Сколько в США авианосцев и авианесущих крейсеров

Содержание

Сколько авианосцев у США в 2019 году

В настоящее время в составе военного флота США имеется 11 атомных авианосцев. Каждый из этих судов, помимо своего названия, имеет специальное обозначение, содержащее три буквы (CVN), указывающие на то, что данный корабль является многоцелевым ядерным авианосцем, и цифры, являющиеся порядковым номером конкретного авианосца.

10 из 11 американских авианосцев относятся к типу «Нимиц». Строительство первого авианосца данного класса началось в 1968 году. Эти боевые корабли считаются самыми большими военными судами в мире: их длина превышает 300 метров, водоизмещение равно практически 100 000 тонн, а для обслуживания каждого такого авианосца требуется 5-6 тысяч человек.

Список авианосцев США

  • «Нимиц» (CVN-68) — был введён в состав американского флота в 1975 году. Данный авианосец использовался во время войны в Ираке.
  • «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) — числится в составе ВМС США с 1977 года. Авианосец принимал участие в известной операции американских войск «Буря в пустыне».
  • «Карл Винсон» (CVN-70) — стал частью ВМФ США в 1982 году. За то время, что авианосец находится в боевом строю, на его палубе успели побывать два американских президента — Билл Клинтон и Барак Обама.
  • «Теодор Рузвельт» (CVN-71) — введён в эксплуатацию в 1986 году. Сыграл одну из ключевых ролей в операции «Буря в пустыне».
  • «Авраам Линкольн» (CVN-72) — был спущен на воду в 1989 году. Это первый авианосец американского флота, на котором стали служить женщины.
  • «Джордж Вашингтон» (CVN-73) — числится в составе ВМФ США с 1992 года. Авианосец несёт службу преимущественно в водах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.
  • «Джон Стеннис» (CVN-74) — введён в эксплуатацию в 1995 году. В 2016 году принимал участие в крупнейших международных военно-морских учениях, в которых были задействованы армии 26 стран.
  • «Гарри Трумэн» (CVN-75) — спущен на воду в 1998 году. В июне 2016 года авианосец вошёл в акваторию Средиземного моря. С его палубы в рамках борьбы с ИГИЛ* было совершено множество успешных боевых вылетов.
  • «Рональд Рейган» (CVN-76) — является частью ВМС США с 2003 года. Благодаря усовершенствованной тормозной системе, этот авианосец может принимать тяжёлые самолёты.
  • «Джордж Буш» (CVN-77) — вошёл в состав американского флота в 2009 году. Один из самых больших военных кораблей в мире. Экипаж размещённого в Средиземном море судна также принимает участие в борьбе с ИГИЛ*.

*запрещенная в России организация.

Спуск на воду авианосца «Генри Форд»

«Джордж Буш» стал последним американским авианосцем класса «Нимиц». В 2009 году началось строительство корабля нового типа «Форд». Согласно планам американских судостроителей, авианосцы «Форд» должны стать усовершенствованной версией кораблей класса «Нимиц». Новые авианосцы будут оборудованы по последнему слову техники, их корпуса будут крупнее и прочнее, а для обслуживания этих судов потребуется меньшее количество человек.

В 2017 году на воду был спущен первый корабль нового класса — «Джеральд Форд» (CVN-77), ставший одиннадцатым авианосцем в составе ВМФ США. Строительство этого величественного корабля обошлось американскому правительству в 13 млрд долларов. «Джеральд Форд» практически невидим для радаров противника, оборудован 25 палубами и улучшенной системой приёма и запуска самолётов.

Введение авианосца в эксплуатацию несколько раз переносилось из-за технических неполадок. Несмотря на то, что судно было официально зачислено в состав военного флота США, «Джеральд Форд» до сих пор не прошёл все необходимые испытания. Скорее всего, полноценная эксплуатация судна в боевом режиме начнётся только в 2020 году.

К 2023 году правительство США планирует закончить строительство ещё двух авианосцев класса «Форд».

Авианосцы типа Nimitz

Тип Nimitz тип Enterprise
Тип Nimitz
тип Gerald R. Ford Постройка и служба

10 ед. Заказано

10 ед. Построено

1968 — 2003 гг. Годы постройки

1975 — настоящее время гг. Годы службы

Newport News, Virginia Место строительства

Общие данные

99000 / 10600 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

332,8 / 78,4 / 11,3 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

2 x A4W, 4 турбины Энергетическая установка

30 узл. Скорость хода

Экипаж

3200 чел. Общая численность

200 чел. Офицеры

Бронирование

Засекречено / мм. Пояс/борт

Засекречено мм. Палуба

Засекречено мм. Боевая рубка

Вооружение

Авиагруппа

  • 86 самолётов и вертолётов.

Ракетное вооружение

  • до 2 х ЗРК Sea RAM;
  • до 4 х ЗРК Sea Sparrow.

Торпедное вооружение

  • 2 х трехтрубный торпедный аппарат 324-мм.

Системы ПВО

  • 4 х Mark 15 Phalanx CIWS 4.

Построенные корабли Nimitz (рус. «Нимиц») — тип авианосцев ВМС США с ядерной силовой установкой, названные в честь адмирала Честера Уильяма Нимица, главнокомандующего Тихоокеанским флотом во время Второй Мировой Войны Являются самыми большими военными кораблями, а также могут нести одну из самых больших авиагрупп на сегодняшний день (до 86 единиц авиа-техники, включая самолеты ДРЛО).

История создания

Первый корабль типа Nimitz был заложен 22 июня 1968 года. Строительство производилось компанией Newport News Shipbuilding, построившей все атомные авианосцы ВМС США и большую часть атомных подводных лодок ВМС США. Компания подписала контракт па постройку десяти авианосцев, последний из которых, USS George H.W. Bush (CVN-77), должен стать переходным кораблем от авианосцев типа Nimitz к более совершенным кораблям типа Gerald R. Ford, первый из которых, USS Gerald R. Ford (CVN-78) был заложен 13 ноября 2009 года и ровно 4 года спустя, 13 ноября 2013 года спущен на воду. Ввод в эксплуатацию головного авианосца серии «Gerald R. Ford» планируется на 2016 год.

Предпосылки

Предшественником авианосцев типа Nimitz является авианосец USS Enterprise (CVN-65), первый в мире атомный авианосец, заложенный в 1958 году. Он имел 8 атомных установок A2W, обеспечивающий непрерывность плавания, по разным оценкам, от 5 до 13 лет и должен был заменить неатомные авианосцы, требующие постоянной дозаправки топливом. Итоговая стоимость CVN-65 составила 451 млн долларов США, и генералы ВВС убедили Пентагон свернуть проект, однако опыт Вьетнамской войны доказал пользу атомных авианосцев, и ВМС США заказали авианесущие корабли нового типа. Конструкция Nimitz подразумевала всего 2 более технически продвинутых атомных реактора A4W. И, несмотря на возросшую стоимость, командование ВМС США заказало к постройке корабли типа Nimitz.

Описание конструкции

Cхема палуб авианосца

По сравнению с другими авианосцами, конструкция Nimitz осталась без особых изменений. Однако строительство проходит не по классической схеме «снизу вверх». Корабль состоит из 160 модулей, которые собираются по отдельности и затем свариваются вместе в доке. Это позволяет значительно сократить срок строительства авианосца. Для строительства используется самый большой кран в Западном полушарии.
Каждый Nimitz оснащен двумя якорями по 30 тонн весом, четырьмя пяти-лопастными гребными винтами диаметром 6.4 метра и двумя рулями, которые обеспечивают диаметр циркуляции 1500—1800 метров.

Корпус

Чертеж авианосца Nimitz

Корабли типа Nimitz имеют классический корпус с надстройкой по правому борту, именуемой «островом». Из ангара на палубу самолеты поднимают 4 лифта, 1 с левой стороны и 3 с правой стороны, 1 позади «острова» и 2 спереди. Так же Nimitz имеет 4 паровых катапульты, размещение которых позволяет запуск двух самолетов одновременно.
Сам корпус сварной, состоящий из стальных листов. Всего на авианосец может уйти до 60 000 тонн и стали 1360 тонн присадочных материалов. Полетная палуба покрыта броневыми стальными листами с возможностью замены при повреждении.
Под полетной палубой (общая площадь которой составляет 18200 м2) проходит галерейная палуба, где размещен центр управления катапультами, а так же аэрофинишером, и боевой пост управления. Здесь же находится часть кают. Галерейная палуба проходит вдоль всего корабля. Под ней находится ангарная палуба, где находятся самолеты. В высоту она достигает 8 метров и имеет площадь около 6814.5 м2, в случае пожара может быть разделена на 3 герметичных отсека. Под ангарной палубой находится еще 9 палуб различного предназначения. Атомные реакторы, а так же запас авиационого топлива находятся на самых нижних палубах.

Бронирование

На данный момент информация засекречена по причине использования авианосцев Nimitz по сегодняшний день, однако некоторые источники утверждают об использовании бронирования в 63.5 мм из кевларовых пластин. По различным оценкам, этого недостаточно для обеспечения живучести корабля при прямом попадании современных противокорабельных ракет, однако предполагается, что ни один самолет до авианосца не долетит. В качестве системы дальнего обнаружение используется самолет ДРЛО, постоянно патрулирующий воздушное пространство. В случае, если были замечены объекты противника, первыми на защиту Nimitz вступают корабли, входящие в состав авианосной ударной группировки (АУГ), так же Nimitz имеет для защиты собственные зенитные и зенитно-ракетные комплексы.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка — это 2 ядерных реактора Westinghouse A4W/A1G с тепловой мощностью по 90 МВт. Они приводят в действие 4 паровые турбины общей мощностью в 280 000 л.с. Между плановой заменой ядерного топлива Nimitz способен провести 13-15 лет в плавании и пройти более миллиона миль.
Резервная энергетическая установка — 4 дизельных двигателя общей мощностью 10720 л.с.

Оборудование для взлета и посадки

Карта взлетно-посадочной палубы

Взлет самолетов с авианосцев типа Nimitz производится при помощи катапульт С13 длиной 92,1 и 94,5 м. Всего на этом типе авианосцев установлено 4 катапульты. Работа катапульт производится при помощи пара, который при пуске заполняет 2 цилиндра, где находятся поршни, соединенные специальным поводком с зацепом для самолетов. Для лучшей компрессии, чтобы пар не вырывался из катапульты, поверх поршней проложены полосы гибкого металла, работающие по принципу застежки-молнии. Они предотвращают стравливание пара, и, как следствие, потерю давления в катапульте, что пропорционально ее мощности. Одна такая катапульта разгоняет самолет до 200 км/час.

Посадка на авианосец происходит на специальной посадочной полосе, направленной в сторону, в море. В таком случае траектория заходящего на посадку самолета проходит мимо других самолетов на стартовых площадках, что позволяет в случае промаха пойти на повторную посадку. Торможение самолета на посадочной полосе происходит при помощи троса останавливающего устройства. При посадке самолет цепляет крюком один из трех тросов, соединенных с поршнем цилиндра останавливающего устройства. Этот цилиндр заполнен жидкостью, которая под действием поршня поднимается вверх по трубе к клапану, закрывающемуся по мере постепенно, по мере поступления жидкости.

Экипаж

Экипаж корабля включает 3200 моряков и 2480 человек летного состава. Так же на авианосце может находиться на боевом дежурстве контингент КМП США и от одной до нескольких команд флотского спецназа США «Морские котики» (англ. US Navy SEALs), для которых авианосец работает в качестве базы снабжения при проведении операций.

Вооружение

Для противостояния противокорабельным ракетам на малой дальности на авианосцах Nimitz установлены зенитные комплексы Mark 15 Phalanx CIWS и зенитно-ракетные комплексы RIM-7 Sea Sparrow/RIM-116A Sea RAM. Данные комплексы установлены на многих кораблях ВМС США, а так же кораблях других стран.

Тактико-технические характеристики

Mark 15 Phalanx CIWS
  • Тип оружия: 6-ствольная автоматическая пушка М61А1
  • Калибр — 20×102 мм
  • Длина ствола, калибров — 76
  • Принцип работы автоматики — от внешнего привода
  • Скорострельность, выстрелов/мин — 3000
  • Масса снаряда, кг — 0,102
  • Начальная скорость снаряда, м/с — 1036
  • Максимальный угол возвышения, град. — 85, минимальный — −28
  • Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с — 92
  • Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с — 126
  • Время реакции, с — 2-3
  • Эффективная дальность стрельбы, км — 1,47
  • Досягаемость по высоте, м — 1470
  • Тип снаряда — ОФЗ, З-Т, БПС-Т
  • Количество готовых к стрельбе выстрелов — до 1470
  • Масса артустановки, т — 5,42
RIM-7 Sea Sparrow
  • Масса: ~230 кг
  • Длина: 3,64 метра
  • Диаметр: 0,203 м
  • Размах крыльев: 1,02 м
  • Дальность стрельбы:
  • Минимальная — 1,5 км
  • Максимальная — 20-30 км
  • Высота поражения:
  • Минимальная — 6 м
  • Максимальная — 15240 м
  • Боевая часть: осколочно-фугасная WDU-27/B
  • Масса БЧ: 40,5 кг
  • Двигательная установка: РДТТ Hercules MK-58
  • Скорость полёта: > 3,5 М
  • Пусковая установка: 8-зарядная Mk 29 Mod 1, УВП Mk 41 и Mk 48
  • Система управления стрельбой: Mk 91
  • Стоимость: $165 400

RIM-116A Sea RAM
  • Дальность действия максимальная: 10000 м
  • Дальность действия минимальная: 500 м
  • Минимальная высота перехвата: 4 м
  • Скорость полёта: 1,5-2,0 М
  • Длина ракеты: 2,8 м
  • Диаметр корпуса ракеты: 0,127 м
  • Размах крыльев: 0,43 м
  • Стартовая масса: 70 кг
  • Масса боевой части: 11-13 кг

Так же поздние корабли серии оснащаются двумя трехтрубными торпедными аппаратами 324-мм, расположенными по кильватеру.

Авиагруппа

Авианосцы типа Nimitz могут нести до 86 самолетов и вертолетов, но практически никогда наличный авиапарк не превышает 70 единиц техники различного предназначения. Стандартный состав авиагруппы:

  • 24 F/A-18F SuperHornet
  • 24 F/A-18C Hornet
  • 4 самолета ДРЛО E-2C Hawkeye
  • 4 самолета РЭБ EA-18G Growler
  • 2 логистических самолета C-2 Greyhound
  • 10 противолодочных ветролетов MH-60 Seahawk

> Построенные корабли > См. также

  • ВМС США
  • Первая мировая война
  • Вторая мировая война
  • Авианосец

Литература и источники

Литература

  • Shant, Christopher Современные военные корабли = Warships today. — Silverdale Books, 2004. — С. 51 — 53, 234 — 235, 249. — 4000 экз. — ISBN 978-5-465-00751-1
  • Каторин, Ю.Ф. Все о кораблях. — Москва: АСТ, 2014. — С. 508 — 516,. — 627 с. — P. 83. — ISBN 978-5-17-086147-7

Фильмы

Документальный фильм National Geograpfic: «The USS Nimitz»

Галерея

  • Крещение первого в мире авианосца серии по морскому обычаю, май 1972

  • Пуск ракеты из ЗРК Sea Sparrow

  • Взлет F/A-18F SuperHornet с палубы

  • Ветролет MH-60 Seahawk в воздухе на фоне авианосца Nimitz

  • Авианосная ударная группа

  • Nimitz в Перл-Харборе

  • На боевом патрулировании

  • Торжественная церемония посадки моряков на Nimitz

>Авианосцы типа «Нимиц»

Ударные авианосцы «Нимиц»

Для успешного ведения боевых действий на море, не достаточно обычных кораблей, вроде фрегата, линкора или эсминца. Это обусловлено тем, что скорость их хода не достаточно велика, а при необходимости нанести молниеносный удар – это не всегда получается оперативно. Именно поэтому еще в начале XX века военные задумались о новом виде кораблей, которые назывались аэростатоносцами.

Ближе к 1910-му году в книге «Военная авиация» была изложена концепция будущего типа кораблей, известных сейчас как авианосцы.

Предпосылки для создания нового класса авианосцев

В ходе Второй мировой войны, появилось такое подразделение, как морская авиация. Единственное различие от нынешних кораблей не только в двигателе, который обеспечивал ход судна, но и в способе старта и посадки самолетов. В те времена самолеты взлетали с палубы корабля, а приземлялись на воду. До недавнего времени весь флот Америки состоял из неатомных кораблей и субмарин. И, лишь в 50-е годы, американцы начинают активно строить субмарины и корабли с атомными силовыми агрегатами.

Крайнее судно, с неатомным двигателем поступило на вооружении флота США в 1972 году. По прошествии 3-х лет, в состав ВМФ входит первый авианосец на атомном ходу USS Nimitz (CVN-68) «Нимиц». Его предшественником стал авианосец USS Enterprise (CVN-65).
В 1968 году был подписан договор о строительстве авианосца между командованием Военно-Морских Сил США и компанией Newport News Shipbuilding. Заказ состоял из 10 единиц техники. Первый авианосец на атомном ходу поступил на вооружение в 1975 году.

Технологии, использованные при строительстве

Безусловно, инновацией в строительстве многоцелевого авианосца является то, что вместо устаревших дизельных двигателей, были использованы атомные установки. Всего в своем распоряжении он имел два атомных реактора типа A4W, обеспечивающих неограниченную дальность плавания и максимальную скорость хода 30 узлов. Одним из преимуществ использования атомных реакторов стало то, что они практически всегда могут работать в условиях высокой производительности.

Необходимость постоянно питать огромное количество модулей электроэнергией, путем подачи пара на турбину, необходимость устанавливать дополнительные емкости для жидкого топлива – все это дает огромное преимущество перед устаревшими дизельными силовыми установками.

Помимо всего, реакторы позволяют развить большую крейсерскую скорость, а сводное место, ввиду отсутствия топливных емкостей, можно использовать как дополнительный резервуар для авиационного топлива. Что так же повысит боеспособность авиации.

Корпус

Технология строительства первых трех из десяти авианосцев класса «Нимиц» ни чем не отличалась. Все три авианосца строились по классической схеме «Снизу вверх». Но, такой способ постройки судна достаточно долгий и затратный. Поэтому, начиная с авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN-71) «Теодор Рузвельт», строительство велось с использованием модулей. Так, например, надстройка по правому борту авианосца, именуемая «Остров», устанавливалась одним из самых грузоподъемных кранов на Западном полушарии.

Такой подход к строительству позволяет значительно снизит сроки постройки нового судна с 7-ми до 5-и лет. Огромное преимущество и в том, что такие модули монтируются с уже проложенной внутри проводкой и трубопроводами. Так, самый последний авианосец USS George H. W. Bush (CVN-77) «Джордж Буш», сошел со стапелей в январе 2009-го года, состоит из 161-го супер-модуля.

Для повышения прочности, были предусмотрены различные системы безопасности и защиты корпуса судна от внештатных ситуаций. Что бы предотвратить распространение пожара по судну, ангарные палубы были разделены на три отсека при помощи толстых стальных перегородок. Такой подход позволял в случаи пожара разделить ангарную палубу на 3-и герметичных отсека.

Площадь взлетно-посадочной палубы достигает 0,0182 км2 или 18200 м2. Сама взлетная палуба устлана броне листами, которые меняются по мере необходимости и степени износа. Под взлетно-посадочной полосой, размещена, так называемая «галерейная палуба». Центр коммуникаций по управлению катапультами и аэрофинишером с боевым постом, расположены на ней. Помимо всего, на этой палубе размещена некоторая часть кают. Следующая за галерейной палубой, палуба с авиационными ангарами, на которой хранятся самолеты. Высота палубы составляет 8 метров, а S=6184,5 м2. Ниже, расположены еще 9 палуб, которые используются под разнообразные нужды. Атомные реакторы и отсеки под авиационное топливо расположены на самых нижних палубах. Длина такого гиганта составляет по ватерлинии – 317 м, а ширина по ватерлинии – 40,8, а осадка составляет 11,3 м. а водоизмещение такого гиганта составляет 98000 тонн.

Броня и средства защиты корабля

Поскольку информация о бронировании основных ударных авианосцев ВМС США засекречена, ввиду того, что они постоянно принимают участия в боевых действиях, известно о защите судна не так много. На сегодняшний день известно лишь о том, что при бронировании корпуса были использованы кевларовые пластины, толщиной 64 мм.

Толщины указанной брони слишком мало, для того, чтобы обеспечить достойную живучесть корабля. Именно поэтому авианосец имеет собственное оборонительное орудие для обеспечения безопасности от угроз исходящих с воздуха, воды и из подводы. В оборонительный комплекс входят зенитные пусковые установки типа «Си Спароу», а для противостояния противокорабельным ракетам – артустановка «Фаланкс» 20-го калибра. Помимо всего прочего, на корабле смонтированы 6-и ствольные орудия для отстрела инфокрасных и радиолокационных ловушек, способных помешать работе системе наведения ракет. Второй корабль из десяти USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) «Дуайт Эйзенхауер» не отличался модификацией вооружения и имел сходные ТТХ.

Оборудование старта авиации

На суднах класса «Нимиц», будь то USS Carl Vinson (CVN-70) «Карл Винсон» или USS Abraham Lincoln (CVN-72) «Авраам Линкольн» используется одна и та же система для стартапа авиационной техники.

На взлетку самолеты доставляются путем поднятия на лифтах с ангарной палубы. Для подъема авиации на взлетную площадку, предусмотрено 4 лифта. 3 лифта расположены с правого борта, где два лифта расположены впереди острова, а тритий позади надстройки. Четвертый лифт расположен по левому борту в задней части. Для запуска самолетов используется 4-е паровых катапульты. Проектировщики расположили их таким образом, что одновременно могут запускать 2 самолета. Благодаря использованию атомных силовых установок, количество пара позволяет осуществлять запуск 20-и самолетов в течение 10-и минут.

Посадка самолета на палубу авианосца – это один из самых трудных элементов пилотирования. Необходимо максимально точно рассчитать скорость и траекторию полета, чтобы зацепить тормозной трос крюком, который расположен позади самолета. Посадочная полоса расположена отдельно от взлетной, и, направлена в сторону океана (моря), таким образом, заходящие на посадку самолеты не мешают взлетать остальным. Такое расположение позволяет пилоту уйти на второй круг для посадки, в случае ошибки. Принцип работы тормозных тросов заключается в следующем: при заходе на посадку, самолет, специальным крюком, цепляется за один из 3 тормозных тросов, которые соединяются с наполненным гидрожидкостью поршнем. Гидрожидкость, под воздействием поршенька подымается по трубе вверх, к клапану, который, в свою очередь, плавно закрывается по мере того, как поступает жидкость.

Состав авиагруппы

Помимо установленных оборонительных орудий, основным и грозным оружием такого гиганта является авиационное крыло. Но, стоит учитывать тот момент, что на судне расположены не только боевые самолеты, но и авиация обеспечения и прикрытия. Наиболее распространенный состав авиагруппы для судна класса «Нимиц» составляют истребители, истребители-бомбардировщики типа «Хорнет», самолеты РЭБ типа «Паулер», самолеты типа «Хокай» , самолеты-транспортники, противолодочные вертолеты, а так же аварийно-спасательные вертолеты «Си Хоук». Всего же численность летной техники при максимальной загрузке составляет 90 единиц, но приемлемое количество порядка 65 единиц.

Истребители-бомбардировщики «Хорнет»

Численность экипажа

Количество экипажа примерно одинаково на все суднах типа «Нимиц», чуть меньше экипажа лишь на USS John C. Stennis (CVN-74) «Джон К. Стеннис» на нем численность экипажа совместно с экипажем авиакрыла составляет 5617 человек. Размер экипажа судна «Нимиц» составляет 3200 и количество сотрудников авиакрыла 2480 человек.

Боевые операции

Каждый авианосец за срок своей службы принимал в одной, а то и нескольких боевых операциях. Так, например, судно USS George Washington (CVN-73) «Джордж Вашингтон», нес боевое дежурство в Южно-Корейском море в момент обострения конфликта из-за спорных территорий. USS Harry S. Truman (CVN-75) «Гарри Трумэн» в 2018 году причастен к операции на территории Сирии и Ирака в борьбе с ИГИЛ (Запрещенной в России группировки). В 2011 году корабль Ronald Reagan (CVN-76) «Рональд Рейган» обеспечивал поддержку возле берегов Японии после землетрясения, выступая в роли заправочной станции для вертолетов, оказывавших помощь пострадавшим.

Как можно заметить, авианосцы – это корабли, которые могут выполнять различные задачи в разных точках мирового океана. Уже известно, что авианосец «Джордж Буш» будет «переходным» судном с класса «Нимиц» в класс «CVX». На авианосцах нового класса будут использоваться новейшие виды оборудования, применены новые конструкционные технологии относительно корпуса судна.

Авианосец «Нимиц» – старый морской волк

Более полувека основу военно-морской мощи США составляют авианосцы. Ни одна другая морская держава не имеет в составе флота такого количества этих плавучих аэродромов, и ни один авианосец другой страны не может сравниться с ними по размерам. Старейшим авианесущим кораблём на службе сейчас является «Нимиц», а большинство других построено по аналогичному проекту.

Более сорока лет корабли типа «Нимиц» – сильнейшие американские авианосцы, а новый тип «Джеральд Форд» – по существу дальнейшее развитие предшественников. Но головной корабль серии, названный в честь выдающегося адмирала, уйдёт на покой ещё не скоро.

Создание и устройство

История американских сверхтяжёлых авианосцев началась вскоре после Второй Мировой Войны. Уже в 1951 году был заложен первый из них – «Форрестол». Четыре корабля этого проекта отличались от предыдущих образцов не только своими размерами и численностью авиагруппы.

При их строительстве впервые применили, например, угловую полётную палубу и паровые катапульты. А в 1958 году началось строительство первого авианосца с атомной силовой установкой – «Энтерпрайз». Он должен был стать головным в серии, но высокая стоимость вынудила отказаться от постройки «систершипов». Но ненадолго, через десять лет, заложили новый атомный авианосец, получивший имя адмирала флота Честера Нимица.

Внешне «Нимиц» почти не отличался от предыдущей серии кораблей типа «Китти Хок».

Но при его постройке учли опыт боевой эксплуатации авианосцев во Вьетнаме. Практика показала, что возможность эффективно обеспечивать действия авиагруппы важнее повышенной живучести, поэтому запасы авиационного горючего и оружия значительно увеличили.

Впрочем, этому помогло и существенное отличие «Нимица» от «Энтерпрайза» – восемь реакторов A2W заменили двумя A4W, занимавшими меньше места при той же суммарной мощности. Пар, произведённый двумя реакторами, передаётся на четыре турбины, вращающие четыре вала. Четыре бронзовых винта корабля имеют диаметр 7,6м каждый.

Как и предшественники, на полётной палубе «Нимиц» имеет четыре паровые катапульты. Торможение садящихся самолётов обеспечивают четыре троса-аэрофинишера. Три самолётоподъёмника расположены по правому борту, один – с левого. Надстройка-«остров» размещена между вторым и третьим подъёмниками. Подобная схема хорошо зарекомендовала себя ещё на кораблях «Китти Хок». В 1983 году «Нимиц» получил кевларовое бронирование толщиной 64 мм.

Вооружение

Собственное вооружение «Нимица» сводится к средствам противовоздушной защиты. Изначально оно состояло из трёх-четырёх пусковых установок зенитных ракет малой дальности RIM-7 «Sea Sparrow» и зенитных пушек «Phalanx» калибра 20мм. После модернизации старое вооружение было дополнено (а частично – заменено) зенитными ракетами RIM-116.

Для самообороны присутствуют турели с крупнокалиберными пулемётами и 25мм орудиями.

Радиоэлектронное вооружение включает в себя помехопостановщики и пусковые установки инфракрасных ловушек и дипольных отражателей (для защиты от ракет с тепловым и радиолокационным наведением).

Главную защиту авианосца обеспечивают корабли ударной группы, в число которых могут входить крейсера и субмарины. В 2013 году группа сопровождения «Нимица» состояла из шести эсминцев типа «Арли Бёрк» и крейсера типа «Тикондерога».

В настоящее время к «Нимицу» приписано 11-е палубное аваиакрыло, состоящее из девяти эскадрилий:

  • 146-я и 147-я ударные эскадрильи вооружены самолётами F/A-18E;
  • 154-я – его двухместным вариантом F/A-18F;
  • входящая в состав крыла 323-я эскадрилья Корпуса Морской Пехоты летает на более ранней модификации F/A-18C;
  • 142-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы использует самолёты EА-18;
  • для дальнего радиолокационного обнаружения применяются самолёты E-2;
  • логистические задачи решают лёгкие транспорты C-2;
  • две вертолётные эскадрильи вооружены вертолётами MH-60.

Среди самолётов, базировавшихся на «Нимице» в прежние времена – истребители F-14, штурмовики А-7 и А-6, противолодочные самолёты S-3.

История службы

«Нимиц» вошёл в строй в мае 1975 года, а уже в июле следующего года он вышел в первый поход в Средиземное море. Этот поход, как и последующие, прошли без происшествии, а во время третьего, в конце 1979 года, «Нимиц» перебросили в Индийский океан. Для освобождения американских заложников в Иране с борта авианосца должны были отправиться спецназовцы. Операция не удалась, а корабль вернулся в США.

В 1981 году америанские корабли, в том числе и «Нимиц», проводили учения в заливе Сидра, провозглашённом Муаммаром Каддафи территориальными водами Ливии. Во время учений два ливийских истребителя неожиданно выпустили ракету по приближающимся американским F-14. В ответ оба ливийца были сбиты. Американские истребители принадлежали к авиакрылу «Нимица».

В течение 1985 года корабль находился у берегов Ливана, а его самолёты бомбили Бейрут. После шестого похода в Средиземное море в 1986 году, «Нимиц», обогнув мыс Горн, присоединился к Тихоокеанскому флоту. В октябре 1988 года обеспечивал безопасность танкеров в Аравийском море.

В начале 90-х совершал боевые походы в Персидский залив, но непосредственного участия в войне с Ираком не принимал.

С 1998 по 2001 год находился на обслуживании, включающем перезарядку реакторов. С 2003 года принимал участие в операциях против Ирака и Афганистана. В 2017 году самолёты авианосца наносили удары по объектам в Сирии. С марта 2018 года «Нимиц» встал в сухой док для очередного обслуживания.

Характеристики корабля в сравнении с другими авианосцами

Сказать о том, что «Нимиц» не имел аналогов – преувеличением не будет. Он действительно их не имел. Великобритания после войны тяжёлых авианосцев не строила. Большинство других государств, имеющих в составе флота авианесущие корабли, использовало проданные им модернизированные авианосцы военного времени.

Проводить сравнения можно только для демонстрации превосходства «Нимица». Для примера возьмём современный на тот момент французский «Клемансо» и новейший (в семидесятые) британский «Инвинсибл»

«Нимиц» «Клемансо» «Инвинсибл»
Длина, м 332 265 209
Водоизмещение, т 101600 32780 22000
Дальность плавания, км неограниченная 12070 13000
Скорость хода, узлов 30 32 28
Вооружение ЗРК RIM-7, 3 x 20 м зенитные артиллерийские установки 4 х 100мм артиллерийские установки, 2х8 ПУ ЗРК «Кроталь» 3 х 30мм зенитные артиллерийские установки, 2 х 20мм пушки
Авиагруппа До 90 самолётов До 40 самолётов 18 самолётов, 4 вертолёта

Заметно, что «Клемансо», являясь «настоящим» авианосцем, по размерам и мощи авиаотряда скорее модернизированным американским кораблям времён Второй Мировой (типа «Мидуэй»), и не выдержал бы сравнения уже с «Форрестолом». Что касается «Инвинсибла», то его, с небольшим количеством самолётов вертикального взлёта, уместно было бы сопоставлять с советскими авианесущими крейсерами, которые несли гораздо больше собственного вооружения.

Но это было в семидесятые, а что теперь? Французский флот сейчас имеет собственный атомный авианосец «Шарль де Голль». Но он лишь незначительно крупнее «Клемансо», а численность авиагруппа осталась на прежнем уровне – до четырёх десятков. Новейший британский корабль – «Куин Элизабет», как предполагается, будет нести 36 самолётов F-35. Американская планка остаётся недосягаемой.

Что касается российского авианосца «Адмирал Кузнецов», то он, уступая «Нимицу» по мощи авиагруппы, имел мощное ракетное вооружение. Но «Кузнецов» проходит модернизацию, которая может сильно изменить его характеристики.

Интересные факты

Уже в 1980 году «Нимиц» стал героем фантастического фильма «Обратный отсчёт». В нём корабль, покидая Пёрл-Харбор, совершал перемещение во времени, попадая в канун японского нападения. В 2004 году пилоты F/A-18 с «Нимица» наблюдали неопознанные летающие объекты. В 2008 году российские бомбардировщики Ту-95 совершили облёт авианосца, имитируя атаку.

Запланированный срок службы авианосцев «Нимиц» – около пятидесяти лет.

Головной корабль предполагается списать в 2020 году, когда в строй встанет строящийся авианосец «Джон Кеннеди». Если демонтаж реакторов не потребует разборки, как в случае с «Энтерпрайзом», большей части корпуса – тогда есть вероятность, что «Нимиц» смогут превратить в корабль-музей. Это стало бы более чем достойным концом службы.

>Авианосец «Нимиц»

«Нимиц»

Англ. USS Nimitz (CVN-68)

Американский авианосец, первый из целой серии кораблей типа «Нимиц». Название получил в честь адмирала Честера У. Нимица — главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны.

Девиз корабля — «Умение работать в команде, традиция» (англ. Teamwork, a Tradition).

В январе 2015 года авианосец сменил порт приписки с военно-морской базы «Эверетт» на военно-морскую базу «Китсап»

История

Заложен 22 июня 1968 года, спущен на воду 13 мая 1972 года, 3 мая 1975 года, при участии президента Джеральда Форда введён в состав флота.

Первый поход совершил в Средиземное море, став первым за десять лет американским кораблём с ядерной силовой установкой, зашедшим в Средиземное море.

В 1980 году принимал участие в операции Орлиный коготь, после того как операция провалилась вернулся на базу, проведя в море 144 дня.

26 мая 1981 года на авианосце при посадке произошло крушение самолёта EA-6B Prowler в результате которого погибло 14 человек и 45 ранено. Ответственность за происшествие полностью легла на палубную команду. Судебное расследование обнаружило, что часть погибших срочнослужащих употребляла марихуану. После этого происшествия президентом США Рональдом Рейганом был принят указ, по которому все военнослужащие США проходили тест на наркотики.

В августе 1981 года, во время учений проводимых в заливе Сидра (Средиземное море) двумя американскими F-14 с Нимица были сбиты два ливийских Су-22 (инцидент в заливе Сидра (1981)).

В 1986—1987 годах был совершён переход из Норфолка к новому месту приписки городу Бремертон.

В 1988 году Нимиц обеспечивал безопасность во время проведения Олимпийских игр в Сеуле

В 1991 году совершил поход в Персидский залив, принимал участие в операции Буря в пустыне.

С 2003 года принимал участие в войне в Ираке.

В феврале 2008 года в Тихом океане два самолёта Ту-95МС Дальней авиации России сымитировали атаку на авианосец Нимиц, пролетев в непосредственной близости от него. Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км, на перехват им взлетели четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты смогли перехватить Ту-95МС, но, несмотря на это, один из стратегических бомбардировщиков дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров, второй пролетел в 90 км от корабля.

C 2011 года по лето 2013 года проходил ремонт силовой установки в Бремертоне, однако 11 мая 2013 года прибыл в южнокорейский порт Пусан для участия в совместных учениях.

ТТХ

Основные характеристики

-Водоизмещение: 98 425 т стандартное
-Длина: 317 м по ватерлинии; 332,8 м наибольшая
-Ширина: 40,8 м по ватерлинии; 76,8 м наибольшая
-Осадка: 11,3 м нормальная; 12,5 м предельная
-Бронирование: Информация засекречена
-Двигатели: 2 ядерных реактора Westinghouse A4W; 4 паровых турбины
-Мощность: 260 000 л.с.
-Движитель: 4
-Скорость хода: 31,5 узел максимальная
-Дальность плавания: Не ограничена
-Экипаж Команда: 3200 человек; Авиакрыло: 2480 человек

-Радиолокационное вооружение:
-РЛС воздушного обзора:
-AN/SPS-48E
-AN/SPS-49(V)5
-РЛС управления огнём:
-AN/SPQ-9B
-4 х Mk 91 ЗРК Sea Sparrow
-4 х Mk 95 ЗРК Sea Sparrow
-РЛС управления воздушным движением:
-AN/SPN-46
-AN/SPN-43C
-РЛС управления посадкой:
-AN/SPN-41
-Радиоэлектронное вооружение:
-Система РЭБ: AN/SLQ-32A(V)4
-Система противоторпедной защиты: AN/SLQ-25A
-Ракетное вооружение: 2х ЗРК Sea RAM; 2х ЗРК Sea Sparrow
-Авиационная группа: 90 самолётов и вертолётов
-По состоянию на 2010:
-55 F/A-18С и F/A-18E/F
-4 EA-6B
-4 E-2C
-4 SH-60F
-2 HH-60H

Осадка 11,3-12,5 м
Скорость хода 31,5 узлов
Водоизмещение 98 425 т
Дальность плавания Не ограничена

Почему США разучились строить авианосцы

Почти сотня самолетов на борту, суперсовременное оборудование, полная автоматизация и целый букет «детских болячек» — введение в строй самого дорогого в истории атомного авианосца «Джеральд Р. Форд» руководство США назвало первоочередной задачей. Беспокойство чиновников вполне понятно: деньги на доработку плавучего аэродрома улетают как в трубу, а действующие авианосцы типа «Нимиц» моложе не становятся.
Перебрали с технологиями
Разработка самого мощного авианосца ВМС США началась в середине 1990-х. Заложили новый корабль в 2005-м. Он должен был сменить в составе флота первый американский атомный авианосец «Энтерпрайз», который нес службу с начала 1960-х. «Джеральд Р. Форд» строили почти десять лет и спустили на воду осенью 2013-го. С водоизмещением более 100 тысяч тонн он стал крупнейшим в мире надводным боевым кораблем.
К новому «символу демократии» изначально предъявлялись особые требования. Авианосец должен был оснащаться более мощной ядерной силовой установкой, чем его предшественники, нести на борту больше самолетов и обладать повышенной живучестью. От планов превратить его в корабль-невидимку за счет стелс-технологий конструкторы отказались — выходило слишком дорого и сложно. Однако сделать «Форд» менее заметным по сравнению с «Нимицами» у них все же получилось.
Кроме того, применяя современные алгоритмы и оборудование, конструкторы планировали уменьшить стоимость содержания гиганта — автоматизация многих процессов позволила бы значительно сократить численность экипажа. Однако это удалось лишь отчасти: за обслуживание и управление авианосца отвечают более четырех с половиной тысяч человек.
Надо сказать, по оснащению «Форд» заметно превосходит собратьев. Например, при взлете самолетов используются электромагнитные катапульты, что позволяет увеличить интенсивность и частоту полетов. В отличие от паровых, эти устройства более плавно разгоняют самолеты, а летчики при этом испытывают меньшие перегрузки.
Корпус авианосца в целом схож по конструкции с предыдущими проектами кораблей типа «Нимиц». Одно из заметных отличий — относительно компактная надстройка сдвинута ближе к корме. Площадь полетной палубы увеличена, а ее компоновка позволяет быстрее перемещать боеприпасы и самолеты.
«Джеральд Форд» принимает на борт до девяноста самолетов, вертолетов и беспилотников. Ударная авиация представлена истребителями F/A-18E/F Super Hornet F-35C, в состав группировки входят самолеты электронного противодействия EA-18G Growler, дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye, транспортники C-2 Greyhound. Кроме того, на авианосце размещены вертолеты MH-60R/S и БПЛА.
Два ядерных реактора позволяют разогнать огромный корабль длиной 337 и шириной 78 метров до тридцати узлов. Самооборону обеспечивает зенитное вооружение — ракетные установки RIM-116 и RIM-162 с дальностью стрельбы до десяти и пятидесяти километров соответственно.
Всплывшие проблемы
Авианосец у американцев получился действительно продвинутым и технологичным. Однако с вводом в эксплуатацию возникли большие задержки. Планировалось, что «Джеральд Форд» заступит на службу в 2014-м. Но впоследствии сроки постоянно переносились из-за частых поломок оборудования.
Неполадки проявились сразу после спуска нового корабля на воду. Специалисты обнаружили несколько серьезных проблем в работе систем, обеспечивающих взлет и посадку самолетов. В первую очередь по итогам испытаний плохо себя показали электромагнитные аэрофинишеры — разработчики корабля заявляли, что они смогут без сбоев принять 1600 самолетов, но на практике это число не превысило 25. А электромагнитная катапульта обеспечила лишь четыреста взлетов вместо заявленных четырех тысяч.
Когда начались морские испытания, довольно быстро вышли из строя опорные подшипники гребных валов. Корабль вернули в порт, на устранение неисправности ушло несколько месяцев. Впрочем, проблемы с силовой установкой преследуют «Джеральд Р. Форд» до сих пор.
По последним данным, из-за них авианосец приступит к выполнению боевых задач не ранее 2022-го. Более того, на ходовых испытаниях обнаружена серьезная неисправность ядерной энергетической установки. В докладе ВМС США говорится, что «корабль испытывает затруднения с преобразованием энергии, вырабатываемой ядерными реакторами».
Большие опасения у представителей Минобороны США вызывают и подъемные устройства для транспортировки боеприпасов. На борту авианосца их насчитывается 11, функционируют только два. И то в испытательном режиме.
Удобная мишень
Все эти неурядицы сопровождаются жесткой критикой в адрес оборонного ведомства и Министерства промышленности США в связи с расходами на разработку и строительство авианосца: стоимость работ достигла рекордной отметки в 13 миллиардов долларов, превысив плановую на 22 процента, и продолжает увеличиваться. Многие западные военные эксперты сходятся во мнении, что настолько дорогие и сложные в строительстве авианосцы американскому флоту попросту не нужны.
Они уверены, что в условиях развития высокоточных ракетных систем и торпедного оружия столь крупные корабли быстро превратятся в удобные мишени для авиации и флота вероятного противника. А гибель даже одного такого корабля с многотысячным экипажем нанесет американской армии ущерб, сопоставимый со всеми потерями за время боевых действий в Афганистане.
Тем не менее отлаженный механизм американского оружейного лобби редко дает сбои, поэтому Пентагон, вероятнее всего, не откажется от эксплуатации авианосцев на протяжении всего XXI века.
США планируют построить десять плавучих аэродромов типа «Джеральд Форд» в течение нескольких десятков лет. Они придут на смену устаревшим авианосцам класса «Нимиц». Напомним, сейчас авианосный флот США представлен одиннадцатью кораблями, включая «Джеральд Форд». На верфях уже заложен следующий новейший авианосец «Джон Ф. Кеннеди» и готовится строительство третьего — «Дуайт Эйзенхауэр».

Авианосцы типа «Нимиц»

Авианосцы типа «Нимиц»

Nimitz class aircraft carriers

USS Nimitz — головной корабль серии

Проект

Страна

США

Изготовители

Newport News

Операторы

ВМС США

В строю

На вооружении

Основные характеристики

Водоизмещение

до 106 000 тонн

Длина

332,8 м

Ширина

40,8 м (по ВЛ)
76,8—78,4 м (максимальная)

Высота

73,2 м

Осадка

11,3 м

Бронирование

засекречено

Двигатели

2 ядерных реактора A4W Westinghouse, 4 турбины
4 ДД

Мощность

260 000 л. с. (191 МВт)
10 720 л.с. (ДД)

Скорость хода

30 узлов (56 км/ч)

Экипаж

экипаж — 3200 человек,
авиакрыло — 2480 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение

Станции обнаружения: SPS-48, SPS-49, SPS-67
Управление ВД:
SPN-41, SPN-42, SPN-43, SPN-44 или SPN-46, SPS-64

Радиоэлектронное вооружение

БИУС:
NTDS/ACDS
Тактическая связь:
Link-4A, -11, -14, 16
Спутниковая связь:
SSR-1, WSC-3, WSC-6, USC-38
СУО ЗРК:
Mk 91, Mk 95
РЭБ:
SLQ-17 или SLQ-32, SLQ-29, SLQ-36
Навигация:
TACAN

Зенитная артиллерия

4 × 20-мм АУ Mk 15

Ракетное вооружение

3–4 ПУ «Си Спарроу»

Авиационная группа

64 самолёта и вертолёта (макс. — 85…90)

Авианосцы типа «Нимиц» (англ. Nimitz class) — тип американских авианосцев с ядерной силовой установкой. Авианосцы «Нимиц» с максимальным водоизмещением до 106 тысяч тонн являются самыми большими военными кораблями в мире. Они предназначены для действия в составе авианосных ударных групп и поражения крупных надводных целей, обеспечения противовоздушной обороны военно-морских соединений, а также для проведения военно-воздушных операций. Общая масса боезапас 1954 т.

Основу вооружения кораблей составляет палубная авиация в составе истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet, а также самолётов радиоэлектронной борьбы, дальнего радиолокационного обнаружения, транспортных самолётов и противолодочных вертолётов. Собственное бортовое вооружение представлено зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами.

Тип получил название по головному кораблю серии, «Нимиц», введённом в эксплуатацию в 1975 году. Всего было построено 10 авианосцев, включая последний, «Джордж Буш», включённый в состав флота в 2009 году. За время своей эксплуатации корабли широко применялись в различных военных конфликтах, в том числе в Югославии и Ираке.

  • 1 Основные характеристики
  • 2 Состав серии
  • 3 Состав авиакрыла
  • 4 Примечания

Основные характеристики

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер (англ. Hull number), например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN — многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой (Carrier Vessel Nuclear), а 68 — порядковый номер авианосца в ВМС США.

