Саперы в афганистане

Юрий Лапшин

Афганский дневник

Предисловие

Все дальше уходят в историю годы афганской войны. Для меня эти годы особенно значимы. Мне, тогда молодому старшему лейтенанту, одному из первых довелось ступить на далекую и мало известную в то время для большинства из нас землю под названием Афганистан. Здесь проходило мое становление как командира. Первые бои, тяжелое ранение, госпитали… И вновь возвращение в боевой строй, уже в качестве командира прославленного 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка.

Судьба распорядилась так, что пять лет моей жизни отданы Афганистану: начало войны, ее завершение, вывод советских войск, в том числе вверенного мне полка, который покинул территорию Афганистана одним из последних в феврале 1989 года.

В первые месяцы никто и предположить не мог, что ввод Ограниченного контингента войск очень скоро назовут войной, и она растянется на долгие девять лет, став тяжелым испытанием для целого поколения советских людей.

Вступая в неизвестную страну, большинство из нас, от рядового до самых высоких руководителей, абсолютно искренне верили, что мы пришли на помощь братскому народу и поможем ему вырваться из череды кровопролития и междуусобиц. Мы гордились званием воина-интернационалиста. И не вина, а трагедия солдат и офицеров Ограниченного контингента в том, что гостеприимство афганского народа скоро сменилось на враждебность и ненависть. Вновь разгорелась гражданская война, втягивая в бои и сражения все новых и новых наших соотечественников. Как и любая другая, эта война несла многочисленные жертвы и разрушения, горе в семьи афганцев и советских людей.

Проходят годы, стираются в памяти ненависть и взаимные обиды. Мне довелось и в третий раз побывать в Афганистане после трагических событий 2001-го года. Как заместитель министра, руководил проведением гуманитарной операции МЧС России. Для нас было приятным и в какой-то мере неожиданным открытием доброжелательное отношение простых афганцев. Нам улыбались. Услышав русскую речь, сами пытались говорить, вспоминая давно забытые русские слова. В центре Кабула перекрывали все движение, останавливая даже конвои ООН, чтобы подчеркнуто уважительно пропустить машины «шурави». А на одной из встреч только усилиями наших дипломатов уговорили одного из бывших полевых командиров принести в жертву быка в нашу честь. Оказывается, он знал и меня, и наш полк еще во времена противостояния, воевал против нас.

Для многих крещение Афганистаном стало тяжелым испытанием, возможностью познать себя, доказать себе и другим чего ты стоишь. На той войне мы приобрели настоящих друзей, научились ценить то, о чем в мирной жизни даже не задумываешься.

Время уходит, но память о тех событиях живет в воспоминаниях и дневниках солдат той войны. Я одним из первых прочитал дневник однополчанина и своего заместителя Ю. М. Лапшина. Пережил шквал эмоций. Сам был очевидцем и участником многих описанных событий, но снова пережить их через столько лет многого стоит. Что сказать? Написано честно и максимально точно. Сохранены для истории имена многих мужественных людей. Описана реальная жизнь, а не выдуманные поступки. Для тех, кто был там и тогда в Афгане, — это важно. Для тех, кто не был — полезно. Именно из таких свидетельств очевидца и участника афганских событий рождается для потомков не приглаженная временем или чьим-то желанием действительная история той войны.

Часть первая

1987 год. 1366 год (с 21 марта) по афганскому календарю 1.06.1987, Анава. Понедельник

Решил писать дневник. Виной тому два обстоятельства: во-первых, всегда интересно перечитывать старые письма, восстанавливать в памяти прошедшие события, вспоминать людей, тебя окружавших, во-вторых, не знаю, как будет дальше, но пока все вокруг интересно, своеобразно, резко запоминается и имеется масса личного времени. Последнее особенно ощутимо после Пскова, где иной раз и выходного толком не было. Человек живет надеждой на лучшее, так и я надеюсь, что здесь моя работа будет приносить больше удовлетворения, чем на прежнем месте службы.

По порядку по памяти восстанавливаю события прошедших трех недель пребывания в Афганистане. 13 мая наконец добрался до Ферганы. Рано утром приехал и сразу повалился спать. Предыдущую ночь провел в Ташкентском аэропорту, не смыкая глаз. Самолет улетал рано утром, можно было бы перетерпеть еще одну ночь, но так взопрел под южным солнцем, так оттянули руки вещи, что послушался разговора о местах в гостинице КЭЧ и, с тайной мыслью помыться и поспать хотя бы часа четыре в чистой постели, поехал туда. Но куда там. Как и в аэропорту, все было забито военными: кто увольняется, кто заменяется, кто в командировку. Пришлось возвращаться обратно несолоно хлебавши.

Фергана. Отоспавшись, съездил пообедать, вечером заехал в учебный полк к однокашнику по академии Сергею Серикову. Поговорили о жизни и службе. По возвращении узнал, что завтра в 9.00 идет борт на Баграм. Формальности заняли минимум времени. Тыловой базой заведует майор Левинский, по рассказам предшественников, да и по собственному впечатлению, большой прохвост. С милой обходительной улыбкой сделал все, чтобы я особенно не вникал в их дела и побыстрее убрался в Баграм. Яркий представитель тыловой братии. Как-то само собой сложилось, что подбираются на эти должности энергичные пробивные люди с угодливыми манерами, а потом разбираемся, почему у них энергия какая-то односторонняя. Как паровоз: кипит, свистит и вроде двигается, а КПД — всего 10 %.

