Десантный корабль Америка

Универсальные десантные корабли типа «Америка»

У этого термина существуют и другие значения, см. Америка.

Универсальные десантные корабли типа «Америка»

англ. America-class amphibious assault ship

USS America (LHA 6) после спуска на воду, 4 июня 2012 года

Проект

Страна

  • США

Предшествующий тип

«Уосп»

Последующий тип

нет

Запланировано

Построено

Строится

В строю

Основные характеристики

Водоизмещение

45 700 тонн (полное)

Длина

257,3 м (наибольшая)

Ширина

32,3 м (по ватерлинии)

Двигатели

2 ГТУ General Electric LM2500+

Мощность

70 000 л. с.

Движитель

2 гребных винта

Скорость хода

более 22 узлов (максимальная)
20 узлов (крейсерская)

Дальность плавания

9500 морских миль

Экипаж

1059 (в том числе 65 офицеров) + 1687 солдат и 184 сержанта морской пехоты.

Вооружение

Радиоэлектронное вооружение

AN/USG-2 Cooperative Engagement Capability (CEC)

SSDS MK2
Distributed Common Ground System (DCGS-N)
AN/USQ-T46(V) BFTT
IFF Interrogator System AN/UPX-29 (V)
AN/SRC-55
AN/TPX-42A(V)14
AN/SPN-35C
AN/WSN-7 RLGN
AN/SPS-48
AN/SPS-49

AN/SPQ-9B

Зенитная артиллерия

3 × 20-мм Mk15 Phalanx
7 × 12,7-мм пулемётов

Ракетное вооружение

2 ЗРК Mk29 ESSM
2 ЗРК Mk49 RAM

Авиационная группа

12 MV-22,
6 F-35B,
4 ΑH-1Z,
4 ΜΗ-53,
3 UH-1 или
22 F-35B

Медиафайлы на Викискладе

В этой статье отсутствует преамбула. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи.

Универсальные десантные корабли типа «Америка» — тип универсальных десантных кораблей ВМС США.

История строительства

Разработка и строительство универсальных десантных кораблей типа «Америка» были начаты для постепенной замены универсальных десантных кораблей типа «Тарава» и «Уосп».

Корабли предназначены для тех же целей, что и универсальные десантные корабли прежних типов — для обеспечения высадки десанта в составе экспедиционного отряда морской пехоты на необорудованные побережья противника, вместе с десантной техникой и средствами авиационной поддержки десанта — боевыми самолётами с укороченным/вертикальным взлётом F-35 JSF, конвертопланами MV-22 Osprey и транспортно-десантными вертолётами MH-53 Super Stallion.

Из-за многочисленных изменений проекта и недофинансирования в период экономического кризиса головной корабль проекта, USS America был спущен на воду только 4 июня 2012 года (вместо 2010 года по плану), а его ввод в строй намечен на 2014 год (вместо 2012). Первый корабль принят в состав флота 11 октября 2014 года .

Десантная способность

Для высадки экспедиционного батальона морской пехоты используются :

  • 2 десантных катера LCU или
  • 3 десантных катера на воздушной подушке LCAC или
  • 6 десантных катеров LCM-8 Landing Craft, Mechanized
  • 40 плавающих БТР морской пехоты AAV7 (в нормальной комплектации) или 61 (в максимальной).

На кораблях первой серии (Flight 0), однако, доковая камера для вышеперечисленных средств высадки отсутствует, на её месте размещены дополнительных ангарные помещения и мастерские.

Корабли, планируемые к постройке

Название Серия Дата заказа Дата закладки корпуса Дата спуска корабля Вступление в состав флота Дата выбытия из состава флота
USS America (LHA 6) Flight 0 1 июня 2007 17 июля 2009 4 июня 2012 11 октября 2014 2048 (план)
USS Tripoli (LHA 7) Flight 0 31 мая 2012 22 июня 2014 1 мая 2017 2018 (план)
2017 (план)
2052 (план)
USS Bougainville (LHA 8) Flight 1 30 июня 2016 2015 (план) 2017 (план) 2019 (план) 2054 (план)
USS Saipan (LHA 9) Flight 1 2017 (план) 2019 (план) 2021 (план) 2021 (план) 2056 (план)
USS Belleau Wood (LHA 10) Flight 1 2022 (план) 2023 (план) 2025 (план) 2025 (план) 2060(план)
USS Nassau (LHA 11) Flight 2 2024 (план) 2026 (план) 2028 (план) 2028 (план) 2064 (план)
USS Peleiu (LHA 12) Flight 2 2028 (план) 2029 (план) 2031 (план) 2031 (план) 2066 (план)
LHA 13 Flight 2 2032 (план) 2033 (план) 2035 (план) 2035 (план) 2070 (план)
LHA 14 Flight 2 2036 (план) 2037 (план) 2039 (план) 2041 (план) 2076 (план)
LHA 15 Flight 2 2040 (план) 2041 (план) 2043 (план) 2046 (план) 2091 (план)
LHA 16 Flight 2 2044 (план) 2045 (план) 2047 (план) 2050 (план) 2095 (план)
LHA 17 Flight 2 2048 (план) 2049 (план) 2051 (план) 2054 (план) 2099

(план)

Примечания

  • http://www.globalsecurity.org/military/systems/ship/lha-6.htm
Корабли ВМС США в период после Холодной войны
Авианосцы
Крейсера
Эсминцы
Фрегаты
Многоцелевые атомные ПЛ
ПЛАРБ
Десантные корабли

В феврале текущего года универсальный десантный корабль (УДК) USS America LHA-6 завершил квалификационные испытания судовых систем, в марте — его протестировали на живучесть. А в апреле с борта «Америки» бойцы 1-го батальона 5-го полка 15-го экспедиционного отряда морской пехоты произвели высадку десанта на остров Сан-Клементе во время учений PMINT (Phibron-MEU).

