Что такое циммерит

Циммерит

Циммеритовая обмазка (горизонтальные полосы) на танке Тигр II

Циммери́т (нем. Zimmerit) — обмазка брони немецких танков и САУ периода Второй мировой войны, предназначенная для защиты от ручных противотанковых магнитных мин. Разработана германской фирмой Chemische Werke Zimmer & Co., Берлин.

Принцип действия

Обмазка выступала препятствием для установки магнитных мин, поскольку основное вещество в её составе, сульфат бария, имеет низкую магнитную восприимчивость. Так как магнитное поле убывает пропорционально кубу расстояния, достаточно было нанести относительно небольшое количество обмазки на поверхность брони, чтобы установка мины оказалась невозможной. Характерный волнистый рисунок позволял уменьшить количество наносимой обмазки при сохранении необходимой высоты, а также создавал дополнительную шероховатость поверхности, уменьшая тем самым возможную площадь прилегания мины.

Состав и технология нанесения

Танк «Пантера», покрытый циммеритом

Состав:

  • 40 % сульфата бария — BaSO4,
  • 25 % связующего вещества Movilith 20 (на основе поливинилацетата)
  • 15 % пигмента охры
  • 10 % наполнителя (опилки),
  • 10 % сульфида цинка ZnS,

Материал, имевший консистенцию мастики или мягкой пасты, поступал на танковые заводы и в ремонтные мастерские.

Циммерит содержал легкоиспаримый растворитель с запахом ацетона. Поверхность танка перед применением циммерита не нуждалась в какой-либо обработке, тем не менее, броня обычно предварительно покрывалась антикоррозийной грунтовкой. Циммерит наносился вручную металлическими шпателями в два слоя. Первый слой имел толщину около 5 мм и клетчатый вид, который выполнялся боковой частью шпателей. Этот слой оставляли на 24 часа при нормальной температуре, чтобы он стал твёрже. Клетчатая насечка наносилась, чтобы улучшить прилипание следующего слоя. Второй слой наносился тоньше первого и металлическим гребнем ему придавался уже волнистый рисунок в целях камуфляжа, а также чтобы затруднить установку мин. Характерный «гребёнчатый» или «клетчатый» рисунок покрытия также служил для уменьшения площади покрытия, которое осыпалось при попадании в него пуль и осколков.

После нанесения обоих слоёв поверхность подвергалась обработке паяльными лампами для удаления растворителя-пластификатора. Такая «сушка» одного танка длилась около часа. Без обработки паяльными лампами циммерит твердел за 8 дней.

История

Использование циммерита началось в середине 1943 года. В сентябре 1944 года производство пасты было остановлено. В последний раз циммерит применялся в октябре 1944 года. Формальной причиной отмены было то, что состав, якобы, мог воспламеняться при обстреле. Было доказано, что это не так, однако приказ отменён не был. Другой причиной было то, что нанесение и сушка пасты требовали до нескольких лишних суток, что в конце 1944 года стало неприемлемо.

Начало применения циммеритной обмазки совпало по времени с появлением на поле боя новых тяжёлых немецких танков типа «Тигр» и «Пантера», против которых стандартные пехотные противотанковые средства (ПТР и противотанковые гранаты) были неэффективны.

После войны, исследования подобных материалов вели Великобритания и Канада, но до практического применения дело не дошло. В дальнейшем подобные материалы на танках никогда не использовались из-за полного исчезновения ручных противотанковых магнитных мин и появления у пехоты несравнимо более эффективных видов оружия, таких, как противотанковые гранатомёты.

> См. также

  • Магнитная мина HHL-3

> Примечания > Литература

Циммерит – антимагнитное покрытие бронетехники «вермахта»

В 1943 году немцы для борьбы с наиболее совершенными советскими кумулятивными ручными магнитными минами начали использовать специальный защитный слой – Циммерит (нем. Zimmerit), который наносился на вертикальные поверхности танков. Данное покрытие должно было обеспечить предохранительное пространство между магнитной миной и броней. Не имея возможности присоединиться к броне или хотя бы сблизиться с ней на достаточное расстояние, магниты уже не могли удержать мину на броне танка.
Необходимо заметить, что начало использования циммерита по времени совпало с появлением на полях сражений новых немецких танков – тяжелого танка «Тигр» и среднего танка «Пантера». Против этих машин стандартные противотанковые средства советской пехоты (противотанковые гранаты и ружья) были крайне неэффективны. Да и более старые танки – Pz-III и Pz-IV, получившие экранную броню, стали практически неуязвимы для обычных противотанковых средств.

Интерес к новой разработке немцев практически сразу же возник у союзников. Британская разведка активно занималась сбором информации о циммерите. Англичан интересовало надежное средство защиты своих танков и бронетранспортеров от японских магнитных мин. В этом плане, примененное немцами в 1943 году защитное покрытие, представляло для англичан повышенный интерес. Данное покрытие защищало танки от мощных магнитных мин, которые устанавливались на корпус проходящих танков при помощи магнита, который располагался в верхней части мины. В свою очередь задача антимагнитного состава Zimmerit была достаточно проста – сделать вертикальные поверхности танков немагнитными. В 1944 году союзникам удалось заполучить образцы циммерита с брони захваченных немецких танков. Инструкцию применения данного состава они получили от военнопленных.
Немецкий солдат с ручной кумулятивной противотанковой магнитной миной
Проанализировав состав, англичане определили, что Циммерит состоит из:
— 40% сульфат бария
— 25% поливинилацетат (клейкая основа)
— 15% пигмент охры (краситель тёмно-жёлтого цвета)
— 10% сульфат цинка
— 10% древесные опилки (наполнитель)
По отдельности ни один из этих компонентов не обладал антимагнитными свойствами. В сентября 1944 года использование циммерита было остановлено. В настоящее время однозначного ответа на вопрос, что послужило причиной отказа от применения данной смеси не существует. По одной из версий циммерит оказался очень дорогим в производстве, да и под немецкие танки в завершающей стадии войны никто с гранатами уже не бросался.

