Северный широтный ход

Северный широтный ход

Не следует путать с Северным широтным коридором.

Северный широтный ход

Общая информация

Страна

Россия

Состояние

действующая, планируемая к реконструкции , планируемая к строительству

Технические данные

Протяжённость

707 км

Карта линии

Се́верный широ́тный ход — строящаяся железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, а Северную железную дорогу со Свердловской. Проект реализуется совместно силами правительства России, правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства магистрали выступает Росжелдор.

Строительство Северного широтного хода планируется осуществить с 2018 по 2022 годы. Прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). Изначально магистраль предполагалось проложить к 2015 году, но из-за отсутствия бюджетного решения сроки реализации проекта неоднократно переносились. В феврале 2017 года было заявлено об окончании строительства в 2023 году, стоимость проекта оценена в 236 млрд рублей.

Строительство впервые в постсоветской российской железнодорожной практике осуществляется на условиях концессии.

Хронология реализации проекта

Планы строительства дороги появились в 2003 году, когда была создана ОАО «Ямальская железнодорожная компания» после того, как железная дорога на запад от Коротчаево пришла в негодность.

В 2005 году появилась более глобальная задача — развитие промышленности и транспорта ЯНАО и УрФО. В результате в том же году появился проект «Урал промышленный — Урал полярный», в рамках которого появилось название «Северный широтный ход». Для реализации этого проекта в 2006 году была создано ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал полярный» (с 2012 года — ОАО «Корпорация развития»).

С 2008 года проект включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Проект предполагает:

  • строительство станции Обская-2 (ПАО «Газпром»);
  • строительство совмещённого мостового перехода (Салехардский мост) через Обь (Росжелдор);
  • строительство подходов к мосту через Обь и станции Салехард (правительство ЯНАО);
  • строительство линии «Салехард — Надым» (Специальная проектная компания «СПК-Концессионер») (353 км);
  • строительство совмещённого мостового перехода через реку Надым (правительство ЯНАО);
  • реконструкцию существующих участков:
    • «Пангоды — Надым» (ПАО «Газпром») (104 км);
    • «Пангоды — Новый Уренгой» (ОАО «РЖД»);
    • «Новый Уренгой — Коротчаево» (ОАО «РЖД»).

В 2010 году предварительной экспертизой был утверждён проект линии «Салехард — Надым», предполагающий использование железобетонных шпал при строительстве полотна, что является нарушением норм строительства на вечной мерзлоте и экономически крайне нецелесообразно. В ноябре того же года создана специальная проектная компания на базе ОАО «ЯЖДК» в целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации Северного широтного хода.

В июле 2011 года немецкая компания «Deutsche Bahn International» и корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта. В сентябре того же года проект «Урал промышленный — Урал полярный» министерством финансов РФ был признан слишком затратным и потому нецелесообразным к реализации. Было предложено искать источники внебюджетного финансирования.

1 сентября 2011 года за счёт бюджета ЯНАО начато строительство совмещённого мостового перехода через Надым. В декабре чешская компания «OHL ZS» согласилась инвестировать 1,95 млрд евро в строительство железной дороги, кроме того было подписано соглашение о кредитовании строительства чешскими банками в размере 1,5 млрд евро.

В феврале 2014 года было заявлено, что готова вся проектно-сметная документация по участку «Салехард — Надым» и подходам к мосту через реку Обь в районе Салехарда, а также, что «Газпром» и «РЖД» включили в свои инвестиционные программы средства на реконструкцию существующих участков Северного широтного хода.

В марте 2015 года утверждён паспорт всего проекта, в котором перечень основных мероприятий дополнен мероприятием по реконструкции железнодорожного участка «Коноша — Чум — Лабытнанги» Северной железной дороги, сформирована грузовая база проекта: подтверждено, что объём перевозок по широтному ходу составит до 23 млн тонн грузов в год. 1 мая открылся новый железнодорожный вокзал в Новом Уренгое.

12 сентября 2015 года торжественно открыта автомобильная часть моста через Надым, стоимость которой составила 14 млрд рублей. Тогда же заявляли, что железнодорожную часть моста сдадут в 2016 году, но уже в декабре 2015 года Правительство ЯНАО отказалось от достройки моста в 2016 году в пользу реализации проекта железной дороги «Бованенково — Сабетта».

19 октября 2016 года ОАО «РЖД» и правительство ЯНАО подписали соглашение о строительстве Северного широтного хода.

До 2017 года предлагается завершить строительство сплошных вторых путей на участке «Тобольск — Сургут — Коротчаево» Свердловской железной дороги, чтобы увеличить скорость движения до будущего СШХ и обеспечить потребности в увеличении пропускной способности магистрали.

В 2017 году стало известно, что впервые в российском железнодорожном строительстве будет использована концессия.

11 мая 2018 года и.о. министра транспорта М. Соколов, гендиректор РЖД О. Белозёров и глава ЯНАО Д. Кобылкин заложили символическую капсулу в честь начала возведения моста через реку Обь, который станет первой из ключевых частей Северного широтного хода.

