Сау носорог

Насхорн

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Насхорн


«Nashorn» в музее Абердинского полигона

Nashorn

Классификация

Истребитель танков

Боевая масса, т

24,4 т

Компоновочная схема

Моторно-трансмиссионное отделение — спереди, боевое — сзади

Экипаж, чел.

История

Годы производства

1943—1945 гг.

Годы эксплуатации

1943-1945 гг.

Количество выпущенных, шт.

Основные операторы

Размеры

Длина корпуса, мм

8440 мм

Длина с пушкой вперёд, мм

8440 мм

Ширина, мм

2860 мм

Высота, мм

2650 мм

Клиренс, мм

400 мм

Бронирование

Тип брони

Стальная катаная, поверхностно закалённая

Лоб корпуса, мм/град.

Борт корпуса, мм/град.

Корма корпуса, мм/град.

Лоб рубки, мм/град.

Борт рубки, мм/град.

Корма рубки, мм/град.

Вооружение

Калибр и марка пушки

8,8 cm Pak 43/1 (L/71)

Тип пушки

нарезная

Длина ствола, калибров

Боекомплект пушки

Прицелы

Оптический прицел SfI.ZF.1a

Пулемёты

1 пулемёт МG 42 калибра 7,92 мм

Другое вооружение

Пулемёт МG 42

Подвижность

Тип двигателя

Maybach HL 120 TRM,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения; мощность 265 л.с.(195 кВт) при 2600 об/мин., рабочий объём 11867 куб.см.

Мощность двигателя, л. с.

265 л.с.

Скорость по шоссе, км/ч

40 км/ч

Скорость по пересечённой местности, км/ч

40 км/ч

Запас хода по шоссе, км

257 км

Запас хода по пересечённой местности, км

260 км

Удельная мощность, л. с./т

Тип подвески

Сблокированная попарно, на листовых рессорах

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,85

Преодолеваемый подъём, град.

30 град

Преодолеваемая стенка, м

0,6 м

Преодолеваемый ров, м

2,3 м

Преодолеваемый брод, м

0,9 м

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Nashorn (значения).

«Náshorn» («носорог»), полное название — 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf) — германский истребитель танков (ИТ) периода Второй мировой войны, средний по массе.

История создания

САУ «На́схорн» в Бронетанковом музее в Кубинке

Был создан в 1942 году, параллельно с САУ «Хуммель», выпускался на шасси Geschützwagen III/IV, в котором одинаково широко использовались детали от PzKpfw III и PzKpfw IV. Предназначался для борьбы с советскими тяжёлыми танками. До 27 января 1944 года назывался «Хорниссе» (нем. Hornisse — «шершень»). В системе обозначений германской бронетехники периода Второй мировой войны имел индекс Sd.Kfz. 164.

«Насхорн» производился серийно с весны 1943 года и практически до самого конца войны, всего было выпущено 494 ИТ этого типа. «Насхорны» вплоть до конца войны активно использовались войсками. Недостатком ИТ являлось лёгкое, противопульное бронирование, однако мощнейшая 88-мм пушка с лёгкостью могла поражать любой из участвовавших в боевых действиях танков противника. Дистанция поражения любого советского или союзного танка до появления ИС-2 и поздних модификаций «Черчилля» составляла до 3000 м.

Серийное производство

Год Месяц Всего за год
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1943 14 30 41 35 35 44 16 27 42 24 37 345
1944 25 20 24 6 3 31 12 7 5 133
1945 9 7 16
Всего за 1943-1945 гг. произведено: 494

Всего завод Alkett построил с февраля 1943 по февраль 1944 370 САУ с серийными номерами шасси 310001-310370.

Еще одним производителем стал завод Werk Teplitz-Schönau. С апреля 1944 по февраль 1945 здесь выпустили 124 Nashorn с серийными номерами в диапазоне 310371-310500.

В массовой культуре

Стендовый моделизм

Сборные пластиковые модели-копии ИТ Насхорн в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Dragon (Китай), AFV Club (Тайвань),Tamiya (Япония), Revell (Германия).

Компьютерные игры

Представлен в игре Panzer General. Представлен в качестве САУ в ММО-игре War Thunder. Насхорн представлен в MMO-игре World of Tanks как противотанковая САУ 6 уровня. В игре Men of War: Assault Squad 2 как противотанковое вооружение. Panzer front, Panzer front bis (PS1), Wild Tanks

> См. также

  • Sturer Emil
  • Dicker Max
  • СУ-85Б

> Примечания

  • П. Н. Сергеев. Nashorn. Германский истребитель танков. — Военно-техническая серия, 2000

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Насхорн
  • Germany’s Hornisse («hornet»), Nashorn («rhinoceros») (недоступная ссылка). World War II Vehicles. Дата обращения 22 января 2008. Архивировано 19 августа 2013 года.
  • САУ Nashorn. Оружие мира. Дата обращения 2 сентября 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.

Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 «Насхорн»

Самоходка разработана на базе танка T-IV в 1942 году. В конструкции широко использованы узлы танка Т-III. Для самоходной установки шасси танка перекомпоновали: сзади расположено боевое отделение, в центре корпуса – силовая установка, в передней части – ведущие колеса, трансмиссия и отделение управления. Боевое отделение – открытая сверху бронированная рубка, в которой на станке смонтирована 88- миллиметровая полуавтоматическая противотанковая пушка длиной 71 калибр. Орудие стреляло со скоростью до десяти выстрелов в минуту.
Для ведения огня могли использоваться фугасные снаряды массой 9,14 кг, (при этом дальность стрельбы составляла 15,3 тыс. метров), бронебойные трассирующие, подкалиберные и кумулятивные снаряды. Бронебойно-трассирующий снаряд с расстояния 1000 метров под углом 30 градусов к нормали способен пробить 165-миллиметровую броню, а подкалиберный броню толщиной 193 миллиметра. В связи с этим установка «Насхорн» была очень опасной для всех танков противника в случае боев на больших расстояниях. При этом в ближнем бою самоходка теряла преимущества — сказывалось недостаточное бронирование. Серийное производство самоходной установки «Насхорн» началось в феврале 1943 г. и продолжалось до конца войны. Было произведено около 500 самоходок. Данные самоходки входили в состав тяжелых истребительно-противотанковых частей.


После вторжения на советскую территорию и столкновения немецких танковых частей с отечественными танками KB и Т-34 даже самые оптимистично настроенные германские руководители поняли, что мат. часть непобедимых до этого «Панцерваффе» в значительной степени уступает новым танкам советского производства. Порой грубо сработанная, однако имеющая отличную бронезашиту и мощное вооружение, оснащенная дизельным двигателем В-2, советская бронетехника в 1941 г. «царила» на полях сражений. Когда рассеялись последние надежды на блицкриг, немецким инженерам пришлось взяться за работу, чтобы довести до серийного производства опытные машины.
Разработка новых средних и тяжелых германских танков задерживалась. Кроме того, требовалось запустить в серийное производство совершенно оригинальные конструкции. Было очевидно, что танки «Пантера» и «Тигр» еще не скоро станут действительно массовыми в войсках. Напрашивалось следующее тех. решение – использовать широко распространенные в армии гусеничные базы танков для установки на них мощных артиллерийских систем, способных решать различные тактические задачи. Таким образом, войска получили целое семейство разнообразных самоходных артиллерийских установок, которые относились к «классу полевых систем на подвижном лафете». Такая техника характеризовалась размещением в полуоткрытой рубке орудий. Броня рубки защищала расчет самоходки только от осколков и пуль. По такой схеме скомпоновали и построили противотанковую артиллерийскую установку, получившую впоследствии обозначение Sd.Kfz.164.
Унифицированный самоходный лафет (гусеничная база) новой самоходной артиллерийской установки был разработан в 1942 году фирмой «Дойче Айэенверке». В базе широко использовались стандартные узлы ходовых частей танков PzKpfw III и IV, получивших в войсках широкое распространение. Данное шасси, названое «Geschutzwagen III/IV», разрабатывалось в качестве многоцелевой базы для целого семейства самоходных установок: зенитных, противотанковых, артиллерийских установок огневой поддержки и др. Особенностью данной конструкции было размещение в передней части корпуса трансмиссии и двигателя около ведущего колеса. Боевое отделение было смещено к корме и было просторным. Это позволяло установить в рубке артиллерийскую систему большого калибра, включая мощную противотанковую пушку. Но и противотанковую пушку для САУ пришлось проектировать по новой.
Первые идеи создания самоходного «гусеничного носителя» для Рак43 были высказаны еще 28.04. 1942 на совещании в управлении вооружений. Поскольку разработка полностью оригинальной конструкции заняла бы много времени, во время обсуждения выдвинули идею о возможности разработки некоего промежуточного образца с использованием агрегатов серийно выпускающихся машин, который запустить в производство можно было бы в начале 1943 г. Контракт на проектирование заключили с компанией «Алкетт-Борзингвальде». В свою очередь компания воспользовала разработки «Дойче Айзенверке» по созданию унифицированного самоходного лафета из узлов ходовых частей PzKpfw III и IV. Демонстрация опытного образца была запланирована на 20.10.1942.

