Отметьте основные районы действий английского флота

Мори-Ферт

Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив в ней ошибки.
Оригинал на английском языке — Moray Firth.

У этого топонима есть и другие значения, см. Ферт.

Мори-Ферт

англ. Moray Firth, гэльск. An Cuan Moireach, Linne Mhoireibh


вид на лес Калбин на берегу залива

Характеристики

Тип залива

залив

Длина береговой линии

800 км

Наибольшая глубина

60 м

Впадающая река

Несс

Расположение

57°45′ с. ш. 3°30′ з. д.HGЯOL

Вышестоящие акватории

Северное море, Атлантический океан

Страна

  • Великобритания

Регион

Шотландия

Мори-Ферт

Мори-Ферт

Медиафайлы на Викискладе

Мо́ри-Ферт (англ. Moray Firth , также Murray Firth, гэльск. An Cuan Moireach, Linne Mhoireibh) — залив Северного моря треугольной формы на северо-востоке Великобритании. Самый большой залив Шотландии. Ширина при входе 100 км. Длина береговой линии 800 км. Глубина 25—60 м. Приливы полусуточные, до 5,5 м. На побережье залива находятся три округа Шотландии — Хайленд, Морей и Абердиншир.

География

Форма рельефа залива формировалась миллионы лет движениями земной коры, оледенением, отложением осадков и эрозией, береговая линия залива до сих пор меняется под влиянием эрозии и выветривания. Залив соединён Каледонским каналом с заливом Лох-Линне по разлому Глен-Мор. От основной части ответвляются заливы Дорнох-Ферт, Кромарти, Бьюли-Ферт и другие. В залив впадают реки Спей, Несс, Финдхорн, Лосси, Бьюли и другие.

Геологический состав включает песчаники, сланцы и гранит. Богатые отложения фоссилий в коренных породах Девонского и триасового периодов.

Ландшафт побережья залива разнообразен в результате наносов, прибрежных и земных геоморфологических процессов. Наиболее распространены клифы из песчаника, а также пляжи из песка и гальки. Большая часть берега равнинная или немного холмистая. Для эстуариев впадающих рек характерны приливные ватты и солончаки. Леса на побережье представлены хвойными насаждениями.

Климат

Климат залива относительно мягок. Залив находится в дождевой тени преобладающих западных ветров, в итоге здесь меньше дождя и больше солнца, чем на остальной территории Шотландии. Средняя температура 5—12 °C, количество осадков — 660 мм.

Природа

Залив является природоохранной зоной под защитой Рамсарской конвенции, британских и европейских законов, и одним из важнейших мест в Великобритании для наблюдения за китообразными, насчитывая 2 центра дикой природы, 2 зоны биоразнообразия и около 100 зон природного наследия.

Флора включает бурые водоросли, взморник. В заливе обитают губки, иглокожие, осьминоги, актинии, моллюски, ракообразные. Из рыб — сельдь, шпроты, камбала, пикша, треска, мерланг. В эстуариях рек встречаются лосось и морская форель. Залив является важной северной точкой зимовки для водоплавающих птиц из арктической Канады, Европы и Сибири. Здесь насчитывается 10 000 утиных и от 20 до 36 000 прибрежных птиц — ржанкообразных, поганок, гагар, баклановых, глупышей. Из морских млекопитающих главными являются афалины, морские свиньи, выдры, длинномордые и обыкновенные тюлени. В летний и осенний периоды здесь кормятся дельфин-белобочка и малый полосатик.

История

Побережье залива сохранило богатое наследие исторического влияния людей на берег, включая пиктские камни. В августе 1848 года здесь произошла одна из самых больших катастроф в истории плавания у восточных берегов Шотландии (англ.)русск., в ходе шторма затонуло 124 лодки и погибло 100 человек. В 1996 году была основана некоммерческая организация, объединяющая множество людей и организаций, для обмена информацией и сохранения ресурсов этой местности.

