Сич

Содержание

Мотор Сич

Мотор Сич

Тип

Публичное акционерное общество

Основание

Расположение

Украина: Запорожье

Ключевые фигуры

В. А. Богуслаев

Отрасль

авиадвигателестроение

Оборот

▲ 15,15 млрд грн (2017)

Операционная прибыль

▲ 5,58 млрд грн (2017)

Чистая прибыль

▲ 3,1 млрд грн (2017)

Число сотрудников

▲ 26 985 чел. (2017)

Дочерние компании

Мотор Сич (авиакомпания) и ТРК «Алекс»

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

АО «Мотор Сич» — украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Штаб-квартира расположена в городе Запорожье.

Название компании «Мотор Сич» (укр. «Мотор Січ») происходит от слова «Січ», то есть Запорожская Сечь.

История

Российская империя

Предприятие было основано в городе Александровске Екатеринославской губернии Российской империи в 1907 году. До декабря 1915 года завод выпускал сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнял различные виды механической обработки, отливал изделия из чугуна и меди. В период Первой мировой войны России потребовалось наладить производство авиадвигателей и в декабре 1915 акционерное общество «Дюфлон, Константинович и К°» («Дека») выкупило завод и изменило его профиль на производство авиационных двигателей. Уже в августе 1916 года для авиации был изготовлен первый мотор — 6-цилиндровый «Дека М-100» с водяным охлаждением. Его чертежи создали под руководством инженера Воробьева.

СССР

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Украина

В 1999 году завод получил статус спецэкспортёра (право на самостоятельный экспорт продукции военного назначения).

По состоянию на 2010 год ПАО «Мотор Сич» производило и сопровождало в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолётов и вертолётов.

До марта 2013 года предприятие возглавлял В. А. Богуслаев. С марта 2013 года и. о. председателя совета директоров ПАО «Мотор Сич» стал директор по производству и миноритарный акционер «Мотор Сич» Войтенко Сергей Анатольевич.

В 2013 году «Мотор Сич» занял пятое место в рейтинге ведущих предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню управленческих инноваций.

В середине ноября 2014 года, после смены власти на Украине в феврале 2014 года, предприятие «Мотор Сич» заявило о приостановке поставок двигателей для российских крылатых ракет.

23 апреля 2018 года сотрудники СБУ провели в компании обыски, торговля акциями на украинских биржах была заморожена. Официальная причина — «диверсия» со стороны руководства компании. В самой компании считают это рейдерским захватом предприятия.

Продукция предприятия

Авиадвигатели самолётные

  • Турбореактивные двухконтурные: АИ-22, АИ-222-25, АИ-222К-25(Ф), АИ-25 серии 2Е, АИ-25ТЛ/ТЛК/ТЛШ, Д-18Т серии 1/3/3М, Д-36 серии 1/2А/3А/4А, Д-436 T1/TП/ТП-М, Д-436-148 , МС-400
  • Турбовентиляторные: Д-27
  • Турбовинтовые: АИ-20, АИ-24, МС-14, ТВ3-117ВМА-СБМ1

Авиадвигатели вертолётные

  • История продукции «Мотор Сич» Турбовальные: АИ-450М, ВК-2500, Д-136 серии 1, Д-136-2, МС-500В, ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМА, ТВ3-117ВМА-СБМ1В

Вспомогательные силовые установки

Газотурбинные двигатели АИ-8, АИ-9, АИ-9В, АИ9-3Б, АИ-450-МС

Наземные газотурбинные двигатели

  • Д-336-1/2/2Т мощностью 6,3 МВт
  • АИ-336-1/2 мощностью 8 МВт
  • АИ-336-1/-2-10 мощностью 10 МВт

Газотурбинные электростанции

  • «Мотор Сич ЭГ-1000»
  • ПАЭС-2500, ЭГ-2500Т
  • «Мотор Сич ЭГ-6000, ЭГ-8000»

Товары народного потребления

  • Лодочные подвесные моторы «Мотор Сич-40».
  • Механические мясорубки и насадки к ним, в частности, соковыжималки.
  • Молочные сепараторы.