Колонна немецкой бронетехники продвигается по просеке севернее Лепеля, чтобы оказать поддержку немецким частям в борьбе с партизанами. За ЗСУ на базе тягача движется САУ «Носорог» (Nashorn). За ним видны два трофейных легких танка Т-26. Фотография сделана в конце апреля — начале мая 1944 года
02 октября 1942 г. на совещании с участием рейхсминистра вооружений Шпеера и Гитлера рассмотрели готовый проект шасси от компании «Алкетт-Борзингвальде». Данное шасси в германских документах получило традиционно длинное название «Zwischenloesung Selbstfahr-lafette». Вдохновившись быстрым темпом проектирования конструкции, Фюрер начал строить планы о том, что к 12.05.1943 промышленность сможет ежемесячно производить 100 самоходок.
Компанией «Алкетт-Борзингвальде» по требованию управления вооружений был разработан корпус, имеющий такую же ширину, что у танка PzKpfw III. Компоненты и агрегаты новой самоходной артиллерийской установки, включая ведущие колеса, дифференциалы и трансмиссию, были взяты от PzKpfw III. Двигатель с системой охлаждения, радиаторы, глушитель – от среднего PzKpfw IV модификации F. Поддерживающие и опорные катки, траки гусениц ленивцы, также были заимствованы у «четверки». Двигатель «Майбах» HL120TRM (12-цилиндровый, объем 11867 см3, V-образный, развал цилиндров 60 градусов, четырехтактный, карбюраторный, мощность при 3 тыс. об./мин 300 л.с.) устанавливался в центральной части корпуса. «Настил» над двигателем максимально усилили для размещения артсистемы около центра тяжести самоходки.
Однако из-за нового целевого назначения проектируемой самоходки некоторые агрегаты пришлось проектировать заново. Конструктивные отличия описывались в руководстве по эксплуатации самоходной артиллерийской установки.
Воздуховод («Kuehllufifuehrung»): для охлаждения двигателя воздух забирается через заборное окно, выполненное в левом борту и, минуя расположенный под наклоном с левой стороны двигателя радиатор и собственно двигатель, выводится через выполненное в правом борту отверстие. Подачу воздуха осуществляют два вентилятора, находящиеся с правой стороны от двигателя. Механик-водитель САУ осуществлял регулировку отверстия воздухопритока.
Инерционный стартер («Schwung-kraftanlasser») установленный слева от двигателя связывался с валом через установленное на задней стенке противопожарной перегородки устройство («Аndrehklaue»). Инерционный стартер предназначался для запуска двигателя САУ в аварийных ситуациях. Инерционный стартер приводился в действие за счет мускульной силы экипажа посредством размешенного в боевом отделении кикстартера.
Топливо (бензин топливо-этилированный, октановое числом не менее 74) находилось в двух баках общей емкостью 600 литров. Баки располагались под дном боевого отделения, а заливочные горловины баков выходили внутрь таким образом, что дозаправка могла осуществляться даже под огнем. Кроме того, на днище корпуса были выполнены специальные сливные отверстия, через которые из корпуса самоходки «выводилось» разлитое в случае аварии топливо. Подобные устройства закрывались лишь при форсировании самоходными артиллерийскими установками водных преград вброд.
Охлаждающее устройство водонагревателя «Fuchs» («Kuehlwas-serheizegerat Fauart Fuehs») устанавливалось по левому борту корпуса САУ.
Оригинальным было бронирование орудийного щита и рубки. Толщина бронелистов в корме и бортах составляла 10 миллиметров, что давало экипажу самоходки защиту от мелких осколков и не бронебойных пуль. Изначально листы рубки в корме и по бортам должны были изготавливаться из 20-миллиметровой, а в лобовой части из 50-миллиметровой стали «SM-Stahl». Однако для экономии массы 30-миллиметровые закаленные бронелисты использовали только в лобовой части корпуса самоходки.
В рубке САУ с верхней частью лафета монтировалась 88-миллиметровая артиллерийская система «Раnzerjaegerkanone» 43/1 длина ствола которой составляла 71 калибр (88 см Рак43/1 — L/71). Конструктивно данная артсистема была идентична буксируемой 88-миллиметровой ПТП Рак43/41. Однако орудийный щит имел скругленную форму, что обеспечивало поворот системы внутри рубки. Рекуператор был установлен над стволом, а накатник – ниже. По бокам пушки были расположены контрбалансировочные цилиндры. Сектор наведения в вертикальной плоскости – от -5 до +20 градусов. Угол наведения в горизонтальной плоскости составлял 30 градусов (в каждую сторону 15 градусов).
В 1944-1945 гг. на данные самоходные противотанковые орудия устанавливались 88-миллиметровые стволы от ПТП Рак43 на крестообразном лафете производства компании «Весерхутте». Однако подобных образцов было изготовлено относительно немного – 100 шт.
Штатный боекомплект 88- миллиметровых противотанковых пушек Рак 43/1 и Рак 43:
— Pz.Gr.Patr39/1 — бронебойно-трассирующий снаряд;
— Pz.Gr.Patr.39/43 — бронебойно-трассирующий снаряд;
— Spr.Gr. Flak 41 – осколочная граната (старого образца);
— Spr.Gr.Patr.43 – осколочная граната;
— Gr.39 HL – кумулятивный снаряд;
— Gr.39/43 HL – кумулятивный снаряд.
Таким образом, за короткий срок с широким применением серийных танковых агрегатов создали истребитель танков, впервые для германского танкостроения (вместе с «Фердинандом») оснащенный длинноствольной (в 71 калибр) 88-миллиметровой артсистемой. Данная машина могла с расстояния более 2,5 тыс. м поражать все тяжелые и средние англо-американские и советские танки, однако из-за легкобронированной и открытой рубки она была уязвима во время ближнего боя, да и на средней дистанции отечественные KB и «тридцатьчетверки» оставляли этой конструкции очень мало шансов на выживание. Такое самоходное орудие было неким «эрзацем», который способен успешно действовать только из засадных сильно удаленных позиций. Как выяснилось позднее, по-настоящему эффективный истребитель танков должен иметь мощное вооружение, быть хорошо бронированным и иметь низкий силуэт, который затрудняет поражение подобной машины. Это самоходное орудие последними двумя достоинствами не обладало.
Производственный план на четвертый финансовый год утвердили 4 мая 1944 г. Фирма «Алкетт» согласно этому документу полностью освобождалась от сборки САУ Sd.Kfz.164. Таким образом, головным подрядчиком производству данных самоходок становилась корпорация «Штальиндустри». Предприятия этой фирмы должны были в 1944 году сдать 100 машин: в апреле – 30, в мае – 30 и в июне последние 40.
Данная программа 14 июня 1944 г. была подкорректирована: в апреле 1944 г. – 14 САУ Sd.Kfz.l64, в мае – 24, в июне – 5, в июле – 30, в августе – 30 и в сентябре – 29. Всего должно было быть изготовлено 130 машин.
88-мм тяжелая противотанковая САУ «Хорниссе» (Шершень) с собственным именем «Пума» (Puma). Принадлежит 519-му танкоистребительному дивизиону. Белоруссия, район Витебска
Необходимо отметить, что параллельно с производством разворачивалась эпопея по переименованию этой САУ, превращения Sd.Kfz.164 из «Хорниссе» («Шершня») в «Насхорн» («Носорог»).
Впервые идея переименовать Sd.Kfz.l64 Гитлера посетила 29 ноября 1943 г. Новое название самоходки 1 февраля 1944 г. уже упоминается в документах ОКВ (главного командования вермахта), а 27 февраля — в приказах ОКХ (главкома сухопутных войск).
Однако в официальной переписке датированной летом 1944 г. еще присутствует старое название – «Хорниссе» («Шершень») и только начиная с сентября 1944 г. новое – максимально конкретизированное – обозначение «Насхорн» было внедрено в документооборот.
Мотивация подобного переименования остается непонятной. Вероятно, «Носорог» в немецком языке звучит более грозно, чем «Шершень»; вероятно, весь «подкласс» новых типов САУ (танкоистребительные самоходки) и танков педантичные немцы хотели идентифицировать с млекопитающими (хотя и в этом случае есть исключения – танки-истребители Pz IV/70 названия так и не получили). Возможно, есть и третий вариант: самоходные артиллерийские установки «Хорниссе» должны были оснащаться пушкой Рак43 калибра 88 мм, однако на практике этого так и не произошло. Но в любом случае, «реинкарнация» завершилась и в сентябре 1944 г. в вермахте появилась «новая-старая» САУ – Sd.Kfz.164 «Насхорн» («Носорог»).
Серийный выпуск самоходных орудий данного типа затягивалось (всего планировалось выпустить 500 самоходок «Хорниссе» и «Насхорн»). Но поскольку англо-американская авиация, следуя принципам генерала Дуэ – теоретика воздушных ударов, продолжала методично разрушать оружейные заводы Германии согласно очередной программе выпуска бронетехники, от 30.01.1945 заводам компании «Штальиндустри» предписывалось в январе 1945 г. сдать 9 машин, а в феврале – две последних.
14 марта 1945 г. на совещании у генерал-инспектора танковых войск обсуждали производственные вопросы, среди которых вопрос о сложностях начала серийного производства новых 88-миллиметровых САУ «Waffentraeger» и 150-миллиметровых САУ артиллерийской поддержки «Хуммель» («Шмель»), однотипных с «Насхорном» по гусеничной базе.
На этом совещании документально зафиксировали прекращение производства «Насхорнов». Кроме того, германская промышленность пыталась начать крупносерийное производство его «преемника» Sd.Kfz.164 – гусеничного транспортера «Waffentraeger» оснащенного 88- миллиметровой артиллерийской системой Рак43.
560-й тяжелый дивизион истребителей танков, принимал участие в составе Сорок второго армейского корпуса в операции «Цитадель» и не потерял безвозвратно ни одной САУ. Батареи дивизиона поддерживали 282-й, 161-й и 39-й пехотных дивизий Вермахта. Однако уже в августе 560-й отдельный дивизион потерял 14 машин, из которых несколько самоходок досталось советским войскам в качестве трофеев. На восполнение потерь 3 сентября прибыло пять машин, 31 октября — пять и столько же 28 ноября. Последнее пополнение материальной части — четыре САУ – состоялось 03.02.1944.

По данным штаба 560-го дивизиона к концу 1943 г. экипажи самоходок за время боевой действий уничтожили 251 танк.
4 февраля 1944 г. дивизион получил приказ в кротчайшие сроки отойти в тыл, откуда его должны были перебросить в Милау для перевооружения новыми самоходками «Ягдпантера». Согласно рапорта от 01.03. 1944 боевые потери части за время действия в составе Пятьдесят седьмого танкового корпуса составили 16 САУ «Хорниссе». 560-й дивизион в конце апреля полностью перевооружили истребителями танков «Ягдпантера».
С 11.07.1943 по 27.07.1943 521-я батарея 655-го дивизиона истребителей танков участвовала в оборонительных боях восточнее Орла. 27 августа 1943 г. боевой опыт подразделения обобщили в спец. отчете.
В батарее к началу боевых действий по штату имелось 188 солдат, 28 унтер-офицеров, 4 офицера, 13 тяжелых самоходок Sd.Kfz.l64 «Хорниссе», 3 зенитные установки «Flak-Vierling». Данное подразделение являлось частью Тридцать четвертого армейского корпуса группы армий «Центр». 521-я батарея в боевых действиях участвовала с 11 по 27 июля.
Самоходки за две недели боев уничтожили один танк КВ-2, 1 М3 «Генерал Ли» американского производства, 1 РСЗО на гусеничном шасси, 1 танк Т-60, 3 грузовика, 5 танков Т-70, 19 танков KB, 30 танков Т-34, один танк МКII «Матильда II» вывели из строя.
Немецкие потери мат. части составили один Kfz.l и «Маультир», два истребителя танков «Хорниссе». Убиты – один наводчик и один командир машины; пропали без вести — один командир машины; ранены — 20 солдат, шесть унтер-офицеров и два офицера.
Для самоходных орудий «Хорниссе» в бою наиболее эффективным был следующий тактический прием: самоходные артиллерийские установки Sd.Kfz.164 должны действовать из замаскированных позиций, отражая наступление бронетехники противника.

Удачным примером является бой, проведенный 13 июля 1943 г. взводом САУ 521-й батареи. Тогда взвод «Хорниссе» с хорошо замаскированной позиции подбил четыре танка Т-34 и 12 KB. Взвод потерь не понес даже несмотря на то, что советские войска атаковали при поддержке с воздуха.
Когда неподвижные танки использовались как артиллерийские огневые точки, успеха добиться можно было только после тщательной пешей разведки и лишь внезапным огнем с короткой дистанции, на которую САУ «Хорниссе» выходила скрытно. Самоходка после скоростного «огневого налета» вновь отходила в укрытие.
Примером таких действий был бой батареи, проведенный 23 июля. Во время крайне опасного продвижения пехоты и танков противника в тыл и фланг гренадерского полка, батарея переместилась в ложбину и после пешей разведки заняла огневые позиции. С новой позиции было подбито по одному танку Т-34 и KB. Таким образом, советские войска на время были остановлены.
Всего же в период с 1943 по 1945 гг. из 500 машин запланированных к постройке по немецким данным изготовили 494 машины. Можно сказать, что программу выпуска «Насхорнов» почти выполнили. В войсках к 01 февраля 1945 г. еще находилась 141 машина данного типа, однако к 10 апреля осталось только 85 САУ Sd.Kfz.164.»Насхорн».

Тактико-технические характеристики самоходной артиллерийской установки «Хорниссе»/»Насхорн» («Шершень»/»Носорог»):
Боевая масса – 24 т;
Экипаж – 5 человек (командир, радист, заряжающий, наводчик, механик-водитель);
Габаритные размеры:
— полная длина – 8440 мм;
— длина без учета ствола – 6200 мм;
— ширина – 2950 мм;
— высота – 2940 мм;
— высота линии огня – 2360 мм;
— база гусениц – 2520 мм;
-длина поверхности гусеницы – 3520 мм;
— клиренс – 400 мм;
Удельное давление на фунт – 0,85 кг/см2;
Запас хода:
— по проселку – 130 км;
— по шоссе – 260 км;
Скорость:
— максимальная – 40 км/ч;
— крейсерская по шоссе – 25 км/ч;
— по проселку – от 15 до 28 км/ч;
Преодолеваемые препятствия:
— склон – 30 градусов;
— ширина траншеи – 2,2 м;
— высота стенки – 0,6 м;
— глубина брода – 1 м;
Двигатель – «Maybach» («Майбах») HL120TRM, мощность при 2,6 тыс. оборотах в минуту 265 л.с.;
Запас топлива – 600 л;
Трансмиссия (ранние/ остальные):
— скоростей вперед – 10/6;
— назад – 1/1;
Управление – дифференциалы;
Ходовая часть (на один борт):
– ведущие колеса расположенные спереди;
— 8 сдвоенных обрезиненных катков собранных в четыре тележки диаметром 470 мм;
Подвеска опорных катков – листовые рессоры;
Ширина трака – 400 мм;
Количество траков – 104 в гусенице;
Связь:
— для линейных машин радиостанция Fu.Spg.Ger. «f» или FuG5;
— для САУ командиров батарей — FuG5 и FuG8;
— переговорное устройство;
Бронирование:
— орудийный щит – 10 мм (с мая 1943 г. – 15 мм);
— лоб рубки – 15 мм;
— борта рубки – 10 мм;
-6opтa корпуса – 20 мм;
— лоб корпуса – 30 мм;
— крыша корпуса – 10 мм;
— корма корпуса – 20 мм;
— днище корпуса – 15 мм;
Вооружение:
— 88-миллиметровая пушка Рак43/1 (L/71);
пулемет MG-34 калибра 7,92 мм;
два пистолет-пулемета MP-40 калибра 9-мм;
Боекомплект:
— выстрелов – 40 шт.;
— патронов калибра 7,92 мм – 600 шт.;
— патронов калибра 9 мм – 384 шт.
Немецкая противотанковая САУ «Носорог» (Panzerjäger «Nashorn», Sd.Kfz. 164). Фотография сделана на советско-германском фронте в начале 1944 года
Канадский солдат на захваченной немецкой САУ «Насхорн». Лето 1944 года
Солдаты полка «Вестминстер» 5-й канадской танковой бригады (Westminster Regiment, 5th Canadian Armoured Brigade) в боевом отделении немецкой САУ «Насхорн» (Sd.Kfz. 164 «Nashorn»), подбитой из противотанкового гранатомета PIAT на улице итальянской деревни Понтекорво (Pontecorvo)
Отправка САУ Sd.Kfz.164 на фронт. Видно, что это модернизированные самоходки: бочкообразного глушителя уже нет, но фиксаторы орудий старой конструкции. Скорее всего это машины, которыми был доукомплектован 650-н тяжелый танкоистребительный. Май 1943 года.
Замаскированное САУ Sd.Kfz.164 «Хорниссе» на оригинальной боевой позиции. Скорее всего это Италия, 525-й тяжелый дивизион истребителей танков, 1944 год

После установки прицела SflZFIa наводчик выставляет цилиндр прицельной системы ZE 37. Италия, 525-й дивизион истребителей танков, лето 1944 года
САУ «Хорниссе» раннего типа в ожидании атаки советских танков. Кронштейн сложен, на стволе отметки о 9 или 10 подбитых танках противника. Группа армий «Центр», 655-й дивизион истребителей танков, лето 1943 года.

Снимок одной из ранних САУ «Хорниссе»
Самоходное орудие Sd.Kfz.164 «Хорниссе» раннего типа. В проем рубки хорошо виден штурвал-ворот заднего фиксатора 8В-мм пушки, на корме корпуса имеется бочкообразный глушитель. Бронированный антенный ввод размещен в заднем правом верхнем углу рубки — такие антенные вводы имелись только на командирских машинах, оборудованных радиостанцией FuG 8. Лето 1943 года
Машины Sd.Kfz.164 первой серии, собранные на фирме «Алкетт» в феврале — марте 1943 года и поступившие в 560-й отдельный тяжелый дивизион истребителей танков. Видны характерные отличия САУ ранней постройки: ведущие колеса от Pz.Kpfw.m Ausf.H, две передние фары, внешний кронштейндержатель ствола орудия (раннего типа), бочкообразный глушитель, ПОДНОЖКИ, инструментальные ящики, крепление секций банников. Весна 1943 года

Обзор Nashorn

Чтобы получить доступ к «носорогу», вам нужно заработать 26.500 опыта на его предшественнике. Покупка этой ПТ станет вам в 905.000 серебра. Комплектность экипажа опять изменилась и теперь составляет 5 танкистов. Есть два способа обучения или пересадки экипажа:

  • Обучение экипажа за золото. Если у вас есть лишняя голда – обучайте. Если же нет – вы немного потеряете. Это всего лишь шестой уровень, поэтому нормально прокачать «голдовый» экипаж у вас не выйдет, так что вы просто выбросите «косарь» на ветер. Стоимость такого обучения составит 5 * 200 = 1000 золота.
  • Обучение экипажа за серебро. Рекомендуемый вариант. Прокачка будет довольно быстрой, поэтому не стоит тратится на покупку 100% экипажа. Стоимость такого обучения составит 20.000 * 5 = 100.000 серебра.

Так как играть мы будем чаще всего в стиле «крысо-ПТ» — ставить камуфляж мы обязаны. Цена нанесения камуфляжа для всех типов карт на 1 месяц составит 3 * 60 000 = 180 000 кредитов.

Дерево исследований

Носорог – улучшенная версия предшественника. Усиленная огневая мощь сбалансировалась ухудшенными динамическими показателями. Машинка будет приносить одно удовольствие для ПТ-водов, ибо отличается прекрасным вооружением, с которым у вас не будет проблем даже с восьмыми уровнями.

Опять же, три орудия на выбор, но остановимся на топовом. По сравнению с предшественником мы имеем лучшую скорострельность, пробитие и сведение. Благодаря этому аннигилятору мы будем расщеплять рандом.