Экономика

Залив является важным динамично развивающимся экономическим районом с большим промышленным и коммерческим потенциалом. На побережье залива проживает большинство населения Хайленда — 250 000 человек в 100 городах и деревнях. Главные города — Инвернесс, Лоссимут, Баки, Элгин, Нэрн. Важнейшими отраслями экономики являются туризм, нефтяная промышленность (нефтяное месторождение Беатрис) и рыбная ловля (морские гребешки, норвежский омар, пикша, мерланг, скумбрия, крабы), а также сельское хозяйство (выращивание ячменя и картофеля, разведение овец и крупного рогатого скота).

В последние годы морское рыболовство здесь пришло в упадок из-за чрезмерной ловли, уменьшившей эффективность экосистемы. Помимо переработки и транспортировки нефти, в регионе производятся виски и шерстяные изделия, перерабатывается рыба, имеется ограниченное кораблестроение. Водные виды спорта включают дайвинг, сёрфинг, виндсёрфинг, водно-моторный спорт, воднолыжный спорт, парусный спорт.

Примечания

  1. Atlas plate from maproom.org. Дата обращения 19 февраля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  2. Музей Элгина (недоступная ссылка — история ).
  3. Эволюция и формы ландшафта (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2012. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  4. Климат залива (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2012. Архивировано 1 ноября 2015 года.
  5. Климат Великобритании (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2012. Архивировано 30 декабря 2010 года.
  6. Центры дикой природы
  7. Биоразнообразие Хайленда (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  8. Биоразнообразие Северо-восточной Шотландии
  9. Пиктские камни (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2012. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  10. Туризм в заливе (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  11. Рыболовство в заливе (недоступная ссылка — история ).

Ссылки

  • Большая Советская Энциклопедия
  • The Moray Firth from Hilton of Cadboll, Gazetteer for Scotland
  • Географические и природные данные по заливу
  • Некоммерческая организация залива
  • Гидрография, климат, геоморфология, геология (недоступная ссылка). Архивировано 20 августа 2008 года.
  • Природа и экономика залива (недоступная ссылка). Архивировано 8 февраля 2012 года.
  • Природное наследие Шотландии

Мори-Ферт

См. также в других словарях:

  • Мори-Ферт — (Moray Firth)Moray Firth, глубокий залив в Северном море, у сев. побережья Шотландии. У его вершины располагается г.Инвернесс … Страны мира. Словарь

  • Мори — (Moray)Moray, область местного самоуправления в сев. Шотландии, бывш. графство (Моришир), ограниченная с С. заливом Мори Ферт. С 1975 по 1996г. была округом в районе Грампиан; пл. 2224 кв.км, 82510 чел. (1991); адм. центр – г.Элгин … Страны мира. Словарь

  • Бьюли-Ферт — (Beauly Firth)Beauly Firth, залив, узкий залив в Северном море, образующий продолжение залива Мори Ферт на сев. вост. побережье Шотландии, к З. от г.Инвернесс. Берега залива соединены мостом Кессок (Kessock Brigde), построенным в 1982г … Страны мира. Словарь

  • ШОТЛАНДИЯ — страна, занимающая северную треть острова Великобритания. Отделена от Англии преимущественно возвышенностью Чевиот Хилс и р.Туид. К западу от Шотландии по другую сторону от Северного пролива (пролива Св. Патрика) находится Северная Ирландия.… … Энциклопедия Кольера

  • Шотландия — адм. полит, часть (истор. провинция) Великобритании. В V VI вв. кельт, племя скотты переселились из Ирландии на С. о. Великобритания. К середине IX в. они подчинили себе жившие там народы, после чего занятая ими территория получила англ, название … Географическая энциклопедия

  • АГРИКОЛА Гней Юлий — (Gnaeus Iulius Agricola) (40 93 н.э.), римский военачальник, наместник Британии. Биография Агриколы известна нам по жизнеописанию, составленному его зятем, историком Тацитом. Агрикола родился в городе Форум Юлия (совр. Фрежюс, южная Франция).… … Энциклопедия Кольера

  • Лох-Несс — (Loch Ness), озеро на С. Шотландии (Великобритания), занимает котловину, выпаханную древними ледниками. Пл. 56 км², длина ок. 40 км, ширина до 1,4 км, глубина до 230 м. Берега преим. высокие, скалистые. Не замерзает. Из озера вытекает р. Несс,… … Географическая энциклопедия