Структура «Мотор Сич»

В соответствии с Уставом в состав акционерного общества «Мотор Сич» без права юридического лица с правом открытия текущих или расчётных счетов входят обособленные подразделения — структурные единицы:

  • Запорожский моторостроительный завод
  • Запорожский машиностроительный завод имени В. И. Омельченко
  • Волочисский машиностроительный завод
  • Киевский агрегатный завод
  • Винницкий авиационный завод
  • Лубенский станкостроительный завод
  • Оршанский авиаремонтный завод (Республика Беларусь)
  • Вертолеты Мотор Сич
  • Авиакомпания «Мотор Сич»
  • Управление строительства и социального развития
  • Комбинат питания
  • Оздоровительный комплекс «Прибой»
  • Оздоровительный комплекс «Мотор»
  • Оздоровительный комплекс «Маяк»
  • «Калибровочный центр»
  • Спортивный комплекс
  • Санаторий-профилакторий
  • Фирменный салон
  • Медико-санитарная часть
  • Центр дошкольного образования
  • Санаторий «Радуга»

Дочерними предприятиями «Мотор Сич» являются:

  • Гуляйпольский машиностроительный завод
  • Гуляйпольский механический завод
  • Лебединский моторостроительный завод

Запорожский моторостроительный завод

Памятник героям-моторостроителям

История головного завода берет начало с момента организации в 1907 году в г. Александровске (с 1921 года — г. Запорожье) завода «Дека». Главная структурная единица предприятия производила авиадвигатели, осуществляла их ремонт и обслуживание, изготавливала приводы для газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, передвижные автоматизированные электростанции, ряд товаров народного потребления.

В советское время завод также носил название: моторный завод № 29.

Запорожский машиностроительный завод имени В. И. Омельченко

В связи с освоением производства крупногабаритных двигателей Д-18Т на правобережной площадке (г. Запорожье) были построены новая испытательная станция, современный литейный цех точного литья деталей из жаропрочных сплавов и ряд других цехов, на базе которых в 1988 году был создан Запорожский машиностроительный завод.

Основное направление деятельности завода — литейное производство, испытание двигателей Д-18Т. Также на заводе изготавливаются газотурбинные электростанции мощностью 1000, 6000 кВт.

Снежнянский машиностроительный завод

В 1970 году в г. Снежное Донецкой обл. был организован первый филиал завода, который в 1974 году был преобразован в Снежнянский машиностроительный завод. СМЗ был первым в отрасли специализированным заводом по производству лопаток газотурбинных двигателей.

Завод выпускает детали для авиационных двигателей (диски компрессоров, лопатки компрессоров и турбин), детали и узлы для горно-шахтного оборудования, товары народного потребления.

По состоянию на 2013 год на заводе работало более 3000 человек. Возглавляет завод директор Недашковский Александр Петрович, депутат Донецкого областного совета.

Публичное акционерное общество «МОТОР СИЧ» заявило об утрате с 20.12.2017 г. контроля над управлением активами обособленного подразделения «Снежнянский машиностроительный завод», находящегося на неконтролируемой Украиной территории Донецкой области.

Волочиский машиностроительный завод

В 1971 году в Волочиске Хмельницкой области был создан Волочиский машиностроительный завод. Основная задача созданного завода — обеспечение сборки авиадвигателей многотиражными деталями и метизами, изготовление технологической оснастки.

На ВМЗ организован цех по изготовлению передвижных автоматизированных электростанций ПАЭС-2500, ремонт двигателей АИ-20 и его модификаций АИ-20ДКЭ, АИ-20ДКН, АИ-20ДМЭ, АИ-20ДМН.

Кроме этого, ВМЗ выпускает автозапчасти, ряд товаров сельскохозяйственной группы.

Лубенский станкостроительный завод

С апреля 2012 ОАО «Шлифверст» вошёл в состав «Мотор Сич» и получил название «Лубенский станкостроительный завод». Основной продукцией завода являются круглошлифовальные станки с различным уровнем автоматизации, от станков с ручным управлением до станков с современными ЧПУ. Также завод успешно освоил капитальный ремонт и модернизацию (с восстановления норм точности) станков токарных, плоскошлифовальных, вертикально-фрезерных, обрабатывающих центров и других металлорежущих станков.

