Как производят морские пушки большого калибра

Королевский калибр: последняя глава в истории сверхкораблей

Александр Широкорад 5 ноября 2019 17:27

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с американскими линкорами на дистанцию действия своей чудовищной артиллерии, и он погиб, так и не увидев врага под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В своем последнем бою «Ямато» сбил пять и повредил двадцать американских самолетов — ничтожная цена за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских исполинов — больше нигде в мире дредноутов не строили.

Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда британский премьер Маккенна назначил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для немцев он в основном роскошь. С нашей военно-морской мощью непосредственно связано само существование Англии. В ней залог нашего существования. Для немцев же военно-морская мощь — это экспансия». Черчилль, озабоченный качественным превосходством германской корабельной артиллерии, предложил увеличить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедленно решил пойти на порядок выше, — вспоминал в мемуарах Черчилль, — и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы».

И вот 21 октября 1912 года был заложен первый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в четырех башнях. Чтобы представить себе всю мощь новой артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг — в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты испытаний превзошли все ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне — 32 км; у корабельных установок из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была просто превосходной.

Немецкий линкор «Бисмарк», оснащенный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив рулевую машину и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить любой линкор мира и спокойно уйти при необходимости. Пять кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в ходе войны, в январе 1915 — феврале 1916 годов. Годом позже в строй вошли еще пять линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением. Немцы с некоторой задержкой ответили постройкой четырех собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия главного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Ограничение морских вооружений

В начале 1920-х годов «победители» Англия и США решили ограничить гонку морских вооружений. 6 февраля 1922 г. делегаты США, Англии, Японии, Франции и Италии подписали трактат «об ограничении мор-ских вооружений», согласно которому устанавливались следующие соотношения размеров линейного флота: США: Англия: Япония: Франция: Италия — 5: 5: 3: 1,75: 1,75. В итоге Англия получила право иметь двадцать линкоров общим водоизмещением 558 950 т, США  восемнадцать линкоров (525 850 т), Япония — десять линкоров (301 320 т), Франция — десять линкоров (221 170 т), Италия — десять линкоров (182 800 т). Державы, подписавшие соглашение, обязывались не покупать и не строить линкоры водоизмещением более 35 тыс. т и не вооружать их орудиями калибром более 16 дюймов (406 мм). Общий тоннаж линей-ных кораблей, могущий подлежать заменен, не должен был превы-шать: для США и Англии — 525 000 т., для Японии — 315 000 т, для Франции и Италии — по 175 000 т. Таким образом, Англию вынудили отступить от ее принципа иметь флот, равный соединенному флоту двух сильнейших морских держав.

Между тем у англичан появилась очередная военно-морская идея: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Назвали их довольно забавно — «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещением 23 000 тонн и скоростью 31−32 узла, были заложены в марте-июне 1915 года. Первые два корабля были вооружены четырьмя 381-мм пушками в двух башнях, а «Фьюриес» — двумя 457-мм и четырьмя 140-мм. Чудовищные 457-мм пушки с весом ствола в 150 тонн стреляли полуторатонными снарядами на дальность 27,4 км. Однако «большие легкие крейсера» оказались слишком уязвимыми для огня противника, и по окончании Первой мировой войны их переделали в авианосцы.

Для съемок японского фильма «Ямато для мужчин» был создан макет линкора в натуральную величину (длина 263 м, ширина 40 м).

Три орудия

Из других государств первыми подняли калибр орудий своих дредноутов США — с 305 мм до 356 мм. В 1911 году были заложены «Нью-Йорк» и «Техас», вошедшие в строй весной 1914 года. Их водоизмещение составило 28 400 тонн, скорость — 21 узел, а вооружение — десять 356-мм и двадцать одна 127-мм пушка. Любопытно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем в США построили еще два корабля с тем же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 года, при водоизмещении 32 600 тонн имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего же в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм пушками.

«Лев», «Комар» и «Мурена»

