1 русская экспедиция

Кто возглавил первую русскую полярную экспедицию к северному полюсу?Как называется самый северный остров России, на котором он похоронен?

5. Предложите пути решения проблемы для развития сельского хозяйства с учетомперечисленных неблагоприятных условий для Казахстана​ Як рельєф впливає на господарську діяльність людини​ Какие комплексные технологии и сельскохозяйственные приемы помогут нам экономить воду?​ Сделать табличку название. и характеристика о иглокожих срочно плачу все баллы!​это по биологии Срочнооооооооооооооооооо​ 3. Основною експортною с/г продукцією Бразилії є:а) цінна деревина (б) кава; в) бавовна; г) натуральний каучук.4. Яку країну, із перерахованих, віднос ять до економічно розвинених?а) Єгипет; б) Алжир; в) Південна Африка; Г) Нігерія.5. Вкажіть, яка з перелічених країн Африки не є членом ОПЕК?а) Лівія; б) Алжир; в) Нігерія, Єгипет.6. Канада посідає друге місце у світі після США за експортом:а) залізної руди; б) платини; в) автомобілів; г) зерна.П рівень. 7. Вкажіть країну по фото.Caut​ ПОМОГИТЕ решить ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!! Пж помогите! меня мама убьет если не сделаю!​ -8. Встановіть відповідність між країнами та регіонами.1. Панама A. Північна Америка| А | Б | В | Г2. СШАБ. Латинська Америка3. АргентинаВ. Карибський басейн4. Ямайка| Г. Південна Америка​ Помогите пожалуйста!Какую демографическую политику вы рекомендовали бы проводить в США,Ирландия,Китай,ФРГ,Вьетнам,Монако,Конго,Андорра,Катар?

Важнейшие экспедиции в период освоения Арктики с древнейших времен до XX века

В статье приведен краткий обзор основных арктических исследовательских экспедиций, которые, по мнению авторов, оказали наиболее значительное влияние на освоение и развитие северного региона нашей страны.

Ксенофонтова Дарья Андреевна – инженер ООО «Морстройтехнология»
Соколов Артемий Валерьевич – руководитель группы ООО «Морстройтехнология»

Первые шаги к освоению арктического региона стали предприниматься в XI-XVI веках жителями северных регионов Руси. Так, имеются сведения о путешествиях племен поморов к Новой Земле и архипелагу Шпицберген. В течении XI-XVI веков за полярным кругом сформировалась обжитая инфраструктура, образовались крупные по тем временам поселения и торговые центры. Примером может служить торговый город-порт Мангазея.

По арктическим морям поморы передвигались на особых судах, сконструированных с учетом ледовой обстановки на замерзающих акваториях. Традиционным судном поморов являлся коч, по форме напоминавший ореховую скорлупу. Оказавшись во льду, это уникальное судно, благодаря своей форме, выдавливалось на поверхность и избегало серьезных повреждений.

Позднее конструкцию поморских кочей использовали многие мореплаватели. Именно такую форму для своего «Фрама» выбрал Фритьоф Нансен.

Рисунок 1 – Коч поморов

В 1525 русский литератор и дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказал предположение о существовании Северного морского пути. К тому моменту было известно о плаваниях русских поморов вдоль северных побережий Руcи, но не было подтвержденной информации о возможности сквозного прохода.

Северный проход стремились найти не только русские исследователи. В 1553 году с этой целью из Лондона вышли три корабля. 2 из них под руководством Хью Уиллоби затерялись в тумане, дошли до Новой Земли, развернулись и встали на зимовку у Мурманского берега. Командир третьего судна – Ричард Ченслер успешно добрался до устья Северной Двины. В результате этой экспедиции между Русью и Англией был заключен торговый договор, в рамках которого Англия обладала монополией на торговлю с Россией. Монополия просуществовала до 1698 г. .

Голландцы также стремились наладить торговлю с Российским государством и освоить Северный морской путь. Основной причиной, побудившей Нидерланды заняться поисками Северного морского пути (СМП) в конце XVI века, являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших дорогу специй вдоль побережья Индии.

Интересны экспедиции 1565, и 1584 годов под предводительством Оливье Брюнеля. В 1565 году он прошел арктическими водами и, обогнув лапландское побережье, достиг устья Северной Двины. В 1577 или 1578 году под его руководством Ян фан де Балле привел первый голландский корабль к Никольскому монастырю. За ним уже легко нашли туда же путь и другие голландские корабли. От имени Строгановых Брюнель ездил в Голландию приглашать опытных моряков на построенные Строгановыми два морских корабля. С ними Брюнель должен был, обогнув Сибирь, проникнуть в Китай. Начатое в 1584 году плавание, однако, не удалось из-за льдов.

В конце XVI века в поисках альтернативного морского прохода в Ост-Индию Виллем Баренц предпринял три экспедиции в арктические моря. Баренц верил в существование «свободного ото льда пути» через Ледовитый океан, полагая, что солнце в полярный день должно растопить весь лёд. В ходе своей третьей арктической экспедиции Виллем Баренц открыл архипелаг Шпицберген, в очередной раз достиг Новой Земли, но его судно оказалось затерто во льдах. Попытка добраться до Кольского полуострова на шлюпках, как и поиск СМП, завершились для В. Баренца неудачей.

Рисунок 2 – маршруты экспедиций англичан и голландцев в XVI веке

Важное открытие было совершено в 1648 году экспедицией Семена Дежнева и Федота Попова. Мореплаватели впервые в истории прошли Берингов пролив и обогнули Чукотский полуостров. Экспедиция доказала, что Америка — самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями. Спустя столетие подтвердилось предположение Дмитрия Герасимова о существовании СМП.

Однако сведения об этом открытии на европейской территории отсутствовали. Материалы походов Дежнёва остались в Якутском остроге, и звание первооткрывателя пролива между Евразией и Америкой досталось Ви́тусу Ионассену Берингу, именем которого впоследствии назвал этот пролив мореплаватель Джеймс Кук.

В течении XVIII века исследователи уточняли очертания берегов, наносили их на карты, проводили гидрографические измерения, наблюдали за ледовой обстановкой. Наиболее важными с точки зрения освоения Арктики были: Великая Северная экспедиция под предводительством Витуса Беринга, продлившаяся с 1733 по 1743 гг. и Первая Полярная Научная экспедиция, организованная по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова. Под руководством В.Я. Чичагова экспедиция несколько раз пыталась достигнуть Камчатки, но далее архипелага Шпицберген дойти не удалось.

Следующим важным событием в изучении Арктики стала экспедиция шведа Нильса Норденшёльда в 1878-1879 гг. на китобойной шхуне «Вега». Судно было специально переоборудовано для хождения во льдах. Экспедиция впервые прошла по всему СМП с одной зимовкой и, обогнув Евразию, вернулась в Швецию. По результатам своей экспедиции Н. Норденшёльд опубликовал ряд монографий, часть из которых впоследствии была переведена на русский язык.

