Война на фолклендах

Фолклендская война 1982 года

Фолклендские острова находятся на расстоянии 13 тысяч километрах от Великобритании и 400 километров от Аргентины.

Острова были открыты в 1591–1592 годах английским мореплавателем Джоном Дейвисом. С 1765 года принадлежали Испании.

В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году на их территории был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году на острова прибыли английские суда и объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину.

С 1960 х годов Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось за деколонизацию.

В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь. В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения

После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер произошло ухудшение англо аргентинских отношений, переговоры в Нью Йорке в апреле–мае 1980 года зашли в тупик.

Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины во главе с президентом генералом Леопольдо Галтьери невозможным, и оно перешло к решительным действиям.

19 марта 1982 года на острове Южная Георгия необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.

Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.

2 апреля 1982 года аргентинские войска высадились также на Фолклендских островах. Находящаяся в Порт Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Рекса Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала Марио Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос Айрес, соглашаясь на переговоры, отказался вывести войска.

5 апреля из Портсмута (США) в Южную Атлантику отплыла британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл» с 10 тысячным экспедиционным корпусом на борту.

7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль (свыше 320 километров) и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на острове Южная Георгия, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон.

30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиции аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов.

2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно», находившийся вне пределов 200 мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец «Шеффилд», на котором погибло 30 человек. Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер.

В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом. 21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, два авианосца, семь эсминцев, семь десантных кораблей, три атомные подводные лодки, 40 истребителей бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт Дарвин и Гуз Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Англичане не отреагировали на аргентинские предложения.

30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец «Инвин сибл».

12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт Стэнли.

14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10 тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал.

Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел семь.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании.

Боевые действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова продолжались 74 дня. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.

Британский премьер министр Маргарет Тэтчер заработала дополнительную популярность, позволившую ей и Консервативной партии уверенно победить на всеобщих парламентских выборах 1983 года. Война помогла Великобритании восстановить чувство уверенности в себе на международной арене, потерянное после провозглашения независимости бывшими британскими колониями и поражения во время Суэцкого кризиса. В 1990 году были восстановлены англо аргентинские дипломатические отношения. http://ria.ru/society/20070402/62917350.html

Гибель кораблей. Эпизоды Фолклендской войны


Реальная война, с точки зрения порядка и организации, удивительно похожа на охваченный пожаром бордель. Фолклендский конфликт не был исключением – цепь морских и сухопутных сражений в Южной Атлантике, гремевших в мае-июне 1982 года, стала хорошим примером того, как выглядят на практике современные военные действия.
Бредовый конфликт на краю Земли, в котором «бодались» не слишком обеспеченная Аргентина с обнищавшей Великобританией. Первой срочно понадобилась «маленькая победоносная война» и она не нашла ничего лучше, чем развязать территориальный спор 150-летней давности. Британцы приняли вызов и отправились защищать честь Британской империи за 12 000 миль от родных берегов. Весь мир с удивлением следил за «спором двух лысых из-за расчески».
Как это часто случается, «маленькая победоносная война» превратилась в жестокое поражение. Аргентина оказалась совершенно не готова к ведению сколь-нибудь серьезных боевых действий. Всего шесть противокорабельных ракет АМ38 «Экзосет», два самолета-заправщика и два более-менее исправных самолета дальнего радиолокационного обнаружения SP-2H «Нептун». Флот – бестолковые «огрызки» флотов ведущих держав:
— грозный крейсер «Хенераль Бельграно» — старый американский крейсер «Феникс», чудом избежавший гибели в бухте Перл-Харбора во время японского нападения. От судьбы не уйдешь – спустя 40 лет «Феникс»-«Бельграно» был все-таки потоплен в Атлантике.
— супер-авианосец «Бентисиско де майо» — бывший голландский «Карел Дорман», первоначально британский авианосец HMS Venerable, спущенный на воду в 1943 году;
— эскадренные миноносцы «Ипполито Бушар» и «Луис Пьедрабуэна» — бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер» тоже времен Второй мировой.
Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах?
Флот королевы идет на Юг
«Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы – пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться.

Взрыв погребов боезапаса фрегата «Энтилоуп»
Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом.
Эсминец «Глазго» — прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но … взрыва не произошло.
Фрегат «Антрим» — прямое попадание 1000-фн. авиабомбы. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель.
Фрегат «Броудсворд» — неудачно сброшенная 500-фн. бомба срикошетила от гребня волны и порвала фрегату борт. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду.

Фрегат «Аргонавт» — тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность.

Гибель фрегата «Энтилоуп»
Высадка британского десанта висела на волоске:
Десантный корабль «Сэр Ланселот» — на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. авиабомбой. К счастью для британцев, детонации не произошло – в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню.
Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути – в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. бомбой, которая, в очередной раз, пощадила британцев
Впрочем, корабль так и не смог уйти от судьбы: штурмовики ВВС Аргентины сожгли «Сэр Гэлахэд» вовремя высадки в Блафф Коув. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек.
Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. бомба. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду – подальше от опасного «аттракциона». «Гуманная» бомба, подождав, когда корабль покинет последний матрос, была немедленно приведена в действие. «Сэр Тристрам» горел несколько часов – страшно представить, если бы в это момент на борту находились сотни морских пехотинцев.

«Сэр Тристрам» возвращается с войны
Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом (впоследствии затонул).
Всего, согласно статистике, 80% аргентинских бомб и ракет, поразивших корабли Её Величества, не сработали штатным образом! Легко представить, что бы случилось, взорвись они все – «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли – все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы!
Но и 20% сдетонировавших боеприпасов оказалось более чем достаточно, чтобы уничтожить шесть кораблей британской эскадры!
— эсминец «Шеффилд» — сгорел от неразорвавшейся ПКР «Экзосет»;
— эсминец «Ковентри» — погиб под бомбами аргентинских штурмовиков;
— фрегат «Ардент» — многочисленные попадания авиабомб, взрыв погребов боезапаса;
— фрегат «Антилоуп» — две неразорвавшиеся бомбы, детонация при попытке разминирования;
— авиатранспорт «Атлантик Конвейор» — одновременное попадание двух ПКР «Экзосет»;
— уже упоминавшийся ранее десантный корабль «Сэр Гэлахэд» — повреждения оказались настолько тяжелыми, что англичанам пришлось затопить корабль в Атлантике.
ВВС Аргентины, путь к победе
Просто удивительно, как ВВС Аргентины смогли нанести такой ущерб своими ограниченными силами. На тот момент аргентинцы располагали всего шестью (!) противокорабельными ракетами авиационного базирования и таким же количеством их носителей – новейших истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар» французского производства. Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине – отсутствию части авионики.
В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великоритании в начале 70-х годов — аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха.