Речь идет о новейшем десантном корабле, разработанном в качестве альтернативы стареньким УДК типа «Тарава». Причем второй УДК «Триполи» (LHA-7) уже строится на судоверфи в г. Паскагула (штат Миссисипи), где и сошла со стапелей «Америка», которая обошлась казне США в $ 3,4 млрд.

УДК LHA-6 впечатляет своими размерами. Он имеет длину 257,3 метра и водоизмещение 45700 тонн, развивает скорость до 22 узлов (более 41,8 км/ч) и способен транспортировать от 1800 до 2500 морпехов. Экипаж составляет 1204 человек, включая 60 офицеров. Позаботились американцы также о корабельном госпитале на 600 коек и реанимационном отделении на 24 места. Всего планируется ввести в строй 11 таких монстров, правда, в разной модификации.

Для сравнения водоизмещение французского «Мистраля», которому так и не было суждено стать российским десантным вертолетоносцем, составляет 21300 тонн.

Универсальный десантный корабль (УДК) USS America LHA-6

Как пишет военный обозреватель Брайан Кальман, бывший офицер в ВМС США, Пентагон, задумывая этот проект, рассчитывал получить идеальный корабль для десантирования большого числа морпехов в условиях преодоления береговой обороны противника.

Для этого решено было обеспечить принципиально иную поддержку с воздуха. Авиапарк УДК включает в себя 3 многоцелевых вертолета UH-1Y Venom, 4 тяжелых транспортных CH-53 Sea Stallion, 2 вертолета Sikorsky SH-60 Sea Hawk, 4 вертолета Bell AH-1 Sea Cobra, 12 конвертопланов MV-22 Osprey и 6 истребителей 5-го поколения с укороченным/вертикальным взлётом F-35 В.

Всего ангары корабля способны вместить 53 летательных аппаратов, при этом полетная палуба имеет размеры 249,6×36 м, на которой оборудовано 9 взлетно-посадочных площадок. Чтобы втиснуть в себя такое количество авиации и дополнительные емкости топлива, заказчики из ВМС США пожертвовали доковой камерой, без которой реальные возможности для десантирования по морю резко снижаются.

В то же время, в LHA-6 сохранены возможности для использования плавсредств, в том числе 3-х катеров на воздушной подушке LCAC, и плавающих БТР AAV7, число которых может достигать 61 единицу.

Что касается технических характеристик и живучести «Америки», у многочисленной инспекционной группы Пентагона вопросов нет: всё — ок! При этом специалисты испытали «с пристрастием» все ключевые компоненты на соответствие спецификациям. В частности, в самых разных режимах проверяли судовую двухвальную дизель-электрогазотурбинную силовую установку (с предельной мощностью 70 тысяч л.с.), палубное оборудование, боевые системы, авиационное оборудование и другую технику.

Само собой, жесткому тестированию подверглось автономное пожаротушение, когда в самых неожиданных местах, в том числе на капитанском мостике и в критически важных помещениях, устраивали возгорания. При этом отключали электропитание и блокировали проходы. И здесь не выявлено отклонений от норм. Тэд Дуарте, ведущий инспектор, оценил судно LHA-6 на «отлично».

По большому счету, разработчикам есть, чем гордится, а нам — увы, позавидовать. В частности, при скорости до 12 узлов работает гребной электродвигатель. А если требуется «плыть на всех парах», включаются две газовые турбины. Учитывая запредельные нагрузки на вал и частоту гребного электродвигателя, составляющую в момент переключения на турбины 1800 об/мин, остается только поаплодировать проектировщикам. Между тем, решение этой сложнейшей инженерной задачи позволило американцам сэкономить до 75% топлива по сравнению с традиционными схемами.

Но после недавнего десантирования на остров Сан-Клементе среди экспертов ВМС США разгорелись жаркие споры. Высадка на песчаный берег проводилась в тумане. В операции участвовали суда на воздушной подушке, ударные вертолеты AH-1 Sea Cobra и тяжелые транспортные вертолеты CH-53 Sea Stallion.

По легенде учений ставилась задача «зачистки деревни от боевиков, вооруженных типичным для отрядов экстремистов оружием, включая гранатометы и ПЗРК». Для реалистической оценки использовалось специальное оборудование, фиксирующее «попадание». Короче, атака на берег была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить аутентичность. В итоге выяснилось, что морпехи понесли потери, неприемлемые с поставленной целью.

Если небольшая группа «условных боевиков» численностью 20 человек осложнила высадку и даже нанесла ущерб, о котором руководство учений отказалось информировать, что тогда ждать от встречи с реальными войсками, задаются вопросам на интернет форумах американцы.

«Горстка русских или китайских солдат, вооруженная новейшими ПЗРК, легко остановит „Америку“, в распоряжении которой всего 3 катера на воздушной подушке, — пишет некий Tom Mor, сержант морпехов. — Такое впечатление, что корабль рассчитан на десант морпехов на пустынный пляж в ясную безветренную погоду. Но как на таком огромном авианосце незаметно подплыть к месту высадки?».

Предметом разбирательства также стали MV-22 Osprey (скопы — пер. с англ.) и F-35 В. Оба самолета оказались источником непримиримых противоречий по целому ряду причин.