Корабельная артиллерия прошла за тысячелетия длинный путь — от катапульты гребных судов до главного калибра дредноутов, но и в третьем тысячелетии по-прежнему сохраняет свое значение. Ее будущее теперь связано с новыми технологиями и «умными» боеприпасами.
Серьезный удар по дальнейшему совершенствованию корабельной артиллерии после Второй мировой войны нанесло бурное развитие ракетного оружия. В 1967 году за считанные минуты израильский эсминец «Эйлат» был без труда потоплен двумя египетскими ракетными катерами (советского производства класса «Комар»). Это стало всемирной сенсацией и вызвало чрезмерную эйфорию у политиков и адмиралов. Казалось, еще несколько лет — и артиллерийские орудия можно будет использовать только для праздничных салютов. К тому же несколькими годами ранее тогдашний cоветский руководитель Никита Сергеевич Хрущев поставил крест сразу на нескольких типах советских кораблей, имевших в качестве главного средства артиллерию. Решением Хрущева в 1950-х были прекращены все работы по корабельным орудиям калибра свыше 76 миллиметров, и почти два десятилетия морские артсистемы среднего и крупного калибра в России не разрабатывались.
Однако локальные конфликты 1950—1960-х годов показали — пушки еще рано списывать на берег. Например, в годы войны в Корее 406-мм орудия линкоров типа «Айова» стали самыми эффективными из всех артсистем, применявшихся американскими войсками. Высокий боевой потенциал этих орудий проявился и в годы войны во Вьетнаме, а зарубежные эксперты сравнивали огонь линкора «Нью-Джерси» с мощью бомбовых ударов одновременно 50 самолетов. Командование же ВМС США, оценивая действия своих стальных гигантов, посчитало, что их способность действовать практически при любых погодных условиях, высокая точность и эффективность огня по поражению защищенных целей выдвинули линейный корабль на первое место в сравнении с полевой артиллерией, бомбардировочной и штурмовой авиацией. И вот в 1975 году в США после 11-летнего перерыва в строительстве эсминцев в состав флота входит первый корабль этого класса, но уже нового поколения. «Спрюэнсы», главный калибр которых включал две 127-мм одноорудийные артустановки Mk45 с дальностью стрельбы около 24 километров, стали важным этапом в мировом военном кораблестроении и ознаменовали собой начало новой эпохи корабельной артиллерии. Причем в том же году британцы (также после длительного, 22-летнего, перерыва) передали своему флоту эсминец «Шеффилд», вооруженный 114-мм автоматизированной артустановкой Mk8 компании «Виккерс». Установка имела дальность стрельбы 20 километров, скорострельность 25 выстр./мин и могла открыть огонь спустя 15 секунд после получения команды. Но во многом именно благодаря «Спрюэнсу» и «Шеффилду», как это ни парадоксально, появились самые мощные корабельные орудия и самые лучшие эсминцы последней четверти ХХ века: советские 130-мм комплексы АК-130 и корабли проекта 956.
Шесть тонн металла в минуту
В конце 1960-х годов ленинградскому КБ «Арсенал» поручили ответственное задание: создать новую 130-мм морскую башенную артустановку, технические характеристики которой в 3—5 раз превышали бы любые зарубежные аналоги по скорострельности и количеству выстрелов, готовых к автоматической стрельбе, да еще и при возможности смены типа боезапаса во время беглой стрельбы.
Соревноваться же было с кем. Например, американцы, осознавая огромный потенциал ракетного оружия, работы по корабельной артиллерии тем не менее не прекращали и в 1955 году приняли на вооружение 127-мм одноорудийную автоматическую установку Mk42. Масса башни — 63 тонны, орудия — 2,5 тонны, снаряда — 31,75 килограмма, а всего выстрела — 48,5 килограмма. Орудие наводилось по горизонтали от –180° до 180° (40 °/с), а по вертикали — от –7° до 85° (25 °/с). Практическая скорострельность — 20 выстр./мин, максимальная дальность стрельбы по воздушной цели — 14,4 километра, по надводной и по берегу — 21,9 километра. Для стрельбы были постоянно готовы 40 снарядов, уложенных в два барабана с двусторонней автоматической подачей, начальная скорость снаряда — 808 м/с. А в 1971 году ей на смену заступила усовершенствованная артсистема Mk45 — такого же калибра, но с намного лучшими характеристиками. Масса башни была уменьшена за счет использования армированного алюминия, а подача боеприпасов производилась из магазина барабанного типа на 20 унитарных выстрелов.
130-мм двухствольная артустановка комплекса АК-130-МР-184: длина ствола 6990 мм, длина отката 520—624 мм, угол наведения: вертикального от –12° до 80°, горизонтального от –200° до 200°, скорость наведения 25 °/с, масса комплекса с одной АУ без боезапаса 98 т, дальность стрельбы — более 22 км
Особенно трудной задачей для советских оружейников стала разработка рациональной схемы питания артустановки боезапасом. Во-первых, нужно было сократить до минимума количество перегрузок боезапаса при его автоматической подаче из подбашенного отделения на линию огня. А во-вторых, необходимо было обеспечить безопасность боеприпасов при перемещении. Эту задачу решили, создав впервые в артиллерийской практике унитарный патрон калибра 130 миллиметров — раньше, чем подобный патрон сделали американцы. Да и вся система вышла уникальной: ее оригинальность подтверждена 77 авторскими свидетельствами на изобретения.
Этот комплекс и входящее в него орудие А-218 до сих пор превосходят по своим характеристикам все существующие зарубежные корабельные артустановки схожего калибра. А когда на просторы Мирового океана вышел головной эсминец проекта 956 — первый корабль, вооруженный новым орудием, западные военно-морские эксперты были в шоке. Еще бы: четыре ствола эсминца, названного «Современный», за минуту выпускали во врага более 6 тонн снарядов (!) — рекорд, которому могли бы позавидовать некоторые линкоры и к которому до сих пор не могут приблизиться ни американские, ни европейские конструкторы.
Управление стрельбой в АК-130 осуществляется при помощи РЛС управления огнем МР-184 «Лев» в составе двухдиапазонного радара сопровождения цели, телевизира, лазерного дальномера и аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты. «Лев» может принимать целеуказание от общекорабельных средств обнаружения, выполнять точное измерение параметров движения воздушных, морских и береговых целей, вырабатывать углы наведения для двух артустановок, вести автоматическую корректировку стрельбы по морской цели по всплескам, а также выполнять автоматическое слежение за выпущенным снарядом. Основной снаряд — осколочно-фугасный с тремя типами взрывателей — способен пробить 30-мм гомогенную броню под углом 45° и взорваться уже за ней, нанеся цели максимальное повреждение. Воздушные же цели уничтожаются снарядами ЗС-44 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1 и снарядами ЗС-44Р с радиолокационным взрывателем АР-32, который обеспечивает поражение цели с промахом до 8 метров при стрельбе по противокорабельным ракетам и до 15 метров при стрельбе по самолетам.