В августе 2018 председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение от 8 августа 2018 года №1663-р «О заключении концессионного соглашения в отношении будущей железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым». 2 октября 2018 года концессионное соглашение между Росжелдором и специально созданной компанией «СШХ» было подписано.

27 августа 2019 года проектная компания «МосОблТрансПроект» практически завершила геологические и геодезические изыскания на объектах Северного широтного хода.

Выгоды и преимущества

Предполагается, что Северный широтный ход разгрузит существующий южный маршрут, выходящий на Транссибирскую магистраль. Возникнут железнодорожные подходы к месторождениям Ямало-Ненецкого автономного округа, а в более далёкой перспективе — и севера Красноярского края, вплоть до Дудинки (которая уже связана изолированной железной дорогой с Норильском). Северный широтный ход проложит путь к портам Северного морского пути, также и к порту Сабетта. В ходе осуществления проекта будет построен совмещённый железнодорожный и автомобильный мост через реку Обь общей протяжённостью около 40 км с подходами (затраты около 60 млрд руб). СШХ соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, а также посёлок Пангоды с центральной частью России. Северный широтный ход сократит протяжённость транспортных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. Уменьшение расстояния доставки грузов посредством нового железнодорожного пути для основных грузоотправителей может составить 1000 км. Окупаемость проекта не менее 30 лет.

По СШХ будут перевозиться углеводороды и нефтепродукты, основной поток которых дадут НОВАТЭК, а также широкая фракция лёгких углеводородов и полиэтилен с Новоуренгойского газохимического комплекса «Газпрома», нефть и газовый конденсат с «Роспана» и «Геотрансгаза».

Стоимость строительства

Стоимость строительства Северного широтного хода увеличивается год от года, к 2019 году она возросла к первоначально объявленной почти в 2 раза. Вследствие этого было решено использовать механизм концессии.

В ценах 2011 года ориентировочная стоимость строительства Северного широтного хода составляла 150 млрд рублей.

В 2015 году стоимость реализации проекта оценили уже в 190 млрд рублей.

21 октября 2016 года в компании РЖД назвали стоимость строительства хода Обская — Салехард — Надым — Хорей — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево и прилегающей инфраструктуры — 230 млрд. рублей.

1 февраля 2017 года объявлено, что общая стоимость строительства составляет 236 млрд рублей, в том числе доля РЖД — 105 млрд рублей, государственные инвестиции — 30 млрд рублей (в октябре 2017 года снижены до 10 млрд рублей), доля концессионера — 113,5 млрд рублей. Также концессионер будет отвечать за эксплуатацию железной дороги в течение 35 лет.

22 ноября 2017 года глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин оценил стоимость строительства в 262 млрд рублей.

Фактор высокой стоимости строительства Северного широтного хода является главным препятствием при его осуществлении, из-за чего полностью бюджетного решения не найдено.

Перспективы

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2005 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

В Новый Уренгой

00,0

Тихая
В Коротчаево
Уренгой
Южно-Русское
Долгий
Янов Стан
В Лесосибирск

Ермаково
В Игарка, Дудинка

В перспективе до 2030 года планируется продолжить магистраль от Коротчаево на восток до Игарки через Южно-Русское НГМ и Ермаково. Протяжённость магистрали:

  • Коротчаево — Южно-Русское НГМ — 122 км;
  • Южно-Русское НГМ — Игарка — 482 км.

В качестве ещё более дальней перспективы озвучиваются планы по строительству железной дороги «Игарка — Дудинка». Такую перспективу озвучил Владимир Путин в мае 2005 года в Челябинске во время совещания по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа.

См. также

  • Трансполярная магистраль
  • Железная дорога Обская — Бованенково — Карская
  • Северный морской путь
  • Ямал СПГ
  • Сабетта
  • Белкомур