Руководство операции «по захвату Сан-Клементе» не решилось применять «скопу» в виду уязвимости даже перед старенькими ПЗРК, которыми, по идеи, могут быть вооружены «боевики». И вообще у этого конвертоплана оказалось столько хейтеров, что впору проводить новые тесты. Дело в том, что среди летательных американских аппаратов MV-22 Osprey имеет печально известный антирекорд безопасности: в общей сложности 36 смертельных случаев.

Более того, после 2-х десятилетий постоянных усовершенствований «скопа» оказалась на 40% дороже, чем планировалось, приблизительно $ 100 миллионов за единицу. Это почти в 4 раза больше, чем ценник вертолета МН-60С.

Что касается F-35 В, то и здесь больше вопросов с подковыркой, чем положительных отзывов. Мало того, что самолет по-прежнему является сырым, так еще и палуба LHA-6 не выдерживает высоких тепловых нагрузок истребителя при вертикальном взлете. Раскаленные струи воздуха из двигателей буквально прожигают взлетно-посадочные площадки. Так что не совсем ясно, насколько эффективно F-35 В сможет противостоять частым атакам авиации противника. Здесь уместно дополнить, что когда разрабатывали и строили «Америку», считалось, что к 2017 году появятся композитные материалы, которые решат проблему. Однако этого не случилось, и сейчас инженеры ломают голову над другими идеями.

Учитывая, что на самолет F-35 уже потрачено в общей сложности $ 1,3 трлн., потребность в новом финансировании для реинжиниринга полетной палубы «Америки» и последующих десантных кораблей вызывает в Минобороны США нервный смех. Между тем, командование Корпуса морской пехоты напомнило, что её вполне устраивал штурмовик вертикального взлёта и посадки AV-8B «Харриер» II.

«Ориентир на универсальную платформу для перевозки морских пехотинцев США, которые тренируются, чтобы преуспеть во всех формах войны, будь то на суше, в море или в воздухе, вызывает большие сомнения, — пишет Брайан Кальман. — Департамент обороны санкционировал эти изменения и, несомненно, будет продолжать сопротивляться дельным предложениям морпехов, которые настаивают на возвращение доковой камеры и колодезной палубы за счет авиационной поддержки».

Скорей всего, так оно и будет, во всяком случае, генерал Джон Келли, один из «толкачей» нового проекта УДК, пообещал переформатировать последующие после «Америки» и «Триполи» корабли. Правда, как быть с авиапарком, пока никто не знает.

Кстати, в те дни, когда морпехи «Америки» высаживались на Сан-Клементе, Китай заявил о начале реализации программы оснащения своего флота большими десантными судами нового поколения. «Строительство кораблей Type 075 водоизмещением 40 000 тонн займет более двух лет, но первый вертолетоносец войдет в строй не позже 2020 года», — говорится в авторитетной китайской газете South China Morning Post.

А ВМФ России придется довольствоваться десантными кораблями проекта 11711 водоизмещением каких-то 5 тысяч тонн, способными транспортировать 300 морских пехотинцев, 13 танков или 36 БТР. Как говорится, «по одежке протягиваем ножки». Впрочем, возможно, это и неплохо, учитывая развитие ракетной техники, способной поражать объекты практически в любой точке мира.

/Александр Ситников, svpressa.ru/

Амфибийно-десантные группы ВМС США

Универсальный десантный корабль / Фото: army-news.ru

Бравые американские джи-ай берут города силами одного батальона морской пехоты! Ни отсутствие кока-колы, ни задержка с доставкой пиццы на передовую – ничто не может сломить боевой дух американских морпехов. Стойко перенося тяготы и лишения армейской службы, солдаты США сокрушают десятикратно превосходящего по силам противника и водружают звездно-полосатый флаг (а-kа «матрас») на очередной Иводзиме, Окинаве или центральной площади Ат-Тахрир в славном городе Багдаде.

А что? Ситуация выглядит вполне реалистично. У американцев есть все необходимое для проведения подобных операций: целый флот универсальных десантных кораблей, специальные высадочные средства, вертолеты, быстроходные катера на воздушной подушке, амфибийные танки и четыре дивизии отборных головорезов, оснащенных самым современным оружием. Существует даже специальный термин – амфибийно-десантная группа (АДГ) ВМС США. Мощное и компактное средство для «проецирования силы» в любой точке планеты.

Универсальный десантный корабль!

Современный «Ноев ковчег», способный осуществлять транспортировку и высадку сил морской пехоты на оборудованное или необорудованное побережье противника. Огромная автономность и дальность плавания позволяют УДК самостоятельно действовать на другом конце Земли, а наличие на борту двух-трех десятков единиц авиатехники позволяет высаживать боевые группы в глубине территории противника, оказывая солидную огневую поддержку высадившимся силам десанта.

УДК – не просто десантный корабль. Это командный центр всей операции – штаб и боевой информационный центр, куда стекается вся информация о текущей обстановке в зоне высадки. Адмиральская каюта, множество каналов спутниковой связи, десятки рабочих постов операторов и связистов… Универсальный десантный корабль представляет фантастические возможности для управления десантными операциями.

УДК – это комфортабельный плавучий госпиталь, рассчитанный на размещение сотен пострадавших в результате боевых действий, аварий и катаклизмов. На борту корабля имеется дюжина операционных помещений, в которых одновременно могут проводиться сложнейшие хирургические операции – оснащению медицинских блоков УДК позавидует иной береговой госпиталь.