Возможно, в 1943 году в вермахте спрогнозировали массовое поступление на вооружение пехотных частей ручных магнитных мин – наиболее грозного на тот момент времени противотанкового оружия в руках бойца пехоты. Чисто теоретически магнитная мина могла вывести из строя любой танк противника, даже тяжелый, даже в том случае, если бы ее удалось установить на лобовую броню танка. При этом установить мину было неимоверно сложно. Часто попытка правильного примагничивания мины к кормовой или бортовой броне танка удачно прерывалась пулеметчиками из других танков или пехотой, сопровождавшей танк. Для установки мины необходимо было поднять в полный рост, что в боевых условиях, скажем прямо, было смертельно опасно.
Правильно установить магнитную мину на танк в боевой обстановке было очень трудной и опасной задачей. К примеру, во время битвы на Курской дуге оборона советских войск строилась с расчетом плотности огня на уровне 5-15 пуль на метр фронта в минуту – плотность огня наступающих немецких частей вряд ли была меньшей. Помимо этого стоит учитывать тот факт, что этот расчетный огонь велся неравномерно и непостоянно. Периодически он сосредотачивался на наиболее опасных участках, интервалами составляя до 100 пуль на каждый метр фронта в минуту. Здесь следует отметить тот факт, что танк, безусловно, был местом сосредоточения огня. Именно поэтому встать во время боя рядом с танком даже на короткий промежуток времени было смертельно опасно. Метнуть же в танк тяжелую магнитную мину, да еще и таким образом, чтобы она правильно установилась ножками с магнитами на броне было практически нереально. Скорее всего, мина бы отскочила от брони с нанесенным на нее специальным циммеритовым покрытием. При этом изготовить мину с взрывателем мгновенного действия было также невозможно – большая масса взрывчатого вещества привела бы к смерти не успевшего спрятаться в укрытие солдата.
Циммерит на броне танка «Королевский тигр»
Противотанковые гранаты кумулятивного действия, обладающие взрывателями мгновенного действия также существовали, но они обладали недостаточной бронепробиваемостью из-за малого веса взрывчатого вещества и недостаточной стабилизации гранаты в полете. В итоге пехоту союзников выручило изобретение гранатомета, который сочетал в себе большую пробивную способность кумулятивного боеприпаса и возможность метнуть ее на большое расстояние.
По сути, отмена использования циммерита совпала по времени с насыщением англо-американских сил новым видом оружия – гранатометами типа «Базука». Войска СССР таким оружием практически не обладали, если не принимать во внимание небольшую партию американских гранатометов М1 и трофейных немецких гранатометов разных типов. К тому же Красная Армии перешла к активной фазе войны, советские войска захватили на фронте инициативу, все это требовало высокой подвижности войск. При этом носить с собой тяжелые противотанковые гранаты, а также опасные для немецких танков бутылки с горючей смесью, которые являлись чисто оборонительным видом вооружения, для пехоты стало почти невозможно. Вся тяжесть борьбы с бронетехникой противника легла на плечи танкистов, самоходчиков и артиллеристов.
Одной из наиболее вероятных причин отказа от циммерита осенью 1944 года стала бесполезность данного покрытия в складывающейся боевой обстановке, в связи с практическим отсутствием у войск союзников противотанковых ручных магнитных мин кумулятивного действия.
Технология нанесения
Производство циммерита осуществлялось в различных местах и в дальнейшем материал, имевший консистенцию мягкой пасты или мастики, отправлялся в ремонтные мастерские и на танковые заводы. В своем составе он содержал легкоиспаримый растворитель, обладающий запахом ацетона. Перед использованием к циммериту не надо было добавлять растворитель и с ним достаточно легко могли управляться даже неопытные рабочие.
Как правило, нанесение защитного покрытия на броню танков производилось на заводах-изготовителях, но в ряде сохранившихся источников имеются также фотографии, на которых представлены танки и бронемашины с цимеритовым поркрытием, которое было нанесено в полевых условиях. Помимо этого можно найти фотографии нанесения циммерита в самых необычных местах и на самых неожиданных объектах, к примеру обычных пехотных касках.
«Пантера», покрытая циммеритом
Перед нанесением циммерита на броню не требовалось подвергать ее поверхность какой-либо обработке. Несмотря на это, броня обычно первоначально покрывалась специальной антикоррозийной грунтовкой. Рабочие наносили циммерит с помощью металлических шпателей в 2 слоя. Первый из слоев имел толщину в 5 мм и клетчатый вид, который получался за счет использования боковой поверхности шпателей. Данный слой оставляли сохнуть на 24 часа при обычной комнатной температуре, для того чтобы он затвердел. Клетчатая же насечка выполнялась, для того чтобы улучшить приставание второго слоя. Толщина второго слоя циммерита была меньшей при этом металлическим гребнем ему придавался волнистый рисунок в целях камуфляжа, а также для того чтобы затруднить установку мин. Характерный «клетчатый» или «гребенчатый» рисунок нанесения покрытия использовался для уменьшения его площади.
После нанесения на броню двух слоев поверхность подвергали обработке при помощи паяльных ламп, для того чтобы удалить растворитель-пластификатор. Подобная «сушка» каждого танка осуществлялась примерно в течение 1 часа и не сопровождалась какими-либо трудностями, которые были связаны с хрупкостью циммерита. Главным в этом процессе было не оставить мягких пятен, которые бы в дальнейшем могли вздуться и отстать с брони. Если поверхность не обрабатывалась паяльными лампами циммерит затвердевал за 8 дней.
Антимагнитные свойства циммерита были обеспечены не только самим материалом, но и специальной фактурой нанесения – параллельными канавками, имеющими глубину несколько сантиметров. Чаще всего такие канавки наносились параллельно горизонтальным поверхностям, но редко встречались и вертикальные канавки (например, на «Пантерах»), на противотанковых самоходках «Ягдпантера» текстура циммеритного покрытия напоминало по виду вафельную поверхность. В редких случаях циммерит применялся и для нанесения на горизонтальные поверхности танков.

