День морской авиации России

День основания морской авиации ВМФ России

День основания морской авиации ВМФ России отмечается 17 июля 2020 года. Праздник посвящен части военно-морских сил, на которой лежит задача по поиску и уничтожению противника, прикрытию объектов от ударов врага с воздуха и другие военные операции. Его справляют летчики ВМФ РФ.

История и традиции

Праздник был установлен по приказу главнокомандующего ВМФ России № 253 от 15 июля 1996 года. Дата имеет символическое значение. 17 июля 1916 года (по новому стилю), во время Первой мировой войны, летчики Российской империи победили в воздушном бою. Защищая остров Эзель и расположенную на нем базу, они вступили в бой 4 на 4 с немецкими самолетами над Балтийским морем. Победили без потерь, сбив два самолета противника.

История создания морской авиации началась в 1909 году. Капитан Л. Мациевич на очередном заседании Морского техкомитета поделился своей идеей о поднятии самолетов в воздух с кораблей. В 1910 году впервые удалось успешно подняться в воздух с поверхности воды на гидроплане. Первые военные подразделения в Российской империи, в состав которых вошли гидроавиационные станции, были сформированы в 1913-1914 годах. К началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 65 боевых морских самолетов. К концу военных действий их число увеличилось в 4 раза.

Ежегодно 17 июля в России устраиваются зрелищные масштабные авиашоу, выступления творческих коллективов. В эфир радио и телевидения выходят тематические передачи, в периодических изданиях публикуют статьи, которые посвящены авиации ВМФ РФ.

Интересные факты

Во время ВОВ советские летчики морской авиации уничтожили две трети кораблей, самолетов и других видов транспорта фашистских захватчиков.

Каждый из четырех флотов РФ – Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский – владеет собственной авиацией.

В 2016 году, к 100-летию праздника, учреждена юбилейная негосударственная общественная медаль.

День авиации Военно-морского флота России

История морской авиации началась в 1910-1911 годах с создания первых гидросамолетов и успешного опыта взлета и посадки самолета на надводный корабль. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года — первый полет на самолете-амфибии. Первый в России поплавковый самолет построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля был выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Юджином Эли с крейсера «Бирмингем»; он же в январе 1911 года осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера «Пенсильвания».

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В ходе войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года — Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года она входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

В начале Великой Отечественной войны советская морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе — сентябре 1941 года летчики Балтийского флота совершили восемь налетов на Берлин и другие объекты Германии. С 1943 года главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило около половины общих потерь врага от воздействия сил советского военно-морского флота. 241 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек удостоены его дважды.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации — ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

После распада СССР части морской авиации, находившиеся на территории РСФСР, вошли в состав Вооруженных Сил РФ.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

По месту базирования подразделяется на палубную авиацию (на авианесущих кораблях) и авиацию берегового базирования (на аэродромах).

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники по нескольким направлениям. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году в морской авиации продолжится работа по модернизации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н «Новелла» и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

Начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)

День авиации ВМФ России: когда отмечается, история праздника, поздравления

Незадолго до Дня Военно-морского флота свой профессиональный праздник отмечают летчики ВМФ России — их чествуют в День авиации ВМФ РФ.

>Когда отмечается День авиации ВМФ России

День Морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации (МА ВМФ России) отмечается ежегодно 17 июля.

История праздника

Праздник был учрежден в 1996 году приказом главнокомандующего ВМФ России. Дата 17 июля была выбрана неслучайно. Дело в том, что в 1916 году 17 июля (4 июля по старому стилю) в ходе Первой мировой войны российские морские летчики на отечественных гидросамолетах одержали первую победу в воздушном бою над морем.

В этот день четыре гидросамолета М-9 поднялись с российского авианосного судна «Орлица» Балтийского флота, чтобы отразить атаку германских самолетов на русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа. В ходе боя два немецких самолета были сбиты, а два других ретировались. Российские летчики вернулись на базу без потерь. Этот день принято считать Днем рождения морской авиации Военно-морского флота России.

История российской морской авиации

Впрочем, первые опыты по использованию самолетов в морских боях предпринимались и раньше, они были связаны с именами русского капитана Льва Мациевича, который выступил с соответствующим предложением еще в 1909 году. Первый российский поплавковый самолет в 1911 году построил инженер Яков Гаккель.

А в 1913-1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые части, тогда же знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский начал испытания русского гидросамолета.

К началу Первой мировой войны у России было уже 65 морских военных самолетов, и к 2016 году российская морская авиация фактически стала самостоятельным родом сил, успешно действовавшим не только в разведке, но и при нанесении бомбовых ударов по морским и наземным целям противника.

Морская авиация после революции

Советская морская авиация, которая была создана в 1918 году, продолжила традиции, заложенные еще в Российской империи. Советские морские летчики на первых еще несовершенных самолетах принимали участие в Гражданской войне, участвуя в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, на Черном море, на Волге и т.д.

В 1920-е годы морская авиация вошла в состав Военно-воздушных сил, однако в 1935 году она была переподчинена командованию Военно-морского флота. С 1937 года морская авиация получила название Военно-воздушные силы ВМФ, став одним из основных родов сил Военно-морского флота СССР. К началу Великой Отечественной войны ВВС ВМФ насчитывали более 2,5 тысяч боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков, истребителей, торпедоносцев и морских разведчиков.

В годы Великой Отечественной войны советские морские летчики участвовали во всех морских сражениях, уничтожив более 5,5 тысяч самолетов противника, потопив 407 боевых кораблей и 371 военный транспорт нацистской Германии и ее союзников. Подвигу летчиков советской морской авиации в годы войны был посвящен фильм «Торпедоносцы», поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1983 году режиссером Семеном Арановичем по мотивам военной повести Юрия Германа.

Сегодня основу Морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации (МА ВМФ России) составляют самолеты и вертолеты, которые предназначены для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, для прикрытия кораблей от ударов с воздуха, для уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет противника, для ведения воздушной разведки, и т.д.

В составе ВМФ в настоящее время имеется один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», авиакрыло которого составляют более 50 самолетов и вертолетов. Помимо многоцелевых истребителей морского базирования Су-33 и Су-25, «Адмирал Кузнецов» несет вертолеты Ка-29 и его модификации. Также боевые вертолеты несут и другие корабли ВМФ России. Морская авиация отлично проявила себя в ходе операции в Сирии против боевиков запрещенной в РФ группировки «Исламское государство»1 (ИГ1, ИГИЛ1).

Поздравления с Днем авиации ВМФ России

***
И в небе вам счастье, и море — не горе,
Ведь ваша стихия — и небо, и море.
И День авиации — праздник для вас,
И День ВМФ — отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова —
День авиации флота морского!

***
Морские защитники, честь вам и слава!
Вами гордится наша держава,
От южных морей до полярных широт
Морской авиатор службу несет.

Много в истории славных страниц,
По защите наших российских границ.
Морские орлы, мы вас поздравляем,
Мирного чистого неба желаем!

***
Морской авиации шлю я привет,
Каждый из вас, несомненно, герой!
Не знайте вовеки печалей и бед,
Желаю удачи вам в жизни большой!

Будьте здоровы, живите вы в счастье,
Всех благ от души вам хочу пожелать,
И главное — мира, спокойствия, братцы,
Чтоб не пришлось никогда воевать!

1 Организация запрещена на территории РФ.

17 июля – день Морской авиации Военно-морского флота России

17 июля свой профессиональный праздник отмечает Морская авиация Военно-морского флота России. Праздник был учрежден в 1996 году – в 80-ю годовщину первой воздушной победы российской морской авиации. Впрочем, к моменту первого боя и первой победы морская авиация успела пройти определенный путь и стать достаточно серьезной силой.


В 1910 году был спущен на воду первый гидроплан отечественной постройки, а вскоре появился указ о формировании воздухоплавательных команд и отрядов при всех флотах. В 1913-м эти меры получили развитие, и началось полноценное развитие морской авиации. К началу Первой мировой войны ВМФ России располагал несколькими десятками самолетов на Балтийском и Черном морях и на Тихом океане.
С началом войны развитие морской авиации не прекратилось, но теперь летчикам предстояло обеспечивать работу кораблей и вести бои. 17 июля 1916 г. состоялся первый воздушный бой российской морской авиации. Четыре самолета М-9 с гидроавиатранспорта «Орлица» столкнулись с германскими авиаторами. Для кайзеровского флота этот бой завершился потерей двух машин, а для российского – первой в своем роде победой.
Война и революция не помешали развитию воздушных сил флота. Их численность и боеспособность постоянно росли. В 1920-м морскую авиацию вывели из состава ВМФ и передали Красному Воздушному флоту, что определило пути дальнейшего ее развития. Вновь в ведение флота авиация вернулась только в 1937 г. За это время она успела пройти большой путь и стать современной грозной силой, насчитывающей тысячи самолетов разных типов.
В 1939 г. авиация Балтийского флота присоединилась к ведению боевых действий против Финляндии. За время конфликта ее самолеты выполнили более 16 тыс. самолетовылетов для атаки сухопутных и надводных целей. Бомбардировщики доставили к целям более 500 т бомб и потопили полтора десятка судов. На счету истребителей десятки сбитых самолетов и сорванных атак противника.
С началом Великой Отечественной войны морская авиация вновь пошла в бой. Именно ее самолеты первыми в РККА нанесли бомбовые удары по Берлину. Основную боевую работу взяли на себя авиационные части Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Морская авиация Тихоокеанского, в освою очередь, прикрывала восточные рубежи. После начала войны с Японией ей тоже пришлось начинать боевую работу. За время войны морская авиация выполнила более 35 тыс. вылетов, уничтожив свыше 5,5 тыс. самолетов противника, потопив почти 800 кораблей и судов и нанеся колоссальный прямой и косвенный ущерб его сухопутным войскам.
В послевоенный период морская авиация развивалась так же интенсивно, как и другие силы ВМФ. Шло освоение реактивной и ракетоносной авиации, внедрялась вертолетная техника. Затем началось строительство современной палубной авиации и кораблей для нее. За несколько десятилетий на всех направлениях были созданы мощные группировки, способные защищать морские рубежи страны или работать в океанской зоне. Флот в целом и его авиация стали ключевым компонентом национальной безопасности.
Как и вся армия, морская авиация пострадала от лихих девяностых, но теперь ситуация исправляется. Ведется восстановление инфраструктуры, техника проходит модернизацию или заменяется новыми образцами, большое внимание уделяется социальным вопросам. Вместе с боеспособностью военно-морского флота растет и потенциал морской авиации. Все это благотворно сказывается на безопасности страны.
Редакция «Военного обозрения» поздравляет личный состав и ветеранов российской морской авиации с профессиональным праздником!