УДК создал новый формат проведения десантных операций. Загоризонтная высадка позволяет не подвергать корабль опасности обстрела с берега – во время высадки современные УДК должны находиться в десятках километрах от побережья противника, оставаясь невидимыми для вражеских радаров и неуязвимыми для огня ствольной артиллерии. Техника и личный состав транспортируются к берегу на быстроходных катерах и вертолетах.

Наконец, современный УДК оснащен комплексом оружия самообороны, способным отразить случайные атаки прорвавшихся ракет, вражеских самолетов и диверсионных групп.
Катера, вертолеты, бронетехника, тысячи единиц личного состава, гигантские складские помещения и хранилища, командный центр и госпиталь – все это один УДК. Мощь, эффективность и экономия. Один корабль дублирует задачи десятка кораблей. Разве это не здорово?

Нет, это не здорово. Это смешно.

Согласно статистике, норма потребного тоннажа на одного десантника в годы Второй мировой составляла 7 брутто-регистровых тонн. Что означает эта цифра? Всего лишь обычные человеческие потребности – есть и пить. Без каких-либо пошлых шуток.

В дальних походах возникает дефицит самого необходимого – зачастую трудно найти даже пресную воду, пригодную для питья. Солдатам требуется походная кухня со всем необходимым оборудованием. Палатки, одеяла, медикаменты. Средства гигиены — вы же не хотите, чтобы ваш взвод превратился в стадо смердящих животных? Зачастую необходимо специальное снаряжение (от лопат и биноклей до аппаратуры лазерной подсветки целей). Опционально – кондиционеры, кока-кола и мобильные дизель-генераторы.

Оружие и Боеприпасы. Это просто кошмар – к примеру, снабженческий норматив РККА образца 1941 года устанавливал 72 выстрела в день на одно152 мморудие; в реальности, в напряженном бою, расход боеприпасов превышал норму во много раз. В нашем случае, тысячи артиллерийских снарядов придется доставлять за тридевять земель!

Не секрет, что потребный расход материальных средств с течением времени многократно увеличился – уже во время Фолклендского конфликта (1982 год) норма тоннажа на одного британского десантника достигла 50 брутто-регистровых тонн. А что вы хотели? Суровые погодные условия, длительная экспедиция на другом конце Земли.

Получается простая пропорция. На борту универсального десантного корабля находятся 2000 морских пехотинцев? Очень хорошо, сразу ставьте в кильватер УДК три контейнеровоза со снаряжением, провизией и боеприпасами.

Нетрудно представить, сколько топлива жрут газотурбинные двигатели «Абрамсов», много ли пресной воды требуется солдатам в условия раскаленной пустыни и хватит ли сил у двух, пяти, даже десяти тысяч морпехов для проведения крупной десантной операции в современных условиях? Впрочем, об этом чуть ниже.

УДК – флагманский корабль! Обычное заблуждение, активно внедренное в обывательское сознание с помощью ярких, но бессмысленных фраз типа «координационный центр», «боевой информационный сервер» т.п. В реальности, когда возникает потребность в централизованном управлении крупной десантной операцией, проводимой разнородными силами морской пехоты, авиации и флота – на помощь приходят специальные командные корабли.

В Советском Союзе под эти цели были переоборудованы два устаревших крейсера проекта 68-бис. «Жданов» и «Сенявин» лишились части вооружения, взамен корабли получили дополнительную мачту с антенными устройствами, вертолетную площадку, типографию, комфортабельные каюты для высшего командного состава, кубрик для музыкального оркестра и рабочие помещения штабного оперативного поста общей площадью350 кв. метров.

USS Mount Whitney — штабной корабль Шестого флота ВМС США

Что касается ВМС США, американцы изначально строили специализированные штабные корабли типа «Блю Ридж». Гладкая открытая палуба с множеством кожухов антенных устройств, вертолетная площадка, современные коммуникационные системы, оборудованные помещения для проведения брифингов и пресс-конференций, а также командные посты, где могут одновременно работать до 200 офицеров и 500 специалистов младших званий.

Пытаться «впихнуть» все это оборудование на универсальный десантный корабль – означает превратить УДК в чрезмерно сложную и неоправданно дорогую конструкцию, при этом, не способную полноценно выполнять десантные и штабные функции.

История с «ультрасовременным госпиталем» на борту УДК полностью аналогична истории со штабом. Эвакуацией и оказанием медицинской помощи всегда занимаются специализированные госпитальные суда, чья деятельность регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 г.

Госпитальное судно «Иртыш», Тихоокеанский флот

Десятки операционных комнат, лазарет на тысячу коек, рентгеновский кабинет, медицинская лаборатория, аптека, кабинеты функциональных исследований, палаты интенсивной терапии, стоматологический кабинет, морг, кислородные станции… разместить все это на борту одного УДК представляется весьма нетривиальной задачей.

Наконец, сотням пострадавших нечего делать на боевом корабле – их необходимо срочно доставить на родину, при этом подвергая как можно меньшей опасности. Лучшее решение – специальный плавучий госпиталь, отвечающий всем требованиям Гаагской конвенции.

Белая окраска, зеленая полоса по всей длине корпуса, прерываемая тремя красными крестами – намеренное потопление такого судна расценивается, как военное преступление. Чтобы ни говорили скептики, у пострадавших, находящихся на борту госпитального судна, в разы больше шансов добраться до родных берегов, чем у тех, кто остался на борту универсального десантного корабля.

