Владимир барковский разведчик

Барковский, Владимир Борисович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Барковский; Барковский, Владимир.

Владимир Борисович Барковский

Барковский В.Б.
Дата рождения 16 октября 1913
Место рождения Белгород, Курская губерния, Российская империя
Дата смерти 21 июля 2003 (89 лет)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Род войск Разведка
Звание
Сражения/войны
  • Великая Отечественная война
Награды и премии

Владимир Борисович Барко́вский (16 октября 1913 — 21 июля 2003) — советский разведчик. Герой Российской Федерации.

Биография

Родился в Белгороде (Курская губерния). Отец — Борис Владимирович Барковский, офицер квартировавшей в Белгороде 31-й артиллерийской бригады. Мать — Екатерина Анатольевна (р. 1893), урождённая Курчанинова; этот дворянский род был известен в Курской губернии с XVIII века.

Любознательный Барковский в школе увлекался физикой. Под руководством преподавателя научился работать с металлом, паять, наматывать индукционные катушки, позже окончил курсы радиолюбителей в клубе.

В конце 20-х годов смастерил один из двух первых в городе ламповых радиоприемников. Вне школы увлекался планерами. В то время под руководством проживавшего в Белгороде конструктора Б. Н. Шереметева белгородские мальчишки и взрослая молодежь «строили» планеры. Это увлечение положило начало страстному желанию стать военным летчиком.

В 1930 году окончил в Белгороде школу 2-й ступени.

В 1930 году вместе с матерью и бабушкой переехал в Подмосковье, в посёлок Красная Горка. Поступил на завод на станции Павшино Калининской железной дороги. Работал сначала мотористом, потом слесарем в механическом цехе.

В 1934 году поступил в Московский станко-инструментальный институт. Параллельно окончил планерную и летную школы при Московском студенческом аэроклубе, затем работал здесь инструктором.

В вузе его характеризовали как очень способного студента. Он отлично учился, обладал конструкторскими задатками, был активным общественником. На умного, активного и творческого студента-комсомольца обратили внимание и весной 1939 года ему предложили работать в органах НКВД.

Получив специальную подготовку в разведшколе, в конце 1940 г. он был направлен на работу в Великобританию сотрудником лондонской резидентуры по линии научно-технической разведки (под прикрытием должности атташе посольства).

Завербовал в Лондоне ряд ценных источников, в том числе и среди английских ученых, непосредственно занимавшихся разработкой атомного оружия. Полученная В. Б. Барковским информация по проекту «Энормоз» сыграла важную роль в создании атомного оружия в СССР.

После возвращения из командировки в Москву находился на руководящих должностях в Управлении научно-технической разведки. Выезжал в долгосрочные командировки в США и страны Западной Европы по линии НТР. Являлся резидентом.

В 1970-е годы занимал должность профессора кафедры спецдисциплин Краснознаменного института разведки. Кандидат исторических наук. В 1984 году вышел в отставку.

15 июня 1996 года Указом президента РФ за успешное выполнение специальных заданий по обеспечению государственной безопасности в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявленные при этом героизм и мужество В. Б. Барковскому было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скончался 21 июля 2003 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награды

  • Герой Российской Федерации (15 июня 1996)
  • Орден Красного Знамени
  • Три ордена Трудового Красного Знамени
  • Орден Отечественной войны II степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почёта»
  • Почётный знак «За службу в разведке»
  • Медали

Примечания

  1. «ENORMOZ» — такое название получила задача добывания информации по ядерному оружию (Статья с сайта Внешней Разведки РФ Архивная копия от 20 июля 2015 на Wayback Machine)
  2. Этим же указом звание Героя Российской Федерации было присвоено Л. Р. Квасникову, А. А. Яцков, А. С. Феклисову и Л. Р. Коэн.
  3. Могила В. Б. Барковского

Литература

  • Миненко Е., К 100-летию со дня рождения Героя России Владимира Барковского, Наш Белгород № 78(1465)
  • Охотник за урановой бомбой — с сайта Службы Внешней разведки Российской Федерации
  • Барковский Владимир Борисович // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  • Дегтярев К., Колпакиди А. Внешняя разведка СССР. — М.: Яуза Эксмо, 2009. — 736 с. — (Энциклопедия спецслужб). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-34180-1.

Ссылки

  • Барковский, Владимир Борисович. Сайт «Герои страны».

Разведчик атомного века

В августе 1949 года в Стране Советов было успешно испытано «изделие С». Это событие имело свою предысторию, связанную с эффективной деятельностью советской научно-технической разведки. Непосредственным участником первых и последующих мероприятий по разработке атомной проблемы был полковник внешней разведки Владимир Борисович Барковский. Его имя стоит в одном ряду с именами таких легендарных разведчиков, как Рудольф Абель, Леонид Квасников, члены «Кембриджской пятёрки».
Будущий Герой России, выдающийся разведчик 30-80-х годов прошлого столетия, один из руководителей научно-технической и внешней разведки, родился в русской чернозёмной полосе в городе Белгороде Курской губернии в 1913 году, 16 октября. После окончания средней школы с 1930 года работал слесарем на заводе и одновременно учился на вечернем рабфаке. Жизнь в рабочей среде для него была хорошей школой: вырабатывались уважение к труду, гордость своей профессией, дисциплина, осознание заинтересованности в добросовестном выполнении порученного дела.
В 1934 году Владимир Борисович поступил в Московский станко-инструментальный институт. В студенческие годы активно занимался парашютным и планерным спортом по линии ОСОВИАХИМа в Московском студенческом аэроклубе. После его окончания был приписан как пилот запаса к истребительному полку ПВО Москвы. Страсть к небу он пронёс через всю жизнь, став неизменным участником соревнований по планеризму, а с возрастом – судьёй всесоюзной категории по этому виду спорта.

Вспоминая те годы, Владимир Борисович подчёркивал: «Моему поколению молодёжи 30-х годов было нетрудно вписаться в круг требований, предъявлявшихся к разведчику, и найти своё место в разведке. К этому нас подводил сам образ жизни молодёжи тех лет… Страна стала походить на гигантскую стройку, а самоотверженный, напряжённый труд стал нормой жизни».
Барковский ещё не окончил институт, как весной 1939 года по решению ЦК ВКП(б) был направлен на работу в органы госбезопасности и определён во внешнюю разведку. Так Владимир Борисович оказался в числе слушателей первых наборов в созданную за год до этого разведывательную Школу особого назначения. И узнал он об этом только в самой разведшколе. Как вспоминал Владимир Борисович, здесь ему сказали: «Отныне забудьте, что вы – инженер. Теперь вы только разведчик». «Моего согласия, – рассказывал он, – никто не спрашивал. Сказали – будешь разведчиком. Вот я и стал…».
Но жизнь распорядилась так, что и инженером он тоже стал, когда начал работать по линии научно-технической разведки (НТР). Сокурсники его выпуска и других предвоенных наборов приняли на себя всю основную тяжесть работы в годы Великой Отечественной войны в десятках зарубежных резидентур и в тылу немецких войск: в подполье, спецпартизанских отрядах, разведывательно-диверсионных группах.
В феврале 1941 года сотрудник внешней разведки Барковский прибыл в Лондон в качестве «разведчика общего профиля». Однако в силу базовой инженерной подготовки ему был выделен участок работы с учёными и техническими специалистами – их было более десяти. Но были и источники политической и военно-стратегической информации – они были крайне важны в условиях, когда угроза войны становилась для СССР неизбежной. И всё же профиль науки и техники в работе Барковского преобладал: он стал специализироваться на работе с теми источниками, которым было суждено положить практическое начало послевоенного направления во внешней разведке – научно-технического.
Памятное воскресенье 22 июня, вспоминает Владимир Борисович, он встретил в загородной резиденции советского посольства, где подальше от немецких бомбёжек размещались семьи сотрудников. Известие о нападении Германии на Советский Союз прозвучало для разведчиков лондонской резидентуры приказом: немедленно приступить к выполнению того, что потребует Родина.
Об этом времени Владимир Борисович говорил так: «Трудовой темп возрос настолько, что сейчас не без удивления вспоминаешь, как только успевал справляться… Но все трудности оттеснялись на второй план сознанием огромной опасности, нависшей над нашей страной, страстным стремлением, хотя и вдали от Родины, встать на её защиту всеми доступными средствами».
Энергичная, импульсивная, но строго организованная натура Барковского, получившая жизненную закалку на заводе и рабфаке, в институте и аэроклубе, в разведшколе и центральном аппарате разведки, смогла быстро приспособиться к выполнению разведзадач в условиях военного времени.
В среде ценных источников информации по линии НТР Барковский работал с докторами наук и квалифицированными инженерами по авиации, военной электронике, химии и атомной проблематике. В результате уже в первый год войны удалось получить немало важной информации: о конструктивных особенностях первых образцов английской радиолокационной аппаратуры, о цветных металлах, их сплавах и заменителях, о магнитной защите морских судов, а также по вопросам радиосвязи и о радиомаяках-целеуказателях для бомбардировочной авиации.
Особое внимание Барковского было уделено атомной проблематике. Один из источников регулярно передавал разведке материалы, которые англичане получали от американцев до самого конца войны, причём главным образом по вопросам металлургии урана-235 и плутония.
Расширение заданий по линии НТР вызвало острую необходимость в пополнении сети источников информации. Встал вопрос о выходе на них с помощью наводчиков, имеющих связи среди учёных и специалистов. Так, среди полезных источников у Барковского появился англичанин, имевший выход на централизованный учёт научных работников Британии.
По воспоминаниям Владимира Борисовича, ценные источники в этой стране среди специалистов привлекались к работе с разведкой в основном на идейной основе, прежде всего это были антифашистские настроения. Разработка таких потенциальных источников проводилась в ускоренном режиме, фактически в форме прямого предложения. Это было связано с острой нехваткой времени у сотрудников резидентуры. Процессу привлечения к работе с советской разведкой способствовала, конечно, обстановка военного противостояния между Британией и Германией. Работать нашим разведчикам приходилось в условиях непрерывных бомбардировок Лондона, поэтому угроза со стороны нацистской Германии была для настроенных антифашистски англичан вполне реальна…
Лишь в 1946 году Барковский возвратился на Родину. В центральном аппарате разведки он занимал руководящие должности, выезжал в командировки в США и страны Западной Европы. За годы работы за рубежом и в Центре Барковский прошёл путь от рядового разведчика и резидента до руководителя крупного подразделения – американского отдела.
Работая по линии НТР за рубежом и в Центре, Барковский курировал знакомую ему проблематику по ядерной энергетике, в частности длительное время возглавлял группу сотрудников этого направления в нью-йоркской резидентуре.
В кабинете истории внешней разведки в её штаб-квартире в Ясенево есть стенд с портретами соратников Барковского – Квасникова Леонида Романовича, Феклисова Александра Семёновича, Яцкова Анатолия Антоновича и самого Владимира Борисовича. Он сообщает посетителям кабинета, что научно-техническая разведка – одно из главных направлений в деятельности советской внешней разведки. На стенде основными проблемами НТР называются атомная энергетика и атомное оружие (операция «Энормоз»), радиотехника и радиоэлектроника («Радуга»), авиационная и ракетная техника («Воздух»). Ко всем этим операциям с начала 1940-х по 1960-е годы имел отношение Барковский.
Полученная лично Барковским и разведчиками руководимых им коллективов за рубежом и в Центре информация позволила не только усилить военный потенциал советской державы с помощью созданного атомного оружия, но и продвинуть атом в мирную жизнь. Ибо в 1954 году в СССР впервые в мире была запущена в эксплуатацию атомная электростанция. А уже к концу 1940-х годов стали доступны нашей армии, авиации и флоту радиолокационные системы. Реактивный истребитель МИГ-15 к этому времени встал на вооружение и в 1950 году завоевал господство в воздухе над американскими «сейбрами» во время корейской войны.

29 августа 1949 года стало днём рождения советской атомной бомбы. Именно в этот день Соединённые Штаты лишились монополии на ядерное оружие. К этому времени в американских военных планах намечалось ядерное нападение на СССР с датой 1 января 1950 года. Срыву этих планов предшествовала блестяще проведённая советской разведкой (госбезопасности и военной) операция по проникновению в американский «Манхэттенский проект», самой оберегаемой в Америке тайны. Это был триумф советских разведчиков, среди которых – Владимир Борисович Барковский.
* * *
Несколько поколений физиков-ядерщиков отмечали вместе с разведчиками пятидесятилетие первого взрыва отечественной атомной бомбы. Знающий не понаслышке, что такое ядерный взрыв, академик Евгений Велихов так определил государственную значимость этого события: «Мы благодаря работе над ядерным оружием сумели развить нашу науку, сделать её достижения конкурентоспособными на мировом рынке. Без атомной бомбы мы были бы второстепенной державой».
Сам же Владимир Борисович, занимая активную позицию в продвижении мнения об эффективности деятельности НТР в интересах государства, многие годы публиковал статьи в специальной и открытой печати, выступал с лекциями в различных ведомствах, участвовал в симпозиумах и давал интервью прессе и на телевидении. Чаще всего вопрос касался вклада разведки в создание в СССР собственного ядерного оружия.
Вот как определяет Владимир Борисович место разведки в этом процессе: «Разведка давала ценную сверхсекретную информацию, а наши учёные работали над проблемой. Каждый занимался своим делом. Но самая достоверная и перспективная научно-техническая информация становится полезной только тогда, когда попадает на благоприятную почву, когда понимается её значение. Так случилось и с информацией об атомном оружии».
Это действительно так. Как признавал академик И.В. Курчатов, «вклад разведки неоспорим, многих тупиков и ошибок удалось избежать», академик А.Ф. Иоффе, в свою очередь, отмечал: «Я не встречал ни одного ложного указания».
Рассказывая о послевоенных годах работы нашей разведки над проблемой ядерной энергетики, Владимир Борисович в своих выступлениях также подчёркивал, что «в 50-е годы была получена информация о мощных энергетических реакторах и реакторах для подводных лодок».
Государственный образ мышления Барковского сказывается и в таком заявлении: «Реально оценивая вклад разведчиков в создание отечественного атомного оружия, НТР никогда не противопоставляла себя достижениям отечественных физиков, конструкторов и производственников, ибо разведчики не занимались расчётами, не проводили экспериментов, не вдавались в детали конструкции атомной бомбы».
* * *
«Боец невидимого фронта» Владимир Борисович Барковский в середине ХХ столетия являлся одним из активных руководящих работников важнейшего направления современной разведывательной деятельности, именуемым научно-технической разведкой. Многие десятилетия за рубежом, в штаб-квартире внешней разведки и на преподавательском поприще в стенах кузницы кадров разведки он рассматривал её деятельность как особое социальное явление, глубоко коренящееся в потребностях обеспечения национальной безопасности и геополитических интересов нашей Родины.
Ещё в 1949 году Барковский начал читать лекции в ВРШ – Высшей разведывательной школе, в 1954–1956 годах работал там на кафедре разведки в качестве заместителя начальника, коим был другой выдающийся разведчик – Иван Иванович Агаянц. После работы за рубежом и в центральном аппарате НТР он перешёл в 1969 году на работу в Краснознамённый институт. И снова на кафедру разведки, где до ухода в отставку в 1984 году трудился в должности профессора.
Учебные, научные и публицистические работы Барковского представляют собой богатое наследие в виде лекций, практических пособий, учебников, методических материалов, монографий, диссертации и статей в спецсборниках, а после ухода в отставку – в отрытой печати. Его перу принадлежит даже работа по этике разведывательной деятельности. За 1949–2000 годы Владимир Борисович подготовил более 50 работ общим объёмом свыше 3.000 страниц.
Активной научной работой Барковский начал заниматься после прихода в Краснознамённый институт – учебное заведение по подготовке кадров разведки. Но кроме теории и практики разведывательной деятельности, он остался неизменным и талантливым летописцем истории научно-технической разведки. Его глубоко обоснованные работы в этой области и сегодня оцениваются как примеры впечатляющих достижений в одном из разделов социальной истории отечественной науки и техники.
Кредо разведчика, учёного и гражданина Барковского в оценке государственной значимости разведки предельно ясно: «Разведка нужна, чтобы руководство страны чётко знало планы и замыслы противоположной стороны… Ибо разведка имеет не постоянного противника, а постоянный интерес».
Удовлетворению этого «постоянного интереса» Владимир Борисович отдал шесть десятков лет. Находясь в отставке, не устранился от работы, а принимал посильное участие в воспитании молодого поколения разведчиков, занимался исследовательской и публицистической деятельностью.
Всю свою жизнь разведчик и ветеран госбезопасности Барковский исповедовал одну главную заповедь – верность Родине. Он оставил нам завет: «По моему глубокому убеждению, разведчику должны быть в полной мере присущи такие черты, как патриотизм, преданность делу, которому служишь, порядочность, полное подчинение интересам службы».
Ветеран Барковский собрал обширный материал об истории научно-технической разведки – русской, советской, российской. Он стал членом авторского коллектива фундаментального шеститомника «Очерки истории российской разведки» и с момента создания – членом региональной общественной организации «Ветераны внешней разведки».
Поэтому глубоко обоснованно решение учёного совета Академии внешней разведки от 20 марта 2001 года: «За внесение большого вклада в дело обеспечения безопасности нашей страны и активное участие в подготовке разведывательных кадров полковнику в отставке Барковскому Владимиру Борисовичу присвоено звание «Почётный профессор Академии внешней разведки».
За достигнутые высокие результаты в деле обеспечения государственной безопасности нашего Отечества шестидесятилетний путь Владимира Борисовича Барковского в разведке отмечен государственными наградами. В военные и послевоенные годы он был удостоен ордена Красного Знамени, трёх орденов Трудового Красного Знамени, орденов Отечественной войны, Красной Звезды, «Знак Почёта» и многими медалями. Владимир Борисович – почётный сотрудник органов госбезопасности и награждён знаком «За службу разведке».

15 июня 1996 года Указом Президента Российской Федерации за выдающийся вклад в обеспечение государственной безопасности Отечества звание Героя России было присвоено сразу пятерым ветеранам Службы внешней разведки. Среди них полковник Барковский.
Эта статья была подготовлена мной к его 90-летию. В феврале 2003 года Владимир Борисович прочитал её. Я рассчитывал опубликовать материал к его юбилею. Увы, талантливый и мужественный разведчик не дожил до него менее трёх месяцев и ушёл от нас 21 июля 2003 года…

О самой таинственной и секретной профессии снято бесчисленное количество кинофильмов, написаны тысячи художественных и публицистических книг. Но о людях, живущих среди нас, и об их деятельности мы знаем очень и очень мало.

Но проходит время, рассекречиваются тайные архивы, и из тени прошлого выходят на свет люди таинственной профессии. И вот перед нами самые известные разведчики в истории шпионажа.

Рихард Зорге

Начнем с легендарного человека по имени Рихард Зорге. Пожалуй, и многие специалисты и историки сходятся во мнении, что это самый известный советский разведчик, а его сведения значительно повлияли на ход истории.

Накануне Второй мировой войны он находился и работал в Японии, и именно Зорге передал в Москву информацию о точной дате нападения Германии на СССР. В 1941 году был рассекречен японской тайной полицией и после долгих разбирательств приговорен к смертной казни.

Казнили его в 1944 году, а через двадцать лет Родина признала своего разведчика, и Зорге был награжден Звездой Героя Советского Союза.

Роберт Ханссен

С 1979 года сотрудник ФБР действовал в интересах СССР, а после событий, в результате которых Союз распался, продолжать передавать сведения России, но передавать сведения начал только в 1985 году

После раскрытия спецслужбам США удалось доказать только 13 эпизодов шпионажа Роберта в пользу Советского государства. Ханссен по совету своего адвоката пошел на сотрудничество со следствием и признал свою вину, что позволило ему избежать смертной казни.

Интересный факт, что работая на СССР, он заработал 1 миллион долларов, столько же он получил за этот период и на основной работе в ФБР.

Мата Хари

Настоящее имя этой женщины Маргарет Гертруда Зеле и родилась она в Голландии. Исполнительница экзотических танцев, куртизанка, не стеснялась сниматься обнаженной, а главное, используя талант актрисы и женское обаяние, с легкостью влилась в высший свет и стала общаться с влиятельными политиками, военными.

Началась Первая мировая война и Мата Хари стала идеальным человеком для сбора секретных сведений. Считается, что она была двойным агентом, но Франция до сих пор не признает, что она действовала в интересах и французской разведки.

Была арестована в Париже в феврале 1917года и по обвинению в шпионаже в пользу Германии была расстреляна в октябре этого же года.

Белли Бойд

Изабелла Мария Бойд еще одна женщина, которая вошла в историю как агент, работавшая на армию Конфедератов во время Гражданской войны в США.

Разведчицей семнадцатилетняя девушка стала совершенно случайно, убив солдата Северной армии, который ворвался к ним в дом и оскорблял мать. Белли взяли под стражу, но оправдали.

Оказавшись на оккупированной территории, она начала активно общаться с военными армии Севера, собирая сведения. С посыльным она направляла письма непосредственно генералу Джебу Стюарту.

Ее два раза арестовывали, но отпускали, и умерла Изабелла от тифа в возрасте пятидесяти шести лет.

Ким Филби

Один из главных начальников Британской разведки, коммунист и сын известного ученого с мировым именем, знаменитый Ким Филби с 1933 года являлся агентом советского государства.

А родился Ким в Индии, получил прекрасное образование и начал заниматься антифашистской деятельностью. Возможно, это и стало главной мотивацией сотрудничества с СССР.

После войны тесно сотрудничал с чиновниками США. И благодаря именно его деятельности были предотвращены многие спец.операции, направленные против советского государства. Умер Ким в 1988 году в столице России. Среди наград Филби есть и почетное звание Героя Советского Союза.

Энтони Блант

Британский искусствовед и историк Блант входил в недавно рассекреченную «Кембриджскую пятерку», и с 1937 по 1951 год работал информатором советской разведки.

О его тайной деятельности мир узнал только в 1979, хотя власти Великобритании получили эту информацию раньше. Но в обмен на сотрудничество с МИ5 Энтони получил неприкосновенность.

В годы Второй мировой войны передавал в СССР ценные сведения о планах Вермахта, которые власти Англии старались скрыть от союзника.

После признания о своей тайной жизни и работе на СССР Блант был уволен, а Елизавета лишила его рыцарского титула.

Кристофер Бойс

Гражданин США активно выступал против войны своей страны во Вьетнаме. Это и стало главным мотивирующим фактором начала работы Кристофера на советские разведывательные органы.

Агент-информатор передавал ценную информацию о спутниках, получая большинство сведений на работе, на которую его устроил отец — офицер авиационно-космической безопасности.

«Сокол», таков был позывной Кристофера, был арестован в 1977 году и приговорен к 40 годам тюремного заключения. Однажды ему удалось бежать, и он уже готовился к тайному переезду в СССР, но был снова задержан спецслужбами.

Отсидев 24 года, Кристофер был досрочно освобожден в 2002 году.

Олдрих Эймс

Занимая высокий пост в Центральном Разведывательном Управлении, Олдрих в течение десяти лет передавал важные сведения советским службам. Благодаря его работе в СССР была раскрыта целая сеть агентов ЦРУ, работавших в рядах КГБ и Управлении разведки.

В 1994 году его раскрыли, и в США разгорелся большой политический скандал. Эмса уволили, а суд приговорил его к пожизненному сроку заключения, которое он отбывает и сейчас.

Интересно, что работать агентом модой Олдрих решил из-за нехватки денег, считая, что продавать секретные сведения достаточно выгодно.

Клаус Фукс

Уроженец Германии с начала тридцатых годов стал членом Коммунистической партии и активным антифашистом. После прихода к власти Гитлера был вынужден бежать в Англию.

Лучший физик-теоретик своего времени работал над созданием атомной бомбы, а по идейным соображениям и политическим взглядам начал передавать информацию в СССР. Некоторые сведения о работе с ураном получили от Клауса и спецслужбы США.

За шпионскую деятельность власти Великобритании осудили Фукса на 14 лет тюрьмы, из которых он отсидел девять. Вернулся в ГДР и прожил в этой стране до самой смерти.

Конон Молодый

Советский кадровый разведчик-нелегал еще в детстве много попутешествовал по миру. После смерти отца переехал в США, где жил у тети. Затем вернулся в Советский Союз и после участия в Великой Отечественной войне, поступил в Академию внешней торговли.

Под прикрытием и новым именем Гордон Лонсдейл работал в Канаде, США и Великобритании, собирая важнейшие сведения о проектах создания бактериологического оружия.

Деятельность Конона Трофимовича позволила его Родине сэкономить большие средства, а после провала так и не доказали его причастность к шпионской деятельности.

Юлиус и Этель Розенберг

Конечно, необходимо упомянуть и о супружеской паре, которая долгие годы передавала сведения в области радиоэлектроники и военной технологий. Были арестованы и по обвинению в шпионаже казнены в 1953 году.

Юлийс и Этель были коммунистами и работали скорее из идейных соображений, а не за денежное вознаграждение. В их группу также вошли брат Этель и его жена Рут.

И сегодня информация о переданных данный четой Розенберг военных секретах Америки остается закрытой. Но специалисты признают, что их деятельность оказала значительное влияние на развитие отечественной радиоэлектроники.

Сидней Рейли

Более авантюрного и смышленого шпиона в истории еще надо поискать, ведь не зря он стал прототипом известного киногероя Джеймса Бонда. А родился Роземблюм (настоящая фамилия) в Одессе и многие факты своей биографии поведал сам.

В конце XIX столетия переехав в Америку, а затем в Европу, взял себе новое имя и стал работать в пользу английских спецслужб. Переселившись в Петроград, главной его целью его деятельности стала борьба с большевиками.

Работая под прикрытием, он создал целую шпионскую сеть, и даже помог бежать из РСФСР А. Керенскому. В 1925 году его арестовали и расстреляли.

Элизабет Бентли

Шпионские страсти этой женщины полны драматизма и курьезных поворотов. Начинала деятельность в фашистской организации, но затем Элизабет перешла на позиции коммунистов.

Ее агентурные клички «Лиса» и «Мирана» полностью отвечали авантюрной и рискованной натуре. В 1945 году запросила встречи с руководителем ФБР Гувером и сдала всех советских агентов.

Многие отмечают, что именно после этого перехода на службу ФБР в Америке началась кампания по охоте на ведьм, известное преследование коммунистов.

Рудольф Абель

Настоящее имя и фамилия этого человека Вильям Генрихович Фишер, а его родители были русскими революционерами, которых царские власти выслали из Российской империи в начале ХХ века.

После победы революции Фишеры вернулись на Родину, но не отказались от британского гражданства. Рудольф работал во многих странах Европы, где устанавливал секретные радиоточки. В годы войны подготавливал радистов для партизанских групп, которые действовали на оккупированной нацистами территориях.

Был арестован американцами и приговорен к 32 годам тюрьмы, но советские власти обменяли Абеля на пилота. Сбитого над Уралом самолета-разведчика.

Анна Чапман

Завершим бойцами современности. Талантливая и красивая женщина сегодня успешно и хорошо работает телеведущей. А до этого была российским агентом под прикрытием в США.

Но Анна была рассекречена и выслана с Североамериканского континента, хотя многие выражают сомнения ее связи с российскими спецслужбами.

Но, как бы там ни было, американцы нашли достаточно оснований, чтобы выслать и больше не пускать девушку в свою страну, и сейчас она участвует в различных телевизионных и политических проектах у себя на Родине.

Еще в детстве всегда задаешься вопросом: шпион или разведчик? И учителя и взрослые поясняли, что работающий на благо твоего Отечества — разведчик, а агент вражеского государства — шпион.

А ведь были двойные и тройные агенты, а некоторые не рассекречены и сегодня, и продолжают свою невидимую деятельность на невидимом фронте. Но время от времени из папок с грифом «Совершенно секретно» на свет появляются все новые и новые имена.

Автор статьи: Валерий Скиба

Уверенность в завтрашнем дне

В последние месяцы Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» находится в центре внимания отечественных и зарубежных экспертов и специалистов. Это связано с подписанием ряда крупных контрактов на поставку инозаказчикам истребителей МиГ-29. О ходе выполнения данных контрактов и ведущихся перспективных разработках рассказал в интервью «ВПК» первый заместитель генерального директора — генерального конструктора РСК «МиГ», директор Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна» Владимир Барковский.
— Владимир Иванович, РСК «МиГ» сегодня активно выходит на целый ряд региональных рынков. В частности, истребители МиГ-29 поставляются Судану и Йемену. Хотелось бы понять, какие именно модификации истребителей поставляются. Имеют ли они модернизационный ресурс?
— Для РСК «МиГ» нет неожиданности в том, что увеличился спрос на наши самолеты. Мы понимаем, что обладаем специфическим продуктом, продуктом рыночным, имеющим значительную нишу на мировом рынке боевой авиационной техники и это, прежде всего, базовый МиГ-29, модернизация уже имеющихся за рубежом наших самолетов, число которых значительно превышает марки других российских самолетных фирм. Могу напомнить, что «МиГов» за 65 лет существования «ОКБ им. Микояна» выпущено около 60 тыс. единиц. Из них на сегодня порядка 7 тыс. самолетов находится в эксплуатации в 52 странах мира. Это не только МиГ-21, -23, -25, -27, но и МиГ-15, МиГ-17. Вот такое обилие боевых самолетов. Самолетов других российских марок просто меньше. Не потому, что они хуже или лучше по боевому потенциалу. Просто они находятся в разных рыночных нишах.
МиГ-29 является одним из лидеров в нише легких истребителей. РСК «МиГ» всегда занималась именно этим классом истребителей за исключением перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, оказавшихся, должен сказать, тоже очень успешными. Это был своеобразный технологический прорыв, открывший для нас в прямом смысле новые горизонты.
Легкий фронтовой самолет, сочетающий в себе функции истребителя, ударного самолета, т. е. являющийся по современной терминологии многофункциональным истребителем, имеет очень объемную нишу на рынке военной техники. Он хорош для большинства стран, в том числе и с относительно небольшой площадью территории, поскольку не нарушает геополитической обстановки в регионе в отличие от тяжелых истребителей с большим боевым радиусом действия. Это не вызывает тревоги у мирового сообщества, международных политических организаций, которые понимают, что самолеты класса МиГ-29 являются исключительно оружием обороны. Поэтому и спрос на них идет по нарастающей. Корпорация произвела около 2 тысяч самолетов МиГ-29, состоящих на вооружении 30 стран мира. По этому показателю с ним не сравнится ни один современный боевой самолет, который Россия поставляет за рубеж. Только за последние пять лет еще пять стран приобрели самолет МиГ-29. Это Мьянма, Йемен, Бангладеш, Судан и Эритрея.
На сегодняшний день более 10 тыс. истребителей 2 и 3-го поколений, а точнее, 10 800 находятся на вооружении в различных странах мира. Я не считаю страны, которые сами производят самолеты такого типа. Этим самолетам по 30, а некоторым и по 40 лет. И этот парк будет обязательно обновляться. Когда? Очевидно в ближайшие 5-10 лет. На смену устаревшей авиационной технике должна прийти современная, поколения 4 и 4+. И это наш рынок — рынок РСК «МиГ».
По расчетам, которые мы делали для инозаказчиков, совершенно очевидно, что по критерию «стоимость — эффективность» самолет МиГ-29, МиГ-29СМТ сегодня является наилучшим предложением на рынке авиационной техники.
Однако самой важной составляющей причины сегодняшнего роста «МиГа» является напряженный, может быть, иногда до самотверженности, труд нашего коллектива. Поэтому для нас понятен рост спроса на нашу продукцию и прогнозируемый рост продаж.
— А как вы оцениваете в дальнейшем возможность увеличения экспорта?
— При анализе рынка истребителей мы отдаем себе отчет в том, сколь подвержен он влиянию разных факторов, определяющих состояние оборонного бюджета стран-импортеров. Например, цен на нефть. Тем не менее, у нас прогноз достаточно оптимистичный. Считаем, что на период до 2010-2015 гг. МиГ-29 в разных версиях рынок удержит.
— Какие цифры вы можете по этому поводу назвать? Или хотя бы их порядок?
— Это сложный вопрос. Но я думаю так — в ближайшие пять лет мы можем ожидать заказ до 400 самолетов в период до 2010-2012 гг. Причем мы говорим в этом случае не только о МиГ-29, но и о МиГ-АТ.
— То есть это будут пакетные предложения?
— В том числе и пакетные. Мы сегодня обладаем возможностью предлагать инозаказчику не только боевой самолет, но и комплексную систему обучения. Она включает интерактивные системы обучения летно-технического состава, в том числе процедурные тренажеры. Это и самолеты первоначального обучения Ил-103, выпускаемые на наших производственных мощностях. Мы разработали и, надеюсь, в конце этого года завершим государственные испытания учебного самолета повышенной подготовки МиГ-АТ. Рынок этого самолета и вообще рынок учебно-тренировочных самолетов более устойчив во времени, чем даже рынок боевых. Последнее, что прекратят покупать, это именно учебные самолеты, когда пилоты окажутся просто не нужны. Причем так будет всегда, пока существует авиация. МиГ-АТ спроектирован так, что на нем можно готовить летчиков реактивной авиации практически для любых боевых самолетов — от легкого штурмовика до стратегического бомбардировщика. Поэтому действительно рынок наших самолетов можно оценить до 2010-2012 гг. как 400 машин, причем с вероятностью 0,8-0,9.
— Какие, на ваш взгляд, направления развития самолетов марки «МиГ» являются сегодня основными?
— Я бы выделил три. Первое — это модернизация наших успешных проектов и, прежде всего, истребителя МиГ-29. Мы поставляем сегодня уже не только базовые самолеты, но и модернизированные. Инозаказчику отгружены первые модернизированные МиГ-29. Это две «спарки» для обучения и тренировки пилотов, но в версии СМТ. На финальной стадии сборки находятся одноместные МиГ-29СМТ, оснащенные полным комплексом вооружения и прицельно-навигационных средств. Думаю, к концу года начнем серийные отгрузки одноместных самолетов этого типа, причем сразу в две страны. При этом — и мы не делали из этого много шума — мы получили сертификат, предварительное заключение по модернизированному самолету МиГ-29 у наших ВВС.
Сейчас развертывается производство следующей продвинутой версии МиГ-29 — это МиГ-29К. Причем параллельно существует и сухопутная версия, которая максимально унифицирована с морской (степень унификации более 90%), и, в целом можно сказать, что это поколение более высокого уровня, чем МиГ-29СМТ. Эти самолеты обладают большим запасом топлива во внутренних баках, цифровой системой дистанционного управления, новым информационным управляющим полем в кабине и новыми возможностями по маневренности. Кроме того, на базе истребителя МиГ-29М у нас существует версия самолета с изменяемым вектором тяги. Сегодня «ОКБ им. Микояна» находится на очень продвинутой стадии испытаний этого самолета. Летные начались еще перед прошлым МАКСом. Но на авиасалоне этот самолет мы в полете не показывали. После завершения первого этапа испытаний были проведены доработки систем самолета и сегодня его летные испытания активно продолжаются.
Фактически МиГ-29ОВТ — это первая машина МиГ-29М, оснащенная двигателем с отклоняемым вектором тяги (разработчик — «Завод им. Климова»), позволяющим управлять машиной по всем осям. По желанию инозаказчика на самолетах продвинутых версий МиГ-29 через несколько лет мы сможем предложить и версии с такими двигателями. Впервые в России, а может и в мире, система управления отклонением сопел двигателей является цифровой.
Новую тему корпорации «МиГ» представляет МиГ-АТ. Эта машина является квинтэссенцией новых технологий. Поверхности этого самолета на 40% состоят из композитных материалов. Ни один другой отечественный реактивный самолет не имеет такого показателя. Он у них меньше в разы. Причем технологиями производства конструкции самолета из композиционных материалов обладает не только опытное, но и серийное производство корпорации на заводе в Луховицах.
Третье направление, в котором корпорация «МиГ» работает, это создание истребителя нового поколения. Он должен в значительной мере не только сохранить для корпорации рынок, который завоевал сегодня самолет МиГ-29, но и существенно его расширить.
— Это инициативная разработка «ОКБ им. Микояна»?
— Нет. Сначала она была не инициативной. Но затем, по мере сокращения финансирования этого проекта со стороны госбюджета, корпорация «МиГ» взяла это на себя, чтобы обеспечить преемственность в развитии своего продуктового ряда и сохранить тем самым позиции на рынке.
— В какой стадии находится данный проект?
— В стадии эскизного проекта.
— А технологически как это будет выглядеть? ВВС будут привлекаться? У АХК «Сухой» вроде бы все ясно — есть установленная программа, ясно, как идет финансирование. А как у вас?
— Здесь очень важно быть аккуратным и правильным в формулировках. Наш проект не является альтернативой той разработке, которой занят другой разработчик. Мы никогда не пытались оспорить позиции ВВС в этом вопросе. Наше государство имеет огромные континентальные размеры, и нужно обеспечить прикрытие его воздушного пространства. На сегодняшний день эту задачу решают главным образом самолеты МиГ-31 и Су-27, имеющие взлетный вес более 30-40 тонн.
Но есть боевые задачи, в том числе и для российских ВВС, которые с точки зрения финансов, ограниченности оборонного бюджета выгоднее решать другими самолетами. Более «бюджетными», имеющими, что очень важно, и лучшие перспективы на рынке. И если мы не хотим этот рынок потерять, а сегодня, я повторюсь, 52 страны имеют истребители марки «МиГ», а 30 государств — МиГ-29, то мы должны подумать о будущем, понимая при этом, в каком направлении рынок боевой авиации будет развиваться. Мы видим, что европейский Eurofighter по весам и размерам, боевым характеристикам очень близок МиГ-29. Впрочем, как и американские F-16, F-18. Анализ рынка боевых истребителей показывает, что 80-85% его объема занимают истребители класса МиГ-29, то есть те машины, взлетный вес которых не превышает 20 тонн. Мы с вами хорошо видим, как развиваются программы США. В частности, программой перспективного истребителя ATF (превратившейся позднее в программу F-22), заложенной в конце 70-х — начале 80-х гг. прошлого века, предполагалось выпустить более 1000 самолетов для Военно-воздушных сил США. И никто не знал в начале 90-х гг. о программе JSF. Но как только изменились геополитические реалии и, соответственно, подходы к системам вооружений, критерии, начал резко падать предполагаемый заказ на этот самолет. Сейчас уже планируется выпустить всего около 230 тяжелых истребителей F-22. Одновременно резко развивается программа JSF (сейчас F-35). Это самолет класса МиГ-29, т. е. относится к классу легких многофункциональных истребителей. Предполагается, что 3000 самолетов F-35 закупят ВВС, ВМС и КМП США и 3000 — зарубежные страны. С рынка тактической авиации начнется вытеснение машин других государств. Мы должны быть к этому готовы. Это означает суметь противопоставить F-35 конкурентноспособный российский самолет такого же класса.
— Сейчас ваш перспективный истребитель находится в стадии эскизного проектирования. Каким образом могут выглядеть дальнейшие этапы и сроки с выходом на опытный образец?
— Мы планируем приготовить эту машину к тому моменту, когда рынок самолета МиГ-29 и версий его глубоких модернизаций будет уменьшаться. Речь идет о 2012-2015 гг., когда мы планируем выход этого самолета на рынок.
— Эта машина — большое привлечение смежников. Вполне закономерен вопрос: каким двигателем она будет оснащаться? АЛ-41 предназначен для перспективного истребителя АХК «Сухой». Каким будет ваш двигатель?
— РСК «МиГ» — это нормальным образом структурированное предприятие, другого подобного ему в авиационной промышленности России пока нет. Все к этому активно стремятся, но пока там другие структуры — в которых жесткой системы управления нет. Между предприятиями там преобладают договорные отношения, для которых характерны временные издержки, невысокие темпы согласования и т. п. Тут же возрастает цена продукции и так далее. Корпорация «МиГ» построена сегодня так, как все нормальные крупные промышленные предприятия, в том числе Lockheed, Boeing, Dassault и т. п. Есть разработчик — «ОКБ им. Микояна» и серийные заводы-производители авиационной техники. В качестве дочерних и зависимых обществ в рамках корпорации действуют крупные предприятия, включая и моторостроительные: «Завод им. Климова» — разработчик двигателей для истребителей марки «МиГ» и вертолетов, «Завод им. Чернышева» — хорошо оснащенный серийный моторостроительный завод, «Красный Октябрь» — крупнейшее агрегатное предприятие.
Таким образом, ни с точки зрения организации управления, ни с точки зрения организации разработки и производства перспективного двигателя принципиальных проблем для «МиГа» не существует.
— Крейсерский сверхзвук закладывается?
— Если нет двух-трех качеств на самолете пятого поколения, таких как незаметность, продвинутые крейсерские возможности по скорости, возможности по маневренности и базированию, то это самолет поколения 4+, 4++.
— Разработчиком двигателя выступит «Завод им. Климова»? И будет ли это принципиально новый двигатель? Опять же, как будут выглядеть этапы его создания?
— Мы работаем с «Заводом им. Климова». Он является разработчиком всех наших двигателей. По уровню разработок это ОКБ сегодня является одним из самых продвинутых в России.
По сути, «Завод им. Климова» является лидером в российской авиационной промышленности по созданию большинства основных элементов двигателя следующего поколения.
— То есть разработка двигателя для перспективного истребителя будет осуществляться «Заводом им. Климова». А радар с АФАР будет делать «Фазотрон-НИИР», я так понимаю?
— Я бы ответил так. Мы открыты для кооперации. Безусловно, РСК «МиГ» сегодня работает на паритетной основе со всеми смежниками по созданию образца техники следующего поколения. Но никто на сегодняшний день еще не создал другого эффективного механизма движения вперед, как конкуренция. Именно на этой базе были достигнуты все успехи советским авиапромом. Даже в тяжелые времена Великой Отечественной войны не произошло повального объединения авиационных фирм в какую-то одну самолетостроительную корпорацию. Были две истребительные фирмы, которые работали на фронт, «Яковлев» и «Лавочкин», но мудрости хватило сохранить и две другие — «МиГ» и «Сухой», которые не несли основной тяжести работы для нужд фронта, но уже после войны обеспечили качественный рывок отечественной боевой авиации.
Конкурентноспособная среда, таким образом, должна существовать всегда. Как по самим самолетам, так и по их основным элементам: двигателям, радарам и оружию. В нынешних условиях рынок всегда оценит того, кто выбрал более правильный путь и оказался успешным.
— Планер вы сделаете, кабину тоже, решите проблему малозаметности: Но главное на новом истребителе — двигатель и радар. Как все-таки этот вопрос вы будете решать? Самый «тонкий» момент — двигатель. В какой стадии эта разработка? Здесь же нужны миллиарды. А за счет каких ресурсов? Экспорт же не дает таких доходов. Или возможен промежуточный вариант, с переходным двигателем?
— Инвестиции, конечно, искать надо, и внутренние, и внешние. Эта проблема существует у всех российских производителей ВВТ. Корпорация «МиГ» сегодня на подъеме. У нас есть хорошие перспективы продаж. И кроме этого, РСК «МиГ» имеет еще ряд преимуществ. Первое — наш рынок растет. Мы чувствуем, что корпорация на правильном пути в выбранной нами стратегии. Второе — РСК «МиГ» сегодня уже нормальным образом структурирована. При всех прочих равных возможностях структура корпорации дает нам немалые преимущества. Себестоимость производимых у нас работ, например, на 30% ниже, чем аналогичных работ у других российских разработчиков и производителей. И третье наше преимущество заключается в том, что крупные комплектаторы, стоимость продукции которых составляет более половины цены самолета, входят в состав нашей корпорации. И самое главное — «ОКБ им. Микояна» правильно позиционировало свой перспективный проект, который, не являясь альтернативным, ориентирован на наиболее массовый сегмент рынка, имея к тому же очень хороший показатель по критерию «эффективность — стоимость».
— Это будет одно- или двухдвигательный самолет?
— Двухдвигательный.
— Как будет самолет выглядеть по весам?
— Машина класса МиГ-29.
— Подвеска вооружения будет внутрифюзеляжной?
— Незаметность должна быть реализована.
— Вы планируете выйти на такую компоновку планера, чтобы это было примерно как в JSF? Это будет комплексное решение?
— Незаметность должна быть реализована комплексно. «Косметикой» нельзя исправить ничего кардинально, она является лишь одним из элементов. У нас комплексный подход к решению вопроса незаметности.
— А о внешнем виде перспективного самолета РСК «МиГ» сказать что-нибудь можно?
— Это вопрос преждевременный. Пока самолет не предъявлен на летные испытания, многие данные по нему носят закрытый характер.
— А на каком этапе сама «картинка» перестанет быть секретной?
— Это будет зависеть от темпов реализации программы и продвижения этого продукта на рынок. Все должно быть продуманным. Американцы облик своих самолетов обычно начинают публиковать на стадии сборки. До этого момента они внешний облик ни B-2, ни F-22, ни JSF не публиковали. В то же время в условиях холодной войны, когда была дикая гонка вооружений, американцы не стеснялись публиковать внешний вид своих самолетов даже на более ранних этапах создания боевых самолетов. В частности, F-16 совершил свой первый полет в 1974 г., а его первые картинки в авиационных журналах начали появляться уже в 1970-1971 гг. В отношении нашего самолета все зависит от текущего этапа программы маркетинга.
— Перспективный самолет РСК «МиГ» будет интернациональным проектом?
— Сегодня это российский проект.
— А что с проектом 1.44? Эта ветвь на сегодня тупиковая? Или здесь задействованы какие-то политические соображения?
— Сегодня РСК «МиГ» находится в стадии выполнения нескольких крупных контрактов. Все оборотные средства направлены, естественно, на их выполнение. Работы по 1.44 ведутся с целью возможного использования этой машины в качестве летающей лаборатории, но в том объеме, насколько нам позволяют финансовые средства.
— Что можно сказать по поводу интеллектуального потенциала РСК «МиГ», особенно в вопросах смены поколений?
— Эта проблема для всех оборонных предприятий одинакова, наверное. График кадрового потенциала сегодня в любой промышленной фирме имеет вид двугорбого верблюда. Задача состоит в том, чтобы эти горбы стали хотя бы равными. Сегодня мы к этому идем. Активно работаем с молодежью, с институтами, колледжами, участвуем в ярмарках вакансий. За последние годы прием молодежи в «ОКБ им. Микояна» увеличился в несколько раз. Продолжаем модернизацию нашего КБ. Планируем значительно увеличить его оснащенность автоматизированными средствами проектирования.
— А вот ядро инженерно-технического состава, оно как сегодня выглядит?
— Наше достижение в том, что мы сохранили ОКБ и его возможности по проектированию новых самолетов и подготовке документации для их серийного производства. Мы постарались оптимизировать его структуру таким образом, чтобы все-таки сохранить и укрепить саму сердцевину творческого коллектива, которая создает самолет и проектную документацию, работает со смежниками, выпускает рабочие чертежи, строит опытные образцы. «ОКБ им. Микояна» имеет очень мобильное опытное производство, на котором мы делаем многие агрегаты и для серийных машин. Эту способность можно расценивать в имеющихся экономических условиях как программу по сокращению издержек производства.
— Это значит, что 65-летие «ОКБ им. Микояна», которое будет отмечаться в декабре, вы и ваши сотрудники встретите в хорошей боевой форме и юбилей станет поводом вспомнить не только дела давно минувшие?
— Уверен, что предстоящая юбилейная дата вызовет волну повышенного интереса к нашему ОКБ, его истории и совершенно очевидным достижениям. И нам, нынешнему поколению «микояновцев», краснеть, я убежден, не придется, поскольку те проекты, работа над которыми сегодня в «ОКБ им. Микояна» ведется в духе его основателей Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича, существенно приумножит авторитет российских авиационных конструкторов и отечественного самолетостроения.
Барковский Владимир Иванович
Родился 28 апреля 1956 г. в г. Москве. В 1979 г. окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. С 1979 по 1981 г. проходил службу в Вооруженных Силах. С 1981 по 1997 г. работал в ОКБ им. П.О. Сухого, где руководил бригадой проектов, в которой разрабатывались самолеты Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, Су-37, С-37, С-80 и другие. В 1997-1998 гг. — руководитель управления НИОКР в АВПК «Сухой». В 1998-1999 гг. — заместитель директора программ НИОКР в ИАПО. С марта 1999 г. работает в РСК «МиГ». В настоящее время — заместитель генерального директора — генерального конструктора — директор Инженерного центра «ОКБ им. А.И.Микояна». Кандидат технических наук.