Петр великий броненосец

Пётр Великий (броненосец)

У этого термина существуют и другие значения, см. Пётр Великий (значения).

«Пётр Великий»

Служба

Россия

Назван в честь

Пётр I

Класс и тип судна

Эскадренный броненосец

Порт приписки

Кронштадт

Организация

Балтийский флот

Изготовитель

Верфь на Галерном острове

Строительство начато

1 июня 1869 года

Спущен на воду

27 августа 1872 года

Введён в эксплуатацию

октябрь 1877 года

Выведен из состава флота

1959 год

Статус

Разобран на металл

Основные характеристики

Водоизмещение

9665 тонн проектное, 10 406 тонн фактическое

Длина

103,5 м

Ширина

19,2 м

Осадка

8,28 м

Бронирование

Пояс в средней части 365—297 мм, в оконечностях 254—203 мм, бруствер 365 мм, башни 356 мм

Мощность

1877 — 6300 л. с.,
с 1881 года — 8296 л. с.

Скорость хода

1877 — 12 уз,
1881 — 14,36 уз

Экипаж

440 офицеров и матросов

Вооружение

Артиллерия

4 × 305-мм/20,
6 × 87-мм/24
После перевооружения в 1905—1906 гг.:
4 × 203-мм/45,
12 × 152-мм/45

Минно-торпедное вооружение

2 × 381-мм ТА (установлены позже)

Медиафайлы на Викискладе

«Пётр Великий» — первый полноценный броненосец (мореходный монитор) российского флота. Один из сильнейших броненосцев своего времени .

Строительство

Разрабатывался с 1867 года под девизом «Монитор-крейсер». Построен по проекту контр-адмирала А. А. Попова. Был близок по типу к британским броненосцам типа «Девастейшн» (1871).

Заложен на Галерном острове в 1869 году. Первоначально имел название «Крейсер». 30 мая 1872 года, в день 200-летия со дня рождения Петра I был переименован в «Пётр Великий».

В августе 1872 года корабль был спущен на воду и переведен в Кронштадт для достройки. Первым командиром корабля был назначен капитан 2-го ранга В. И. Попов. Достройка окончена в 1877 году. Первоначально квалифицирован как монитор, с 1 февраля 1892 года — эскадренный броненосец.

Вооружение состояло из четырёх 12-дюймовых (305-мм) орудий с длиной ствола в 20 калибров, размещённых по два в концевых башнях. Кроме этого на корабле установили шесть 87-мм (4-х фунтовых) пушек, так же были предусмотрены места для установки двух 9-дм (229-мм) мортир.

Служба

Машины оказались неудовлетворительными, и в 1881 году корабль был переоборудован в Глазго компанией Randolph and Elder.

«Пётр Великий» после переоборудования в учебное судно

В 1903 году переоборудован в учебное судно для подготовки артиллеристов.

С 1917 года использовался в качестве плавучей базы для подводных лодок Балтийского флота. 25—26 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а 11—14 апреля 1918 года оттуда в Кронштадт. 21 мая 1921 года разоружен и переформирован в минный блокшив Кронштадтского военного порта. 18 апреля 1959 года исключён из списков судов ВМФ.

На корабле проходили службу инженер-механик Фёдор Брикс (в 1877 году) и капитан 1-го ранга Фёдор Шамшев (в 1913—1917 годах).

В литературе и кульуре

  • В повести И. И. Ликстанова «Приключения юнги» (действие происходит в Кронштадте в 1925 году), юнга Виктор Лесков служит на минном блокшиве, который ранее был броненосцем.
  • В 1972 году в СССР были выпущены почтовая марка и карточка для картмаксимума с изображением броненосца.

> См. также

  • Список линейных кораблей русского флота

> Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия. — Т.26. — М: Большая Российская энциклопедия, 2014. — С. 84. — 767 с. — ISBN 978-5-85270-363-7.

Ссылки

  • Мониторы выходят в море
  • Петр Великий
  • Пётр Великий
  • Для эскадренного боя

Эскадренный броненосец «Петр Великий»

Башенный броненосец “Петр Великий”

Заложен 20.05.1869 г. (Санкт-Петербург), спущен 15.08.1872 г., в строю с 2.10.1876 г.

Водоизмещение 10105 т;
размеры 100,6 х 19,3 х 7,6 м.
2 ПМ 6100 л.с., 6 двойных котлов, 2 винта,
скорость 10,3 узла,
запас угля 1200 тонн,
дальность плавания 1500 миль.
С 1881 г. 8250 л.с., 14,3 узла, дальность плавания 3600 миль.
Вооружение: 4-305 мм, 6-87-мм орудий образца 1867 года, 2 картечницы.
Бронирование (сэндвич): борт в средней части 356-203 мм, в оконечностях 229-203 мм, бруствер 356 мм, башни 356 мм, палуба 76-63 мм.
Экипаж 440 человек.

В 1903-07 гг. был полностью перестроен и превращен в учебно-артиллерийский корабль.
Вооружение с 1907 г.: 4-203-мм, 12-152-мм, 12-75-мм, 4-57-мм, 8-47-мм, 2-37-мм пушки.

Проект английского броненосца “Devastation”, а также успешный переход американского монитора “Miantonomoh” через Атлантику, побудили известного русского конструктора, вице-адмирала А.А. Попова в рекордно быстрые сроки разработать чертежи брустверного броненосца, близкого по типу к детищу Рида, но заметно превосходящего его почти по всем элементам.

Закладка обоих “конкурентов” произошла почти одновременно, однако постройка русского броненосца, первоначально получившего имя “Крейсер” (имя “Петр Великий” он получил в мае 1872 г.), заняла свыше 7 лет. Формирование корпуса таких размеров на заре железного судостроения было непростым делом для российских судостроителей. Он собирался по введенной Ридом бракетной системе набора. Непотопляемость корабля обеспечивали девять поперечных водонепроницаемых переборок из 9,5-мм листов железа. Для сообщения между отсеками в переборках имелись специальные двери, самозакрывающиеся при поступлении воды. Для удаления воды, попавшей внутрь корпуса, все отделения соединялись с главной осушительной магистралью, проходившей у киля в междудонном отделении. Откачивание воды в любом из 87 отсеков производили паровые помпы. Корабль имел две непрерывные палубы: главную и жилую. В середине корпуса возвышался броневой бруствер с двумя двухорудийными башнями ГК, ширина которого равнялась ширине корпуса, так что боковые стенки бруствера являлись продолжением борта. От бруствера до форштевня возвышалась легкая надстройка. Она предназначалась для улучшения мореходных качеств и более удобного размещения экипажа.

Подобно американским мониторам, броневой пояс “Петра Великого” по ватерлинии крепился к борту, образуя свес толщиной 0,6 метра для частичной защиты корабля от таранных ударов. Прямой угол, образованный свесом и бортом, заполняло дерево. Наиболее толстые плиты пояса находились в середине корабля, по длине 48,8 метра. В оконечностях толщина брони постепенно уменьшалась. Броневые плиты крепились болтами длиной около 1 метра, проходившими сквозь саму плиту, подкладку, и обшивку борта. С внутренней их стороны на борт наворачивались массивные гайки с железными шайбами и резиновыми кольцами, обеспечивавшими герметичность. Броня башен и закруглений бруствера состояла из двух слоев выгнутых 178-мм плит. Внутри бруствера и вдоль пояса проходил узкий коридор, защищавший команду от осколков, отлетающих от плит при ударе снарядов. Верхняя палуба состояла из трех слоев дюймовых железных плит английского производства.

Первоначально для “Петра Великого” предназначались 508-мм гладкоствольные пушки. Однако в 1872 г., после перестройки “Петра Великого” в учебный корабль, инженеры Обуховского завода создали 305-мм нарезные казнозарядные орудия с длиной ствола 20 калибров, стрелявшие на дальность 5 км. Четыре 12-дюймовки располагались в двух башнях системы Кольза с внутренним диаметром 7,93 м. Орудийные станки были оборудованы гидравликой. Вращение башен осуществляли паровые машины (скорость один оборот в минуту). На крыше размещался раструб, необходимый для вентиляции при стрельбе дымным порохом. На каждое орудие приходилось 100 снарядов. Заряды пороха хранились в картузах в носовом и кормовом бомбовых погребах. При доставке снаряда (который весил 325 кг) к башне его помещали на специальный совок, поднимали на талях в тележки и на них по рельсам подвозили к люку, откуда талями поднимали вверх на палубу. Затем снаряд перегружали на другую тележку и перевозили к башне. Подъем его в башню вновь осуществлялся талями через отверстие в центральном штыре. Пороховые заряды подавались в медных цилиндрических ящиках с ручками для переноса. Для стрельбы по минным катерам и абордажным партиям с вражеских кораблей, а также для салютов установили шесть 4-фунтовых (87-мм) нарезных орудий и две картечницы Пальмкранца.

После спуска на воду достройка продолжалась еще пять лет. Только подбор винтов для корабля занял полтора года. Большие проблемы вызвали многочисленные поломки судовых механизмов, дефекты котлов и трубопроводов. Некачественно изготовленные паровые машины на испытаниях ни разу не развили проектной мощности 10 тысяч лошадиных сил, а скорость не превысила 12,35 узла вместо планировавшихся 14. После официального вступления на корабле продолжались многочисленные доводочные работы. В частности, пришлось демонтировать и заменить все трубопроводы. Несмотря на все это, “Петр Великий” стал сильнейшим кораблем Российского флота, одним из самых мощных броненосцев в мире и гордостью отечественного судостроения: “…выстроенный на русской верфи, русскими людьми и из русских материалов”. К сожалению, он оказался единственным таким кораблем в русском флоте за целое десятилетие. Дальнейшее строительство броненосцев замерло. В отчете по Морскому ведомству за 1879-1883 гг. отмечалось: “С грустным чувством должно сознаваться, что “Петр Великий” есть наш единственный сильный боевой корабль. Все прочие суда наши не способны к борьбе с первоклассными броненосцами, которыми располагают другие морские державы, да и само значение их, как передвижной силы, обороняющей наши берега, весьма сомнительно”.

В мае 1881 г. “Петр Великий” прошел ремонт и переоборудование на английской верфи в Глазго. На броненосце установили два 381 -мм торпедных аппарата вместо носовых минных шестов, новые котлы и две вертикальные машины системы “компаунд” общей мощностью
250 л.с., что позволило достичь скорости 14,3 узла.

Служба “Петра Великого” проходила на Балтике, преимущественно в составе Практической эскадры. В 1898 г. корабль вывели из боевого состава, сняли с него башни ГК, и он пять лет простоял в Кронштадском порту в бездействии. С сентября 1903 по май 1908 гг. в ходе капитального ремонта и модернизации на Балтийском заводе его переоборудовали в артиллерийское учебное судно. Ему надстроили надводный борт, сняли броню, вооружение заменили на скорострельные 8- и 6-дюймов-ки Канэ в бортовых установках. С 1917 г. корабль использовался в качестве плавбазы подводных лодок. После революции его переименовали в “Республиканец”, а в октябре 1918 г. сдали на долговременное хранение в Кронштадский порт. В мае 1921 г. корабль разоружили и превратили в минный блокшив. 23 сентября 1924 г. во время наводнения он был выброшен на прибрежную отмель. В 1927 г. корабль сняли с мели и поставили в ремонт. В 1939-45 гг. он служил плавбазой минно-заградительных сил флота, затем долгое время был плавучей казармой. Окончательно бывший “Петр Великий” исключили из списков судов ВМФ для разделки на металл 14 марта 1959 года, почти через 90 лет после спуска на воду!

Четыре войны «Петра Великого»


В истории броненосца «Петр Великий» примечательно и до боли знакомо для России практически все: прозорливость конструкторов и трусость чиновников, грандиозность замысла и неказистость исполнения, триумфальное рождение и бесславная пенсия. Пусть своего прямого назначения корабль и не выполнил, нельзя сказать, что броненосец носивший имя царя-реформатора оказался не удел: его появление сыграло важнейшую роль в развитии отечественного кораблестроения и школы моряков.
Главный кораблестроитель Королевского флота в 63-70 годах XIX века Эдвард Джеймс Рид писал про «Петра Великого», что тот «может совершенно свободно идти в любой английский порт, поскольку он сильнее, чем всякий из наших собственных броненосцев».

Броненосец «Петр Великий» в достройке, Кронштадт, июль 1876 года Англичанин, конечно же, лукавил – ничего подобного было не под силу не то, что одному кораблю, ни одному флоту в мире. В то время каждый второй корабль ходил по волнам под британским флагом.
Правление Александра II пришлось на промышленный бум, который требовал практически полной замены корабельного состава флота. В то же время империи были необходимы железные дороги и новые производства, поэтому денег на флот оставалось немного. Однако в условиях обострения отношений с Великобританией морские рубежи державы требовали надежной защиты.

Броненосец «Петр Великий» перед вступлением в строй, 1876 год В то время в береговой защите ставка делалась на корабли типа монитор, названные так по одноименному кораблю, который блестяще проявил себя в Гражданской войне в США. Отличительными признаками «Монитора» Джона Эриксона, были низкие борта (60-90 см), полное отсутствие парусного снаряжения, мощные орудия, которые позволяли вести практически круговой обстрел, и крепкая броня надводной части.
В 1865 году командующий русской крейсерской эскадрой в Тихом Океане вице-адмирал Андрей Александрович Попов предложил создать новый тип корабля – «монитор-крейсер».

Андрей Александрович Попов — русский флотоводец, кораблестроитель, полный адмирал. Это должен был быть сильнейший монитор с мореходными качествами океанского корабля. При сохранении низкого борта, башни, люки, дымовые и вентиляционные трубы со всех сторон ограждались бронированным бруствером, что предохраняло важнейшие элементы корабля от излишнего воздействия морской воды.
Адмиралтейство одобрило проект Попова, и в 1869 году в Петербурге на верфи «Галерного островка» был заложен брустверный монитор под именем «Крейсер». Детали для него изготавливались на российских заводах и заказывались за рубежом, в том числе и в Англии. Работы шли крайне медленно: сказывались недостаток финансирования и опытных кадров, а также постоянные изменения в конструкции броненосца, которые вносились по ходу работ.

Броненосец «Петр Великий» на Ревельском рейде Так и название его было изменено по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, под именем которого кораблю и было суждено войти в историю. В итоге в строй «Петр Великий» вступил только осенью 1876 года, и то только потому, что вновь обострились отношения между двумя империями, и была реальная опасность вхождения Королевского флота в Финский залив.
Войны, по счастью, не случилось, но на «Петре Великом» сразу же были выявлены существенные недочеты. Главным из них была недостаточная мощность двух трехцилиндровых машин, которые обеспечивали его ход. Дело было в недостаточной паропроизводительности котлов.

Броненосец «Петр Великий» В 1870 году, заключая контракт на изготовление механизмов, Морское министерства решило не рисковать и не связываться с новой системой, которая позволяла использовать пар дважды и трижды. В результате, к моменту вводу в строй «Петра Великого» «обыкновенная система» уже устарела, а броненосец не мог развивать заложенную в проекте скорость в 14 узлов.

Для устранения дефекта в 1881 году «Петр Великий» совершил свое главное путешествие – отправился в Англию, где русская паровая машина была заменена английской, что позволило выйти на проектную скорость.

Броненосец «Петр Великий» на реке Клайд, Великобритания, июль 1881 года Вернувшись в Россию «Петр Великий» уже более не покидал пределов Балтики, а его боевые качества заметно нивелировал технический прогресс. В 1892 году ему был присвоен класс эскадренного броненосца, а задачи корабля свелись к подготовке личного состава для нужд флота.
На палубе эскадренного броненосца «Петр Великий», 1896 год В течение последующих 10 лет корабль исправно нес свою службу. Ежегодно корабль в мае начинал свою кампанию и завершал ее в конце ноября. В составе Практической эскадры он совершал переходы в Ревель, на артиллерийский полигон, проводя там плановые стрельбы и учения.
«Петр Великий» на рейде Пирея, апрель 1882 года. Вновь вопрос о судьбе корабля поднял С.О. Макаров, который в мае 1903 года отправил письмо председателю МТК. Далее он вновь предлагал перевооружить броненосец, а в случае невозможности установить несколько 203- и 152-мм орудий на палубе бруствера исключить его из состава флота. 30 мая состоялось заседание МТК где было вынесено решение: «…в ближайшее пятилетие броненосец «Петр Великий» приспособить исключительно для целей Учебно-артиллерийского отряда, вооружив его современными патронными орудиями разных калибров».
В 1903 году «Петр Великий» официально вошел в учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота. Уже через год броненосец встал на ремонт для переоборудования в учебный корабль – русский флот испытывал острую нехватку квалифицированного личного состава.
Эскадренный броненосец «Петр Великий» во время
перестройки в учебно-артиллерийский корабль, 1906-1907 годы Известие о начале русско-японской войны заставило все силы перебросить на достройку броненосцев «Князь Суворов» и «Слава» и работы по переоборудованию «Петра Великого» почти полностью прекратились. Принятое в августе 1904 года Государственным советом решение о посылке на восток Второй тихоокеанской эскадры вовсе остановило все работы.
«Петр Великий» вошел в состав учебно-артиллерийского соединения в 1908 году, начав кампанию 14 мая. Пять последующих лет традиционно уходили в Ревель и там занимались боевой подготовкой. На корабле проходили практическое обучение офицеры и комендоры артиллерийских классов после выпуска.
В 1913 году учебно-артиллерийскому отряду довелось участвовать в маневрах Балтийского флота, где они изображали корабли «противника», сражавшегося с Первой бригадой линейных кораблей. Во время проведения в конце июля 1914 года состязательных стрельб на корабли отряда пришло известие об объявлении Германией войны.
Учебный артиллерийский корабль «Петр Великий» на Ревельском рейде Годы Первой мировой войны «Петр Великий», будучи плавбазой для подводных лодок, находился сначала в Кронштадте, а затем в Гельсингфорсе и Ревеле, где его застала Февральская революция.
Подводные лодки у борта учебныого артиллерийского корабля
«Петр Великий» во время Первой Мировой войны, 1914-1917 годы Силами русского флота, базирующимися в Ревеле и Гельсингфорсе, было принято решение перевести Балтийский флот на тыловую стратегическую базу в восточной части Финского залива. «Петр Великий» вместе с другими боевыми кораблями принял участие в Ледовом походе Балтийского флота. 22 апреля весь отряд кораблей флота закончил переход и прибыл в Кронштадт.
С октября 1918 года «Петр Великий» находился на долговременном хранении. 21 мая 1921 года с корабля сняли всю артиллерию, штурманское и другое оборудование, оставив один неотапливаемый корпус и переквалифицировали в блокшив Кронштадтского порта. Под новым именем — «Блокшив №1» бывший броненосец использовался как склад для хранения мин заграждения.
Блокшив №1 (бывший броненосец «Петр Великий») в Кронштадте, 1926 год С трудом пережив наводнение 1924 года в Кронштадте, в Финскую и Великую Отечественную войны «Петр Великий» остался минным блокшивом. Толстенная броня оказалась идеальным хранилищем для мин под немецкой бомбежкой.
Свою службу на флоте броненосец «Петр Великий» закончил 18 апреля 1959 года и был передан в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
Бывший броненосец «Петр Великий» в качестве плавучей казармы. Кронштадт 1940-е годы Казалось бы, вся почти вековая история броненосца говорит о том, что он появился не во время и не к месту. Он не топил вражеские крейсеры и не принял геройскую смерть, но стал бесценной школой для русских кораблестроителей и нескольких поколений русских моряков.
Добавим, что сегодня имя «Петр Великий» носит флагман Северного флота, атомный крейсер – один из крупнейших в мире действующих неавианесущих ударных боевых кораблей. Был еще пароход «Император Петр Великий», но просуществовал он недолго – с 1913 по 1920 год – и пристального внимания не заслуживает, хотя и использовался в Первую мировую в качестве госпитального судна.
ТТХ броненосца:
Водоизмещение 10105 т. Размерения 100.6×19.3×7.5 м
Воружение 4 — 305 мм обр. 1867 года, 4 — 4 фн. обр 1867 года, 6 — 47 мм, 4 — 37 мм, 2 ПТА
Бронирование — борт от 203 до 356 мм, каземат — 356 мм, башни — 356 мм, палуба 76 мм
Механизмы 2 паровые машины завода Берда 2х4452 л.с. 6 двойных котлов, 2 винта.
Скорость первоначальная на испытаниях — 12.35 узла, после замены машин и котлов на механизмы фирмы «Элдер» в 1881 году — 14,26 узла
Дальность плавания 3600 миль. Экипаж 440 человек

Пётр Первый и Второй (линейный корабль)

Пётр Первый и Второй

Служба

Россия

Класс и тип судна

парусный линейный корабль 1 ранга

Тип парусного вооружения

трёхмачтовый корабль

Порт приписки

Кронштадт

Организация

Балтийский флот

Изготовитель

Санкт-Петербургское Адмиралтейство

Автор корабельного чертежа

Пётр Первый

Корабельный мастер

Пётр Первый, Федосей Скляев

Корабельные подмастерья

Фёдор Пальчиков, Карлсбом

Строительство начато

29 июня 1723 года

Спущен на воду

29 июня 1727 года

Введён в эксплуатацию

1727 года

Выведен из состава флота

разобран по ветхости в 1752 году

Основные характеристики

Водоизмещение

2000 тонн

Длина по верхней палубе

55,1 м

Длина по гондеку

45,29 м

Ширина по мидельшпангоуту

15,5 м

Осадка

5,5 м

Скорость хода

5-6 узлов (при полном ветре в бакштаг)

Экипаж

800 человек

Вооружение

Общее число орудий

Орудий на гондеке

28 30-фунтовых

Орудий на мидельдеке

26 18-фунтовых

Орудий на опердеке

28 8-фунтовых

Орудий на баке

«Пётр Первый и Второй» — первый в истории российского флота стопушечный линейный корабль 1 ранга, построенный на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1723—1727 гг.

Постройка

Конструкция корабля была спроектирована лично Петром Первым. В разработке чертежей и росписи корабля Петру Первому помогал Федосей Скляев.

Корабль был заложен на стапеле в 1723 году. Строительством корабля вплоть до своей смерти руководил лично Пётр. В строительстве корабля царю помогали корабельные подмастерья Пальчиков и Карлсбом.

После смерти Петра возник конфликт между Федосеем Моисеевичем Скляевым и Адмиралтейств-коллегии по поводу достройки этого «государева» корабля. Сущность конфликта состояла в том, что Адмиралтейств-коллегия первоначально поручила руководство завершением строительства англичанину Ричарду Броуну. Это вызвало энергичный протест всех выпестованных Петром отечественных кораблестроителей, которые считали, что достраивать корабль должны только русские люди. Как главный конструктор и хранитель царских чертежей Скляев отказался выдать их Броуну и добился решения Екатерины I о достройке корабля под коллективным руководством отечественных корабельных мастеров во главе с ним самим.

Корабль «Пётр Первый и Второй» участвовал в манёврах флота у Красной Горки в мае-июне 1729 года.

С мая по август 1732 года и с мая по август 1736 года находился на Кронштадтском рейде в обучающих экипаж плаваниях.

Принимал участие в боевых действиях Русского Балтийского флота под Данцигом в 1734 году. Был флагманским кораблём русской эскадры, когда 15 мая под флагом адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта и направился к Данцигу.

26 мая вместе с эскадрой у Пиллау прикрывал выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем в составе эскадры крейсировал у Пиллау, блокируя Данциг с моря.

После капитуляции крепости (13 июня) «Пётр Первый и Второй» с эскадрой ушел в Ревель, а 2 июля прибыл в Кронштадт.

Был повреждён во время грозы 23 сентября 1736 года (молния ударила в грот-мачту, в результате чего возник пожар). Больше в моря не выходил.

По решению Адмиралтейств-коллегии после 19 августа 1744 года введён в плавучий док для сохранения памяти о Петре Великом.

Разобран по ветхости в 1752 году.

> Командиры

  • И. А. Брант (1728-1729)
  • Я. Фогель (1732)
  • Р. Литель (1734)
  • Пётр Дефремери (1736).

> См. также

  • Линейный корабль (парусный)
  • Список кораблей Балтийского флота (1702—1725)
  • Список парусных линейных кораблей Российского Императорского флота

Примечания

  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.

Парусные линейные корабли Балтийского флота периода становления (1702—1726 годы)

1 Куплен за границей; 2 Построен за границей;

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Морским судам быть

«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Aнглийский адмирал Поррис

16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка

Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными, они же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который так нужен был стране. Сегодня мы постараемся рассказать о первых шагах русского флота, и о том, как он создавался.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Петр I на верфях. Источник: http://forum-region.ru

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Петр I и Франц Лефорт. Источник: https://maxpark.com

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.

Строительство русских кораблей. Источник: https://russian.rt.com

Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.

Галера «Принципиум». Источник: http://yacht-radio.com

В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.

Божье провидение

Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.

Линейный корабль «Гото Предестинация». Источник: http://armedman.ru

Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.