Авианосец граф цеппелин

Graf Zeppelin (1938)

У этого термина существуют и другие значения, см. Цеппелин.

«Граф Цеппелин»

Graf Zeppelin

Служба

Германия СССР

Класс и тип судна

Авианосец

Изготовитель

Deutsche Werke AG

Строительство начато

1936 год

Спущен на воду

1938 год

Основные характеристики

Водоизмещение

33 500 т

Длина

262,5 м

Ширина

31,5 м

Осадка

8,1 м

Двигатели

4 редукторные турбины Brown, Boverie & Cie в трёх машинных отделениях

Мощность

200 000 л. с. (147 МВт)

Движитель

4 четырёхлопастных винта диаметром 4,40 м

Скорость хода

35 узлов (64,8 км/ч)

Дальность плавания

14816 км (8000 морских миль) при скорости 35 км/ч

Экипаж

до 1720 человек

Вооружение

Артиллерия

12 × 105-мм орудий FlaK 38/39,
16 × 150-мм орудий SKC/28

Зенитная артиллерия

22 × 37-мм
28 × 20мм

Авиационная группа

до 42 самолётов

Медиафайлы на Викискладе

«Граф Цеппелин» (нем. Graf Zeppelin) — немецкий авианосец. Спущен на воду в 1938 году. Корабль был назван в честь немецкого конструктора дирижаблей графа Цеппелина.

История

Постройка и использование

К началу войны в 1939 году корабль достиг 85 % готовности. В конце апреля 1940 года работы по достройке прекращаются по предложению Главнокомандующего ВМФ. К этому времени была не полностью установлена артиллерия и электротехническое оборудование, а также отсутствовало летно-техническое оборудование. Корабль был отведен в Штеттин. В 1942 году по распоряжению Гитлера работы возобновились. На нём были завершены корпусные работы и монтаж машин, но в связи с неопределенностью сроков разработки и производства летно-технического оборудования работы были прекращены по личному приказу Гитлера 30 января 1943 года. Авианосец должен был получить модифицированные самолёты Messerschmitt Bf.109 и Junkers Ju 87. Также специально для авианосца был создан самолёт Fieseler Fi 167 с низкой скоростью захода на посадку. Всего было создано 12 Fi-167, несколько Ju-87C и около 60 Bf-109T (построены на базе Bf-109E-3).

Затопление экипажем

При наступлении советских войск 24 апреля 1945 года по приказу старшего морского начальника Штеттина В. Калера (нем. W. Kahler) специальная команда в 18:00 взорвала установленные на корабле заряды. В результате оказались непригодными к восстановлению главные турбины, электрогенераторы и самолетоподъемники, а корпус «Граф Цеппелина» дал течь, и корабль лег на грунт.

Повторное использование, уничтожение

Летом 1945 года корабль был поднят силами Аварийно-спасательной службы Балтийского флота СССР. Так как корабль находился в притопленном состоянии (уровень воды в трюме был ниже забортного), то подъём осуществлялся путём восстановления герметичности корпуса и откачкой воды помпами. 19 августа 1945 года немецкий авианосец зачислили в состав ВМФ СССР — в качестве боевого трофея, под названием «Цеппелин». После этого корабль совершил ещё, как минимум, один переход — в Гданьск.

В 1947 году, согласно договоренности между государствами-членами антигитлеровской коалиции о распределении флотов Германии, Японии и Италии, авианосец подлежал уничтожению. Он был использован в качестве мишени и затонул на глубине 250 метров недалеко от польского побережья.

В начале лета 2006 года польским исследователям, с большой долей вероятности, удалось обнаружить остатки авианосца на дне Балтийского моря.

Примечания

  1. 1 2 3 В. П. Кузин, Д. Ю. Литинский. Авианосец «Граф Цеппелин» – боевой трофей Красной Армии. Дата обращения 19 февраля 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  2. WRECKAGE OF HITLER’S CARRIER Graf Zeppelin FOUND IN BALTIC SEA

Ссылки

  • Авианосец «Граф Цеппелин» — боевой трофей Красной Армии
  • Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны
  • The German Aircraft Carrier Graf Zeppelin
  • Полная история создания Graf Zeppelin

Только в проекте Авианосец I (1916) Недостроены Граф Цеппелин Авианосец Б Зейдлиц Де Грасс

Авианосец Гитлера


Сообщения о начале строительства в Германии двух АВ, впервые появившиеся в военно-морской прессе в 1936 г., сразу же вызвали среди специалистов противоречивые оценки. Анализ опубликованных в печати характеристик строящегося первого немецкого АВ позволял заключить, что действующая доктрина германского флота предусматривает возможность участия корабля в артиллерийском бою с противником, причем не только в ситуации, когда артиллерия применяется для самообороны. Вооружение корабля шестнадцатью 150-мм орудиями являлось одной из очевидных особенностей немецкого АВ, по артиллерийской мощи превосходившего легкие крейсеры германского флота. Во второй половине 1930-х гг. такой акцент вызвал у сторонников американской концепции АВ, предусматривавшей максимальное внимание к его авиационному вооружению и сохранение только среднекалиберной зенитной артиллерии исключительно для самообороны, настороженное удивление. Еще больше они бы удивились, узнав, что первоначально немцы хотели вооружить свой АВ артиллерией тяжелого крейсера — восемью 203-мм орудиями. Отметим, что сами американцы в начале 1920-х гг. поступили точно так же со своими авианосцами типа Лексингтон , но эти корабли, как известно, достраивались в новом качестве из линейных крейсеров, поэтому стали исключением из правила. Впрочем, артиллерийское вооружение немецкого АВ, как и другие ТТЭ корабля, строго сохраняемые в тайне, были неизвестны на Западе.
Начало работ по проектированию АВ в Германии относится к зиме 1933/1934 гг., когда были сформулированы тактико-технические требования (ТТТ): водоизмещение около 20 тысяч т, скорость полного хода 33 узла, 50-60 самолетов, восемь 203-мм орудий, мощное зенитное вооружение, защита — по стандартам для легких крейсеров.