Циммирит практически всегда наносился на танки и штурмовые орудия (с начала 1943 года по осень 1944 года). В полевых условиях в редких случаях циммерит могли нанести и на полугусеничные бронеавтомобили вермахта (известны снимки Sd.Kfz. 251 Ausf. D с циммеритом, который, скорее всего, был наложен на броню прямо на фронте). При этом циммерит достаточно быстро отваливался с брони танка целыми кусками. Происходило это за счет вибраций, которые испытывали боевые машины во время передвижения по пересеченной местности, а также от попадания по броне осколков снарядов и пуль.
Ниже приведено необходимое количества антимагнитного покрытия Zimmerit для обработки танков и самоходок различных типов:
Panzer IV – 100 кг.
StuG III – 70 кг.
Panther – 160 кг.
Tiger I – 200 кг.
Немецкие солдаты едут на танке Pz.Kpfw. V Ausf. G «Пантера» во Франции. Это ранняя версия «Пантеры» Ausf. G, еще с циммеритом
Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» («Тигр II») с советским трофейным номером 300. Танк имеет следы пожара — отслоение покрытия «циммерит» на башне
Немецкая САУ «Ягдпанцер» (Jagdpanzer IV L/48) класса истребителей танков, подбитая в районе Парижа. У машины отсутствует дульный тормоз орудия и бортовые экраны, на корпусе хорошо заметно покрытие «циммерит».
Источники информации:

Для чего на самом деле использовался циммерит?

Вопрос усиления бронезащиты танков возник фактически сразу после появления первых образцов данного вида боевой техники, без малого 100 лет назад. Перед началом Второй мировой войны многие страны ускорили темпы разработки танков с противоснарядным бронированием ввиду того, что противотанковая артиллерия сделала существенный шаг вперед как качественный, так и технологический, что и показала война в Испании.
Помимо этого, у пехоты различных стран существовали разнообразные средства борьбы: от бутылок с зажигательной смесью до противотанковых ружей.

Но существовал, и существует сегодня еще один вид вооружения для борьбы с танками — это противотанковые мины. В годы Второй мировой войны их выпускали все воюющие страны.
Основной принцип действия — нажимной, заряд взрывчатки подрывался при наезде танка на мину. Были также электрические взрыватели (когда осуществлялся дистанционный подрыв заряда).
В ряде публикаций упоминаются и магнитные противотанковые мины. Но автору не удалось найти информацию о противотанковых магнитных ручных минах времён Второй мировой, произведенных кем-то, кроме Германии и Японии, за исключением чисто диверсионных мин, предназначенных для крепления на борта судов аквалангистами или для подрыва железнодорожных рельсов (например, советская объектная мина МПМ).
Все эти образцы мало подходили для применения против танков в боевых условиях, так как не предназначались для подрыва толстых бронированных листов. Единственное исключение — ручная кумулятивная мина Hafthohlladung 3 (или HHL 3) весом в 3-3,5 килограмма.

Всего в период с 1942 по 1944 гг. германская промышленность выпустила около 553 900 шт. HHL 3. Мина имела весьма неудобный способ крепления на броню и приведения её в боевое положение, при этом сильно подставляла устанавливающего её пехотинца. Поэтому данный вид боеприпаса больше использовался против фортификационных сооружений, чем против танков.




