Что такое обт?

Основной боевой танк

Основной танк Т-72Б3Основной танк Т-80У

Основной боевой танк (ОБТ) (англ. Main battle tank (MBT) или battle tank, universal tank; нем. der Kampfpanzer (KPz)) — термин в современной западной классификации танков, обозначающий боевую машину — многоцелевой танк, сочетающий высокую огневую мощь с защищённостью и подвижностью, заменивший термины пехотные и кавалерийские танки по британской классификации или средние и тяжёлые по советской.

В России (ранее в Союзе ССР в автобронетанковых, бронетанковых и механизированных, танковых войсках) для классификации танков по видам применяются термины «основной танк» и специальный танк.

Германоязычный термин der Kampfpanzer — букв. «боевой танк», должен переводится как «танк», или в иных контекстах как «бронетранспортёр».

История

Довоенное время

18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»

I. Утвердить на вторую пятилетку следующую систему бронетанкового вооружения РККА:
Основные танки — 5 типов:

  1. Разведывательный танк — основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе — плавучесть), маневренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства.
  2. Общевойсковой танк — основной танк количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.
  3. Оперативный танк — танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть быстроходным, вездеходным (в том числе плавучим) и мощно вооружённым.
  4. Танк качественного усиления ТРГК — танк качественного усиления ТРГК для преодолевания сильно укреплённых оборонительных полос. Основные требования: сильные ударное вооружение и бронезащита, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.
  5. Мощный танк особого назначения — танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укреплённых полос. Основное требование — тяжёлое ударное вооружение и сильная бронезащита, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность разрушать бетонные сооружения.

Специальные танки — 7 типов. ….

— Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.

Такое обилие запланированных типов танков по их видам как боевых и специальных, с одной стороны показывает то, что существовали различные мнения у специалистов военного дела того времени и они их все включили в «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии», а также и насколько большую ставку делал тогда СССР на танки как основные, так и специальные вообще и другие боевые машины, с другой стороны, несовершенство танков и танкостроения СССР и всего мира в то время. Также на момент издания указанного постановления термины «основной танк» и «специальный танк» были уже определены в СССР в отличие от западноевропейских государств.

К основным танкам по типам в РККА соответствовали следующие марки машин:

  • разведывательный танк — Т-37;
  • общевойсковой танк — Т-26;
  • оперативный танк — БТ;
  • танк качественного усиления ТРГК (танк резерва главного командования) — Т-28;
  • мощный танк особого назначения — Т-35.

Вторая мировая война

Во второй мировой войне наиболее востребованными по массе оказались средние и тяжёлые танки. При этом тактические функции каждого из двух типов танков по массе варьировались в зависимости от военной доктрины той или иной страны. Например если в СССР и Германии танки к началу Второй мировой войны делились на классы по боевой массе (лёгкие, средние и тяжёлые) или по стратегическим или тактическим задачам, то, например, в Великобритании танки делились на типы по тактическому назначению родов оружия (так называемые пехотные и кавалерийские). Из специальных танков некоторое распространение получили перед войной химические (позже, огнемётные) танки, а во время войны арттанк (САУ) различных моделей. Например некоторые из модификаций Т-34 были огнеметными танками.

Лёгкие танки, обладая высокой подвижностью и проходимостью и минимальной заметностью, имели тогда уже недостаточные огневую мощь и защищённость (например несли лёгкую броню, способную защитить от снаряда калибром не более 20-мм.) Естественно наиболее востребованным во Второй мировой войне лёгкие танки оказались в качестве разведывательных машин, для которых качества наиболее массовых лёгких танков были оптимальны. Яркий пример таких танков советские БТ.

Средние танки уступая лёгким по подвижности, всё же обладали достаточной подвижностью вместе с хорошей защищённостью и относительно большой огневой мощью. При этом средний танк сравнительно дёшев и прост в производстве и эксплуатации (в сравнении с тяжёлыми танками). Т-34 как технически самый удачный танк, безусловно стал классикой средних танков Второй мировой войны. Совокупность тактико-технических качеств позволила Т-34 применять как в качестве общевойскового (пехотного) танка так и оперативного, для массированного глубокого наступления крупными силами. Естественно в Великой отечественной войне Т-34 стал самыми массовым танком в РККА, фактически став своеобразным прообразом основного танка (ОТ).

Мощные танки особого назначения или тяжёлые танки самые медлительные, но вместе с тем высокозащищённые и обладающие самой большой, после тяжёлых САУ, огневой мощью. Но также тяжёлые танки самые дорогостоящие и сложные в производстве и эксплуатации. Например, достаточно совершенные тяжёлые танки ИС — сначала ИС-1 и затем ИС-2 — советская промышленность создала лишь в 1943-м, когда уже эвакуированные заводы и КБ на новых местах уже год как работали на полную мощность и превысили довоенный объём производства). Это естественным образом определило боевое применение таких боевых машин: либо в качестве противотанкового средства, как это было с германскими «Тиграми», либо, как это было с советскими ИС-2, в качестве средства усиления, где огневой мощи и защищённости среднего танка было недостаточно (например для разрушения артиллерийский дотов). Естественно тяжёлые танки были сравнительно немногочисленны.

Послевоенное время

Средние и тяжёлые танки как типы боевых машин по массе продолжают существовать и после Второй мировой войны, а вот по родам оружия, оперативного и тактического применения грани классификации стали стираться. Яркие примеры наиболее удачных послевоенных тяжёлых танков — послевоенные танки ИС. Однако к 1960-м годам прогресс в двигателестроении, артиллерийском вооружении танков, а также в технологии изготовления брони сделали возможным создание основного танка, совмещающего высокую подвижность, манёвренность и сравнительную дешевизну производства и эксплуатации среднего танка и защищённость и огневую мощь тяжёлого танка по массе и задачам. То есть в результате грань между средним и тяжёлым танком того времени и задачам их применения фактически стерлась. К этому добавились: новые гладкоствольные танковые орудия, способные стрелять как артиллерийскими так и реактивными снарядами (последнее сделало ненужными специализированные ракетные танки), и прогресс бортового радиоэлектронного оборудования и, в частности, оснащение танков лазерным прицельно-дальномерным оборудованием. Собственно с этого времени начинается летопись сокращения в СССР моделей по предназначению ОТ (ОБТ).

Впоследствии по мере совершенствования противотанковых средств, основные танки стали оснащать активной и динамической защитами, также совершенствуемыми с дальнейшим развитием противотанковых средств. В частности в настоящее время активно ведутся работы по созданию так называемой электрической брони.

Современность

Основной танк Т-90СМОсновной танк Т-14

… с 2015 года в Вооружённых силах появится новый основной танк, с принципиально новыми тактико-техническими характеристиками, с новым автоматом подачи боеприпасов, с разделением экипажа, с выносом боеприпасов», что позволит сохранить жизнь экипажу даже при условии детонации снарядов.

— Юрий Коваленко, бывший первый заместитель начальника главного автобронетанкового управления Министерства обороны России.

В настоящее время подавляющее большинство современных танков, состоящих на вооружении вооруженных сил государств, относятся к классу основных (ОТ), по натовской классификации основных боевых танков (ОБТ). Естественно, современные ОТ намного превосходят первые ОТ и, тем более, ранние средние танки по защищённости и огневой мощи, а тяжелые и по подвижности.

> См. также

  • Танк предельных параметров

Примечания

  1. Барятинский М. Б. Все танки СССР. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — 512 с. — ISBN 978-5-699-62615-1.
  2. Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.
  3. Колёса или траки?
  4. Барятинский М. Б. Все танки СССР. Самая полная энциклопедия М. Яуза, Эксмо 2012 512 с.: ил. — (Новая танковая энциклопедия). — ISBN 978-5-699-62615-1
  5. Г. М. Стрелковский, Теория и практика военного перевода: Немец­кий язык. — М.: Воениздат, 1979. — 272 с.
  6. ОТ-34 (рус.) // Википедия. — 2018-07-09.

Литература

  • Г. М. Стрелковский, Теория и практика военного перевода: Немец­кий язык. — М.: Воениздат, 1979. — 272 с.
  • Сост.: Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов и др. Основные боевые танки / Под ред. Б. С. Сафонова, В. И. Мураховского. — М.: Изд. компания «Арсенал-пресс», при участии торг. дома «Радуга» (Украина), 1993. — 191 с. — ISBN 5-85139-004-2.
  • Обозрение Армии и Флота. Аналитика, факты, обзоры, № 5 — 2012, с. 8 — 11
  • М. Б. Барятинский, Все танки СССР. Самая полная энциклопедия М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 512 с.: ил. — (Новая танковая энциклопедия). — ISBN 978-5-699-62615-1.

Ссылки

  • Колёса или траки?
  • Интерактивная инфографика ТАСС по советским и российским ОБТ
Первое поколение
Второе поколение
Третье поколение
Четвёртое поколение
  • Т-95
Курсивом выделены опытные или не пошедшие в серийное производство образцы, выделение выпущенных более 500 единиц, крупное выделение выпущенных более 5 тыс. единиц.

  • классическая
  • ромбовидная
  • скелетная

  • безбашенная
  • однобашенная
  • многобашенная

  • классическая
  • переднемоторная

Типология танков
Классификация
танков по

массе
назначению современная исторические
разновидности
роду войск
способу вывода
на поле боя
вооружению
типу движителя
типу двигателя
  • атомные
  • с двигателем внутреннего сгорания (дизельным
  • газотурбинным
  • карбюраторным)
  • с гибридным двигателем
  • паровые
Компоновочная
схема по
форме корпуса количеству башен конфигурации МТГ

Основной боевой танк «Altay»

Турция является одной из немногих стран, создавшей за последние 10 лет новый танк. Эта машина разрабатывалась в рамках программы Milli Tank Uretim Projesi ALTAY (MITUP ALTAY – проект национального турецкого танка) и относится к поколению 3+. Altay, первые два опытных образца которого были официально представлены 5 ноября 2012 г., считается первым национальным танком, разработанным для турецких сухопутных войск (TLFC, или Turkish Land Forces Command). Базой при создании нового турецкого танка послужил южнокорейский К2 Black Panther («Черная пантера»). Как позже сообщалось, компания Otokar заключила соглашение с Hyundai Rotem no итогам тендера, в котором также участвовала немецкая компания KMW-разработчик и производитель танков Leopard. Контрактом предусмотрена полная передача технологии на новый южнокорейский основной танк К2.

Напрашивается вопрос, а почему в Турции приступили к созданию собственного танка только спустя более 10 лет после принятия решения о перевооружении? Может быть, корейские конструкторы создавали свою «Черную пантеру» с использованием технической документации, полученной турками в ходе того самого тендера, после которого не был приобретен ни один из участвовавших в нем танков? Так сказать, отдали документацию в Корею, для апробации, с учетом последующей помощи в национальном проекте. Что было на самом деле, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Но запрос полного комплекта технической документации для участия в тендере проводился неспроста.

Тем не менее, руководство компании Otokar особо подчеркивает, что основной танк Altay, относящийся к третьему поколению, является исключительно национальным проектом, для которого было разработано довольно большое количество новых систем, узлов и агрегатов. Об этом заявляют и представители Министерства обороны Турции. Пакет конструкторской документации для запуска серийного производства танка, данные о его конструкции и технических возможностях, разработке, модернизации, интеграции и испытаниях, а также все права {без каких-либо ограничений) будут находиться в собственности Турецкой Республики. Этот проект, как утверждают турецкие военные, позволит ослабить зависимость страны от внешних поставок военной техники, а также обеспечит развитие новых технологий в оборонно-промышленном комплексе.

Свое название танк получил в честь турецкого генерала Фахреттина Алтая, командовавшего V-м кавалерийским корпусом, части которого во время войны за независимость в 1919-1923 гг. освободили город Измир от греческих «агрессоров» (третий по численности населения город Турции и второй по величине порт страны после Стамбула). На первом этапе проекта планировалось в течение семи лет построить и испытать четыре опытных образца, которые в 2015 г. были переданы для испытаний. После завершения испытаний и доводки машины ожидается получение заказа на серийное производство первой партии в количестве 250 единиц, а в дальнейшем их количество планируется довести до тысячи, заменив ими устаревшие американские и немецкие машины.

В сентябре 2010 г. завершился этап концептуального проектирования, хотя 3D модель машины была представлена общественности еще в августе. На международной выставке IDEF-2011 в г. Стамбуле (до этого выставка IDEF проводилась в г. Анкаре) компания Otokar продемонстрировала полноразмерный макетный образец первого турецкого танка. После утверждения концепции новой машины приступили к детальному проектированию танка, которое, как предполагалось, займет не менее 30 месяцев. Однако, к чести турецких инженеров, они справились со своей задачей намного быстрее. 5 ноября 2012 г. на военной базе Адапазары (провинция Сакарья) компания Otokar провела церемонию презентации первых двух опытных образцов основного танка Altay. На ней присутствовали премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган и министр обороны Исмет Йылмаз. Один из представленных опытных образцов (MTR) предназначался для проведения ходовых испытаний, а второй (FTR) – для оценки показателей огневой мощи.

Поскольку Altay создавался на базе корейского К2, в его конструкцию внедрены все технические новинки и «навороты» своего папаши, за исключением автомата заряжания. Технологии, используемые в южнокорейской машине, в турецком танке составляют около 60%. Вероятно, Altay унаследует от корейского танка и высокую стоимость: по оценкам на 2012 г, его цена в серии составляла не менее 5,5 млн. долл. США.

