Народ на кавказе

Список народов Кавказа

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 21 февраля 2017 года.
Это — служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий, в противном случае перенести в один из проектов.
Данный шаблон не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Этнолингвистическая карта Кавказского региона

Ниже приведены алфавитные списки народов, населяющих, или населявших (†) Кавказ.

Список народов Кавказа

  • Абазины
  • Абхазы (в том числе абжуйцы, бзыбцы, гумцы, дальцы, садзы, самурзаканцы, цабальцы)
  • Абхазские негры
  • Аварцы
  • Агулы
  • Адыги — в том числе Кабардинцы, Черкесы (в том числе френккардаши†),* Убыхи, Адыгейцы (в том числе абадзехи, адамийцы, бесленеевцы, бжедуги, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукайцы, шапсуги, жанеевцы†, чебсин†, гуайе†, хакучи†, адале†)
  • Андийские народы — андо-цезские (дидойские) народы Дагестана: Андийцы, Ахвахцы, Багулары, Ботлихцы, Годоберинцы, * Каратинцы, Тиндинцы(тиндалы), Чамалинцы (чамалалы).
  • Азербайджанцы (в том числе айрумы, падары, шахсевены, баяты, терекеме, каджары, карапапахи , карадагцы)
  • Армяне (в том числе амшенцы, черкесогаи, зоки, франки)
  • Арчинцы
  • Ассирийцы
  • Цезские народы (дидойские) народы Дагестана: Цезы (дидойцы), Гинухцы, Гунзибцы, Бежтинцы и Хваршины
  • Балкарцы
  • Бацбийцы
  • Белорусы
  • Будуги
  • Грузины (в том числе мегрелы, сваны, имеретины, рачинцы, хевсуры, пшавы, тушины, ингилойцы, чвенебури, аджарцы, гурийцы, джавахи, картлийцы, кахетинцы, лечхумцы, месхетинцы, мохевцы, мтиулы, ферейданцы)
  • Даргинцы (в том числе кайтагцы, кубачинцы)
  • Евреи (в том числе ашкеназы, горские, грузинские, лахлухи)
  • Ингуши (в том числе карабулаки†)
  • Карачаевцы
  • Калмыки
  • Крызы (в том числе хапутлинцы, джекцы, ергюджцы, алыкцы)
  • Кумыки
  • Курды (в том числе езиды)
  • Лазы
  • Лакцы
  • Лезгины
  • Немцы
  • Ногайцы
  • Осетины (в том числе иронцы, дигорцы)
  • Понтийские греки (в том числе цалкские урумы)
  • Поляки
  • Русские (в том числе кубанские казаки, терские казаки, духоборы, молокане, субботники)
  • Рутульцы
  • Табасараны
  • Талыши
  • Татары
  • Таты
  • Трухмены
  • Турки-месхетинцы
  • Удины
  • Украинцы
  • Хиналугцы
  • Цахуры
  • Цыгане (в том числе карачи, боша, дом)
  • Чеченцы (в том числе аккинцы, кистины, шаройцы)
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Смотреть что такое «Список народов Кавказа» в других словарях:

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России на 2010-2011 года — … Википедия

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

  • Список научных журналов ВАК Минобрнауки России с 2010 года — … Википедия

  • Список умерших в 2000 году — … Википедия

  • Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

  • Список наград Брежнева — Леонид Ильич Брежнев Восковая скульптура Л. И. Брежнева в парадной форме маршала Советского Союза … Википедия

  • Список известных дагестанцев — Здесь приводится список известных представителей Дагестана (людей, которые здесь которые родились либо длительное время жили и работали), о которых либо уже имеются, либо предполагаются к написанию статьи в Википедии. Содержание 1 Военные … Википедия

  • Список русскоязычных скифологов — … Википедия

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЯХ — ААС Азия и Африка сегодня , журнал Авторханов, 1983 Авторханов А. Мемуары. Франкфурт на Майне, 1983 АЕ Археографический ежегодник Азиатский музей Азиатский музей ЛО Института востоковедения АН СССР. М., 1972 Айплатов, 1993 Айплатов Г. Н. Роль… … Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период

  • Список русскоязычных египтологов — … Википедия

Народы Кавказа

Этнолингвистическая карта Кавказского региона

Народы Кавказа — различные этнические группы, населяющие Кавказ (Северный и/или Южный). В регионе проживают от 50 до 62 этнических групп.

Народы, говорящие на кавказских языках

Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (например индоевропейскую, алтайскую). Кавказские языки принято разделять на две группы: северокавказскую и картвельскую.

Народы Северного Кавказа в традиционных одеждах XIX века. ХромолитографияДепутаты кавказских племен, бывшие на коронации императора Александра II в 1856 г. М. Микешин. «Типы и виды Кавказа и Малой Азии». Слева направо: курды-езиды, кабардинец, чеченец, курд-магометанин из окрестностей Вана. 1876Джарский аварец. Г. Гагарин