Авиакомпания «Мотор Сич»

Авиакомпания «Мотор Сич» создана в 1991 году и является одним из подразделений в составе ПАО «Мотор Сич». Авиакомпания оснащена пассажирскими и транспортными самолётами и вертолётами. Самолётный парк авиакомпании составляют: Як-40, Як-42, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-74ТК-200, Ан-140.

Сотрудничество с «Вертолётами России»

«100 лет Мотор Сич»ruuk. Юбилейная монета Украины (2007). Аверс

Доля «Мотор Сич» на российском рынке в 2009 году составляла 50 %, но в 2010 г. снизилась до 30 % (при этом в структуре экспортных поставок «Мотор Сич» стала расти доля азиатских стран — в частности, Китая. Ранее с этой страной было заключено соглашение на поставку 250 двигателей АИ-222-25Ф для учебных самолетов L-15).

В 2009—2011 году проходили переговоры о совместном производстве украинских двигателей МС-500В для учебных вертолётов «Ансат», которые не увенчались успехом. Однако в ноябре 2011 года ПАО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолёты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому запорожская компания будет ежегодно поставлять в Россию до 270 двигателей для Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28.

Весной 2014 года правительство Украины запретило военно-техническое сотрудничество с Россией. Затем Президент Украины Пётр Порошенко своим указом № 549/2015 16 сентября ввёл в действие решение СНБО Украины от 2 сентября «О применении персональных специальных и экономических и других ограничительных мер (санкций)». Под санкции попали российские потребители продукции «Мотор Сич», а именно — различных модификаций вертолётных двигателей ТВ3-117, ВК-2500 и вспомогательных силовых установок АИ-9В.

Сотрудничество с «Тяньцзяо»

В 2017 году в Чунцине началось строительство предприятия по производству авиадвигателей, в котором принимает участие «Мотор Сич» и китайская компания «Тяньцзяо». В производстве двигателей будут использованы украинские технологии.

Участие в объединениях организаций

«100 лет Мотор Сич»ruuk. Юбилейная монета Украины (2007). Реверс

По состоянию на 2016 год предприятие «Мотор Сич» являлось участником следующих объединений:

  • Ассоциация предприятий авиапромышленности Украины «Укравиапром» (Украина)
  • «Межрегиональная ассоциация промышленников Украины» (Украина)
  • Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» (Российская Федерация)
  • Корпорация «Научно-производственное объединение А. Ивченко» (Украина)
  • Запорожский областной союз промышленников, предпринимателей «Потенциал» (Украина)
  • Некоммерческая организация «Союз производителей нефтегазового оборудования Нефтегаз» (Российская Федерация)
  • Консорциум «Газотранспортные технологии» (Украина)
  • Некоммерческое партнёрство «Союз авиапромышленности» (Российская Федерация)
  • Казахско-украинская ассоциация предпринимателей (Республика Казахстан)
  • European Aerospace Quality Group (EAQG)

До 2018 года предприятие входило в базу расчёта индекса фондовой биржи ПФТС.

Предыдущие названия

В разное время, сначала в составе российской, затем советской, а затем украинской промышленности, предприятие имело следующие названия:

  • Завод по выпуску авиационных двигателей иностранных моделей акционерного общества «Дюфлон, Константинович и Ко» (1916—1920),
  • Завод «Большевик» (1920—1927),
  • Государственный союзный завод № 29 (1927—1933),
  • Завод № 29 Народного комиссариата авиационной промышленности / Авиаремонтный завод им. П. И. Баранова (1933—1943),
  • Завод № 478 Народного комиссариата → Министерства авиационной промышленности (1943—1954),
  • п/я 18 (1954—1962),
  • Запорожский моторостроительный завод имени П. И. Баранова (ЗМЗ) (1962—1974),
  • Запорожское моторостроительное производственное объединение (1974—1981),
  • Запорожское ПО «Моторостроитель» имени Великой Октябрьской Социалистической Революции (1981—1991),
  • Завод «Мотор Сич» (1991),
  • АО «Мотор Сич» (1991—н. в.).

Награды

Запорожский моторостроительный завод был отмечен следующими государственными наградами:

  • Орден Ленина — 1966,
  • Орден Трудового Красного Знамени — 1977,
  • Орден Октябрьской Революции — 1981.

Интересные факты

Некоторые экономические показатели

Год Численность сотрудников Оборот Операционная прибыль
2010 21 860
2011 23 841 10,044 млрд грн. (▲) 1,344 млрд грн. (▲)
2012 27 389 7,845 млрд грн. (▼) 2,41 млрд грн. (▲)
2013 27 053 8,584 млрд грн. (▲) 2,19 млрд грн. (▼)
2014 27 053 10,73 млрд грн. (▲) 3,64 млрд грн. (▲)
2015 27320 13,83 млрд грн. (▲) 5,92 млрд грн. (▲)
2016 24616 10,55 млрд грн. (▼) 3,47 млрд грн. (▼)
  • «Мотор Сич» подготовила VIP-самолёт на базе пассажирского Ан-74 для ливийского лидера Муаммара Каддафи.

> См. также

  • ЗМКБ «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко.
  • Запорожский авиационный колледж имени А. Г. Ивченко.

Примечания

  1. http://smida.gov.ua/db/emitent/year/xml/showform/71391/156/templ
  2. История «Мотор-Сич»
  3. Становление конструкторской службы «Мотор-Сич»
  4. Валентин Бадрак. Спецэкспортерам открыты границы. Самолетостроителей пустили в элитный клуб торговцев оружием // газета «День» (Киев), № 217 от 26 ноября 2004
  5. В тему. г. Миг, № 24 (6760), с. 7 (17 июня 2010). Архивировано 23 августа 2011 года.
  6. Рейтинг предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню управленческих инноваций в 2013 г. Архивировано 7 февраля 2014 года.
  7. Украинский «Мотор Сич» отказался поставлять двигатели для российских ракет., Газета.Ru (13.11.2014).
  8. У «Мотор Січі» обшуки СБУ називають «етапом рейдерського захоплення» (укр.)
  9. 1 2 3 Регулярна інформація за 2015 рік. Опис бізнесу (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (27 апреля 2016). (недоступная ссылка)
  10. Лукашенко решил судьбу Оршанского авиаремонтного завода
  11. Для сведения акционеров АО «МОТОР СИЧ» (29.12.2017).
  12. 1 2 Lenta.ru: Оружие: «Вертолеты России» отказались от украинских двигателей для «Ансатов»
  13. Двигатели от «Мотор Сич» обойдутся «Вертолетам России» в $ 1,5 миллиардов. Агентство стратегических исследований (13.11.2011).
  14. Санкции АП: Порошенко подписал смертный приговор «Мотор Сичи» \\ РИА Новости Украина
  15. Посол України в КНР Олег Дьомін відвідав завод з виробництва авіадвигунів корпорації Тяньцзяо в місті Чунцін (укр.). Посольство України в Китайській Народній Республіці та в Монголії (за сумісництвом) (07-06-2017). Дата обращения 28 августа 2017.
  16. Мартынов П. Китай взбудоражил слух о переезде 3 тысяч украинских авиастроителей. nakanune.ru (27-06-2017). Дата обращения 28 августа 2017.
  17. Aaron Genin. Kiev’s New Partner: A Betrayal of U.S. Interests, The California Review (August 23, 2018).
  18. EAQG (недоступная ссылка). Дата обращения 17 августа 2018. Архивировано 17 августа 2018 года.
  19. Мотор Сич исключили из индексной корзины ПФТС. ЛігаБізнесІнформ (10.10.2018).
  20. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — С. 302-303. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  21. Лютцков Е. Ю. Запорожский моторостроительный завод им. П. И. Баранова / Ветеран Труда. Наградная фалеристика предприятий и организаций СССР: Каталог (электронная версия). — М.: Лютцков Е. Ю., 2015.
  22. Інформація про чисельність працівників та оплату їх праці за 2010 рік (укр.) (недоступная ссылка). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (29.04.2011). Дата обращения 14 марта 2013. Архивировано 29 марта 2012 года.
  23. Годовой отчёт компании за 2011 год Архивировано
  24. Розділ VI. Інформація про працівників емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (31.12.2012). (недоступная ссылка)
  25. 1 2 Регулярна інформація за 2013 рік. Консолідованa річна фінансова звітність емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (1 января 2014). (недоступная ссылка)
  26. Регулярна інформація за 2014 рік. III. Основні відомості про емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (1 января 2015). (недоступная ссылка)
  27. Регулярна інформація за 2014 рік. Консолідованa річна фінансова звітність емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (1 января 2015). (недоступная ссылка)
  28. Регулярна інформація за 2015 рік. Основні відомості про емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (27 апреля 2016). (недоступная ссылка)
  29. Регулярна інформація за 2015 рік. Консолідованa річна фінансова звітність емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (27 апреля 2016). (недоступная ссылка)
  30. Регулярна інформація за 2016 рік. Консолідованa річна фінансова звітність емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України. (недоступная ссылка)
  31. Регулярна інформація за 2016 рік. Основні відомості про емітента (укр.). Агентство з розвитку інфраструктури фондового ринку України (27 апреля 2016). (недоступная ссылка)
  32. «Мотор Сич» построил самолёт для лидера Ливии (недоступная ссылка) // Репортер Запорожья

Ссылки

  • АО «Мотор Сич» — официальный сайт предприятия.
  • Україна. Сталий розвиток 2006 >> Сталий розвиток промисловості >> ВАТ «Мотор Січ» (укр.).
  • Профиль предприятия на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины

Мотор Сич ПАО

Общие сведения. Запорожское ОАО «Мотор Сич» (ранее — производственное объединение «Моторобудівник») — одно из крупнейших предприятий в мире по выпуску двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок.

В состав ОАО входят следующие структурные единицы, расположенные на территории Украины:

— Запорожский моторостроительный завод;

— Запорожский машиностроительный завод им.В.И.Омельченко;

— Снежнянский машиностроительный завод;

— Волочиский машиностроительный завод;

— Лубенский станкостроительный завод;

— Авиакомпания «Мотор Сич».

В 2011 году ОАО «Мотор Сич» приобрело в Беларуси Оршанский авиаремонтный завод.

Также ОАО «Мотор Сич» располагает сетью фирменных магазинов и секций в торговых центрах, сетью центров сервисного обслуживания бензопил и сепараторов собственного производства.

Продукция предприятия:

— авиационные двигатели (турбовинтовые, турбореактивные двухконтурные, турбовинтовентиляторные, турбовальные);

— промышленные установки (ветроэлектростанция «Мотор Сич ВЭС-3-175/5-48», газотурбинные приводы, газотурбинные электростанции);

— промышленная продукция и товары народного потребления (двигатели внутреннего сгорания и комплектующие к ним, агротехника, лодки, катера и силовые установки, пилы бензиномоторные и электромоторные, сепараторы, техника для коммунального хозяйства, техника для автолюбителей, товары для дома, промышленное оборудование, продукция медицинского назначения, замки, стройматериалы).

По состоянию на 2007 год ОАО поставляло продукцию в 106 стран мира. Доля Российской Федерации в структуре экспорта равнялась порядка 50%.

Собственность. В 1995 году предприятие преобразовано в открытое Акционерное общество «Мотор Сич». Уставный капитал общества составлял 280 528 650 грн. Выпущено 2 077 990 простых именных акций номиналом 135 грн. (вторая эмиссия). Первый выпуск акций аннулирован.

В числе ключевых акционеров — Вячеслав Богуслаев, народный депутат Украины от Партии регионов (ранее — председатель правления и генеральный директор, а с 2006 года — председатель совета директоров, почетный президент ОАО «Мотор Сич»). Входит в сотню самых богатых украинцев. В 2012 году эксперты журнала Фокус оценили состояние совладельца предприятия в $319 млн, двадцать четвёртое место в Украине.

«Нас трудно испугать»

— 23 апреля сотрудники СБУ пришли с обыском в офис «Мотор Сич». 18 мая прокуратура Белоруссии возбудила уголовное дело в отношении сотрудников вашей компании. Как все это отразилось на вашей деятельности?

— Вы слышали такое понятие, как маски-шоу? Нас трудно испугать. Мы не боимся. Это все пройдет со временем. Оно уже прошло. Мы работаем, и работаем по закону. Нам не запрещают делать то, что по закону. Тем более что мы производим гражданскую продукцию. Военную продукцию мы не отгружаем.

— История с обысками может повлиять на участие Украины в создании российско-китайского тяжелого вертолета нового поколения AHL?

— Сейчас мы готовим двигатель для китайско-российского проекта. Он проходит испытания. Успешно. С Китаем мы уже подписали рамочное соглашение. Пока такой турбовальный двигатель никто в мире не делает.