Атакуют А-4 «Скайхоук»!
Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным – взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться.
Примечание. «Даггер», он же «Нешер» — нелицензионная израильская копия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж 5». Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос!
Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное оружие – подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске – тонна бомб. Впереди – бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути – обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками.

Дозвуковой ударный самолет Douglas A-4 Skyhawk. Герой Фолклендской войны
Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны (типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер»). На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем – палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов.
Результат был предсказуем – треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения.
С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда. Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни.
Яркий пример – триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд»
«Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн – сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда».

Впрочем, британских моряков не спас бы даже новейший американский супер-эсминец «Замволт». В роковое утро, находясь в зоне боевых действий, командир «Шеффилда» приказал отключить все радары и радиоэлектронные устройства корабля – чтобы не создавать помех во время его разговоров по спутниковому каналу связи «Скайнет».
Летящую ракету визуально заметили с мостика лишь за секунду до её попадания в эсминец. «Экзосет» пробил борт, пролетел сквозь камбуз и развалился в машинном отделении. Боевая часть аргентинской ракеты, как и положено, не взорвалась, но эсминцу хватило факела от работающего двигателя ракеты – вспыхнули алюминиевые конструкции корпуса, нестерпимым жаром полыхнула синтетическая отделка помещений, затрещали оболочки кабелей. Трагикомедия закончилась печально: «Шеффилд» полностью сгорел и спустя неделю затонул во время буксировки. Из экипажа его команды погибло 20 человек.

Победа далась аргентинцам непросто: самолет ДРЛО SP-2H «Нептун», из-за отказа бортовой аппаратуры, смог лишь с пятого раза установить радиолокационный контакт с кораблями британского соединения – что неудивительно, это был самолет середины 40-х годов.
Кстати, на 15-й день войны оба аргентинских «Нептуна» полностью вышли из строя, и в дальнейшем морская разведка проводилась еще более изощренными способами: с помощью авиалайнера Боинг-707, воздушного танкера КС-130 и самолета бизнесc класса Liarjet 35A.
Не менее чудно выглядит потопление эсминца «Ковентри».
Аргентинские «Скайхоуки» настигли его в 15 милях от острова Пебл – внезапно появившись из-за скалистых утесов острова, четыре штурмовика обрушили шквал свободнопадающих бомб на эсминец и сопровождавший его фрегат «Броудсворд».
Британское соединение прикрывали палубные «СиХарриеры», но в момент атаки истребители были отозваны из-за угрозы поражения зенитным огнем кораблей. Однако, справиться собственными силами не удалось – ЗРК эсминца не сработал. «Ковентри» попытался отогнать вражеские самолеты огнем универсального орудия, но безуспешно – самолеты уже легли на боевой курс. Как назло заклинило зенитный автомат «Эрликон» — в результате команда эсминца дружно отстреливалась от низколетящих самолетов с помощью винтовок и пистолетов.
Фрегат отделался сравнительно легко – одна из бомб пробила его насквозь снизу-вверх (этот случай рассматривался чуть выше) и не взорвалась. Эсминцу «Ковентри» повезло меньше – из трех попавших в него 500-фн. авиабомб, взорвались две – через 20 минут после атаки корабль перевернулся и затонул.
У аргентинцев в тот раз тоже случилось немало проблем – из шести самолетов ударной группы до цели долетели лишь четыре. Еще один ветхий «Скайхоук» не смог выполнить бомбометание из-за отказа механизма сброса бомб.

События Фолклендской войны отличались целым набором удивительных решений и армейской смекалки.
Израсходовав запас противокорабельных «Экзосетов» авиационного базирования, аргентинцы перешли к импровизациям. Со старого эсминца Segui местные умельцы сняли и перепрограммировали два «Экзосета» корабельного базирования – обе ракеты были доставлены транспортным самолетом на Фолклендские острова, где были тайно развернуты на побережье в ожидании британских кораблей. Целеуказание выдавал армейский мобильный радар RASIT.
12 июня 1982 года под обстрел с берега попал эсминец «Глэморган» — первая ракета промазала, вторая чиркнула по верхней палубе в районе вертолетной площадки и взорвалась, образовав 5-ти метровую пробоину. Осколки и продукты взрыва проникли в вертолетный ангар, где в это время находился полностью заправленный вертолет. Пожар бушевал четыре часа, в борьбе с огнем погибло 14 моряков. На следующий день, с помощью плавмастерских, эсминцу удалось вернуть ограниченную боеспособность.
Как и на любой войне, здесь не обошлось без капли черного юмора.
Пытаясь остановить наступление флота Её Величества, аргентинцы стали использовать в качестве бомбардировщиков все, что могло летать и бомбить, в том числе, военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» (аналог отечественного Ан-12). 29 мая 1982 года «Геркулес» обнаружил одинокий флотский танкер «Бритиш Уэй» — вниз немедленно полетели 500-фн. бомбы, скатываемые вручную с откинутой грузовой рампы. Несмотря на отсутствие каких-либо прицельных устройств, больше половины боеприпасов попало в цель, и, естественно, не взорвалось.
Смелые рейды «бомбардировщика» С-130 закончились печально – через два дня аргентинский «Геркулес» был обнаружен и атакован палубным «СиХарриером». Однако, сбить военно-транспортный самолет оказалось делом непростым – огромный «Геркулес» проигнорировал попадание ракеты AIM-9 «Саудуиндер», продолжая тянуть в сторону берега на трех оставшихся моторах. Пилоту «СиХарриера», л-ту Уорду, пришлось выпустить весь боекомплект пушек – а это 260 снарядов, чтобы уничтожить аргентинского «морского корсара».
Трагикомедия в Южной Атлантике длилась 74 дня и стоила, по официальным данным, 907 человеческих жизней. Стоит признать, что обе враждующие стороны стремились максимально снизить людские потери – при малейшей угрозе, подразделения предпочитали не испытывать судьбу и сдавались в плен. К счастью, боевые действия велись над океаном и над пустынными, практически незаселенными островами, что позволило исключить жертвы среди гражданского населения – военные решали свои проблемы в честном поединке.
В несомненных военных успехах Аргентины определенную роль сыграли традиции Вермахта – после окончания Второй мировой Южная Америка стала прибежищем для многих немецких военных специалистов. И стоит признать, они не зря проедали свой хлеб на новом месте – подготовка аргентинских офицеров оказалась гораздо лучше, чем кто-либо ожидал.
Увы, несмотря на все усилия, Аргентина вдребезги проиграла Фолклендскую войну – когда не взрываются 80% попавших в цель бомб, мечтать о победе не приходится. Британский флот оказался не простым противником – с помощью атомных подлодок британцы за считанные дни загнали аргентинский флот в его базы. Гарнизон Фолклендских островов оказался в изоляции, и победа стала лишь вопросом времени. Британцы дорого отомстили за гибель своих боевых кораблей – на аэродромы не вернулось 74 самолета ВВС Аргентины. Примечательно, что на палубные истребители «СиХарриер» пришлось лишь 28% унитоженной аргентинской авиатехники, остальные машины записали на свой счет ЗРК и зенитная артиллерия кораблей Её Величества.