Не менее важной была экспедиция норвежца Фритьофа Нансена в 1893 году. Нансен предполагал существование морского течения от района Берингова пролива через полюс к берегам Гренландии. По его расчетам ледовые массы от Новосибирских островов до берегов Гренландии перемещаются за 700 суток. Целью экспедиции Ф. Нансен ставил подтвердить данное предположение, а также установить или опровергнуть наличие континента в районе Северного полюса.

После свободного плавания начался дрейф «Фрама», который продолжался более двух лет. За время дрейфа Нансен на основе своих вычислений понял, что экспедиция не достигнет Северного полюса, и предпринял героическую попытку санного похода к Северному полюсу. Часть экипажа судна осталась путешествовать во льдах без него. Спустя месяц Ф. Нансен и его напарник Я. Йохансен, не достигнув Северного полюса, повернули назад. Добравшись до Земли Франца-Иосифа обессиленные путешественники устроились на зимовку, где их подобрала Английская экспедиция и вернула в Норвегию. Спустя всего неделю «Фрам» также благополучно вернулся на родину.

В ходе экспедиции Нансен и его команда проводили многочисленные климатические и гляциологические исследования. Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, и установила существование океанского глубоководного бассейна. Нансен с Йохансеном ближе всех на тот момент добрались до Северного полюса.Также было установлено, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. Дрейф «Фрама» соответствовал рассчитанной Нансеном траектории, более того, ледокол «Седов» спустя 40 лет дрейфовал почти по той же траектории, продолжительность дрейфа была схожа.

Рисунок 3 – маршруты экспедиций Н. Норденшёльда и Ф. Нансена

Методы передвижения и выживания во льдах, а также используемое Нансеном оборудование стали примером для последующих полярных экспедиций. Норвежец периодически консультировал исследователей из разных стран.Данные экспедиций Нансен изложил в своих многочисленных монографиях, некоторые из них были переведены на русский язык.

После шведов и норвежцев по трассе СМП прошли русские исследователи на шхуне «Заря» в 1900-1902 гг. Экспедицию возглавлял барон Э.В. Толль. После второй зимовки на острове Котельный Толль предпринял рискованную попытку добраться до острова Бенетта в поисках угольного месторождения. Дальнейшая судьба его не известна. Экспедиция вернулась без него.Во время экспедиции были произведены важнейшие исследования свойств льда и территорий на пути следования, выполнены картографические съемки. По результатам экспедиции её участник, А.В. Колчак, опубликовал книгу «Лёд Карского и Сибирского морей», где впервые подробно описал такие явления, как торосы и стамухи, их внешний вид, размеры, способы образования. В какой-то степени это стало началом изучения арктических льдов.

Для обработки и анализа большого объема данных, полученных экспедицией, была создана специальная комиссия при академии наук, просуществовавшая до 1919 г.

Рисунок 4 – маршрут экспедиции Э.В. Толля

Без сомнения, важным этапом в освоении Арктики является создание по инициативе С.О. Макарова первого ледокольного судна «Ермак». Идея С.О. Макарова заключалась в том, что двигаться через льды нужно ломая их. Он выступал с соответствующими докладами под лозунгом: «К Северному полюсу – напролом!». В 1899-1901 были проведены первые экспедиции на ледокольном судне «Ермак». Северного полюса достичь не удалось, но были получены ценнейшие знания в области работы ледокола и сопротивления льда. Впервые были выполнены кинематографические съемки хода ледокола, которыми впоследствии пользовался А.Н. Крылов для определения усилий воздействующих на ледокол.

Следом за «Ермаком» в гидрографическую экспедицию отправились ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». План экспедиции был составлен при активном участии А.В. Колчака. Экспедицией был открыт архипелаг Северная Земля – самая северная точка континента и последнее масштабное открытие. Участники выполнили картографическую съемку восточного побережья архипелага и острова Врангеля. На последнем был поднят Российский флаг. До этого момента остров считался американским.

Рисунок 5 – Маршруты экспедиций первого ледокола «Ермак», ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»

В 1920 и 1921 годах образуются два научных института – ААНИИ и Плавморнин (Плавучий морской научно-исследовательский институт). В распоряжении Плавморнин были два ледокольных судна «Персей» и «Малыгин», которые провели более 80-ти плаваний в Арктику. В течение десяти лет на побережье Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных метеорологических станций, подробно изучено Баренцево море и прилегающие территории. В 1929 году институт был реорганизован и все дальнейшие арктические экспедиции проводились под руководством ААНИИ (арктического и антарктического научно-исследовательского института).

Одним из первых руководителей ААНИИ был О.Ю. Шмидт. Под его руководством была совершена в 1929 г экспедиция к Земле Франца Иосифа на ледоколе «Седов». Там Шмидт основал полярную геофизическую лабораторию. В ходе экспедиции следующего года было открыто множество островов в Баренцевом и Карском морях.

В 1932 году экспедиция под руководством Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые в одну навигацию прошла весь СМП. Началось регулярное плавание вдоль берегов Сибири.

В 1933-1934 годах Шмидтом была проведена экспедиция на пароходе «Челюскин» с целью проверить возможность плавания по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса. «Челюскин» прошел почти весь СМП, однако оказался затертым во льдах, не достигнув Берингова пролива, и затонул. Вся команда была спасена. Именно спасательная операция Челюскинцев, которой также руководил О. Шмидт, привела его к мысли использования самолетов для доставки экспедиций в Арктику.

Так в 1937 г была организована экспедиция на первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1». Главой дрейфующей станции СП-1 был И.Д. Папанин. В составе экспедиции были метеоролог, радист и океанограф. Станция проработала 9 месяцев, пройдя 2000 км. За это время были выполнены ценные наблюдения и измерения. За научные достижения четырем полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Рисунок 6 – маршруты экспедиций под руководством О.Ю. Шмидта

Освоение арктического воздушного пространства также внесло свой важный вклад в развитие Арктики. Первым Северный полюс по воздуху пересек Руаль Амундсен в 1926 г. на дирижабле «Норвегия». Затем последовали многочисленные авиарейсы российских летчиков. Авиация позволила доставлять исследователей почти в любое место Арктики, снабжать их необходимым оборудованием, припасами и оказывать своевременную помощь.

Развитие Арктики наглядно отражает рост мощности ледоколов. За 75 лет мощность ледокольного судна увеличилась более чем в 8 раз, паровые ледоколы сначала сменились дизель-электрическими, а затем атомными. Мощнейший (на то время) атомный ледокол Арктика в 1977 г. под руководством капитана Юрия Кучиева впервые в истории достиг вершины планеты – Северного полюса. За время похода ледокол преодолел примерно 1200 миль многолетнего льда.

Рисунок 7 – рост ледокольных мощностей

Сотрудники ААНИИ во время экспедиции собрали уникальные данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом в разных рабочих режимах. Впервые были опробованы приборы для определения толщины ледяного покрова. Эти приборы показали свою действенность и в течение нескольких лет были доработаны и широко внедрены. Была практически опробована система спутниковой навигации в условиях высоких широт. А также были предложены новые способы проводки караванов.

Благодаря описанным в статье экспедициям, а также множеству других полярных исследований, сегодня успешно осваиваются месторождения углеводородов на шельфе арктических морей, ведется активное судоходство по СМП, развивается инфраструктура северных регионов. Могли ли первооткрыватели представить себе такое? Наверное, нет. Но наша задача не менее важна, мы должны сохранить природу Арктики и не потерять грань между положительным действием прогресса и его разрушающей силой.

Список использованных источников

  1. Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея, мангазейский морской ход. Ч. I. – Л., 1980.

  2. Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX в./ М. И. Белов // История открытия и освоения Северного морского пути. Т. I. – М., 1956.

  3. Кочина В. Кочи на Поморье / В. Кочина // Экспедиция (декабрь), 2004.

  4. Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московского государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. В Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862.

  5. Платонов, Сергей Федорович (1860-1933). Москва и Запад в XVI-XVII веках / Акад. С. Ф. Платонов. – Л.: Сеятель, 1925. – 150 с.

  6. Блон Жорж. Великий час океанов… Полярные моря. – М.: Мысль, 1984. – 192 с. – Серия «Путешествия. Приключения. Поиск».

  7. Белов М. И. Семён Дежнёв. / М. И. Белов. – М. 1955.

  8. Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян. – М.: Мысль, 1974. – 230 с.

  9. Нансен Ф. В стране льда и ночи. Т. 1. / Фритьоф Нансен; пер. с норв. А. М. Филиппова. – СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1897. – 320 с.

  10. Кузнецов Н. А. В поисках Земли Санникова. Полярные экспедиции Толля и Колчака. – М.: Paulsen, 2014. – 40 с.

  11. Крылов А.Н. Мои воспоминания. – М.: изд-во АН СССР, 1963.

  12. Островский Б. Г. Адмирал Макаров. – М.: Воениздат. – 1954. – 343 с.

  13. Корякин В. С. Отто Шмидт. — М.: Вече, 2011. — 416 с.

Кто открыл Тихий океан и в каком году?

Строго говоря, Тихий океан первыми увидели те, кто первыми поселился на его берегах.

Аборигены Дальнего Востока, островов Океании, другие племена и народности. Однако…

  • это происходило так давно, что ни о каких точных датах говорить невозможно;
  • откуда прибыли мигранты, как расселялись – как правило, тоже толком неизвестно.

Имеет смысл говорить о более поздних, задокументированных событиях. В частности, о том, кто и когда из европейцев стал первооткрывателем Тихого океана.

Золото «другого моря»

В 1510 году обедневший испанский дворянин и искатель приключений Васко Нуньес де Бальбоа основал городок Санта-Мария на юге Панамского перешейка. Это было первое постоянное европейское поселение Америки. Бальбоа расширял здешние владения испанской короны и вскоре стал губернатором.

Однажды один из местных жителей, возмущённый жадностью испанцев воскликнул: «Вы так жаждете золота, что покидаете свои земли, чтобы вызывать раздоры в чужих. Я покажу, где вы можете утолить этот голод». Он рассказал им о племенах на берегу другого моря, где даже едят и пьют из золотой посуды.

Бальбоа загорелся идеей нового похода. Он набрал отряд – 190 испанцев, несколько местных проводников и стаю собак – и возглавил поход.

Трудности пути, кровавые стычки с индейцами вконец истощили экспедицию. Решили передохнуть в захваченном селении. Тут туземцы рассказали, что если подняться на горный хребет, можно увидеть то самое «другое море». С несколькими смельчаками Бальбоа двинулся в путь. В полдень 25 сентября 1513 года они достигли вершины и… К югу перед ними до самого горизонта расстилалась водная гладь. Её до сих пор не видел никто из жителей Европы!

Капеллан пропел христианский гимн «Te Deum», который вне церкви исполняли только в особых случаях – при коронациях императоров, в честь великих военных побед и т. п. На памятном месте спутники Бальбоа соорудили из камней несколько пирамид и мечами вырезали на стволах деревьев кресты.

Через пару дней одна из групп экспедиции вышла к воде, на каноэ обследовала берега и вернулась к своим. 29 сентября Бальбоа с соратниками отправился на побережье. Стоя по колено в воде, он воздел к небу руки (в одной меч, в другой – штандарт с образом Девы Марии) и провозгласил «море» и все прилегающие к нему земли владениями Испании.

«Море» становится океаном

Васко Бальбоа окрестил открытые им воды Mar del Sur – Южным морем. Потом какое-то время «море» называли именем Бальбоа. Через семь лет испанская экспедиция Фернана Магеллана обогнула Южную Америку. Позади остался бурный почти 600-километровый пролив (ныне носящий имя Магеллана). Перед каравеллами простирались неизвестные и совершенно спокойные просторы. Магеллан окрестил их Mar Pacifico – «тихое море».

С годами стало ясно, что «моря» открытые Бальбоа и Магелланом – части одного огромного океана. На картах его называли по-разному: Тихим, Великим, в России – Восточным. В начале XIX столетия имя, данное Магелланом, стало общепринятым.

Этот день в истории: 1520 год — Магеллан открыл пролив в Тихий океан

1 ноября 1520 года, в День Всех Святых, примерно на 52-й параллели южной широты сильный шторм занес корабли португальского мореплавателя Фернана Магеллана в неизвестную бухту, из которой в западном направлении уходил узкий проход. Смотря на обрамляющие его мрачные скалы, адмирал и сам не догадывался, что только что открыл пролив из Атлантики в Тихий океан, который будет назван его именем.

Эта экспедиция началась 20 сентября 1519 года. В тот день из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда вышла флотилия под общим командованием капитан-генерала Фернана Магеллана. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы впервые в истории обогнуть земной шар и заодно отыскать пролив в Южной Америке, то есть более короткий путь из Испании в богатейшие страны — Индию и на Острова пряностей (Молуккские острова, Индонезия).

Эскадра состояла из пяти судов — «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория». Магеллан, как и Колумб, был сторонником идеи, что Земля — круглая, и справедливо полагал, что путешествие на запад приведет на восток. Поэтому адмирал сразу же двинулся по направлению к Рио-де-Жанейро.

При пересечении Атлантики мореплаватель впервые использовал свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду. Достигнув своей первой цели, экспедиция начала продвигаться вдоль берега на юг — таким образом было открыто и нанесено на карту все Атлантическое побережье Южной Америки.

Поиски пролива привели к открытию устья реки Ла-Плата. Продолжая искать заветный проход, флотилия двинулась на юг вдоль материка, обнаружив, что чем дальше корабли плыли, тем становилось холоднее. Стало ясно, что зимней стоянки не избежать.

Магеллан решил перезимовать в бухте Сан-Хулиан. И здесь на следующую же ночь вспыхнуло восстание: экипажи трех кораблей из пяти вышли из повиновения. Мятежные капитаны потребовали, чтобы Магеллан повернул обратно, в Испанию. Но адмиралу удалось подавить мятеж и продолжить свою экспедицию.

В августе 1520 года Магеллан послал на разведку самое маленькое судно — «Сантьяго» с задачей разыскать хоть что-то похожее на вход в пролив. Судно погибло, но люди, к счастью, спаслись. Штормы, характерные для южной Атлантики в это время года так и не позволили Магеллану дождаться хорошей погоды. Флотилия покинула место зимовки и через два месяца, двигаясь на юг вдоль берега, оказалась у мыса Дев.

Отчаявшийся адмирал некоторое время размышлял, стоит ли ему входить в бухту и тратить время на поиски пролива, в существовании которого он почти разуверился, или же двигаться на юг в попытке обогнуть материк. Однако тут вмешалось само провидение — жестокий шторм не оставил Магеллану выбора. 21 октября, спасаясь от стихии, флотилия обогнула мыс Дев и устремилась на запад — в спасительную бухту.

1 ноября 1520 года примерно на 52-м градусе южной широты эскадра достигла узкого скалистого прохода, совсем не похожего на пролив. Посылая два корабля в разведку, Магеллан почти не надеялся на счастливый исход и уже начал приготовления к зимовке. Однако корабли-разведчики вернулись через четыре дня с радостной вестью: на два дня пути на запад вода все время оставалась соленой, а лот часто не доставал до дна — это не устье реки и впереди возможен пролив.

Флотилия вошла в проход и начала медленно продвигаться среди его извилистых берегов. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана вышли в неизвестный океан. После атлантических штормов он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, за что Магеллан назвал этот океан Тихим.

Магеллан дал проливу португальское название праздника Всех Святых — Estreito de todos os Santos, однако позже испанский король изменил его, дав название в честь Фернана Магеллана — Estrecho de Magallanes. Долгое время первооткрыватель оставался единственным командиром эскадры, который прошел по открытому проливу, не потеряв ни одного корабля.

Самому Магеллану не суждено было вернуться домой — отважный адмирал погиб, вмешавшись в междоусобную борьбу правителей достигнутых экспедицией островов, названных позже Филиппинскими. Лишь одному из кораблей экспедиции — «Виктории» после многих тяжелых приключений удалось добраться до родной гавани.

В сентябре 1522 года судно вошло в порт Санлукар-де-Баррамеда, из которого вышло три года назад. Изумленные горожане увидели, как на берег сошли истощенные, оборванные, измученные люди, которые опустились на колени и стали целовать родную землю. 18 моряков — вот все, кто остался из отправившихся в далекий путь 265 человек.

Глядя на обезумевших от счастья мореплавателей, сошедших с «Виктории», жители Санлукар-де-Баррамеда даже не подозревали что именно они видят. А между тем эти 18 истощенных оборванцев, радостно обнимающие портовую пыль, самим своим присутствием доказывали, что Земля и правда — шар.

Также в этот день:

1918 год — крушение в метро Нью-Йорка на Мэлбон-стрит

1894 год — Николай II вступил на Российский престол

1755 год — Великое лиссабонское землетрясение

Доклад о русской полярной экспедиции на остров Беннетта сделал на заседании Императорского русского географического общества 10 января 1906 года ее руководитель — офицер-тихоокеанец, участник обороны Порт-Артура, награжденный орденом Святого Владимира 4-й степени, дополненным мечами и бантом к нему, Золотым Георгиевским оружием, орденами Святого Станислава 2-й степени с мечами и Святой Анны 4-й степени (вручается только во время войны), лейтенант Александр Васильевич Колчак — будущий руководитель белого движения и верховный правитель Сибири.

Неразгаданная земля
“Призрачно все в этом мире бушующем, Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь”.
Эта история началась в 1811 году, когда Матвеем Геденштормом, руководителем полярной экспедиции, направленной для описания Новосибирских островов, “и особливо тех, что отысканы были впервые”, была издана в Петербурге их карта. К северу от обследованного архипелага на нее были нанесены три острова и дано примечание: “Земли, виденные Я. Санниковым”. Так якутский промышленник Яков Санников, сам того не ведая, “учинил вокруг маленькой земли большую неразгаданность”.

Землею Санникова заинтересовались полярные исследователи. В 1821 году ее пытался найти начальник Устьянской полярной экспедиции лейтенант Петр Анжу, но открыл лишь небольшой остров Фигурина. Позднее ее безуспешно искали американский лейтенант Де-Лонг и шведский исследователь Норденшельд. В 1886 году на Новосибирских островах вела работы экспедиция Российской императорской Академии наук Александра Бунге. Ее геолог барон Эдуард Толль и его проводник — эвенк Джергели увидели на северо-западе от острова Котельного “контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей”. Горизонт был совершенно чист, и ошибиться было невозможно. Ученый пришел к выводу, что перед ним Земля Санникова. Тем более что загадочную землю на том же месте за 75 лет до него видели Санников и Геденшторм. Горы были видны настолько ясно, что Толль смог не только расcчитать расстояние до них — около 150 верст, но и определил, что они сложены базальтовыми породами, как и острова Франца-Иосифа.

Через семь лет геолог, уже в должности начальника академической экспедиции, вел обследование Котельного и вновь увидел таинственную землю. С тех пор вся оставшаяся жизнь полярного исследователя была посвящена одной цели: “Раз ступить на эту землю и умереть”.

Своей идеей барон смог увлечь не только президента императорской академии великого князя Константина, натуру романтическую и увлекающуюся, но и уважаемых академиков. Принимается с высочайшего одобрения решение об организации под руководством Толля русской полярной экспедиции для отыскания Земли Санникова. Ее создание приветствует вице-адмирал Макаров: “Направляясь в поиски неведомой Земли Санникова, пусть смелый исследователь Э. В. Толль знает, что моряки ему вполне сочувствуют, глубоко ценят его труды и от души желают полного успеха и благополучия в предстоящей экспедиции”. Для экспедиции в Норвегии приобретается китобойная шхуна. За ее переделку для плавания и зимовки в полярных морях взялся и успешно справился сам Колин Арчер — строитель нансеновского “Фрама”. По предложению президента академии китобойцу сменили имя.
Особые требования барон предъявлял к офицерскому составу. Так, по его просьбе в греческом порту Пирей с эскадренного броненосца “Петропавловск” был отозван для участия в экспедиции лейтенант Колчак. Его работы по гидрологии Тихого океана были высоко оценены в научных кругах. Позднее и сам Толль запишет в своем дневнике:
“Наш гидрограф Колчак — прекрасный человек, преданный интересам экспедиции”. Высоко ценил начальник экспедиции и старшего офицера “Зари”, тоже лейтенанта, тихоокеанца Федора Андреевича Матисена.
Ранним утром 29 мая 1900 года на Неве к набережной Васильевского острова, где размещалась Академия наук, пришвартовалось первое русское научно-исследовательское судно — шхуна “Заря”. Жители Петербурга — чиновники и студенты, гардемарины Морского корпуса и слушательницы женских Бестужевских курсов постоянно толпились у гранитного парапета, разглядывая красавицу шхуну, которую столичная печать твердо называла яхтой. Все дело в том, что “Заря” плавала под флагом Императорского невского яхт-клуба.
11 июня ее посетил император Николай. После беседы с Толлем и офицерами о срочных нуждах экспедиции царь распорядился все необходимое выделить со складов Морского министерства. Это позволило ускорить прощание с Петербургом. Теплым солнечным днем 21 июня петербуржцы, в числе которых были великая княгиня Ольга, ставшая позже королевой Греции, и президент академии великий князь Константин, проводили экспедицию в полярные моря.
Курс – на север
До середины сентября экспедиция занималась гидрологическими исследованиями в Баренцевом и Карском морях, а 18-го числа непроходимые льды в Таймырском заливе заставили ее начальника объявить о начале зимовки. Заняться поисками Земли Санникова Толль планировал в 1901 году.
31 октября моряки последний раз видели кусочек солнечного диска. Потом потянулись трудные дни полярной ночи. Зоолог Бяленицкий-Бируля и врач экспедиции Вальтер продолжали вести наблюдения за белыми медведями, песцами и чайками. Собрали большую коллекцию добытых животных. Лейтенант Матисен и астроном Зееберг, сменяя друг друга, вели наблюдения за поведением магнитного поля Земли.
Колчак и Толль несколько раз выходили в многодневные санные экспедиции для топографической съемки побережья. На карты того времени оно было нанесено крайне условно. Да и сам Таймыр считался обособленной островной территорией. После экспедиций лейтенанта и геолога, одна из которых чуть не закончилась гибелью исследователей, более тысячи километров побережья на карте вместо условного пунктира обозначились четкой линией.
Учитывая личные заслуги лейтенанта, гидрографический департамент утвердил за одним из открытых островов в Таймырском заливе название — остров Колчака. Наступило полярное лето 1901 года, а “Заря” стояла во льдах. Уменьшались запасы угля, а впереди предстояли многомесячное плавание и возможная зимовка. По распоряжению Толля капитан шхуны Коломейцев и матрос Растогуев отправляются на материк. Лейтенанту поручено устроить несколько угольных баз на побережье и островах. Командиром “Зари” назначается Матисен.
12 августа льды выпустили шхуну из своих объятий, и она двинулась на восток. Экспедиция приступила к выполнению своей главной задачи — поиску таинственной Земли Санникова.
Вторая зима
20 августа “Заря” благополучно обогнула мыс Челюскина и стала первым русским судном, сделавшим это. Высадившиеся на мыс Колчак и Зееберг провели магнитные и гидрологические наблюдения, астрономически с возможной точностью определили координаты самой северной точки континента. Через два дня шхуна начала поиски предполагаемой земли.

“Толль пообещал крупную премию тому, кто первым ее увидит, — рассказывал потом боцман “Зари”. — Увы, сколько ни смотрели в подзорные трубы, земли не видели. На другой день ударил сильный шторм, и мы легли в дрейф”. К шторму добавился густой туман, но это вселило в барона уверенность в успехе экспедиции.
“Теперь совершенно ясно, что можно было десять раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив ее”, — сказал Толль команде по окончании шторма. Меняя галсы, судно приблизилось к острову Беннетта, но его окружал мощный 12-мильный ледяной барьер. Посоветовавшись с офицерами, Толль решил береговую базу создавать в бухте Нерпалах (Нерпичья) острова Котельного. Поиски Земли Санникова с моря начальник экспедиции решил временно прекратить. 24 октября на шхуне стали готовиться ко второй зимовке.
“Мне нужен только один ясный день, — объяснял Толль капитану “Зари”, — чтобы с вершин острова осмотреть северный горизонт и увидеть Землю Санникова”. “Начальник экспедиции не имеет права покидать судно и личный состав экспедиции, — пытался отговорить барона Матисен. — Пример Нансена, покинувшего “Фрам”, не может служить оправданием такого поступка”. Но Толль был непоколебим. 1 июня 1902 года он передал лейтенанту конверт с инструкцией дальнейших действий. Шхуне предписывалось после вскрытия моря идти к острову Беннетта для снятия с него барона и его спутников. В случае невозможности подойти к берегу Матисену надлежало отправить на остров спасательную партию и продовольствие.
Особо Толль выделил следующее:
“Предел времени, когда Вы можете отказаться от дальнейших стараний снять меня с острова, наступает, когда на “Заре” для машины остается 15 тонн угля”. Вечером 12 июня начальник экспедиции барон Эдуард Толль, астроном Фридрих Зееберг с каюрами Николаем Протодьяконовым и Василием Гороховым на трех нартах покинули шхуну и ушли в неизвестность.
В середине августа, прорубая пироксилиновыми шашками проход в ледовом поле, “Заря” вышла на чистую воду. Все попытки обогнуть Новосибирские острова с севера окончились неудачей. До 5 сентября “Заря” пыталась пробиться на север, но это привело только к перерасходу угля. Возникла опасность оказаться затертыми в ледовых полях, а в угольных ямах осталось всего 8 тонн угля. Матисен приказал ложиться на обратный курс. В начале сентября в соответствии с инструкцией Толля шхуна бросила якорь в бухте Тикси. Оставив на шхуне для поддержания порядка двух добровольцев, экспедиция в декабре 1902 года вернулась в Петербург без своего руководителя.
Последняя попытка
Судьбе барона Толля и его спутников было посвящено специальное заседание Академии наук. Вице-адмирал Макаров предложил пробиваться к острову Беннетта для спасения Толля летом следующего года на ледоколе “Ермак”, но президент академии отклонил этот вариант. Ледокол уже был передан министерству финансов, и его бы пришлось выпрашивать у всесильного Витте. Спасательную экспедицию поручили лейтенанту Колчаку.
27 января 1903 года Александр Васильевич приехал в поморский город Мезень. На заседании совета академии он сказал: “Я предлагаю снять с “Зари” китобойный вельбот, затем по льду доставить на остров Котельный, оттуда на веслах идти до острова Беннетта. Я понимаю, что мое предложение такого же порядка, что и авантюра барона Толля, но другого выхода, по моему убеждению, нет”. Рядовых членов академик Чернышов рекомендовал набрать из мезенских поморов, не раз участвовавших в его экспедициях на Шпицбергене. Колчак предложение принял, и в канцелярию архангелогородского губернатора поступило уведомление от мезенского исправника: “Имею честь вашему превосходительству донести, что шесть человек, отобранные господином лейтенантом, уже выехали. Выбранные лица ранее бывали в разных экспедициях, все трезвые и хороших нравственных качеств, список к сим прилагается”.
В феврале Колчак и Матисен выехали из Петербурга, и 18 мая весь состав спасательной экспедиции из 17 человек с 10 нартами собрался в селении Аджергайдах, последнем населенном пункте на материке. Снятый с “Зари” вельбот укрепили на двух нартах, запряженных 30 собаками, и экспедиция двинулась в Арктику. Впереди было более 1000 километров пути. Наступала арктическая весна, и экспедиция двигалась только ночью, когда подмораживало. Всем приходилось впрягаться в лямки, помогая собакам. Торосы местами становились совершенно непреодолимы, и приходилось прорубать в них проход для лодки, вес которой превышал полтонны. Когда вышли на берег острова, то почти сразу обнаружили следы экспедиции Толля — крышку от алюминиевого котелка. При обследовании берега наткнулись на небольшую избушку, в которой нашли ящики с собранными коллекциями, частью экспедиционного оборудования и пакет на имя президента академии с отчетом. В отдельном конверте была записка, помеченная “Для ищущих нас”. Она кончалась словами: “Отправимся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. Бар. Толль. Губа Павла Кеппена острова Беннетта. 26.Х.1902”.
Дальнейшее обследование острова подтвердило, что партии барона на нем нет. “Что могло заставить опытных полярников, какими были Толль и его спутники, покинуть остров в полярную ночь, когда температура понижается до 40 градусов, когда по ледяной каше, в какую превращается море между островами, невозможно двигаться ни на собаках, ни на шлюпке, ни пешком?” — спрашивал себя Колчак и ответа не находил.

Не подтвердились надежды, что отважной четверке удалось добраться до острова Новая Сибирь. Они бесследно исчезли в безмолвии Арктики.
А теперь вернемся в зал конференции императорской Академии наук, где 10 января 1906 года завершает свой доклад лейтенант Колчак: “Три года уже прошло с того времени, как барон Толль оставил остров Беннетта, и факт его гибели со всей партией уже не подлежит сомнению, внеся еще одно прибавление к длинной записи смелых людей, положивших свою жизнь в борьбе с природой арктической области во имя научных достижений”.
http://www.oceanographers.ru/index.php?option=content&task=view&id=871

Пройдя мыс Челюскин, «Заря» вышла в неизведанные воды, где ещё никто не плавал: пути экспедиций Норденшёльда и Нансена проходили много южнее. По распоряжению Толля шхуна взяла курс непосредственно к предполагаемому месту нахождения Земли Санникова.В ночь на 29 августа случился редкой силы шторм, судно ложилось на борт, волна накрывала шканцы, собаки барахтались в ледяной солёной воде. В кают-компании с грохотом перевернулся огромный дубовый стол. Стоял на вахте и управлял «Зарёй» в это время лейтенант Колчак; вернувшись с вахты, он не смог даже напиться чаю. После шторма всё застлал туман. Земля Санникова нигде не показывалась. Днём 30 августа мореплаватели подошли к кромке сплошного льда. В момент, когда упала пелена тумана, перед взглядами членов экспедиции предстала стена скалистого мыса. Над ним возвышался огромный белый ледник. Это был остров Беннетта, который никто бы и не увидел, если бы внезапно не рассеялся туман. «Теперь совершенно ясно, что можно было 10 раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив её», — записал вечером Толль в своём дневнике. 3 сентября шхуна вошла в Нерпичью бухту и попыталась пробиться к месту стоянки в маленькой гавани, защищённой отмелью ото льдов. На берегу путешественники разглядели маленький домик из пла́вника и встречающего их К. А. Воллосовича. Мешало сильное течение, ветер, льды. Несколько раз садились на мель. Колчак попытался закрепить завозной якорь на косе; ещё немного, и эта попытка могла закончиться потерей вельбота среди льдов. Спасло вельбот мгновенно принятое молодым офицером решение перерубить канат и выбросить тяжёлый якорь в воду (позднее Колчак разыскал на дне этот якорь и вернул его на корабль). 5 сентября «Заря» наконец прорвалась в гавань. На борт корабля переправился Воллосович, а также двое участников его экспедиции, один из которых много лет назад сопровождал Бунге. Появились на шхуне и Ционглинский с Брусневым. 10 сентября подул северо-восточный ветер, по воде пошёл мелкий лёд. Силами экспедиции вокруг домика Воллосовича вскоре был сооружён домик для магнитных исследований, метеорологическая станция и баня, выстроенные из выносимого Леной к морю плавника. Матросы любили, напарившись в бане, выскочить из неё и, повалявшись в снегу, бежать обратно в тепло. В этих развлечениях участвовал и Колчак. Для него это закончилось воспалением надкостницы с высокой температурой. Это был первый случай за всю экспедицию, когда Колчак заболел. Необнаружение Земли Санникова стало сильным разочарованием для Толля, в мае 1900 года именовавшего своё мероприятие «Экспедицией для исследования Земли Санникова и других островов». Пройти Беринговым проливом до Владивостока также не получалось, и результаты экспедиции начинали казаться ему слишком малыми. Несмотря на достигнутые успехи в описании побережья, промеры глубин, которые Колчак делал на протяжении всего пути экспедиции, только обследование не изученного острова Беннетта, как наверное думал Толль, позволит ему достойно отчитаться в Петербурге о результатах экспедиции и вписать её в историю науки. Однако вопрос с Землёй Санникова не был ещё для Толля решён окончательно, поэтому он принял решение с началом полярного дня отправить Матисена на поиски этой загадочной Земли, а после его возвращения самому отправиться на Землю Санникова, будет она найдена, если нет — то на остров Беннетта. Вместе с Толлем собрался ехать Зееберг. Отправка в путь была запланирована на февраль — март 1902 года. По вечерам в кают-компании спорили на «философские темы». Колчак был завсегдатаем этих споров, но не умел спорить тихо. В результате два главных «философа», Колчак и Бируля, были отправлены на один из складов за мясом. В этот период Колчак особенно сблизился с Бирулей. С Матисеном же у него всегда были совершенно противоположные взгляды на вещи. За неделю, проведённую в походе, Колчак на реке Балыктах наблюдал интересное явление, с которым в 1920 году столкнутся солдаты его Восточного фронта в «Ледяном походе». При чрезвычайно сильном морозе река местами промерзает до дна, после чего под напором течения лёд трескается, и вода продолжает течь поверх него, пока вновь не замёрзнет.21 декабря 1901 года во время своего дежурства на метеостанции умер доктор Вальтер. Последнее время его сотрясал кашель, частил пульс, отекали ноги, наблюдалось скрываемое им от всех кровохарканье. У Воллосовича стала наблюдаться неврастения, и Толль разрешил ему уехать, так как во время этой зимовки экспедиция уже не находилась в условиях такой изоляции, как во время первой. 15 января вместе с Воллосовичем до первого жилья на побережье поехал и Толль — в надежде преодолеть свой нервный кризис. В планировавшуюся Толлем поездку на остров Беннетта руководитель экспедиции склонил присоединиться двух местных жителей, Василия и Николая. Стало известно, что обещавший Толлю вернуться на корабль Расторгуев уехал на Чукотку с американской экспедицией, заключив выгодный контракт. Толля он оповестить нужным не посчитал. 30 марта начальник экспедиции вернулся на базу. После этого Матисен отправился на поиски Земли Санникова. В начале февраля на зимовье была получена телеграмма президента Академии наук с указанием экспедиции ограничиться исследованием Новосибирских островов и закончить плавание в устье Лены.Во время отсутствия Матисена должность капитана исполнял Колчак. Период его командирства был отмечен резким инцидентом с Бегичевым. Отправив куда-то вахтенного, лейтенант вскоре забыл об этом и стал его искать. Наткнулся на боцмана и стал в резкой форме выяснять, где у него вахтенный. Колчак отличался вспыльчивостью, но был и отходчив. Не считал зазорным признавать свои ошибки, даже перед подчинёнными. С Бегичевым поэтому они смогли помириться. 17 апреля с поисков Земли Санникова вернулся Матисен и доложил, что, пройдя 7 миль от острова Котельного, он упёрся в полынью, и повернул назад. В конце апреля приехал новый врач, политический ссыльный В. Н. Катин-Ярцев. 29 апреля Бируля с тремя якутами отправился на остров Новая Сибирь. Перед ним была поставлена задача дожидаться там к концу лета подхода «Зари», которая должна была его подобрать на пути к Беннетту. В первых числах мая Колчак и Стрижев ездили на Бельковский остров. Колчак произвёл съёмку острова, и определил астрономически несколько пунктов. В северном и западном направлении Колчак также упёрся в полынью. Вечером 23 мая Толль, Зееберг, Протодьяконов и Горохов уехали на трёх нартах, везя с собой запаса продовольствия чуть больше чем на 2 месяца. Перед отъездом Толль оставил Матисену пространную инструкцию, а также пакет с надписью «Вскрыть, если экспедиция лишится своего корабля и без меня начнёт обратный путь на материк, или в случае моей смерти», в котором находилось письмо на имя Матисена с передачей ему всех прав начальника экспедиции. Толль объехал на собаках северные берега островов Котельного и Фаддеевского, после чего переправился на остров Новая Сибирь и остановился около мыса Высокого. Четверо суток после этого путешественники плыли на льдине к острову Беннетта, после чего пересели на байдарку и высадились на берегу острова Беннетта. Путь занял 2 месяца, и провиант был на исходе. Перед Толлем теперь вставали задачи исследований, пропитания и обратной дороги. Колчак впоследствии говорил по этому поводу: Действительно, предприятие его было чрезвычайно рискованное, шансов было очень мало, но барон Толль был человек, который верил в свою звезду и в то, что ему всё сойдёт, и пошёл на это предприятие. 1 июля, вырвавшись из льдов при помощи взрывов, «Заря» вышла на внешний рейд, и лёд стал увлекать судно на северо-восток. В кают-компании в это время развлекались, выпуская «Журнал кают-компании», где размещались юмористические сочинения в стихах или прозе. Колчак написал для «Журнала» заметку «Ожесточение нравов гг. членов Русской полярной экспедиции». В стиле разоблачительной сенсации Колчак описывал попытки своих коллег по экспедиции выкормить принесённых кем-то на корабль двух совят. 31 июля закончился полярный день, к этому времени корабль был отнесён к Ляховским островам. 3 августа это невольное путешествие со льдами завершилось, и шхуна вернулась на зимовку. 8 августа, проведя некоторые необходимые судовые работы, отправились в направлении острова Беннетта. По словам Катина-Ярцева, надежды доплыть до Беннетта было мало, надеялись доплыть до Новой Сибири, чтобы снять партию Бирули. Согласно этим воспоминаниям, экспедиция собиралась идти проливом между островами Бельковским и Котельным. Когда же проход оказался закрыт, Матисен стал огибать Котельный с юга, чтобы через Благовещенский пролив пройти к мысу Высокому и забрать Бирулю. В мелководном проливе судно получило повреждения, появилась течь. До Высокого оставалось миль 15, но Матисен поостророжничал и решил попробовать обойти Новую Сибирь с южной стороны. План удалось исполнить, и к 16 августа «Заря» полным ходом шла к северу. Однако уже 17 августа лёд заставил Матисена повернуть назад и пытаться повторно зайти с запада, теперь уже не между Котельным и Бельковским, а западнее второго. К 23 августа на «Заре» оставалась минимальная норма угля, о которой говорил в своей инструкции Толль. Даже если бы Матисен смог подойти к Беннетту, на обратный путь угля уже не оставалось. Ни одна из попыток Матисена не позволила приблизиться к Беннетту ближе 90 миль. Матисен не мог повернуть на юг, не посоветовавшись с Колчаком. Колчак, скорее всего, также не видел иного выхода, по крайней мере, впоследствии он никогда не критиковал этого решения и не отмежёвывался от него. Среди авторов, писавших на тему гибели Толля, только профессор В. Ю. Визе, полярник и известный специалист по Арктике, считал, что «это решение стоило жизни Толлю и его спутникам». С Визе был категорически не согласен Н. Н. Зубов:Рисковать зимовкой в открытом море среди льдов, притом рисковать после уже проведённых двух зимовок с недостаточным запасом угля и провизии, было нельзя… Никто из современников, знавших обстоятельства дела, Матисена не осуждал. 25 августа «Заря» вошла в залив Буор-Хая и подошла к берегу в бухте Тикси. Пароход «Лена» ещё не подошёл, и Матисен попробовал провести шхуну в дельту Лены. Колчак с двумя боцманами начали делать промеры глубины, однако за 3 дня фарватер нужной глубины найден не был. 30 августа в бухту Тикси вошла «Лена», тот самый вспомогательный пароход, что обогнул когда-то мыс Челюскин вместе с «Вегой». Опасаясь ледостава, капитан парохода дал экспедиции на сборы всего 3 дня. Колчак нашёл укромный тихий уголок в бухте, куда отвели «Зарю». Бруснев оставался в селении Казачьем и должен был приготовить оленей для группы Толля, а в случае, если тот не появится до 1 февраля, ехать на Новую Сибирь и ждать его там. 2 сентября «Лена» отошла от причала. «Заря» с одним человеком на борту последний раз отсалютовала флагом. Пароход сел вскоре на мель, и, в связи с ограниченным количеством еды, решили ввести общий для всех паёк. Продовольственным диктатором избрали Колчака. Впервые в жизни в трудный момент он оказался наделён диктаторскими полномочиями. 10 сентября от сепсиса умер раненый случайным выстрелом матроса Безбородова кочегар Носов. 30 сентября пароход подошёл к Якутску, и его пассажиры сошли на берег. Колчак посетил местный музей и познакомился с его хранителем, политическим ссыльным П. В. Олениным. Из Якутска в Иркутск ехали через тайгу на почтовых лошадях.В начале декабря 1902 года Колчак добрался до Санкт-Петербурга, где вскоре занялся подготовкой экспедиции, целью которой было спасение группы Толля.