Летели на Ан-12 с грузом «пиротехники», а из пассажиров — я да молодой парень-советник, пилот такого же Ан-12. Весь полет — два часа. Вроде вся служба прошла во взаимодействии с авиацией, но все равно до сих пор непривычна сама атмосфера таких перелетов. Невольно сравниваешь свое положение с пассажиром гражданского лайнера, со строгой официозностью, какой-то размеренностью и основательностью «Аэрофлота». Здесь все проще: «Ну что, летим? — Да нет, ящик не заменили» (ждем со склада новую аппаратуру связи, да и пограничники еще не закончили свою работу). Экипаж стоит в кружок, кто-то бахвалится, кто-то рассказывает новый анекдот. Мы стоим в стороне с советником и перебрасываемся дежурными дорожными фразами. Но вот дали добро на вылет. Последняя фраза относится к борттехнику, чтобы не забыл забрать в гермокабину парашюты для нас. Полет без приключений. Палящее солнце, на небе ни облачка, внизу горы, серые и желтые, какие-то безжизненные. Если на нашей стороне виднелись дороги, селения, каналы, реки, то здесь как обрубило, пусто. А может, высота большая. Прошли какой-то отрог. Борттехник отрывается от приготовления похлебки и тычет пальцем вниз, сейчас будем садиться. Вот уж посадка, точно не как у гражданского лайнера. Прошли над аэродромом, затем круто по спирали несемся вниз, отстреливая тепловые ловушки против зенитных ракет, а перед самой землей резкое выравнивание, и с «виража» — на три точки. Приехали. Тащусь с чемоданами к командной вышке. Первый же встреченный афганец отдает честь, забавно и непривычно. Дозвонился в полк, вызвал машину.

…В кабинете представился командиру. Собрались все заместители. Новый человек из Союза у всех вызывает интерес. Приходится рассказывать все союзные и новости ВДВ, передавать приветы, вспоминать общих знакомых и отвечать на вопросы типа: «Ну, как там у него?» В наших «тесных» войсках почти всех знаю: с кем-то учился вместе, а с Николаем Чудаковым вообще в одном полку служили. Дмитрий Савичев на первых порах взял надо мною шефство. Сначала показал мне мою комнату, затем свозил на склад и приодел. Прощай привычная форма, не надевать теперь до ближайшей командировки в лучшем случае, а то и до отпуска. Но это так далеко. Приоделся и по первому разу себя не узнаю: кепи, ХБ (хлопчатобумажное обмундирование) с устоявшимся здесь названием «эксперименталка», высокие со шнуровкой башмаки (оказались легче, чем я думал). Карманов столько и в таких местах, что поначалу, чтобы найти, к примеру, расческу, хлопаю себя со всех сторон как от радости.

45-й отдельный инженерно-сапёрный полк

45-й инженерно-маскировочный полк
(45-й имп)

Годы существования

10 февраля 1980 — н. в.

Страна

СССР
Россия

Подчинение

Командование
инженерных войск ВС РФ

Входит в

1980—1989 — 40-я Армия, ТуркВО
1989—2010 — МВО
с 2010 — ЗВО

Тип

инженерно-сапёрный полк
(в ВС СССР)
инженерно-сапёрная бригада
(в ВС РФ)

Включает в себя

управление и воинские части

Дислокация

1980—1989 — Чарикар, Афганистан
1989—2012 — Николо-Урюпино, Московская область
с 2012 — Муром, Владимирская область

Участие в

Афганская война

Знаки отличия

Вымпел Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть»

Командиры

Действующий командир

полковник Андрей Романчук

45-й инженерно-маскировочный полк (с июня 2017 года), бывший 45-й отдельный инженерно-сапёрный полк — военное формирование инженерных войск в составе Вооружённых сил СССР и Вооружённых сил России.

История полка в советский период

Формирование и изменение состава

После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, руководство ВС СССР, учитывая возросшую боевую активность оппозиции, оценивает как недостаточную численность штатных инженерно-сапёрных подразделений в составе введённых мотострелковых соединений и соединений воздушно-десантных войск 40-й Армии.

Для полноценного инженерного обеспечения воинских частей 40-й Армии принимается решение о формировании отдельного инженерно-сапёрного полка.

10 февраля 1980 года В г. Термез ТуркВО, на базе 2-х отдельных батальонов — 19-го отдельного инженерно-сапёрного батальона (19-й оисб или войсковая часть 50756) и 92-го отдельного инженерно-дорожного батальона (92-й оидб или войсковая часть 24606), а также 274-й отдельной роты полевого водоснабжения (274-й орпв или войсковая часть 35962) был сформирован 45-й отдельный инженерно-сапёрный полк (45-й оисп или войсковая часть 88870).

Управление полка сформировано из военнослужащих инженерных частей ОдВО, офицеры и прапорщики — в основном из 56-го инженерно-сапёрного полка (войсковая часть 44605) г.Дубоссары Молдавской ССР.

19-й отдельный инженерно-саперный батальон прибыл в ТуркВО из г.Всеволожск Ленинградской области РСФСР, ЛВО.

92-й отдельный инженерно-дорожный батальон прибыл в ТуркВО из г.Самбор Львовской области Украинской ССР, ПрикВО.

274-я отдельная рота полевого водоснабжения прибыла в ТуркВО из пгт Михайловка Джамбульской области Казахской ССР, САВО.

18 февраля 1980 года 45-й оисп был введён в Афганистан и дислоцирован под г.Чарикар в провинции Парван.
В соответствии с директивной ГенШтаба ВС СССР № 314/3/00594 от 31 июля 1984 года на базе роты специального минирования (рсм) 45-го оисп был сформирован 1117-й отдельный инженерный батальон спецминирования (1117-й оибсм или войсковая часть 40385). Формирование закончилось к 20 сентября 1984 года.

В соответствии с той же директивной (№ 314/3/00594 от 31 июля 1984 года) 2088-й отдельный инженерно-дорожный батальон (2088-й оидб или войсковая часть 22430), которая дислоцировалась в крепости Сардоба на дороге соединяющей г. Ташкурган провинции Саманган и г. Кундуз, переформирована в 2088-й отдельный инженерно-сапёрный батальон (2088-й оисб) и введена в состав 45-го оисп.

До включения в состав 45-го оисп, 2088-й оидб занимался строительством и ремонтом дорог в зоне ответственности 201-й мотострелковой дивизии. После переформирования 2088-й оисб был передислоцирован в г. Кундуз, где находился в период с 20 октября 1984 года по 30 мая 1985 года.

В соответствии с директивной ГенШтаба ВС СССР N314/3/0442 от 3 мая 1985 года 2088-й оисб переформирован в 2088-й отдельный инженерный батальон специального минирования 45-го оисп (2088-й оибсм). К 30 мая 1985 года 2088-й оибсм был передислоцирован в г.Чарикар.

На основании директивы ГенШтаба ВС СССР № 314/3/0711 от 25 июня 1986 года переформирован в 2088-й отдельный инженерный батальон разграждения 45-го исп (2088-й оибр) со сменой номера войсковой части (в/ч 58082). В таком штате 2088-й оибр находился в составе 45-го оисп в период с 30 июля 1986 года по 27 января 1989 года.

Задачи полка

45-й оисп выполнял инженерное обеспечение для воинских частей 40-й Армии как в пунктах постоянной дислокации, так и на проведении боевых операций различного уровня.

В число боевых задач поставленных перед 45-м оисп входило:

  • Разминирование дорог при проводке транспортных колонн и на маршах совершаемых войсками.
  • Разминирование местности занимаемой под позиции войсками при проведении боевых действий.
  • Минирование караванных путей и троп, ведущих от границы вглубь страны.
  • Минирование местности вокруг режимных объектов (аэродромы, военные городки, склады и хранилища).
  • Оперативное устранение завалов на горных дорогах, устранение повреждений дорог и сооружение мостов при марше войск.
  • Возведение фортификационных сооружений

…Чуть позднее Иванов узнал, что 45 ОИСП состоит из 4-х батальонов и нескольких отдельных подразделений, насчитывает в своем составе около 1,5 тысяч человек. Постоянно от 1 до 3-х батальонов находилось на боевых действиях или, как принято здесь было говорить — на операциях. Характер применения подразделений полка был разнообразный: от прокладки колонных путей и возведения мостов, до установки (снятия) минных полей, сооружения бункеров, блиндажей, долговременных огневых точек.
Только за один 1985 год 45 ОИСП ликвидировал на обнаруженных складах противника, а также снял и обезвредил более 50 тысяч мин.
…География применения части составляла вся территория Афганистана…

В полку постоянно работала группа специалистов из Ленинградской военно-инженерной академии и военных институтов, которые здесь на практике дорабатывали новейшие модификации мин, средства их установки, обнаружения и ликвидации. 45 ОИСП был самостоятельной боевой единицей и подчинялся командованию 40-й армии…

Состав

Состав 45-го оисп (в/ч 88870) на май 1988 года (начало вывода войск):

  • Управление полка
    • Рота полкового обеспечения
    • Комендантский взвод
    • Оркестр
  • 19-й отдельный инженерно-сапёрный батальон (19-й оисб или войсковая часть 50756)
  • 92-й отдельный инженерно-дорожный батальон (92-й оидб или войсковая часть 24606)
  • 1117-й отдельный инженерный батальон спецминирования (1117-й оибсм или войсковая часть 40385)
  • 2088-й отдельный инженерный батальон разграждения (2088-й оибр или войсковая часть 58082)

Личный состав: около 1500 человек.

  • Примечание: поскольку 45-й оисп состоял из отдельных батальонов являвшихся воинскими частями, по сути он являлся соединением уровня бригады.

