Военная техника бат 2

БАТ-2

ЧТЗ

дизельный

БАТ-2
БАТ-2
Классификация инженерный танк
Боевая масса, т 39,7
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 6
История
Производитель
Годы производства с 1988
Годы эксплуатации с 1988
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 9640
Ширина, мм 4000
Высота, мм 3690
Колея, мм 2730
Клиренс, мм 425
Подвижность
Тип двигателя В-46-4 Производитель Тип Расход топлива на трассе Тактность (число тактов)
Мощность двигателя, л. с. 710
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 28..35
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,8
Медиафайлы на Викискладе

Путепрокладчик БАТ-2 пересекает реку по понтонам наплавного моста в ходе наведения военнослужащими 28-й отдельной понтонно-мостовой бригады переправы через реку Оку в ходе испытания нового понтонно-мостового парка — 2005 модели (ПП-2005), 15 мая 2017 года.

БАТ-2 (Бульдозер на артиллерийском тягаче — 2 модель) — советский бульдозер и путепрокладчик (инженерный танк) на базе многоцелевого тягача — тяжёлого (МТ-Т).

Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения. Производился малой серией и постановлялся на оснащение специальных войск (инженерных и гражданской обороны) ВС Союза ССР.

Описание конструкции

Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена.

Корпус

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична. В кабине размещаются два члена экипажа, также имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения.

Ходовая часть

Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т или «Эней» и имеет индекс ГБТУ «Объект 454». Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная. Ведущие колёса также расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами.

Специальное оборудование

Основными элементами оборудования являются: отвал, рыхлитель, лебёдка и кран. Отвал имеет три положения для работы. Приведение в каждый из режимов работы производится с помощью гидрооборудования. При бульдозерном режиме крылья отвала выставлены в одну линию с его центральной частью. Этот режим используется для рытья грунта. Для очистки от снега и прокладывания колонного пути, бульдозерное оборудование имеет двухотвальный режим. В грейдерном режиме крылья отвала выставляются в ряд наискосок в одну сторону для формирования серповидного поворота дороги или выкапывания кювета. Для формирования постоянной глубины, перед отвалом установлена специальная «лыжа» копирующая местность.

БАТ-2 оснащён крановым оборудованием. Крановая стрела имеет возможность разворачиваться на 360° и обладает грузоподъёмностью в две тонны. БАТ-2 может опускать грузы в котлованы глубиной до 3,5 метров или поднимать на высоту до 7,5 метров. Максимальный вылет стрелы составляет 7,36 м.

В передней части машины установлена лебёдка с тяговым усилием 25 тонн. Длина троса составляет 100 метров. Конструкция лебёдки заимствована от тягача АТ-Т.

Оценка машины

Несмотря на то, что машина создавалась на замену путепрокладчику БАТ-М, в целом БАТ-2 унаследовал основные недостатки БАТ-М. Несмотря на увеличение общей производительности, масса машины выросла непропорционально, из-за чего БАТ-2 обладает высоким удельным давлением на грунт, из-за чего машина часто застревает. К достоинствам относится возможность перевозки десанта из 6 человек. Основным конкурентом БАТ-2 является инженерная машина разграждения ИМР-2, способная выполнять все задачи путепрокладчика, однако при этом она значительно дороже.

Операторы

  • Россия — некоторое количество БАТ-2, по состоянию на 2016 год
  • Украина — 53 единицы БАТ-2, по состоянию на 2016 год

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Веремеев Ю. Г. Путепрокладчик БАТ-2. Дата обращения 26 января 2012. Архивировано 18 мая 2012 года.
  2. 1 2 3 Машины инженерного вооружения. Часть 4, стр. 88
  3. Машины инженерного вооружения. Часть 4, стр. 85
  4. The Military Balance 2016. — P. 190.
  5. The Military Balance 2016. — P. 205.

> Литература

  • Часть 4. Базовые изделия // Машины инженерного вооружения / Бородин Н. Г.. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1987. — С. 85, 88. — 432 с.

Ссылки

  • Веремеев Ю. Г. Путепрокладчик БАТ-2. Дата обращения 26 января 2012. Архивировано 18 мая 2012 года.

