Вспомогательные суда ВМФ

Содержание

Вспомогательные корабли и суда ВМФ России

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Вспомогательные корабли и суда ВМФ — вспомогательные корабли и суда для обслуживания мест базирования и обеспечения повседневной деятельности боевых кораблей ВМФ. Суда обеспечения не предназначены для непосредственного участия в боевых действиях и поэтому имеют либо лёгкое оборонительное вооружение (зенитные установки, пулеметы), либо не имеют его вообще.

Типы и проекты

Ввиду большого разнообразия кораблей и судов обеспечения обычно применяется их упрощённая классификация. К настоящему моменту некоторые из указанных образцов устарели и списаны.

Морской транспорт вооружения (пр.323В)Катер связи (пр.14670)

Транспортные суда

Предназначены для обеспечения кораблей топливом, боеприпасами, продуктами питания, водой, утилизацией отходов и т. д., а также для транспортировки грузов и людей.

  • Танкер снабжения (пр. 160, 577, 577Д, 1541, 1545, 1559В, 1593)
  • Морской транспорт вооружения (пр. 323, 323А, 323В, 1791, 1823, 1824, 10680, 11570, 21130, 20180ТВ)
  • Корабль комплексного снабжения (пр. 1833)
  • Транспортный плавучий док (пр. 769, 769А, 1753, 1757, 1769, 20230, 22570)
  • Транспортное судно (пр. 740)
  • Пограничный транспортный корабль (пр. 1595)
  • Разъездной катер (пр. 376, 14670)

Транспортный плавучий док. Служит для транспортирования кораблей небольшого водоизмещения к месту проведения ремонтных работ. Может использоваться на реках, озёрах и мелководьях для транспортирования подводных лодок и надводных кораблей с большой осадкой.

Морской транспорт вооружения. Обеспечивает доставку боеприпасов, минного, ракетного, торпедного оружия и различного оборудования к боевым кораблям, находящимся вне пунктов базирования.

Разъездной катер (катер связи). Быстроходный катер с хорошей остойчивостью и маленьким водоизмещением. Служит для оперативного перемещения людей, документов и малых грузов на небольшие расстояния.

Водолазное морское судно (пр.535)Противопожарный катер (пр.364)

Спасательные суда

Спасение терпящих бедствие кораблей и их личного состава.

  • Морской буксир (пр. A-202, 563, 712, 714, 733, 745, 5757)
  • Спасательное судно (пр. 527, 527М, 536, 537, 1452, 1453)
  • Спасательная подводная лодка (пр. 940)
  • База для подводных исследований (пр. 05360, 05361)
  • Судоподъёмное судно (пр. 530)
  • Морское водолазное судно (пр. 535)
  • Пожарное судно (пр. 364, 1893, 1993, 14613)
  • Госпитальное судно (пр. 320, 320П)

Судоподъёмное судно. Предназначено для подъёма кораблей с грунта с целью их возможного последующего восстановления или утилизации, а также для расчистки фарватера, рейда, акватории порта.

Водолазное судно. Судно, построенное или оборудованное специально для обеспечения водолазных работ. На борту имеет водолазный комплекс с системой подачи воздуха, средства для спуска водолазов в воду, лебедки и другое оборудование.

Госпитальное судно. Предназначено для оказания квалифицированной медицинской помощи в походных условиях и транспортирования больных и раненых. Также может быть использовано для организации отдыха экипажей военных кораблей.

Килекторное судно (пр.141)Судно контроля физических полей (пр.18061)

Суда обеспечения пунктов базирования

Специальные виды работ по обслуживанию кораблей и мест их базирования: установка заграждений, мёртвых якорей, подъём из воды тяжестей, прокладка и ремонт кабелей, электромагнитная обработка кораблей.

  • Килектор (пр. 141, 145)
  • Портовый ледокол (пр. 97, 97А, 97Б)
  • Рейдовый буксир (пр. 498, 737)
  • Судно размагничивания (пр. 130, 219, 523, 1799, 1799А, 1799Э)
  • Судно контроля физических полей (пр. 1806, 18061)
  • Кабельное судно (пр. 1112, 1122, 1172, 1175)
  • Плавучая казарма (пр. 688)
  • Плавучий кран (пр. 02690)

Портовый ледокол. Выполняет расчистку фарватеров ото льда, проводку кораблей в ледовых условиях вблизи мест их базирования.

Кабельное судно. Служит для прокладки, ремонта и подъёма кабелей в воде. Может работать на глубинах в несколько километров.

Килектор. Судно, оборудованное мощными грузоподъёмными устройствами. Предназначено для подъёма и опускания тяжестей в воду. Служит для установки мертвых якорей, бонов, противолодочных заграждений и других работ. Способен работать в открытом море.

Судно размагничивания. Служит для выполнения специальных работ, связанных с уменьшением собственных магнитных полей кораблей и судов.

Плавучая мастерская (пр.304) Плавучий док

Плавбазы и доки

Обслуживание кораблей вне мест их постоянного базирования и другие работы.

  • Плавучая база подводных лодок (пр. 310, 310А, 1886, 1886М)
  • Плавучая ремонтно-техническая база (пр. 2001)
  • Плавучая база (пр. 326М, 1798)
  • Плавучая мастерская (пр. 300, 301Т, 303, 304, 304М, 725, 725А)
  • Плавучий док (пр. 28, 28Б, 28К, 823, 1758, 1760, 1769, 2121, 10090, 18530, 19650)
  • Плавучий док — эллинг (пр. 1777, 1780, 13560)

Плавучий док. Предназначен для осмотра и ремонта подводной части корпуса корабля как в пунктах базирования, так и вне их. При необходимости может использоваться для транспортирования корабля на небольшое расстояние.

Плавучий док — эллинг. Док закрытого типа, внутреннее пространство которого полностью защищено от воздействия внешней среды. Благодаря возможности создания микроклимата с заданными параметрами обеспечивает особые условия для проведения работ. В частности, может использоваться для ремонта специального противогидроакустического покрытия подводных лодок.

Плавучая база. Предназначена для обслуживания кораблей вне мест их постоянного базирования, несложного ремонта вооружения и техники, хозяйственно-бытового обслуживания личного состава.

Средний разведывательный корабль (пр.864) Гидрографическое исследовательское судно (пр.861)

Гидрографические и разведывательные суда

Сбор и обработка различной информации.

  • Экспедиционное океанографическое судно (пр. 97Б, 850, 852)
  • Гидрографическое судно (пр. 513М, тип «Океан», 860, 861, 862, 870, 871, 872, 873, 976, 16611, 19910)
  • Гидрографический катер (пр. 1896, 19920)
  • Катер экологической разведки (пр. 1415)
  • Разведывательный корабль (пр. 394, 503М, 861М, 0862.1, 0862.2, 864, 994, 1826, 1908, 1909, 1914, 1914.1, 1941, 10221)

Океанографическое (гидрографическое) судно. Выполняет работы по картографии, метеорологии, определению геофизических, океанологических и прочих характеристик Мирового океана, установке и обслуживанию навигационного оборудования.

Разведывательный корабль, корабль измерительного комплекса. Используется для сбора и обработки различной, в том числе и разведывательной, информации с помощью специальной контрольно-измерительной аппаратуры. Может использоваться для контроля перемещения объектов в океане, в атмосфере, в космосе.

Суда атомного технологического обслуживания

Обеспечение безопасной эксплуатации кораблей атомного флота и утилизация радиоактивных отходов.

  • Плавучая техническая база (пр. 2020)
  • Транспорт для перевозки и переработки радиоактивных отходов (пр. 11510)
  • Технический танкер (1783А)
  • Плавучая контрольно-дозиметрическая станция

Плавучая техническая база. Перезарядка ядерных реакторов. Сбор, хранение и выдача радиоактивных отходов с надводных кораблей и подводных лодок с ЯЭУ.

Транспорт для перевозки и переработки . Сбор, хранение, переработка и выдача жидких и твёрдых радиоактивных отходов.

Технический танкер. Сбор, хранение и выдача жидких радиоактивных отходов.

Плавучая контрольно-дозиметрическая станция. Контроль радиационной обстановки.

