РБУ 12000 удав

РБУ-6000

У этого термина существуют и другие значения, см. РБУ.

РБУ-6000 Характеристики установки

Индекс пусковой установки

«Смерч-2»

Индекс бомбы

РГБ-60

Калибр, мм

Число стволов

Дальность стрельбы, м

6000 м

Скорострельность в залпе, выстр/мин

2,4

Длина установки, мм

Ширина установки, мм

Высота установки, мм

Масса бомбомётной установки, кг

Углы обстрела

Угол ВН, град

— 90 — +65

Угол ГН, град

0 — 180

Характеристики бомбы

Масса бомбы, кг

119,5

Скорость полёта бомбы, м/с

Скорость погружения в воде, м/с

11,6

Глубина погружения, м

Дальность стрельбы, м

6000 м

РБУ-6000 (сокр. от «Реактивно-бомбомётная установка-6000», наименование — «Смерч-2») — советский реактивный морской бомбомёт со стационарной наводящейся в двух плоскостях установкой с двенадцатью радиально расположенными стволами. Предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника.

Реактивно-бомбомётная система была разработана Московским НИИ теплотехники (главный конструктор В. А. Масталыгин), принята на вооружение ВМФ СССР в 1961 году. Производство было организовано на заводе № 9.

Система «Смерч-2» имеет дистанционно наводящуюся пусковую установку РБУ-6000, заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-60 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер». Система ПУСБ «Буря» управляет огнём до четырех РБУ-6000. Время реакции с момента обнаружения подводной лодки до начала стрельбы 1-2 минуты.

Под установкой в подпалубном помещении размещается погреб с глубинными бомбами. Заряжание и разряжание пакета стволов производится с помощью заряжающего устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. Выход обслуживающего персонала на палубу для этой цели не требуется. После заряжания последнего ствола РБУ автоматически возвращается в режим наведения. После израсходования всех бомб она также автоматически переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного ствола по курсовому углу.

Предельные углы наведения РБУ-6000 в вертикальной плоскости −15°, +60°; в горизонтальной плоскости по курсовому углу — от 0 до +180°. Скорость приводов наведения в автоматическом режиме 30 град/с, в ручном — 4 град/с. Боевое применение установки возможно при волнении моря до 8 баллов.

На кораблях различных проектов целеуказание установкам РБУ-6000 вместо ПУСБ «Буря» могло также осуществляться от комплекса приборов управления стрельбой противолодочным оружием «Пурга», корабельных ГАС или от системы «Дозор — Тюльпан». От ГАС пеленг и дистанция до подводной лодки передавались в систему ПУСБ, которая вырабатывала углы горизонтального и вертикального наведения РБУ.

Электрические силовые приводы наводят установку на цель по непрерывно вычисляемым углам и удерживают на этих углах при стрельбе..

Примечания

  1. 1 2 Заболоцкий В., Костриченко В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61. — М.: Военная книга, 2005. — С. 21. — 192 с.
  2. Сайт завода-изготовителя Архивировано 29 июля 2012 года.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2»


Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 на СКР «Пытливый» (фото А.Бричевский, 30 июля 2006 г.)

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2»

Разработчик: МИТ (Россия)

РБУ-6000 является последним рубежом обороны корабля и используется для уничтожения подводных лодок, торпед и диверсантов.

Противолодочная система получает целеуказание от корабельных гидроакустических станций, автоматически вырабатывающую углы горизонтального и вертикального наведения реактивного бомбомета. Персонал РБУ-6000 задает значения глубины взрыва бомб, а также режим ведения огня — залповый или одиночный.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с 12 радиально расположенными стволами. Под установкой в подпалубном помещении располагается погреб с глубинными бомбами, заряжание и разряжание пакета стволов производится автоматически, с помощью заряжающего устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. Выход обслуживающего персонала на палубу для этой цели не требуется.

Модификации:

  • РПК-8 «Запад» — ракетный противолодочный комплекс на базе «Смерч-2» с ракетой 90Р1 + изменена стартовая цепь запуска двигателя + новая система автоматизированного заряжения пусковой установки + новая система управления стрельбой + новые баллистические зависимости + новые режимы стрельбы по подводной лодке и торпеде + новая ГСН + кумулятивная БЧ + 19 кг. ВВ в БЧ + ракета 90Р с отделяемым после приводнения самонаводящимся гравитационным подводным снарядом.

Характеристики:

  • Калибр — 212 мм.;
  • Длинна — 2 м.;
  • Ширина — 2,25 м.;
  • Вес — 3,1 т.;
  • ПУ — 12 стволов;
  • Скорострельность — 2,4 выстрела в секунду (12 стволов);
  • Боеприпасы — глубинные мины РГБ-60 и РГБ-10, ракета 90Р1;
  • Дистанция стрельбы — 300 — 5800 м. (до 450 м. по глубине) глубинными бомбами РГБ-60 и 300 — 4300 м. (до 1000 м. по глубине) ракетой 90Р1;
  • Время реакции с момента обнаружения подводной лодки или торпеды до начала стрельбы — 1 — 2 мин.
  • Предельные углы наведения в вертикальной плоскости -15 — +60 град.;
  • Предельные углы наведения в горизонтальной плоскости — 0 — +180 град;
  • Скорость приводов наведения в автоматическом режиме — 30 град/сек.;
  • Скорость приводов наведения в ручном режиме — 4 град/сек.;
  • Боевое применение возможно при волнении — 8 баллов.

К концу третьего года Второй мировой войны тактика боевых действий бронетехники Германия в условиях городов и крупных населенных пунктов потребовала пересмотра. Это касалось и самоходных установок, в том числе крупнокалиберных. Оказалось, что такие САУ не были достаточно защищены броней от воздействия противника, особенно при осуществлении ближней огневой поддержки, а их снаряды не обладали необходимой разрушительной силой, ведя огонь по вражеским укреплениям опорных пунктов обороны. Потребовались орудия большего калибра с усиленной защитой и соответствующие им шасси.

К 1943 г. в Вермахте имелись самоходные штурмовые 150-мм орудия. Это самоходная артиллерийская установка StuIG 33В (Sd.Kfz.141) на базе среднего танка PzKpfw III массой 22,5 т, вооруженная тяжелой пехотной гаубицей 15ст siG 33, а также САУ Sturmpanzer IV Brummbaer (Sd.Kfz.166) на базе среднего танка PzKpfw IV массой 28,2 т с гаубицей StuH 43. Однако немецкое командование посчитало калибр их орудий недостаточным для действий в городских условиях и подавления крупных узлов сопротивления противника. С конца 1942 г. началась разработка штурмовой установки с орудием большего калибра на базе тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр». Считается, что указание на составление ее проекта дал лично Гитлер.

Было решено установить на шасси танка 380-мм реактивный бомбомет Raketenwerfer 61 под названием Great 562.

Это орудие проектировалось для кораблей военно-морского флота, но по разным причинам не было принято на их вооружение. Окончательный проект САУ, переданный на рассмотрение военному руководству 5 августа 1943 г., был одобрен. Машина получила название 38 cm RW61 auf Stum (panzer) Moeser Tiger (StuM RM 61 L/5), или «Штурмтигер».

Изготовление установок поручили фирме «Алкетт», размещенной в восточном Берлине (район Шпандау). 20 октября того же года на полигоне в Арисе в Восточной Пруссии первый прототип показали Гитлеру. После удачных испытаний решили приступить к серийному производству http://mir-faleristiki.ru/catalog/mvd-i-siloviki-znaki/frachnik-shtabnye-podrazdeleniya-mvd-rossii.html с планом десять единиц в месяц. Однако их изготовление мешало выпуску танков «Тигр», поэтому в сентябре 1944 г. собрали всего десять машин, еще восемь – до конца года. При этом использовали только шасси танков, пришедших с фронта на капитальный ремонт. Были трудности и с выпуском ракет к бомбомету. Из заказанных 1400 (с доставкой на боевые позиции 317) машин изготовили лишь 397.

Бронезащитность САУ «Штурмтигр»

Штурмовая самоходная установка «Штурмтигр»

1 – 380-мм ствол бомбомета; 2 – рубка: 3 – амбразура; 4 – подъемный кран; 5 – ведомое колесо; 6 – опорный каток; 7 – ведущее колесо; 8 – броневой кожух; 9 – шаровая опора ствола; 10 – люк загрузки; 11 – жалюзи двигателя; 12 – люк командира; 13 – смотровой прибор; 14 – 7,92-мм пулемет; 15 – прицел наводчика; 16 – дополнительная лобовая плита; 17 – кожухи выхлопных труб; 18 – кормовой люк; 19 – антенна радиостанции

Шасси «Тигра» при изготовления САУ почти не подвергались изменениям. Борта, ходовая часть оставались прежними. Удалялась лишь часть подбашенной коробки и срезались верхний и средний лобовые листы для размещения рубки, имевшей прямоугольную «коробчатую» форму. Она устанавливалась прямо на шасси и крепилась к корпусу машины болтами. Изготовлялась рубка из катаных хромоникилевых броневых плит, сваренных между собой.

Компоновка САУ не отличалась от танковой. Двигатель располагался в кормовой части, трансмиссионное отделение – впереди, отделения управления и боевое – совмещены в средней части – в рубке. В ее крыше находился двустворчатый люк для выхода экипажа и загрузки боекомплекта. Кроме того, экипаж мог в крайних случаях выходить и через кормовой люк в рубке. Имелись также всевозможные люки и лючки для доступа к двигателю и его системам. Хуже дело обстояло с обслуживанием трансмиссии: для этого из-за перекрытия передней части шасси рубкой приходилось снимать ее всю.

Бомбомет Raketenwerfer 61, установленный на САУ, являлся короткоствольным казнозарядным орудием с длиной ствола 5,4 клб; разрабатывался фирмой «Рейнметалл» в Дюссельдорфе. Он должен был применяться на флоте с целью бомбардирования района обнаружения подводной лодки. Небольшая длина ствола оправдывалась ведением огня по навесным траекториям мощными снарядами с большими зарядами боевых частей.

Бомбомет на «Штурмтигре» размещался в лобовой плите рубки в шаровой опоре, что позволяло наводить его в горизонтальной плоскости на ±10° в обе стороны, а по вертикали только вверх до 85°. Ствол его снаружи имел мощную броневую маску, а опора прикрывалась еще и специальным броневым кожухом.

Орудие заряжалось экипажем вручную, что создавало для него немалые трудности, так как масса 380-мм фугасных снарядов составляла 351 кг. Ввиду этого в рубке имелась ручная лебедка-тельфер, перемещавшаяся по рельсам на ее крыше. Снаряд укладывался на длинный лоток, находившийся перед казенником. Затем усилиями расчета он досылался в казенник, причем само орудие при этом следовало возвращать в строго горизонтальное положение. Но снаряд имел еще и направляющие выступы, которые должны были строго входить в нарезы ствола. Если и те. и другие не совпадали, то снаряд проворачивали с помощью специального распашного ключа до необходимого угла. После этого замок орудия закрывался. На серийных машинах в стволе орудия имелось 36 нарезов.

В заряжании орудия участвовали четыре члена расчета, кроме механика-водителя; заряжание одного снаряда занимало около 10 минут. Такова была и скорострельность бомбомета.

Следует обратить внимание на то, что орудие не имело механизмов отката, которые бы могли занять больший объем рубки из-за чрезвычайно мощной отдачи при выстреле. Из-за этого конструкторам пришлось применить некоторую тонкость, которая «снимала» отдачу, заключавшуюся в следующем. Снаряды орудия были активно-реактивные и имели значительный метательный заряд. Конструкторы решили между снарядом, размещенным в казеннике, и замком оставить 15-мм зазор, связав его с широкими каналами в кожухе ствола. Ударив в мощную плиту замка толщиной 65 мм, пороховые газы при выстреле устремлялись по этим каналам в дульную часть и выбрасывались наружу через газовыводные отверстия. Таким образом гасилась значительная часть отдачи.

Схема погашения отдачи

1 – казенная часть бомбомета; 2 – снаряд; 3 – цапфа; 4 – канал отвода пороховых газов; 5 – кожух; 6 – ствол; 7 – зазор 15 мм; 8 – замок с 65-мм плитой.

Снаряд, получив некоторое вращение с помощью нарезов ствола, выстреливался с начальной скоростью около 40 м/с. С помощью маршевого твердотопливного двигателями он затем разгонялся до 250 м/с, получая при этом основное круговое вращение через 32 донных наклонных сопла.

Длина фугасного снаряда (ракеты) Raketen Sprenggranate равнялась 1481 мм. В его боевой части размещалось 135 кг взрывчатого вещества -тротила. При возвышении ствола на 85° дальность стрельбы составляла около 6 км. В зависимости от дистанции огня один из членов расчета еще до заряжания орудия устанавливал взрыватель снаряда на заданное время полета в интервале от 0,5 до 12 с.

Для закладки боекомплекта в корпус машины использовался специальный подъемный кран, устанавливаемый на крыше рубки. С его помощью снаряды опускались в боевое отделение. Их загружалось 14; из них одним сразу заряжался бомбомет, второй размещался на лотке, остальные с помощью лебедки-тельфера раскладывались вдоль бортов рубки.

Наведение орудия на цель проводилось с помощью прицела РАК ZF с трехкратным увеличением и полем зрения 8°.

По некоторым сведениям, с 1944 г. немецкие специалисты вели разработку кумулятивной ракеты Raketen Hohla-dungsgranate массой 345 кг. Ее предполагалось использовать для поражения бетонных долговременных укреплений с толщиной укрытия до 2,5 м, но в войска она так и не поступила.

Для обороны в ближнем бою машину снарядили 7.92-мм пулеметом MG 34, с телескопическим прицелом KZF-2. Пулемет находился справа в шаровой опоре лобового листа рубки. Его боекомплект состоял из 600 патронов, заправленных в четыре ленты. Кроме того, на крыше рубки установили 90-мм казнозарядный гранатомет NbK 39, который мог вести стрельбу осколочными или дымовыми минами. Экипаж имел пистолеты-пулеметы МР-40, для такого случая в бортах рубки были проделаны амбразуры.

Установка ствола бомбомета в лобовой плите корпуса. Видны шаровая опора, мощная броневая маска орудия, броневой кожух, прикрывающий ствол

Из средств наблюдения за местностью и полем боя у командира машины имелся стереоскопический наблюдательный прибор Sf 14Z в крыше рубки. Механик-водитель довольствовался также стереоскопическим прибором Pak ZEC-42.

Поскольку «Штурмтигр» переоборудовался из тяжелого танка «Тигр», то на нем так и остался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 210P45 жидкостного охлаждения мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин; рабочий его объем – 23 095 см3. Трансмиссия также была идентичной с восьмиступенчатой коробкой передач, обеспечивавшей восемь скоростей вперед и четыре – назад; она снабжалась полуавтоматическим гидравлическим сервоприводом.

В ходовой части с каждого борта находились 24 опорных катка диаметром по 800 мм. расположенных в шахматном порядке по два попарно на каждой из восьми осей; они имели торсионную подвеску. Ведущее колесо – переднего расположения. Мелкозвенчатые гусеничные ленты состояли из 96 траков шириной 725 мм, шаг – 130 мм.

Вид САУ сзади. На корме – литые кожухи выхлопных труб двигателя. Опорные катки ходовой части расположены в шахматном порядке – их 24 на восьми осях на борт

Несмотря на то, что масса САУ повысилась на 10 т по сравнению с танком (масса «Тигра» Е – 57 т) и составляла 66 т, максимальная скорость машины осталась почти прежней – по шоссе доходила до 38 км/ч (у «Тигра» – 40 км/ч), по проселку – до 16 км/ч. Четыре бака, размещенных по бортам двигательного отсека, вмещали 534 л топлива, что обеспечивало запас хода по шоссе до 100 км и по пересеченной местности -до 60 км.

Габариты корпуса изменились незначительно (для танка длина с пушкой составляла 8450 мм, а для установки -6280 мм).

Экипаж установки, как и у «Тигра», -пять человек: механик-водитель, радист-стрелок, наводчик, два заряжающих, командир.

Радиостанция осталась прежней -FuG 5 с дальностью действия 4 – 8 км.

1 августа 1944 г. началось известное Варшавское восстание польских патриотов против немецко-фашистских оккупантов, длившееся до 2 октября. Именно к этому времени закончились полигонные испытания прототипа «Штурмтигра» и немцы решили продолжить их в восставшей Варшаве. К середине месяца этот прототип вместе с первым серийным образцом прибыл к месту назначения, они открыли огонь по городским кварталам, показав, по утверждениям специалистов, «удовлетворительные результаты».

Снаряд с лотка перемещен в казенник. С помощью специального распашного ключа ему придают угол поворота, необходимый для входа его направляющих выступов в нарезы ствола

Осенью 1944 г. в Вермахте были сформированы четыре роты штурмовых минометов, на вооружении которых находились «Штурмтигры». Рота состояла из двух взводов по две установки в каждом. Три из них участвовали в боевых действиях.

Первая из них – 1000-я рота с тремя САУ была отправлена на Западный фронт в Арденны и придана 15-й армии, где она должна была участвовать в боевых действиях против войск союзников, в частности, в намечавшемся штурме Льежа. Однако две из машин быстро вышли из-за различных поломок из строя.

Другая рота – 1001-я – в ноябре также поступила на Западный фронт в 15-ю армию. Ее установки, как оказалось, весьма успешно вели разрушительный огонь по укреплениям занятой союзниками «Линии Зигфрида», а также действовали против танковых колонн. Три машины при отступлении немцев в марте 1945 г. были переправлены за Рейн. Однако все они вскоре были захвачены американцами.

«Штурмтигр», подорванный своим экипажем при отступлении. Перед установкой вырванный взрывом изнутри ствол бомбомета. 1944 г., район Миндана, Германия

Создана была также еще 1002-я рота, в составе которой имелось шесть машин. С января она была развернута на позициях в районе Рейхсвальда (Северный Рейн – Вестфалия), затем отступала вместе с войсками за Рейн, теряя установки одну за другой.

Военные специалисты неоднозначно оценивали возможности САУ «Штурмтигр», отметив, однако, что они не оказали какого-либо заметного влияния на ход войны прежде всего из-за своей малочисленности. Необычная для САУ огневая мощь 380-мм снарядов и малоуязвимая броневая защищенность сводились на нет низкой точностью, сверхмалой скорострельностью, частыми поломками ходовой части. Видимо, последнее привело к тому, что такие бомбометы не были в дальнейшем больше повторены ни одной страной.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ БОМБОМЕТА STUM RM 61

Калибр, мм 380

Длина ствола, клб 5.4

Масса снаряда, кг 351

Длина снаряда, мм 1481

Масса взрывчатою вещества, кі 135

Двигательный отсек, мм 550

Скорость полета снаряда, м/с:

дульная 40

маршевая 250

Дальность стрельбы, м 6000

Скорострельность, выстр один в 10 мин

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САУ STURMTIGER

Боевая масса, кг…………………………..66 000

Экипаж, чел………………………………………..5

Длина, мм………………………………………6280

Ширина, мм …………………………………..3570

Высота, мм…………………………………….2850

Клиренс, мм …………………………………….470

Бронезашита корпуса, мм:

лобовая часть…………………………62… 150

корма корпуса ………………………….62…82

крыша…………………………………………….28

днище …………………………………………….28

Бронезащита рубки, мм:

лобовая часть………………………………..150

борта………………………………………………82

корма………………………………………………82

крыша…………………………………………….40

Вооружение ………….380-мм StuM RM61.

пулемет 7,92-мм MG-34, 90-мм гранатомет

Боекомплект, шт. выстрелов калибра

380-мм – 14, патронов калибра 7,92 мм – 600

Углы наведения, град.:

вертикальные………………………………+ 85

горизонтальные……………………………±10

Дальность стрельбы, м …………………..6000

Двигатель……………………12-цилиндровый

карбюраторный «Майбах» HL210Р45, мощность 700 л.с.

Скорость, км/ч:

по шоссе…………………………………………38

по проселку…………………………………….16

Объем топливных баков, л ……………….534

Запас хода, км:

РБУ-12000

У этого термина существуют и другие значения, см. РБУ. У этого термина существуют и другие значения, см. Удав.

РБУ-12000


Стрельба из РБУ-12000 («Удав») во время испытаний ТАКР «Баку», 1987 год

Характеристики установки

Индекс бомбы

реактивные снаряды 111СГ, реактивные глубинные бомбы 111СЗ и реактивные снаряды помех 111SO

Калибр, мм

Число стволов

Дальность стрельбы, м

3000 м

Масса бомбомётной установки, кг

Углы обстрела

Характеристики бомбы

Масса бомбы, кг

196—250

Глубина погружения, м

Дальность стрельбы, м

3000 м

РБУ-12000 шифр «Удав» — советский реактивный комплекс противоторпедной защиты. Представляет собой реактивный бомбомёт со стационарной наводящейся в двух плоскостях пусковой установкой, имеющей десять радиально размещённых стволов. Предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника. Может также использоваться для поражения подводных диверсионных сил и средств. Стоит на вооружении Военно-Морского Флота Российской Федерации

Описание

Одним залпом комплекса «Удав-1М» с вероятностью 0,9 обеспечивается срыв атаки прямоидущей торпеды и с вероятностью 0,76 — самонаводящейся торпеды. Столь высокая эффективность комплекса обеспечивается постановкой на траектории движения торпеды нескольких «дрейфующих завес», создаваемых различными типами реактивных снарядов.

Реализованный в комплексе способ программной автоматической стрельбы реактивными снарядами разного назначения обеспечивает создание высокоэффективной эшелонированной системы защиты кораблей от атакующей торпеды. Особенность комплекса заключается в том, что в одном залпе производится пуск различных типов реактивных снарядов на рассчитанную для них дальность. Первый рубеж обороны формируют два снаряда-отводителя, с помощью которых ставятся четыре ложные цели. При захвате ложной цели торпеда уходит с атакующей траектории и совершает движение с наведением на ложные цели до полной остановки своего двигателя. При «прорыве» первого эшелона защиты корабля торпеду встречает «дрейфующее» минное поле, установленное снарядами-заградителями. Прохождение торпеды через зону поражения снаряда-заградителя приводит к её разрушению. При прорыве первого и второго эшелона защиты корабля производится залп глубинными снарядами на поражение.

Состав комплекса: реактивные снаряды (отводитель и заградительно-глубинный), пусковая установка, устройство подачи, приборы управления стрельбой.

Использование

Установлены на следующих типах кораблей:

  • Адмирал флота Советского Союза Кузнецов (авианесущий крейсер)
  • Крейсера проекта 1144
  • Большие противолодочные корабли проекта 1155
  • Энциклопедия кораблей: Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1М»
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Читать онлайн «Эволюция противолодочных систем отечественных кораблей» автора Карякин Леонид — RuLit — Страница 4

Противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1»

Так как эффективность существовавших РБУ в борьбе с торпедами в ближней зоне не вполне удовлетворяла ВМФ, почти параллельно с вышеупомянутой разработкой с середины 1970-х гг. в НПО «Сплав» проектировался специализированный противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1» (имел также обозначение РБУ-12000). Он состоял из десятиствольной стабилизированной пусковой установки КТ-153М, приборов управления стрельбой 111ПМ, устройства заряжания и подачи конвейерного типа 111УПМ и имел в боекомплекте три вида боеприпасов: снаряд-отводитель 111СО, снаряд-заградитель 111СЗ и глубинный снаряд 111СГ (масса ВВ 80 кг). Дальность стрельбы составляла от 100 до 3000 м, глубина применения – до 600 м. По расчетам, одним залпом комплекса с вероятностью 0,9 обеспечивается срыв атаки прямоидущей торпеды и с вероятностью 0,76 – самонаводящейся торпеды. Помимо противоторпедной защиты «Удав-1» также мог использоваться для уничтожения подводных лодок и подводных диверсионных сил и средств противника. После длительной разработки его приняли на вооружение ВМФ согласно постановлению СМ СССР от 27 декабря 1986 года.

Стоит отметить, что практический опыт учений к тому времени показал, что на эффективность противоторпедной защиты наибольшее влияние оказывают не характеристики огневых средств поражения, а точность и своевременность выдачи целеуказания, то есть основным звеном в этой цепочке являются системы обнаружения. Зарубежные специалисты давно придерживались именно такого взгляда, поэтому в иностранных флотах, как правило, в ПТЗ предпочитались средства гидроакустического противодействия, эффективность которых не зависит от средств обнаружения. Тем не менее, такие средства, представленные созданием различных помех и отвлекающих ловушек, малоэффективны против торпед с системами наведения на кильватерную струю, поэтому само по себе создание в СССР комплексов активной ПТЗ являлось крупным научным достижением, до сих пор не превзойденным в мировой практике.

Комплекс «Удав-1» получили на вооружение атомные ракетные крейсеры пр.11442, большой противолодочный корабль пр.11551, авианесущий крейсер пр.11435 (а также планировалось установить его на последующие, так и не достроенные, проекты 11436 и 11437). Работа комплекса обеспечивается гидроакустической станцией обнаружения торпед и построена на принципе постановки на пути следования атакующей торпеды нескольких «дрейфующих завес» различных типов. Так, «завеса» из реактивных снарядов-отводителей создает гидроакустическую ложную цель, воздействующую на систему самонаведения торпеды, «завеса» из снарядов-заградителей применяется для дистанционного минирования водного участка на пути движения торпеды с ее подрывом, а при прорыве торпедой указанных двух завес производится стрельба глубинными снарядами на поражение. 2 ноября 2001 года согласно приказу Главкома ВМФ России на вооружение был принят модернизированный комплекс «Удав-1М». Для него вместо глубинного снаряда и снаряда-заградителя был разработан единый универсальный заградительно-глубинный снаряд 111СЗГ, выполняющий одну из двух задач в зависимости от способа применения, а также новый снаряд-отводитель 111СО2.

Специальный «Пакет»

Стрельба комплекса «Пакет-НК»

Малогабаритная торпеда МТТ

Дальнейшее развитие отечественных противоторпедных систем вылилось в создание принципиально нового комплекса «Пакет-НК», разработанного ГНПП «Регион» совместно НИИ «Мортеплотехники». В его основе лежит опыт создания авиационных реактивных торпед, то есть эволюция классических РБУ как средства ПЛО и ПТЗ к настоящему времени фактически завершилась.

Комплекс «Пакет-НК» предназначен для уничтожения подводных лодок и торпед в ближней зоне и состоит из автоматизированной системы управления, гидроакустической станции целеуказания «Пакет-А», пусковых установок и малогабаритных торпед двух типов. Тепловая малогабаритная торпеда МТТ калибра 324 мм с двухплоскостной акустической системой самонаведения предназначена для уничтожения подводных лодок на глубинах до 600 м, имеет дальность хода до 20 км, скорость до 50 узлов (в режиме поиска 30 узлов) и массу ВВ 60 кг. Реактивная противоторпеда АТ такого же калибра предназначена для уничтожения торпед, атакующих корабль на дальностях до 1400 м и глубинах до 800 м. Она имеет скорость хода 50 уз, массу ВВ боевой части 80 кг и оснащена акустической системой самонаведения на конечном участке и инерциальной на начальном. Унифицированная пусковая установка СМ-588 модульного типа имеет наведение по азимуту и может комплектоваться одной, двумя, четырьмя или восемью пусковыми трубами. Обнаружение, классификация и определение параметров движения атакующих корабль торпед и подводных лодок, а также выработка целеуказания по данным корабельных гидроакустических средств, предстартовая подготовка, ввод данных в бортовую систему МТТ и АТ, управление пусковыми установками производится комплексом автоматически. Выстрел производится пороховым аккумулятором давления.

В 2010 году комплекс «Пакет-НК» был принят на вооружение ВМФ России и к 2011-2012 гг. ожидается его серийная поставка для оснащения перспективных эсминцев пр.20380 и фрегатов пр.22350.

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Как уже упоминалось, с появлением в 1950-х годах атомных подводных лодок потребовались новые системы вооружения, способные поражать подводные цели на большой дальности. В СССР работы в этом направлении были начаты согласно постановлению Совета Министров от 13 октября 1960 года, которое, помимо всего прочего, предусматривало создание новых управляемых ракетных комплексов для вооружения надводных кораблей и ПЛ. Особую тревогу у советского руководства вызывали американские атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами «Поларис А-1», способные наносить из-под воды удары по промышленным и военным объектам на территории СССР. Это заставило серьезно задуматься об организации противолодочной обороны (ПЛО), на что были брошены значительные средства.

Надо сказать, что этот период совпал с переменой взглядов руководства на роль Военно-Морского флота: из строя начали активно выводиться крупные артиллерийские корабли, а взамен строились оснащенные первыми противокорабельными и зенитными управляемыми ракетами эсминцы, а также противолодочные вертолетоносцы и большие противолодочные корабли. Последние предназначались специально для слежения в Мировом океане за ракетными подводными лодками ВМС западных стран для их последующего уничтожения в случае войны. Оснащение таких кораблей противолодочными ракетными комплексами позволяло не только увеличить досягаемость огневого воздействия, но и значительно сократить время доставки боеприпаса в район подводной цели по сравнению с противолодочными торпедами, имеющими значительно меньшую скорость и дальность хода.

Год принятия на вооружение 1970.

Общим и существенным недостатком реактивных бомбометов, разработанных и принятых на вооружение ВМФ в первое послевоенное десятилетие, являлось их ручное заряжание, затруднявшее многоразовое использование бомбометов в свежую погоду и при волнении.

В 1961 году на вооружение принимается новая, более совершенная система для залповой и одиночной стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-60 по подводным лодкам и торпедам. Система РБУ-6000 включает в себя дистанционно наводящуюся установку, заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-60 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер». Время реакции с момента обнаружения подводной лодки до начала стрельбы составляет 1-2 минуты.

РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами. Под установкой в подпалубном помещении располагается погреб с глубинными бомбами. Заряжание и разряжание пакета стволов производится с помощью заряжающего устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. Выход обслуживающего персонала на палубу для этой цели не требуется.

После заряжания последнего ствола РБУ автоматически переходит в режим наведения. После израсходования всех бомб она также автоматически переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного ствола по курсовому углу.

Предельные углы наведения РБУ-6000 в вертикальной плоскости -15°/+60°, в горизонтальной плоскости по курсовому углу — от 0° до +180°. Скорость приводов наведения в автоматическом режиме 30 град/сек., а в ручном 4 град/сек. Боевое применение установки возможно при волнении до 8 баллов.

РГБ-60 и РГБ-10 — неуправляемые реактивные снаряды с фугасными боевыми частями и реактивными двигателями на твердом топливе. Взрыватель УДВ-60, предназначенный для использования в РГБ-60, обеспечивает подрыв боевых частей бомб при ударе о цель и на заранее установленной глубине в пределах от 15 и до предела.

В 1966 году на вооружение ВМФ для комплектации РГБ-60 был принят неконтактный взрыватель ВБ-2 акустического активного принципа действия с радиусом реагирования до 6 м. Он размещался в корпусе УВД-60 и использовался в комбинации с ним.

Противолодочная система получала целеуказание от корабельных ГАС или от системы «Дозор-Тюльпан». От ГАС пеленг и дистанция до ПЛ передавались в систему ПУСБ, которая вырабатывала углы горизонтального и вертикального наведения РБУ. Электрические силовые приводы наводили установки по непрерывно выработанным углам и удерживали их на этих углах при стрельбе. Значения глубины взрыва бомб вводились во взрыватели с помощью приборов управления стрельбой, дистанционно, по команде с ГКП. Стрельба могла быть залповая или одиночная, из одной или двух установок.

Реактивная глубинная бомба совершает полет по баллистической траектории и приводняется на заданной дистанции. В момент приводнения бомбы взрыватель УДВ-60 взводится и обеспечивает взрыв боевой части бомбы при ударе ее о цель или на установленной глубине. Скорость погружения в воде РГБ-60 составляет 11,6 м/с. Взрыв одной бомбы вызывал срабатывание взрывателей бомб залпа в радиусе до 50 метров.
РБУ-6000 : основные характеристики
Год принятия на вооружение 1961
Индекс бомбы РГБ-60
Дальность стрельбы максимальная, м 5800
Дальность стрельбы минимальная, м 300
Вес бомбы, кг 113
Вес ВВ, кг 23
Калибр, мм 212
Длина бомбы, мм 1830
Скорость погружения в воде, м/с 11,6
Глубина действия, м 450
Скорострельность в залпе, выстр./с 2,4
Вес пусковой установки, кг 3100
Число стволов в ПУ, шт. 12
Длина ПУ, мм 2000
Ширина, мм 2250
Высота, мм 1700
Число ПУ на корабле, шт. 2-4
Марка взрывателя УДВ-60 Установлены на кораблях:
• Москва
• Орлан
• 956 Современный
• 1154 Неустрашимый
• 1164 Слава
• 1134 Беркут
• 61 Комсомолец Украины
• 1135 Буревестник
• 1155 Удалой
• 58 Грозный

Реактивная бомбомётная установка РБУ-6000 «Смерч-2»

Система Смерч-2 РБУ-6000 Классификация

Орудие главного калибра Тип

История производства

СССР Разработчик

1961г. г. Разработано

Московский НИИ теплотехники Производитель

с 1961г. г. Годы производства

История эксплуатации

Состояло на вооружении с 1961г.
Было установлено на «Беззаветный» (1976—2005) — советский сторожевой корабль проекта 1135

Характеристики орудия

212 мм. Калибр

3500 кг. Масса ствола

2000 мм. Длина орудия

5,8 км. Максимальная дальность стрельбы

Характеристики снарядов

РГБ-60 Типы снарядов

113 кг. Масса снаряда

Реактивная бомбомётная установка предназначена для ведения одиночного и залпового огня реактивными глубинными бомбами РГБ-60 с целью уничтожения атакующих торпед и подводных кораблей противника. Была установлена на знаменитый советский сторожевой корабль «Беззаветный».Который получил свою известность событиям на Чёрном море в 1988г.

Предназначение

Реактивная бомбомётная установка РБУ-6000 предназначена для ведения одиночного и залпового огня реактивными глубинными бомбами РГБ-60. Их главной целью являлось уничтожение торпед противника, а так же атакующих подводных кораблей.

Производство

Реактивная установка поступила на вооружение Военно-Морского Флота СССР в 1961 году. На сегодняшний день РБУ-6000 — действующая, испытанная временем и условиями установка системы противолодочно-торпедной обороны. Одна из старейших в своем классе. Сконструирована установка в Московском институте теплотехники под руководством конструктора В.Масталыгина. Серийным производством занимался завод УЗТМ в городе Свердловске.

Состав установки

Установка РБУ-6000 состоит из: — устройства заряжания; — дистанционно наводящейся ПУ РБУ -6000; — бомб глубинных РГБ-60 с взрыватель УДВ-60; — прибора управления стрельбой «Буря» с «Зуммер».

Боеприпасы

РГБ-60 — реактивная глубинная бомба с дистанционно-ударным взрывателем УДВ-60. Изготавливались как неуправляемые реактивные боеприпасы с фугасной боевой частью и реактивным твердотопливным двигателем. Взрыватель «УДВ-60» взводился при достижении РГБ определённой глубины. Глубина взрыва бомб задается дистанционно по команде с пункта управления огнём. В используемых бомбах имеется возможность выполнить подрыв как от контакта с подрываемым объектом, так и выполнить подрыв БЧ на заданной глубине. В 1966 г. на вооружение принят бесконтактный акустический активный взрыватель ВБ-2 с радиусом реагирования 6 м (монтировался в корпусе УДВ-60 и применялся с ним совместно), который позволял выполнить одновременный залповый подрыв всех РГБ. Тип БЧ — фугасная, взрыв одной бомбы вызывал срабатывание взрывателей других бомб залпа в радиусе до 100 м.

Система подачи боеприпасов

Погреб с глубинными бомбами располагается в помещении под установкой РБУ-6000 в подпалубном помещении. Заряжание и разряжение стволов производится с помощью заряжающего устройства,которое подаёт бомбы специальным подъёмником из подпалубного погреба. Благодаря такому устройству не требовался выход на палубу обслуживающего персонала. Что в свою очередь позволяло уменьшить численность персонала.

Применение

Обычно на корабль ставилось 2-4 ПУ. В качестве противолодочного вооружения используется на следующих надводных кораблях: — «Комсомолец Украины». — «Сарыч». — «Альбатрос». — «Кут Няк Диен»; — «Адмирал Зозуля»; — «Кронштадт»; — «Николаев»; — «1151»; — «Неустрашимый»; — «Фрегат»; — «Слава»; Также РБУ-6000 устанавливается на корабли Индии и Китая.

> Список литературы

Заболоцкий В., Костриченко В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61. — М.: Военная книга, 2005. — С. 21. — 192 с.

Ссылки