Были ли женщины гладиаторы

Женщины-гладиаторы

Сражающиеся женщины-гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея

Женщины-гладиаторы — тип гладиаторов женского пола, сражавшиеся в Древнем Риме на аренах друг с другом и с дикими животными, подобно своим «коллегам»-мужчинам.

Неизвестно, когда точно зародилось это явление, но наибольшего расцвета, если верить дошедшим литературным источникам, оно достигало в периоды правления императоров Нерона (54—68 годы н. э.) и Домициана (81—96 годы н. э.).

Женские гладиаторские бои, в отличие от мужских, не так хорошо изучены историками, однако их существование можно считать установленным фактом.

Исторические свидетельства

Среди дошедших до нас свидетельств о существовании женщин-гладиаторов можно выделить юридические источники (памятники законодательства), литературные источники (произведения античных авторов-современников) и артефакты, обнаруженные при раскопках.

Юридические источники

Относительно женщин-гладиаторов в Древнем Риме было принято несколько законодательных актов.

Так, в 11 году н. э. издан senatus consulta (сенатусконсульт), запретивший свободнорождённым женщинам до двадцати лет и таким же мужчинам до двадцати пяти лет появляться на сцене или на арене.

В 19 году н. э. принят новый senatus consulta, которым были установлены дополнительные, к объявлению инфамии, наказания для каждого мужчины или женщины из сословий сенаторов или всадников, которые будут участвовать в представлениях на сцене или сражениях на арене; также этим законом (нанесённым на бронзовую таблицу, впоследствии известную как Tabula Larinas (польск.)русск.) запрещалось вербовать в гладиаторы не достигших двадцатилетнего возраста дочерей, внучек и правнучек сенаторов и всадников.

В 200 году н. э. декретом императора Септимия Севера участие женщин в гладиаторских боях было полностью запрещено.

Литературные источники

В «Сатириконе» Петрония рассказывается о некоем Тите, у которого «есть несколько парней, и женщина-эсседария, и Гликонов казначей…» (ХLV). Эсседарий — это особый тип гладиатора, вооружённый луком и стоящий на колеснице.

«Анналы» Тацита повествуют о событиях 63—64 годов н. э. так: «Этот год также отмечен устройством гладиаторских игр, не уступавших в великолепии предыдущим; но при этом ещё большее число знатных женщин и сенаторов запятнало себя выходом на арену» (15.32.3).

Дион Кассий в одной из книг «Римской истории» (62.17.3) сообщает о празднике, устроенном императором Нероном в честь его матери. На этом празднике мужчины и женщины участвовали не только в конных состязаниях, но и выступали, с разрешения Сената, в оркестрах, цирке, а также участвовали в травле животных и гладиаторских боях (некоторые — охотно, некоторые — против своей воли); в другой книге «Римской истории» Кассий говорит об устроенном в период правления Тита грандиозном сражении с участием гладиаторов и животных, в котором принимали участие и женщины, не занимавшие особого положения в обществе, — как в группах, так и сами по себе (66.25.1.2).

Светоний, приводя в «Жизни двенадцати цезарей» сведения об эпохе правления Домициана, сообщает среди прочего: «Травли и гладиаторские бои показывал он даже ночью при факелах, и участвовали в них не только мужчины, но и женщины» (8.4.1).

В «Книге Зрелищ» Марциала содержится и такая эпиграмма (6b):

О поражении льва в обширной долине Немеи,

О Геркулесовом встарь подвиге пела молва.
Пусть замолчит стародавняя быль: такое же чудо,

Цезарь, ты дал совершить ныне и женской руке — .

Женщины-гладиаторы высмеиваются в 6-й сатире Ювенала (250—259):

Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;

Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?
Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной
Стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.
Вот тебе будет почёт, как затеет жена распродажу:
Перевязь там, султан, наручник, полупоножи
С левой ноги; что за счастье, когда молодая супруга
Свой наколенник продаст, затевая другие сраженья!

Этим же женщинам жарко бывает и в тонкой накидке — .

Стаций в «Сильвах» (1.6.51-55) негодует: «Среди этих кликов и небывалых забав слабый и неприспособленный к оружию пол позорит себя, давая сражения, созданные для мужчин».

Артефакты

Данные археологических раскопок и изучение древних надписей также свидетельствуют, что среди гладиаторов были женщины. В частности, на территории Римской Британии, входившей в состав Римской империи, было обнаружено два захоронения, которые, по мнению археологов, могли принадлежать женщинам-гладиаторам:

  • захоронение женщины примерно двадцати лет, умершей в I веке н. э., которое было обнаружено в 1996 году в лондонском районе Саутуарк (об открытии было объявлено в 2000 году). В дальнейшем женщина стала известна как «Женщина с Грейт-Давер-стрит» (англ. Great Dover Street Woman). В данном захоронении были обнаружены, в частности, две масляные лампы, на одной из которых имеется изображение павшего гладиатора, на другой — египетского бога Анубиса, ассоциировавшегося с римским богом Меркурием; последний же, в свою очередь, считался в том числе проводником человеческих душ в царство мёртвых, в силу чего его культ был тесно связан с состязаниями гладиаторов. Некоторые учёные допускают 70-процентную вероятность, что захороненная женщина являлась именно гладиатором;
  • захоронение женщины, обнаруженное в графстве Херефордшир в июле 2010 года. Археологам удалось установить, что при жизни женщина обладала массивным телосложением и сильно развитой мускулатурой. Хотя оружия или иных предметов, ассоциируемых с бытом гладиаторов, в захоронении найдено не было, некоторые исследователи, исходя из места захоронения (за пределами поселения) и других его особенностей, полагают, что женщина могла быть гладиатором.

В Британском музее хранится мраморная плита, датируемая I—II веком н. э., которая была найдена близ турецкого города Бодрум, расположенного на месте античного города Галикарнас. На плите изображены две сражающиеся друг с другом женщины, одетые в обычную и для гладиаторов-мужчин экипировку (но без шлемов), обе вооружены мечами и используют щиты. На плите по-гречески написаны имена участниц поединка — Amazon и Achilia (предполагается, что это не настоящие их имена, а прозвища, использовавшиеся ими при выступлениях в качестве бойцов).

Кроме того, в Музей искусств и ремёсел Гамбурга была обнаружена бронзовая статуэтка, изображающая обнажённую девушку (на ней только набедренная повязка и повязка на левом колене) с занесённой над головой левой рукой, в которой она держит некий предмет. Сторонники того, что это скульптура женщины-гладиатора, утверждают, что в руке у девушки — сика (фракийский меч), а повязка на колене — отличительный знак гладиаторов; противники этой версии полагают, что фигура является скульптурным изображением спортсменки, а в руке она держит не меч, а стригиль — род скребка, которым в античном мире по причине отсутствия мыла очищали кожу от грязи. Также они указывают на то, что на девушке нет доспехов, тогда как гладиаторы не выступали топлесс и изображались обычно в доспехах.

Другие материальные свидетельства существования женщин-гладиаторов — это несколько надписей античных времён, дошедших до наших дней. Известна, в частности, надпись из Остии, посвящённая местному магистрату по имени Гостилиан (Hostilianus), которую можно прочитать так: «Гостилиан был первым, при котором город открыл для себя женские бои» (в оригинале: QUI PRIMUS OMUM AB URBE CONDITA LUDUS CUM OR ET MULIERES D FERRUM DEDIT); исследователи отмечают, что, поскольку надпись датируется III веком н. э., то, по-видимому, декрет 200 года о запрете участия женщин в боях на практике не всегда соблюдался.

В Ланкастере был обнаружен керамический осколок (возможно, часть какого-то украшения), содержащий латинскую надпись VERECVNDA LVDIA LVCIUS GLADIATOR, один из возможных переводов которой указывает, что данный предмет принадлежал женщине-гладиатору (другой вариант перевода — танцовщице) по имени Верекунда.