  • Изготовитель: Northrop Grumman Corporation, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния
  • Энергоустановка: два реактора A4W, четыре турбины
  • Длина: 333 м
  • Ширина полётной палубы: 76,8 — 78,4 м
  • Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонны при полной загрузке
  • Скорость: 30 узлов (ок. 56 км/ч)
  • Авиакрыло палубного базирования (66 единиц): 48 многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet, 4 самолёта РЭБ EA-6B Prowler, 4 самолёта ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, 2 транспортных самолёта C-2 Greyhound, 8 противолодочных вертолётов Sikorsky SH-60 Seahawk.
  • Команда: экипаж 3200 человек + 2480 человек личного состава авиакрыла
  • Стоимость: 4,5 миллиарда долларов
  • Срок эксплуатации: более 50 лет
  • Время работы реакторов без замены активной зоны: около 25 лет. К настоящему времени произведена замена активной зоны на реакторах авианосцев «Нимиц» (1998—2001), «Дуайт Эйзенхауэр» (2001—2005) и «Карл Винсон» (2005—2009).
  • Содержание каждого авианосца обходится примерно в 160 миллионов долларов в год.

Состав серии

Название Верфь Заложен Спущен В строю Списан Порт приписки
1. CVN-68 «Нимиц» Newport News 22.06.1968 13.05.1972 03.05.1975 Эверетт
2. CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр» Newport News 15.08.1970 11.10.1975 18.10.1977 Норфолк
3. CVN-70 «Карл Винсон» Newport News 11.10.1975 15.03.1980 13.03.1982 Сан-Диего
4. CVN-71 «Теодор Рузвельт» Newport News 31.10.1981 27.10.1984 25.10.1986 Норфолк
5. CVN-72 «Авраам Линкольн» Newport News 03.11.1984 13.02.1988 11.11.1989 Эверетт
6. CVN-73 «Джордж Вашингтон» Newport News 25.08.1986 21.07.1990 04.07.1992 Йокосука
7. CVN-74 «Джон Стеннис» Newport News 13.03.1991 11.11.1993 09.12.1995 Бремертон
8. CVN-75 «Гарри Трумэн» Newport News 29.11.1993 07.09.1996 25.07.1998 Норфолк
9. CVN-76 «Рональд Рейган» Newport News 12.02.1998 04.03.2001 12.07.2003 Сан-Диего
10. CVN-77 «Джордж Буш» Newport News 06.09.2003 09.10.2006 10.01.2009 Норфолк

Состав авиакрыла

Кол-во
эскадрилий
Тип
самолёта
Название Кол-во Примечание
2010: Типовая авиагруппа
3 F/A-18 McDonnell Hornet 48
1 EA-6B Grumman Prowler 4
1 E-2C Grumman Hawkeye 4
½ C-2A Grumman Greyhound 2 Транспортный
1 SH-3H Sikorsky Sea King 8
Всего: 66

Эскадрилья/
звено
Название Тип
самолёта
Название Кол-во Примечание
1991: CVN-71 «Теодор Рузвельт», Ирак
Авиагруппа
F-14 Grumman Tomcat 20
F/A-18 McDonnell Hornet 19
A-6E Grumman Intruder 18
EA-6B Grumman Prowler 5
E-2C Grumman Hawkeye 4
S-3B Lockheed Viking 8
KA-6D Grumman Intruder 4 Заправщик
SH-3H Sikorsky Sea King 6
Всего: 84

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Аксёнов В. Атомные авианосцы типа «Нимиц». — Зарубежное военное обозрение, 1995, № 10, с. 43–51.
  2. В реалиях ВМФ СССР и ВМФ РФ термину «авиакрыло» («Airwing») примерно соответствует термин «отдельный корабельный истребительный/штурмовой авиаполк» (ОКИАП/ОКШАП). Следует, однако, отметить, что авиакрыло полного состава авианосной группировки ВМС США обладает намного более расширенными ударными и оборонительными возможностями по сравнению с силами полков корабельного базирования ТАВКР ВМФ СССР и России, за счет включения в его состав эскадрилий ДРЛО, РЭБ и самолетов палубной военно-транспортной авиации.
  3. US Navy Fact File. Aircraft Carriers, на 12 октября 2010 года.

Ссылки

  • Ship Class: CVN 68 (англ.). http://www.nvr.navy.mil.— Naval Vessel Register. Проверено 5 января 2012.
Авианосцы типа «Нимиц»
Подтип Нимиц Нимиц · Дуайт Эйзенхауэр · Карл Винсон
Подтип Теодор Рузвельт Теодор Рузвельт · Авраам Линкольн · Джордж Вашингтон · Джон К. Стеннис · Гарри Трумэн
Подтип Рональд Рейган Рональд Рейган · Джордж Буш

Авианосцы ВМС США

Ударные авианосцы

Тип «Лэнгли»

Лэнгли

Тип «Лексингтон»

Лексингтон · Саратога

Тип «Рейнджер»

Рейнджер

Тип «Йорктаун»

Йорктаун · Энтерпрайз · Хорнет

Тип «Уосп»

Уосп

Тип «Эссекс»

Эссекс · Йорктаун · Интрепид · Хорнет · Франклин · Тикондерога · Рэндольф · Лексингтон · Банкер-Хилл · Уосп · Хэнкок · Беннингтон · Боксер · Бон Омм Ричард · Лейте · Кирсердж · Орискани · Репрайзел · Антиетам · Принстон · Шангри-Ла · Лейк-Чемплен · Тарава · Вэлли-Фордж · Иво Джима · Филиппин Си

Тип «Мидуэй»

Мидуэй · Франклин Д. Рузвельт · Корал Си · CV-44 · CV-56 · CV-57

Тип «Юнайтед Стейтс»

Юнайтед Стейтс

Тип «Форрестол»

Форрестол · Саратога · Рейнджер · Индепенденс

Тип «Китти-Хок»

Китти-Хок (CV-63) · Констеллейшн (CV-64) · Америка (CV-66) · Джон Кеннеди (CV-67)

Тип «Энтерпрайз»

Энтерпрайз

Тип «Нимиц»

Нимиц · Дуайт Эйзенхауэр · Карл Винсон · Теодор Рузвельт · Авраам Линкольн · Джордж Вашингтон · Джон К. Стеннис · Гарри Трумэн · Рональд Рейган · Джордж Буш

Тип «Джеральд Форд»

Джеральд Р. Форд · CVN-79 · CVN-80

Лёгкие авианосцы

Тип «Индепенденс»

«Индепенденс» · «Принстон» · «Коупенс» · «Монтеррей» · «Батаан» · «Сан-Джасинто» · · «Белло Вуд» · «Лэнгли» · · «Кэбот»

Тип «Сайпан»

Сайпан · Райт

Эскортные авианосцы

Тип «Лонг-Айленд»
Тип «Эвенджер»

Long Island · · Archer

Черджер · · Эвенджер · Байтер · Дешер

Тип «Боуг»

1-я группа: · Боуг · Кард · Копахи · Кор · Нассау · Алтамаха (CVE-18) · Барнз (CVE-20) · Блок-Айленд (CVE-21) · Бретон (CVE-23) · Кроатан (CVE-25) · · Алтамаха (CVE-6) · Барнз (CVE-7) · Блок-Айленд (CVE-8) · Бретон (CVE-10) · Кроатан (CVE-14) · Хэмлин · Сент-Джордж · Принс Уильям (CVE-19) · Searcher · Ravager

2-я группа: Принс Уильям (CVE-31) · · Чэтэм · Глэсьер · Пьюбас · Баффинз · Болайнэс · Бэстиэн · Кэрнеги · Кордова · Делгада · Эдисто · Эстеро · Ямайка · Кевино · Принс · Ниантик · Пердидо · Сансет · Сент-Эндрюс · Сент-Джозеф · Сент-Симон · Вермиллион · Уиллапа · Уинья

Тип «Сэнгамон»