Кроме того, у АК-130 имеется автоматическая система перегрузки боезапаса из артиллерийского погреба в подбашенное отделение установки: она обеспечивает комплексу возможность вести стрельбу непрерывно со скорострельностью до 60 выстр./мин, вплоть до полного опустошения своих погребов. Причем без какого-либо участия расчета. Такая вот пушка-робот.
Царь-пушка XX века
Восьмидесятые годы прошлого века стали своеобразной эпохой ренессанса корабельной артиллерии. Особенно активно работы по данной теме велись в СССР. Конструкторы, окрыленные успехами в создании автоматических артустановок калибра 100 и 130 миллиметров, решили замахнуться на нечто большее. И вот в 1983—1984 годах готов проект 406-мм корабельного гладкоствольного орудия, одновременно предназначенного для пуска управляемых ракет классов «поверхность — поверхность» и «поверхность — воздух». К тому же из этой «царь-пушки» предполагалось стрелять еще и оперенными снарядами, и глубинными бомбами, в том числе и ядерными. При этом артустановка (безбашенного типа) благодаря своим относительно небольшим габаритам и массе — вес установки при одноярусном погребе составлял всего 32 тонны — могла размещаться на надводных кораблях водоизмещением от 2000 тонн, то есть даже на сторожевиках.
Башню из конструкции корабельной артустановки удалось исключить за счет заглубления оси цапф ниже палубы на 0,5 метра. Правда, это ограничило угол возвышения диапазоном от 30° до 90°. Стенки же ствола уменьшили за счет использования гаубичной баллистики. Уравновешивание качающейся части, размещенной под боевым столом и проходившей через амбразуру купола, осуществили при помощи пневматического уравновешивающего механизма.
Заряжание орудия (только при угле возвышения 90°) сразу из погреба при помощи элеватора-досылателя, установленного со основращающейся части. Причем допускалась быстрая смена типа боеприпаса — всего за 4 секунды и без предварительного дострела выстрелов, находящихся на путях подачи и досылки. Сам выстрел состоял из снаряда (ракеты) и поддона с метательным зарядом, который был един для всех типов боеприпасов. Все операции по подаче и досылке выполнялись автоматически.
Расчетная дальность стрельбы 110-килограммовыми снарядами — 42 километра, мощными 1200-килограммовыми боеприпасами — до 10 километров, а управляемые ракеты могли поражать цель на дальностях до 250 километров. Скорострельность снарядами — 15—20 выстр./мин, ракетами — 10 выстр./мин. Боевой расчет установки составлял всего 4—5 человек. Однако, несмотря на уникальность новой пушки, резолюция командования была лаконично отрицательной: «Калибр 406 миллиметров не предусмотрен стандартами отечественного ВМФ».
Знаменитая «металлорезка» — 30-мм шестиствольная артустановка АК-630М. Цифрами обозначены:
1. Блок управления
2. Шланги охлаждения
3. Рукав питания пушки
4. Автомат АО-18
5. Маска
6. Гильзозвеньеотвод
7. Обтекатель артустановки
8. Бак системы охлаждения
9. Насос системы охлаждения и электродвигатель
10. Гид ронасосы приводов вертикаль ного и горизон тального наведения
То ли снаряд, то ли ракета
Дальнейшее развитие корабельной артиллерии тормозилось объективной причиной: традиционный снаряд представляет собой, строго говоря, «чушку», которую надо забросить как можно дальше. Но ведь пороховой заряд ограничен по массе и силе, поэтому конструкторы нашли оригинальный выход — создали реактивный снаряд, совмещающий в себе достоинства обычного снаряда, сбить который почти невозможно, и ракеты, реактивный двигатель которой дает возможность ей лететь на большую дальность.
Первыми в корабельной артиллерии такой снаряд массово применили американцы — в 127-мм артустановке Mk45, магазин барабанного типа которой мог брать взамен 20 обычных унитарных выстрелов 10 выстрелов раздельного заряжания с управляемыми реактивными снарядами «Дедай». Новые боеприпасы впервые испытали на эсминце «Бриско» в 1981 году. Они имели вес выстрела 48,87 килограмма при массе самого снаряда 29 килограммов и дальность стрельбы до 36,5 километра (почти в полтора раза больше, чем у обычного снаряда). Наведение на цель обеспечивалось подсветкой лучом лазера с корабля или вертолета. На вооружение снаряд приняли в противокорабельном исполнении, хотя испытывался также и его зенитный вариант.
30-мм автоматическая безоткатная пушка «Маузер» RMK 30×230
Но увеличить дальность полета снаряда — это лишь полдела. Ведь на больших дальностях и отклонение может быть весьма существенным, вплоть до сотни-другой метров. А значит, надо корректировать траекторию полета боеприпаса. Как? А так, как это реализовано на межконтинентальных баллистических ракетах: американцы установили на снаряд совмещенный блок инерциальной навигационной системы и приемника сигналов GPS. Пришлось, правда, поработать, чтобы сделать блок навигации устойчивым к огромным перегрузкам, ведь снаряд при покидании ствола орудия испытывает до 12 000 g!
24 сентября 2003 года подобный снаряд — BTERM, созданный специалистами компании АТК, в ходе испытания на полигоне Уайт-Сэндс менее чем за три минуты преодолел 98 километров и упал в круг диаметром 20 метров. В полете снаряд, выпущенный из стандартного 127-мм орудия Mk45, откорректировал свою траекторию по данным девяти спутников системы NAVSTAR. Максимальная расчетная дальность стрельбы таким снарядом составляет 116 километров.
Интересно, что в качестве боевой части снаряда-ракеты ERGM (весом в 50 килограммов), разрабатывавшегося другой компанией («Рейтеон»), было решено использовать кассетный боеприпас с 72 суббоеприпасами ХМ80, предназначенными для поражения личного состава и небронированных целей. Бронетехнику такой снаряд поражать не может, и это очень не понравилось американским морпехам. «Это хороший тандем — 127-мм корабельное орудие и управляемый снаряд, но все же он пока не дает нам необходимый мощи, так что нам пока остается надеяться лишь на наши 155-мм гаубицы, которые, правда, во время высадки еще надо доставить на берег», — заявил один из генералов.
Схожесть нового снаряда с МБР придает характер работы его двигательной установки и тип траектории полета: реактивный двигатель просто разгоняет снаряд и выводит его на соответствующую высоту, с которой он как бы планирует на цель, корректируя траекторию с помощью навигационной системы и управляющих плоскостей.

