командир 1-й авиаэскадрильи 148 иап капитан М. Некрасов возле своего именного самолета. 1942 г
С именем Сталина в бой
За родную партию большевиков
Иногда советские летчики клялись мстить врагу за известных в стране людей (ушедших из жизни) или павших героев. Известный летчик-ас командир 91-го истребительного авиационного полка майор А.С. Романенко8 на борту своего истребителя Як-9 поместил имя трагически погибшей в январе 1943 г. в авиакатастрофе советской летчицы Героя Советского Союза М.М. Расковой9.
Осенью 1943 г. А.С. Романенко вместе с другим летчиком-истребителем А.И. Покрышкиным10 был признан самым результативным летчиком ВВС Красной Армии. Особо он отличился в период Курской битвы (июль — август 1943 г.), за что был удостоен звания Героя Советского Союза. По сути, это звание он получил вторично. Первый раз высокого звания летчик удостоился еще в боях на Северо-Западном фронте в 1942 г. Но из-за вынужденного пленения он был лишен не только звезды Героя, но и всех полученных ранее правительственных наград. Через год А.С. Романенко вновь подтвердил свое право быть лучшим из лучших летчиков страны11.
«За Ленинград» на борту Ил-2
«За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 г.)
Герой Советского Союза капитан А.Д. Билюкин в кабине своего именного самолета «Александр Невский»
Экипаж именного самолета-разведчика 39 ОРАП (слева направо): командир И.М. Глыга, стрелок-радист К.Н. Семичев и штурман СП. Минаев
Экипаж майора К.Иванцова
«За Володю!» (32-й гв. иап, Северо-Западный фронт, Як-9, 1943 г.)7
Другому советскому авиатору капитану Ю.И. Горохову12 перед началом Курской битвы, как лучшему летчику-истребителю 162-го истребительного авиационного полка, старейшим советским писателем-пушкинистом А.И. Новиковым был вручен именной самолет «Александр Пушкин». Идея создания этой именной боевой машины была приурочена к 106-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина, инициатором которой и выступил А.И. Новиков. Благодаря его неустанной работе по популяризации имени великого русского поэта в трудовых коллективах ему удалось в короткий срок собрать нужную для строительства самолета сумму денег.
Из телеграммы И.А. Новикова Председателю Государственного Комитета Обороны И.В. Сталину13
В 106-ю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменска-Уральского, я провел ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего нового романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта не умирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами 100000 рублей на боевой самолет «Александр Пушкин». Пусть боевой самолет, носивший гордое имя «Александр Пушкин», примет участие в освобождении от неистового врага нашей родной земли.
Прошу включить в список действующей авиации самолет «Александр Пушкин».
Писатель Иван Алексеевич Новиков, г. Каменск-Уральский.
Из ответа И.В. Сталина писателю И.А. Новикову:
…примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.
И. Сталин.
Летом 1943 г. именной самолет Як-7 был построен и включен в состав ВВС РККА.

Из телеграммы генерал-майора авиации Волкова писателю И.А. Новикову14
На собранные Вами средства построен боевой самолет-истребитель «Александр Пушкин», который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии летчику капитану Горохову.
Один из экипажей летчиков поклялся мстить врагу за смерть комсомолки Зои Космодемьянской15, чей подвиг, широко по всей стране, затронул сердца многих советских воинов. И таких примеров в годы войны было не мало.
Именные авиаэскадрильи «Валерий Чкалов» и «Чапаевцы». 1944 г
Як-9 А.С. Романенко с именем М.М. Расковой на борту
Месть врагу за боевых товарищей и подруг
Самолет «Месть Барановых»
Большую группу именных самолетов также представляли летательные аппараты, собранные на народные средства. Как и на заре создания военной авиации в России, эта традиция и в годы Великой Отечественной войны продолжала приносить свои плоды, олицетворяя собой неразрывную связь между армией и обществом. Именные самолеты на фронт поступали от трудовых коллективов, колхозов и совхозов, и даже отдельных состоятельных граждан нашей страны. Например, на самолете-истребителе Ла-5ФН, построенном на личные средства колхозника Василия Конева, знаменитый советский летчик-ас Иван Кожедуб16 одержал ряд воздушных побед в небе Молдавии в 1944 г.
Жительница Красноярского края К.С. Шумкова также на личные средства построила самолет персонально для военного летчика гвардии подполковника Н.Г. Соболева, получивший название «Красноярский комсомолец». Его однофамилец -майор А.П. Соболев17, совершивший за годы войны более 500 боевых вылетов и сбивший лично 20 самолетов противника (летом 1 943 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза), в период 1943 -1 944 гг. также воевал на именном самолете «Шилкинский старатель» (Л а-5).
Летал на именном самолете и летчик-истребитель Герой Советского Союза А.Н. Катрич (в будущем — генерал-полковник авиации), совершивший 11 августа 1941 г. первый в истории мировой авиации высотный воздушный таран летательного аппарата противника. На высоте 9 тысяч метров советский истребитель МиГ-3 осуществил перехват немецкого самолета Дорнье-217, направляющегося к Москве. В результате столкновения германский аппарат разрушился в воздухе, а советский летчик сумел успешно посадить свою машину на аэродром полка.
По оценке исследователей, поступавшие в авиацию именные самолеты от трудовых коллективов, в большинстве случаев носили персональный характер. Так, экипажу советского летчика Г.М. Паршина (943-й штурмовой авиационный полк) семья Барановых передала самолет, построенный на собственные средства, с надписью «Месть Барановых», отражая тем самым стремление внести свой посильный вклад в общую победу над фашизмом. В свою очередь, трудящиеся Алтайского края вручили своему земляку — прославленному летчику Герою Советского Союза И.Ф. Павлову, боевую машину с соответствующей надписью, как знак высокой признательности его мужества и героизма на фронте.
Многие советские летчики в годы войны летали на именных самолетах, подаренных им в знак признательности их боевых заслуг на фронте. Среди них были известные летчики-асы: А.В. Алелюхин18, А.П. Шишкин19, С.Д. Луганский20, А.И. Выборнов21 , С. Роговой и многие другие. Так, командир 52-го бомбардировочного авиационного полка майор А.И. Пушкин в ходе Сталинградского сражения (1942 — 1943 гг.) летал на самолете Су-2/М-82 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского района г. Молотова»17. На самолете командира эскадрильи 5-го штурмового полка Героя Советского Союза А. Путина был размещен рисунок парящего над горами орла, изображение которого дополняла надпись «Кавказ».
Су-2/М-82 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского района г. Молотова»
Командир эскадрильи 5-го штурмового полка Герой Советского Союза А. Путин перед боевым вылетом
Ло-5ФН знаменитого советского летчика-аса Ивана Кожедуба, построенный на личные средства колхозника Василия Конева
Ло-5ФН знаменитого советского летчика-аса Ивана Кожедуба, построенный на личные средства колхозника Василия Конева,
В составе 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии23 в 1943 — 1945 гг. летало немало именных самолетов, в т.ч. «Следопыт» (Пе-2), «Забайкальский комсомолец» (Пе-2) и др.
Противник в годы войны также иногда присваивал своим самолетам различные имена. Чаще всего они посвящались женам или знакомым девушкам летчиков. Также можно было встретить и названия различных животных или птиц. Отдельные германские авиаторы в качестве своей визитной карточки давали боевым машинам собственные шутливые прозвища24. Но с текстовым искусством советских летчиков немцы соревноваться все же не могли.
Приближение победы над врагом незамедлительно отразилось на содержании бортовых надписей. Помимо веских «пожеланий» противнику в практику стали входить указания боевого пути, который прошел за годы войны личный состав того или иного авиационного подразделения или экипажи отдельных самолетов. Так, советский летчик Н.Д. Панасов поместил на борту своего пикирующего бомбардировщика Пе-2 надпись «Ленинград — Кенигсберг», аналогичный смысл имела и надпись «Сталинград — Берлин». В этот период многие самолеты украсились лозунгом «Вперед на Запад!», ставшим главным девизом последних месяцев войны.
С окончанием Великой Отечественной войны в составе ВВС практически исчезают именные летательные аппараты (за исключением безмоторной авиации). Последними из них могут считаться самолеты типа Ту-2 именной эскадрильи «Москва». По имеющимся сведениям, они были включены в состав авиационной группы, которая должна^ была принять участие в воздушном параде в небе столицы 18 августа 1945 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 С 27 октября 1944 г. преобразована в 12-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию.
2 Директивой Генерального штаба КА от 26 декабря 1944 г. 2-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия был преобразован во 2-й гвардейский бомбардировочный Брянский авиационный корпус.
3 Баранов Михаил Дмитриевич — советский военный летчик-ас, капитан, Герой Советского Союза (1942). Окончил Чугуевское военное училище летчиков (1940). В годы Великой Отечественной войны: летчик-истребитель, заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. Трагически погиб во время совершения тренировочного полета (1943).
4 Н. Бодрихин. Советские асы. М., 1998. — С.28.
5 Билюкин Александр Дмитриевич -советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1944). Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу (1940), Военно-воздушную академию (1957). За годы Великой Отечественной войны совершил 430 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, лично уничтожил 23 и в группе 1 самолет противника.

Бодрихин. Советские асы. М., 1998. С.31.
7 Д. Хазанов. Немецкие асы на Восточном фронте. 4.1. М.:РУСАВИА, 2004. -С. 119.
8 Романенко Александр Сергеевич — советский военный летчик-ас, майор, Герой Советского Союза (1943). Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу (1935). Служил в частях Киевского и Западного особых военных округов. В начале Великой Отечественной войны воевал в составе 32-го истребительного авиационного полка (иап). Удостоен звания Героя Советского Союза, позднее лишен его из-за пленения (1942). В сентябре 1943 г. командир 91-го иап. К ноябрю 1943 г. считался одним из самых результативных летчиков-истребителей ВВС РККА. В период 1941 — 1943 гг. совершил более 300 боевых вылетов, лично сбил около 30 и 6 в группе самолетов противника. Погиб от огня своей зенитной артиллерии (1943).
9 Сведения о Расковой М.М. в следующей части статьи.
10 Покрышкин Александр Иванович — советский военачальник, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза (май, август 1943, 1944). На военной службе с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу лётчиков (1 939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию (1957, ныне Военная академия Генштаба). С 1934 г. техник авиационного звена связи стрелковой дивизии, позднее -младший лётчик истребительного авиаполка. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира и командир эскадрильи, с ноября 1943 г. помощник командира, с марта 1944 г. командир гвардейского истребительного авиаполка. С мая 1944 г. командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв, сбил 59 самолётов противника. Его тактический опыт был взят на вооружение многими советскими асами. После войны проходил службу в Войсках ПВО страны. С января 1949 г. заместитель командира, с июня 1951 г. командир истребительного воздушного корпуса ПВО, с февраля 1955 г. командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО. С 1957 г. командующий 52-й воздушной истребительной армией ПВО, с февраля 1961 г. командующий 8-й Отдельной армией ПВО — заместитель командующего войсками Киевского военного округа по ПВО. С июля 1968 г. заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С января 1972 г. председатель ЦК ДОСААФ СССР. С ноября 1981 г. в Группе генеральных инспекторов МО СССР.
11 Н. Бодрихин. Советские асы. М., 1998. — С. 173-1 74.
12 Горохов Юрий Иванович — советский военный летчик-ас, капитан, Герой Советского Союза (1944). Окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище (1939). В годы Великой Отечественной войны совершил 350 боевых вылетов, участвовал в 70 воздушных боях, сбил лично 24 и 10 в группе самолетов противника. Погиб в бою (1944).
13 Е.М. Кирпонос, М.Н. Новиков. На истребителе «Александр Пушкин». М., 1981. — С.41.
14 Там же. С42.
15 Космодемьянская Зоя Анатольевна (Таня) — партизанка, первая женщина — Герой Советского Союза (1942, посмертно). Учащаяся средней школы №201 (г. Москва). В октябре 1941 г. добровольцем ушла в партизанский отряд. В ноябре 1941 г. при выполнении задания в тылу противника была взята в плен. После зверских пыток казнена (1941).

