Саллет с бевором

Салад

Немецкий салад, между 1480 и 1490 гг.Салад Максимилиана I, императора Священной Римской империи. 1490–1495 гг. Метрополитен-Музей, Нью-Йорк

Салады (единственное число — салад от фр. salade, в свою очередь произошедшего от итал. celata; что любопытно, в немецком языке итал. celata изначально транскрибировалось как нем. tschelede, но затем постепенно приобрело современный вид нем. Schaller, а в Испании итал. celata превратилось в исп. capacete, впоследствии ставшем названием одноимённого шлема кабассет) — группа шлемов (конца XIV — начала XVI) ведущая своё происхождение от бацинетов, различных по форме (от похожих на каску, до похожих на шляпу), но имеющих в качестве общей черты наличие назатыльника (особенно длинного у германских саладов) без забрала.

Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей, что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады, носившиеся обычной пехотой, нередко имели поля, делавшие их похожими на айзенхуты. Тем не менее, салады с полями встречались и у рыцарей, а украшенный салад с открытым лицом был популярным парадным шлемом, носившимся рыцарями вне боя.

Изначально возникнув в Италии, салады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV века типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой готического доспеха, тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские салады второй половины XV века стали прототипами немецкой каски.

В XV столетии, сначала в германских землях, а затем в других странах, распространяется новый вид парного рыцарского поединка на турнире реннен, для которого вырабатывается специальный тип полудоспеха — реннцойг, неотъемлемым элементом которого становится салад, иногда снабжавшийся забралом.

  • Болонский или Венецианский салад — другое название барбюта
  • Бургундский салад — другое название бургиньота (NB: салады Бургундии XV века не являются бургиньотами)
  • Лукканский (или Луккский) салад — использовавшееся в XIX веке общее именование название итальянских саладов
  • Татарский «салад» — использовавшееся в XIX веке именование восточных шишаков (термин практически вышел из употребления)

См. также

  • Цервельер
  • Капеллина
  • Кабассет
  • Морион
  • Армет
  • Бикокет
  • Барбют
  • Бацинет
  • Хундсгугель
  • Бургиньот
  • Топфхелм
  • «Жабья голова»

Литература

  • Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X.
  • Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времен до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7.
  • Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0.
  • Окшотт Эварт. Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение / Пер. с англ. А. Н. Анваера. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 192 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2636-8.
  • Функен Ф., Функен Л. Средние века. VIII—XV века: Доспехи и вооружение / Пер. с франц. Н. П. Соколова. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 148, с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 978-5-17-014496-9.

Галерея

  • Салады нескольких видов.

  • Салад с забралом в виде кузнечных мехов (переходный тип от салада к закрытому шлему).

  • Салад с двойным забралом (переходный тип к армету), бевор закреплён на тех же точках подвески, что и налобная пластина. Некоторые салады такого типа могли иметь дополнительную защиту затылка, расположенную ниже «хвоста».

  • Лукканский салад по Бехайму (конец XV века).

  • Рыцарский салад конца XV века.

  • Салад XV века в англо-бургундском стиле, как можно видеть, заметно отличается от «бургундского салада» XV века

В Викисловаре есть статья «салад»

  • Бувигер
  • Готический доспех
  • Реннцойг

Это заготовка статьи о броне. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Шлем салад «германский» из HAM (ПЛ)

  • Оружие
    • Историческое оружие (реплики и стилизации)
      • Клинковое оружие
      • Древковое оружие
      • Стрелковое оружие
      • Щиты
      • Кнуты, кистени, плети
      • Аксессуары для оружия
    • Оружие для ролевых игр (LARP)
      • Протектированное оружие для LARP
      • Оружие из дюралюминия для LARP
      • Оружие из текстолита и пластика для LARP
      • Оружие из резины и реактопласта для LARP
      • Оружие из дерева для LARP
      • Щиты для LARP
      • Стрелковое оружие для LARP
      • Аксессуары для игрового оружия
      • Древки и другие комплектующие
    • Спортивное и тренировочное оружие
    • Игрушечное оружие
    • Фэнтезийное оружие (реплики и стилизации)
  • Доспехи
    • Доспехи исторические
      • Шлемы, бармицы, горжеты
      • Поддоспешники и подшлемники
      • Доспехи для корпуса
      • Перчатки и рукавицы
      • Доспехи для рук
      • Доспехи для ног
      • Прочие элементы доспехов
      • Полные комплекты доспехов
    • Доспехи для LARP
      • Шлемы и горжеты для LARP
      • Поддоспешники для LARP
      • Защита корпуса для LARP
      • Перчатки и рукавицы для LARP
      • Защита рук для LARP
      • Защита ног для LARP
      • Прочая защита для LARP
    • Спортивная и тренировочная защита
      • Шлемы и защита шеи
      • Поддоспешники и колеты
      • Защита корпуса
      • Перчатки и рукавицы
      • Защита рук
      • Защита ног
      • Прочие элементы защиты
    • Доспехи игрушечные
  • Костюмы
    • Головные уборы
    • Женская одежда
    • Мужская одежда
    • Обувь
    • Пояса и поясные наборы
      • Пояса в сборе
      • Пряжки
      • Хвостовики
      • Поясные накладки
      • Соединительные кольца
      • Заготовки для ремней
    • Сумки и кошели
      • Накладки на сумки
    • Пуговицы и застёжки
    • Перчатки и варежки
    • Антураж для ролевых игр и карнавалов
      • Накладные уши
      • Маски
      • Книги для записей
      • Прочие предметы антуража.
    • Прочие детали костюма
  • Ювелирные украшения
    • Венцы и короны
    • Височные кольца и колты
    • Серьги
    • Бусы, ожерелья, цепи
    • Подвески и амулеты
      • Кресты
      • Молоты Тора
      • Лунницы
      • Солярные символы
      • Шумящие подвески
      • Колокольчики и бубенчики
      • Другие подвески
    • Фибулы и заколки
    • Браслеты
    • Кольца и перстни
    • Другие украшения
  • Предметы быта
    • Посуда и столовые приборы
    • Хозяйственные инструменты (ножи, топоры и пр.)
    • Шатры, мебель и походные принадлежности
    • Плётки, нагайки, хлысты
    • Прочие предметы быта
  • Сопутствующие товары
    • Материалы
    • Сувениры
    • Военно-историческая миниатюра
  • Эксклюзивные вещи
  • Барахолка

Несъедобный… салад

«…и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню…»
(Первая книга царств 17:38)
Итак, речь, понятно, пойдет о шлеме, а не о салате, который назывался салад, что представляло производное от французского salade, а во французский язык это слово в свою очередь пришло из Италии, от итальянского celata. В немецком языке celata переиначилась в Schaller, а в Испании celata превратилось в испанский cabacete, впоследствии ставшем шлемом кабассет совершенно нового вида. Считается, что появился этот шлем в конце XIV — начале XVI вв., а свое происхождение ведет от бацинетов, хотя вполне возможно, что это были и простые шлемы серьвильеры (подшлемники), к которым приделали назатыльник. Кстати, именно наличие назатыльника (наиболее длинного у германских образцов), и делает салад саладом, хотя можно добавить сюда и ребро жесткости или «мыс» на его лицевую часть. Хотя известны варианты и специальных пехотных шлемов этого типа без забрала.

Давайте посмотрим на шлемы типа саллет и барбют, которые хранятся в музеях и, прежде всего, в Метраполитен-музее в Нью-Йорке, который обладает богатой коллекцией таких шлемов. И вот перед нами самый простой шлем саллет или салад, который от сервильера только тем и отличается, что имеет сзади назатыльник. Это шлем итальянский, произведен в Милане в 1470–80 гг. а вес его 1625 г.
С чем связано его появление? С тем, что именно в это время произошел решительный отказ от использования кольчуги в качестве основного средства защиты, пришедшийся как раз на первую половину ХV в. Ведь именно тогда появилось сразу несколько новых шлемов: бацинет – «бундхугель или «собачий шлем» и салле, саллет или салад (характерное название для русскоязычной литературы), ставший особенно популярным у германских рыцарей и оружейников.
Английские историки Д. Эдж и Д. Паддок сообщают, что эти шлемы впервые появились в Италии (где их называли селата) и даже указывают год – 1407, когда это случилось. Потом через Францию и Бургундию к 1420 г. они добрались до Германии и Англии, а уже десятилетие спустя сделались популярными уже по всем странам Западной Европы.
В конструкции салада весьма наглядно проявил себя творческий подход оружейников к усилению защиты головы и лица, без усложнения самой формы шлема. Поэтому он и получил форму полусферы, а для наблюдения прорези (или одну большую прорезь), и широкие поля, способные отвести в стороны направленные по нему удары. Ну, а далее начиналось самое интересное: если салад надеть, сдвинув на затылок, словно коринфский шлем из Древней Греции, то можно смотреть из-под него совершенно свободно. Но в бою его надевали на лицо поглубже, а для обзора использовали узкую поперечную щель. При этом та часть лица, где был нос, защищалась специальным выступом в форме буквы V, которым острия стрел и копий отбрасывались в стороны, а не вниз к шее. Кроме того, поскольку при этом шлем снизу был открыт, дышать в нем было намного легче, чем в закрытом бацинете или появившемся позднее шлеме армэ. Германские шлемы были весьма характерны из-за своего назатыльника, имевшего форму длинного вытянутого хвоста; а вот французские и итальянские своей формой больше всего были похожи на колокол.
Около 1490 года появился еще один тип, который назвали «черный салле», который либо красили в черный цвет, либо обтягивали вельветом (тоже черным, хотя цвет ткани роли не играл). Форма предличника, который выступал вперед острым углом, также была отлична от других образцов. Использовали этот шлем и конные воины, те же французские конные стрелки из лука, и рыцари, и даже имевшие доспехи пехотинцы. Понятно, что модники обтягивали его дорогими тканями, украшали вышивкой, а то и драгоценными камнями!
Правда, к концу ХV века шлемы такого типа стали уже довольно сильно различаться глубиной посадки на голову, поскольку пехотинцам глубоко сидевшие на голове шлемы, как у всадников, не требовались. Так как нижняя часть лица при его ношении оставалась открытой, оружейникам понадобилось ее защитить предличником, закрывавшем и подбородок, и шею, одновременно и спереди, и сзади, так как он состоял из передней и задней деталей, соединенных с кирасой.

Типичный германский салад с забралом, «хвостом» и предличником из Южной Германии:1480-90 гг. Музей Хиггинса. США.
Шлем салад был популярен и у пехоты, и среди рыцарей. Разница была в том, что последние довольно часто (хотя и не всегда) использовали варианты с небольшим забралом, а лучники и арбалетчики использовали варианты, оставлявшие лицо открытым, а салады, что носила обычная пехота, нередко имели еще и поля, которые делали их похожими на айзенхуты – «военные шляпы». Но салады с полями были в ходу и у рыцарей, а обтянутый тканью салад с открытым лицом использовался в качестве парадного шлема, который рыцари носили вне боя и в этом качестве был очень популярен.

«Саллет львиная голова»:1475–80 гг. Италия. Сталь, медь, золото, стекло, текстиль. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Так что, возникнув где-то в Италии, шлемы этого типа приобрели огромную популярность в первую очередь в Германии, где во второй половине XV века они стали чем-то вроде типичного германского шлема, ставшим характерной особенностью и готического доспеха, который, в общем-то, тоже ассоциируется с Германией. Ну, а позднее именно салад стал прототипом и знаменитой немецкой армейской каски.

Саллет с налобником франко-бургундского типа конца XV в. Считается, что сделан в Италии. Вес 1737 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Впрочем, помимо салада, пользовавшегося большой популярностью, как среди самых знатных рыцарей, так и среди самых бедных пехотинцев, и подобная же история произошла еще с одним шлемом, который также появился в Италии и также в конце XIV в., а именно – шлемом барбют. Свое название он получил от… торчавшей из него бороды, ведь «барба» — это «борода». Причина заключалась в его конструкции. Ведь это был по сути тот же «коринфский шлем» с Т-образной лицевой прорезью, в которую как раз борода и виднелась!
Барбют мастера Бернардино да Карнаго, Италия, Милан, ок.1475 г. Вес 2948 г.
Такое устройство облегчало дыхание и обзор. Такие шлемы в разных вариантах оказались опять-таки очень удобны, как для пехотинцев-латников, так и для стрелков – лучников и арбалетчиков, хотя использовали их также и рыцари. Например, именно барбютом укомплектованы итальянские доспехи 1450 года из Галереи искусств в Глазго. Очень широко подобные шлемы распространились в Венеции, где их чаще всего также носили арбалетчики и тяжеловооруженная венецианская пехота. Об этом в книге «Венецианская империя. 1200 – 1670», указал Д. Николь, который написал ее в соавторстве с известным историком и художником К. Ротеро. Интересно, что в Германии барбюты называли «итальянским саладом» или «итальянским бацинетом».

Салад-бацинет с забралом: 1500–10 гг. Германия. Вес 2461 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Таким образом, в течение всего ХV в. именно итальянские оружейники являлись законодателями военной рыцарской моды. Но случалось и так, что они сами включали в свои доспехи детали, заимствованные уже у германских мастеров, поскольку этого требовали их заказчики. В свою очередь торговые связи Германии и Италии, сходившиеся во Фландрии, дали толчок развитию собственного производства в Антверпене, Брюгге и Брюсселе, откуда затем достаточно дешевые доспехи в массовом количестве продавались в Англию.
«Саллет со щеками»: 1470–80 гг. Милан. Вес 2658 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Такие шлемы носили в основном пехотинцы. Арбалетчики и лучники.
Здесь, в Голландии получили распространение латы смешанных форм, подобные тем, которые сегодня мы видим на картине голландского художника Фридриха Херлина «Святой Георгий и дракон» (1460), где изображен рыцарь в типичных итальянских «экспортных» латах, но в шлеме салле типично германо-итальянского образца.
Фридрих Херлин.» Св. Георгий и дракон».Немецкий салад, между 1480 и 1490

Салады (единственное число — саллад/саллад от фр. salade, в свою очередь произошедшего от итал. celata; что любопытно в немецком языке итал. celata изначально транскрибировалось как нем. tschelede, но затем постепенно приобрело современный вид нем. Schaller, а в Испании итал. celata превратилось в исп. cabacete, впоследствии ставшем названием одноимённного шлема кабассет) — группа шлемов (конца XIV — начала XVI) ведущая своё происхождение от бацинетов, различных по форме (от похожих на каску, до похожих на шляпу), но имеющих в качестве общей черты наличие назатыльника (особенно длинного у германских салладов), а также продольного ребра жёсткости, нередко (но не обязательно) превращающегося в настоящий гребень. Есть вариант так называемого пехотного салада без забрала.

Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады носившиеся обычной пехотой нередко имели поля делавшие их похожими на айзенхуты. Тем не менее, салады с полями встречались и у рыцарей, а украшенный салад с открытым лицом был популярным парадным шлемом носившимся рыцарями вне боя.

Изначально возникнув в Италии, салады приобрели огромную популярность в Германии, став во второй половине XV века типичным германским шлемом, являющимся характерной чертой готического доспеха, тоже ассоциируемого с Германией. Впоследствии именно германские салады второй половины XV века, стали прототипами немецкой каски.

  • Болонский или Венецианский салад — другое название барбюта
  • Бургундский саллад — другое название бургуньета (NB: саллады Бургундии XV века не являются буругньетами)
  • Лукканский (или Луккский) саллад — использовавшееся в XIX веке общее именование название итальянских саладов
  • Татарский «саллад» — использовавшееся в XIX веке именование восточных шишаков (термин практически вышел из употребления)

  • Бувигер
  • Готический доспех
  • Реннцойг

Части средневековых доспехов

Gousset • Lamé • Рондель

Голова

Шлемы: Армет (разновидность Закрытый шлем) • Барбют • Норманнский шлем • Бацинет (разновидность Хундсгугель) • Бургиньот • Горшковый шлем (разновидности Большой шлем и Сахарная голова) • Гранд-бацинет • Ерихонка • Жабья голова • Железная шляпа • Кабассет • Капеллина • Мисюрка • Морион • Салад • Спангенхелм • Шелом • Шишак • Подшлемник • Черепник • Цервельер • Шапка бумажная
детали шлема: Личина • Наносник • Забрало (разновидность Откидной наподбородник) • Козырёк • Налобник • Гребень • Нашлемник (разновидности Султан • Нашлемная фигура • Яловец • Плюмаж) • Бурлет • Намёт • Нащёчники • Науши • Назатыльник

Шея

Бармица • Бувигер (разновидность Откидной наподбородник) • Горжет

Торс

тип доспеха: Бригантина (разновидность Куяк) • Кольчуга (разновидности Байдана • Панцирь • Хауберк) • Кольчато-пластинчатый (разновидности Бехтерец • Калантарь • Юшман) • Ламелляр • Ламинар • Латы • Поддоспешник • Стёганка (разновидности Дублет и Тегиляй) • Сюрко • Чешуя • Зерцальный доспех
детали защиты корпуса: Гульфик • Кираса • Кулет • Нагрудник • Набрюшник • Наспинник • Латная юбка • Зерцало • Упор для копья • Накрестник • Плакарт

Руки

Набицепсник • Рондели • Ламелярный наплечник • Наплечи • Налокотник • Наплечные щитки • Наручи • Бригантинный рукав • Шина • Неполные латы • Кольчужные перчатки • Кольчужные рукавицы • Чешуйчатые перчатки • Чешуйчатые рукавицы • Латные полурукавицы • Латные перчатки • Латные рукавицы

Ноги

Сабатоны • Кольчатые чулки • Набедренники • Набедренные щитки • Наколенники • Наголенники • Налядвянники • Поножи • Тонлеты • Бригантинная штанина • Шина • Неполные латы