Бомбардировка лондона 1940

Блиц (бомбардировка)

У этого термина существуют и другие значения, см. Блиц.

Блиц
Основной конфликт: Вторая мировая война

Вид с крыши Собора Святого Павла на Олд-Бейли, окружённый дымом и разрушенными домами, после воздушного налёта в декабре 1940 года.
Дата 7 сентября 1940 – 21 мая 1941
Место Великобритания
Итог Стратегическое поражение немецкой армии.
Противники

Великобритания

Третий рейх

Командующие

Уинстон Черчилль
Хуго Доудинг
Фредерик Пиль
Оуэн Бойд
Лесли Госсаж

Адольф Гитлер
Герман Геринг
Хуго Шперле
Альберт Кессельринг
Ганс Ешоннек
Роберт фон Грейм

Медиафайлы на Викискладе

«Блиц» (англ. The Blitz; в некоторых источниках также встречаются названия «Лондонский блиц» и «Большой блиц») — бомбардировка Великобритании нацистской Германией в период с 7 сентября 1940 года по 10 мая 1941, часть Битвы за Британию. Хотя «Блиц» был направлен на многие города по всей стране, он начался с бомбардировки Лондона в течение 57 ночей подряд. К концу мая 1941 года более 40 000 мирных жителей, половина из них в Лондоне, были убиты в результате бомбардировок. Большое количество домов в Лондоне было разрушено или повреждено.

Лондон был не единственным городом, который страдал во время бомбардировки авиацией. Другие важные военные и промышленные центры, такие как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Клайдбанк, Ковентри, Эксетер, Гринок, Шеффилд, Суонси, Ливерпуль, Кингстон-апон-Халл, Манчестер, Портсмут, Плимут, Ноттингем, Брайтон, Истборн, Сандерленд и Саутгемптон, выдержали тяжёлые воздушные налёты и понесли большое число жертв. Целью Гитлера было уничтожение промышленности и выведение Англии из войны.

Предпосылки

Люфтваффе и стратегические бомбардировки

В 1920-х и 1930-х годах военные теоретики Джулио Дуэ и Билли Митчелл поддержали идею того, что, имея мощные военно-воздушные силы, можно выиграть войну не ведя боевые действия на суше или на море. Считалось, что невозможно защититься от воздушного нападения, в особенности ночью. Атакующие могли уничтожить военные заводы, штабы и центры связи, фактически уничтожив все средства к сопротивлению. Считалось также, что бомбардировка жилых районов поможет сломить волю мирных граждан, что приведёт к краху производства и общественной жизни. Особенно уязвимыми в этом смысле были демократические государства, где население могло открыто выражать недовольство правительством. В период между двумя мировыми войнами подобное мышление распространилось в ВВС Великобритании и США. В частности, ВВС Великобритании пытались добиться победы, разрушая заводы, центры связи и гражданский дух.

В Люфтваффе более сдержанно относились к стратегическим бомбардировкам. Верховное командование Люфтваффе не выступало против бомбардировок городов и заводов противников и полагало, что это может существенно изменить баланс сил в сторону Германии, ибо это препятствовало производству и разрушало гражданское общество; однако военачальники не считали, что военно-воздушные силы могут сами по себе иметь решающее воздействие на исход войны. Вопреки распространённому мнению, Люфтваффе не придерживались так называемой политики «воздушного террора». Люфтваффе до 1942 года не принимали политику бомбардировки, в которой главной целью были бы мирные граждане.

Жизненно важные производства и транспортные центры, которые нужно было обезвредить, были военными целями. Можно утверждать, что гражданские лица не должны были подвергаться нападению напрямую, но нарушение производства должно было повлиять на их моральный дух и волю к борьбе. Немецкие правоведы 1930-х годов тщательно разработали принципы, устанавливающие, какие типы бомбардировок соответствовали бы международному праву. Прямые нападения на гражданских лиц рассматривались как «воздушный террор», но атака важных военно-промышленных заводов, что могло повлечь жертвы среди гражданского населения, считалась приемлемой.

Вальтер Вефер

По приходу к власти национал-социалистов и до 1939 года в немецком военном командовании бушевали дискуссии о роли стратегических бомбардировок. Некоторые призывали бомбардировать линии обороны англичан и американцев.. Вальтер Вефер — первый начальник Генерального штаба Люфтваффе — поддерживал проведение стратегических бомбардировок и строительство машин для этих целей, он подчёркивал важность авиации. Вефер обозначил пять ключевых целей применения военно-воздушных сил:

1. Уничтожить военно-воздушные силы противника путём нападения на его базы и авиазаводы и победить военно-воздушные силы всех врагов фашистской Германии.
2. Предотвратить передвижение крупных сухопутных войск противника путём уничтожения железных и автомобильных дорог, в частности мостов и туннелей, которые необходимы для передвижения и поставки сил.
3. Поддержать операции сухопутной армии, независимой от железных дорог, то есть бронетанковых войск и моторизованных сил путём препятствования продвижению противника и непосредственного участия в наземных операциях
4. Поддержать морские операции путём нападения на военно-морские базы противника, защиты военно-морских баз Германии и непосредственного участия в морских сражениях
5. Парализовать вооружённые силы противника, остановив производство на военных предприятиях.

Вефер утверждал, что Генеральный штаб Люфтваффе должен разбираться не только в вопросах стратегии и проведения операций. Он утверждал, что следует также не забывать об общей стратегии, военной экономике, военном производстве и изучении противника. Идеи Вефера не были реализованы; Генштаб Люфтваффе отодвинул предлагаемые им дисциплины на второй план, и Воздушная Академия уделяла внимание тактике, технике и планированию операций.

Вефер погиб в авиакатастрофе в 1936 году. Неприведение в жизнь его идей по большей части объясняется действиями его преемников. Как правило считается, что ветераны сухопутных сил Альберт Кессельринг и Ганс-Юрген Штумпф отвернулись от стратегического планирования и переключили силы Люфтваффе на непосредственную поддержку сухопутных войск. Однако можно считать, что наиболее на это решение повлияли Хуго Шперле и Ганс Ешоннек. Эти люди были опытными лётчиками, служившими в военно-воздушных силах с самого начала своей карьеры. Люфтваффе изменил своей первоначальной миссии; вместо проведения самостоятельных операций командование предпочитало действовать совместно с другими видами войск.

Гитлер, Геринг и военно-воздушные силы

Гитлер и Геринг, март 1938 года

В 1930-х годах Гитлеру не удалось уделять столько же внимания стратегии бомбардировок противника, сколько он уделял защите от вражеских бомбардировок, хотя он способствовал развитию авиации и понимал, что можно использовать бомбардировщики для стратегических целей. В 1939 году он заявил штабу, что безжалостные атаки люфтваффе против сердца британской воли могут и должны проводиться в подходящий момент. Однако он быстро стал ярым скептиком в отношении стратегических бомбардировок, особенно после результатов «Блица». Он часто жаловался на неспособность люфтваффе достаточно сильно повредить военной промышленности, сказав: «Воздушные налёты не могут эффективно помешать военной промышленности … часто запланированные цели не атакуются».

Планируя военные кампании, Гитлер не настаивал на планировании люфтваффе стратегических бомбардировок, и даже никогда не давал штабу конкретных указаний на необходимость подготовки к войне с Британией или СССР. Минимальной была подготовка людей, способных проводить тактические операции, а Гитлер как верховный главнокомандующий не настаивал на подобной подготовке.

В конце концов, Гитлер оказался в ловушке своего собственного видения бомбардировки как средства террора, сформировавшегося в 1930-х годах, когда он угрожал малым нациям проведением бомбардировок, если те не признают господство Германии. Этот факт имел важные последствия. Он показывает, что Гитлер принял стратегию бомбардировок как средство разрушения морали общества, а не как средство ведения экономической войны с разрушением морали только в дополнение. Гитлера привлекали политические аспекты бомбардировки. По результатам 1930-х годов он ожидал, что угроза возмездия со стороны немцев убедит его противников не проводить политику неограниченных бомбардировок Германии. Он надеялся, опираясь на политический престиж Германии, что немецкое население будет защищено от бомбардировок. Когда же это не оправдалось, он, боясь не удержать за собой власть, начал проводить политику террора против Британии, с целью получения такой ситуации, в которой обе стороны прекратили бы использовать военно-воздушные силы.

Бомбардировки

В ночь на 25 августа 1940 года десять немецких самолётов, сбившись с курса, по ошибке сбросили бомбы на окраину Лондона. В ответ на это в ночь с 25 на 26 августа 1940 г. британская авиация бомбила Берлин. До 7 сентября было произведено семь налётов на немецкую столицу.

«Блиц» на Лондон был объявлен актом возмездия за налёты на Берлин. Он начался в ночь с 6 на 7 сентября 1940 г. и налёты продолжались непрерывно до 13 ноября 1940 г. силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков.

После налёта 7 сентября 1940 г. горят доки лондонского порта.

Самая масштабная бомбардировка Лондона произошла 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и ещё 250 — ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а люфтваффе выпустило пресс-релиз в котором заявило что свыше тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов. Всего в сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7320 тонн бомб, в том числе 6224 тонны было сброшено на Лондон.

29 декабря произошел самый массированный налёт на район лондонского Сити. Множество зданий было разрушено, пострадал собор Св. Павла. В эту ночь погибли около 8 тысяч лондонцев.

10 мая 1941 г. Лондон подвергся последнему мощному авианалёту. Возникли 2000 пожаров, и были разрушены 150 водопроводных магистралей. Были сильно повреждены пять доков, 3000 человек погибли и были ранены. В ходе этого налёта было сильно повреждено здание парламента.

Всего в ходе Лондонского блица более 43 тыс. человек погибли и около 1,4 млн человек лишились жилья. Основной удар пришёлся на восток столицы, Ист-Энд, где были расположены основные заводы и портовые доки. Кроме того, в Берлине рассчитывали, что бомбардировками Ист-Энда, небогатых пролетарских районов, удастся внести раскол в английское общество.

Гражданская оборона

Тушение пожара во время бомбардировки Лондона

Ещё в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища.

К началу лета 1940 года британские власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов как потенциальных целей для бомбардировок в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Детей лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну..

Интересные факты

Бомбы большого калибра наносили существенный ущерб дамбам и другим гидротехническим сооружениям, ограждающим Темзу. Было отмечено более ста значительных повреждений, грозивших затоплением низменных частей Лондона. Для предотвращения катастрофы городские коммунальные службы вели регулярные восстановительные работы. Во избежание паники среди населения работы проводились в режиме строгой секретности. За успешное руководство работами инженер Пирсон Франк был удостоен звания рыцаря.

> Упоминания в литературе

Действия романа Грэма Грина «Ведомство страха» происходят в Лондоне во время бомбардировки Великобритании.

Примечания

  1. Cox, 2000, p. xvii.
  2. Montgomery-Hyde, 1976, p. 137.
  3. Corum, 1997, p. 7.
  4. Corum, 1997, p. 240.
  5. Corum, 1997, pp. 238-41.
  6. Corum, 1997, p. 138.
  7. Corum, 1997, p. 252.
  8. Corum, 1997, p. 248.
  9. 1 2 Overy, июль 1980, p. 410.
  10. 1 2 Overy, июль 1980, p. 411.
  11. 1 2 Вторая мировая война. Лондон — Берлин, кто кого перебомбит
  12. 1 2 Создана первая интерактивная карта бомбёжек Лондона
  13. 1 2 Лондон под бомбами
  14. Бомбардировка Лондона: начало авиационного террора
  15. BBC:»Engineer secretly saved London from World War Two floods»
  16. Watson, Garth. The Civils. — Thomas Telford, 1988. — P. 253.

> Литература

Ссылки

  • Лондонский Блиц 1940 года // world-war.ru.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh95003749

