Знаменитые авиаконструкторы

Картвели, Александр Михайлович

Александр Михайлович Картвели

Дата рождения

9 сентября 1896

Место рождения

  • Тифлис, Тифлисская губерния, Российская империя

Дата смерти

20 июля 1974 (77 лет)

Место смерти

  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Страна

  • Российская империя
  • Грузинская Демократическая Республика
  • США

Род деятельности

авиаконструктор, изобретатель, лётчик-испытатель, инженер

Медиафайлы на Викискладе

Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили) (груз. ალექსანდრე მიხეილის ძე ქართველიშვილი; 9 сентября 1896, Тифлис — 20 июля 1974, Нью-Йорк) — известный американский авиаконструктор грузинского происхождения, российский эмигрант первой волны. Главный конструктор фирмы Republic. Создатель самолётов P-47 Thunderbolt, F-84 Thunderjet, F-84F Thunderstreak, F-105 Thunderchief и А-10 Thunderbolt II.

Биография

Юность в России

Александр Картвели родился в Тифлисе, в семье мирового судьи. Учился в Петроградском Технологическом институте, окончил по ускоренной программе курс военного училища и служил в годы Первой Мировой войны в артиллерии. На фронте Картвели впервые видит аэропланы и начинает интересоваться авиацией.

Эмиграция и жизнь во Франции

В 1919 году правительство Грузии отправляет группу молодых офицеров во Францию для обучения авиационному делу в Высшей авиационной школе (L’Ecole Superieure Aeronautique). После установления в Грузии советской власти, Александр Михайлович решает остаться во Франции, и получил дополнительную специальность электротехника в Высшей электротехнической школе (L’Ecole Superieuve d’Electricite). Жизнь в эмиграции вынуждала Картвели зарабатывать на хлеб репетиторством, работой гимнастом на трапеции, и в конце концов он устроился лётчиком-испытателем в фирму Blerio. Вскоре его самолёт во время испытательного полёта терпит аварию и Картвели получает травмы шеи и позвоночника, которые ставят крест на дальнейшей лётной карьере.

Однако связь с авиацией не заканчивается — Картвели, имея инженерное образование, становится конструктором фирмы «Societe Industrielle». Первыми творческими работами, в которых он принимает участие, становится разработка одноместного аэроплана «Бернар-Фербуа», создававшегося как будущий рекордсмен скорости. В 1924 году Bernair-Ferbua поставил рекорд в 448 км/ч, продержавшийся 8 лет.

Первой самостоятельной конструкторской работой Картвели становится проект большого пассажирского самолёта для трансатлантических перелётов. Предполагалось, что машина будет иметь 7 двигателей и весить около 50 тонн. Этот проект заинтересовал американского авиационного мецената Чарльза Левина, который стал первым пассажиром перелёта из Америки в Европу. Познакомившись с Картвели в Париже, Левин увлёкся его идеей пассажирского лайнера и предложил конструктору переехать в США и там продолжить работу за его деньги.

Жизнь в США

В конце 1927 года Картвели и двое его французских коллег-конструкторов прибыли в США по приглашению Левина. Проект большого трансатлантического самолёта реализовать не удалось, и Александр Михайлович, прекратив сотрудничество с Левиным, поступает в фирму Fokker American Company рядовым инженером, где и работает до 1931 года.

В 1931 году Картвели встречает в США своего земляка, также уроженца Тифлиса, Александра Северского, который создавал собственную фирму Seversky Aircraft Corporation и предложил Картвели пост главного конструктора. Этот шаг определил всю дальнейшую судьбу Александра Михайловича.

Северский и Картвели работают совместно до 1939 года, когда по решению совета директоров компании, Северского смещают с поста президента фирмы, которая получает название Republic. Картвели становится её вице-президентом и руководителем конструкторского бюро. На этом посту он остаётся до начала 1960-х годов.

В 1950-е годы Картвели был избран членом Национальной аэронавтической ассоциации, Международного авиационного сообщества и ряда других влиятельных организаций, также получил степень почетного доктора наук.

В 1962 году Картвели покидает фирму Republic и уходит на покой, однако вскоре возвращается к работе, уже как консультант. В 1964 году Картвели на некоторое время уходит с должности из-за конфликтов с руководством, однако в 1965 году Republic была куплена компанией Fairchaild Ind., и он возвращается, и участвует в создании штурмовика А-10 Thunderbolt II.

Александр Михайлович Картвели умер от сердечного приступа 20 июля 1974 года в пригороде Нью-Йорка Хантингтоне, где он жил с женой Джинн Роббинс.

В 2015 году его имя было присвоено Батумскому международному аэропорту.

Конструкторские разработки

Uncle Sam

Первый самостоятельный проект Александра Картвели представлял собой идею трансконтинентального пассажирского самолёта большой вместимости. «В металле» была построена уменьшенная копия (в целях экономии). Её конструкция была создана по типу подкосного высокоплана с колёсным шасси. Фюзеляж — металлический монокок, крыло и хвост — полотняная обшивка на дюралевом силовом наборе. Размах крыла, внутри которого находились топливные баки, достигал 20, 7 м. Две трети взлётного веса приходилось на топливо — 6000 кг из 9000 кг общего веса. В экипаже состояли два пилота и штурман. Расчётная дальность должна была составить около 8500 км. Самолёт не смог взлететь из-за желания мецената, Чарльза Левина, поставить не предлагавшийся Картвели двигатель «Фарман» 12W мощностью 550 л. с., а более дешевый, к тому же — подержанный, «Паккард» (400 л. с.). Его мощности не хватило, чтобы поднять тяжёлый самолёт в воздух.

ХР-44 Warrior

Экспериментальный истребитель XP-44 начала создаваться фирмой Republic в 1939 году и должен был заменить собой в ВВС США устаревающий P-35. При проектировки Картвели уделил большой внимание аэродинамическим качествам машины: была применена потайная клёпка. Двигатель Pratt-Whitney R-2180 был воздушного охлаждения, мощностью 1400 л. с. Самолёт получился быстрым, военным понравился, но в свете начавшейся Второй Мировой войны его живучесть была признана недостаточной.

P-47 Thunderbolt

Желание ВВС получить самолёт с мощным вооружением и хорошей защитой упирались в вес самолёта, и, опосредованно, в мощность двигателя. Картвели решил вопрос кардинально — поставив самый мощный мотор на будущую машину, и получив тем самым избыточный запас мощности. 18-цилиндровый звездообразный двухрядный R-2800 имел мощность 2000 л. с. — такие двигатели ранее не ставились на истребителях. Это сделало P-47 самым большим, тяжёлым, но при этом достаточно скоростным истребителем Второй Мировой войны, который с успехом выполнял также функции бомбардировщика и штурмовика.

RC-3 Seabee

Этот небольшой гражданский самолёт, разработка которого началась в 1944 году, был попыткой фирмы Repulic занять сегмент легкомоторной авиации после окончания войны. Лёгкая четырёхместная амфибия должна была стать «летающим автомобилем». Она имела толкающий пропеллер и двигатель мощностью 215 л. с. Всего было выпущено до 1947 года, когда производство было прекращено, 1060 самолётов.

XF-12

Проект дальнего фоторазведчика. Самолёт получил 4 двигателя по 3200 л. с. и имел скорость 724 км/ч, а дальность — более 7 тысяч километров. Первый полёт совершил в начале 1946 года, однако конец войны и начавшаяся эра реактивной авиации поставили крест на проекте. Чтобы использовать полученные наработки, XF-12 был переоборудован в пассажирский RC-2 Rainbow для трансатлантических перелётов Нью-Йорк — Париж. Этот проект также не получил развития.

F-84 Thunderjet

F-84 стал первым реактивным самолётом для компании Republic и Александра Картвели. Машина проектировалась под ТРД General Electric J-35. Крыло стало более прямолинейным по сравнению с P-47, а фюзеляж — вытянутым. Шасси получило носовую стойку. Сопло двигателя было выведено в заднюю частью фюзеляжа. Горючее разметили в крыльях, а для увеличения дальности обычными стал дополнительные баки на законцовках крыла. Машина воевала в Корее. Было построено около 4500 самолётов всех модификаций.

F-84F Thunderstreak

Модификация F-84 с не прямым, а стреловидным крылом (угол 45 градусов) и более мощным двигателем (J-35 сменил J-65). В результате скорость выросла до 1150 км/ч.

F-105 Thunderchief

F-105 стал последней работой Картвели, созданной целиком под его руководством. Работы над проектом начались в инициативном порядке в 1951 году, с целью создать преемника F-84. Турбореактивный двигатель Pratt-Whitney J-75 выдавал тягу более 10 тонн, и это позволило создать большую машину длиной 20 м и весом в 24 тонны. Особенностью машины был внутренний бомбовой отсек, нетипичный для истребителей. Thunderchief широко применялся во время войны во Вьетнаме.

A-10 Thunderbolt II

Опыт войны во Вьетнаме потребовал создания хорошо-защищённого штурмовика для непосредственной огневой поддержки войск на поле боя. В 1970 году ВВС объявило конкурс на проект такого самолёта, в котором приняло участие 6 компаний. В финале остались только Fairchild, ставшая к тому времени владельцем акций Republic и Northrop. В 1973 году победителем был признан Fairchild с проектом А-10 — максимально защищённой и живучей машины со сверхмощной пушкой калибра 30 мм и вращающимся блоком стволов. Так как проект был разработан специалистами бывшей Republic, руководство Fairchild отдать им дань уважения, переименовав всю компания в Fairchild-Republic.

Литература

Леонид Анцелиович Русские крылья Америки. «Громовержцы» Северского и Картвели. — Яуза-Пресс, 2015.

Соболев Д. А. Наши соотечественники в зарубежном авиастроении. — М.: Издательство «Либри», 1996.

Соболев Д. А. Русская авиационная эмиграция. Биографические очерки. — М.: Издательство «Русавиа», 2008.

Примечания

  1. SNAC — 2010.
  2. Соболев Д. А. Наши соотечественники в зарубежном авиастроении. — «Либри». — Москва, 1996. — ISBN 5-89210-004-4.
  3. Анцелиович Л. Русские крылья Америки. «Громовержцы» Северского и Картвели. — Яуза-Пресс. — 2015. — ISBN 978-5-9955-0797-0.
  4. КАРТВЕЛИ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ /09. old.ihst.ru. Дата обращения 4 апреля 2019.
  5. . warthunder.ru. Дата обращения 4 апреля 2019.
  6. Sputnik. Батумскому аэропорту присвоено имя авиаконструктора Александра Картвели. sputnik-georgia.ru. Дата обращения 4 апреля 2019.
  7. BAC. Картвели А.. www.airwar.ru. Дата обращения 4 апреля 2019.
  8. Republic RC-3 Seabee. aviadejavu.ru. Дата обращения 4 апреля 2019.

Полет Братьев Райт, долгое время считался первым в мире, и до сих пор, некоторые люди так считают. Однако, не стоит умалять значения этого полета, ведь именно благодаря нему, начался подъем авиации.

Американские авиаконструкторы и лётчики братья Уилбер (1867—1912) и Орвилл (1871—1948) Райты увлеклись техникой рано. Уже в юности они считались мастерами на все руки. В Лейтоне, родном городе Райтов, никто не мог превзойти Уил-бера и Орвилла в искусстве изготовления воздушных змеев. В 1884 г. 13-летний Орвилл смастерил типографский станок, а спустя восемь лет неугомонные братья открыли мастерскую, выпускавшую велосипеды их собственной конструкции.

Полёт У. Райта на планёре. 1902 г.

В 90-х гг. XIX в. небо пытались покорить с помошью планёров (от фр. planer — «парить») — безмоторных летательных аппаратов. В августе 1896 г. все газеты мира обошла весть о гибели немецкого инженера, известного планериста Отто Лилиента-ля.
Многочисленные публикации о жизни этого незаурядного человека пробудили интерес братьев Райт к полётам. Они решили построить управляемый планёр. Уилбер и Орвилл перечитали всю литературу по планеризму, которую смогли достать. Немало времени они провели, наблюдая за полётом птиц, особенно чаек и сарычей. «Мои наблюдения за полётом сарычей, — писал У. Райт впоследствии, — привели к убеждению, что они восстанавливают боковое равновесие, если порыв ветра нарушает его, с помощью закрутки концов крыльев. Если задняя кромка правого крыла подкручивается вверх, а левого вниз, птица сразу же начинает поворачиваться вокруг оси, проходя-шей от её головы к хвосту».
В 1902 г. братья Райт построили планёр с наиболее совершенной по тем временам системой управления. Он, не теряя устойчивости, поворачивался и менял высоту полёта. Теперь можно было переходить к созданию летательного аппарата с двигателем внутреннего сгорания. В течение зимы и весны 1903 г. был изготовлен двигатель и пропеллеры. А 17 декабря того же года в небо поднялся первый в мире самолёт с мотором. Расстояние в 260 м он преодолел за 59 с.

Орвилл и Уилбер Райты.


У. Райт на борту своего биплана перед полётом.

В 1905 г. Райты построили более крупный самолёт с двигателем мощностью 20 л. с.В воздухе такая машина держалась уже почти час и могла пролететь десятки километров.Со временем изобретатели стали знаменитыми. Они создали авиационную компанию, имевшую акционеров в США, Англии, во Франции и в Германии. Сам король Испании Альфонс XIII брал у Уилбера уроки управления самолётом. Большой интерес к работе братьев Райт проявлял и король Англии Эдуард VII. На международных выставках, ежегодно проводившихся с 1909 г. в Реймсе (Франция), их самолёты совершали показательные полёты на высоте до 50 м.Размышляя о будущем своего изобретения, Уилбер и Орвилл Райты во многом, к сожалению, заблуждались. Развитие авиации, считали они, положит коней войнам. С самолётов можно наблюдать за передвижением армий, поэтому мировое сообщество будет в состоянии предотвратить военные конфликты. Люди станут разумными и миролюбивыми. На деле всё сложилось иначе.
Спустя 11 лет после первого полёта началась война 1914—1918 гг. Французская армия имела к тому времени на вооружении 1500 самолётов, германская — 1000. В сражениях XX столетия авиация превратилась в одну из ударных сил армий многих стран.

Самолёт братьев Райт. 1903 г.

Спонсор рассылки: Интеллектуально — ролевая игра Золотой Клон. Стань лучшим потомком, стань миллионером!