  • Эскадренные миноносцы типов E и F — E and F class destroyer … Википедия

  • Глен-Мор — (Грейт Глен) (Great Glen, Glen More),Great GlenGlen More узкая долина в области Хайленд, Шотландия, простирающаяся от залива Мори Ферт в юго зап. направлении на 96км до залива Лох Линне. Ее пересекает Каледонский канал, в ней находится оз.Лох… … Страны мира. Словарь

  • Ардерсир — (Ardersier)Ardersier, бывш. рыболовецкая деревня в заливе Мори Ферт, в 16 км к С. В. от Инвернесса, Шотландия, превратившаяся в конце 1970 х гг. в место сооружения больших нефтяных платформ. Является спальным районом городов Нэрн и Инвернесс … Страны мира. Словарь

  • Рос-энд-Кромарти — (Ross and Cromarty)Ross and Cromarty, бывш. графство в сев. Шотландии, с 1975 по 1996г. район в области Хайленд, протянувшийся от залива Мори Ферт до пролива Норт Минч; пл. 4952кв.км, 49950 чел. (1991); гл. город – Дингуолл … Страны мира. Словарь

Первая мировая война на море

Для термина «Первая мировая» см. также другие значения.

Первая мировая война

Линкор королевского флота HMS «Irresistible», погружающийся после взрыва морской мины в битве у Дарданелл
Дата 28 июля 1914 — 11 ноября 1918
Место Европа, Африка и Ближний Восток (недолго в Китае и островах Тихого океана)
Причина экономический империализм, территориальные и экономические притязания, торговые барьеры, гонка вооружений, милитаризм и автократия, баланс сил, локальные конфликты, союзные обязательства европейских держав.
Итог Победа Антанты. Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. Распад Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии.
Противники

Антанта и её союзники:
Российская империя/республика
РСФСР (до 3 марта 1918)
Франция
Британская империя
Сербия
Бельгия
Черногория
Италия (с 1915)
Румыния (с 1916)
США (с 1917)
Греция (с 1917)

Центральные державы:
Германская империя
Австро-Венгрия
Османская империя
Третье Болгарское царство (с 1915)

Командующие

Джон Джеллико

Рейнхард Шеер

Медиафайлы на Викискладе

Северное море и Атлантика

Атлантика • Гельголанд (1) • «Абукир», «Хог» и «Кресси» • Ярмут • Скарборо • Доггер-банка • Ютландское сражение • Гельголанд (2) • Затопление немецкого флота
Балтийское море
Готланд • Рижский залив • Набег на германский конвой в Норчёпингской бухте • Моонзундские о-ва • Ледовый поход
Средиземное море
«Гёбен» и «Бреслау» • Анкона • Имброс
Чёрное море
Мыс Сарыч • Босфор • Бой у Босфора
Тихий и Индийский океан
Занзибар • Мадрас • Пенанг • Папеэте • Коронель • Кокосовые о-ва • Руфиджи •

Фолклендские острова

Военные действия на море в Первую мировую войну в основном заключались в морской блокаде флотами Антанты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство, осуществить блокаду России (по поставкам огнестрельных припасов, воздухоплавательных машин, броневых автомобилей, стрелкового оружия и т.д.) с помощью подводных лодок и рейдеров.

Предыстория

Военно-морская гонка вооружений между Британской империей и Германской империей была одной из важнейших причин Первой мировой войны. Германия хотела увеличить свой военный флот до величины, которая позволила бы германской заморской торговле не зависеть от доброй воли Британии. Однако увеличение германского флота до величины сопоставимой с британским флотом неизбежно ставило под угрозу само существование Британской империи.

Технологии

Основным типом боевого корабля в Первую мировую был линейный корабль, построенный по образцу дредноута. Военно-морская авиация только начинала своё развитие. Большую роль приобрели подводные лодки и морские мины.