Потери

В Афганистане 45-й оисп провёл 8 лет 11 месяцев 22 дня.
За этот период безвозвратные потери полка составили 148 человек. Из них 19 офицеров, 4 прапорщика, 125 солдат и сержантов.

Награды

В 1982 году полк награждён Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».
3335 военнослужащих полка награждены медалями и орденами.

Командир полка полковник Лошкарёв Геннадий Константинович за два года службы в Афганистане награждён орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» всех 3-х степеней.

Младший сержант Синицкий Виктор Павлович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1988 он был удостоен звания «Герой Советского Союза».

Вывод полка

На территорию СССР подразделения 45-го оисп выводились в следующем порядке:

  • 27 января 1989 года выведены 1117-й оибсм, 2088-й оибр и управление 45-го оисп
  • 10 февраля 1989 года выведен 19-й оисб и 92-й оидб

После вывода полк был передислоцирован в пос. Николо-Урюпино Московской области.

Командиры 45-го оисп

Список командиров 45-го оисп в период Афганской войны:

  • Абдеев, Анатолий Галимзянович — 1980 — Погиб 24 марта 1980 года в результате несчастного случая.
  • Бондаренко, Александр Тимофеевич — 1980—1982.
  • Лошкарёв, Геннадий Константинович — 1982 год — 1984.
  • Армаш, Иван Иосифович — 1984—1985.
  • Антоненко, Николай Георгиевич — 1985—1987.
  • Белоус, Геннадий Леонидович — 1987—1989.

История полка в Вооружённых силах России

Первое переформирование

В 2006 году 45-й отдельный инженерно-сапёрный полк был переформирован в 45-й отдельный инженерно-маскировочный полк (45-й оимп или войсковая часть 58142) с дислокацией в пос. Николо-Урюпино Московской области.

Боевой задачей 45-й оимп ставилась маскировка позиций и развёртывание ложных макетов боевой техники (танков, ЗРК, ОТРК).

1 декабря 2010 года 45-й оимп переходит в подчинение Западного военного округа.

Второе переформирование

Нарукавный знак
45-й гвардейской
инженерно-сапёрной
Берлинской бригады

1 декабря 2012 года сформирована 45-я гвардейская инженерно-сапёрная Берлинская орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды бригада (45-я гв.исбр или войсковая часть 11361, дислоцированная в г. Муром Владимирской области).

Соединение сформировано на базе двух частей:

  1. 66-й гвардейский понтонно-мостовой Берлинский орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды полк (66-й гв.помп). Войсковая часть 11361 дислоцированная в г. Муром Владимирской области.
  2. 45-й отдельный инженерно-маскировочный полк. Войсковая часть 58142 пос. Николо-Урюпино.

В пункте прежней дислокации 45-го оимп в пос. Николо-Урюпино остался инженерный батальон усиления 20-й гв. ОА из состава 45-й гв.исбр.
В состав 45-й гв.исбр входит:

  • Управление бригады. Войсковая часть 11361 дислоцированная в г. Муром Владимирской области.
    • инженерный дорожно-мостостроительный батальон
    • инженерно-технический батальон
    • рота разминирования
    • рота материально-технического обеспечения (рмто)
    • рота управления
    • взвод учебных машин
    • медицинский пункт
  • инженерный батальон усиления 6 ОА. Войсковая часть 11361-3, Ленинградская область, Всеволожский район, н.п. Керро.
  • инженерный батальон усиления 20-й гв. ОА. Войсковая часть 11361-2., г. Николо-Урюпино, Московская область.
  • инженерно-сапёрный батальон. Войсковая часть 19327, Ярославская область, г. Ростов Великий.
  • понтонно-переправочный десантный батальон. Войсковая часть 11361-4, г. Муром.

Примечание:

  • Почётное звание «гвардейский» и почётные регалии в полном наименовании соединения 45-я гв.исбр унаследовала от 66-го гв.помп.
  • Боевое знамя и порядковый номер соединения 45-я гв.исбр унаследовала от 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка.

На этом основании 45-я гв.исбр является преемником как 45-го оисп так и 66-го гв.помп.

На январь 2015 года соединение имеет собственную кинологическую службу с минно-розыскными собаками и оснащена современным инженерным вооружением, включая гусеничные роботы по разминированию дорог.

Третье переформирование

В июне 2017 года сформирован 45-й инженерно-маскировочный полк (в/ч 58142) с местом дислокации в Московской области. В задачи части входит выполнение наиболее сложных инженерно-технических мероприятий по противодействию системам высокоточного оружия, скрытия и имитации критически важных объектов. Полк принимал участие в совместных стратегических учениях «Запад-2017». В ноябре 2017 года полку передано историческое Боевое знамя его предшественника — 45-го инженерно-сапёрного полка, выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан.

Командир полка — полковник Андрей Романчук.

> См. также

  • Афганская война (1979—1989)
  • Ограниченный контингент советских войск в Афганистане
  • День памяти воинов-интернационалистов

Примечания

  1. 1 2 Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. «Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска». — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — P. 491-492, 547. — 640 p. — 500 экз. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  2. 1 2 3 45-й отдельный инженерно-саперный полк. Историческая справка.
  3. А.Волков — 40-я Армия: история создания, состав, изменение структуры Архивировано 25 октября 2014 года.
  4. 1 2 3 Никитенко Е. Г. Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн / под ред. Захарова Л.. — Балашиха: Астрель, 2004. — С. 126, 128, 130, 189, 190, 296, 303, 306, 310, 315, 347. — 362 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-07363-7.
  5. 1 2 3 4 Бешкарев Александр Иванович. Афганистан. Перечень советских воинских частей (40-я Армия)
  6. Гусев Геннадий Юрьевич. На Стыках Афганских Дорог.
  7. 45-й инженерно-маскировочный полк
  8. Западный военный округ
  9. В канун Дня инженерных войск РФ, 45-я отдельная инженерная бригада показала журналистам свои навыки
  10. 45-я отдельная гвардейская инженерно-саперная бригада (в/ч 11361)
  11. В Подмосковье состоялась передача Боевого знамени легендарного инженерного полка вновь сформированной воинской части. Минобороны России, 16.11.2017

> Литература

  • Гусев Геннадий Юрьевич. На Стыках Афганских Дорог.

Ссылки

  • Суконкин Алексей Сергеевич. Части и соединения 40-й армии

Мины Афганистана (15 фото)

За десятилетия войн, которые так никогда и не прекращались, в Афганистане осталось около 10 миллионов заложенных мин.
Перед вами подборка и описание 15 самых распространенных видов мин, которые можно там найти.
Противотанковая мина M19
Страна-разработчик: США
Применялась в: Афганистане, Анголе, Чаде, Чили, Кипре, Иране, Ираке, Иордании, Южной Корее, Ливане, Западной Сахаре, Замбии
Вес: 12,56 кг
Взрывчатое вещество: 9,5 кг

Противотанковая мина TM-46
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии
Вес: 8,6 кг
Взрывчатое вещество: 5,7 кг

Противотанковая мина TC/6 с минимумом металла
Страна-разработчик: Италия
Применялась в: Афганистане, Чаде, Эквадоре, Ливане, Таджикистане
Вес: 9,6 кг
Взрывное вещество: 6 кг

Противотанковая неметаллическая мина YM-III. Корпус мины полностью неметаллический, металлические компоненты присутствуют только во взрывателе
Страна-разработчик: Иран (копия китайской мины Type 72)
Применялась в: Афганистане, Боснии, Хорватии. Иране, Ираке
Вес: 7 кг
Взрывчатое вещество: 5,7 кг

Противотанковая мина YM-II, скопированная с итальянского фугаса SB-81 с минимальным присутствием металла
Страна-разработчик: Иран (копия итальянской SB-81)
Применялась в: Афганистане и Иране
Вес: 3,2 кг
Взрывчатое вещество: 2 кг

МОН-50 – противопехотная мина направленного действия. Цифра 50 означает радиус поражения в метрах
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Анголе, Армении, Азербайджане, Камбодже, Чечне, Эквадоре, Эритрее, Эфиопии, Грузии, Ливане, Мозамбик, Никарагуа, России, Сомали, Таджикистане, Западной Сахаре, Замбии
Вес: 2 кг
Взрывчатое вещество: 700 г

ОЗМ-72 — противопехотная выпрыгивающая осколочная мина кругового поражения, разработанная из ОЗМ-3 и 4 для большей эффективности и радиуса поражения
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Анголе, Армении, Азербайджане, Камбоджи, Чечне, Эритерии, Эфиопии, Грузии, России, Таджикистане, Замбии
Вес: 5 кг
Взрывчатое вещество: 500 г

Type 69 – выпрыгивающая осколочная мина Страна-разработчик: Китай
Применялась в: Афганистане, Камбодже, Китае, Сомали, Эритрее, Эфиопии, Судане, Таиланде, Уганде
Вес: 1,35 кг
Взрывчатое вещество: 105 г

ПОМЗ-2 (Противопехотная Осколочная Мина Заграждения) — советская противопехотная осколочная мина натяжного действия
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: странах Африки, Ближнего Востока и Юго-восточной Азии
Вес: 2,3 кг
Взрывчатое вещество: 75 г
МС-3 — ловушка фугасная разгрузочного действия, основанная на противопехотной мине ПМН. Предназначена для использования с миной ОЗМ-72, имеет тот же диаметр, чтобы идеально подходить к спрятанной под грунтом мине
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Вес: 630 г
Взрывчатое вещество: 310 г
Противопехотная мина ПМН
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Анголе, Армении, Азербайджане, Камбоджи, Чаде, Чечне, Египте, Эритрее, Эфиопии, Грузии, Гвинее-Бисау, Гондурасе, Ираке, Курдистане, Лаосе, Ливане, Ливии, Мавритании, Мозамбике, Намибии, Никарагуа, Омане, Руанде, Сомали, Судане, Таджикистане, Таиланде, Уганде, Вьетнаме, Йемене
Вес: 550 г
Взрывчатое вещество: 240 г
ПМН2 – усовершенствованная форма ПМН, созданная, в частности, для увеличения сопротивления при взрыве
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Армении, Азербайджане, Камбоджи, Чечне, Эритрее, Эфиопии, Грузии, Гондурасе, Ливане, Мозамбике, Никарагуа, Таджикистане, Таиланде, Йемене
Вес: 450 г
Взрывчатое вещество: 110 г
Иранская мина №4, иногда известная как Мк4, — противопехотная мина разгрузочного действия с пластиковым корпусом «коробочного» типа. Очень похожа на египетскую мину Т/78
Страна-разработчик: Иран
Применялась в: Афганистане, Иране, Ираке и Судане
Вес: 420 г
Взрывчатое вещество: 200 г
Противопехотная мина YM-I
Страна-разработчик: Иран (копия итальянской мины VS-50)
Вес: 185 г
Взрывчатое вещество: 50 г
ПФМ – небольшая противопехотная фугасная мина с корпусом из пластика низкой плотности
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Чечне
Вес: 75 г
Взрывчатое вещество: 37 г

Итальянская противопехотная нажимная мина фугасного действия VS-50. Внешне ее можно отличить от схожей итальянской мины TS-50 по наличию у VS-50 предохранительного стопора на боковой части корпуса, в тоже время как TS-50 имеет предохранительный колпак, закрывающий нажимную крышку. Эта мина весом 185 г, при весе заряда в 43 грама (гексоген), имеет три секции: верхнюю с нажимной крышкой, нижнюю, через отверстие в которой устанавливается детонатор М41 и среднюю часть, на которую накручиваются обе остальные части. В средней части находится ударный механизм и заряд ВВ, в ударном механизме имеется баллончик, удерживающий коромысло. Он имеет внутреннюю полость, через которую проходит стакан с имеющейся в нем втулкой. Во втулке размещаются пружина и ударник. Втулка блокируется зубом коромысла. Предохранитель блокирует ход коромысла. После его удаления и нажиме на крышку мины происходит сжатие пружины и наполнение баллончика воздухом, баллончик давит на коромысло, заставляя коромысло отойти в сторону и высвободить ударник.
Итальянские мины VS-50 в чьей конструкции наблюдается максимальная устойчивость к взрывным средств разминирования, обезвреживаются довольно просто — нужно вывинтить заглушку детонатора и вытащить его.
Имеется и схожая внешне с VS-50 электронная мина-ловушка VS-50E03 с ртутным наклонным элементом неизвлекаемости.
Отличительная особенность итальянских противопехотных нажимных мин заключается в том, что конструкция взрывателей большого их числа допускает как ручную, так и дистанционную установку.
Обладая достаточно надежными механическими минами итальянские мины имели так называемую пневматическую систему предохранения взрывателя (shock resistant fuze) у противопехотных нажимных и противотанковых противогусеничных мин, обеспечивавшую защиту от взрывных устройств дистанционного разминирования.
Подобная система заключается в наличие воздушного пространства между нажимной крышкой и втулкой взрывателя, дополнительно предохраненным (как правило поворотным рычагом, либо косыми желобами, а иногда и предохранительными шариками). При воздействии цели на мину, воздух перетекает из полости в полость через калиброванные отверстия.
Тем самым, при применении противником средств дистанционного разминирования или просто разрывах различных минновзрывных устройств (а на определенных расстояниях и при давлении боеприпасов объемного взрыва или ядерных боеприпасов) поблизости от такой мины она имеет значительно большую вероятность «выживания» чем мина с обычным взрывателем. Подобная конструкция обеспечивает возможность установки с воздуха, без устройства взвода взрывателя. Наличие пневматических систем предохранения взрывателей итальянских мин обеспечивает возможность их использования и в системах дистанционного минирования, т.к. такие предохранители дают должную безопасность при сбрасывании мин с воздушных носителей с высот до 100 метров.

storyofgrubas

На дне рождения у нашего редактора — Тамары, собралась куча телевизионного народа.
Ели, пили, мучили гитару, даже в ассоциации играли.
Под вечер включили какой-то американский боевичок, чтобы испытать подаренный видеопроектор и любовались вполглаза.
Точнее – мужчины смотрели, а женщины любовались, отвлекаясь на курение и сплетни.
Дошло дело до классического голливудского эпизода, где положительный герой весь потный от волнения, склонился над бомбой.
Секунды тикают, а он все не может решиться – «Красный? Зеленый? Нет все-таки красный! А может черный?» В последнюю секунду отрезает желтый и естественно — спасает мир.
Все облегченно вздохнули, а Миша – муж именинницы раздраженно встал и пробурчал:
— Вот ужас-то, чего только не покажут. Пойду покурю, а то никаких нервов на них не напасешься.
Я говорю:
— Такая вот сила искусства.
— Искусство-искусством, но они бы хоть со специалистами посоветовались, перед тем, как сценарий писать. Ну ладно он без парашюта упал в глубокий снег и не разбился – поверю, всякое бывает, но обезвреживать бомбу, дергая за проводки… полный бред.
— Ну мало ли, а вдруг получится. Любой бы на его месте рискнул. А чего терять, когда итак секунды на таймере заканчиваются? Хуже-то не будет. Разве Вы не попытались бы ее как-нибудь испортить?
Миша широко улыбнулся и ответил:
— Я? Нет. Зачем же хоть на секунду укорачивать себе жизнь, она ведь так прекрасна? Все равно ничего не изменить.
Кто-то сказал:
— Миша, Вы слишком мрачно смотрите на вещи. И с чего это Вы взяли, что такую бомбу невозможно обезвредить?
— Ну, может быть с того, что до выхода в отставку, я служил в саперных войсках и дослужился до полковника?
Никто не ожидал такого оборота, все вначале притихли, а потом посыпались версии:
— А если сразу все провода перерезать?
— А может попытаться прострелить бомбу из пистолета?
— Заморозить жидким азотом и тогда уже ломать.
— Шарахнуть молотком.
— Залить водой.
— Организовать сильнейший электромагнитный импульс, тогда может не взорвется…
Миша жестом остановил поток нашего креатива и ответил:
— Давайте-ка я лучше объясню, как устроено неизвлекаемое взрывное устройство и вы сами поймете – почему ваши смелые идеи не проканают:
Все просто, как кувалда. Вначале сапер выставляет таймер и снимает бомбу с предохранителя, и уж потом…
Кто-то перебил:
— А если обратно на предохранитель поставить?
Миша улыбнулся, покачал головой и продолжил:
— Это же не пистолет Макарова, предохранитель служит только для того, чтобы сапер мог свинтить до постановки мины на боевой взвод. Там внутри такая свинцовая пластинка и ее постепенно перерезает подпружиненное лезвие. Минуты три и все. Обратно не вернешь…
Внутри бомбы имеются две абсолютно одинаковые батареи питания и две маленькие платы с микросхемами.
Перережешь провод питания – «бомба поймет», что напряжение у одной батареи пропало и тут же бабахнет. Сломаешь микросхему – вторая тут же это вычислит и тоже даст команду на взрыв.
Так, что – хоть жарь ее, хоть вари, хоть замораживай. Все равно она успеет «понять».
Есть только один способ обезвредить такую бомбочку: нужно обрезать питание обеих батарей, быстрее скорости света, тогда да – должно получится. Иначе никак.
В комнату вошла новорожденная Тамара, услышала краем уха наши мальчиковые разговоры и весело сказала:
— Хитрый сапер опять оседлал своего любимого конька? Ты лучше расскажи про надбавку за вредность. Расскажи, как Родина ценит своих героев.
Миша засмеялся, а его супруга продолжила:
— Представьте себе – Миша узнал, что ему к пенсии положена надбавка за вредность и дикую ответственность или как она там называется… 7000 рублей между прочим. Приходит этот хитрый сапер в военкомат, так и так, положено, мол. Те послали запрос по месту его службы и пришел ответ, что такой части в Российской армии вообще никогда не существовало, так, что плакала наша надбавочка. Пересекретились. Заходите, как говорится, еще…
Пришли девчонки, увели Тамару на веранду и я спросил:
— Миша, а почему супруга называет Вас «хитрым сапером»
— А что, разве вы не слышали такого выражения?
Никто из нас не слышал, но все заинтересовались.
Миша:
— Попробую объяснить не выдав гостайны… на «хитрых саперах» держится мир в прямом смысле слова. Все думают, что наши основные силы сдерживания – это ракетные войска и подлодки, но на самом деле потенциальный враг больше всего боится именно нас – хитрых саперов. В случае начала противником боевых действий, поступает команда и мы по всему периметру нашей необъятной, в течение до получаса прикапываем неизвлекаемые мины с радио-взрывателем. Вот и вся петрушка.
Мы стали расспрашивать:
— Мины противопехотные, или противотанковые?
— Так все же, почему – «хитрые саперы»?
И Миша, тщательно подбирая слова ответил:
— «Хитрые», потому, что мины не противопехотные и не противотанковые. Это атомные бомбы… Вот уж четыре года прошло, а мне все снится один и тот же кошмар, что у меня машину с миной угнали…
…Боевик досматривать что-то перехотелось, киношный герой, спасающий мир, как-то сразу поблек и выцвел…

Tags: Армия, деньги, карьера

45-й инженерно-маскировочный полк

По приглашению пресс-клуба Министерства обороныРоссийской Федерации military_press 15 июля группа блогеров и журналистов посетила 45-й отдельный инженерно-маскировочный полк, расположенный в п.Нахабино Московской обл.
В рамках пресс-тура состоялось показательное занятие с военнослужащими из состава вновь прибывшего пополнения (призыв «Весна-2011»).
Бойцы 45-инженерного полка продемонстрировали приёмы маскировки боевой техники и выполнение нормативов по развёртыванию надувных моделей различного вооружения. (зенитно-ракетных комплексов, танка и самолета).
2. 45-й инженерно-маскировочный полк – единственный в Вооруженных Силах РФ. Он — правопреемник саперного полка, воевавшего в Афганистане.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
45-й отдельный инженерно-саперный полк
Полк сформирован в г. Термез (Узбекистан) 10 февраля 1980 года в составе 2-х отдельных батальонов – 19-го инженерно-саперного и 92-го инженерно-дорожного. Введен в Афганистан и дислоцирован под н.п. Чарикар в провинции Парван.
За годы войны полк участвовал практически во всех боевых операциях советских войск в Афганистане. Многократно военнослужащие полка принимали участие в операциях афганской правительственной армии.
3335 военнослужащих полка награждены медалями и орденами. Младший сержант Синицкий В.П. удостоен звания «Герой Советского Союза».
В ходе выполнения боевых задач погибло 148 военнослужащих полка.
После вывода из Афганистана в 1989 году полк был передислоцирован в Московский военный округ. В 2006 г. полк был переформирован в инженерно-маскировочный. В настоящее время входит в состав инженерных войск Вооруженных сил России.
3. Гостей встретил заместитель командира части подполковник Сергей Чудовских.
4. Взвод бойцов, которые должны были показать развертывание макетов.
Комплекс возится на двух КамАЗах, сворачивается также очень быстро. Поэтому переместить его в тот или иной район расчёту несложно.
5. Командир взвода доводит до личного состава учебную задачу.
6. Вид солдат с тыла.
7. Дана команда по машинам…
8. Напомню, что для показательных учений были представлены новобранцы, в вооруженных силах они всего две недели.
9. Команды четко выполнялись.
10.
11. Взвод в машине. Назначены старшие по бортам.
12. Прибыли в зону развертывания. Доклад командира взвода о готовности. Уточнение учебной задачи.
13. Высадка из машины.
14.
15. Отмечу, командир взвода только подавал команды. Бойцы умело производили выгрузку макетов.
Все было слаженно и отработанно.
Ни криков, ни замечаний в повышенных тонах от командира взвода я не слышал, он как сторонний наблюдатель следил за действием бойцов.
16. Вес двигателя 20 кг.
17. Боец нежно несет вверенное ему имущество.
18. Макет весит около 50 кг. Более масштабные модели состоят из нескольких элементов, общий вес которых может достигать 300 кг.
19. Макеты распределяются по футбольному полю.
20. Разгрузка макетов закончена.
21. Построение и постановка задач.
22. Дана команда, макеты развернуть!
23. Расчет из семи человек разворачивает огромный мешок.
24. Работали солдаты быстро и слаженно. А они в армии всего две недели и еще не приняли присягу.
25.
26. Включается воздушный стационарный генератор. 7 — 8 минут, и прямо на глазах из воздуха методом прямого надувательства вырастает вполне правдоподобный пневмомуляж комплекса «Искандер».
27. Муляжу танка выравнивают ствол орудия металлической трубой.
28. Чтобы не улетели…
29. Полк в состоянии развернуть несколько ложных комплексов С-300.
30. В каждом комплексе свыше десяти макетов различной боевой техники: пусковые установки, замаскированные ПУ, локаторы и т.д. Цель этих мероприятий — введение противника в заблуждение, которое вынуждает его увеличить напрасный расход боеприпасов, и сохранение нашей боевой техники и вооружения.
Стекла водительской кабины сделаны из специальной прозрачной пленки, которая бликует на солнце, как настоящее стекло, тем самым дополнительно привлекая вражеские самолеты разведчики.
31. И вот уже на поле стоит макет С-300 в натуральную величину, который издали никак не отличить от настоящей пусковой.
32. Возле развёрнутых надувных макетов минимальным количеством личного состава имитируется жизнедеятельность.
Чтобы неприятель сделал вывод, что это настоящие зенитные ракетные системы, самолеты , танки.
33.
34. Выставлены часовые, несколько бойцов приготовились к отражению атаки с воздуха.
35. Макет самолета Су-27.
36. 45-й ОИМП предназначен не только под имитацию боевого развёртывания каких-либо частей, но и под достаточно продолжительную имитацию их жизнедеятельности. По нормативам кол-во демонстрируемых противнику «надувных сил» не должно превышать 30% от всего состава имитируемой части.
37.
38. — Полк в состоянии развернуть несколько ложных комплексов С-300ПМ, — рассказывает заместитель командира части подполковник Сергей Чудовских. — Этому в современной войне придаётся огромное значение.
Как сохранить жизнь солдат, сержантов и офицеров, которые разворачивают эти ложные объекты, ведь по ним противник в первую очередь будет наносить удар? Для укрытия личного состава в районе развёртывания средств имитации оборудуются настоящие блиндажи, убежища и перекрытые щели.
— А это уже где-то использовалось?
Да, в Южной Осетии — ответил на вопросы заместитель командира
39.
40. На вид грозный, наощупь мягкий…)))
41. Минус макетов в том, что их все время надо подкачивать.
42.
43.
44. Как только генератор глохнет, макет сдувается.
45.
46. Экипаж машины боевой…)))
47. ЧПОК
48. Все свежее и вкусное.
49. Шутники подписали машину командира части.
50. Следующий этап — тир.
51. Журналистам и блогерам предложили пострелять.