Примечания

  1. Участки Обская — Лабытнанги и Новый Уренгой — Коротчаево
  2. Участок Надым — Новый Уренгой
  3. Участок Салехард — Надым
  1. Deutsche Bahn может стать акционером «Урала промышленного» через СП с РЖД
  2. 1 2 ДВОРКОВИЧ ЗАЯВИЛ О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СШХ В 2018 ГОДУ
  3. ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром» договорились о совместной реализации проекта по строительству Северного широтного хода
  4. «Газпром» примет участие в создании Северного широтного хода
  5. 1 2 3 РЖД вложит в строительство Северного широтного хода 105 млрд рублей
  6. 1 2 3 Геннадий Талашкин, президент Союза строителей железных дорог. Стратегический ход. Гудок (16 октября 2017). Дата обращения 16 октября 2017.
  7. Полярная магистраль (недоступная ссылка). Под ред. Т. Л. Пашковой. — М.: Вече, 2007. — С. 14. — ISBN 978-5-9533-1688-0.
  8. Завершен предварительный этап подготовки концессии Северного широтного хода
  9. Ямальская дорога в зеркале мнений — Парламентская газета «Тюменские известия». old.t-i.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  10. Создается Специальная Проектная Компания (СПК) в целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации Северного широтного хода «Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево». (недоступная ссылка). Дата обращения 1 сентября 2011. Архивировано 27 октября 2012 года.
  11. Немецкая DB примет участие в ж/д проекте Северный широтный ход
  12. Правящая партия не получит денег на мост и дороги
  13. «Рабочий Надыма» — Мост через Надым. nadym-worker.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  14. Подписано соглашение о стратегическом финансировании чешскими и российскими банками проекта строительства «Северный широтный ход».
  15. Contract worth billions of crowns signed at Prague Castle (недоступная ссылка)
  16. OHL signs Ural Polar railway contract
  17. Строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» начнется в 2014 году. ТАСС. Дата обращения 5 марта 2016.
  18. Сайт Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. www.kobilkin.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  19. В Новом Уренгое открыли железнодорожный вокзал — Агентство нефтегазовой информации. www.angi.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  20. 1 2 Мост через реку Надым — ключевой участок Северного широтного хода — открыли на Ямале. ТАСС. Дата обращения 5 марта 2016.
  21. На Ямале открыли мост через реку Надым — Информационно-развлекательный портал. miasta.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  22. Железнодорожная часть моста через Надым не будет построена в следующем году : Новости : Накануне.RU. www.nakanune.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  23. РЖД и правительство ЯНАО подписали соглашение о строительстве Северного широтного хода, ТАСС. Дата обращения 23 октября 2016.
  24. Транспортный вопрос. Вторые пути на линии Тобольск – Сургут – Коротчаево построят до 2017 года. sitv.ru. Дата обращения 5 марта 2016.
  25. «Проект будущего»: зачем Россия строит многокилометровую железную дорогу в Арктике
  26. Распоряжение от 8 августа 2018 года №1663-р «О заключении концессионного соглашения в отношении будущей железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым
  27. Подписана концессия на Северный широтный ход, Ведомости.
  28. Проектная компания завершает изыскания на объектах Северного широтного хода — ИА _Север-Пресс_
  29. Мост через Обь и 707 километров железной дороги. Проект состоится (видео) — ИА «Север-Пресс»
  30. Строительство «Заполярного Транссиба» начнется в феврале 2011 года
  31. Стоимость строительства Северного широтного хода оценивается в 230 млрд рублей. www.rzd-partner.ru. Дата обращения 23 октября 2016.
  32. В строительство новой железнодорожной магистрали в ЯНАО может быть вложено 260 млрд рублей
  33. Документы. doc.rzd.ru. Дата обращения 14 сентября 2015.
  34. Норильска и Дудинки
  35. Доклад о ходе реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
  36. Доклад о ходе реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2011. Архивировано 27 октября 2012 года.

Ссылки

  • Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
  • «Северный широтный ход» идет по пути Трансполярной магистрали

Крупные проекты строительства железных дорог в Российской Федерации

Выделены проекты: жирным — строительство началось; подчёркнутым — реализованные.

Дорога должна пройти по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево и дать возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал. Стоимость проекта предварительно оценивается в 235,9 млрд руб.

Схема будущей железной дороги.

Проект реализуется совместно силами Правительства России, Правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства магистрали выступает Росжелдор (Федеральное агенство железнодорожного транспорта). Прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).

Километраж будущей железной дороги.

В зоне тяготения СШХ сегодня расположено более 15 месторождений, которые, по разным оценкам, в перспективе могут дать от 15 до 23 млн тонн дополнительных грузов. Грузопоток на порты Северо-Запада РФ вырастет до 25,6 млн тонн к 2025 году. Строительство будет впервые в российской железнодорожной практике осуществлено на условиях концессии.

Карта северного широтного хода.

Из истории:

Проект Северный широтный ход (СШХ) задумывался еще в сталинские времена из военных соображений защиты арктических рубежей СССР.

«Великий северный железнодорожный путь» строился под грифом «секретно» силами заключенных и назывался в документах «стройка 501».Было проложено 900 км железной дороги Чум — Салехард — Игарка. Через каждые 7−12 километров стояли лагеря для заключенных, которые прозвали Севжел путь «мертвой дорогой». После смерти Сталина стройка была закрыта, от дороги остался лишь один введенный в эксплуатацию участок Чум – Лабытнанги.

Станция Чум — начало великого северного железнодорожного пути.

Вернуться к сталинскому проекту в наши дни заставили экономические реалии — добыча газа и нефти в Ямало-Ненецком округе, строительство и пуск заводов по сжижению природного газа (СПГ) и выход на Северный морской путь для экспорта российских товаров и сырья.

Проект СШХ задумывался еще в сталинские времена из военных соображений защиты.

Без СШХ затруднена разработка Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского месторождений, а также освоение новых. Важен ввоз и вывоз, который на сегодня осуществляется по бездорожью и вертолётами.

ЯНАО предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали.

Ключевую роль сыграл, безусловно, пуск завода «Ямал СПГ» в декабре 2017 года. Предприятие задумано как экспортное. Сжиженный газ благодаря СШХ должен прийти на те территории, куда нет смысла тянуть трубопровод.

Северный широтный ход — проектируемая железнодорожная магистраль, которая должна соединить Северную и Свердловскую железные дороги.

В марте 2017 года РЖД и «Газпром» заключили соглашение, в соответствии с которым в рамках строительства СШХ «Газпром» построит и введёт в эксплуатацию железную дорогу Надым – Пангоды протяжённостью 112 км. ОАО «РЖД» в рамках своей инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.

ОАО «РЖД» в рамках своей инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги.

ЯНАО берёт на себя возведение автомобильной части моста через Обь, а также предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит налоговые льготы.

Станция Обская — начало северного широтного хода.

СПК-Концессионер по концессионному соглашению обеспечит финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. В частности, будет построена железнодорожная часть моста через реку Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард – Надым (353 км), а также железнодорожная часть моста через реку Надым и подходы к ней.

Строительство Северного широтного хода – один из приоритетных проектов в Арктической зоне. Новая магистраль – важное условие транспортного обеспечения работ по освоению богатейших месторождений Северного Урала. Проект сформирует стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике.

Строительство Северного широтного хода – один из приоритетных проектов в Арктической зоне.

Строительство СШХ начнется не раньше конца 2018 — начала 2019 года, так как проект ждет большое количество согласований, технико-экономических обоснований, решение вопросов взаимодействия исполнителей

Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Чижов Фёдор Васильевич

Все материалы: Азбука СЖД от А до Я

Власти ЯНАО и группа компаний «ВИС» расторгли соглашение о строительстве СШХ-2

По теме:

Путин снова поддержал проект обского моста в ЯНАО, но с оговоркой не выделять его отдельноМиллер отказал Комаровой в просьбе передать на баланс округа офис «Газпрома» в Сургуте»Нафтогаз» сомневается, что подпишет с «Газпромом» контракт на транзит газа до 1 января»Газпром» хочет построить на Ямале газохимический комплекс за ₽1 трлнПо уголовному делу Арашуковых задержаны четыре сотрудника «Газпрома»Замглавы «Росатома» заявил, что работа СШХ не повлияет на увеличение загрузки СевморпутиВласти Якутии выступили против добычи в регионе ямальской «дочкой» «Газпрома»»Нафтогаз» выдвинул требования к РФ, при выполнении которых отзовет иски к «Газпрому»В Архангельске прошли акции протеста против ввоза мусора из СабеттыРЖД вложила ₽5 млрд в инфраструктуру Тюменской области в 2019 году»Дочка» «Газпром нефти» начала разработку крупного месторождения в Восточной СибириНовым замдиректора департамента строительства Ямала стал выходец из «Газпрома»»Нафтогаз» предложил «Газпрому» обсудить варианты отказа от иска на $12 млрд»Нафтогаз» добивается ареста активов «Газпрома» в Латвии»Нафтогаз» предложил «Газпрому» выплатить долг газом»Комсомолка» рассказала о спецпоезде Путина и Медведева»Сверили шаги». Шумков обсудил с Миллером вопрос газификации Курганской областиСвЖД запускает электрички «Ласточка» из Екатеринбурга в Пермь и ТюменьНитки подводного трубопровода «Газпрома» неожиданно всплыли на поверхность Карского моряУкраина отвергла предложение «Газпрома» о новом транзитном контрактеХакер рассказал, что за 20 минут взломал сеть «Сапсана» и получил данные всех пассажировРоссия поможет Кубе реконструировать железные дорогиРынок ТЭК обсуждает возможность продажи «Газпромом» 5% акций его главной нефтяной «дочки»»Газпром» выставил в Салехарде на продажу 18 объектов за почти ₽1 млрдМЭА ожидает падения экспорта «Газпрома» в Европу в связи с ростом поставок СПГПри выбросе газа на месторождении «Газпрома» в ЯНАО пострадал рабочийВ Дагестане женщины штурмовали отделение «Газпрома» из-за отсутствия теплаАлександр Мишарин покинет пост вице-президента РЖДБывшего полицейского уволили из «дочки» «Газпрома», которую он раньше не раз проверялСМИ: у крымчан возникли проблемы с покупкой билетов на поезда «Таврия» из-за санкцийНа Урале пассажирам пришлось забираться в электричку с помощью стулаПредставители Ротенберга подтвердили сделку по продаже «Стройгазмонтажа»Допустимое расстояние между скважинами и жилыми домами можно сократить в 2-3 разаАмстердамский суд арестовал 100% акций оператора «Турецкого потока» — «дочки» ГазпромаВ Салехард поступили первые автобусы на газомоторном топливеГрузия выдала России хакера — фигуранта уголовного дела об убийстве следователяВ Норвегии с ледокола, который шел из Петербурга в Сабетту, эвакуировали пострадавшуюДмитрий Артюхов обсудил с Алексеем Миллером детали сотрудничества на 2020 годТюменская область потратит более 6 млн на годовое обслуживание губернаторского вагона»Атомфлоту» передали новый ледокол, который будет работать в СабеттеЛедокол «Обь» для работы в порту Сабетта готов к спуску на воду»Газпрому» по-прежнему не везет с продажей его санатория и базы отдыха в ЯНАО»Газпром» рассказал, как ему через спутник австрийцы отключили оборудованиеРуководители сибирских подразделений РЖД пошли под суд за взяткиКрупнейшие месторождения «Газпрома» в ЯНАО изучат, чтобы добывать там нефть и конденсатПутин подтвердил намерение РФ построить СШХ-2 на Ямале»Дочку» «Запсибгазпрома» оштрафовали на Ямале за нарушение законаРосприроднадзор обвинил «дочки» «Газпрома» в масштабных экологических нарушенияхОпределен подрядчик для строительства железнодорожного вокзала в НяганиРотенберг продаст «Газпрому» его же подрядчика за 75 млрд рублейВ РЖД предлагают ввести уголовную ответственность за столкновение автомобилей с поездамиБывший топ-менеджер «Газпрома» с Ямала возглавил крупнейшую газовую компанию ЯкутииРабочим Петуховского литейно-механического завода выплатили часть долгов по зарплатеКакие льготы получали «Роснефть», НОВАТЭК и «Газпром» в последнее времяВ Югре «дочка» «Газпрома» должна заплатить штраф за последствия взрыва на газопроводеЭксперты рассказали о плюсах нового маршрута поставок газа с Ямала в КитайВласти рассматривают возможность поставок газа с Ямала в Китай еще по одному маршрутуНа полуострове Ямал в 2020 году появится Арктический центр МЧС»Газпром» и «Роснефть» вошли в топ-10 богатых компаний Европы, Ближнего Востока и АфрикиГазовый генерал из ЯНАО вошел в новый состав совета директоров «Газпром нефти»Объявлен конкурс по поиску подрядчика на строительство ЖД-вокзала в НяганиТоп-менеджер «Газпрома» посетовал, что его забыли в компании, которую он возглавлял в ЯНАОНа Петуховском литейно-механическом заводе должны начаться выплаты долгов по зарплатеНа Ямале в первом полугодии выросла добыча газа, нефти и конденсатаМиллер пообещал повысить на 15% зарплаты полумиллионному коллективу «Газпрома»»Газпром» с 1 октября повысит зарплаты своим сотрудникам на 15% Названа дата подачи газа по «Силе Сибири» с месторождения ямальской «дочки» «Газпрома»»Газпром нефть» назвали главным претендентом на крупное месторождение в ЯНАОРЖД обратится в правоохранительные органы после утечки в Сеть данных 70 тыс. сотрудниковЧастные компании могут получить доступ к добыче на арктическом шельфеТрутнев — Путину: госкомпании сорвали сроки разработки арктического шельфаРотенберги предложили газовикам выкупить бывшую «дочку» за 25 млрд рублейГубернатору Ямала пожаловались на плохие вокзалы в Пуровском районеСКР и ФСБ провели обыски у партнеров РЖД при поддержке Росгвардии и спецназа»Дочка» «Газпрома» заказала банкет ко Дню нефтяника за ₽558 тыс., но отклонила все заявкиBloomberg: «Газпром» вскоре может продать часть своих акций общей стоимостью ₽200 млрдКрупнейшего подрядчика «Газпрома» в ЯНАО подозревают в порче 20 гектаров оленьих пастбищПриостановлен конкурс по выбору подрядчика для ремонта ЖД-вокзала в СургутеКонституционный суд встал на сторону дачников из Пышмы и Сургута в споре с «Газпромом»Медведев одобрил расходы федерального бюджета в 100 млрд на проект «Новатэка» в ЯНАООмская область хочет экспортировать зерно в Японию, используя порт Сабетта»Газпром» ищет подрядчика, который за 882 млн рублей построит ему скважину на ЯмалеПутин подписал несколько законов. Кого они коснутся?»Новатэк» в этом году потратит на Обский СПГ в Сабетте более 15 млрд рублей «Дочки» «Газпрома» продают на бирже акции концерна на 147 млрд рублейПутин приостановил господдержку нефтяных компаний при разработке месторожденийРосприроднадзор начал проверку по выгрузке отходов из Сабетты на свалку АрхангельскаПервый замначальника Северо-Кавказской железной дороги арестован по делу о взяткеМедведев назначил заказчика и исполнителя работ по дноуглублению канала в порту СабеттаПресс-секретарь Миллера назначен новым главой департамента информполитики «Газпрома»Отменены итоги аукциона на реконструкцию ЖД-вокзала в СургутеНочной пожар на объекте «Газпрома» в ЯНАО оставил без электричества пять тысяч жителейНа Ямале прекращено уголовное дело о гибели вахтовика, которого придавило трубопроводомКак погибают брошенные на Урале железнодорожные деревни и почему их не расселяютВ Минприроды представили программу по экологическому мониторингу Обской губыФирму-партнера «Газпрома» на Ямале наказали за трудоустройство бывшего силовикаБолее 200 пассажиров поезда Челябинск — Ташкент застряли в Казахстане из-за взрывовЭкс-начальнику СвЖД Миронову сменили арест залогом в 5 млн рублей. Помогло слово ИонинаАртюхов на переговорах с новым начальником СвЖД обсудил проект Северного широтного хода

Северная широтная магистраль

Северная широтная магистраль — строящаяся автомобильная магистраль в Западной Сибири, которая к 2015 г. должна соединить города Пермь, Чусовой, Качканар, Ивдель, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Лангепас, Мегион, Нижневартовск, Стрежевой, Каргасок, Томск.

Общая протяжённость магистрали — 2545 км.

Строительство дороги ведётся в рамках федеральной целевой программы «Дороги XXI века». Магистраль должна обеспечить постоянную транспортную связь нефтегазовых районов севера Западной Сибири, обжитых территорий юга Сибири, северного Урала и европейской части России.

В настоящее время для его завершения необходимо:

  • завершение строительства участка дороги протяжённостью около 100 км на границе Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской областей между Ивделем и Таёжным (планируется в 2009 году). Сквозной проезд на данном участке в настоящее время уже возможен с объездом недостроенных участков по технологическим дорогам;
  • строительство моста через р. Вах в районе Излучинска. Было начато летом 2009 года, неоднократно замораживалось, в настоящее время открытие 1-й очереди планируется осенью 2013 года;
  • строительство в Томской области участка дороги от технологической автодороги Медведево — Пионерный до села Большая Грива, протяжённостью около 250 км (сроки неизвестны). На данном отрезке дорога полностью отсутствует, проезд возможен только в зимний период в объезд по технологическим автозимникам на автомобилях повышенной проходимости;
  • реконструкция участка технологической автодороги (Западно-Полуденное месторождение — пересечение с дорогой Медведево-Пионерный — будущий поворот дороги на село Каргасок), совпадающего с Северной Широтной дорогой, протяжённостью около 150 км (сроки неизвестны);
  • завершение реконструкции участка автодороги Чажемто — Парабель — Каргасок — Большая Грива, протяжённостью около 250 км (сроки неизвестны). В настоящее время ведутся работы по реконструкции существующих участков дороги в районе сёл Парабель, Чажемто и Большая Грива.

Северный широтный ход продолжит Трансполярная магистраль

Салехард, 21 февраля 2019, 08:45 — REGNUM Северный широтный ход (СШХ) станет длиннее. Продолжение СШХ ещё одним плечом Трансполярной магистрали обеспечит возможность наземных подходов к портам Дудинка и Игарка на трассе Северного морского пути и создание железнодорожного сообщения с Норильском. Что, в свою очередь, позволит осваивать сырьевые районы Крайнего Севера круглогодично, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства ЯНАО.

Железная дорога

Новое транспортное плечо соединит северо-восток Ямала и Норильский промышленный район. Сперва его проинспектируют специалисты Русского географического общества, Российского центра освоения Арктики, Российского университета транспорта, военно-топографического управления Генерального штаба ВС РФ, экспедиционного центра Министерства обороны и Сибирского экспедиционного центра.

Координатор и участник проекта от Ямала — некоммерческое партнёрство «Российский центр освоения Арктики». Первый этап экспедиции «Трансполярная магистраль» — это осмотр и оценка маршрута в марте 2019 года. На сентябрь намечено проведение полевых работ.

В ходе экспедиции специалисты нанесут на электронную карту характерные точки, барьерные места и места возможных переходов через естественные препятствия. Также они оценят изменения ландшафта и параметры грунтов по маршруту трассы, проведут предварительные топографические исследования двух железнодорожных коридоров — южного и северного по направлению Коротчаево — Игарка — Норильск.

«Продление Северного широтного хода на восток предоставит дополнительные возможности по развитию удалённых районов Ямало-Ненецкого автономного округа. В перспективе весь пояс поселений в регионе будет включён в единую транспортную систему страны. Поддержка этой экспедиции — это инвестиции в жизнь будущих поколений северян», — пояснил заместитель губернатора округа, директор департамента внешних связей Александр Мажаров.

Северный широтный ход — это железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской. Проект реализуется совместно силами правительства России, ЯНАО, ПАО «Газпром» и ОАО «РЖД».

В проект входит ж/д магистраль общей протяженностью 707 км, которая включает в себя как строительство новых железнодорожных путей и инфраструктуры, так и реконструкцию существующих железнодорожных путей.

А именно реконструкцию станции Обская-2; строительство железнодорожного участка станция Обская-2 — Салехард; строительство мостового перехода через реку Обь; железнодорожной линии Салехард — Надым (Хорей); моста через реку Надым; реконструкцию железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды и Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево.

Читайте ранее в этом сюжете: Кредит на Северный широтный ход предоставят пять российских банков

Для примыкания на левобережной пойме со стороны Лабытнанги на съезде с моста также устраиваются эстакады. Согласно проекту, длина моста — 2 439,80 м. Первоначально строительство требовало инвестиций 56,7 миллиардов рублей. После анализа сметы, всех предполагаемых затрат возникло предложение удешевить стройку за счёт автострады, то есть отказаться от неё.
Объяснялось это тем, что денежные вложения несоразмерны количеству населения близлежащих городов. Оно насчитывает около 50 тысяч жителей. Отказавшись от постройки автомагистрали, проектанты рассчитывали уменьшить стоимость строительства на 20-30%. Однако такая «оптимизация» не устроила власти Ямало-Ненецкого округа. Заглядывая в будущее, они настояли на сохранении автомобильного перехода и выделили из собственного бюджета 8 миллиардов рублей на его строительство.