В надписи, найденной в одной из римских школ гладиаторов, упомянута некая Валерия Иукунда (Valeria Iucunda), судя по всему, ученица данной школы, прожившая 17 лет и 9 месяцев.

Жизнь женщин-гладиаторов

О повседневной жизни женщин-гладиаторов известно мало, поэтому исследователи вопроса делают два предположения:

  • поскольку женщины участвовали в гладиаторских боях и одевались при этом как мужчины, что видно из барельефа, хранящегося в Британском музее, то на арене они следовали тем же правилам, что и гладиаторы мужского пола;
  • поскольку женщины-гладиаторы на арене следовали тем же правилам, что и их коллеги-мужчины, то и в повседневной жизни они должны были пытаться вести такой же образ жизни, что должно было выглядеть как вызов принятым в обществе нормам.

Гладиаторами становились не только рабыни или простолюдинки, но и женщины из знатных семейств: если первые делали это преимущественно по нужде или принуждению, то вторые стремились самоутвердиться, продемонстрировать свою силу и независимость, прославиться, хотя с точки зрения господствовавшей в то время морали это расценивалось как позор для женщины. Кроме того, принимать участие в подобных боях со временем стало просто модно.

Отмечается, что «женщин-гладиаторов было немного, и чаще всего они выступали в качестве пегниариев, веселящих публику, нежели гладиаторов, сеющих смерть». При этом смешанные поединки между разнополыми гладиаторами не допускались.

Очевидно, что женщины принимались и в школы гладиаторов.

В кино

Женщинам-гладиаторам посвящены, в частности, следующие фильмы:

  • «Гладиатрикс» (англ. The Arena) (США — Россия, 2001; режиссёр Тимур Бекмамбетов) — исторический боевик;
  • «Гладиаторши» (англ. Gladiatress) (Великобритания, 2004; режиссёр Брайан Грант) — комедия.

См. также

  • Гладиатор
  • Дева-воительница
  • Онна-бугэйся
  1. Объявление бесчестья. Наказание в Древнем Риме, которому подвергались лица, совершившие порочащие поступки (например, двоежёнцы) или занимающиеся порочащим ремеслом, в том числе гладиаторы.
  2. В оригинале:

    Hos inter fremitus novosque luxus

    spectandi levis effugit voluptas:
    stat sexus rudis, insciusque ferri
    ut pugnas capit improbus viriles!

    Перевод дан по: Мишель Монтень. Опыты. Том II. Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения 2 октября 2013..

Примечания

  1. Female Gladiators (англ.). roman-colosseum.info. Дата обращения 2 октября 2013. Архивировано 24 июня 2014 года.
  2. Женщины-гладиаторы. drevnij-rim.ru. Дата обращения 2 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года.
  3. The Gladiatrix in History (англ.). gladiatrix.info. Дата обращения 2 октября 2013. Архивировано 24 июня 2014 года.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Steven Murray. Female Gladiators of the Ancient Roman World (англ.). Journal of Combative Sport (July 2003). Дата обращения 2 октября 2013. Архивировано 24 июня 2014 года.
  5. Инфамия. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Дата обращения 2 октября 2013.
  6. Carla Ricci. GLADIATORI E ATTORI NELLA ROMA GIULIO-CLAUDIA. Studi sul Senatoconsulto di Larino (итал.). Led on Line. Дата обращения 7 октября 2013. Архивировано 24 июня 2014 года.
  7. Петроний Арбитр. Сатирикон. Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения 2 октября 2013.
  8. Эсседарий. GladiWiki. Дата обращения 2 октября 2013. Архивировано 24 июня 2014 года.
  9. Корнелий Тацит. Анналы. Книга XV.. ancientrome.ru. Дата обращения 2 октября 2013.
  10. Cassius Dio. Roman History. Epitome of Book LXII (англ.). penelope.uchicago.edu. Дата обращения 2 октября 2013. Архивировано 24 июня 2014 года.
  11. Cassius Dio. Roman History. Epitome of Book LXVI (англ.). penelope.uchicago.edu. Дата обращения 2 октября 2013. Архивировано 24 июня 2014 года.
  12. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Книга восьмая. ДОМИЦИАН. ancientrome.ru. Дата обращения 2 октября 2013.
  13. Марк Валерий Марциал. Эпиграммы. Книга зрелищ. ancientrome.ru. Дата обращения 2 октября 2013.
  14. Ювенал. САТИРЫ. КНИГА II. Сатира шестая. ancientrome.ru. Дата обращения 2 октября 2013.
  15. PVBLIVS PAPINIVS STATIVS. SILVAE I (лат.). thelatinlibrary.com. Дата обращения 15 апреля 2013.
  16. 1 2 3 Heather Pringle, Julian Broad. Gladiatrix (англ.). Discover Magazine (December 01, 2001). Дата обращения 3 октября 2013.
  17. Joshua J. Mark. Female Gladiators In Ancient Rome (англ.). Ancient History Encyclopedia (18 January 2012). Дата обращения 3 октября 2013.
  18. Ксена — принцесса-воин: легенда имеющая подтверждение (недоступная ссылка). Еженедельник 2000 (29.09.2000). Дата обращения 3 октября 2013. Архивировано 4 октября 2013 года.
  19. Female ‘gladiator’ remains found in Herefordshire (англ.). BBC (1 July 2010). Дата обращения 3 октября 2013.
  20. Археологи нашли останки женщины-гладиатора. Информационное агентство InterRight (2 июля 2010 г.). Дата обращения 3 октября 2013.
  21. Marble relief with female gladiators (англ.) (недоступная ссылка). The British Museum. Дата обращения 3 октября 2013. Архивировано 5 октября 2013 года.
  22. Дмитрий Целиков. Возможно, обнаружена статуэтка женщины-гладиатора. Компьюлента (18 апреля 2012 года). Дата обращения 3 октября 2013.
  23. Alfonso Manas. New evidence of female gladiators: the bronze statuette at the Museum für Kunst und Gewerbe of Hamburg (англ.). Abstract. The International Journal of the History of Sport. Volume 28, Issue 18, 2011. Дата обращения 3 октября 2013.
  24. Андрей Медведев. Неизвестное об известном. Журнал «Планета» (Март 2006). Дата обращения 2 октября 2013.
  25. Волошин Д.А. ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАССОВОЕ ЗРЕЛИЩЕ И СРЕДСТВО «СОЦИАЛЬНОЙ ДРЕССУРЫ» (РИМ ЭПОХИ ИМПЕРИИ). Центр антиковедения ЯрГУ. Дата обращения 3 октября 2013.
  26. 1 2 Руперт Мэттьюз. Гладиаторы. razlib.ru. Дата обращения 2 октября 2013.
  27. Гладиаторши. filmadventure.org. Дата обращения 3 октября 2013.

10 малоизвестных фактов о женщинах-гладиаторах Древнего Рима, которые заставят изменить мнение о боях в Колизее


Женщины-гладиаторы как явление.

Римские гладиаторы вошли в историю, как бесстрашные и мужественные люди, подавляющее большинство которых были рабами. Куда менее известен тот факт, что среди гладиаторов, которые сражались в Колизее, были женщины. Причём большинство из них выбрали эту профессию по доброй воле, их не принуждали, как рабов. Эти женщины-воины были ничуть не менее квалифицированы, нежели их коллеги-мужчины. В этом обзоре малоизвестные и неожиданные факты о гладиаторах-женщинах.

1. Знаковые бои


Женщины тоже были гладиаторами.