Exocet

Exocet


Старт УР «Экзосе»

Тип

ПКР универсального базирования

Статус

на вооружении

Разработчик

1967-1970: Nord Aviation
1970-1974: Aérospatiale

Годы разработки

Начало испытаний

Принятие на вооружение

Производитель

1979-1999: Aérospatiale
1973: Boeing
1999-2001: Aérospatiale-Matra
2001-н.в.: MBDA

Годы производства

1974 — по н. в.

Годы эксплуатации

1974 — по н. в.

Основные эксплуатанты

Франция

Другие эксплуатанты

более 25 стран

Модификации

ММ.38
AМ.38
SМ.39
AМ.39
MМ.40

↓Все технические характеристики

Медиафайлы на Викискладе

«Экзосетт» AM39 под фюзеляжем самолёта Дассо «Рафаль» Корабль ВМС США «Старк», после поражения двумя иракскими ракетами «Экзосет» (пуск с носителя Mirage F1 EQ) 17 мая 1987 года. Характер поражения фрегата «Старк» (FFG-31) в результате двух попаданий ракет Exocet. Оба поражения в левый борт корабля с интервалом в 30 с. Погибли 37 членов экипажа. Ракета Exocet MM 40 block 3.

«Экзосет» (фр. Exocet — летучая рыба) — французская крылатая противокорабельная ракета. Разработана французской фирмой «Аэроспасьяль» в 1974 году.

Она состоит на вооружении ВМС и ВВС более чем 25 стран мира. Именно этими ракетами во время Фолклендской войны были потоплены британские эсминец УРО «Шеффилд», контейнеровоз «Атлантик конвейер» и серьёзно повреждён эсминец «Гламорган» (по иронии судьбы именно британские ВМС стали первым обладателем ракет «Экзосет», закупив 300 ракет в начале 1970-х годов).

История

Разработка французской противокорабельной ракеты среднего радиуса действия была начата в 1967 году фирмой «Nord Aviation». Непосредственным поводом стала успешная демонстрация возможностей противокорабельного оружия — потопление египтянами израильского эсминца «Эйлат» советскими ракетами П-15 «Термит», убедившая адмиралов в необходимости создания специализированных противокорабельных ракет. Изначально предполагалось принять на вооружение французского флота два вида ракет — полностью французскую среднего радиуса действия и франко-итальянскую большой дальности (позднее ставшую «Отомат»), но после первых успешных испытаний французской ракеты в 1973 году, Франция приняла решение выйти из совместного проекта. Было решено, что французские корабли будут вооружаться только французским оружием.

Лётные испытания ракеты начались в 1971 году, чему немало способствовал значительный опыт фирмы «Nord» в разработке управляемых ракет. В 1973 году «Экзосет» была принята на вооружение. Было решено разработать модификации ракеты для запуска с надводных кораблей, самолётов и подводных лодок.

Конструкция

Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему с крестообразным крылом в средней части цилиндрического корпуса и такими же рулями управления на поверхности хвостового отсека. В основном конструкция ракета была подобна конструкции более ранней ракеты фирмы «Nord» — AS.30 класса «воздух-земля».

Пуск ракеты производится из герметичного контейнера. При пуске указывается дальность и пеленг цели. В отличие от большинства современных противокорабельных ракет, основные модификации «Exocet» используют твердотопливный ракетный двигатель в качестве маршевого двигателя. Это существенно сокращает радиус действия ракеты по сравнению с ракетами, оснащёнными турбореактивными двигателями (для сравнения, сопоставимый по размерам американский «Гарпун» даже в первых модификациях имел радиус действия более 90 км), но даёт ракете одно дополнительное преимущество: «Экзосет» может лететь очень низко над водой, не опасаясь, что волны захлестнут воздухозаборник. Маршевая высота полёта «Экзосет» может достигать 1-2 метра над гребнями волн, что меньше, чем у любой другой сопоставимой ракеты. Столь малая высота полёта сильно затрудняет своевременное обнаружение ракеты радарами корабля противника.

На маршевом участке полёта ракета управляется при помощи инерциальной системы наведения. При приближении к цели на расстояние 5-6 км (до 10 км), ракета активирует активную радиолокационную головку самонаведения и снижается на малую высоту, после чего атакует противника. Боевая часть ракеты имеет контактный и неконтактный взрыватели. Дальность обнаружения цели типа фрегат с ЭПР 100 м² составляет около 24 км.

В отличие от «Отомата» или «Гарпуна», «Экзосет» не имеет возможности атаковать цель из пикирования и всегда ударяет в борт на уровне ватерлинии. Боевая часть массой в 165 кг считается рядом специалистов слишком лёгкой по современным меркам, и поражающий эффект ракеты рассматривается как недостаточный для уничтожения современных боевых кораблей.

Модификации

«Экзосет» была создана в нескольких конструктивно отличающихся вариантах:

  • ММ-38 для вооружения надводных кораблей (1975 год). Радиус действия — до 42 км.
  • АМ-38 для вооружения вертолётов. Не принята на вооружение.
  • SМ-39 для подводных лодок. Запускается из стартовой капсулы, заряжаемой в торпедный аппарат.
  • АМ-39 для самолётов и вертолётов (1979 г.). Радиус действия — до 70 км.
  • ММ-40 для береговой обороны и надводных кораблей. Единственная версия ракеты с турбореактивным двигателем. Имеет увеличенную дальность пуска (на модификации block III до 180 км). Принята на вооружение в 2008 году.

Тактико-технические характеристики

ТТХ ММ.38 АМ.39 SМ.39 MМ.40 MМ.40 blok 3
Год принятия на вооружение 1975 1979 1985 1981 2007
Длина, м 5,21 4,69 4,69 5,8 <6
Диаметр, м 0,348
Размах крыла, м 1,0 1,1 1,35
Масса ракеты, кг 735 655 666 870 780
Дальность стрельбы, км 40 50 (пуск у земли)
70 (Н=10км)
50 70 180
Двигатель РДТТ ТРД
Скорость, число М 0,93
Масса боевой части 165 кг, снаряжение — 50 кг гексолита (60 % гексоген+40 % ТНТ)
Тип боевой части полубронебойная
Взрыватель ударного действия с задержкой подрыва или неконтактный
Система управления ИНС+АРГСН

Боевое применение

Фолклендская война

Дебют «Экзосет», принёсший ему широкую известность на рынках вооружений, состоялся во время Фолклендской войны. Небольшая партия этих ракет была закуплена Аргентиной незадолго до конфликта и успешно применена в ходе кампании. Основными аргентинскими носителями ракет были сверхзвуковые штурмовики французской постройки «Супе́р-Этанда́р».

4 мая 1982 года ракетой «Экзосет» с аргентинского штурмовика был потоплен британский эсминец УРО «Шеффилд» типа 42. Ракета, попавшая в корпус корабля, не взорвалась, но вызвала пожар, который легко распространился по надстройке эсминца и привёл в итоге к гибели корабля. Этот инцидент стал первым случаем потопления военного корабля полностью современной постройки противокорабельной ракетой.

Затем последовали ещё несколько атак. 25 мая 1982 года двумя ракетами AM39, запущенными со штурмовиков, было потоплено вспомогательное судно снабжения «Атлантик конвейер» водоизмещением 15 000 тонн, перевозившее в тот момент вертолёты и контейнерного формата комплексы для аэродромного обслуживания «Харриеров». 12 июня 1982 года ракетой AM40, запущенной с береговой пусковой установки, был повреждён эскадренный миноносец «Гламорган» уже устаревшего типа «Каунти». Ракета ударила в корму, разрушив ангарную палубу, и спровоцировала взрыв горючего и боеприпасов на полностью снаряжённом вертолёте, стоявшем в ангаре. Вспыхнул сильный пожар, но в отличие от HMS «Sheffield», через четыре часа пожар удалось взять под контроль.

Великобритания очень внимательно следила за аргентинскими ракетами, считая их основной угрозой для своих военных кораблей. Противовоздушная оборона британцев продемонстрировала себя как совершенно неудовлетворительная: хотя британские моряки были хорошо знакомы с ракетами «Экзосет» (которые устанавливались на ряде британских кораблей), тем не менее, выяснилось, что британские зенитные ракетные комплексы не соответствуют требованиям борьбы с низколетящими крылатыми ракетами, а малокалиберной автоматической зенитной артиллерии на кораблях не было. Британская разведка приложила значительные усилия к тому, чтобы аргентинцы не смогли получить новые ракеты, срывая и перекупая контракты.

Другие конфликты

Всего в ходе Ирано-Иракской войны, с октября 1981 по июнь 1988 года, иракская авиация совершила с помощью «Экзосет» более 400 атак на корабли, было выпущено около 600 ракет, 250 из которых попали в цели, что привели к потере 115 судов (менее 1 % иранских судов в северной части Персидского залива).

В 1987 году две ракеты «Экзосет», выпущенные с иракского самолёта «Мираж» F-1, поразили американский фрегат «Старк» в Персидском заливе, выведя его из строя, при этом погибли 37 человек экипажа.

На вооружении

  • Аргентина (ВМФ: MM38, MM40 and AM39)
  • Бельгия
  • Бразилия (ВМФ: MM38, MM40 Block 2/2 and AM39)
  • Чили
  • Колумбия
  • Кипр (MM40)
  • Эквадор (MM40)
  • Египет
  • Франция
  • Германия (будет заменена на RBS-15)
  • Греция (MM38 , MM40 , AM39)
  • Индонезия (MM38 , MM40 Block 2)
  • Иран
  • Ирак
  • Кувейт
  • Ливия
  • Малайзия (ВМФ: MM38, MM40 Block 2)
  • Марокко
  • Оман
  • Пакистан
  • Перу (ВМФ: AM39, MM38)
  • Катар
  • ЮАР
  • США: опытная эксплуатация партии ракет изготовленных по лицензии компанией Boeing в рамках конкурса на перевооружение надводных кораблей и других ракетоносных сил флота новыми ПКР (в итоге уступила соревнование ракете Harpoon, главным образом по соображениям стоимости и логистики, а также в силу того обстоятельства, что Exocet не сопрягалась с американскими корабельными СУВ, требовала для себя особой пусковой установки и не подходила под уже имеющиеся)
  • Таиланд
  • Турция (MM38)
  • ОАЭ
  • Уругвай
  • Венесуэла
  • Республика Корея (ВМФ)

> См. также

  • П-700 Гранит
  • П-800 Оникс

Примечания

  1. Противокорабельная ракета Exocet Сайт «Ракетная техника»
  2. MM-38 Exocet на missilethreat.com Архивировано 15 мая 2011 года.
  3. AM-39 Exocet на missilethreat.com Архивировано 18 октября 2012 года.
  4. SM-39 Exocet на missilethreat.com Архивировано 12 февраля 2010 года.
  5. MM-40 Exocet на missilethreat.com Архивировано 12 февраля 2010 года.
  6. EXOCET MM40 Block3 (англ.) (недоступная ссылка). — Данные по ракете MM40 Block3 с сайта производителя (MBDA). Дата обращения 25 марта 2011. Архивировано 16 ноября 2008 года.
  7. 1 2 Exocet MM40 Block3 datasheet (pdf). — Данные с сайта компании-производителя. Дата обращения 19 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  8. 1 2 3 Norman Friedman. The Naval Institute Guide to World Naval Weapon System. — 5th edition. — Naval Institute Press, 2006. — P. 520. — 858 p. — ISBN 1-55750-262-5.
  9. I Persian Gulf War, 1980—1988
  10. Statement of Vice Adm. Robert Edward Adamson, Jr., United States Navy, Deputy Chief of Naval Operations for Surface Warfare. / Weapons Procurement, Navy : Hearings before the Subcommittee on Department of Defense of the Committee on Appropriations, House of Representatives, 93rd Congress, 1st Session. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1973. — Pt. 6 — P. 779—1724 p.

Литература

  • Николаенко Г. Французская ПКР «Экзосет» для подводных лодок (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда», 1982. — № 10. — С. 70-71. — ISSN 0134-921X.

Ссылки

  • MM.40 Exocet Anti-ship missile
  • Авиационные противокорабельные ракеты, журнал Зарубежное военное обозрение, № 7 1976

masterok

Читаем новости сегодняшнего дня: Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер направила британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону открытое письмо с призывом начать переговоры о возвращении Аргентине Фолклендских островов, сообщает в четверг газета Guardian.
Письмо приурочено к 180-й годовщине аннексии Фолклендов, расположенных у побережья Аргентины. Киршнер использует испанское наименование островов и утверждает, что «в результате колониальной политики Британии Мальвинские острова были силой отняты у Аргентины», что, по ее мнению, нанесло удар по территориальной целостности страны. Президент опирается на тот факт, что в 1965 году Генеральная Ассамблея ООН «единогласно, без единого голоса против приняла резолюцию, признающую аннексию Мальвинских островов результатом британской политики колониализма и призывающую страны прийти к решению территориального спора путем переговоров».

Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты. (AP Photo)

В ответ на письмо, копия которого была направлена генсеку ООН Пан Ги Муну, Дэвид Кэмерон заявил, что в данном вопросе «трехтысячное население Фолклендов в большинстве своем поддерживает Британию». На запланированном в марте этого года референдуме будет решено, останутся ли Фолкленды заморской территорией Великобритании. Кэмерон заверил, что Британия будет «уважать и защищать» интересы местного населения. Член Законодательной ассамблеи Фолклендских островов Барри Элсби (Barry Elsby) поддержал премьер-министра, сказав, что принадлежность к Британии — выбор фолклендцев. Аргентина также обвиняет Великобританию в изгнании ее граждан с островов, вторая сторона подобные обвинения отвергает.
Фолклендские (Мальвинские) острова, удаленные от Британии на 14 тысяч километров, являются фактически воротами в Антарктику, дают контроль над чрезвычайно богатыми природными ресурсами районами океана. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. Боевые действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. Британские нефтяные компании в 2010 году в одностороннем порядке начали разведку месторождений нефти вблизи архипелага, что обострило конфликт.

Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года. (Daniel Garcia/AFP/Getty Images)

Из-за чего же на самом деле разгорелся конфликт? Не будет большой ошибкой заявить, что своим происхождением он обязан игре больших политических амбиций. В Аргентине к власти пришел очередной полувоенный режим с предвыборными лозунгами и обещаниями националистического толка, среди которых фигурировало и возвращение Мальвин (спорной территории).
В военном отношении режим ощущал уверенность: недавно приобретенный французский авианосец в составе своего авиакрыла содержал не только «Скайхоки» с бомбами, но и новейшие французские «Супер-Этандары» с ПКР «Экзосет», способные, не входя в зону ПВО отряда боевых кораблей, нанести ему серьезное поражение. Успех авиации готовы были развить эскадренные миноносцы (ЭМ) и фрегаты управляемого ракетного оружия (ФР УРО). Группировка боевой авиации Аргентины насчитывала до 200 единиц. Подготовленность экипажей традиционно имела высокую репутацию. Все это выглядело солидно и не могло не подталкивать аргентинских стратегов «пощекотать» старушку Англию.
В это время военно-политическое руководство Великобритании стремилось усовершенствовать МСЯС на основе ракет «Трайдент» за счет ВМС. Из-за этого флот едва сводит концы с концами, под сокращение в 1982 году попали оба действующих авианосца, несколько кораблей основного класса, важнейшие элементы инфраструктуры, существенная часть персонала. И без того позиции «Владычицы морей» не выглядели убедительно по сравнению с Францией, а по ряду позиций (по качеству и количеству надводных кораблей основного класса) – и с Японией. В связи с этим руководство военного ведомства не находило возможным ни оборонять, ни тем более завоевывать Фолкленды обратно. Не вызывает сомнений, что эти затруднения и настроения в Великобритании были известны аргентинской стороне. Тем не менее в апреле 1982 года на архипелаге высадился солидный контингент британских войск с легкой штурмовой авиацией и вертолетами. Заодно британцы прихватили и Южную Георгию.

Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года. (AFP/Getty Images)

Архипелаг располагался от материковой части Аргентины менее чем в 400 милях, в то время как от метрополии был удален на 8000 миль. Надвигалась антарктическая зима, до ее наступления оставалось не более двух месяцев. Одним словом, не лучшее время и место для боевых действий и даже обычного мореплавания. Но, несмотря на неподходящие условия, первый морской лорд Великобритании адмирал Генри Лич запросил разрешение у премьера Маргарет Тэтчер начать формирование оперативного соединения (ОС) для отправки в Южную Атлантику.
Английским кораблям предстояло преодолеть 6000–8000 миль в районы, совершенно лишенные каких-либо признаков берегового базирования. Примерно в середине маршрута развертывания был последний клочок суши, используемый в качестве тылового пункта базирования – остров Вознесения. Здесь произошел сбор основных сил 317-го ОС Королевского флота, после чего контр-адмирал Джон Вудворд доложил командующему ВМС адмиралу Дж. Филдхаусу, возглавлявшему специально созданный штаб, решение на операцию, известную впоследствии, как «Корпорейт». В это же время было проведено планирование, брифинги по всем видам БД, обеспечения, инструктажи, ориентирование, предварительная постановка задач силам, окончательная приемка запасов в условиях стоянки на рейде. Дальше все работы происходили в открытом океане, как правило, на ходу.

Британский солдат проверяет местность при помощи бинокля, рядом с ним расположена противоракетная батарея на случай атаки с воздуха, 25 мая 1982 года. (AFP/Getty Images)

18 апреля флот продолжил развертывание. Адмирал Филдхаус улетит в Лондон, чтобы там, на самом высоком уровне, защищать план операции, принятой вблизи «переднего края», отстаивая каждый его пункт, без чего невозможно управлять войной, происходящей за 8000 миль от Адмиралтейства.
Основа замысла решения командующего ОС состояла в том, что все действия, включая захват Фолклендских островов, нужно завершить не позже середины июня. Позже гидрометеоусловия были не совместимы не только с ведением БД, но и просто пребыванием в этих водах корабельного состава и авиации, осуществляющих огневую поддержку и обеспечение сил на берегу. Обратным отсчетом, беря минимально необходимое время для действий десанта на берегу, определялась предельная дата начала высадки 20–21 мая.
Таким же образом определялись и сроки прибытия британского ОС на ТВД (во всеобщей исключительной зоне) 1 мая для завоевания господства на море и превосходства в воздухе.
Первые выстрелы этой войны прозвучали, а счет потерям открылся на острове Южная Георгия, где специально выделенной тактической группой кораблей была выведена из строя и захвачена аргентинская субмарина «Санта Фе» и поднят британский флаг.
Завершение развертывания знаменуется серией воздушных ударов по аэродромам Порт-Стэнли и Гус Грин. Сначала стратегический бомбардировщик «Вулкан» с острова Вознесения в ночь на 1 мая с большой высоты нанес бомбовый удар по Порт-Стенли. Успех с рассветом развили палубные «Си Харриеры». Надводные корабли в это время вели артобстрел береговых объектов и контрольный поиск подводных лодок противника. В завязавшихся воздушных боях у аргентинской авиации было почти 10-кратное превосходство, но британские «Си Харриер» по эффективности превосходили «Сайдвиндеры», находящиеся на вооружении ВВС Аргентины. Главной задачей первого дня была скрытная высадка оперативной группы спецназа для разведки позиций противника и выбора места будущего десанта.

Аргентинские истребители-бомбардировщики Air Macchi, 21 мая 1982 года. (AFP/Getty Images)

Борьба за господство на море разворачивалась по классическим канонам и с большой остротой. Аргентинский флот, заблаговременно завершив боевое развертывание, охватил своим боевым порядком прибывшее ОС англичан с двух сторон – с северо-востока и с юго-запада. В качестве отвлекающих и обеспечивающих ударов предусматривалось массированное применение и авиации берегового базирования.
Английские ПЛА не смогли обнаружить надводные корабли противника. Когда же наконец ПЛА «Конкерор» обнаруживает аргентинский крейсер, начинаются накладки, связанные с несовершенством управления субмариной, а также сложностью слежения за надводными кораблями на мелководье. Все же аргентинский крейсер в результате торпедной атаки был потоплен.
Принято считать, что именно потеря крейсера заставила аргентинское командование вернуть флот в базы. На самом деле аргентинские моряки горели жаждой отмщения, но нанести смертельный удар по английскому ОС помешала погода. Аргентинский флот вернулся в базы и больше территориальных вод не покидал.

Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа. (AP Photo/Tom Smith)

Формально борьбу за господство на море на этом можно было бы считать законченной, однако ожесточение в противостоянии сил не спадает. На первый план выходит ударная аргентинская авиация, и английский флот начинает нести существенные потери. Эсминец «Шеффилд», можно считать, был потерян по головотяпству его командования. Будучи в ПВО-ПРО дозоре, на нем оказались выключены РЛС, снижена готовность, корабль не нес вахты в сетях обмена информацией и предупреждения ради получения хорошего качества радиосвязи с Лондоном. В результате аргентинцы расстреляли его крылатыми ракетами с низколетящих «Этандеров». Через 10 суток выживший в той атаке и проявивший себя с самой наилучшей стороны однотипный «Глазго» был тяжело поврежден. У командования ОС после этого появились сомнения в эффективности их лучших ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф».
Судя по потерям, наибольшей интенсивности БД достигают с началом высадки, ибо до завоевания превосходства в воздухе было далеко и проблема решалась простым «перемалыванием» аргентинской авиации, рвущейся к району высадки и якорной стоянке десантных кораблей и транспортов.

Аргентинский солдат проходит мимо обломков сбитого британского военного самолета в Дарвине. (Reuters/Eduardo Farre)

Сама высадка 21 мая прошла гладко и без потерь, однако уже к 25 мая общее число потопленных английских кораблей достигает четырех единиц, практически все остальные корабли имеют множественные боевые повреждения. Цена достаточно высокая, хотя удалось сохранить все десантные и транспортные корабли, особенно с десантом, а также авианосцы. Потери оказались обусловлены еще и неэффективностью ЗРК «Рапира». Потери англичан в корабельном составе здесь могли оказаться несравненно более тяжелыми, прояви авиационное аргентинское командование больше умения и предприимчивости в управлении силами.
Вместе с тем это воздушное наступление на противодесантном направлении, равно как и предыдущие БД в воздухе, стоили аргентинским ВВС и ВМС не менее трети всей боеготовой авиации и потери самых опытных летчиков. Именно в этот момент командование ВВС Аргентины признает свои авиационные силы подорванными, а подобную цену за Фолкленды – неприемлемой. Уходя, аргентинская авиация, что называется, громко хлопнула дверью.
Речь идет о поражении переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер». В прекрасно спланированном рейде аргентинских «Супер Этандаров», приуроченном к национальному празднику Аргентины, контейнеровоз, имеющий сходную с «Гермесом» радиолокационную заметность, принял на себя удар двух «Экзосетов». Одна ракета сразу навелась на него, вторая, будучи отведенной от «Гермеса», тоже навелась на контейнеровоз и добила его. Судно было до отказа набито ценнейшим для экспедиционных сил грузом: три тяжелых вертолета типа «Чинук», пять «Уэссексов», солидный запас кассетных бомб для «Харриеров», оборудование для быстрого создания взлетной полосы в бухте Карлос, огромное количество запасных частей к вертолетам, запасов и снаряжения. Кроме того, контейнеровоз, будучи специально переоборудованным по мобилизационному плану, служил третьей полетной палубой в ОС.
Однако плацдарм был уже захвачен, войска и снаряжение – на берегу, что же касается потери «Атлантик Конвейер», то это был неприятный, но не определяющий момент. Авианосцы удалось сохранить – и это главное. Несмотря на задержки, действия английских войск на берегу развивались успешно, и к середине июня противник капитулировал.

Аргентинские солдаты занимают позиции в Порт-Горварде. (Reuters/Eduardo Farre)

Фолклендская война занимает уникальное место в военно-политической истории. В течении сравнительного не длительного периода кризиса (74 дня) противостоящие стороны вели ожесточенную борьбу в удаленном районе Атлантического океана с применением самых современных вооружений и большого количества войск и техники. Всего в боевых действиях с обеих сторон приняли участие до 60 тыс. человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов, 350 боевых самолетов и вертолетов. Причем, враждующим сторонам пришлось буквально «на ходу» приспосабливаться к условиям войны, т.к. даже Аргентина никогда серьезно не готовилась к возможной войне за Мальвины, не говоря уже о Великобритании. Тем не менее, чуда не произошло: региональная «сверхдержава» не смогла одержать верх над одной из ведущих мировых держав. Хотя аргентинцы и сама война преподнесли британцам ряд неприятных сюрпризов. В итоге, «это отвратительная небольшая война», как назвали ее некоторые в Великобритании, оказалась весьма кровопролитной и нелегкой. Как отмечал адмирал сэр Джон Вудворд: «Кто-то слышал, что в Ольстере, Малайе, Корее, Кении и т.д. было значительно хуже, там потери доходили до восьмисот человек, тогда как в войне за Фолклендские острова в 1982 г. погибли двести пятьдесят британцев. Но разница в том, что эти двести пятьдесят человек мы потеряли в течение шести недель, а не за много лет. За это время я утратил почти половину своих эсминцев и фрегатов. А людские потери были в десять раз больше, чем во всех наших вооруженных силах (видимо имеется ввиду ВМФ) со времен Второй мировой войны.»
Даже через два десятилетия нет полной ясности в вопросе потерь Великобритании и Аргентины. Речь не идет об абсолютной точности — хорошо бы определить хоть порядок потерь.

Фрегат поливает водой поврежденный HMS Sheffield, 28 мая 1982 года. Вертолет Sea King в этом время парит в воздухе, обеспечивая безопасность. Два аргентинских штурмовика Super Etendard напали на судно с ракетами, начался пожар, который продолжался несколько дней, пока HMS Sheffield полностью не затонул, в результате чего погибли 20 человек. (AP Photo/Press Association/Martin Cleaver)

27 мая Министерство обороны Великобритании сообщило, что к этой дате погибло 109 человек. Аргентинцы признали потерю только 92, хотя на одном “Бельграно” погибло в три раза больше. При окончании войны британцы заявили следующие цифры: около 200 англичан были убиты и около 300 ранены. Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек. В дальнейшем потери британцев «росли», аргентинцев соответственно «снижались».
Была цифра в 230-236 погибших британцев в т.ч. 120 в сухопутных войсках, количество погибших аргентинцев оценивается в 750 человек и это число так и «закрепилось» во всех западных источниках. Затем «окончательным» числом погибших британцев называли цифру в 250 человек, точнее в 255-256 человек в т.ч.: Королевский ВМФ потерял восемьдесят семь человек, Королевская морская пехота — двадцать шесть, торговый флот — девять и Королевский вспомогательный флот — семь.
Через 15-20 лет после войны погибшими со стороны Великобритании объявили 258 человек в т.ч. 3 жителя островов. Максимальная цифра британских потерь, встречная мною, составляла 286 человек.

Аргентинские военнопленные проходят мимо горящего здания в Порт-Стэнли в последние дни аргентинской оккупации южной части островов. (AP Photo/J. Leonard)

Аргентинские потери иногда оценивают и в 712 и в 700 человек убитыми, были цифры в 690 убитыми и 176 ранеными, но официальная аргентинская цифра — 655 погибших.
Полную статистику по потерям в живой силе и технике
Фолклендская война стала буквально подарком для премьер-министра Тетчер. Вернее не сама война, а ее результат. В начале 1980-хх экономику Великобритании лихорадило и победа в войне сильно укрепила популярность Тетчер и позволила продержаться у власти до 1990 года. Не меньшим подарком война стала и для военных: резко увеличились расходы на оборону. Произошел решительный отказ от прежней военной доктрины, благодаря ей, если бы Аргентина напала в 1983 году, Великобритания проиграла бы войну. Авианосцы были бы проданы, массовые сокращения, уже начавшиеся в ноябре 1981 года и достигшие бы пика весной 1982 года, сделали бы королевские ВМС не способными выиграть схватку за Фолкленды. По крайней мере так, как это произошло на самом деле.
Сразу же после войны правительство сняло с себя ответственность за столь своевременно начавшуюся войну. 6 июля 1982 года лорд Фрэнке назначен председателем специального комитета Тайного совета для расследования причин вооруженного вторжения на Фолклендские острова. 18 января 1983 года был опубликован доклад Фрэнкса, снимающий с правительства Маргарет Тэтчер ответственность за решение аргентинской военной хунты осуществить вторжение на Фолклендские острова 2 апреля 1982 года.
Другим отголоском война в Южной Атлантике стал процесс о разглашении документов, проливающих свет на события 2 мая 1982 года. 11 февраля 1985 года Бывший служащий британского Министерства обороны Клайв Понтинг оправдан судом, рассматривавшим дело о разглашении содержания документов, имеющих отношение к потоплению аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» во время Фолклендской войны.

Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен.

Гораздо более серьезные последствия оказала война на Аргентину. Уже 17/18 июня 1982 года генерал Галтьери подал в отставку. В стране начинается политический кризис. Но 1 июля 1982 года во главе четвертого и последнего военного правительства Аргентины становиться генерал Бенито Ренальдо Бигноне (Bignone, Reynaldo Benito).
Не имея возможности остановить политический и экономический кризис в стране, генерал стал готовить уход военных и уничтожать все доказательства репрессий, а также требовать от демократических сил амнистии за все военные преступления.
Первым, за многие годы, демократическим президентом Аргентины стал Рауль Альфонсин. Он начал судебные процессы над военными, почти все высшие чины получили срок. Но армия не собиралась сдаваться: первое восстание против президента Альфонсина поднял полковник, участник Фолклендской войны, Алдо Рико 15 апреля 1985 года на военной базе в Кампо Майо. Хотя зачинщики бунта были арестованы, военным удалось добиться закона, согласно которому все лица замешанные в репрессиях, чином ниже полковника объявлялись «исполняющими приказ». Уступки спровоцировали военных на новые выступления. Только Алдо Рико оказался под домашним арестом, он тут же поднял новый бунт в середине января 1988 года. 17 января Рико сдался, но отнеслись к нему достаточно мягко: срок с возможностью общаться по телефону и хорошими условиями содержания. Восстание в декабре 1988 года окончилось повышением зарплат военным и никто даже не был арестован.

Наконец, новой президент Аргентины Карлос Менема 5 октября 1989 года подпишет приказ об амнистии и многие генералы окажутся на свободе. Восстание 3 декабря 1990 года было подавлено, но Менема 29 декабря 1990 года подпишет всеобщую амнистию.
11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий день Великобритания де-факто объявит об окончании войны. На островах оставили около 5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года британский министр обороны объявляет о выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на строительство аэропорта на Фолклендских островах.
В октябре 1989 года между Великобританией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в полном объеме.

Братская могила 30-ти аргентинских солдат после битвы за Дарвин. 14 июня 1982 года аргентинские войска покинули остров, потерпев поражение британцам. (AP Photo/Martin Cleaver)

27 сентября 1995 года Великобритания и Аргентина заключают соглашение о разработке нефтяных и газовых месторождений в Южной Атлантике к юго-западу от Фолклендских островов. Надзор за добычей полезных ископаемых поручен совместной комиссии.
Конфликт разгорелся с новой силой, когда в оспариваемом районе были обнаружены огромные сырьевые месторождения. Запасы нефти оцениваются в 60 млрд баррелей нефти, а запасы природного газа – в 9 трлн кубометров. В феврале 2010 британские нефтяные компании приступили к разведке и добыче нефти с плавучей буровой платформы Ocean Guardian, находящейся в 100 км к северу от островов. Это вызвало волну протеста Аргентины и ответных экономических мер с ее стороны.

Аргентинский ветеран Фолклендской войны Хосе Луис Апарасио держит снимок, на котором изображены он (справа) и его товарищ (слева) после того, как их взяли в плен британские войска в битве на горе Лонгдон 12 июня 1982 года. Фотография выше сделано в Ла-Плата, Аргентина, 20 марта 2007 года. (Reuters/Enrique Marcarian)

Среди последних можно назвать декабрьское решение стран Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) запретить вход в свои порты судам под флагом Фолклендских (Мальвинских) островов.
Вскоре после этого 19 января премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обвинил Аргентину в колониальном отношении к Фолклендским островам, на что Буэнос-Айрес возмущенно заявил, что слова о «колониализме» из уст британцев звучат особенно оскорбительно, поскольку «история прекрасно демонстрирует их отношение ко всему миру» (сегодня около 50 из примерно 200 стран мира ежегодно отмечают день независимости от британского господства). Одновременно Кэмерон одобрил срочный план усиления военной группировки страны.