Начавшееся на Ямале строительство Северного широтного хода — железнодорожного коридора протяженностью 707 километров от станции Обская до Надыма, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги в единую систему, откроет тот самый долгожданный выход грузам к Северному морскому пути. А именно к порту Сабетта на Карском море. И уже оттуда появится возможность доставлять грузы практически в любую точку света хоть на востоке, хоть на западе.
Большая арктическая стройка началась со строительства ее ключевого объекта — моста через Обь, который соединит Салехард и Лабытнанги. Его протяженность вместе с железнодорожными и автомобильными подходами составит почти 40 километров. Капсулу в первый камень моста заложили в середине мая 2018 г. представители правительства России, власти Ямала и концессионеры СШХ. В их числе Российские железные дороги, ряд предприятий топливно-энергетического комплекса.
Северный широтный ход — один из самых значимых проектов по развитию не только транспортной инфраструктуры, но и всей логистики арктической зоны нашей страны, отметили собравшиеся в день старта проекта. Он существенно повысит инвестиционную и транзитную привлекательность нашей страны. «Аналогов этому проекту не существует ни инновационно, ни технически и юридически, — подчеркнул глава РЖД Олег Белозеров. — Но я уверен, мы получим хороший результат».

Уникальность проекта состоит еще и в том, что это первая в России большая железнодорожная магистраль, которая будет построена по концессии. Общий объем финансирования — 235,9 миллиарда рублей.
Инфраструктура СШХ будет возводиться исключительно из отечественных материалов. Только для строительства моста через реку Обь планируется использовать более 135 тысяч тонн металлоконструкций. Для обеспечения стройки создаются тысячи новых рабочих мест. А одно рабочее место в Арктике влечет за собой создание 14 в других регионах страны.В зоне тяготения СШХ находятся более 19 месторождений углеводородов. Предполагается, что они и создадут значительную грузовую базу с момента запуска хода, то есть на начальном этапе. К 2025 году объем перевозимых грузов будет доведен до 24 миллионов тонн в год. В марте 2017 года РЖД и «Газпром» заключили соглашение, в соответствии с которым в рамках строительства СШХ «Газпром» построит и введёт в эксплуатацию железную дорогу Надым – Пангоды протяжённостью 112 км. ОАО «РЖД» в рамках своей инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.
ЯНАО берёт на себя возведение автомобильной части моста через Обь, а также предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит налоговые льготы.
Опять двадцать пять
Мост через Обь между городами Салехард и Лабытнанги начнут строить в 2020 году – в этом году строители не успевают со стартом возведения объекта. Об этом сообщил губернатор Ямала Дмитрий Артюхов в пятницу, 5 апреля в ходе встречи с журналистами в Салехарде. Он добавил, что вероятнее всего, мостостроителям придется вести работы усиленными темпами и нагонять изначальные сроки. Напомним, еще в конце 2018 года Дмитрий Артюхов говорил, что мост начнут строить в феврале-марте 2019 года.

Он озвучил причину очередного переноса сроков начала строительства: изменения в проект. «Происходит корректировка. В связи с тем, что идет постоянная борьба за его стоимость (моста – прим.ред). Мы все пониманием, что это очень большой и дорогой мост. Поэтому условия финансирования той концессии, которая была утверждена правительством в августе прошлого года, достаточно жесткие. В финансовые параметры надо умещаться», – заявил глава региона.

В Ямало-Ненецком автономном округе сейчас реализуется несколько крупнейших инфраструктурных проектов: Северный широтный ход (СШХ), мост через реку Пур, аэропорт в Новом Уренгое. О том, как идет их реализация, какое влияние они оказывают на малый бизнес, а также какие меры поддержки предпринимателям оказывают власти региона, рассказал заместитель губернатора Ямала Александр Калинин.

— В конце июля власти Ямало-Ненецкого автономного округа и группа ВИС расторгли соглашение о создании железнодорожной линии Бованенково—Сабетта (Северный широтный ход — 2). Раньше это объяснялось подготовкой к передаче проекта в концессию. В итоге уже есть понимание, как и с кем будет реализован проект?

— Проект имеет высокую экономическую эффективность, как для компаний, так и для государства. Механизм его реализации сейчас обсуждается. На самом деле, округ не настаивает на концессии. Да, из всех вариантов она наиболее сбалансирована, но при этом организационно сложна из-за множества участников, среди которых «Газпром», правительство РФ, ЯНАО и другие. Необходимо учесть и элементы примыкающей инфраструктуры, такие как порт Сабетта.

Ни один из обсуждаемых сейчас механизмов не предполагает сохранения соглашения о государственно-частном партнерстве с группой ВИС. Мы понимаем, что частная компания, которая инвестировала средства, не может долго ждать окончания переговоров, поэтому приняли решение расторгнуть соглашение. Оно было обоюдным. В результате округ получил проектную документацию, которую мы используем в дальнейшем.

— Уже есть понимание, какие инвестиции потребуются для реализации проекта?