Впрочем, в 2008 году обе программы, BTERM и ERGM, были закрыты по причине разбухания их стоимости. Ведь, например, снаряд ERGM вырос в закупочной цене с 45 000 до 191 000 долларов, хотя, для сравнения, армейский управляемый снаряд М712 «Копперхед» стоит всего 30 000 долларов. Но аналогичные работы сегодня ведутся и в США, и в других странах.
Система Гатлинга на новый лад
Когда в 1862 году американский врач-гомеопат Ричард Гатлинг запатентовал многоствольную систему с вращающимся блоком стволов, мало кто мог предположить, что служить она будет даже в новом тысячелетии. Но именно такая артсистема могла противостоять самому серьезному врагу надводных кораблей — реактивным самолетам и противокорабельным ракетам. Среди таких «многостволов» наиболее известны американский «Фаланкс» и российский АК-630.
Первые 20-мм комплексы Mk15 «Фаланкс» поступили на вооружение ВМС США в апреле 1980 года. «Пилотным» носителем стал авианосец «Америка», после чего этой системой в массовом порядке стали вооружаться все надводные корабли американского флота, начиная с фрегатов. В состав комплекса входят: боевой модуль Mk16, выносной пульт управления Mk339 у боевого модуля и выносной пульт управления Mk340 для дистанционного управления комплексом с удаленного поста.
«Фаланкс» является «оружейной системой с замкнутым контуром»: его система управления выполняет одновременно сопровождение цели и сопровождение/корректировку трассы выпущенных снарядов. Таким образом, стальной рой как бы следует за целью и в конце концов поражает ее.
Комплекс полностью автономен, его система наведения в составе РЛС обнаружения и антенны станции сопровождения размещены под радиопрозрачным «колпаком». Боевая же часть установки — это автоматическая скорострельная пушка «Вулкан», созданная по схеме Гатлинга. Блок из шести стволов закреплен на роторе, приводимом во вращение 20-сильным электромотором T48, причем стволы расположены не параллельно, а наклонно — под углом 0,75°, то есть блок стволов как бы «расширяется» в сторону казенной части.

Будущее корабельной артиллерии — за управляемыми реактивными снарядами и рейлганами. Здесь изображены носовые артустановки американского эсминца УРО типа DDG 1000. Цифрами обозначены:
1. Раздвижная орудийная башня, выполненная по технологии «стелс»
2. 155-мм орудие
3. Подбашенное отделение с системой автоматической подачи боеприпасов
Питание пушки беззвеньевое, подача боеприпасов осуществляется из магазина цилиндрической формы, который располагается непосредственно под пушечным блоком и соединяется с пушкой при помощи двух металлических лент, крепящихся к передней нижней части магазина справа. Выстрелы в магазине располагаются между радиальными перегородками, на «рельсах», и при помощи центрального ротора в форме архимедова винта постепенно подаются в конвейер для стрельбы. Перезарядка магазина занимает не более получаса. В ходе испытаний было установлено, что «Фаланкс» может работать в непрерывном режиме без охлаждения до 30 минут.
Обычно на кораблях ВМС США дежурный режим для комплекса «Фаланкс» подразумевает, что он включен и автоматически выполняет наблюдение в определенном секторе с целью обнаружения «враждебно настроенных» воздушных и изредка малоразмерных надводных целей. При этом, обнаружив цель, система управления огнем производит (тоже в автоматическом режиме) выработку данных целеуказания и передает их на боевой модуль для стрельбы, наводя его на цель. По отзывам американских моряков, по причине отсутствия в СУО комплекса прибора-запросчика «свой — чужой», он наводится кратковременно на все попадающие в поле зрения цели — даже на свои самолеты, покидающие авианосец или садящиеся на него.
«Он похож на слепого питбуля и требует постоянного контроля за работой со стороны оператора», — так охарактеризовал ЗАК «Фаланкс» один из обслуживающих его моряков с авианосца «Энтерпрайз». Так что решение на открытие огня все же принимает человек, а СУО комплекса выполняет контроль результативности огня и в случае необходимости выдает новые данные для стрельбы. Огонь ведется до тех пор, пока цель не исчезнет из поля зрения РЛС СУО или пока оператор не прекратит стрельбу сам.
Российским аналогом «Фаланкса» является сегодня комплекс АК-630М (есть еще облегченный вариант АК-306, а также спаренная артустановка АК-630М-2 «Дуэт», разработанная на базе аналогичной системы «Рой» с применением технологии «стелс»). Максимальный темп стрельбы АК-630М составляет около 5000 выстрелов в минуту, а у «Дуэта» с двумя автоматами он возрастает до 10 000 выстрелов в минуту! Такая очередь в буквальном смысле режет металл ракеты или корпус корабля, как нож масло, потому и прозвали наши установки «металлорезками». Но у российских оружейников есть еще и комплексы «Кортик» и «Пальма», где в едином боевом модуле совмещены 30-мм скорострельные пушки и пусковые установки сверхзвуковых зенитных управляемых ракет: ракеты поражают цель на дальнем рубеже, а пушки «добивают» прорвавшегося врага на ближней дистанции.
Пушка возвращается под воду
Во времена, когда субмарины еще не могли долго находиться под водой и торпед на борту было маловато (да у них и системы самонаведения не было), артиллерийские орудия стали обязательным атрибутом подлодки. В ряде стран даже создали «подводные мониторы», главным оружием которых являлись не торпеды, а крупнокалиберные орудия. С развитием ракетоторпедного оружия пушки на субмаринах стали не нужны. Но теперь, похоже, они вновь туда возвращаются.
Идею оснащения подводных лодок подъемно-мачтовым устройством с установленной на нем 30-мм автоматической артустановкой предложил консорциум немецких фирм в составе HDW, GABLER Maschinenbau и подразделение Mauser Werke Oberndorf концерна Rheinmetall Waffe Munition GmbH.
Новейшая российская разработка — автоматическая 130-мм артустановка А-192Э: дальность стрельбы не менее 22 км, скорострельность 30 выстр./мин, боевой расчет 3 чел., масса без боезапаса 25 т, углы наведения от –12° до 80° по вертикали и от –170° до 170° по горизонтали
Разработчикам необходимо было решить целый комплекс задач, чтобы новое оружие отвечало основным требованиям адмиралов. В частности, калибр должен был быть примерно 25—30 миллиметров, орудие должно было дистанционно управляться оператором, находящимся в прочном корпусе, и обладать малой отдачей. Кроме того, пушка должна была уметь стрелять под водой, на перископной глубине, и обладать высокой точностью стрельбы (для подлодки малый расход боеприпасов — очень важное условие).
Проект, получивший обозначение «Мурена», предполагал размещение 30-мм автоматической пушки «Маузер» RMK 30х230 в специальном контейнере диаметром 0,8 метра, располагаемом в ограждении рубки субмарины и выдвигаемом за ее габариты почти на 4,5 метра при помощи подъемно-мачтового устройства. После этого шток-цилиндр с гидравлическим приводом как бы «выдавливал» пушку из контейнера и уже через пару мгновений она была готова к стрельбе.

Уникальность пушки RMK 20×230, создававшейся изначально для европейского боевого вертолета «Тигр», заключается в том, что она не имеет отката и использует выстрелы со сгорающей гильзой, в которую снаряд утоплен почти полностью. Кроме того, пушка — револьверного типа, имеет барабан на четыре выстрела, подаваемые в камору барабана не сзади, а спереди. Это привело к основательному сокращению казенной части оружия и, соответственно, уменьшило его общую массу. Плюс беззвеньевая подача боеприпасов, а для обеспечения наведения пушки и ее заряжания используется специальный электропривод. Скорострельность — 300 выстр./мин, стрельба ведется очередями по 3—4 снаряда. Выстрелы имеют особую маркировку соответственно типу снаряда, что позволяет стрелку быстро производить смену боеприпасов в зависимости от характера обстреливаемой цели.
Энергетический бросок
И все же пороховой выстрел — это уже вчерашний день, в лучшем случае сегодняшний. День завтрашний принадлежит корабельным орудиям, созданным на совершенно иных принципах: в одних снаряд будет посылаться в цель мощью электромагнитного импульса, а в других роль снаряда будет и вовсе играть пучок лазера.
В чем прелесть электромагнитной пушки, или, как ее еще называют, рейлгана? Визуально оценить потенциальную мощь такого оружия можно довольно просто: достаточно взять диск с американским блокбастером «Стиратель», где герой Арнольда Шварценеггера по-македонски, с двух рук, лихо «мочит» с помощью электромагнитных штурмовых винтовок террористов и предателей, собиравшихся продать партию как раз этих самых винтовок русской (ну а какой же еще, спрашивается) мафии. Впрочем, ручное электромагнитное оружие — это пока все же тема для фантастов, но большая электромагнитная пушка вскоре, вполне вероятно, сможет потеснить пороховую артиллерию на корабельной палубе.
Принцип действия рейлгана выглядит так: дизель-генератор заряжает группу конденсаторов, которые по команде «Огонь!» подают ток в миллионы ампер в ствол на две параллельные пластины-рельсы, создавая, та ким образом, вокруг них мощное магнитное поле. Цепь замыкается при помощи вставки, которая расположена непосредственно за снарядом и как бы толкает его магнитным полем вперед.
Первое испытание электромагнитного орудия было проведено в январе 2008 года: американским конструкторам удалось добиться на самом большом в мире рейлгане рекордной энергии выстрела — более 10,64 МДж. Это все равно что кинетическая энергия несущегося на скорости 100 км/час и груженного под завязку большого самосвала. И хотя это составило всего 33% от максимальной мощности пушки, трехкилограммовый снаряд удалось разогнать до скорости 2,52 км/с!
Когда же инженеры на базе этого прототипа построят настоящую корабельную установку, она сможет выбрасывать снаряд с энергией 64 МДж: начальная скорость снаряда составит до 6 км/с, а его скорость в момент попадания в цель будет около 1,7 км/с. Скорострельность такой системы может составить от 6 до 12 выстр./мин, а максимальная дальность — до 250 миль, или около 460 километров (при требовании ВМС США обеспечить дальность не менее 200 миль — 370 километров). Это в 12 раз больше, чем у американских 127-мм орудий Mk45 с реактивным снарядом «Дедал» и 406-мм орудий Mk7 линкоров типа «Айова» со стандартным зарядом. Приоритетный носитель для рейлгана — перспективные американские эсминцы и крейсеры.
Второе оружие — корабельный вариант лазерной пушки, а точнее, семейство лазерных боевых комплексов, в том числе даже высокоэнергетическая лазерная установка для субмарин. Правда, только как средство самообороны от малоразмерных целей, летательных аппаратов и ракет. Замена торпедам и ракетам на подлодке появится еще не скоро. Да и работы по лазерной пушке для самообороны активно пошли только после террористической атаки на американский эсминец УРО «Коул», который подорвала моторная лодка-брандер (хотя работы по созданию лазера для борьбы с ракетами велись еще с 1971 года и именно флот первым создал лазер мегаваттного класса — MIRACL).
Но теперь эта тема официально прописана в концепции разработки перспективных систем военно-морских вооружений «Удар с моря», а несколько лет назад начались работы по интеграции высокоэнергетического лазера в комплекс «Фаланкс»: лазерная установка должна заменить пушечный блок, а на месте магазина расположится энергетический блок. Время перезарядки лазерной пушки — 10 секунд. Прорабатывается также и вариант с использованием низкоэнергетического лазера — для борьбы с противокорабельными ракетами, оснащенными головками самонаведения.
Вполне вероятно, что и рейлган на суперэсминцах, и лазерную пушку на подлодках мы увидим уже через 10—15 лет.
Иллюстрации Михаила Дмитриева

Советская 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года (Горьковский завод № 92 им. Сталина) была выпущена в количестве, превышающем 103 000 экземпляров и стала самым массовым орудием Второй мировой, значительно опередив по этому параметру своего условного конкурента из Третьего рейха – противотанковую пушку PAK-40

Самое продвинутое самоходное орудие: самоходная гаубица PZH 2000

Страна: Германия
разработана: 1998

Калибр: 155 мм
Вес: 55,73 т
Длина ствола: 8,06 м
Скорострельность: 10 выстр/мин
Дальность: до 56 000 м

• Загадочные буквы PZH в названии самоходной гаубицы, считающейся на сегодня самой совершенной из серийно выпускаемых самоходных систем, расшифровываются просто и по-деловому: Panzerhaubitze (бронированная гаубица). Если не брать в расчёт экзотику вроде «Парижской пушки» или экспериментального американо-канадского орудия HARP, забрасывавшего снаряды на высоту 180 км, то PZH 2000 является мировым рекордсменом по дальности стрельбы – 56 км.

• Правда, этот результат был достигнут во время тестовых стрельб в Южной Африке, где применялся специальный снаряд V-LAP, использующий не только энергию пороховых газов в стволе, но и собственную реактивную тягу. В «обычной жизни» дальность стрельбы немецкой самоходки находится в пределах 30–50 км, что примерно соответствует параметрам советской тяжелой 203-мм самоходной гаубицы 2С7 «Пион».
• Разумеется, по параметрам скорострельности «Пиону» до PZH 2000 как до Луны – 2,5 выстр/мин против 10. С другой стороны, «одноклассница» немецкой гаубицы– современная «Мста-С» с 7–8 выстрелами в минуту смотрится совсем неплохо, хотя в дальности стрельбы уступает.

• Орудие разработано немецкой компанией Krauss-Maffeu Wegmann в рамках так называемого Совместного меморандума о взаимопонимании в области баллистики, заключенного между Италией, Великобританией и Германией. Самоходка оснащена 155-мм орудием L52 производства корпорации Rheinmetall.

• 8-метровый (52 калибра) ствол хромирован по всей длине и оборудован дульным тормозом, а также эжектором. Привод наведения электрический, заряжание автоматическое, что и обеспечивает высокую скорострельность. В машине применен многотопливный дизельный двигатель MTU-881 с гидромеханической трансмиссией HSWL. Мощность мотора – 986 л.с. PZH2000 имеет запас хода 420 км и может двигаться с максимальной скоростью 60 км/ч по дорогам и 45 км/ч по пересеченной местности.

• К счастью, больших войн, где оружию, подобному PZH 2000, нашлось бы достойное применение, в мире пока не случилось, однако опыт боевого применения самоходки в составе международных сил по поддержанию мира в Афганистане имеется. Этот опыт принес с собой поводы для критики – голландцам не понравилось, что система защиты против радиоактивного, биологического и химического воздействия оказалась беззащитной против всепроникающей пыли. Потребовалось также оснастить башню орудия дополнительной броней для защиты экипажа от минометных обстрелов.

Самое тяжёлое самоходное орудие: самоходная мортира Karl-Gerat

Страна: Германия
начало производства: 1940
Калибр: 600/540 мм
Вес: 126 т
Длина ствола: 4,2/6,24 м
Скорострельность: 1 выстрел/10 мин
Дальность: до 6700 м

• Гусеничная машина с несуразно крупнокалиберным орудием выглядит как пародия на бронетехнику, но боевое применение эта махина себе нашла. Производство шести самоходных 600-мм мортир типа «Карл» стало важной приметой милитаристского возрождения нацистской Германии. Немцы жаждали реванша за Первую мировую и готовили подходящую технику для будущих Верденов.

• Крепкие орешки, однако, пришлось разгрызать совсем в другом конце Европы, и двум из «Карлов» – «Тору» и «Одину» – суждено было выгрузиться в Крыму, чтобы помочь гитлеровцам завладеть Севастополем. Выпустив несколько десятков бетонобойных и фугасных снарядов по героической 30-й батарее, мортиры вывели из строя её орудия.

• Мортиры действительно были самоходными: их оснастили гусеницами и 12-цилиндровым дизельным двигателем Daimler-Benz 507 мощностью 750 л.с. Однако двигаться эти громадины могли своим ходом лишь со скоростью 5 км/ч, и то на небольшие расстояния. Конечно, ни о каком маневрировании в бою не могло быть и речи.

Самое современное российское орудие: самоходная гаубица «Мста-С»

Страна: СССР
принята на вооружение: 1989
Калибр: 152 мм
Вес: 43,56 т
Длина ствола: 7,144 м
Скорострельность: 7–8 выстр/мин
Дальность: до 24 700 м

• «Мста-С» – самоходная гаубица (индекс 2С19) – самое передовое в России самоходное орудие, несмотря на то что поступила на вооружение еще в 1989 году. «Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны.

• Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания.

• Масса снаряда превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов – полуавтоматического типа. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас.

Самое большое морское орудие: главный калибр линкора «Ямато»

Страна: Япония
принят на вооружение: 1940
Калибр: 460 мм
Вес: 147,3 т
Длина ствола: 21,13 м
Скорострельность: 2 выстр/мин
Дальность: 42 000 м

• Один из последних в истории дредноутов – линкор «Ямато», вооруженный девятью орудиями невиданного калибра – 460 мм, так и не смог эффективно воспользоваться своей огневой мощью. Главный калибр был пущен в ход только единожды – 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Ущерб, нанесенный американскому флоту, оказался крайне незначительным. В остальное время авианосцы просто не подпускали к себе линкор на расстояние выстрела и, наконец, уничтожили его силами палубной авиации 7 апреля 1945 года.

Самая массовая пушка Второй мировой: 76,2-мм полевая пушка ЗИС-3

Страна: СССР
разработана: 1941
Калибр: 76,2 мм
Вес: 1,2 т
Длина ствола 3,048 м
Скорострельность: до 25 выстр/мин
Дальность: 13 290 м

• Орудие конструкции В.Г.Грабина отличалось простотой конструкции, оно было не очень требовательно к качеству материалов и металлообработки, то есть идеально подходило для массового производства. Пушка не была шедевром механики, что, конечно, сказывалось на точности стрельбы, но количество считалось тогда важнее качества.

Самый большой миномет: Little David

Страна: США
начало испытаний: 1944
Калибр: 914 мм
Вес: 36,3 т
Длина ствола: 6,7 м
Скорострельность: нет данных
Дальность: 9700 м

• Уж кто-кто, а американцы во время Второй мировой не были замечены в орудийной гигантомании, но всё-таки одно выдающееся достижение им принадлежит. Гигантский миномет Little David с чудовищным калибром 914 мм был прототипом тяжелого осадного орудия, с помощью которого Америка собиралась штурмовать Японские острова.

• Снаряд весом 1678кг, конечно, «навел бы шороху», но «маленький Давид» страдал болезнями средневековых мортир – бил недалеко и неточно. В итоге для устрашения японцев нашлось кое-что поинтереснее, а суперминомет так и не повоевал.

Самое большое железнодорожное орудие: Dora

Страна: Германия
испытания: 1941
Калибр: 807 мм
Вес: 1350 т
Длина ствола: 32,48 м
Скорострельность: 14 выстр/день
Дальность: 39 000 м

• «Дора» и «Тяжелый Густав» – два супермонстра мировой артиллерии калибра 800 мм, которые немцы приготовили для прорыва линии Мажино. Но, подобно самоходкам «Тор» и «Один», «Дору» в конце концов пригнали под Севастополь. Пушку непосредственно обслуживал расчёт из 250 человек, еще в десять раз больше бойцов выполняли вспомогательные функции. Однако точность стрельбы 5–7-тонными снарядами была не очень велика, некоторые из них падали, не разрываясь. Основной эффект от обстрелов «Доры» оказался психологическим.

Самое тяжёлое советское орудие Второй мировой: гаубица Б-4

Страна: СССР
принята на вооружение: 1934
Калибр: 203,4 мм
Вес: 17,7 т
Длина ствола: 5,087 м
Скорострельность: 1 выстрел/2 мин
Дальность: 17 890 м

• 203,4-мм гаубица, наверно, одна из самых главных претендентов на звание «оружия Победы». Пока Красная армия отступала, в таком орудии не было нужды, но как только наши войска пошли на запад, гаубица очень пригодилась, для того чтобы проламывать насквозь стены польских и немецких городов, превращенных в «фестунги». Орудие получило прозвище «сталинская кувалда», хотя дали это прозвище не немцы, а финны, познакомившиеся с Б-4 на лини Маннергейма.

Самое большое буксируемое орудие: осадная мортира M-Gerat

Страна: Германия
принята на вооружение: 1913
Калибр: 420 мм
Вес: 42,6 т
Длина ствола: 6,72 м
Скорострельность: 1 выстрел/8 мин
Дальность: 12 300 м

• «Большая Берта» стала удачным компромиссом между мощностью и мобильностью. Именно этого добивались конструкторы фирмы Krupp, вдохновленные успехами японцев, штурмовавших Порт-Артур с помощью крупнокалиберных морских орудий.

• В отличие от предшественницы – мортиры Gamma-GerКt, которая вела огонь с бетонного ложемента, «Большая Берта» не требовала специальной установки, а к боевой позиции буксировалась трактором. Ее 820-кг снаряды успешно дробили бетонные стены фортов Льежа, однако в Вердене, где в укреплениях применялся железобетон, оказались не столь эффективными.

Самое дальнобойное орудие: Kaiser Wilhelm Geschotz

Страна: Германия
принято на вооружение: 1918
Калибр: 211–238 мм
Вес: 232 т
Длина ствола: 28 м
Скорострельность: 6–7 выстр/день
Дальность: 130 000 м

• Ствол этого орудия, известного также как «Парижская пушка», «Колоссаль» или «Пушка Кайзера Вильгельма», представлял собой набор труб, вставленных в рассверленное жерло морского орудия. Эту «плеть», чтобы не сильно болталась при выстреле, укрепляли растяжкой, вроде той, что используется для поддержки крановых стрел. И всё равно после выстрела ствол сотрясали долго не затухавшие колебания. Тем не менее в марте 1918 года орудию удалось огорошить жителей Парижа, думавших, что фронт далеко. Пролетавшие 130 км 120-кг снаряды убили за полтора месяца обстрелов более 250 парижан.

/По материалам popmech.ru и topwar.ru/

460-мм орудие Тип 94 — морское корабельное артиллерийское орудие, применявшееся японским флотом в годы Второй мировой войны. Состояло на вооружении линкоров типа «Ямато» — «Ямато» и «Мусаси», также предполагалось установить орудия этого типа на линкоре «Синано», впоследствии достроенном как авианосец. В целях сохранения секретности официально именовалась 40-SK model 94. Стала крупнейшим и мощнейшим корабельным орудием, применявшимся во Второй мировой войне.
К разработке корабельных орудий сверхкрупного калибра японский флот приступил в 1920-х годах, в рамках проекта линкора № 13. Специально для него было сконструировано орудие калибром 480 мм, изготовленное в двух экземплярах. Один из них разрушился при выстреле на испытаниях, второй сохранился до конца Второй мировой войны и попал в руки американцам. Орудие имело длину ствола 45 калибров и могло стрелять снарядами массой 1750 кг. Однако когда в 1934 году был поднят вопрос о вооружении перспективных линкоров, 480-мм орудия были сочтены чрезмерно тяжёлыми и громоздкими. Тем не менее, японский флот требовал пушек более мощных, чем 410-мм орудия линкоров типа «Нагато», стремясь к достижению огневого превосходства над американскими линкорами, которые предполагалось вооружить 406-мм пушками …
Работы над орудием велись в 1934 — 1939 годах под руководством инженера С. Хада. Японский флот принял беспрецедентные меры по сохранению секретности и об истинном калибре артиллерии линкоров типа «Ямато» американцы узнали уже после окончания войны. До этого они полагали, что новейшие японские линкоры вооружены 406-мм орудиями.
При создании орудий Тип 94 использовались как передовые, так и уже устаревшие артиллерийские технологии. Ствол состоял из четырёх скрепленных труб-цилиндров, причём внутренние изготавливались по методу центробежной отливки. Вместе с тем, внешние слои представляли собой конструкцию, подражавшую британским орудиям времён Первой мировой войны, и представлявшие собой стальные трубы, на которые была навита стальная проволока. Этот метод считался устаревшим в конце 1930-х годов, но в целом конструкция стволов казалась достаточно прочной. Ствол имел 72 равномерных нареза, глубиной 4,6 мм.
Скорострельность орудия колебалась от 1,5 до 2 выстрелов в минуту. Это было связано с тем, что заряжание орудия осуществлялось при фиксированном угле +3° и требовалось время для возврата орудия на линию заряжания. Наведение орудий осуществлялось с помощью гидропривода. Готовый к бою боезапас располагался внутри основания башен и доставлялся к орудиям тремя элеваторами. В конструкции предусматривалось лишь ограниченное количество мер безопасности, но хорошо обученный персонал справлялся со своими задачами практически без замечаний. В целом, как артиллерийская система, орудие Тип 94 показало себя очень надёжным и не страдало характерными для новой техники «детскими болезнями».
Производитель: морской арсенал в Куре
Изготовлено, ед.: 27
Состояло на вооружении: Императорский флот Японии 1941 — 1945
Характеристики орудия
Марка орудия: 40-SK Mod. 94
Калибр, мм: 460
Длина ствола, мм/калибров: 207 00/45
Объём каморы, дм³: 480
Масса ствола с затвором, кг: 165 000
Масса снаряда, кг: зенитный Тип 3 — 1330
бронебойный Тип 91 — 1460
Начальная скорость снаряда, м/с: 780—805
Принцип заряжания: картузный, механизированный
Скорострельность, выстрелов в минуту: 1,5 — 2
Характеристики артустановки
Общая масса АУ, кг: 2510 000
Расстояние между осями орудий, мм: 305 0
Длина отката, мм: 143 0
Угол подъёма ствола, °: −5/+45
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с: 10
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с: 2
Максимальная дальность стрельбы, м: 42 030
Досягаемость по высоте, м: 11 000
Бронирование: лоб башни — 650 мм
бок — 250 мм
крыша — 270 мм
Боекомплект на ствол: 100—120
Боеприпасы
Бронебойный снаряд Тип 91
В период перед Второй мировой войной специалисты японского флота упорно искали новые, часто необычные способы добиться качественного преимущества своих вооружений перед лицом численного превосходства потенциальных противников. К подобным мерах относились и боеприпасы орудия Тип 94. В особенности это относилось к бронебойному снаряду Тип 91. Именно на него японские моряки возлагали большие надежды в предполагаемом генеральном сражении с линейными силами американского флота.
Идея разработки бронебойного снаряда принципиально новой конструкции появилась у японских специалистов после проведённых в 1923 году опытов по обстрелу недостроенного линкора «Тоса». В ходе стрельб новейшими 410-мм снарядами один из них упал в воду примерно в двадцати метрах от борта «Тоса» и пройдя под водой попал в незащищённый борт ниже на 3,5 метра ватерлинии, пробил его и взорвался в снарядном погребе. Поскольку погреб был пуст, линкор не погиб, но набрал около 3000 тонн воды. Однако в боевых условиях подобное попадание стало бы гибельным для корабля. Считая такие попадания достаточно вероятными японские артиллеристы приступили к разработке специальных снарядов, способных поражать корабли противника при недолётах. Одним из таких образцов стал Тип 91.
Масса снаряда Тип 91 составляла 1460 кг и он оказался самым тяжёлым снарядом, реально применённым в морских боях Второй мировой войны. Содержание взрывчатого вещества — тринитроанизола составляло 1,5 % от веса снаряда — около 22 кг . Следует заметить, что это был далеко не предел возможной массы для боеприпаса калибра 460 мм. Американские специалисты отмечали, что будь этот снаряд спроектирован по принятому у них образцу, его вес составил бы около 1780 кг . Можно заметить также, что 457-мм снаряд для проектировавшихся после Второй мировой войны в СССР линкоров, должен был весить 1720 кг. Но основной особенностью Типа 91 был не его вес.
Снаряд был специально спроектирован как ныряющий и должен был сохранять траекторию движения под водой. Для этой цели он получил особую конструкцию. Бронебойный наконечник снаряда состоял из двух частей. Внешняя была обычной для бронебойных снарядов формы и скреплялась с внутренней тонкими стержнями, которые ломались при попадании в воду, после чего внешний наконечник отваливался, открывая внутренний. Последний был особой плоской формы, что позволяло снаряду пройти под водой до 50 метров, прежде чем он начинал тонуть. Вся эта двойная конструкция закрывалась сверху тонким баллистическим колпачком.
Ещё одной важной особенностью снаряда было очень значительное замедление взрывателя — 0,4 секунды. Предполагалось, что это позволит снаряду успешно пробить борт и взорваться даже после 50-метрового пути в воде. Однако при попадании не в воду, а сразу в корабль, снаряд взрывался лишь после того, как успевал пролететь 120—150 метров, уже пробив слабозащищённую цель насквозь и удалившись на безопасное расстояние от неё. В целом, снаряд Тип 91 был бы очень хорош для стрельбы на недолётах, хорошо пробивал толстую броню за счёт огромной массы и хороших баллистических характеристик, но был весьма неэффективен против слабобронированных и небронированных частей корабля.
Осколочно-зажигательный снаряд Тип 91 мод. 3
Весьма необычной конструкцией отличался и другой 460-мм снаряд, известный как «обыкновенный» (англ. common) тип 91 мод. 3. Фактически он представлял собой зенитный шрапнельный снаряд массой 1360 кг. Он представлял собой полый тонкостенный цилиндр, заполненный восемью слоями цилиндрических поражающих элементов. Осколочные элементы представляли собой стальные стержни, зажигательные — полые трубки с зажигательной смесью. Всего в снаряде содержалось 900 зажигательных и 600 осколочных элементов. Головной дистанционный взрыватель имел время установки от 0 до 55 секунд. При срабатывании взрывателя активировался заряд, находившийся в концевой части снаряда, взрыв которого разбрасывал поражающие элементы на значительное расстояние. Зажигательные элементы загорались примерно через 0,5 секунды и давали язык пламени до 5 метров, с температурой около 3000°. Разрыв снаряда тип 91 мод. 3 производил большое зрительное впечатление, но реальное поражающее действие было скромным. Японский флот имел целый ряд снарядов такого типа различных калибров, но американские пилоты, против которых эти снаряды применялись, характеризовали их как «эффектные, но неэффективные».

P.S. Интересная тема наклёвывается. Морские (и не только) сверхмощные орудия. Желающие включайтесь.