  • Народы Северо-кавказской языковой семьи:
    • Дагестанские народы:
      • Дагестанцы:
        • Аварцы
        • Агулы
        • Андийцы
        • Арчинцы
        • Ахвахцы
        • Багулалы
        • Бежтинцы
        • Ботлихцы
        • Будухи
        • Гинухцы
        • Годоберинцы
        • Гунзибцы
        • Даргинцы
        • Дидойцы
        • Кайтагцы
        • Каратинцы
        • Крызы
        • Кубачинцы
        • Лакцы
        • Лезгины
        • Рутульцы
        • Табасараны
        • Тиндинцы
        • Удины
        • Хваршины
        • Хиналугцы
        • Чамалинцы
        • Цахуры
    • Нахские народы:
      • Вайнахи:
        • Бацбийцы
        • Ингуши
        • Чеченцы
          • Кистинцы
    • Абхазо-адыгские народы:
      • Абазины
      • Абхазы
      • Адыги
        • Адыгейцы
        • Кабардинцы
        • Черкесы
        • Шапсуги
      • Убыхи
  • Картвельские народы:
    • Грузины
      • Сваны
      • Мегрелы
      • Лазы
    • Грузинские евреи

Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающими в настоящее время на Кавказе, являются грузины (4 млн) , чеченцы (1431 тысяч из них 1206 тысяч в Чеченской Республике) , аварцы (ок. 1 млн.) , лезгины (473,722 в России и от 180,300 до 364,000 в Азербайджане) , даргинцы (589 386 в России из них 560,8 тыс. на Северном Кавказе) и кабардинцы (516,826 в России из них 490,453 в Кабардино-Балкарии) в то время как за пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (ок 3-4 млн) проживающая более чем в 40 странах мира. Из всех перечисленных народов только грузины имеют своё бесспорно независимое государство. Независимый статус Абхазии является спорным (республику признали только РФ, Никарагуа, Венесуэла и Науру). Из других народов имеют свои республики в составе России: адыгейцы (Адыгея), черкесы (Карачаево-Черкесия), кабардинцы (Кабардино-Балкария), ингуши (Ингушетия), чеченцы (Чечня) в то время как остальные народы Северного Кавказа в основном живут в Дагестане.

Грузинские евреи — этнолингвистическая группа евреев, проживающих в Грузии (в том числе в Южной Осетии). В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита

Тюркоязычные народы

Основная статья: Тюрки

Народы, населяющие Кавказ, говорящие на языках, принадлежащих к тюркской ветви Алтайской языковой семьи:

  • Азербайджанцы
  • Балкарцы
  • Карачаевцы
  • Кумыки
  • Ногайцы
  • Трухмены
  • Турки-месхетинцы

Самым крупным тюркоязычным народом Кавказа являются азербайджанцы (ок 10 млн.) которые живут в основном в Азербайджане, Дагестане и Грузии (регион Квемо-Картли). До 1991 года азербайджанцы проживали также в Армении. За пределами Кавказа проживают по разным оценкам от 20 млн до 30 млн азербайджанцев, значительная община азербайджанцев есть в Иране где они составляют 22 % от населения страны. Из других тюркоязычных народов проживающих на Кавказе свои автономные республики в составе РФ имеют карачаевцы 0,23 млн.чел. (Карачаево-Черкесия) и балкарцы-0,11 млн.чел. (Кабардино-Балкария). Кумыки 0,52 млн проживают в основном в Дагестане, ногайцы ок. 0,1 млн.чел. в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае. Повсеместно живут татары общая численность на Кавказе ок. 150 тыс.чел.

> Монгольские народы

  • Калмыки (Калмыкия)

Народы, говорящие на индоевропейских языках

Народами Кавказа, говорящими на языках, принадлежащих к индоевропейской семье языков, являются:

  • Армянская группа:
    • Армяне
  • Иранская группа:
    • Осетины
    • Талыши
    • Курды
      • Езиды
    • Таты
  • Славянская группа:
    • Русские
      • Молокане
      • Птишане
  • Греческая группа:
    • Понтийские греки
  • Германская группа
    • Немцы

Численность армян в Армении 3.2 млн, за пределами же страны проживают ок 8 млн армян (см. Армянская диаспора). В других частях региона армяне составляют абсолютное большинство населения в Нагорном Карабахе, также проживают в Грузии (Регионы Самцхе-Джавахетия , Аджария а также в столице, Тбилиси), Северном Кавказе (Россия) и Абхазии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии) где составляют по разным оценкам от 20 до 30 % населения. До начала Карабахского конфликта значительная армянская община существовала также в Азербайджане.

Осетины в основном живут в Северной-Осетии (автономия в составе РФ) и Южной Осетии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии).

Езиды проживают на западе Армении, в основном в Арагацотнской области.

Греки проживают в основном в Краснодарском, Ставропольском крае, севере Армении и в Грузии, Абхазии, Северной Осетии.

Русские в основном живут в российском Северном Кавказе, большая концентрация русского населения присутствует в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Казаки (кубанские и терские) живут в основном на своих исторических землях, а именно кубанские в Краснодарском крае и западных станицах Ставропольского края. Терские же в основном проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Особая этнографическая группа русских — молокане проживают в основном в своих селениях в Армении (Фиолетово, Чамбарак, Лермонтово), Грузии (Давитиани, Ульяновка, Сатапле), Азербайджане (Ивановка, Новосаратовка, Чухур юрд, Ново-Ивановка) а также в Ставропольском крае России.

Талыши проживают в основном на юге Азербайджана, в регионе Талыш. Их численность в Азербайджане составляет по разным данным от 112,000 (перепись 2009) до 800—900 тысяч человек. За пределами Кавказа значительная талышская община существует в Иране.