Катер-торпедолов (пр.368Т) Учебный корабль (пр. 887)

Корабли специального назначения

  • Учебный корабль (пр. 887, 888)
  • Катер-мишень (пр. 183, 1392, 1784)
  • Торпедолов (пр. 368Т, 1388)

Учебный корабль. Предназначен для прохождения практики для курсантов различных специальностей.

Катер-мишень. Служит для проведения учебных стрельб противокорабельным оружием. Может быть несамоходным или телеуправляемым. На катерах-мишенях может устанавливаться специальное оборудование для имитации различных ситуаций, возникающих при поиске и идентификации цели (уголковые отражатели, теплоимитаторы и т. д.).

Торпедолов. Осуществляет поиск и подъём из воды выстреленных практических торпед.

Примечания

  • Учебный корабль «Перекоп»
  • Учебный корабль «Хасан»
  • Морской транспорт вооружения «Анадырь»
  • Ледоколы проекта 1105 «Капитан Чечкин»
  • Гидрографические суда типа «Океан»
  • Корабль измерительного комплекса
  • Черноморский судостроительный завод
  • Классификации кораблей ВМС США

Ссылки

  • Вспомогательные суда военно-морских сил
  • Портал, посвящённый Черноморскому флоту России
  • Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
  • Танкеры и суда снабжения ФРГ
  • World Navies Today — Russia
  • В Северодвинске в состав ВМФ приняли судно размагничивания
  • Морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков»
  • Морской транспорт вооружения «Звездочка» (фото)
  • «Спасатели военно-морского флота» (книга)
  • (недоступная ссылка) (статья)

Первая фаза российской операции в Сирии, началом которой следует считать 30 сентября 2015 года, а завершением – 14 марта 2016-го, помимо множества позитивных для Вооруженных Сил РФ моментов – кардинальное изменение ситуации на фронтах в САР, испытание новейших систем вооружений, приобретение бесценного боевого опыта – выявила и проблемы. Наиболее очевидная из них – организация тылового обеспечения как нашей авиагруппы, так и сирийской правительственной армии. Оно осуществлялось по воздушному мосту и морем.

Про первый известно немного. По данным Минобороны РФ, в течение первой фазы операции военно-транспортная авиация выполнила в общей сложности порядка 640 самолетовылетов. Загружались на подмосковном аэродроме Чкаловский и авиабазе в Моздоке. Маршрут проходил над акваторией Каспия, территорией Ирана и Ирака с конечным пунктом назначения «Хмеймим» в сирийской провинции Латакия.

Сирийская дорога жизни

Информации про морской путь побольше. Российским кораблям и судам обеспечения, участвовавшим в операции, получившей в западной прессе название «Сирийский экспресс», приходилось на пути из Новороссийска или Севастополя в Тартус, где находится пункт материально-технического снабжения ВМФ РФ, следовать через черноморские проливы под бдительным взором турецких СМИ, печатных и электронных.

По публикациям можно утверждать, что «экспресс» стартовал примерно через год после начала внутрисирийского противостояния. Его организация стала следствием решения военно-политического руководства России сделать все возможное, чтобы не допустить повторения ливийской трагедии, основные события которой разыгрались в 2011-м. Тогда отсутствие аналогичного решения или задержка с его принятием привели в итоге к гибели лидера джамахирии Муаммара Каддафи. Ливия погрузилась в хаос, выбраться из которого не может до сих пор.

Первоначально в отсутствие судов разгромленного за два предыдущих десятилетия вспомогательного флота ВМФ России роль рабочих лошадок в «Сирийском экспрессе» была уготована большим десантным кораблям (БДК) трех флотов – Черноморского, Балтийского и Северного. Они стали курсировать между Тартусом и главным образом Новороссийском, осуществляя доставку боеприпасов для сирийской армии, которая вела ожесточенные бои с формированиями запрещенных в России «Исламского государства», аффилированной с «Аль-Каидой» группировки «Джабхат ан-Нусра», других организаций джихадистского и оппозиционного толка.

Морским транспортом осуществлялись и поставки ВВТ, либо закупленных по линии военно-технического сотрудничества, либо переданных сирийскому правительству: понятно, что у Асада немного средств для оплаты подобного импорта.