Обе рации достались от предшественника. В принципе, топовой вполне достаточно для комфортной игры.

Топовый двигатель даст нам около 11 лошадок на тонну. Динамика не такая хорошая, как у предшественника, но вполне сносная. Как видите, носорог жертвует динамикой ради усиления боевой мощи.

Ходовая часть имеет достаточной неплохой показатель подвижности, но опять же – уступает младшему брату.

>Прокачка

  1. Рация
  2. Ходовая
  3. Орудия
  4. Двигатель

Достоинства и недостатки машины в топовой комплектации

Плюсы

  • Прекрасное вооружение
  • Отличный обзор
  • Красивое название

Минусы

  • Очень низкий показатель бронирования
  • Не самая лучшая динамика
  • Учитывая перезарядку – небольшой БК

Балансный вес

«Носорог» попадает в игры 6, 7 и 8 уровня. Даже если он оказывается на дне списка – никакого дискомфорта не чувствует. Благодаря отличному пробитию, он представляет серьёзную угрозу даже восьмеркам.

>Прибыльность

Затраты на ремонт и боеприпасы очень скромные, поэтому даже без «према» игра будет вполне комфортной.

Тактика

В тактическом плане ничего не изменилось – играем также, как и на предыдущей машине, тоесть в кустовую ПТ. Стоит лишь отметить, что динамика у нас не такая хорошая, как у «катафалка», но взамен мы имеем улучшенное орудие.

Дополнительное оборудование

Всё оборудование можно успешно снять с предшественника и поставить на эту машину – ничего не изменилось и прекрасно встанет во все слоты.

  • «Усиленные приводы наводки» — 500.000 серебра
  • «Орудийный досылатель среднего калибра» — 200.000 серебра
  • «Стереотруба» — 500.000 серебра

Снаряжение

  • Рем.комплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель/Шоколад

Стандартная закупка. Опять же, если вы «богатенький Буратино», то без угрызений совести можете покупать голдовые расходники.

Перки для экипажа

Командир

  1. Маскировка
  2. Шестое чувство
  3. Боевое братство

Наводчик

  1. Маскировка
  2. Снайпер
  3. Боевое братство

Механик-водитель

  1. Маскировка
  2. Король бездорожья
  3. Боевое братство

Радист

  1. Маскировка
  2. Радиоперехват
  3. Боевое братство

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Отчаянный
  3. Боевое братство

Основные умения не изменились, так как их обучение базируется на используемой тактике. А поскольку тактика у нас не изменилась, поэтому и умения остались прежними.

Танк Nashorn гайд World of Tanks

Описание.
Немецкая противотанковая самоходная установка Nashorn располагается на 6 уровне, в ветке развития немецких ПТ. Стоимость танка составляет 905 000 серебряных монет. До 1944 года называлась Hornisse. Производилась на том же шасси, что и тяжёлая САУ артподдержки Hummel. Впервые использована в бою летом 1943 года на Восточном фронте. Всего было выпущено 494 машины. Прочность машины составляет 600 единиц, максимальная скорость 40 километров, обзор 390 метров. Экипаж машины состоит из 5 человек. У танка очень слабое бронирование, не больше 30 мм. Подвижность корпуса танка 32 градусов в секунду, а после установки топовой ходовой составит 36 градусов. Орудие танка одно из основных плюсов, ведь после установки топового орудия 88 мм Pak 43 L/71вы почувствуете разницу, и играть станет заметно лучше. Пробиваемость ббшными снарядами 203 мм, подкалиберными 237 мм. Скорострельность орудия 9,5 выстрелов в минуту, а средний урон за выстрел около 240 единиц. Поскольку танк объемный то заметить его будет легко, поэтому без маскировочной сети, и умения маскировка играть на нем будет сложновато. Также стоит опасаться фугасных снарядов, поскольку у нас очень слабое бронирование.
Тактика.
Nashorn — отличный засадный боец. Точное орудие с хорошим бронепробитием позволит уничтожать любые вражеские танки на средней и дальней дистанциях. Хороший показатель обзора позволит обстреливать противника с дальнего расстояния, не опасаясь обнаружения, желательно наличие маскировочной сетки. Неплохие углы вертикальной и горизонтальной наводки, только будут плюсом данной ПТ-САУ на пересечённой и городской местностях. Самый действенный вариант для полезной игры на Nashorn — спрятаться в кусты, недалеко от места самой навязчивой борьбы танков, и стрелять по всем врагам кто высунется, сбивать гусеницы и держать врага в стоячем положении, что облегчит игру всем. Если вас обнаружили самый лучший вариант — сбежать подальше, поскольку отсутствие брони, да и к тому же с малой прочностью, быстро отправят вас в ангар.
На этом все, удачи на полях сражений.

Противотанковый «Шершень», он же «Носорог»

САУ Ferdinand в перечне немецких самоходных артиллерийских установок периода Второй мировой войны стоит особняком. По ряду показателей, включая вооружение и броневую защиту, эта машина является выдающейся. Но выпущено этих САУ было сравнительно немного. Впрочем, были и другие немецкие истребители танков, вооружённые такой же противотанковой пушкой 8.8. cm Pak 43. И построили их немцы гораздо больше. Речь идёт о 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf), более известной как Hornisse (немецк. «шершень»), или Nashorn («носорог»). К слову, очень часто как раз эту САУ путали с Ferdinand, что вполне объяснимо: по размерам Nashorn тоже был совсем не маленькой машиной.

Механизация тяжёлого вооружения

Вопросом механизации тяжёлой артиллерии немецкие военные озаботились ещё в конце 30-х годов. Тогда речь шла о создании «самоходных лафетов» для перевозки тяжёлых орудий, целью для которых должны были стать оборонительные сооружения. Для таких машин часто использовалось обозначение Betonknacker, «истребитель ДОТов». Разработкой подобных установок занимались две компании — Krupp и Rheinmetall-Borsig. Поначалу серьёзных успехов на этом поприще немцам достичь не удалось. Ни Pz.Sfl.IVa, ни Pz.Slf.V в крупную серию так и не пошли. Машины получили очень мощные орудийные системы, но платой стала низкая подвижность. Да и вместо вражеских укреплений основными целями для подобных машин оказались вражеские тяжёлые танки.

Противотанковая пушка 8.8 cm Pak 43/41 во дворе завода Alkett. Самоходная установка на заднем плане позволяет оценить размер орудия

Новый всплеск интереса к теме «самоходных лафетов» появился в начале 1942 года в связи с развитием немецкой противотанковой артиллерии. Увеличение её калибра и огневой мощи влекло за собой рост размеров и, что ещё хуже, боевой массы. В то же время подвижность для противотанковой артиллерии являлась очень важным параметром. Если 3.7 cm Pak спокойно можно было таскать по полю расчётом из пары-тройки человек, то даже 5 cm Pak 38 требовала гораздо больше усилий. Для облегчения перевозки силами расчёта у этой противотанковой системы появилось специальное колёсико. Весной 1942 года началась эксплуатация 7,5 cm Pak 40. Это орудие позволило достаточно уверенно бороться с советскими тяжёлыми танками, но весило около полутора тонн. Штатный расчёт из 8 человек перетаскивал эту пушку по полю с трудом.

И это был далеко не предел. В июне 1942 года военные заговорили о том, что вермахту не повредила бы противотанковая пушка калибра 88 мм с лучшими характеристиками пробития, чем у зенитной пушки Flak 18. Первым таким орудием стала 8.8 cm Flak 41, разработанная Rheinmetall-Borsig. Выдающиеся характеристики пробития этой пушки сочетались с боевой массой 8 тонн.

Концерн Krupp предложил свой вариант — 8.8 cm Pak 43. Это орудие предназначалось лишь для ведения огня по наземным целям, и его боевая масса оказалась значительно ниже. Впрочем, она всё равно оказалась не маленькой — 3650 кг в боевом и 4750 кг в транспортном положении. При этом для ведения огня орудие требовалось сначала снять с колёсного хода и разложить в боевое положение. Вариант на лафете 10 cm Leichte Kanone 41, получивший обозначение 8.8 cm Pak 43/41, получился менее тяжёлым. Но и орудие массой 4350 кг таскать по полю расчёт мог с огромным трудом. Брошенные расчётами пушки этого типа не являлись редкостью на полях сражений. Способствовал этому и дульный тормоз, благодаря ему первый же выстрел демаскировал позицию немецких противотанкистов.

Немецкая картинка военного времени наглядно показывает, для чего была создана САУ Hornisse

Понимание того, что такое противотанковое орудие будет иметь низкую подвижность на поле боя, пришло к немецкому командованию быстро. Но буксируемые системы были сравнительно дёшевы, что позволяло массово насыщать ими войска. Тем не менее на совещании 23-25 июля 1942 года, которое проводил рейхсминистр вооружений и боеприпасов Шпеер, был поднят вопрос о подходящем самоходном шасси. К тому моменту Rheinmetall-Borsig работал над самоходным лафетом, предназначенным для установки 149-мм гаубицы sFH 18. Вполне логично выглядела идея разработать вариацию этого же шасси для установки на нём 8.8 cm Pak 43.

Правда, к тому моменту дизайн Pak 43 ещё не был окончательно утверждён, да и у Krupp имелись свои виды на то, как должна выглядеть самоходная установка подобного типа. Этим концерном был предложен переработанный вариант Pz.Sfl.IVc, шасси с весьма бурной и печальной судьбой. Поначалу его разрабатывали как истребитель ДОТ-ов, но до изготовления опытной машины дело не дошло. Перепроектированный вариант предполагал использование 8.8 cm Pak 43 с немного изменённым орудийным щитом. Работы над этим проектом дошли до стадии изготовления полноразмерного макета, но и он не был построен в металле. К тому моменту, когда макет построили, работы по шасси Rheinmetall-Borsig подходили к концу, да и Гитлер был настроен иметь одну базу для двух тяжёлых орудий.

Первый серийный образец Hornisse, февраль 1943 года

Разработка истребителя танка на шасси s.Sfl. auf Pz.Kpfw.III/IV Fg.St., как оно первоначально называлось в документах, легла на Alkett. Это предприятие в Шпандау, пригороде Берлина, являлось подразделением Rheinmetall-Borsig. Стоит отметить, что достигнутый прогресс по шасси, упоминавшийся выше, относился к Geschützwagen für sFH 18/1. Планов строить опытный образец истребителя танков не было, поскольку база обеих машин была одинаковой.

При проектировании шасси за основу был взят средний танк Pz.Kpfw.IV. В финальном варианте шасси, известном как Geschützwagen III/IV, ведущие колёса и элементы трансмиссии брались от Pz.Kpfw.III. Это упрощало производство на Alkett, где собирали самоходные установки StuG 40. Для получения просторного боевого отделения, расположенного в кормовой части, двигатель и систему охлаждения пришлось сместить в центральную часть шасси, что сильно осложнило обслуживание моторного отделения. Для обеспечения притока воздуха по бортам появились большие воздухозаборники. Конструкция рубки и отделения управления также были позаимствованы у Geschützwagen für sFH 18/1. Изменять пришлось только передние листы рубки. Такой же, как у Geschützwagen für sFH 18/1, осталась и толщина брони.

Машина выпуска февраля-первой половины марта 1943 года. Воздухозаборники системы охлаждения тормозов ещё раннего типа

Очень похожей оказалась и конструкция орудийной установки. Качающаяся часть 8.8 cm Pak 43 L/71 (данная версия получила обозначение Pak 43/1) ставилась на специальную тумбу. Спереди орудие прикрывалось массивной бронировкой. Поскольку орудие имело унитарное заряжание, экипаж уменьшился до 5 человек. Боекомплект составил 40 патронов. В машине находился пулемёт MG 34 и 2 пистолета-пулемёта MP 40, которые использовались для обороны от пехоты противника. Машина получилась на 2 тонны тяжелее Geschützwagen für sFH 18/1 — её боевая масса составила 24 тонны. Динамические характеристики ухудшились не сильно, но свою негативную роль увеличение массы сыграло позже.

Со второй половины марта машина получила воздухозаборники иной конструкции

В январе 1943 года шло бурное обсуждение планов производства новой самоходной установки. За это время появилось аж три варианта обозначения машины. В двух из них в индексе присутствовало слово Hornisse, то есть «шершень». Вариант 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse использовался в инструкциях по эксплуатации. Всего же за 1943 год машину обозначали семью названиями! Неудивительно, что чаще использовалось обозначение Hornisse. В конце января 1943 года самоходная установка получила сквозной индекс Sd.Kfz.164, хотя в металле машин этого типа всё ещё не существовало.

Alkett, не пожелавшая строить Geschützwagen für sFH 18/1, более известные как Hummel, от выпуска истребителя танков отказываться не стала. 22 января 1943 года в Дюссельдорфе был подписан контракт на изготовление 420 Hornisse. Первые машины планировалось сдать уже до конца января 1943 года, в марте завод должен был выйти на проектную мощность, строя по 30 машин в месяц. Дополнительный контракт на изготовление 150 Hornisse был подписан в тот же день с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie. Первые 5 машин завод сдавал в мае 1943 года, а с июля 1943 и до марта 1944 года здесь планировалось строить по 15 штук. Общий объём выпуска САУ должен был составить 570 машин.

Глушители устанавливались на Hornisse вплоть до июня 1943 года. Экипажи от них были не в восторге

На практике первые 14 машин удалось сдать лишь в феврале. В планы пришлось вносить серьёзные коррективы. На совещании 6-7 февраля 1943 года Гитлер установил более высокий приоритет для Hummel, которые включались в состав батарей при танковых дивизиях. Что же касается Hornisse, то они отходили на второй план. Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie так и не выпустила ни одного Hornisse, полностью переключившись на производство Hummel. Alkett пришлось в одиночку выпускать истребитель танков. Темпы выпуска удавалось держать на высоком уровне: 30 САУ было изготовлено в марте, 41 в апреле, по 35 в мае и июне, 44 в июле. Это позволило с конца марта 1943 года начать формировать тяжёлые противотанковые дивизионы.

Так выглядели Nashorn основного выпуска. Более поздние переделки были минимальными

Различные изменения в конструкцию машин вносились ещё на старте производства. Самые первые Nashorn имели воздухозаборники охлаждения тормозов по типу Pz.Kpfw.III Ausf.F. Уже в марте их заменили на более развитые воздухозаборники. Всего за март было внесено не менее пяти различных переделок.

В апреле 1943 года, начиная с 51-й машины, вместо телескопического прицела ZF 3×8 стал ставиться перископический прицел Sfl.ZF.1a. В мае толщина орудийного щита увеличилась с 10 до 15 мм, тогда же с САУ убрали правую фару. Важным изменением стала переделка крепления орудия по-походному. Теперь его можно было отсоединить прямо с места механика-водителя, что было удобно в случае внезапного появления противника. Кроме того, в мае появилось своеобразное полукольцо за подвижной бронировкой системы. Как и Hummel, в июне 1943 года САУ Hornisse лишилась глушителя.

В мае 1943 года фару на правом крыле убрали

В августе производство Hornisse сильно «просело». За этот месяц было сдано всего 16 машин, в сентябре 27. Ситуация выправилась в октябре, когда удалось сдать 42 машины. 23 и 26 ноября 1943 года завод Alkett подвергся массированной бомбардировке. Британскому Бомбардировочному командованию удалось нанести заводу очень серьёзный урон. Часть цехов была уничтожена. Производство удалось частично перенести на другую площадку, за ноябрь были построены 24 машины. В декабре было произведено 37 машин, на этом производство встало. Всего за 1943 год удалось сдать 345 машин данного типа.

Тяжёлая ситуация после бомбардировки завода привела к тому, что постепенно выпуск Hornisse в Шпандау сворачивался. Последние 25 самоходных установок данного типа сдали в феврале 1944 года. Таким образом, всего завод Alkett построил 370 таких САУ с серийными номерами шасси 310001-310370. Несмотря на все проблемы, недобор, по сравнению с первоначальным планом производства, составил всего 50 Hornisse.

Переделанное крепление орудия по-походному. Теперь его можно было отцепить, не выходя из машины

Производство истребителей танков Hornisse могло прекратиться и без английских бомбардировок. Опыт применения этих САУ летом-осенью 1943 года не внушил немецкому командованию особого оптимизма. У машины не было ни бронирования StuG 40, ни подвижности Pz.Sfl.IVc. Предполагалось, что вместо Hornisse будет выпускаться Jagdpanther. Но на этот раз здравый смысл победил: лучше иметь не самую лучшую противотанковую САУ, чем не иметь их совсем. Jagdpanther вплоть до осени 1944 года выпускалась в мизерных количествах, в итоге так и не став полноценной заменой для Hornisse.

В результате возникла здравая идея продолжить выпуск старых машин, тем более что резервная площадка для этого имелась. Ещё 22 мая 1943 года с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie был подписан контракт SS 210-8911/43 на выпуск 2064 машин на шасси GW III/IV. Производство Hornisse переносилось на мощности Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Первые 25 орудий прибыли туда в феврале 1944 года, но реально производство началось в апреле, когда было сдано 20 машин.

Боевое отделение во всей красе. На месте убранного глушителя появились крепления для запасных опорных катков

Предполагалось, что в Теплице построят всего 100 таких машин, и поставки завершатся в июне 1944 года. К этому времени ожидались массовые поставки Jagdpanther, да и выпуск Hornisse отъедал ресурсы для постройки необходимых вермахту Hummel. Тем не менее за 1944 год Werk Teplitz-Schönau построил 108 машин. 6 июня 1944 года 6-й отдел Департамента вооружений использовал в их отношении обозначение Nashorn, то есть «носорог». Оно использовалось и раньше, но на сей раз было утверждено официально. Правда, иногда в документах она по-прежнему обозначалась как Hornisse. Индекс машины менялся ещё пару раз, но обозначение Nashorn прижилось окончательно. Оно часто использовалось в переписке.

Остановленное в декабре производство Nashorn возобновилось с января 1945 года. Всего до марта 1945 года было построено ещё 16 машин. В марте 1945 года предполагалось, что из 430 шасси G.W.III/IV 180 пойдёт на выпуск Nashorn. Планы эти, впрочем, так и не были реализованы, в том же месяце выпуск всех САУ на заводе Werk Teplitz-Schönau прекратился. Всего здесь выпустили 124 Nashorn с серийными номерами в диапазоне 310371-310500. Стоит отметить, что, в отличии от Hummel, ни переделанной рубки отделения управления, ни изменённых воздухозаборников на истребителях танков так и не появилось.

Много пушки и машины, мало подвижности и брони

Приготовления к боевому применению новых истребителей танков начались ещё до того, как первый образец Hornisse был построен. 30 января 1943 года был утверждён штат K.St.N 1148b для батареи истребителей танков Hornisse. Первоначально батарея должна была иметь 10 машин, из которых 6 входило в состав 3 взводов, 3 оставались в резерве, а десятая машина, оснащённая радиостанциями FuG 8 и FuG 5, была командирской. 25 марта 1943 года было принято решение свести 3 батареи в 560-й тяжёлый дивизион истребителей танков Hornisse (s.Pz.Jg.Abt 560). 1 апреля был утверждён новый вариант K.St.N 1148b, согласно которому в батарею входило уже по 14 машин. Теперь командирских машин было две, а в каждом взводе насчитывалось по 4 Hornisse. В дивизион по штату K.St.N. 1155b, утверждённому 30 марта 1943 года, входили 3 таких батареи, плюс 3 Hornisse имелись в штабе дивизиона. Таким образом, всего дивизион s.Pz.Jg.Abt. Hornisse должен был насчитывать 45 истребителей танков.

