Третий космонавт полетевший в космос

Содержание

Хронология пилотируемых космических полётов (1960-е)

Этот список включает перечень пилотируемых полётов с 1961-го по 1969-й годы. 1960-е — первое десятилетие полётов человека в космос. В этот период были начаты советские космические программы Восток, Восход и Союз, и американские Меркурий, Джемини и Аполлон.

  • Красным цветом — выделены неудачные запуски.
  • Зелёным — суборбитальные полёты (включая полёты, не сумевшие выйти на расчётную орбиту).

1961 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
1 12 апреля «Восток» Юрий Алексеевич Гагарин СССР Первый полёт человека в космос (орбитальный, макс.высота 327 км) 1 ч 48 мин
5 мая «Меркурий-3» (Фридэм 7) Алан Шепард США Суборбитальный полёт, макс.высота 186,5 км 15 мин
21 июля «Меркурий-4» (Либерти Белл 7) Вирджил Гриссом США Суборбитальный полёт, макс.высота 190 км 16 мин
2 6 августа «Восток-2» Герман Степанович Титов СССР Первый суточный полёт. 25 ч 18 мин

Итоги года

  • Первый год пилотируемых полётов.
  • Первых два орбитальных полёта в СССР и два суборбитальных полёта в США.
  • Рекорд продолжительности полёта = 25 ч 18 мин.

1962 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
3 20 февраля «Меркурий-6» Джон Гленн США Первый орбитальный полёт США (высота 186 км) 4 ч 55 мин
4 24 мая «Меркурий-7» Малькольм Карпентер США 4 ч 56 мин
5 11 августа «Восток-3» Андриян Григорьевич Николаев СССР Первый групповой полёт двух кораблей («Восток-3» и «Восток-4»).
Рекорд продолжительности полёта = 94 ч 25 мин
3 сут 22 ч 25 мин
6 12 августа «Восток-4» Павел Романович Попович СССР Сближение с «Восток-3» до 6 км 2 сут 22 ч 59 мин
7 3 октября «Меркурий-8» Уолтер Ширра США 9 ч 13 мин

Итоги года

  • Первый групповой полёт двух космических кораблей.
  • Космонавтов СССР — 4 (+2 за год); Пилотируемых полётов СССР — 4 (+2 за год)
  • Астронавтов США — 3 (+3 за год); Пилотируемых полётов США — 3 (+3 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 7 (+5 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 7 (+5 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 94 ч 25 мин.

1963 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
8 15 мая «Меркурий-9» Гордон Купер США Первый суточный полёт США 1 сут 10 ч 20 мин
9 14 июня «Восток-5» Валерий Фёдорович Быковский СССР Второй групповой полёт двух кораблей. Рекорд продолжительности полёта = 119 ч 6 мин.

Этот рекорд, для полётов в одиночку, не превзойдён до сегодняшнего дня.

4 сут 23 ч 6 мин
10 16 июня «Восток-6» Валентина Владимировна Терешкова СССР Первая женщина в космосе. Сближение с «Восток-5» до 5 км.

Терешкова оставалась единственной женщиной-космонавтом до 1982 года

2 сут 22 ч 50 мин

Итоги года

  • Первый полёт женщины-космонавта.
  • Второй групповой полёт двух космических кораблей.
  • Космонавтов СССР — 6 (+2 за год); Пилотируемых полётов СССР — 6 (+2 за год)
  • Астронавтов США — 4 (+1 за год); Пилотируемых полётов США — 4 (+1 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 10 (+3 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 10 (+3 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 119 ч 6 мин.

1964 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
11 12 октября «Восход» Владимир Михайлович Комаров,

Константин Петрович Феоктистов,
Борис Борисович Егоров

СССР Первый полёт многоместного космического корабля 1 сут 0 ч 17 мин

Итоги года

  • Первый полёт многоместного космического корабля.
  • Впервые в космосе одновременно три космонавта.
  • Впервые в космосе гражданские специалисты.
  • Космонавтов СССР — 9 (+3 за год); Пилотируемых полётов СССР — 7 (+1 за год)
  • Астронавтов США — 4 (+0 за год); Пилотируемых полётов США — 4 (+0 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 13 (+3 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 11 (+1 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 119 ч 6 мин.

1965 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
12 18 марта «Восход-2» Павел Иванович Беляев,

Алексей Архипович Леонов,

СССР Первый полёт двухместного космического корабля. Первый выход в открытый космос. 1 сут 2 ч 2 мин
13 23 марта «Джемини-3» Вирджил Гриссом,
Джон Янг
США Первый полёт двухместного космического корабля США. 4 ч 53 мин
14 3 июня «Джемини-4» Джеймс МакДивитт,

Эдвард Уайт

США Первый выход американского астронавта в открытый космос. 4 сут 1 ч 56 мин
15 21 августа «Джемини-5» Гордон Купер,

Чарльз Конрад

США Впервые астронавт (Купер) совершает второй космический полёт.

Рекорд продолжительности полёта = 190 ч 55 мин.

7 сут 22 ч 55 мин
16 4 декабря «Джемини-7» Фрэнк Борман,
Джеймс Ловелл
США Рекорд продолжительности полёта = 330 ч 35 мин.

Первый групповой полёт американских космических кораблей. Сближение с «Джемини-6А» до 30 см.

13 сут 18 ч 35 мин
17 15 декабря «Джемини-6А» Уолтер Ширра,
Томас Стаффорд
США Первый групповой полёт американских космических кораблей.

Сближение с «Джемини-7» до 30 см. Впервые в космосе одновременно — 4 астронавта.

1 сут 1 ч 51 мин

Итоги года

  • Первый выход в открытый космос.
  • Первые полёты двухместных космических кораблей в США.
  • Впервые в космосе одновременно — 4 астронавта.
  • Впервые астронавт совершает два космических полёта.
  • Космонавтов СССР — 11 (+2 за год); Пилотируемых полётов СССР — 8 (+1 за год)
  • Астронавтов США — 12 (+6 за год); Пилотируемых полётов США — 9 (+5 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 23 (+10 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 17 (+6 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 330 ч 35 мин.

1966 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
18 16 марта «Джемини-8» Нил Армстронг,
Дэвид Скотт
США Первая стыковка на орбите с ракетой-целью «Аджена». 10 ч 41 мин
19 3 июня «Джемини-9А» Томас Стаффорд,
Юджин Сернан
США Выход Сернана в открытый космос. 3 сут 0 ч 21 мин
20 18 июля «Джемини-10» Джон Янг,
Майкл Коллинз
США Стыковка с «Аджена-10» и «Аджена-8».

Коллинз — выход в открытый космос.

2 сут 22 ч 47 мин
21 12 сентября «Джемини-11» Чарльз Конрад,
Ричард Гордон
США Рекорд высоты орбиты — 1.372 км.

Гордон — выход в открытый космос.

2 сут 23 ч 17 мин
22 11 ноября «Джемини-12» Джеймс Ловелл,
Эдвин Олдрин
США Олдрин — 3 выхода в открытый космос, общей продолжительностью 5,5 ч. 3 сут 22 ч 35 мин

Итоги года

  • Первая стыковка на орбите.
  • Космонавтов СССР — 11 (+0 за год); Пилотируемых полётов СССР — 8 (+0 за год)
  • Астронавтов США — 18 (+6 за год); Пилотируемых полётов США — 14 (+5 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 29 (+6 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 22 (+5 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 330 ч 35 мин.

1967 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения / особенности Продолж.
23 23 апреля «Союз-1» Владимир Михайлович Комаров СССР Первый полёт нового советского космического корабля — «Союз».

Впервые советский космонавт совершает два космических полёта.
Впервые космонавт погибает при выполнении космического полёта.

1 сут 2 ч 37 мин

Итоги года

  • Первый полёт нового советского космического корабля — «Союз».
  • Впервые советский космонавт совершает два космических полёта.
  • Впервые космонавт погибает при выполнении космического полёта.
  • Космонавтов СССР — 11 (+0 за год); Пилотируемых полётов СССР — 9 (+1 за год)
  • Астронавтов США — 18 (+0 за год); Пилотируемых полётов США — 14 (+0 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 29 (+0 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 23 (+1 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 330 ч 35 мин.

1968 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
24 11 октября «Аполлон-7» Уолтер Ширра,

Донн Айзли,
Уолтер Каннингем

США Первый полёт нового американского космического корабля — «Аполлон».

Впервые три американских астронавта в одном экипаже. Уолтер Ширра первым совершает три космических полёта.

10 сут 20 ч 9 мин
25 26 октября «Союз-3» Георгий Тимофеевич Береговой СССР Сближение с непилотируемым кораблём «Союз-2». 3 сут 22 ч 51 мин
26 21 декабря «Аполлон-8» Фрэнк Борман,

Джеймс Ловелл,
Уильям Андерс

США Первый полёт к Луне.

Впервые три американских астронавта вышли на окололунную орбиту.

6 сут 3 ч 1 мин

Итоги года

  • Первый полёт нового американского корабля — «Аполлон».
  • Через полтора года после гибели Комарова, в СССР возобновляются пилотируемые полёты.
  • Первый пилотируемый облёт Луны.
  • Космонавтов СССР — 12 (+1 за год); Пилотируемых полётов СССР — 10 (+1 за год)
  • Астронавтов США — 21 (+3 за год); Пилотируемых полётов США — 16 (+2 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 33 (+4 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 26 (+3 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 330 ч 35 мин.

1969 год

Дата Корабль Экипаж Страна Достижения Продолж.
27 14 января «Союз-4» Владимир Александрович Шаталов СССР Первая стыковка двух пилотируемых кораблей. 2 сут 23 ч 23 мин
28 15 января «Союз-5» Борис Валентинович Волынов,

Алексей Станиславович Елисеев,
Евгений Васильевич Хрунов

СССР Первая стыковка двух пилотируемых кораблей.

Елисеев и Хрунов перешли через открытый космос в «Союз-4». Впервые космонавты стартовали на одном, а приземлились на другом корабле.

3 сут 0 ч 56 мин
29 3 марта «Аполлон-9» Джеймс МакДивитт,

Дэвид Скотт, Рассел Швайкарт

США Манёвры с лунной кабиной на околоземной орбите. 10 сут 1 ч 1 мин
30 18 мая «Аполлон-10» Томас Стаффорд,

Джон Янг,
Юджин Сернан

США Второй полёт к Луне. Генеральная репетиция высадки на Луну. 8 сут 0 ч 3 мин
31 16 июля «Аполлон-11» Нил Армстронг,

Майкл Коллинз,
Эдвин Олдрин

США Высадка астронавтов Армстронга и Олдрина на Луне. 8 сут 3 ч 9 мин
32 11 октября «Союз-6» Георгий Степанович Шонин,

Валерий Николаевич Кубасов

СССР Первый групповой полёт трёх космических кораблей. 4 сут 22 ч 42 мин
33 12 октября «Союз-7» Анатолий Васильевич Филипченко,

Виктор Васильевич Горбатко,
Владислав Николаевич Волков

СССР Взаимные манёвры трёх космических кораблей. 4 сут 22 ч 41 мин
34 13 октября «Союз-8» Владимир Александрович Шаталов,

Алексей Станиславович Елисеев

СССР Впервые в космосе одновременно семь космонавтов. 4 сут 22 ч 50 мин
35 14 ноября «Аполлон-12» Чарльз Конрад,

Ричард Гордон,
Алан Бин

США Вторая экспедиция с высадкой на Луне. 10 сут 4 ч 36 мин

Итоги года

  • Первая стыковка пилотируемых кораблей.
  • Первая и вторая высадки человека на Луне.
  • Групповой полёт трёх космических кораблей. Впервые в космосе одновременно семь космонавтов.
  • Космонавтов СССР — 21 (+9 за год); Пилотируемых полётов СССР — 15 (+5 за год)
  • Астронавтов США — 23 (+2 за год); Пилотируемых полётов США — 20 (+4 за год)
  • Всего астронавтов и космонавтов — 44 (+11 за год)
  • Всего пилотируемых полётов — 35 (+9 за год)
  • Рекорд продолжительности полёта = 330 ч 35 мин.

СССР и
Россия

  • ВР-190 (1957—1959,отм.)
  • Восток (1961—1963)
  • Восход (1964—1965)
  • Союз (с 1967)
  • Л1/Зонд (1967—1970,отм.)
  • Л3 (1971—1972,отм.)
  • ТКС (1977—1985)
  • Заря
  • Спираль
  • ЛКС
  • Буран (1988)
  • Клипер
  • МАКС
  • Федерация (с 2021, с 2024)

США

  • Меркурий (1961—1963)
  • North American X-15 (1963)
  • Джемини (1965—1966)
  • Аполлон (1968—1975)
  • X-20 Dyna Soar
  • Спейс шаттл (1981—2011)
  • VentureStar
  • NASP (X-30)
  • Орион (с 2014, с 2018)

КНР

  • Шугуан
  • пилотируемый FSW
  • Шэньчжоу (с 2003)
  • Шэньлун (c 201?)

Индия

ISRO Orbital Vehicle (с 2016)

Евросоюз

  • Гермес
  • Зенгер-2 (Германия)
  • HOTOL (Великобритания)
  • CRV (с 2018)
  • ACTS (с 20??)

Япония

  • HOPE
  • Фуджи
  • Канко-мару
  • ASSTS
  • пилотируемый HTV (с 20??)

частные

  • SpaceShipOne (2004)
  • SpaceShipTwo (с 2012)
  • SpaceX Dragon (с 2010, c 201?)
  • CST-100 (с 201?)
  • Эскалибур-Алмаз (с 201?)
  • ROTON (с 201?)
  • Delta Clipper (с 201?)
  • Kistler K-1 (с 201?)
  • Silver Dart (с 201?)
  • Dream Chaser (с 201?)
  • Tycho Brahe (с 201?)
  • Stabilo (с 201?)
  • М-55 (Геофизика)² (с 201?)

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Только беспилотные полёты, хотя корабль был создан для пилотируемых полётов.
  2. 1 2 3 4 5 6 Только суборбитальные полёты.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 июня 2019 года.

Россия-СССР стали первой космической державой! И продолжает быть в настоящее время!
Сколько себя помню — все знали имена космонавтов, это были главные герои — как сейчас бы сказали «супермены» — мирного советского времени.
На время полетов прерывались все радио и телепередачи, гениальный Левитан торжественно объявлял о новом полете, потом в газщетах на первых полосах печатали фото новых космонавтов.
Белка и Стрелка тоже полетели задолдго до моего рождения, но я их почему-т о тоже знала.
.
Рутиной полеты в космос тали где-то во второй половине 70-х годов.
До затуханитя интереса последним «всплеском» был «Союз-Апполон». В Омске прямая трансляция стыковки американского и советского кораблей была ночью, я помню ею сквозь сон, меня разбудил двоюродный брат (на 10 лет меня старше), он не спал, очень хотел видеть это историческое событие.
Потом отряд космонавтов пополнялся новыми лицами, космонавтов стало много, уже не все их знали. Более «раскрученными» были полеты с космонавтами из социалистических стран.
Но первых — знали все!
Первые космонавты СССР

Космонавт №1 — Юрий Алексеевич Гагарин (1934 — 1968)

Юрий Гагарин (1934—1968), лётчик- истребительной авиации, первый космический полёт:
12 апреля 1961 «Восток».
Погиб 27 марта 1968 года в авиакатастрофе.

Похороны Гагарина
Исторический полет Юрия Алексеевича Гагарина состоялся утром 12 апреля 1961 года.
Космический корабль «Восток» стартовал с космодрома Байконур и, облетев один раз вокруг Земли, приземлился в Саратовской области.
Причем, Гагарин катапультировался и приземлялся с парашютом.
Космонавт №2 Герман Степанович Титов (1935 — 2000)

Герман Степанович Титов (1935—2000), лётчик ПВО, один космический полёт: 6 августа 1961 «Восток-2». Покинул отряд космонавтов 17.06.1970.
В дальнейшем работал в институте космических исследований.
Космонавт №3 Андриан Григорьевич Николаев (1929 -2004)

Андриян Григорьевич Николаев (1929—2004), лётчик ПВО, два космических полёта: 11 августа 1962 «Восток-3»; 1 июня 1970 «Союз-9». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.
Космонавт №4 Павел Романович Попович (1930 — 2009)

Павел Романович Попович (1930—2009), лётчик ВВС, два космических полёта: 12 августа 1962 «Восток-4»; 3 июля1974 «Союз-14». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.
Космонавт №5 — Валерий Фёдорович Быковский (1934)

Валерий Федорович Быковский (1934), лётчик ВВС, три космических полёта: 14 июня 1963 «Восток-5»; 15 сентября 1976 «Союз-22»; 26 августа 1978 «Союз-31». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.
Космонавт №6 — Первая женщина — космонавт — Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937)

Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским.
Космонавт №7. Владимир Михайлович Комаров
Владимир Михайлович Комаров (1927—1967), лётчик-инженер ВВС, два космических полёта: 12 октября 1964″Восход»;
23 апреля 1967 «Союз-1». 24 апреля 1967 Владимир Комаров погиб во время посадки после выполнения полёта на космическом корабле «Союз-1». (Его дублером в этом полете был назначен Ю.А.Гагарин).
У нас дома есть книжка про Комарова.
12 октября 1964 года в космос полетел первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач.
Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров.
Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полёта составила одни сутки 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар.
Космонавт №8. Константин Петрович Феоктистов
Константин Петрович Феоктистов (1926 — 2009),лётчик-космонавт СССР, научный сотрудник-космонавт космического корабля «Восход», 8-й космонавт СССР и 12-й космонавт мира, доктор технических наук.
К. П. Феоктистов был первым гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в пехоте, был разведчиком. В 1942 г. был схвачен немцами и расстрелян, но остался жив.
Во время Великой Отечественной войны Феоктистов бросил учебу и ушел на фронт. Воевал разведчиком войсковой части. Во время выполнения разведки в городе Воронеж Феоктистов был схвачен немецким патрулём и чудом выжил после расстрела:
После окончания МВТУ в 1949 г. работал в НИИ-1 в группе М. К. Тихонравова, затем в ОКБ-1 (ныне НПО «Энергия»).
Участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, кораблей «Восток», «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», орбитальных станций «Салют» и «Мир».
В отряде космонавтов с 1964 г. 12—13 октября 1964 г. совершил полет в космос на корабле «Восход-1».
Космонавт №9 Борис Борисович Егоров
Борис Борисович Егоров (1937 — 1994). Врач — космонавт.Совершил один полёт на многоместном корабле «Восход 1» , продолжительностью — 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды.
В дальнейшем работал в институте медико-биологических проблем по проблемам невесомости.
Доктор медицинских наук.
Космонавт №10 Павел Иванович Беляев
Беляев Павел Иванович (1925—1970), лётчик морской авиации, один космический
полёт: пилотировал 18 марта 1965 «Восход-2».
Окончил Ейское военно-авиационное училище летчиков в 1945 году, участник советско-японской войны август- сентябрь 1945 года.
При посадке корабля «Восход-2», из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире.
В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой..
Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолета.
Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.
Космонавт № 11. Алексей Архипович Леонов.
Первый в мире выход в открытый Космос.
Алексей Леонов (1934), лётчик ВВС, два космических полёта: 18 марта 1965 «Восход-2″; 15 июля 1975″Союз-19». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.
Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.
В 1975 году, 15 -21 июля Леонов совместно с В. Н. Кубасовым совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (другое, часто упоминаемое название программы — «Союз — Аполлон»).
А.А.Леонов — автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых великолепные космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь).
15 апреля — день рождения летчика — космонавта СССР №12 Георгия Тимофеевича Берегового.
Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в украинском селе Фёдоровка Полтавской губернии. Детство и юность провел в городе Енакиево. Именно здесь он закончил школу, сделал первые шаги трудовой биографии – электрослесарем на Енакиевском металлургическом заводе, здесь впервые поднялся в воздух, будучи курсантом Енакиевского аэроклуба.
К началу Великой Отечественной войны Георгий Береговой был вполне подготовленным летчиком-штурмовиком. Судьба хранила его, хотя в военные годы отважному летчику пришлось неоднократно смотреть смерти в лицо. Он закончил войну Героем Советского Союза.
После войны он успешно окончил высшие офицерские курсы летчиков-испытателей. Он работал летчиком-испытателем СССР, получив в 1961 году звание заслуженного летчика-испытателя СССР, а в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов, несмотря на возраст.
Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз, 26 –30 октября 1968 года – в 47 лет! — совершил космический полет на корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
Прошедший войну без серьезных ранений, он в мирное время едва не погиб: 22 января 1969 г. в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева. Ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым. Сидевший за рулем водитель был смертельно ранен, а Береговой получил легкие ранения от осколков лобового стекла.
После космического полета генерал-лейтенант авиации Береговой еще долго работал начальником Центра подготовки космонавтов и воспитал целое поколение аргонавтов космоса. Он вышел в отставку в 1987 в звании генерал-лейтенанта. Но продолжил активную общественную работу в качестве депутата Верховного Совета СССР.
Георгий Береговой скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Спасибо за информацию: http://tnktop.ucoz.ru/publ/pervye_kosmonavty_sssr/1-1-0-14

Космонавт Владимир Комаров (судно)

«Космонавт Владимир Комаров»


«Космонавт Владимир Комаров» в 1989 году

Флаг

СССР

Назван в честь

Владимир Михайлович Комаров

Класс и тип судна

Научно-исследовательское судно

Порт приписки

Одесса

Номер ИМО

Оператор

АН СССР

Изготовитель

Балтийский завод

Спущен на воду

1966 год

Введён в эксплуатацию

18 октября 1966 года

Выведен из состава флота

1989 год

Статус

Утилизирован

Основные характеристики

Водоизмещение

17 850 т

Двигатели

Дизельная ГЭУ

Мощность

9 000 л. с.

Скорость хода

15,8 узлов

Экипаж

240 чел.

Медиафайлы на Викискладе

«Космона́вт Влади́мир Комаро́в» — бывшее научно-исследовательское судно академии наук СССР, предназначенное для обеспечения оперативного управления космическими аппаратами, измерения дальности и радиальной скорости космических объектов, приема телеметрической и научной информации, передачи командной информации, ведения переговоров с космонавтами. Основной район работы — Атлантический океан.

Главный конструктор — Александр Ефимович Михайлов.

История постройки

Быстрые темпы развития советской космонавтики требовали многократного расширения задач, решаемых судами. Возникла потребность в судне универсального типа, которое было бы способно полностью заменить стационарный измерительный пункт, работающий с околоземными и межпланетными космическими объектами в любой точке Мирового океана. Для этих целей было решено переоборудовать построенный на Херсонском судостроительном заводе сухогруз проекта 595 — «Геническ».

В январе 1967 года, судно было пришвартовано к стенам Балтийского завода в Ленинграде, где в апреле месяце ему было присвоено новое название в честь недавно погибшего на космическом корабле «Союз-1», лётчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова. Всего на доработку судна отводилось полгода.

Конструкция судна

В ходе переоборудования судно подверглось значительным изменениям конструкции. Для обеспечения необходимого числа лабораторий и служебных помещений была увеличена высота борта на 2,5 метра, а также изменена носовая и кормовая надстройки. Для обеспечения лучшей устойчивости судна с помощью дополнительных бортовых отсеков-булей была увеличена ширина в средней части на 2,7 метра.
Для установки параболических антенн была использована гиростабилизированная платформа, способная сохранять горизонтальное положение с точностью 15 минут при скорости ветра до 20 м/с и волнении моря до шести баллов.
Две параболические антенны диаметром 8 метров и весом 28 тонн каждая позволяли поддерживать радиосвязь с космическими объектами до окололунных расстояний. Впервые эти антенны были использованы при работах с автоматическими межпланетными станциями «Зонд-4» и «Зонд-5».
Третья параболическая антенна диаметром 2,1 метра, весом 18 тонн осуществляла автоматическое сопровождение спутников и вырабатывала сигналы для коррекции программы наведения антенн.
Для защиты от ветра антенны были закрыты шарообразными радиопрозрачными укрытиями диаметром 18 метров для больших и 7,5 для малой. Для охлаждения параметрических усилителей жидким азотом судно оборудовали криогенной установкой.
Для обеспечения защиты работающего персонала от высокочастотных излучений, впервые была применена экранировка помещений и введена сигнализация, предупреждающая о работе передающих средств во всех точках судна, где существует опасность облучения.
Энергоснабжение общесудовых потребителей осуществлялось с помощью электростанции мощностью 900 КВт, для экспедиционного оборудования использовалась отдельная электростанция мощностью 2 400 КВт.
Системы кондиционирования воздуха и вентиляции поддерживали в лабораториях, жилых и общественных помещениях постоянную температуру около 20 °C при изменении температуры наружного воздуха в диапазоне от −30° до +30 °C.

Экспедиции

После завершения ходовых испытаний, 1 августа 1967 года «Космонавт Владимир Комаров» ушел из Ленинграда в свой первый экспедиционный рейс. Судно получило приписку к порту Одесса и вошло в состав Черноморского морского пароходства (ЧМП).

Почти за 22 года эксплуатации судно совершило 27 экспедиционных рейсов, продолжительностью от одного до одиннадцати месяцев, за это время было пройдено около
700 000 морских миль, что составляет около 13 лет «чистого» плавания. Оно принимало участие в управлении полетом космических объектов практически всех типов, в их числе орбитальные станции «Салют», «Мир», космические корабли «Прогресс», «Союз», межпланетные станции «Венера» и «Вега».

Из последнего рейса судно вернулось в Одессу 22 мая 1989 года. Судно было перебазировано в бассейн Балтийского моря и переоборудовано для использования в научных целях, но по другому профилю.

> Утилизация

В 1994 году оно было списано и продано по цене металлолома в Индийский порт Аланг. Порезка судна окончилась 3-го ноября 1994 года.

См. также

  • СКИ ОМЭР АН СССР
  • Список советских/российских кораблей по проектам
  • Космонавт Юрий Гагарин
  • Академик Сергей Королёв
  • Космонавт Владислав Волков
  • Космонавт Георгий Добровольский
  • Космонавт Виктор Пацаев
  • Корабль ССВ-33 «Урал»

Примечания

  1. ОАО Херсонский судостроительный завод (недоступная ссылка). Дата обращения 1 октября 2009. Архивировано 29 октября 2010 года.
  2. 1 2 3 Клуб ветеранов Морского космического флота
  3. Корабли и суда, построенные на Балтийском заводе (1856—2006) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 октября 2009. Архивировано 11 ноября 2011 года.
  4. НИС «Космонавт Владимир Комаров» (недоступная ссылка)
  5. Miramar Ship Index (недоступная ссылка)

Литература

Энциклопедия Космонавтика, Москва. «Советская энциклопедия» 1985 г . 528 стр. Тираж 75 000 экз.

Спецзаказ из Звездного городка

В Москве Алексей Леонов предложил руководству космической отрасли подумать о создании для космонавтов специального пистолета, с помощью которого можно было бы защищаться от диких зверей и подавать сигналы. А в 1979 году во время посещения Тульского оружейного завода он попросил заводчан разработать подобное оружие. Спустя три года в 1982 году в Звездный городок доставили несколько экспериментальных вариантов «космического» оружия: самозарядное ружье, револьвер и трехствольный пистолет. После тщательного анализа всех трех образцов отказались от ружья из-за его большого веса и от револьвера. Выбор остановили на трехствольном пистолете, который внешне больше напоминал обрез. Среди отечественных покорителей космоса ТП-82 получил бытовое название «мечта браконьера». Два его ствола были гладкоствольными 32 калибра и предназначались для стрельбы сигнальными ракетами и дробью по крупным животным. Третий ствол был нарезной калибра 5,45 мм и стрелял пулями, причем сила выстрела из него в 8-10 раз была мощнее выстрела из обычного пистолета Макарова; он мог быть применен при встрече с агрессивно настроенным местным населением. Кроме того, к пистолету прилагался приставной приклад, который можно было также использовать в качестве топора или лопаты. Каждая деталь пистолета имела свое функциональное значение и была продумана до мельчайших подробностей.

Испытания нового оружия прошли на редкость удачно. На охоте космонавты с помощью него били крупную дичь. Оружие безотказно работало в сложных метеоусловиях: дождя, тумана, метели, обледенения и жары. После завершения всех необходимых испытаний ТП-82 включили в аварийный комплект, который космонавты брали с собой в полет. Для ношения пистолета специально были доработаны скафандры космонавтов — на них появились накладные карманы.

Оружие оказалось настолько удачным, что с 1986 года было принято на вооружение в ВВС СССР. Выдавали его летчикам дальней авиации. Использовали ТП-82 до 2007 года, пока к нему не закончились патроны. Пришлось космонавтам вновь брать с собой в космос обыкновенные ПМ.

Космическая гонка СССР и Соединенных Штатов Америки стала побочным эффектом «Холодной войны» и продолжалась с 1957 по 1975 год.

Борьба за освоение космоса имела не только огромное исследовательское и научное значение, но и была важным пропагандистским символом.

За эти годы произошло многое: первый запуск космического аппарата, первые живые существа в космосе (собаки Белка и Стрелка), первый пилотируемый полет, первый человек в открытом космосе и на Луне.

Много чего тогда случилось в первый раз и нередко авторами рекордов становились советские космонавты.

Большинство экспертов сходится во мнении, что окончанием противоборства двух сверхдержав стал совместный полет кораблей «Союз» и «Аполлон» с последующей стыковкой. Космонавты побывали на кораблях друг друга, что тоже произошло впервые.

Сегодня мы вспомним ярких героев этой гонки, а также расскажем о тех, кто полетел после – самых известных космонавтах СССР и России.

10. Александр Калери | 769 суток, 6 часов, 33 минуты в космосе

Александр Калери окончил факультет космических исследований и астрофизики в 1979 году, спустя 4 года после окончания гонки.

Тогда же он начал работать в команде, занимавшейся орбитальной космической станцией «Мир». В космонавты он подался только через 3 года, став участником 7-го набора.

Он получил должность летчика-испытателя, а первый полет к звездам совершил в 1992 году на «Союз ТМ-14», который отправился на «Мир». Тогда же он впервые вышел в открытый космос, проведя в общей сложности вне Земли 145 дней.

В дальнейшем Калери садился в корабль еще 4 раза, совершив последний полет в октябре 2010 года в качестве командира экипажа (вернулся в марте 2011, полет длился 159 дней).

В общей сложности продолжительность его экспедиций составляет 759 суток (5-й результат в истории), за что он был неоднократно награжден не только в России, но и NASA.

9. Валерий Поляков | 678 суток, 16 часов, 34 минуты в космосе

Советский (а после – российский) космонавт Валерий Поляков провел в космосе 678 дней и по этому показателю идет следом за Калери (хотя 4,5 года он был абсолютным рекордсменом).

Разница в том, что Поляков совершил всего 2 орбитальных полета: на 240 и 437 суток. Уже после первого он получил звание Героя Советского Союза, Орден почетного легиона во Франции и массу других наград. Второй и вовсе стал рекордным: дольше Валерия Полякова в космосе не находился никто. Это достижение принесло ему звание Героя России и навсегда вписало в историю.

Несмотря на то, что он по профессии врач (он был медиком и на ОК «Мир»), тяга к звездам всегда преобладала: некоторые лично знакомые с ним люди утверждают, что он был готов даже отправиться на Марс с билетом в один конец, то есть совершить безвозвратный полет.

8. Сергей Крикалев | 803 суток, 9 часов, 38 минут в космосе

«Союз ТМ-7» стартовал с первой площадки Байконура 26 ноября 1988 года, унося на борту троих советских и одного французского космонавта. Сергей Крикалев был бортинженером той команды и вместе с ней вернулся через 151 день, получив по прибытию звание Героя СССР.

Слетав в космос еще 5 раз, он с результатом 803 дня в космосе был рекордсменом до 2015 года (сейчас 2-й).

Наиболее интересным вышел второй полет, начавшийся в 1990 году. Проведя на станции «Мир» почти 312 дней, Крикалев вернулся домой в марте 1992 года. Это значит, что улетал он из Советского Союза, а вернулся уже в Россию, сразу же получив еще один орден Героя, российский.

7. Елена Кондакова | 178 суток, 10 часов, 41 минута в космосе

В первый раз Елена Кондакова полетела в космос 4 октября 1994 года на «Союзе ТМ-20», проведя там в общей сложности 5 месяцев.

Через 2 года после возвращения, Кондакова стала членом экипажа американского корабля «Атлантис» во время 6-й стыковки с ОК «Мир».

Она стала третьей женщиной-космонавтом СССР и России, но уже в 1999 году решила уйти из профессии и заняться политикой. Ее избрали в Госдуму, депутатом которой она была по 2003 год от партии «Единая Россия» (вышла из нее в 2011-м).

6. Геннадий Падалка | 878 суток, 11 часов, 29 минут в космосе

878 суток – именно столько Геннадий Падалка пробыл в космосе. Он является абсолютным рекордсменом в этом показателе, добившись этого за 5 полетов.

Началось все с корабля «Союз ТМ-28», на котором Падалка стартовал с Земли в качестве командира экипажа. Последний его полет состоялся в 2015 году: во время него Геннадий не только установил свой рекорд, но и совершил юбилейный 10-й выход в открытый космос, пробыв там пять с половиной часов.

5. Герман Титов | 1 сутки, 1 час, 18 минут в космосе

Герман Титов был непосредственным участником космической гонки и мог даже стать первым человеком в космосе, так как являлся дублером Юрия Гагарина. Впрочем, достижений у него и без этого хватает:

  • Самый молодой космонавт в истории (в августе 1961 года во время полета на «Восходе-2» ему было 25 лет и 330 дней).
  • Первый человек, совершивший длительный полет (на корабле «Восход-2» провел в космосе больше суток).
  • Второй советский космонавт.
  • Второй человек в истории, совершивший суборбитальный полет.
  • Герой Советского Союза.

Всего этого он достиг за один полет, так как по возвращении на Землю стал инструктором.

4. Анатолий Соловьев | 651 сутки, 3 минуты в космосе

Анатолий Соловьев за свои 5 экспедиций налетал 651 день, целых 16 раз выходя в открытый космос.

Всего вне станции он провел почти 79 часов, что до сих пор является мировым рекордом, хотя последний раз он надевал скафандр в 1997 году (вернулся в 1998-м). В том полете он был командиром ОК «Мир», находясь в статусе Героя СССР.

Также Анатолий Соловьев опытный летчик: на его счету более полутора тысяч часов за штурвалом, полторы сотни прыжков с парашютом, и умение управлять 14-ю типами самолётов.

3. Алексей Леонов | 7 суток, 32 минуты в космосе

Карьера космонавта пришлась на самые жаркие годы противостояния Советов и США, когда никто еще не выходил в открытый космос и не был на Луне.

С первой задачей Алексей Леонов успешно справился 18 марта 1965 года, проведя за пределами корабля «Восход-2» 12 минут и 9 секунд.

Он мог стать еще и первым человеком на Луне, однако программа была отменена и первым стал американец Нил Армстронг.

Второй полет Леонов совершил через 10 лет, командуя экипажем «Союза-19», который летел по программе «ЭПАС» (Экспериментальный Полет «Аполлон» – «Союз»). Проведя в космосе почти 6 дней, команда нашего корабля выполнила стыковку с американским, что произошло впервые (до этого корабли разных стран никогда не стыковались).

2. Валентина Терешкова | 2 суток, 22 часа, 51 минута в космосе

После ряда успешных проектов, особенно полета Гагарина, руководство СССР хотело еще как-то «щелкнуть по носу» Америку, поэтому задумало отправить в космос женщину.

Валентина Терешкова стала 6-м космонавтом Союза и 10-м в истории, а также до сих пор остается единственной представительницей слабого пола, летевшей в одиночку.

Любопытный факт: по результатам медкомиссии и общей подготовки Терешкова была худшей из 5-и отобранных кандидаток. Выбрали ее по политическим причинам: она была из простой рабочей семьи и к тому же умела выступать перед публикой, выставляя в выгодном свете советский строй.

1. Юрий Гагарин | 1 час, 48 минут в космосе

Самый известный космонавт на всем постсоветском пространстве, ставший первым человеком в мировой истории, кто полетел в космос.

На корабле «Восход-1» Юрий Гагарин пробыл там 108 минут 12 апреля 1961 года. Начиная с 1962 этот день стал праздником: Днем космонавтики.

После возвращения он стал звездой не только всесоюзного, но и всемирного масштаба: он посетил свыше 30 стран, где его встречали как настоящего героя.

Если бы не преждевременная гибель во время тренировочного полета на самолете, он мог бы еще неоднократно вписать своё имя в историю.

В пятницу в Москве на 86 году жизни скончался летчик-космонавт Алексей Леонов, входивший в первый, еще гагаринский набор отряда космонавтов. Он дважды побывал в космосе, причем в ходе первого полета впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос, а во время второго полета, в рамках программы «Союз-Аполлон», участвовал в первой в истории стыковке кораблей двух стран. Но Леонов был еще и талантливым художником, оставившим много работ, посвященных космосу. В память о выдающемся космонавте мы публикуем ряд его работ.

Первый отряд космонавтов был сформирован в СССР в 1960 году. В него вошли 20 человек, в том числе Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Им предстояло выполнить несколько первоочередных задач, стоявших в то время перед молодой космической отраслью.

Первую из них — управляемый полет человека в космос, виток на круговой орбите и благополучное возвращение на Землю — 12 апреля 1961 года выполнил Гагарин. Две другие выпали на долю Леонова.

Сразу после триумфа Гагарина Сергей Королев, главный конструктор особого конструкторского бюро №1 и вдохновитель советской космической программы, заявил, что теперь необходимо научиться работать в открытом космосе и разработать систему стыковки с американскими космическими аппаратами.

Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам

Поделиться

Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам

Поделиться

Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам

Поделиться

Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам

Поделиться Как художнику мне всегда приходится помнить, что зрители воспринимают мои работы не только как произведения искусства, но и как документальные свидетельства живописца, повидавшего заатмосферные пейзажи. Поэтому, работая над картиной, я стараюсь быть предельно точным, достоверным и даже беспристрастным.
Алексей Леонов Поделиться

Первая задача была выполнена 18 марта 1965 года. На корабле «Восход-2» Леонов был вторым пилотом. Оставив командира корабля Павла Беляева на борту, Леонов в скафандре впервые в истории человечества вышел в открытый космос и провел там 12 минут.

Подготовка к этому велась в спешке: СССР стремился обогнать американцев, также планировавших выход человека в космос. Старт корабля «Джемини-4» готовился на май 1965 года. В итоге запуск пришлось отложить на июнь, и Эдвард Хиггинс Уайт стал первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос, — и вторым человеком на Земле после Леонова.

А. Леонов. Земля голубая.

Изобразительное искусство, 1973

Поделиться

Перед самым запуском советского экипажа произошла авария — запущенный в космос испытательный беспилотный корабль — полный аналог «Восхода-2» — на последнем этапе полета взорвался. Перед Королевым, Беляевым и Леоновым встал вопрос: ждать постройки нового корабля — и пропустить вперед американцев — или рискнуть, положившись на мастерство экипажа.

Экипаж рискнул, и в результате за сутки полета ему пришлось столкнуться сразу в семью аварийными ситуациями, из которых как минимум одна — разгерметизация и закислороживание корабля. «Восход-2» наполнился гремучим газом, малейшей искры было бы достаточно для взрыва. Как вспоминал позже сам Леонов, взрыва чудом удалось избежать.

А. Леонов. Утро в космосе.

Изобразительное искусство, 1973

Поделиться

При выходе в космос Леонова также ждала неожиданность — из-за разницы давления между воздухом в скафандре и пространством снаружи скафандр раздулся так, что космонавт едва сумел вернуться на борт.

Наконец, когда корабль уже шел на посадку, космонавтам пришлось отказаться от возвращения на Землю в автоматическом режиме, и Леонов как второй пилот взял на себя расчеты и посадку в ручном режиме. В итоге спускаемый аппарат «Восхода-2» удалось посадить в глухой тайге на севере Пермского края.

В 1968 году СССР планировал первым доставить человека на Луну. Гонка с американцами и в этот раз была очень плотной. Но советская сторона никак не могла провести удачный беспилотный запуск. Леонов входил в состав первого из трех экипажей, готовившихся к этому полету.

Узнав о том, что США планируют осуществить беспилотный облет Луны в двадцатых числах декабря 1968 года, все три экипажа написали в Политбюро письмо с просьбой разрешить старт пилотируемого лунного корабля немедленно. Старт планировался на 9 декабря, но разрешение так и не было получено.

Леонов и его коллеги-космонавты продолжали тренировки, но в этот раз удача им не улыбнулась. В июле 1969 года экипаж американского корабля «Аполлон-11» впервые в истории ступил на поверхность естественного спутника Земли.

В 1971 году Леонов должен был возглавить экипаж корабля «Союз-11», которому предстояла первая успешная стыковка с орбитальной станцией «Салют-1» (предыдущий экипаж не смог состыковаться в штатном режиме, и космонавты на борт станции не попали).

Буквально за два дня до старта медкомиссия забраковала кандидатуру Валерия Кубасова, бортинженера Леонова, — рентген выявил у него в легком темное пятно размером с пятикопеечную монету. По мнению врачей, это свидетельствовало о развитии острого воспалительного процесса, предположительно туберкулеза.

Отменять полет на такой стадии подготовки было нельзя. Дело было даже не в том, что о составе экипажа уже доложили Политбюро, причем кандидатуру Леонова одобрил сам Брежнев, помнивший, как космонавт выходил из трудных положений во время своего первого полета.

А. Леонов. Полярное сияние в районе терминатора.

Фото предоставлено Мемориальным музеем космонавтики.

Поделиться

Как позже писал конструктор Борис Черток, один из ближайших сподвижников Сергея Королева, в 1971 году принимавший участие в событиях вокруг «Союза-11», ракета-носитель уже была собрана и стояла на стартовом столе. На предполетную подготовку ушла уйма труда и материальных средств, надо было что-то решать.

Руководители полета спорили о том, что делать: заменить бортинженера в экипаже Леонова или снять весь первый экипаж и послать вместо него дублеров — Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Вопрос решило мнение конструктора Василия Мишина — он настоял на том, чтобы первую тройку полностью заменили на вторую, так как важна была сработанность экипажа в целом.

Леонов и его экипаж остались на Земле. Добровольский с коллегами улетел на «Салют-1», где была успешно проведена расконсервация станции и научная программа. Однако при возвращении экипажа произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Экипаж погиб.

А. Леонов, А. Соколов. У лунного вулкана.

Изобразительное искусство, 1973

Поделиться

Свой второй полет Леонов совершил в июле 1975 года, выполнив вторую задачу, которую Королев ставил перед космонавтикой в 1961 году. Власти СССР и США договорились о проведении совместного полета советского и американского космических кораблей со стыковкой на орбите.

Для этого обе стороны разработали модификации своих кораблей серий «Союз» и «Аполлон», снабдив их андрогинно-периферийным агрегатом стыковки (АПАС-75). Экипаж советского корабля «Союз-19» возглавлял Алексей Леонов, его бортинженером был… Валерий Кубасов. Никакого туберкулеза у него в итоге не нашли, он остался в отряде космонавтов.

А. Леонов, А. Соколов. С луноходом на Луну.

Изобразительное искусство, 1973

Поделиться

Корабли стартовали 15 июля с почти восьмичасовой разницей во времени, и 17 июля на орбите состоялась успешная стыковка. Экипажи открыли люки, и Леонов обменялся символическим рукопожатием с командиром американского экипажа Томасом Стаффордом.

Всего за время полета в состыкованном состоянии (около двух суток) члены обоих экипажей четыре раза переходили с корабля на корабль. Полет имел большое политическое значение, но был важен также и для развития науки и космической техники обеих стран.

Положение кораблей «Союз» и «Аполлон» во время эксперимента «Искусственное солнечное затмение»

«Техника-молодежи», 1978

Поделиться

Один из совместных экспериментов представлял собой искусственное солнечное затмение (ASTP). Двигаясь по орбите в состыкованном состоянии, корабли заняли такое положение, что корпус «Аполлона» заслонял собой диск Солнца для наблюдателей, находившихся на борту «Союза».

При групповом полете двух космических кораблей искусственное солнечное затмение можно осуществить в любой момент по методике советских ученых А. Симонова и Н. Никольского. Первое рукотворное солнечное затмение, осуществленное 19 июля 1975 года при совместном полете «Союза» и «Аполлона», изображено на картине, которая так и называется «Искусственное солнечное затмение». Хотя при этом эксперименте гелиокорона была видна гораздо слабее, чем можно было ожидать, все-таки зрелище «Аполлона», опоясанного необычным ореолом, плавно растворяющимся в черноту, было впечатляющим. Правда, это же можно сказать и про явления, изображенные на остальных картинах.
Алексей Леонов Поделиться

А. Леонов. Искусственное солнечное затмение.

Поделиться

Самый запоминающийся эпизод этой экспедиции произошел не в космосе, а на Земле, точнее, в американском Хьюстоне, куда советские космонавты прилетели для подготовки. Руководители экспедиции решили, что во время подготовки и полета экипажи будут общаться друг с другом на специальном языке — «русском Хьюстоне»: русские будут говорить по-английски, а американцы по-русски.

По воспоминаниям самого Леонова, язык давался ему не очень хорошо. Конечно, при его прилежании и опыте в подготовке к сдаче самых разных нормативов, государственный экзамен Леонов преодолел. Но в Хьюстоне, после окончания программы подготовки, на заключительной вечеринке он поднял тост, намереваясь пожелать всем успехов жизни.

С легендарным космонавтом произошло то, что по-английски называется a slip of the tongue («оговорка»): вместо successful life американская сторона с изумлением услышала от советского космонавта, полковника ВВС напутствие в sexful life.

А. Леонов. Лунный пик.

Изобразительное искусство, 1973

Поделиться

После возвращения из своей второй космической экспедиции генерал-майор авиации Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР, кавалер множества отечественных и зарубежных орденов, почетный гражданин множества городов всего мира, кандидат технических наук, остался в космонавтике. До самой пенсии он работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

Леонов был не только легендой славного прошлого советской космонавтики, не только жил ее настоящим днем, но и много задумывался о будущем. О мечтавшихся ему новых научных проектах и новых экспедициях в космос сегодня рассказывают оставленные им картины.

Это не означает, что мне чужда фантастика. Ведь все, что сделано в космосе, это только начало. А вот за этим, как говорил Сергей Павлович Королев, «виднеются еще бескрайние космические дали, издавна привлекавшие внимание человечества! Это другие миры, быть может, иная, отличная от земной, жизнь, далекие неведомые солнца со своими планетами-спутниками. Все это еще впереди, но хочется верить, что и эти дали будут достигнуты советской наукой!».
Алексей Леонов Поделиться

А. Леонов. В полете фотонные корабли.

Изобразительное искусство, 1978

Дочь космонавта Комарова спустя 46 лет рассказала о причинах гибели своего отца

Новый космический корабль «Союз» начали создавать в пику лунной программе США. Правительство СССР вынесло секретное постановление, согласно которому советские космонавты должны были первыми в 1967 году облететь Луну, а через год высадиться на спутник. Для этого в спешке начали конструировать корабль «Союз».

— Состоялось три беспилотных запуска «Союзов», и все они были проблемными. Несмотря на это, 23 и 24 апреля в 1967-м решено было отправить на орбиту сразу два пилотируемых корабля?

— Первым должен был лететь на трехместном «Союзе–1» мой папа, Владимир Комаров. На следующий день на «Союзе-2» должны были выйти на орбиту Хрунов, Быковский и Елисеев. Потом планировалась стыковка: к «Союзу-1» должен был подойти второй корабль, Хрунов и Елисеев через открытый космос должны были перейти в корабль отца. После чего оба «Союза» должны были пойти на посадку.

В 1967 году готовились отметить 50-летие советской власти, нужны были свершения в космосе. Насколько я знаю, только генерал Мрыкин, начальник одного из проектных отделов Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Прудников и начальник 1-го управления полигона полковник Кириллов позволили себе сказать, что сотни замечаний, полученных во время испытаний, свидетельствуют о том, что корабли еще «сырые». На что Мишин, заменивший покойного главного конструктора Королева, вспылил и в резкой форме сказал тому же Кириллову, что научит его работать. Голоса «осторожных» не были приняты во внимание.

— Помните день перед стартом?

— Тогда в Звездном городке не принято было провожать космонавтов к автобусу. Помню, мы с мамой стояли на пороге квартиры, отец вошел с чемоданчиком в лифт и долго-долго не решался закрыть внешнюю железную дверь. Прощался с нами.

— Владимир Комаров предчувствовал беду?

— Это было не предчувствие, а знание возможностей. Перед полетом отец зашел в больницу к знакомому летчику-испытателю, у которого обнаружили рак. Его жена потом рассказала маме о состоявшемся между ними разговоре. Отец признался в палате больному: «Процентов на девяносто полет будет неудачным».

Незадолго до старта отец вдруг заставил маму учиться водить машину. Настоял, чтобы она сдала на права, потом ездил с ней в качестве пассажира, чтобы она уверенно чувствовала себя за рулем.

На 8 Марта он принес маме шикарный столовый сервиз, который едва умещался в багажнике «Волги», и сказал: «Вот будешь потом принимать гостей». А перед стартом папа навел у себя в столе идеальный порядок, ответил на все письма. Показал маме, где лежат документы на квартиру, где ключи от гаража.

— Как вы поняли, что ситуация в полете стала развиваться нештатно?

— У нас вдруг дома отключили телефон. Мама сразу поняла, что пошло что-то не так. Когда из Москвы приехала жена Феоктистова, ее уже начало трясти.

Отец в это время проводил ориентацию «Союза-1» почти вслепую. После выхода на орбиту на корабле не раскрылась одна из двух панелей солнечной батареи, потом не прошла команда на ориентацию корабля на Солнце. Когда поступила команда идти на посадку, автоматика «запретила» выдавать тормозной импульс. С папой на связи в это время находился Юрий Гагарин. Отцу предложили ручную ориентацию на светлой стороне… Сподвижник Королева, конструктор Борис Черток, в своих воспоминаниях отмечал, что такой вариант посадки космонавты не репетировали. Папа выполнял то, чему космонавтов еще никто и никогда не учил. Он сделал все, чтобы вернуться…

— Средства ПВО обнаружили, что спускаемый аппарат идет на посадку в 65 километрах восточное Орска…

— Казалось, что самое трудное позади, было объявлено даже расчетное время приземления. Все присутствовавшие в Центре управления полетами стали хлопать в ладоши, обсуждать, как будут встречать космонавта. И вдруг Юрия Гагарина срочно попросили к телефону. Стало известно, что приземление прошло ненормально. Позже пришло сообщение о гибели отца. На высоте 7 километров произошло скручивание строп парашюта. Старт второго «Союза» был отменен.

«Перекись водорода способствовала горению»

— Как вы узнали о трагедии?

— Был пасмурный день, мама почему-то не пустила меня в школу. А потом в сильный дождь вдруг отправила гулять. Прячась под козырьком, я увидела, как к нашему подъезду подкатила черная «Волга». Из нее со свитой вышел генерал-полковник, я успела заметить три звезды на его погонах. Как потом рассказывала мама, она спросила у него только одно: «Вы уверены?». Он сказал: «Да, это абсолютно точно».

Потом дверь у нас не закрывалась. Шли космонавты, инженеры, техники, их жены. Мама обняла меня и сказала: «Ирочка, теперь мы будем жить втроем». Я почему-то была уверена, что трагедия случилась с братом Женей. О том, что папа погиб, мне сказала Валентина Владимировна Терешкова, которая жила в нашем подъезде. У мамы случилось кровоизлияние в левый глаз, на следующее утро у нее появилась прядь седых волос.

— Говорят, что вашу маму, Валентину, уговаривали не ездить встречать гроб с телом отца?

— Высокие чины, вероятно, опасались ее слез и истерик, что она будет кого-то обвинять и проклинать. Но мама настояла и поехала. Никто, естественно, гроб не открывал. Отца ведь нашли достаточно быстро. Удар о землю был таким сильным, что образовалось углубление более полуметра. Произошел взрыв, и начался пожар. В баках спускаемого аппарата сохранилось около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которая служила рабочим телом для двигателей системы управляемого спуска. Она оказалась гораздо страшнее бензина, при разложении выделяла свободный кислород, что способствовало горению.

— Кто первым прибыл на место падения?

— Местные жители из соседнего села. Пытаясь потушить пожар, они забрасывали огонь землей. Когда приземлились вертолеты службы поиска, то были использованы огнетушители. Прибывший на место падения помощник главнокомандующего ВВС по космосу Николай Каманин потребовал собрать обгоревшие останки отца, которые сразу же отправили в Орск. Весь пепел и мелкие фрагменты собрать было невозможно, на месте падения насыпали небольшой холмик. Летчик-испытатель Сергей Анохин положил на насыпь, как принято у летчиков, свою форменную фуражку. Мама потом ездила на место гибели папы как на могилу.

— Владимир Михайлович успел осознать, что погибнет?

— Об этом мы не узнаем никогда. Бортовой магнитофон при пожаре полностью расплавился. Черток рассказывал, что последний доклад отца был уже на посадочном витке, прошло разделение, передача шла через щелевую антенну спускаемого аппарата. Голос отца прослушивался с трудом. Отец хотел предупредить о каком-то происшествии, но связь при входе в плотные слои атмосферы оборвалась. Нам говорили, что корабль снижался с большой скоростью, от страшных перегрузок отец мог погибнуть мгновенно.

Владимир Комаров несколько раз был на волоске от смерти.

Место гибели: город Щелково

25 апреля на траурном митинге с трибуны Мавзолея выступили Суслов, Келдыш и Гагарин. Урну с прахом Комарова устанавливали в нишу Кремлевской стены.

Перед полетом Владимир Комаров слушал новую песню Пахмутовой и Добронравова «Нежность», которая вышла в цикле «Обнимая небо» и была посвящена летчикам. В день похорон строчки «опустела без тебя земля…» прозвучали уже как реквием по самому космонавту.

В выданном свидетельстве о смерти в графе «причина» было указано: обширные ожоги тела; место гибели: город Щелково.

— У мамы от возмущения срывался голос: «Какое Щелково? Какие ожоги тела, если от тела ничего не осталось?» Она показала это свидетельство Гагарину: «Юрочка, и кто мне поверит, что я вдова космонавта Комарова?» Гагарин побледнел, пошел «наверх» разбираться… Вскоре маме принесли другой документ, где уже значилось: «трагически погиб при завершении испытательного полета на космическом корабле «Союз-1».

— Дублером Владимира Комарова был Юрий Гагарин. Многие были уверены, что, отправившись на недоработанном «Союзе» в космос, ваш отец спас, прикрыл первого космонавта.

— Во-первых, папа сам хотел слетать. Последние полтора месяца перед полетом он не пил холодное молоко и кефир из холодильника, чтобы не заболеть.

Во-вторых, он возглавлял отдел подготовки космонавтов, был более взрослым и опытным в отряде, уже совершил полет в качестве командира первого многоместного корабля «Восход». Когда многие только пошли учиться в академию имени Жуковского, он уже имел высшее инженерное образование, знал «Союз» буквально «до винтика». Папа дал согласие на полет, даже если бы на месте Гагарина был другой космонавт. Жить потом с тем, что вместо тебя пошел на риск другой… Нет, он так поступить не мог.

А с Гагариным они дружили, даже дни рождения отмечали на работе сообща (оба мартовские). Их судьбы вообще трагически переплелись: Юрий Алексеевич учился в Оренбурге, папа погиб под Оренбургом. У папы родиной его предков была Владимирская область, Гагарин погиб под Киржачом во Владимирской области.

— У мужчин не принято отмечать 40-летие. Владимир Комаров широко отпраздновал юбилей. Получилось — ровно за сорок дней до полета. Он не верил в приметы?

— Тот юбилей папа отмечал три дня. Сначала приехали родственники, потом у нас дома гуляли папины коллеги, следом собрались его друзья. Мама ведрами жарила цыплят табака. Папа выпивал первый бокал сухого вина, а дальше в рюмке была только минеральная вода. Гости все приходили и приходили… Папа словно попрощался со всеми.

— После гибели Владимира Комарова вашей маме сложно было оставаться жить в Звездном городке?

— Летом нам устроили длительный отпуск. Сначала мы поехали на Кавказ, в Пятигорске жили на даче Косыгина, потом нас отправили в Крым. На море надо мной взял шефство космонавт Волков. Коллеги отца ловили катранов, вечером запекали их на огне и приглашали нас на пикник.

В Звездном городке маму спросили, где она хотела бы жить с детьми. Брат заканчивал школу, ему нужно было поступать в институт. Мама с ужасом думала, что Женя будет жить в общежитии или мотаться каждый день на занятия на электричке, и приняла решение переехать в Москву. Были те, кто ее осуждал, говорил: ну вот, поехала за легкой жизнью. Нам предложили несколько вариантов квартир, одна из которых была в знаменитом «доме на набережной» около Кремля. Мама сказала: «Я не смогу каждый раз, выходя на балкон, видеть могилу мужа». А потом мы поехали смотреть квартиру у метро «Аэропорт», которая раньше была коммунальной. В одной из комнат на стене висел папин портрет, вырезанный из газеты. Мама поняла, что это знак судьбы, и решила остановиться именно на этом варианте.

Портрет с секретом

— 7 ноября 1967 года в честь 50-летия советской власти в Манеже открылась выставка, где был впервые выставлен и портрет отца. Художник Александр Лактионов прислал маме приглашение: уважаемая Валентина Яковлевна, мы с Владимиром Михайловичем ждем вас такого–то числа, в такое–то время. То есть от себя и от папы.

Лицо на портрете художник писал с отца. Пару месяцев он ходил к Лактионову позировать. После гибели папы художнику позировал уже брат. На 15-летнего Женю надевали отцовский китель. Он был крупный, спортивный, нередко вместе с космонавтами играл в хоккей. Так что руки на этом портрете моего брата.

Желая взглянуть, как пишется портрет, мама как–то зашла в мастерскую художника. Лактионов выпивал и… разговаривал за столом с папиным портретом. Они успели с отцом подружиться. И портрет он написал «с секретом». У мамы прямо мурашки побежали по коже, она не раз повторяла: «Идешь, и как будто следом глаза Володи за тобой следят, поворачиваются».

Маме тогда пришлось нелегко. Она вообще не помнила события первого года после гибели отца. Чтобы отвлечься, поступила на работу в агентство печати «Новости». Она историк, работала редактором на выпуске. Проверяла все факты, цифры, фамилии. Мной занимался брат, который был старше меня на восемь лет. С детства он бредил морем, с папой они строили подводные лодки с моторчиком, запускали их в ванне. После гибели папы мама как–то спросила брата: «Женечка, кем же ты хочешь быть?» Он ответил: «Не беспокойся, мама, я не буду ни летчиком, ни моряком. Я буду физиком».

— Друзья отца не оставили вас?

— Что вы! Друзья отца на протяжении многих лет собирались на его день рождения. Это не был день траура. Было весело, человек же родился! Мама в обязательном порядке оставляла за столом два свободных места для двух самых близких друзей отца, летчиков-истребителей, дяди Вити Кекушева и дяди Толи Скрынникова. Также они каждый год — без звонков, без приглашений — приезжали к маме на ее день рождения, 2 сентября. И обязательно каждый — с двумя букетами: от себя и от папы.

За столом летчики вспоминали, что отец не раз был на волосок от смерти. С 1952 по 1954 год они служили в Закарпатье. В полк приходили первые реактивные самолеты, которые нужно было испытывать в различных ситуациях. Летчики гибли почти ежемесячно. Однажды отец летел в одной спарке, а впереди шел более опытный летчик, который прошел войну. Была низкая облачность, кругом горы, покрытые лесом. Вдруг первый самолет пошел вниз под облако, задел верхушки деревьев и разбился. Отец, наоборот, пошел вверх и благополучно приземлился. Так потом его таскали на допросы. У него была невероятная интуиция. Не раздумывая, он выбрал нужный курс. Потом ему приходилось садиться на последних каплях горючего. Мама рассказывала о ночных полетах. Ревут двигатели самолетов, все женщины крепко спят. Как только наступала тишина, в окнах зажигался свет, все понимали: что-то случилось, раз всех разом посадили. Однажды прошел слух, что погиб летчик, чья фамилия начиналась на букву «к». Во двор вышла мама с двухлетним Женей и ее соседка с грудничком на руках. Обе стояли, ждали, к кому придут. Пришли к маминой соседке…

— Судьба не раз отводила Владимира Комарова от космоса. Известно, что однажды во время тренировки на центрифуге электрокардиограмма зафиксировала «неполадки» в работе сердца.

— Папе тогда запретили на полгода перегрузки и парашютные прыжки. Чтобы доказать, что он здоров, он поехал в военно-медицинскую академию в Ленинград, к кардиохирургу Вишневскому. Академик его обследовал, выдал заключение, из которого следовало, что такие «пики» на кардиограмме бывают при больших нагрузках как раз у людей с тренированным сердцем. Потом Вишневский приглашал папу в академию, чтобы он поговорил с маленькими пациентами перед сложной операцией на сердце. Папа подбадривал малышей, давал потрогать им свою Золотую Звезду.

— Говорят, Сергей Королев хотел забрать Владимира Комарова из отряда космонавтов к себе на фирму?

— Это предложение Королев делал отцу неоднократно. Когда мы были в гостях у Сергея Павловича, он даже обратился за помощью к маме: «Валечка, ну хоть ты подействуй на него. Чего он сопротивляется?» Это было осенью 1965 года. В январе 1966-го Королева не стало. Мама очень жалела, что не смогла тогда уговорить отца.

«Где папина вторая Золотая Звезда, мы не знаем»

У Владимира Комарова две могилы. Прах его покоится в нише Кремлевской стены. Чтобы поклониться его памяти, родным приходится выписывать специальный пропуск. До второй могилы, что в оренбургской степи, надо добираться на четырех видах транспорта.

— Мама рассказывала, что на целине в 1967 году не было ни воды, ни деревьев. И вдруг у самодельного обелиска, который поставили офицеры и солдаты, служившие в части неподалеку, зазеленели березки. Причем сложилась традиция: каждый водитель, кто проезжал мимо, брал с собой воду в канистре и съезжал с дороги, чтобы полить березки. Мама часто бывала на могиле, читала ученические тетрадки с отзывами, которые оставляли посетители музея космонавта, что располагался в соседнем селе. В 1987 году самодельный обелиск из черного камня, эскиз которого выполнил солдат-срочник, постоянно сидевший на «губе», заменили на «государственный» обелиск. Около памятного знака разрослась целая рощица, но мама помнила те тоненькие березки–прутики, что поднимали на папиной могиле всем миром.

— Где хранятся две отцовские медали «Золотая Звезда»?

— Одна Золотая Звезда находится в музее Российской армии. У нас ее забрали в 70-м году. А про вторую Звезду мы ничего не знаем. Дело в том, что ее никто маме не вручал, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Георгадзе передал только грамоту о присвоении папе звания Героя.

— Какие вам полагались выплаты?

— Нам платили пенсию за отца 180 рублей, на меня и брата — еще по 75. Когда рухнул Союз, все льготы отобрали. Раньше по требованию выделяли машину, потом за одну поездку нужно было заплатить 70 рублей. В 1991 году это были большие деньги. Я помню, вдовы Покрышкина и Кожедуба искали третью компаньонку, чтобы в складчину оплатить машину и съездить к врачу. Когда отменили персональные пенсии, мама пошла в районный военкомат, встала на учет как вдова полковника. Пенсия в 1995 году за отца в переводе на доллары составила 50 долларов. Жизнь папы оценили в 50 долларов. Мама говорила, что такого унижения она не испытывала никогда. На электричке она ездила в Звездный городок за продуктами, которые им выделяли по талонам. Мама умерла в 65 лет. За неделю до своего дня рождения.

— Замуж она так и не вышла?

— Маме постоянно снился папа. У нее было ощущение, что он до нее дотрагивается руками. Они очень любили друг друга. Я ни разу не слышала, чтобы они ругались. Отец впервые увидел маму на снимке, который был выставлен в витрине фотоателье. Он в 1949 году служил в Грозном. Мама там же училась в педагогическом институте. По случаю начала взрослой жизни родители сшили ей шикарное белое пальто. Папа не мог пройти мимо чернобровой красавицы в белом, стал о ней расспрашивать фотографа. А потом они с другом стали «патрулировать» центральную улицу Ленина, однажды заметили в студенческой компании незнакомку с фото и вычислили, где она живет. Папе выдавали в качестве дополнения к пайку шоколад, которым он стал делиться с мамой. Через полгода они поженились, вскоре родился мой брат Женя.

Мама была красивая женщина. После гибели отца народная молва постоянно выдавала ее замуж. Когда умерла жена Косыгина, поползли слухи, что мама стала его новой женой. Потом ей приписали мужа — секретаря обкома партии, следом генерала. Все эти сплетни ей были крайне неприятны. Второго такого замечательного человека, как папа, мама не встретила.

— Как сложилась ваша с братом судьба?

— Женя поступил на физико-математический факультет МГУ, позже закончил академию внешторга. Я пошла в военный институт, 21 год прослужила в армии, работала военным переводчиком.

…Когда я уже прощалась с Ириной Владимировной, в гости зашел Владимир Михайлович Комаров, полный тезка космонавта, его внук.

Недавно всей семьей они оттирали от краски бюст Комарова на Аллее космонавтов, который испачкали вандалы.

— Пришли, отмыли, как только отошли от монумента, к памятнику пришла компания мальчишек лет по 13–14 с гвоздиками. Накануне показали фильм о погибших космонавтах. Не наш, американский. За рубежом тех, кто погиб, осваивая космос, помнят поименно. Они сберегли жизни идущим следом.

Вспомним и мы.

Последний полет космонавта Владимира Комарова

Второй рейс в космос Владимир Комаров выполнял уже на «Союзе-1». Сегодня это самый надежный в мире космический корабль. Его усовершенствованная модификация используется в качестве корабля-спасателя на Международной космической станции. А в то время … Удивительно, что корабль, совершивший до этого всего два (да и то не вполне удачных) беспилотных полета, отправился в космос с человеком на борту!

Идея создания и проектная документация кораблей серии «Союз» закладывались Сергеем Королевым. При нем начались и испытания систем корабля. Очень сложно шла программа летных парашютных испытаний: разбилось несколько натурных макетов спускаемых аппаратов, сброшенных с самолета для проверки автоматики и парашютной системы.

После смерти Королева темпы испытательных работ не снизились. Однако сменивший его на посту Генерального конструктора Василий Мишин такого непререкаемого авторитета, как у Королева, не имел и часто не мог противостоять мощному давлению сверху. А руководство страны торопило: уже два года в СССР не было пилотируемых полетов. В конце концов, и разработчики корабля поддались искушению, уверовав, что присутствие на борту корабля космонавта снимет большинство вопросов, возникших в предыдущих полетах, и позволит успешно выполнить задачу по стыковке с другим кораблем, который должен был стартовать на следующие сутки с экипажем из трех человек. После стыковки два члена экипажа второго корабля должны были перейти через открытое космическое пространство в «Союз-1» и на нем возвратиться на Землю.

Подготовка к полету шла в ускоренном темпе, чтобы успеть запустить корабль к 1 мая. Старт состоялся 23 апреля 1967 г. Неприятности начались сразу после выхода корабля на орбиту — не раскрылась одна из панелей солнечных батарей. Стало ясно, что «однокрылый» «Союз-1» из-за смещения центра масс и дисбаланса в системе энергопитания не сможет сблизиться и состыковаться с другим кораблем. Его запуск надо было отменять.

Ряд неприятных моментов выявился и в системе управления. Из-за запотевания не работал солнечно-звездный датчик, который должен был обеспечивать необходимую ориентацию «Союза» для спуска с использование аэродинамического качества. Возникли сбои и в работе новой ионной системы ориентации. Их причиной стали так называемые «ионные ямы» в атмосфере, о которых ранее не было известно. Космонавту пришлось ориентировать корабль вручную с помощью оптического визира — ориентатора.

Комаров профессионально, весьма квалифицированно и в полном объеме выполнил весь комплекс работ по оценке поведения «Союза» в полете и стал готовиться к возвращению на Землю. Поскольку ионная система ориентации не сработала, спуск мог быть только баллистическим, то есть с большими перегрузками. Последние слова, которые были приняты на Земле: «Я — Рубин! Сейчас будет разделение…» Имелось ввиду разделение отсеков. Затем голос космонавта утонул в шуме помех… А далее случилась катастрофа: не раскрылся основной парашют, и спускаемый аппарат врезался в землю с огромной скоростью, смялся и загорелся.

После разделения отсеков и торможения в верхних слоях атмосферы события развивались следующим образом. Вышел и открылся тормозной парашют. Но он не смог вытянуть купол основного! Согласно логике работы системы, вышел запасной парашют, но он не наполнился, так как оказался в «аэродинамической тени» тормозного…

Причины катастрофы не были сразу однозначно определены, и в сообщение ТАСС попала печально знаменитая фраза:»… при открытии основного купола на семикилометровой высоте… в результате скручивания строп парашюта корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В.М.Комарова».

В действительности встреча спускаемого аппарата с землей произошла на скорости более 50 м/сек. После тушения огня на месте падения были обнаружены лишь застывшие лужи расплавившегося алюминия, из которого был выполнен корпус спускаемого аппарата, и верхний титановый шпангоут.

Государственная комиссия назвала причиной катастрофы очень тесную конструкцию парашютного контейнера и его деформацию за счет перепада давления после отстрела крышки контейнера. Но как выяснилось, парашют просто не мог выйти из контейнера. И не только из-за деформации. Тормозной парашют должен был вытащить основной при усилии не более 1500 кг, а фактически, как показали последующие эксперименты, он мог держать массу почти в 2800 кг, что соответствует весу спускаемого аппарата.

При укладке парашюта в контейнер, его забивали туда деревянными молотками — настолько высоким было трение о стенки контейнера. Кроме того, в нарушение технологии работ со спускаемым аппаратом при его испытаниях в автоклаве контейнер не был закрыт крышкой. При высокой температуре теплозащита аппарата полимеризуется и выделяет бесцветные смолы, которые оседают на металле и, обладая клеящимися свойствами, могут значительно увеличить коэффициент трения.

Что касается скручивания строп, то этого не было вообще — хотя на последующих кораблях (как бы чего не вышло) были введены вертлюги, которые предотвращали закручивание.

Останки летчика космонавта Владимира Комарова были доставлены в Москву и похоронены в Кремлевской стене. Незадолго до гибели ему исполнилось лишь 40 лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции