Панисламизм и пантюркизм

Пантюркизм

На странице обсуждения должны быть подробности.

Ареал тюркских народовгосударства и автономии, где язык из группы тюркских языков имеет официальный статус, а также, территории, где на этих языках говорят большинство или меньшинство

Пантюрки́зм — гуманистическое культурное и политическое течение, распространённое в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века. Движение началось среди тюрков в Крыму, изначально стремившихся объединиться c тюрками Османской империи.

Единство в языке, мыслях и делах (крымско-тат. Tilde, fikirde, işte — birlik) Исмаил Гаспринский (Гаспыралы), крымскотатарский общественный деятель, известный пантюркист

История пантюркизма

Идеология пантюркизма имеет более чем вековую историю и тесно связана с понятием «Туран», которое возникло как антипод «Ирана» — страны, где господствует персидская культура. Огромное пространство «Турана» к северу от Ирана, и от Кавказа до Саян, рассматривалось как прародина «туранских» народностей, к которым причислялись все этносы урало-алтайской языковой семьи. При этом тюркский мир мыслился как ось этого обширного «Турана» — соответственно, пантюркизм выступал как концентрированное выражение более широкого и более расплывчатого пантуранизма. Изначально же «Тураном» в среднеиранской литературе называлась страна, расположенная к северо-востоку от Ирана и населённая кочевыми иранскими племенами, этого подтверждал средневековый персо-таджикский писатель Фирдоуси.

Пантюркизм своими корнями вряд ли восходит к газете «Переводчикъ-Терджиманъ», которую в 1883 году в Бахчисарае (Крым) начал издавать общетюркский российский общественный деятель, просветитель и публицист Измайл бек Гаспринский (Исмаил Гаспралы). Он первый, кто выдвинул и развивал идею просвещения и консолидации всех тюркских и славянских народов России, издавая газету на русском (кириллицей) и тюркском (арабицей) языках до 1905 года. После 1905 года газета выходит только на арабице. «Переводчикъ-Терджиманъ» была закрыта большевиками в 1918 году и не издается по сей день. Первой женщиной редактором и журналистом среди российских тюрков стала жена И. Гаспринского мишарка из Симбирска Зухра Акчурина. Идея просвещения нашла отклик среди крымской, волжско-уральской, среднеазиатской и азербайджанской тюркской и русской интеллигенции и духовенства. Гаспринский также предпринял первые шаги в сторону унификации всех тюркских языков путём очищения упрощённой формы тогдашнего турецкого языка от персидских и арабских заимствований. По его замыслу, этот язык должен был стать единым языком всех тюркских народов мира. Идеи этого проекта Гаспринского легли в основу современного турецкого языка, сменившего османский язык при Кемале Ататюрке.

Следующим шагом на пути консолидации тюркских народов было издание в 1902 году журнала «Тюрк» в Каире. На страницах журнала обосновывалась идея пантюркизма как альтернативы исламизации.

Самым первым научно-теоретическим обоснованием пантюркизма считается статья татарина из Казани Юсуфа Акчуры (Юсуфа Акчурина) «Och Tarzi Seyaset» (Три вида политики), которая была опубликована в 1904 году. Четыре года спустя, в 1908 году вышла в свет статья азербайджанца Али Гусейнзаде «Turkuleshmek, Islamlashmak, Zamanlashmak» (Тюркизация, Исламизация, Модернизация) в которой эти идеи нашли дальнейшее развитие.

В 1911 году Юсуф Акчура основал в Стамбуле газету-листовку «Тюрк юрду» («Турецкая Родина»). В то же самое время, видные турецкие авторы, такие как Зия Гёкальп и Халиде Эдиб Адывар, стали авторами романа «Ени Туран» (1912; «Новый Туран»), где в героической форме прославлялось прошлое и будущее тюркской расы. Символом тюркской расы стала волчица (Боз Гурд, Bozkurt), обозначенная как мать нации, и перед которой поклонялись тюрки перед принятием Ислама.

Как идеология пантюркизм окончательно сформировался к концу XIX века, и должен в связи с этим рассматриваться как аналог панславизма или пангерманизма. Пантюркизм стал одним из элементов идеологии младотурок, вследствие чего османское правительство оказывало помощь различным националистическим движениям в Средней Азии в период гражданской войны 1918—1921 в России. В 1923 году турецкий журналист Зия Гёкальп издал книгу «Основные принципы тюркизма», которая стала последним и довольно весомым вкладом в идеологию пантюркизма. После так называемой «кемалистской революции» идеи пантюркизма были на долгое время забыты официальной идеологией Турции, так как Мустафа Кемаль Ататюрк взял курс на перестройку страны в «западном» стиле.

Некоторое возрождение идей пантюркизма произошло после смерти Ататюрка в 1938 году. После вступления Турции в НАТО эти идеи вновь обрели актуальность как средство идеологической борьбы против СССР, с целью оторвать от него республики Средней Азии и Азербайджан.

Распад СССР в 1991 году создал условия для восстановления пантюркского движения. Турция более не была единственным тюркским государством, появились независимые государства Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов (АТН) — событие, ставшей важной вехой в истории пантюркизма, потому что это отмечает начало организованной фазы движения: Ассамблея тюркских народов — первая пантюркская организация; она регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав её членов представляет большинство тюркских этносов и субэтносов (этнических групп) в общетюркском суперэтносе планеты Земля.

В настоящее время идеи пантюркизма наиболее влиятельны в Турции и Азербайджане.

Территории государств и автономных образований с языком, принадлежащим к тюркской группе, в качестве официального

Государства (карта)

  • Азербайджан
  • Афганистан
  • Северный Кипр
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Турция
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Каракалпакстан (суверенная республика в составе Узбекистана согласно ст. 70 «Конституции Республики Узбекистан»).

Автономные образования (карта)

  • Восточный Туркестан (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Китай)
  • Или-Казахский автономный округ
  • Баркёль-Казахский автономный уезд
  • Моры-Казахский автономный уезд
  • Кызылсу-Киргизский автономный округ
  • Аксай-Казахский автономный уезд
  • Сюньхуа-Саларский автономный уезд
  • Цзишишань-Баоань-Дунсян-Саларский автономный уезд
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Чувашская Республика
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Республика Крым
  • Республика Хакасия
  • Республика Саха
  • Республика Татарстан
  • Республика Тыва
  • Гагаузия

территории областей с языком, принадлежащим к тюркской группе, на котором говорит большинство населения (карта)

  • Западный Азербайджан (Иран)
  • Восточный Азербайджан (Иран)
  • Ардебиль (Иран)
  • Зенджан (Иран)
  • Баян-Улгий (Монголия)

территории областей с языком, принадлежащим к тюркской группе, на котором говорит меньшинство населения (от 50 тыс. до 3 млн чел.; карта)

  • Босния
  • Болгария
  • Грузия
  • Греция
  • Ирак
  • Румыния
  • Северная Македония
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Украина

> Туранская раса

Раса Тюрков

Пантюркизм и Турция

Флаг пантюркистов Турции

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Одной из идеологических основ национальной политики младотурок стал пантюркизм. Эта концепция родилась на основе идей молодого общетюркского этноцентризма (туркизма), наиболее ярким выразителем которого стал философия Гёкальпа (1876—1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и развития тюркской нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий достижения успеха на этом пути он считал объединение тюркоязычных народов в рамках единого государства. Подобные идеи получили широкую популярность в среде младотурок. Наиболее националистически настроенные их представители развили идеи Гёкальпа в пантюркистскую доктрину, которая требовала объединить под властью общетюркской демократии все тюркоязычные народы, призывала к ненасильственному отюрчиванию или естественной ассимиляции национальных меньшинств в будущем.