Бои гладиаторов были очень стилизованными, и бойцов обучали делать бой максимально интересным для аудитории. Поскольку гладиаторские игрища проводили в течение почти 1000 лет, «шоураннеры» постоянно пытались сделать что-то новое и интересное. Гладиаторы отыгрывали известных персонажей, надевая специальные костюмы и доспехи. Также появились матчи-реванши (побежденных убивали далеко не всегда), которые зачастую растягивались на несколько сражений. Поэтому неудивительно, что в конце-концов появились и женщины-гладиаторы. Их первоначальная цель состояла в том, чтобы обеспечить сексуальную привлекательность традиционно кровавому и жестокому зрелищу.
Многие из этих женщин изначально сражались с карликами, чтобы развеселить публику. Также они сражались с животными, например, с кабанами. А уже позже женщины начали сражаться друг с другом.

2. Бои топлесс


Бои топлесс — главное правило женщин-гладиаторов.

Гладиаторы-мужчины сражались с голым торсом. И когда на арене появились женщины, они тоже выходили на арену топлесс. Женский костюм гладиатора состоял из свободной развевающейся юбки, наголенников и шлема. Вооружены они обычно были щитом и мечом. В конце битвы женщина снимала свой шлем, чтобы зрители увидели ее лицо. Она поднимала руку с мечом вверх, салютуя зрителям в честь победы.

3. Частные уроки


Главные учителя — мужчины.

Женщинам не разрешалось посещать мужские тренировочные лагеря гладиаторов. Но молодые девушки иногда учились гимнастике и боевым искусствам в коллегиях «ювенум». Это были, по сути, молодежные социальные клубы, наподобие бойскаутов. Девочек редко принимали в них, но иногда это все же происходило. Молодая девушка, которая выросла в подобном привилегированном летнем лагере, могла познать вкус сражений в молодом возрасте. Т
Жизнь девочки полностью планировалась ее отцом. Если же отец одинокой молодой женщины умирал и оставлял ей наследство, то римский закон требовал, чтобы девушка обзавелась наставником. Поскольку женщины, как правило, были недостаточно образованными, считалось, что им нужен мужчина-опекун, чтобы он распоряжался ее финансами. Также нанимали репетиторов для обучения женщин «мужским» навыкам. Из этого логично следует, что женщине необходимо было нанимать частного учителя, чтобы тот научил ее сражаться (либо же это делал отец).

4. Стать гладиатором и разбогатеть


Гладиатор — это профессия.

Многие свободные люди высшего класса принимали решение стать гладиаторами, поскольку им нужна была слава и шанс получить баснословную сумму и разбогатеть. Женщины не были исключением. Фактически, подавляющее большинство женщин-гладиаторов приходили на арену по собственной воле. Это была единственная возможность для одной женщины и стать знаменитой в обществе. Если дама выигрывала сражения, она становилась финансово независима и больше не подчинялась приказам своего отца, мужа или воспитателей. .

5. Брак


Счастливый брак или популярность на арене.

Мужчины-гладиаторы, заработавшие себе свободу, жили обычной жизнью со своими семьями. Если они были военнопленными, многие из них возвращались домой. Когда речь заходила о женщинах-гладиаторах, то они становились позором для своих семей и, по сути, становились социальными париями, которые ушли с «брачного рынка». Поскольку женщине приходилось сражаться почти голой, ее статус приравнивался к статусу жрицы любви или стриптизерши.
Фактически, все гладиаторы, независимо от пола, относились к категории продажных особ. Гладиаторами были люди, которые продавали свои тела для развлечения, поэтому их законные права были не больше, чем у путан.
В Риме женщины обычно выходили замуж еще в очень молодом возрасте. Если женщина была родом из богатой семьи, ее брак часто организовывал отец, причем делалось это сугубо по расчету. Если какая-либо женщина обманывала своего мужа, пара разводилась, и женщине никогда более не разрешали снова выходить замуж. Это означало, что если ее отец отверг ее, ей суждено было жить в нищете. Хотя нет дневников или записей о жизни женщин-гладиаторов, легко представить, что женщина, которая выбрала этот образ жизни, возможно, была занесена в «черный список браков» из-за своего прошлого.

6. Амазонка и Ахилия


Мраморная табличка, посвящённая женщина-гладиаторам.

В Турции была обнаружена мраморная табличка, на которой изображены две женщины гладиатора по именам Амазонка и Ахилия (скорее всего, это были прозвища, как и у большинства гладиаторов). Мало известно о личной жизни Амазонки и Ахилии, за исключением того, что они сражались настолько доблестно, что их бой завершился вничью, и их обеих признали победительницам и выплатили призовые.
Имя «Ахилия» скорее всего является женской интерпретацией мужском имени «Ахилл». В легенде об Ахилле он сражается в битве и убивает женщину по имени Пентесилея, которая была королевой амазонок. Как только он убил ее, то увидел насколько прекрасна. Перед глазами Ахилла пронеслась возможная жизнь с этой женщиной, которая могла стать его женой, и он начал горевать.
Женское сражение было, по существу, реформацией этой легенды, только со счастливым концом. Неудивительно, что люди настолько любили этих женщин, чтобы хранить мраморную табличку в своем доме в качестве сувенира. Хотя этот артефакт является единственным в своем роде, который был обнаружен, можно только представить себе количество историй, которые разыгрывали женщины своими сражениями.

7. Могила гладиатора


Утварь, найденная в могиле женщины-гладиатора.

В 2000 году археологи обнаружили гробницу женщины возрастом 25-30 лет недалеко от римского амфитеатра в Лондоне. Судя по останкам, женщина умерла совершенно здоровой. Гробница была украшена гладиаторскими элементами. Также сохранились остатки пищи, которую подавали во время похорон, а в могиле сохранились драгоценные безделушки. Судя по всему, похороны отличались от традиционных церемоний того времени.. Это заставляет ученых полагать, что они нашли могилу женщины-гладиатора.
Согласно римскому праву, гладиаторов и всех других социальных парий не разрешалось вывозить за город и хоронить на общем кладбище. Но тот факт, что эта женщина была похоронена с такими почестями возле амфитеатра, свидетельствует, что она была любимицей горожан.

8. Древние сувениры


Статуэтка из Колизея.

Битвы гладиаторов были одним из самых популярных спортивных событий в Древнем Риме, и они привлекали людей со всей империи. Таким образом, как и в любом виде спорта, люди хотели оказать поддержку своим любимым спортсменам и унести с Колизея домой сувениры. Во время боев для зрителей был открыт сувенирный магазин, в котором можно было купить зеркала, ножи со специально вырезанными ручками, фонари с иллюстрациями из популярных боев и многое другое. В этих сувенирных магазинах даже продавались глиняные куклы для детей, похожие на их любимых бойцов.

9. Женщины-рабы для зрелищ


Хлеба и зрелищ!

Каждый римский император вносил свой вклад в развлечения, происходящие в Колизее, который, кстати, использовался не только для сражений гладиаторов. Мужчин-военнопленных обучали как гладиаторов, что, по крайней мере, давало им шанс на выживание. Что же касается женщин-рабынь, то им «повезло» меньше. По приказу императора Нерона эфиопские женщины и рабыни должны были устраивать показательные бои с дикими животными на арене. При этом женщинам давали только маленькие кинжалы, чтобы защитить себя.
У императора Домициана были свои взгляды на развлечения в Колизее. Он приказывал женщинам-рабыням сражаться насмерть ночью, когда поле боя освещал только свет факелов.

10. Запрет для женщин


Император Септимий Северус.

Женщинам запретили участвовать в сражениях гладиаторов в 200 году н.э. Император Септимий Северус заявил, что нерожавшим женщинам больше нельзя выходить на арену. Он неожиданно принял это решение после того, как стал свидетелем Олимпийских игр в Греции. Там женщинам было запрещено участвовать в официальных играх, но им разрешалось заниматься спортом и тренировать свои тела, как спортсменам.
Поскольку женщины-гладиаторы были единственными женщинами-спортсменами в Риме, Северус посчитал, что если он разрешит женщинам тренироваться, то в конечном итоге они захотят участвовать в Олимпийских играх. Он не хотел, чтобы это произошло и считал, что подобное разрушит структуру брака в империи. Впоследствии женщинам впервые разрешили участвовать в Олимпийских играх в Париже в 1900 году.
Общеизвестно, что зрители в Колизее, давая оценку боя показывали «палец вверх» и «палец вниз». Но далеко не все знают, что на самом деле обозначали эти жесты в Древнем Риме.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Первая женщина-гладиатор в истории: 200 побед и смерть от руки двух карликов

При упоминании Древнего Рима всплывает ассоциация с гладиаторскими боями, а в качестве воинов почти все представляют статных мужчин с мечами. Однако на арене сражались и женщины, а первой из них считается Герардеска Манутиус, которая длительное время являлась любимицей публики. По своей жестокости и мастерству она не уступала даже мужчинам, а на счету ее числится порядка 200 побед над соперниками.

Судьба первой женщины-гладиатора не была простой, а в 28-летнем возрасте она решила присоединиться к восстанию Спартака. И если сперва она предавалась только постельным утехам, то со временем заинтересовалась и искусством ведения боя. Стоит пояснить, что изначально ее сделали куртизанкой при войске Спартака, что дало ей возможность научиться обращаться с мечом, а также освоить тонкости рукопашного боя.

Благодаря своей смелости и боевом характеру Герардеске удалось заполучить место в войске, фактически сражаясь наравне с мужчинами. Роковым боем для армии рабов в прошлом стало сражение при Лукании, имевшее место в 71 г. до н.э. Спартака убили, его войско разгромили, а Герардеска оказалась в плену у Красса. Полководец неожиданно для многих решил помиловать Манутиус, но вынудил ее принимать участие в гладиаторских боях, к которым до этого допускались лишь мужчины.

Многие историки спорят о причинах, по которым Красс отправил пленницу обучаться боевому искусству, сражаясь на арене. Кто-то считает, что полководец надеялся на то, что участие в бое женщины привлечет большую аудиторию, а другие допускают, что Герардеска пришлась ему по душе, поэтому он надеялся, что в итоге та заслужит помилование от правителя.

Обучение не заняло много времени, пленница оказалась способной и во всю рвалась в бой. Первым поверженным Герардеской бойцом стал Трасиан, после следовало еще немало побед. Публика сходила с ума, когда полуобнаженная женщина-гладиатор наносила поражения своим соперникам, проявляя беспощадность и жестокость.

Удача покинула бывшую рабыню через 11 месяцев, когда она билась на арене с двумя карликами. Упустив одного из них из виду Герардеска почувствовала удар трезубцем, а ее надежда на помилование со стороны толпы не увенчалась успехом. Любовь публики оказалась изменчива, существуя лишь пока женщина одерживала победы. Ее тело отправили в подвал вместе с другими жертвами, скончавшимися на арене в тот день.

После Герардески женские гладиаторские бои стали очень популярны в Древнем Риме. Имелась даже сложная программа тренировок, пройти которую удавалось не каждой. Бывали случаи, когда сражаться приходилось либо одной рукой, либо с завязанными глазами. В качестве противников чаще всего ставили женщин или карликов.

Женщины — гладиаторы.

Гладиаторши.
Беллона Ахиллия.

Ахилия и Амазония. Барельеф из Галикарнасса.

Британский музей, Лондон
Римляне, любившие жестокие зрелища, первыми осознали, что женский пол обладает великим состязательным духом и яростью, которые могут рождать великолепные (по их представлениям) зрелища. Древние римляне обожали гладиаторские бои, а женщинам-гладиаторам была присуща особая привлекательность для болельщиков, они сражались даже более свирепо, чем мужчины и умирали не менее мужественно, чем они. Женщины на арене были редкостью, поэтому каждое их появление обставлялось с помпой как особо изысканное зрелище.
Гладиаторши расценивались как «острые блюда».
То, что в Древнем Риме существовали женщины-гладиаторы — исторический факт, подтвержденный многими письменными источниками и археологическими данными.
Доказательства существования гладиаторш содержатся в правительственных указах и в произведениях римских авторов тех времен. Например, сохранилось несколько правительственных эдиктов, ограничивающих участие женщин в гладиаторских боях:
— В 11 в н.э. сенатский декрет (senatus consultum) запретил свободным женщинам до 20 лет появляться на аренах (так же как и свободным мужчинам до 25 лет).
— В 18 г. н.э. этот эдикт был заменен сенатским декретом (senatus consultum) Ларинуса, которых предусматривал дополнительные наказания для мужчин и женщин сенаторского и всаднического званий за участие в боях на арене. Этот декрет был высечен на серебранной дощечке, которую сейчас называют Tabula Larinas — на ней записан запрет принимать в гладиаторы дочерей, внучек и правнучек сенаторов или всадников в возрасте до 20 лет.