На фоне всего этого, начиная приблизительно с середины 1943 года, на немецкие танки стали наносить так называемую «антимагнитную пасту», более известную как циммерит (нем. Zimmerit).
Разработка германской фирмой Chemische Werke Zimmer AG. Существующая на данный момент основная теория происхождения данного изобретения и его использования гласит: «В 1943 году немцы для борьбы с наиболее совершенными советскими кумулятивными ручными магнитными минами начали использовать специальный защитный слой — циммерит, который наносился на вертикальные поверхности танков.
Данное покрытие должно было обеспечить предохранительное пространство между магнитной миной и броней. Не имея возможности присоединиться к броне или хотя бы сблизиться с ней на достаточное расстояние, магниты уже не могли удержать мину на броне танка».
Честь и хвала немецким конструкторам и изобретателем, но есть один ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ нюанс: как написано выше, единственной страной, обладавшей подобным вооружением, была сама Германия.
Высказывалось предположение, что немецкая разведка прогнозировала появление подобного вида мин у СССР и союзников.
В компетенции Абвера сомневаться не приходится, хотя его в большинстве случаев и переигрывали советские разведчики. Но в заявления, что Абвер спрогнозировал появление магнитных мин, и при этом навязал идею промышленниками и Панцерваффе, верится с трудом.
В связи с этим попробуем рассмотреть альтернативные точки зрения применения циммерита и дать им оценку. Ведь в официальных немецких документах нет упоминания, для чего были необходимы столь трудоемкие и затратные операции.
Официальная версия (антимагнитное покрытие) родилась из доклада английского майора Дж.В. Томпсона и С.Е. Холлиса, датированного июлем 1945 г.: «Циммерит — антимагнитное покрытие для бронетехники».
В своё время англичан остро интересовала эта тема из-за применения немцами магнитных мин против бронетехники Её Величества. В начале 1944 года англичанам удалось заполучить образцы циммерита с захваченных немецких танков, а от военнопленных узнали инструкции по его применению.
Альтернативные варианты и мнения.
Увеличение противоснарядной стойкости брони:
а) для повышения вероятности рикошета снаряда при попадании в танк. Одним из основных типов используемых боеприпасов были тупоголовые бронебойные снаряды, отлично работавшие по наклонной броне.
Конструкторы пошли еще дальше и снабдили снаряды баллистическим наконечником, который еще более благоприятствовал зацеплению за броню (См. гифку: http://panzerw.narod.ru/apcbc.gif.).
Но, по имеющейся в сети информации, обстрел трофейной техники в послевоенное время не выявил существенных преимуществ циммерита перед бронебойными тупоголовыми снарядами;
б) для повышения стойкости брони перед кумулятивными снарядами. С 1943 года в боекомплекте отечественных полковых орудий (например, 76-мм полковой пушки образца 1927 года) появляются кумулятивные снаряды, способные пробить с дистанции в 500 метров 70-75 мм броню. Со снарядами данного типа был ряд проблем с взрывателями при использовании их дивизионной артиллерией. Суть в том, что существовала опасность разрыва снаряда в канале ствола по причине преждевременного срабатывания взрывателя. Проблему удалось устранить только к 1944 году.
Как видно, полковая артиллерия получила действенный инструмент для борьбы с танками на ближних дистанциях боя. Немцы с этим смириться не смогли. Танки Pz. III и Pz. IV стали оснащать противокумулятивными экранами (а Pz IV aufs J — сетками). Суть: экран подрывает заряд на большом расстоянии от брони, струя газов сильно дефокусируется до встречи с броней и бьет по большой площади вместо точечного удара.
С усилением лобовой брони средних и тяжелых танков возник вопрос. Обычные «Тигры», как и Pz IV, были «квадратными», а новые типы немецких танков (Pz V и Pz VI ausf B) имели наклонные броневые листы корпуса и башни. Но, тем не менее, могли поражаться кумулятивными боеприпасами.
То же относится и к новым типам САУ (например, «Фердинанд» и «ЯгдПантера»). Необходимо было повлиять на кумулятивную струю, и, если с экранами все было просто, то на участках с более толстой бронёй её нужно было рассеять иным образом. Тут на помощь приходит композитный материал в виде циммерита, который благодаря своей химической природе рассеивает струю, и та теряет пробивную силу.
Добавьте к этому еще центробежную силу при вращении снаряда, которая дефокусировала струю (возникает из-за нарезного канала ствола полковой артиллерии).
В итоге получаем дешевый способ усиления защиты танка (стоимость циммерита около 0,09 % от стоимости танка).
Улучшение маскировки танка путем снижения его заметности (рифленая поверхность меньше бликует и в комплексе с трёхцветным камуфляжем делает танк менее заметным). Но, по мнению определенного ряда людей, данная проблема маскировки (бликования) могла решиться куда более простым способом — применением краски матового оттенка. К данному пункту относится и идея малой заметности техники в ИК приборах ночного видения. Но данные приборы опять-таки в основной массе применяли только немцы. Причем танки-охотники (Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения Sperber FG 1250) действовали ночью по разведанным скоплениям бронетехники противника.
Снижение нагревания машины под прямыми солнечными лучами. Ввиду вхождения в состав циммерита огнеупорного компонента. Аргументом в пользу этой версии является тот факт, что основной компонент циммерита — сульфат бария (40% в составе пасты) применяется при изготовлении огнеупорных материалов и обладает теплопроводимостью в несколько раз меньше стали. Теория разрушается тем фактом, что на горизонтальные поверхности танка очень редко наносили циммерит, и достаточно большая поверхность танка оставалась, таким образом, незащищенной.

Сомнительное и непонятное изобретение для увеличения финансирования военных заводов. С 1943 года благодаря рейхсминистру по вооружению Альберту Шпееру в Германии резко возрастает выпуск военной продукции, в том числе и танков. По сути, объявляется тотальная война, промышленность фактически полностью переводится на военные рельсы. И в данной ситуации автору кажется весьма сомнительным такое разбазаривание и нецелевое использование средств. Так что в расчет стоит взять и менталитет немцев: неэффективных и бесполезных вещей они не делали.
К сожалению, до настоящего времени нет полноценного и всеобъемлющего исследования на данную тему. На одном из форумов автор прочел информацию со ссылкой на М. Свирина, что кто-то из отечественных историков пишет на данную тему научную работу. Но более точная информация отсутствует. Из этого можно сделать вывод, что данная тема остаётся открытой.
Открытым остаётся и вопрос прекращения нанесения данного вида покрытия на танки Вермахта. Автор позволит себе назвать некоторые причины:
а) весьма трудозатратный по времени процесс, в условиях тотального дефицита танков на поле боя на это уже не было времени;
б) появление у союзников артистем и снарядов, способных пробивать броню немецких танков штатными бронебойными снарядами.

1) http://vn-parabellum.narod.ru/article/zimmerit.html
2) http://topwar.ru/19126-cimmerit-antimagnitnoe-pokrytie-bronetehniki-vermahta.html
Танк «Пантера», покрытый циммеритом

Циммери́т — обмазка брони немецких танков и САУ периода Второй мировой войны. Официальное назначение — защита от магнитных мин.

Состав:

  • 40 % сульфата бария — BaSO4,
  • 25 % связующего вещества — (Movilith 20),
  • 15 % пигмента охры
  • 10 % наполнителя (опилки),
  • 10 % сульфида цинка ZnS,

Производство циммерита осуществлялось в разных местах. Далее материал, имевший консистенцию мастики или мягкой пасты, поступал на танковые заводы и в ремонтные мастерские. Как правило, нанесение покрытия производилось на заводах-изготовителях, но в сохранившихся источниках имеются фотографии, на которых изображены бронемашины и танки с циммеритовым покрытием, нанесенным в полевых условиях. Кроме того, встречаются фотографии нанесения циммерита в самых неожиданных местах, и на самых неожиданных объектах, вплоть до пехотных касок.

