Комплекс нитка в Крыму

Я так вижу

В 2014-м году после возвращения Крыма в состав РФ, вместе с полуостровом в Россию вернулась и знаменитая “Нитка” – Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный.

Этот комплекс предназначен для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца.

«Нитка» представляет из себя взлётно-посадочную полосу, по размерам сопоставимую с палубой авианосца “Адмирал Кузнецов”. Комплекс оснащён трамплином с разгонным устройством и взлетно-посадочным блоком с аэрофинишерами.

На “Нитке” существовала система имитации различных погодных условий. Взлетно-посадочный блок был укомплектован паровыми машинами, к которым поступала морская вода. После преобразования в пар она подавалась на цилиндры, благодаря которым уже производилась имитация качки, из-за чего условия взлёта и посадки на “Нитку” были максимально приближены к реальной посадке на авианосец.

Конструкторы изначально старались создать нечто наподобие американского комплекса Lakehurst, который в 1980-х годах являлся единственным в мире наземным тренажёром палубной авиации.

Общий вес металлоконструкций комплекса вместе с трамплином составляет около 12000 тонн. “Нитка” считается крупнейшим тренажером данного типа в мире. Обслуживание комплекса и поддержание его в рабочем состоянии осуществляет около 180 военных специалистов.

План строительства комплекса был утверждён 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Проект тренажерного комплекса был разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Ленинград). Основные сооружения комплекса — взлётно-посадочные блоки строил и осуществлял монтаж Черноморский судостроительный завод (Николаев). Аэрофинишёры и трамплины — Пролетарский завод (Ленинград). Всеми работами по строительству «Нитки» руководил старший строитель ЧСЗ Алексей Иванович Середин.

Гигантское и мощнейшее сооружение. Под трамплином можно в буквальном смысле гулять.

На улице непрерывно лил дождь. Фотографировать было практически нереально. Посмотрите во что превращались наши фотоаппараты буквально за минуту фотографирования.

Оптика запотевала моментально. Поэтому когда мы подъехали к посадочному комплексу “Нитки”, я понял, что фотографировать на зеркалку уже не получится. Тогда в ход пошёл старый добрый айфон.

Так вот, каждая посадка на “Нитку” – это настоящий шедевр пилотажа.

Истребитель снижает скорость и после касания о палубу тормозит что есть сил. Благодаря тросам, самолёт останавливается за 3,5 секунды на расстоянии в 90 метров.

Так это место выглядит с воздуха.

Однако, то, что мы видим с вами – это всего лишь верхняя часть огромного айсберга, ведь 90% комплекса находится под землёй. Специальные гидравлические тормозные машины обеспечивают торможение на “авианосце” и именно они отвечают за работу этих сверхпрочных тросов.

Аэрофинишёры обеспечивают торможение самолётов от 11 до 26 тонн, имеющих посадочную скорость от 180 до 240 км/ч.

Во время посадки истребителя, диспетчер находится в так называемом колпаке. Буквально в нескольких метрах от несущегося к земле самолёта. Уверен, незабываемое зрелище и крайне ответственная должность.

Через запотевшие стёкла проглядывается старое, но, как утверждают, рабочее оборудование.

В пятницу, 21 марта, Главный штаб ВМФ России сделал официальное заявление, согласно которому полигон «Нитка» ожидает глубокая модернизация.

«Годы, проведенные под юрисдикцией украинского военного ведомства, стали самыми проблемными для состояния объекта. Фактически за это время выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии», — заявил представитель Главного штаба ВМФ.

Предполагается, что «Нитка» будет модернизироваться применительно к проекту нового российского авианосца.

От себя замечу, что это гигантское по своим масштабам и значимости сооружение на самом деле выглядит очень плачевно. Когда-то уникальный в своём роде и сверхсекретный комплекс в буквальном смысле убили. России придётся приложить немало усилий для того, чтобы вернуть “Нитке” былую славу и функционал.

В заключение хочу предложить вам посмотреть 4 очень интересных фильма, в которых рассказывается вся история этого невероятного комплекса.

От Крыма до Ейска: «сухопутный авианосец» сдадут в конце года

Российский флот получит «сухопутный авианосец» на Азовском море до конца этого года. Учебно-тренировочный комплекс для морской авиации НИТКА в Ейске будет использоваться при испытаниях новых самолетов и обучении летчиков. После того как с возвращением Крыма в состав России в распоряжении РФ оказался построенный там еще в советское время аналогичный комплекс, у военных возникли сомнения в целесообразности содержания сразу двух объектов. В итоге было принято решение развивать комплекс НИТКА и в Крыму, и в Ейске, но определить им разные задачи.

Минобороны приняло решение достроить учебно-тренировочный комплекс НИТКА в Ейске, рассказали «Известиям» в военном ведомстве. Работы будут завершены до конца года, после чего пилоты смогут в полном объеме отрабатывать там взлет с палубы авианосца и посадку на нее. Однако личный состав корабельных истребительных авиаполков продолжит тренировки в аналогичном комплексе в Крыму. А в Ейске будут готовить новые кадры и испытывать перспективную технику.

НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) представляет собой аэродром с летным полем, размеры которого соответствуют габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Поле оборудовано трамплином и авиафинишерами. Самолеты взлетают оттуда в сторону моря. Моряки и пилоты морской авиации между собой называют комплекс НИТКА сухопутным авианосцем.

Первый такой комплекс был построен в советское время на аэродроме близ крымского города Саки. Когда Крым оказался в распоряжении Киева, на нем первое время обучали украинских летчиков — пока не вспомнили, что у украинского государства нет действующих авианесущих кораблей. После этого стали сдавать НИТКА в аренду России для тренировок морской авиации нашего Северного флота.

Однако из-за частого нарушения договоренностей украинскими партнерами планы боевой подготовки российских летчиков неоднократно приходилось менять — к примеру, в 2008 и 2009 годах тренировок не проводилось. Как следствие, было начато строительство российского комплекса в Ейске, а от крымского тренажера по планам должны были отказаться в 2014 году. Первые самолеты с нового тренажера взлетели еще в 2013-м. Однако с возвращением Крыма в состав России вернулся и тренировочный комплекс, поэтому вопрос стоял уже другой — насколько целесообразно содержать два аналогичных объекта.

Если бы непременно надо было выбирать между двумя комплексами, то логично было бы сделать выбор в пользу НИТКА в Ейске, который хоть и недостроен, но оснащался более современным оборудованием и входит в состав Центра подготовки летчиков морской авиации (ЦПЛМА), отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков. В итоге военное руководство приняло решение оставить оба объекта, но диверсифицировать их функционал, чтобы у каждого было свое назначение.

— В Крыму будут поддерживать боеготовность летчики 100-го и 279-го корабельных истребительных авиаполков, — пояснил Дмитрий Болтенков «Известиям». — В ближайшее время крымский комплекс тоже будет модернизирован. То есть один объект станет работать на перспективу, а другой — на современность. Вообще большое спасибо тем людям, которые сохранили комплекс в Крыму в постсоветские годы, — не дали разграбить и растащить.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым решили оставить и НИТКА в Крыму, связана с желанием военных сохранить историческое наследие и традиции палубной авиации России. В 1991 году командиром 100-го полка, расположенного на этом аэродроме, служил самый знаменитый палубный летчик, ныне Герой России Тимур Апакидзе. Командование Центра боевого применения корабельной авиации тогда приняло украинскую присягу. Апакидзе с подчиненными отказались это сделать, уехали служить на Северный флот и практически с нуля создали там палубную авиацию.

НИТКА

У этого термина существуют и другие значения, см. Нитки. Вид блока БС-1 комплекса Нитка с воздуха, 2010 год.

Полигон взлётно-посадочных систем «Нитка» (от абр. НИТКА: Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный) — учебно-тренировочный комплекс, предназначенный для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца. Во времена СССР обеспечивал испытания самолётов и корабельных авиационно-технических средств для первого тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5, а также подготовку лётного и инженерного состава морской авиации. Комплекс расположен в с.п. Новофёдоровка, ранее Саки-4, близ города Саки, Крым. Первое советское название — ИУТК КА (испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации ВМФ). В марте 2014 года комплекс палубной авиации «Нитка» вошёл в состав Вооруженных Сил России, над комплексом был поднят флаг Российской Федерации.

Состав комплекса

Основными средствами авиационного комплекса являются взлётный и посадочный блоки (катапульта и аэрофинишёры), полос безопасности, трамплина.

Взлётно-посадочный блок, выполненный заподлицо с поверхностью лётного поля, состоит из следующих основных элементов:

  • Стартовый блок БС-1 с паровым бросковым устройством (аналог стартовой катапульты). Блок использовался для проведения испытаний аэрофинишёров. Сейчас не используется.
  • Стартовый блок БС-2-1 используется для тренировочных посадок самолётов на аэрофинишёр. Наряду со стартовым блоком зарезервированное место для второго катапультного устройства.
  • Паросиловая установка — паровой котёл КВГ-2-1, производительностью 115 тонн пара в час, давлением 64 атмосферы и температурой пара 470°С.

Блок оборудован аварийными задерживающими устройствами и сетями.

Направленная в сторону моря взлётно-посадочная полоса имеет длину 290 метров. ВПП оборудована стартовым трамплином Т-2 с углом отрыва 14 градусов.

Общий вес металлоконструкций комплекса вместе с трамплином составляет около 12000 тонн. НИТКА считается крупнейшим тренажёром данного типа в мире. Обслуживание комплекса и поддержание его в рабочем состоянии осуществляет около 180 военных специалистов.

На «Нитке» установлена корабельная оптическая система посадки «Луна», КДП был оборудован системой управления полётами «Цилиндр», которая представляет собой один контур аналогичной корабельной системы «Резистор-К4».

Таким образом, может осуществляться подготовка лётчиков палубной авиации на авианосцы с катапультным и трамплинным взлётом самолётов.

Согласно российско-украинскому межправительственному соглашению Об использовании полигона взлётно-посадочных систем «Нитка» от 7 февраля 1997 года в состав полигона взлётно-посадочных систем «Нитка» включены 19 объектов:

Объекты полигона взлётно-посадочных систем «Нитка»
Схема комплекса НИТКА.

1. Командно-диспетчерский пункт;
2. Стартовый блок БС-1;
3. Трек паровой стартовой катапульты;
4. Стартовый блок БС-2 (под ним — паросиловая установка);
5. Блок аэрофинишёров БС-2-2;
6. Место зарезервировано для второй катапульты;
7. Взлётно-посадочная полоса с трамплином.

№ п/п Наименование объекта Год постройки
1 Штаб части 1937
2 Мастерские 1979
3 Подсобное помещение 1979
4 Прирельсовый склад 1980
5 Караульное помещение 1981
6 Караульное помещение 1980
7 Дизельная электростанция 1988
8 Дымовая труба с каналами 1984
9 Удерживающее устройство 1984
10 Морской водозабор 1988
11 Насосная обратного водоснабжения 1988
12 Флотационная станция 1986
13 Камера переключения 1985
14 Взлётно-посадочный блок 1986
15 Резервуар (1000 метров) 1986
16 Резервуар (500 метров) 1986
17 Блок БС-2-2 1982
18 Трамплин 1984
19 Казарма 1953

История строительства

План строительства комплекса утверждён 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в рамках намеченной программы постройки в 1978—1980 годах двух больших крейсеров с авиационным вооружением водоизмещением 65000 т. с атомными энергетическими установками, двумя катапультами и аэрофинишёрами. Строительство тренажёрного комплекса в авиагарнизоне Саки-4 было начато в 1977 году после ввода в эксплуатацию первого авианесущего крейсера проекта 1143 «Киев». Строительство каждого следующего авианесущего крейсера осуществлялось по новым проектам, параллельно создавались новые типы самолётов палубной авиации, поэтому нужен был специальный полигон, на котором отрабатывалась бы методика взлёта-посадки самолётов на все перспективные проекты авианосцев, испытывались бы новые прототипы самолётов корабельной авиации с укороченными взлётом и посадкой.

Проект тренажерного комплекса был разработан Невским проектно-конструкторским бюро (Ленинград). Основные сооружения комплекса — взлётно-посадочные блоки строил и осуществлял монтаж Черноморский судостроительный завод (Николаев). Аэрофинишёры и трамплины — Пролетарский завод (Ленинград). Всеми работами по строительству «Нитки» руководил старший строитель ЧСЗ Алексей Иванович Середин.

Все конструкции, которые монтировались на тренажёре — основные блоки, а затем и трамплины изготавливались секциями в Николаеве на Черноморском заводе и транспортировались морем в Новофёдоровке, где был сооружен специальный причал, создана производственная база завода для организации полноценного строительства.

Таким представляли секретный объект под Саками агенты РУМО США в 1980-х.

Генеральный штаб ВС СССР постоянно оказывал давление на ГШ ВМФ и Минсудпром, снижая объёмы финансирования с целью прекращения работ по строительству катапультного устройства, а в октябре 1980 года полностью прекратил финансирование «Нитки». На этот период был сформирован основной взлётно-посадочный блок БС-1, в котором шёл монтаж механизмов энергоустановки, аэрофинишёров и катапульты №1, а также был сформирован корпус второго (посадочного) блока БС-2-1. Был подготовлен совместный доклад главнокомандующего ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова и директора ЧСЗ Юрия Ивановича Макарова министру обороны Д.Ф. Устинову, где кроме «Нитки», был сделан акцент на необходимости создания авианосца с палубой для горизонтального взлёта и посадки самолётов. Кроме того, в этом докладе отмечалось, что по расчётам институтов и ОКБ министерства авиационной промышленности имеется возможность взлёта с коротким разбегом самолётов типа Су-27 с полётной палубы корабля с применением трамплина с углом схода 15-20 градусов.

В 1982 году комплекс был введён в эксплуатацию без паросиловой установки и катапульты. На тренажёре началась подготовка экипажей самолётов вертикального взлёта Як-38.

После выхода в январе и апреле 1984 года правительственных постановлений о создании палубных истребителей Миг-29 и Су-27 активизировались работы по изготовлению катапульты «Светлана-1», внутренний диаметр двух цилиндров которой равнялся 50 см, а длина — около 90 м. Чтобы катапульта в течение нескольких секунд смогла разогнать самолёт до скорости взлёта 270-280 км/ч, требовалось накопить максимальное количество пара, а затем мгновенно направить его под челнок катапульты. Волгодонский завод «Атоммаш» изготовил для «Нитки» экспериментальные пароаккумуляторы и систему жаростойких трубопроводов, способных пропускать большие объёмы пара высокого давления. Однако из-за того, что в СССР так и не было построено полноценного авианосца, катапульта, в работе над которой участвовал не один десяток КБ и заводов, так и осталась ненужной. Катапульта №2, под которую проектом зарезервировано место на тренажёре не устанавливалась.

Энергообеспечения полигона осуществлялось с помощью трёх дизель-генераторов мощностью 680 КВт каждый.

Сначала на комплексе был установлен трамплин Т-1 с углом наклона 8°. Первый взлёт с трамплина был осуществлён 21 августа 1982 года на самолёте Миг-29. Однако, по расчётам конструкторов, оптимальный угол наклона должен был составлять 12° для Миг-29 и 18° для Су-27. Поэтому было предложено разработать трамплин с переменным углом наклона, но такая конструкция по расчётам оказалась слишком громоздкой, и от этой идеи отказались. Для второго трамплина, который получил название Т-2, был выбран компромиссный угол в 14 градусов. ЧСЗ срочно изготовил новый трамплин — в сентябре 1984 года с него начались осуществляться взлёты самолётов Су-27, Миг-29 и Су-25УТГ.

Эксплуатация

Советский период (1981-1991 гг.)

В 1981 году в авиагарнизоне Саки-4 был сформирован 23-й испытательный учебно-тренировочный комплекс (23 ИУТК). 21 августа 1986 года он переформирован в 39-е управление испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации, а сам комплекс получил название НИТКА. Первый взлёт с трамплина с углом схода восемь градусов совершил 21 августа 1982 года лётчик-испытатель ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР имени А. И. Микояна и М. И. Гуревича Герой Советского Союза А. Г. Фастовец на самолёте Миг-29ЛЛ.

Сакский учебно-тренировочный Як-38У в Военно-морском музее «Михайловская батарея», Севастополь.

В сентябре 1984 года начались полёты самолётов Су-27 и Миг-29. Первый взлёт с нового трамплина на Су-27 совершил лётчик-испытатель герой Советского Союза Г. Ф. Садовников, на Миг-29 — Герой Советского Союза В. Е. Меницкий. После них полёты с «Нитки» на самолётах Миг-29 и Су-27 выполняли лётчики-испытатели Герои Советского Союза А. В. Федотов, Б. А. Орлов, В. Г. Пугачёв и другие. Это были первые в мировой практике взлёты самолётов с обычной аэродинамикой с трамплина.

Одновременно начались испытательные полёты специально созданного для подготовки лётчиков корабельной авиации двухместного учебно-боевого самолёта Су-25УТГ. Первые посадки с использованием аэрофинишёров были выполнены на Су-27К В. Г. Пугачёвым и МиГ-29К Т. А. Аубакировым.

Директивой главного штаба ВМФ от 13 декабря 1988 года на базе 39-го управления в Саках был создан 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации, в который вошли 23 ИУТК, 229-й отдельный корабельный инструкторско-исследовательский штурмовой авиаполк (на самолётах Як-38, позднее Миг-21 и Су-25) и сформирован 10 марта 1986 года 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк (на самолётах Су-27 и Миг-29), а также части обеспечения — батальон связи и батальон аэродромно-технического обеспечения. Центр замыкался на 33-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ имени Преображенского (Николаев).

В 1991 году, в ходе испытаний самолёта Су-27К, в акватории Чёрного моря лётчики 100-го авиаполка Т. А. Апакидзе и А. П. Яковлев 26 и 27 сентября 1991 года выполнили первые самостоятельные посадки на корабль — тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» ВМФ РФ). Лётчики С. Г. Рассказов и Л. А. Стратоницкий, которые также были подготовлены к полётам на «Тбилиси», но на самолётах МиГ-29К, совершить посадку на корабль не смогли — авианесущий крейсер был срочно выведен в море и перебазирован на Северный флот.

В ВМС Украины. Подготовка лётчиков ВМФ РФ

Палубный истребитель Су-27К (Су-33) над полигоном НИТКА, авиабаза Саки, 2010 год

10 апреля 1992 года 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации во главе с полковником авиации Виктором Безногих присягнул на службу Украине. Приказом Министра обороны соединение было зачислено в состав Вооруженных Сил Украины. В то же время многие офицеры отказались от службы в Вооружённых Силах Украины и военной присяги. Организационно 1063-й ЦБПКА и НИТКА замыкались на 3-й филиал ГЛИЦ (Приморский, Феодосия), который в свою очередь подчинялся 5-му авиационному корпусу ВВС Украины (Одесса). А в июле 1993 года, с формированием авиации Военно-морских сил 100-й и 299-й полки вошли в его состав. На базе Центра боевого применения корабельной авиации ВМС было сформировано управление авиации Военно-морских сил. Командующим авиацией Военно-морских сил Украины был назначен генерал-майор Николай Воловин.

Из-за отсутствия у Вооруженных сил Украины авианесущих крейсеров подготовка лётчиков самолётов палубной авиации для ВС Украины представлялась нецелесообразной. Поэтому некоторое время тренажёрный комплекс по назначению не использовался.

1 февраля 1994 года Министерство обороны Украины переименовало комплекс в испытательный полигон взлётно-посадочных систем Нитка. 8 июля 1994 года подписан контракт об использовании комплекса в интересах РФ. Контракт подписали от заказчика — государственная компания «Росвооружение» от исполнителя — ВВС Украины. В июле 1994 года на полигоне возобновилась подготовка личного состава морской авиации ВМФ РФ.

7 февраля 1997 года правительства Российской Федерации и Украины подписали соглашение Об использовании полигона взлётно-посадочных систем «Нитка». Стороны договорились о совместном использовании полигона НИТКА. По соглашению Украина разрешила России использовать полигон в составе взлётно-посадочной полосы с трамплином и комплексом средств и механизмов, обеспечивающих трамплинный взлёт и аэрофинишёрную посадку самолётов, а также обязалась оказывать помощь по подготовке лётного состава, проведению испытаний объектов авиационной и морской техники, обеспечению эксплуатации полигона. За предоставленные услуги российская сторона обязалась поставлять украинской стороне запасные части, агрегаты, комплектующие изделия к самолётам типа «Су» Воздушных сил Украины на сумму, эквивалентную затратам украинской стороны на предоставление полигона, поддержание его в исправном состоянии.

С того времени до 2008 года на полигоне ежегодно проходили тренировки лётчики 279-го корабельного истребительного авиационного полка Северного флота России (аэродром базирования Североморск-3) на самолётах Су-27К, Су-27УБ и Су-25УТГ. Тренировки продолжительностью 1,5-2 месяца, обычно проходили в летний период.

Учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ на полигоне НИТКА. Саки, 2010 год.

В августе 2008 года в связи с российско-грузинским конфликтом сотрудничество Украины и России по подготовке российских лётчиков было приостановлено. По версии, обнародованной для СМИ заместителем командующего морской авиацией ВМФ России Николаем Куклевым 5 сентября 2008 года, «9 августа МИД Украины выступил с заявлением, в котором посчитал нецелесообразным тренировку российских лётчиков на тренажере в Крыму». По его словам, официальный Киев занял такую позицию в связи с российско-грузинским конфликтом. По словам Куклева, «к 9 августа 15 самолётов Северного флота уже перелетели на аэродромы в Анапу и Псков для последующих тренировок в Саках. Но, несмотря на все договорённости, в том числе и на разрешение Генерального штаба Украины, оплату аренды на несколько лет вперёд в этот вопрос вмешалась политика, и российские лётчики-палубники были вынуждены вернуться на свою базу в Североморск». Вследствие политико-дипломатических споров между двумя государствами тренировки лётчиков в 2008 году так и не состоялись.

Не состоялись тренировки российских лётчиков на «Нитке» и в 2009 году. Официальная причина, названная Украиной — не был продлён срок эксплуатации аэрофинишёра. Российская сторона причиной срыва тренировок назвала «постоянно меняющуюся политическую конъюнктуру на Украине и неумение украинских политиков отвечать за свои слова».

Следующие полёты с «Нитки» состоялись только в 2010 году. 21 августа 2010 года на аэродром Саки прибыли российские самолёты Су-27К, МиГ-29К, Су-33УБ и Су-25УТГ, а тренировки начались 5 сентября и продолжались около 20 дней. По словам командира отдельного корабельного истребительно-авиационного полка морской авиации Северного флота ВМФ РФ Евгения Кузнецова, российские лётчики остались довольны организацией подготовки полигона.

20 августа 2012 года министр обороны Украины Дмитрий Саламатин и министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков подписали протокол О внесении изменений в соглашение между правительством Украины и правительством Российской федерации об использовании полигона взлетно-посадочных систем «Нитка. Реализация протокола позволит перейти на расчёты за использование полигона в твёрдой денежной сумме вместо получения запчастей, увеличить перечень авиационной техники, которая будет привлекаться для проведения испытаний на полигоне, а также использовать полигон в интересах не только Российской Федерации, но и других государств.

В 2013 году Россия отказалась от тренировки лётчиков на полигоне «Нитка» в Крыму. Позже, 4 сентября 2013 года, во время 6-го заседания подкомитета по вопросам безопасности украино-российской межгосударственной комиссии, которое состоялось в Москве, российская сторона сообщила об отказе в использовании тренировочного комплекса «Нитка» с 2014 года. Украинская сторона со своей стороны заявила о готовности прекратить действие российско-украинского межправительственного соглашения от 1997 года, регламентирующего использование полигона в интересах ВМФ РФ.

Официальный представитель МО РФ 7 января 2014 года заявил, что с 2014 года переучивание лётчиков 279-го корабельного истребительного авиационного полка Северного флота России на самолёты МиГ-29К будет осуществляться на аналогичном комплексе Центра боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ в Ейске.

21 марта 2014 года после присоединения Крыма к Российской Федерации стало известно, что комплекс палубной авиации «Нитка» переходит в собственность Вооруженных Сил России. С конца лета по начало сентября 2014 года в течение нескольких недель проводились учебно-тренировочные полёты лётчиками отдельного корабельного истребительного авиационного полка палубной авиации СФ на 6 Су-33 и 2 Су-25УТГ.

Аналоги

Российская Федерация

Аэродром Ейск. Март 2012 года. На переднем плане — котлованы для блоков тренажёрного комплекса

21 января 2009 года в 949-м государственном лётно-испытательном центре (город Ахтубинск, Астраханской области) состоялось выездное заседание военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации под председательством заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова. Одним из вопросов, который обсуждался в ходе заседания ВПК, был вопрос создания на базе авиагарнизона Ейск Центра подготовки лётчиков морской авиации с многофункциональным авиационным тренажёрно-полигонным комплексом. По словам Иванова в рамках федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы» правительством РФ определена смета на создание Центра подготовки лётчиков морской авиации (ЦПЛМА) с многофункциональным авиационным тренажёрно-полигонным комплексом на территории Ейского высшего военного авиационного института. Решение о создании ЦПЛМА в Ейске было принято правительством России ещё в декабре 2007 года. Смета работ составляла 5,7 млрд рублей до 2011 года. Формальным поводом для строительства является «избавление от зависимости от Украины при подготовке лётчиков для тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на тренажёрном комплексе НИТКА, арендованного у Украины».

Согласно проектной документации ЦПЛМА, среди прочего, планируется строительство на побережье Ейского лимана тренажёрного комплекса палубной авиации, аналогичного крымской «Нитке». В апреле 2012 года в Ейске начался монтаж трамплина, а в августе — оборудование взлётно-посадочного блока аэрофинишёрами. В акватории Азовского моря ведётся строительство вертолётной части тренажёра палубной авиации. Крымская «Нитка» таким оборудованием не обладает. Этот тренажёр будет представлять собой закреплённую на якорях в прибрежной акватории платформу. Она будет имитировать палубу корабля во время качки. Благодаря такому тренажёру лётчики смогут отрабатывать взлёт и посадку вертолётов на палубу авианесущих кораблей. Системы контроля и управления посадкой ейского тренажера будут аналогичны системам авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» ВМФ России. В начале июля 2013 года строящийся в Ейске комплекс был впервые использован для взлёта палубного учебно-тренировочного самолёта Су-25УТГ. В марте 2014 года государственная корпорация «Ростех» заявила о завершении общестроительных работ на наземном испытательном учебно-тренировочном комплексе корабельной авиации в городе Ейск. Вступил в заключительную фазу процесс монтажа и проведения пусконаладочных работ на разработанных и изготовленных опытных образцах вооружения и военной техники, обеспечивающих взлётно-посадочные операции летательных аппаратов, обучение и тренировку личного состава авианесущих кораблей ВМФ России. Идут предварительные испытания. Согласно официальным планам Министерства обороны России, ейский комплекс будет полностью функционировать уже в 2016 году.

Соединённые Штаты Америки

Военно-морские силы США имеют на вооружении 11 многоцелевых авианосцев и соответствующее количество авиакрыльев авианосной авиации (типичное авианосное крыло насчитывает 86-88 самолётов палубной авиации). Наземная подготовка молодых лётчиков морской авиации осуществляется в учебных авиакрыльях на авиабазах Чейз-Филд (англ.)русск. и Кингсвилл (англ.)русск.. Полёты осуществляются на наземную модель посадочной палубы авианосца, которая представляет собой аэродромную взлётно-посадочную полосу, оборудованную тормозной системой (аэрофинишёрами). На первом этапе отрабатываются полёты с выполнением манёвра «касание-взлёт» (англ. touch-and-go), когда самолёт, идя на посадку, касается ВПП в определённой точке и снова на форсаже взлетает. На следующем этапе подготовки выполняются посадки с использованием системы торможения — лётчик выпускает посадочный гак, который зацепляется за один из тормозных тросов. После отработки техники посадки на наземной модели лётчики продолжают обучение на настоящем авианосце.

Китайская Народная Республика

Китай развивает собственное производство палубных истребителей J-15, поэтому начал оснащать необходимые для подготовки лётного состава палубной авиации наземные тренажёрные комплексы. В 2010 году ряд СМИ, со ссылкой на японскую газету «Асахи», заявила о том, что Китай начал строительство двух наземных комплексов, предназначенных для подготовки пилотов палубной авиации, которые имитируют взлётно-посадочную палубу авианосца, в провинциях Ляонин и Шэньси. По оценке экспертов, один из них — наземный тренажёрный комплекс в Хулудао, провинция Ляонин — почти практическая копия «Нитки».

Ещё один подобный объект находится на берегу Бохайского залива в Жёлтом море. На окраине города Ухань провинции Хубэй построен «наземный авианосец» — почти полная габаритная копия среднего авианосца с островом, полётной палубой и трамплином, которая по внешнему виду похожа на авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг» (ныне китайский авианосец «Ши Лан»).

Индия

Строительство тренажёра SBTF (от англ. Shore-Based Test Facility) на авиабазе ВМС Индии Ханса в штате Гоа осуществляется российскими специалистами по контракту с ОАО «Рособоронэкспорт» от 2009 года. Тренажёр является статичной копией перспективного авианосца «Викрант», оборудованный трамплином с углом схода 14° и аэрофинишёрами. Тренажёр предназначен для тестовых полётов лёгких истребителей HAL Tejas, а также подготовки лётчиков МиГ-29К. В марте 2012 года ОАО «Пролетарский завод» отгрузил аэрофинишёры «Светлана-2» по индийскому заказу. В 2012-2013 годах построен стартовый блок с трамплином.

> См. также

  • Авианосец
  • Авианесущие крейсера проекта 1143
  • Палубная авиация

Примечания

  1. 1,0 1,1 Комплекс «Нитка» в Крыму возвращается в собственность ВС РФ. Газета.Ru (21.03.2014).
  2. НИТКА (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) (02.01.2010).
  3. Аэродром НИТКА. Аэродромы Крыма (02.09.2011).
  4. 4,0 4,1 Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об использовании полигона взлётно-посадочных систем «Нитка» от 07.02.1997. Ратифицирована Законом Украины №1968-IV от 01.07.2004.
  5. Официальный сайт Храма святого праведного воина Феодора Ушакова. пос. Новофёдоровка.
  6. С миру по НИТКЕ. Известия (15 июля 2003).
  7. 7,0 7,1 7,2 Валерий Бабич.Наземный испытательный комплекс корабельной авиации «Нитка». Сайт Валерия Бабича — Наши авианосцы.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Зинур Гусейнович Ляпин, контр-адмирал запаса.»Нитка» — Это … Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный. (21.09.2011).
  9. Биография Авиарда Гавриловича Фастовцева. Сайт «Герои страны».
  10. Мирослав Мамчак.Украина: путь к морю. История украинского флота. ПрутПринт (2007). (укр.)
  11. Анатомия необъявленной войны. Украинская перспектива (1997). (укр.)
  12. Россия обвинила Украину в срыве тренировок российских летчиков. Lenta.ru (5 сентября 2008).
  13. Украина сорвала тренировку российских летчиков-палубников. Рravda.ru (5 сентября 2008).
  14. Украина срывает подготовку лётчиков для ВМФ России. Мail.ru (15 сентября 2009).
  15. Генштаб Украины не пустил российских летчиков в Крым. Newsru.com (16 сентября 2009).
  16. Российские летчики в Крыму довольны условиями тренировок. Рolitua.ru (15 сентября 2010).
  17. Использование полигона взлетно-посадочных систем «Нитка» будет более рациональным. Правительственный портал КМУ (16.08.2012). (укр.)
  18. Россия в 2013 г. отказалась от тренировки летчиков на полигоне НИТКА в Крыму. РБК Украина (04.07.2013).
  19. Россия отказалась от украинского полигона НИТКА с 2014 года. РБК Украина (10.09.2013).
  20. Россия отказалась от использования полигона НИТКА в Крыму. Украинская правда (10.09.2013).
  21. Летчики Северного флота займутся освоением новых МиГ-29К в Ейске. Украинская правда (07.01.2014).
  22. Летчики Северного флота тренировались в Крыму. Центральный Военно-Морской Портал (11 Сен 2014).
  23. Вернувшиеся из Крыма летчики СФ начали тренировки над Баренцевым морем. Центральный Военно-Морской Портал (18 Сен 2014).
  24. 24,0 24,1 СМИ: Россия построит аналог НИТКИ и оставит Украину ни с чем. flotprom.ru (12.11.2010).
  25. В Ейске начался монтаж трамплина для НИТКи. Новости ВПК (24.04.2012).
  26. НИТКА в Ейске начали оборудовать аэрофинишёрами. Ейск-инфо (02.08.2012).
  27. 27,0 27,1 27,2 Россия начала испытания собственного тренажёра палубной авиации. Lenta.ru (17 июля 2013).
  28. Строительство НИТКА в Ейске подходит к концу (01.04.2014).
  29. Подготовка летчиков авианосной авиации ВМС США. Зарубежное военное обозрение.
  30. Китай построит наземные комплексы подготовки палубной авиации. army.lv «Новости Армии».
  31. Is china’s Carrier Aviation Program Kicking into High Gear?. The Jamestown Foundation (22.04.2011). (англ.)
  32. Китай создаёт комплексную систему подготовки лётного состава палубной авиации. timesru.com (07.02.2011).
  33. Индия достроит первые полосы собственной Нитки к концу года. Lenta.ru (15.03.2012).
  34. Отгрузка изделий в Индию. Пресс-служба ОАО «Пролетарский завод» (20.02.2012).

Литература

  • Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. — 7. — Николаев: Атолл, 2013. — 805 с. — ISBN 966-2504-37-0.
  • Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X.

Ссылки

НИТКА на Викискладе

  • Форум 100 КИАП в/ч 45782 Саки-4 на сайте ТАКР «Киев».
  • НИТКА на WikiMapia
  • История посёлка Новофёдоровка.
  • Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об использовании полигона взлетно-посадочных систем «Нитка» от 01.07.2004 (укр.)
  • Постановление КМУ о подписании Протокола о внесении изменений в соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об использовании полигона взлетно-посадочных систем «Нитка» от 15.08.2012 (укр.)

Хотя заголовок статьи вызывает ассоциации с делами швейными, речь пойдёт совсем об ином — о Наземном Испытательном Тренировочном Комплексе Авиации (аббревиатура НИТКА), предназначенном для отработки элементов конструкции будущих советских авианосцев, а также для обучения и тренировки пилотов палубной авиации. Со временем термин НИТКА из аббревиатуры превратился для комплекса в имя собственное.

Для кого работает НИТКА

Поскольку комплекс самым тесным образом связан с советскими авианосцами, нельзя хотя бы вкратце не рассказать о них. Своим (а точнее — чужим) первым авианосцем Советский Союз обзавёлся ещё в 1945 году. Это был трофейный недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин». Заложенный в 1938 году, он строился до 1943. Отступая, немцы успели вывести из строя машинное отделение и повредить корпус. После ремонта корабль был введён в состав советского ВМФ.
Казалось бы, СССР получил шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав. Однако руководство страны, возглавляемое поклонником линкоров Сталиным, решило иначе. Авианосец, переквалифицированный во «вспомогательную баржу», превратили в плавающую мишень. В августе 1947 года усилиями пикирующих бомбардировщиков, корабельной артиллерии и подводных лодок «Цеппелин» был отправлен на дно.
Только через 11 лет в СССР вернулись к теме авианосцев. Вначале появилась пара вертолётоносцев «Москва» и «Ленинград», чуть позже строилась серия кораблей-носителей самолётов вертикального взлёта (Як-38). Все корабли проектировались в Ленинграде в Невском ПКБ и строились в Николаеве на стапеле Черноморского завода, единственном в стране пригодном для закладки кораблей такого масштаба. Термина «авианосец» в Советском Союзе почему-то избегали. Новые корабли назвали «тяжёлыми авианесущими крейсерами». Возможно, и справедливо — по своим параметрам и типам летательных аппаратов они пока не дотягивали до класса «ударный авианосец».
Но в 1982 году был заложен первый авианосец классической схемы, рассчитанный на горизонтальный взлёт палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К, коих корабль мог принять 26 единиц и плюс к этому 24 вертолёта. В связи с постоянно меняющейся обстановкой в стране корабль за 5 лет строительства сменил 5 главных конструкторов и 3 собственных имени. После многих злоключений под именем «Адмирал Николай Кузнецов» он всё же вошёл в состав Северного флота России, став её единственным авианосцем.

По примеру заокеанских «коллег»

Поскольку в ходе проектирования и постройки столь нового для советской промышленности корабля возникала масса вопросов, а также в связи, с планами продолжать тему авианосцев было решено кардинальные проблемы отработать на земле. К тому же российские лётчики не имели опыта взлёта и посадки на корабельные палубы. Нужно было где-то этому учиться. После того как главком ВМФ адмирал Горшков и командующий морской авиацией посетили центр подготовки лётчиков палубной авиации США, родилась идея создать собственный аналог. Так возникла НИТКА. Проектировали и строили её те же предприятия, что и собственно авианосец. Это понятно — ведь НИТКА представляла собой, по сути, трёхпалубный авианосец, опущенный под землю.
Лишь выполненная из стали взлётная палуба, в точности копирующая палубу «Адмирала Кузнецова» длиною 290 м, немного возвышалась над поверхностью земли, имея возможность имитации качки. Подземный «корабль» был насыщен мощными паросиловыми и гидравлическими агрегатами, обеспечивающими работу катапульт и аэрофинишеров (натянутых поперёк палубы и соединёнными с тормозными устройствами тросов, за которые цепляется садящийся на палубу самолёт). Была смонтирована и оптическая система посадки «Луна». Огромные секции комплекса, изготовленные в Николаеве, доставлялись морем в Крым, где в районе посёлка Саки была создана база для их приёмки. Дальнейший путь этого «железа» (а вес только корпусных секций составлял 12000 тонн) был короток — до находящегося всего в нескольких километрах от берега аэродрома морской авиации, на базе которого и создавалась НИТКА.
Сначала построенный комплекс обкатали с помощью беспилотных летательных аппаратов. Пилотируемые полёты начались летом 1982 года. 21 августа первый взлёт на МиГ-29К совершил А. Фастовец, лётчик-испытатель КБ им. Микояна, через неделю за ним последовал пилотируемый Н. Садовниковым Су-27К. Через 2 года лётчик-испытатель В. Пугачёв совершил первую посадку на НИТКУ с использованием аэрофинишера. До 1988 года были проведены сотни взлётов (в том числе с помощью паровой катапульты) и посадок. Летали не только асы-испытатели, началась подготовка строевых пилотов для будущих кораблей. А асы с ноября 1989 года уже взлетали и садились на палубу реального «Адмирала Кузнецова». По результатам отработки на НИТКЕ были приняты принципиальные решения по конструкции строящегося корабля. От катапульты отказались, а в носовой части взлётной палубы выполнили параболический трамплин с углом подъёма в 14°.
Но тут грянула перестройка, затем последовал развал СССР. Украина стала самостийной, Черноморский завод и НИТКА остались на её территории. Начиная с 1994 года Россия была вынуждена арендовать комплекс для обучения и тренировок своих пилотов, рассчитываясь с его новым владельцем авиазапчастями. В 2008 году российские лётчики были отлучены от НИТКИ, в наказание за участие Черноморского флота в конфликте с Грузией, но в сентябре 2010 года запрет был снят, и полёты на НИТКЕ возобновились. Одновременно на Кубани в районе Ейска уже шло создание российского аналога НИТКИ. В июле 2013 года первый взлёт с трамплина новой НИТКИ совершил Су-25. Однако, после апреля 2014 года, ознаменовавшегося присоединением Крыма к России, работы на кубанской НИТКЕ были приостановлены. Позже всё же было принято решение о завершении строительства. В конце 2018 года в руководстве Минобороны заявили, что в ближайшее время новая НИТКА вступит в строй и оба комплекса (Крымский и Кубанский) приступят к подготовке кадров для морской авиации России.

А что потом?

Однако сегодня, увы, не совсем ясно, где придётся служить нашим морским пилотам — ведь «Адмирал Кузнецов» далеко не молод, да и состояние его оставляет желать много лучшего. А как сложилась судьба его «младших братьев»?
Следующим за «Кузнецовым» ударным авианосцем должна была стать заложенная в 1985 году «Рига», после развала СССР переименованная в «Варяг». В конце 1988 года новый авианосец был уже на воде в стадии достройки. На нём планировалось внедрение множества новшеств. Увы, этому было не суждено осуществиться, в 1992 году работы на авианосце были свёрнуты. «Варяг», предназначенный для Тихого океана, так-таки попал на Дальний Восток, но совсем в ином качестве.
После кончины СССР ни у России, ни у Украины не нашлось средств, чтобы достроить корабль. Не было средств и для его утилизации. В итоге гордый «Варяг» был продан за 20 миллионов долларов китайской фирме, якобы для переделки его в плавучий развлекательный центр. После оформления сделки корабль ещё 2 года стоял на заводе, принося ему неплохие доходы: китайцы, боясь упустить выгодную покупку, платили по 5000 долларов за день простоя. В конце концов «Варяг» оказался на китайском судостроительном заводе в Даляне. Вскоре стало ясно, что затея с «развлекательным центром» — лишь прикрытие для получения по дешёвке почти готового корабля. Китайцы достроили бывший «Варяг», и 25 сентября 2012 года он под именем «Ляолин» вошёл в состав китайского ВМФ. А в наши дни Китай уже заканчивает строительство комплекса, подобного нашей НИТКЕ.
Ещё одним не появившимся на свет советским авианосцем был «Ульяновск», впервые оснащённый атомной силовой установкой мощностью 380000 л. с. Собирались закладывать второй атомный, но и этот проект был сметён перестройкой. Когда готовность «Ульяновска» составляла 20%, он был утилизирован прямо на стапеле.
И всё же российский флот не теряет надежды, что будущие российские авианосцы когда-нибудь выйдут в море и работы по подготовке для них пилотов хватит на обе НИТКИ.

Журнал: Война и Отечество №12(41), декабрь 2019 года
Рубрика: Интересное оружие
Константин Ришес

Кому нужна «НИТКА» в Крыму?

Иметь палубную авиацию и не иметь при этом наземного полигона для тренировки летчиков – немыслимо. Но с 1992 года и по настоящее время российские ассы палубной авиации находились в таком, прямо сказать, неприглядном положении.

Лишь на прошлой неделе лётчики морской авиации Северного флота приступили в практическим занятиям на наземном тренировочном комплексе «НИТКА», сообщает пресса со ссылкой на представителя СФ Вадима Сергу.

Что такое «НИТКА»?

«НИТКА» — полигон взлётно-посадочных систем ВМФ России предназначенный для отработки лётчиками морской авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца.
«НИТКА» представляет собой учебно-тренировочный комплекс в виде стальной взлетно-посадочной полосы, размеры которой примерно соответствуют палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», являющегося пока единственным полноценным российским авианосцем.

Комплекс расположен в сельском поселке Новонефедоровка (ранее Саки-4) близ крымского города Саки.

Слово «НИТКА» – имя собственное в названии полигона. Но ряд источников считают, что это аббревиатура: «Наземный испытательный тренажер корабельной авиации». Первое название — ИУТК КА ВМФ (испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации Военно-Морского Флота) как-то не прижилось в военной среде.

Комплекс оснащен взлетно-посадочным блоком с аэрофинишерами (устройства для торможения самолета при посадке на палубу авианесущего корабля), трамплинами и разгонным устройством — катапультой. Таким образом, на нем можно отрабатывать как взлет, так и посадку на авианосец.

На полигоне имеется система имитации различных погодных условий. Так, во взлетно-посадочный блок были интегрированы паровые машины, к которым поступала морская вода. Обращенная в пар вода, в свою очередь, подавалась на цилиндры, работа которых позволяла симулировать качающуюся на волнах палубу.

В целом большинство механизмов, установленных на НИТКЕ, действовало за счет парогенераторов, что благодаря близости моря позволяло не тратить большое количество средств на другие энергоносители.

Как родилась «НИТКА»

Изначально предполагалось, что «НИТКА» станет аналогом американского комплекса Lakehurst, являвшегося в 1970-х единственным в мире наземным тренажером палубной авиации.

«Работали над проектом (НИТКА) Невское ПКБ и 23 ГМПИ. На НИТКА предполагалось производить испытание катапульты, аэрофинишеров и другого специфического оборудования, прежде чем их монтировать на корабле» – вспоминает инженер генерал-майор И.В. Манойлин. Обратимся к его живому языку настоящего профессионала.

…Катапульта — серьезная штука. Даст малое ускорение самолету — он плюхнется в воду. Даст слишком большое — летчик может погибнуть от недопустимой перегрузки. Все это, конечно, поддается расчету, но не на живых же людях проверять правильность расчетов.

Аэрофинишер захватывает самолет при посадке на палубу и не дает ему свалиться за борт. Та же проблема — слишком жестко схватит — беда и для летчика и для самолета.

Схематично «НИТКА» необходимо представить как авианосец, закопанный в землю, плюс нормальный сухопутный аэродром со всеми службами плюс научный испытательный центр.

Для страховки тренирующихся летчиков к закопанному в землю авианосцу по земле устроена бетонная посадочная полоса. Если летчик промахнется при посадке на палубу закопанного в землю корабля, то он сядет на эту полосу, длиной около двух километров. То же и при взлете, что-то случится — он на полосе.

При работе всех установок взлета и посадки на корабле их охлаждение производится морской забортной водой. На» НИТКА» был протянут к морю многокилометровый водовод из труб большого диаметра и сделан специальный водозабор.

Этот водозабор представлял собой довольно сложное инженерное сооружение, способное работать при всех погодных условиях. Главная беда пришла оттуда, откуда ее никто не ждал. Название этой беды — медузы. Когда начинали строить — их не было.

Стали забирать воду — они так забивали приемное устройство, что прекращали работу. Наука не смогла дать никаких рекомендаций. Выручила какая-то артель, которая стала их вылавливать для своих целей.

«НИТКА» на службе ВМФ СССР

Отечественный полигон был построен уже к 1 сентябрю 1980 года. Пока строили, произошли изменения: вместо катапультной авиации появилась трамплинная. Пришлось на ходу вносить изменения в проект.

Комплекс получился уникальным в полном смысле этого слова и в эксплуатации проявил себя прекрасно .

Комплекс «НИТКА» воспроизводит палубу крейсера-авианосца, основное оборудование тренажера находится под землей.

Наземный трехпалубный «корабль», оборудованный мощными паросиловыми и электрогидравлическими устройствами, включал и включает взлетно-посадочную палубу, бросковое устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер (который используется для торможения самолета в процессе его посадки на палубу авианосца), трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть.

Взлетно-посадочный блок комплекса может раскачиваться, имитируя волнение на море. Все — как на реальном авианосце. Длина взлетно-посадочной полосы — 290 м. Все металлоконструкции, включая трамплины, весят около 12 000 тонн.

Для того, чтобы катапульта (состоит из двух цилиндров, внутренний диаметр которых равен 500 мм, а длина около 90 метров) смогла разогнать в течение нескольких секунд самолет до взлетной скорости 250-280 км/час, требовалось накопить большое количество пара, а потом мгновенно направить его по трубопроводам по определенному закону «возрастания» под поршни катапульты. В те годы такого ещё никто не делал. Для решения этой и других подобных конструкторских задач были использованы многие новаторские и уникальные идеи и изобретения.

Уникальность НИТКИ еще и в том, что полигон строился с учетом разных перспективных проектов советских авианосцев. На одних самолеты должны были выстреливаться в небо, как рогаткой, паровой катапультой. На других они взмывали в воздух с трамплина.

«НИТКА» считалось и считается самым большим наземным полигоном в м в мире. Обслуживанием комплекса и поддержанием его в рабочем состоянии занимаются около 1000 военных специалистов.

Власти Советского Союза планировали, что на нем будут оттачивать свои навыки летчики и инженеры, которые будут служить на авианосцах. Так, в июле 1982 года на комплексе начались первые испытания прототипов палубных Су-27 и Миг-29.

«НИТКА» успешно функционировала вплоть до распада СССР, за которым последовало множество проблем.

Мнение Украины – «НИТКА» бесполезный, но ценный артефакт советского ВПК.

В наследство от СССР Украине достался ряд уникальных военных объектов, которые украинским Вооруженным силам оказались просто не нужны. Конечно в число наиболее интересных «артефактов» советского ВПК попал и полигон «НИТКА».

Первые годы оставшийся на территории обретшей независимость Украины полигон простаивал: не было ни самолетов, ни летчиков, которые могли бы них тренироваться. А самое главное — не было и авианосца, посадку на который можно было бы отрабатывать.

В свете этого Россия в 1994 году договорилась с Украиной об использовании комплекса и начала его активно использовать для обучения личного состава Черноморского флота ВМФ России.

В 2007 году был подписан новый договор, согласно которому украинская сторона должна поддерживать комплекс в исправном состоянии, в то время как Россия обязуется поставлять ей документацию, запасные части, агрегаты и комплектующие изделия к самолетам типа «СУ». Если переводить это в денежный эквивалент, то данная сумма равнялась $700 тыс ежегодно.

Так продолжалось вплоть до сентября 2008 года, когда после грузинской агрессии в отношении Южной Осетии и Абхазии власти Украины отказали российским военным в использовании комплекса, несмотря на то что Россия оплатила аренду на несколько лет вперед.

После победы на президентских выборах на Украине Виктора Януковича позиция Киева изменилась и с 2010 года полеты возобновились. Тем не менее уже в 2012 году украинская сторона потребовала пересмотра старых договоров: отныне стоимость использования НИТКИ для России составляла $2 млн. Это произошло после того, как российская сторона решила обучать экипажи не только «СУ», но и самолетов других типов.

Из-за этого Россия была вынуждена отказаться от дальнейшего использования тренажера палубной авиации.

Украина пыталась договориться, чтобы комплекс использовали китайские или индийские военные, однако консенсуса по деньгам сторонам достичь не удалось.

Успокоили украинские власти «американские товарищи»: «Вот войдете в НАТО и доллары за эксплуатацию НИТКИ к Вам рекой побегут».

Не тут-то было… После присоединения Крыма к России 21 марта 2014 года, Главный штаб ВМФ России сделал официальное заявление, согласно которому полигон «НИТКА» ожидает глубокая модернизация. В этот же день в 16:00 над полигоном был поднят флаг Российской Федерации.

Заключение

«Годы, проведенные под юрисдикцией украинского военного ведомства, стали самыми проблемными для состояния объекта. Фактически за это время выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии», — цитирует «Интерфакс» представителя Главного штаба ВМФ.

Конечно и в 2014 году «НИТКА» можно было использовать в штатном режиме для тренировки летчиков. Однако столько лет прошло и его нужно было проверить, довести до состояния чтобы оборудование работало безотказно. А для необходимо было сделать технический регламент и довольно большой.

И наконец он завершен! На прошлой неделе с аэродрома морской авиации Северного флота Североморск-3 на аэродром Саки были перебазированы 3 учебно-боевых самолёта Су-25УТГ и 3 палубных истребителя Су-33, которые будут задействованы в тренировочных полётах. Также в Крым прилетели 70 военнослужащих лётного и технического состава корабельного истребительного авиаполка Северного флота.

В их числе пять молодых лётчиков, не имеющих опыта взлёта-посадки на палубу авианосца – информируют прессу представители морской авиации.

Вот им то и нужна «НИТКА» в Крыму.

Борис Скупов

Российская авиабаза в Крыму открыла для всех свои двери

Небольшой сюрприз для читателей моего блога, отныне в нём будут не только мои фоторепортажи. Друг из Крыма — Владимир Никифоров. Он будет иногда нас радовать своими слайдами с различных мероприятий. Знакомьтесь!
Первым репортажем Вовы стал «день открытых дверей» на крымском аэродроме Саки, посвященный 95-летию со дня основания морской авиации Черноморского флота.
2. Ту-134УБЛ — самолёт-салон командующего Черноморским флотом.
Рано утром на территории базы состоялся торжественный митинг, посвященный памяти летчика — Героя России Тимура Апакидзе.
3. Ту-134УБЛ — учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году. Продолжает использоваться в ВВС России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160.
После окончания мероприятия начался показ авиационной и аэродромной техники, стоящей на вооружении МА ЧФ. Военные разрешили посетителям выставки полазить по любым стоящим самолетам. Особенно этому обрадовались дети.
4. Су-30СМ (по кодификации НАТО: Flanker-C) — российский двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+
К сожалению, из-за плохих погодных условий не смогли прилететь самолеты Бе-12 и была отменена программа показательных полетов истребителя Су-30СМ. Так и не поднявшийся в воздух Су-30СМ морской авиации Черноморского флота.
5. Предназначен для роли лидера в авиазвене для управления его групповой атакой за счет мощного АФАР радара и оптических сканеров.
Аэродром Саки находится близ посёлка Новофёдоровка в Крыму. Он известен тем, что на нём находится полигон взлётно-посадочных систем «Нитка» (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный) — учебно-тренировочный комплекс, предназначенный для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца.
6. От тяжелых истребителей пятого поколения как F-22 и Т-50 отличает отсутствие развитых стелс-технологий, но поскольку Су-30СМ обеспечивает радиолокационную разведку и ассистирование пускам ракет для своего авиазвена, то в целом обеспечение скрытности в его тактике действия является невозможным.
Во времена СССР аэродром обеспечивал испытания самолётов и корабельных авиационно-технических средств для первого тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5, а также подготовку лётного и инженерного состава морской авиации.
7. История создания Су-30 связана с изменением концепции воздушного боя из-за прогресса технологий АФАР радаров, когда к тяжелому истребителю стали переходить часть функций самолетов ДРЛО.
В марте 2014 года комплекс палубной авиации «Нитка» вошёл в состав Вооруженных Сил России, над комплексом был поднят флаг Российской Федерации
8. Всего один тяжелый истребитель как Су-30 мог кардинально усилить авиакрыло легких истребителей за счет «групповых действий», т.к. мог на большой дистанции с помощью радара как Н011 Барс обнаруживать вражеские самолеты, управлять пуском ракет со своего авиазвена и выполнять подсветку целей для ракет дальнего радиуса действия как РВВ-АЕ поражающие цели на дистанции 110 км.
Строительство тренажёрного комплекса в авиагарнизоне Саки-4 было начато в 1977 году после ввода в эксплуатацию первого авианесущего крейсера проекта 1143 «Киев». Строительство каждого следующего авианесущего крейсера осуществлялось по новым проектам, параллельно создавались новые типы самолётов палубной авиации, поэтому нужен был специальный полигон, на котором отрабатывалась бы методика взлёта-посадки самолётов на все перспективные проекты авианосцев, испытывались бы новые прототипы самолётов корабельной авиации с укороченными взлётом и посадкой.
9. При этом акцент делался на использование ракет со внеракурсным наведением, что позволяло в известном плане использовать концепцию «выстрелил и забыл».
Все конструкции, которые монтировались на тренажёре — основные блоки, а затем и трамплины изготавливались секциями в Николаеве на Черноморском заводе и транспортировались морем в Новофёдоровке, где был сооружен специальный причал, создана производственная база завода для организации полноценного строительства.
10. За счет указанных средств в учебных боях Су-30 доказывал свое превосходство над легкими истребителями F-16 и F-15 ВВС США, а также перспективным истребителем Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании
В 1982 году комплекс был введён в эксплуатацию без паросиловой установки и катапульты. На тренажёре началась подготовка экипажей самолётов вертикального взлёта Як-38
11. Также такая концепция тяжелого истребителя с радаром дальнего радиуса действия позволяла его использовать для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей в том числе управляя звеном бомбардировщиков как Су-34.
После выхода в январе и апреле 1984 года правительственных постановлений о создании палубных истребителей Миг-29 и Су-27 активизировались работы по изготовлению катапульты «Светлана-1», внутренний диаметр двух цилиндров которой равнялся 50 см, а длина — около 90 м. Чтобы катапульта в течение нескольких секунд смогла разогнать самолёт до скорости взлёта 270-280 км/ч, требовалось накопить максимальное количество пара, а затем мгновенно направить его под челнок катапульты.
12. Кроме этого, военный опыт применения того же Су-34 доказал, что самолет использующие мощные средства РЭБ даже эффективней самолета со стелс-технологиями, что поставило вопрос об необычном ранее воздушном бое против «самолета радиоэлектронной борьбы», который не стремится вступить в маневренный бой с истребителем, а стремится его ослепить и обстрелять ракетами. Радар Су-30 позволяет ему вести бой с одним самолетом РЭБ
Волгодонский завод «Атоммаш» изготовил для «Нитки» экспериментальные пароаккумуляторы и систему жаростойких трубопроводов, способных пропускать большие объёмы пара высокого давления
13.Эффективность указанных сценариев применения привела к тому, что Су-30 по результатам учебных воздушных боев был закуплен на вооружение множеством стран.
Однако из-за того, что в СССР так и не было построено полноценного авианосца, катапульта, в работе над которой участвовал не один десяток КБ и заводов, так и осталась ненужной. Катапульта №2, под которую проектом зарезервировано место на тренажёре не устанавливалась.
14. Многозамковый балочный держатель на подфюзеляжном пилоне истребителя Су-30СМ.
В сентябре 1984 года начались полёты самолётов Су-27 и Миг-29. Первый взлёт с нового трамплина на Су-27 совершил лётчик-испытатель герой Советского Союза Г. Ф. Садовников, на Миг-29 — Герой Советского Союза В. Е. Меницкий. После них полёты с «Нитки» на самолётах Миг-29 и Су-27 выполняли лётчики-испытатели Герои Советского Союза А. В. Федотов, Б. А. Орлов, В. Г. Пугачёв и другие. Это были первые в мировой практике взлёты самолётов с обычной аэродинамикой с трамплина.
15. Оптико-локационная станция ОЛС-30 позволяет обнаруживать самолеты врага и наводить на них ракеты не включая радар.
Одновременно начались испытательные полёты специально созданного для подготовки лётчиков корабельной авиации двухместного учебно-боевого самолёта Су-25УТГ. Первые посадки с использованием аэрофинишёров были выполнены на Су-27К В. Г. Пугачёвым и МиГ-29К Т. А. Аубакировым.
16. Приёмник воздушного давления самолёта Су-30СМ.
В 1991 году, в ходе испытаний самолёта Су-27К, в акватории Чёрного моря лётчики 100-го авиаполка Т. А. Апакидзе и А. П. Яковлев 26 и 27 сентября 1991 года выполнили первые самостоятельные посадки на корабль — тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).
17. Под оранжевыми заглушками — 30-мм автоматическая пушка ГШ-301.
Лётчики С. Г. Рассказов и Л. А. Стратоницкий, которые также были подготовлены к полётам на «Тбилиси», но на самолётах МиГ-29К, совершить посадку на корабль не смогли — авианесущий крейсер был срочно выведен в море и перебазирован на Северный флот.
18. Самолет Ан-72 морской авиации Черноморского флота.
10 апреля 1992 года 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации во главе с полковником авиации Виктором Безногих присягнул на службу Украине. Приказом Министра обороны соединение было зачислено в состав Вооруженных Сил Украины. В то же время многие офицеры отказались от службы в Вооружённых Силах Украины и военной присяги.
19. Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Из-за отсутствия у Вооруженных сил Украины авианесущих крейсеров подготовка лётчиков самолётов палубной авиации для ВС Украины представлялась нецелесообразной. Поэтому некоторое время тренажёрный комплекс по назначению не использовался.
20. Мечто пилотов Су-24.
8 июля 1994 года подписан контракт об использовании комплекса в интересах РФ. Контракт подписали от заказчика — государственная компания «Росвооружение» от исполнителя — ВВС Украины. В июле 1994 года на полигоне возобновилась подготовка личного состава морской авиации ВМФ РФ.
21. Подвесной топливный бак.
7 февраля 1997 года правительства Российской Федерации и Украины подписали соглашение Об использовании полигона взлётно-посадочных систем полигона. По соглашению Урина разрешила России использовать полигон в составе взлётно-посадочной полосы с трамплином и комплексом средств и механизмов, обеспечивающих трамплинный взлёт и аэрофинишёрную посадку самолётов, а также обязалась оказывать помощь по подготовке лётного состава, проведению испытаний объектов авиационной и морской техники, обеспечению эксплуатации полигона.
22.
За предоставленные услуги российская сторона обязалась поставлять украинской стороне запасные части, агрегаты, комплектующие изделия к самолётам типа «Су» Воздушных сил Украины на сумму, эквивалентную затратам украинской стороны на предоставление полигона, поддержание его в исправном состоянии.
23. Ракета Х-59М «Овод-М», служащая для поражения малых наземных и надводных целей.
С того времени до 2008 года на полигоне ежегодно проходили тренировки лётчики 279-го корабельного истребительного авиационного полка Северного флота России (аэродром базирования Североморск-3) на самолётах Су-27К, Су-27УБ и Су-25УТГ. Тренировки продолжительностью 1,5-2 месяца, обычно проходили в летний период.
24. Су-24 и его ракетно-бомбовое вооружение.
В августе 2008 года в связи с российско-грузинским конфликтом сотрудничество Украины и России по подготовке российских лётчиков было приостановлено.
25. Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60МК.
По версии, обнародованной для СМИ заместителем командующего морской авиацией ВМФ России Николаем Куклевым 5 сентября 2008 года, «9 августа МИД Украины выступил с заявлением, в котором посчитал нецелесообразным тренировку российских лётчиков на тренажере в Крыму»
26. Неуправляемая авиационная ракета С-24
Следующие полёты с «Нитки» состоялись только в 2010 году. 21 августа 2010 года на аэродром Саки прибыли российские самолёты Су-27К, МиГ-29К, Су-33УБ и Су-25УТГ, а тренировки начались 5 сентября и продолжались около 20 дней. По словам командира отдельного корабельного истребительно-авиационного полка морской авиации Северного флота ВМФ РФ Евгения Кузнецова, российские лётчики остались довольны организацией подготовки полигона
27. Аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24/56.
В 2013 году Россия отказалась от тренировки лётчиков на полигоне «Нитка» в Крыму. Официальный представитель МО РФ 7 января 2014 года заявил, что с 2014 года переучивание лётчиков 279-го корабельного истребительного авиационного полка Северного флота России на самолёты МиГ-29К будет осуществляться на аналогичном комплексе Центра боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ в Ейске.
28. Аэродромная комбинированная поливомоечная машина.
21 марта 2014 года после присоединения Крыма к Российской Федерации стало известно, что комплекс палубной авиации «Нитка» переходит в собственность Вооруженных Сил России. С конца лета по начало сентября 2014 года в течение нескольких недель проводились учебно-тренировочные полёты лётчиками отдельного корабельного истребительного авиационного полка палубной авиации СФ на 6 Су-33 и 2 Су-25УТГ.
29. Подметально-уборочная машина.
Вполне возможно, что в тексте уйма ошибок, взял с википедии, а ей верить нельзя. Если что, поправляйте меня! Спасибо!
30.
31.
32.
33.
34.
35. На аэродроме весь день работала полевая кухня, где посетители могли перекусить.

Летчики палубной авиации СФ будут проводить тренировки на комплексе НИТКА

Пока единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» находится в ремонте, палубная авиация все равно должна совершать тренировочные полеты. А если нет возможности взлететь с палубы авианосца, то можно воспользоваться специальным тренажером.
Как сообщают в пресс-службе Северного флота, летчики палубной авиации СФ проведут тренировки на специальном тренажере НИТКА в Крыму. Самолеты уже прибыли в аэропорт Саки.

Специальный наземный испытательный авиационный комплекс (НИТКА) находится в поселке Новофедоровка. Он полностью повторяет палубу авианосца и предназначен для отработки техники взлета и приземления. Размеры стальной взлетно-посадочной полосы аналогичны полетной палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и также оборудованы трамплином и аэрофинишерами.
На данный момент известно о девяти самолетах, которые примут участие в тренировках. В этот список входят один Су-30, шесть палубных истребителей Су-33 и два учебно-боевых самолета Су-25УТГ. Для обслуживания техники в Крым прибыли специалисты Северного флота, всего 45 человек. Тренировки будут продолжаться в течении нескольких месяцев, более точной информации на данный момент нет.
НИТКА — это находящийся близ города Саки наземный испытательно-тренировочный комплекс палубной авиации. Ккомплекс предназначен для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца. Действует с 1982 года. Именно тогда и был совершен первый взлет Су-27 с тренировочного трамплина.

Наземный испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации (тренажер НИТКА) был построен в 1980-х годах с целью подготовки и обучения пилотов взлету и посадке на палубу авианесущих крейсеров проекта 1143.5.

Комплекс — тренажер Нитка позволил обучить несколько поколений летчиков палубной авиации, однако в настоящее время уникальный авиатренажер в поселке Новофедоровка почти не используется — при украинских властях объект практически не финансировался, а его использование российской стороной было существенно ограничено.

На НИТКЕ ранее существовала система имитации различных погодных условий. Взлетно-посадочный блок был хорошо укомплектован паровыми машинами, к которым поступала морская вода.

После преобразования воды в пар, она подавалась на цилиндры, благодаря которым уже производилась имитация качки, из-за чего условия взлёта и посадки на НИТКУ были максимально приближены к реальной посадке на авианосец.

Тренажер НИТКА — вид сверху

Вскоре после этого в Ейске был построен аналогичный комплекс, который заработал в 2013 году. В ближайшем будущем аэродром в Новофедоровке будет модернизирован и вновь примет пилотов на обучение.

]»Годы, проведенные под юрисдикцией украинского военного ведомства, стали самыми проблемными для состояния объекта. Фактически за это время из него выжимали все, не вкладывая каких-либо средств для поддержания его в должном состоянии», — сообщает представитель Главного штаба ВМФ.

Предполагается, что тренажер НИТКА будет модернизироваться применительно к проекту нового российского авианосца.