— В конце концов, в 200 г. н.э. император Септимий Север полностью запретил женщинам участвовать в деятельности, связанном с насилием. Он издал указ, запрещающий женское единоборство на аренах, как дурной пример женщинам высших классов, вызывающий насмешки у зрителей.
Официальные запреты редко были профилактическими. Наоборот, с их помощью старались ограничить социально неприемлемые явления, которые уже существовали. Таким образом, эти эдикты, направленные против выступлений женщин-гладиаторов явно предполагали, что это явление широко распространено, что женщины уже принимают участие в римских гладиаторских играх. Указы издаются тогда, когда явления достигли уровня, чувствительного для законодателей.
Помимо этого, у многих античных авторов встречаются пассажи о женщинах-спортсменках и гладиаторшах. В них содежатся специфические примеры и детали реальных поединков.
Римский историк Кассий Дио (ок. 150-235г. н.э.) описал фестиваль, который император Нерон (правл. 54-68г. н.э.) устроил в честь умершей матери (которую сам же и убил). Такие фестивали обычно продолжались несколько дней; представления давались одновременно в пяти или шести амфитеатрах, в них участвовали женщины, в том числе и гладиаторши. «Было еще одно представление, еще более позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только всаднического, но и сенаторского звания появлялись на арене, не уважая себя — они скакали на лошадях, убивали диких зверей и дрались как гладиаторы, некоторые по собственной воле, а некоторые — против воли». Дио Кассий позже описал гладиаторское сражение с участием эфиопок, которое устроил Нерон в 66г. н.э. Марциал также писал о женщинах-венаторах (гладиаторы, сражающиеся с дикими животными).
Римский биограф и историк Светоний (ок. 69г. н.э. — 122г. н.э.) рассказал о гладиаторских играх, организованных императором Домицианом, в которых активно участвовали женщины. Домициан устраивал много экстравагантных развлечений в Колизее и Цирке. Помимо обычных представлений, там были гладиаторские бои женщин при свете факелов. Дио Кассий писал: «Он часто устраивал бои в ночное время и иногда стравливл женщин с карликами и друг с другом.
Стравливание карликов с женщинами — это запредельное проявление болезненной чувственности, шокирующее сочетание традиционной в римском обществе материнской сущности женщины со слепым преклонением римлян перед воинским духом и геройской смертью. Такие представления характеризуют крайности Домициана, его «летальное чувство юмора», сопровождаемое ненасытной жаждой новизны. Эти крайности отражали тенденции в римских массах. Чтобы удовлетворить свои амбиции, Домициан, знакомый с этими ненормальными страстями римлян, старался щекотать нервы толпы.
В «Сатириконе» Петрония упоминается женщина-эсседарий (боец на колеснице), которая готовится биться с карликами: «…уже готовы карлики и женщина-боец на колеснице».
Римский поэт Статий написал поэму о гладиаторских боях при императоре Домициане, в которых участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок».
Как и в современных спортивных соревнованиях, наиболее популярные состязания римляне оставляли «на закуску». Тот факт, что женские состязания проводили поздно, свидетельствует о том, что они считались одними из главных событий фестиваля.
Римский сенатор и историк Тацит (ок. 56г. н.э. — 177г. н.э.) писал о знатных богатых женщинах, участвующих в гладиаторских представлениях, причем поводом для этого было что угодно, только не деньги.
Наверное, самое длинный и самый обличающий фрагмент, посвященный женщинам-гладиаторам, содержится в Сатире IV Ювенала (55г. н.э. — 127г. н.э.), в которой он высмеял гладиаторш из высшего сословия, но это осмеяние свидетельствует о том, что даже знатные женщины шли на арену:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат
Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую «гордость» испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу — в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.
Посмотри как забинтованы ее ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели Вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»
Таким образом, письменные источники античности подтверждают существование женщин-гладиаторов. Тот факт, что имеются многочисленные «рутинные» упоминания гладиаторш, свидетельствует о том, что женские гладиаторские бои были более широко распространены, чем можно себе представить на основании прямых исторических доказательств.
Помимо письменных источников, существуют археологические данные, неопровержимо доказывающие существование в Древнем Риме женщин-гладиаторов. Вот наиболее известные четыре находки.
— Надпись на дощечке, найденной в порту Остии (ок. 32 км от Рима). Надпись говорит о том, что местный магистрат «впервые с момента основания города организовал женские бои». Надпись датируется третьим столетием н.э. что свидетельствует о том, что женские гладиаторские бои не прекратились и после запрета императора Севера в 200г. н.э. Кстати, в надписи используется слово «mulieres» (женщины), а не «feminae» (дамы, леди) в отношении гладиаторш.
— Керамический осколок сосуда найден в Лейстере, (Англия). Это осколок красной керамики с дырочкой содержит следующую надпись: «Верекунда и Люсий, гладиатор. Предполагается, что Верекунда — женщина-гладиатор, возможно сражавшаяся в том же отряде, что и Люсий.
— Останки молодой женщины, которая была кремирована и похоронена в древнеримские времена вместе с богатыми украшениями, найдены в Лондоне на Доувер стрит в 2000 году. Предметы, находившиеся в могиле (в частности, две масляные лампы), свидетельствуют о том, что эта женщина сражалась на арене.
— Лусиана Джакобелли в монографии «Гладиаторы в Помпеях» рассказывает о том, что при раскопках в казарме гладиаторов в Помпеях были найдены женские останки с дорогими украшениями. Женщина могла быть либо почитательницей гладиаторов, посетившей своих любимцев, либо сама была гладиаторшей (богатые зрители щедро одаривали любимцев-гладиаторов, поэтому многие из гладиаторов владели некоторым богатством.)
— Резной мраморный барельеф из Галикарнасса (совр. Бодрум, Турция), изображающий двух женщин-гладиаторов, датируется археологами первым или вторым столетием нашей эры. Барельеф, находящийся теперь в Британском музее — один из замых убедительных доказательств существования женщин-гладиаторов.
Две женщины одеты и вооружены аналогично гладиаторам-мужчинам (в частности, секуторам). Гладиаторши тяжело вооружены, каждая носит матерчатый пояс (subligaculum), наголенники анд протекторы рук (manica), прикрывающие руки, держащие меч от запястья до плеча. Каждая вооружена мечом и щитом, обе дерутся с открытой головой и грудью.
Имена гладиаторш выгравированы по-гречески, под их изображениями указаны, подтверждая еще раз, что это женщины — Амазония и Ахиллия. Надпись вверху по-латински означает «missae sunt», что значит, что гладиаторши (или одна из них) получили почетное освобождение от дальнейшей борьбы или «пощаду» (missio). Это освобождение, впрочем не означает свободу от службы гладиаторами.
Этот барельеф является памятником двум доблестным женщинам-гладиаторам. Он запечатлел сражение двух женщин, которое стоило того, чтобы о нем помнить — оно воспринималось настолько серьезно, что люди не пожалели труда и дорогого материала, чтобы запечатлеть его на века.
Таким образом, античные источники и материальные доказательства свидетельствуют о том, что женщины участвовали в древнеримских гладиаторских боях. Давайте представим как могли выглядеть эти гладиаторши. Если женщины были гладиаторами, одевались и сражались, подобно мужчинам (о чем свидетельствует барельеф из Галикарнасса), то и правила поединков и условия их проведения должны были быть аналогичными мужским.
Если женщины сражались на арене подобно мужчинам, то их образ жизни должен был быть аналогичен образу жизни их коллег-мужчин вне арены. Это во многом противоречило принятым в те времена социальным нормам.
Хотя большинство гладиаторов в Римской Империи были рабами, некоторые добровольно становились гладиаторами (автократы. auctorati), принявшими клятву «быть обреченным, быть битым, умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). По некоторым оценкам, к концу Республики примерно половина гладиаторов были добровольцами.
Важным обстоятельством являлось то, что люди, принявшие «клятву гладиатора», теряли многи права свободных граждан – теперь право распоряжаться их жизнями переходило к новому хозяину. Причины по которым римские граждане становились гладиаторами, были разными: это освобождало от долгов; сражаясь на арене можно было добиться славы; не надо было думаьб о хлебе насущном – «обут, одет, на всем готовом». Многие добровольцы даже зарабатывали на этом. Владельцы гладиаторских школ повышали цену за представление с участием гладиаторов, проявлявших больше энтузиазма. Сами гладиаторы, в свою очередь, получали повышенное жалованье. Даже рабы-гладиаторы могли владеть всем или частью вознаграждения за победу на арене. Бывшие гладиаторы, ставшие свободными, но пожелавшие вернуться на арену, получали щедрое вознаграждение. Например, император Тиберий предложил тысячу золотых монет бывшему гладиатору, если тот возвратится на арену. Кстати, женщины, появлявшиеся на аренах, не все были рабынями или женщинами низкого социального статуса, желавшими подзаработать.

