Лодка пиранья 2

Содержание

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Модель подводной лодки проекта 865 «Пиранья» на выставке «Армия 2015»

Основные характеристики

Тип корабля

Малые ДПЛ

Обозначение проекта

Разработчик проекта

СПМБМ «Малахит»

Главный конструктор

Л. В. Чернопятов, Ю. К. Минеев (с 1984 года)

Кодификация НАТО

Losos class

Скорость (надводная)

6 узлов

Скорость (подводная)

6,7 узлов

Рабочая глубина погружения

Предельная глубина погружения

Автономность плавания

10 суток

Экипаж

3 + 6 водолазов

Размеры

Водоизмещение надводное

218 т

Водоизмещение подводное

319 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

28,3 м

Ширина корпуса наиб.

4,7 м

Высота

5,1 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

3,9 (средняя)

Силовая установка

дизель + электродвигатель, 220 л. с.

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ

У этого термина существуют и другие значения, см. Пиранья (значения).

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» — проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 года по 1999 год. Всего было построено две подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

История проектирования и строительства

Во второй половине 1970-х годов командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит» техническое задание на проектирование первого проекта советской сверхмалой подводной лодки. ТТЗ определяло, что такая лодка предназначается для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров. Подлодка должна была решать задачи противодействия противнику и вести разведку. Для обеспечения этих задач на лодке следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. По ТТЗ водоизмещение подводной лодки не должно было превышать 80 тонн.

Главным конструктором проекта 865 был назначен Л. В. Чернопятов, которого в 1984 году сменил Ю. К. Минеев. Так как более ранние наработки Остехбюро по сверхмалым ПЛ были засекречены и прочно забыты, вновь потребовалось начинать проектирование «с нуля». В ходе проектирования ПЛ проекта 865 был выполнен значительный объём опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

Закладка опытной подводной лодки состоялась на Ленинградском Адмиралтейском объединении в июле 1984 года. Её габариты составляли: длина 28,2 метра, ширина 4,7 метра, средняя осадка 3,9 метра, водоизмещение надводное — 218 тонн.

Конструкция

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Полная подводная скорость достигала 6,7 узлов, надводная — 6 узлов. Дальность плавания под водой экономичным ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении — 1000 миль.

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, а также органы управления основными системами и устройствами. Под палубным настилом центрального поста размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Центральный пост ограничивала носовая сферическая переборка, имевшая входной люк в шлюзовую камеру. На носовой переборке располагался иллюминатор для наблюдения за работой водолазов и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Там же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

От электромеханического отсека центральный пост отделяла плоская кормовая переборка с газоплотной дверью. В электромеханическом отсеке на амортизированной платформе, отключённой от прочного корпуса, стояли на амортизаторах дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Благодаря системе двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях подлодка проекта 865 имела минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек в походе посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещённый в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Вооружение

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решётки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всём диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперёд по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Служба

20 августа 1986 года опытная лодка, получившая тактический номер МС-520, была спущена на воду. Затем на протяжении 2 лет она проходила заводские и государственные испытания, которые завершились лишь в декабре 1988 года. С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок. Выходы подлодки в море были сопряжены с трудностями, а боевая подготовка оказалась весьма сложной. В испытаниях подводной лодки участвовал гидронавт-испытатель 40 ГНИИ Министерства обороны А. И. Ватагин, которому впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза.

В марте 1999 года обе подводные лодки проекта 865 «Пиранья» были отбуксированы в Кронштадт для разделки на металлолом, прослужив менее десяти лет. Причин для досрочного вывода ПЛ из боевого состава флота было много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение и трудности эксплуатации).

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй
МС-520 01465 15 июля 1984 20 августа 1986 30 декабря 1988
МС-521 01466 1 декабря 1987 31 мая 1990 25 декабря 1990

Интересные факты

  • Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съёмках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки».
  • В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Проект 865 «Пиранья». Архивировано 12 февраля 2012 года.
  2. Таким образом, проектное задание на водоизмещение было превышено почти в 3 раза, так что подводная лодка проекта оказалась далеко не сверхмалой.
  3. Шлюзовая камера могла использоваться и для декомпрессии боевых пловцов.
  4. Елена Норкунайте. В России — День героев отечества (рус.) (неопр.) ?. Пятый канал Санкт-Петербурга (9 декабря 2012 года). Дата обращения 14 апреля 2015.
  5. Подводная лодка «Пиранья» (Проект 865)
  6. Проект 865
  7. Лёша-Тарзан хотел купить подлодку, чтобы возить наркотики. Владимир Козловский, Максим Варывдин. «Коммерсантъ». № 27 (1209). 11.03.1997

Ссылки

  • http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html
  • Документальный фильм с описанием сверхмалых подводных лодок проекта 865 «Пиранья»