Циммерит содержал легкоиспаримый растворитель с запахом ацетона. Перед применением к циммериту не требовалось добавлять растворитель, и с ним легко управлялись даже неопытные рабочие. Поверхность танка перед применением циммерита не нуждалась в какой-либо обработке, тем не менее, броня обычно предварительно покрывалась антикоррозийной грунтовкой. Циммерит наносился металлическими шпателями в два слоя. Первый слой имел толщину около 5 мм и клетчатый вид, который делался боковой частью шпателей. Этот слой оставляли на 24 часа при нормальной температуре, чтобы он стал твёрже. Клетчатая насечка делалась, чтобы улучшить приставание следующего слоя. Второй слой наносился тоньше первого и металлическим гребнем ему придавался уже волнистый рисунок в целях камуфляжа, и чтобы затруднить установку мин. Характерный «гребенчатый» или «клетчатый» рисунок покрытия также служил для уменьшения площади покрытия, которая осыпалась в случае поражения бронемашины.

После нанесения обоих слоёв поверхность подвергалась обработке паяльными лампами для удаления растворителя-пластификатора. Такая «сушка» одного танка длилась около часа и не сопровождалась какими-либо трудностями, связанными с хрупкостью циммерита, главным при этом было не оставить мягких пятен, которые могли бы потом вздуться и отстать. Без обработки паяльными лампами циммерит твердел за 8 дней.

Использование циммерита началось в середине 1943 года, в сентябре 1944 года было остановлено. В настоящий момент не имеется однозначного ответа на вопрос о причинах прекращения использования циммеритной обмазки бронетехники.

Необходимо отметить, что начало применения циммеритной обмазки совпало по времени с появлением на поле боя новых тяжелых немецких танков типа «Тигр» и «Пантера», против которых стандартные пехотные противотанковые средства (ПТР и противотанковые гранаты) были неэффективны. Да и «старые знакомые», средние танки Pz-III и Pz-IV, получив экраны, стали почти неуязвимыми для стандартных противотанковых средств пехоты союзников.

Возможно, немцы прогнозировали массовое поступление на вооружение пехоты ручных магнитных противотанковых мин — самого грозного, на тот момент времени, ручного противотанкового оружия пехотинца. Теоретически, магнитная мина с кумулятивным зарядом могла вывести из строя не только средний, но и тяжелый танк немцев, даже будучи примагниченной ему на лобовую броню. Была только одна сложность — попытки правильного примагничивания мины к бортовой или задней поверхности корпуса чаще всего прерывались сопровождающей танк пехотой или пулеметчиками из других танков — для этого нужно было встать в полный рост на поле боя (сами немцы использовали прикрепляемые магнитные мины с кумулятивным зарядом HHL-3 (нем. Haft-Hohlladung 3), как они с их помощью подбивали советские танки, показано в х/ф «Сталинград»).

Нужно сказать, что примагнитить мину к борту в реальности было достаточно сложной и опасной задачей. К примеру, оборона на Курской дуге рассчитывалась с учётом плотности огня обороняющейся стороной от 5 до 15 пуль на метр фронта в минуту — плотность стрелкового огня наступающих была нисколько не меньше. Кроме того, этот расчетный, равномерно распределенный огонь не велся равномерно и постоянно, а периодически сосредотачивался на особо опасных участках, временно повышая плотность огня до 100 пуль в минуту на метр фронта. А танк именно таким местом сосредоточения всевозможного вражеского огня и являлся. Поэтому, встать на поле боя рядом с танком, даже ненадолго было смертельно опасно. Метнуть же тяжёлую мину, да еще и так, чтобы она правильно попала ножками с магнитами на броню тоже было практически невозможно — мина скорее всего отскакивала от брони с нанесённым циммеритным покрытием. Сделать мину с взрывателем мгновенного действия было нельзя — большой заряд взрывчатого вещества был бы смертелен для не успевшего укрыться пехотинца.

Противотанковые гранаты кумулятивного действия с взрывателем мгновенного действия существовали, но обладали недостаточной бронепробиваемостью из-за малого заряда взрывчатого вещества и недостаточной стабилизации в полете. Выручило пехоту изобретение гранатомёта, который сочетал высокую пробивную способность кумулятивной мины и возможность метнуть её на приличное расстояние.

Отмена нанесения циммерита совпала с насыщением англо-американских войск гранатомётами типа «Базука» (войска СССР такого оружия практически не имели, если не считать небольшой партии американских М1 и трофейных немецких гранатометов различного типа), и переходом советских войск к активной фазе войны, владению инициативой, что требовало высокой подвижности войск. Носить с собой тяжёлые противотанковые гранаты и опасные бутылки с горючей жидкостью, которые были чисто оборонительным вооружением пехотинца, для пехоты стало практически невозможно, и вся тяжесть борьбы с вражеской бронетехникой легла на плечи танкистов, артиллеристов и самоходчиков.

Наиболее вероятная причина отмены осенью 1944 года нанесения циммеритной обмазки на бронетехнику стала бесполезность этого покрытия в боевых условиях, в связи с практическим отсутствием в войсках противника ручных противотанковых магнитных мин кумулятивного действия.