Горские евреи в основном живут в России и Азербайджане. В России по данным переписи 2010 года проживают 762 горских еврея, в целом же численность евреев в России составляет почти 157 тысяч человек. Согласно же оценкам общины горских евреев в России, их численность намного выше, так по этим оценкам только в Москве проживают не менее 30 000, а в городе Пятигорск (Ставропольский край) от 8 до 11 тысяч горских евреев. Не исключено что многие горские евреи указали свою национальность во время переписи как просто евреи.
В Азербайджане, согласно оценке данной депутатом Милли Меджлиса (парламент Азербайджана) Евдой Абрамовым, проживают 20 тысяч горских евреев, притом что по официальным данным переписи 2009 года в Азербайджане численность евреев (горских, ашкеназов и других) составляет всего 9,1 тыс. человек.

> Народы, говорящие на семитских языках

  • Ассирийцы — в основном живут в Армении (от 3 409 до 7000), Грузии (3.3 тыс.) и южных регионах России (11,084).

Численность народов Кавказа

Численность и совокупный прирост некоторых народов Закавказья по данным переписи населения в 1897 году и оценках количества и процентуальной представленности народов на основе последних перепией населения в странах Закавказья (в том числе не признанных и частично признанных).

Изменение численности некоторых народов Закавказья за 120 лет

весь Кавказ перепись 1897 года,

численность по родному языку,

весь Кавказ (вкл. Северный), тыс. чел.

оценка в 2017 года на основе последних

переписей в странах Закавказья

(без Северного Кавказа), тыс. чел.

рост,

в разах

усредненный годовой

прирост за 120 лет

Азербайджанцы

(татары в переписи 1897 г.)

1509 9300 6,16 1,53%
Армяне

(без учета русско- и грузиноязычных в 1897 г.)

1118 3247 2,9 0,86%
Грузины

(вкл. имеретинцев, мингрелов и сванов)

1348 3284 2,44 0,75%

Примечания

  1. Caucasian peoples, Энциклопедия Британника
  2. ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения Российской Федерации
  4. 1 2 3 Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации
  5. 1 2 3 Переписи населения Азербайджана 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 1999, 2009 годов
  6. Ethnologue: Languages of the World
  7. Грузинские евреи — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. Joshua Project. Ethnic People Groups of the Turkic Peoples Affinity Bloc. Joshua Project. Дата обращения 3 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  9. Azerbaijanis, POPULATION Powered by JRank Countries and Their Cultures. Дата обращения 10 ноября 2012.
  10. «Iran: People», CIA: The World Factbook
  11. Ethnologue. Talysh
  12. Looklex Encyclopaedia — Talysh (англ.)
  13. Шмуэль Симантов: «Горские евреи сумели сохранить связь с религией и традицией»
  14. Интервью Евды Абрамова
  15. Результаты переписи в Армении за 2001 год
  16. По данным Ассирийской общины Армении (2011)
  17. Перепись в Грузии 2002 года
  18. 1 2 Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей.. www.demoscope.ru. Дата обращения 4 марта 2018.
  19. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ЯНВАРЕ-ДЕКАБРЕ 2017г. / Демографическая ситуация. Армстат.
  20. GeoStat.Ge. geostat.ge. Дата обращения 4 марта 2018.
  21. Meydan.TV. Названа численность населения Азербайджана (англ.), Meydan TV. Дата обращения 4 марта 2018.

> См. также

  • Список народов Кавказа
  • Кавказские языки
  • Северный Кавказ
  • Закавказье

Литература

  • Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774–2004). — М.: «Европа», 2007. — 128 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9739-0123-3. сетевая версия

Какой народ на Северном Кавказе самый воинственный

Убыхи были одним из самых загадочных и воинственных народов Западного Кавказа. История этого субэтноса оборвалась внезапно: они не подчинились Российской империи и… растворились.

Самые воинственные

В XIX веке убыхи занимали территорию Черноморского побережья Кавказа — между реками Шахэ и Хоста на территории современного Большого Сочи. Основными занятиями убыхов были садоводство и рыбная ловля. Большое значение имела и меновая торговля. Прежде всего с Турцией.

В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, для изготовления орудий труда и оружия огнестрельное оружие и при необходимости продовольствие. В XIX веке, в отличие от большинства других племен Западного Кавказа, у убыхов получает распространение мюридизм, принесенный эмиссарами Шамиля.

Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи.

История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 года отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев.

Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев. В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт.

Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году. Однако вплоть до самого окончания войны на Западном Кавказе убыхи не оставляли попыток набегов, как на соседей, так и на коммуникации Русской армии.

«Отчаянное положение»

Завершение Кавказской войны в 1864 году вызвало одно из самых сложных неоднозначных явлений — мухаджирство — массовое переселение горцев в Турцию. Оно было обусловлено целым рядом как внешних, так и внутренних факторов.

Начальник Главного штаба Кавказской армии А.П. Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию».

Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги.

Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно — тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона.

Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».

Переселение

Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через три недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 года не обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось.

На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения — голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.

Точная численность убыхов, покинувших родину определяется от 50 до 70 тысяч человек. Убыхи расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан, постепенно утрачивая свой язык и национальные особенности. В наши дни материалов по истории исчезнувшего народа, не имевшего своей письменности, сохранилось очень немного и большинство из них относится уже к периоду Кавказской войны.

Ингушский характер

В 1859 году в журнале «Рассвет» известный исследователь Владимир Лядов опубликовал исследование: «Кавказ в физическом и этнографическом отношении». В этой работе он указал, что характер ингуша отличается удивительной вспыльчивостью, а каждое бранное слово, сказанное при нем, горец воспринимает как высочайшее оскорбление, за которое часто мстит обидчику смертью. Они не дорожат как чужой жизнью, так и своей, вследствие чего отличаются удивительным геройством. Черта эта присуща, как мужчинам, так и женщинам, которые скорей погибнут, но не позволят себя оскорбить.

В «Вестнике Психологии, Криминальной Антропологии и Гипнотизма», под редакцией известного российского врача Бехтерева была выпущена статья: «Об убийствах и разбоях на Кавказе». В этом исследовании дана характеристика горских народов региона, а также прилегающих к ним степных территорий. Согласно исследованию, ингуши это наиболее разбойничье племя Северного Кавказа, наводящее страх на всю Терскую область.

Храбрые и дерзкие, они среди белого дня совершают нападения и не только на горных дорогах и маленьких городках, но и на магазины в центральной части Владикавказ. Действуют организованными бандами, и после преступление быстро исчезают. Из-за горцев в самом городе и его окрестностях ночью страшно выходить на улицу. Чем опасней и рискованней задуманное ингушом предприятие, тем больше оно его манит.

Народы Кавказа, которые все еще дружат между собой

Крепкая дружба народов — это отнюдь не миф советской эпохи, когда псевдодружественные отношения между входящими в состав СССР республиками насаждались порой в принудительном порядке. Насильно мил не будешь — гласит пословица, и это истинная правда. Потому-то сейчас очень напряженные отношения складываются между россиянами и латышами, литовцами, эстонцами. Да и внутри нашей страны есть народы, издавна конфликтовавшие между собой. А случается и наоборот, когда представители разных национальностей встают горой друг за друга, как брат за брата. Например, горцы, населяющие Кавказ — это целое смешение этносов. И среди них есть те, которые очень дружны между собой.

Жители Грузии и Ингушетии

Грузины слывут самым гостеприимным народом Кавказа. Но дружны они далеко не со всеми своими соседями. С большинством из них они соблюдают настороженный нейтралитет и только жителей Ингушетии в открытую называют братьями. Грузины говорят, что ингуши — единственные, кто никогда не воткнет нож в спину и не пойдет на них войной.

Жители Грузии и Азербайджана

Теплые отношения сложились у грузин с азербайджанцами. Хотя здесь можно подозревать не совсем бескорыстную дружбу. Оба этноса зависят друг от друга в экономическом и торговом плане, так сложилось исторически. И теперь жители Грузии даже начинают немного переживать из-за увеличения числа этнических азербайджанцев. Пока это не повлияло на хорошие отношения между соседями, но в будущем все может измениться.

Жители Грузии и Армении

К армянам грузины относятся более прохладно, чем к ингушам и азербайджанцам. Отношения между двумя народами вполне можно назвать нейтральными — они не демонстрируют открытой приязни друг к другу. Но ведь истинный товарищ познается в беде, а именно жители Грузии первыми пришли на помощь соседям, когда случилось разрушительное землетрясение в Спитаке.

Жители Армении и Чечни

В свою очередь, армяне стремятся поддерживать дружеские отношения с жителями Чеченской Республики. Некоторые ученые считают, что давным-давно они были единым вайнахским этносом, который проживал на территории современной Армении. Потом часть представителей нации отделилась и ушла на новые земли, стала чеченцами. Но генетическая память предков оказывает влияние, поэтому два народа не только мирно сосуществуют рядом, но и дружат.

Жители Армении и Осетии

Еще один братский народ для армян — осетины. У двух этносов много общих традиций и культурных обычаев. Они мирно уживаются в Кавказском регионе и нередко помогают друг другу. Например, во время войны в Карабахе осетины воевали на стороне Армении.

Жители Осетии и Абхазии

Осетины поддерживают хорошие отношения не только с армянами, но и с абхазами. Во-первых, потому что их дружба имеет глубокие исторические корни — она началась еще в эпоху существования Аланского и Абхазского царств. Во-вторых, потому что представители обеих наций в большинстве своем христиане. И в-третьих, потому что оба народа воевали вместе, отстаивая независимость от Грузии.

Адыги

Давным-давно существовала единая кавказская нация адыгов, которая со временем распалась на несколько этносов — адыгейцев, кабардинцев, черкесов.

Так что нет ничего удивительного в хороших отношениях между этими народами сегодня. Их до сих пор иногда называют адыгами. Представители этой объединенной нации дружат

Древность коренных народов Кавказа

Древность коренных народов Кавказа
Кавказ — один из интереснейших регионов земного шара. Имея уникальные природные условия, исключительную стратегическую важность в системе взаимоотношений Европы и Востока, став родным домом для сотен народностей, поистине является уникальным уголком мира. Огромный научный потенциал изучения Кавказа издавна привлекал внимание историков, археологов, этнографов, путешественников и многих других специалистов. Изучение этой горной страны, интенсивно продолжающееся в течение около 500 лет, позволило накопить огромный фактический материал. Многие музеи мира горды тем, что они имеют кавказские коллекции. Написано достаточно специальной литературы о жизни, быте отдельных народов, изучении археологических памятников. Однако история этой горной страны многогранна и сложна, напоминая о том, что изучена тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа.
По языковой структуре кавказские языки резко отличаются от всех остальных языков, расположенных в этой части мира, причем, несмотря на отсутствие непосредственного родства, между ними имеются определенные черты сходства, заставляющие говорить о кавказском языковом союзе. Их характерными особенностями являются относительная простота системы гласных (в убыхском их только две, что является мировым рекордом) и необычайное разнообразие согласных; широкое распространение эргативной конструкции предложения.
В III-II тысячелетиях до н.э. так называемые кавказоязычные племена жили на территориях не только Кавказа, современного Дагестана и Закавказья, но и в Месопотамии, Передней и Малой Азии, Эгеиды, на Балканском и даже Апеннинском полуостровах. Родство древнейшего населения всех этих территорий прослеживается в единстве их антропологических данных (средиземноморская и прикаспийская подрасы), культуры («куро-араксская») и общих языковых связях. Если учесть еще и то, что они переселялись только внутри территории своих родичей и вне этой территории почти не мигрировали, то этническую их близость можно считать доказанной, исходя из общности территории, антропологии, культуры и языка.
Древнейшие народы Малой и Передней Азии и их языки, как и народы, и языки современного Дагестана, характеризуются своей пестротой. Самыми крупными из этих народов являются пеласги (III-II тыс. до н.э., Балканы), хатты (III тыс. до н.э., Малая Азия), хурриты (III-II тыс. до н.э., Месопотамия), урартийцы (I тыс. до н.э., современная Армения) и кавказские албаны (I тыс. до н.э.- I тыс. н.э., современные Азербайджан и Южный Дагестан). Тщательные лин-гвистические исследования И.Дьяконова, С.Старостина и других показали свыше 100 общих корней хуррито-урартийских и северо-восточно-кавказских языков. Из-за существенной близости этих языков И.Дьяконов предлагает для дан-ной семьи отказаться от обозначения «северо-восточно-кавказские» и ввести специальное название «алародийские».
Таким образом, в IV-III тыс. до н.э. на территориях Кавказа, Закавказья, Месопотамии, Малой и Передней Азии жили народы или народности с этнографически близкими родственными связями по антропологии, культуре, территории расселения и языку.
Пеласги и родственные им племена.
Исторической науке уже давно известно, что догреческое население Балкан и Эгеиды называлось пеласгами, лелегами и карийцами. По сообщениям историков, пеласги поселились на необитаемый Балканский полуостров, а по археологическим данным впервые человек появился на Крите в неолите примерно в VII тыс. до н.э. Сведения о родоначальнике пеласгов Пеласге входят в состав древнейших мифов: Пеласг указал людям, как строить хижины и одеваться в свиньи кожи. Он научил также жителей Аркадии питаться желудями, а позже пахать землю и выращивать хлеб, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности.
С VIII-VII тыс. до н.э. на юго-западе Малой Азии начинает развиваться земледельческая культура, которую условно называют чатал-хуюкской (по современному названию места в Турции). Эта культура была распространена ши-рокой полосой вдоль юга Малой Азии и вероятно, достигала в то время Эгейского моря в районе острова Родос. Она отличалась удивительно высоким для того времени уровнем развития сельского хозяйства, ремесла, культуры.
Как установлено с достаточной надежностью, с V тыс. до н.э. на территории Малой Азии жили племена, говорившие на так называемых хатто-хуритских языках. Несколько позже они занимали значительную территорию, включающую кроме Малой Азии Армянское нагорье и Верхнюю Месопотамию, Закавказье, весь Северный Кавказ, и западное побережье Каспийского моря. Указанное название характеризует тот факт, что все языки этой семьи можно разделить на две группы, образовавшие два потока их распространения. Одна группа -хаттская — включала в себя племена, двигавшиеся через север Малой Азии по побережью Черного моря. Другая группа — хурритская — двигалась по югу Малой Азии и через Армянское нагорье проникла в Куро-Аракскую долину, заняла территорию современного Азербайджана, а затем вышла на Север-ный Кавказ в районе современного Дагестана и Чечни.
Исходя из того, что все остальные племена, известные на территории Малой Азии, являются пришлыми, можно предположить, что хатто-хурритская группа языков зародилась именно здесь и начало ее распространению положила группа племен чатал-хуюкской культуры.
Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пеласги» акад. Н.Я. Марр отмечает, что для Кавказа характерен корень в этнических тер-минах с перерождением 1-s — 1-z, например, племенные названия и этнокуль-турные термины — lazg (лезгин), lesk-ur (сабля; букв, «лезгинское оружие»), leg+z+i — leg+z-i, lek-ur (лезгинка, лезгинский танец) и др. При переселении этих племен на Балканский полуостров их названия перетерпели изменения: «lazg» («las-k») в абхазо-адыгейской форме «ре-lasg» («pelazg») или в сванской форме «le-leg».
Малоазийские племена и кавказские албанцы.
Археологи утверждают, что население Кавказской Албании IV в. до н.э. — III в.н.э. проявляет в антропо-логическом отношении большое сходство с обитателями Закавказья предшест-вующих эпох (XIII-IX вв. до н.э.) и Передней Азии III-II тыс. до н.э. Считается, что албанцы являются не отдельным племенем, а общим названием всего населения Албании, а албанский язык — это государственный язык Албании. В «Алупанской книге» приводятся следующие названия албанских племен: кирк, гарг, мик, уди, лег, хьел, лезг, цах, гав, них, кас, куьр, гили, бил, ран, муш, шек, чекь, алак, шарв, арц, барз, мух, лекь, кел, сул, чур, хеб, цегь, хеч, сек.
Племя «Кас» (‘человек, муж, мужчина; личность’ по-лезгински) — одно из крупных племен Кавказской Албании. Область проживания касов в Албании называлась «Каспианой» и находилась на юго-западном побережье Каспийского моря, и море получило свое имя именно от этих касов. Полагаем, что кавказско-албанские «касы» («каспи»), малоазийские «каски» и месопотамские «касситы» — одной и той же этимологической и этнической основы.
Родство касков с хаттами было указано Э. Форрером , П.Н. Ушаковым, Г.А. Меликишвили и Г.Г. Гиоргадзе. О языке касков судят только по некоторому количеству названий местностей, населенных пунктов и имен лиц.
Касситы — одна из групп горных племен Загроса. Коренным местом обитания кассит-ских племен были горные местности Западного Ирана. По имеющимся данным касситы не были ни индоевропейцами, ни семитами. Они появи-лись на границах Месопотамии примерно в XVIII в. до н.э. Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш совершил вторжение в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона». С 1595 г. до н.э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н.э.
Племя «кас» (каспи, каски, каш, куш, кушиты, касситы), являющееся одним из лезгиноязычных народов, согласно с Б.Грозным, когда-то в глубокой древности занимало обширную территорию — Центральной Анатолии, южнее Черного моря, западные и южные земли Каспийского моря, возможно, Афганистан и Северную Индию. Очевидно, не вызывает сомнения родство этого народа не только с хаттами и через них с пелазгами, но и с арцави в Малой Азии (племя «арц» Кавказской Албании), кутии (племя «ути» Кавказской Албании), легами, лезгами, мушками и т.п.
С III тыс. до н.э. в северо-восточной Месопотамии жили племена кутиев, язык которых отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков; возможно, они были родственными хурритам. В конце XXIII в. до н.э. кути вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство. Предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточно-кавказской языковой группе. К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. до н.э. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен -утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии.
В «Алупанской книге», как одно из племен Кавказской Албании (Алупана), отмечается племя «мушк», которое было расположено у устья реки Кьулан-вац1 (букв. Серединная река; современный Самур). Северо-восточная часть тер-ритории современного Азербайджана до реки Самур и ныне называется «Мушкур» — родина народного героя лезгин XVIII века Гаджи Давуда Мушкурского.
Малоазийские мушки, по мнению Г.А. Меликишвили, — грузинские племена, а по мнению И.М. Дьяконова, «мушками» назывались Фригия и фригийцы. Думаем, что Г.А. Меликишвили ошибается, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя «мушки» в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины. Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригь Хивского района (Южный Дагестан) тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным.
Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык — своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков.
Лезгинский язык в среде «алародийских» языков.
Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним «лезги» находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании (если не учитывать сходство «лезги» с «пелазгами»). Согласно историкам, этнографам и лингвистам (Н. Марр, П. Услар, М. Ихилов и многие другие) этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т.п., составляющих основное племенное объединение Кавказской Албании. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» («Киркар» — лезгинское селение), «мик» («Микрагь»- лезгинское селение), «гили» («Гили-яр» — лезгинское селение), «муш» («Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание); «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число (единственное и множественное соответственно), но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена».
Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е.Бокарев, Е.Крупнов, М.Ихилов и др. утверждали 4-5 тысячелетнюю древность лезгинских языков. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского (пралезгинского) языка, на его древность были серьезные предпосылки.
Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» (есть), «ама» (осталось), «ана» (там), «йа»(есть), «йад» (вода), «ква» (есть) и др. Этот звук как свободная едини-ца («а» — «есть, имеется, находится») функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и(н)» -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т.д. Кроме того:
а) на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Например, «бегье» ‘баран, овца, ягненок’, «тфу» ‘плевать’, «уьгьуь» ‘кашель’, «хъапI» ‘отрышка’ и т.д.;
б) многие слова лезгинского языка состоят из одного, двух и трех букв, причем изменением только одной буквы можно получить большое число других слов. Например, изменением первой буквы: «къав» ‘потолок, крыша’, «цав» ‘небо’, «сав» ‘толокно’, «дав» ‘мерзлота’ «гав» ‘дикий бык’ и др., изменением по-следней буквы: «къаб» ‘посуда’, «къад» ‘двадцать’, «къай» ‘холод’, «къаз» ‘зелень’ и др.;
в) в лезгинском языке обилие согласных букв, при наличии только пять гласных, что является одним из основных условий для получения разнообразных слов;
г) в лезгинских словах чередуются согласные (С) и гласные (Г) буквы: «а» ‘тот’ (Г), «са» ‘один’ (СГ), «къацу» ‘зеленый’ (СГСГ), «санкIар» ‘мерзавец’ (СГССГС); наличие в одном слоге последовательно нескольких согласных — позднее явление («мукIратI»-«мкIратI» ‘ножницы’; «садхва»-«стха» ‘брат’ и др.).
Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, т.е. примерно в конце X тысячелетия до н.э. Следовательно, на рубеже мезолита (XI-X тыс. до н.э.) и неолита (IX тыс. до н.э.) в одном из районов Передней Азии уже существовал один из потомков общеностратиче-ского языка. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова (а их известно сейчас около тысячи). Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством.
Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение. Из этих слов для нас представляет интерес — «кIапIА» (череп) близкое к «кIаапI — кIараб» (‘кость’ по-лезгински), «максА» (костный мозг и печень), близкий к «макь» (‘ум’ на кавказско-албанском языке) и «лекь» (‘печень’ на лезгинском языке), «кIола» (рыба), близкий к «к1азри» (‘рыба’ по-пелазгски). Кроме охоты и рыболовства, древний человек занимался собиранием съедобных растений. Среди этих растений древний человек собрал «марА» (ягоды, ежевика; «мара» ‘ежевика’ по-лезгински, «морен» по-гречески), «дзукЕ» (дикорастущий урожай, просо -«чIуькI или «цIуькI» — ‘просо’ по-лезгински).
Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, т.е. почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки.
Об албанских письменных памятниках до 1937 года ничего не было известно. В сентябре 1937 года грузинский ученый И. Абуладзе обнаружил в Матенадаранском архиве (Ереван, Армения) алфавит кавказских албан, состоящих из 52 букв. Позже выявлены несколько фрагментарных образцов кавказско-албанского письма: мингечаурские надписи, Балушенский, Дербентский, Гунибский и др. надписи, которые даже при наличии албанского алфавита не под-давались дешифровке. Только применение лезгинского языка в виде языка-ключа дало удовлетварительные результаты по дешифровке не только указанных коротких надписей, но и, как было указано выше, целую книгу из 50 стра-ниц («Алупанская книга»). Исследования происхождения букв матенадаранского алфавита показало, что этот алфавит был создан по принципу акрофонии задолго до н.э., причем названия около 56% знаков-букв имеют лезги-ноязычную основу.
Предварительный просмотр имеющихся в литературе материалов по дешифровке урартских памятников показал более убедительную интерпретацию содержания этих надписей при помощи лезгинского языка. К примеру, можно привести интерпретацию следующего предложения из урартских надписей: «… Менуаше Ишпуинихинише ини пили агуни…». Предложение переводится на русский язык, как ‘…Менуа, сын Ишпуина, этот канал провел…’. Нет сомнения, что слова «Менуаше Ишпуинихинише» (‘Менуа, сын Ишпуина’) находятся в эргативном падеже, о чем свидетельствует суффикс «-ше» эргативного падежа на цахурском языке («-хи-» от слова «x(w)a» ‘сын’ на лезгинском языке). Слово «ини» — это лезгинское «ин» ‘этот’, или «ини(н)» ‘этот, здешний’. Слово «пили» переводится как ‘канал’. Именно такое значение сохранило это слово в гелхенском смешанном говоре курахского диалекта лезгинского языка. По-гелхенски «пили» — зигзагообразное расположение камней, применяемое при постройке канала, чтобы предотвратить оползни почвы. Последнее же слово предложения — «агуни», как его употребляют современные дешифровщики, почти потеряло свое кавказоязычное произношение: его следует читать как «эгъуьни(й)» ‘вкапал, провел’ на лезгинском языке, что полностью согласуется с переводом предложения.
Возьмем урартское слово «манкали». В словарях урартского языка его переводят как обозначение сорта масла (?). Это слово встречается в перечне хозяйственных товаров, причем этому слову предшествует знак, обозначающий или «Шарру» ‘царь’, или XX ’20’, а после этого слова идет знак, показывающий или слог «ни», или «шамну» ‘жир, масло’. Отсюда получается несколько транскрипций: «Шарру манкали шамну», «XX манкалини» и т.д. Словосочетание «…манкали шамну» позволило специалистам их переводить как «манкали масло» (разновидность, сорт масла). Однако это выражение хорошо читается на лезгинском языке: «XX ман кали(н) ччем», где «ман» — древняя лезгинская мера веса (малый ман — 0,5 кг, большой ман — 3 кг), «кали(н)» ‘коровы, коровье’ на лезгинском языке, «ччем», «ч1ем» (= «шам») ‘масло’. Перевод: «20 ман коровье масло» или по-современному: «60 кг коровьего масла».
Из приведенных в литературе хаттских слов можно привести следующие хатто-лезгинские параллели: «таккехал» (хетт., герой) — «кьегьал» (лезг., сме-лый, храбрец), «зари» (хатт., человек) — «зари» (кав.-алб., писатель, поэт), «кашт» (хетт., голод) — «каш» (лезг., голод), «йатар» (хатт., вода) — «йидар» (хетт., воды — мн.ч.) — «йад» (лезг., вода), «кир» (хетт., сердце) — «рикI» (лезг., сердце), «йар» (хатт., гореть) — «йар» (лезг., заря, алый, любимый), «акун» (хатт., видеть) — «акун» (лезг., видеть), «ахкун» и «хкун» (хатт., значение этих слов в литературе не известно) — «ахкун» или «хкун» (лезг., видеть заново, встретиться), «хку-вьа» (хатт., хватать) — «хкъун» (лезг., хватать), «пIвьел» (хатт., дом) — «кIвьел» (лезг., дом), «ка» (хатт., давать) — «ча» (лезг., дай; «ке» ‘дай’ по-гелхенски на языке детей), «хьанвьа-шит» (хатт., трон или богиня трона) — «гьа-на» (кав.-алб., трон), «Аштан» (хатт., бог Солнца) — «Ал-пан» (лезг., бог огня), «уьр(а/и)» (хатт., колодец) — «уьр» (лезг., озеро; на литературном лезг. языке «вир») и т.д.
Удивительные результаты дают дешифровка пеласгских письменных памятников при помощи ключа лезгинского языка. Время распространения минойской (пеласгской) письменности охватывает почти все II тыс. до н.э. Непосредственно предшествовавшее линейному письму «А» иероглифическое (рисуночно-слоговое) письмо существовало на Крите примерно с 2000 по 1700 г. до н.э. Из этого в значительной мере пиктографического письма развилось ли-нейное письмо «А», применявшееся также почти исключительно на Крите примерно с 1800 по 1400 г. На базе линейного письма «А» возникли два других вида письменности: линейное письмо «Б» и кипроминойское. Первое из них применялось в Кноссе в XV в. и в некоторых центрах материковой Греции с XIII до XII в. до н.э. Второе существовало на Кипре с 1500 по 1150 г. и возроди-лось, начиная с VII в. до н.э., в виде кипрского слогового письма, которое впо-следствии в значительной мере помогло расшифровке кносских и пилосских текстов. Существует еще знаменитый «Фестский диск» — критское иероглифическое — единственное в древней Европе, штампованное письмо! Все эти формы пеласгского письма-«Фестский диск», около 50 образцов иероглифического письма, около 40 образцов линейного «А», 50 образцов линейного «Б» и все существующие образцы (их всего три) кипроминойского письма полностью дешифровываются и интерпретируются при помощи того же лезгинского языка. Полученные результаты обобщены в «Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка критской письменности. Пеласгско-лезгинский язык. История лезгин. Том 2. М.,2009;.
Многие пеласгские слова вместе с письмом заимствованы ахейцами (древними греками), и поэтому можно обнаружить сотни греческо-лезгинских параллелей в древнегреческом языке.
Этрусские эпиграфические памятники состоят как из сравнительно крупных текстов, так и из свыше 10 тыс. коротких эпитафий, из надписей на таблетках и на других материалах. Самым пространным из крупных текстов является рукопись на пеленах Загребской мумии, содержащая около 1500 слов. Вторым по величине этрусским памятником является надпись на терракотовой черепице, обнаруженной на месте древней Капуи (уцелело более 160 различных слов). К той же группе текстов культового назначения относят и надпись на линзообразной свинцовой пластинке, найденной в Мальяно и содержащей около 70 слов. Также предполагают, что надпись на колонне из Перузии, насчитывающая 130 слов, является единственным юридическим документом — договором между представителями двух этрусских семейств о продаже или передаче каких-то владений. К числу важнейших этрусских эпиграфических памятников, несомненно, принадлежат и обнаруженные в Пиргах три посвятительные надписи на золотых фольгах, две из которых — на этрусском языке и одна — на финикийском.
Почти 500 лет бьются и серьезные ученые и бесчисленные дилетанты над разгадкой тайны этрусского языка. Для интерпретации этрусского письма испробованы почти все языки земного шара и все известные методы дешифровки и не получено никаких удовлетворительных результатов. При помощи же лезгинского языка дешифрованы все известные крупные этрусские тексты и 320 коротких надписей (см. «Яралиев Я.А. Османов Н.О. История лезгин. Этруски. I тыс. до н.э. Том 3. М., 2012; и «Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка этрусского письма. Этрусско-лезгинский язык. История лезгин. Том 4 (Книги 1 и 2), М., 2012;).
Многие этрусские слова перешли в латинский язык, и поэтому неудивительно, что в латинском языке можно обнаружить сотни латино-лезгинских параллелей.
То же самое можно сказать о письменных памятниках кавказских албанцев. Все известные в литературе эпиграфические материалы Кавказской Албании и обнаруженные в личном архиве известного лезгинского поэта Забита Ризванова фотокопии одной албанской книги («Алупанская книга») успешно дешифрованы при помощи лезгинского языка и обобщены в «Яралиев Я.А. Алупанская (Кавказско-Албанская) письменность и лезгинский язык. Махачка-ла, 1995;. Эта книга написана на «месроповском» албанском алфавите (37 букв), не известном в мировой албанистике.
В начале 90-х годов прошлого столетия в Синайском монастыре (Египет) обнаружены палимпсесты, где на стертом албанском тексте произведен новый текст на древнегрузинском языке. Директору Рукописного фонда АН Грузии З.Н.Алексидзе удалось полностью возобновить стертый албанский текст на синайских палимпсестах. В 2009 году этот албанский текст (около 250 страниц) опубликован в Бельгии на английском языке. Авторы без надлежащей дешиф-ровки утверждают, что текст интерпретируется при помощи удинского языка, и представляет собой перевод Евангелия на албанский язык. Наша попытка дешифровать албанский текст на синайских палимпсестах при помощи лезгинских языков дала поразительные результаты: текст не является переводом Евангелия. Выявляется удивительный древний лезгинский язык. Исследования по этому направлению продолжаются.
Ярали Яралиев

Ф. Джамалов. КАВКАЗ — ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: http://www.proza.ru/2009/10/03/441)
Ф. Джамалов. Библия от Иафета: http://www.proza.ru/2009/10/01/587
Ф. Джамалов. Там говорил Заратустра: http://www.proza.ru/author/kosmos