— Это зависит от итоговой модели. Порядок величин понятен. Но важно, что окажется в периметре проекта: только железнодорожная линия Бованенково—Сабетта или ветка Обская—Бованенково—Сабетта, в каком виде будут учтены прилегающие объекты — станция Обская и порт Сабетта, которые потребуют модернизации.

— В какой стадии реализация Северного широтного хода? Какие возникают трудности?

— В нашем климате никогда раньше не строили таких технически сложных транспортных объектов. Сейчас дорога проектируется с учетом новых технологий, которые позволят существенно оптимизировать стоимость строительства.

— Когда начнется строительство моста через Обь — самой долгожданной для жителей округа части СШХ?

— Мост состоит из нескольких элементов. Первая часть проекта поступит на госэкспертизу до конца этого года, оставшаяся — следующей весной. Параллельно начинается проектирование автомобильных подходов к мосту. Рассчитываем, что в 2020 году у нас будет релевантный проект, соответствующий современным требованиям, и мы сможем приступить к строительству.

— Как продвигается строительство моста через реку Пур?

— С опережением графика. Сейчас выполнено больше четверти работ. Следующей осенью мост введем в эксплуатацию. До конца года по нему поедут автомобили.

— Мост через Пур — первый в России объект, строящийся в рамках принятых недавно поправок в закон о платных дорогах на Крайнем Севере. Есть на Ямале еще проекты, которые могут быть реализованы по этой модели?

— Пока нет. Смысл закона в том, что плата за проезд берется только с грузовиков и спецтехники. Инвестор вкладывает средства в строительство инфраструктуры, а потом возвращает их за счет коммерческого транспорта. Поэтому для того, чтобы проект сложился по такой схеме, нужен значительный грузовой трафик, как на мосту через Пур,— около 75%. Капитальная переправа необходима для дальнейшего освоения, она открывает доступ к 47 месторождениям для 18 нефтегазовых компаний, которые и сейчас платят за проезд по понтонной переправе. А с вводом капитального моста тариф для них будет почти в два раза ниже.

При этом мост решает транспортные проблемы примерно 30 тыс. жителей Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов, которые будут ездить по нему абсолютно бесплатно.

— Холдинг «Аэропорты регионов» начал реконструкцию аэропорта Нового Уренгоя. Какой вид перевозок будет преобладающим для обновленного аэропорта: вахтовый, деловой, туристический? Станет ли он международным?

— Сейчас концессионное соглашение предполагает два этапа. На первом будет модернизирована взлетно-посадочная полоса и создан новый современный аэровокзальный комплекс. На втором этапе предусмотрена возможность реконструкции для организации международных перевозок. Однако необходимо будет удлинить «взлетку», чтобы она смогла принимать дальнемагистральные самолеты, и оборудовать пункты пропуска через границу. Это существенные затраты, которые должны быть обоснованы пассажиропотоком. Сейчас он составляет около 1 млн пассажиров в год. Когда достигнет 1,45 млн пассажиров, то есть вырастет почти на 50%, будет пущен второй этап.

С точки зрения основных направлений работы бизнес-модель у аэропорта достаточно гибкая: он обслуживает как жителей Нового Уренгоя и соседних районов, так и вахтовых работников. После реконструкции эти приоритеты сохранятся. Но в первую очередь, конечно, это должен быть современный и комфортный аэропорт для наших жителей.

— Крупные стройки — традиционно хорошая возможность для развития малых и средних предприятий. Ямальский бизнес активно участвует в инфраструктурных проектах?

— Мы видим, что в округе растет спрос на услуги, связанные с обеспечением строек: производство материалов, транспортировка грузов, строительные подряды и многое другое. Потребность в стройматериалах до 2050 года оценивается в 100 млн т. Но сейчас, при колоссальной инвестиционной активности на территории округа, степень вовлеченности местного малого и среднего бизнеса все еще недостаточно высока. Наши предприятия уступают в конкурентной борьбе федеральным компаниям. Правительство Ямала видит потенциал для роста бизнеса и готово оказывать ему поддержку. Но это дорога с двусторонним движением, и ключевая роль должна быть не у государства, а у бизнеса.

— На Ямале для предпринимателей действует довольно много мер поддержки — кредиты с пониженной ставкой, гранты, льготная аренда. Как еще стимулировать активность бизнеса?

— Скоро мы переформатируем нашу систему поддержки предприятий. Сначала выделим приоритетные отрасли для нашей экономики. Сформируем «пакетные» предложения, которыми предприниматели смогут легко воспользоваться. Потом заработает система «одного окна», в рамках которой можно будет получить поддержку, различные услуги, консультации — все в одном месте. До весны 2020 года мы сформируем и запустим новую архитектуру поддержки.

—Уже понятно, что входит в приоритетные направления, помимо строительного комплекса?

— Ключевых секторов пять: ТЭК и инфраструктура, производство строительных материалов, нефтегазосервис, туризм, а также сфера услуг — у нее большой потенциал для роста. Нужно стремиться к тому, чтобы по качеству услуг наши населенные пункты не уступали крупным городам

Беседовал Алексей Буров