Можно смело утверждать, что Дамаск, вооруженные силы которого раскололись по религиозному признаку (наиболее дееспособными оказались соединения и части, комплектование которых шло главным образом из алавитов), выстоял против джихадистского интернационала во многом благодаря боеприпасам и ВВТ из России.

Этапы большого пути

Первоначальную легенду и прикрытие операции «Сирийский экспресс» обеспечивало постоянное оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море, развернутое там в начале 2013-го. В его составе находились один-два, а то и больше кораблей первого ранга, один разведывательный, несколько БДК, суда обеспечения.

В «Сирийском экспрессе» следует условно выделить три этапа. На первом этапе (примерно с декабря 2012-го по конец 2014-го) на БДК была возложена задача обеспечить сирийскую армию и ее союзников всем необходимым. В год совершалось 30–45 выходов в Средиземное море с заходом в Тартус.

Показательным стал 2014-й, предшествовавший вводу в Сирию российской авиагруппы. По имеющимся учетам, в течение года 10 БДК из состава трех российских флотов выполнили по меньшей мере 45 перемещений по маршруту Новороссийск – Тартус. Своего рода рекордсменами стали «Калининград» (БФ) – как минимум 10 рейсов, «Новочеркасск» (ЧФ) – 9, «Ямал» (ЧФ) – 8. Число выходов тех или иных БДК на маршрут Новороссийск – Тартус – Новороссийск, судя по всему, определялось в первую очередь состоянием их узлов и механизмов.

Второй этап «экспресса» начался где-то в августе 2015-го, сразу после принятия принципиального решения о вводе в Сирию российской авиагруппы. Решалась задача обеспечить ее и приданные подразделения всем необходимым с учетом дальнейшего боевого применения. О примерном времени начала этапа говорит статистика. Если с 1 января по 1 сентября 2015-го 9 БДК трех российских флотов выполнили порядка 38 походов в Средиземное море, то за четыре следующих месяца – по меньшей мере 42. Интенсивность выросла более чем вдвое.

Кроме того, в сентябре – декабре прошлого года к «Сирийскому экспрессу» в связи с увеличившимися объемами перевозок подключились как минимум четыре судна вспомогательного флота ВМФ России. Новички привлекли к себе внимание.

К большому морскому сухогрузному транспорту (БМСТ) «Яуза» проекта 550 особых вопросов не возникло – он и раньше находился в составе вспомогательного флота СФ. Но его отправка в Средиземноморье вызвала недоумение: а что, больше уже нечего? Ведь до «Сирийского экспресса» БМСТ решал важнейшую задачу обеспечения всем необходимым ядерного полигона на Новой Земле.

Старушка «Яуза» (1974 года постройки) после капитального ремонта и возвращения в строй в начале 2015-го не подкачала. В сентябре – декабре она сделала по меньшей мере четыре рейса в Тартус.

Большой морской сухогрузный транспорт (БМСТ) «Яуза»

Зато масса вопросов возникла в связи с другими новичками «Сирийского экспресса». В конце 2015-го это были суда вспомогательного флота ВМФ России «Вологда-50», «Двиница-50» и «Кызыл-60».

Определенную ясность в связи с их внезапным появлением под флагом ВМФ России внесло информационное агентство «Интерфакс-АВН». 15 октяб-ря 2015 года оно сообщило, что в связи с повышением интенсивности военных перевозок из России в Сирию в состав вспомогательного флота мобилизовано до 10 гражданских сухогрузов, в том числе несколько судов, ранее ходивших под иностранными флагами.

Уже в 2016 году к названным выше новым участникам «экспресса» добавились «Александр Ткаченко» и «Казань-60». К первому из них понятие «мобилизация» подходит полностью – ранее это был паром на Крымской переправе. К остальным судам, имеющим в названии цифры «50» или «60», не очень.

По одной из версий, все они ранее принадлежали турецким судовладельцам и были приобретены ВМФ России в экстренном порядке еще до инцидента с уничтожением российского бомбардировщика Су-24. Понятно, что покупались не от хорошей жизни – нужно было любыми путями обеспечить боевую работу российской авиагруппы при отсутствии судов такого класса в составе вспомогательного флота.

Со своей стороны Минобороны РФ посчитало ниже своего достоинства прояснить историю появления на «Вологде», «Двинице» и «Кызыле» российских флагов. Остались без ответов вопросы: на каких условиях совершались сделки с турецкой стороной, в каком состоянии были приняты суда?