Что такое AHL

Межправительственное соглашение о создании тяжелого вертолета нового поколения было подписано два года назад в Пекине. Головной разработчик AHL (Advanced Heavy Lift) — китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Холдинг «Вертолеты России» отвечает за разработку технического предложения на вертолет, а также за разработку трансмиссии, рулевого винта и элементов противообледенительной системы, рассказали РБК в пресс-службе холдинга.

«Мотор Сич» произведет для вертолета двигатель на базе двигателя Д-136. Предполагается, что взлетный вес машины составит 38,5 т, максимальная нагрузка — 14 т. Планируется, что вертолет сможет развивать скорость до 300 км/ч, дальность полета составит 630 км, а практический потолок — 5,7 тыс. м.

Сейчас на украинском Д-136 летает Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире, главным эксплуатантом и производителем которого является Россия. Несколько десятков Ми-26 есть на балансе ВКС России, ФСБ, Росгвардии и МЧС. Пока альтернативы этому двигателю нет ни на Западе, ни в Китае, ни в России. 11,4 тыс. лошадиных сил Д-136 позволяют Ми-26 подниматься в воздух с максимальной взлетной массой 56 т, включая до 20 т груза в транспортной кабине и столько же на внешней подвеске. «Летающая корова», как иногда называют Ми-26, способна развивать скорость до 270 км/ч, летать на расстояние до 800 км и имеет практический потолок до 4,6 тыс. м (зависать в статическом положении машина может на высоте до 1,5 км).

Китайский вертолет будет быстрее, но с меньшими объемом грузовой кабины, дальностью и грузоподъемностью. AHL будет конкурировать с американским Sikorsky CH-53E Super Stallion с похожими характеристиками.
Ожидается, что непосредственно сам контракт о создании нового тяжелого вертолета Россия подпишет с Китаем в июне-июле этого года.

— Появилась информация, что «Мотор Сич» прекратил отгрузки двигателей в Россию. Это правда?

— Нет. У нас все идет по плану, кроме военной программы. Военную программу мы не делаем. А подобные по мощности двигатели мы производим для разных стран. В России, я знаю, ставят для Минобороны двигатели второй категории (в терминологии Минобороны Украины ко второй категории относится не новое имущество, а выданное со склада и пригодное для использования, а также прошедшее капитальный ремонт. — РБК). Они дешевле в три раза. Но не акцентируйте внимание на военной программе. Мы не заполняем эту нишу. А так новые двигатели мы делаем и по всему миру продаем.

Авиационные двигатели в одном из цехов на заводе компании ОАО «Мотор Сич» (Фото: Марина Лысцева / ТАСС)

«Объемы упали на 40%»

— Кто ваш основной заказчик?

— Мы делаем двигатели для вертолетов ООН, которые участвуют в программе пожаротушения. В ней в основном задействованы российские пожарные вертолеты Utair — очень много Ми-26. Я их встречал и в Северном Судане, и в Южном Судане, и в Сомали. В Африке тоже стоят они, раскрашенные под ООН.

Есть такой пожарный самолет — Бе-200. Россия, Украина и еще несколько десятков стран входят в пожарную ассоциацию (Международная ассоциация пожарных и спасательных служб. — РБК). И эти самолеты тушат пожары по всему миру. Нам официально разрешают на завод-изготовитель Бе-200 подгружать двигатели Д-436ТП. Были какие-то «песни», наводящие вопросы, что этот самолет участвует в военных программах, что он является патрульным. На самом деле это исключительно пожарная машина. Есть она у МЧС разных стран, в том числе в Америке. И мы не имеем права не поставлять двигатели для Бе-200, поэтому к нам с пониманием относятся разрешительные структуры.

— В то же время на сотрудничество с Россией наложены ограничения. Как вы возмещаете потери?

— В сотрудничестве с Россией, конечно, есть ограничения. Мы потеряли Россию, в результате объемы упали на 40%. Тут у нас ограничено все. Напрямую мы не поставляем. Разрешительные схемы работают в рамках международных обязательств. Их мы не имеем права не выполнять. Приходится выходить и на новые рынки, чтобы поддерживать производство — продавать Китаю, Индии, они покупают.

Герой Украины в списке Forbes

Герою Украины и доктору технических наук Вячеславу Богуслаеву в этом году исполнится 80 лет. В 2016 году, согласно последнему опубликованному рейтингу «Forbes Украина», Богуслаев вошел в сотню самых богатых украинцев (30-е место) с состоянием $137 млн. По сравнению с рейтингом 2013 года его состояние сократилось почти в два раза.

Богуслаев родился в казахстанском городе Уральске. В 1966 году окончил Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря по специальности «авиационные двигатели». С 1966 года работал на Запорожском моторостроительном заводе, пройдя путь от рядового инженера до гендиректора предприятия​. Богуслаев награжден медалью «За доблестный труд» (1970) и орденом Трудового Красного Знамени (1982).

В 1990-е Богуслаев стал президентом и основным совладельцем компании «Мотор Сич». Избирался депутатом Верховной рады Украины нескольких созывов, включая нынешний.

В 2016 году Богуслаев подвергся критике после своего визита в Валаамский монастырь за сутки до встречи там же Владимира Путина и патриарха Кирилла. Тогда Богуслаев открыл на острове памятник образу Валаамской Божией Матери, установленный на средства «Мотор Сич» и российского Фонда Андрея Первозванного, попечительский совет которого возглавляет Владимир Якунин.

«На заводе присутствуют всего 26 китайцев»

— Говорят, что вы переносите свое производство в Китай.

— Это еще одна глупость. Ну как можно перенести? Ну вы представляете, что здесь 25 тыс. человек работают? Кроме того, станки не разрешают вывозить — ни Россия, ни Европа, ни Украина.

— А китайцы к вам приезжают?

— Сегодня на заводе у нас присутствуют всего 26 китайцев. Они пытаются изучать двигатель МС-500, он их очень интересует. Хотят его использовать на учебном тренировочном самолете. Для китайцев модификация двигателя называется МС-500В-02С.

— При этом в Китае, в городе Чунцин, строится завод, на котором будут производить двигатели конструкции «Мотор Сич»…​​

— Завод в Китае еще не построили, он все еще в строительстве. Я сам заинтересован, чтобы на этот рынок проникнуть, потому что там все — американцы, немцы, россияне. Там все, кроме нас.

— Можно считать, что речь идет о расширении производства «Мотор Сич»?

— Речь идет о рынке Китая. Завод строим не мы, а китайцы. Сейчас они хотят купить стенды под этот двигатель МС-500В-02C. Они строят самолеты для других компаний. Под эти самолеты хотят собирать двигатели. Они не собираются делать детали, они собираются собирать из модулей. Это везде так. «Боинг» собирает крылья, «Эйрбас» — фюзеляжи. Это интеграция рабочей силы, это кооперация.

— Почему вы продали китайским инвесторам более 50% акций?

— Это коммерция.​

Кому отойдет «Мотор Сич»: Вашингтон разложил «российско-китайский пасьянс»

Его масштаб можно проследить по тому же «Мотор Сич». Согласно подписанному в 2011 году контракту с холдингом «Вертолеты России», украинцы должны были передавать нам ежегодно 250–270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 на сумму $1,5 млрд. Они были необходимы для боевых и транспортных вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8 разных модификаций, Ми-24, Ми-28Н и Ми-35. Двигатели предприятия устанавливались на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые Як-130, а также на тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан». Помимо этого, «Мотор Сич» поставлял турбореактивные моторы для стратегических крылатых ракет Х-55.

Что касается нас, то сегодня мы практически полностью заместили продукцию «Мотор Сич», поставлявшуюся в Россию. «ОДК-Климов», бывшая интеллектуальной кузницей для украинского завода, восстановила производство двигателей. По словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, в 2019 году Россия произведет более 200 вертолетов. Если учесть, что на каждом из них два двигателя, то «Климов» выпустит более 400 моторов. На решение этой проблемы ушло пять лет, миллиарды рублей. Зато сегодня мы можем хладнокровно смотреть, как уничтожается один из столпов украинской промышленности.

Империя Богуслаева

«Мы потеряли Россию, в результате объемы производства упали на 40%, — признал в интервью одному из бизнес-изданий генеральный директор АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. — Тут у нас ограничено все. Напрямую двигатели мы не поставляем. Разрешительные схемы работают в рамках международных обязательств. Их мы не имеем права не выполнять. Приходится выходить и на новые рынки, чтобы поддерживать производство, — продавать Китаю, Индии, они покупают».

Вячеслав Александрович — одна из последних глыб советского оборонно-промышленного комплекса. Человек-харизма, человек дела. Выживание «Мотор Сич» в «лихие 90-е» — главная его заслуга. Завод не превратился в торговый центр или модный жилой лофт. Он не потерял заказы на свою продукцию. Более того, Богуслаев оказался единственным индустриальным директором в Запорожье и, наверное, на всей Украине, кто стал вкладывать доходы не в «дворцов заманчивые своды», а в родной город. Сегодня в нем есть кафедральный собор — строительство проспонсировал «Мотор Сич», восстановлено трамвайное сообщение — тоже «Мотор Сич», построен музей техники с коллекцией экспонатов, сделавших бы честь и куда более именитым площадкам, создана самая современная в регионе и стране поликлиника и многое другое.

Но самое главное — высокотехнологичное, стабильно работавшее предприятие, дававшее работу тысячам человек. В своих взглядах на жизнь он — социалист. «Доход предприятия должен быть направлен на создание достойных условий жизни тех, кто его создает», — неоднократно повторял он во время общения.

Купить любой ценой

Бывший начальник вооружений Минобороны Анатолий Ситнов говорит, что интерес к «Мотор Сич» со стороны США — это попытка противодействия как Китаю, так и России.

«Двигатель Д-18 для самых мощных транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» делал «Мотор Сич», — отмечает он. — Чтобы нам восстановить его производство, понадобятся десятки лет. Мы заменили большую часть продукции «Мотор Сич», но надо понимать, что 60% наших самолетов и вертолетов все еще летают именно на его моторах».

Из-за санкционного давления мы вынуждены были отказаться от программы модернизации небесных тяжеловозов Ан-124 «Руслан». Двигатели для них производил «Мотор Сич». Можно купить, конечно, у General Electric или Rolls-Royce, но очевидно, что нам их не продадут. Россия и в этом случае вынуждена идти по пути импортозамещения. На днях специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского начали тестирование аэродинамической модели нового тяжелого транспортного самолета «Слон». Он сможет поднимать 180 тонн груза, заменив собой «Русланы». В его грузовом отсеке смогут поместиться 400 десантников и 14 броневиков «Тигр» либо пять самоходок «Спрут».

сич

См. также в других словарях:

  • Сич-1М — укр. Січ 1М; англ. Sich 1М Производитель … Википедия

  • Сич-1 — укр. Січ 1; англ. Sich 1 Производитель … Википедия

  • СиЧ — Сербия и Черногория с 4 февраля 2003 ранее: СРЮ Сербия, Черногория СИЧ спектрометр излучения человека; спектрометрия излучений человека Источник: http://res.krasu.ru/radcond/gl3/ СИИ СИЧ счётчик излучения человека … Словарь сокращений и аббревиатур

  • Сич — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

  • сич — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

  • Сичі — множинний іменник населений пункт в Україні … Орфографічний словник української мови

  • Сич-2 — КА ДЗЗ «Сич 2» укр. Січ 2; англ. Sich 2 … Википедия

  • сич — а/, ч. 1) Хижий нічний птах бурого кольору родини совиних. •• Сиче/м жи/ти жити самітно, замкнуто, відлюдно. 2) перен., розм. Похмура, нелюдима особа; відлюдок. •• Стари/й сич жарт., лайл. про старого, звичайно відлюдкуватого чоловіка … Український тлумачний словник

  • СИЧ — местное название поселений в Казачьей Низовой республике; по русски Сечь. Слово С. не находит на славянских языках соответствия в понятиях «крепость»; «город», «укрепленное поселение» и т.п. Поэтому явилось мнение, что в своей основе оно связано… … Казачий словарь-справочник

  • СИЧ — скачкообразное изменение частоты счётчик излучения человека … Словарь сокращений русского языка

  • Сич (значения) — Сич (укр. Січ; англ. Sich) многозначный термин. Сич (Січ) административный и военный центр запорожского казачества. (См., напр., Запорожская Сечь). Сич 1 первый украинский космический аппарат, искусственный спутник Земли. Запущен в 1995 году … Википедия