Пантюркизм, Россия и СССР

Несмотря на то, что культурные аспекты тюркского взаимодействия особой угрозы не представляют, политическая программа пантюркизма вызывает опасения в столицах тех стран, которые граничат с тюркскими государствами, а также тех, где есть тюркские меньшинства. Определение пантюркизма в России, Болгарии, Армении, Греции, Китае и в некоторых других странах изобилует такими прилагательными, как «реакционный», «экспансивный», «ирредентистский» (требующий воссоединения всех тюркских земель) и т. д. Негативное определение пантюркизма было доминирующим на Западе в последние несколько десятилетий. В России ещё со времен Российской Империи считалось, что идеология пантюркизма представляет угрозу и развивает национализм.

Так в толковом словаре Ушакова Д. Н. 1935—1940. написано:

ПАНТЮРКИ́ЗМ, пантюркизма, мн. нет, муж. (полит.). Буржуазно-националистическое течение, направленное к объединению всех тюркских народностей в одно буржуазно-помещичье государство под гегемонией Турции; Пантюркизм используется в целях захватнической политики империалистическими государствами, орудием которых являются буржуазные реставраторы, враги народа в советских республиках.

Д. Е. Еремеев в Советской исторической энциклопедии.

ПАНТЮРКИЗМ

агрессивная расистская доктрина, согласно к-рой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое, простирающееся от Балкан до Сибири гос-во Туран (отсюда применяемое иногда к П. назв. пантуранизм).

Д. Е. Еремеев в Большой советской энциклопедии писал что

…После Октябрьской революции 1917 в России многие контрреволюционеры Закавказья и Средней Азии выступали против Советской власти под знаменем Пантюркизма, но не нашли поддержки в народных массах…

Эта догма была превалирующей в советской историографии, идея пантюркизма была объявлена антисоветской и антинародной и объяснялась как «турецкая разновидность фашизма». В СССР пантюркизм определялся как национал-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, и прежде всего тюрки-мусульмане, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство.

Во времена Советского Союза странами блока НАТО пантюркизм использовался в качестве идеологии способной конкурировать с коммунистической на территории республик Средней Азии и Азербайджана. До настоящего времени Россия негативно относится к поддержке правительством Турции пантюркистских идей. Москва считает, что «пантюркизм» несёт в себе угрозу торговым и стратегическим российским интересам в бывших республиках СССР и угрожает целостности самой России.

В то же время в советское время в доносах на известных государственных деятелей и учёных нередко фигурировало обвинение в пантюркизме, которое служило поводом для их ареста. Документы ЦК КПСС называют цифру 361 человек, репрессированных по ложному обвинению в пантюркизме В 30-е и 40-е годы XX века многие выдающиеся учёные, исследовавшие в СССР тюркскую культуру, были репрессированы. Так, по ложным обвинениям в шпионаже были расстреляны профессор Чобан-заде (1937), профессор Поливанов (1938), академик АН СССР Самойлович (1938) и многие другие.

Показательно, но в российских энциклопедические изданиях последних десятилетий пантюркизм упоминается только вскользь, что говорит «о полной растерянности и капитуляции российской общественной мысли перед задачей объективного исследования этого феномена». Это говорит о незначительности данного вопроса..

Пантюркистская символика

Флаг стран Тюркского совета

22 августа 2012 года 4 крупнейших тюркоязычные государства, объединившиеся в рамках Тюркского совета, приняли единый флаг. Для единого флага взяты символы всех 4 государств: солнце из флага Киргизии, звезда — Азербайджана, полумесяц — Турции, цвет — Казахстана. Он является вторым обязательным флагом после национальных. Все эти элементы, как правило, встречаются и на флагах других тюркоязычных стран или регионов.

«Вместе мы сможем добиться больших успехов. Новый флаг будет наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен во всех тюркоязычных странах наряду с национальным», — заявил на пресс-конференции в Бишкеке министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу.

Политика пантюркизма

Осенью 2006 года в Анталье состоялись 10-й по счету Международный тюркский курултай, в работе которого приняли участие около 600 делегатов — общественных и государственных деятелей из различных стран, и 8-й саммит тюркоязычных государств.

В совместной декларации содержались такие постановления, как «призыв к выработке общей политики тюркских государств в отношении ситуации в Афганистане, Ираке, Палестине и Ливане (которая оценивается как складывающаяся негативно), в урегулировании кипрской и карабахской проблем.

Кроме того, страны — участники саммита обязались взаимно поддерживать друг друга в достижении ими таких внешнеполитических целей, как председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, вступление Турции в ЕС, избрание Турции, Казахстана и Киргизии в непостоянные члены Совета Безопасности ООН». В ходе саммита президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что «проблема одного тюркского государства должна быть проблемой и для другого тюркского государства».

Дело создания Тюркского содружества государств, к которому Турция прилагает усилия уже много лет, начинает сдвигаться с мертвой точки. По инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, заявлено о создании одного органа Содружества — Совета старейшин.

Пантюркизм встречает противодействие в странах, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция, Афганистан, Кипр и Молдавия имеют значительные тюркские меньшинства. Определенные круги этих государств рассматривают движение за интеграцию тюркских сообществ как угрозу их территориальной целостности. Но при этом отмечается, что культурные аспекты тюркского взаимодействия не представляют угрозы.

Тюркистские организации

  • Младотурки (тур. Jöntürkler) — политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул-Хамида II (1908) и провести прозападные реформы.
  • Кемализм — идеология турецкого национализма, выдвинутая Кемалем. Поныне считается официальной идеологией Турецкой республики.
  • Партия национального действия (Турция) — (тур. Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) — националистическая ультраправая консервативная партия в Турции.
  • Республиканская народная партия (Турция) — (тур. Cumhuriyet Halk Partisi) — старейшая политическая партия Турецкой Республики, занимает левоцентристские позиции. Используется аббревиатура РНП (CHP).
  • Организация Эргенекон — турецкая ультра-национальная организация. Представляет собой тайную организацию кемалистского направления, членами которой являются некоторые высокопоставленные руководители внутри вооружённых сил и органов безопасности Турции.
  • Организация Бозкурт — (тур. Bozkurtlar или тур. Bozkurtçular, настоящее название — тур. Ülkücülük — «идеализм») — праворадикальное турецкое формирование, военизированное молодёжное крыло националистической «Партия национального действия».
  • Национал-демократическая партия Азербайджана — политическая партия Азербайджана, политическая программа партии близка к программе организации Бозкурт, иногда её даже считают отделением организации «Бозкурт» в Азербайджане.