16 Кожедуб Иван Никитович — советский военачальник, маршал авиации (1985), трижды Герой Советского Союза (02.1944, 08.1944, 1945). На военной службе с 1940 г. Окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (1941), Военно-воздушную академию (1949), Высшую военную академию (1956, ныне Военная академия Генштаба). Во время Великой Отечественной войны: летчик-инструктор в военном авиационном училище, старший летчик, командир звена, авиаэскадрильи 240-го иап (1943), заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка (1944-1945). За годы войны совершил 330 боевых вылетов и сбил 62 самолета противника (в т.ч. 1 реактивный). С июня 1949 г. заместитель командира, в 1950-1955 гг. командир истребительной авиационной дивизии. С ноября 1956 г. начальник Управления боевой подготовки ВВС, с апреля 1958 г. 1-й заместитель командующего ВА, с января 1964 г. 1-й заместитель командующего авиацией МВО. В 1971-1978 гг. 1-й заместитель начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 по 1991 г. в Группе генеральных инспекторов МО СССР.
17 Соболев Афанасий Петрович — советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1943). Окончил Батайскую военную авиационную школу (1940), Высшие летно-теоретические курсы. В период 1941 — 1943 гг. воевал на Юго-Западном, Волховском. Калининском фронтах. С лета 1943 г. командир 2-го гвардейского истребительного авиационного полка. Трагически погиб при выполнении контрольного полета (1958).
18 Алелюхин Алексей Васильевич — советский военный летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза (август, ноябрь 1943). На военной службе с 1938 г. Окончил Военную авиационную школу им. В.П. Чкалова (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию (1954). В годы Великой Отечественной войны: летчик-истребитель, командир звена, эскадрильи, заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. За годы войны совершил 601 боевой вылет, лично сбил 40 самолетов противника и 17 в группе. В послевоенный период на преподавательской работе в Военно-воздушной академии. С 1961 г. заместитель командира авиационной дивизии, начальник разведки ВВС МВО, заместитель начальника штаба воздушной армии. В 1974 — 1985 гг. заместитель начальника штаба ВВС МВО.
19 Шишкин Александр Павлович — советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1943). Окончил Качинскую военную авиационную школу (1938). Проходил службу в должностях: летчика-инструктора, командира звена. За годы Великой Отечественной войны совершил около 250 боевых вылетов и лично сбил 20 самолетов противника. Трагически погиб при выполнении тренировочного полета.
20 Луганский Сергей Данилович — советский военный летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). На военной службе с 1936 г. Окончил Оренбургскую военную школу летчиков (1938), Военно-воздушную академию (1949). В 1938 — 1941 гг. младший летчик, заместитель командира эскадрильи. Во время советско-финляндской войны (1939 -1940) совершил 59 боевых вылетов. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира и командир эскадрильи, командир 270-го истребительного авиаполка. За годы войны совершил 390 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 37 и в групповых боях 6 самолетов противника, в том числе 2 тараном. После войны служил в ВВС и в авиации ПВО страны. В 1945 ~ 1949 гг. командир авиаполка, с 1 949 г. заместитель командира, с 1952 г. командир авиадивизии. В 1960 — 1964 гг. заместитель командира корпуса ПВО.
21 Выборнов Александр Иванович — советский военный летчик-ас, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза (1945). Окончил Чугуевскую военную школу летчиков (1940), Военно-воздушную академию (1954). За годы Великой Отечественной войны совершил 190 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя и лично сбил 20 самолетов противника. После войны проходил службу в должностях командира авиационного полка и авиадивизии. В 1965 г. начальник боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны. Принимал участие в арабо-израильской войне (1967). С 1968 г. инспектор Министерства обороны СССР.
22 Д. Хазанов. Н. Гордюков. Су-2. Ближний бомбардировщик. — М.: Издательство «Техника —молодежи», 1999. — С.69.
23 1-я гвардейская бомбардировочная Кировоградская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия преобразована из 263-й бомбардировочной авиационной дивизии. Приказ НКО СССР от 18 марта 1943 г.
24 Д. Хазанов. Немецкие асы на Восточном фронте. 4.1. — М.: РУСАВИА, 2004. -С.35.




Эскадрилья

Эскадрилья.Группа Б-17Г (Boeing B-17G), ближайший самолёт (SO-H) — B-17G-70-DL (S/N 44-6898) из 384-й бомбардировочной группы, 547-я эскадрилья, около 1944 года.Эскадрилья Ф-86 Сейбр, Южная Корея, 1951 год.

Эскадри́лья, в ВС Союза ССР и Российской Федерации (России) — авиационная эскадрилья (аэ) (фр. escadrille), уменьшительное от эскадра (фр. escadre) — формирование, основное тактическое авиационное (ракетное) подразделение или воинская часть (отдельная эскадрилья) Военно-воздушных сил вооружённых сил государства.

История термина

История возникновения термина уходит своими корнями в прошлое, когда на заре развития авиации особое развитие получил Военно-Морской флот, имеющий самую современную по тем временам технику, обученный персонал. Наибольшее развитие авиация нашла в Российской и Австро-Венгерской империях, во Франции и Англии. Авиация этих государств применялась в военных (боевых) действиях Первой Мировой войны. Так как большинство авиаторов той поры имели военно-морское образование, а небо было пятым океаном, то и в делении формирований авиации (в организационно-штатных структурах) того времени были применены морские термины: флот, эскадра и так далее.

См. также: Императорский военно-воздушный флот России

Состав

В составе современной эскадрильи находится от 8 до 30 и более единиц летательных аппаратов (ЛА) в зависимости от типа, модели как правило, однотипные самолёты, вертолёты или беспилотные аппараты. Авиационные эскадрильи объединены в более крупные формирования: авиационные полки, авиационные крылья, авиационные группы или эскадры, в зависимости от военного дела государства.

Как правило, состоит из нескольких звеньев или отрядов, включающих три-четыре летательных аппарата. В эскадрильях средних и тяжёлых самолётов, требующих значительного штата технического и лётного состава, звено называется отрядом и также включает обычно три корабля.

Может быть отдельной, тогда является воинской частью.