Сверхмалая подводная лодка

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

80 мини-субмарин типа D («Koryu») в сухом доке Курэ, 19 октября 1945 г.Японские подлодки типа D («Koryu») Сверхмалые подводные лодки в частично затопленном доке на базе Курэ (англ.)русск., Япония, февраль 1946

Сверхмалая подводная лодка или мини-субмарина — подводная лодка с водоизмещением менее 150 тонн. Обычно управляется экипажем из 1-2 моряков, автономность плавания сильно ограничена. Сверхмалые подводные лодки могут действовать самостоятельно или запускаются с корабля или лодки-носителя. Существуют подлодки как военного так и гражданского назначения. Первые подводные лодки большинства стран мира ( USS Holland (SS-1), HMS Holland 1 (англ.)русск., HMS Hajen, Дельфин) по современной классификации попали бы в категорию сверхмалых ПЛ.

> Вооружение

Мини-субмарины чаще всего вооружены торпедами, минами либо могут нести заряды для дистанционного подрыва.

Военное применение

Сверхмалые субмарины исторически применялись для проникновения в бухты противника с целью диверсии, а также в решительных столкновениях морских соединений. Наиболее известными представителями данного класса периода второй мировой войны являются японская Ko-hyoteki, немецкая Seehund и английская Welman submarine (англ.)русск..

Помимо упомянутого назначения, мини-субмарины применялись для разведки и доставки грузов. Современное представители класса находят применение при спасении экипажей затонувших подлодок, а также для выполнения спецопераций и для перевозки наркотиков.

  • Нападение на Сидней-Харбор

Классификация по странам

СССР / Россия

Первой сверхмалой лодкой, принятой на вооружение русского флота была «Форель», оборонявшая гавань Владивостока во время Русско-японской войны.

В Советском Союзе прообразом сверхмалой подводной лодки стала «Аэроподводная лодка» (другое название — автономная подводная лодка «Пигмей»), разработанная Остехбюро и спущенная на воду в 1935 году. В дальнейшем разрабатывались проекты сверхмалых ПЛ 606, 610 (технический проект, 1942—1943 годы), 663 (эскизный проект, 1959 год).

Сверхмалая подводная лодка-носитель легководолазов «Тритон-2». Кронштадт.

Реализованные проекты:

  • Сверхмалые подводные лодки — носители водолазов типа «Тритон-2»: «Тритон-1», «Тритон-1М», «Тритон-2» — групповые подводные средства движения (носители), предназначенные для скрытной доставки, высадки и обратного приема водолазов-разведчиков. Экипаж — два водолаза (Тритон-1) или два водолаза водителя, четыре водолаза принимаемых на СМПЛ для выполнения задач (Тритон-2). Водоизмещение 1,6 тонн (Тритон-1), 5,7 тонн (Тритон-2).
  • Сверхмалая подводная лодка — носитель легководолазов «Сирена-УМ» — торпедообразный носитель легководолазов, используемый как с надводного корабля, так и из торпедных аппаратов подводной лодки. Экипаж — два водолаза. Масса с грузовым контейнером 1644 кг, без контейнера — 1097 кг.

Часто в прессе подводные лодки проекта 865 «Пиранья» тоже именуются сверхмалыми подводными лодками, но из-за больших размеров по отечественной классификации они относятся к малым подводным лодкам специального назначения (отсюда обозначение вступивших в строй лодок: МС-520 и МС-521): водоизмещение у «Пираньи» в пятьдесят раз больше, чем у СМПЛ «Тритон-2», и сравнимо с водоизмещением советских малых подлодок поздних серий времён Великой Отечественной войны.

Китай

  • Type 7103 DSRV (англ.)русск.
  • Osprey class submersible (англ.)русск.
  • Sea Pole class bathyscaphe (англ.)русск.

Тайвань

  • 2 итальянских минилодки COS.MO.S SX-404: S-1 Haijiao (海蛟), S-2 Hailong (海龍)

Франция

  • Nautile (англ.)русск. — исследовательский батискаф с глубиной погружения до 6 километров

Франция также получила несколько немецких мини-субмарин после окончания ВМВ.

Германия

Модель подлодки-торпеды «Негер»

Большая часть подлодок была разработана в конце Второй мировой войны и предназначалась для нарушения морского сообщения и противодействия высадке союзников на материк.

  • тип «Бибер» — построено 324 шт.
  • Delphin (англ.)русск.
  • Marder
  • Molch (англ.)русск.
  • Neger
  • Seehund
  • Seeteufel
  • Подводные лодки проекта 202 — послевоенный проект 1960-х годов.

Иран

  • Ghadir (англ.)русск.
  • Nahang (англ.)русск.