В записках Тацита говорится о женщинах достаточно высокого социального уровня, которые принимали участие в гладиаторских играх, очевидно для «развлечения», а не ради денег, поскольку они принадлежали к богатому сословию.. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене».
Поскольку количество женщин, «позорящих себя на аренах» стало слишком большим, власти стали вводить запреты, чтобы не допустить слишком широкого распространиения этого явления. В то время как толпа в римских аренах радовалась появлению гладиаторш, вносивших в это зрелище разнообразие, общество считало это неприемлемым.
У гладиаторов в Риме был парадоксальный статус. С одной стороны, они являлись суперзвездами и знаменитостями, но при этом в глазах римского общества они были париями из париев и вызывали презрение. И, если знатный римлянин позорил себя участием в играх, то появление знатной римлянки на арене выходило за всякие рамки приличия.
Как уже упоминалось, сатирик Ювенал высказывал отвращение к таким женщинам. Естественно, он использовал все сатирические краски, чтобы усилить это впечатление.
Гладиаторы обычно жили в специализированных гладиаторских школах (людус). Такая школа управлялась менеджерами (ланиста). Гладиаторы каждой школы представляли собой труппу (фамилию) и изучали искусства гладиаторского боя с преподавателями – ‘докторами’ и ‘магистрами’, которые в большинстве случаев являлись бывшими гладиаторами.
Жизнь учениц-гладиаторш была очень тяжелой (возможно, тяжелее, чем у мужчин) — ученицы жили в приютах подобно обычным рабам. Женщины тренировались с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязкой на глазах; с одной рукой, закрепленной за спиной; на коленях или сразу после часового безостановочного кругового бега по гаревой дорожке. Все это было частью стратегии, заключавшейся в том, чтобы в реальном бою бойцам было бы легче сражаться, и, когда дойдет до настоящего дела, они смогли бы действовать более проворно и эффективно.
Тренировались обычно с деревянными мечами. (Со времен знаменитого восстания Спартака в 73 г. до н.э., гладиаторам было запрещено иметь металлическое оружие). Гладиаторы-добровольцы (автократы) не жили в гладиаторских школах, а брали уроки у частных тренеров или посещали специальный колледж (ювенум). Некоторые женщины тренировались у своих отцов-гладиаторов.
Каждый гладиатор специализировался в основном в одном из нескольких видов гладиаторского боя, в каждом из которых использовалось свое оружие и амуниция: ‘мурмилло’. ‘траекс’, ‘ретиарий’, ‘хопломах’. Гладиаторы редко тренировались более, чем в одном виде боя. Как правило, гладиаторы выходили на арену довольно редко, обычно два-три раза в год (как и современные боксеры-профессионалы).
Вопреки общепринятому мнению, гладиаторы обычно не сражались насмерть. На самом деле, на аренах довольно редко убивали гладиаторов. Объяснение этому простое — гладиаторы стоили дорого и выгоднее было получать за них плату со зрителей, чем платить за их погребение.
Накануне поединков гладиаторы ужинали на публичных банкетах (цена либера), на которых просутствоваали местные жители. День гладиаторских боев начинался с парада, который служил предварительным возбудителем зрителей. Обычно события этого дня проходили по одной и той же схеме. Утром проходила охота на диких зверей (венатио), днем проводилась казнь приговоренных к смерти преступников (их обычно бросали на растерзание зверям); затем проводились бои гладиаторов — самые интересные события происходили после полудня.
Количество поединков зависело от количества участвующих пар гладиаторов. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый пединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.
Поединок представлял собой рукопашный бой с оружием, один-на-один. После того как один из бойцов обессиливал или был ранен, он бросал щит на землю и поднимал палец вверх (ад дигитум), сообщая о желании сдаться. В этом случае, судья обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов и продюсеру этого шоу). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения толпы зрителей — он мог дать побежденному пощаду (миссио) или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам. Но освобождение происходило нечасто, поскольку это стоило мумерарию больших убытков.
Мумерарий мог поднять большой палец (поллиц версо) вверх или направить его вниз — это означало решение судьбы побежденного. Толпа зрителей обычно тоже выражала свое мнение пальцем, которое иногда трудно было игнороровать. Палец, поднятый вверх, означал «миссио» (пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус и готовиться к следующей схватке. Палец опущенный вниз означал, что победитель должен нанести завершающий смертельный удар (coup de grace). Дарование свободы представляло собой более сложный ритуал. Мунерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч (рудис), что озанчало, что гладиатор больше не раб, а свободный человек.
Как уже было сказано, поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Древняя традиция гладиаторских боев привлекала и древнеримских женщин.

Теперь легче представить римскую гладиаторшу. Поскольку сохранилось очень мало имен, выбор невелик. Выберем полулегендарную героиню (вроде Пентесилеи или Елены).
На римских гладиаторских играх часто звучали мотивы классической греческой мифологии, в данном случае, имя (или псевдоним) Ахиллия/Ахиллея — видимо, комбинация имен Ахилл и Пенесилея — в память о их легендарном поединке.
Итак, здесь начинается легенда. Беллона Ахиллия из Пергама (римская провинция Азия) была дочерью ‘кастора’ Пергама (провинциальный администратор). Годы ее жизни пришлись на правление императора марка Аврелия ‘Мудрого’, В 162 н.э., когда ее жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.
В отличие от своих знатных сверстниц, Беллона была девушка экстраординарная, обладала крупным крепким телосложением и задиристой натурой. Поскольку в обязанности ее отца входило организовывать гладиаторские игры для народа Пергама (причем, за его собственный счет), девушка была близко знакома с гладиаторским делом. Когда ей было 17 лет, она стала посещать городской ‘людум’ (гладиаторскую школу), где наблюдала тренировки гладиаторов и реальные поединки. В этом отношении она не отличалась от других знатных женщин, которые были неравнодушны к гладиаторам; они открыто восхищались их мужеством и даже становились их любовницами. В то время как ее отец сопровождал соправителя императора, Люция Вера, Беллона (в тайне от близких) стала брать уроки гладиаторского боя у управляющего школой и бывшего гладиатора, Адальбаро. Хотя ее сложный характер и эксцентричное поведение беспокоили ее родных, они были не в состоянии уследить за ней — она была слишком упрямой и неуправляемой. В людуме она встретила звезду медицины Клавдия Галена, который служил там врачом (позже он стал личным доктором императора Аврелия). Галену было тогда тридцать с лишним лет, и он влюбился в привлекательную и уже повзрослевшую девушку. Оба они — и Беллона и Гален были людьми необычными — каждый по своему. Гален был великим врачом и ученым, он изучал анатомию человека на раненых и убитых гладиаторах. Гален обладал широкими взглядами и не отговаривал Беллону от занятий по гладиаторскому искусству. Он обучил ее основам человеческой анатомии, в частности, в связи с различными боевыми ранениями. Эти знания помогли ей понять какие части человеческого тела уязвимы, что было немаловажно в искусстве вооруженног оединоборства.

Ее очень увлекла идея по-настоящему сражаться на арене. Тренируясь с деревянным мечом, Беллона обучилась основам гладиаторского искусства, а также некоторым борцовским приемам. В возрасте 19 лет она впервые участвоавла в спарринг-поединке на деревянных мечах с настоящим гладиатором-мужчиной, которому наверняка велели быть осторожным с дочерью кастора. Тем не менее, ее умение превзошло все ожидания — она дралась практически на равных с опытным бойцом. Поскольку Беллона от рождения была левшой, Адальбаро научил ее использовать это в борьбе с правшами, поскольку те чувствовали себя непривычно против левшей.
Она продолжала вращаться в кругу бывших гладиаторов и их поклонников. Она была сильной и красивой девушкой, так что все почти все мужчины теряли разум при виде ее. К тому же она сама была весьма влюбчива. Другие женщины, естественно, ревновали к ней, и с этой стороны к ней неожиданно пришел первый боевой опыт. Любовница Люция Вера, Пантея из Смирны, была большой поклонницей гладиаторских сражений и тоже увлекалась фехтованием. Во время посещения пергамской гладиаторской школы, она почувствовала непреодолимую ревность по отношению к Беллоне, увидев в ней серьезную соперницу. Однажды, оскорбленная замечанием Пантеи, Беллона набросилась на нее, и завязался женский рукопашный бой без оружия. Опытные в боевом деле мужчины, оказавшиеся рядом, не вмешивались в поединок двух крупных девиц. Боясь дотронутся до любой из двух знатных девушек, они просто наслаждались свирепой схваткой, которая завершилась тем, что Пантея оказалась на спине, до полусмерти удушенная разъяренной Беллоной. Гален, просутствовавший при этом, оценил ее борцовские таланты и посоветовал ей потренироваться в спортивной борьбе. К несчастью для Беллоны, Пантея пожаловалась своему покровителю, Люцию Веру, который тогда находился в соседнем городе Эфесе, Он приказал наказать Беллону за избиение его любовницы, сделав ее рабыней-гладиаторшей (тогда Беллоне исполнилось 20 лет, и это не противоречило римским законам). Таким горьким образом исполнилось желание Беллоны стать гладиаторшей. Это произошло незадолго до того как Гален должен был ехать в Рим по приглашению императора (любовники собирались ехать вдвоем). Отец Беллоны был так на нее зол, что даже не стал пытаться защитить ее. Гален уехал в Рим, а Беллона стала тренироваться в людуме.
Когда Луций Вер приказал отправить Беллону в гладиаторскую школу, он также велел найти для нее сильную соперницу, способную драться с ней на арене. Соперницу Беллоне быстро нашли, это была Анахита, пленница, захваченная в парфянской армии. Она была настоящей воительницей и сражалась на гладиаторской арене Смирны. Анахита была настолько воинственна и бесстрашна, что ее прозвали «Амазония». К тому времени она победила нескольких соперников — женщин и мужчин-карликов. Однако, Беллоне и Анахите не скоро пришлось встретиться на арене — сначала Беллона тренировалась, а затем Анахита была ранена в поединке, так что бой между ними был отложен на несколько лет.
Уже знакомая с основами гладиаторского искусства, Беллона осваивала это ремесло очень быстро. После года интенсивных тренировок ей пришлось сражаться с дикой и свирепой сарматской гладиаторшей. Беллона дралась как тигрица, но была ранена и проиграла бой более опытной и сильной противнице. Поскольку это был ее первый бой, публика не требовала от сарматянки убить соперницу. Через некоторое время она вылечилась (при содействии преемника Галена) и с тех пор ни разу не проигрывала на арене.
В течение последующих трех лет Беллона участвовала в дюжине поединков — против женщин и карликов, победив их всех (а нескольких убив в бою). Количество боев, проведенных Беллоной, велико даже для гладиатора-мужчины. (Вопреки неправдоподобной легенде о Герардеске, которая якобы убила двести мужчин за год; это все равно что женщина-боксер за год нокаутировала бы 200 мужчин).
Помимо гладиаторских боев, в греческих областях Римской Империи, очень популярна была спортивная борьба. Будучи крупной и сильной, Беллона превосходно боролась, так что ни одна женщина не могла бороться с ней на равных. Все ее борцовские поединки против женщин заканчивались быстрым туше. Однажды она одолела сразу двух карликов, придушив сначала одного, а затем легко победив другого.
Гладиаторская карьера Беллоны закончилась так же внезапно, как и началась, Жена императора, Фаустина, знаменитая своим своенравием, жестокостью и любовными похождениями, обожала гладиаторские игры и старалась не пропускать ни одной. После победы римлян над парфянами в Армении, она совершала поездку по провинции и посещала гладиаторские игры в городах Малой Азии. В Галикарнассе (город к югу от Пергама) она увидела поединок Беллоны и Анахиты. Толпа буквально стонала, когда два сильных, обнаженных до пояса тела Беллоны и Анахиты и их мечи сверкали на солнце сквозь густой жаркий воздух, а воительницы стремительно двигались взад-вперед по арене. Мощный гул потряс амфитеатр, когда Беллона исполнила выпад слева и нанесла противнице удар мечом. Грозная и непобедимая Анахита запросила ‘миссио’ (пощады). Толпа была в хорошем расположении духа, и поверженной девушке была дарована жизнь. Фаустина была поражена тем, как яростно и умело сражались девушки и велела высечь в камне скульптуру в память о смелых воительницах. Талантливый местный скульптор выполнил заказ, и барельеф с изображением Ахиллии и Амазонии сохранился до нашего времени и напоминает об этих дрвух славных женщинах.
Фаустина была настолько потрясена силой и сноровкой Беллоны, что помиловала ее, освободила из рабства и взяла ее в свою свиту в качестве телохранительницы и помощницы — Фаустине было удобно иметь сильную женщину-телохранителя. С тех пор Беллона сопровождала свою освободительницу в ее длительных путешествиях и в конце концов обосновалась в Риме, где жил Гален.
30 июля 2008г.
Эксклюзив Клуба Женских Единоборств

Римская фреска. Женщины сражаются со зверями

Гладиаторы на мозаике в Злитене. Гладиаторы (слева направо): разоруженный и сдавшийся ретиарий и его противник-секутор, два гладиатора неизвестной специализации, фракиец и его побежденный противник неизвестной специализации и судья
Wikimedia

Форум Боарий — первая арена гладиаторов. Реконструкция

Император Нерон

Император Домициан
Павший гладиатор. Масляная лампа из захоронения гладиаторши в Лондоне
Пьер Клоссовски. Гладиаторша
Атлетка-победительница. Римская фреска

Гладиаторы… женщины!

Поединок женщин-гладиаторов Ахилии и Амазонии. Барельеф из Галикарнасса. (Британский музей, Лондон)
Так уж получилось чисто биологически, что главная цель жизни человека на планете Земля это… нет, только не говорите мне, что это труд на благо Отечества. Нет, есть вещь поважнее и это… размножение. То есть труд это самое собой, но инстинкт тебе говорит: пришло время, давай размножайся. А размножаться без противоположного пола нельзя. Отсюда и вся наша гендерная культура – «песни о любви», «танцы-обжиманцы» и декольте до пупка. Однако вторую половину человечества сугубая роль продолжательниц рода никогда не устраивала. Во все времена находились женщины, одолеваемые идеями эмансипации и мечтавшие если и не о поголовном равенстве с мужчинами, то по крайней мере о том, чтобы утереть им нос, либо вкусить запретных мужских радостей. Римляне, больше всего на свете обожавшие зрелища кровавых поединков, первыми заметили, что женщины по крайней мере не уступают мужчинам в силе духа и ярости, а потому задумались и о том, чтобы порадовать себя не только мужскими, но и женскими гладиаторскими боями.
Амазонка в шлеме и со щитом, на котором изображена голова Медузы Горгоны. Аттический краснофигурный килик, 510–500 гг. до н.э. Государственный исторический музей Берлина.
Понятно, что женщины-гладиаторы были редкостью, а всякая редкость привлекает. К тому же иные женщины могут сражаться едва ли не так же свирепо, как и мужчины. Также они умеют побеждать в себе страх смерти. Так что, принимая все это во внимание, мы должны сразу же сделать вывод, что появление женщин-гладиаторов было делом всего лишь времени. Да ведь и самих-то гладиаторов вначале было очень мало. Сначала билось всего несколько пар. Затем все больше и больше. Среди гладиаторов развилась специализация. Потом они сделались популярны и даже стали хорошо зарабатывать, потом… на арену вышли представители знати и даже сам император. А женщины? Им тут же захотелось того же, что и мужчинам! Кому-то денег, кому-то эмоций, кому-то всего этого в совокупности и желательно побольше!
Надгробие Мирона – гладиатора-скисора II – III в. н.э. Лувр, Париж.
Так что наличие в Древнем Риме гладиаторов-женщин – это исторический факт, который подтверждается различными письменными источниками и даже археологическими находками.
Масляный светильник с изображением мурмиллона. Лувр, Париж.
Прежде всего приведем несколько указов (эдиктов) римского правительства, направленных на ограничение участия женщин в боях гладиаторов, то есть это явление подлежало законодательному регулированию и, следовательно, было не единичным, а массовым:
— В 11 в. н.э. Сенат издал декрет, запрещавший свободным римским женщинам в возрасте до 20 лет появляться на арене (а свободным мужчинам следовало подождать до 25 лет).
— В 18 г. н.э. этот декрет заменили на другой – декрет Ларинуса, которым было предусмотрено дополнительное наказание как для мужчин, так и для женщин за свое участие в боях на арене, если они принадлежали к сенаторскому и всадническому сословиям. Декрет этот был даже высечен на серебряной доске под название Tabula Larinas (Доска Ларинуса), и вот по нему запрещался прием в гладиаторы и дочерей, и внучек, и правнучек сенаторского либо всаднического звания до 20 лет от роду.