Трофейный Hornisse выпуска весны 1943 года на НИБТ Полигоне, 1944 год

Достаточно высокий темп производства Hornisse позволил 14 апреля 1943 года начать формирование второго дивизиона — s.Pz.Jg.Abt 655. 25 апреля началось формирование третьего дивизиона, получившего обозначение s.Pz.Jg.Abt 525. Полной боеготовности 560-й и 655-й дивизионы достигли в мае 1943 года. В июле 1943 года в ходе операции «Цитадель» эти дивизионы впервые использовали Hornisse на поле боя.

Тогда же советские военнослужащие впервые спутали их с тяжёлыми истребителями танков Ferdinand. В частности, в генштабовской книге 1944 года, посвящённой Курской битве, упоминаются два дивизиона Ferninand, действовавших на южном фасе Курской дуги. На самом деле это были Hornisse. Спутать их не так уж и сложно: вооружение одинаковое, да и силуэт у установок с кормовым расположением боевого отделения достаточно похож.

Интересно, что у этой машины ведущие колёса от раннего Pz.Kpfw.III

Несомненным плюсом САУ являлось очень мощное и точное вооружение, под которое, собственно, Hornisse и создавалась. Расчётам удавалось успешно поражать цели на дистанции в 2-3 километра. А вот шасси установок преподнесли неприятные сюрпризы ещё в момент обучения. В ходе тренировок дивизиона s.Pz.Jg.Abt 560 на 5 машинах пришлось менять двигатели, пострадавшие от перегрева. Одной из причин этого были проблемы с тахометрами. На 4 машинах возникли проблемы с различными элементами трансмиссии. Нарекания вызвала выхлопная труба, установленная прямо под люками доступа в боевое отделение. Выхлопные газы нагревали патроны в снарядной укладке, что могло привести к беде. Также возникли проблемы с прицелами, что и стало причиной их замены на Sfl.ZF.1a, о которой упоминалось выше.

Масса проблем выявилась и после отправления установок на фронт. Перегрев двигателей никуда не делся, что, с учётом увеличения боевой массы по сравнению с Hummel, не удивительно. Имели место проблемы с прицелами, возникавшие при движении САУ. К ним прибавились неполадки с механизмами наведения орудий. Требовался новый механизм крепления орудий по-походному. Ещё до ввода в бой дивизион понёс первые потери: один Hornisse подорвался на мине, заложенной партизанами, а 21 июня ещё 7 повредила советская авиация.

Задние брызговики и подножки над глушителем — полевая модификация

Результаты боевого применения оказались весьма неоднозначными. С одной стороны, батареи рапортовали о десятках уничтоженных советских танков. С учётом того, что боестолкновения происходили на дальних дистанциях, реальные итоги боёв вполне могут соответствовать написанному. Другое дело, что к 31 августа 1943 года в s.Pz.Jg.Abt. 560 осталась 31 САУ Hornisse, из них лишь 18 находились в строю. В s.Pz.Jg.Abt. 655 к тому же времени осталось 40 машин, из них в рабочем состоянии — 26.

В ходе боевых действий машины преследовали мелкие неисправности. Успех им сопутствовал в том случае, если машины находились в обороне, желательно на заранее подготовленных позициях. Ситуация менялась, когда немецкая пехота использовала машины как штурмовые. Да-да, не только в Красной армии считали, что любая бронированная повозка с пушкой является средством непосредственной поддержки пехоты. Немецкая пехота тоже часто занималась привлечением САУ к не свойственным им задачам. И в таких случаях на поверхность вылезали две серьёзные проблемы. Первая заключалась в размерах. При ширине и высоте под 3 метра Hornisse являлась отличной мишенью. Вторая проблема состояла в том, что эта мишень в лобовой проекции защищалась максимум 30-ю мм брони.

Машина выпуска осени 1943 года. На траках видны дополнительные грунтозацепы

В августе-сентябре 1943 года было сформировано ещё два дивизиона — 93-й и 519-й. В декабре 1943 года к ним присоединился s.Pz.Jg.Abt. 88. Он стал последним, получившим полагающиеся по штату 45 машин. Таким образом, всего удалось сформировать 6 дивизионов, полностью укомплектованных Hornisse. Ещё 12 машин попало в батарею 664-го дивизиона истребителей танков, имевшего на вооружении буксируемые пушки Pak 43.

Уже в ноябре 1943 года немецкое командование стало задумываться о замене. Опыт боёв показал, что при таком крупном силуэте и отсутствии противоснарядной брони шансов в бою на средних и ближних дистанциях у Hornisse немного. К 30 декабря 1944 года из 478 выпущенных на тот момент машин у вермахта осталось 165, из них 130 в строю.

Экипажи этих машин явно не поскупились, навешивая на САУ запасные траки

По мере поступления в войска истребителей танков Jagdpanther и Jagdpanzer IV ими заменяли Hornisse. К концу 1944 года только s.Pz.Jg.Abt. 88 и s.Pz.Jg.Abt. 525 оставались полностью укомплектованными этими машинами. Сама концепция такой машины, как Hornisse, оказалась ошибочной. Как «повозка для пушки» она получилась чересчур дорогой, большой и тяжёлой. Лучше могло показать себя что-то более лёгкое и простое, желательно с возможностью демонтажа орудия. Именно так появилась концепция Waffenträger. Правда, шасси Pz.Kpfw.IV для этих целей всё равно не подошло, как и GW III/IV. В феврале 1944 года от использования этих баз в качестве шасси для Waffenträger немцы отказались.

Загрузка дополнительного боекомплекта. На САУ с орудиями крупного калибра дефицит снарядов являлся едва ли не нормой, причём как у немецкой, так и у советской сторон

До наших дней в комплектном состоянии сохранилось всего два экземпляра Hornisse/Nashorn. Первый, с серийным номером 310030, был изготовлен в марте 1943 года. На нём уже есть некоторые переделки первой волны, включая новые воздухозаборники системы охлаждения тормозов. Уже после войны она лишилась выхлопной трубы. Эта машина была захвачена на Курской дуге, сейчас её можно увидеть в новой экспозиции парка «Патриот». Вторая машина, более позднего выпуска, долгое время находилась на площадке возле Абердинского полигона в штате Мэриленд, США. В настоящее время её перевезли в депо Эннистон, для посетителей она не доступна.

Наконец, в наше время в Нидерландах идёт восстановление третьей машины с серийным номером 30063. САУ собирают буквально из кусков. В ней будут использованы не родные агрегаты моторно-трансмиссионной группы, но экстерьер воссоздаётся максимально аутентичным.

САУ вермахта Носорог Шершень Nashorn Хорниссе, а все начиналось с самоходок построенных на базе шасси легкого пулеметного танка Pz.Kpfw. Наша военная промышленность, первые САУ выпустила к 1943 году, но зато выкатила на гора столь впечатляющую технику, с очень завидными характеристиками, и причем массово.Но обо всем этом мы поговорим позднее, а пока вернемся к началу второй мировой войны.

Pz.Kpfw.I Pz.I, панцеркампфваген, у нас обозначается как Т-1 легкий германский танк вес чуть более 5-ти тонн, на фото модификация Панцеркампфваген Ausführung B (Ausf.B)

Польская кампания 1939 г. заставила военное руководство Вермахта оснастить войска мобильными средствами борьбы с танками противника, САУ (самоходная артиллерийская установка). В том же году на фирме «Алкетт» создали первую самоходную противотанковую артиллерийскую установку. Разработчики поступили довольно просто: они сняли с лёгкого танка Pz.Kpfw.l башню и на её место водрузили рубку с 47-мм чешской противотанковой пушкой А5.

На фото Panzerjäger I, военная компания Франция, потеряно около 30% всех сау, обратите внимание на берет, эта форма была заменена в 40 году, военная форма танкистов и самоходчиков имела отличия, так как они имели различное подчинение, самоходчики относились к артиллерийскому управлению

PanzerjagerPak-35/36 немецкая сау попавшая под огонь на дороге около Анню и Мердорпа, Бельгия

К этому времени танк Pz.Kpfw.l уже считался устаревшим. Имея массу около 5 т, (к примеру столько весит грузовик ЗИЛ) толщина его брони была лишь 6 — 13 мм (пробивалась винтовочным выстрелом, крупнокалиберный пулемет делал из САУ дуршлаг, если конечно успевал открыть огонь); он нёс только пулемётное вооружение — два 7,92-мм «Драйзе» MG-13; двигатель — 57-сильный. В 1939 г. такие характеристики были уже недостаточны. Поэтому его и решили использовать в качестве самоходного шасси.

Панцеръегер I первая серийная немецкая противотанковая САУ, Pz.Kpfw.l с 47-мм чешской противотанковой пушкой А5, уничтоженное Сау Франция

фото Противотанковая установка Panzerjäger 4.7 cm

Рубка, смонтированная на самоходке, представляла собой броневую коробку с толщиной стенок 12 — 14,5 мм, открытую сверху и с кормы. Она ненадёжно защищала командира машины, выполнявшего также функции наводчика и заряжающего.
Водитель-механик находился впереди, в отделении управления. Двигатель установили более мощный — 100-сильный «Майбах», позволявший машине с массой 6,5 т развивать скорость до 40 км/ч. Как показали военные компании проводимые германской армией, в среднем за одну компанию потери составляли до 30% самоходок.