Италия

Итальянская подлодка класса CB

  • Siluro a Lenta Corsa (SLC), также известная, как «Майале» (свинья)
  • Подводные лодки типа CA 14 тонн, экипаж 3 человека
  • Подводные лодки типа CB 45 тонн, экипаж из 4 человек, спроектирована в 1941 году
  • CE2F/X100 послевоенный вариант Майале
  • SX-404 70-тонная подлодка. В 1970-х годах 4 были проданы в Колумбию и 2 в Тайвань

Япония

  • Ko-hyoteki (Тип А) — класс мини-субмарин применявшихся в 1941 году при нападении на Перл-Харбор, в 1942 году при нападении на Сидней-Харбор и в Битве за Мадагаскар. Обломки одной из миниподлодок были обнаружены в бухте Перл-Харбор в 2002 году.

DSV Shinkai

  • Тип B (45 шт.) — прототип, построенный в 1942 году для тестирования улучшений конструкции типа А
  • Тип C, (62-76 шт.) — аналог типа А с командой из 3 человек и увеличенным радиусом действия
  • Тип D Koryu (115 шт.) — улучшенный тип С с командой из 5 человек и увеличеным радиусом действия (1000 миль в надводном положении и 320 — в подводном)
  • Kairyu class submarine (англ.)русск. — спроектирована в 1943-44 годах, производилась с начала 1945, для обороны от американских кораблей
  • Кайтэн — торпеда, управляемая пилотом-смертником
  • DSV Shinkai (англ.)русск. исследовательский батискаф с глубиной погружения до 6.5 км.

Северная Корея

  • Yugo class submarine (англ.)русск.
  • Yono class submarine (англ.)русск. (также см. ROKS Cheonan sinking (англ.)русск.)

Великобритания

X24 английская полдлодка класса X в королевском музее подводных лодок

Королевский военно-морской флот Великобритании использовал несколько типов мини-субмарин. Большая их часть была разработана во время Второй Мировой Войны.

  • X class (англ.)русск. использовалась для атак на немецкие военные корабли у северных берегов Норвегии. Экипаж подлодки состоял из 3 человек и пловца, вооружение — две морских мины. Применялась тактика установки мин с таймером под целью и выход из зоны действий. Одной из успешных операций подлодок класса X было нападение на линкор Тирпиц. В результате операции корабль был выведен из строя на 6 месяцев.
  • XE class (англ.)русск. применялись на Дальнем Востоке.
  • Welman submarine (англ.)русск. — подлодка с одним пилотом. Принято считать, что проект оказался провальным.
  • Stickleback class — послевоенное развитие XE класса.

США

Американская подлодка X-1 в море

  • Aluminaut (англ.)русск.
  • Алвин (DSV-2)
  • DSRV-2 Avalon (англ.)русск.
  • DSRV-1 Mystic (англ.)русск.
  • Nemo (DSV-5)
  • DSV Sea Cliff (англ.)русск. (DSV-4) класса Алвин
  • DSV Turtle (англ.)русск. (DSV-3) класса Алвин
  • X-1 Submarine (англ.)русск.

(DSV — Deep Sea Vehicle — Глубоководный аппарат)

> Изображения негерметичная субмарина для аквалангистов

См. также

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Подводные лодки»
  • Проект «Подводные лодки»
  • Батискаф
  • Нарко-субмарина
  1. АПЛ (автономная подводная лодка) «Пигмей» Архивная копия от 9 октября 2012 на Wayback Machine на сайте www.town.ural.ru
  2. 1 2 3 Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. Под редакцией В. М. Пашина. —СПб.:ЦНИИ им акад. А. Н. Крылова, 2004. ISBN 5-900703-83-5
  3. Вооружение и военная техника России. —М.: ООО «Военный парад», 2005. ISBN 5-7734-0011-1
  4. ВМФ РФ отказывается от малых диверсионных субмарин
  5. Lenton, H.T. GERMAN WARSHIPS of the Second World War Arco Publishing (1976) pp.285-286
  6. Kemp, Paul. Underwater Warriors. — Arms & Armour Press, 1996. — P. 55–57. — ISBN 1854092286.
  7. Kemp, Paul. Underwater Warriors. — Arms & Armour Press, 1996. — P. 225–228. — ISBN 1854092286.
  8. NOAA’s Hawaii Undersea Research Laboratory (HURL)
  9. 1 2 Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p.213
  10. Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p.216
  11. Вудворд, стр. 419
  12. Kemp, Paul. Underwater Warriors. — Arms & Armour Press, 1996. — P. 158. — ISBN 1854092286.

> Литература

  • А. Е. Тарас. Сверхмалые подводные лодки 1914-2004. — Мн.: Харвест, 2004. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 985-13-2223-7.
  • Владимир Щербаков Грозные «карлики» (недоступная ссылка)
  • Аэро-подводная лодка «Пигмей» // simvolika.org
  • Субмарины для ВМС и… наркоторговцев
  • Сверхмалые подводные лодки, журнал Зарубежное военное обозрение, №11 1976

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.
На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.


Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.
Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).
Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.
В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.
Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.
Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».
Тактико-технические характеристики «Пираньи»:
Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.
Источники информации:

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865

MC-520
MC-521

Построенные в 1988-1989 гг. Ленинградским – Адмиралтейским объединением по проекту 865, разработанному СПМБМ “Малахит”, две малые ПЛ Пиранья, предназначались для решения специальных задач в прибрежных, мелководных, сложных в навигационном отношении районах, где действия больших ПА либо затруднены, либо вообще невозможны. Для выполнения этих задач в указанных условиях малые ПЛ вооружены минами, торпедами и водолазным оборудованием. ПЛ обладала повышенной скрытностью по основным физическим полям (магнитному и акустическому) за счет применения новых корпусных материалов – титановых сплавов и стеклопластика, а также использования малошумных механизмов и оборудования и их эффективной акустической защиты.

В архитектурно-конструктивном плане малая ПЛ проекта 865 – двухкорпусный корабль с развитой надстройкой,is которой размещено оружие и спецоборудование ПЛ. Носовая оконечность эллипсоидной формы и веретенообразная корма малой ПЛ характерны для современных одновальных ПА. Для обеспечения повышенной маневренности малой ПА, в том числе для эффективного управления ею на малых ходах, необходимых для действий ПЛ в районах с ограниченными глубинами, предусмотрена установка движительного комплекса с гребным винтом в поворотной насадке. ПК малой ПЛ, изготовленный из титановых цилиндрических и конических обечаек, разделен газоплотной поперечной переборкой на две части (зоны). В носовой, обитаемой части расположены: ЦП, РЭВ и АБ, а в кормовой, периодически посещаемой, электромеханическое оборудование: ДГ, ГЭД, электрощиты и прочее.

Дизель-электрическая энергетическая установка малой ПА выполнена по схеме полного электродвижения (с дизель-генератором и тихоходным всережимным ГЗД), что обеспечило возможность создания эффективной акустической защиты энергоустановки и ПА в целом. У ПЛ проекта 865 были существенно меньшие, чем у обычных ПЛ, главные размерения и водоизмещение, поэтому для её постройки потребовалось создание нового малогабаритного оборудования (РЭВ, механизмов и пр.). На малой ПЛ была предусмотрена комплексная автоматизация управления кораблем и его техническими средствами, что позволило сократить до минимума численность экипажа. В целом ПЛ проекта 865, для создания которой потребовалось выполнение значительного объема проектно-конструкторских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имела следующие основные ТТХ:

Водоизмещение надводное, м.куб. – 218
Длина наибольшая, м – 28,2
Ширина корпуса наибольшая, м – 4,7
Осадка средняя, м – 3,9
Архитектурно-конструктпвный тип – двухкорпусный
Глубина погружения, м – 200
Автономность, сут. – 10
Численность личного состава, чел.
экипажа – 3
легководолазов – 6
Энергетическая установка
Тип – дизель-электрическая, с полным электродвижением
число х мощность дизель-генераторов, кВт – 1 х 160
число х мощность ГЭД, кВт – 1 х 60
число гребных валов – 1
тип АБ – свинцово-кислотная
Скорость подводного хода, уз
наибольшая – 6,7
экономическая – 4,0
Дальность плавания, миль
надводная и в режиме РДП – 1000
экономическая подводная – 260
Вооружение и спецоборудование:
число забортных аппаратов для минных постановок и пуска торпед – 2
число забортных контейнеров для водолазного снаряжения – 2

Одной из задач, возлагаемых на малую ПЛ, являлась доставка, высадка и обратный прием на ПЛ в подводном положении десантной группы в составе шести легководолазов. Для этой цели на ПЛ предусмотрен водолазный комплекс, позволяющий выполнять операции по высадке и обратному приему легководолазов на глубинах до 60 м и включавший шлюзовую камеру. Последняя находилась в носовой части ПЛ, и ее корпус пристыкован к носовой переборке ПК корабля. Шлюзовая камера, оборудованная необходимыми системами и устройствами, имела два люка: один – связывал камеру с ПК, а через другой – осуществлялся выход (обратный прием) легководолазов с ПЛ. Необходимое для легководолазов снаряжение хранилось в двух герметических цилиндрических контейнерах длиной 12 м и диаметром 0,62 м каждый, побортно расположенных в надстройке ПЛ.

После завершения строительства и проведения испытаний обе ПЛ проекта 865 находились в составе Балтийского флота, а в 1999- 2000 гг. они были утилизированы на Кронштадтском судоремонтном заводе. В результате разделки обеих ПЛ было получено около 200 т титанового лома, а уникальные корабли со сроком службы всего 10 лет были уничтожены. Если бы наши военные моряки поступили с ПЛ проекта 865 так же, как американские – с СМПЛ Х-1, то одна “Пиранья” могла бы стать кораблем- музеем.

Подводные лодки типа «Малютка»

ДПЛ типа М — «Малютка»

Основные характеристики

Тип корабля

малая подводная лодка

Обозначение проекта

серии VI, VI-бис, XII, XV

Скорость (надводная)

13 узлов / 14 узлов

Скорость (подводная)

7 узлов / 7,8 узла

Рабочая глубина погружения

50 м

Предельная глубина погружения

60 м

Автономность плавания

7 суток / 10 суток

Экипаж

36 человек

Размеры

Водоизмещение надводное

157 т / 208 т

Водоизмещение подводное

197 т / 258 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

36,9 м / 45 м

Ширина корпуса наиб.

3,13 м / 3,50 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

2,58 м / 2,85 м

Силовая установка

Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л. с. / 800 л. с., электродвигатель 235 л. с. / 400 л. с.

Вооружение

Артиллерия

45-мм пушка 21-К, 195 снарядов

Торпедно-
минное вооружение

2 носовых торпедных аппарата без запасных торпед

Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки типа М — «Малютка» — тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Подлодки типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне. Предназначенные для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях. Всего было построено 153 подводные лодок типа М, из них 78 до войны, 22 во время войны и 53 XV серии после войны.

История создания

В начале 1930-х годов советским правительством было принято решение о создании и усилении Тихоокеанского флота. В связи с трудностями, возникающими при транспортировке кораблей (лодок типов «Щука» и «Ленинец») по железной дороге в разобранном виде и их последующей сборке, было принято решение о проектировании класса малых подводных лодок, которые бы в собранном виде вписывались в железнодорожный габарит, что позволяло бы свободно перевозить их по железной дороге.

Разработкой проекта занимался А. Н. Асафов, инженер Техбюро № 4, разрабатывавший ранее Подводные лодки серии IV «Правда». За основу при проектировании была взята подводная лодка «Минога», имеющая водоизмещение около 120 тонн.

20 марта 1932 года Реввоенсовет СССР утвердил проект малой подводной лодки серии VI, названной «Малютка».

Серия VI

Головная лодка проекта была заложена 29 августа 1932 года. Корпуса лодок делались клёпаными, несмотря на предложение А. Н. Асафова использовать электросварку. Лодки показали скорость ниже проектной (около 5 узлов), время погружения около 80 секунд, что было больше чем у лодок других классов, недостаточную мореходность. Для улучшения характеристик лодки была создана специальная комиссия, обследовавшая головную лодку проекта и предложившая ряд конструктивных изменений, в частности было принято предложение делать корпус сварным, были внесены изменения в систему наполнения балластных цистерн, изменены очертания кормовой части. Последние лодки серии строились с учётом предложений комиссии, которые позволили увеличить скорость лодки до проектных значений и улучшить время погружения в полтора раза.

Всего было построено 30 лодок, 28 из которых вошли в состав ТОФ и были отправлены на Дальний Восток в период с 1 декабря 1933 года по 30 ноября 1934 года. Две последние лодки серии остались на Черноморском флоте для подготовки подводников.

Серия VI-бис

VI-бис серия

13 августа 1933 года было принято решение о постройке 20 «Малюток» по усовершенствованному проекту. Лодки получили систему быстрого погружения, электрическое управление носовыми горизонтальными рулями, улучшенный гребной винт, изменённые очертания кормы. Скорость лодок возросла до 13,2/7,16 узлов, автономность составила 10 суток. Все лодки серии VI-бис вошли в строй к ноябрю 1934 года. 12 лодок были в составе Балтийского флота, 6 — в составе Тихоокеанского флота, таким образом, количество бригад подводных лодок в ТОФ увеличилось до четырёх, 2 — в составе Черноморского флота.

Серия XII (проект 40)

XII серия

Конструктором нового проекта, также названного «Малютка», стал П. И. Сердюк. Серия состояла из 46 лодок. 28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9 подводных лодок, Черноморский — 10, Северный — 6, Тихоокеанский — 3. Ещё 18 субмарин были переданы флоту уже в годы войны.

Серия XV (проект 96)

XV серия

Головная лодка была заложена 31 марта 1940 года на Горьковском судостроительном заводе, 4 февраля 1941 года спущена на воду. Всего построено 57 лодок, однако за время войны в строй вступили только 4 субмарины серии. Автором проекта был Ф. Ф. Полушкин. По его проекту лодка имела полуторакорпусную конструкцию: в булях, выполненных по аналогии с типом «Щ», разместились вынесенные из корпуса лодки балластные цистерны, освободив дефицитное пространство, улучшив обитаемость и экипаж до 28 человек. Для транспортировки лодки железнодорожным транспортом були снимались. Лодка стала двухвальной, что существенно повысило живучесть. Автономность плавания увеличилась до 15 суток, дальность плавания в надводном положении — 3000 миль, в подводном положении — 85 миль. Увеличение длины до 49,5 метра привело к увеличению надводной скорости до 14-15,5 узла, однако подводная скорость даже снизилась (с 7-8 узлов у серии XII до 7-6 узлов).
В носовой части корпуса — четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата.

Достижения

На боевом счету ПЛ типа «Малютка» суммарно числится 61 потопленное судно. Общее водоизмещение потопленных кораблей — 135 512 брт. Кроме того, «Малютками» повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт и уничтожено 10 боевых кораблей противника.

По другим данным подводные лодки типа «Малютка» имели достаточно низкую эффективность. Особенно это касается лодок первых двух серий.

За годы войны ни одна «Малютка» серий VI и VIбис не имела успеха. Из всех лодок лишь черноморской М-55 удалось дважды применить оружие и оба раза безрезультатно. То есть, 50 лодок этих серий не смогли внести никакого вклада в разгром врага.

В отличие от предшественниц подлодки XII серии оказались вполне успешными и конкурентоспособными в сравнении со старшими по классу кораблями. Северные «Малютки» потопили четыре транспорта и три боевых корабля противника, еще один транспорт повредили. Черноморские — семь транспортов потопили, еще три и один боевой корабль повредили. Плюс транспорт, потопленный 45-мм пушкой. На Балтике «Малюткам» не удалось потопить ни одного судна. Итого на счету «Малюток» XII серии пятнадцать потопленных и пять поврежденных транспортов и боевых кораблей, по достоверным данным, подтвержденным обеими сторонами.

Итогом боевой деятельности лодок XV серии было потопление одного боевого корабля.

— доктор военных наук Константин Сивков

В то же время при оценке результативности Малюток серий VI и VIбис следует учитывать тот факт, что большая часть из них (34 из 49) служили на Тихоокеанском флоте и не принимали участия в Великой Отечественной войне. Только во второй половине 1944 года несколько подводных лодок этих серий были перевезены по железной дороге на Черноморский флот, но приступить к боевым действиям до завершения войны не успели.

По итогам исследования немецких архивов военным историком М. Э. Морозовым были опубликованы следующие данные о результативности подводных лодок типа «Малютка:

Северный флот
Дата Подводная лодка Результат атаки на судно/корабль противника
22.12.1941 М-174 Потоплен транспорт «Эмсхёрн»
22.04.1942. М-173 Потоплен транспорт «Бланкенезе»
29.04.1942. М-171 Потоплен транспорт «Куритиба»
29.01.1943 М-171 Поврежден транспорт «Илона Симмерс»
01.02.1943. М-172 Потоплен сторожевой корабль V 6115
16.03.1943. М-122 Потоплен транспорт «Иоаханисбергер»
11.09.1943. М-107 Потоплен большой охотник Uj 1217
19.08.1944. М-201 Потоплен сторожевой корабль V 6112
Черноморский флот
26.10.1941. М-35 Поврежден паром SF 35
23.08.1942. М-36 Потоплена шаланда «Ангара»
01.10.1942. М-118 Потоплен транспорт «Зальцбург»
06.10.1942. М-31 Потоплен буксир «Олтул»
21.10.1942. М-35 Потоплен танкер «Ле Прогресс»
28.08.1943. М-111 Поврежден транспорт «Хайнбург»
25.10.1943. М-112 Потоплена баржа «Тина В.»
02.11.1943. М-35 Потоплен лихтер L 1293
12.11.1943. М-111 Потоплен транспорт «Теодорих

На Балтийском флоте подлодки этого типа побед не имели.

Награды ПЛ типа «М»

  • Гвардейского звания были удостоены «М-171» и «М-174» — на Северном флоте, «М-35» и «М-62» на Черноморском флоте.
  • Орденом Красного Знамени были награждены черноморские «М-111» и «М-117»,
  • Гвардейским краснознамённым кораблём была «М-172» Северного флота.
  • Также, «М-171» серии XII, входящая в состав Северного флота, с августа 1942 года и до конца войны удерживала переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ, которым отмечали лучшую ПЛ ВМФ СССР.

> См. также

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Сноски и источники

  1. Через дробь — характеристики «Малютки» серии XII.
  2. Таким образом, «Малютки» стали первыми в мире цельносварными подводными лодками
  3. Гибель подводной лодки «Месть», 1956
  4. Уроки истории: гибель подводной лодки «Месть»
  5. Подлодки на паровозной тяге. Главным достоинством «Малюток» стала возможность перевозки по железной дороге. Военно-промышленный курьер.
  6. http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1357&p=1
  • book.uraic.ru// МАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
  • Великая Отечественная под водой// Серия VI — Малютка
  • Великая Отечественная под водой// Серия VI-бис — Малютка
  • Великая Отечественная под водой// Серия XII — Малютка
  • Великая Отечественная под водой// Серия XV — Малютка

Советские подводные лодки периода Второй мировой войны

  • Д — «Декабрист»
  • Л — «Ленинец»
  • Щ — «Щука»
  • П — «Правда»
  • М — «Малютка»
  • С — «Средняя»
  • К — «Крейсерская»

Лодки Первой мировой: А (АГ) — «Американский Голланд»

  • Б-2 («Пантера»)
  • Иностранные лодки: Тип «Калев»: Калев
  • Лембит
  • Тип «Ронис»: Ронис
  • Спидола
  • В-1
  • В-2
  • В-3
  • В-4
  • Л-55

Подводные лодки типа М («Малютка») VI серии

ПЛ типа М («Малютка») VI серии

Служба


СССР
Исторические данные

29 августа 1932 Заложен

16 марта 1933 Спущен на воду

16 марта 1933 Выход на испытания

Общие данные

157 / 197 т. Водоизмещение
(надводное/подводное)

36,9 / 3,13 / 2,58 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

13 узл. Скорость хода надводная

7 узл. Скорость хода подводная

50 / 60 м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)

1065 миль Дальность плавания надводная

55 миль Дальность плавания подводная

7 суток Автономность (макс)

Энергетическая установка

дизель-электрическая . Тип энергетической установки

дизель 1х685 к-во/л.с. Двигатели надводного хода

электродвигатель 1х235 к-во/л.с. Двигатели подводного хода

Экипаж

19 чел. Общая численность

13 чел. Офицеры

6 чел. Матросы

Подводные лодки типа М («Малютка») тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые малоразмерные субмарины в Советском Союзе в этот период. ПЛ типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне.Изначально предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника, во вражеских гаванях.

Общие сведения

Подводные лодки типа М («Малютка») советские малоразмерные субмарины,участвовавшие в боевых действиях на море во время Второй мировой войны. Всего на боевом счету ПЛ типа «Малютка» суммарно числится 61 потопленное судно.

Предшественники

ПЛ «Минога»

Малая подводная лодка «Минога»,проекта И.Г.Бубнова.

Предпосылки к созданию

В начале 30-х годов XX века советское правительство постановило решение о создании и усилении Тихоокеанского флота.Состоявшие на тот момент на вооружении подводные лодки типов «Щука» и «Ленинец»,строившееся на заводах и верфях в европейской части СССР, могли быть транспортированы по железной дороге только в разобранном виде,но их обратная сборка на верфях Дальнего Востока была затруднена и требовала большого количества времени.В связи с этим было принято решение о проектировании класса малоразмерных подводных лодок,которые могли быть перевезены по железной дороге не разбираясь.

Проектирование

Разработка проекта велась в Техбюро № 4,его руководителем,Асафовым Алексеем Николаевичем,взявший за основу проекта субмарину «Минога» за авторством И.Г.Бубнова. 20 марта 1932 г. РевВоенСовет Советского Союза дал добро проекту малой ПЛ серии VI, названной «Малюткой»

Постройка и испытание

29 августа 1932 года была заложена головная субмарина проекта «Малютка» М-3 .Её корпус решили делать клёпанным,не обращая внимание на предложение руководителя проекта Асафова, использовать электросварку.Испытание прототипа выявило следующие недостатки:

  • Подводная скорость оказалась ниже проектной — 5 узлов.
  • Время погружение субмарины составляло 80 секунд,что было больше в сравнении с лодками других классом.
  • Недостаточную мореходность.
  • После торпедного выстрела их было почти невозможно удержать под водой и они демаскировали себя.
  • Неудачная форма кормовой части, которая кончалась резким уступом сразу за глушителем, размещенным позади рубки

Описание и конструкция

Корпус

Малые подводные лодки типа «Малютка» были однокорпусными (Диаметр прочного корпуса составлял 3110 мм). Внутренний объём лодки разделялся тремя лёгкими переборками, выдерживающими давление составлявшее всего одну атмосферу.

Энергетическая установка и ходовые качества

Аккумуляторная батарея состояла из одной группы (56 элементов) и размещалась в центральном посту. Аккумуляторная яма закрывалась разборными деревянными щитами. Энергетическая установка была одновальной. Главный гребной электродвигатель использовался как для полного, так и для экономического хода.Рулевое устройство имело электрические (кроме носовых горизонтальных рулей) и ручные приводы.

Вспомогательное оборудование

Роль цистерн главного балласта, предназначенных для погашения запаса плавучести ПЛ типа «М» (25%) при погружении и для его восстановления при всплытии, выполняли 2 концевые цистерны вне прочного корпуса и одна бортовая цистерна внутри его. Кингстоны цистерн открывались наружу с помощью ручных приводов. Для всплытия ПЛ требовалось 11 минут. Кроме того, имелись палубные цистерны (как у ПЛ типа «Д»), цистерна плавучести в носовой оконечности (как у ПЛ типа «Щ») и противовсплывная цистерна (для предотвращения всплытия носа ПЛ после выпуска торпед).ПЛ была снабжена становым якорем Холла массой 150 кг и укрепленным на корпусе двумя подъемными рымами.

Вооружение ПЛ типа «Малютка» состояло из двух носовых торпедных аппаратов, размещенных горизонтально в носовом отсеке (без запасных торпед), и 45-мм универсальной полуавтоматической установки 21-К с боезапасом в 195 снарядов, установленной в ограждении впереди прочной рубки. Погрузка торпед осуществлялась через открытые передние крышки торпедных аппаратов (при закрытых задних крышках). Торпеды «засасывались» вместе с водой с помощью трюмной помпы — это так называемая «мокрая» погрузка торпед.Малютка7.jpg

Универсальное 45 мм орудие 21-К533 мм торпедный аппарат

Модернизации и переоборудования

На плаву находилось уже около двух десятков почти готовых ПЛ типа «М», когда для улучшения их боевых качеств была создана комиссия под председательством начальника ВИС В.М.Орлова. Комиссия тщательно обследовала головную ПЛ серии VI и поддержала предложение А.Н.Асафова заменить клепку прочного корпуса ПЛ электросваркой.Было решено придать кормовой части плавные обводы специальным обтекателем. Кроме того, было решено начать строительство субмарин типа М по модернизированным проектам:

  • Серия VI-бис, получившая систему быстрого погружения, электрическое управление носовыми горизонтальными рулями, улучшенный гребной винт, изменённые очертания кормы. Скорость лодок возросла до 13,2/7.16 узлов, автономность составила 10 суток.
  • Серия XII, у которой выросли их надводная и подводная скорости, дальность плавания полной скоростью в надводном и подводном положении в 1,5 раза, экономической скоростью в надводном положении — втрое, в подводном положении — вдвое.
  • Серия XV, при которой лодка стала двухвальной, что существенно повысило живучесть. Автономность плавания увеличилась до 15 суток. Увеличение длины привело к увеличению надводной скорости до 14 узлов, однако подводная скорость даже снизилась (с 7-8 узлов у серии XII до 6 узлов).

История службы

В Великую Отечественную войну ПЛ «М-51» серии VI ЧФ приняла в декабре 1941 г. участие в Керченско-Феодосийской операции. Совместно с ПЛ «Щ-201» (командир капитан-лейтенант А.И.Стрижак) ПЛ «М-51» под командованием капитан-лейтенанта В.М.Прокофьева осуществляла навигационно-гидрографическое обеспечение высадки десанта в захваченную врагом Феодосию. ПЛ «Щ-201», поставив на фарватере светящиеся буи с красным и белым огнями, затем лучом прожектора ориентировала подходившие к Феодосийскому заливу корабли с десантом. ПЛ «М-51» находилась ближе к Феодосии, в 50 кабельтов от нее. По ее прожекторному лучу с зеленым светофильтром, светившему в заданном секторе, крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эсминцы «Железняков», «Шаумян» и «Незаможник» и транспортные суда, участвовавшие в высадке десанта, на рассвете 29 декабря уточнили вход в Феодосийский порт. Десант был высажен успешно.

ПЛ типа «Малютка» потопили в войну 61 судно общим водоизмещением 135512 брт, повредили 8 судов общим водоизмещением 20131 брт, потопили 10 боевых кораблей и вспомогательных судов, повредили 2 корабля. Это составляло 16,9% от всех потопленных ПЛ СССР судов и 12,4% -поврежденных судов противника. Тихоокеанские ПЛ типа «М» участвовали в войне с Японией в 1945 г., в частности в Южно-Сахалинской операции. ПЛ «М-1» (командир ст. лейтенант П.П.Носенков) и «М-5» (командир капитан-лейтенант П.П.Пивоваров) серии VI доставили в порт Отомари (Корсаков) топливо и машинное масло для надводных кораблей. Южная часть острова Сахалин была возвращена СССР.

> Ссылки

Галерея изображений

  • М-118,протаранившая вражескую канонёрскую лодку.

  • Универсальное орудие 21-К.

  • Подводная лодка «Малютка».Музей Обороны Одессы на территории 411 – Батареи.

  • Субмарина М-108.

  • Чертёж «Малютки» XII серии.

  • М-104 Ярославский Комсомолец