Как отметил в соцсетях один из моряков, каждый выход в море на них с учетом плачевного технического состояния – это игра в русскую рулетку, особенно с учетом их грузов.

Без заезженных лошадок

Можно считать, что второй этап «Сирийского экспресса» завершился 14 марта, когда было обнародовано решение о сокращении российской авиагруппы в Сирии. К тому дню в ходе операции с начала года было выполнено по меньшей мере 24 рейса. 17 из них приходится на БДК, остальные – на новичков.

По данным Минобороны РФ, с 30 сентября 2015 года по 14 марта 2016-го выполнено 80 рейсов по доставке грузов морским путем в Тартус. Это примерно соответствует неофициальным данным, приведенным в данной статье.

С 14 марта начался отсчет третьего этапа «Сирийского экспресса», в ходе которого предстоит решать задачи обеспечения сокращенной примерно вдвое российской авиагруппы, а также боевых действий сирийской армии. Тем не менее, уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги операции и сделать отдельные прогнозы.

Во-первых, ВМФ России в ближайшее время рискует остаться без БДК, которые взяли на себя перевозку большей части воинских грузов в Сирию. Они в значительной степени выработали свой моторесурс и нуждаются в срочном ремонте.

Во-вторых, можно ожидать, что в ближайшее время суда вспомогательного флота ВМФ в связи с описанной ситуацией будут брать на себя все большие объемы перевозок, освобождая от этих функций БДК.

В-третьих, как представляется, вследствие, мягко говоря, критической ситуации по части наличия сухогрузов в составе вспомогательного флота ВМФ России логично было бы предположить, что главное командование озаботится их приобретением, причем не из турецких «источников». И здесь самое удивительное: не тут-то было! Как пояснили «Военно-промышленному курьеру» в Объединенной судостроительной корпорации, пока никаких запросов от главкомата ВМФ в связи с возможными заказами на строительство новых транспортов не поступало… А если завтра война?

Для сведения: «Вологда-50» в прошлой, турецкой жизни называлась Dadali, «Кызыл-60» – Smyrna, «Двиница-50» – Alican Deval.

/Михаил Алексеев, vpk-news.ru/

Судно обеспечения

Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.

Как правило, суда обеспечения носят флаг вспомогательных судов или государственный флаг. Могут управляться либо командиром (офицером), либо капитаном гражданского флота.

Морские суда обеспечения

Морские суда обеспечения делятся на:

Суда обеспечения боевой подготовки, испытаний оружия и техники

Предназначены для обозначения целей при выполнении боевых упражнений с применением оружия, тренировок личного состава, проведения испытаний боевых средств, исследований энергетических установок, движителей и конструктивных узлов. К таким судам относятся: учебные суда, суда-мишени и катера-мишени, катера — водители мишени, опытовые суда и другие.

Суда медицинского обеспечения, радиационной безопасности и химической защиты

Предназначены для транспортировки раненых и поражённых, оказания им медицинской помощи, дезактивации и дегазации боевых кораблей и судов. К таким судам относятся: госпитальные суда, санитарные транспорты, суда радиационного контроля, дегазационные суда, суда радиационной и химической разведки и другие.

Суда навигационного и гидрографического обеспечения

Предназначены для проведения исследований Мирового океана, оборудования морских и океанских театров военных действий навигационными средствами обеспечения безопасности мореплавания. К таким судам относятся: океанографические суда, гидрографические суда, плавучие маяки.

Транспортные суда обеспечения

Предназначены для доставки и передачи боевым кораблям в пунктах базирования и в море различных видов оружия, топлива, воды, продовольствия и других материальных средств. К таким судам относятся: корабли комплексного снабжения, морские транспорты вооружения, сухогрузные суда, рефрижераторы, водоналивные суда, танкеры и другие.

Суда аварийно-спасательного обеспечения

Предназначены для оказания помощи кораблям, судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, а также для выполнения судоподъёмных и подводно-технических работ. К таким судам относятся спасательные суда, судоподъёмные суда и другие.

Суда технического обеспечения

Предназначены для выполнения ремонтно-восстановительных работ на кораблях (судах) в пунктах базирования и в море, контрольных проверок состояния физических полей кораблей (судов), размагничивания их и решения других задач технического обеспечения. К таким судам относятся: плавучие судоремонтные заводы, плавучие мастерские, суда контроля физических полей кораблей, суда размагничивания и другие.

Суда обеспечения базирования кораблей и оборудования театров

Предназначены для обеспечения связью манёвренных пунктов базирования, проводки кораблей и судов во льдах, прокладки подводных кабелей, буксировки кораблей (судов) и выполнения других задач. К таким судам относятся: суда связи, ледоколы, кабельные суда, морские буксиры.

Рейдовые суда обеспечения

Основным назначением рейдовых судов обеспечения являются снабжение, ремонт, техническое обеспечение и обеспечение повседневной деятельности кораблей в основных пунктах базирования, в гаванях и на рейдах. К рейдовым судам обеспечения относятся:

  1. Рейдовые транспортные суда.
  2. Рейдовые суда и средства технического обеспечения.
  3. Рейдовые суда обеспечения базирования кораблей и оборудования театра.

К рейдовым транспортным судам относятся пассажирские, разъездные и рабочие катера, рейдовые баржи, рейдовые паромы; к рейдовым судам и средствам технического обеспечения — рейдовые плавучие мастерские, рейдовые суда размагничивания, большие, средние и малые плавучие доки, рейдовые суда — электростанции и другие; к рейдовым судам обеспечения базирования кораблей и оборудования театра — катера связи, рейдовые буксиры, рейдовые ледоколы, килекторы и т. п.

> Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Военно-морской словарь, 1990, с. 413.

Литература

  • Суда обеспечения // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н. — М.: Воениздат, 1990. — С. 413. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.
  • Вспомогательные суда // Вавилон — «Гражданская война в Северной Америке» / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — 654 с. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 2).
  • Суда снабжения // Радиоконтроль — Тачанка / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1980. — 693 с. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 7).

Это заготовка статьи о классах и типах судов и кораблей. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Судно вспомогательное

Смотреть что такое «Судно вспомогательное» в других словарях:

  • госпитальное судно вспомогательное — см. Санитарный транспорт … Большой медицинский словарь

  • Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

  • Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия

  • Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия

  • вспомогательное судно промыслового флота — вспомогательное судно Судно промыслового флота для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания. Тематики суда… … Справочник технического переводчика

  • Судно на воздушной подушке Christy 6132 — Содержание 1 Скоростное многоцелевое судно 2 Условия эксплуатации СВП … Википедия

  • вспомогательное судно (для морских буровых оснований) — — Тематики нефтегазовая промышленность EN service vessel … Справочник технического переводчика

  • вспомогательное судно (при разработке морских месторождений) — — Тематики нефтегазовая промышленность EN work boat … Справочник технического переводчика

  • вспомогательное судно для морского бурения — — Тематики нефтегазовая промышленность EN drilling support vessel … Справочник технического переводчика

  • Судно обеспечения — или вспомогательное судно входящее в состав военно морского флота (военно морских сил) военно морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть … Википедия

Строительство вспомогательных судов для ВМФ России

Мощь военно-морского флота прямо зависит от кораблей, несущих разнообразное вооружение. Тем не менее, боевые корабли не могут работать самостоятельно и нуждаются в широком спектре различных вспомогательных судов. В настоящее время в России реализуется крупномасштабная программа обновления ВМФ, в которой большое внимание уделяется не только боевым кораблям, но и вспомогательным судам разного назначения.
В последние несколько дней был опубликован ряд новостей о строительстве новых вспомогательных судов для ВМФ России. Так, стало известно о смещении сроков передачи флоту двух новых вспомогательных судов. Морской транспорт вооружений «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ и океанское спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 планировалось передать флоту до конца 2014 года. В силу некоторых проблем сдача новых вспомогательных судов перенесена на следующий год. По имеющимся данным, до конца года оба судна должны выйти на ходовые испытания. Что касается спасательного судна «Игорь Белоусов», то на следующий год запланированы испытания установленного на нем глубоководного водолазного комплекса.