немецкая противотанковая САУ

Подбитые сау Panzerjager-I 529-го дивизиона, четко виден пролом брони справа от пушки, шансов выжить у экипажа нет, Брянский фронт, 1941 год сентябрь

47 мм пушка имела длину ствола 43,4 калибра, её подкалиберный снаряд мог пробить на расстоянии 500 м броню толщиной почти 60 мм. Однако вести огонь на поражение по танкам Т-34 или KB она могла лишь с близкого расстояния. Сама же установка без особого труда уничтожалась даже нашими 45-мм орудиями.
К концу 1941 г. таких самоходок, получивших индекс 4,7 cm Рак (t) auf Pz.Kpfz.l (индекс Sd.Kfz.101), выпустили около 200 единиц. Однако в связи с большими потерями почти все оставшиеся в целости машины сняли с Восточного фронта и отправили воевать в Африку.

Советский экипаж трофейной САУ Panzerjager I изучает боевую задачу. Отдельный танковый батальон 31-й армии, август 1942 год. На самоходке установлена фара советского типа, и стандартная покраска

Основным массовым средством борьбы с нашими танками в начале войны в войсках Вермахта были 37-мм противотанковые орудия Рак 35/36, которые начали выпускать ещё в 1934 г. На 1 сентября 1939 г. в артиллерийских подразделениях их находилось 11 тыс. единиц, к 1 июня 1941 г. это количество увеличилось почти до 14 500 ед.

Немецкая 37-мм противотанковая пушка PaK 35/36 Харьков 1942 год, так что говорить о слабости нашей сорокопятки по меньшей степени (не умно)

Орудия могли более или менее успешно действовать против наших танков БТ или Т-26 с бронёй 8 — 13 мм, с Т-37, Т-38, Т-40, но против Т-34 и KB они оказались совершенно бессильны. В связи с этим было отменено дополнительное бронирование наших танков в первые два года войны.
Решив повысить боеспособность своих артиллерийских подразделений, армейское командование обратило внимание на 76,2-мм орудия Рак-36 (г) и 75-мм Рак-40/2 и Рак-40/3, установив их также на шасси танков, готовых к списанию. Так, Рак-36 разместили на шасси Pz.Kpfw.ll Ausf.D и Pz.Kpfw.38(t).

76,2-мм противотанковая САУ Рак36(r) на шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf.D/E Мардер

Что интересно, неплохо зарекомендовавшие себя в таком предназначении Рак-36 представляли собой, не что иное как наши орудия дивизионной артиллерии Ф-22, в немалых количествах захваченных в качестве трофеев у нашей армии, в начале войны. При модернизации на ствол установили дульный тормоз, расточили камору. Увеличили массу заряда, тем самым улучшили бронепробиваемость, почти в полтора раза на тех же дистанциях. Для стрельбы из них использовались также советские трофейные боеприпасы, в том числе и бронебойные, и осколочно- фугасные, вскоре производство снарядов было налажено и в Германии. На дальности 1000 м бронебойным снарядом пробивалась броня толщиной 80- 100 мм.
Применяли немцы их и в качестве полевых орудий, причём на всех фронтах. Они имели небольшую массу — всего 1700 кг и скорострельность 12 — 15 выстр./мин.

Самоходки на шасси танков Pz.Kpfw.ll Ausf.D имели массу около 9 т, лобовую броню корпуса толщиной до 30 мм, вооружены были 20-мм танковой пушкой KwK 30. В 1940 г. её снабдили снарядом с вольфрамовым сердечником, которым можно было пробить броню до 20 мм на расстоянии 500 м. 10-тонный танк Pz.Kpfw.38(t) был чешского производства и имел броню 10-25 мм; вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7.
И те и другие танки немецкое руководство посчитало устаревшими, да и показали они себя в боях не достаточно эффективно, поэтому их стали постепенно снимать с вооружения и многих из оставшихся начали приспосабливать под шасси противотанковых самоходок.

Основа противотанковой обороны Вермахта — 88-мм дивизионные пушки Рак 43 на колёсном лафете и на зенитном лафете. Абердинский полигон, штат Мэриленд, США

Противотанковые орудия Рак-40 поставили на вооружение в ноябре 1941 г. Они имели дальность прямого выстрела 900 — 1300 м. Толщина брони, пробиваемой подкалиберным снарядом на дальности 500 м, равнялась 150 мм. Нашими военными специалистами все выстрелы из таких орудий были «признаны опасными для Т-34». Устояли против них танки ИС-2 и Т-44. Англичане не смогли создать машины с противоснарядным бронированием, лишь в США появился достаточно надёжный М26 «Першинг».

Основу противотанковой артиллерии Вермахта в то время составляло 88-мм орудие Рак 43 на колёсном ходу. Оно была весьма эффективным средством борьбы с бронированной техникой. Из всех воевавших на фронтах танков против его огня мог устоять лишь ИС-2, верхняя лобовая со «спрямлённым» носом бронеплита которого хорошо выдерживала попадания, но это не давало удовлетворительной защиты в целом: снаряды Рак 43 относительно легко пробивали его башню, борта и нижний лобовой лист. В общей статистике по безвозвратным потерям ИС-2 поражения от 88-мм пушек составляли около 80 %. Любой другой танк СССР, Англии, США не предоставлял своему экипажу защиты от снарядов Рак 43. Надёжным мог стать ИС-3, но он не успел принять участие в боевых действиях.

  • ТТХ (ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ) РАК 43 ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ
  • Калибр, мм 88
  • Боевая масса, кг 4380
  • Длина ствола, м 6610
  • Длина орудия, мм 9114
  • Высота орудия, мм 1981
  • Наибольшая дальность стрельбы, м 15 300
  • Прицельная дальность, м 2500
  • Скорострельность, выстр./мин 8 — 10
  • Начальная скорость снаряда, м/с 950 — 1130
  • Бронепробиваемость подкалиберным снарядом, мм: на дальности 500 м 217, на дальности 1500 м 171

Основу противотанковой артиллерии Вермахта в то время составляло 88-мм орудие Рак 43 на колёсном ходу, расчет орудия 9 человек, но для перемещения использовали и 20, и 30

Однако при всех своих отличных баллистических данных орудие было малоподвижным из-за большой массы, составлявшей в походном положении почти 5 т. И хотя для его буксировки применялся специальный мощный тягач, проходимость, например, на слабых грунтах была неудовлетворительной. Кроме того, если это орудие вступало в бой с танками, то зачастую выйти из него не представлялось возможным: либо оно должно было уничтожить противника, либо быть уничтоженным самому. Следствием большой массы оказались высокие потери в материальной части и личном составе. Поэтому немецкое военное руководство предприняло действия по одновременной защите орудий и их расчётов и увеличению так называемой тактической гибкости, превратив их в самоходные.

САУ вермахта Носорог Шершень Nashorn Хорниссе, отличная пушка делала самоходку грозным оружием, но недостаточное бронирование не позволяло эффективно использовать ее на близких дистанциях.

фото 88-мм самоходная артиллерийская установка Насхорн Выпушено 494 единиц

Для этого использовали уже применённый ранее принцип совмещения орудия и танкового шасси: Рак 43 разместили на Pz.Kpfw.lll (индекс Sd. Kfz.141). Этот танк имел массу 19,5 т, броню — до 30 мм. Вооружён был 37-мм пушкой KwK 36 или KwK 39, подкалиберный снаряд которой на дальности 500 м мог пробить броню толщиной до 72 мм, а на 1000 м — до 38 мм. Выпускался Pz III до 1943 г.

Экипаж установки на своих рабочих местах слева радист справа механик водитель в рубке слева заряжающий в центре наводчик справа командир машины Восточный фронт 1943 г

Для осуществления требований военных берлинская фирма «Алкетт», уже имевшая опыт в подобных разработках, модернизировала корпус Pz III, использовав при этом его же трансмиссию, дифференциалы, ведущие колёса, некоторые агрегаты и узлы. Другие элементы ходовой части: поддерживающие и опорные катки, ведомые колёса, траки гусениц взяли от танка Pz.Kpfw.IV. Двигатель поставили от ещё другого танка — Pz.Kpfw.IV модификации F. Это был 12-цилиндровый карбюраторный «Майбах» HL 120TRM, V-образный четырёхтактный; его мощность составляла 300 л.с. при рабочем объёме 11 867 см3. Разместили его в центральной части корпуса, над ним смонтировали усиленный настил, на котором на стандартном крестообразном лафете установили пушку.

немецкие сау Насхорн в засаде Восточный фронт 1943 г

Рубка боевого отделения заняла всю кормовую часть машины. Её профилированный лобовой лист, по сути, орудийный щит, имел скруглённую форму, обеспечившую поворот ствола орудия по горизонтали. Однако его толщина составляла всего 10 мм. Такой же толщины были бортовые и кормовые листы, поставленные вертикально. Практически они оказались мало надёжной защитой для обслуживающего расчёта, ограждая лишь от мелких осколков и небронебойных пуль, хотя первоначально в проекте озвучивалась передняя часть рубки из легированной стали SM-Stahl толщиной 50 мм, борта и корма должны были быть по 20 мм. Однако, испытывая большой дефицит высококачественной стали, от всего этого отказались, оставив лишь 30-миллиметровую броню в лобовом листе корпуса машины. Толщина остальных её частей составляла: борта — 20 мм, корма — 20 мм, крыша — 10 мм, днище — 15 мм, все они также оставались малозащищёнными.

Немецкая противотанковая САУ «Носорог» (Panzerjäger «Nashorn», Sd.Kfz. 164). Фотография сделана на советско-германском фронте в начале 1944 года

САУ вермахта Носорог Шершень Nashorn Хорниссе. Под днищем боевого отделения раз-мещались два топливных бака по 300 л каждый; их заливочные горловины выходили внутрь рубки. Топливо — этилированный бензин с октановым числом 74. Воздухозаборники двигателя, прикрытые жалюзи, находились на надгусеничных полках по центру корпуса по обеим сторонам рубки. Подача воздуха производилась с помощью двух вентиляторов.
В корме машины, также над гусеницами размещались ящики с ЗИПом и инструментами.