Эскизный проект авианосца «Граф Цеппелин»
Эскизное проектирование под руководством инженера-кораблестроителя германских ВМС В.Хеделера (W.Hedeler) выполнялось в течение 1934 г. В процессе работы было решено заменить тяжелые 203-мм орудия на 150-мм, зенитную артиллерию принять в количестве десяти стволов калибра 105 мм и крупнокалиберных пулеметов, а скорость увеличить до 35 узлов. Стандартное водоизмещение АВ составило 23 тысячи т. Видимо, уже тогда в проект были заложены основные решения, отличавшие его от зарубежных аналогов. К таковым следует отнести «крейсерскую» броневую палубу со скосами, конструктивное включение полетной палубы в обеспечение общей прочности корпуса и протяженное вертикальное бронирование переменной по длине корпуса толщины. Выбор двухъярусной схемы ангаров определялся количеством размещаемых в них самолетов.

Ознакомление осенью 1935 г. с японским Акаги и изучение полученной от японцев технической документации по авиационному оборудованию корабля результировалось в появлении на немецком АВ третьего — среднего самолетоподъемника.

Общая архитектурная компоновка немецкого АВ производила впечатление достаточно традиционной: сплошная полетная палуба с носовым и кормовым консольными свесами, смещенная к правому борту надстройка — «остров» с проходящими через нее газоходами главных котлов, открытая компоновка бака и юта, занимающий большую часть надводного объема корпуса двухъярусный ангар.
Сварной корпус корабля длиной по КВЛ 250,0 м и высотой борта 22,2 м подразделялся главными поперечными переборками, доходившими до ангарной палубы, на 19 водонепроницаемых отсеков.
Характерная для немецких кораблей схема защиты путем устройства броневой палубы с утолщенными скосами (40 и 60 мм, соответственно) и узкого броневого пояса максимальной толщиной 100 мм, расположенного по КВЛ в районе МКО, была применена и на АВ. Толщина верхней (полетной) палубы составляла 20 мм. Обеспечив бронированием защиту механической установки, немецкие конструкторы, казалось бы, оставили высокий надводный борт, за которым находился уязвимый ангар, практически незащищенным. Однако частично от проникновения вражеских снарядов верхний ангар должны были предохранять расположенные на бортовых полуспонсонах в бронированных 30-мм броней казематах артиллерийские установки 150-мм калибра, а частично — ограничивавшие ангар с бортов прочные продольные переборки толщиной 30 мм.

Самым интересным в проекте немецкого АВ являлась собственно «авиационная» часть. Старт палубных машин, в отличие от зарубежной практики, предполагалось осуществлять исключительно при помощи двух расположенных в носовой части полетной палубы полиспастно-пневматических катапульт. Катапульты К-252 со скользящей фермой конструкции завода «Deutsche Werke» обеспечивали четыре старта без подзарядки воздушных баллонов.
Покрытая настилом из 50-мм тиковых брусков полетная палуба имела длину 241,0 м, ширину 30,7 м и сообщалась с верхним и нижним ангарами тремя электрическими лифтами, располагавшихся на одной оси, несколько смещенной от диаметральной плоскости к левому борту. Носовой и средний лифты, имевшие по две восьмиугольные грузовые платформы, могли одновременно перемещать самолеты из обоих ангаров, а кормовой — только из верхнего. В носовой и кормовой частях полетной палубы имелись подъемники АБП, еще два лифта предназначались для спуска в ангар (для ремонта) самолетных моторов и стартовых тележек. Из погребов в нижний ангар АБП подавался специальными подъемниками, а в верхний — только самолетоподъемниками.
Особенностью взлетных операций являлось применение стартовых тележек, на которые самолеты устанавливались в ангаре и вместе с ними подавались на полетную палубу. С платформы лифта по рельсам тележка с самолетом силой тяги воздушного винта или при помощи палубных шпилей перемещалась на одну из катапульт. После старта самолета тележка посредством специальных наклонных цепных транспортеров, расположенных перед носовым срезом полетной палубы, опускалась на ангарную палубу и по монорельсу транспортировалась в ангар. Лифт предполагалось использовать в случае выхода из строя наклонных транспортеров.


Киль, январь 1941 года. Снимок сделан британским самолетом-разведчиком
В конце лета 1939 г. небольшая партия Ju-87C-0 была поставлена в 4-ю эскадрилью 186-й авианосной группы, которая была сформирована в декабре 1938 года в Киле. Самолёт получил крепления для запуска с катапульты и посадочный крюк, сбрасываемые стойки шасси для вынужденной посадки на воду и складываемые вручную консоли крыла.
Для защиты находящихся на палубе самолетов от бокового ветра предназначались специальные ветроотбойные щиты, поднимавшиеся в вертикальное положение электромоторами посредством простейшего винтового привода за несколько секунд. Посадку самолетов должны были обеспечивать четыре аэрофинишера, тросы которых системой блоков направлялись к установленным на промежуточной палубе тормозным лебедкам. Для посадки самолетов в условиях пониженной видимости полетная палуба оборудовалась обозначавшими габариты посадочной полосы электрическими плафонами, установленными заподлицо с деревянным настилом.
Внутреннее устройство ангара, конструкция бензо- и маслосистемы, противопожарное оборудование немецкого корабля отличалось рядом заслуживающих внимания оригинальных технических решений, среди которых можно отметить быстродействующие огнезащитные шторы, систему транспортировки стартовых тележек и авиационных двигателей, топливо- и маслозаправочные колонки в ангаре.
Общая вместимость цистерн авиационного бензина, расположенных в двух хранилищах в носовой части корпуса корабля, превышала 330 тысяч литров. Заправка самолетов топливом и маслом (как и подвеска боезапаса) должна была производиться в ангарах, оборудованных заправочными постами. Такие же посты предусматривались и на полетной палубе.
ГЭУ корабля, в соответствии с действовавшими стандартами германского флота, без особых колебаний была выбрана паротурбинной, на повышенных параметрах пара. Требуемые для развития полного хода 200 тысяч л.с. распределили на четыре вала, которые должны были приводить во вращение ГТЗА полной проектной мощностью по 50 тысяч л.с. Каждый агрегат снабжали паром (75 атм., 450 град. С) четыре котла типа La Mont производительностью 50 т/час. Запас котельного топлива в 6500 т был достаточным для обеспечения дальности плавания шесть тысяч миль экономическим ходом. Интересной технической особенностью немецкого АВ являлось применение двух установок «Voit-Schnaider» — крыльчатых движителей -для повышения управляемости обладавшего большой парусностью корабля на малых ходах.
Заказ на АВ «А» стандартным водоизмещением 24114 т был выдан фирме Deutsche Werke Kiel 16 ноября 1935 г. Закладка АВ под заводским номером 252 на стапеле № 1 состоялась 28 декабря 1936 г. Через два года, 8 декабря 1938 г., произошла торжественная церемония спуска корабля на воду, на которой присутствовали высшие руководители Рейха — Гитлер и Геринг. В тот день АВ получил название — его окрестила в честь своего знаменитого отца графиня Хелла фон Бранденштеин-Цеппелин (Hella von Brandenstein-Zeppelin).
Одной из главных трудностей на пути первого немецкого АВ было создание палубных самолетов — рейхсминистр авиации Г.Геринг, усматривая в настойчивом желании адмирала Редера получить палубную авиацию (а «заодно» — и подчинить флоту морскую авиацию) угрозу своей монополии, естественно, не проявлял в этом никакой заинтересованности. Его крылатым выражением являлось знаменитое: «Все, что летает — мое!» Тем не менее, в 1938-1939 гг. прошел летные испытания истребитель-биплан «Arado-197», представлявший собой развитие «Arado-68». Окончательно на роль палубного истребителя был утвержден «Ме-109Т», а палубным штурмовиком планировался «Junkers-87C». Пять машин «Junkers-87С», оборудованные складывающимися плоскостями, были изготовлены и прошли испытания в летно-испытательном институте «Luftwaffe» в Травемюнде. В качестве многоцелевых самолетов (разведчиков и легких бомбардировщиков-торпедоносцев) немцы предполагали использовать «Fieseler 167» и «Arado 195», построенные в опытных образцах.

Немецкие солдаты позируют перед колоссом. Киль, сентябрь 1941 года
Менявшийся в процессе постройки состав авиагруппы АВ по расписанию на март 1941 г. должен был включать двадцать многоцелевых самолетов Fi 167, десять истребителей Me 109T (Bf 109Т) и тринадцать пикирующих бомбардировщиков Ju 87C. Авиагруппа размещалась следующим образом: 18 самолетов — в нижнем ангаре, остальные 25 — в верхнем.

Спущенный на воду «Граф Цеппелин» в момент начала войны уже достиг 85% готовности. Началось формирование экипажа и авиагруппы V/41.
В конце апреля 1940 г. по предложению Главнокомандующего ВМС работы по достройке АВ останавливаются, 150-мм орудия демонтируются и отправляются в Норвегию — для укрепления береговой обороны. 6 июля 1940 г. буксиры перевели «Граф Цеппелин» в Готенхафен, где он использовался в качестве плавучего склада. Перед нападением на СССР, опасаясь возможных налетов советской авиации, заботливые хозяева отбуксировали его в Шттетин — «Граф Цеппелин» отшвартовали там 21 июня. Убедившись в необоснованности своих опасений, в ноябре немцы переводят корабль обратно в Готенхафен, где он простоял до весны 1942 г.
16 апреля 1942 фюрер принимает решение возобновить достройку «Граф Цеппелин».
В связи с опасностью авианалетов перевод корабля в Киль был отложен, за это время на нем установили три спаренных 37-мм и два счетверенных 40-мм зенитных автомата, зенитные прожекторы. Только 30 ноября 1942 г. три буксира вывели «Граф Цеппелин» в море, и 5 декабря в эскорте трех тральщиков и шести сторожевых катеров «Граф Цеппелин» благополучно прибыл в Киль, где его немедленно поставили в 40000-тонный плавучий док и начали работы. Однако уже 30 января 1943 г. последовал новый приказ Гитлера — прекратить достройку… Адмирал Редер прокомментировал это событие, назвав последствия решения фюрера «самой дешевой в истории победой Англии на море». 21 апреля 1943 г. «Граф Цеппелин» перевели в Штеттин, где он простоял до конца войны.
К апрелю 1945 г. состояние АВ характеризовалось следующим: артвооружение на нем отсутствовало, монтаж приборов и оборудование постов управления стрельбой не закончен; электрооборудование смонтировано лишь частично, как и специальные авиационно-технические устройства.
В момент наступления на город советских войск «Граф Цеппелин» находился в протоке Монне реки Одер. В 18.00 24 апреля 1945 г. старший морской начальник Штеттина капитан цур зее В.Кахлер (W.Kahler) отдал по радио приказ специальной команде, находившейся на АВ. Взрывы заложенных весьма грамотно зарядов привели в полную негодность к использованию и восстановлению главные турбины, электрогенераторы, самолетоподъемники. Ко времени вступления в город советских войск через небольшие пробоины, трещины и неплотности наружной обшивки во внутренние отсеки корпуса АВ проникла забортная вода, и корабль поэтому находился в притопленном состоянии.