Ссылки

  • Циммерит — зачем он был нужен? (альтернативное мнение)

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Боевые свойства танка

Защита

Бронирование (Дифференцированное · Равнопрочное) · Броня (Гомогенная · Комбинированная · Навесная · Противокумулятивный экран · Динамическая защита) · Броневой корпус · Башня · Активная защита · Живучесть · Термодымовая аппаратура · Циммерит

Огневая мощь

Вооружение (Автомат заряжания · Баллистический вычислитель · Боекомплект · Боеукладка · Противооткатные устройства · Система управления огнём · Стабилизатор вооружения · Тормоз отката · Эжектор пушки) · Манёвр огнём · Скорострельность

Подвижность

Автономность действия · Быстроходность · Буксование · Поворотливость · Приёмистость · Сила тяги · Сопротивление качению · Удельная мощность · Удельное давление · Юз

Зачем танкисты Третьего рейха штукатурили свою бронетехнику



Давно известно, что активные боевые действия являются не только причиной потерь и разрушений, но и двигателем прогресса, особенно военно-промышленного комплекса. Так было и во время Второй мировой войны: совершенствование средств для нападения порождают усовершенствование средств защиты. Именно так и появилась у немецких войск одна интересная практика — штукатурить свои танки.

Небанальное средство защиты. /Фото: topwar.ru

Когда в 1942 году на поле боя Третий рейх выпустил свои легендарные бронемашины модели «Пантера» и «Tигр», то они стали большой проблемой для советских и союзнических войск — их толстая броня не боялась большинства противотанковых снарядов того времени. Однако сами немцы довольно скоро стали опасаться, что их детища не устоят перед магнитными кумулятивными минами, которые также начали использоваться вражескими войсками.

Архивные фото американского солдата с магнитной миной в руках. /Фото: pinterest.com

Командование Третьего рейха в срочном порядке стало искать способы решения обнаруженной ими проблемы. И нашли: в 1943 году предприятие «Химический Завод Циммера и Ко» наладил производство специального циммеритового покрытия, которое должно было снизить магнитные свойства брони танка и попросту не давать кумулятивным минам зацепиться за нее.


Циммеритовая обмазка на танке «Пантера». /Фото: wikipedia.org

Циммерит представляет собой пастообразное вещество, которое в несколько слоев наносилось на бронемашины, создавая при этом ребристый рельеф. По сути, этот процесс чем-то напоминал штукатурку стен, да и сам танк после обработки циммеритовой обмазкой выглядел подобным образом.

Борт немецкого танка с оригинальным циммеритовым покрытием времен войны. /Фото: popmech.ru

Вот только век этой необычной разработки оказался недолог: уже в 1944 году циммеритовой обмазкой перестали пользоваться немецкие танкисты. Так, одной из главных причин стало ошибочное представление командования Третьего рейха об интенсивности использования магнитных кумулятивных мин, которые в реальности применяли гораздо меньше. Кроме того, сам процесс нанесения покрытия в несколько слоев занимал слишком много времени.

«Tигр II», обработанный циммеритом. /Фото: wikipedia.org

Интересный факт: в завершении истории циммеритового покрытия также сыграло свою роль и недоразумение, связанное с дезинформацией: в какой-то момент среди немецких солдат распространилось мнение, что циммеритовая обмазка является легковоспламеняющимся веществом. И хотя испытания доказали несостоятельность этой версии, тогдашняя ситуация на фронте уже не позволила выпустить приказ о возобновлении использования «штукатурки» для бронетехники.
В дополнение к теме: в арсенале гитлеровской армии было много странных изобретений — Зачем немецкому солдату нужны были «волосы» на каске

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Для многих моделистов немецкой техники времён Второй мировой войны нанесение циммеритового покрытия является довольно сложным и не любимым занятием. Процесс действительно может выглядеть сложным, но на самом деле это далеко не так. Я опишу семь основных методовнанесения циммерита на модель танка, каждый из которых Вы можете самостоятельно исследовать и внести свои изменения, а в дальнейшем даже комбинировать несколько методов на одной модели. Один из них обязательно должен Вам подойти, и не важно имеете Вы опыт его нанесения или нет.

Обратите внимание, что многие из этих методов требуют использования растворителей или горячей пластмассы. Убедитесь, что Вы работаете в хорошо проветриваемом помещении и вдалеке от источников воспламенения.

Перед нанесением циммерита, изучите литературу и чертежи танка который собираете. Обращайте внимание на то, какой рисунок покрытия использовался, какие области покрыты, а какие нет. Решите, какие детали масштабной модели могут остаться и не будут мешать, а какие должны быть временно удалены.

Если Ваша масштабная модель будет иметь боевые повреждения, отметьте и замаскируйте эти места. На большие площади где не планируется наносить циммерит так же необходимо наложить маску. Рассмотрите внимательно области масштабной модели где будет нанесён циммерит сосредотачиваясь на маленьких деталях таких как болты и гайки которые помешали бы нанесению шпаклёвки. Если предполагается, что эти детали будут полностью закрыты, удалите их. Существует много видов шпаклёвок подходящих для нанесения циммерита. Если у Вас есть свой любимый вид, проверьте, какая у него усадка и время высыхания. Слишком большое усыхание может исказить образец или отступить от края модели.

Двухкомпонентная шпаклёвка и специальный шпатель

Для демонстрации данного метода нанесения циммерита взят немецкий танк Пантера производства “Звезда” собранный “как есть”.

Первым делом места для нанесения циммерита зашкурил и обезжирил (Странно, но в наборе с танком гусениц не было, поэтому пришлось использовать старые, оставшиеся от тамиевского танка. Красные пятна на гусеницах остались после имитации следов при изготовлении диорамы.).

Там где крепится шанцевый инструмент наложил маски из тамиевского модельного скотча. Сняв его в дальнейшем, места крепления останутся чистыми.

В качестве материала для циммеритового покрытия использовал распространённую тамиевскую двухкомпонентную шпаклёвку.

А для нанесения самого покрытия тамиевские шпатели позволяющие сделать бороздки и гребни (вместо шпателей можно использовать обломки пилок по металлу).

