Самолеты ТУ 154

Десять интересных фактов о Ту-154

При попытке просмотра этой страницы возникла ошибка. Администраторы будут извещены об этой проблеме и постараются её устранить. Извините за неудобство.

9 февраля 1972 года был введен в эксплуатацию самый массовый советский реактивный пассажирский самолет Ту-154, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России. Ту-154 летал во многие города СССР, а также более 80 городов мира. Серийное производство Ту-154 прекратилось только в 2013 году, однако самолет до сих пор эксплуатируется в странах Восточной Европы, СНГ, Иране. Мы решили рассказать о десяти интересных фактах, связанных с Ту-154.
Сходство с Боингом
Ту-154 внешне очень похож на «Боинг-727», однако эти самолеты разрабатывались изолировано друг от друга. Ту-154 имеет более сильные двигатели по соотношению масса самолета — тяга, но он менее экономичен, чем «Боинг-727». Ту-154 имеет несравнимо более высокое место в рейтинге безопасности. С 1964 года с «Боингом-727» случилось 58 катастроф, с Ту-154 — 33.
Съемки в кино
Ту-154 стал одним из главных героев советского фильма-катастрофы «Экипаж». В съемках были задействованы два Ту-154. Один самолет был найден в новосибирском аэропорту Толмачево: он был значительно поврежден из-за пожара, однако хвостовая часть, необходимая для съемок, уцелела. Хвост Ту-154 привезли в Москву и на ней отсняли все «воздушные» эпизоды второй серии. Второй самолет принадлежал бориспольскому авиаотряду. В 1976 году при выполнении рейса Киев — Москва на нем была разлита ртуть. Чтобы выпарить ртуть, сначала через салон гоняли водяной пар, однако это привело к тому, что самолет потерял нормы летной годности и был списан.
Ту-154 также появился в кадре современного фильма «Елки-2» и в первой серии многосерийного фильма «Пилот международных авиалиний».
Первый полет
Летные испытания Ту-154 продлились почти 5 лет. В мае 1971 года Ту-154 начали использовать для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. Первый регулярный рейс с пассажирами на борту Москва — Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года — в день 49-й годовщины «Аэрофлота».
Компьютерные игры
Именно за штурвалом Ту-154 оказывается игрок в авиасимуляторе Microsoft Flight Simulator, X-plane и FlightGear Flight simulator — сериях гражданских авиасимуляторов.
Прозвища
Ту-154 за долгие годы службы получил множество прозвищ: «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», «Марья Ивановна», «Аврора». Название «Аврора» связано с тем, что у Ту-154 три реактивных сопла — «три трубы», как у легендарного крейсера. По кодификации НАТО Ту-154: Careless — «Беззаботный».
Беспосадочные полеты
Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором использовался Ту-154, Ташкент — Наманган, 189 километров; самый длительный, Москва — Якутск, 6600 километров.
Памятники
Памятники легендарному самолету установлены в аэропорту Новосибирска, на территории Авиационного института в Самаре и Омского училища гражданской авиации. Самым известным в России памятником Ту-154 был один из немногих сохранившихся опытных образцов самолета — наземный музей, стоявший почти сорок лет на территории бывшего ВДНХ, перед бывшим павильоном «Авиация и космонавтика». За время своего существования музей посетило несколько миллионов человек. Однако в 2008 году музей был демонтирован.
Происшествия
Первая катастрофа Ту-154 произошла 19 февраля 1973 года на подлете к аэропорту Праги, когда самолет не долетел до взлетно-посадочной полосы несколько сотен метров. Погибли 66 человек из находившихся на борту 100 человек. Одной из самых известных катастроф стало падение Ту-154 президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010. На борту самолета находилось 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. В авиакатастрофе погибли президент Польши, его супруга Мария и представители руководства страны.
«Ижминское чудо»
Невероятный инцидент произошел с Ту-154 7 сентября 2010 года. Самолет, выполнявший рейс из Якутска в Москву, с отказавшими системами управления, навигации и радиосвязи приземлился на заброшенную в лесу вертолетную площадку, прорубил в деревьях 200-метровую просеку и остановился в болоте. При этом самолет получил незначительные повреждения, а пассажиры отделались испугом.
Необычная раскраска
Надпись «Oficial Olympic Carier» («официальный олимпийский перевозчик»), и логотип Олимпиады-80 с двух бортов впервые появилась на самолетах Ту-154 международных линий Аэрофлота в 1980 году во время Олимпиады в Москве.

Самолет Ту-154: летно-технические характеристики

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 разработан в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолетом, который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности.

Проектное задание ставило задачу создать самолет, равный по дальности и надежности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено 6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, стоит на ВДНХ). 3 октября 1968 года экипаж летчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял самолет в небо. Серийное производство Ту-154 началось в 1969 году в Куйбышеве на заводе №18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже. Испытания самолета Ту-154 продолжались около 5 лет.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации Ту-154 М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолёта Ту-154 трехстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154 М — двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор «Гроза-154», навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013.
Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолетов (с целым рядом свойств третьего поколения). На нём впервые в практике отечественного гражданского самолетостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения переменного тока, трехосные основные тележки шасси (аналогов в мире не имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом рабочего места штурмана из остеклённого носа в кабину, навигационно-вычислительное устройство с индикацией места самолёта на движущейся карте. Избыточная тяговооружённость (также применённая впервые) дала высокую безопасность полёта и экономию топлива (двигатели в крейсерском полёте работают на пониженных режимах). Самолёт Ту-154 может продолжать полёт при отказе одного двигателя на любом этапе полёта без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки с одним работающим двигателем). Ту-154 первым из гражданских получил Сертификат Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролетным шумам.
Ближайшим аналогом самолета является американский «Боинг-727» (первый полет в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По ряду параметров «Боинг» в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка на грунт у «Боинга» составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 — 17-19 т, а это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать у себя самолёты данного типа.
Первым в Аэрофлоте новый самолёт стал осваивать Внуковский авиаотряд. В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.Багмут).
Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный среднемагистральный самолет. Он летает в небе всех континентов, включая Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно модернизировался (самая крупная модернизация — Ту-154 М в 1982 году). Серийное производство продолжалось до 2005 года. Всего изготовлено 926 самолётов Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира: Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в Словакии), Югославию и др.
Ту­154 — пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности. Наряду с Ту­-134 вот несколько десятилетий являлся основным авиаперевозчиком России. Сотни самолетов продолжают успешно эксплуатироваться и в других странах.

Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» вывел из эксплуатации самолеты Ту-154М, в последний день 2009 года лайнер совершил свой заключительный рейс SU736 из Екатеринбурга в Москву, сообщила в четверг пресс-служба компании.