Океаническое спасательное судно «Игорь Белоусов», иллюстрация© ОАО «Адмиралтейские верфи»
К счастью, последние новости о вспомогательных судах для ВМФ России касаются не только смещения сроков. За оставшиеся до конца года полтора месяца планируется передача флоту четырех катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и двух модульных поисково-спасательных катеров проекта 23370. Катера проекта 23040 будут использоваться для выполнения различных поисковых, спасательных, водолазных и других работ. Катера проекта 23370 так же могут использоваться для решения различных задач, однако имеют иную конструкцию и построены по схеме «катамаран».
В настоящее время на разных стадиях строительства находятся несколько десятков вспомогательных судов различных типов. По заказу военно-морского флота строятся транспортные суда, корабли и катера связи, разведывательные суда, спасательные суда и катера, гидрографические суда и т.д. Вся эта техника войдет в состав военно-морского флота в течение нескольких следующих лет.
Сдача транспорта «Академик Ковалев» перенесена на следующий год. С конца 2012 года ведется строительство второго судна этого типа, получившего имя «Академик Александров». Следует отметить, проект 20180ТВ, по которому строятся транспорты вооружений, является развитием исходного проекта 20180, целью которого было строительство спасательных судов. В 2010 году Северный флот получил судно «Звездочка», построенное в соответствии с этим проектом. «Звездочка» оказалась единственным спасательным судном своего проекта. Все остальные суда строятся по обновленному проекту 20180ТВ. В общей сложности планируется построить три таких судна.
Морской транспорт вооружения «Академик Ковалев»© zvezdochka_ru.livejournal.com
Ведется подготовка к испытаниям судна связи (разведывательного корабля) «Юрий Иванов» проекта 18280. Судно уже прошло процедуру размагничивания и вскоре должно впервые выйти в море. Продолжается строительство второго судна проекта 18280, «Иван Хурс». Его планируется спустить на воду в 2016 году. В общей сложности ВМФ получит четыре судна связи нового проекта, которые будут распределены между Северным, Тихоокеанским, Балтийским и Черноморским флотами.

Судно связи (разведывательный корабль) «Юрий Иванов» © http://forums.airbase.ru
В конце 2012 года ВМФ передали опытовое судно «Селигер» проекта 11982. В декабре 2013 года состоялась закладка второго судна этого проекта, «Ладога». Завершение строительства и испытаний запланировано на 2017 год. Суда проекта 11982 предполагается использовать в качестве платформ для испытания различных корабельных систем, вооружения и т.д.
Опытовое судно «Селигер» пр.11982 на Черном море, осень 2012 г. © http://forums.airbase.ru
В середине июня этого года стартовали швартовные испытания океанографического судна «Янтарь» проекта 22010. Строительство судна велось с середины 2010-го по конец 2012 года. Задачей судна «Янтарь» является обследование морского дна и поиск различных объектов. Для выполнения таких задач судно несет набор специального оборудования, а также имеет возможность использовать автономные глубоководные аппараты. Предусмотрена возможность несения вертолета.

Океанографическое судно «Янтарь» проекта 22010 © http://bastion-karpenko.narod.ru
С 2008 по 2013 годы военно-морской флот получил четыре больших географических катера проекта 19920. В ближайшее время планируется построить и передать флоту еще четыре катера этого типа. Первый из них в настоящее время проходит испытания и в скором времени должен быть сдан заказчику. Три других катера находятся на разных стадиях строительства. Их передача запланирована на 2015 год.
Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 было заложено в декабре 2005 года и спущено на воду в октябре 2012-го. Для участия в спасательных операциях судно «Игорь Белоусов» получило глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 с набором специального оборудования, в частности с 5 барокамерами. Кроме того, судно сможет нести спасательный глубоководный аппарат «Бестер». По некоторым данным, строительство судов проекта 21300 может продолжиться. Ранее упоминалась необходимость строительства четырех судов этого типа.
Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 © http://forums.airbase.ru
Катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 станут одними из самых многочисленных судов вспомогательного флота России. Четыре катера этого типа уже служат в составе Черноморского флота, еще шесть построены для Балтийского и Черноморского флота, а также Каспийской флотилии. Сейчас пять катеров проходят испытания и должны быть переданы флоту до конца года. Шестой (РВК-1045) был передан Черноморскому флоту 14 ноября. В ближайшее время будут подписаны приемные акты на оставшиеся катера. Уже подписан контракт на поставку еще шести катеров проекта 23040, которые будут служить в составе Балтийского флота.
Летом этого года Балтийский и Черноморский флоты получили по одному модульному поисково-спасательному катеру проекта 23370. В самое ближайшее время должны завершиться испытания еще двух таких катеров, которым предстоит служить в составе Балтийского флота и Каспийской флотилии. В дальнейшем будут построены еще восемь катеров. Катер проекта 23370 представляет собой катамаран с возможностью установки различного оборудования. Специализированная аппаратура, предназначенная для выполнения различных задач, монтируется в стандартных 10- или 20-футовых контейнерах, устанавливаемых на палубе.
С 2011 года ведутся испытания морского буксира «Александр Пискунов» проекта 22030. Судно предназначается для снятия других судов с мели, а также для использования при тушении пожаров. Кроме того, буксир может использоваться для обеспечения работы водолазов. Буксир должен служить в составе Тихоокеанского флота. По ряду причин испытания судна «Александр Пискунов» затянулись, в результате чего оно до сих пор не передано заказчику.
30 октября 2014 года на Ярославском судостроительном заводе началось строительство головного морского буксира проекта 23470, получившего имя «Сергей Балк». Судно должно начать службу в составе Черноморского флота до конца ноября 2016 года. Примерно через год после этого в состав Тихоокеанского флота войдет второй буксир проекта 23470, строительство которого начнется позже.
С прошлого года в Санкт-Петербурге строится серия из девяти плавучих кранов проекта 02690 для нужд военно-морского флота. Четыре крана уже спущены на воду и достраиваются у стенки. Еще два строятся в цехах. Первые два крана должны войти в состав Северного флота в 2015 году. Сдача всей серии завершится до конца 2016 года.
С осени 2012-го по лето 2014 года были заложены три судна тылового обеспечения проекта 23120, которые должны быть достроены и переданы военно-морскому флоту в течение нескольких следующих лет. Задачей судов «Эльбрус», МБ-75 и «Капитан Шевченко» станет перевозка различных грузов с возможностью их выгрузки на берег или передачи другим судам. Кроме того, суда проекта 23120 смогут осуществлять буксирное обеспечение и участвовать в спасательных операциях. Важной особенностью новых судов тылового обеспечения является возможность плавания по арктическим морям в летне-осенний период без сопровождения ледокола.
Интереснейшим вспомогательным судном является транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570. Строительство дока велось с осени 2012 года. Спуск на воду состоялся в ноябре 2014 года с опережением графика. В ближайшее время завершится достройка дока, после чего начнутся его испытания. Док сможет перевозить различные корабли, катера и суда подходящих размеров. Максимальная грузоподъемность «Свияги» – 3300 т. Предполагается, что этот плавучий док будет перевозить корабли, суда и катера по внутренним водным путям.
Сложности прошлых десятилетий серьезно ударили по военно-морскому флоту России. Из-за экономических и политических проблем в течение длительного времени отсутствовала возможность своевременного ремонта существующих кораблей и судов, а также строительства новых. В последние годы наметилась обратная тенденция: появилась возможность строить и ремонтировать не только боевые корабли, но и вспомогательные суда различных типов.
В настоящее время на разных стадиях строительства и испытаний находятся несколько десятков вспомогательных судов разных классов и типов. Для выполнения вспомогательных задач строятся буксиры, спасательные суда, многоцелевые катера, транспорты вооружений и даже плавучие краны. Вся эта техника строится с целью обновления материальной части четырех флотов и Каспийской флотилии.
Необходимо отметить, что ведущееся сейчас строительство вспомогательных судов не является в полной мере новым начинанием. В предыдущие годы так же было построено достаточно большое количество судов, переданных флоту до 2014 года включительно. Тем не менее, в количественном отношении нынешние темпы строительства заметно выше, чем раньше. Эту особенность процесса обновления флота можно считать прямым следствием реализации Госпрограммы вооружений, подразумевающей значительное увеличение расходов на закупку вооружений и техники.
По материалам сайтов: