Преступление и наказание старуха

Содержание

Related posts:

  1. Характеристика героя Дмитрий Разумихин (Вразумихин), Преступление и наказание, Достоевский ­Характеристика героя Дмитрий Разумихин (Вразумихин) Дмитрий Разумихин (Вразумихин) – второстепенный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”; человек в высшей степени благородный; единственный настоящий друг Раскольникова. Настоящая фамилия героя – Вразумихин, одна все, включая самого автора, зовут его Разумихиным. Он такой же бедный студент как Раскольников, но дворянин по происхождению. Они познакомились еще во …
  2. Какова роль эпилога по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевский сделал сильнейший акцент на эпилоге. Казалось бы, события “физического” плана, как и сама кульминация, миновали и все расставлено по местам, но лишь в завершающем аккорде произведение достигает подлинного духовного пика. После двойного убийства раздираемый противоречиями Раскольников все-таки признается в убийстве и получает заслуженную кару. Но, выясняется, что он …
  3. Характеристика героя Лебезятников, Преступление и наказание, Достоевский ­Характеристика героя Лебезятников Лебезятников – второстепенный персонаж в произведении “Преступление и наказание”; министерский чиновник; друг и подопечный Лужина. Полное имя героя – Андрей Семенович Лебезятников. Это сатирический персонаж, который однако везде играет значимую роль. Он служит в министерстве, неплохо образован и по собственному мнению довольно просвещен. На самом деле, Лебезятников пошловатый и глупый человек. Хотя, …
  4. Характеристика героя Раскольников, Преступление и наказание, Достоевский Характеристика героя Раскольников Раскольников предстает в романе молодым человеком, которого не удовлетворяет ни его жизненная ситуация, ни то, кем является он сам. А хочет он, ни много ни мало, стать “сверхчеловеком”. В своей теории он разделил всех людей на два класса: пресмыкающиеся “твари дрожащие” и собственно люди – “право имеющие”. Люди из первого из этих …
  5. Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В творчестве Достоевского роман “Преступление и наказание” по праву занимает особое место. Именно в этом произведении автор наиболее широко показал нищету и страдания бедных слоев населения, а также жестокость и бесчеловечность современной жизни. Роман возник на основе глубоких и неутешительных размышлений писателя по поводу важнейших проблем того времени. Прежде всего, Достоевского волновали нравственные последствия массового …
  6. Характеристика героя Дуня (Авдотья Романовна), Преступление и наказание, Достоевский ­Характеристика героя Дуня (Авдотья Романовна) Дуня (Авдотья Романовна) – второстепенный, но значимый персонаж романа “Преступление и наказание”; сестра главного героя Раскольникова Родиона. Коротко в произведении ее зовут Дуней. Внешне девушка молода, привлекательна и грациозна, а потому не обделена вниманием со стороны противоположного пола. Ей 22 года. Девушка сильна характером и самоуверенна. В своем желании выйти …
  7. Характеристика героя Свидригайлов, Преступление и наказание, Достоевский Характеристика героя Свидригайлов Свидригайлов является одним из определяющих героев романа. В первую очередь, конечно, определяющим для Родиона Раскольникова, использующий фигуру Свидригайлова в качестве ориентира. Перед Раскольниковым Свидригайлов предстает человеком, который, несмотря на совершенные злодеяния, продолжает наслаждаться жизнью. “Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, …
  8. Сочинение на тему: Победа и поражение в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Победа и поражение Всем известно, что самая главная победа – это победа над самим собой. В своем социально-философском романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский написал о жизни человека, прошедшего через борьбу с собой, своими страхами и амбициями. Это путь перерождения Родиона Раскольникова, путь его раскаяния. Молодой студент, проживающий в убогой коморке в Петербурге, решился …
  9. Характеристика героя Лизавета, Преступление и наказание, Достоевский Характеристика героя Лизавета Лизавета – это невинная жертва Раскольникова, которая была убита вместе со своей старшей сводной сестрой ростовщицей Аленой Ивановной. Достоевский ее описывает как неуклюжую женщину высокого роста, тридцати пяти лет. У нее смиренный и робкий характер – “…чуть не идиотка”. Лизавета находится практически в полном рабстве у своей старшей сестры, которая ей помыкает …
  10. Характеристика героя Алена Ивановна, Преступление и наказание, Достоевский ­Характеристика героя Алена Ивановна Алена Ивановна – один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”; сухая старушонка лет шестидесяти, которая берет у студентов под проценты ценные вещи; жертва Раскольникова. Фамилии у героини нет. Ее образ, скорее, связан с никчемностью и вредной жизнью. Пользуясь тем, что ее клиенты находятся в безвыходном положении, она …
  11. Анализ снов Рскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Каждый писатель имеет свою изюминку. Достоевский не исключение. Его сюжеты поражают свое глубиной. Он пытается открыть саму сущность человека, его души. В романе “Преступление и наказание” автор использует сны, для того чтобы проанализировать внутренне состояние главного героя. Именно сны, по мнению автора, показывают человека таким, какой он есть. На протяжении всего произведения сон и реальность …
  12. Сочинение на тему: Мировоззрение Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Мировоззрение Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан во время крупных реформ в России, когда на смену “старым” хозяевам жизни приходили “новые”. Это были 1860-е годы и в обществе только начала устанавливаться капиталистическая форма взаимоотношений. Главный персонаж произведения – молодой каторжанин Родион Раскольников, который совершил преступление, а затем раскаялся. На протяжении всего …
  13. Идея и смысл произведения по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Старуха-процентщица тоже нашла выход и неплохо устроилась в жизни. Она дает деньги под залог, а сама живет на проценты, загоняя людей в огромные долги. Старуха глуха и безразлична к чужому горю, ее одолевает болезнь, но еще больше – жадность. Родную сестру она держит у себя в работницах. Для чего живет на свете такой человек? Какую …
  14. Характеристика героя Мармеладов, Преступление и наказание, Достоевский Характеристика героя Мармеладов Мармеладов Семен Захарович входит в число тех несчастных персонажей романа, которые зачастую оказываются бессильными перед жизненными обстоятельствами и такими низменными людьми, как, например, Лужин. Раскольников знакомится с Мармеладовым в распивочной, где последний рассказывает о том, в каком бедственном положении оказалась его семья, из-за чего его дочери Сони пришлось пойти на панель. Этот …
  15. Очень краткое содержание Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Преступление и наказание, само название весьма лаконично и кратко передает смысл романа. По одному названию можно понять, что сперва следует преступление и за ним, следом, наказание. Раскольников много, и долго думает о преступлении, и совершено не задумывается о наказании. Он продумывает преступление до деталей, в его плане все совершенно, он способен совершить это преступлении и …
  16. Преступление и наказание – Ф. М. Достоевский Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, …
  17. Характеристика героя Катерина Ивановна, Преступление и наказание, Достоевский ­Характеристика героя Катерина Ивановна Катерина Ивановна – жена чиновника Мармеладова, мать главной героини романа Достоевского “Преступление и наказание”. Этой женщине примерно тридцать лет. Она относится к категории “униженных и оскорбленных”, так как после смерти спившегося мужа осталась с тремя детьми на руках и в нищете. У нее есть падчерица Соня, которая вынуждена торговать своим телом, …
  18. Характеристика героя Пульхерия Александровна, Преступление и наказание, Достоевский ­Характеристика героя Пульхерия Александровна Пульхерия Александровна – второстепенный, но значимый персонаж в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”; мать Родиона Раскольникова и Дуни; нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. У них в семье был еще один ребенок, но он умер в младенчестве. Пульхерия Александровна показана автором как положительный персонаж. Скорее всего, ее супруг …
  19. Образ Петербурга по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Я бы хотел рассказать вам о том, как Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание” описал город Санкт-Петербург. Федор Михайлович родился в 1821. Величайший русский писатель, оказавший огромное влияние на развитие русской и западно-европейской литературы. Он написал множество великих произведений, которые прославили его на весь мир, такие произведения как: “Идиот”, “Браться Карамазовы”, “Преступление и …
  20. Преступление и Наказание – Достоевский Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”. Именно там, на каторге, писатель столкнулся с “сильными личностями” ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других – автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как …
  21. ДОСТОЕВСКИЙ (ОТРЫВОК) Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести. Оттого именно он так болезненно близок читателю, и притом не только на своих патетических страницах, но даже в “скверных эпизодах”, и это вовсе не тот интерес, которым захватывает нас Уэллс, а что-то гораздо более интимное, но что иногда кажется поистине страшным. . Если поэзия Достоевского …
  22. Сочинение на тему: Когда уже некуда больше идти в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Когда уже некуда больше идти В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский изобразил суровую реальность Петербурга 1860-х гг. На дворе было много преобразований и, в первую очередь, менялся стиль социальных отношений. Это был переход к капитализму, когда выжить могли только алчные и расчетливые люди, такие как Лужин, например. Каждая копейка на счету, каждое …
  23. Краткое содержание Преступление и наказание в сокращении по главам (Достоевский Ф. М.) Действие романа происходит в 60-е гг. XIX в., в одном из бедных районов Петербурга. Однажды летним вечером бывший студент Раскольников Родион Романович покидает свою убогую каморку на чердаке и отправляется к старухе-процентщице, чтобы отдать ей в заклад последнюю свою ценную вещь. Нищета и безысходность настолько озлобили юношу, что он готов убить жадную старуху. На обратном …
  24. Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” Чтение истории о воскрешении Лазаря – цент­ральный, кульминационный эпизод “Преступления и наказания”. Он делит Роман на две части: на собственно преступление – и наказание; на дерзновение – и раскаяние, нравственное искупление; падение – и возрождение. С этого момента начинается воскрешение Раскольникова, переход из мира идей, точнее, идеи, в реальный, дышащий, живущий мир. “Библия принадлежит всем, …
  25. Анализ образ Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Достоевский Федор Михайлович – это величайший писатель-философ, который в своих произведениях не только затрагивал сложнейшие и вечные проблемы бытия, но и пытался найти для них верные решения. Его героями являются люди необычные, находящиеся в постоянном поиске истины. Они страдают, мечутся, совершают злодейства, потом раскаиваются. Главный герой романа “Преступление и наказание” Раскольников Родион Романович является как …
  26. Достоевский “Преступление и наказание” (обзор) Вторую половину XIX века по праву называют “расцветом” русской прозы, временем становления русской классической литературы. Все, что происходило в сфере литературы того времени, отражало особенности жизни русского общества и страны в целом. Безусловно, трагическими вехами русской истории являются Крымская (1853-1856) и русско-японская (1904-1905) войны. Однако ключевым событием того времени историки признают крестьянскую реформу 1861 года. …
  27. Сочинение на тему: Дружба и вражда в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Дружба и вражда Роман “Преступление и наказание” был написан Ф. М. Достоевским в 1860-х гг. Идей и подоплек в нем предостаточно, но главной своей целью автор ставил выдвижение теории о двух видах людей: “обыкновенных” и “необыкновенных”. Первые ничего значимого в своей жизни не делали, а вторые готовы были на все, лишь бы остаться в истории. …
  28. Краткое содержание “Краткий пересказ Преступление и наказание” Достоевский Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, …
  29. Анализ характера Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В известнейшем романе Достоевского “Преступление и наказание” показаны абсолютно противоположные жизненные пути. Два молодых человека, примерно одинакового возраста и социального положения, сталкиваются с одной и той же проблемой, но находят совершенно разные пути ее решения. Разумихин живет спокойно и пытается найти в своей жизни позитивные стороны, несмотря на бедность и однообразие. Раскольникова не удовлетворяет его …
  30. Образ характер и характеристика Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Достоевский как великий романист, прежде всего, стремился понять смятенную душу своего современника, помочь людям найти путь к идеалу и постичь истину. Он с большим интересом изучал внутренний мир людей, которым довелось жить в ненормально устроенном обществе. В своих произведениях писатель открывал самые потаенные глубины человеческой души, обнажал ее самые сокровенные стороны. Показывая жизнь России, отражая …
  31. Шаги Раскольникова к преступлению по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Творчество Федора Михайловича Достоевского относится к сложной и противоречивой эпохе. В середине XIX века в России среди народных масс усилился рост недовольства существующими порядками. В своих произведениях писатель показывал судьбы и характеры людей, которые пытались противостоять царившему злу. К таким личностям по праву можно отнести и Родиона Раскольникова, главного героя известнейшего романа “Преступление и наказание”. …
  32. Бунт Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Роман Достоевского “Преступление и наказание” написан был в 1866 году. Это достаточно сложное произведение, которое поражает глубиной затронутых в нем философских вопросов и психологичностью изображения характеров главных героев романа. Острота социальных проблем и странность повествования захватывают читателя уже с первых страниц произведения. Интересной особенностью романа является то, что на первом плане в нем находится не …
  33. Сочинение на тему: Семья Мармеладовых в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Семья Мармеладовых Федор Михайлович Достоевский был мастером социально-философского романа. Одним из его лучших произведений считается “Преступление и наказание”. В нем писатель красноречиво передал атмосферу общественных отношений, бытующих в стране в середине 19-го столетия. В период коренного излома, ведущего к повальному капитализму, процветали болезни и нищета. Именно подобные социально-бытовые факторы толкнули Главного героя Достоевского на преступление, …
  34. Сочинение на тему: ИДЕЯ “КРОВИ ПО СОВЕСТИ” В РАССУЖДЕНИЯХ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”) Для читателя романа “Преступление и наказание” идея “крови по совести” впервые является отнюдь не от главного героя. Ее высказывает некий безымянный студент, разговаривавший с офицером в трактире. “Не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жиз­ней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да …
  35. Сочинение на тему: Красота спасет мир в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Красота спасет мир Разные люди живут на Земле – злые и добрые, умные и глупые, жесткие и мягкосердечные, талантливые и посредственные, непримиримые и всепрощающие. Но всегда во все времена считалось, что человечество спасет красота. Что же подразумевали под этим мудрецы? В своем социально-философском романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает, что красота должна, прежде всего, исходить …
  36. История создания и замысел по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Роман “Преступление и наказание” занимает совершенно особое место среди множества других произведений Достоевского (“Бедные люди”, “Идиот”, “Подросток”, “братья Карамазовы”, “Бесы” и др.). В этом романе творческий мир автора раскрывается как особая реальность, словно живой духовный организм, здесь буквально все имеет значение, любая мелочь, каждая деталь. Мысль о создании этого произведения появилась у Достоевского, когда он …
  37. Бедные люди по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Критик Н. А. Добролюбов очень интересно писал о творчестве Достоевского в своей статье “Забитые люди”. Он подметил, что во всех произведениях Федора Михайловича Достоевского прослеживается одна общая деталь: боль за человека, который признает себя не вправе или не в силах быть настоящим, полноценным и самостоятельным членом общества. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, …
  38. Анализ произведения по схеме Моретти по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Для своего социолого-литературного исследования мы взяли роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написал в 1865 году, а опубликован в 1866. В 1866 году были также опубликованы роман Достоевского “Игрок”, повесть И. Тургенева “Бригадир”, повесть Н. Лескова “Воительница”, роман “Островитяне”, пьесы А. Островского “Дмитрий Самозванец и Василий …
  39. Сочинение на тему: Двойники Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский ­Двойники Раскольникова Произведение “Преступление и наказание” является наиболее известным социально-философским и психологическим романом Ф. М. Достоевского. Автор над ним работал в 1860-х гг. и впервые он был опубликован в журнале “Русский вестник”. Замысел для романа созревал у него на протяжении многих лет, но центральная тема не менялась. Писатель, в первую очередь, хотел выдвинуть теорию об …
  40. Идея или теория Раскольникова и ее крах по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В своем известнейшем романе Достоевский изображает столкновение теории главного героя с логикой жизни. Писатель убежден в том, что любая теория делается несостоятельной при столкновении с жизненной реальностью. Следовательно, нельзя строить жизнь по теории. Поэтому основная философская мысль “Преступления и наказания” раскрывается не через систему логичных доказательств и опровержений, а в результате столкновения человека, одержимого преступной …

Сон Раскольникова. Фрагмент романа «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собой кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить: но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается смех и восклицанья:

— Этака кляча да повезет!

— Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу запрег!

— А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж будет, братцы!

— Садись, всех довезу! — опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. — Гнедой даве с Матвеем ушел, — кричит он с телеги, — а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Говорю, садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! — И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.

— Да садись, чего! — хохочут в толпе. — Слышь, вскачь пойдет!

— Она вскачь-то уж десять лет, поди, не прыгала.

— Запрыгает!

— Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!

— И то! Секи ее!

Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.

— Пусти и меня, братцы! — кричит один разлакомившийся парень из толпы.

— Садись! Все садись! — кричит Миколка, — всех повезет. Засеку! — И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

— Папочка, папочка, — кричит он отцу, — папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!

— Пойдем, пойдем! — говорит отец, — пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! — и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает.

— Секи до смерти! — кричит Миколка, — на то пошло. Засеку!

— Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! — кричит один старик из толпы.

— Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, — прибавляет другой.

— Заморишь! — кричит третий.

— Не трошь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..

Вдруг хохот раздается залпом и покрывает все: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается!

Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны.

— По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! — кричит Миколка.

— Песню, братцы! — кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

…Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает все это. Одна баба берет его за руку и хочет увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.

— А чтобы те леший! — вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской.

— Разразит! — кричат кругом.

— Убьет!

— Мое добро! — кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Раздается тяжелый удар.

— Секи ее, секи! Что стали! — кричат голоса из толпы.

А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить.

— Живуча! — кричат кругом.

— Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы один любитель.

— Топором ее, чего! Покончить с ней разом, — кричит третий.

— Эх, ешь те комары! Расступись! — неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. — Берегись! — кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.

— Добивай! — кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало — кнуты, палки, оглоблю — и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

— Доконал! — кричат в толпе.

— А зачем вскачь не шла!

— Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит, будто жалея, что уж некого больше бить.

— Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! — кричат из толпы уже многие голоса.

Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его, наконец, и выносит из толпы.

— Пойдем! пойдем! — говорит он ему, — домой пойдем!

— Папочка! За что они… бедную лошадку… убили! — всхлипывает он, но дыхание ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди.

— Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! — говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.

Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе.

— Слава богу, это только сон! — сказал он, садясь под деревом и глубоко переводя дыхание. — Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!

Все тело его было как бы разбито; смутно и темно на душе. Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову.

— Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?

Он дрожал как лист, говоря это.

Кичка — старинный праздничный головной убор замужней женщины.

Коты — теплая женская обувь.

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Федор Достоевский — один из самых популярных мировых авторов. Из-под его пера вышли произведения такой глубины, что вот уже несколько поколений читателей со всех концов света погружаются в них, не переставая находить для себя что-то новое и полезное. «Преступление и наказание» — это роман о падении человека в пучину отчаяния, морального разложения и спасении через покаяние и страдания. В нем автор выразил всю безысходность безрадостной жизни бедного Петербурга и судьбу истерзанной души гордеца Раскольникова. Перед Вами анализ важнейшего эпизода этого произведения: ужасающего преступления главного героя.

О чем данный фрагмент?

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить. И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво. После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Образы и символы

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях. Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом. Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать. Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства. Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного. Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Кроме того, острие топора в момент убийства старухи направлен на самого Родиона. Это себя он убил, а не старуху, это его душа получила наиболее сильный удар.

Значение и роль сцены в произведении

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Однако это не конец пути Раскольникова. Недаром Достоевский называет свой роман «Преступление и наказание» — после стремительного падения Родиона ждёт долгое и бесконечно трудное восхождение — возрождение собственной души из праха и грязи безнравственности. И не случайно автору нужна ужасающая сцена преступления, которое кажется худшим из всех, какие можно сотворить. Достоевский исследует не только моральное падение, но и душевный подъем человека, и для этого он низвергает Раскольникова на самое дно, откуда только один путь — наверх.

Смысл сцены

Безусловно, столь эмоциональным и сильным эпизодом Достоевский хотел сказать очень многое. Главным образом, ему было необходимо развенчать убийство и преступление как акт героизма, подвиг. Автор предельно чуток к малейшим колебаниям души Раскольникова, и благодаря этому, читатель видит, что ни уверенности, ни храбрости в нем нет. Напротив, Родион боится убивать, обманывать, боится быть схваченным, замеченным. Он ведёт себя, как обычный преступник, а не «наполеон». Он не рыцарь, который бесстрашно сражается с драконом ради спасения прекрасной дамы. Он даже не романтичный разбойник, который борется за справедливость, отдавая деньги богачей беднякам. В его поступках нет ничего благородного — преступление представляется гадким, мерзким. Кровь убитых не напоминает цветом вино, а только липнет к рукам и одежде. И читателю, и самому герою хочется поскорее уйти из душной квартиры, сбежать от ее мрачных стен.

Да и сама Алена Ивановна оказывается вовсе не драконом и не богачом-угнетателем простого народа. Да, она зла, скупа, груба и корыстна, но она такой же человек, как и сам Родион, его матушка и сестра. Более того, если бы не ее «работа», многие бедные студенты остались бы без еды и крыши над головой: ведь именно ее деньгами Раскольников расплачивался за квартиру и обеды. Более того, убийство Алены Ивановны оборачивается новым убийством совсем невинной, скромной и безгрешной Лизаветы. А после этого ещё и выясняется, что она была беременна. Выходит, Раскольников оборвал три жизни, ради того, чтобы проверить свою теорию.

Вот и получается, что совершенное им преступление ничего общего с героизмом не имеет. Родион надеялся убедиться в том, что он избранный, и после этого совершить много добрых дел, однако его надежды обернулись ужасающим тройным убийством, которое не принесло ничего, кроме горя и страданий. Поэтому Достоевский утверждает: в мире нет таких благих намерений, которые оправдали бы преступление, как нет людей, имеющих на него моральное право.

Степан Липатов

То, о чем все так много говорили, — свершилось! Вчера на Первом канале состоялась премьера сериала по роману Достоевского «Преступление и наказание». Теперь можно сесть с книжкой перед телевизором и сравнивать: действительно ли фильм так близок букве романа, как о том говорил режиссер Дмитрий Светозаров? А он уверял, что даже актеров на роль выбирал, сверяясь с текстом великого писателя.

Раскольников

Достоевский описывает Раскольникова не слишком конкретно: «он был замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами». Ну как прикажете искать актера на роль Раскольникова по таким расплывчатым приметам? Правда, Дмитрий Светозаров нашел в тексте упоминание о том, что у Родиона Романовича был орлиный профиль. Светозаров среди звезд кино никого похожего не обнаружил. Но однажды он увидел в эфире канала «Культура» сюжет о спектакле «Флорентийская трагедия» с молодым актером Владимиром Кошевым в главной роли. Кошевой оказался хорош собой, с прекрасными темными глазами. И профиль орлиный! Режиссер тут же позвонил своим помощникам:

— Найдите мне Кошевого. Срочно!

Сонечка Мармеладова

«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькой, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда они оживлялись, то выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» — так Федор Достоевский представлял себе Сонечку Мармеладову. В фильме ее играет молодая актриса Полина Филоненко. Режиссер Светозаров считает, что она идеально подходит под описание в романе. А вот мы засомневались: носик-то у Полины совсем не востренький, а картошечкой. И лет ей не 17, как книжной Сонечке, а все 20. Впрочем, все это, конечно, не слишком значительные детали.

Санкт-Петербург

Петербург у Достоевского в романе описывается самым подробным образом. Поэтому мы точно знаем, что Раскольников постоянно приходит на Сенную площадь. А после убийства старухи-процентщицы именно здесь начинается его путь к раскаянию: он падает на колени перед церковью. Светозаров и рад был бы снимать Сенную, но она сейчас так осовременилась, что сама на себя — образца XIX века — не похожа. Кругом реклама, обшарпанных зданий, как их описывал Достоевский, нет, а вместо церкви Спас на Сенной, перед которой молился Раскольников, сейчас станция метро. В общем, одно расстройство. Светозарову пришлось долго бродить по Питеру, чтобы найти хоть что-то, напоминающее старую Сенную. И он нашел. На Конюшенной площади обнаружились и церковь Спаса Нерукотворного Образа, и нужная обшарпанность. Например, здание бывших царских конюшен не ремонтировалось целых триста лет, с тех пор как их построили.

Одежда

Достоевский всячески подчеркивал крайнюю нищету Раскольникова. Он в романе «одет в рубище», что «даже и привычный человек посовестился бы днем выходить». А на голове у него шляпа необычной формы (некоторые литературоведы считают, что эта шляпа — символ тернового венца, т. е. Раскольников вроде как мученик, хоть и не святой). Кроме того, Родион был так «задавлен бедностью», что у него даже монетки на кусочек мыла не было, чтобы одежду постирать. Поэтому он щеголял в грязной рубашке.

Костюмеры сериала, следуя указаниям Достоевского, нарядили актера Кошевого в ветхий сюртук, ткань для которого специально состаривали. Шляпу подобрали самую нелепую. А воротнички рубашек намеренно сделали грязными. Кошевой умолял хотя бы рубашки чистыми оставить, а то ведь прямо сниматься в таком тряпье неудобно. Но его мольбам не вняли. В итоге актер попал в неловкую ситуацию. Однажды во время перерыва между дублями он прямо в гриме (а это — «темные воспаленные глаза» и нездоровая бледность) и в своих лохмотьях побежал в магазин, где потребовал продать ему кефир. А расплатиться пожелал пятитысячной купюрой. Продавщица решила, что перед ней бомж. Но откуда у бомжа такая крупная купюра? Ясное дело, где-то украл. В общем, бдительная дамочка нажала тревожную кнопку, и за спиной Кошевого через минуту нарисовался милиционер.

— Ваши документы? — строго вопросил страж порядка.

Кошевой подумал, что это один из тех милиционеров, которые охраняли съемочную площадку, а документы он спрашивает в шутку. Актер «шутку» оценил и включился в игру:

— Документов нету. Студент я, из мещан.

— Где прописаны?

— Нигде не прописан. Я комнату снимаю у хозяйки. Под самой крышей комната, похожая на гроб.

Милиционер, видимо, не читал «Преступление и наказание», поэтому схватил Кошевого под локоток и предложил пройти в отделение. К счастью, в этот момент в магазин зашли рабочие со съемок и засвидетельствовали, что Кошевой — не бомж и не вор. Он — Раскольников!

А была ли старушка?

Вас не мучает вопрос: реальное ли убийство старушки описал в романе Достоевский или все выдумал? Возможно, что и не выдумал, а взял свежую газету и посмотрел криминальную сводку. Как раз, когда он размышлял над сюжетом «Преступления и наказания», газеты писали о деле некоего Герасима Чистова, 27-летнего приказчика, раскольника (не отсюда ли фамилия Раскольников?), который убил двух старух — кухарку и прачку с целью ограбления хозяйки квартиры. Убил он их топором.

Кстати, в фильме Кошевой, конечно же, убивает топором не реальную бабушку, а резиновый манекен. Топор все время отскакивал от резины, поэтому пришлось повторять «убийство» много дублей подряд. Однажды топор раскололся прямо в руках актера. Кошевой счел это за мистический знак. Все-таки убийство — большой грех. И даже киношное преступление — это плохо. Вот свыше и напомнили: мол, не убий!

Самые известные экранизации романа

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и даже мультипликационные фильмы. Впервые роман Достоевского был в России экранизирован в 1913 году, в США — в 1917 году. Самые известные экранизации:

1. «Преступление и наказание» 1956 года (Франция) с Жаном Габеном и Мариной Влади.

2. Британская «короткометражка» 1979 года с Тимоти Вест и Ванессой Редгрейв.

3. «Преступление и наказание» 1998 года (США) с Патриком Демпси и Жюли Дельпи.

Но классической киноверсией романа считается советский фильм «Преступление и наказание» 1969 года, снятый режиссером Львом Кулиджановым с Георгием Тараторкиным в роли Раскольникова.

«Преступление и наказание»

Раскольников

Георгий Тараторкин, на момент съемок фильма — 24 года. За роль Раскольникова удостоен Государственной премии. Кстати, образ Родиона Романовича ему довелось сыграть также и в театре, в спектакле Юрия Завадского (Театр им. Моссовета, 1974 год).

Владимир Кошевой, 30 лет, актер театра. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, Российскую Академию театрального искусства (РАТИ).

Соня Мармеладова

Татьяна Бедова, 23 года на момент съемок. Карьеру актрисы начинала в Ленинградском ТЮЗе. Роль Сонечки в «Преступлении и наказании» стала ее дебютом в кино.

Полина Филоненко, 20 лет, студентка пятого курса Театрального института «Школа Русской Драмы» (Санкт-Петербург), снималась в фильмах «Три девочки» (2007), «Яр» (2007 год), «Счастье мое» (в производстве).

Порфирий Петрович

Иннокентий Смоктуновский, народный артист СССР. Снялся в 90 фильмах, самые известные из которых «Они сражались за Родину», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Берегись автомобиля», «Москва слезам не верит».

Андрей Панин, актер МХТ им. Чехова, занят в спектаклях театра под руководством Олега Табакова. Сыграл в фильмах «Мама, не горюй», «Мама» Дениса Евстигнеева, «Женщин обижать не рекомендуется», в сериале «Граница. Таежный роман» и др.

Дуня Раскольникова

Очень краткое содержание романа Преступление и наказание — Фёдора Достоевского

Родион Романович Раскольников находится в бедственном положении. Он живёт в Петербурге, в жалкой комнатке на чердаке, и едва сводит концы с концами – бывший студент остро нуждается в средствах, ведь сильно задолжал хозяйке квартиры и не ел уже два дня. Нужда заставляет его задумать страшное преступление. В один из дней он оправляется к процентщице Алёне Ивановне, чтобы заложить серебряные часы, и тайком осматривает обстановку её жилища, ведь всерьёз подумывает о том, чтобы убить гадкую старуху и разжиться её деньгами.

По пути домой он заходит в дешевую пивную, где встречает бывшего титулярного советника Мармеладова. Они начинают разговаривать о нужде и бедности, и Мармеладов со стыдом сознаётся новому приятелю в том, что его страсть к спиртному и последовавшая за ней нищета заставили его дочь Соню торговать собой. Вскоре Родион получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за престарелого надворного советника Лужина. Раскольников понимает, что девица согласилась на этот унизительный брак лишь затем, чтобы спасти семью от нищеты после увольнения из дома помещика Свидригайлова, который делал ей непристойные намёки. Мысли о Дуне и Соне Мармеладовой, которые стали невинными жертвами ужасных обстоятельств, мучают Родиона, поэтому богатство старой процентщицы кажется ему возмутительным. Героя злит то, что Алёна Ивановна разжилась за счёт чужого несчастья, поэтому укрепляется в намерении покончить с ней.

На базаре он видит сестру процентщицы и узнаёт точное время, когда старуха окажется дома одна. В своей нищей квартирке он обматывает бумагой деревянную дощечку, чтобы позже выдать её за папиросницу, а после крадёт у дворника топор и отправляется к Алёне Ивановне – сначала она отказывается впускать незваного гостя, но, увидев «папиросницу», отпирает дверь. Когда старуха начинает разматывать свёрток, Родион бьёт её топором по голове два раза. Процентщица мгновенно умирает, а юноша отправляется в её комнату и начинает набивать карманы заложенным добром, но его прерывает, внезапно вернувшаяся домой, сестра покойной. Отчаявшийся Раскольников убивает и её тоже, хотя Лизавета была кротка и отличалась мягким нравом.

Затем он идёт домой и прячет награбленное в дыру за обоями, но после трусит и перепрятывает ценности в глухом дворе. Последующее расследование убийства старух сводит Родиона с ума, он становится подозрительным, начинает бредить и отдаляется от друзей – все замечают его странное поведение, но считают, что парень тронулся умом. Его навещает жених сестры, и Раскольников открыто обвиняет Лужина в том, что он женится на Дуне из злого умысла, а после грубо выгоняет. Из беседы со своим товарищем по студенческой скамье Разумихиным герой узнаёт, что за убийство процентщицы арестовали деревенского маляра Миколку, и это смущает рассудок Родиона ещё сильнее.

В пивной Раскольников разговаривает с сотрудником полиции Заметовым и практически сознаётся ему в содеянном, но его вид так жалок, что полицейский принимает парня за сумасшедшего и не верит в его причастность к столь изощренному преступлению. Герой так измучен, что решает покончить с собой, но вместо этого снова ошивается у дома убитой старухи, а затем отправляется к Разумихину. По дороге он видит Мармеладова, которого придавал конный экипаж – перед смертью старый пропойца винится перед Соней, а Раскольников жертвует свои скромные гроши на его похороны.

Благородный жест ненадолго исцеляет молодого человека, но, когда к нему приезжают мать и сестра, Родион снова впадает в безумие, ведь чувствует себя недостойным их любви. Он убеждает Дуню разорвать помолвку с Лужиным, ведь симпатичной девушкой заинтересовался благонадёжный Разумихин, но родственники относятся к словам Раскольникова скептически, ведь побаиваются его безумия. Сам герой сводит знакомство со следователем Порфирием Петровичем: он создаёт видимость того, что обеспокоится судьбой заложенных им вещей, но на самом деле пытается отвести от себя подозрения, что не остаётся незамеченным. Следователь расспрашивает Родиона об его статье «О преступлении», где он рассуждает о праве на убийство.

Между тем Свидригайлов приезжает в Петербург – его жена умерла, и помещик желает искупить вину перед Дуней. Он приходит к Раскольникову, умоляя устроить ему встречу с сестрой, но тот отказывает. Вечером Родион с Разумихиным отправляются к его сестре и матери – Лужин не рад их компании и заставляет невесту выбирать, а Дуня принимает сторону брата и наконец-то разрывает помолвку. Оскорблённый жених винит во всём Раскольникова и клянётся отомстить. Близкий к нервному срыву Родион идёт к Порфирию Петровичу и умоляет признать себя виновным в убийстве, но в преступлении неожиданно сознаётся Миколка.

Мармеладовы устраивают поминки по главе семейства. К Соне приходит Лужин и прилюдно обвиняет её в краже ста рублей, но находится свидетель, который видел, как старик сам подбросил девушке деньги, поэтому посрамлённому мужчине приходится уйти. Раскольников знает, что коварный Лужин оклеветал девушку, чтобы с ним расквитаться, поэтому чувствует вину и вечером признаётся Мармеладовой в совершенном преступлении. Соня предлагает Родиону облегчить совесть, явившись с повинной. Тем временем её мать сходит с ума и умирает – похороны оплачивает Свидригайлов, который тайно подслушал признание Раскольникова. Напившись, помещик рассказывает обо всём Дуне и обещает спасти её брата от каторги, если девушка согласится на близость, но та убегает. Свидригайлов чувствует раскаяние за то, что испортил жизнь невинной девице, поэтому в качестве жеста доброй воли даёт обездоленной Соне три тысячи рублей, а потом стреляет себе в голову.

Чем закончился роман «Преступление и наказание»

Раскольников решается на признание. Он прощается с родными, а потом узнаёт о самоубийстве Свидригайлова и сознаётся в содеянном преступлении – суд приговаривает его к восьми годам каторги, а Соня решает ехать за Родионом в Сибирь. Оттуда она пишет письма родственникам возлюбленного. Дуня и Разумихин женятся, в мать Раскольникова не выдерживает разлуки с сыном, сходит с ума и скоро умирает.

Наказание не облегчает совесть Родиона. Он замыкается в себе, становится мрачным и отчуждённым, поэтому другие заключённые его презирают, но обожают Соню. Вскоре Раскольников заболевает и оказывается в госпитале, но слепая верность Мармеладовой и чистота её помыслов исцеляют его сердце. В конце он бросается к ногам бывшей проститутки, чувствуя к ней бесконечную любовь.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал время и общество, которые толкают человека на совершение преступления. Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы – это результат крайнего отчаяния загнанного жизнью в угол человека.

Замысел и мотив убийства

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Роковой день

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Душевные терзания, сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Жизнь после убийства

Теория терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на исцеление.

В нашей статье сделан подробный анализ убийства Раскольниковым старухи, его мотивы и последствия. Тест по произведению

Наказуемо ли убийство по неосторожности?

Многие задаются вопросом, а вообще если убийство по неосторожности, если да, то какое наказание, как это все квалифицируется?

Итак, начнем с того, что убийство по неосторожности также является уголовно-наказуемым преступлением, но не по 105 УК РФ, а по отдельной статье 109 со своими особенностями и признаками.

Итак, что такое причинение смерти по неосторожности. Для начала разберемся, что же такое вообще неосторожность.

В уголовном кодексе есть два вида вины умысел и неосторожность. Нас интересует сейчас второе. Неосторожность в свою очередь делится на легкомыслие и небрежность. Легкомыслие подразумевает предвидение наступления негативных последствий (в данном случае причинение смерти), но самонадеянный расчет (без каких-либо полагать обратное) на то, что убийство не случится. Небрежность подразумевает отсутствия предвидения негативных последствий, но при том, что при должной осмотрительности их можно было предвидеть.

Итак, одинаково квалифицируется по данной статье, что первый, что второй вид неосторожности. Но учтем, что все же при квалификации в суде, когда будут определяться сроки, все же этот факт может иметь значения, так как на лицо могут быть разные деяния.

Итак, отметим еще одну главную вещь, что сроки здесь совсем разные с убийством. Так, у убийства в первой части мы имеет сроки от 8 до 15 лет (особо тяжкое преступление), а тут мы имеем до 2ух лет (преступления небольшой тяжести). По сути, даже если сопоставить минимальный срок 8 лет, и максимальный срок в 2 года, то простое убийство превышает данное преступление в 4 раза. Это объясняется общественной опасностью, да результат один – смерть человека, это очень страшно, но тем не менее стоить учесть и преступника, так как он не хотел никого убивать, это вышло случайно.

Обычный человек не обязан понимать все составы, так как он никак не связан с юридической деятельности. Даже простые формулировки становятся сложными в связи с тем, что необходимо четкое понимание каждого слова и каждой буквы. Если такого понимания нет, то состав может быть восприняться неправильно из-за этого будет определенная путаница. Поэтому рекомендуется пользоваться юридическими услугами, квалифицированных специалистов, они уж точно понимают в чем значения каждого состава и как с этим работать.

Состав преступления

Объект – жизнь человека. То есть по факту мы видим причинение ущерба жизни человека, а именно нанесение смерти. О покушении здесь речи не идет, так как при неосторожной форме вины невозможно появления покушения, так как нет и самого умысла направленного на совершение преступления.

Объективная сторона – причинение смерти, то есть те действия, которые были направлены на убийство. Причем факультативные признаки часто имеют значение при квалификации и поиске доказательств преступления, например, место, время и т. д.

Субъективная сторона – мы уже выяснили, что здесь это может быть только неосторожность. То есть лицо предвидело, что своими действиями оно убьёт другого человека, знало, что такие действия приводят к смерти, и желало осуществить эти действия. В косвенном умысле, оно не желало наступления смерти, но допускало, что человек может умереть от этого.

Субъект – 16-летнее вменяемое лицо. Здесь работает общее правило, поэтому ничего особенно не предусмотреть.

Нередко действительно сложно понять состав преступления, так как всегда присутствуют какие-то понятия, не дающие никакой информации для обычного человека. Например, что такое вообще субъективная сторона, почему она в данном составе имеет именно такую форму вины, а не другую, какие вообще другие формы вины существуют и т. д. К сожалению, все уместить в одной статье невозможно, поэтому, если вы связываетесь с уголовным делом на практике, обязательно обращайтесь за юридической помощью, иначе если хоть немного непонятна какая-то деталь, то могут наступить неблагоприятные последствия.

Квалифицирующие признаки

Таким признаком первой степени (регулируется частью 2 той же статьи) является убийство по неосторожности во время выполнения своих обязанностей, связанных с профессией. Тут мы уже видим, что субъект является специальным, так как у него есть какие-то свои должностные обязанности, например, медицинские. Приведем пример, медицинский работник вместо одного лечебного средства, вколол другое, противопоказанное пациенту под угрозой смерти (не специально, просто случайно перепутал, так, как если бы он специально их подменил, это уже было бы статья 105 – простое убийство). В итоге пациент скончался.

Частью 3 статьи 109 регулируется еще один признак, когда смерть наступила для двух и более лиц.

При понимании состава вас могут терзать сомнения, а правильно ли я все понял? Советуем обратиться к квалифицированным специалистам, желательно, которые работают с подобными видами преступления. Настоящий специалист не только понимает смысл статьи, но и знает судебную практику, какое решение вероятно пример суд в той или иной ситуации. Это, конечно же, помогает на судебных процессах и в ходе предварительного расследования, так как он имеет не только теоретические познания, но и практическое.

Важно! По всем вопросам по статье 109 УК РФ при убийстве по неосторожности, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Заказное убийство

Практически все преступления имеют несколько видов, в том числе и убийство. Одним из разновидностей подобного деяния является убийство человека по заказу. Распространенность подобного преступления связано с тем, что оно позволяет обеспечить 100% алиби для заказчика, ведь он в момент совершения убийства находился далеко от места происшествия.

Раскрытие заказного убийства всегда вызывает у следователей массу трудностей, ведь для его раскрытия необходимо установить все преступную цепочку, в которую входит исполнитель, посредники и заказчик. Если деяние квалифицировано как заказное убийство по статье УК РФ № 105, то допускается возможность назначения высшей меры наказания за подобное деяние.

Определение и характеристика

Совершение умышленных действий, направленных на причинение смерти гражданину, которое выполняется в интересах другого человека, являющегося заказчиком подобного деяния, называют заказным убийством.

Для квалификации данного вида преступления необходимо установить, что между исполнителем убийства и жертвой не было прямой связи. В большинстве случаев они никогда не встречались друг с другом и незнакомы между собой, до момента получения заказа на убийство. Рассматриваемое деяние осуществляется исключительно с целью получения материальной выгоды, которую пообещал заказчик убийства.

Способы вознаграждения за совершенное преступление могут быть различные, в большинстве случаев это деньги, но могут быть и другие блага или услуги. Криминалистическая характеристика подобного деяния выражена в следующем:

  1. Обстановка. Местом совершения заказного убийства преступники чаще всего выбирают территорию, непосредственно граничащую с местом постоянного проживания жертвы. В случае непосредственного контакта, убийство происходят в подъезде, на лестничной площадке, парковке.
  2. Методы осуществления. Совершаются заказные убийства исходя из требований заказчика и особенностей образа жизни и поведения жертвы. Для осуществления заказа, преступники чаще всего используют:

  • Оружие огнестрельного типа.
  • Взрывчатка, гранаты.
  • Яд.
  • Инсценированные бытовые происшествия.
  1. Сокрытие преступления. Существует множество способов скрыть факт осуществления заказного преступления, связанных с телом жертвы:
  • Замуровывание.
  • Растворение в едких кислотах и других веществах.
  • Утопление в водоемах.
  • Расчленение.
  • Инсценировка преступления, которая исключает выявление признаков заказного деяния.
  1. Личности пострадавших. В качестве жертвы заказных убийц чаще всего выступают:
  • Владельцы крупных коммерческих компаний и организаций.
  • Должностные лица, занимающие высокие руководящие посты.
  • Криминальные авторитеты.
  • Сотрудники силовых структур.

Небольшая часть заказных убийств осуществляется из жажды мести, получения наследства, устранения конкурентов или соперников. Общей характеристикой всех жертв заказного убийцы является тот факт, что они, каким-либо образом мешают достичь желаемой цели заказчику преступления

  1. Личности киллера. Непосредственный исполнитель преступления, является завершающим звеном в цепочке организаторов, которая может состоять из большого количества посредников. В качестве исполнителя может выступать
  • Дилетант. Отличаются невысокой стоимостью услуг, но нет гарантии выполнения поставленной задачи, а вследствие неопытности часто оставляет следы на месте преступления;
  • Профессионал. Выполнили ни один заказ, имеют необходимую подготовку и опыт. Стоимость услуг достаточно высокая.
  1. Механизм исполнения. Перед совершением убийства, преступник внимательно следит за жертвой, изучая его поведение, привычки, манеры и распорядок дня. После чего проводит этап подготовки:
  • Выбирается оптимальное место совершения убийства;
  • Устанавливается лучший способ осуществления;
  • Определяется время и дата выполнения заказа;

В определенный убийце день он занимает выбранную позицию, после чего осуществляет задуманное. Убедившись в смерти жертвы, покидает место преступления.

Состав заказного убийства

У любого заказного убийства всегда материальный состав. Субъектом рассматриваемого преступления является человек, в результате действий которого произошла смерть человека. Субъектов у заказного убийства может быть большое количество, среди них:

  • Непосредственный заказчик.
  • Вся цепочка посредников.
  • Киллер.

У заказчика всегда есть определенный мотив, по причине которого он выражает желание убить жертву. Для осуществления, задуманного заказчик готов предоставить материальное вознаграждение все цепочке посредников и непосредственному исполнителю.

Сложности при квалификации

При квалификации подобного преступления, правоохранительные органы могут сталкиваться с определенными трудностями:

  • Не обнаружено признаков, что осуществленное преступление имеет заказной характер. Если у киллера, имеется достаточный опыт и он выбрал не открытый способ устранения цели, правоохранительные органы могут, и не предполагать, что осуществленное убийство является заказным. Примером подобной ситуации может быть устранение жертвы при «случайной автомобильной аварии»
  • Нет улик. При устранении жертвы открытым способом, на месте преступления может ни оказаться никаких улик. В подобном случае не представляется возможным установить непосредственного исполнителя, а через него найти выйти на заказчика
  • Нет связи между убийцей и жертвой. Даже при поимке исполнителя, установить заказной характер преступления не всегда представляется возможным. Преступник не заявляет о наличии заказчика, а в связи с отсутствием мотива преступления подобное деяние может получить не соответствующую реальности квалификацию.

Признаки

Существует целый ряд признаков совершения преступления по статье заказное убийство:

  • Высокий социальный статус убитого.
  • Для осуществления, задуманного преступник использовал автоматическое огнестрельное оружие или взрывчатку.
  • Явные признаки желания причинения смерти – «контрольный выстрел».
  • Нет признаков других составов преступления. Все ценности и деньги остались при убитом, что исключает нападения на пострадавшего с целью ограбления.
  • Наличие информации о поступающих угрозах или других конфликтах в отношении убитого.

Схожесть с другими преступлениями

Статья УК РФ заказное убийство, имеет сходства и различия с некоторыми видами преступлений. В перечисленных ниже случаях разграничить преступления бывает весьма затруднительно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

  1. Террористический акт. При осуществлении обоих видов преступлений может применяться взрывчатка. Когда при совершении заказного убийства от взрыва погибают жертва и другие люди классифицировать преступление бывает весьма проблематично.
  2. Разбой. Преступник, осуществивший заказное убийство, для инсценировки разбойного нападения изымает у жертвы все деньги и другие ценные вещи.
  3. Хулиганские действия. Если на месте преступления не будет обнаружено доказательств и улик, по которым можно отнести подобное деяние к заказному убийству, его могут квалифицировать как хулиганство. К подобному примеру можно отнести найденный в подъезде труп с ранением от ножа.

Причины осуществления

Все участники заказного убийства имеют свои причины, по которым они создают условия и выполняют действия для достижения поставленной цели. К причинам данного вида преступления относятся:

Статус Причина
Заказчик Устранения лица, которое своими действиями мешает достижению цели заказчика
Посредник Получение материальной выгоды
Убийца

Для того чтобы заказное убийство состоялось, необходимо соблюдение следующих условий:

  • У заказчика есть реальная возможность выплатить вознаграждение исполнителю и всей цепочки посредников.
  • Имеется доступ к объекту преступления, для совершения убийства.
  • Наличие договоренности между заказчиком, посредниками и киллером.
  • Проведенная подготовка к преступлению.
  • Исполнитель, имеет необходимые навыки для осуществления задуманного.

Определение корыстных целей

Если при совершении преступного деяния злоумышленники планируют получить любого рода выгоду, это свидетельствует о наличии корыстных побуждений. В ходе рассмотрения материалов дела, корыстный мотив будет установлен после представления доказательств факта передачи вознаграждения до момента осуществления убийства.

В случае, когда убийца получает выгоду после фактического наступления смерти, подобное не будет считаться корыстным. Примером ситуации может являться изъятие материальных ценностей после убийства. Другими словами, корыстный мотив всегда опережает совершенное событие, тем самым мотивирует злоумышленника совершить преступление.

Статья УК

Регламентируется заказное убийство статьями УК:

  • Статья 105 часть 2 пункт 3. Устанавливает карательные меры для лиц, совершивших заказное убийство человека исходя из корыстных целей.
  • Статья 33. Предусматривает наказание за организацию заказного убийства: заказчику, пособнику, посредникам.

Назначаемое наказание

В случае наличия неопровержимых доказательств того, что убийство было осуществлено заказное убийство статьи УК РФ, перечисленные выше, предусматривают следующие виды наказаний:

  • Заключение в колонию строго режима на срок от 8 до 20 лет, с дополнительным ограничением свободы в течение 1-2 года.
  • Заключение под стражу на пожизненный срок.
  • Самый строгий приговор, подразумевает сметную казнь. Но, в РФ на нее наложен мораторий, поэтому вменяется пожизненное заключение.

Примеры из практики

В судебной практике достаточно много дел, относящихся к категории заказное убийство

Случай № 1

Гражданин В. имел недвижимость, которая находилась в общей долевой собственности с братом, гражданином К. Желая получить единоличные права на недвижимость, гражданин В. решил заказать убийство своего брата. Не желая осуществлять подобное преступление своими руками, злоумышленник привлек к исполнению убийства гражданина Ф. За совершенное преступление гражданин В. передел исполнителю денежное вознаграждение в размере 250 тысяч рублей.

Убийца, гражданин Ф. исполнил поставленную перед ним задачу путем нанесения нескольких ножевых ранений жертве, когда тот заходил в подъезд. Находящиеся на ближайшем административном здании камеры наружного наблюдения, зафиксировали обстоятельства убийства. Благодаря этому удалось установить личность преступника, который сдал заказчика преступления. Суд, руководствуясь статьями 33 и 105 УК, приговорили заказчика к 15 годам заключения, а исполнителя к 12.

Случай № 2

Гражданин М. владеющий сетью автомастерских, решил устранить своего конкурента гражданина С., который в городе имел сеть аналогичных сервисов. Чтобы стать монополистом в этой сфере, он обратился к ранее судимому гражданину Д, которые имеет связи в криминальном мире, за помощью в поиске исполнителя убийства. Согласился осуществить убийство гражданина С., ранее судимый гражданин Е. Заказчик выплатил 200 000 рублей посреднику, и 400 000 рублей исполнителю.

Убийство жертвы было осуществлено с помощью взрывчатки, которая была предварительно спрятана в машине жертвы. Свидетели преступления составили фоторобот исполнителя, который находился в момент убийства в непосредственной близости от машины. В ходе следственных действий исполнитель, посредник и заказчик были задержаны. На основании действующего УК все участники преступления были приговорены к реальным срокам наказания:

  • Посредник – 8 лет.
  • Исполнитель – 13 лет.
  • Заказчик – 14 лет.

Определение покушения

Если в результате умышленных действий с целью убийства человека, преступное деяние не было доведено до желаемого результата, по любым причинам, на которые не мог повлиять исполнитель, то подобные действия будут квалифицированы как покушение на убийство. Определяющим фактором являются причины не осуществления задуманного.

Злоумышленник не добровольно отказался от совершения убийства (испугался, передумал), а на него повлияли внешние факторы:

  • Задержание сотрудниками полиции или очевидцами.
  • Неправильный выбор средства исполнения.
  • Оказание помощи потерпевшему, в результате которой он остался жив.
  • Непопадание в жертву при использовании огнестрельного оружия.
  • Другие факторы.

Заказное убийство относится к особо тяжким видами преступления, поэтому применяются самые жесткие санкции по отношению к преступнику и заказчику.