Авианосец «Граф Цеппелин» («Graf Zeppelin») в Штеттине, июнь 1945 года
Летом силами Аварийно-спасательной службы КБФ корабль был поднят, 19 августа недостроенный и изуродованный немецкий АВ зачислили в состав ВМФ СССР — в качестве боевого трофея.

Вскоре после подписания акта капитуляции Германии во Второй мировой войне состоялась Потсдамская конференция трех Держав — победительниц. Среди решений этой конференции было и такое: «Годные к использованию надводные суда германского флота, включая суда, которые могут быть приведены в состояние годности в течение установленного времени, вместе с тридцатью ПЛ будут поровну разделены между тремя Державами. Остаток германского флота будет уничтожен.» 23 января 1946 г. газета «Правда» опубликовала англо-советско-американское коммюнике, известившее а назначении тройственной военно-морской комиссии.
Доставшийся СССР в результате жеребьевки «Граф Цеппелин» попал в группу «С» — затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей, на приведение в готовность которых средствами германских верфей требовался ремонт сроком свыше полугода.
Тройственная комиссия выработала рекомендации, в соответствии с которыми все боевые корабли группы «С» в установленные сроки подлежали уничтожению путем затопления на большой глубине или разборки на металл.
В 1947 г. выходит постановление №601 правительства «Об уничтожении в 1947 г. бывших немецких кораблей категории «С». По предложению нового командования ВМС СССР, эти корабли было решено использовать для проведения экспериментов по изучению боевой живучести (так же поступали с трофейными кораблями союзники, ценнейший практический опыт был получен американцами в результате бомбометания по немецкому линейному кораблю “Ostfriesland” еще после окончания Первой мировой войны).

После поднятия. Штеттин, 1947 год
Ликвидацию «Граф Цеппелин» передается в распоряжение ЦНИИВК предполагалось провести с максимальным военно-научным и практическим эффектом. Для этой цели была создана специальная комиссия под председательством вице-адмирала Ю.Ф.Ралля, в задачу которой входило потопление АВ с проведением испытаний воздействия на него авиационных бомб, артснарядов и торпед в так называемом «статическом» (подрыв заранее размещенных боеприпасов) и «динамическом» (фактические стрельбы и бомбометание) вариантах. Предполагалось, что на АВ сначала будут подорваны заранее заложенные авиабомбы и артснаряды различных калибров, затем он будет подвергнут бомбометанию с самолетов, расстрелу из орудий главного калибра крейсеров и, наконец, завершат дело «лихие» торпедные атаки надводных кораблей. Планировался также и подрыв мин на различных глубинах и удалениях. В промежутках между вариантами указанного сценария группы военных ученых должны были производить замеры, расчеты и проверки элементов корабля с минимальными действиями по восстановлению его живучести (например, запуск насосов для откачки воды).
Осуществление программы испытаний возлагалось на 4-й ВМФ.
К моменту принятия этого решения «Граф Цеппелин» находился далеко не в лучшем своем состоянии — даже от незавершенного построечного. К 17 августа 1945 г. корабль был обследован в ВМБ Штеттин 77-м отрядом АСС КБФ. «Граф Цеппелин» лежал (вернее, «стоял») на грунте без дифферента с незначительным креном на правый борт. Все турбины, вспомогательные котлы и электрогенераторы корабля оказались подорванными немцами, причем в местах взрыва были разрушены и водонепроницаемые переборки. Имелась пробоинах подводной части размерами 0,8 на 0,3 м и трещина длиной около 0,3 м. Гребные винты были сняты с валов и уложены на полетной палубе (для уменьшения электрохимической коррозии корпуса). Самолетоподъемники также были подорваны, причем в районе кормового подъемника в полетной палубе имелась большая вмятина со стрелкой прогиба 0,2 м. В настиле полетной палубы оказались и другие, менее обширные вмятины от попаданий снарядов.