Раскрытие германского кода

Основная статья: Комната 40

26 августа 1914 года российские крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили сигнальную книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии огромное влияние как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Театры войны и военных действий

Северное море

Северное море было основным театром войны для надводных кораблей. Здесь друг другу противостояли британский Гранд-Флит и германский Флот открытого моря. Значительно больший по численности британский флот поддерживал блокаду Германии, отрезав её от заморских ресурсов. Немецкий флот в основном оставался в гавани, ожидая, не возникнет ли выгодная ситуация для боя. Когда Германия столкнулась с ситуацией блокады немецких портов британским флотом, и отказом от соблюдения Британией «Лондонской декларации касающейся законов войны на море», согласно которой продовольствие и невоенные грузы должны пропускаться в блокируемые порты, началась разработка планов использования подводных лодок для нанесения соразмерного урона Британии.

Было несколько крупных сражений: сражение при Гельголанде, сражение при Доггер-Банке, Ютландское сражение, и Второе сражение при Гельголанде. В целом, британский флот, хотя и не всегда добивался тактических успехов, смог поддерживать блокаду и удерживать немецкий флот в гавани, хотя до конца войны германский флот оставался серьёзной угрозой, приковывавшей к себе большинство британских сил.

Атлантический океан

Основная статья: Битва за Атлантику (1914—1918)

В то время как Германия испытывала значительные трудности из-за британской морской блокады, британская метрополия сильно зависела от импорта продовольствия и сырья. Немцы обнаружили, что их подводные лодки, хотя и малоэффективны против надводных боевых кораблей, хорошо справляются с торговыми кораблями и могут легко патрулировать Атлантику даже при господстве британских сил на поверхности моря. В 1915 году немцы попытались установить блокаду Британии с помощью подводных лодок. Им удалось нанести значительный ущерб британскому судоходству, но не удалось прекратить его.

Средиземное море, Адриатика, Дарданеллы

Основные статьи: Первая мировая война на Средиземном море и Морская война на Адриатическом море

Чёрное море

Броненосцы Черноморского флота на рейде Севастополя, 1910 г. См. также: Бой у мыса Сарыч, Прорыв Гебена и Бреслау и Кавказский фронт

В начале войны ни у Российской, ни у Османской империи не было дредноутов на Чёрном море. Два дредноута, строившихся для турецкого флота в Англии, были с началом войны реквизированы и включены в королевский флот под названиями HMS Erin и HMS Agincourt. Осенью 1914 Германия передала Османской империи линейный крейсер SMS Goeben и легкий крейсер SMS Breslau. Намного превосходя броненосные корабли ЧФ России, «Гебен» сыграл решающую роль в дальнейших событиях.

Боевые действия на Чёрном море начались в октябре 1914 года с бомбардировки германо-турецкими силами прибрежных русских городов, при этом «Гебен» и «Бреслау» атаковали главную базу ЧФ — Севастополь. Эта бомбардировка привела к объявлению Россией войны Турции и, соответственно, вступлению последней в войну на стороне Центральных держав. 5 ноября 1914 главные силы ЧФ внезапно встретили «Гебен» и «Бреслау» в районе Ялты. Несмотря на благоприятное для русских стечение обстоятельств, добиться решающего результата не удалось — после обмена залпами противник смог уйти (См. Бой у мыса Сарыч). Вплоть до начала 1916 «Гебен» и «Бреслау» оставались костью в горле российского флота. Лишь в начале 1916 году черноморский флот получил первые линкоры-дредноуты — «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», что радикально изменило соотношение сил в пользу ЧФ России.

Вступление в строй новых линейных кораблей позволило российскому флоту установить блокаду Угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак, Козлу, Эрегли, Килимли), служившего единственным источником местного угля для Константинополя, турецкого флота и железнодорожного транспорта. К октябрю 1916 подвоз угля из Зунгулдака в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в т.ч. прекращению тральных работ в устье Босфора. Из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен» ни разу не вышел в море.

Вскоре после большевистского переворота в Петрограде и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. После заключения Брестского мирного договора и наступления Германии, главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев.

Балтийское море

Балтийское море рассматривалось ведущими морскими государством — Великобританией и Германией — как второстепенный театр. Британцы считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 годов, не сможет оказать сколько-либо существенной помощи британскому флоту, а немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому держали на Балтике лишь устаревшие корабли. Основной боевой задачей русского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский залив путём боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена оборонительная позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Порккала-Удд — так называемая центральная минно-артиллерийская позиция. Военные действия на Балтике начались 31 июля. В 6.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины.

Захват «Магдебурга»

Минный отсек ПЛ. 1916

26 августа 1914 на Балтике произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейший ход войны. В Финском заливе у острова Осмуссаар сел на мель германский легкий крейсер «Магдебург». Попытки спасти корабль закончились неудачей и вскоре он был захвачен подошедшими русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Главным успехом были поднятая из моря сигнальная книга крейсера, которая затем была переданы британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Начальный период войны

11 октября торпедой немецкой подводной лодки U-26 был потоплен крейсер «Паллада». В середине октября на Балтику прорвались две британских подводных лодки. 17 ноября подорвался на минах и затонул немецкий крейсер «Friedrich Carl». В конце 1914 года были достроены четыре новых линкора «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» и «Севастополь», что изменило соотношение сил в Балтийском море.

Линкор «Полтава», 1915

25 января 1915 года подорвались на минах и получили повреждения немецкие крейсеры «Аугсбург» и «Газелле».

19 июня 1915 года произошёл Готландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров. Был потоплен немецкий минный заградитель «Альбатрос».

Оборона Рижского залива в 1915

Основная статья: Оборона Рижского залива

8 августа 1915 года немецкие силы, состоящие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В 4 часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. В 10 часов 30 минут броненосец «Слава» прибыл к месту боя и вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими броненосцами — «Эльзас» и «Брауншвейг». Потеряв два тральщика T-52 и T-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа минный заградитель Амур поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе.

16 августа немецкие силы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T-46. «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». В ночь на 17 августа германские эсминцы «V-99» и «V-100» проникли в Рижский залив. В бою с русским эсминцем «Новик» V-99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», получила три попадания и отошла к Моонзунду. 19 августа подорвался на минах и затонул немецкий эсминец «S-31», а британская подлодка E-1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке». После этого германские силы ушли из Рижского залива.

Бой за Рижский залив 1917

Основная статья: Операция «Альбион»

12-20 октября 1917 года произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на острова Эзель, Моон и Даго, захватил их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвался в Рижский залив. Но они вновь потеряли много тральщиков, а фарватер был закрыт затопленным броненосцем Слава.

Революция

После Октябрьской революции русский флот полностью потерял боеспособность. По Брест-Литовскому мирному договору русская армия и флот должны были оставить береговые укрепления в получавших независимость Финляндии и Эстонии. В мае 1918 года состоялся Ледовый поход Балтийского флота: корабли были выведены через льды из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Переход был совершён по инициативе командующего флотом капитана 1 ранга А. М. Щастного.

Британские подводные лодки в Балтийском море

Основная статья: Британская подводная флотилия в Балтийском море

Осенью 1914 г. в Балтийское море через датские проливы прорвались три британские подлодки типа E: E1, E9 и E11. Осенью 1916 года на Балтику через Архангельск, а затем на баржах по Северной Двине, Сухоне и Мариинской системе) были доставлены ещё четыре британские подлодки: S26, S27, S 32, S36. Британские подводные лодки базировались в Ревеле, а в конце декабря 1917 флотилия перебазировалась в Гельсингфорс.

3 апреля 1918г., после заключения Брестского мира, британцы под руководством коммандера Ф.Кроми вывели лодки Е-1, Е-9, Е-19 из Гельсинфорса на большие глубины и там, во избежание захвата их немцами, они были затоплены. 4 апреля 1918 г. там же были затоплены Е-8 и S-26, а 5 апреля — S-27 и S-35. Подводная лодка S-32 была взорвана, а подводная лодка Е18 погибла еще 25 мая 1916 года по неизвестной причине.

Баренцево и Белое моря

Грузы военного назначения поставлялись в Россию из Великобритании морским путём в Архангельск. Этот путь занимал около двух недель. Суда следовали без охранения, в результате германские подводные лодки потопили 3 судна. Немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» смог войти в северную часть Белого моря и установить в районе мыса Святой Нос мины, на них подорвались 10 пароходов, два парусника и два военных судна.

Немецкие подводные лодки действовали в Баренцевом море с 1916 г. В сентябре 1916 года были потоплены 30 пароходов и парусник. С октября 1916 по январь 1917 года от атак немецких подлодок погибли 148 только норвежских судов. Эффективным способом защиты торговых судов от подводных лодок стала система конвоев, начавшая широко практиковаться с осени 1916 года. Конвоирование осуществлялось от норвежской границы почти до самого Архангельска поочередно российскими и британскими кораблями.

Тихий и Индийский океан

Небольшая часть германских морских сил, расположенная в Тихом океане, с началом войны участвовала в рейдерских операциях. Германский крейсер «Эмден» неожиданной атакой уничтожил стоявший в гавани Пенанга российский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Mosquet» («Мушкет») и потопил около тридцати торговых судов в рейдовых операциях, но в итоге был сильно повреждён в бою у Кокосовых островов с австралийским крейсером «Сидней».

Германская Восточноазиатская крейсерская эскадра адмирала Максимилиана фон Шпее в сражении при Коронеле разгромила крейсерскую эскадру контр-адмирала К. Крэдока, потопив броненосные крейсера «HMS Good Hope» и «HMS Monmout». В декабре 1914 года эскадра отправилась к Фолклендским островам, где наткнулась на более мощную британскую эскадру и была уничтожена. Уйти удалось только повреждённому в бою крейсеру «Дрезден». После ремонта он крейсировал у побережья Чили, но в марте 1915 года был блокирован британскими крейсерами в бухте о. Мас-а-Терра и затоплен командой.

Германский крейсер «Кёнигсберг» в начале войны находился в Дар-эс-Саламе, столице Германской Восточной Африки. Он также провёл несколько операций: захватил английский пароход в Аденском заливе, обстрелял побережье Мадагаскара; 20 сентября 1914 года в порту острова Занзибар потопил в бою английский крейсер «Пегасус». Затем «Кёнигсберг» скрылся в дельте Руфиджи, где был обложен британцами и потоплен в бою 11 июля 1915 года с четырьмя английскими кораблями.

Германский крейсер «Корморан» (переквалифицированный в канонерку) в августе находился на ремонте в доках Циндао и был в сентябре затоплен рабочими доков. Его орудия были переданы на захваченный российский пароход «Рязань», преобразованный во вспомогательный крейсер «Корморан». В декабре 1914 года исчерпавший запасы угля «Корморан» зашёл на остров Гуам, что привело к двухлетнему противостоянию с местной американской администрацией. После вступления США в войну, команда затопила крейсер 7 октября 1917 года .

Германский крейсер «Гейер», оказавшийся с началом войны в Сингапуре несколько месяцев крейсировал, захватив одно британское судно. 14 октября 1914 года он зашёл в Гонолулу, где и был интернирован 8 ноября, несмотря на нейтралитет США. После вступления США в войну американцы ввели крейсер в состав своего флота под названием USS «Шурц». Крейсер нёс конвойную и патрульную службу, но 21 июня 1918 года затонул после столкновения с торговым судном «Флорида».

  1. Lawrence Sondhaus The Great War at sea : a naval history of the First World War, Cambridge : Cambridge University Press, 2014.
  2. 1 2 Новиков Н. «Операции флота против берега на Черном море в 1914–1917 гг». — М.: Воениздат НКО СССР, 1937., глава III (militera.lib.ru/h/novikov_n/index.html)
  3. «German Battlecruisers 1914-18» стр. 19
  4. О совместных действиях российского флота и английских подводников против флота Германии на Балтийском море в 1914-1917 гг.
  5. Первая Мировая война на Русском Севере
  6. В борьбе за вторые Дарданеллы. Североевропейский театр мировой войны (недоступная ссылка)
  • Корбетт Джулиан. Операции английского флота в первую мировую войну
  • Новиков Н. Операции флота против берега на Чёрном море в 1914—1917 гг.
  • История создания и службы германских легких крейсеров Первой мировой войны.
  • «WWI: The War at Sea»
  • Е.Абрамов. Первая мировая на морях и океанах

Юдовская: Задания 23 — 31

Задание 23. Укажите не менее шести причин падения якобинской диктатуры.
1. раскол в рядах якобинцев;
2. диктатура лишилась поддержки крестьянства и санкюлотов;
3. тяжелая экономическая ситуация, вызванная неудачными мерами (максимум для зарплат, фиксированные цены);
4. недовольство «новых богачей»;
5. якобинский террор;
6. подавление контрреволюционных мятежей и успехи в революционных войнах;
7. разочарование в обществе республиканскими идеями.
Задание 24. Александр Васильевич Суворов под впечатлением побед Наполеона в Италии сказал о нем: «О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун!»
Как вы считаете, почему прославленный российский полководец дал Наполеону Бонапарту такую высокую оценку?
А.В. Суворов говорил, что в войне важны «быстрота, глазомер и натиск» и потому, Наполеон, отличавшийся стремительными, смелыми, решительными и нестандартными решениями, получил такую оценку.
Задание 25. На контурной карте обведите границы Франции к 1792 г. (фиолетовая линия);
раскрасьте районы контрреволюционных мятежей в 1793 г. (области сиреневого цвета);
отметьте цветными стрелками действия революционных армий против внутренней и внешней контрреволюции (синие стрелки);
обозначьте места важнейших побед революционных армий (синие крестик и название).

Задание 26. На контурной карте (с. 47) закрасьте одним цветом территории государств, воюющих против революционной Франции (песочный цвет);
укажите названия этих государств;
отметьте цветными стрелками районы действия армий интервентов и английского флота (коричневые стрелки).
Задание 27. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте его сущность.
1. Политическая группировка, установившая в годы Великой французской революции режим диктатуры. 2. Орудие казни в годы Великой французской революции. 3. Крупный политический деятель Великой французской революции. 4. Территория Франции, где во время революции был поднят крупный контрреволюционный мятеж. 5. Лидер якобинцев, глава Комитета общественного спасения. 6. Возвышение для человека, произносящего речь. 7. Человек, обладающий даром произносить речи.
Ответы: 1. Якобинцы. 2. Гильотина. 3. Дантон. 4. Вандея. 5. Робеспьер. 6. Трибуна. 7. Оратор.

Конвент — высший законодательный и исполнительный орган Первой Французской республики.
Задание 28. Ниже перечислены предпосылки одного из важнейших событий политической истории Франции. Поставьте порядковые номера этих предпосылок в зависимости от их значимости (с вашей точки зрения).
Назовите политическое событие и его дату.
Государственный переворот 9—10 ноября 1799 года. Завершение Французской революции.
2) Новые богачи хотели установить прочный полицейский порядок и сильную центральную власть;
3) крупная буржуазия мечтала о диктаторе, который сможет восстановить промышленность и торговлю;
4) у городских низов был один лозунг: «Мы хотим такого режима, при котором едят»;
5) всех возмущала продажность государственного аппарата при Директории;
6) недовольство рабочих тяжелым материальным положением;
1) неустойчивое внутреннее положение в стране, мятежи роялистов и якобинцев;
7) военные неудачи в Италии после отъезда оттуда Наполеона Бонапарта;
8) недовольство народа введением воинской повинности.
Задание 29. Составьте хронологическую таблицу «Войны Директории».

Задание 30. Заполните таблицу «Основные изменения, произошедшие во Франции в ходе революции (к 1799 г. по сравнению с 1789 г.)».
Задание 31. Используя атлас по Новой истории, на контурной карте закрасьте одним цветом территории Франции в 1795 г., другим цветом территории, присоединенные к ней в 1795—1799 гг. Цветными стрелками обозначьте войны Директории (Итальянский поход и поход в Сирию и Египет).