Любовь Орлова и сталин

Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой

​»После того как первого мужа Орловой вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», — рассказал «АиФ» адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.

Подвиг женщины

Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?

— Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александ­рова, тоже Гришу. Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел — и ужаснулся: дача буквально разваливалась на глазах. Посреди этой разрухи сидел мой бедный друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал, что продал почти все участ­ки, рядом с дачей оставалось совсем немного земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти. Денег заплатил много, но Гриша — парень гулящий, всё спустил. Через какое-то время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства. Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал обладателем дачи и архива.

Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

— Говорят, прошлые хозяева называли эту дачу виллой.

— Вообще-то Александров, будучи в конце 20-х гг. за границей, засматривался на виллу Чарли Чаплина в Голливуде, поэтому свою дачу они строили по этому образцу. Там было много недоступного простому советскому человеку: настоящий камин, висящая терраса, ванна, утопленная в пол. Дачу действительно называли «виллой Орловой», но на самом деле это был подарок Сталина не ей, а Александрову.

— Про Сталина вы нашли что-нибудь в её дневниках? Говорят, что она его очень не любила.

— Она не то что его не любила — она его ненавидела. Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, — это её первый муж Андрей Берзин. Во время ареста его в прямом смысле штыками вынули из их супружеской кровати. После этой трагедии у Орловой развилась патологическая ненависть к Сталину. Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблён в неё. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил её на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг.

Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год. Фото: РИА Новости

— Говорите, единственный человек, которого она любила, — первый муж. А как же Александров?

— К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения — вообще отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.

Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной. Фото: Из личного архива

— Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.

— Не думаю, что это был фиктивный брак. Я видел их личные, можно сказать, интимные фотографии, которые люди, не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали. С Александровым Орлова знала, на что шла. У неё до него в 1932 г. случился безумный роман с военным атташе Германии. Понятно, что после такого она не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила Александрова. Да и у самого Александрова до неё были бурные романы, один из них — с режиссёром Сергеем Эйзен­штейном.

— А после свадьбы были верны друг другу?

— На 100%. Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своём прошлом.

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год. Фото: РИА Новости

— Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то — что не могла родить.

— Абсолютно уверен: она не хотела детей. Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции поставила спираль или что-то вроде этого.

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год. Фото: РИА Новости

— Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?

— Дугласа Любовь Петровна не очень любила по многим причинам — отчасти и потому, что он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже… Васей.

— А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?

— В те времена в молодой России, как ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.

Были миллионерами

— Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?

— Это правда. Много людей об этом знало и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек, поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было сделано для того, чтобы уберечь имущество — ведь Орлова и Александров в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.

— Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?

— Последние годы Орлова тянула семью на себе — содержала дом, давала концерты, работала в театре. Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира», который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася, который часто выпивал. Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины. Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье. Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже довольно быстро ушла… Так у меня на руках остался этот Гриша, крест на всю жизнь.

— Вы упомянули последний фильм Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был такой символичный жест прощания?

— Не совсем так. Если вы по­смотрите все фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят» и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах. Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова не показалась бы перед зрителем. И вдруг выяснилось: единственное, чего никогда не было в картинах с Орловой, — траурного платья с вуалью. И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.

Любовь Орлова в роли разведчицы в фильме кинорежиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». 1973 год.

— В фильме она в 70 играла молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластиче­ских операций, которые ей приписывали?

— Очень переживала. Ей было легче играть в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар — из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше. Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка — считала, это разглаживает морщины.

Секретный ужин: какие отношения связывали Любовь Орлову и Сталина

Любовь Орлова происходила из старинного дворянского рода, после революции училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени Луначарского, занималась музыкальным сопровождением немых фильмов. В 1926 году она вышла замуж за замглавы одного из управлений Наркомзема Андрея Берзина. Ее супруга арестовали по делу Трудовой крестьянской партии в 1930 году и сослали в Казахстан.

«Ее первого мужа, Андрея Берзина, чуть ли не штыками вынимали из супружеской кровати чекисты. Эта травма осталась у нее навсегда — она физически не засыпала с другим человеком. Она должна была спать одна», — записал об этом в своем дневнике ее второй муж, режиссер Григорий Александров.