Nashorn 88-мм тяжелая противотанковая САУ Хорниссе, 519-ый танкоистребительный дивизион Витебск Белоруссия

Ходовая часть имела восемь сдвоЕнных обрезиненных опорных катков на борт диаметром 470 мм; они были соединены в четыре тележки, имевших подвеску на листовых рессорах. Гусеничная лента длиной 3520 мм состояла из 104 траков шириной 400 мм.
Главной особенностью компоновки машины явилось размещение трансмиссии, ведущих колёс в передней части её корпуса и двигателя в центре. Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач. Она обеспечивала десять скоростей вперёд и одну — назад.

Экипаж САУ в ожидании приказа на выдвижение на огневую позицию. Италия, 1944 г

Ещё одна немаловажная деталь: на машине имелся инерционный стартёр, приводившийся в действие кикстартёром.
Обширная по своим размерам рубка позволила установить на самоходке мощную полуавтоматическую 88-мм пушку Рак 43 с длиной ствола 71 кал. Над её стволом находился рекуператор, под ним — накатник, по бокам — специальные контрбалансировочные цилиндры.

Расчёт пушки загружает боекомплект. Справа в рубке — рабочее место наводчика, перед сиденьем виден маховик горизонтального наведения, в корме рубки — стереотруба командира

Пушка имела скользящий горизонтально затвор, полуавтоматический механизм заряжания. Её ствол при стрельбе прямой наводкой находился на высоте 2240 мм от уровня земли. Для устойчивого поддержания ствола при передвижении использовали устройство в виде «треноги» с автоматическим управлением из рубки.
Сектор её горизонтальной наводки составлял по 15° в каждую сторону, по вертикали — от -5° до +20°. Вначале на самоходки устанавливали два прицела Zieleinrichtung 34. Один из них служил для огня прямой наводкой, другой — с закрытых позиций. Позднее разместили прицельную систему Zieleinrichtung 37/43 с перископом SII.ZFIa, позволявшую вести оба вида стрельбы. Скорострельность пушки — до 10 выстр./мин.

фото подбитой немецкой САУ, Италия 44 год

В распоряжении расчёта имелся большой комплект снарядов различного действия: кумулятивных Gr.39 HL и Gr.39/43 HL, бронебойно-трассирующих Pz.Gr/Patr.39/1 и Pz.Gr/Patr/39/43, осколочно-фугасных Spr.Gr.Patr.43. Последними, массой 9,5 кг, можно было вести огонь на дальности до 15 000 м. Бронебойные калиберные снаряды массой 10,2 кг, имея начальную скорость при выходе из ствола более 1000 м/с, могли на дальности 1000 м пробить броню толщиной почти в 200 мм, на 1500 м — до 170 мм.

Тип Марка Масса, кг Масса ВВ, г
Калиберные бронебойные снаряды (дульная скорость 1000 м/с)
Бронебойный с узким ведущим пояском Panzergranate 39/1 (АРСВС) 10,2 60 г флегматизированного гексогена
Бронебойный с широким ведущим пояском Panzergranate 39/43 (АРСВС) 10,2 60 г флегматизированного гексогена
Panzergranate 39/43 А1 10,2
Бронебойные подкалиберные снаряды (дульная скорость 1130 м/с)
Бронебойный подкалиберный Panzergranate 40/43 (HVAP) 7,3 не имел
Осколочно-фугасный снаряд (дульная скорость 750 м/с)
Осколочно-фугасная граната Sprenggranate 43 9,5 1 кг аммотола
Кумулятивный снаряд (дульная скорость 600 м/с)
Кумулятивный снаряд Gr 43/43 HI KwK.43 и кумулятивный 39/43 HI 7,65

В боекомплект входили 40 орудийных выстрелов, размещённых по бортам в укладках по восемь в каждой: ещё 24 находились на полу боевого отделения. Кроме того, имелись патроны калибра 7,92 мм к пулемётам MG — 600 штук и патроны калибра 9 мм к МР-40 — 384 штук.

Калиберные бронебойные снаряды Panzergranate 39/1,39/43 & 39/43 А1
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 203 250
500 182 _
1000 167 200-215
1500 153
2000 139
2500 127 _
Подкалиберный бронебойный снаряд с вольфрамовым сердечником Panzergranate 40/43
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 237
500 217
1000 193 222
1500 171
2000 153

Обладая такой бронепробиваемостью, установка получившая название «Насхорн» («Носорог»), была исключительно опасна для всех танков противника при ведении боя на больших расстояниях. Однако, в ближнем бою она теряла свои преимущества. В этом случае начинало сказываться недостаточное бронирование. Из-за открытой рубки она была весьма уязвима в ближнем бою, да и на средних дистанциях отечественные «тридцатьчетвёрки» и KB оставляли ей мало шансов на выживание, особенно при стрельбе прямой наводкой. Самоходка могла успешно действовать лишь на дальностях более 2 км или с заранее выбранных позиций, соблюдая определённую дистанцию боя. Позднее выяснится, что настоящий истребитель танков должен был иметь не только мощное вооружение, но и быть хорошо бронированным, а также иметь низкий силуэт, затрудняющий поражение самоходной установки. Последними двумя достоинствами «Насхорн» не обладала.

САУ «Насхорн», подбитая огнём нашей артиллерии. Белоруссия, 1944 г

Экипаж машины составляли пять человек. В передней части корпуса в от-дельной рубке слева находился механик- водитель, справа — радист, в боевой рубке размещался командир машины и ещё два человека артиллерийского расчёта. Связь линейных установок осуществлялась УКВ-радиостанциями, Fu.Spg.Ger.»f» или Fu.G5, работавшими в диапазоне 27 — 33 МГц с дальностью действия до 10 км. Для установок командиров батарей применялись радиостанции Fu.G5 или Fu.G8 с радиусом действия до 80 км. Кроме пушки в вооружение самоходки входили два 7,92-мм пулемёта MG-34. а также в качестве личного оружия — два пистолета-пулемёта МР-40 калибра 9 мм.
Установки выпуска 1943 г. имели камуфляжную окраску из пятен оливково- зелёного и красно-коричневого цветов по песочно-жёлтому фону. Более поздние машины были оливково-зелёного цвета. В зимний период все они окрашивались смываемой белой краской.

Расчёт пушки загружает боекомплект. Справа в рубке — рабочее место наводчика, перед сиденьем виден маховик горизонтального наведения, в корме рубки — стереотруба командира

Первые истребители танков — самоходные установки Sd.Kfz. 164 с эффективным 88-мм орудием приняли на вооружение в конце 1942 г. Серийный выпуск начался в феврале следующего года на заводе фирмы «Дойче Эйзен- верке» в Дуйсбурге. Они производились с февраля 1943 г. и до конца войны. Всего было выпущено 494 единицы. САУ состояли на вооружении тяжёлых истребительно-противотанковых частей Резерва Главного Командования и находились в составе отдельных дивизионов истребителей танков. Они придавались различным частям и соединениям для их усиления по распоряжению штабов корпусов или армий. Чаще всего использовались побатарейно на танкоопасных направлениях. По штатному расписанию в каждом дивизионе находилось по 45 машин.
Впервые «насхорны» приняли участие в боевых действиях на Курской дуге в составе 655-го истребительного танкового полка. Всего за период войны немецкое командование смогло укомплектовать шесть полков, на вооружении которых находились только эти установки.

фото подбитые немецкие пт сау

Под конец заметим, что проект этого истребителя танков с самого начала носил наименование «Хорниссе» («Шершень»), но в январе 1944 г. по личному указанию Гитлера установка почему-то была переименована в «Насхорн» («Носорог»). Возможно, по мнению фюрера, для противника рог носорога был страшнее жала шершня.

  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «НАСХОРН»
  • Боевая масса, кг 24 ООО, экипаж, чел 5
  • Полная длина, мм 8440, ширина, мм 2950, высота, мм 2940
  • Клиренс, мм 400
  • Двигатель 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный «Майбах» HL 120TRM V-образный жидкостного охлаждения;
  • мощность 300 л.с., объём 11 867 см3
  • Трансмиссия 10 передач вперёд
  • ведущие колёса передние, ходовая часть 8 опорных обрезиненных катков, объединённых в 4 тележки
  • Вооружение 88-мм пушка Рак 43, два 7,92-мм пулемёта MG-34
  • Боекомплект 40 выстрелов, 7,92-мм патронов — 600
  • Ёмкость топливных баков, л 600, запас хода, км: по шоссе 260, по пересечённой местности 130
  • Скорость, км/ч: максимальная 40, крейсерская по шоссе 25, по просёлку 15-20
  • Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки 0,6, ширина рва 2,2, глубина брода 1,0

Самоходная артиллерийская установка Рак 43 «Насхорн»

Самоходная артиллерийская установка Рак 43 «Насхорн»

  1. дульный тормоз пушки;
  2. — ствол 88-мм пушки Рак 43;
  3. — рубка самоходки;
  4. — ведомое колесо;
  5. — заглушка отверстия кик-стартёра;
  6. — опорный каток;
  7. — ведущее колесо;
  8. — люк радиста;
  9. — щит пушки;
  10. — кронштейн-фиксатор ствола пушки;
  11. — бронеколпак отверстия охлаждения тормоза;
  12. — накладная броня щита пушки;
  13. — маховик вертикального наведения;
  14. — глушитель;
  15. — сиденье наводчика;
  16. — ма­ховик горизонтального наведения;
  17. — люк механика-водителя;
  18. — при­боры наблюдения механика-водителя;
  19. — прицел;
  20. — кормовые двери рубки;
  21. — запасной опорный каток