История освоения Арктики. Справка

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с «торговым человеком» Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.».

В 1826 г. Литке на шлюпе «Сенявин» отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно «Святой Фока» вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным «белым пятном». И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию «Северный полюс 31» закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция «Северный полюс».

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция «Северный полюс — 37». На СП-37 работают 16 человек – специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно – исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации – Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) – старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия «Арктика-2007», целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция


М. М. Семёнов. Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Антарктиде

Страна

Российская империя

Дата начала

4 (16) июля 1819 года

Дата окончания

24 июля (5 августа) 1821 года

Руководитель

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Состав

190 человек на момент отплытия:
шлюп »Восток» (117 человек, командир — капитан II ранга Беллинсгаузен),
шлюп »Мирный» (73 человека, командир — лейтенант Лазарев)

Маршрут

Зелёным цветом обозначены названия, данные во время экспедиции

Достижения

проведены магнитные наблюдения, позволившие рассчитать положение Южного магнитного полюса

Открытия

шельфовые ледники Антарктиды, 29 островов в южных полярных и тропических широтах

Потери

3 человека в 1820 году — два матроса сорвались со снастей, один умер от болезни. Вскоре после возвращения скончались иеромонах Дионисий и лейтенант Игнатьев

Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды. Снаряжалась одновременно с аналогичной экспедицией Михаила Васильева и Глеба Шишмарёва на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный», посылаемой в северные полярные воды. Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп »Восток», а Лазарева — шлюп »Мирный», численность команды достигала 190 человек. Из-за чрезвычайной поспешности снаряжения (императорский указ вышел 15 марта, отплытие произошло 4 июля 1819 года) не удалось собрать научного отряда, и практически все научные наблюдения, как в области географии, так и этнографии и естествознания, осуществляли офицеры и единственный учёный на борту — экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Для фиксации событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов был взят академик живописи Павел Михайлов, снятые им виды Южных Шетландских островов использовались в английских лоциях ещё в 1940-е годы.

Русская антарктическая экспедиция завершилась полным успехом, став второй (после Джеймса Кука), которая обошла всю Антарктику. Из 751 дня экспедиции 527 были проведены под парусами; общая протяжённость маршрута составила 49 860 морских миль (86 475 вёрст). 127 дней экспедиция находилась в широтах выше 60° ю. ш.; к берегам Антарктиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3—15 км. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках.

Описание экспедиции было опубликовано в 1831 году на русском языке в двух томах с приложением атласа рисунков; в 1842 году был опубликован краткий отчёт о ней в Германии. Полный перевод книги Беллинсгаузена на английский язык вышел только в 1945 году под редакцией известного полярника Фрэнка Дебенхэма. В связи с норвежской аннексией острова Петра I и предложениями США о коллективном суверенитете надо всем материком в 1930—1940-е годы вспыхнул спор о приоритете Беллинсгаузена и Лазарева в открытии Антарктического континента, который приобрёл (по выражению Э. Таммиксаара) «гиперполитический» характер в годы холодной войны. В результате и в XXI веке представители российской, британской и американской историографии могут высказываться как за, так и против приоритета Беллинсгаузена. Всё чаще встречается утверждение, что в период 1819—1821 годов Антарктида была одновременно открыта тремя мореплавателями из России, Великобритании и США: Фаддеем Беллинсгаузеном, Эдвардом Брансфилдом и Натаниэлем Палмером. С последним Беллинсгаузен встречался на Южных Шетландских островах и даже приглашал его к себе в гости на борт шлюпа «Восток».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:40 736 11 538 450 2 549 1 097
  • ✪ Арктика. На краю Земли
  • ✪ Озеро Восток – Алексей Екайкин
  • ✪ Освоение и разработка ресурсов Арктики: сложности и перспективы
  • ✪ УПС «Профессор Хлюстин» в Восточном секторе Арктики
  • ✪ Озеро Восток: последнее географическое открытие XX века

Субтитры

  • 1 План и снаряжение
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Цели и задачи
    • 1.3 Снаряжение и состав
      • 1.3.1 Командиры и команда
      • 1.3.2 Экспедиционные суда
      • 1.3.3 Снабжение и условия обитания команды
    • 1.4 Научное оснащение
      • 1.4.1 Приборы и пособия
      • 1.4.2 Вопрос о натуралисте
  • 2 Ход экспедиции
    • 2.1 Плавание в Атлантике (июль — ноябрь 1819)
      • 2.1.1 Кронштадт, Копенгаген, Портсмут
      • 2.1.2 Тенерифе — экватор
      • 2.1.3 Первое посещение Бразилии
    • 2.2 Первый сезон (декабрь 1819 — март 1820)
      • 2.2.1 Исследование Субантарктики
      • 2.2.2 Открытие Антарктиды
    • 2.3 Плавание в Австралию и Океанию (март — ноябрь 1820)
      • 2.3.1 Первое пребывание в Австралии
      • 2.3.2 Исследование Новой Зеландии и островов Россиян
      • 2.3.3 Беллинсгаузен и проблема образования коралловых островов
      • 2.3.4 Таити
      • 2.3.5 Второе пребывание в Австралии
    • 2.4 Второй сезон экспедиции (ноябрь 1820 — август 1821)
      • 2.4.1 Вторичное исследование Антарктики
      • 2.4.2 Беллинсгаузен и Палмер
      • 2.4.3 Второе посещение Бразилии
      • 2.4.4 Визит в Португалию. Возвращение
  • 3 Результаты
    • 3.1 Географические открытия
    • 3.2 Организация научных исследований
  • 4 Память. Историография
    • 4.1 Источники и историография
    • 4.2 Интерпретация источников об экспедиции
    • 4.3 Вопрос о приоритете в открытии Антарктиды
      • 4.3.1 До 1948 года
      • 4.3.2 После 1948 года
      • 4.3.3 В XXI веке
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
    • 6.1 Первоисточники
    • 6.2 Статьи и монографии