Купить Путепрокладчик БАТ-2 в Челябинске | Конверсионная техника и запчасти

Путепрокладчик БАТ-2, изготовлен на базе транспортера тягача МТ-Т. Он предназначен для выполнения бульдозерных работ при отрывке и засыпке котлованов, рвов, траншей, расчистке снега, для выполнения погрузочно-разгрузочных операций при производстве дoрожно-мостовых работ и рьхления грунта. Производство землеройных работ допускается в грунтах — до IV категории.

Машина имеет:

— бульдозерный отвал, крылья которого устанавливаются в бульдo- зерное, грейдерное и в 2-х отвальнсе положения;

— полноприкодный кран с телескопической стрелой с грузоподъемностью на любом вылете стрелы -2 тонны;

— одностоечный рыхлитель грунта на глубину — до 500 мм;

— лебедку с тяговым усилием — 25 тонн.

Лебедка:

— длина каната, м

— мака мальное тяговое усилие, кгс

Кран:

-тип

25000

по ТУ

— максимальная грузоподъемность, т

— максимальный вылет стрелы, м

7,365

— максимальная высота подъема крюка, м

7,42

— максимальная глубина опускания крюка, м

Категория отрываемого грунта

Рыхлитель, глубина рыхления, м

0,5

При перевозках по ЖД путепрокладчиков БАТ-2, БАТ-М, а также МДК-2, МДК-3, БТМ-3 и другой аналогичной гусеничной специальной армейской тех­ники, в первичных документах принято указывать — код 362067 ЕТСНГ «Тягачи тракторные» и код 87013000 ГНГ «Тракторы гусеничные». Для управления этой техникой необходимо удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с открытой Е» категорией.

БАТ-М

БАТ-М

БАТ-М
(бульдозер на артиллерийском тягаче модернизированный)

Классификация

инженерный танк

Боевая масса, т

27,5

Экипаж, чел.

История

Основные операторы

Размеры

Длина корпуса, мм

7050 (10500 с лыжей)

Ширина, мм

4500 при двухотвальном положении РО
5000 при бульдозерном положении РО
4000 при грейдерном положении РО

Высота, мм

Клиренс, мм

Бронирование

Тип брони

Нет

Подвижность

Тип двигателя

В-401 или А-401Г, четырёхтактный бескомпрессорный дизель с непосредственным впрыском топлива

Мощность двигателя, л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Тип подвески

Индивидуальная торсионная

Медиафайлы на Викискладе

Бульдозер на артиллерийском тягаче модернизированный (БАТ-М), во время работы.

Путепрокладчик «БАТ-М» (бульдозер на артиллерийском тягаче модернизированный) — советская инженерная машина разграждения.

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъёмных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

Относится к типу путепрокладчики гусеничные, средствам преодоления разрушений и препятствий, инженерной техники ВС Союза ССР, заменён на БАТ-2.

Базовая машина — путепрокладчик БАТ на основе АТ-Т, от которого машина отличается гидравлическим, а не механическим (тросовым) управлением рабочего органа (отвала). Мощность двигателя 415 л. с., масса 27,5 тонны, транспортная скорость до 35,5 км/ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности, заражённой отравляющими и радиоактивными веществами, причём экипаж в кабине может находиться без средств индивидуальной защиты.

Рабочий орган (отвал) может устанавливаться (ширина в плане) в бульдозерное (5 метров), двухотвальное (как показано на рисунке) (4,5 метра) и грейдерное (4,0 метра) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа регулируемая по высоте лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекос в любую сторону производится с помощью гидропривода.

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъёмностью две тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропальщика).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересечённой местности. Площадь опорной поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка, массе (27,5 тонны) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

Значительный запас топлива (около 950 кг) обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12—15 часов.

Производительность:

  • прокладка колонного пути по среднепересечённой местности: 1,5—10 км/ч;
  • землеройные работы: 200—250 м3/ч;
  • грузоподъёмность крана: до двух тонн.

Служба и боевое применение

БАТ-М состоял на вооружении специальных войск (инженерных и дорожных) ВС Союза ССР, в инженерно-сапёрной роте мотострелкового (танкового) полка — 1 шт, в инженерно-сапёрном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 9 шт, и так далее.

Машина прочная, надёжная, безотказная. Кабина просторная, тёплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебёдку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебёдкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебёдка на специальном танковом тягаче БТС-2. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа, ещё и сапёрное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая

— Веремеев Ю. Г.