Акита • Аомори • Аугсбург • Афины • Бари • Бангкок • Белград • Белфаст • Берлин • Бирмингем • Брауншвейг • Бремен • Бреслау • Бристоль • Будапешт • Бухарест • Варшава • Везель • Велюнь • Вена • Вупперталь • Вюрцбург • Гамбург • Гданьск • Гельзенкирхен • Гифу • Глазго • Горький • Гринок • Гуанчжоу • Дарвин • Дармштадт • Дрезден • Дублин • Дуйсбург • Дюссельдорф • Житомир • Загреб • Задар • Зальцбург • Инсбрук • Иокогама • Исэ • Кайзерслаутерн • Кальяри • Кан • Кардифф • Кассель • Кёльн • Кемниц (Саксония) • Кёнигсберг • Киев • Кишинёв • Клайдбанк • Кобе • Ковентри • Коуфу • Куре • Лейпциг • Ленинград • Ливерпуль • Лондон • Любек • Майнц • Мальта • Мангейм • Манила • Манчестер • Марсель• Минск • Мито • Москва • Мурманск • Мюнхен • Нагаока • Нагасаки • Нагоя • Нара • Неаполь • Нумазу • Нюрнберг • Оказаки • Окинава • Осака • Пенемюнде • Пескара • Пирей (1944) • Плимут • Плоешти • Пномпень • Подгорица • Прага • Пфорцхайм • Рабаул • Ремшайд • Рим • Ротенбург-об-дер-Таубер • Роттердам • Саарбрюккен • Салоники • Сан-Марино • Саутгемптон • Сингапур (1941) • Сингапур (1944—1945) • София • Сталинград • Суонси • Сэндай • Сидзуока • Тайхоку • Таллин • Тель-Авив • Тоёкава • Токио • Тояма • Тревизо • Тулон • Ульм • Уцуномия • Фрамполь • Франкфурт-на-Майне • Фраскати • Фукуи • Фукуока • Фукуяма • Хамм • Хайльбронн • Хайфа • Ханау • Хельсинки • Хильдесхайм • Хирацука • Хиросима • Цу • Чернигов • Чунцин • Шавхаузен • Шанхай • Швайнфурт и Регенсбург • Швебиш-Халль • Шеффилд • Штутгарт • Щецин • Эссен Явата •

См. также

Лондон под бомбами

Собор Св. Павла. Сентябрь 1940 год

С началом бомбардировок Лондона основной удар пришелся на восток столицы, Ист-Энд, где были расположены основные заводы и лондонские доки. Кроме того, в Берлине расчитывали, что бомбардировками Ист-Энда, традиционно небогатых и пролетарских районов, удастся внести раскол в английское общество. Недаром королева-мать Елизавета на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца со смехом сказала: «Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных».

Британская промышленность была быстро адаптировалась к нуждам войны. Завод «Форд», центральная Англия, 1940 год

Британские власти рассматривали возможность массированных бомбардировок городов. Еще в 1938 году появился секретный расчет специалистов, сделанный по заказу правительства. В нем прогнозировалось, что в случае начала войны с Германией от бомб погибнет до полумиллиона мирных жителей. Для раненых были заготовлены 750 000 коек в больницах. Эта оценка оказалась сильно преувеличенной, но с началом войны правительство приняло меры.

У городских властей оказалось достаточно времени, чтобы научить лондонцев, что нужно делать при налетах. Десятки тысяч были мобилизованы в различные гражданские службы – наблюдателей, помощников пожарных и т.д. К тому же даже во время налетов осенью 1940 года, многие опасались, что худшее еще впереди.

Перспектива вторжения Вермахта рассматривалась со всей серьезностью. Население обучали навыкам партизанской войны и саботажа. Усиленная в несколько раз пожарная бригада Лондона целый год приобретала оказавшиеся столь необходимыми специальные навыки тушения пожаров. Со всех дорог были убраны указатели направлений, в городах снимались таблички с названиями улиц.

Только из Лондона было эвакуированно несколько сот тысяч детей

Первая сирена прозвучала над Лондоном спустя несколько минут после произнесения премьер-министром лордом Чемберленом 3 сентября 1939 года речи, в которой он объявлял войну Германии. Первая тревога была ложной, и до начала осени 1940 года Лондон спал спокойно. Главной проблемой, помимо печальных новостей из Франции, было затемнение и вызванные им автомобильные аварии.

К началу лета 1940 года власти приняли решение об эвакуации детей из больших городов, потенциальных целей Люфтваффе, в сельскую местность. За полтора года из городов было вывезено два миллиона детей. Маленьких лондонцев селили в поместьях, загородных домах, санаториях. Многие из них оставались вдали от Лондона всю войну.

Как только тысяча лондонцев погибнет под бомбами, Англия запросит мира

Фельдмаршал Кесселринг

Основным источником информации было радио. Опасаясь, что бомбардировщики смогут использовать радиосигналы в качестве маяков, Би-би-си сократило свои программы фактически до одного национального радиоканала. Выпуски новостей открывались, как говорили тогда англичане, «счетом матча» — сводкой сбитых самолетов Люфтваффе и Королевских ВВС.

По всей стране был введен суровый режим экономии.Кразличным работам – на военных заводах, в частях гражданской обороны, в системе оповещения и т.д.- были привлечены женщины (чего, кстати, так и не произошло в Германии). Активисты гражданских свобод считают, что именно Битва за Англию позволила после войны изменить статус женщин в Великобритании и во всем Западном мире.

Переведенная еще в 1939 году на военные рельсы промышленность, даже в худший для Королевских ВВС месяц – с середины августа по середину сентября 1940 года смогла выпустить самолетов больше, чем было сбито немцами.

Под бомбоубежища использовались станции метро

Бомбоубежищами для лондонцев были станции метро, подвалы церквей, небольшое количество специальных помещений. Правительство и военное командование располагало своим бомбоубежищем –»Военным кабинетом», который и поныне сохраняется как музей. Черчилль прерывал любые разговоры о возможной эвакуации руководства страны. Один из его секретарей рассказывал, что когда летом 1940 года в подземном кабинете премьера установили стол, Черчилль спустился в убежище, огляделся и произнес: «Отсюда я буду руководить обороной и либо сохраню страну, либо погибну».

Ни один город мира до Лондона не был целью столь яростных бомбардировок. Разрушено было множество памятников архитектуры, жилищный фонд пострадал на столько, что проблеме срочного строительства многоквартирных домов было посвящено одно из заседаний кабинета министров сразу после войны.

Несмотря на все старания сократить количество жертв, за время бомбардировок погибло более 43 000 человек, более 51 000 получили тяжелые ранения.

«Блиц»: бомбардировки Великобритании (октябрь 1940 года — май 1941 года)

«Блиц»: бомбардировки Великобритании

(октябрь 1940 года — май 1941 года)

Ночные бомбардировки британских городов

Частые изменения тактики налетов во время немецкого воздушного наступления на Великобританию в период с июля по ноябрь 1940 года стали явным свидетельством того, что немцы находились в постоянном поиске новых средств после каждой последующей неудачи. Однако нельзя утверждать, что между различными этапами наступления существовала четкая граница. Начиная с сентября дневное наступление против сил Командования истребительной авиации постепенно ослабевало, а налеты тяжелых бомбардировщиков стали уступать место ударам истребителей-бомбардировщиков, действовавших под прикрытием истребителей. В это же время за попыткой быстро вынудить британское правительство к капитуляции массированными ударами на Лондон последовал крупный ночной налет на столицу. В ноябре это наступление распространилось и на другие города и промышленные центры Великобритании, варьируясь, по сути, от откровенных попыток сломить дух нации до тщательно спланированных кампаний против систем снабжения и промышленности. Этот этап ночных налетов, открывшийся налетом на Лондон 7 сентября, продолжавшийся всю зиму и прекратившийся в мае 1941 года, в Великобритании получил название «Блиц».

То, что немцы наконец сделали упор на ночные налеты, объясняется главным образом большим числом потерянных и поврежденных в сентябре машин, что привело к катастрофическому падению уровня боеготовности бомбардировочной авиации, и единственным альтернативным решением было нанесение ударов ночью, когда бомбардировщики были практически неуязвимы для истребителей. Переход к массированным ночным налетам можно считать вынужденной импровизацией штаба люфтваффе, которую предвидели лишь немногие (и меньше всего Геринг). Однако цель немцев на данном этапе была ясна: Лондон предстояло бомбардировками довести до такого состояния, когда у правительства не будет возможности продолжать войну перед лицом катастрофического падения морального духа гражданского населения.

Для люфтваффе ночные налеты означали возникновение дополнительных проблем с наведением бомбардировщиков на цель и с точностью бомбометания. Немецкая бомбардировочная авиация, за исключением отдельных специализированных частей, не только была слабо подготовлена к ночным полетам. Потеря большого числа наиболее опытных экипажей в ходе Битвы за Британию уже к октябрю значительно снизила ее боевую эффективность. Однако немцы считали, что недостаточную подготовку к полетам и прицельному бомбометанию в ночных условиях компенсирует недавно разработанная система наведения по радиолучу. Эти системы наведения по радиолучу — новинка в области воздушной войны — находились в разработке как минимум с 1937 года. Одна такая система была в порядке эксперимента применена в Польше, другая — для ударов по отдельным целям на территории Великобритании после падения Франции. К началу октября на завершающую стадию вышла разработка новой системы. Наведение по радиолучу первоначально предназначалось для облегчения бомбометания в дневное время в условиях облачности, и лишь наличие подобных систем позволило немцам продолжить наступление.

Однако преждевременное, начиная с июня, применение всех этих систем для ударов по объектам в Англии привело, в свою очередь, к их рассекречиванию противником, и, едва лишь их начали использовать для массированных налетов, британцы применили постановку радиопомех (что также было новым словом в воздушной войне), существенно снизившую эффективность наведения.

В командовании люфтваффе начались склоки, воцарились неопределенность и склонность к импровизированным действиям, что привело к путанице в вопросах использования систем радионаведения. Помимо постоянных разногласий по вопросам выбора целей, все это привело (за исключением, пожалуй, случая с бомбардировкой Ковентри) к недостаточно массированному применению бомбардировочной авиации, к неспособности воспользоваться преимуществами, полученными в результате бомбардировок целей определенного типа, а также к постоянным изменениям в плане кампании. Таким образом, зимние налеты, несмотря на огромные масштабы, позволили гражданскому населению Великобритании прийти в себя, а промышленности — восстановиться, приспособиться к новым условиям и рассредоточиться.

Численность бомбардировочной авиации

В «Блице» участвовали те же части бомбардировочной авиации из состава 2, 3 и 5-го воздушных флотов, что участвовали и в Битве за Британию, усиленные примерно 90 машинами, базировавшимися ранее в Германии. Таким образом, на бумаге немецкая авиация располагала примерно 1300 бомбардировщиками, однако фактически в результате падения боеготовности в августе и сентябре число боеспособных самолетов не превышало 700. За все время «Блица» немецкая бомбардировочная авиация так и не сумела восстановить боеспособность, остававшуюся на уровне около 50 %. Снижение боевых потерь компенсировалось увеличением потерь от неудачных посадок в ночное время на аэродромы (в основном на французские), не приспособленные пока для полетов ночью и в дождливую погоду.

Недолгое появление итальянской авиации

Между тем британские ВВС регулярными ударами по промышленным центрам Италии (таким как Турин) бомбардировщиков, базировавшихся в Англии, поставили Муссолини в неловкое положение. Скорее в качестве политического жеста, нежели желая реально усилить немецкую авиацию, Муссолини направил 40 бомбардировщиков B.R.20 и 54 одномоторных истребителя C.R.42 на базы в районе Брюсселя, откуда они могли принимать участие в налетах на Англию. Итальянская авиация прибыла в октябре и, используя немецкую сеть радионаведения, в начале ноября приступила к действиям, нанеся удар по южному побережью Англии силами 24 бомбардировщиков. 11 ноября 10 бомбардировщиков, сопровождаемые примерно 40 истребителями, пытались бомбить портовые сооружения в Харвиче. Потери, понесенные и бомбардировщиками, и истребителями, были огромны, и уже в следующем налете 17 ноября на конвой у побережья Эссекса 10 бомбардировщиков дополнительно сопровождал сильный эскорт немецких истребителей.

Последнюю попытку атаковать итальянцы предприняли 23 ноября, направив истребители на поиск самолетов противника над побережьем Кента. Той же ночью несколько бомбардировщиков приняло участие в ночном налете. После этого итальянцы вернулись на родину и больше никогда не участвовали в налетах на Англию.

Налеты и наведение по радиолучу

После массированных дневных налетов на лондонские доки 7 сентября Лондон продолжал оставаться основной целью люфтваффе. До конца месяца каждый день в дневных налетах участвовали от 35 до 280 бомбардировщиков, а в ночных — от 60 до 260. К началу октября, когда атаки стали осуществляться только в темное время суток, немцы начали понимать, что эффективность системы наведения по радиолучу «Кникебейн», на которую они возлагали такие большие надежды и которая применялась для налетов на Лондон, значительно снижена из-за радиопротиводействия британцев. Хотя немцы располагали еще двумя типами аппаратуры радионаведения («X», впервые примененный в Польше, и «У»), их нельзя было использовать так же, как и «Кникебейн», для наведения на цель больших групп бомбардировщиков. Более того, имевшееся на западном побережье континента передающее оборудование для систем «X» и «У» было недостаточно мощным, и его применение требовало более сложной подготовки экипажей, поэтому подготовку прошли лишь две части специального назначения.

Поняв, что система «Кникебейн» стала бесполезной для массированных налетов, немцы в качестве временной меры ограничили проведение массированных бомбардировок лунными ночами, когда бомбардировщики могли наблюдать район цели и ориентироваться без помощи приборов. Однако царившая тоталитарная дисциплина была настолько жесткой, что никто не отваживался признать неудачным опыт применения системы «Кникебейн», и в начале октября в ночных налетах на Лондон продолжали участвовать в среднем по 200 бомбардировщиков. Однако 9 октября воздушные флоты получили приказ подготовиться к крупномасштабным налетам на Лондон в середине месяца, в период полнолуния. Первый из этих налетов был по понятиям 1940 года очень крупным — в ударе по Лондону участвовали 487 самолетов, сбросивших 386 тонн фугасных и около 70 тысяч килограммовых зажигательных бомб. В последующие ночи налеты повторялись силами 307, 150, 303 и 320 бомбардировщиков. Люфтваффе бомбили Лондон, надеясь принудить Великобританию к капитуляции, однако бомбы рассеивались по огромной площади Лондона и не вызывали ожидаемых сильных разрушений. Немцы также начали понимать, что используемые ими фугасные бомбы, большинство из которых составляли 50-килограммовые, недостаточно разрушительны. Использование мощных морских мин, сбрасывавшихся с парашютом, позволяло несколько компенсировать этот недостаток, однако для массированных бомбардировок их точность при сбросе с большой высоты была слишком низкой. Осознав частичную неудачу и то, что моральный дух лондонцев эти бомбардировки не поколебали, Геринг приказал изменить стратегию.

Окончательный план стратегических бомбардировок

Если Великобританию нельзя было добить и захватить немедленно, необходимо было по крайней мере не дать ей восстановить армию, потерянную во Франции, и нарастить военное производство. В начале ноября Геринг принял решение сместить акцент в действиях люфтваффе на долгосрочное истощение британской промышленности в целом. Задача состояла в разрушении основных промышленных центров вместе с населением с тем, чтобы парализовать Великобританию и нанести ей поражение. Параллельно с осуществлением нового плана было решено использовать систему радионаведения «X» для массированного налета с участием самолетов бомбардировочной эскадры KG. 100 (одной из частей, специально обученных пользованию этой системой) в качестве целеуказателей. Машины этой эскадры должны были идти в строю впереди основных сил и на основании высокоточных данных, получаемых по радиолучу, подсветить цели осветительными бомбами для того, чтобы обеспечить возможность визуального наведения для остальных бомбардировщиков.

И снова немцам помешали разногласия в высших эшелонах между сторонниками систем «X» и «У», настаивавшими на том, чтобы в боевых условиях применялась лишь одна из этих систем. В результате были использованы обе системы и, как и в случае с системой «Кникебейн», их использование было преждевременным и повлекло за собой неизбежное радиопротиводействие с британской стороны. Последнее, в свою очередь, привело к новому витку разногласий и возникновению чувства неопределенности, перекинувшегося и на боевые части, и вызвало общую неуверенность в способности самолетов-целеуказателей точно обнаружить свои цели. Только теперь немцы стали осознавать, что британцы воспользовались единственным имевшимся в их распоряжении мощным оборонительным оружием — радиопомехами. Война на высоких радиочастотах, имевшая столь далеко идущие последствия для люфтваффе, началась, и немцы оказались к ней не готовы.

С середины октября в ночных налетах на Лондон участвовали в среднем по 150 самолетов, и в отдельных случаях, когда немцы полагались на фактор внезапности, применялась система «Кникебейн». Однако в начале ноября Геринг разработал новый план стратегических бомбардировок и отдал новые распоряжения воздушным флотам:

1. Основной целью должен оставаться Лондон:

а) в дневное время — налеты истребителей-бомбардировщиков в сопровождении истребителей и, в условиях облачности, налеты одиночных бомбардировщиков;

б) в ночное время — налеты равными силами 2-го и 3-го воздушных флотов.

2. Удары по промышленным центрам в Ковентри, Бирмингеме и Ливерпуле малыми силами в ночное время.

3. Минирование Темзы, Бристольского залива, Мерси и Манчестерского канала силами IX авиакорпуса.

4. Разрушение завода авиационных двигателей «Роллс-Ройс» в Хиллингтоне (Глазго) силами авиагруппы из эскадры KG.26 (с использованием системы «V» для наведения на цель).

5. Нанесение ущерба истребительной авиации противника путем поиска и уничтожения в воздухе.

6. Удары бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями, по конвоям в Ла-Манше и по скоплениям судов на Темзе.

7. Разрушение предприятий авиационной промышленности силами специально подготовленных экипажей из состава 2-го и 3-го воздушных флотов.

8. Удары по базам ночных истребителей противника.

9. Подготовка к налетам на Ковентри, Бирмингем и Волвергемптон (с использованием системы «X»).

10. Бомбовая нагрузка во время двух планируемых массированных налетов на Лондон:

а) половина самолетов — с тяжелыми и сверхтяжелыми бомбами;

б) половина самолетов — с зажигательными бомбами.

Этот план показывает, что система наведения по радиолучу «Y» стала применяться для налетов малых групп самолетов по конкретным целям, а система «X» — для массированных налетов на Ковентри, Бирмингем и Волвергемптон (налет на Волвергемптон был отменен, поскольку о нем стало известно британцам), где перед основными силами шли самолеты-целеуказатели из эскадры KG. 100, базировавшегося в это время в Ванне, в Бретани. Налет на Ковентри был совершен 14 ноября, и в нем участвовали 469 бомбардировщиков, доставивших к цели 420 тонн фугасных и большое количество зажигательных бомб. Этот налет стал первым случаем боевого применения системы «X» для наведения на цели и был крайне успешен. Налет на Бирмингем силами более 700 бомбардировщиков был осуществлен 19 ноября, а за ним в конце месяца и в декабре последовали крупные налеты на Лондон, Бристоль, Плимут, Саутгемптон и Шеффилд.

Сожжение лондонского Сити

1940 год завершился разрушительным налетом на Лондон вечером 29 декабря. Немецкое командование отдало приказ о прекращении налета через два часа после его начала ввиду ухудшения погодных условий, однако в результате этой скоротечной атаки огнем была уничтожена половина лондонского Сити. Интересно отметить, что вопреки расхожему мнению этот налет не был преднамеренной попыткой Геринга сжечь Сити — на этот счет в архивах немецкого командования не сохранилось никаких приказов. Это был обычный ночной налет на Лондон. В этот вечер луч системы «X», по которому ориентировались целеуказатели из эскадры KG. 100, и в самом деле был направлен на Лондон, однако проходил он в направлении с юго-востока на северо-запад над Черинг-Кросс-Роуд и Тоттенхем-Корт-Роуд. Во время налета дул свежий юго-западный ветер, и, видимо, не полностью учтя этот фактор, целеуказатели сбросили свои бомбы на 1,5 км восточнее, рядом с северо-западной частью собора Св. Павла. Самолеты основных сил, увидев возникшие пожары, без малейших колебаний сбросили свои фугасные и зажигательные бомбы. Так и был сожжен лондонский Сити.

Основные порты как цель для бомбардировщиков

К декабрю Лондон перестал быть главной целью ночных налетов, и основные удары наносились по портам и промышленным центрам. Впрочем, эти налеты имели переменный успех, в основном благодаря тому, что британцы все лучше осваивали методы борьбы с системой «X» и разработали систему создания ложных пожаров в районах основных целей. Наконец, к январю уверенность немцев в надежности систем навигации и целеуказания во время крупных налетов упала настолько, что в последующие три месяца они действовали большими силами по наземным целям исключительно в лунные ночи. Основное же внимание люфтваффе уделяли ударам по крупным портам — Плимуту, Бристолю, Суонси, Кардиффу и Халлу, над которыми наведение по радиолучу можно было применять практически беспрепятственно.

Окончание «Блица»: отвод бомбардировочной авиации

В апреле 1941 года уже началась кампания на Балканах, и часть бомбардировочной авиации, всего около 150 машин, из Франции и северо-западной части Германии была выведена. Самолеты других типов (пикирующие бомбардировщики, одномоторные истребители и разведчики) были отведены на юг раньше — зимой и в начале весны. В конце 1940 года X авиакорпус был переброшен из Норвегии на Средиземное море для усиления итальянской авиации, перед которой стояла задача закрыть Средиземное море для британских кораблей и судов. В течение мая 1941 года, когда началась подготовка вторжения в Советский Союз, на восток была направлена часть аэродромных подразделений 2-го воздушного флота, за которыми последовали и некоторые летные части. Для прикрытия этой передислокации налеты на Великобританию сопровождались ложными радиопереговорами, имитировавшими действия более крупных частей. 10 мая для того, чтобы показать, что, несмотря на слухи о переброске, люфтваффе по-прежнему держат против Великобритании значительные силы, был организован крупный ночной налет. В этом налете, крупнейшем за все время «Блица», участвовало 550 самолетов (такой численности удалось достичь за счет того, что некоторые самолеты с аэродромов во Франции и Бельгии совершали по два, а то и по три вылета за ночь). Всего было сброшено 708 тонн фугасных и 86 700 штук зажигательных бомб, причинивших большие разрушения. Три ночи спустя налет был повторен примерно теми же силами.

В конце мая Кессельринг вместе со всем 2-м воздушным флотом отправился на восток, готовый к нападению на Советский Союз (см. главу 7, параграфы 5–7). Из состава 3-го воздушного флота были также выведены IV и V авиакорпуса. Для продолжения войны против Великобритании остались лишь небольшие смешанные силы из бомбардировщиков, разведчиков, разведчиков-бомбардировщиков и самолетов, использовавшихся для минных постановок, а также одномоторные истребители, необходимые для нужд противовоздушной обороны Франции и Голландии. Осуществление плана поражения Великобритании превзошло все мыслимые сроки, и, несмотря на значительный ущерб, нанесенный ее городам и промышленности, время, отпущенное на предполагаемое крушение Великобритании, истекло. Немцы располагали всеми возможностями поставить Великобританию на колени, однако не сумели этого добиться, поскольку не имели четкой и последовательной стратегии наступления. Если бы немцы подготовились к войне в радиоэфире, системы наведения бомбардировщиков по радиолучу, использование которых при ночных налетах на деле было импровизацией, позволили бы им нанести катастрофический урон британским городам и промышленным предприятиям. Отсутствие стратегии на уровне штаба слишком часто приводило к тому, что истощенным городам позволяли восстановиться после массированных налетов тогда, когда всего один налет мог сломить волю к сопротивлению. Теперь единственным решением проблемы было лишение Великобритании поставок продовольствия и снабжения путем совместных действий авиации и флота против ее судоходства и в ожидании или принуждении ее к капитуляции после предполагавшегося разгрома Советского Союза осенью 1941 года.

Оглавление книги

Бомбардировка Лондона

«Лондонский блиц» — операция немецкой армии, которая стала одной из самых разрушительных бомбардировок Второй мировой войны. Но британцы сумели отстоять свою страну. «Битва за Англию» была выиграна.

Операция немецкой авиации «Лондонский блиц» вошла в историю как одна из самых разрушительных и продолжительных по времени бомбардировок Второй мировой войны. Воздушные налеты Люфтваффе на британскую столицу начались 7 сентября 1940 года. Они шли 57 ночей подряд, а затем с небольшими перерывами продолжались вплоть до мая 1941 года.

Седьмого сентября 1940 года вой сирен и гул немецких самолетов оглушил жителей Лондона. 550 бомбардировщиков Люфтваффе сбросили на британскую столицу в течение нескольких часов более 100 тысяч зажигательных и сотни обычных бомб. Ни один город мира до сих пор не был целью столь яростных бомбардировок.

Впервые немецкие войска применили тактику авиационного террора — начали бомбить мирных жителей, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ Александр Медведь:

«Если сначала они уничтожали английские радиолокационные станции, бомбили аэродромы, то потом они перешли на бомбардировки по городам, считая, что таким образом они смогут нанести морально-психологический ущерб, то есть снизить волю к сопротивлению. Первые бомбардировки на города были недостаточно массовые. Там участвовали десятки самолетов. Поэтому сами англичане начали даже посмеиваться над сообщениями немецкого радио: вот разбомбили, Лондон горит. Тогда было решено нанести действительно мощный удар по Лондону с участием порядка 600 бомбардировщиков и примерно такого же количества истребителей».

Бомбардировки Лондона сопровождались сильными разрушениями и пожарами. С лица земли были стерты целые кварталы, уничтожены исторические памятники. Существовало мнение, что летчики Люфтваффе специально не трогали собор Святого Павла, так как он служил им главным ориентиром. Но на самом деле он тоже был очень близок к гибели. Бомба упала совсем рядом. К счастью, она не разорвалась…

Больше всего пострадал восток британской столицы — Ист-Энд, где были расположены заводы и доки. В Берлине рассчитывали, что нанося удар по небогатому пролетарскому кварталу, удастся внести раскол в английское общество. Недаром супруга короля Георга VI — королева-мать Елизавета — на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца заявила: «Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных».

Историки подчеркивают, что британские власти предвидели возможность массированных бомбардировок. Поэтому еще в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища. В начале лета 1940 года было решено эвакуировать из города детей. Тем не менее, за время бомбардировок с сентября 1940 года по май 1941 погибло более 43 тысяч человек.

Но поставить Великобританию на колени, создать такие условия, чтобы англичане попросили мира, немцам не удалось, говорит член Ассоциации историков Второй мировой войны, писатель, эксперт Военно-исторического общества России Дмитрий Хазанов:

«Несмотря на то, что они нанесли существенный ущерб Великобритании, большие были потери в авиации, но цели своей немцы не достигли: господства в воздухе они не завоевали, сломить английскую авиацию не смогли. Немцы различными способами пытались решить свою задачу. Но англичане оказались на высоте. Они меняли тактику борьбы, вводили новые силы, значительно увеличили еще в начале лета производство истребителей. Они оказались готовы к такому развитию событий. Несмотря на то, что численное преимущество было у немцев, задачу свою они не выполнили».

Лондон был не единственным британским городом, который страдал от немецких бомбардировок. Разрушены были такие военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Манчестер. Но британцы отстояли свою страну. «Битва за Англию» была выиграна.

Не только Хиросима. Десять крупнейших бомбардировок в истории

Сегодня, в Японии прошла ежегодная минута молчания. 73 года назад, утром 6 августа 1945 года бомбардировщик армии США Enola Gay сбросил на Хиросиму урановую бомбу. По разным оценкам, во время взрыва и в течение нескольких лет после этого погибли до 140 тысяч людей. Три дня спустя, 9 августа, американский бомбардировщик сбросил плутоновую бомбу на другой японский город — Нагасаки, она унесла порядка 80 тыс жизней.

6 августа стало памятным днем «Врачи мира — за мир», который напоминает о трагедии и роли медиков как в борьбе с проявлениями войны, так и за предотвращение войн в целом.

Хиросима и Нагасаки — единственный случай применения ядерного оружия. Но далеко не единственный случай массированных бомбардировок, которые приводили к тысячам погибших, а иногда и десяткам тысяч жертв. Большинство из них относятся к периоду Второй мировой войны. Ко дню «Врачи мира — за мир» LIGA.net напоминает о 10 наиболее известных и трагических бомбардировок в истории.

Хиросима и Нагасаки

В 8:15 утра 6 августа 1945 года борбардировщик США сбросил на Хиросиму бомбу «Малыш». Она взорвалась через 43 секунды. Ударная волна и взрыв уничтожили все здания в 500-метровой зоне эпицентра: все живое здесь погибло. В 1-2 километрах от эпицентра люди получили ударную дозу излучения, их тела мгновенно покрыли ожоги. Пришедшая после этого ударная волна отбрасывала пострадавших на десятки метров, срывала крыши и выбивала стекла.

Вспыхнувший в очаге поражения пожар распространился далеко за пределы зоны (в радиусе около 11 км) и вызвал огненный смерч и пожар. Инфраструктура города была уничтожена на 90%.

Силу удара по Хиросиме оценили как налет 3 тысяч бомбардировщиков, сбросивших бомбы одновременно. Но ядерная атака убивала еще долгие годы спустя: поражение радиацией вызвало лучевую болезнь и лейкоз.

Второй ядерный удар был нанесен 9 сентября по Нагасаки — на город упала плутоновая бомба «Толстяк». Взрыв затронул район в 43 тыс кв миль, но только 9,8 из них были застроены, что позволило избежать еще больших жертв.

15 августа Япония капитулировала, положив этим конец Второй мировой войне.

Герника: операция Рюген

Военная операция немецких люфтваффе и итальянского авиационного легиона по бомбардировке Герники получила название «Рюген» и была проведена 26 апреля 1937 года.

С 16:30 до 18:45 несколько групп самолетов сбросили на баскский город Герника (Испания) 40 тонн бомб. Бомбардировщики бросали бомбы в городскую застройку бессистемно. Самой разрушительной была последняя волна атаки, пришедшая на город в половине седьмого вечера. Три эскадрильи утюжили Гернику и практически уничтожили центр. В результате бомбардировки начался пожар, который и стал причиной катастрофических разрушений: огонь уничтожил три четверти города. При этом военные цели получили минимальные повреждения. Это дало историкам основания говорить, что целью нацистов была деморализация мирного населения.

Оценки числа жертв отличаются в разы: от 120 человек до 300. Еще несколько сотен человек умерли в больнице.

Разрушения в Гернике (фото — warspot.ru)

Ковентри: операция Лунная соната

14 ноября 1940 года до пятисот немецких бомбардировщиков практически уничтожили британский город Ковентри. Город был крупным центром оборонной промышлености, в том числе и авиационной.

Рейд под названием «Лунная соната» начался ночью. Бомбардировщики Хейнкель волна за волной сбросили на город 56 тонн зажигательных бомб, 394 тонны фугасных бомб и 127 мин замедленного действия. В Ковентри сгорели или были повреждены около 65 тысяч зданий (из 75 тысяч). Город с 1000-летней историей был разрушен.

Общее количество погибших в ту ночь оценивают в 568 человек, 865 были ранены.

За следующие два года Ковентри подвергался бомбардировкам еще больше 40 раз. В их результате погибли 1236 человек. Около 800 похоронены в братской могиле на кладбище Лондон-Роуд.

Руины собора Святого Михаила после бомбежки (фото — Imperial War Museums)

Дрезден: операция Удар грома

С 13 по 15 февраля 1945 года, за три месяца до капитуляции Германии, 722 тяжелых бомбардировщика Великобритании и США совершили четыре рейда и сбросили на Дрезден почти 4000 бомб и зажигательных устройств. Последующий за этим мегапожар уничтожил центр города: он превратился в кучу руин и большую братскую могилу.

После бомбардировки заговорили, что авиаудар стал местью британцев за разрушение города Ковентри, где под нацистскими бомбами погиб готический собор Святого Михаила. Военные историки до сих пор спорят, была ли оправданной такая массированная воздушная атака. Союзники утверждали, что оправданной: ее целью был крупный железнодорожный и коммуникационный узел, где содержалось огромное количество военных заводов. Критики напоминают, что Дрезден был городом культурного наследия, не очень важным в военном отношении.

По разным оценкам, во время бомбежки погибли от 18 тыс до 250 тыс гражданских лиц.

Лондон: операция Блиц

Вечером 29 декабря 1940 года Лондон пережил наиболее масштабный за весь период Второй мировой войны налет немецких бомбардировщиков. Люди пытались укрыться от бомб на подземных станциях метро. От сброшенных на город зажигательных бомб возникло более 15 тысяч пожаров, что привело к гибели 3600 тысяч человек. Были разрушены многочисленные исторические памятник9и, в том числе административный центр города со зданиями 15-17 столетий, восемь церквей. Пострадали, но уцелели собор Святого Павла, Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец.

Операция Лондонский блиц началась 7 сентября 1940 года и продолжалась 57 ночей подряд, а за тем с небольшими перерывами до 11 мая 1941 года. Всего на Лондон было сброшено 18 тысяч тонн взрывчатых веществ.

К концу войны порядка 30 тыс жителей Лондона были убиты бомбежками, 50 тыс получили ранения.

Пожарные гасят пламя на месте падения бомбы в Лондоне (фото — en.wikipedia.org)

Гамбург: операция Гоморра

Серия крупнейших бомбардировок немецкого Гамбурга 25 июля — 3 августа 1943 года получила название «Гоморра» и была проведена военно-воздушными силами Великобритании и США. В результате налетов погибли до 45 тыс человек, еще 125 тыс получили ранение (другие цифры — 37 и 200 тысяч). Миллион жителей покинул город.

Первые самолеты британской авиации вошли в город около часа ночи 25 июля и бомбили его 50 минут. В этом налете принимали участие почти 800 бомбардировщиков, которые сбросили 2400 тыс тонн бомб.

Перед этим в Гамбурге долго не было дождя. 28 июля интенсивная бомбежка вызвала большой огненный смерч, много людей сгорело и отравились продуктами горения. Скорость ветра на улицах достигала 240 км/ч, а его температура — 800 градусов. Люди в бомбоубежищах задыхались без воздуха. Было уничтожено 50 тыс городских зданий.

До 30 июля британцы сделали 2355 ночных вылетов на Гамбург, американцы — 235. Они сбросили 9000 тонн бомб.

Разрушенный бомбежками район Эйльбек, 1944 или 1945 год (фото — Imperial War Museums)

Сталинград

Налетов на город было несколько, но самая разрушительная бомбардировка пришлась на 23 августа 1942 года. По подсчетам историков, в тот день немецкие самолеты совершили на Сталинград до полутора-двух тысяч вылетов. Первые бомбы упали на город в районе 16:20. Самолеты шли группами по 30-40 машин. Начались массовые пожары. Работа водозаборных станций была полностью парализована, гасить огонь было нечем.

По разным оценкам, в Сталинграде погибли около 40 тысяч мирных жителей.

Есть две версии, почему бомбардировка привела к таким многочисленным жертвам. Первая — Сталин запретил эвакуацию людей из города, чтобы советские войска защищали его с большим энтузиазмом. Вторая — низкая пропускная способность переправ с правого на левый берег Волги, из-за чего эвакуация проходила очень медленно.

Бомбардировка, пожары и дальнейшие бои в Сталинграде превратили город в руины: было разрушено до 80% зданий.

23 августа 1942 года в Сталинграде: фонтан Танцующие дети

Токио: операция Meetinghouse

Самый разрушительный и кровавый авианалет на японскую столицу был сделан военно-воздушными силами США 10 марта 1945 года. В нем участвовало 334 бомбардировщика, которые сбросили на Токио 1665 тонн зажигательных бомб и напалма. Смеси на бензиновой смеси использовали из-за особенностей архитектуры Токио, богатой на деревянные здания.

Бомбардировка продолжалась 3 часа и разрушила большинство деловых кварталов Токио. В результате сплошных пожаров в жилых кварталах, застроенных деревянными зданиями, образовался огненный смерч (подобный тому, что разрушил Дрезден), который не позволил бороться с огнем и привел к массовой гибели людей. По разным оценкам, от бомбардировки погибли от 80 до 100 тысяч жителей Токио — больше, чем от ядерной бомбы в Нагасаки.

В огне сгорели 330 тысяч домов, это было 40% жилого фонда японской столицы.

Улица Токио после бомбардировки (известное фото Ishikawa Kōyō)

Югославия: операция Allied Force

Бомбардировки в Югославии проведены силами НАТО в период с 24 марта по 10 июня 1999 года и стали заключительным этапом операции Альянса (после уничтожения ПВО и авиаударов по войскам в Косово). Этот третий этап изначально не планировался, но нежелание Милошевича сдаваться вынудило войска НАТО массово применить авиацию.

За 78 дней операции самолеты сил НАТО нанесли порядка 2300 ракетно-бомбовых ударов, на Югославию было сброшено 23 тыс бомб и ракет. По оценкам международной организации Humen Right Watch, авиаудары убили больше тысячи сербских военных, от 489 до 528 жертв пришлось на мирное население.

В мае 1999 года Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге выдвинул против Милошевича обвинения в совершении военных преступлений в Косово в 1999 году. Его обвиняли в преступлениях против человечности и нарушении законов войны. В 2006 году он скончался от сердечного приступа в тюрьме Гаагского трибунала.

Улица в Белграде после бомбардировки

Сирия: бомбардировки продолжаются

Скрытая интервенция России в Сирию началась еще в 2011 году, но потом перешла в открытую фазу. 30 сентября 2015 года совет федерации РФ разрешил Путину использовать российские войска за границей. Речь шла о применении военно-воздушных сил для поддержки сухопутных войск Башара Ассада с воздуха.

В тот же день пара Су-24 нанесла авиационный удар по мирным окраинам города Тель-Биса в провинции Холмс. От бомбардировки погибли как минимум 36 жителей, в том числе пятеро детей.

Путин цинично назвал эти данные о жертвах «информационной атакой».

Разрушительные бомбардировки в Сирии практически не прерываются. Российские войска регулярно нанесят авиаудары, в том числе по жилым кварталам сирийских городов и полевым госпиталям. Каждая бомбардировка уносит жизни нескольких десятков человек. Точное количество жертв неизвестно. Но, по данным исследовательской группы Airwars, которая в Лондоне собирает и анализирует данные о гибели мирных жителей в Сирии в результате авиаударов, только за первый (2016) год участия России в войне их жертвами стали 3600 человек. В феврале этого года вследствие ракетно-бомбовых ударов в анклаве Восточная Гута в течение одной недели погибли более 500 мирных жителей.

Читайте также Химатака в Сирии: США имеют доказательства вины Асада

2 июля 2018 года Организация Объединенных Наций сообщила, что количество людей, вынужденных покинуть свои дома на юго-западе Сирии в результате эскалации боевых действий выросла до 270 тысяч.

Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн считает, что бомбардировки и обстрелы гражданских в Восточной Гуте и других районах Сирии могут иметь признаки военных преступлений.

На территории Восточной Гуты (фото — shrc.org)