Кремль оружейная палата фото

Содержание

Музеи Кремля. Коллекция оружия

Зал русского оружия

Находящийся на втором этаже ГОП зал оружия заметно отличается от остальных. Он круглый в плане, увенчан куполом наподобие пантеона, при входе установлена решётка с гербами городов Российской Империи.

Расцвет кремлёвской оружейной палаты, т.е. мастерской, где изготавливали и хранили драгоценное оружие, приходится на XVII век. В ту пору в ней трудились 93 мастера, они могли вооружить до 10 тыс. воинов. Конечно, это была не регулярная армия, а ближайшее царское окружение, телохранители и стража. В экспозиции представлены оружие и доспехи, принадлежавшие крупным боярским и княжеским родам.

Броня и оружие русской работы

славились своим качеством и приспособленностью к требованиям воинов. Главным средством защиты русского ратника была кольчужная рубаха или кольчуга, состоящая из нескольких десятков тысяч колечек, особым образом соединённых. Под такой доспех надевали мягкую шубу мехом внутрь, чтобы не натереть тело и ослабить удар холодным оружием. Вес кольчуги составляет от 12 до 19 кг, она очень удобная, эластичная.

В русском военном искусстве удары конницы имели второстепенное значение. Тактика русского боя была такова, что исход битвы или поединка решала рукопашная схватка. Русские воины любили применять ложное отступление, заманивая противника. Поэтому на Руси применяли сёдла с высокой передней лукой и отлогой задней. В таком седле “отступающие” конники легко могли развернуться и начать отстреливаться из луков от преследователей. Подобные сёдла делали только в Московии и их сохранилось всего 2 экземпляра.

Самая старая кольчуга

в коллекции с двумя бляхами на груди, похожими на медали, относится к XVI веку. Она принадлежала воеводе Ивана Грозного князю Шуйскому. Такой доспех могли позволить себе только состоятельные люди, такие как бояре или воеводы. Кольчуга стоила больших денег и её старались никогда не бросать на поле боя. Кольчуга князя Шуйского весит около 16 кг и состоит примерно из 20 тысяч колец.

Байдана Бориса Годунова

Если броня сделана из маленьких колечек, то она зовётся кольчугой или панцирем. Если же её выковали из больших колец, то это байдана. Байдана была прочнее и защищала воина лучше чем кольчуга.
Представленная в ГОП байдана принадлежала Борису Годунову.


Над ней помещён шлем с бармицей – кольчужным наголовником.
Все шлемы кремлёвского собрания – восточной работы, их отличает традиционная конусообразная форма. При ударе о такой шлем меч или сабля скользит по нему или отскакивает. Под шлем обязательно надевали подшеломник, пристёгивали бармицу – металлическую кольчужную сетку. Она защищает уши, шею и затылок воина.

Шелом и бармица. Эти предметы НЕ из Оружейной палаты.

Древнейший шлем в Оружейной палате

Самый древний сохранившийся шлем представлен внизу, справа от байданы Годунова. Он принадлежал отцу Александра Невского князю Ярославу Всеволодовичу. Шлемы очень ценились русскими князьями, передавались от отца к сыну, служили честью княжеского рода. К налобной части шлема прикреплена стрелка, защищавшая лицо ратника от ударов, а над ней видна серебряная пластина с изображением Михаила Архангела – покровителя русских князей и воинов.

Холодное оружие

делится на ударное, колющее и рубящее. К колющему оружию относится рогатина – широкое боевое копьё (см. фото байданы Бориса Годунова справа внизу). Его насаживали на деревянное древко и кололи им неприятеля. С рогатиной также охотились на медведя, но здесь представлено не охотничье, а боевое оружие.
Пернач и шестопёр относятся к ударному оружию. У шестопёра 6 лопастей или перьев, а у пернача их гораздо больше. Шестопёр можно считать разновидностью булавы.

Огнестрельное оружие

В коллекции представлено и старинное огнестрельное оружие. Древние ружья на Руси именовались пищалями якобы потому, что издавали при выстреле своеобразный звук, похожий на писк. Такими пищалями пользовались защитники Троице-Сергиева монастыря во время смуты.

В следующей витрине представлены парадное оружие и парадные доспехи. В XVII веке броня и холодное оружие приобретают значение парадной формы.
В ту эпоху уже широко применялось огнестрельное оружие. Работы русских оружейников отличались высокими боевыми качествами и великолепным декором. Над каждой конкретной пищалью работала целая бригада мастеров. Государи Московские любили показывать свою коллекцию оружия в том числе иноземным послам, ведь она составляла предмет их гордости.

Оружейник Первуша Исаев

Здесь представлены работы одного из самых известных русских оружейников Первуши Исаева. Он изготавливал огнестрельное оружие, любил делать револьверы. В верхней части витрины видны 2 револьвера с барабанами, инкрустированные перламутром . Этим же мастером сделана уникальная пищаль с револьверным барабаном – в витрине вторая справа.

Царский “Большой наряд”

Во время смотров войска царь облачался в так называемый “Большой наряд”. В этот наряд входило определённое количество предметов. В составе “Большого наряда” было 3 саадака, 2 рогатины, 3 шлема. Какую-то часть Государь надевал на себя, а прочие доспехи несли на специальных покровцах сопровождавшие его бояре. Справа висит такой покровец напоминающий собою знамя. На нём вышита государственная атрибутика, гербы московских земель и герб русского государства.

Саадак – это колчан для стрел . Здесь представлен кожаный колчан для стрел(справа) , а слева – налуч , т.е. чехол, который надевали на лук. Есть в коллекции и драгоценный саадак Большого наряда в золотой оправе, украшенный многоцветными эмалями и драгоценными камнями.

Булава – ударное оружие – в XVII веке приобретает значение символа государственной и военной власти. Булавы увенчаны серебряными золочеными главками и украшены ляпис-лазуритом.

Булатная сталь

Сабля работы мастера Ильи Просвита отличается зелёными ножнами с прорезным орнаментом. Она сделана из дамасской стали и также входила в Большой наряд царя Михаила Фёдоровича Романова. Лезвие этой сабли прорезано позолоченным и посеребрённым орнаментом. Выковали её из булатной стали, отличающейся превосходными боевыми качествами, на которые украшения никак не влияют.

Булатная сталь имеет так называемую дендритную кристаллическую решетку, напоминающую по структуре спил дерева. на древесном спиле хорошо видны концентрические круги или годовые кольца, они расходятся от центра к краям. В структуре булатной стали центральная часть высокоуглеродистая, соответственно более твёрдая, а чем дальше к краям, тем металл более гибкий, более вязкий. Отсюда возникает уникальное сочетание свойств булатной стали – твёрдость и гибкость присутствуют одновременно в одном и том же клинке. Недаром булатная сталь была мечтою и мастера-оружейника, и воина. Её получали, сковав бруски металла с различным содержанием углерода. Их помещали в кузнечный горн и добавляли катализаторы, которые могли соединить сталь с различной структурой. Секрет булата заключался в том, чтобы правильно использовать эти добавки-катализаторы, одним из которых был марказит или лучистый колчедан. Секрет изготовления булата строго охранялся и передавался из поколения в поколение. Когда в XVII веке секрет булатной стали был утерян, то его искали очень долго – вплоть до конца ХХ века. Сейчас из булата делают художественное оружие.

Дамасская сталь

Существует ещё один вид оружейной стали – дамасская сталь. Её изготовление также держалось в секрете, но, в отличие от булата, этот секрет был сохранён. Дамаск – это также композитная сталь с разным содержанием углерода в разных точках, но она значительно отличается от булата. Для изготовления дамаска брали стальные бруски, складывали их пакетом и проковывали в ленту. Затем стальную ленту рубили, вновь складывали и ещё раз проковывали. Эта операция повторялась до сотни раз. Изготовление дамаска – это чрезвычайно трудоёмкий процесс. Такая работа требовала и мастерства, и терпения. Однако после многократных проковок получались превосходные клинки. Их отличает ярко выраженный рисунок на поверхности стали.
Восток – Персия, Турция, Индия – заслуженно гордились качеством булатной и дамасской оружейной стали.

Оружейник Никита Давыдов

Одним из лучших русских оружейников XVII века считают мастера Никиту Давыдова. Его называют “отцом русского оружейного дела”. Родом он был из Мурома, но жил в Москве и работал на Государеву оружейную палату. Работал он в одиночку с единственным помощником – татарчонком Мишкой. Это был мастер экстра класса, универсал. Он один сделал зерцальный доспех Алексея Михайловича,

кирасу по западноевропейскому образцу, знаменитую “шапку иерихонскую”, пистолет с необычайно изящной рукоятью, украшенной перламутром. Никита Давыдов был образованным человеком с широким кругозором. Он посетил Константинополь, видел работу византийских мастеров. Он сделал боевой венец русского царя с алмазным крестом для Михаила Фёдоровича Романова и украсил его золотыми коронами. Это означает, что царь венчанный. На шлеме присутствует традиционное изображение Михаила Архангела и… арабская надпись: “Обрадуй правоверных обещанием скорой помощи от Бога и скорой победы”.
Шапка Иерихонская. Это парадный, богато украшенный шлем. Русское слово “иерихониться” означает наряжаться. Ведь согласно Ветхому завету жители Иерихона были очень богатыми и хорошо одевались.