Сэнгамон · Suwannee · Chenango · Сенти

Тип «Касабланка»

Касабланка · Лиском Бей · Анцио · Коррегидор · Мишн Бей · Гуадалканал · Манила Бей · Натома Бей · Сент-Ло · Триполи · Уэйк-Айленд · Уайт Плейнс · Соломонс · Калинин Бей · Касаан Бей · Фэншоу Бей · Киткун Бей · Тулаги · Гембьер Бей · Нехента Бей · Хоггат Бей · Кадашан Бей · Маркус-Айленд · Саво-Айленд · Оммани Бей · Петроф Бей · Радьерд Бей · Сагиноу Бей · Седжент Бей · Шемрок Бей · Шипли Бей · Ситко Бей · Стимер Бей · Кейп Эсперенс · Таканис Бей · Тетис Бей · Макассар Стрейт · Уиндхем Бей · Майкин-Айленд · Ланг Пойнт · Бисмарк Си · Саламауа · Холландиа · Кваджалейн · Эдмирелти-Айлендс · Бугенвилль · Маттаникау · Атту · Рой · Мунда

Тип «Комменсмент Бей»

Комменсмент Бей · Блок-Айленд · Гилберт-Айлендс · Кула Галф · Кейп Глочестер · Салерно Бей · Велья Галф · Сибони · Пьюджет-Саунд · Рендова · Байроко · Бадонг Стрейт · Сайдор · Сицили · Пойнт-Круз · Миндоро · Рабаул · Палау · Тиниан · Бастонь · Эниветок · Лингайен · Окинава

ВМС США в послевоенный период
Авианосцы

Essex • Independence • Midway • Saipan • United States • Forrestal • Kitty Hawk • Enterprise • Nimitz • Gerald R. Ford • Список

Линкоры
Крейсера и ракетные лидеры эсминцев

Norfolk • Boston • Galveston • Providence • Long Beach • Albany • Leahy • Bainbridge • Belknap • Truxtun • California • Virginia • Ticonderoga • CGX •

Эсминцы

Mitscher • Forrest Sherman • Coontz (Farragut) • Charles F. Adams • Spruance • Kidd • Arleigh Burke • Zumwalt

Фрегаты
Многоцелевые ПЛ

Nautilus • Seawolf • Skate • Triton • Halibut • Skipjack • Tullibee • Thresher/Permit • Sturgeon • Glenard P. Lipscomb • Los Angeles • Seawolf • Virginia • Список

ПЛАРБ
Десантные корабли
Артиллерия

406-мм Mk7 • 155-мм AGS • 127-мм Mk42 • 127-мм Mk45 • 76-мм Mk33 • 76-мм Mk75 • 35-мм MDG-351 • 30-мм Mk44 • 25-мм Mk38 • 20-мм Mk15 CIWS • 12.7-мм M2

Ракеты
и ракетные комплексы

Regulus • Regulus II • Polaris • Poseidon • Trident • Trident II • Terrier • Tartar • Talos • Weapon Alpha • Harpoon • Tomahawk • Sea Sparrow • ESSM • Standard • SM-1 • SM-2 • SM-3 • SM-6 • RAM • SUBROC • ASROC • Sea Lance • VLA • Помехи: SRBOC • Nulka •
ЗРК: Talos • Terrier • Tartar • Sea Sparrow •

Пусковые установки

Список • Mk13 • Mk21 • Mk22 • Mk26 • Mk29 • Mk41 • Mk48 • Mk141 • Mk143 ABL • PVLS

Торпеды

Список • Mk27 • Mk28 • Mk32 • Mk34 • Mk35 • Mk37 • Mk39 • Mk43 • Mk44 • Mk45 • Mk46 • Mk48 • Mk50 • Mk54 • HSUW • Торпедные аппараты: Mk32

Радары

ПЛ: AN/BPS-15/16 • 2D-обзор: AN/SPQ-9 • AN/SPS-10 • AN/SPS-29 • AN/SPS-32 • AN/SPS-37 • AN/SPS-40 • AN/SPS-43 • AN/SPS-49 • AN/SPS-55 • AN/SPS-67 • 3D-обзор: AN/SPS-8 • AN/SPS-26 • AN/SPS-30 • AN/SPS-33 • AN/SPS-39 • AN/SPS-42 • AN/SPS-48 • AN/SPS-52 • Управление оружием: AN/SPG-49 • AN/SPG-51 • AN/SPG-53 • AN/SPG-55 • AN/SPG-60 • AN/SPG-62 • Mk 23 • Mk 95 • Mk 115 • Многофункциональные: AN/SPG-59 • AN/SPY-1 • AN/SPY-2 • AN/SPY-3 • РЭБ: AN/SLQ-32 • Траффик-контроль: AN/SPN-35 • AN/SPN-41 • AN/SPN-42 • AN/SPN-43 • AN/SPN-44 • AN/SPN-45 • AN/SPN-46 • Навигационные: AN/SPS-64 • Прочее: AN/SPS-60 • AN/SPS-73 • Системы: SCANFAR • DBR • AMDR • Список

Авиация

A-1 • A-2 • A-3 • A-4 • A-5 • A-6 • A-7 • FJ • FH-1 • F2H • F-3 • F-4 • F-6 • F7U • F-8 • F9F • F-9 • F-10 • F-11 • F-14 • F/A-18 • P-2 • P-3 • SH-2 • SH-3 • SH-60 • AF • S-2 • S-3 • C-1 • C-2 • E-1 • E-2 • EA-6

Сонары
подводных лодок

AN/BQG-5 Wide Aperture Array • AN/BQQ-5 • AN/BQQ-6 • AN/BQQ-9 TASPE • AN/BQQ-10 A-RCI • AN/BQR-2 • AN/BQR-7 • AN/BQR-15 • AN/BQR-19 • AN/BQR-20/22/23/23A • AN/BQR-21 • AN/BQS-4 • AN/BQS-13 • AN/BQS-14 • AN/BQS-15 • Буксируемые: TB-16 • TB-23 • TB-29

Сонары
надводных кораблей

Стационарные: AN/SQS-23 • AN/SQQ-23 • AN/SQQ-30 • AN/SQS-26 • AN/SQS-29 • AN/SQS-35 • AN/SQS-53 • AN/SQS-56 • Буксируемые: AN/SQR-18 • AN/SQR-19 • AN/SQQ-32 • AN/UQQ-2 • Эхолоты: AN/UQN-1 • AN/UQN-4 • AN/WQN-1 • AN/WQN-2 • Сигнальные процессоры: AN/UYS-1 • AN/UYS-2 • AN/SQQ-28 • TASP • Ложные цели: AN/SLQ-25 Nixie

Гидроакустические буи

AN/SSQ-2 • AN/SSQ-23 • AN/SSQ-36 • AN/SSQ-41 • AN/SSQ-47 • AN/SSQ-50 • AN/SSQ-53 • AN/SSQ-57 • AN/SSQ-58 • AN/SSQ-62 • AN/SSQ-71 • AN/SSQ-77 • AN/SSQ-83 • AN/SSQ-86 • AN/SSQ-101 • AN/SSQ-110
Системы: Julie • Codar • Jezebel • DIFAR • DICASS •

Средства для проведения спецопераций

ASDS • SDV • DDS • CRRC

Программы

FRAM • SCB-27 • SCB-101 • SCB-110 • SCB-125 • NTU • 600-ship Navy

БИУС и
системы управления огнём

NTDS • ACDS • SSDS • Typhon • AEGIS • AN/SQQ-89 • ITAWDS • TSCE
Mk37 • Mk68 • Mk74 • Mk76 • Mk77 • Mk86 • Mk91 • Mk92 • Mk99

Компьютеры

AN/UYK-7 • AN/UYK-14 • AN/UYK-15 • AN/UYK-20 • AN/USQ-20 • AN/UYK-30 • AN/UYK-43 • AN/UYK-44 •