В итоге, вместо одного «универсального» десантного корабля появляются несколько специализированных кораблей и судов – контейнеровозы со снаряжением, штабные и госпитальные корабли…

Но как же эскорт? Верно, дюжина надводных и подводных боевых кораблей. А к ним – десяток флотских танкеров с топливом, пресной водой и техническими жидкостями. Кроме того, нашей эскадре потребуется плавмастерская и несколько океанских буксиров (спасательных комплексов) для эвакуации аварийных и поврежденных кораблей из зоны БД. Плюс парочка минно-тральных кораблей… В результате, вырисовывается гигантское соединение из десятков вымпелов, которое совсем не похоже на «компактную амфибийную группу».

Живой пример – во время англо-аргентинского конфликта 1982 года британские «морские волки» пригнали к Фолклендам эскадру из 86 боевых кораблей и судов обеспечения! (без учета группы, отправленной к острову Ю.Георгия и судов, обеспечивших трансатлантический переход эскадры).

Парадоксально, но факт:

1. Амфибийно-десантных групп не существует, т.к. их существование в сегодняшних реалиях, в принципе, невозможно. Десантные операции проводятся колоссальными силами армии, авиации и флота – это очень дорогая «игра», в которой помимо десятков боевых кораблей, задействованы сотни судов обеспечения.

2. Универсальный десантный корабль (вертолетоносец-док), подобный американским «Уоспам» и «Таравам» — пустая бравада и выброс средств на ветер. Исключительно крупные, дорогие и бесполезные корабли, не способны решить задачу, для которой они когда-то создавались. Они не могут захватить даже самую маленькую страну (как говорится, не по Сеньке шапка), при этом, их применение в любом из современных конфликтов неэффективно и излишне расточительно.

Немногим лучше выглядят франко-русский «Мистраль», испанский «Хуан Карлос», американский «Сан-Антонио» и их аналоги — эти корабли имеют относительно скромные размеры, адекватную стоимость, тем не менее, сфера их применения ограничена колониальными разборками и усмирением бунтов дикарей.

Что касается «серьезных» конфликтов («Буря в пустыне» и т.п.), в ходе них применять УДК «Мистраль» можно, и даже нужно. Но, следует понимать, что вклад «Мистраля» окажется микроскопическим. УДК ничего не решают в современной войне, здесь требуется совсем другая техника.

Но кто же они, эти загадочные завоеватели, что вносят решающий вклад при переброске сил морской пехоты? Кто эти чудовища, что способны в кратчайшие сроки доставить миллионную армию на чужие берега? Их не показывают на парадах и в музеях, про них не снимают фильмов и не пишут книг. Существование этих машин – Великая Тайна американского флота, о которой нельзя упоминать в СМИ. Поэтому, вместо реального положения дел, Пентагон рассказывает сказку об «амфибийных группах» и акцентирует внимание слушателей на прочих глупостях.

Быстроходные транспорты Командования морских перевозок

Плеяда из 100 Левиафанов, что способна принести демократию любому из врагов Госдепа. Их размерам позавидует авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (до 300 метровв длину, водоизмещение в грузу – более 60 тыс. тонн). При этом, гиганты могут вполне претендовать на «Голубую ленту Атлантики»* – их скорость зашкаливает за 20 узлов, вплоть до 33 узлов у газотурбоходов серии «Алголь»!

* «Голубая лента Атлантики» — приз, вручавшийся быстрейшим трансокеанским лайнерам в начале ХХ века



Большинство из них имеют гражданское прошлое – обычные голландские, датские, британские, южнокорейские (и даже один советский!) контейнеровозы, рекрутированные для нужд американского флота. Пентагон тщательно отслеживает по всему миру быстроходные контейнеровозы, ролкеры (суда для перевозки колесной и гусеничной техники), сухогрузы и активно скупает приглянувшиеся образцы морской техники. Период интенсивной модернизации (пандусы и рампы, электрическая сеть 110V, грузовые стрелы и др. спецоборудование) – и на просторы океана выходит кошмарный призрак войны – танкодесантный корабль, способный за один рейс доставить в своих трюмах сотню «Абрамсов» и десятки тысяч тонн другого снаряжения.

— Прежнее имя? — «Лаура Маерск»
— Место рождения? — Дания.
— Кто ты теперь? — USNS Shughart (T-AKR 295), 277-метровый ролкер Командования морских перевозок, головной корабль в серии из трех единиц.

Среди Левиафанов периодически встречаются чуть менее эпичные, но не менее полезные единицы – кабелеукладчики, танкеры, базы подводных лодок, океанографические суда и мобильные десантные платформы. Каждое судно имеет свое четкое предназначение, при этом, в мирное время, часть из них спит на консервации, а иногда выполняет задачи в интересах гражданских организаций. Кстати, основная часть экипажей Командования морских перевозок — вольнонаёмные гражданские моряки, военные появляются на палубах Левиафанов только во время походов в зону боевых действий.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Разумеется, концепция Командования морских перевозок не подразумевает прямого участия в десантах на вражеском побережье. Создается ощущение, что янки полностью отказались от идеи крупномасштабных морских десантов – в современных условиях попытка атаки «в лоб» на вражеский берег – слишком сложная и рискованная операции, грозящая обернуться неоправданно высокими потерями. Храбрые американцы действуют по другой, накатанной схеме – сгружают танки в порту ближайшего дружественного государства, накапливают силы и… вуаля! Через границу хлынула стальная лавина бронетехники.

Цель – Ирак? Но зачем штурмовать иракское побережье – пронесем демократию через границу Саудовской Аравии. Цель – Сирия? Заедем через турецко-сирийскую границу. Цель – Иран? Заедем через ирано-иракскую границу.

Вот здесь и возникает потребность в «Левиафанах» – уже через пару месяцев гигантские транспорты доставят в нужный порт тысячи единиц бронетехники, топливо, провизию, снаряжение и сотни тысяч человек личного состава армии и морской пехоты. А дальше – война.

Гигантский флот Левиафанов и есть то самое средство для «проецирования силы» в любом уголке планеты. Только, в отличие от дешевых угроз, исходящих от амфибийных групп, Командование морских перевозок действительно СПОСОБНО принести демократию в любую страну мира.

Сравнение Левиафанов с «Мистралями», «Уоспами» и «Таравами» просто оскорбительно – УДК просто щенки по сравнению с этими мутантами. Сколько авиатехники помещается на борту «Мистраля»? 16 средних по размеру вертолетов?

Левиафан, не моргнув глазом, доставит на вражеский берег 100 винтокрылых машин + запчасти, ГСМ, боекомплект и вспомогательное оборудование.

Вертолеты «Апач»готовятся к погрузке

Грузовые палубы военного транспорта «Боб Хоуп» (кстати, один из немногих, что изначально строился на американских верфях по спецзаказу ВМС США) равны по площади восьми футбольным полям. Это позволяет перевезти за раз до 900 единиц грузовиков и автомобилей «Хаммер». Для экономии времени техника загоняется на борт своим ходом через откинутую кормовую аппарель.

Выгрузка может происходить несколькими способами: через кормовую и бортовые аппарели, с помощью четырех грузовых стрел грузоподъемностью 110 тонн, либо, при отсутствии возможности подойти близко к берегу, – с помощью понтонных переправ или с использованием мобильных десантных платформ MLP (танки перегоняются на пришвартованную к борту платформу, откуда доставляются катерами и баржами на берег).

Большая часть Левиафанов имеют на верхней палубе оборудованные вертолетные площадки (и даже ангары) – все это еще больше расширяет возможности этих гигантских грузовых судов.

Выгрузка техники с помощью понтонов

MLP за работой

Эпилог

Река истины протекает через русло заблуждений. Сообщения СМИ о прибытии очередной амфибийно-десантной группы ВМС США в Персидский залив – пустышка, шумовая граната, обманка. Настоящая война начинается лишь после того, как в предполагаемый район боевых действий прибывают Левиафаны Командования морских перевозок. В этой технике заключена вся сила американских вооруженных сил – мощь, мобильность, быстрота развертывания.

Именно от этих гигантских транспортов исходит наибольшая угроза – без них армия США оказалась бы заперта, как в остроге, на Североамериканском континенте и не имела бы ни малейшей возможности установить демократию за пределами своей страны.

Фото с сайта «Армейский вестник»

МОСКВА, «Армейский вестник», Олег Капцов
21

Оригинал

Универсальный десантный «суперкорабль» America: плавающая фантастика ВМС США

Универсальный десантный корабль America, одна из самых амбициозных и передовых разработок Пентагона, в эти дни вновь начал проходить испытания в Тихом Океане, сообщает Navy Times, и уже в 2017 году начнётся его полноценное использование ВМС США.

«Суперкорабль», как его называют военные, был принят в состав флота 11 октября 2014 года, однако в последние десять месяцев, после первых испытаний, проводились работы по его дальнейшему техническому усовершенствованию. Теперь America возвращается в состав флота. Судно базируется в Сан-Диего, Калифорния. В 2016 году America будет испытываться и проходить финальные проверки.

«Это потрясающая разработка. Она предоставляет командующему возможность делать вещи, о которых раньше нельзя было и подумать, – говорит контр-адмирал Фернандес «Франк» Пондс, командир Экспедиционной ударной группы 3 (ESG-3). – Это платформа будущего, она построена с ориентировкой на будущее. Мы получаем невероятные возможности и новый уровень гибкости в наших операциях».

U.S. Navy Photo

На корабле может размещаться до 1 687 солдат морской пехоты, и он может служить авианосцем для новейших истребителей F-35B Joint Strike Fighter (см. подробную статью Newsader о «короле неба»), конвертопланов MV-22 Ospreys и тяжёлых транспортно-десантных вертолётов Sikorsky CH-53 Sea Stallions. На корабле America нет колодезной палубы для спуска и приёма военных машин-амфибий. Это связано, в первую очередь, с тем, что десантный корабль предназначается преимущественно для передовых разработок в области авиации Морской пехоты. Освободившееся место будет использоваться для хранения бóльших объёмов авиационного топлива, для размещения бóльшего количества самолётов и вертолётов, у которых, кроме того, появится дополнительное пространство для перемещений.

USS America (LHA-6) станет первым судном нового класса универсальных десантных кораблей (amphibious assault ships), предназначенного для замены устаревающих аналогов – типов «Тарава» и «Уосп». Цель America – обеспечение высадки десанта в составе экспедиционного батальона морской пехоты с десантной техникой и средствами авиационной поддержки десанта, на необорудованные побережья противника.

В период мирового финансового кризиса и сокращений оборонного бюджета работу над головным кораблём проекта отложили на два года. Изначально планировалось, что судно спустят на воду в 2010 году.

U.S. Navy Photo

Генерал Джон Келли, возглавляющий Южной командование ВС США, сообщил, что второй корабль данного класса будет полностью аналогичен первому, однако на последующих судах снова появится колодезная палуба. По мнению генерала, её отсутствие — при некоторых преимуществах — ограничивает мобильность солдат морской пехоты. При неблагоприятных для полётов авиации погодных условиях без колодезной палубы морпехам будет сложнее высадиться на берег.

В отличие от кораблей-предшественников, два первых судна класса America ориентированы, в основном, на авиацию. Признавая ряд сложностей, связанных с этим, Келли считает, что подобный опыт работы на «аэроцентричной» платформе принципиально важен для будущего морской пехоты. Специалисты по логистике занимаются анализом изменений, которые будут необходимы в новых условиях.

Помимо авиации, на кораблях класса America для высадки батальона морпехов будут использоваться 2 десантных катера LCU или 3 десантных катера на воздушной подушке LCAC или 6 десантных катеров LCM-8 Landing Craft, Mechanized, а также 40 плавающих БТР морской пехоты AAV7 (в максимальной комплектации – 61).

Корабль был построен на верфи в городе Паскагула (штат Миссисипи) судостроительной компанией Ingalls Shipbuilding (с 2001 года – подразделение оборонной корпорации Northrop Grumman). Во второй половине 2014 года универсальный корабль отправился к месту своей будущей постоянной дислокации – Сан-Диего. America не могла пройти через Панамский канал из-за своего огромного размера: два подъёмника для самолётов и вертолётов, доставляющие их из ангаров на палубу, не складываются. Поэтому судну для попадания в Тихий Океан пришлось совершить полномасштабное «турне», обогнув всю Южную Америку. При этом оно сделало четыре остановки: в Колумбии, Бразилии, Чили и Перу. Все эти страны дружественны Соединённым Штатам и считаются их союзниками – для них «круиз» американского десантного корабля имел большое значение и был воспринят как знак поддержки. В этом регионе столь крупные военные суда – большая редкость.

U.S. Navy Photo

Двухмесячное путешествие вокруг Латинской Америки было использовано для тщательной диагностики нового судна: после выхода из Паскагулы в июле 2014 года 1500 моряков и морпехов следили за системами десантного корабля.

Старший уорент-офицер Шейн Дахи, отвечающий за боевую погрузку, следил за ходом выполнения логистических операций. Он отметил, что для кораблей такого типа сам факт остановок после выхода с верфи – необычен. Чаще всего они просто отправляются на место своей дислокации – на церемонию ввода в состав ВМС. Однако в каждой из южноамериканских стран у морпехов и моряков было много работы. Во время путешествия судно полноценно функционировало, а на его борту находились специальные экспедиционные оперативно-тактические формирования КМП США.

Келли хотел использовать двухмесячный период с максимальной пользой.

Капитан корабля Роберт Холл-младший приказал разместить на судне 250 морпехов и 4 конвертоплана MV-22B Osprey. Это было сделано по причине того, что у Флота и Морской пехоты США гораздо меньше опыта использования данных вооружений на кораблях, в отличие от вертолётной техники.

Именно Келли принял решение о посещении Колумбии, Бразилии, Чили и Перу. На борту, в соответствии с его решением, находился ряд высокопоставленных руководителей ВС США. Военные южноамериканских стран-партнёров имели возможность убедиться в нерушимости обязательств Вашингтона перед ними; путешествие продемонстрировало глубину сотрудничества между армиями этих стран и США.

U.S. Navy Photo

В Перу Президент даже инициировал изменение местного законодательства: парламент страны принял новый закон, согласно которому американские военные для остановки в перуанском порту должны сообщать только о числе военных на борту. Предыдущий закон требовал детального описания судна, однако на это Пентагон согласиться не мог. Визит универсального десантного корабля стал поводом для встреч высшего политического и военного руководства Перу и США.

Поскольку в их стране часто случаются землетрясения, местные военные заинтересовались медицинским оборудованием судна, а также водоочистительными системами.

Но наибольшее значение имела, конечно, сугубо военная составляющая вопроса. Как отметил подполковник Джордж Хасселтайн, руководящий Южным командованием специальных экспедиционных оперативно-тактических формирований КМП США (SPMAGTF-South), больше всего южноамериканских военных поразили совместные учения, на которые морпехи США вылетали с корабля America на конвертопланах MV-22B Osprey.

U.S. Navy Photo

Полковник Роберт Рауэнхорст, руководящий 22-м эскадроном морской пехоты, занимающимся оценкой боеготовности морпехов, отметил колоссальные возможности, предоставляемые конвертопланами. Ранее солдаты МП США принимали участие в совместных с армиями других стран учениях уже после остановки военного корабля в порту. Однако теперь, при помощи Osprey, морпехи часто прибывали на учения за несколько дней до прихода America на место. Им позволяли отлетать на расстояние до 500 км от судна. Для всего этого не требовалось использование взлётно-посадочной полосы на корабле.

Кроме того, необходимо отметить, что значительная часть американской военной пехоты на протяжении долгого времени принимала участие в операциях в Ираке и Афганистане. Многие морпехи отвыкли от учений на кораблях, да ещё ипроводимых в новых климатических условиях.

Этот бесценный опыт, по словам Келли, имеет колоссальное значение для будущего американской Морской Пехоты, и он существенно продвинет команду корабля в освоении будущих технических возможностей.

После серии технических доработок America его команда уже обладает колоссальным опытом и обширными знаниями, получение которых не было бы возможно без двухмесячного путешествия по странам Латинской Америки.

Универсальные десантные корабли типа Wasp

Универсальные десантные корабли типа Wasp Постройка и служба

8 ед. Построено

Общие данные

28233 / 40532 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

257 / 42 / 8 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

паротурбинная Энергетическая установка

20 узл. Скорость хода

9500 миль Дальность плавания

Экипаж

1147 чел. Общая численность

63 чел. Офицеры

Универсальные десантные корабли типа Wasp — серия кораблей ВМФ США, спроектированная для высадки сухопутных войск. Корабли этой серии являются крупнейшими кораблями такого типа в мире. Всего построено 8 единиц.

Общее описание

Корабли типа Wasp — самые большие десантные суда в мире, обеспечивающие ВМС США беспрецедентными возможностями атаковать побережье противника в любом районе мира. Они также стали первыми специально спроектированными для боевого использования с них как штурмовиков AV-8B, так и катеров на воздушной подушке LCAC. Последние из построенных три корабля этого типа имели среднюю стоимость 750 млн. долларов каждый.

Универсальные десантные корабли типа «Уосп» были разработаны по заказу командования ВМС США для замены 7 десантных кораблей типа «Иводзима» и дополнения серии из 5 универсальных кораблей типа «Тарава».

Корабли этого типа были созданы специально для обеспечения транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье полностью укомплектованного экспедиционного батальона морской пехоты (около 1900 человек), управления силами десанта и оказания ему авиационной поддержки силами эскадрильи самолётов с вертикальным взлётом.

Конструкция

Проект УДК типа Уосп был разработан на базе основных архитектурно-технических решений, применённых на универсальных десантных кораблях типа «Тарава». Корпус кораблей сделан из стали и собран из четырёх модулей или блоков, которые формировались в корабль уже на стапеле.

Корабли типа «Уосп» имеют восемь палуб, три из которых (стапель-палуба, ангарная и полётная) непрерывно идут через всю длину корабля. Самолётно-вертолётный ангар длиной 112,8 м располагается в кормовой части корабля между первой и четвёртой палубой и имеет высоту 3 твиндека (8,4 м.). В нос от ангара располагаются авиамастерские.

На полётной палубе находится взлётно-посадочная площадка на 9 вертолётов (6 с левого и 3 с правого борта). На кораблях для подачи летательных аппаратов с ангарной палубы на полётную имеются 2 палубных подъёмника — один бортовой и один кормовой (оба находятся в корму от островной надстройки). Платформы бортовых подъёмников расположены за пределами полётной палубы и для обеспечения возможности прохождения через Панамский канал могут поворачиваться вертикально (располагаясь в походе вдоль борта).

Вместимость

УДК типа «Уосп» могут принимать на борт 2000 морских пехотинцев (экспедиционный батальон МП) и высаживать их на берег штатными десантными катерами или вертолетами (так называемым вертикальным способом). Доковая камера кораблей (размерами 81х15,2 м) позволяет разместить три ДКВП LCAC или 12 ДКА LCM. На борт могут быть также приняты плавающие БТР AAV7A1 в количестве 61 машины.

Полетная палуба имеет девять посадочных площадок для вертолетов и может обслужить до 42 СН-46 «Си Найт». На борт могут быть также приняты вертолеты огневой поддержки АН-1 «Си Кобра», транспортно-десантные СН-53Е «Супер Стэльен», вспомогательные UH-1N «Твин Хьюи» или многоцелевые SH-60B «Си Хок». В боевых условиях УДК типа «Уосп» способны использовать 6-8 штурмовиков AV-8B «Харриер-2», но могут принять на борт до 20 таких самолетов.

На кораблях этого типа могут размещаться различные виды боевой и другой техники, в том числе пять ОБТ М1 «Абраме», 25 БТР AAV7A1, восемь 155-мм самоходных орудий М198, 68 грузовиков и более десяти единиц вспомогательной техники. Для доставки грузов из хранилищ в доковую камеру используются специальные монорельсовые поезда, передвигающиеся со скоростью до 183 м. в минуту.

На каждом УДК имеется госпиталь на 600 коек с шестью операционными, что позволяет экспедиционному формированию МП не зависеть от береговых медицинских учреждений.

Боевое применение

Американские УДК традиционно активно привлекаются в качестве ядра амфибийных либо корабельных соединений в различных регионах мира. Они несут контингенты морской пехоты и дополняют авианосцы в действиях против берега. Например, в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году LHA 4 Nassau использовался в качестве легкого авианосца с самолетами AV-8B для поддержки действий сил морской пехоты на суше. В 1999-м против Югославии LHD 3 Kearsarge применялся в качестве корабля управления и одновременно легкого авианосца с самолетами AV-8B. Против Ирака в 2003 году эти же функции выполняли LHD 5 Bataan и LHD 6 Bonhomme Richard, а Kearsarge – против Ливии в 2011-м. Конвертопланы MV-22 с этого УДК 22 марта 2011 года подобрали пилотов разбившегося в ходе боевого вылета в Ливии американского истребителя-бомбардировщика F-15E.

В остальном основными задачами УДК в мирное время помимо «экспедиционного присутствия» являются переброска войск, гуманитарные и эвакуационные мероприятия. Во всех этих случаях они играют роль крупных многоцелевых быстроходных транспортов со значительными вспомогательными (авиационными, медицинскими и т. п.) возможностями.

США используют свои УДК в качестве флагманских кораблей антипиратских миссий у побережья Сомали, и преимуществом их остаются значительные вертолетные авиагруппы. Наиболее известным эпизодом является освобождение в апреле 2009 года спецназом, десантированным с вертолетов с LHD 4 Boxer, захваченного американского контейнеровоза Maersk Alabama.

> Список построенных кораблей

Галерея изображений