Итак. На лист бумаги выдавил из тюбиков оба компонента и перемешал их между собой (Белый это шпаклёвка, оранжевый отвердитель. Если использовать отвердителя больше чем нужно, шпаклёвка будет слишком быстро твердеть.).

После чего тонким слоем нанёс её на одну из плоскостей где должен быть циммерит.

Далее сдвигая шпатель в сторону создавал рельеф покрытия. Примерно каждые пять миллиметров немного смещал шпатель вниз/вверх создавая вертикальные полосы.

Аналогично наносил циммерит и на башню танка. Для удобства, шпаклёвку можно выровнять по поверхности модели металлическим шпателем.

Пока шпаклёвка не застыла, снял маски прикрывающие места крепления шанцевого инструмента. Удалив в некоторых местах шпаклёвку, можно сымитировать сколы циммеритового покрытия. Надо отметить, что используемая шпаклёвка имеет довольно неприятных запах и после окончания нанесения покрытия модель на несколько суток лучше вынести на открытый воздух.

После того как шпаклёвка окончательно затвердела(примерно часа через три), модельным ножом аккуратно срезал все выступы и ляпы, приклеил на место шанцевый инструмент.

В итоге танк приобрёл вот такой вид.

И собранная модель после грунтовки.

Двухкомпонентная эпоксидная шпаклёвка и зубчатый ролик
Второй способ нанесения циммеритового покрытия на масштабную модель описанный на сайте является наиболее легким. Для его выполнения Вам понадобится двухкомпонентная шпаклевка, зубчатый ролик, наждачная бумага с зернистостью не ниже 150, зубочистка и вода.

Удобство использования двухкомпонентной шпаклевки заключается в том, что если Вы ошибетесь, её можно разгладить и заново нанести рельеф циммерита. Так же к её преимуществом можно отнести и тот факт, что она начинает твердеть минимум через час после перемешивания компонентов, что позволяет не спешить при нанесении циммерита.

Зубчатые ролики и пресс формы продаются в модельных магазинах и имеют определённые размеры под различные масштабы моделей, а так же бывают металлические и пластмассовые. Вместе с роликами в комплект входят ручки для их фиксации. Однако встречаются комплекты и без них. В таком случае ручку можно сделать самому, например их обычного гвоздя как на фото ниже.

Комплект роликов позволяет наносить большинство типов циммеритового покрытия встречавшегося на немецкой бронетанковой технике времен Второй Мировой Войны. Как правило, ролики удобнее использовать для больших площадей, в то время как пресс формы для ограниченных пространств.

Прежде всего перед нанесением шпаклевки на поверхность масштабной модели оба её компонента необходимо тщательно перемешать. Перед перемешиванием кусочки шпаклевки желательно немного подогреть, например на трубе отопления. Она станет мягче и работать Вам будет легче.

Поверхность масштабной модели необходимо обработать наждачной бумагой или торцом надфиля, а по завершении обезжирить. Все это позволит шпаклевке лучше держаться на пластиковой поверхности.

Наносить шпаклевку на модель удобнее при помощи зубочистки или специального модельного шпателя. Следует помнить, что инструмент которым Вы наносите шпаклевку должен быть смочен водой. Это позволит избежать её прилипания к поверхности инструмента.

После того как шпаклевка нанесена на поверхность масштабной модели ровным, тонким слоем можно приступать к нанесению рельефациммеритового покрытия.

Выровняйте зубчатый валик по направлению движения и начинайте “катить” его по шпаклевке. Повторите этот процесс, пока вся поверхность детали не будет покрыта образцом циммерита. Не забывайте опускать ролик в воду, чтобы препятствовать прилипанию на него шпаклевки.

Старайтесь перемещать ролик так, чтобы “колонки” циммерита были ровными, однако небольшое наложение на предыдущую колонку только добавит реализма.
По завершению, вот так выглядит готовое циммеритовое покрытие и Вам останется только удалить излишки шпаклевки и по желанию нанестиповреждения циммерита. Если в этот момент Вам не понравилось то как выглядит покрытие, Вы можете выровнять поверхность шпаклевки зубочисткой и начать все заново.

Имитация повреждения циммеритового покрытия

Часть данной статьи решил посвятить нанесению повреждения циммеритового покрытия на масштабной модели. На первый взгляд самым простым способом имитации повреждений циммерита является простое соскабливание шпаклевки после её нанесения. Отчасти это так. Но простое соскабливание имеет один существенный минус. После того как Вы нанесли шпаклевку при её удалении очень легко повредить и поцарапать корпус модели, что отнюдь не добавит ей реализма.

Есть более безопасный способ имитации повреждения циммеритового покрытия. Использование маски. Для этого те места где Вы хотите сделать отколовшийся циммерит закрываются кусочками модельного скотча. Их размер и форма определяется исходя из Ваших желаний и того результата который Вы хотите получить.

После того как маска наложена сверху наносится шпаклёвка и имитируется циммерит.

Когда шпаклевка начнёт застывать Вам останется только удалить маску. Следует обратить внимание, что перед нанесением шпаклевки на модель места маскирования желательно пометить карандашом, что бы в дальнейшем точно знать где наложены маски.

Вот так выглядит циммеритовое покрытие с отколовшимися кусками после того как модель загрунтована. Дальше покраска и обработка пигментами. Участки брони под отколовшимся циммеритом можно просто покрасить в цвет танковой грунтовки, можно наложить немного ржавчины. Все зависит от того, что Вы хотите получить в конечном результате.

Попробуйте поэкспериментировать с размерами и формами масок, с покраской и имитацией ржавчины на своих старых моделях. Уверен, Вы добьётесь отличных результатов.