Подъем «Граф Цеппелин» производился простой откачкой воды мотопомпами с предварительной заделкой подводной пробоины и трещины. Надводные пробоины в корпусе и неисправные иллюминаторы заварили, однако нарушенную водонепроницаемость палуб из-за большого объема работ и нехватки времени восстановить так и не удалось.
После этого «Граф Цеппелин» отбуксировали в Свинемюнде. Когда в ночь с 15 на 16 августа корабль прибыл в заданный квадрат, выяснилось, что на становой якорь из-за обрыва якорьцепи (в которой оказалось дефектное звено) его поставить не удастся, а поставленный адмиралтейский легкий якорь (малый стоп-анкер) лишь ограничивает дрейф АВ в незначительной степени. Это обстоятельство, как увидим, оказало решающее влияние на всю программу испытаний.
Утром 16 августа начались испытания надводного воздействия боеприпасов. Сначала одновременно подорвали заранее заложенные ФАБ-1000 (в дымовой трубе), три ФАБ-100 и два 180-мм артснаряда под полетной палубой (ФАБ — фугасная авиабомба с соответствующим индексу весом-калибром в кг). Во время второго подрыва взорвали еще одну ФАБ-1000 на полетной палубе. Третья серия одновременных подрывов заключалась в одновременной детонации ФАБ-250 и двух 180-мм снарядов.
После первой серии взрывов была проведена авиационная бомбардировка АВ самолетами. Для выполнения этой задачи выделялись 39 экипажей 12-го Гвардейского авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии и 25 самолетов Пе-2 — все имевшиеся исправные самолеты полка. Две девятки самолетов бомбили по сигналу ведущего в звене, а часть Пе-2 атаковали цель индивидуально. Удары обеспечивали два самолета типа «Каталина», один из которых, находясь над целью, наводил на нее ударную группу, а второй работал в поисково-спасательном варианте. Кроме того — управление ударными группами осуществлялось еще и с “Волынца”, а на палубе «жертвы» был нарисован белый крест 20 на 20 м с шириной полос пять м.
Первая атакующая группа нанесла удар с высоты 2070 м и сбросила 28 авиабомб, вторая — примерно стой же высоты, сбросила 36, и третья (индивидуальное бомбометание) «разгрузилась» 24 бомбами. Три самолета вынуждены были сбросить бомбы в море аварийно. Результат бомбометания по почти неподвижному, беззащитному и совсем не маленькому кораблю оказался «впечатляющим»: из ста бомб в цель попали только шесть, причем обнаружить в палубе удалось лишь пять попаданий. Летчики же настаивали на одиннадцати, считая, что часть бомб попала в уже разрушенные предыдущими подрывами места. Так или иначе, но бомбардировка АВ с точки зрения живучести ничего не дала: бомбы П-50 оказались слишком маломощными и не наносили существенных повреждений, кроме вмятин в палубе глубиной 5-10 см. Правда, одна из бомб сделала пробоину в буле диаметром около 1 м. Для боевой подготовки «сталинских соколов» атаки «Граф Цеппелин» были слишком полигонными и, видимо, мало поучительными: противовоздушной обороны, понятно, не осуществлялось, самолет наведения беспрепятственно «разгуливал» над целью, высота бомбометания соответствовала зоне плотного зенитного огня.
На этом программа «статических» надводных испытаний была завершена, началась подготовка к проведению испытаний под воздействием подводного оружия. Однако 17 августа началось постепенное ухудшение погоды – усиление волнения до трех баллов (ветер — 5-6 баллов) — и АВ начал дрейфовать в район мелководья. Возникла реальная угроза того, что его не удастся затопить на приличной глубине (в начале испытаний таковая составляла 113 м, а концу первого этапа — уже 82 м). Вице-адмирал Ю.Ф.Ралль принял самостоятельное решение прекратить испытания и быстро добить АВ торпедами надводных кораблей. Поэтому из Балтийска были вызваны торпедные катера (типа “Элко”) ТК-248, ТК-425 и ТК-503, а также эсминцы ”Славный”, ”Строгий” и “Стройный”. Первым к АВ прибыли катера. Атака ТК-248 оказалась безуспешной — торпеда, не взорвавшись, прошла под килем АВ. Через 15 минут ТК-503 попал торпедой в правый борт. Взрывом разрушило конструкции буля, но находившиеся за ним броневой пояс оказался неповрежденным. Через час подошли эсминцы, ”Славный” выстрелом торпеды опять в правый борт добился попадания. «Граф Цеппелин» начал медленно ложиться на в правый борт, через четверть часа крен достиг 25 град. Одновременно увеличивался дифферент на нос. Еще через восемь минут (через 23 минуты после взрыва второй торпеды) «Граф Цеппелин» с креном 90 град. и дифферентом на нос 25 град. скрылся с поверхности моря.

Авианосцы Германии

(▲)

«Flugzeugträger B».«Graf Zeppelin».«Flugzeugdampfer I».«Seydlitz».

Авианосцы Германии — авианесущие корабли германского флота или их проекты.

Первая мировая война

Flugzeugdampfer I

В 1915−1916 годах во время Первой мировой войны немцы попытались построить авианосец «Flugzeugdampfer I» («Авианосец I») на базе корпуса лайнера «Аузония». При водоизмещении 12 500 т, длине 158,5 м и ширине в 18,5 м, этот авианосец должен был бы нести 10 самолётов с колёсным шасси и 19 гидропланов.

Проект не был реализован, так как было решено пустить ресурсы на строительство подводных лодок.

Вторая мировая война

Граф Цеппелин

В 1938 году был спущен на воду авианосец «Graf Zeppelin», однако он так и не был достроен. Водоизмещение должно было достигать 32 600 т, длина — 250 м, ширина — 31,5 м. Предполагалось, что авианосец мог размещать 10 истребителей «Messerschmitt Bf.109», 12 бомбардировщиков-торпедоносцев «Junkers Ju 87» и 20 вспомогательных самолётов «Fieseler Fi 167».

Flugzeugträger B

Другим проектом был авианосец «Flugzeugträger B» («Авианосец Б»), который также должен был нести 10 истребителей, 12 бомбардировщиков-торпедоносцев и 20 вспомогательных самолётов.

Seydlitz (1939)

В 1939 году был спущен на воду тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», он также не был достроен. Планировалось перестроить его в авианосец, который должен был бы нести 18 самолётов (морской вариант истребителя «Ме-109» или пикирующего бомбардировщика «Ju-87»).