В некоторых государствах в эскадрильи объединены ракетные (зенитно-ракетные) подразделения, например, — подразделение баллистических ракет в ВС Франции, США, ФРГ, Италии и других стран. Например, крыло межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в ВС США состоит из трёх-четырёх эскадрилий, а каждая из них имеет 50 пусковых установок (ПУ).

Германия

В эскадрилье ВВС ВС Германии (периода 1933 — 1945 годов — люфтваффе) имелось, по штатному расписанию, от 12 до 16 самолётов. Нумерация эскадрилий в эскадре была сквозной: в I группу входили 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи, во II — 4-я, 5-я, 6-я и т. д. Номер эскадрильи записывался арабской цифрой с точкой. За номером через дробь следовало обозначение эскадры или группы (если группа не входила в состав эскадры). В скобках могло уточняться назначение эскадрильи:

  • 1./JG 27 — 1-я эскадрилья (в составе I группы) 27-й истребительной эскадры;
  • 7./KG 76 — 7-я эскадрилья (в составе III группы) 76-й бомбардировочной эскадры;
  • 10.(Jabo)/JG 2 — 10-я (истребительно-бомбардировочная) эскадрилья 2-й истребительной эскадры;
  • 3.(F)/Aufkl.Gr 22 — 3-я (дальнеразведывательная) эскадрилья 22-й разведывательной группы; сокращённый вариант −3./(F)22;
  • 1./Aufkl.Gr Ob.d.L. — 1-я эскадрилья разведывательной группы, непосредственно подчинявшейся главному командованию люфтваффе;
  • 1./KGr 106 — 1-я эскадрилья 106-й бомбардировочной группы;
  • Stab/ZG 2 означало штабное звено 2-й эскадры тяжёлых истребителей.

Эскадрильи, в свою очередь, делились на звенья (нем. Kette), которые в большинстве родов авиации состояли из трёх самолётов. В истребительных частях имелись звенья из четырёх самолётов (нем. Schwarm), делившиеся ещё на пары (нем. Rotte).

Состав эскадр, групп и эскадрилий варьировался в зависимости от задач, поставленных перед ними, наличия самолётов и лётного состава, условий тылового снабжения и так далее. Особо гибкой организацией отличалась истребительная авиация, в которой обычным явлением было ведение боевых действий группами одной эскадры (или даже эскадрильями), находившимися на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга. Такие подразделения действовали обособленно, в зависимости от сложившейся боевой обстановки на данном участке фронта.

СССР

В РККА основной штатной номерной единицей авиации (войсковой частью) первоначально была авиационная бригада, затем авиационный полк (авиаполк). Бригада (затем полк) состояла из авиационных эскадрилий (аэ), а авиаэскадрилья — из отрядов и (или) звеньев.

С 16 сентября 1924 года авиационная эскадрилья состояла из двух или трёх отрядов, в зависимости от рода авиации:

  • истребительная эскадрилья — из трех отрядов по три звена в каждом. Всего в эскадрилье имелось 46 самолётов, из них 12 запасных.
  • лёгкобомбардировочная эскадрилья включала три отряда из двух звеньев и насчитывали 31 самолёт, из них 12 запасных.
  • разведывательная эскадрилья включала три отряда из двух звеньев и насчитывали 31 самолёт, из них 12 запасных.
  • тяжёлобомбардировочная эскадрилья состояла из двух отрядов по три самолёта. Всего 6 самолётов.

В 1938 году руководством было принято решение об изменении организационно-штатной структуры и численности самолётов в эскадрильях:

  • бомбардировочная эскадрилья состояла из четырёх звеньев по три самолёта (12 самолётов)
  • штурмовая эскадрилья — из трех основных звеньев и одного резервного (12 самолётов)
  • истребительная эскадрилья насчитывала 15 самолётов и состояла из пяти звеньев.

Войсковая авиация состояла из отдельных эскадрилий, по одной на каждый стрелковый, механизированный и кавалерийский корпус.

Опыт Великой Отечественной войны и большие потери, в первые годы войны, вызвали необходимость новых изменений. 10 августа 1941 года приказом командующего ВВС РККА эскадрильи в штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации определялись по 10 самолётов (три звена и самолёт командира). Через десять дней, 20 августа, последовал новый приказ для формирований, получавших самолёты новых марок типа Ил-2, Пе-2, Як-1 и так далее. Эскадрилья при этом насчитывала 9 самолётов, то есть три полных звена.

В середине 1943 года в истребительной авиации вернулись к составу эскадрильи в 10 самолётов, двух звеньев и пары (командира и его ведомого).

В конце 1943 года эскадрильи истребительной и штурмовой авиации перешли на трехзвенный состав и насчитывали по 12 самолётов.