Циммерит и другие противоминные покрытия

Защитная паста

В1943 году немецкая химическая промышленность разработала особое покрытие — пасту с антимагнитными свойствами. Ее наносили толстым слоем на танковую броню, и она затвердевала на ней шероховатой коркой. Это средство — изобретение берлинского предприятия Chemische Werke Zimmer AG (CWZ), получившее название «циммерит», было эффективной защитой от магнитных мин. Плохо воспламеняющаяся масса низкой плотности хорошо приставала к металлической поверхности, и для ее нанесения не требовались специалисты.

«Шерман» М4, защищенный от мин деревянными панелями, прикрученными к бортам. Обратите внимание на металлические решетки на люках: они защищают экипаж от атак японской пехоты.

Во время Второй мировой войны Германия сконструировала грозное оружие — магнитную противотанковую минуТеНегтте. Пехотинцы ее устанавливали на вертикальные поверхности танков вручную. Процесс был прост, однако при этом солдаты подвергались большой опасности. Осознавая, какой угрозой может стать использование подобного оружия против его же собственных танков, Верховное командование сухопутных войск (ОКХ, нем. Oberkommando des Heeres) немедленно озаботилось также изготовлением нового средства, которое бы защищало от магнитных мин. Тщательно изучив вопрос, берлинское химическое предприятие Chemische Werke Zimmer AG провело испытания особой пасты: нанесенная на броню, она препятствовала прилипанию к машинам магнитных мин, так что те падали на землю под собственным весом или из-за вибрации корпуса танка.

Технология покрытия

Циммерит наносили непосредственно на стальную броню при помощи металлического шпателя или валика. Сначала первый слой толщиной 3 мм оставляли засыхать на 24 часа при нормальной температуре. Затем поверх этого слоя, который намеренно делали очень неровным, наносили второй слой, также неровный и шероховатый. И наконец, покрытие обрабатывали паяльными лампами. Подобная высокотемпературная обработка позволяла сократить время высыхания циммерита с восьми дней до одного и, кроме того, существенно повышала его прочность. Циммеритная обмазка была водонепроницаемой, однако входивший в ее состав поливинилацетат (в данном случае клей для дерева, использовавшийся столярами) делал ее чувствительной к холоду: на морозе она могла треснуть и даже осыпаться. Помимо поливинилацетата (25 %), служившего связующим веществом, циммерит состоял из сульфата бария (40 %), древесных опилок (10 %) и пигмента охры.

Циммерит начали применять с октября 1943 года как на заводах, выпускавших танки, так и в полевых мастерских. Его наносили на вертикальные или наклонные элементы брони до высоты человеческого роста, в тех местах, куда противник мог установить магнитные мины. Распоряжение ОКХ от 29 декабря 1943 года предписывало использование циммеритного покрытия для следующих танков: Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV, Pz Kpfw V Panther, Pz Kpfw VI Tiger I, Sturmgeschiiz III, Panzerjager 38t и Panzerjager Hornisse. Таким образом, циммерит предназначался для танков и штурмовых орудий, задействованных на первой линии атаки, но не для бронеавтомобилей и самоходных артиллерийских установок, в теории подвергавшихся меньшей опасности. В зависимости от завода, на котором наносили циммеритное покрытие, оно могло выглядеть по-разному. В подавляющем большинстве случаев машины, уже введенные в боевые действия, циммеритом не покрывали.

Шероховатая циммеритная обмазка хорошо заметна на башне этого «Тигра» Ausf. В.

Нерациональная защита

Седьмого сентября 1944 года генеральный инспектор танковых войск Гейнц Вильгельм Гудериан подписал приказ о прекращении использования циммеритной обмазки, подлежащий немедленному исполнению. Всего за несколько дней его распоряжение было передано на все немецкие заводы, выпускавшие танки.

Основная причина этого решения в точности не известна. Ясно одно: наверняка повлияли слухи о попаданиях снарядов, приводивших к опасному возгоранию бронированных машин, покрытых циммеритом. Другая причина отказа от этого средства может крыться в значительном увеличении веса бронированных машин, не говоря уже о росте потребления горючего, наблюдавшемся в связи с систематическим применением циммерита. Помимо этих соображений, очевидно, Германия пошла на эту меру также и для того, чтобы максимально упростить процесс производства танков.

Нельзя не принять во внимание и тот факт, что из всех союзников в войне против Третьего рейха только СССР применял магнитные мины, однако никогда — систематически. После Курской битвы численное превосходство Красной Армии в танках и других бронированных машинах стало настолько велико, что русским пехотинцам больше не было нужды рисковать собой и прибегать к этой опасной тактике боя. По всем выше перечисленным причинам циммерит использовался вермахтом реже и реже.

Штурмовые орудия StuG III Ausf. G с заводским циммеритным покрытием, Италия, 1944 год.

Новые способы защиты от огня

В ходе Тихоокеанской кампании Армия (US Army) и Морской флот США (US Marine Corps) применяли другие виды противоминных покрытий. Так, солдаты крепили по бортам своих танков широкие деревянные панели, стараясь закрыть ими как можно большую поверхность, чтобы японские солдаты-смертники не могли прикрепить к броне магнитные мины. Кроме того, к суперструктуре корпуса приматывали колючую проволоку, которая не позволяла пехотинцам противника вскарабкаться на танк.

Отметим, что британские войска, развернутые в Бирме, были вынуждены прибегать к тем же защитным мерам. Несмотря на то что английские танки воевали здесь в тесном взаимодействии с пехотой, последняя была не в силах отбросить японских пехотинцев, которые, внезапно появляясь из джунглей, пытались открыть люки танков и убить танкистов клинками или штыками. Чтобы защититься от них, английским экипажам приходилось использовать колючую проволоку и ставить на люки решетки или металлические сетки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >