Тимур апакидзе последний полет

Последний полет Тимура Апакидзе.

Вчера, под Псковом, во время показательного полета, имитирующего посадку на палубу авианосца, потерпел аварию самолет, пилотируемый заместителем командующего авиации ВМФ Героем России Тимуром Апакидзе.

Вчера, под Псковом, во время показательного полета, имитирующего посадку на палубу авианосца, потерпел аварию самолет, пилотируемый заместителем командующего авиации ВМФ Героем России Тимуром Апакидзе. Именно этот маневр связывают с именем легендарного летчика — он был первым строевым пилотом, выполнившим самостоятельную посадку Су-27К (позднее Су-33) на палубу авианесущего крейсера в сентябре 1991 года.

Осенью 1997 года Тимур Апакидзе (в то время командир авиасоединения), и несколько его подчиненных освоили «кобру Пугачева» и «колокол» — приемы, не предусмотренные никакими нормативными документами и относящиеся к так называемому «нестандартному боевому маневрированию». Прежде эти фигуры высшего пилотажа не выполнял ни один строевой летчик ВВС России. Более того, до них во всем мире «кобру Пугачева» мог делать только ее автор — летчик-испытатель Виктор Пугачев.

Вчера же, палубный истребитель Су-33, выполнив ряд фигур высшего пилотажа, неожиданно стал резко снижаться. По словам очевидцев, они слышали прекращение звука работы двигателей. Военные предполагают, что авария произошла из-за отказа работы двигателей. Тимур Апакидзе два раза получил от руководителя полетами команду катапультироваться, но не сделал этого, видимо, до последней секунды стараясь спасти самолет. До посадочной полосы ему не хватило 3 километров.

Врачи скорой помощи первыми прибыли на место катастрофы истребителя Су-33 под городом Остров Псковской области, где проходил воздушный праздник по случаю 85-летия военно-морской авиации России. Летчик был еще жив. При столкновении самолета с землей его выбросило из кабины, и он получил множественные переломы. По дороге в больницу 47-летний генерал-майор Тимур Апакидзе скончался, не приходя в сознание.

Су-33 упал рядом с животноводческой фермой близ деревни Черепягино, здесь никто не пострадал. На место авиакатострофы выехал командующий морской авиацией генерал-лейтенант Иван Федин, который присутствовал на авиашоу, а так же специально созданная комиссия из Москвы.

Су-33 является основным палубным истребителем авиации ВМФ России. Они стоят на вооружении только в одной авиачасти — отдельном корабельном истребительном авиационном полку (КИАП) морской авиации Северного флота, командует которым Герой России полковник Игорь Кожин. Истребитель Су-33 считается одним из самых маневренных и надежных самолетов в мире. Несмотря на это, в КИАП были случаи отказа техники. Генерал-майору Тимуру Апакидзе, недавнему командиру авиационного соединения Северного флота, однажды уже пришлось из-за этого катапультироваться. А в 1996 году в результате отказа техники разбился самолет Су-33 и погиб пилот, подполковник Виталий Кузьменко.

Апакидзе, Тимур Автандилович

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Апакидзе.

Тимур Автандилович Апакидзе
თემურ ავთანდილის ძე აფაქიძე

Тимур Апакидзе, кадр из фильма «Форсаж».
Дата рождения 4 марта 1954
Место рождения Тбилиси, Грузинская ССР, СССР
Дата смерти 17 июля 2001 (47 лет)
Место смерти гарнизон «Остров», Псковская область, Россия
Принадлежность СССР
Россия
Род войск авиация ВМФ России
Годы службы 1975—2001
Звание
Командовал заместитель командующего авиацией ВМФ России (2000)
Сражения/войны
  • Холодная война
Награды и премии

Тиму́р Автанди́лович Апаки́дзе (4 марта 1954, Тбилиси — 17 июля 2001, гарнизон «Остров», Псковская область) — российский военный лётчик. Герой Российской Федерации (1995), лётчик-снайпер, генерал-майор.

Биография

Родился 4 марта 1954 в городе Тбилиси Грузинской ССР (ныне Грузия). Грузин.

В возрасте одного года переехал с матерью в город-герой Ленинград (ныне г. Санкт-Петербург), где вырос и учился в школе до 8 класса.

Начало военной карьеры

В 1971 году накануне окончания Ленинградского Нахимовского военно-морского училища послал телеграмму Главкому ВМФ СССР с просьбой, в порядке исключения, направить его в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЕВВАУЛ) имени В. М. Комарова и дал обязательство вернуться на флот, на что получил согласие Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова.

В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т. А. Апакидзе был направлен на Балтийский флот в качестве лётчика отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка (Су-17М). К 1983 году он — заместитель командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка.

Служба в 100-м корабельном истребительном полку

В 1986 году окончил Военно — морскую академию имени А. А. Гречко и был назначен командиром 100-го корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ (базовый аэродром — Саки, Крым), а позднее и начальником Центра.

26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К-Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.

После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в составе Военно — Морского Флота России.

В связи с тем, что украинская сторона могла предъявить на этот корабль претензии, 1 декабря 1991 года он был экстренно и тайно выведен из Севастополя и переведён на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня инженеров и техников из состава Сотого полка. По воспоминаниям лётчиков, «у Апакидзе была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, целующегося в Ялте с Ельциным, он понял, что не стоит подставлять людей и становиться заложником продажных политиков». При повторном принятии присяги на верность новому государству — Украине, Апакидзе отказался это сделать.

До июня 1992 года прослужил в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиационного полка в городе Саки, после чего был переведён на Северный флот на военный аэродром Североморск-3 и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки — старшим лётчиком смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ. Однако в те годы у российской армии не было средств на содержание палубной авиации, на проведение учебно-тренировочных полётов, на постройку новых машин, происходило сокращение личного состава. В тех условиях перед Апакидзе поставили задачу сажать самолёты на палубу, иначе авианосец должен был разделить участь недостроенных кораблей того же класса — пойти на металлолом.

Окончив в 2000 году Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской федерации, генерал-майор Апакидзе был назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота.

В общей сложности налетал 3 тысячи часов на 13 типах самолётов. На счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».

Одним из первых среди авиаторов-североморцев удостоен звания Героя Российской Федерации (17 августа 1995 года).

Гибель

Памятник
на Троекуровском кладбище

Погиб на 48-м году жизни 17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом. Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт Су-33, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, «повёл себя неустойчиво». После доклада об этом на пункт управления полётами, лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Однако по мнению госкомиссии, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки». Пилот отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из манёвров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной.

Похоронен 20 июля 2001 год в Москве на Троекуровском кладбище (участок 4).

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (17 августа 1995)
  • Орден «За военные заслуги» (2002, посмертно)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Орден «За личное мужество»
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «За безупречную службу» I степени
  • Медаль «За безупречную службу» II степени
  • Медаль «За безупречную службу» III степени
  • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

Память

Бюст в Североморске

  • 17 июля 2002 года на Троекуровском кладбище (участок 4) открыт памятник.
  • Имя присвоено одной из улиц города Остров в Псковской области, улице на которой он жил в городе Североморск—3 в Мурманской области, одной из улиц посёлка Новофёдоровка (бывший гарнизон Саки-4, Крым).
  • Имя присвоено школе № 57 г. Мурманска.
  • На месте падения истребителя Су-33 (Псковская область) установлен памятный знак.
  • В городе Североморске Мурманской области на площади Сафонова установлен бюст.
  • В посёлке Новофедоровка (бывший гарнизон Саки-4) на Аллее героев установлен бюст.
  • Открыты мемориальные доски в Нахимовском училище, в Саках, Калининграде и Североморске-3.
  • Т. А. Апакидзе посвящена песня барда Константина Фролова «Поговори со мной о крыльях».
  • 17 июля 2013 года (ровно через 12 лет со дня гибели) на территории Комсомольского-на-Амуре авиационного завода открыт памятник палубному истребителю Су-33. На самолёт нанесены портрет Т. А. Апакидзе и бортовой номер машины — «70».
  • Ежегодно с 2002 года в городе Великие Луки проходит Кубок Псковской области по каратэ имени Героя Российской Федерации Тимура Апакидзе.
  • В 2015 году приказом Министра обороны Российской Федерации генерал-майор Т. А. Апакидзе навечно зачислен в списки личного состава Нахимовского военно-морского училища.
  • Именем назван военно-патриотический клуб «Кадеты Авиации» в городе Сызрань.

Примечания

  1. В сердце моем Россия. Марченко Г. // Вестник авиации и космонавтики. — 2001. — апр.
  2. Дети «Адмирала Кузнецова». (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 25-05-2013 — история, копия) Бахтиёр Абдуллаев. Мужская работа. № 23. 2008.
  3. В Пскове разбился Су-33 под управлением генерал-майора Тимура Апакидзе. Архивировано 28 июня 2009 года. (недоступная ссылка с 25-05-2013 — история, копия) Lenta.ru. 17.07.2001.
  4. В катастрофе Су-33 под Псковом виноват пилот. Архивировано 2 февраля 2006 года. Lenta.ru. 27.07.2001.
  5. Самолёт за бортом. П. Аксёнов. Lenta.ru. 06.09.2005.
  6. В Комсомольске-на-Амуре открыли памятник истребителю Су-33 // Российская газета. — 2013. — июль
  7. Управление образования — Публикации (недоступная ссылка). www.eduvluki.ru. Дата обращения 21 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. Генерал-майор Тимур Апакидзе навечно зачислен в списки Нахимовского военно-морского училища : Министерство обороны Российской Федерации

> Литература

  • Северикова Л. Л. Тимур и его небо: Воспоминания. Лариса Северикова. — М.: Издательство «Московская типография № 2», АПК И ППРО, 2009. — 120 с.

Фильмы

  • Форсаж. Авторский фильм Наталии Гугуевой о Тимуре Апакидзе. 2001.
  • След Сокола. Тайна гибели генерала Апакидзе. Рен—ТВ. 2006.
  • О расследовании дела о гибели генерала Т. Апакидзе. Столица, Щит Родины, 2006
  • Тимур. История последнего полёта. 1 канал, 2005

Ссылки

  • Апакидзе, Тимур Автандилович. Сайт «Герои страны».
  • «Ради чего ты готов умереть?» Интервью А. Осокина с Н. Гугуевой. Новые известия. 2 февраля 2006.
  • Гарнаев А. Ю. С нами не стало Тимура Апакидзе. 06.2001.
  • Школа № 57 города Мурманск имени Т.А. Апакидзе.

Тимур Автандилович Апакидзе

Годы жизни 4 марта 1954 год 17 июля 2001 года
Место рождения Родился в городе Тбилиси Грузинской ССР (ныне Грузия).
Гражданство СССР, Россия
Годы службы 1975 — 2001

Основные события

26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К

Вершина карьеры

генерал-майор авиации, заместитель командующего авиацией ВМФ России

Награды

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени

Орден «За личное мужество»

Медаль «За боевые заслуги»

Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»

Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «За безупречную службу» I степени

Медаль «За безупречную службу» II степени

Медаль «За безупречную службу» III степени

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

Тимур Автандилович Апакидзе (4 марта 1954 в городе Тбилиси Грузинской ССР погиб 17 июля 2001 года около деревни Черепягино Псковской области Россия). 26 сентября 1991 года первый российский морской летчик совершивший посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на палубном истребителе Су-27К, Герой Российской Федерации, генерал-майор авиации, заместитель командующего авиацией ВМФ России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, летчик-снайпер.

В минувшую пятницу на столичном Троекуровском кладбище похоронили Героя России генерала Тимура Апакидзе. Один из стоявших у гроба, авиационный полковник Петр Иванчиков, знавший Апакидзе еще со времен совместной службы на Черноморском флоте, осушил поминальную рюмку, заел ее таблеткой валидола и поехал не домой, а на встречу со мной, держа под мышкой старенькую папку с документами и схемами.

Петр Михайлович свое уже отлетал, служит консультантом в закрытой фирме, которая занимается разбором авиационных проблем. В том числе и аварийных. По словам моего собеседника, комиссия под руководством начальника инспекции службы безопасности Минобороны генерала Анатолия Бакушева «землю рогом роет», чтобы докопаться до причин катастрофы 17 июля под Псковом. И уже сталкивается — чем дальше, тем больше — с недомолвками организаторов воздушного шоу над аэродромом «Остров» (на прошлой неделе «Комсомолка» подробно рассказывала об этой трагедии).

— Что недоговаривают флотские начальники, Петр Михайлович?

— Нет ясности, кто принимал решение о выборе варианта посадки истребителя.

— Это имеет принципиальное значение?

— Еще какое! У Тимура был напряженнейший пилотаж, после которого его надо было пощадить. И посадить самолет нормально, без выкрутасов. Любые асы после воздушного цирка садятся по стандартной схеме.

— Что это значит?

— Обыкновенный заход на взлетно-посадочную полосу (ВПП) по «коробочке» — прямоугольнику с закругленными углами. Именно по нему обязан пройти самолет, ориентируясь на дальний и ближний приводы (приводные радиостанции, которые «ведут» летчика на посадку. — В. Б.).

— Апакидзе садился по другой схеме?

— Вот тут-то и зарыта собака! (Иванчиков достает из папки рукописную схему посадки Апакидзе и водит по ней карандашом.) Смотрите, что происходило у Тимура. Он подошел к аэродрому, снизился до предельно низкой высоты, прошел над торцом ВПП и сделал крутой вираж! Такой заход по-авиационному называется «ухо», и он не каждому летчику по зубам. Тот, кто летал в Афганистане, знает: когда снизу «долбят» ПЗРК (переносные зенитно-ракетные комплексы. — В. Б.), тут не до классической посадки — крутишься, как волк в загоне, и садишься по самому короткому варианту. Фактически это экстренный боевой или даже аварийный вариант посадки. В обыкновенных условиях, как это было на «Острове», в этом, на мой взгляд, не было никакой необходимости.

— Тимур служил в Афгане?

— Нет. Но у него в подчинении, насколько мне известно, есть пилоты с боевым опытом. Я не исключаю, что они могли подать заму командующего идею «восполнить пробел» и эффектно закончить пилотажное выступление.

— Какой «пробел» может быть у палубного летчика России № 1, пилота, получившего Героя за освоение боевой техники, имеющего огромный налет часов?! Он умудрялся успешно «моститься» на палубу авианосца даже в штормовую погоду…

— Согласен. Но аэродром «Остров» — это не авианосец. Тут своя специфика.

— Но ведь не подчиненные Тимура определяли и визировали план полетов под Псковом?

— Это компетенция Федина (командующий морской авиацией. — В. Б.), а в его отсутствие исполняющего обязанности командующего.

— Мог ли сам Апакидзе настоять на том, чтобы посадка прошла по «афганскому» варианту?

— Он — заместитель командующего, звезда, авторитет. Я не исключаю, что он мог подкорректировать план перед тем, как его подписал Федин. Все-таки Тимуру на шоу отводилась главная роль…

— Итак, он выбрал сложный вариант посадки. Что происходило дальше? В прессе мелькала версия об отказе двигателя…

— У нас часто в качестве основной версии называется та, которая выгодна дрожащим за свои кресла начальникам. Помните версию столкновения подлодки «Курск» с «неизвестным иностранным судном», которое до сих пор не обнаруживается?

— А к какой версии склоняетесь вы?

— Когда Апакидзе демонстрировал уникальные трюки в небе над «Островом», машина была в порядке. Это факт. Беда случилась на финише, когда он с высоты пошел на снижение и стал закладывать предпосадочный вираж. Именно в этот момент самолет как бы стал терять управление.

— Но в этот момент двигатель мог заглохнуть?

— Не один двигатель — два! Чтобы произошло их отключение, надо так самолет «придушить», чтобы у него глаза на лоб полезли… Когда пилот «закручивает» машину на острых углах, она, бедная, скрипит под ним от перегрузок! А Тимур не на самой новой машине, к тому же стал загибать «ухо»… К тому же, говорят, он намеревался посадить истребитель по-корабельному. Это когда нос задран… У шоу ведь свои законы, нужно всех поразить.

— Каким увидели Тимура примчавшиеся спасатели?

— Он лежал в кресле в таком положении — одна рука на «держках» катапульты, а вторая на форсажной рукоятке.

— О чем это говорит?

— О многом. Тимур до последнего момента хотел спасти машину — видимо, он до самой земли надеялся переиграть ее гибель. Когда летчик «тянет» истребитель до той точки, когда он носом пашет картофельные грядки, такой летчик, ясное дело, про себя не думает…

Он подумал о себе лишь за миг до того, когда все было кончено. Очень похоже, что при столкновении с землей была повреждена спасательная техника. Иначе бы Тимура «выстрелило» даже с земли в небо, и он остался бы жив. Катапультное кресло К-36 у нас супернадежное. Получше изделия заморской фирмы «Норман-Бейкер»!

— Когда комиссия будет докладывать свои выводы?

— Думаю, через месяц-два.

— Если бы вы были председателем комиссии…

— …я бы записал в акте: будь пилот хоть дважды Героем России, но к сложным и новым полетам он не должен допускаться, если делает это нерегулярно, а тем более бесконтрольно. Есть грань, когда и ас становится смертником, если не имеет возможности летать систематически. Повторяю — систематически. Так и запишите…

ОТ РЕДАКЦИИ

Мы готовы выслушать и другие точки зрения — мнения экспертов, военно-морских начальников, рядовых пилотов. Пишите нам. «Комсомольская правда» намерена продолжить расследование обстоятельств гибели великого, без преувеличений, летчика. О котором даже друзья говорят сейчас: «Мы еще не поняли, кого потеряли…»

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Кому нужны поднебесные игры со смертью?

Мы будто обречены «делать выводы», когда тонет атомная лодка, а ее нечем спасать. Когда разлившиеся реки затопляют города, которые, оказывается, построены «не там». Когда сотни тысяч людей замерзают от холода, потому что топливо с лета не завезли. Когда хороним легендарного аса, которому еще жить бы да жить, а на поверку оказывается: при планировании полетов допущена мелкая «вольность»…

Надо ли было устраивать поднебесные игры со смертью?

Бешеные деньги выброшены на ветер во имя того, чтобы «достойно отметить» юбилей морской авиации, в которой тысячи офицеров и прапорщиков ходят на службу в драных носках и живут по чужим углам. Кого-то еще сильно мучает ностальгия по временам, когда небо на столичных военных парадах темнело от самолетов. А некоторые губернаторы уже заказывают боевые истребители для украшения региональных торжеств — так в былые времена купчики «прикупали» цыган для ресторанных утех. Бывало уже, что на свадьбах дочерей великих авиационных начальников «по мановению папиного пальчика» раздирали на клочья московское небо боевые истребители из Кубинки…

«Комсомолка» недавно рассказала: за 300 посадок на авианосец Тимур Апакидзе получил звание палубного летчика России № 1, а в США уже за сотню посадок президент оказывает летчику специальные почести (в обязательном порядке поздравляет с днем рождения, может пригласить пилота с женой в свою ложу на концерт или на прогулку на яхте). Наш погибший ас после окончания Академии Генштаба дорос до зама командующего, но из мрачной, провонявшей борщом и мышами общаги вместе с семьей так и не вылез.

Два года назад командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов признал, что «сегодня на флоте осталось 5 (пять) летчиков, способных выполнять полеты с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Это подчеркивает остроту потери. И может ли служить утешением сквозь слезы то, что Тимур Апакидзе воспитал трех Героев России?