Литература

  • Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного инженерного путепрокладчика БАТ-М. — М.: Военное издательство МО СССР, 1964.
  • Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. — М.: Военное издательство МО СССР, 1982.
  • Путеукладчик БАТ-М. Пособие механику-водителю по эксплуатации. — М.: Военное издательство МО СССР, 1980.
  • Тяжёлый артиллерийский тягач.

История создания артиллерийского тягача АТ-Т (изделие «401») насчитывает 55 лет. Он был спроектирован, разработан и изготовлен на Харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова, а серийное производство началось в 1950 году.

Это был первый послевоенный быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, нашедший широкое применение в советских Вооруженных Силах. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.
Капотного типа четырехместная двухдверная кабина тягача заимствована от грузового автомобиля ЗИС-150, но отличается от кабины-прототипа центральной вставкой, обеспечивающей повышенную (на 1 чел.) вместимость. Кабина оснащена системой отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновым ковриком и другим имуществом. Для нее характерен высокий уровень вибраций и шума, поэтому в экипировку механика-водителя входит танковый шлемофон.
Грузовая металлическая сварная платформа – с тентом, ровным полом и лючками в полу для доступа к лебедке, откидным задним бортом и рядами сидений (вдоль или поперек бортов), на которых можно разместить 16…18 чел. Грузоподъемность платформы – 5000 кг, внутренние размеры – 3576х2950х3600 мм, площадь пола – 10,5 м2.
В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч.
Двигатель отличался неплохой надежностью и экономичностью для послевоенного времени и работал на недорогом и недефицитном, менее опасном в пожарном отношении, чем автомобильный бензин, дизельном топливе, средний удельный расход которого составлял 230 г/кВт·ч (170 г/л.с.·ч). Запуск двигателя дублированный – с помощью электрического стартера мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска зимой установлен котел подогрева форсуночного типа. Сухая масса двигателя сравнительно небольшая – 895 кг.
Уместно заметить, что у этого двигателя был известный прототип – модификация хорошо зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащали в предвоенное и военное время средние и тяжелые танки Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей этого периода характерен ограниченный ресурс – 250 машино-ч до капитального ремонта, поскольку поршневая группа подвержена высокому абразивному износу в условиях высокой запыленности.
При низких уровнях запыленности ресурс увеличивается в несколько раз. Причина большого расхода масла на угар кроется в недостаточном совершенстве и конструкции поршневой группы, и материалов и технологий, по которым изготавливали ее детали.
Механическая трансмиссия тягача состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятиступенчатой коробки передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебедке, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчало управление машиной при маневрировании и обеспечивало минимальный радиус поворота на месте, равный ширине колеи машины – 2,64 м.

Компоновка тягача АТ-Т (продольный разрез):1 — рама; 2 — кабина; 3 — кузов; 4 — опорный каток; 5 — двигатель; 6 — трансмиссия; 7 — лебедка; 8 — тягово-сцепной прибор; 9 — радиатор; 10 — вентилятор Пятикатковый гусеничный движитель тягача по каждому борту состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра 830 мм с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состоит из 93 траков с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что позволяет крепить к ним дополнительные грунтозацепы (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, грязи и песку. Траки из стали ЛГ-13 хорошо сопротивлялись истиранию. Пальцы, соединяющие траки, фиксируются головкой и расклепкой на концах. Ресурс гусеничной цепи также небольшой – примерно 6 тыс. км.
Подвеска независимая торсионная, с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача. Амортизаторы на передних и задних узлах не устанавливали. Подвеска обеспечивает тягачу возможность движения по грунтовым дорогам и шоссе с неплохой скоростью – 18 и 30 км/ч соответственно.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей энергии на корпус. В качестве источников питания применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-вольтовых АКБ-6 СТЭН-140М, соединенных последовательно-параллельно.
Проходимость тягача на местности достаточно хорошая для его типа. Он может преодолевать с полной нагрузкой на сухом твердом грунте подъем крутизной 30° (с прицепом – 25°), ров (канаву) шириной 1,9 м, препятствие высотой до 0,85 м, брод с твердым дном глубиной до 1 м и двигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико – не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2).
Клиренс – 425 мм, что позволяет тягачу двигаться за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеей, не садясь днищем на грунт. По этому показателю тягач даже превосходит танк Т-34, отличавшийся хорошей профильной проходимостью, клиренс которого составлял 400 мм. Запас хода по топливу большой – 752 км.
Массогабаритные показатели тягача были сравнительно скромные: 25 000 кг полная масса и 6990х3140х2845 мм (по кабине). Они позволяют двигаться по деревянным мостам в сельской местности, легко вписываться в складки местности (маскироваться) и в габарит подвижного состава железных дорог 02-ВМ (ГОСТ 9238–83), что не создает трудностей для воинских перевозок.
Тягач оснащен лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 100 мм (диаметр троса – 28 мм), предназначенной для самовытаскивания и вытаскивания застрявших или затонувших машин меньшей и равной с тягачом массы. Шестеренчатый редуктор лебедки приводит в действие барабан с тросом, тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие ее трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебедка расположена под настилом пола платформы и приводится от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет использовать тягач для наведения пролетов разборных мостов на опоры.
Тягач неоднократно модифицировали, расширяя его технические возможности и области применения в Вооруженных Силах и в народном хозяйстве.
На его базе спроектированы и изготовлены тяжелые гусеничные тягачи ТГ и ТГ-2, входившие в состав эвакуационного взвода, народно-хозяйственный тягач «Пингвин» с кузовом типа фургон, успешно применявшийся советскими учеными в Антарктиде.
Мощный тягач высокой проходимости с большой полезной площадью за кабиной стал базой для целого семейства оригинальных инженерных машин – путепрокладчика, быстроходной траншейной и котлованной машин. Тягач АТ-Т выпускали до 1979 года, пока его не сменил более мощный многотопливный тягач МТ-Т.
(С.)
ТАКЖЕ:
Panhard EBR — символ Пятой республики
МАЗ-541: гигантский седан из СССР
Автопоезд-плететрубовоз НАМИ-0127

Golovach ›
Blog ›
Монстр в лесах Подмосковья. Инженерный танк БАТ-2

Всем привет. дело было так. Иду я значит по летнему лесу, собираю незабудки и грибы. И вдруг мне на встречу выезжает «нечто». Агрегат выглядел очень и очень странно. Конечно я видел такое на картинках в старых книгах, но в живую…

Спереди огромный бульдозерный отвал с мощной механизацией. На крыше стрела от крана, а позади — здоровенный коготь. Оно рычало, пыхтело, пофыркивало и ровняло отвалом отрезок лесной дороги.
Фига себе, подумал я и решил поближе познакомиться с водителем этого агрегата. После небольшого и ёмкого разговора я узнал, что это БАТ-2. Расшифровывается как Бульдозер на артиллерийском тягаче — 2 модель. К счастью, в лес я взял с собой несколько пачек сигарет, шоколадку, цветы литр коньяка и несколько наклеек Drive2, они сильно облегчили общение с экипажем БАТа, мало того, мне показали секретную стоянку где замер в ожидании боевой задачи еще один бульдозер.

Эту крутяцкую машину придумали в Харьковском конструкторском бюро машиностроения и производили мелкосерийно. Предназначен БАТ-2 для прокладки путей и дорог в зоне боевых действий.

Краткие характеристики БАТ-2:
Боевая масса, т 39,7
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 6
Мощность двигателя, л. с. 710
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 28.35
Запас хода по шоссе, км 500

БАТ-2 приводит в движении V-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель мощностью 710 лошадиных сил. Вообще мощность дизеля 780 «лошадей», но это без сопротивления на впуске и на выпуске.

Двигатель у БАТ-2 установлен сзади, ведущие колёса, так же расположены позади.

Основными «талантами» БАТ-2 являются рыхление, отваливание (породы), работа с лебёдкой и поднятие тяжестей.

Своим необычным и жутковатым видом в транспортном положении БАТ обязан бульдозерному отвалу. Для переездов и транспортировки отвал поднимается наверх и напоминает здоровенный молот.

Крылья отвала имеют три положения.

Положение как у обычного бульдозера.

Положение, как у грейдера. В этом положении крылья располагаются наискось к продольной осевой линии машины. Положение, когда крылья образуют клин.

В каждое положение, узел отвала приводят с помощью мощного гидрооборудования.
На «спине» БАТ-2 есть кран. Стрела крана может разворачиваться на 360° и поднимать 2 тонны полезного, или бесполезного груза на высоту 7,5 метров.

Стрела крана в походном положении.
Или же, можно опустить груз в яму глубиной 3,5 метров.

Стрела крана в походном положении.
На задней части БАТ-2 установлен здоровенный коготь рыхлителя.

Эта штука нужна (как и следует из названия) для рыхления плотных, мёрзлых, или каменистых грунтов.
Ну и конечно, без лебёдки такому монстру никуда. Лебёдка может тянуть грузы с усилием 25 тонн. Длина троса 100 метров. установлена в передней части.
Попасть в недра этого инженерного танка задачка не из простых. Нужно быть физически подготовленным человеком, чтобы подтянувшись на поручнях оказаться на крыше машины. В крыше находится люк, для «посадки и высадки пассажиров».
Кабина БАТ-2 полностью герметична.
Из удобств, брезентовые шторки на окошках и обитые дерматином (искусственная кожа) сиденья.

Zoom

Второй ряд сидений
Экипаж машины 2 человека. Но, при необходимости на борт можно взять 6 человек десанта.
На первом ряду располагаются механик-водитель и его помощник. Рядом места для двух членов расчёта.
А этот прибор называется гирополукомпас. Он нужен для того, чтобы прокладывать маршрут ночью, в туман, метель и в других случаях когда как пел Цой «ни черта не видать».
По всей кабине в изобилии развешаны таблички с инструкциями. Я их называю «Жестяная библиотека».

Такой вот интересный и необычный инженерный танк БАТ-2.

Всем мир, лайк, репост.

Вот еще что. Народ просил меня снимать небольшие видосы.
Собрал волю в кулак и начал снимать. =)
Это видео про внутрянку БАТ-2

Тактико-технические характеристики путепрокладчика БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для:

  • перемещение грунта при устройстве переходов через овраги и рвы, устройство спусков к переправам;
  • расчистки маршрута движения от кустарников, деревьев, пней, снега и камней, устройство проходов в завалах, в лесу и населенных пунктах;
  • укладки блоков дорожно-мостовых конструкций;
  • отрывание котлованов при самоокапывании, устройство проходов на местности, зараженной радиоактивными веществами.

Основными частями путепрокладчика является базовая машина (изделие 454 или МТ-Т) и рабочее оборудование.

Рабочее оборудование, установленное на путепрокладчике БАТ-2, предназначенное для разработки мерзлых и не мерзлых грунтов, выполнения грузоподъемных работ. В состав рабочего оборудования входят бульдозерное оборудование, разрыхлительное и крановое оборудование, механизм отбора мощности, гидропривод и электрооборудования.

Оборудование

Рис.1.

1 – бульдозерное оборудование, 2 – базовая машина 3 – крановое оборудование, 4 – разрыхлительное оборудования, 5 – продольный брус обхватывающей рамы.

Бульдозерное оборудование предназначено для послойной разработки и перемещения грунта. Тип оборудования – с универсальным отвалом. Ширина отвала в положении путепрокладчика – 4000 мм, бульдозерном – 4570 мм, грейдерным – 4300 мм. Высота отвала 1200 мм. Размер углубления 450 мм, подъема – 3700 мм. Угол перекоса отвала до 10 градусов.

Бульдозерное оборудование располагается в передней части машины и состоит из обхватывающей рамы, толкающей рамы, отвала, лыжи и механизмов управления.

Обхватывающая рама предназначена для передачи усилий от корпуса машины на толкательную раму. Она имеет П – образную форму и состоит из двух боковых продольных брусьев, соединенных в передней части корпуса машины поперечной балкой и двух упорных кронштейнов.

Толкательная рама предназначена для передачи усилий, возникающих при разработке грунта, от обхватывающей рамы на отвал и прикрепленной к ней всех основных частей бульдозерного оборудования. Она представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в форме арки .

Отвал предназначен для послойного срезания и формирование призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала есть левое и правое крыло и центральная часть. Левое и правое крыло отвала одинаковые по строению и представляют собой сварную металлоконструкцию .

Лижа предназначена для регулирования толщины срезаемого слоя почвы при путепрокладочном положении крыльев отвала. Она воспринимает вертикальные нагрузки, возникающие в процессе разработки грунта, и тем самым частично разгружает гидроцилиндры механизма подъема. При движении машины вперед лыжа копирует поверхность местности, заставляя приподниматься или опускаться отвал, поддерживает постоянную толщину срезаемого грунта. Она крепится к центральной части отвала и вынесена вперед. Основными частями лыжи является кронштейн, опора, цепь и гидроцилиндр.

Механизмы управления предназначены для изменения положения бульдозерного оборудования. К ним относятся: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизм поворота и механизм подъема бульдозерного оборудования.

В транспортном положении бульдозерное оборудование фиксируется двумя пальцами путем соединения балки с корпусом машины и двумя винтовыми штангами, которые соединяют корпус машины с качающимися стойками.

Управление бульдозерным оборудованием осуществляется с пультов управления.

Лыжи

Рис.2.

А – грейдерным положение, Б – бульдозерное положение, В – положение путепрокладчика. 1 – крыло, 2 – захват; 3 – телескопическая штанга; 4 и 13 – крюки; 5, 12, 18 – гидроцилиндры, 6 – толкающая рама, 7 – поперечная балка; 8 и 14 – рычаги; 9 и 11 – гидроцилиндры механизма перекоса; 10 – трубчатая цапфа; 15 – лыжа; 16 – цепь; 17 – полоз лыжи; 18 – палец; 20 – отвал; 21 – крышка; 22 – ножи отвала.

Разрыхлительное оборудование предназначено для разрыхления твердых и мерзлых верхних слоев почвы. Оно установлено в задней части базовой машины и состоит из рабочего элемента и привода перемещения.

Рабочий элемент состоит из стойки, наконечника и деталей крепления. Стойка является несущим элементом. Наконечник, который имеет устойчивое к износу наплавки, является переменной частью и непосредственно осуществляет отделение разрушения грунта при движении путепрокладчика.

Привод перемещения рабочего элемента представляет собой Параллелограммную конструкцию, которая состоит из двух верхних тяг, рамы, корпуса и двух гидроцилиндров. Параллелограммная конструкция обеспечивает постоянный угол резания независимо от величины заглубления рабочего элемента в грунт.

Разрыхления твердых и мерзлых грунтов осуществляется на задней передаче с включением реверса вперед. Рабочим элементом нарезают ряд продольных борозд на глубину 0,5 м с расстоянием между ними 0,7-0,9 м. При необходимости нарезаются поперечные борозды под углом 50-60 градусов к продольным.

Разрыхлитель

Рис.3.

1 – балка; 2 – гидроцилиндр; 3 – корпус; 4 – рабочий элемент; 5 – рама.

Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно-разгрузочных работ. Его максимальная грузоподъемность на всех вылетах стрелы – 2 т. Максимальный вылет крюка – 7,37 м. Высота подъема крюка – 7,42 м, глубина опускания от опорной поверхности гусеницы – 5 м. Расстояние при максимальном вылете крюка гусенице сбоку – 5,76 м, к стойке разрыхляя оборудования – 3 м , к балке при транспортном положении бульдозерного оборудования – 3,04 м. Скорость подъема (опускания) груза – 0,196-0,04 м/с.

Основными частями кранового оборудования является опорно- поворотное устройство, стрела, механизм поворота, грузовая лебедка, гидроцилиндр изменения вылета стрелы, приборы безопасности и электрооборудования.

Опорно–поворотное устройство предназначено для крепления кранового оборудования к корпусу машины и передачи статических и динамических нагрузок, возникающих при работе механизмов. Основными частями опорно- поворотного устройства есть основа, опорный подшипник и поворотная платформа.

Стрела предназначена для крепления механизмов и передачи возникающих от перемещения груза усилий на опорно-поворотное устройство. Она состоит из неподвижной и выдвижной секций.

Механизм поворота, предназначенный для поворота кранового оборудования относительно вертикальной оси и остановки его в требуемом положении. Он установлен сверху на поворотной платформе и состоит из гидромотора 210.20, червячного редуктора, стакана, ведомой шестерни и тормоза.

Приспособления безопасности предназначены для обеспечения безаварийной работы кранового оборудования. К приборам безопасности относятся ограничитель грузоподъемности и ограничитель высоты подъема крюка.

Электрооборудование предназначенное для дистанционного управления работой гидропривода, обеспечения работы приборов безопасности, сигнализации, освещения. В состав электрооборудования входят блок аппаратуры, электрооборудования гидропанели, соединительные платы, вращающийся контактное устройство, концевые выключатели ограничителя грузоподъемности и ограничителя высоты подъема крюковой обоймы, светильники, крышки, розетки, выносной пульт.

Кран

Рис.4.

1 – грузовая лебедка; 2 – крюкова обойма; 3 – стрела; 4 – гидроцилиндр вылета стрелы; 5 – механизм поворота; 6 – опорно-поворотное устройство.

Механизм отбора мощности предназначен для привода гидронасосов. Он установлен слева в средней части корпуса базовой машины и состоит из привода редуктора и редуктора гидронасосов .

Привод редуктора является связующим звеном между редуктором лебедки и валом отбора мощности. Он представляет собой вал, по концам которого выполнены шлицы для соединения с валом отбора мощности редуктора лебедки базовой машины и с валом редуктора гидронасосов.

Редуктор гидронасосов представляет собой шестеренчатый механизм, выполненный вместе с фрикционной муфтой сцепления, предназначенный для включения и передачи крутящего момента от вала отбора мощности до гидронасосов. На редукторе установлены два гидронасоса 210.25 и два – 210.16. Корпус редуктора разборный.

В редукторе установлен шестеренчатый насос НШ-10Е3, который обеспечивает подачу масла для включения фрикционной муфты. Подача масла осуществляется через систему клапанов, расположенных в крышке, в полость под поршень, установленный в барабане фрикциона, сжимающего диски. Сжатием дисков осуществляется соединение барабана фрикциона и ведомого барабана, соединенного с зубчатым колесом, которое передает крутящий момент на валы гидронасосов.

Редуктор гидронасосов

Рис.5. Редуктор гидронасосов.

1 – гидронасос, 2 – корпус, 3 – маслозаборник, 4 – фрикционная муфта, 5 – шестеренчатый насос НШ 10-Е, 6 – ведущий вал в сборе.

Гидропривод предназначен для управления бульдозерным, разрыхлительным и крановым оборудованием. С помощью гидропривода осуществляется углубление и выглубления отвала, перевод бульдозерного разрыхлительного оборудования и лыжи в рабочее или транспортное положение, перекос отвала, фиксация крыльев отвала в различных рабочих положениях, подъема или опускания стрелы, привод механизма поворота и грузовой лебедки кранового оборудования.

Основными частями гидропривода является гидробак, два гидронасоса 210.25, два гидронасоса 210.16, три гидропанели, два гидроцилиндра фиксации рычагов механизмов установления крыльев отвала, два гидроцилиндра разрыхлительного оборудования, два гидроцилиндра перекоса отвала, гидроцилиндр лыжи, два гидроцилиндра подъема бульдозерного оборудования, гидропривод кранового оборудования, аварийный агрегат и охладитель.

Схема гидропривода

Рис.6. Схема гидропривода БАТ-2.

1 – гидрозамок, 2 – дроссель 3 – гидроцилиндр изменения вылета стрелы, 4 – гидромотор грузовой лебедки, 5 – гидроцилиндры тормозов грузовой лебедки; 6-8, 34-39, 44-47 – трьохпрзицийни золотника 85/2; 9,10, 14,16 и 33 – электромагнитные краны ГА 192/1, 11 – гидроцилиндр механизма поворота, 12 – гидромотор 210.2, 13 – предохранительный клапан БГ52-24 (13МПа), 15 и 25 – предохранительные клапаны БГ 52-54 (16МПа), 17 – предохранительный клапан 32-200 (16МПа), 18 – предохранительный клапан (0,3 МПа), 19 – радиатор, 20 – гидронасосы 210.25, 21 – гидронасосы 210.16, 22 – гидроциклоны, 23 – обратный клапан, 24 – гидробак, 26 – предохранительный клапан (1.0МПа), 27 и 32 – гидроцилиндры подъема бульдозерного оборудования, 28 – аварийный агрегат; 29 – гидроцилиндры разрыхляя оборудования, 30 – золотники плавающего положения; 31 – предохранительный клапан БГ 52-24 (20 МПа), 40 и 43 – гидроцилиндры механизма поворота отвала; 41 – гидроцилиндры фиксации рычагов установления крыльев отвала; 42 – гидроцилиндры механизма перекоса отвала, 48 – гидроцилиндр лыжи; 49 – клапан разъема

Электрооборудование предназначено для дистанционного управления гидроприводом, для контроля уровня и температуры рабочей жидкости и для обеспечения безопасной работы механизмов. Питание потребителей электроэнергией осуществляется от сети базовой машины.

В состав электрооборудования входят:

  • пульт, установленный в кабине на левой стенке,
  • блок-реле, установленный в кабине на передней стенке;
  • выносной пульт;
  • электрооборудования гидропанелей;
  • электрооборудования крана;
  • переключатели на рычагах управления поворотом транспортера;
  • реле уровня рабочей жидкости в гидробаке,
  • электрический термометр для дистанционного контроля температуры рабочей жидкости в гидроприводе и масла в редукторе насосов;
  • фонари освещения, электрокабели, вилки и розетки.

Тактико-технические характеристики

Техническая производительность при прокладке колонных путей, км / ч:
– по пересеченные местности 6-8
– в зарослях 2-3
– по снежной целине 8-15
– в лесных завалах 0,2
Техническая производительность при планировании местности, устройстве спусков и засыпке воронок, м3 / ч 350-400
Максимальная транспортная скорость, км / ч 60
Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км / ч 28-35
Масса, т 39,7
Габаритные размеры в транспортном положении, мм
– длина 9640
– ширина 4000
– высота 3690
Расчет, чел 2
Периодичность технического обслуживания, моточасов:
– ЕТО 1,5-2
– ТО-1 100
– ТО-2 300
Трудоемкость технического обслуживания, чел. / час:
– ТО-1 16-21
– ТО-2 29-30
Расход топлива, л:
– на 100 км пробегу 275-300
– на 1 час работы двигателя 80-100
Запас топлива по ходу, км 500
Глубина рыхления, мм не меньше 500
Грузоподъемность кранового оборудования, т 2
Тяговое усилие лебедки, тс 25

Основными частями путепрокладчика БАТ-М являются базовая машина (изделие 405 МУ) и рабочее оборудование.

Рабочее оборудование предназначено для выполнения земляных и грузоподъёмных работ при прокладке колонных путей, подготовке в содержании войсковых путей. В состав рабочего оборудования путепрокладчика БАТ-М входят бульдозерное оборудование, механизмы управления бульдозерным оборудованием, крановое оборудование, механизм отбора мощности, электро-пневмоуправление и гидропривод.

Гусеничный путепрокладчик БАТ-М используется для механизации различных землеройных работ и может выполнять расчистку и планировку площадок, засыпку ям, рвов, траншей, оврагов, прокладку путей на косогорах, проходы в завалах, валку деревьев, корчевку пней, удаление камней, сборку мостов и укладку дорожных покрытий, расчистку снега на дорогах.

Бульдозерное оборудование предназначено для послойного срезания и перемещения грунта. Оно навешивается впереди машины и может устанавливаться в рабочем или транспортном положении. В рабочем положении отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт. В случае совершения машиной транспортного пробега на расстояние до 5 км бульдозерное оборудование подвешивается на цели. При совершении марша на расстояние более 10 км оно укладывается путем опрокидывания через кабину на платформу и фиксируется.

Наличие лебёдки и крана значительно расширяет использование машины. Сравнительно небольшое удельное давление на грунт позволяет использовать его в любых труднопроходимых местах.

Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (ширина4.5м) и грейдерное (ширина 4.0м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик БАТ-М может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.

Дополнительно машина БАТ-М оснащена крановым оборудованием грузоподьёмностью 2 тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересечённой местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

Технические характеристики БАТ-М:

Базовая машина: 405-М
Общая масса: 27500 кг.
Габаритные размеры:
длина — 7050 мм.
ширина — 4500 мм.
высота — 3750 мм.
Поизводительность: от 1,5 до 10 км./ч.
Средний расход топлива на 100 км.: 140 л.
Запас хода по топливу: 550 км.
Максимальная скорость: 35 км./ч.