Эскадрилья бомбардировочной авиации насчитывала по 10 самолётов, три звена и самолёт командира эскадрильи. Эскадрилья связи состояла из четырёх звеньев (12 самолётов).

Именные авиаэскадрильи

В авиации РККА существовали именные авиационные эскадрильи:

  • «Амурский колхозник» (тип сам. неизв.) декабрь 1942,
  • «Кировский колхозник» (тип сам. неизв.) декабрь 1942,
  • «имени Комсомола Удмуртии», создана по инициативе комсомольцев Сарапульского района УАССР которые обратились ко всем членам ВЛКСМ Республики с призывом принять участие в постройке эскадрильи боевых самолётов, молодежь УАССР собрала 2 507 700 рублей на постройку эскадрильи, за что реском получил благодарность от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина.
  • «Воронежский колхозник»,
  • «Свердловский колхозник» (тип сам. неизв.) декабрь 1942,
  • «Хабаровский комсомолец»,
  • «Новосибирский комсомолец/Комсомол Нарыма/Комсомол Кузбасса» (9 самолетов Як-7) август 1942,
  • «Чкаловский комсомолец»,
  • «Ярославский комсомолец» (Ил-2),
  • «Малый театр — фронту» (Як-9),
  • «Комсомолец Заполярья»,
  • «Советский полярник»,
  • «Советское Приморье» (Ил-4),
  • «Советская Грузия» (тип сам. Ла-5 с жёлтой надписью грузинским шрифтом) март 1943,
  • «Солнечная Киргизия»
  • «Лозовской колхозник»
  • «Кегичевский колхозник»
  • «Монгольский арат»
  • «Латышский стрелок» (Як-7)
  • «Александр Невский» (тип сам. неизв.) создана по инициативе Русской Православной Церкви в ноябре 1942 г. На истребителе с надписью на борту «Александр Невский» сражался известный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.

Россия

В ВВС ВС России штатный состав эскадрильи полностью зависит от типов эксплуатируемой техники, и практически полностью идентичен штатному расписанию времён СССР. Например, в эскадрилью фронтовых бомбардировщиков входит 12 самолётов типа Су-34. В штате эскадрильи дальних бомбардировщиков-ракетоносцев типа Ту-95 — восемь машин.

Югославия

В Югославской народной армии в 1961 году был утверждён порядок обозначения эскадрилий ВВС номерами:

  • Истребительные авиационные эскадрильи — номера, начиная со 120-го;
  • Истребительно-бомбардировочные эскадрильи — номера, начиная с 235-го;
  • Разведывательные авиационные эскадрильи — номера, начиная с 350-го;
  • Эскадрильи лёгкой боевой авиации — номера, начиная с 460-го;
  • Эскадрильи противолодочной авиации — номера, начиная с 570-го;
  • Транспортные авиационные эскадрильи — номера, начиная с 675-го;
  • Вертолётные эскадрильи — номера, начиная с 780-го;
  • Эскадрильи авиационной связи — номера, начиная с 890-го.

> См. также

  • Эскадрилья № 5

Примечания

  1. Наставление по инженерно-авиационному обеспечению авиации Вооружённых сил СССР, 1990 год
  2. Эскадрилья — статья из Большой советской энциклопедии.
  3. ЦГА Удмуртской Республики, ф. 546, оп. 2, д. 81, л. 4 — 7.
  4. «Всенародная помощь фронту», А.М. Синицын., МО СССР, 1975.
  5. Взвесь — День Победы: Танки и самолеты от Русской Церкви

Литература

  • Приказ НКО СССР № 071, от 25 мая 1937 года.
  • Постановление ГКО СССР № 143сс, от 14 июля 1941 года.
  • Приказ НКО СССР № 0052, от 15 июля 1941 года.
  • Постановление ГКО СССР № 423сс, от 7 августа 1941 года.
  • Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 675. — 736 с. — ISBN 5-85270-086-X.

Ссылки

  • Организация ВВС РККА Статья на сайте airpages.ru
  • ЦГА Удмуртской Республики, ф. 546, оп. 2, д. 81, л. 4 — 7.
  • Сайт рг.ру, Воронежская авиабаза приняла три новых Су-34.

Сухопутные войска

Отделение · Взвод · Рота/Батарея · Батальон/Дивизион · Полк · Бригада · Дивизия · Корпус · Армия

Военно-морские силы

Корабль · Дивизион кораблей · Бригада кораблей · Дивизия кораблей · Эскадра · Военно-морская база · Флотилия · Флот

Военно-Воздушные силы

Звено · Отряд · Эскадрилья · Полк · Эскадра/Крыло · Дивизия · Корпус · Воздушная армия

Словом и мечом: подвиг Церкви в годы войны

В годы Великой Отечественной Русская Православная Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны государства, словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом.

Митрополит Сергий: пророчество о судьбе фашизма

Патриарх Сергий (Страгородский)

Свою позицию Русская Православная Церковь четко обозначила с первого дня войны. 22 июня 1941 года ее глава, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа.

Так было и во времена Александра Невского, громившего псов-рыцарей, и во времена Дмитрия Донского, получившего благословение от игумена земли Русской Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Не оставит Церковь своего народа и теперь, благословляя на предстоящий подвиг.

Владыка прозорливо подчеркнул, что «фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали», постигнет та же участь, что и других захватчиков, когда-то вторгавшихся в нашу страну.

26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебствования.

Положение Церкви накануне войны

Благовещенский храм в Смоленской области без крестов. Фото 1941 года. Источник фото

Руководство страны не сразу оценило патриотический настрой Московского Патриархата. И это не удивительно. С начала революции 1917 года Православная Церковь в Советской России считалась чужеродным элементом и пережила немало тяжелейших моментов в своей истории. В гражданскую войну множество священнослужителей было расстреляно без суда и следствия, храмы разорены и разграблены.

В 20-е годы истребление духовенства и мирян продолжалось, при этом, в отличие от предыдущих бесчинств, в СССР этот процесс проходил с помощью показательных судов. Церковное же имущество изымалось под предлогом помощи голодающим Поволжья.

В начале 30-х годов, когда началась коллективизация и «раскулачивание» крестьян, Церковь объявили единственной «легальной» контрреволюционной силой в стране. Был взорван кафедральный храм Христа Спасителя в Москве, по стране прокатилась волна уничтожения церквей и превращение их в склады, и клубы под лозунгом «Борьба против религии — борьба за социализм».

Была поставлена задача – в ходе «безбожной пятилетки» 1932–1937 годов уничтожить все храмы, церкви, костелы, синагоги, молельные дома, мечети и дацаны, охватив антирелигиозной пропагандой всех жителей СССР, в первую очередь, молодежь.

Священномученик Петр Полянский). Икона. azbyka.ru

Несмотря на то, что были закрыты все монастыри и подавляющее большинство храмов, выполнить задачу до конца не удалось. Согласно переписи населения 1937 года верующими назвали себя две трети селян и треть горожан, то есть более половины советских граждан.

Но главное испытание было впереди. В 1937–1938 годах в ходе «большого террора» был репрессирован или расстрелян каждый второй священнослужитель, включая митрополита Петра (Полянского), на которого после смерти патриарха Тихона в 1925 году были возложены обязанности Патриаршего Местоблюстителя.

К началу войны в Русская Православная Церковь было всего лишь несколько епископов, и менее тысячи храмов, не считая тех, которые действовали на присоединенных в 1939–40 годах к СССР территориях западных Украины и Белоруссии и стран Прибалтики. Сам митрополит Сергий, ставший Патриаршим Местоблюстителем, и остающиеся на свободе архиереи жили в постоянном ожидании ареста.

Судьба церковного послания: только после речи Сталина

Характерно, что послание митрополита Сергия от 22 июня власть разрешила огласить в храмах только 6 июля 1941 года. Спустя три дня после того, как молчавший почти две недели фактический глава государства Иосиф Сталин обратился по радио к согражданам со знаменитым обращением «Братья и сестры!», в котором признал, что Красная Армия понесла тяжелые потери и отступает.

Одна из заключительных фраз сталинского выступления «Все наши силы — на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Все силы народа — на разгром врага!» стала охранительной грамотой для Русской Православной Церкви, которая ранее рассматривалась органами НКВД чуть ли не как пятая колонна.

Война, которую Сталин назвал Великой Отечественной, разворачивалась совсем не по тому сценарию, что предполагали в Москве. Германские войска стремительно наступали по всем направлениям, захватывая крупные города и важнейшие области, такие, как Донбасс с его углем.

Осенью 1941-го вермахт начал продвижение к столице СССР. Шла речь о самом существовании страны, и в этих тяжелейших условиях водораздел пролег между теми, кто поднялся на борьбу с грозным врагом, и теми, кто трусливо уклонялся от этого.

Русская Православная Церковь оказалась в рядах первых. Достаточно сказать, что за годы войны митрополит Сергий обращался к православному народу с патриотическими посланиями 24 раза. Не остались в стороне и другие иерархи Русской Церкви.

Святитель Лука: от ссылки до Сталинской премии

Святитель Лука Войно-Ясенецкий в мастерской скульптора, 1947 год

В начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено».

Заканчивалась телеграмма просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь, при этом после войны архиерей выражал готовность вернуться обратно в изгнание.

Его прошение было удовлетворено, и с октября 1941 года 64-летний профессор Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и стал консультантом всех красноярских больниц. Талантливый хирург, принявший духовный сан в 20-х годах, делал по 3-4 операции в день, показывая пример более молодым коллегам.

В конце декабря 1942 года ему без отрыва от работы военным хирургом, было поручено управление Красноярской епархией. В 1944 году, после того, как госпиталь переехал в Тамбовскую область, этот уникальный человек, совмещавший в себе способности маститого врача и выдающегося духовника, возглавил местную епархию, где впоследствии было открыто немало храмов и перечислено на военные нужды около миллиона рублей.

Танки и самолеты от Православной церкви

Любовь к Родине и ее защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, и на поддержку раненых бойцов. Они несли не только деньги и облигации, но и драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно, заготавливалось и сдавалось немало валяной и кожаной обуви, шинелей, носков, перчаток, белья.

«Так внешне материально выразилось отношение верующих к переживаемым событиям, ибо нет православной семьи, члены которой прямо или косвенно не приняли бы участие в защите Родины», — сообщал протоиерей А. Архангельский в письме к митрополиту Сергию.

Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский».

Если учесть, что к началу Великой Отечественной Православная Церковь в СССР была почти разгромлена, это можно назвать поистине чудом.

Зам. командира стрелковой роты, будущий патриарх Пимен

Старший лейтенант Извеков С. М. (будущий патриарх Пимен), 1940-е гг.

Невиданная в истории человечества по своему размаху и ожесточенности война властно требовала и ратного участия. В отличие от Первой мировой, когда в рядах русской армии священники официально допускались до боевых действий, в 1941–1945 годах многие клирики воевали обычными бойцами и командирами.

Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки.

Немало будущих священнослужителей во время Великой Отечественной были в самом пекле войны. Так, архимандрит Алипий (Воронов) в 1942–1945 годах участвовал во многих боевых операциях в качестве стрелка в составе 4-й танковой армии и закончил свой ратный путь в Берлине. Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев), был награжден медалью «За боевые заслуги» – за то, что, несмотря на тяжелое ранение, не бросил во время боя свой пулемет.

Воевали священники и по ту сторону фронта, в тылу врага. Как, например, протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, который вместе с двумя сыновьями в составе партизанского отряда не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку и был по праву награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

Боевая награда патриарха Алексия I

Священнослужители Русской Православной Церкви, награжденные медалью «За оборону Ленинграда». 15.10.1943. Первый справа – будущий патриарх, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий

Представители Церкви сполна разделяли со своим народом все тяготы и ужасы войны. Так, будущий Патриарх, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), который оставался в городе на Неве весь страшный период блокады, проповедовал, ободрял, утешал верующих, причащал и служил зачастую один, без диакона.

Владыка неоднократно обращался к пастве с патриотическими воззваниями, первым из которых стало его обращение 26 июня 1941 года. В нем он призвал ленинградцев выступить с оружием на защиту своей страны, подчеркнув, что «Церковь благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества».

После прорыва блокады города глава Ленинградской епархии вместе с группой православных священнослужителей был отмечен боевой наградой – медалью «За оборону Ленинграда».

К 1943 году отношение руководства СССР в лице Сталина осознало, что народ воюет не за всемирную революцию и Коммунистическую партию, а за своих родных и близких, за Родину. Что война, действительно, Отечественная.

1943 год — перелом в отношении государства к Церкви

В итоге был ликвидирован институт военных комиссаров и распущен Третий интернационал, в армии и на флоте ввели погоны, были разрешены к употреблению обращения «офицеры», «солдаты». Изменилось отношение и к Русской Православной Церкви.

«Союз воинствующих безбожников» фактически прекратил свое существование, а 4 сентября 1943 года Сталин встретился с руководством Московской патриархии.

В ходе почти двухчасовой беседы митрополит Сергий поднял вопрос о необходимости увеличения числа приходов и об освобождении священников и архиереев из ссылок, лагерей и тюрем, о предоставлении беспрепятственного совершения богослужений и об открытии духовных заведений.

Важнейшим итогом встречи стало появление у Русской Православной Церкви Патриарха – впервые с 1925 года. Решением Архиерейского собора РПЦ, проходившего 8 сентября 1943 года в Москве, Патриархом единогласно был избран митрополит Сергий (Страгородский). После его безвременной смерти в мае 1944 года новым главой Церкви 2 февраля 1945-го стал митрополит Алексий (Симанский), при котором клир и верующие встретили Победу в войне.