Русский полярник адмирал 4 буквы

Анжу, Пётр Фёдорович

У этого термина существуют и другие значения, см. Анжу.

Пётр Фёдорович Анжу


Адмирал Пётр Фёдорович Анжу

Дата рождения

15 (26) февраля 1796

Место рождения

Вышний Волочек,
Тверская губерния,
Российская империя

Дата смерти

12 (24) октября 1869 (73 года)

Место смерти

Санкт-Петербург,
Российская империя

Принадлежность

Российская империя

Род войск

флот

Звание

адмирал

Командовал

фрегат «Екатерина»,
корабль «Фершампенуаз»,
Кронштадтский порт

Сражения/войны

Туркестанские походы,
Русско-турецкая война 1828—1829

Награды и премии

  • Орден Святого Владимира 4-й ст. (1824)
  • Орден Святой Анны 2-й ст. (1826)
  • Орден Святого Георгия 4-й ст. (1827)
  • Орден Святого Владимира 3-й ст. (1843)
  • Орден Святого Станислава 1-й ст. (1847)
  • Орден Святой Анны 1-й ст. (1856)
  • Орден Святого Владимира 2-й ст. (1863)
  • Орден Белого Орла (1865)

Медиафайлы на Викискладе

Пётр Фёдорович Анжу́ (15 (26) февраля 1796, Вышний Волочёк — 12 (24) октября 1869, Санкт-Петербург) — адмирал (1866), член совета Министра государственных имуществ, полярный исследователь.

Биография

Пётр Анжу родился 15 февраля 1796 или 1797 года в Вышнем Волочке Тверской губернии. Дед его — Андриан-Жан Анжу был выходцем из Франции, поселившимся в Москве во второй половине XVIII века, а отец (надворный советник Фёдор Андреевич Анжу), принявший российское подданство, служил по медицинской части. В семье также были старший брат Андрей и младшие сёстры: Мария и Александра.

Получив специальное образование в Морском кадетском корпусе, Анжу до лейтенантского чина ежегодно плавал на военных судах в Финском заливе, причём 12 июля 1815 года был произведён в мичманы.

В 1817 году сделал переход от Кронштадта до Кадиса, в эскадре капитана Моллера на фрегате «Автроил», проданном тогда же, в числе прочих судов эскадры, испанскому правительству.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе «Александра к коронованному пеликану» в конце 1819 — начале 1820 года.

Произведённый 1 января 1820 года в лейтенанты, Анжу в качестве начальника Усть-Янской полярной экспедиции, участвовал в 1820—1824 годах при описи части северного берега Сибири, с прилежащими к ней островами: Ляховскими, Котельным, Фаддеевским, Новою Сибирью и другими. Записки, ведённые им об этой экспедиции, и всё относящиеся до неё бумаги погибли в 1837 году при пожаре дома Анжу на Васильевском острове. Результаты этой экспедиции изложены в VII части «Записок Гидрографического департамента». Впервые на основании астрономически определённых пунктов экспедицией была снята точная карта северного побережья Сибири от Оленёка до Индигирки и было доказано, что на север от островов Котельного, Фаддеевского и Новой Сибири никакой земли не существует. Во время экспедиции он прошёл около 14 тысяч километров, показав, что опись берегов можно вести с моря и со льда в зимнее время, впервые изучил состояние льдов в море Лаптевых.

За понесённые в Сибирской экспедиции труды Анжу был произведён в капитан-лейтенанты, награждён орденом св. Владимира 4-й степени, прибавочным жалованьем по чину лейтенанта, а время пребывания в экспедиции положено считать двойной службой к получению ордена св. Георгия за морские кампании.

В 1825—1826 годах Анжу участвовал в военно-учёной экспедиции при описании северо-восточного берега Каспийского и западного берега Аральского морей под начальством полковника Ф. Ф. Берга, причём вместе с Загоскиным и Дюгамелем произвёл барометрическую нивелировку по направлению от Мёртвого Култука до залива Дуананы Кулама на западном берегу Аральского моря. Во время этой экспедиции Анжу неоднократно принимал участие в стычках с хивинцами и неподвластными России казахами. За нивелировку Аральского моря был награждён орденом св. Анны 2-й степени.

В 1827 году на корабле «Гангут» под командой капитана 2-го ранга Авинова, руководя действиями корабельной артиллерии, Анжу участвовал в Наваринском сражении, был ранен в голову, но оставался в строю до конца сражения, за что 21 декабря 1827 года награждён орденом св. Георгия 4-го класса (№ 4138 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова), годовым окладом жалованья и греческим орденом Спасителя золотого креста.

По возвращении из Архипелага был назначен командиром гардемаринской роты Морского кадетского корпуса, в декабре 1832 года был произведён в капитаны 2-го ранга.

С 1832 года командовал фрегатом «Екатерина» и с 1833 по 1842 год — кораблём «Фершампенуаз», в 1837 году — отрядом из трёх фрегатов в практическом плавании с гардемаринами. Произведённый в 1836 году в капитаны 1-го ранга, Анжу в 1843 году был награждён орденом св. Владимира 3-й степени.

Дом Петра Анжу в Ораниенбауме. Фото 2013 года

В 1844 году он был призван на административное поприще, на котором и окончил свою разнообразную деятельность в чине адмирала. Действительный член Русского географического общества с 19 сентября (1 октября) 1845 года.

Со времени производства в контр-адмиралы (26 марта 1844 года) Анжу последовательно занимал должности: капитана над Кронштадтским портом (до 1859 года), непременного члена Морского учёного комитета (с 6 декабря 1849 года), председателя Временного комитета для составления нового портового регламента и в учреждённом при Морском министерстве комитете по составлению положения о призах; директора департамента корабельных лесов (с 19 января 1855 года по 1 января 1860 года) и члена совета Министерства государственных имуществ (с 1 января 1860 года по 12 октября 1869 года). Анжу состоял, кроме того, почётным членом Морского учёного комитета.

6 декабря 1854 года произведён в вице-адмиралы и 1 января 1866 года в полные адмиралы.

Умер 12 октября 1869 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском евангелическом кладбище.

Семья

С 1828 года был женат на воспитаннице П. И. Рикорда Ксении Ивановне Логиновой (1807—1870), вдове английского путешественника, шотландского капитана лорда Джона Дундаса Кокрена (1793—1825). Их старший сын Пётр (1832—1876), также служил в российском военно-морском флоте и был известным гидрографом; кроме него в семье родились Людмила (1834—1897, замужем за бар. В. В. Штейнгейлем), Павел (умер в раннем детстве от золотухи), Александра (1839—1888, замужем за В. В. Нотбеком), Елизавета (1841—?), Фёдор (1842—1858), Иван (1844—1885), Екатерина (1847—1850) и Николай (1852—1900).

Награды

Среди прочих наград имел ордена Св. Станислава 1-й степени (1847 год), Св. Анны 1-й степени (26 августа 1856 года, императорская корона к этому ордену пожалована 17 апреля 1858 года), Св. Владимира 2-й степени (17 апреля 1863 года), Белого орла (21 июня 1865 года, за беспорочную выслугу 50 лет в офицерских чинах).

> Память

Имя Анжу присвоено северной группе Новосибирских островов (от Котельного до Новой Сибири).

Примечания

  1. АНЖУ Пётр Фёдорович • Большая российская энциклопедия
  2. В ряде источников, в том числе БСЭ, указан 1796 год, но скорее всего эта информация ошибочна и верным следует считать 1797 год, который указан на надгробном памятнике.
  3. 1 2 Генеалогии господ дворян, внесённых в родословную книгу Тверской губернии с 1787 по 1869 с алфавитным указателем и приложениями. / Составлена М. Чернявским
  4. Временный устав Русского географического общества. — СПб., 1845. — , 20 с.
  5. Мыс в Японском море назван в честь его сына, П. П. Анжу.

Литература

  • Анжу, Петр Фёдорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Анжу, Петр Фёдорович // Алжирские экспедиции — Аракчеев, граф, Алексей Андреевич. — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911. — С. 557—558. — (Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого ; 1911—1915, т. 2).
  • Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. — М.: Географгиз, 1954. — 476 с.
  • Пасецкий В. М. Петр Анжу. — М.: Географгиз, 1958. — 40 с. — Серия «Замечательные географы и путешественники».
  • Пасецкий В. М. Арктические путешествия россиян. — М.: Мысль, 1974. — 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — Часть 1. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — 606 с.: ил. — Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. — М.: Воениздат, 1953. — 672 с.
  • Саитов В. И. Петербургский некрополь. — Т. 1. — СПб., 1913
  • Список лицам, Главный морской штаб Е. И. В. составляющим, на 1866 год. — СПб., 1866
  • Степанов В. С., Григорович П. И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). — СПб., 1869
  • Анжу, Петр Фёдорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Аветисов Г.П. Пётр Анжу. Его мечта об исследовании Арктики сбылась. // С уважением к памяти. №1(101), январь 2017 г.

Ссылки

  • Очерк деятельности П. Ф. Анжу
  • Анжу, Петр Фёдорович // Иркипедия

Адмирал Петр Анжу – русский исследователь Арктики


220 лет назад родился Петр Анжу, выдающийся русский мореплаватель и полярный исследователь
Предки Анжу были протестантами, жившими во французской провинции Анжу, в Россию они перебрались из-за преследований со стороны католиков. В XVIII веке наша страна стала новым домом для беженцев из просвещенной Франции.
Петр Федорович родился 15 февраля 1797 года в Вышним Волочке в семье уездного врача. Семья давно обрусела и от других русских Петра Анжу отличала только фамилия. Начальное образование получил в частном пансионе, устроенном при столичном Морском корпусе. В свободное от занятий время Петя читал книги о дальних морских путешествиях, и директор пансиона Дмитрий Сорокин приносил любознательному мальчику сочинения о великих путешественниках и морских экспедициях. Направление будущей жизни было заложено в детском возрасте.
Естественно, что обучение Петр продолжил в Морском корпусе. Он учился вместе с Фердинандом Врангелем, Анжу и Врангель были лучшими на курсе. Уже тогда два друга решили заняться изучением Арктики – в начале XIX века этот регион был еще мало изучен, Великая Северная экспедиция под общим руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова обозначила лишь верхнюю границу материковой Евразии, а что находилось севернее, было неизвестно.
По окончании в 1815 году Морского корпуса Анжу с Врангелем были направлены на Балтийский флот. После пяти лет службы на Балтике мичман Федор Анжу был произведен в лейтенанты и назначен начальником Усть-Янской полярной экспедиции, в ее задачу входило описание северных берегов Сибири от реки Оленька до Индигирки. Примечательно, что Фердинанд Врангель получил назначение руководителя экспедиции, которая должна была исследовать территории к востоку от реки Индигирки.
Кроме того, перед отрядами стояла задача отыскать таинственную землю Санникова, она получила название по имени русского купца, утверждавшего, что видел эту землю.
В 1820-1824 годах отряд Анжу произвел опись побережья и островов Ляховских Большого и Малого, Котельного, Фаддеева, Новой Сибири, Семеновского и других, обследовал многочисленные реки, среди которых Лена, мысы, бухты и заливы. Земля Санникова, конечно же, мореплавателями обнаружена не была.
Русских путешественников по возвращению в Петербург лично принимал Александр I. Петр Анжу был произведен в капитан-лейтенанта и награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
В следующем году Петра Федоровича назначили в экспедицию полковника Федора Берга. Зимой 1825-1826 годов отряд исследовал северо-восточный берег Каспия, западный берег Аральского моря и произвел картографическую съемку в киргизских степях (территория современных Казахстана и Узбекистана).
За участие в этой экспедиции Петр Анжу был награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
После двух сухопутных экспедиций (большая часть исследований Устья-Янской экспедиции была произведена с суши), капитан-лейтенант Анжу получил назначение на корабль «Гангут», здесь он командовал корабельной артиллерией.
8 (20) октября 1827 года «Гангут» принял участие в знаменитом Наваринском сражении. Анжу во время боя получил контузию, но оставался в строю до конца, за что 21 декабря 1827 года награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
Еще 17 лет Петр Федорович служил в Балтийском флоте, 10 лет он был начальником порта в Кронштадте, здесь соорудил линию подводных защитных сооружений, препятствующих кораблям противника подойти к Санкт-Петербургу. Свою карьеру завершил на административном поприще в чине адмирала.

Скончался Петр Анжу 12 ноября 1849 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

Адмирал Колчак — исследователь Арктики

Колчак Александр Васильевич известен как флотоводец и политический деятель, но помимо общественной деятельности он являлся успешным полярным исследователем. Колчак родился в Санкт-Петербурге и после окончания гимназии в 1888 г. поступил в морское училище. Закончив обучение, Александр служил на военных кораблях, а при первой же возможности просил у вице-адмирала Макарова взять его на службу на ледокол “Ермак”, но команда ледокола была уже сформирована. Работы по океанографии проведенные Колчаком в плаваниях по Японскому и Желтому морям заинтересовали барона Эдуарда Толля, и тот пригласил молодого ученого присоединиться к экспедиции на шхуне “Заря”. Зверобойное судно “ Харальд Харфагер” было приобретено российским правительством в Норвегии и после небольшого ремонта переименовано в “Зарю”. При подготовке к экспедиции Колчак ездил в Норвегию и консультровался с Фритьофом Нансеном.

Русская Полярная экспедиция продлилась два года, и за это время была проделана огромная научная работа, но главная цель Толля — земля Санникова — так и не была найдена. Ближе к концу экспедиции Э. Толль предпринял поход на остров Беннета, но так и не вернулся. Колчак, вернувшись в Санкт-Петербург и заручившись поддержкой Академии наук, предпринял спасательную операцию. Он нашел место стоянки Толля, записки и дневники, но сама группа так и не была найдена. После Колчак участвовал в Русско-Японской войне, а по её окончании вернулся к научной работе, не переставая при этом грезить Арктикой. Генерал-майор Вилькицкий, зная заслуги Колчака как полярного исследователя, пригласил его в организуемую Вилькицким при поддержке правительства экспедицию по Северному Морскому пути на ледоколах “Таймыр” и “Вайгач”.

Колчак загорелся этой идеей и согласился не раздумывая, но пройдя от Владивостока до мыса Дежнева экспедиция двинулась назад из-за непроходимых льдов, а вернувшись во Владивосток Колчак получил приказ оставить практически не начавшуюся экспедицию и вернуться в Санкт-Петербург. За время первой мировой войны Колчак сделал военную карьеру и стал успешным флотоводцем, получив звание адмирала. Ну а дальше перспективному полярному исследователю было уже не до Арктики. В России началась гражданская война, Колчак целиком погрузился в военно-политическую деятельность, и несмотря на успехи никогда более не возвращался к науке и исследованиям Арктики.

История освоения российской Арктики

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в «Экспофоруме» начался V Международный арктический форум «Арктика — территория диалога».

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку по истории освоения Российской Арктики.

Российская Арктика — полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года.

Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам», то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск — первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других. Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

XIX — начало XX века

В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля. В 1873 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году был объявлен российской территорией. В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне — Полярный), а в 1916 году — Романов-на-Мурмане (ныне — Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем — Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года — Институт по изучению Севера, с 1958 года — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.

В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере — Чибьюское (Северный край, ныне — Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).

В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс». Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).

В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.

В 1962 году советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.

В 1996 году был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».

В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод «Ямал — Европа».

19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы «Приразломная». 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ».

«Огонек» представляет десятку путешественников, внесших наибольший вклад в исследования Арктики

Материал подготовлен информцентром ИД «Коммерсантъ»

Семен Челюскин (около 1700 — после 1760)

Семен Челюскин — выпускник основанной Петром I Московской школы математических и навигацких наук. В 1721 году начал службу на Балтийском флоте. С 1733-го принимал участие в Великой Северной экспедиции, сделал важные географические описания полуострова Таймыр. В 1741 году начал работу по сухопутному исследованию Таймыра, в ночь с 8 на 9 мая Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.

Харитон Лаптев (1700-1763)

Первое арктическое плавание лейтенант Балтийского флота Харитон Лаптев совершил в 1737-1739 годах в качестве командира дубель-шлюпки «Якутск». Его команда прошла морем из Лены в Енисей. В 1739-1742 годах он совершил еще несколько морских и сухопутных экспедиций, итогом которых стало картографирование Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.

Роберт Пири (1856-1920)

Свое первое арктическое путешествие лейтенант ВМС США Роберт Эдвин Пири совершил в 1886 году, предприняв неудачную попытку пересечь Гренландию на собачьих упряжках. Вскоре Пири удалось найти спонсоров, которые позволили ему более основательно подготовиться, и 6 апреля 1909 года он, как принято считать, стал первым человеком, достигшим Северного полюса. Стоит, правда, отметить, что в экспедиции его сопровождали чернокожий помощник Мэтью Хэнсон и группа эскимосов.

Фритьоф Нансен (1861-1930)

Страсть к исследованию Арктики норвежец Фритьоф Нансен приобрел в 20-летнем возрасте после плавания по Северному Ледовитому океану на судне тюленепромышленной компании «Викинг». В 1888 году он первым пересек Гренландию с востока на запад, пройдя около 660 км и став героем Норвегии. В 1892-1896 годах на судне «Фрам» исследовал Северный Ледовитый океан в районе Новой Земли. В 1906-м Нансен занялся общественной деятельностью и политикой. В 1922 году его удостоили Нобелевской премии мира.

Руаль Амундсен (1872-1928)

Руаль Амундсен

В 1903-1906 годах сын норвежских судостроителей Руаль Амундсен впервые прошел на небольшом промысловом судне «Йоа» северо-западным проходом от Гренландии к Аляске. Всю оставшуюся жизнь он посвятил исследованию Арктики и Антарктики, став первым, кто побывал на обоих полюсах Земли. Амундсен погиб в 1928 году при попытке разыскать экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия». Его гидросамолет «Латам» разбился в Баренцевом море.

Александр Колчак (1874-1920)

Александр Колчак, один из самых известных деятелей Белого движения, прославился и как исследователь Арктики. В 1900-1902 годах на шхуне «Заря» он участвовал в экспедиции к Новосибирским островам, его именем был назван один из этих островов и мыс в Карском море. В 1906 году Колчак опубликовал ряд специальных работ, в частности книгу «Лед Карского и Сибирского морей». Также участвовал в подготовке гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Ян Нагурский (1888-1976)

В 1914 году морское министерство России начало работы по поиску пропавших арктических экспедиций Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова. Было предложено вести разведку с воздуха. В августе-сентябре выходец из семьи польского мельника, поручик Ян Нагурский на французском биплане Farman MF-11 впервые в мире совершил пять полярных полетов в районе Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Следов экспедиций ему обнаружить не удалось, зато он смог поправить карты местности.

Отто Шмидт (1891-1956)

Отто Шмидт — один из самых известных советских исследователей Арктики. В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа. В 1932 году экспедиция на ледоколе «Сибиряков» под руководством Шмидта впервые сумела за один навигационный период перейти из Архангельска в Тихий океан. В 1933-1934 годах он руководил плаванием на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути. В 1937 году Шмидт организовал создание первой дрейфующей станции «Северный полюс».

Иван Папанин (1894-1986)

Иван Папанин

Фото: РГАКФД/Росинформ

Иван Папанин — дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук. В 1932-1933 годах был начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 1934-1935 годах — на мысе Челюскина. В 1937-1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». С 1939 по 1948 год был начальником Главсевморпути. Научную работу вел до 1972 года. Именем Папанина названы мыс на Таймыре, остров на Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.

Артур Чилингаров (род. 1939)

В 2007 году во время «высокоширотной арктической глубоководной экспедиции» под руководством Артура Чилингарова в точке Северного полюса на дне моря с помощью глубоководных аппаратов «Мир» был установлен металлический флаг России. Там же была заложена капсула с посланием потомкам и флагом партии «Единая Россия». В мире этот символический жест расценили как возврат в борьбе за богатства Арктики к временам колониализма, а в Москве за него Чилингарову вручили Звезду Героя России.

В следующем номере: 10 громких покупок футбольных клубов иностранцами