> См. также

  • Паниранизм
  • Пантатаризм
  • Османизм
  • Панисламизм
  • Панславизм
  • Пангерманизм

> Литература

  • Червонная Светлана. Пантюркизм и панисламизм в российской истории // Отечественные записки. — 2003. — № 5. — С. 152—166.

Ссылки

  • Полтора века пантюрκизма в Турции // Панорама. — № 1(35), июль 1993.
  • Искандер Гилязов. Пантюрκизм, Пантуранизм и Германия // Татарстан. — № 5-6, 1995.
  • «Очаги» являются проводниками идеи неопантюркизма…» // Эхо Веков, 1996 3/4
  • Turkic states convene to forge common culture and elect new head (недоступная ссылка) Daily News, 13 декабря 2009 (англ.)
  • Ülkücülük Бозкурт в турецкой Википедии.
  • Alparslan Türkeş Алпарслан Туркеш в турецкой Википедии.
  • Пантюркизм в Турции

Примечания

  1. Pan-Turkism // Britannica
  2. Edward A Allworth,Central Asia: A Historical Overview, Duke University Press, 1994. pp 86
  3. I. M. Diakonoff, The Paths of History, Cambridge University Press, 1999, p. 100 : Turan was one of the nomadic Iranian tribes mentioned in the Avesta. However, in Firdousi’s poem, and in the later Iranian tradition generally, the term Turan is perceived as denoting ‘lands inhabited by Turkic speaking tribes.
  4. 1 2 Пантюркизм: вековая угроза России
  5. 1 2 Журнал «Тюркоман», Лондон. ПАНТЮРКИЗМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
  6. THE REBIRTH OF PAN-TURKISM?
  7. ЕВРАЗИЯ — Из истории пантюркизма: национализм против веры
  8. Пантюркизм // Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1939. — Т. 3.
  9. Еремеев Д. Е. Пантюркизм // Советская историческая энциклопедия. / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия
  10. 1 2 3 Еремеев Д. Е. Пантюркизм. Большая советская энциклопедия. Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  11. 1 2 Абдакимов А. История Казахстана Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine. — Алматы. 1994
  12. Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: «Восточная литература» РАН, 2002. — С. 5. — ISBN 5-02-018338-5.
  13. составитель Тумаркин Д.Д. Репрессированные этнографы. — Москва: «Восточная литература» РАН, 2002. — ISBN 5-02-018346-6.
  14. Русские археологи и политические репрессии 1920—1940-х гг.
  15. Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: «Восточная литература» РАН, 2002. — С. 75-86. — ISBN 5-02-018338-5.
  16. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
  17. Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: «Восточная литература» РАН, 2002. — С. 21-50. — ISBN 5-02-018338-5.
  18. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
  19. Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: «Восточная литература» РАН, 2002. — С. 7-20. — ISBN 5-02-018338-5.
  20. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
  21. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
  22. Червонная C. Пантюркизм и панисламизм в российской истории // Отечественные записки. — 2003. — № 5.
  23. Генеральная прокуратура Кыргызской Республики
  24. Пантюркистский проект (Туран)
  25. Turkish far right on the rise, by Justin Huggler, The Independent, 20 April 1999
  26. Turkey and the EU. Will they Split before they Marry?, The Spiegel Online International, 10.03.2005

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.

Государства и автономные образования, где язык, принадлежащий к группе тюркских языков, имеет официальный статус.

Пантюркизм (синоним пантуранизм) — культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века.

Цитата

Dilde, fikirde, işte birlik (Единство в языке, мыслях и делах)

— Исмаил Гаспринский (Гаспыралы), крымскотатарский просветитель и общественный деятель, известный пантюркист.

Флаг пантюркистов Турции

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Одной из идеологических основ национальной политики младотурок стал пантюркизм. Эта концепция родилась на основе идей молодого турецкого национализма (туркизма), наиболее ярким выразителем которого стал философия Гёкальпа (1876-1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и развития турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий достижения успеха на этом пути он считал объединение тюркоязычных народов в рамках единого государства. Подобные идеи получили широкую популярность в среде младотурок. Наиболее шовинистически настроенные их представители развили идеи Гёкальпа в пантюркистскую доктрину, которая требовала объединить под властью турецкого султана все тюркоязычные народы, призывала к насильственному отуречиванию или ликвидации всех национальных меньшинств в империи.

Пантюркизм и Россия

Несмотря на то что культурные аспекты тюркского взаимодействия не угрожают никому, политическая программа пантюркизма вызывает опасения в столицах тех стран, которые граничат с тюркскими государствами, а также тех, где есть тюркские меньшинства. Определение пантюркизма в России, Болгарии, Греции, Китае и в некоторых других странах обычно изобилует такими прилагательными, как «реакционный», «экспансивный», «ирредентистский» (требующий воссоединения всех тюркских земель) и т. д. Негативное определение пантюркизма было доминирующим на Западе в последние несколько десятилетий. В России еще со времен Российской Империи считалось, что идеология пантюркизма представляет угрозу.

Так в толковом словаре Ушакова Д. Н. 1935—1940. написано:

ПАНТЮРКИ́ЗМ, пантюркизма, мн. нет, муж. (полит.). Буржуазно-националистическое течение, направленное к объединению всех тюркских народностей в одно буржуазно-помещичье государство под гегемонией Турции; Пантюркизм используется в целях захватнической политики империалистическими государствами, орудием которых являются буржуазные реставраторы, враги народа в советских республиках.

Советская историческая энциклопедия.

ПАНТЮРКИЗМ агрессивная расистская доктрина, согласно к-рой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое, простирающееся от Балкан до Сибири гос-во Туран (отсюда применяемое иногда к П. назв. пантуранизм).

В советской историографии писалось что

…После Октябрьской революции 1917 в России многие контрреволюционеры Закавказья и Средней Азии выступали против Советской власти под знаменем Пантюркизма, но не нашли поддержки в народных массах…

Эта догма была превалирующей в советской историографии, идея пантюркизма была объявлена антисоветской и антинародной и объяснялась как «турецкая разновидность фашизма»

Во времена Советского Союза странами блока НАТО пантюркизм использовался в качестве идеологии способной конкурировать с коммунистической на территории республик Средней Азии и Азербайджана. До настоящего времени Россия негативно относится к поддержке правительством Турции пантюркистских идей. Москва считает что «пантюркизм» несет в себе угрозу торговым и стратегическим российским интересам в бывших республиках СССР и угрожает целостности самой России.

В то же время в доносах на известных государственных деятелей и учёных нередко фигурирует обвинение в пантюркизме, которое служило поводом для ареста многих талантливых людей. Документы ЦК КПССС называют цифру 361 человек, репрессированных по ложному обвинению в пантюркизме

Пантюркизм и Китай

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Файл:Флаг союза тюркских государств.jpg Подпись под изображением

22 августа 2012 года тюркоязычные государства приняли единый флаг. Для единого флага взяты символы всех 4 суверенных тюркских государств: солнце из флага Киргизии, звезда — Азербайджана, полумесяц — Турции, цвет — Казахстана. Он является вторым обязательным флагом после национальных.

«Вместе мы сможем добиться больших успехов. Новый флаг будет наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен во всех тюркоязычных стран наряду с национальными», — заявил на пресс-конференции в Бишкеке министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу.

Осенью 2006 года в Анталье состоялись 10-й по счету Международный тюркский курултай, в работе которого приняли участие около 600 делегатов — общественных и государственных деятелей из различных стран, и 8-й саммит тюркоязычных государств.

В совместной декларации содержались такие постановления, как «призыв к выработке общей политики тюркских государств в отношении ситуации в Афганистане, Ираке, Палестине и Ливане (которая оценивается как складывающаяся негативно), в урегулировании кипрской и карабахской проблем.

Кроме того, страны — участники саммита обязались взаимно поддерживать друг друга в достижении ими таких внешнеполитических целей, как председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, вступление Турции в ЕС, избрание Турции, Казахстана и Киргизии в непостоянные члены Совета Безопасности ООН». В ходе саммита президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил «проблема одного тюркского государства должна быть проблемой и для другого тюркского государства».

Дело создания Тюркского содружества государств, к которому Турция прилагает усилия уже много лет, начинает сдвигаться с мертвой точки. По инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, заявлено о создании одного органа Содружества — Совета старейшин.

Пантюркизм встречает враждебность всех стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств и они будут рассматривать всякое движение к единению тюрков как угрозу их территориальной целостности. Большинство западных стран также испытывают тревогу из-за исторических предрассудков против тюрков. Учитывая эти предрассудки и враждебность, пантюркизм может развиваться лишь в постепенной манере.

В связи с историческими предрассудками и враждебностью к тюркским нациям на первом этапе прилагаются усилия к укреплению главным образом культурных, социальных и экономических связей между тюрками. Политические цели могут быть отложены до следующего этапа движения, когда экономическое и культурное взаимодействие уже будет достигнуто. На втором этапе приоритетной целью должна стать политическая консолидация, но эта консолидация должна ограничиваться только шестью независимыми тюркскими странами.

Известные пантюркисты

  • Исмаил Гаспринский — крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик, получивший известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи. Один из основоположников и идеологов пантюркизма.
  • Зия Гёк Альп (настоящее имя Зияддин Мехмет) — основатель идеологии, этническая принадлежность: курд
  • Ататюрк, Мустафа Кемаль (настоящее имя Кемаль Мустафа) — турецкий политик и реформатор, основатель и первый президент Турецкой Республики
  • Доктор Назим-бей — идеолог и один из руководящих деятелей партии Иттихад.
  • Энвер-паша — османский военный и политический деятель и один из руководителей басмаческого движения; идеолог и практик пантюркизма и панисламизма, военный, поэт, художник. Активный участник Младотурецкой революции 1908 г., один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс».
  • Ахмед Джемаль-паша — османский военный и политический деятель, известный деятель движения младотурок.
  • Мустафа Исмет Инёню — турецкий военачальник и политик, второй президент Турции, преемник Ататюрка.
  • Мевлан заде Рифат — один из деятелей партии Иттихад .
  • Мехмед Талаат-паша — турецкий государственный деятель, министр внутренних дел Османской империи (1913—1918)
  • Бехаетдин Шакир — один из руководящих деятелей партии Иттихад.
  • Акчурин, Юсуф Хасанович — татарский издатель, писатель, журналист, историк, один из идеологов пантюркизма.
  • Тургут Озал — турецкий государственный и политический деятель. Восьмой президент Турции.
  • Сулейман Демирель — турецкий консервативный политик, девятый президент Турции.
  • Месут Йылмаз — турецкий политик, премьер-министр Турции в 90-е годы XX века.
  • Алпарслан Тюркеш — турецкий военный и политический деятель, по происхождению турок-киприот. Основатель и бывший председатель Партии национального действия. Вице-премьер министр Турции. Основная фигура турецкого националистического движения Bozkurtlar (Бозкуртлар, Серые Волки).
  • Искандер Меджид оглы Гамидов — азербайджанский государственный и политический деятель, министр внутренних дел в правительстве Абульфаза Эльчибея (1992—1993), Председатель Национально-демократической партии, генерал-лейтенант милиции.
  • Халил Рза Улутюрк (Халилов Халил Рза оглы) — азербайджанский поэт, писатель-пантюркист, филолог.
  • Абульфаз Эльчибей — азербайджанский государственный, политический и общественный деятель, переводчик, диссидент, лидер Народного фронта Азербайджана, президент Азербайджана (1992—1993)
  • Ахмед-бек Агаев (Агаоглу) — (1868—1939) — известный азербайджанский государственный деятель, журналист и тюрколог.
  • Мустафа́ Шока́й — (25 декабря 1890 — 27 декабря 1941) — казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана, один из руководителей Туркестанской автономии.

> См. также

  • Волга-Урал
  • Османизм
  • Панисламизм
  • Панславизм
  • Пангерманизм

> Литература

  • Червонная Светлана. Пантюркизм и панисламизм в российской истории // Отечественные записки. — 2003. — № 5. — С. 152-166.
  1. Pan-Turkism — Britannica Online Encyclopedia
  2. 1 2 3 Журнал «Тюркоман», Лондон. ПАНТЮРКИЗМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
  3. 1 2 Пантюркизм: вековая угроза России
  4. THE REBIRTH OF PAN-TURKISM?
  5. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. ПАНТЮРКИЗМ
  6. Советская историческая энциклопедия. ПАНТЮРКИЗМ
  7. Большая советская энциклопедия. Пантюркизм
  8. Абдакимов А. История Казахстана. — Алматы. 1994
  9. Пантюркистский проект (Туран)
  10. Turkish far right on the rise, by Justin Huggler, The Independent, 20 April 1999
  11. Turkey and the EU. Will they Split before they Marry?, The Spiegel Online International, 10.03.2005
  12. Тадеуш Свентоховский, Brian C. Collins Historical dictionary of Azerbaijan. — USA: Scarecrow Press, 1999. — С. 57. — 145 с. — ISBN 0810835509 Оригинальный текст (англ.)

    Gaspirali (Gasprinski) Ismail Bey (1851-1914) — A Crimean Tatar, one of the founders of Pan-Turkism. His newspaper, Tarjiman (Interpreter) began publication in 1883 in Bakhchisaray (Crimea) with support from the Baku millionaire Zeynal Abdin Taghiyev. In response to the dangers of Pan-Slavism, Gaspirali preached the unity of Turkic peoples within the Russian Empire. Although he wrote of one great qavm (nation) of all Turks, he stopped short of calling for political action — an unrealistic prospect in any case, given the repressive climate of the epoch. The Turkic unity that he envisaged had spiritual, linquistic, and cultural qualities, expressed in the slogan: «Unity of language, thought, and work». The first step toward this goal was to be creation of a literary idiom that served all Turks, from Balkans to the Great Wall of China. Such a language, based on simplified Ottoman, was in fact forged in the columns of the Tarjiman and taught in the jadidist (modernized) schools. With time, this language would be criticized as artificial and delaying the evolution of vernaculars of Turkic peoples into literary idioms.

  13. Отрывки из воспоминаний младотурецкого деятеля Мевлан-заде Рифата

> См. также

  • Волга-Урал
  • Османизм
  • Панисламизм
  • Панславизм
  • Пангерманизм

> Литература

  • Червонная Светлана. Пантюркизм и панисламизм в российской истории // Отечественные записки. — 2003. — № 5. — С. 152-166.
  1. Pan-Turkism — Britannica Online Encyclopedia
  2. 1 2 3 Журнал «Тюркоман», Лондон. ПАНТЮРКИЗМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
  3. 1 2 Пантюркизм: вековая угроза России
  4. THE REBIRTH OF PAN-TURKISM?
  5. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. ПАНТЮРКИЗМ
  6. Советская историческая энциклопедия. ПАНТЮРКИЗМ
  7. Большая советская энциклопедия. Пантюркизм
  8. Абдакимов А. История Казахстана. — Алматы. 1994
  9. Пантюркистский проект (Туран)
  10. Turkish far right on the rise, by Justin Huggler, The Independent, 20 April 1999
  11. Turkey and the EU. Will they Split before they Marry?, The Spiegel Online International, 10.03.2005
  12. Тадеуш Свентоховский, Brian C. Collins Historical dictionary of Azerbaijan. — USA: Scarecrow Press, 1999. — С. 57. — 145 с. — ISBN 0810835509 Оригинальный текст (англ.)

    Gaspirali (Gasprinski) Ismail Bey (1851-1914) — A Crimean Tatar, one of the founders of Pan-Turkism. His newspaper, Tarjiman (Interpreter) began publication in 1883 in Bakhchisaray (Crimea) with support from the Baku millionaire Zeynal Abdin Taghiyev. In response to the dangers of Pan-Slavism, Gaspirali preached the unity of Turkic peoples within the Russian Empire. Although he wrote of one great qavm (nation) of all Turks, he stopped short of calling for political action — an unrealistic prospect in any case, given the repressive climate of the epoch. The Turkic unity that he envisaged had spiritual, linquistic, and cultural qualities, expressed in the slogan: «Unity of language, thought, and work». The first step toward this goal was to be creation of a literary idiom that served all Turks, from Balkans to the Great Wall of China. Such a language, based on simplified Ottoman, was in fact forged in the columns of the Tarjiman and taught in the jadidist (modernized) schools. With time, this language would be criticized as artificial and delaying the evolution of vernaculars of Turkic peoples into literary idioms.

  13. Отрывки из воспоминаний младотурецкого деятеля Мевлан-заде Рифата

В середине декабря прошлого года в Казахстане разгорелся небольшой культурологический скандал с политическим подтекстом. Как сообщил турецкий портал «Turk-media», в своей предвыборной агитации (речь идет о запланированных на текущий год выборах в парламент Турции) довольно одиозная политическая Партия национального движения, придерживающаяся откровенно пантюркистской ориентации, использует песню казахского композитора. Речь шла о песни «Көк жөтел» в исполнении Галымжана Жолдасбая.

А подтекстом, вкрадчиво проходила мысль о том, что это произведение может стать объединяющим звеном для всех, кто придерживается «великой идеи мирового тюркизма». Насколько законно использование творчества Галымжана Жолдасбая со стороны определенных политических кругов иностранного государства, к сожалению, оперативно выяснить не удалось. Хотя владеющие темой журналисты и блогеры моментально припомнили о том, что это уже не первый прецедент, когда песни наших авторов используются в Турции в своих целях. Здесь, например, показателен случай, произошедший в феврале прошлого года, когда казахский композитор Арсланбек Султанбеков уличил правящую в Турции Партию справедливости и развития, лидером которой является в ту пору еще премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган, в грубом нарушении авторских прав. Причиной возмущения композитора стало то, что в своей предвыборной кампании партия Эрдогана (кстати, тоже периодически заигрывающая с идеями пантюркизма), использовала в качестве гимна его песню «Домбыра», которая была написана еще в 1997 году.
– Я не хочу, чтобы ее использовали в политических целях. Я не давал никакого согласия. Мне звонят и спрашивают, собираюсь ли я подавать в суд? Я считаю, что нельзя спешить, кипятиться раньше времени. Но в случае каких-то проблем, готов дойти и до суда, – заявил Арсланбек Султанбеков.

Весьма показательна была и реакция турецких оппонентов. В своем ответном заявлении Партия справедливости разъяснила, что казахстанский композитор зря волнуется. Дело в том, что турецкий певец Уюр Ышылак несколько переиначил слова песни и предложил ее политикам уже как свое оригинальное творение. То есть, по мнению партийцев, чистейший воды плагиат на самом деле не нес в себе ничего криминального. Обиженные творческие работники нашей страны тогда решили, что этим турецкая сторона показала и свое отношение к нашим согражданам в духе «Что хотим, то и берем. Не ваше дело»…
Пока деятели культуры и просто неравнодушные люди негодовали в социальных сетях, в том же прошлогоднем декабре идеи пантюркизма и степень их угрозы для нашей страны были подняты и на официальном уровне. В ходе своей пресс-конференции, прошедшей 26 декабря в Астане, министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов, сообщив, что в нынешнем году в нашу республику ожидается официальный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, призвал не драматизировать ситуацию: «Пантюркизм – это не реальность, а реальностью являются наши долгосрочные и стратегические взаимоотношения в политическом и экономическом аспекте…». Вместе с тем, Ерлан Идрисов признал, что «современные турки считают Алтай своей прародиной, что, «конечно же, накладывает отпечаток на наше взаимодействие с Турцией…»

Что касается исторических изысканий по поводу упомянутых министром «алтайский корней», периодически проводимых в Турции, то здесь одним из ярких примеров стал труд турецкого основоположника пантюркизма Зии Гек Альпа под названием «Основы тюркизма», впервые увидевшей свет в 1923 году и с тех пор выдержавший десятки переизданий. Печатается эта «настольная книга пантюркиста» и в наши дни и даже активно переводится на другие языки, благодаря чему все интересующиеся проблемой могут почерпнуть в ней необходимые азы идеологической базы этого течения.

Итак, согласно мысли автора, для установления мировой империи необходимо было пройти три важных этапа. Первый этап – это полное установление тюркизма в самой Турции. На этой ступени утверждения идеологии пантюркизма, предполагалось ограничение влияния религии на общество и власть, (прежде всего, речь шла, конечно же, об исламской религии). И в этой части, Зии Гек Альпой, собственно, и был выдвинут знаменитый лозунг «от Мекки к Алтаю», поскольку именно Алтай считается мифической прародиной тюркского суперэтноса.
Второй этап развития всемирного пантюркизма подразумевал объединение стран, населенных «потомками Огуза», легендарного родоначальника тюркских племен. На практике это подразумевало полное слияние Турции и Азербайджана.

Ну наконец, третий этап содержал программу-максимум – а именно включение всех тюркских народов – то есть турок, татар, башкир, алтайцев, тюркских народов Северного Кавказа и Закавказья, тюркских народов Средней Азии (узбеков, киргизов, казахов, туркмен), а также народов Восточного Туркестана (прежде всего уйгур) – в общее государство под эгидой Константинополя (то есть нынешнего Стамбула). А чуть позже политические притязания должны были распространяться уже на Балканы, Сибирь, Казань, Уфу и Монголию…
К теоретическим основам пантюркизма в контексте его влияния на другие страны мы еще вернемся чуть позже, а пока посмотрим на некоторые тревожные события, происходящие самой Турции.

В самом начале февраля этого года мировые СМИ объявили о предотвращении очередного покушения на Реджепа Тайипа Эрдогана, готовящегося в Анкаре. Как сообщалось, в центре города прогремело два мощных взрыва. Один из них произошел за пятнадцать минут до появления кортежа Эрдогана, другой спустя еще полчаса. После взрывов полиция Анкары в ходе поисков обнаружила еще два не сработавших взрывных устройства. Были покушения на жизнь Эрдогана и в прошлом году. Так, согласно сообщениям турецких СМИ в июле 2014 года, сотрудники службы безопасности смогли обезвредить человека, подбиравшегося к нему с заряженным пистолетом. Ровно за месяц до этого, в июне того же года, в Стамбуле на церемонии открытия муниципального здания к Эрдогану тоже прорывался террорист-одиночка с пистолетом. Еще чуть раньше в Стамбуле группа неизвестных обстреляла сотрудников правоохранительных органов, готовивших дорогу к проезду эрдогановского кортежа (тогда еще он занимал пост премьер-министра страны). Примерно в эти же дни была обнародована достаточно сенсационная информация о том, что спецслужбы за последние годы предотвратили более ста покушений на его жизнь.

Что это – искусственное нагнетание внутренней напряженности, терактомания, или действительно проводимая Эрдоганом политика вызывает столь активное противодействие? На этот вопрос однозначного ответа не будет (скорей всего, все составляющие здесь гармонично объединены), но то, что на «турецких берегах» отнюдь не царит политическая идиллия, пожалуй, не вызывает никакого сомнения.
Вот, например, громкий судебный процесс, прошедший в начале прошлого года над несколькими сотнями офицеров, обвиняемых в подготовке военного переворота. Параллельно с этим возобновились и суды нал участниками масштабных антиправительственных выступлений, начавшихся с ситуации вокруг парка Гези в Стамбуле (тогда, в едином протестном строю оказались националисты и коммунисты, мусульмане и атеисты, алавиты и сунниты), а затем и вовсе принявших откровенно политическую окраску. Как выяснилось, недовольство достаточно большой массы протестующих вызывает как неуклонная исламизация страны, и так откровенная «неоосманистская» внешняя политика тогдашнего правительства Эрдогана, полностью соответствующая основным идейным критериям пантюркизма.

Уже несколько лет граждан Турции возмущает откровенная поддержка правительством радикальных движений в странах, охваченных «арабскими революциями». И если в самом начале «арабской весны» Эрдогану еще удавалось убедить в том, что его кабинет лишь морально поддерживает «демократические силы», то события в Сирии не оставили сомнений, что Турция не только финансирует радикальные исламистские группировки, воюющие против президента Башара Асада, но и оказывает им вполне практическое содействие. Как указывали оппозиционно настроенные турецкие СМИ: «Эрдоган превратил нашу страну в большую базу по организации снабжения, лечения, отдыха, подготовки и вооружения сирийских мятежников, среди которых доминируют организации, признанные террористическими всеми цивилизованными странами мира».

А совсем недавно стало известно, что на территории Сирии действует целый отряд, сформированный из числа отставных бойцов спецподразделений Турции. Причем сражается он в составе самого ИГИЛа. Согласно данным, раздобытым тамошними журналистами, турецкие легионеры – это хорошо подготовленные наемники и получающие, в отличие от рядовых ИГИЛовцев, куда более значительную плату. Они оказались на войне если и не по приказу, то уж точно с молчаливого согласия командования, и курируются структурами Служба национальной безопасности Турции. В СМИ просочилась информация об этом отряде, после того как несколько из них попали в плен.

При этом, авторы публикаций проводили прямую параллель между стремлениями США в укреплении своих позиций на Ближнем Востоке и политикой правительства Эрдогана, так же видевшего свои стратегические интересы в отношении данных территорий. Заодно, прозвучало и напоминание о предыдущих контактах между военными и разведслужбами США и Турции, в ходе которых широко обсуждались вопросы, касающиеся присутствия разведслужб Турции на Балканах, в Кавказе и в Крыму. Кроме того, явно преследуя свои политические цели до определенного времени, исследовательские и аналитические центры США активно пропагандировали идеи пантюркизма, таким образом, надеясь внести свою лепту в настроения целого ряда государств СНГ, а также создать хотя бы декларативный противовес Евразийскому союзу. Аналитики особо указывали и на тот факт, что с развитием американской политической доктрины в этом направлении, и новыми вызовами Евразии, США могли планировать перенос центра солидарности тюркских народов в более актуальное на перспективу географическое место- то есть, непосредственно в Центральную Азию. Здесь же можно упомянуть и антироссийскую риторику, периодически проскальзывающую в турецких масс-медиа, и очередные страшилки в адрес непосредственно нашей страны (вроде статьи политолога Кюршад Зорлу под «говорящим» названием «После Крыма придет черед Казахстана?», опубликованной в сентябре прошлого года в газете «Yenicag». Все это, по сути, является маленькой местью за прошлые обиды, ведущие корни еще с самой зари постсоветской независимости, когда в отношении Центральноазиатского региона у Турции в очередной раз появились далеко идущие планы.
Еще в самом начале 90-х годов, в период распада СССР Турция ненавязчиво предлагала организовать некое федеративное общетюркское содружество с центром в Анкаре. Но лидеры ставших независимыми постсоветских республик, и в первую очередь Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, от «заманчивого предложения» категорически отказались. Идея пантюркизма просто не могла получить ожидаемого Анкарой сочувствия в среднеазиатских тюркоязычных республика, хотя бы потому, что у каждого молодого государства уже появились свои собственные амбиции, и Турция в качестве самоназначенного регионального лидера была никому не интересна.

И тогда осознав то, что кавалерийским наскоком дело не решить, идеи пантюркизма стали проникать на центрально азиатскую территорию несколько завуалировано, что называется «через форточку».

Многочисленные опросы общественного мнения, проводимые в настоящее время, показали, что в Средней Азии пантюркизм пока мало популярен (здесь, вполне можно согласится с вышеупомянутым мнением Ерлана Идрисова). Да и публичная риторика руководителей турецкого внешнеполитического ведомства в настоящее время уже не является откровенно напористой, как два десятка лет тому назад, и в своих официальных заявлениях, они почти не говорят о «едином тюркском мире под знаменем Анкары». Тем не менее, такие формально негосударственные, но активно поддерживаемые «османистами» институты внедрения «пантюркизма», как «ТИКА» (Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию) и «Тюрксой» (международная организация, занимающаяся развитием культурных связей тюркских народов) ведут в регионах Центральной Азии свою весьма активную деятельность. И сфера их интересов затрагивает не только декларируемые вопросы культурных взаимоотношений, но и вполне конкретную идеологическую обработку.
Происходит это практически везде. Вот, в прошлом году СМИ соседней с нашей страной Киргизии, забили нешуточную тревогу утверждая о том, что в стране открыто насаждается идеологическая турецкая колонизация:
«В настоящее время, на территории КР наиболее активную деятельность развивают религиозный фонд «Туркия Диянет Вакфи» (ТДВ) и «Сулеймания». В действующих по всему Кыргызстану турецких учебных заведениях настойчиво пропагандируется пантюркизм. Эта – одно из направлений работы, которая уже сейчас приносит ощутимые результаты. Второе направление – увеличение рядов последователей течения «Сулеймания» за счет местной молодежи. Основной упор в распространении пантюркизма делается на молодых кыргызстанцев, обучавшихся ранее в религиозных турецких учебных заведениях. Молодежь в возрасте 15-16 лет обучается азам религии, а также изучает турецкий язык и получает навыки работы на компьютере. Занятия проводятся в основном в вечернее время суток. Наиболее одаренные выпускники после двухгодичного обучения, как правило, направляются в религиозные высшие учебные заведения «Сулеймания» в Турции.
Фонд «Туркия Диянет Вакфи» последовательно занимает все возможные ниши для пропаганды идей пантюркизма в Кыргызстане. Под влиянием ТДВ имам-хатибы и некоторые работники муфтията страны выступают за учреждение для представителей официального духовенства КР единой униформы по турецкому образцу. Идеологическое влияние Турции усиливается с каждым днем. Тысячи и тысячи молодых кыргызстанцев ежедневно проникаются идеями величия и привлекательности идей Османской империи. Если и дальше будет продолжаться в том же духе, то Кыргызстан может превратиться в вассальное государство под протекторатом Анкары»…

Примерно тоже самое пишет и казахстанская (кстати, преимущественно, казахскоязычная) пресса, авторы публикаций которой все чаще обращают внимание на стремительно увеличивающееся количество учебных заведений турецкой ориентации:

«Сегодня в системе казахского образования роль главной скрипки выполняют привлеченные специалисты из-за рубежа, – беспокоится в своей статье «Проснуться в халифате?» журналист Имит Тулепбаев. – Однако зачастую эти самые «специалисты» не только не помогают, но и напрямую вредят нашим интересам.

Так, к примеру, происходит с Казахско-турецким университетом имени Сулеймана Дэмиреля, чьи филиалы сегодня функционируют в Южно-Казахстанской, Мангистауской, Жамбылской и Костанайской областях. Но и это еще не полный список экспансии турецкого образования, обрушившейся на Казахстан. Дело в том, что при каждом из филиалов действуют лицеи и пансионаты, где за счет финансовых средств, выделяемых правительством Турции, обучаются дети и молодежь в возрасте от 7 до 25 лет. В то же время каждый из обучающихся в этих лицеях, пансионатах и ВУЗах является выходцем далеко не из простой семьи. Все они представители интеллигентных семей, кланов из правоохранительных и властных структур.

Казалось бы, что тут такого? Дети изучают турецкий, арабский и английский языки. Кому от этого может быть не сладко? Но весь фокус в том, что наряду с изучением этих языков, турецкие преподаватели шпигуют наших детей идеями пантюркизма, исламского фундаментализма, в особенности в видении С.Нурси, чьи последователи известны как «нурчисты»…

Есть и еще более резкие оценки: «Современный пантюркизм в глобальном масштабе – это прикрытые в культурно-экономические «одеяния» имперские амбиции турецких националистов, которые не хотят признавать самостоятельный путь развития, национальную самоидентификацию и государственность таких стран, как Казахстан. Пантюркисты желают превратить казахов, узбеков, киргиз и т.д. в турков, наш язык в «ортатюрк» на основе опять же турецкого языка, переселить избыточное население из Турции на наши просторы и стать новым «старшим братом».
Здесь, кстати, упоминается и изданный в 1993 году миллионным тиражом букварь на основе латиницы для разных тюркских языков. В предлагаемом пантуранском алфавите столько же букв, сколько в анатолийском турецком алфавите, и, как указывают многое казахскоязычные филологи, его совершенно невозможно употребить в среднеазиатских языках. Впрочем, похоже, авторов этого букваря, такие «мелочи» особо не волновали.

Даже если отбросить эмоциональную составляющую подобных публикаций, то основное опасение их авторов будет видно невооруженным глазом – в пантюркизме видится угроза национальной самоидентичности, а возможно и государственности страны как таковой.
Возможно, те, кто опасается проникновение в Среднюю и Центральную Азию идей «новой Османской империи», несколько сгущают краски. Но возможно и нет. Ведь действительно, еще каких-то 15-20 лет тому назад силы, которые пропагандировали такое «единение» внутри самих центральноазиатских государств были немногочисленны и достаточно разрознены. Так, в Казахстане, к идее пантюркизма в свое время была близка всего лишь радикальная националистическая партия «Алаш», возглавляемая братьями Нутушевыми (один из которых сейчас больше известен как Арон Атабек и пребывает в местах лишения свободы за свою экстремистскую деятельность), а в Киргизстане и Узбекистане действовали аналогичные по духу образования «Эрк» и «Бирлик». Довольно быстро эти политические силы сошли с авансцены, так и не найдя понимания у большинства населения. То есть, говорить о какой-либо из них, как о реальной политической силе, было просто невозможно. Причем, одной из их объединяющих черт являлось то, что они, по сути, занимали маргинальное положение, опираясь на наименее образованные и культурные слои населения.

Но в последнее время многие эксперты и политологи практически в унисон говорят о «второй волне пантюркистских настроений», на этот раз облаченных в более завуалированную форму и использующих несколько иные формы для своей пропаганды.
Например, начиная с середины двухтысячных годов, все чаще стал использоваться тезис «освобождения тюркских народов». От кого? Да от всех видов «колонизаторов»:

«Наша цель, это цель единой идентификации тюрков и восстановления исторической справедливости в отношении как колонизованных тюркских народов, так и тюркских народов, обретших государственность» – такую несколько сумбурную по форме резолюцию приняли в 2005 году в ходе 12-го курултая Международного объединения тюркской молодежи, состоявшегося в Стамбуле. Там же, было решено отныне «Именовать народы, представляющие великий тюркский мир, исконным названием с приставкой «тюрко-» (тюрко-татары, тюрко-саха, тюрко-чуваши, тюрко-хакасы, тюрко-ногайцы, тюрко-кыргызы и т.д.). Впредь предлагается во всех документах государственных и общественных организаций народы, представляющие тюркские этносы, именовать в сочетании со словом «тюрко-«…»
Что ни говори, но любая идея принудительного пересмотра истории (и пресловутая «деколонизация» здесь отнюдь не исключение), это настоящий кладезь для национал-популизма всех мастей. И поэтому совершенно неудивительно, что к пантюркизму (со всеми его производными) быстро примазались все те, кто видит в этом направлении неплохие возможности для личного старта в политике, а точнее – в политиканстве.

В сентябре 2012 года на одном из небольших интернет-порталов Казахстана было размещено обращение под громким заголовком «Пантюркизм – это становой хребет тюркского государства». Обращение по своей сути провозглашало создание новой «Национально-патриотической тюрко-казахской народной партии «Шанырак».
Подписано оно было двумя, до этого времени практически никому не известными жителями Семея, которые, помимо всего прочего, зачем-то объявили что «являются последователями дела Мустафы Шокая».
Подробно цитировать весь этот многословный, крайне сумбурный и сырой документ нет никакой нужды, тем более, что после этого ни про какую партию «Шанырак» на политической сцене страны слышно не было. Возможно это был «пробный шар» на предмет зондирования общественного мнения, возможно, что-то другое, но свое видение государственного устройства там было изложено со всей простотой, которая в иных случаях – как говорится – хуже воровства. Создание «Великого тюркского каганата» в геополитике, учреждение «Общего координационного выборного органа законодательной власти тюркских государств – Совета Старейшин» и, как венец всего этого, формирование новой государственной идеологии, которой, по мнению авторов, должна была стать «идея пантюркизма с ее тысячелетней историей».

Дальнейшая судьба этого высокопарного бреда, как уже говорилось выше, абсолютно неизвестна. Скорей всего, идея «национал-шаныраковцев» благополучно канула в лету вместе с кучей подобных заведомо мертворожденных проектов. Но, тем не менее, сам факт появления таких «обращений» не может не настораживать. Как и то, что периодически пантюркистские посылы берутся на вооружение более известными и традиционными представителями так называемого «национал-патриотического» толка, которые правда, их используют не столько по прямому назначению, сколько в качестве гарнира к антироссийской или любой другой «анти»-риторике. Иногда им в унисон подпевают и доморощенные исламисты, хотя, судя по бессвязности их комментариев и высказываний, вообще плохо понимают о чем идет речь (заодно, пребывая не в курсе традиционного антагонизма между исламом и пантюркизмом).

И вот тут-то мы и возвращаемся к той, казалось бы, парадоксальной ситуации, когда против усиления пантюркистких и неоосманистких идей протестуют в самой Турции. Ларчик, собственно говоря, открывается здесь просто – по мере усиления внешнеполитический амбиций Анкары, в стране начался вполне ощущаемый экономический спад. Буквально с каждым годом Турция опускается все ниже в таблицах международных экономических рейтингов. Иностранные инвестиции сокращаются более чем на треть, западные компании стали выводить производства, темпы роста экономики в прошлом году составили порядка 2,6 процента, а за последние три года долги государственного и частного сектора увеличились с 300 до 400 миллиардов долларов США. Отсюда вытекает и нестабильность социального положения.

И хотя, по официальным усредненным данным, безработица в Турции составляет всего лишь 10%, то есть, вполне приемлемый показатель для поддержания социальной стабильности, однако реальный уровень безработицы среди молодежи в два раза выше. В результате, более половины участников антиправительственных демонстраций составляют молодые люди до 30 лет. А если учесть, что Турция является молодой страной, где половина населения это граждане до 35 лет, то одна из причин роста социального напряжения становится понятной. Так же к числу носителей протестных настроений стал относиться и средний класс, как достаточно уязвимая часть общества. Кроме того, правительству так и не удалось решить основные структурные проблемы экономики, а также остановить рост внешнего долга страны, который за последние годы вырос с 39,4% ВВП до 42,8% ВВП. Критически высоким для турецкой экономики является дефицит торгового баланса, составивший 65,7 миллиарда долларов США. Все это отражается в падении фондового рынка, ослаблении турецкой лиры, уменьшении доходов от туризма.
И на этом фоне периодически звучащие призывы возродить былую мощь Османской империи, возрождение гегемонистских планов своего османского предшественника и самое главное – финансирование радикальных формирований и достаточно солидные денежные вливания на поддержание соответствующих центров и институтов за рубежом в ущерб некоторым социальным программам, скорей вызывают не одобрение, а раздражение среди достаточно большой части населения. А в среде достаточно влиятельных оппозиционных политиков все чаще звучат призывы перестать увлекаться ревизией османского геополитического влияния и уделить больше внимания насущным проблемам общества.

Еще одним побочным следствием пантюркизма становится экономическая и трудовая миграция в страны Центральной Азии и, как следствие, практически неизбежные конфликты между коренным населением и заезжими гастарбайтерами. В сентябре прошлого года Астану взбудоражило известие о групповой драке на строящемся турецкими подрядчиками объекта «Назарбаев Университет». Начавшись с банального недовольства, высказанного турецкими строителями в адрес качества пищи в рабочей столовой, градус недовольства постепенно перенесся на весь персонал из числа местных жителей и в ход пошли кулаки. Разнимать противоборствующие стороны, количество которых мгновенно перевалило за сотню человек, тогда выехали лично прокурор Астаны Жоргенбаев и начальник столичного ДВД Аубакиров. В тот раз конфликт удалось погасить за довольно короткое время и впоследствии все ограничилось лишь административными взысканиями. Однако тревожит другое – подобные стычки происходят с пугающей регулярностью и далеко не всегда обходятся без человеческих жертв. Ведь еще совсем недавно были на слуху серьезные скандалы, возникшие после масштабного мигрантского конфликта 2006 года на Тенгизе. Причиной кровопролития тогда послужило высокомерное отношение турецких рабочих и специалистов к казахстанским коллегам и сексуальные домогательства в отношении казахстанских женщин, работавших в этом субподрядном предприятии. А согласно данным Генпрокуратуры РК, большинство нарушений трудового законодательства на иностранных предприятиях в РК зафиксированы именно на турецких предприятиях. В ходе проверок со стороны прокуратуры были выявлены сотни случаев дискриминации казахстанцев в оплате и условиях труда. Все это отражено в статистических сообщениях за 2000–2013 годы на официальном сайте этого надзорного органа. И такое без всякого преувеличении хамское отношение со стороны приезжих гастарбайтеров к своим казахстанским коллегам, вряд ли может служить примером «единства тюркской нации», столь старательно декламируемой идеологами и пропагандистами пантюркизма. Скорей наоборот – наглядно показывает кто в этом союзе будет «равнее», и чьи амбиции и интересы будут соблюдаться и удовлетворяться более тщательно.
Адепты пантюркизма клятвенно заверяют, что идеология культурной интеграции тюркоязычных народов в настоящее время не несет в себе никакой угрозы для остальных участников мирового политического процесса. А негативное восприятие пантюркизма, дескать, связано исключительно с историческими предрассудками против Османской империи. Однако, воспитание потенциальных пантюркских элит, которые, по замыслам Турции и США, в перспективе могут сработать в качестве деструктивного детонатора на разобщение и развал других, как политических, так и экономических объединений, а так же хоть и вкрадчивое, но, тем не менее, настырное пантюркистское «зондирование» населения стран Средней Азии не может не настораживать. Ведь сегодняшний пантюркизм по-прежнему представляет собой мощное «оружие сознания» для радикальных националистических группировок, а в умелых руках вполне может стать очередным вызовом для безопасности всего региона. И с этой угрозой просто нельзя не считаться.