Доспех русского воина

До XVII века на Руси не было регулярной армии. В случае войны собирали ополчения. Ополченцы носили доспехи куячные – это либо кожа с нашитыми металлическими пластинами, либо латники, во внутрь которых зашивались металлические пластины. Именно так, по всей вероятности , и было снаряжено ополчение Минина и Пожарского, которое в 1612 г. освобождало Москву от польских захватчиков.В последней витрине представлены куячные шапки (с шишками ). Там между слоёв ваты находятся металлические пластины. Куячные доспехи были лёгкими, прочными, и, что немаловажно, дешевыми.
Здесь же представлены сабли К.Минина и князя Д. Пожарского. Это настоящее, боевое оружие, не имеющее художественной ценности, но ценные для нас, как мемориальные памятники.

Муляж всадника, установленный в зале русского оружия– это собирательный образ воеводы XVII века.

В следующей витрине представлен, например, чемоданец. Он служил для перевозки кольчуги. Она была лёгкая и мягкая, что могла уместиться в этом чемоданчике. Чемоданец пристёгивали к седлу. Никто и никогда в полном воинском облачении в шлеме и кольчуге за стол не садился и, тем более, не пировал. Всё снималось и одевалось перед боем. Исключение – опера Бородина «Князь Игорь».

Оружие Северной войны

В XVII веке начинается создание регулярной армии. Её прообразом стали “полки нового строя” времён Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Пётр, после поражения под Нарвой, реорганизует русскую армию, что позволило ему выиграть Северную войну. В витрине справа представлено оружие, которое использовалось русскими войсками во время Полтавской битвы. Это фузеи – ими были вооружены пехотинцы. Внизу представлены 2 мортиры – прообраз современного гранатомёта (стреляли на 100 шагов ). Это орудие абордажного боя.

Трофеи Полтавской битвы

В 1709 г. в ходе Полтавской битвы Пётр I разгромил самую сильную армию в мире – войско шведского короля Карла XII. Слава Полтавской виктории прогремела на всю Европу и, в результате этой победы русской армии досталось значительное число трофеев. Пётр I распорядился привезти их в Москву в Оружейную палату и присоединить к победным трофеям прежних царей, как символ славы русского оружия. В числе трофеев Полтавской битвы знамёна шведских пехотных полков, штандарты шведской кавалерии, литавры и барабаны шведских музыкантов, холодное и огнестрельное оружие шведских солдат и офицеров. Всё это хранится в Оружейной палате по сей день.

Это было первое серьёзное поражение, которое было нанесено шведам. Пётр сам участвовал в этой битве, причём пострадал, трижды в него попадали пули – один раз в седло, один раз в шляпу, а один раз в медальон на груди, но чудесным образом остался он жив, а шведы побежали, да так, что побросали литавры, барабаны, сигнальные трубы, пистолеты. Карл XII был очень мужественным воином, но и он забыл на поле боя принадлежавший ему охотничий прибор с королевской монограммой. Пётр приказывает собрать эти вещи и перенести их в ГОП как символ славы русского оружия. Есть в Оружейной палате и Библия времён Карла XII.

Здесь же представлены ключи. Это ключи от города Риги, завоёванной русской армией в ходе Северной войны. Каждый из них весит по 620 грамм золота.

Сабли русских оружейников

Рядом выставлена сабля работы тульских мастеров. Её ножны украшены бриллиантами. Есть здесь и оружие XVII века с рокайльным орнаментом (украшением из раковин и камней), принадлежавшее Елизавете Петровне. Она очень любила ездить верхом, охотиться, стрелять, и у неё была обширная коллекция личного оружия.

Сабля, инкрустированная слоновой костью, выполнена уральским оружейником Иваном Бушуевым из Златоуста в 1829 г. У этого мастера было личное клеймо, где изображен крылатый конь. Он сделал эту саблю в честь победы в русско-турецкой войне.

Русские ордена

Первые русские ордена были учреждены в конце XVII века. До этого воинов и государевых людей жаловали драгоценным оружием, а, чаще, посудой – ковшами и кубками.

В коллекции есть уникальная медаль с изображением двух царей: Ивана и Петра, венчанных на царство одновременно в 1682 году.

Особой наградой считалась шуба с царского плеча. В конце XVII века появляются медали-монеты с изображением государей.

Подобные медали можно было прикрепить к мундиру или шляпе, а можно было за них что-то купить, т.е. такие медали обращались и как ходячая монета.

В 1698 году Петр I учредил первый русский орден святого Андрея Первозванного. На голубой муаровой ленте двуглавый орёл, а на его фоне распят апостол Андрей – брат апостола Петра. Это первый апостол, который пошёл за Христом, поэтому он и зовётся Первозванным. На Руси всегда особо почитали этого святого. Девизом этого ордена было: «За веру и верность». Первыми этим орденом были награждены сподвижники Петра I. Сам Пётр был награждён орденом, шестым по счёту, в 1703 году, за взятие в устье Невы двух шведских кораблей. Орден на истёртой голубой ленте – личный орден Петра I.

Сюда же относится и парадная цепь из двуглавых орлов и нагрудной звезды.

После смерти Петра этим орденом стали награждать не за заслуги, а членов царской фамилии, сановников и ближайшее окружение императора. Орден потерял суть знака отличия за заслуги, а стал высшим династическим знаком отличия.

Жемчужная звезда ордена Андрея Первозванного принадлежала Екатерине II.

Екатерина II учреждает орден святого Георгия Победоносца. Его знак – это золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Святого Георгия на черно-оранжевой муаровой ленте. Оранжевый и черный цвета георгиевской ленты означают огонь и дым поля битвы. Девизом этого ордена было «За службу и храбрость». Имел он 4 степени. Заслужить этот орден было неимоверно трудно. Им награждали лишь за военные подвиги, за взятие крепости, за победу в битве, решившую исход всей войны. За всю историю России всего 25 человек имели орден Святого Георгия первой степени, и лишь 4 военачальника были награждены всеми 4 степенями ордена, среди них Кутузов и Барклай де Толли.

В начале XIX века вводится солдатский нагрудный Георгиевский знак – вот он на чёрно-белой планке , ленточка тоже с изображением Георгия Победоносца. В знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность награждали Золотым Георгиевским оружием – шпагой, кортиком или саблей, на темляке которых был закреплён орденский знак. В ГОП представлен кортик, но не Георгиевский, а Анненский.

В Большом Кремлёвском дворце есть Георгиевский зал, списки награждённых этим знаком отличия выбиты на мраморных досках, находящихся на стенах этого зала.
Здесь также представлены ордена:
Александра Невского (в витрине вверху слева около и под бежевой муаровой лентой). Орден был задуман Петром I для награждения за военные заслуги, однако, учреждённый уже после его смерти в 1725 году Екатериной I орден стал использоваться и для поощрения гражданских лиц.

Орден Святой Анны (в витрине находится над орденом Св. Георгия, но ниже ордена Александра Невского). После смерти в 1739 году Карла Фридриха Голштинского престол герцогства Голштинского перешёл к его сыну Петру от Анны Петровны, дочери Петра I. Когда в 1742 бездетная российская императрица Елизавета провозгласила своего племянника наследником под именем Петра Фёдоровича, тот переехал в Россию и привёз с собой орден Св. Анны.

Польский ордена Белого орла (в витрине находится рядом с муаровой лентой ордена Андрея Первозванного, справа от него). В 1705 году польский король Август II учредил орден Белого Орла. В 1712 году, во время встречи Петра I и Августа они обменялись наградами – Петр возложил на польского короля орден св. Андрея Первозванного, а Август на русского царя – орден Белого Орла.

Орден Святого Станислава (звезда, в центре на зелёном эмалевом фоне буква «S»). Орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Царство Польское сохраняло какую-то степень автономии в составе Российской империи, имело конституцию и собственные ордена, но после подавления польского восстания в 1831 г. превратилось в российскую провинцию. Следствием этого стало включение ордена Св. Станислава в Капитул российских орденов.

К сожалению, здесь не представлен орден Св. Екатерины. Он был представлен в старой экспозиции ГОП. Этим орденом награждали только дам, а пошла эта традиция от прутского похода, в котором вместе с Петром I участвовала его жена Екатерина I. Когда русское войско попало в окружение, то Екатерина отдала все свои драгоценности для подкупа турецкого главнокомандующего, а турки всегда легко шли на это, и, Екатерина I стала первой дамой, награждённой этим орденом.

Рыцарские доспехи

Все представленные здесь доспехи турнирные, боевых доспехов в коллекции нет. Доспехи в России не использовались в бою, а служили для украшения парадных залов, впрочем, как и в Западной Европе. Каждый доспех повторяет моду на одежды, которая существовала во время его изготовления. Самый древний доспех XV века именуется Готическим.

Доспех XVI века, так называемый Максимилианский, выполнен уже в стиле Ренессанс. Красивый французский турнирный доспех XVI века отличается юбочкой в виде колокола – это пояс, который закрывает ноги воина во время боя. Доспех украшен дивным орнаментом с изображением сцены охоты; на ней собаки преследуют оленя. Самое главное в таких турнирах – это выбить противника из седла, не убить, а именно выбить. За убийство на турнире могли судить и, даже, казнить. Поединок заканчивался, когда один из противников оказывался на земле.

Металлических башмак в стиле “медвежья лапа” повторяет обувь XVI века. Подобный башмак очень устойчив в стремени, а в конном рыцарском поединке главной задачей было выбить противника из седла.
Детский доспех был сделан в России немецкими мастерами. Изготовили его для будущего царя Алексея Михайловича, который в ту пору был ребёнком. В Западной Европе это было модно, поэтому нас тоже должен был быть такой доспех. Чем мы хуже Европы!?

Когда в дар государю послы привозили мечи, то их никогда не дарили без ножен. Если приходили с мечом без ножен, то это было негласным объявлением войны.

Подлинная работа немецкого мастера XVI в. Лохнера – полный доспех на коня и на всадника – вызывает заслуженный интерес. Декор на доспехе всадника повторяется на конной броне. Спереди на седле есть валик для того, чтобы всадник лучше держался в нём. Рогатая маска на голове коня защищает его уши, и, одновременно, пугает противника. Это дар польского короля Стефана Батория русскому царю Фёдору Иоанновичу.

Дар Остен-Сакену от парижан

В правой витрине представлен оружейный гарнитур начала XIX века. Его создал лучший оружейник Франции Николя Жозеф Бутэ. Это дар граждан Парижа русскому генерал-губернатору Остен-Сакену, вручённый ему в 1814 году за то необычайное благородство, которое русские войска проявили при взятии Парижа.

Остен-Сакен командовал русским гарнизоном в оккупированном Париже и строго следовал знаменитому приказу Александра I, изданный по армии накануне вступления русских войск во Францию. В приказе требовалось бережно относиться к этой стране, её культуре и населению, несмотря на то, что Наполеоновсая армия вела себя в России совсем иначе. Парижане боялись, что русские войска поведут себя точно также, как и французы и отомстят за грабежи в Москве. Но русские вели в Париже очень достойно. Поэтому французы и сделали столь роскошный подарок русскому генерал-губернатору. К подарку была приложена благодарственная хартия, в которой говорилось, что граждане Парижа делают сей дар в знак признательности за его благородство. Позже генерал Остен-Сакен передал гарнитур в Оружейную палату.

Стоимость этого комплекта очень велика. Поэтому, в первые годы советской власти, коммунисты, разбазарившие немало культурных ценностей для получения твердой валюты и закупки техники и оборудования на западе, покусились и на этот гарнитур. Шпага из гарнитура была украшена превосходным бриллиантом. Этот бриллиант вытащили и продали. Сейчас в шпагу вставлен современный якутский бриллиант. Он не хуже прежнего, немалого веса и отличного качества.

Оружие Ирана и Турции

Самое распространенное восточное (и русское) оружие – это сабля. Они пришли к нам с востока на 5 веков раньше, чем в Западную Европу, где пользовались мечом, а позже – шпагой и рапирой. Сабля особенно удобна не для пешего, а для конного боя. Саблей зовут любое изогнутое рубящее оружие. Однако среди сабель также существуют различия. Есть сабли, которые называются шамшира. В ГОП представлены персидские шамширы. У них достаточно большой изгиб, а внизу они очень острые. Они пригодны для рубящего и для колющего удара. Ими можно было попадать в кольцо кольчуги.

Прямые сабли называются палаш. Палаши заточены с 2-х сторон. Ими рубились так же, как и мечами.

Оружие, представленное в восточной витрине, было привезено в Россию из Персии и Турции в качестве подарков русским царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Оно датируется XVII веком.
Здесь представлены: шлем – мисюрка, сабля, сделанная в Стамбуле, но не турками, а православными, которые жили в христианском районе Константинополя. Эту саблю они прислали в подарок Алексею Михайловичу. Оружие украшает чисто восточное сочетание красных и зелёных камней. В таком стиле украшены саадак, колчан и налуч.

Перначи из нефрита и хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами, очень характерны для Востока. Это оружие изысканное, оно не боевое, а парадное. Подобные перначи часто подносились государям в качестве драгоценного дара.

Щит мастера Зернишана

Очень интересен золотой щит мастера Мухаммеда Мумина Зернишана XVI века. Это шедевр восточного оружейного искусства. Второго такого щита просто не существует. Он выкован из булатной стали, инкрустирован золотой спиралью с изображениями мифических существ, животных, трав, охотничьих сцен и, даже, целых эпизодов из поэмы Низами «Лейла и Меджнун». В описи царских щитов XVII века он числится под номером один. Входил в “Большой наряд” русского государя.

Шлемы-маски по всей вероятности индийского происхождения. Они предназначались не для военачальников, а для простых воинов. Эти маски страшные, производят сильное впечатление. Подобные маски служили для своеобразной психической атаки против неприятеля. Кроме того, в них проделаны малозаметные отверстия. Во время конной атаки ветер попадал в эти отверстия и возникал ультразвук, неслышимый, но угнетающе действовавший на психику. Восточные люди всегда были большими мастерами в подобных делах.

Из булата восточные оружейники делали мечи-пояса. Не во все города можно было войти с оружием, но в то же время и без оружия входить было опасно. Поэтому, на востоке делали мечи-пояса, которые оборачивали вокруг пояса, застёгивали на специальный замок и, в случае необходимости, для самообороны, нажимали на специальную кнопку и меч распрямлялся.
Статья написана по материалам учебной экскурсии по залам оружия ГОП. Фото взяты с сайта музеев Московского Кремля и из других открытых источников

Оружейная палата Московского Кремля – это не только великий памятник русской архитектуры, но и символ мужества людей, работающих в музеях Кремля. Вы увидите фото с небольшим описанием экспонатов и как попасть в главную сокровищницу страны.

Начало коллекции

История создания Оружейной палаты уходит в глубь веков, а точнее в середину 15 столетия. Великий князь Московский Иван 3 начинает объединение русских земель и освобождение княжеств от ордынской дани. Постепенно Московская Русь становится великим и мощным государством, и к царю «на поклон» едут правители ближайших стран с богатыми дарами. Царская казна растёт и для её хранения Иван 3 повелевает создать приказы: Оружейный, Золотой, Серебряный и Конюшенный.

С годами коллекции приказов пополняются и к началу 19 века в них становится слишком много реликвий. Александр 1 решает выделить для казны отдельное сооружение в Кремлёвском дворце. Экспонаты перевозят в здание на Боровицком холме, где также хранятся сокровища русского алмазного фонда. Сокровищницу строит русский архитектор Константин Тон в 50-х годах 19 века.

Коллекция

Что можно увидеть в залах? На 1 этаже Государственного музея выставлены экспонаты (фото можно посмотреть ниже) мастеров, делавших прекрасные кареты и парадную сбрую. Одежда высших служителей церкви и русских императоров, а также повседневные одеяния членов царской семьи.

Но наибольший интерес у посетителей вызывают предметы царской власти, щедро украшенные драгоценными камнями: держава, скипетр, шапка Мономаха, трон Ивана Грозного и другие тронные кресла русских царей и императоров (13-16 веков).

Одним из уникальных творений является двойной трон, созданный для юных царей-соправителей, одним из которых был Пётр 1.

На 2 этаже размещены реликвии из Золотого и Серебряного приказов. В пяти залах, помимо русских мастеров, представлены работы европейских и азиатских оружейников, а также иконы христианских святых. Здесь же хранится шлем Александра Невского – великого князя новгородского.

Сколько всего здесь залов? 9 на двух этажах. По отзывам туристов, посетивших здание, становится понятно, что ни одно фото внутри, представленные в альбомах и справочниках не могут передать той красоты, которую можно увидеть своими глазами. Так что же такое Оружейная палата? Если кратко – это сокровищница русского государства – часть целого комплекса музеев Кремля.

Часы посещений

Экскурсии здесь проходят ежедневно с 10 до 18 ч, кроме четверга. Но количество посетителей за один вход ограничено. Стоимость билетов для взрослых 700 руб., для детей – 200 руб., студенты и пенсионеры приобретают билеты за 350 руб. Режим работы касс по приобретению билетов: с 9:30 до 16:30, четверг выходной. Можно ли фотографировать музейные экспонаты? В правилах посещения Кремля сказано, что это делать не запрещается.

Где находится и как добраться к зданию на метро? Оружейная палата стоит на территории Московского Кремля. Как говорится, адрес точный. Недалеко от музея находятся станции метро: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая». Здание расположено слева от Боровицкой башни Кремля.

Говорят, кто не знает истории своего народа и государства, не имеет будущего. Но во все времена были и есть люди, переписывающие историю на своё усмотрение. Но в итоге всё встаёт на свои места!

Видео

В статье мы рассказали и показали картинки знаменитой Оружейной палаты, что посмотреть, время работы и как пройти от ближайших метро. Поделитесь ссылкой с друзьями и посетите музеи Московского Кремля. А мы снова прощаемся с вами, до следующих статей!

Музей «Оружейная палата» в Москве — история российской государственности

Неоценимую, а часто и неоценённую роль в сохранении истории играют музеи, работники которых, иногда вопреки самой политике государства, а в годы войн и потрясений порою и ценой своих жизней оберегали и сохраняли для потомков крупицы исторической памяти, оставшиеся от прошлых эпох. И служба их в результате всегда оказывалась полезной и несущей благо самому государству.

Так, в 20‑е гг. XX в. работники Алмазного фонда и Оружейной палаты Московского Кремля спасли многие реликвии от продажи за рубеж в целях получения валюты для молодого СССР. Поистине бесценна их роль в сохранении православных реликвий уничтоженных и разрушенных храмов и монастырей. К сожалению, многого не удалось сохранить, но даже то, что осталось ценно для нас не своей денежной стоимостью, а бесценно, как духовные реликвии нашего народа.

Немного истории…

Иван III

Вторая половина XV в. в истории государства Российского была временем и сложным и великим. Хотя были ли в истории России времена простые? Тем не менее именно в это время происходит великое объединение под гербом Московского княжества как сопредельных удельных земель, так и отвоёванных и вновь присоединённых территорий. На княжеском троне с 1462 г. сидит Великий князь Московский Иван III, который продолжая дело своих предшественников, политическими и военными победами строит вокруг некогда захудалого удела Владимирского княжества новое и сильное государство.

Иван III во время своего правления освобождает русские земли от разорительной ордынской дани, превратив Казанского и Крымского ханов из своих противников в союзников, отвоёвывает у короля польско‑литовского Казимира захваченные территории русских княжеств. А одним из главных его достижений стало присоединение к землям Московским великого и древнего Новгородского княжества.

Московская Русь становится мощным и независимым государством на карте Европы, а великий князь отныне называется царём. В столицу едут послы и с Запада, и с Востока. Большая княжеская казна растёт и богатеет от даров, трофеев и взысканной дани. Для её хранения создаются Золотой, Серебряный, Конюшенный и Оружейный приказы, а также царские мастерские…

К началу XIX в. коллекция Оружейной палаты — так к тому времени называлось собрание реликвий, разрастается настолько, что императором Александром I принимается решение о выделении ей для размещения отдельного строения, куда в 1814 г. она и переезжает. А в 1851 г. для неё было возведено новое здание, как часть комплекса Большого Кремлёвского дворца.

Описание музея и экспонаты

Здание оружейной палаты

Двухэтажное здание на Боровицком холме внутри Кремлёвских стен само по себе является одним из шедевров архитектуры российского имперского классицизма. В нём и расположилось уникальное собрание одного из старейших российских музеев — Оружейной палаты, а также не входящая в комплекс кремлёвских музеев постоянная экспозиция сокровища алмазного фонда России.

Музейное собрание Оружейной палаты представлено в девяти залах первого и второго этажей здания

    • В 1~5‑м залах 2‑го этажа расположились экспозиции из сокровищниц бывших Золотого и Серебряного приказов — ювелирные изделия русских мастеров XVII~XX вв., а также изделия из серебра европейских ювелиров начиная с XIII в. Помимо экспонатов из драгоценных металлов на 2‑м этаже представлены образцы работ европейских, азиатских и русских оружейников начиная с XII в. — материалы из собрания собственно Оружейного приказа, а затем Оружейной палаты, которые впоследствии и составили основу для коллекции всего музея.
    • В 6~9‑м залах первого этажа можно увидеть творения мастеров‑каретников, работавших при Конюшенном приказе Московского Кремля, а также предметы, представляющие собой образцы парадной конской сбруи XVI~XVIII вв. Кроме того, здесь можно посмотреть образцы драгоценных тканей, парадных облачений иерархов православной церкви и российских императоров, примеры золотошвейного искусства, повседневную одежду членов царских семей.
    • Наибольший же интерес неизменно вызывает у посетителей представленная в 7‑м зале экспозиция парадно‑церемониальных предметов российских государей, государственных регалий — символов царской власти и собрание тронных кресел российских царей начиная с XIII по XVIII в.

Фото экспонатов

Есть возможность осуществить виртуальную экскурсию по музею, нажав сюда.

Почему необходимо побывать в государственной оружейной палате?

Пытаться описать словами собрание экспонатов кремлёвской Оружейной палаты совершенно бесполезно. Те, кто бывал здесь хоть раз скажут, что даже фотографии в лучших справочниках‑путеводителях не дают полного представления о реальных экспонатах. Каждый предмет коллекции, от мельчайших деталей одежды до огромных царских экипажей, является образцом высочайшего ремесла на грани большого искусства и рассказывает о том или ином периоде в истории Российского государства.

Чем Оружейная палата отличается от других музеев?

Будучи изначально сокровищницей московской великокняжеской казны, Оружейная палата на протяжении времени превратилась в имперское собрание раритетов и реликвий государственной власти, оставаясь таковым до начала XX в. После Октябрьской революции она стала обычным музеем прикладного искусства, призванном рассказать трудящимся о подневольных мастерах, работавших во славу ушедшей навсегда царской эпохи. А к сегодняшнему дню эта коллекция — материальное выражение основ российской государственности и преемственности ее традиций от великих предков.

А знаете ли Вы, что есть музей мебели в Москве? Он здесь упоминается неспроста. В оружейных палатах Вы увидите множество великолепных царских гарнитур. Но не все «спрятались» в музеях Кремля. Необыкновенная коллекция мебели, сделанная лучшими мастерами, удивит Вас.

А если Вас интересуют вещи бояр Романовых, то для этого есть специальное место возле красной площади. Узнайте подробности из этой статьи.

Выставочная деятельность музея

В то же время Оружейная палата — не застывший во времени музей. Помимо постоянной экспозиции из более чем 4000 предметов на свободном пространстве первого этажа регулярно устраиваются временные выставки, представляющие экспонаты из других музеев не только России, но и Европы или других стран мира.

В то же время музей делится раритетами из основных фондов и хранилищ с другими музеями мира. Например, сейчас в Государственном Эрмитаже, в рамках выставки одного шедевра, представлен атрибут парадного одеяния — саккос митрополита Алексия, наставника Дмитрия Донского. А во Владимире проходит выставка «Охота при царском дворе», где также представлены экспонаты из собрания Оружейной палаты.

На выставке в Лиссабоне музей представляет дары Ирана и Турции Московским государям, а в Вене представлены шедевры К. Фаберже из собраний музеев Кремля.

Выставки для детей

Оружейная палата ведёт большую работу, рассчитанную на детскую аудиторию. Существует цикл обзорных экскурсий для школьников с 1‑го по 11‑й классы, адаптированных к школьной программе и возрастному восприятию учащихся. Помимо обзорных широко представлены тематические экскурсии для разных возрастных групп.

При этом каждую третью неделю месяца, в понедельник, учащиеся до 18 лет приглашаются в музей бесплатно. Правда, в этом случае экскурсия в оружейную палату не организуются, но для этих целей имеется возможность получить электронного гида, а большинство экспонатов имеют поясняющие надписи. Для школьников, серьёзно интересующихся историей, при музее существует детский клуб, регулярно проводящий занятия, экскурсии, беседы и семинары.

Режим работы

Посещение музея организовано полуторачасовыми сеансами 4 раза в день:

  • Часы работы: 10‑00; 12‑00; 14‑30; 16‑30 в любой день недели, кроме четверга.
  • Кассы открываются за 45 мин. до начала каждого сеанса.

Цена билета

  • Взрослый билет без скидок — 700 р.
  • Билет школьный, а также для пенсионеров — 200 р.
  • Дошкольники, военнослужащие‑срочники, ветераны, инвалиды и некоторые другие категории граждан имеют право бесплатного посещения.
  • В выходные и праздничные дни предлагаются семейные билеты — 200 р. на каждого члена семьи.

Можно купить билеты в оружейную палату в режиме онлайн.

Адрес

Легче всего попасть в оружейную палату — добравшись с помощью метро. Ближайшими станциями являются «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Здание музея расположено сразу же на подъёме от Боровицкой башни Кремля с левой стороны.

Тот, кто не помнит своей истории, не имеет будущего. Эта истина известна с древнейших времён и считается прописной, но почему‑то в разных странах и народах всегда находятся люди, пытающиеся забыть о ней и переписать историю по‑своему. Правда, до сих пор это мало кому удавалось — время и память людская в конце концов всё равно расставляют и заслуги, и просчёты на свои места, давая им объективную и непредвзятую оценку.

Очень хорошо, что в Москве есть достаточное количество музеев. В частности, исторические позволяют нам убедиться в подлинности тех или иных событий. Например, посетив государственный музей обороны Москвы, мы уже из его названия понимаем, что там можно увидеть.

Пожалуй, один из главных исторических музеев Москвы (да и России в целом) — государственный исторический музей (тот что находиться в северной части красной площади). Невероятное количество экспонатов, позволяет нам с головой окунуться в историю. Читайте об этом музее более подробно по адресу: http://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/progulki-po-gosudarstvennomu-istoricheskomu-muzeyu-v-moskve.html

Видео-экскурсия по оружейным палатам

Что об этом месте говорят люди… 0 Оставьте свой отзыв

Будьте первым, чтобы оставить свой отзыв.

Оставьте свой отзыв

Оружейная палата Кремля: фото и отзывы туристов

Оружейная палата Московского Кремля известна на весь мир как уникальный музей боевого снаряжения. Однако в ней хранится и царская одежда, предметы, сделанные из золота и серебра, а также многие оригинальные изделия, сделанные руками не только русских, но и европейских и восточных мастеров. С 1960 года она вошла в состав Госмузеев Московского Кремля. А с 1962 в бывших Патриарших палатах открылся Музей русского прикладного искусства и быта семнадцатого века. Это филиал Оружейной палаты.

Немного истории

Первые упоминания об этом удивительном музее встречаются в летописи начала шестнадцатого века. В них рассказывается о страшном пожаре 1547 года, уничтожившем все сокровища, в том числе и старинное воинское оружие.

Во времена Ивана III Оружейная палата исполняла несколько другую функцию и звалась по-другому — Большой или Царской казной. Территориально она располагалась в большом здании, расположенном на пространстве, занимающем место от Благовещенского до Архангельского соборов. Во времена царствования Петра Первого на этом месте была создана мастерская. Здесь императором было поручено собирать ценности.

Пожар

Кроме того, Петром было предписано передавать работникам мастерской все ценные или даже курьезные вещи. Но очередной пожар 1737 года уничтожил большую часть оружия, в том числе и те предметы, которые достались музею в качестве трофеев после Полтавской битвы. Однако на радость современникам Царская казна все-таки уцелела.

Через несколько десятилетий после уничтожившего ценности пожара все оставшиеся экспонаты были перенесены в Теремной дворец. Он был построен по указу царя Александра I в 1810 году. Однако здание, в котором должна была разместиться Оружейная палата в Москве, было очень сырым: оно не отапливалось из соображений пожароопасности, а потому многие сокровища впоследствии пришлось реставрировать.

В годы Отечественной войны в 1812 году все ценности были вывезены на территорию Нижнего Новгорода. Вернулись же они уже в то здание, в котором и сегодня размещается Московская Оружейная палата. Оно было выстроено в 1851-м по проекту архитектора К. Тона.

Большая казна

В период царствования Лжедмитрия, с 1605 по 1607 годы, Оружейная палата была почти полностью разорена. Даже после свержения этого правителя ценности продолжали разбазариваться. Из-за нехватки средств Василием Шуйским, сменившим на троне Лжедмитрия, был отдан вынужденный приказ о переплавке драгоценных изделий из запасников Большой казны, как тогда именовали музей, в монеты.

За годы польско-литовской интервенции она снова опустела. Однако спустя всего несколько дней после освобождения Москвы в кремлевских мастерских вновь началась работа. Именно в середине семнадцатого века они переживали эпоху своего расцвета. После этого их слава пошла на убыль, поскольку по велению Петра I все лучшие мастеровые были вызваны в Петербург. Однако, несмотря на это, кремлевская сокровищница не была обделена вниманием.

После победы в сражении под Полтавой в 1709 году по приказу Петра Оружейная палата Кремля обогатилась трофейными шведскими знаменами и оружием. А в 1718 году помещения сокровищницы были отремонтированы. Их обставили дубовыми застекленными шкафами, в которых должны были храниться экспонаты. В 1720 году тоже по приказу Петра князем Одоевским была осуществлена проверка и опись кремлевских сокровищниц. А после этого было решено организовать и их охрану.

После Октябрьской революции

В 1917-м хранилищу были переданы многочисленные произведения, принадлежащие частным коллекциям, а также те, которые находились в монастырях и храмах, в том числе и в Патриаршей ризнице в Московском Кремле. В конце 1924 года Оружейная палата, которая тогда называлась Музеем прикладного искусства, открыла свою первую после революции выставку. А уже через год решением Ученого совета был издан и первый научный сборник трудов, посвященных собранию.

Деятельность этого старейшего в стране музея, которая заключалась и в тщательном изучении его экспонатов, была приостановлена с началом Великой Отечественной. Все коллекции, которые хранились в Оружейной палате, в июне 1941-го были вывезены на Урал. Там они хранились вплоть до февраля 1945-го. Летом того же года они снова вернулись в здание музея и предстали перед посетителями.

Реликвии

Несмотря на свое название, музей хранит не только памятники, относящиеся к боевому арсеналу. Оружейная палата в Москве демонстрирует своим посетителям и государственные древние регалии, и церковную, и царскую парадную одежду. Здесь экспонируется одно из крупнейших в стране собраний золотых и серебряных изделий, принадлежащих русским мастерам, роскошные ткани, старинные экипажи царей и императоров, а также конское убранство.

Однако свое название Оружейная палата Кремля получила в первую очередь из-за того, что здесь, в мастерской, трудились специалисты, которые изготавливали удобное и легкое, обладающее высокими боевыми характеристиками оружие. Чуть позже к ней присоединилась и иконописная, в которой творили Ф. Зубов, С. Ушаков.

Здесь можно увидеть макет рыцаря, сидящего на лошади. Он закован в броню. Всего Оружейная палата выставляет около четырех тысяч уникальных предметов российского декоративно-прикладного искусства. Есть здесь экспонаты, привезенные из стран Европы. Их ценность принесла музею мировую известность.

Самые знаменитые экспонаты

Академик Лихачев в свое время сказал, что Оружейная палата — это не только сокровищница, но и овеществленная память русского народа.

На протяжении всей истории своего существования музей пополнялся ценными предметами: военными трофеями, подарками и ценными находками. Одной из наиболее известных реликвий является «та самая» шапка Мономаха. Она украшена соболиными мехами и драгоценными камнями. Именно ею венчали на трон великих князей Руси.

Посетителям предлагается посмотреть и на знаменитый сдвоенный трон, на котором короновались пятнадцатилетний Иван V и десятилетний Петр Алексеевич, будущий великий российский император. Необычность этого предмета состоит в том, что в нем есть маленькая комнатка с дверцей. По одной из легенд, в ней прятался тот, кто должен был подсказывать братьям, что им говорить. А по другой, здесь скрывались те, кому не разрешали присутствовать на торжественных церемониях. Необычен и трон Ивана Грозного, которым тоже гордится Оружейная палата. Фото этого уникального экспоната свидетельствует о великолепной работе мастеров, которые его изготовили. Трон облицован пластинами, сделанными из слоновой кости, на которых выгравированы различные изображения.

Залы

Всего Оружейная палата Кремля располагает девятью залами. В первых двух выставлены золотые и серебряные изделия, принадлежащие русским мастерам. В одном представлены экспонаты, относящиеся к двенадцатому-семнадцатому, а в другом – к восемнадцатому-двадцатому векам.

В третьем и четвертом залах представлены парадные вооружения. Экспонаты поделены по географическому принципу: в одном находится русское вооружение, которое использовалось с двенадцатого по девятнадцатое столетие, в другом — европейское и восточное элитное боевое оружие. В пятом зале представлены серебряные изделия, в следующем — драгоценные ткани и шитье. Есть даже светский костюм, датируемый прошлым веком.

В зале седьмом можно увидеть древние государственные реликвии. Здесь же представлены предметы, которые использовались при парадных церемониях.

Оружейная палата, фото экспонатов которой поражает своей роскошью, славится коллекцией экипажей и конского убранства. Перед данными выставочными экспозициями постоянно много народа.

Услуги

Оружейная палата предлагает своим посетителям уникальную возможность: каждый из них может воспользоваться уникальным аудиогидом. Он выдается посетителям без дополнительной платы и позволяет не только увидеть весь план музея, но и индивидуально прослушать информацию о любом выставленном экспонате. Обычно отведенного на экскурсию времени — полутора часов — не хватает человеку, чтоб успеть спокойно осмотреть все сокровища Оружейной палаты. А уж о том, чтобы узнать о них все интересующие сведения, и говорить не приходится. Поэтому многие посетители последние залы зачастую осматривают только беглым взглядом.

Но теперь на помощь тем, кого заинтересовал музей-сокровищница, пришел карманный персональный компьютер — электронный путеводитель. Человек может вывести на дисплей не только планировку этажей и залов Оружейной палаты, но и изображения всех витрин и расположенных в них экспонатов, а также в спокойных условиях прослушать о них полную информацию.

Как доехать

Приехав в Москву, многие туристы высказывают желание посмотреть экспонаты, которые выставляет Оружейная палата. Режим работы музея следующий: он открыт каждый день, за исключением четверга. Оружейная палата расположена на территории Кремля по адресу Манежная, 7/1. Доехать до нее можно на метро, выйдя на станции «Театральная», а также «Александровский сад» или «Боровицкая».

Работа Оружейной палаты осуществляется таким образом, что сеансы проводятся в десять, двенадцать, четырнадцать и шестнадцать часов.

Отзывы

Многие посетители музея признаются, что приходят сюда уже не в первый раз. Причем, как свидетельствуют отзывы, каждый последующий раз интереснее предыдущего. Оружейная палата, режим работы которой знают не только москвичи, но и туристы, приезжающие в столицу, посещается даже семьями. В этом замечательном музее интересно всем возрастным категориям. Взрослым больше нравятся серебряные и золотые изделия, а также огромная коллекция оружия, детям – экипажи царей и платья императриц.

Много положительных отзывов у посетителей вызывают электрогиды – очень удобные познавательные приспособления, намного облегчающие экскурсию. Некоторые сетуют на большие очереди за билетами, которые стоят около восьмисот рублей. Но их оппонентам кажется, что за то, чтобы увидеть такое количество уникальных сокровищ, можно и постоять подольше, и заплатить больше.

>Оружейная палата

ГЛАВНОЕ

  • Этот музей-сокровищница представляет коллекцию царских регалий, царской одежды, карет, оружия, изделий из драгоценных металлов и многое другое.
  • Коллекция из 24 карет и экипажей, изготовленных в разные эпохи, не имеет аналогов в мире.
  • Вы можете полюбоваться ювелирными изделиями, подаренные русским царям разными посольствами, или рассмотреть военные регалии и трофеи сражений.
  • В целом, коллекция состоит из более четырех тысяч экспонатов разных эпох и стран.
  • Надписи к экспонатам на русском и английском языках; аудиогиды на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках.

Оружейная палата Московского Кремля ‒ это удивительный музей-сокровищница. Основу музейного собрания составляют уникальные предметы, которые столетиями хранились в царской казне и ризнице патриархов. Это и личные вещи русских царей, и драгоценные подарки от иностранных посольств, и предметы обихода и украшения, выполненные мастерами Оружейной палаты. Здесь вы можете воочию увидеть подлинные царские регалии (шапку Мономаха, скипетр, державу), экспозицию царской одежды (в том числе императора Петра Первого), кареты, европейское и восточное старинное оружие, изделия из драгоценных металлов XII-нач.XX веков (в том числе знаменитые пасхальные яйца Фаберже), и многое другое.

В музее девять тематических залов, расположенных на двух этажах. В общей сложности коллекция содержит более четырех тысяч экспонатов искусства различных эпох и народов. Как архитектурное сооружение, Оружейная палата ‒ это часть комплекса Большого Кремлевского дворца. Нынешнее здание музея Оружейной палаты было построено в 1851 г. в стиле эклектика известным архитектором Константином Тоном (он же построил в Москве храм Христа Спасителя). Уже при возведении здания Оружейной палаты подразумевалось, что в нем будет располагаться императорский музей.

Экспонаты музея оснащены подписями на рус/англ. языках, предлагается аудиогид на русском, английском, немецком, французском, испанском и итальянском языках. Недавно в музее появилась новая услуга — электронный путеводитель.

История создания Оружейной палаты

Сама палата как совокупность нескольких мастерских при царском дворе существовала давно, ее мастера известны уже с XVI в. Тогда в палате работали иконописцы и оружейники. Именно из царских мастерских расходились по Руси новшества иконописной живописи XVII в., отсюда же вышел легендарный иконописец Симон Ушаков. Здесь же начал работать и Никита Давыдов, знаменитый русский оружейный мастер XVII в., которого называют отцом русского оружейного дела. Несколько позже, когда из Оружейной палаты выехали собственно мастерские, здесь расположилось казнохранилище.

В XVIII веке император Петр I начал процесс преобразования царских мастерских и хранилищ в музеи. А в 1806 г. император Александр I подписал указ, положивший начало становлению музея на базе Оружейной палаты. Одновременно с подготовкой строительства здания началось изучение кремлевских коллекций, а член Российской академии наук Алексей Малиновский в 1807 г. опубликовал книгу, где впервые были описаны царские регалии. В своем первом здании у Троицких ворот музей Оружейной палаты просуществовал до 1830-х гг. Сырость негативно сказывалась на состоянии экспонатов, а из-за того, что перекрытия были деревянными, вся коллекция находилась под угрозой пожара. Музей переехал в новое здание, построенное архитектором К. Тоном, в середине XIX века, а старое превратилось в казармы и было снесено в советское время.

Экспозиция

Большая часть выставочного пространства первого этажа отдано экспозицию карет и экипажей. Эта коллекция не имеет аналогов в мире, поэтому на экскурсиях ей уделяют большое внимание. Здесь представлено 24 экипажа, которые были выполнены в разное время. Один из самых ранних ‒ экипаж, подаренный англичанами царю Борису Годунову еще в XVI веке. К числу уникальных экспонатов относится и летняя коляска императрицы Екатерины II, напоминающая гондолу. Также на первом этаже представлены великолепные облачения русских правителей разных эпох, коронационные платья, церковные одежды. Среди них выделяются костюмы императора Петра Первого — его знаменитый «черный голландский костюм» и «становые» кафтаны.

Основная экспозиция развернута на втором этаже, куда посетители попадают по парадной лестнице. Исключительно интересен дальний Коронный зал, в котором выставлены государственные регалии. Наиболее ранние, «мономаховы», по легенде были переданы князю Владимиру Мономаху (XII век) его византийскими родственниками. Они символизируют преемственность власти русских князей от византийских императоров. Это знаменитая шапка Мономаха, держава, скипетр и цепь большого наряда царя Михаила Федоровича Романова. Также здесь находится Соборное уложение 1649 г., которое закрепило переход к абсолютизму в России. Рядом с шапкой Мономаха выставлены и Казанская, Сибирская и другие шапки. Эти шапки являются символами побежденных царств и показывают, как расширялось государство.

После зала, экспонаты которого рассказывали о русских царях, посетители попадают в зал, где предметы декоративно-прикладного искусства связаны с историей внешней политики России. Это зал посольских даров. Здесь развернуты обширные экспозиции ювелирных изделий, подаренных в свое время русским царям английскими, голландскими, немецкими и другими посольствами.

Далее идет оружейная экспозиция. Здесь представлены регалии военного характера (царский щит, знамя и меч), трофеи отдельных сражений, вооружение различных стран (персидское, турецкое, индийское, европейское), турнирные рыцарские доспехи, а рядом с вооружением выставлено и конное убранство. В музее экспонируются старинные кольчуги, чей вес варьируется от 12 до 19 кг (древнейшая принадлежит князю Шуйскому, воеводе Ивана Грозного); байдана царя Бориса Годунова (кольчуга из больших колец); ключи от Риги. Вы также увидите особые седла, которые изготавливались только в Москве, с высокой лукой и отлогим задником, благодаря чему воины могли резко разворачиваться в седле и удобно обстреливать преследователя; шлемы с бармицей (древнейший принадлежит отцу князя св. Александра Невского Ярославу Всеволодовичу). Кроме того, представлено холодное оружие (рогатины, булавы и ее разновидности ‒ перначи, шестоперы, сабли знаменитых предводителей народного ополчения XVII века Минина и Пожарского и многое другое) и огнестрельное оружие (пищали и револьверы известнейшего московского оружейника Первуши Исаева). Такое оружие, при высочайших боевых качествах, одновременно было произведением искусства, гордостью хозяина ‒ оно делалось из драгоценных металлов, инкрустировалось перламутром, камнями и ценными породами дерева. Особенно ценилась булатная и дамасская сталь, технология изготовления которой держалась в секрете и передавалась исключительно по наследству.

Посетив Оружейную палату, вы узнаете, что до эпохи Петра I отличившихся подданных награждали драгоценным оружием и посудой, а первый русский орден Андрея Первозванного Петр I учредил в 1698 г. Сначала его вручали за заслуги, а после смерти Петра он стал династическим знаком отличия.

Украшение коллекции Оружейной палаты ‒ это знаменитые на весь мир ювелирные пасхальные яйца Фаберже. К сожалению, при советской власти многие из них были проданы за рубеж, а некоторые утрачены. Тем не менее, здесь хранится 10 удивительных яиц, которые Дом Фаберже создавал в качестве пасхальных подарков Александра III и Николая II своим женам. Каждое яйцо уникально, а внутри скрыт сюрприз. Сама идея таких яиц не нова, но воплощение уникально. Карла Фаберже признали одним из лучших ювелиров своего времени, а в 1900 году он был удостоен французского ордена Почетного легиона.

Здание и интерьеры Оружейной палаты

Оружейная палата ‒ это часть комплекса Большого Кремлевского дворца. Нынешнее здание музея Оружейной палаты относительно новое. Оно было построено архитектором Константином Тоном (он же строил и кафедральный храм Христа Спасителя) в 1851 г. Здание Оружейной палаты представляет собой не развитие какой-либо современной архитектурной традиции XIX века, а обращается к истокам, стилю XVII в.

Здание представляет собой вытянутый прямоугольник с закругленными торцевыми частями. Оно разделено на анфилады, комнаты связаны между собой, каждая посвящена определенной тематике. Выделяется лишь центр ‒ на втором этаже это круглый зал, где экспозиция посвящена русскому оружию, а на первом ‒ зал восьмигранной формы. Предполагалось, что из парадных залов Кремлевского дворца император с гостями будет переходить в анфиладу второго этажа Оружейной палаты, поэтому эти два помещения соединены переходом. Проекты строительства утверждал лично Николай I, который включил музей в программу посещения иностранными гостями во время официальных приемов.

Стилизация под русскую архитектуру Позднего средневековья ясно читается во внешнем оформлении палаты, хотя сама система организации фасада выдает в здании принадлежность к XIX в. Вся стена Оружейной палаты ритмично разделяется вертикалями, в которые вписываются участки стен с окнами. Визуально здание разделено на два яруса плюс цокольный этаж.

Нижний ярус демонстрирует достаточно лаконичную архитектуру: это мощные пилястры и простые окна. Интересно отметить, что пилястры и углы, которые архитектурно подчеркнуты, дополнительно покрыты рустом, – что, как известно, визуально утяжеляет здание. Этот прием — выделение первого этажа рустом — напоминает нам об уходящем классицизме: тем самым этаж обозначается как цокольный. Кстати, оформление окон первого этажа хоть и не часто встречается в архитектуре классицизма, все равно является его типичным элементом.

Второй этаж ‒ это единое пространство, хотя снаружи может показаться, что там спрятан еще один уровень. Это связано с тем, что Тон поместил друг над другом по два окна, которые по своему оформлению уподобляются древнерусским. Этот прием больше относится к стилю барокко и означает желание обмануть зрителя, не дать ему понять внутреннюю структуру здания. Благодаря такому расположению окон внутренние помещения намного лучше освещались, что особенно важно для выставочных залов. Почему же Тон не спроектировал вместо двух небольших окон одно большое? Ответ прост: это не соответствовало бы древнерусскому духу, который стремился воссоздать архитектор.

Несмотря на то, что здание на первый взгляд ничем не декорировано, оно все же выглядит очень нарядным. В этом помогает цвет ‒ сочетание желтого оттенка оштукатуренных стен с белыми вставками, что также намекает на средневековую архитектуру Москвы, когда белокаменные детали часто сочетались с красным кирпичом. Еще одно украшение ‒ мерный ритм вертикалей ‒ полуколонн, которые украшают второй этаж, объединяют его и продолжают линии, начатые пилястрами первого. Но важен не столько ритм, сколько сами колонны. Они классические, правильные, имеют базу, капитель, ордер. Конечно, такого элемента не существовало в древнерусском зодчестве, но архитектору, воспитанному в традициях классицизма, было этого не понять. Лишить колонну каких-либо частей для Тона была немыслимо, да и не нужно. Чтобы придать ей средневековый вид, Тон пошел по другому пути: покрыл всю поверхность каждой колонны тонким резным ажурным орнаментом. Несмотря на то, что и колонны, и орнамент белокаменные, сочные растительные побеги отлично читаются и придают зданию роскошный вид.

Интерьеры соответствуют внешнему оформлению, но если второй этаж напоминает готику, то первый больше похож на западноевропейское романское и древнерусское искусство. Второй этаж легкий, высокий, здесь используются крестовые своды. А первый этаж ‒ это большие залы с низкими сводами, несколько мощных опор (что было характерно для средневековых палат и трапезных). На обоих этажах цвета подобраны так, чтобы выгодно подчеркивать экспозицию музея. Например, зал, где выставлена одежда и шитье, оформлен в нейтральных тонах; а в залах, где экспонируется золото, превалирует красный цвет.

Оружейная палата — старинный музей-сокровищница Кремля

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Первое упоминание: 1547 год
Основные экспонаты: шапка Мономаха, сдвоенный трон (на котором короновались Ивана V и Петра Алексеевича), трон Ивана Грозного
Количество залов: 9
Координаты: 55°44’58.2″N 37°36’47.8″E

История сокровищницы

Что можно увидеть в музее

Информация для посетителей

Как добраться

Оружейная палата на карте

Среди кремлевских музеев Оружейная палата занимает особое место. Здесь экспонируются сокровища мирового уровня, которые много веков хранили в казне царей и патриархов, а также искусные работы отечественных и зарубежных ювелиров. Много туристов из России и других стран приезжают в этот музей, чтобы увидеть национальные реликвии и полюбоваться на высокий уровень мастерства старых серебряников, златокузнецов и оружейников.

Здание Оружейной палаты

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Что можно увидеть в музее

Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.

Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.

В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.

Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков

Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.

Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.

Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.

Шапка Мономаха

Информация для посетителей

Билеты в Оружейную палату продают в кассах Московского Кремля, которые находятся в Александровском саду, возле приземистой Кутафьи башни. Здесь же открыта камера хранения, где туристы оставляют большие рюкзаки и сумки перед тем, как войти на территорию Кремля.

В залах Оружейной палаты можно побывать только в составе экскурсий, которые проводят четыре раза в день — в 10.00, 12.00, 14.30 и 16.30. Фотографировать и снимать видео внутри музея не разрешается.

Кассы работают ежедневно, кроме четверга, с 9.30 до 16.30. Во время летнего туристического сезона они открывают на полчаса раньше. Билеты продают на день визита, за 45 минут до начала экскурсии. На сайте музея существует возможность приобрести билеты онлайн. Планируя поездку, стоит учитывать, что больше всего посетителей в Кремле бывает в начале осени, в конце весны и в выходные дни.

Бесплатно сюда пускают детей до 16 лет, детей-инвалидов, детей-сирот, многодетные семьи, инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны, музейных сотрудников, а также военнослужащих, проходящих срочную службу. При желании, в музее можно воспользоваться аудиогидом и тач-скринами, которые установлены во всех залах Оружейной палаты.

Трон царя Иоанна IV Грозного

Как добраться

К кассам Московского Кремля выходят от станций московского метрополитена «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая».

Рейтинг достопримечательности

Оружейная палата и Алмазный фонд

По мере роста Русского государства, обогащалась и казна. В 1484-1485 годах для ее хранения между Архангельским и Благовещенским соборами построили каменное здание Казенного двора. Туда передали все сокровища Московского Кремля. Так великокняжеская казна из личной собственности превратилась в государственную.

Кремлевская сокровищница пополнялась предметами, которые изготавливали в мастерских Московского Кремля — «палатах» (названы так по размещению в каменных помещениях). Одной из них была Оружейная палата.

Она занимала верхние этажи трехэтажного здания на Дворцовой улице Кремля. Условия труда кремлевских ремесленников, особенно мастеров золотого и серебряного дела, были тяжелыми. Работали они от восхода до заката, а если заказ был срочный — по несколько суток. Жалованье получали от 8 до 20 рублей в год, а особенно известные мастера — до 40 рублей в год, и определенное количество продуктов. Этих денег едва хватало даже на самое необходимое. Сохранилось много челобитных, в которых мастера жаловались на то, что, работая «днем и ночью беспрестанно…», они «платьишком обносились и оборвались», что им «нечем прокормиться» и они «помирают голодной смертью».

В 1711 году многих мастеров Оружейной палаты перевели в Петербург, а в 1726 году Казенный двор, Оружейную палату, Конюшенный приказ и Царицыну мастерскую палату объединили в одну — Мастерскую Оружейную палату. Она стала прообразом современного музея.

Специального помещения у палаты не было, да и не было тогда нужды в экспозиционных залах и подсвеченных витринах. Сокровища демонстрировались более эффектно — во время царских выходов и встреч с иностранными послами. Но все же экспонаты портились от постоянного перемещения. Немалый ущерб сокровищам также нанес пожар 1737 года.

В 1806-1809 годах на месте палат Бориса Годунова по проекту И.В. Еготова построили специальное здание для Оружейной палаты.

Но оно не подходило для хранения ценностей: из-за опасности пожаров там не было отопления, и экспонаты портились от сырости и холода.

Во время Отечественной войны 1812 года сокровища Оружейной палаты перевезли в Нижний Новгород. Но уже в 1813 они вернулись в Москву, и Оружейная палата стала музеем. Правда, двери его были открыты только для дворян и богатых купцов.

Путеводитель по архитектурным стилям

Наконец в 1851 году по проекту К.А. Тона построили новое здание Оружейной палаты.

Здесь музей находится и сейчас. А в его девяти залах хранится около четырех тысяч уникальных экспонатов. Здесь можно увидеть предметы аж IV века, легендарную шапку Мономаха, державу и скипетр царя Михаила Федоровича, трон Бориса Годунова, карету Екатерины II.

А так как в Оружейной палате издавна делали холодное и огнестрельное оружие и воинские доспехи всех видов, в музее богатая коллекция военной амуниции. Возьмем, например, легкий доспех. Он состоит из почти 60 000 мелких колец, а вес колеблется от 6 до 10 кг. Если предположить, что мастер работал по 10 часов в сутки, то на изготовление панциря ему было нужно около 2 лет. Цена панциря в XVII веке не превышала 10 рублей. Хотя и это делало его доступным только членам царской и боярской дружин. А простые воины использовали в качестве доспехов стеганые ватные куртки и шапки-куяки, в которые вшивались металлические пластины.
В XVII веке на вооружении русской армии было уже огнестрельное оружие. И в Оружейной палате большая коллекция ручного огнестрельного оружия XVI-XIX столетий. Это турецкие ружья XVI века с простым фитильным замком, немецкие ружья с кремневым колесцовым. Кстати, замок этот был тяжелым, громоздким и неудобным, а для выстрела нужно было завести его специальным ключом. Если ключ терялся, ружье становилось непригодным.
При этом на Руси уже в начале XVII века существовал более простой и надежный ударный кремневый замок «московского дела». Работал он так: кремень ударял по огниву и высекал искры, которые воспламеняли порох и заряд, забитый в ствол дула. Но все же при стрельбе из такого ружья приклад держали на вытянутых руках или ставили на специальную подставку.

Среди экспонатов Оружейной палаты можно также увидеть множество древнерусских золотых и серебряных изделий, украшенных сканью и финифтью.

Скань (филигрань) — тонкий кружевной узор. Название это произошло от слова «скать» — свивать нитку. Основу скани составляют две гладкие металлические нити, толщиной в волос, которые, перевиваясь, образуют веревочку. Из нее и выкладывали узор.
Эмаль (финифть) — это стекловидная масса, которая при добавлении окисей металлов получает разные цвета. Эмалью покрывают поверхность металлических изделий. Наиболее сложной была техника перегородчатой эмали, утраченная после татаро-монгольского нашествия. По этой технологии острой иглой наносили рисунок, по контурам которого напаивали перегородки из тонких ленточек золота. Образовавшиеся между ними мельчайшие ячейки заполняли эмалевой массой. После этого изделие несколько раз обжигали и шлифовали.

Большое место в коллекции Оружейной палаты занимают дипломатические дары русским государям. Для поддержания дружественных отношений европейские и восточные монархи посылали русским правителям самые ценные, выполненные по последней моде, серебряные изделия, предметы из редких материалов и драгоценных камней, работы лучших мастеров. А все потому, что царь мог отказаться от подарка, если считал, что он не соответствует его рангу. Так происходило с деньгами, так как по этикету того времени более высокие по положению могли одаривать деньгами низших. Но не наоборот.

Кремль: мини-путеводитель по территории

А в правом крыле здания Оружейной палаты размещается Алмазный фонд России. Его история началась в 1719 году, когда Петр I объявил коронные ценности и регалии вещами, составляющими славу и гордость России.

Русские цари и царицы, стремясь затмить роскошью иностранных владык, приобретали лучшие драгоценные камни, создавали из них украшения и хранили их неподалеку от «своего монаршего внимания». Но большинство этих вещей покупали на государственные средства, и лишь небольшая часть поступала как подарок. Поэтому при Николае I коронные драгоценности окончательно закрепились как часть государственного имущества.

Хранились коронные ценности в специальных помещениях — Комнатах его императорского величества, а с 1839 года — в Бриллиантовой комнате. Ведали этими комнатами отделы кабинета его императорского величества, а с начала XIX века — специальное Камеральное отделение.

Сейчас Алмазный фонд можно сравнить лишь с коллекциями Британской короны. Больше ничего подобного в мире нет. Сокровища Алмазного фонда являются частью национального достояния, и с 1922 года находятся в ведении государственного хранилища ценностей (ГОХРАН) при Министерстве финансов России.

Коронные драгоценности династии Романовых уникальны, и главный экспонат — конечно же, большая корона Российской Империи и императорский скипетр. Также в Алмазном фонде хранятся крупнейшие алмазы «Орлов» и «Шах».

История бриллианта «Орлов» началась в Индии в XVII веке.

Здесь в копях Голконды нашли один из крупнейших в стране алмазов, вес которого оценивался в 400 каратов. В таком виде он попал к Шах-Джахану. Тот велел огранить алмаз. Гранильщик стремился максимально сохранить массу камня, поэтому только отшлифовал его природные грани. Этим и объясняется его неправильная форма. Но алмаз все равно потерял почти половину массы, и в ограненном виде весил 194,8 карата. В 1665 году новый правитель демонстрировал свои богатства знатоку драгоценных камней Ж.Б. Тавернье, который описал главнейшие камни. «Орлов» был указан под именем «Великий Могол».

По легенде, этот алмаз был третьим глазом у статуи Брамы в храме Серинга-матама, но его похитил французский дезертир. Далее камень неоднократно перепродавали, пока в 1767 году он не попал в руки армянского купца Григория Сафраса. Тот положил алмаз в Амстердамский банк, а через 5 лет продал за 125 000 рублей племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву. А тот перепродал алмаз графу Г.Г. Орлову уже за 400 000 рублей, пожизненную пенсию в 2 000 рублей и дворянскую грамоту. Надеясь вернуть расположение Екатерины II, Орлов в день ее именин 24 ноября 1773 года подарил императрице этот бриллиант. Но вернуть утраченную благосклонность не удалось, хотя в 1784 году императрица дала алмазу имя своего подданного и велела вставить камень в скипетр. С тех пор он украшает навершие скипетра русских царей.

А есть камни, которые сами рассказывают историю. Один из них — алмаз «Шах» (88,7 карата, меньше мизинца).

У бриллианта сохранили необычную природную форму. Это крупный вытянутый желтоватый октаэдр. Грани камня слегка подшлифованы, и на них выгравированы 3 персидские надписи.

Камень нашли в центральной Индии во второй половине XVI века. Он находился у правителей провинции Ахмаднагар, о чем говорит надпись на одной из граней алмаза: Бурхан-Низамшах второй 1000 года. После захвата в 1595 году Ахмаднагара властителем Северной Индии алмаз перешел Великим Моголам. Об этом говорит вторая надпись: Сын Джехангир-шаха Джехан-шах 1051 год. А в 1739 году после разгрома Дели шахом Надиром алмаз увезли в Персию, и там в 1824 году появилась третья надпись: Владыка Каджар Фетх Алишах султан 1242 год.

Но 30 января 1829 года произошла трагедия: в Тегеране убили русского дипломата и писателя А.С. Грибоедова. Чтобы умилостивить русского императора, в Петербург отправился принц Хозров-мирза и вручил Николаю I одно из ценнейших сокровищ — алмаз «Шах». Так за кровь А.С. Грибоедова расплатились камнем.

Говорят, что… …однажды Алмазный фонд посетила жена очень богатого иностранного ювелира. Чтобы не смущать окружающих, она свои дорогие кольца повернула на тыльную сторону ладоней. Но в сравнении с ослепительным блеском драгоценностей в российском музее ее украшения показались более чем скромными.
…Орлов не покупал знаменитый алмаз, хотя в архивах есть документы о продаже, подписанные им и Лазаревым. Считается, что Орлов здесь всего лишь играл роль посредника, а за бриллиант расплачивалась казна. Так Екатерина II пыталась отвести от себя обвинения в мотовстве и неразумных тратах.
А что вы можете рассказать об экспонатах Оружейной палаты и сокровищах Алмазного Фонда?