Компоновка турецкого основного танка классическая, с расположением муторно-трансмиссионного отделения (МТС) в кормовой части, отделения управления в носовой части и боевого отделения – в центре. Экипаж – четыре человека: командир машины, механик-водитель, наводчик и заряжающий. Место механика-водителя расположено в отделении управления по центру на продольной оси танка, что значительно облегчает его управление. Для посадки и высадки механик-водитель использует свой люк, закрывающийся бронированной крышкой (при открывании сдвигается вправо). В крышке люка установлены три призменных прибора наблюдения. Место заряжающего расположено в боевом отделении в башне, слева от пущки. Над ним имеется люк для посадки и высадки, а также для загрузки боеприпасов в танк. Бронированная крышка люка открывается назад. Рабочее место командира танка находится в боевом отделении справа от пушки. Рабочее место наводчика также размещено справа от пушки, только немного впереди и ниже командира танка, как это было на танках Т-55, Leopard 1 и Leopard 2. Командир и наводчик осуществляют посадку и высадку в танк через один люк по очереди. Бронированная крышка люка также открывается назад.

Как сообщается, на основном танке Altay установлена более мощная (по сравнению с корейским К2) защита корпуса и башни. Башня разрабатывалась турецкими инженерами и отличается от башни корейского танка, поскольку в состав комплекса вооружения не входит автомат заряжания и в ней размещаются три члена экипажа, а не два, как в “Черной пантере”. Корпус танка Altay также отличается от корпуса К2. Он длиннее, и е ходовой части используется по семь опорных катков на борт, т.е. на один больше, чем на южнокорейской машине. Борта корпуса меньше чем наполовину прикрыты металлическим противокумулятивным экраном, оставляя неприкрытым, а том числе и опорными катками, довольно значительную проекцию борта. На корме корпуса имеется обширная бронированная решетка для выхода воздуха из системы охлаждения двигателя. Это позволяет снизить тепловую сигнатуру танка.

На представленных двух опытных образцах подвеска ходовой части выполнена гидропневматической. Впрочем, окончательное решение, касающееся подвески и ряда других систем, до сих пор не принято. Все будет зависеть от того, как эти системы покажут себя во время испытаний. Башня танка сварная с развитым карманом в кормовой части, в котором хранится часть боекомплекта к пушке, а также размещаются элементы системы кондиционирования воздуха и вспомогательная силовая установка. Снаружи на бортовых деталях башни оборудованы ящики для хранения ЗИПа и личных вещей экипажа, как это сделано на танках Leclerc.

Высокие показатели огневой мощи танка обеспечивает использование в качестве основного оружия 120-мм гладкоствольной пушки типа Rheinmetall Rh 120L/55 с длиной ствола 55 калибров. Пушка оснащена системой контроля изгиба ствола, термозащитным кожухом и эжекционной системой удаления дыма после выстрела. Боекомплект к пушке укладывается в кормовом кармане башни, оборудованном вышибными панелями в крыше. Состав боекомплекта, по всей видимости, будет стандартным: оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном, кумулятивно-осколонные и, возможно, осколочные шрапнельные. Всего в танке предполагается транспортировать 57 выстрелов. Это указывает на то, что большая часть боекомплекта о огнеопасными сгорающими гильзами унитарных 120-мм выстрелов разместится вместе с экипажем в корпусе машины.

Разработкой танковой пушки местного производства МКЕК 120 и боеприпасов к ней занимается государственная компания Maklne ve Kimya Endustrlsi Kurumu (UKE), являющаяся основным производителем оружия и боеприпасов в Турции. В качестве дополнительного оружия на основном танке Altay установлены 7,62-мм спаренный с пушкой пулемет (слева от пушки на рабочем месте заряжающего) и 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, который должен монтироваться на дистанционно-управляемом модуле на крыше башни позади люков командира и заряжающего (по продольной оси башни). Управление этим пулеметом осуществляется дистанционно с места командира танка. В танке используется современная модульная автоматизированная система управления огнем {СУО} Volkan-III. или National Cannon, первоначально разработанная для военно-морских платформ TAKS. Наводчик и командир танка располагают комбинированными (дневно-ночными) прицельно-наблюдательными комплексами (ПИК) со стабилизированной в двух плоскостях линией визирования. Оба ЛНК включают оптические тепловизионные и лазерные дальномерные каналы.

Командирский комплекс – панорамический, дает возможность независимого от положения башни наблюдения на 360′. Благодаря этому в танке реализована концепция “hunter – killer” («охотник – убийца»). Все системы и подсистемы СУО в настоящее время разрабатываются компанией Aselsan. Она имеет партнерские отношения с турецкой компанией STM, занимающейся созданием программного обеспечения для автоматизированных систем боевого управления и бортовых информационно-управляющих систем. Основные элементы комплекса вооружения танка разрабатываются и производятся корейской компанией Hyundai Rotem, а также турецкими Организацией машиностроительной и химической промышленности (МКЕ) и Roketsan.

Защищенность танка обеспечивается сварными бронированным корпусом и башней, высокоэффективной быстродействующей противопожарной системой, системами защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, обнаружения лазерного излучения и постановки дымовых завес. Корпус и башня имеют дифференцированное бронирование. При бронировании фронтальной проекции в конструкциях башни и корпуса широко используются модули с композитной броней, а также (по ряду сообщений) динамическая защита. Предусматривается возможность усиления защиты бортовых экранов дополнительными модулями, скорее всего, с керамической броней. По углам башни установлены датчики обнаружения лазерного излучения, выдающие экипажу информацию об облучении танка лазерными дальномерами противника. Эта информация также поступает в исполнительные устройства отстрела дымовых гранат для постановки дымовых (аэрозольных) завес. С этой целью с каждого борта башни в кормовой ее части установлены по семь дымовых гранатометов. Разработкой броневой защиты и комплексов средств активной защиты занимается турецкая компания Roketsan.

Высокую подвижность танка обеспечивают мощная силовая установка с автоматической трансмиссией и ходовая часть с гидропневмо подвеской (ГПП). Первые две партии танков будут оснащаться силовым блоком, в состав которого включен немецкий турбодизель МТU Friedrichshafen, развивающий максимальную мощность 1500 л.с. (1100 кВт), соединенный с автоматической трансмиссией Renk. Последующие машины планируется оснащать дизелем мощностью 1800 л.с. (1300 кВт), создаваемым в настоящее время в Турции. Именно из-за этого реализация программы первого национального танка задерживается. Многомесячные переговоры с японской компанией Mitsubishi Heavy Industries о совместной разработке двигателя в 2014 г были прекращены. В марте 2015 г, был подписан контракт с турецкой компанией TUMOSAN на сумму 190 млн. евро на разработку двигателя для Altay. Эта компания основана в 1975 г и специализируется на производстве сельскохозяйственных колесных тракторов и 3- и 4-цилиндровых дизельных двигателей к ним.

Предусматривается проектирование и производство опытных образцов, испытания и сертификация силовой установки. Компания также обязуется разработать топливную систему и электронный блок управления двигателем. Программа должна быть реализована в течение 54 месяцев. Двигатель предполагается создать с максимальным использованием местных технологий, но не исключается применение иностранных, если возникнет такая необходимость. На начальном этапе компания произведет двигатели для 250 танков, а затем должны последовать три заказа по 250 силовых агрегатов. По заявлениям разработчиков, танк способен развивать максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч и преодолевать водные преграды глубиной до 4,1 м по дну после предварительной подготовки. Для достижения максимальных показателей основных боевых свойств танка Altay компания Otokar построила специальный центр, в котором будут испытаны все его электронные устройства и компоненты, а также другие агрегаты и системы. Предварительные испытания уже вызвали необходимость проведения работ по повышению проходимости танка в различных климатических условиях.

За интеграцию всех систем и общую разработку программы турецкого основного танка отвечает Коc Group – подразделение компании Otokar. Именно сюда передает лицензионные технологии корейская компания Hyundai Rotem; также здесь оказывается техническая поддержка и помощь в разработке и испытаниях машины. По сообщениям в прессе, завершение испытаний танка ожидается в 2016 г,, после чего можно ожидать начала массового производства и поставку машин в войска при условии преодоления всех проблем с двигателем.

Технические характеристики танка Altay
Боевая масса, т 60,0
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 7735
Длина с пушкой вперёд, мм 10 307
Ширина корпуса, мм 3972
Высота, мм 2640
Бронирование – комбинированная противоснарядная
Калибр и марка пушки – 120-мм MKEK120
Тип пушки – гладкоствольная
Длина ствола, калибров – 55
Боекомплект пушки – 57
Пулемёты – 1 х 7,62-мм, 1 х 12,7-мм
Тип двигателя – дизельный
Мощность двигателя, л. с. 1500
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,2 (4,1 с ОПВТ)