— В 200 г. н.э. император Септимий Север, прославившийся строгостью нравов, совершенно запретил женщинам принимать участие в любой деятельности, которая была связана с насилием. По его мнению, женские единоборства являли собой дурной пример для женщин высших классов, и вдобавок вызывали насмешки у зрителей.
Поскольку мы знаем, что в Риме не было в обычае принимать профилактические законы, можно не сомневаться, что они были обращены против явления уже широко распространенного. Ведь чаще всего законы принимают тогда, когда оно уже достигло критического уровня, очевидного для законодателей.
Впрочем, информацию по интересующему нас вопросу можно найти не только в римских законах. Так, римский историк Дио Кассий (ок. 150 – 235 г. н.э.) описал, как император Нерон (54 – 68 г. н.э.) организовал в память своей матери (которую, однако, сам же и убил!) гладиаторские бои, и вот в них-то кроме гладиаторов-мужчин участвовали и женщины. «Было еще одно представление, еще более позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только всаднического, но и сенаторского звания появлялись на арене, не уважая себя – они скакали на лошадях, убивали диких зверей и дрались как гладиаторы, некоторые по собственной воле, а некоторые — против воли». Дио Кассий позднее описал гладиаторский бой, который в 66 г.н.э. также устроил Нерон и в котором участвовали женщины-эфиопки.
Ангус МакБрайд. Ретиарий.
Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказывает о гладиаторских боях с участием женщин, устроенных императором Домицианом. Причем эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов. Дио Кассий же писал, что он часто устраивал бои по ночам и иногда заставлял женщин сражаться с карликами и друг с другом.
Да, хорошенькие нравы были в Риме у тогдашней публики. Ведь следует признать, что всякий народ заслуживает своего правителя. Более того, народ как раз и поддерживает того, кто потрафляет его вкусам, подчас – самым грубым и низменным. Ну, и конечно, самого Домициано влекло к этому, как и большинство римлян, чувство новизны, вернее, ее желание. Паштет из печенки соловьев он ел, эфиопок, британок, германских женщин – пробовал, пытки рабов наблюдал… чем бы еще пощекотать себе нервы, в чем переплюнуть Калигулу, Нерона и Гелиогабала, чего бы «такого» пожелать?
Римский поэт Статий даже написал поэму о гладиаторских боях при императоре Домициане, и описал в ней, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок». Кстати, тот факт, что именно женские бои проводили поздно ночью, говорит о том, что они считались одним из главных событий боев и их специально оставляли для финала.
И опять-таки надо подчеркнуть, что в них согласно Тациту (ок. 56г. н.э. — 177г. н.э.), а он был и сенатор, и историк, на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, так что поводом для этого могло быть все что угодно, но только не деньги.
Однако самым едким образом женщин-гладиаторов высмеял Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. — 127г. н.э.), и не только высмеял, но и подробно описал:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую «гордость» испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.
Посмотри, как забинтованы ее ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»
Так что все это говорит даже не столько о том, что женские гладиаторские бои – это отнюдь не выдумка, сколько о том, что они были очень широко распространены!
Ангус МакБрайд. Мурмиллон.
Существуют также и археологические находки, которые подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме. Среди них надписи, например, местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, ну и, конечно, барельеф из Геликарнасса, на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. То есть на них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почетное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio).
Этот барельеф – прекрасный памятник этим двум женщинам-гладиаторам. Более того, можно считать, что это было впечатляющее сражение, которое произвело на людей впечатление и стоило того, чтобы изобразить его в камне, так сказать «потомству в пример». То есть люди того времени отнеслись к этому очень серьезно и не пожалели ни труда, ни материала, чтобы запечатлеть этот поединок на века.
А теперь давайте сделаем несколько логических умозаключений, которые могут заполнить нам имеющиеся по этой теме пробелы информации.
Начнем с того, что если женщины на арене бились подобно мужчинам, то и сам их образ жизни, и тренировки должны были быть похожи на образ жизни их коллег – гладиаторов-мужчин. О мужчинах же мы знаем, что большинство гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обреченными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). По имеющимся оценкам, к концу Республики около половины римских гладиаторов являлись такими вот добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во всех крупных и даже не очень крупных городах.

Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались большинства прав свободных граждан, ну и самое главное право – право распоряжаться своей жизнью, тоже переходило теперь к их новому хозяину. Интересный вопрос: почему римские граждане становились гладиаторами? Например, это освобождало их от долгов, то есть, став гладиатором, можно было «убежать» от кредиторов, да еще и заработать; сражаясь на арене, можно было прославиться; можно было ни о чем не думать и не беспокоиться «обут, одет, и на всем готовом». И это были хорошие стимулы. Так же, как и то, что гладиаторы, сражавшиеся смело и решительно, получали более высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на все или на часть вознаграждения за победу на арене. А им туда бросали и монеты, и золотые браслеты. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Например, император Тиберий одному такому бывшему гладиатору предложил тысячу золотых монет, если тот вернется обратно на арену. Вот почему и женщин, сражавшихся на арене, нельзя поголовно относить к рабынями или женщинам с низким социальным статусом, которые только и желали, что подзаработать. Все было сложнее…
Ангус МакБрайд. Фракиец и секутор.
Например, в записках у Тацита прямо говорится о женщинах с достаточно высоким социальным уровнем, но которые, тем не менее, участвовали в гладиаторских боях, видимо для «развлечения», поскольку деньги им явно не требовались. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене» – очень многозначительное заявление, не так ли? Причем, парадоксальность ситуации заключалась в том, что зрители в цирках появлению женщин-гладиаторов радовались, ценили это «разнообразие», но в целом само римское общество находило женские бои предосудительными!
Впрочем, и у самих гладиаторов в Риме их социальный статус был тоже весьма парадоксальным. Одни смотрели на них, как на своих кумиров, «римских Битлз», тогда как римское общество в целом относилось к ним с презрением. То есть их любили и презирали одновременно! И, если для знатного римлянина было позором участие в играх, то что же тогда можно говорить о знатной римлянке, сражающейся на арене? Для женщины бегать голой по окровавленному песку означало выход за всякие рамки всех приличий.
Фигурка гладиатора из музея в Арле, Франция.
Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара и иная прислуга, делавшая их пребывание в школе… нет, не приятным, но в достаточной степени удобном для того, чтобы стать профессиональным бойцом.
Жизнь женщин-гладиаторов была также очень тяжелой (а возможно, что и тяжелее, чем у мужчин). Тренироваться им приходилось с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязками на глазах; с одной рукой, привязанной к туловищу; на коленях или даже сразу после часового бега по кругу. Все это делалось для того, чтобы воспитать в них физическую силу, развить соответствующие группы мышц и научить быстрой реакции. Впрочем, гладиаторы-добровольцы (автократы) могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные колледжи. Некоторые женщины также посещали такие «учебные заведения» или же их тренировали их отцы-гладиаторы.
Шлем гладиатора из Британского музея.
Известно, что каждый гладиатор специализировался обычно в каком-то одном виде гладиаторского боя и обучался пользоваться именно предназначенным для него снаряжением и вооружением. Известно множество видов гладиаторов: «мурмиллоны», «секуторы», «самниты» «ретиарии», «гопломахи». Причем выходили они на арену достаточно редко, обычно два-три раза в год, что лишний раз подтверждает их количество.
Гладиаторский шлем из музея Хиггинса.
Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так. Никто ведь не режет курочку, несущую золотые яйца! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Ведь воспитать и содержать такого бойца было очень дорого и выгоднее было получать за него деньги со зрителей, нежели заплатить их за его погребение.
Еще один гладиатор – масляная лампа I – II вв. н.э. Археологический музей в Сплите.
О том, как проходили поединки, рассказывалось уже не раз, поэтому повторяться смысла нет. Важнее подчеркнуть, что, как в любом спорте с тотализатором, на гладиаторских боях всегда имели место подлоги и договоренности. Можно сказать, что исход многих боев их устроителям был известен заранее, а может быть о том даже знали и те должностные лица, вердикт которых означал жить поверженному гладиатору или умереть. Конечно, мнение толпы тоже имело место, однако всегда можно было сделать так, чтобы нужный человек на арене не умер, а вот те, ставки на которых были невысоки или тренеры не видели в них толку… те – да, скорее всего, погибали в первую очередь, чтобы потешить невзыскательную публику, искренне верящую в то, что на арене все происходит взаправду!