После этого у Орловой случился роман с военным атташе Германии. Отношения с иностранцем могли серьезно повредить ей, и будущее актрисы оказалось бы под угрозой, если бы не вмешательство в ее судьбу знаменитого режиссера.

Реклама

«Орлова была признательна Александрову за то, что тот фактически спас ее от лагерей после осуждения и ссылки первого мужа, а также после романа с иностранцем, сделав актрисой номер один в СССР. Александров держался за Орлову, потому что к ней благоволил Сталин, а ее имя было залогом успеха любого проекта», — рассказал в интервью «Аргументам и фактам» хранитель их архива Александр Добровинский.

По его словам, после ареста первого мужа у Орловой «развилась патологическая ненависть к Сталину», которому она не могла этого простить.

«Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблен в нее. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил ее на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение», — отметил Добровинский.

Во время этой встречи Орлова спросила о судьбе своего бывшего супруга, что вызвало крайнее раздражение Сталина. Больше он не предпринимал попыток ухаживания за ней.

«Сталин и Орлова даже знакомы были не очень близко. Изредка встречались на каких-то приемах — не более того. Хотя молва уже в 40-е года приписывала им любовную связь… Эта тема в нашей семье никогда не обсуждалась», — вспоминала племянница Орловой Нонна Голикова.

Говоря о том, как актриса относилась к главе СССР, она рассказала о случае, который произошел сразу после его смерти в 1953 году.

«Мне тогда было 13 лет, нас вывели на школьную линейку и сообщили об этом известии. Мы все рыдали! А потом я пошла ужинать к Орловой и Александрову, и за столом вдруг заговорили на эту тему. И тут Любовь Петровна тихо, но отчетливо произнесла: «Слава Богу, эта сволочь наконец-то сдохла!» — рассказала она.

В материалах киноведа Глеба Скороходова, опубликованных изданием «7 дней», на вопрос о том, была ли она любимицей Сталина, Орлова подчеркивала: «Любимицей. Но не любовницей! Чего только не сочиняли про нас, много я от этих слухов пострадала. Но ему просто нравились фильмы с моим участием».

Репрессии затронули множество людей, с которыми Орлова находилась в близких отношениях — помимо первого мужа, в ссылку были отправлены сценарист «Веселых ребят» и «Волги-Волги» Николай Эрдман и оператор этих фильмов Владимир Нильсен.

Жизнь в страхе и необходимость бороться за возможность работать нанесли Орловой множество душевных травм. В своих письмах она писала, что не может родить, так как уход за ребенком заставит ее уйти с экрана и развяжет руки ее врагам. Популярность давала ей и ее мужу безопасность.

Орлова сохранила благодарность к Александрову до конца жизни. Их брак часто называли фиктивным — ведь из-за обстоятельств ареста первого мужа даже на гастролях для них с супругом снимали два отдельных номера. Отдельные сомнения в характере их отношений вызывал и роман Александрова с Эйзенштейном.

«Действительно, в архиве Александрова сохранились эротические рисунки, которые позволяют предполагать, что между ним и Эйзенштейном имел место роман. В архиве сохранились и письма Эйзенштейна, которые недвусмысленно подтверждают это», — сказал Добровинский.

По его словам, после свадьбы супруги хранили абсолютную верность друг другу и мало обсуждали своих предыдущих партнеров.

«Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до нее, боясь вызвать в нем комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своем прошлом», — отметил хранитель их архива.

Тем не менее, исследователи подчеркивают интимный характер совместных фотографий Орловой и Александрова, а также тон их переписки, предполагая, что ее первому мужу досталась «пылкая и страстная любовь», в то время как с режиссером великую актриса связало уже «зрелое и благодарное» чувство.

Cекс-разведчица. Была ли Любовь Орлова агентом и любовницей Сталина?

Что неудивительно — жизнь Орловой и Александрова окутана массой мифов и тайн. «Разобраться, что в биографиях этих звёзд было правдой, а что вымыслом, оказалось крайне непросто», — рассказала «АиФ» Татьяна Сотникова, соавтор сценария фильма.

«Звёздный свет»

Сергей Грачёв, «АиФ»: Орлова стала, пожалуй, первым секс-символом советского кино. Считается, что исключительно благодаря её супругу…

Татьяна Сотникова: Она изначально выглядела сексапильно на экране. Но секс-символом мирового уровня её действительно сделал именно Александров. До встречи с ним Орлова выглядела несколько иначе. Например, она была брюнеткой. Александров разглядел в ней потенциал секс-звезды (если такое определение по тем временам было уместно), заставил её перекраситься в блондинку, сменил ей имидж и т. д. Он очень чувствовал все эти вещи. Грубо говоря, он придал Орловой форму. Кроме того, Александров как большой профессионал очень хорошо понимал, что значит свет в кадре. Освещение на Орлову — «звёздный свет» — он выставлял всегда с особой тщательностью. На экране это выглядит непринуждённо, но режиссёр отлично знал, насколько свет способен придать сексуальность актрисе, усилить её природные качества. Александров работал в Голливуде и понимал, как, зачем и почему актёр или актриса должны выглядеть на экране не просто красиво, но и сексуально. Из Орловой он, по сути, сделал секс-символ мирового масштаба, опираясь как раз на свой голливудский опыт.

— Когда вы изучали историю жизни Орловой, какие факты её биографии поразили вас особо?

— Многое. Например, история поездки Орловой и Александрова в Иран. Эта командировка случилась накануне Тегеран­ской конференции 1943 года. У Орловой и Александрова тогда явно было какое-то задание, связанное с разведкой. Но, по­скольку эта история и тема до сих пор очень закрытые, каких-то прямых документальных свидетельств нам найти не удалось. Известно, что Орловой был очарован молодой шах Ирана. Возможно, понимая, что он наверняка ею увлечётся, её и отправили в ту поездку в качестве агента влияния. Но как и что там было на самом деле, до конца никто не знает. И таких историй в биографии Орловой немало…

Ядовитые шипы

— Говорят, Орлова пользовалась особым расположением Сталина. А брак с Александровым был не первым в её биографии…

Что скрывалось за фасадом идеального брака Любови Орловой и Григоря Александрова

23 января исполнилось 116 лет со дня рождения знаменитого советского кинорежиссера, сценариста, актера, народного артиста СССР Григория Александрова.

Его фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» стали классикой советского кинематографа, благодаря ему зажглась звезда Любови Орловой, которая всю жизнь была его женой и музой. Их называли идеальной парой, хотя было ли это так на самом деле?

Режиссера и актрису называли идеальной парой
Свой первый фильм в качестве режиссера Григорий Александров снял в 1933 г. Это была музыкальная комедия «Веселые ребята». С главным героем проблем не было – режиссер изначально знал, что его сыграет Леонид Утесов. А вот героиню долго не могли найти. Его ассистент пригласил на пробы Любовь Орлову. Александров при первой встрече даже не обратил на нее внимания, а она запомнила этот момент навсегда: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено». Ему было 30 лет, ей – 31. Оба на тот момент уже успели побывать в браке и развестись.

Любовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934
Кто-то посоветовал режиссеру посетить музыкальный театр при МХАТе, и актриса, на которую он не обратил внимания на кинопробах, поразила его на сцене театра – на тот момент Орлова блистала в спектакле «Перикола». В тот же вечер они познакомились, и Александров определился с выбором главной героини «Веселых ребят». Правда, его выбор не всем был понятен – 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Говорят, увидев ее, Утесов спросил: «Где ты нашел эту старую калошу?» А режиссер уменьшил количество эпизодов с Утесовым и изменил сценарий в пользу актрисы. С тех пор Орлова и Утесов друг друга недолюбливали. Во время съемок фильма начался ее роман с Александровым, а после окончания работы они поженились. Многие считали, что для Орловой это был брак по расчету – она понимала, что режиссер сделает ее звездой.

Кадр из фильма *Цирк*, 1936

Режиссер и актриса на съемках
Как режиссер Александров окружил Орлову невероятным вниманием – он ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определил точки, с которых камеры не должны были к ней приближаться – чтобы в кадре она представала в самых выгодных ракурсах. Многие ставили ему это в укор. Сергей Эйзенштейн долго не относился всерьез к творчеству своего ученика Александрова, и после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками». Во всех фильмах мужа она действительно не только исполняла главные роли, но еще и пела и танцевала.

Супруги в 1937 г.

Супруги на подмосковной даче, 1941
В 1947 г. на Венецианском кинофестивале Любовь Орлова получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Весна». В те времена это было большой редкостью. Орлову и Александрова называли единственной советской супружеской парой, которая могла свободно выезжать за границу – очевидно, руководство полагалось на то, что именно они могут улучшить имидж страны за рубежом. Орлова свободно говорила на французском и немецком языках, умела себя вести на светских раутах и официальных приемах и ни в чем не уступала зарубежным кинозвездам.

Кадр из фильма *Встреча на Эльбе*, 1949
Любовь Орлова и Григорий Александров были самой известной парой советского кинематографа 1930-1940-х гг. Они всегда приковывали к себе внимание, им завидовали, их успех раздражал, что порождало множество сплетен. Говорили, что режиссер позволял себе романы «на стороне», хотя эти слухи не нашли подтверждения. Ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, когда он бывал за границей еще до встречи с женой. Говорили также, что режиссер «лепил» из брюнетки Орловой ослепительную блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом.

Любовь Орлова и Марлен Дитрих

Супруги в 1950 г.
Но большинство биографов уверено: единственным в их жизни был далеко не любовный треугольник – Орлова стала любимой актрисой Сталина, а Александров не пользовался его благосклонностью, хотя тот и покровительствовал его творчеству. Ходила легенда, очевидно, имевшая под собой реальные основания: однажды Сталин как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он обидит Орлову и с ее головы упадет хоть один волосок – обидчика расстреляют. В середине 1952 г. был арестован сын режиссера от первого брака Дуглас (названный так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фербенкса). Но в 1953 г. Сталин скончался, и вскоре после этого Дугласа освободили.

Орлова и Александров в 1953 г.
Когда у Орловой ее родственница однажды спросила, почему она почти не снималась у других режиссеров, актриса ответила: «Ну представь себе: подготовительный период, потом экспедиция, озвучание – это получается целый год, а то и более без Гришеньки! Нет, это невозможно!» Она всю жизнь хранила все его записки, даже такие как «Буду в 6». Каждый Новый год они встречали вдвоем на даче во Внуково – это стало многолетней традицией.

Супруги на подмосковной даче, 1955

Супруги в Вене, 1962
Многие удивлялись, почему у этой красивой и крепкой пары не было детей. Александров объяснял это тем, что супруга сначала не хотела, а потом – не могла. Орлова отшучивалась, что у нее уже есть сын – это ее Гришечка. Многих поражало то, что супруги спали в разных спальнях, называли друг друга на «вы», что Орлова появлялась перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем. Это породило слухи о том, что их брак – фиктивный, хотя на самом деле это было не так.

Режиссер и актриса в домашней обстановке, 1960-е гг.
Конечно, многие сомневались в том, что их брак был таким же образцово-показательным, каким выглядел со стороны. Были и те, кто утверждал, что обоим был просто выгоден этот союз в карьерном плане. Ее обвиняли в том, что она была любовницей Сталина, его подозревали в нетрадиционной ориентации – каких только домыслов не порождал этот союз! Но все сложные периоды в жизни они помогали друг другу преодолеть – так, в конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотреблять алкоголем, но Александрову удалось спасти ее от этой пагубной привычки – он пригрозил ей окончанием кинокарьеры.

Супруги в 1967 г.
В середине 1950-х гг. в жизни пары начался еще один сложный период. Обоим уже было за 50, у обоих времена невероятной популярности остались позади. Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Его новые работы были далеки от успеха фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и «Волга-Волга». Возраст брал свое, и постепенно роли Орловой в театре начали отдавать молодым актрисам. Ее последней попыткой напомнить о себе зрителю стал фильм Александрова «Скворец и Лира», который злые языки тут же переименовали в «Склероз и климакс» – 70-летняя Орлова в нем играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно. Но и в этот период они поддержали друг друга.

Кадр из фильма *Русский сувенир*, 1960
В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась – у нее был рак поджелудочной железы. Супруг пережил ее почти на 9 лет. Вместе они провели 42 года – может, их брак не был идеальным, но вряд ли фиктивный союз продержался бы так долго. Через некоторое время после ухода актрисы умер сын Александрова Дуглас, а вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на его вдове Галине. Но на самом деле она стала для него медсестрой и помощницей по хозяйству, а режиссер позаботился о том, чтобы у него остался законный наследник.