Битва за острова: Фолклендская война

Фолклендская война — это противостояние Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими островами. Что интересно, ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны, с точки зрения обеих сторон, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией.

Ночью 21 мая 1982 года в бухте Сан-Карлос, где аргентинцы ожидали атаки десанта противника меньше всего, высадились сухопутные британские войска. Спустя почти месяц война закончилась. Победу одержала Великобритания, которая и контролирует острова по сей день.

Представляем вам небольшую фотохронику этого противостояния.

Десятки тысяч аргентинцев собрались на площади Пласа де Майо в Буэнос-Айресе, чтобы показать свою поддержку президенту Леопольдо Гальтиери, 10 апреля 1982 года

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.

Последствия сражения при Гуз­Грин, Фолклендские острова

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.

Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам, а в ответ на экономические санкции Запада Буэнос­-Айрес запретил полеты в страну авиакомпаний «Люфтганза», «Эйр-­Франс», КЛМ и ряда других.

Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты

Вертолет доставляет боеприпасы британской армии

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.

Британский фрегат HMS Antelope после попадания в него аргентинской ракеты

Аргентинские солдаты занимают позиции возле пролива Сан-Карлос в мае 1982 года

Аргентино-­британский конфликт длился 74 дня. Решающая битва произошла 2 мая 1982 года, когда британская атомная подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Погибли 323 человека. После этого аргентинский военно­морской флот капитулировал.

Генерал аргентинской армии, который считался губернатором в Стэнли в течение 73 дней войны, обращается к своим войскам в Дарвине, 25 мая 1982 года

Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года

Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа.

Аргентинские военные патрулируют Фолклендские острова, город Порт-­Стэнли

Сотни аргентинцев собрались возле магазина в Буэнос-Айресе, чтобы узнать последние военные новости, 21 мая 1982 года

14 июня 1982 года Аргентина капитулировала (официально война закончилась 20 июня). В ходе конфликта погибли 258 британцев (включая трех жителей островов) и 649 аргентинцев.

Бывший премьер­-министр Великобритании Маргарет Тэтчер

Фолклендская война привела к резкому росту популярности Маргарет Тэтчер и ее переизбранию на пост премьер-­министра в 1983 году.

Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен

Британский флаг возле залива Аякс

В марте 2013 года жители Фолклендских островов приняли участие в референдуме о политической принадлежности архипелага. 99,8% голосовавших высказались за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании

Фолклендская война

Фолклендская война
Карта с обозначением повторного взятия островов Великобританией
Дата 2 апреля — 14 июня 1982 год (2 месяца, 1 неделя и 5 дней)
Место Фолклендские острова, Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова и близлежащее морское и воздушное пространство
Итог Победа Великобритании
Противники

Великобритания

Аргентина

Командующие

Маргарет Тэтчер
Теренс Левин
Джон Филдхаус
Джон Вудвард
Джереми Мур
Джулиан Томпсон
Тони Уилсон

Леопольдо Галтьери
Хорхе Анайя
Басилио Лами Досо
Хуан Хосе Ломбардо
Эрнесто Креспо
Марио Менендес

Силы сторон

7 тыс. военнослужащих (наземные силы)

13 тыс. военнослужащих (наземные силы)

Потери

258 человек, 2 фрегата, 2 эсминца, 1 контейнеровоз, 1 десантный корабль, 1 десантный катер

649 человек, 1 крейсер, 1 подводная лодка, 1 сторожевой катер, 4 транспортных судна, 1 рыболовный траулер

Медиафайлы на Викискладе

  • Операция »Росарио»
  • Вторжение на Южную Георгию
  • Оккупация
  • Операция »Параквейт»
  • Операция «Блэк Бак»
  • Бой у острова Кидни
  • Рейд на Пеббл
  • Операция «Микадо»
  • Операция »Саттон»
  • Битва при Сан-Карлосе (1982)
  • Битва в бухте Сил
  • Битва при Гус-Грин
  • Битва на горе Кент
  • Перестрелка в Топ-Мало-Хаус
  • Воздушные налёты на бухту Блафф
  • Перестрелка у мыса Мэни-Бранч
  • Битва при горе Харриет
  • Битва при Ту-Систерс
  • Битва при горе Лонгдон
  • Битва при Уайрлесс-Ридж
  • Битва при горе Тамблдаун
  • Капитуляция
  • Операция «Кихол»

Не следует путать с Фолклендский бой.

История Аргентины Доисторическая Аргентина

Индейцы Аргентины

Колониальная Аргентина

Война гуарани

Англо-португальское вторжение

Вице-королевство Рио-де-Ла-Плата

Британские вторжения

Борьба за независимость

Майская революция

Контрреволюция Линьерса

Война за независимость

Тукуманский конгресс

Гражданские войны в Аргентине

Бернардино Ривадавия

Мануэль Росас

Французская блокада

Англо-французская блокада

Формирование аргентинской нации

Конституция 1853 года

Завоевание пустыни

Поколение 1880 года

Правление радикалов (1916—1930)

Бесславное десятилетие

Первое правление Перона

Хуан Перон и Эвита Перон

Перонизм

Всеобщая конфедерация труда

История Аргентины (1955—1976)

Освободительная революция

Артуро Фрондиси

Артуро Умберто Ильиа

Аргентинская революция

Монтонерос и ААА

Процесс национальной реорганизации

Переворот 1976 года

Грязная война

Фолклендская война

Современность

Суд над хунтами

Рауль Альфонсин

Кризис 2001 года

Киршнеризм

Портал »Аргентина»

Фолкле́ндская война (англ. Falklands War, также Мальви́нская война, исп. Guerra de las Malvinas; 2 апреля — 14 июня 1982) — война между Аргентиной и Великобританией за две британские заморские территории в Южной Атлантике: Фолклендские острова, а также Южную Георгию и Южные Сандвичевы Острова, продлившаяся десять недель. Она началась 2 апреля 1982 года с вторжения и захвата Аргентиной Фолклендских островов (Южной Георгии и Южных Сандвичевых Островов на следующий день) в попытке установить суверенитет, на который она претендовала. 5 апреля правительство Великобритании отправило военно-морское оперативное соединение для атаки ВМС и ВВС Аргентины перед высадкой морского десанта на территории островов. Конфликт продлился 74 дня и завершился поражением Аргентины 14 июня 1982 года и возвращением контроля над островами Великобритании. В общей сложности во время боевых действий погибло 649 аргентинских и 255 британских военнослужащих, а также трое жителей Фолклендских островов.

Ни одно из государств официально не объявляло войну, хотя правительства как Великобритании, так и Аргентины утверждали, что острова являются зоной военных действий, и официально признавали, что состояние войны и боевые действия между государствами почти исключительно ограничивались территориями, ставшими предметом спора, и районом Южной Атлантики, в которой они расположены.

Энциклопедичный YouTube