Бисмарк

Линкор «Бисмарк» имел одну двусторонную катапульту, и мог нести 4 самолёта.

«Потсдам» и «Гнейзенау»

В мае 1942 года решили переделать лайнеры «Потсдам» и «Гнейзенау» во вспомогательные авианосцы. Переоборудование лайнера «Потсдам» в авианосец «Эльбе» началось в 1942 году в Киле, однако в 1943 году эти работы были прекращены. Переделка «Гнейзенау» так и не начиналась.

De Grasse

Трофейный французский крейсер «Де Грасс» немцы намеревались переделать в авианосец, однако и этот план не был реализован.

Список авианосцев Германии — List of aircraft carriers of Germany

Graf Zeppelin , единственный немецкий авианосец будет запущен

Немецкие военно — морские-зе Kaiserliche Marine , то Reichsmarine и Кригсмарине -все планируется строить авианосцы, хотя никто никогда не будет введен в эксплуатацию. Эти корабли были основаны на знаниях , полученных в ходе экспериментов с гидросамолет тендерами , которыми управляют Kaiserliche Marine во время Второй мировой войны Среди них были легкий крейсер SMS Штутгарт , который был преобразован нести три гидросамолетов, и броненосец Рун , который должен был осуществляться четыре. Эти корабли не отвечают потребностям открытого моря флота , однако, и поэтому более амбициозный план превратить недостроенный пассажирский лайнер SS AUSONIA в авианосец был предложен в начале 1918 года проект не может быть завершен до того , как война закончилась в ноябрь, однако, как ресурсы не могут быть отвлечены от кампании подлодки .

Начиная с середины 1930-х годов Reichsmarine начал проектные исследования для нового типа самолета — носителя , чтобы удовлетворить требованиям обновленного немецкого флота; к 1936 году, эти концепции были разработаны в Graf Zeppelin класс , первый член которой был заложен на переименованном Кригсмарине в декабре того же года. Второй сосуд, обозначенный Flugzeugträger B, а затем в 1938 году, и план Z план военно — морского расширения предусмотрено еще два носителей нового дизайна , чтобы быть в службе по 1945. Несмотря на это, ни один из Graf Zeppelin -класса судов будет завершена из — за до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года; работа была остановлена на как в начале 1940 года, и Flugzeugträger B был слом вскоре после этого. Работа над Graf Zeppelin возобновилась в 1942 году, но была снова остановлена в начале 1943 года из — за более насущные потребности. В течение этого второго периода строительства, Кригсмарине предложил преобразовать несколько пассажирских судов и два недостроенных крейсеров во вспомогательные авианосцы, хотя ни один из них не были завершены либо, и к 1945 году все были либо потоплены или захвачены в качестве военных наград союзных держав.

ключ

Самолет

Количество и тип воздушного судна осуществляется

водоизмещение

Корабль водоизмещение при полной боевой нагрузке

силовая установка

Количество валов , тип двигательной системы, а максимальная скорость / лошадиные силы генерируются

обслуживание

Работа даты начала и закончила на корабле и его конечной судьбе

Заложен

Дата киль стали собираться

По заказу

Дата корабль введен в эксплуатацию

Немецкие авианосцы

После Первой мировой войны обстановка в Европе была весьма напряженной. В начале 30-х годов практически все главы государств понимали, что новая война неизбежна. При этом мало кто осознавал размеры будущей трагедии. А в это время вопреки строгим ограничениям Гитлер уже начинал активную подготовку к новым столкновениям. Его основной целью была могущественная Великобритания. Но перед этим войска Третьего рейха должны были обеспечить себя достаточными территориями на континентальной Европе. Для того, чтобы подорвать экономику Англии, необходимо было закрыть морские торговые пути, обеспечивающие импорт и экспорт на острове. В связи с этим Германия отдавала большое значение военно-морским силам.

Развитие палубной авиации вынуждало Гитлера также начинать планирование постройки авианосцев. Не стоит забывать, что согласно положениям Версальского мирного договора, подписанного в июне 1919 года, флоту было запрещено создавать агрессивные немецкие авианосцы и подлодки.

С субмаринами дело обстояло неплохо – они незаметны в морях, а потому европейцы не могли достоверно знать о наличии, вооружении на них и тем более количестве подобных судов у Германии. Построить же незаметно авианосец, имеющий огромные размеры, было нереально. Тем не менее проекты таких кораблей начинали разрабатываться задолго до начала военных действий. А значит, у Гитлера были далеко идущие планы по захвату мира.

Граф Цеппелин

Подготовка к войне, проектирование авианосцев

В начале 30-х годов ВМС Германия не имела опыта строительства авианосных кораблей. При этом у соседней Британии уже стояли на вооружении подобные судна. Правда большинство из них было переоборудовано из других боевых или торговых кораблей. Учитывая полное отсутствие знаний по данной тематике, в дружественную Японию была направлена делегация из проектировщиков, которые в течение нескольких месяцев подробно изучали все проекты авианосцев, отмечали достоинства и недостатки имеющихся в наличии кораблей, брали на заметку новейшие разработки.

По приезду домой инженеры составили несколько проектов по переоборудованию и созданию абсолютно новых авианосных судов. Через некоторое время руководство приняло решение о начале строительства. Новый корабль должен был иметь длину 250 метров по ватерлинии с бронированным корпусом. Противоторпедная бронь была весьма слабая, полетную палубу планировалось оббить деревом. Под взлетно-посадочной полосой должен был расположиться двухъярусный ангар. Верхняя его часть включала 25 самолетов, а нижняя 18. Японцы на подобное судно устанавливали 2 самолетоподъемника. Однако этого количества оказалось недостаточно, поэтому на немецком авианосце планировалось 3 лифта грузоподъемностью 6,5 тонн каждый.

Изначально планировалось строить два одинаковых судна, которые обозначались буквами. Такие обозначения появились, потому что в Германии нельзя было давать имена кораблям до момента их спуска на воду. Как уже было сказано выше, главным противником считался флот Англии. Гитлер планировал напасть на нее в 1944-1945 годах. До этого момента необходимо было построить 2 авианосца. А в январе 1939 года фюрер подписал разработанный план «Z», согласно которому к 1948 году на вооружении флота должно быть 4 корабля с авианесущими возможностями.

Авианосцы Германии типа Graf Zeppelin

Flugzeugtrager А

Первый авианосец, по документам именуемый «Flugzeugtrager А», был заложен на судостроительном заводе в Киле, находящемся на побережье Балтийского моря. Все работы выполнялись в соответствии с утвержденным проектом. 28 декабря 1936 года был произведен спуск строящегося корабля на воду. На официальное мероприятие приехал сам Адольф Гитлер. С этого момента авианосец носил имя – «Граф Цеппелин». На этот момент судно было построено на 55%.

Модель крейсера Graf Zeppelin

На палубе размещались катапульты, которые могли произвести четыре старта самолетов без подзарядки баллонов воздухом. Необходимый путь для разгона составлял всего 21,6 метров. В течение 3 секунд самолет, установленный на скользящей ферме, набирал скорость до 140 км/ч. Это были весомые показатели, готовые конкурировать с самыми передовыми ВМС мира.

Инженеры очень тщательно проверяли все конструкции. Так, испытатели первого аэрофинишера потребовали 915 раз приземлиться на палубу боевым самолетам, прежде чем они подтвердили его удовлетворительное состояние.

Дальность хода без дозаправки составляла 8000 миль, для этого требовалось 6500 тонн топлива. Загрузка этого объема была рассчитана при проектировке. Помимо авиации военное оснащение состояло из 150-мм и 105-мм универсальных орудий.

Весьма интересен тот факт, что непосредственно перед войной, в 1939 году, секретную постройку посетила делегация из СССР. Более того, в этот же период они купили у Германии артустановки, которые потом так необходимы были для «Графа Цеппелина».

Flugzeugtrager В

Заказ на второй авианосец – Flugzeugtrager В, поступил в ноябре 1935 года. За полгода до этого для него были закуплены энергетические установки. При этом начало строительство было произведено лишь спустя три года. А еще через один год, в начале осени 1939 года, на судостроительной площадке работы были прекращены. На тот момент была сконструирована бронированная палуба, для которой потребовалось 8000 тонн металла.

До объявления войны авианосец планировалось ввести в строй в 1941 году. Однако последующие события заставили руководство страны отказаться от этих планов. Спустя всего год после начала военных действий корабль продали на лом.

Авианосцы Германии второй мировой войны

«Граф Цеппелин» – ход строительства

В сентябре 1939 года готовность самого большого авианосца на европейском пространстве находилась на уровне 85%. Однако начало военных действий приостановило строительство. Авиационные атаки со стороны Британии вынудили немцев перевести корабль на восток. Под покровом ночи в сопровождении буксиров его перевезли в Готенхафен, а оттуда в другие более безопасные города.

В 1942 году морские сражения показали необходимость наличия авианесущего корабля. Адмиралы выступили с предложением о завершении строительства судна. Вместе с инженерами они обещали закончить работы в середине 1943 года. Но существовала проблема с авиацией. В наличии были только BF 109F и JU 87D. Прежние катапульты для них не подходили. Для производства и диагностики новых систем требовалось не менее двух лет. Существовал еще вариант переоборудования имеющихся конструкций – это занимало 6 месяцев. Кроме того, требовалось увеличить зенитную артиллерию, размещенную на надстройке и в боковой части палубы. По итогу Гитлер подписал усовершенствованный вариант авианосца. Оставалось вернуть корабль в Киль на судостроительную верфь.

По данным британской разведки «Граф Цеппелин» был практически завершен и в скором времени выйдет в море, поэтому у них стояла первоочередная задача – уничтожить германский авианосец. В связи с этим августовской ночью 1942 года на специальное задание отправились девять бомбардировщиков Lancaster. Но к намеченному месту прибыло всего семь единиц авиации. Туман не позволил пилотам увидеть вражеский корабль, и они скинули бомбы вслепую. Ни одна из них не попала в заданную цель.

В ноябре того же года Graf Zeppelin все же отправился в город Киль. Он двигался в составе 3 тральщиков и 6 сторожевых катеров. 5 декабря авианосец прибыл на место. В этот же день возобновилось строительство. Однако уже 30 января 1943 года Гитлер снова остановил работы. Причиной такого решения стало поражение в военной операции в Баренцевом море. Было потоплено много кораблей, без сопровождения которых авианосец не вышел бы в море. Все силы Третьего рейха были направлены на производство субмарин.

Корабль отбуксировали в район города Штеттин, вскоре с него было снято все вооружение.

Авианосец Зейдлиц (Seydlitz)

Первые годы войны показали необходимость наличия авианосцев. Не все сражения можно было выиграть за счет активно строящихся субмарин. В 1942 году было решено переоборудовать строящийся тяжелый крейсер «Зейдлиц» в авианосный корабль.

Авианосец Зейдлиц (Seydlitz)

Следует отметить, что до этого судно планировалось передать СССР вместе с еще одним крейсером – Lützow, который был продан Советскому Союзу в 1940 году и в дальнейшем имел имя «Петропавловск».

К началу перестройки «Зейдлиц» был готов на 95%. Длина будущего авианосца составляла 212 м. При этом летная палуба имела следующие размеры: 197 м х 30 м. Под ней располагался одноярусный ангар. На вооружении должно было находиться 20 самолетов:

  • 10 пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87E;
  • 10 истребителей Messerschmitt Bf -109T.

Из-за угрозы бомбардировок со стороны Союзников в начале 1943 года корабль перебазировали в Кёнигсберг. С этого момента строительство было прекращено. В январе 1945 года советские солдаты приближались к городу, и «Зейдлиц» был потоплен немецкими военными. После завершения войны судно подняли со дна и продали в качестве металлолома.

Крейсер De Grasse

В 1938 году во Франции была произведена закладка первого легкого крейсера «De Grasse». Всего планировалось произвести 3 корабля класса «Ла Галиссоньер». Однако начавшаяся война и скорая капитуляция французов остановили строительство. В 1942 году, когда Гитлер решил срочно построить несколько авианосцев, инженеры составили проект переоборудования «De Grasse» в авианесущий крейсер. При этом существовало ряд проблем, которые препятствовали оперативной работе строителей:

  • Проблемы с энергетической установкой, которая была сконструирована не по немецким стандартам;
  • Все основные механизмы находились в плачевном состоянии, некоторые вспомогательные элементы не были установлены, а приобрести их не представлялось возможным.

De Grasse

Данное судно не было достроено в годы оккупации. В 1946 году Франция возобновила строительство, но снова в качестве крейсера.

Поражение Германии, советский трофей

В апреле 1945 года советские войска подступали к местам, в которых базировался «Граф Цеппелин». Узнав об этом, команда из 10 человек заложила судно несколько бомб и взорвала их. Все ключевое оборудование было повреждено, в нижние отсеки начали затапливаться, авианосец сел на мель. Прошло менее суток, и русские солдаты вошли в город.

После завершения войны все вражеские судна были распределены между Союзниками. 19 августа 1945 года немецкий авианесущий корабль был зачислен в ВМС Советского Союза в виде трофея. Его пробоины были залатаны, корабль подняли и отбуксировали к берегу. В течение следующих двух лет «Граф Цеппелин» ждал своей дальнейшей участи.

Моряки хотели реконструировать судно и поставить его на службу СССР. Однако советское руководство решило иначе. Весной 1947 года было издано постановление Совета министров № 601-209сс «Об уничтожении в 1947 г. бывших немецких кораблей категории «С». Согласно ему все вражеские морские трофеи, в том числе авианосцы Третьего рейха, должны подвергнуться затоплению. При этом данный процесс строго фиксировали, изучая живучесть судна.

Судьба авианосцы «Граф Цеппелин»

Во время затопления под корпус корабля заложили 24 бомбы. После одномоментного подрыва судно получило значительные повреждения, однако продолжало держаться на воде. После этого к уничтожению корабля подключилась авиация. Из 100 сброшенных бомб в цель попало лишь 6. И те сумели всего лишь сделать несколько вмятин глубиной до 10 см. Следующими на очереди были торпеды. После второго попадания судно накренилось и ушло под воду.

Западные эксперты долгое время считали, что немецкий авианосец затонул в период транспортировки из капитулирующей Германии в Советский Союз. Такое мнение было основано на том, что руководство СССР не сообщало координаты затопления.

В 2006 году судно «St. Barbara», принадлежащее польской компании и занимающееся разведкой месторождений полезных ископаемых, отправилось в Балтийское море. На протяжении нескольких лет на одном и том же месте постоянно разрывались рыбацкие сети. Появилось предположение, что там расположен неизвестный и опасный объект. «St. Barbara» должна была создать 3D карту местности. Каково же было удивление членов команды, когда они обнаружили на дне огромный корабль. На следующий день в указанное место отправились военные эксперты, которые и определили, что затонувшее судно – это легендарный «Граф Цеппелин».

Кто знает, какой исход мог быть у Второй мировой войны, будь у Гитлера готов Graf Zeppelin? Данный авианосец считается самым крупным из построенных на европейском пространстве до 1957 года. После этого появился французский Clemenceau.

Таким образом, Германия во главе с амбициозным и жестоким Гитлером так и не сумела воплотить в жизнь ни один из своих крупных морских проектов – к счастью, авианосцы Третьего рейха так и не вышли в море.

Почему у современной Германии не авианосцев

Современная Германия не имеет в наличии ни одного авианосца и не планирует их строительство. Это связано с тем, что данный корабль предназначен для атакующих маневров. Германия же, помня о своем негативном опыте, имеет категоричное мнение о невозможности решать проблемы военным путем. Весь ее флот сформирован из расчета обороны своих территорий и выполнения гуманитарных и миротворческих задач. А при возникновении серьезных конфликтов она может обратиться за помощью в НАТО, чьим членом является с 1955 года. Кроме того, с 2012 года все военно-морские силы страны прошли серьезную реорганизацию, в результате которой не осталось ни единого шанса на создание в ближайшем будущем авианесущих кораблей.

Несмотря на такие миролюбивые внешние факторы, эксперты все же отмечают, что не стоит думать, что это развитое европейское государство не имеет плана оперативного перевооружения. Не зря существует афоризм, принадлежащий писателю Курту Тухольскому: «Французский солдат – переодетый гражданин, немецкий гражданский – переодетый солдат».