Кабина ТУ 160

Самолет «Белый лебедь»: технические характеристики и фото

Отечественный самолет «Белый лебедь» разработан и создан КБ Туполева в кооперации с Казанским авиационным комбинатом имени Горбунова. Он представляет собой сверхзвуковой бомбардировщик стратегического назначения. Первый полет летательного аппарата произведен в 1981 году, а на вооружение самолет был поставлен спустя пять с половиной лет. Предположительно, что всего было произведено три с половиной десятка единиц этой машины. В настоящее время эксплуатируется половина из них, остальные – выведены из строя.

Общая информация

Самолет «Белый лебедь» обладает боевым радиусом действия на дистанции не менее шести тысяч километров в воздухе без дополнительной заправки. Предельная скорость машины составляет от тысячи километров в час на малой и до двух с половиной тысяч – на большой высоте. Свое уникальное название летательный аппарат получил благодаря отличной маневренности и оригинальной окраске в белых тонах.

«Белый лебедь» – самолет, который предназначен преимущественно для доставки ядерных и стандартных бомб, в том числе ракет глубинного военного направления. Машина может выполнять непосредственные функции в любую погоду в регионах с разным климатом. Силовые установки «железной птицы» размещены на крыльях попарно в два ряда. Заборники воздуха оборудованы вертикальными клапанами, а общая тяга двигателей равна двадцати пяти тысячам килограмм. Бомбардировщик может дозаправляться непосредственно в воздухе, в нерабочем состоянии дополнительный зонд прячется в фюзеляжный отсек под кабиной летчика. Изначально аппарат может взять на борт до полутора тонн горючего.

«Белый лебедь» (самолет): технические характеристики

Ниже приведены параметры технического плана для рассматриваемого реактивного бомбардировщика:

  • состав экипажа – четыре человека;
  • длина/высота – 50410/13100 миллиметров;
  • размах крыла – 5570 мм;
  • площадь крыла – 23200 кв. мм;
  • вес пустого аппарата – сто десять тонн
  • предельная масса при взлете составляет 275 тонн;
  • силовые агрегаты – ТРДДФ НК-32 (четыре штуки);
  • вес топлива – 148 тысяч килограмм;
  • тяга по максимуму – 18 000х4 кг;
  • крейсерская скорость – 860 километров в час;
  • практический показатель ресурса без дополнительной заправки составляет 12 300 км;
  • длительность полета – до двадцати пяти часов.

Кроме того, военный самолет «Белый лебедь» имеет скоростной подъем в режиме 4400 метра в минуту, а также обладает тяговыми показателями вооружения в пределах 0,3-0,37 единицы. Длина разбега перед взлетом равна девятистам метрам.

Разработка и создание

Вооружение Советского Союза в семидесятые годы прошлого столетия имело неплохой ядерный потенциал. Однако в части стратегической авиации наблюдалось существенное отставание от ближайших конкурентов. В те времена данную категорию представляли бомбардировщики дозвукового типа, которые не в состоянии были преодолеть противовоздушную оборону условного врага.

В связи с этим правительство принимает решение о создании многорежимного стратегического военного летательного аппарата. Разработка поручается двум КБ (Сухого и Мясищева). Инженеры применяют диаметрально разные подходы, но имеют одну общую точку соприкосновения. Касается она крыла стреловидного типа.

Туполевцы подключаются к работе в 1969 году, после того, как правительство устанавливает конкретные сроки. Самолет «Белый лебедь» – это единственная категория в Советской авиации, которой присвоили собственное название. В свою очередь, большинство единиц этого класса названо дополнительно в честь героев, сказочных персонажей и тому подобное.

Конкуренция

На первых стадиях разработки нового бомбардировщика, командование признало проект КБ СУ под индексом Т- 4М лучше. Однако конструкторы параллельно занимались созданием истребителей СУ-27. Было принято решение передать всю информацию о создаваемом тяжелом летательном аппарате инженерам бюро Туполева.

На этом этапе самолет «Белый лебедь» мог прекратить свое существование путем переименования его в Т-4М. Однако Туполев отказывается от предлагаемого проекта и решает продолжить работу над бомбардировщиком с изменяемой стреловидностью крыльев. Кроме этого, заказчик озвучил два обязательных требования:

  1. Возможность осуществления околозвуковых вылетов на малой высоте.
  2. Дозвуковые полеты на значительной дистанции.

В новом самолете использованы самые совершенные на то время технологии и материалы, разработано усиленное шасси, проведена модернизация мотора и еще ряда узлов. Кодовое название модели – ТУ-160М. Агрегат оснастили различными деталями, выпускаемыми на пятистах предприятиях.

Самолет «Белый лебедь»: описание модификаций

Рассмотрим отличия между моделями, которые выпускались на базе Ту-160:

  1. ТУ-161В – проект бомбардировщика, оснащенного силовой установкой, функционирующей на сжиженном водороде. От базового варианта самолет отличается габаритами фюзеляжа. Жидкое топливо такого типа помещалось в баки при температуре от – 250 градусов. Предусмотрена дополнительная гелиевая система, отвечающая за управление криогенных двигателей, а также блок с азотом, контролирующий вакуум в теплоизоляционных отсеках ракетоносца.
  2. Модификация НК-74 оборудована экономичными реактивными силовыми установками со специальной форсажной камерой. Преимуществом таких моделей является увеличение дальности полета.
  3. ТУ-160П «Белый лебедь» – самолет, который представляет собой истребитель дальнего сопровождения, способен нести управляемые ракеты серии «Воздух-воздух» большой и средней дальности.
  4. Серия 160ПП – проект летательного аппарата для радиоэлектронной борьбы.
  5. ТУ-160К – проект, входящий в разработку авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Его модернизация нацелена на повышение эффективности и поражающей силы баллистических ракет в случае ядерного взрыва.

Подробнее о летных возможностях

Самолет «Белый лебедь», фото которого представлено ниже, считается одним из самых мощных и быстрых в мире. Он имеет размах крыла от тридцати пяти до пятидесяти пяти метров с неизменной площадью 232 кв. м. Практические возможности по высоте перелета составляют свыше двадцати километров. для сравнения, пассажирский лайнер осиливает не более 11,5 км. Длительность перелета бомбардировщика составляет свыше пятнадцать часов при боевом радиусе пять тысяч километров.

Управление

Агрегатом управляет экипаж из четырех человек. Длина и высота летательного корабля позволяет членам команды вставать в полный рост, на борту имеется кухня и санузел. Парно расположенные силовые агрегаты в количестве четырех штук прижаты к фюзеляжу. При включении форсированного режима скорость самолета «Белый лебедь» может достигать 2300 километров в час. На взлете этот показатель составляет четыре тысячи метров в минуту, взлететь машина может с полосы длиной не менее восьми сотен метров, а посадку произвести на аналогичную площадку, протяженность которой два и более километра.

Боевое оснащение

Рассматриваемый бомбардировщик нацелено разрабатывался для возможности пуска управляемых ракет. То есть ему не обязательно зависать над предполагаемым местом военного удара. «Белый лебедь» – самолет, технические параметры которого позволяют наносить дальние выстрелы, может оснащаться двумя типа крылатых ракет (Х-55СМ либо Х-15С). Еще до вылета координаты условной или реальной цели вносятся в блоки памяти заряда. Штурмовик способен нести от двенадцати до двадцати четырех ракет подобного типа.

Большинство модификаций может оснащаться следующим вооружением:

  • системой «Кречет»;
  • комплексом «Бурлак»;
  • возможностью переноса стандартных авиабомб различных модификаций.

Имеющийся боекомплект дает возможность поражать цели на большой дальности, как наземные, так и морские единицы.

Немного о самой модернизированной модели

Самолет ТУ-160 «Белый лебедь» под индексом М – это новейшая модернизация, выпущенная в серийное производство. Аппарат оснащен новым вооружением и современным радиоэлектронным оборудованием. Бомбардировщик может нести на борту около девяноста зарядов ОФАБ, каждый из которых весит пятьсот килограмм. Если сравнить рассматриваемый самолет с британским аналогом «Тайфун», отечественная модель превосходит «британца» по большинству показателей. Например, он имеет в четыре раза больше запас перелета без дозаправки, лучший КПД мотора, а также способен нести больше авиабомб и ракет.

Особенности

Рассматриваемый боевой лайнер относится к штучному и дорогому товару, имеет уникальные характеристики. В серийном производстве выпущено всего тридцать пять экземпляров, многих из которых уже не осталось. Стоит отметить одну особенность, а именно индивидуальные названия. Среди них встречаются такие варианты:

  1. «Ярыгин Иван » (чемпион СССР).
  2. «Илья Муромец» (сказочный богатырь).
  3. » Копылов Виталий» (в честь авиационного конструктора).
  4. Много наименований в честь известных пилотов: «Павел Таран», «Чкалов» и другие.

После распада Советского Союза, девятнадцать машин осталось в Украине. Они себя не оправдали, поскольку не нашли практического применения. Были даже попытки рассчитаться ними за газ с Российской Федерацией. В итоге большинство «лебедей» попросту порезали на металлолом.

В составе российских ВВС на 2013 год эксплуатировалось шестнадцать единиц Ту-160. С учетом современных реалий, этих машин для такой страны мало, а изготовление новых – требует существенных финансовых вливаний. Было принято решение модернизировать десять бомбардировщиков, а также спланировать разработку ракетоносцев нового типа.

Сравнение с зарубежными аналогами

Самолет «Белый лебедь», характеристика которого до сих пор остается одной из лучших в своем классе, на данный момент снят с производства. Имеется неподтвержденная информация о возможном возобновлении выпуска агрегатов на основе ТУ-160, но, многое зависит от экономической ситуации и востребованности машин. Стоит отметить, что данный летательный аппарат на экспорт не производился.

Ниже приведена сравнительная характеристика по основным параметрам между «Белым лебедем», американским В-1 и английским «Тайфуном»:

Ту-160 М «Белый лебедь»

Самолет производства США под маркой В-1

Английский истребитель-штурмовик «Тайфун»

Дальность полета без дополнительной заправки – 12,5 тысяч километров

В 2,5 раза ниже

В четыре раза ниже

Переносимое вооружение (бомбы и крылатые ракеты) – не менее 90 единиц

В полтора раза меньше

В два раза меньше

Скоростные показатели ­– до 2 300 км/ч

В полтора раза ниже

Почти в два раза уступает

Мощность силовых установок – 1 800 *4

Почти в два раза ниже

Слабее в 2,1 раза

Практические испытания

Давая задания конструкторам, заказчик (правительство СССР) предъявил ряд обязательных требований, которым должен обладать летательный аппарат новой формации:

  1. Иметь дальность полета на высоте восемнадцать тысяч метров не менее 13 000 км при скорости 2300-2500 км/ч.
  2. У земли дальность перелета – не менее 10 000 км в дозвуковом варианте.
  3. К предполагаемой цели боевой самолет должен приближаться в крейсерском полете на дозвуковой скорости или в сверхзвуковом режиме, преодолевая ПВО противника.
  4. Общий вес при боевой комплектации – сорок пять тонн.
  5. К будущему реактивному бомбардировщику предъявлялись следующие требования:

Впервые прототип под кодовым индексом 70-01 осуществил полет с аэродрома «Раменское». Это произошло в конце 1981 года, управлял самолетом летчик-испытатель Б. Веремеев.

В серийное производство сверхзвуковой бомбардировщик был запущен в 1984 г. на полигоне в Казани. С осени 1984 года по лето восемьдесят шестого в небо поднялись уже четыре серийные модификации.

В завершение

Самолет «Белый лебедь», фото которого представлено выше, является уникальным реактивным бомбардировщиком, аналогов которому долгое время не было в мире. Его характеристики и возможности признаны специалистами, как одни из лучших в своем классе. К сожалению, серийное производство этих аппаратов было довольно ограниченным, в силу дороговизны материалов, сборки и оснащения. После развала Советского Союза выпуск данных самолетов прекратился, но некоторые из изготовленных образцов еще эксплуатируются, показывая отличные результаты, даже по сравнению с лучшими зарубежными аналогами.

Белый лебедь российской авиации – Ту-160

Ту-160 («Белый Лебедь») – практически единственный самолет Воздушных Сил СССР, о котором было известно еще до его постройки. Еще в начале семидесятых годов Генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев сказал о создании нового стратегического бомбардировщика.

Это было своего рода противостояние с американским стратегом B-1B.

После нескольких лет разработки, в 1981 году, машина была впервые представлена на аэродроме в Жуковском в окружении двух Ту-144. Заголовки иностранных СМИ сразу начали говорить о том, что самолет выставлен в целях пропаганды для съемок с американских спутников.

На самом деле, съемка была осуществлена одним из пассажиров в аэропорту Быково. После этого появилось кодовое название бомбардировщика Ram-P, а по коду НАТО – Blackjack. Именно с этими названиям мир узнал о самом тяжелом стратегическом сверхзвуковом бомбардировщике всех времен – Ту-160.

История создания Ту-160 уходит в середину 20 века.

Приказ МАП No285 от 15 сентября 1969 года объявил конкурс на создание сверхзвукового многорежимного стратегического бомбардировщика-носителя атомного вооружения.

Тема конкурса получила порядковый номер 18. В разработках участвовали несколько конструкторских бюро: ОКБ Туполева, Мясищева, Яковлева и Сухого. Туполевцы имели опыт в разработке стратегических бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144. Но конкурс выиграло ОКБ Мясищева с бомбардировщиком М-18.

Но ввиду малочисленности КБ, отсутствия необходимых ресурсов для дальнейшей работы над проектом все материалы по этой теме передали в КБ ММЗ «Опыт» Туполева. Эти разработки и легли в основу прототипа Ту-160.

Полет первого прототипа состоялся в конце 1981 года. В серию бомбардировщик пошел уже в 1984 году, в этом же году взлетела первая серийная машина. В 1985 еще два самолета вышли из цехов.

При проектировании нового самолета учитывались следующие требования:

  1. Максимальная дальность полета Ту-160 должна была составлять 13 000 км при V= 2500 км/ч и высоте полета 18 км.;
  2. Приближение к цели на дозвуковой скорости, а также преодоление противовоздушной обороны на крейсерской и сверхзвуковой скорости.;
  3. Боевая нагрузка приближается к весу в 45 000 кг.

Выпуск самолёта продолжался до развала СССР и был практически остановлен после обещания Е.Б. Ельцина американцам в 90-е годы прошлого века: не наращивать вооружение. Во времена его правления заводы были практически остановлены, о серийном выпуске разговор уже не шел.

Бомбардировщики Ту-160 состоявшие на боевом дежурстве после отделения Украины частью остались на её территории, там частично были распилены на металл, 6 машин все же перегнали на авиабазу Энгельс в Саратовской области.

Уже в это время все Ту-160 помимо номеров получили имена собственные. В конце 90-х, начале 2000-х выпуск Ту-160 был возобновлён, в 2000 году в строй вошли две машины. Стоит отметить, что часть машин была направлена на капитальный ремонт и модернизацию.

В этом же 2000 году были проведены учения с участием Ту-160 и Ту-95МС. Здесь впервые была применена знаменитая крылатая ракета Х-555, которая подвешивалась только на данные виды самолетов. В 2003 году в крупнейших учениях участвовали два Ту-160, так же 4 самолета Ту-95МС.

По ходу учений применялась дозаправка от Ил-78.

Осенью того же года произошла чрезвычайная ситуация – потерпел катастрофу один из самолетов Ту-160. Экипаж отвел машину от опасного места и погиб вместе с ней.

Стратегическая авиация всеми способами поддерживала боеспособность довольно долгое время – 15 лет, начиная с 1992 года. Это было время низкого финансирования и отсутствия денег на модернизацию. Полеты происходили только по особым случаям или во время учений.

В августе 2007 года президент РФ В. Путин сделал заявление о возобновлении полетов и дежурства Дальней Авиации. Именно поэтому стратегические бомбардировщики стали постоянно летать в самые дальние уголки мира. Самолеты использовали запасные аэродромы для дозаправки и летали над всеми океанами, при этом демонстрировали мощь блоку НАТО.

В 2008 году Казанский завод передал в ВВС новый самолет «Виталий Копылов». В ноябре 2017 года из цехов вышел следующий стратег, модернизированный Ту-160М3, он проходит испытания и пока не имеет личного имени. В 2010 году 2 самолета Ту-160 обновили мировой рекорд по дальности перелета, который составил 18 000 км. При полете было произведено две дозаправки в воздухе от Ил-78.

Известность самолета в России и по всему миру обусловлена, в первую очередь, его техническими характеристиками. Приведем ниже все основные данные, которые позволят оценить масштаб и размеры Ту-160 по прозвищу «Белый Лебедь».

  • Размах крыльев – 55,7 метров;
  • Длина фюзеляжа – 54,1 метра;
  • Высота самолета – 13,1 метров;
  • Площадь крыльев – 232 квадратных метров;
  • Масса пустого самолета – 110 тонн;
  • Максимальная масса топлива – 171,1 тонн;
  • Полная взлетная масса – 275 тонн;
  • Максимальная скорость полета – 2200 км/ч;
  • Скорость при посадке минимальная – 300 км/ч;
  • Максимальный потолок полета – 15 000 м;
  • Радиус действия – 6000 километров;
  • Необходимая длина для взлета – 2000 м;
  • Максимальная масса вооружения – 40 тонн.

Ту-160 на настоящее время боеспособный элемент сил сдерживания. ЛТХ самолёта на уровне недоступном западным производителям.

Особенности конструкции

Конструкция Ту-160 полностью соответствует его назначению. Это моноплан с изменяемой стреловидностью крыла, классическим оперением и 4 двигателями в мотогондолах под центропланом.

Описание можно начать с одной из особенностей машины, в которой фюзеляж слит в одно целое с центропланом и оперением. При интегральной компоновке появляется возможность без увеличения геометрических размеров машины значительно освободить объем внутри её, тем самым появляется дополнительное место для топлива, вооружения и оборудования.

Материалы, из которых изготовлен самолет Ту-160 разные, для разных узлов машины. Основу составляет алюминиевый сплав АК4-1чТ1, титановый сплав ОТ-4, а также высокопрочные сплавы, обладающие при этом и большой вязкостью. Легированная сталь и титан используются для высоконагруженных узлов и элементов машины.

Свободные внутренние полости самолёта выполнены сотами, это обеспечивает этим конструкциям необходимую жёсткость, при минимальном весе. При сборке узлов и конструкций используется сварка, болтовые соединения и заклепки. Техническое обслуживание бомбардировщика осуществляется через люки и съёмные панели.

Фюзеляж самолёта имеет несущую обшивку и является одним целым, конструкционно он разделён переборками на несколько отсеков. В центральной части находится бомболюк с барабанной установкой МКУ-6-5У служащей для размещения вооружения. В носовой части расположен отсек управления, бортовая РЛС и навигационная и электронная аппаратура.

Отсек управления полностью герметичен, составляет отдельную производственную единицу под индексом Ф-2. Кабина рассчитана на четырёх членов экипажа. Кроме того есть туалет и комната отдыха для экипажа, в условиях долгого перелёта.

Вход в отсек осуществляется снизу, по лестнице.

За отсеком управления расположена ниша шасси со всеми механизмами, далее к хвосту топливные баки. В кормовом обтекателе располагаются элементы радиооборудования и отсек с тормозным парашютом.

Самолет имеет крыло с изменяемой стреловидностью, довольно сложная система позволяет оптимизировать скорость и дальность полета при существенной экономии топлива. Именно это создало уникальные ТТХ Ту-160, сделав его «звездой» мировой военной авиации.

Управление на рулежке передними поворотными колесами, основные стойки неповоротные. Опоры при полете убираются. Гидросистема осуществляет уборку и выпуск шасси.

Устройство узла предусматривает использование самолёта Ту-160 на взлётно-посадочных полосах с асфальтово-бетонным покрытием длиной от 2,5 км.

Эта система состоит из двигателей НК-32, топливной системы, масляной системы, вспомогательной силовой установки ТА-12, системы управления работой двигателей, системой контроля работы силовой установки, системой сигнализации и пожаротушения.

Двигатель

Двигатель НК-32 обладает пониженным расходом топлива. Чтобы производство нового агрегата было дешевле, прототипом стал прежний НК-25. При этом стоимость самого самолета была отнюдь не дешевая – 7,5 млрд. рублей. Известно, что именно поэтому, было создано только 32 самолета, в настоящее время боевое дежурство несёт 16 машин.

Емкость баков составляет 171 тонну. Этого топлива достаточно для полета на максимальную дальность, при движении на крейсерской скорости и оптимальном потолке.

Каждый двигатель запитан от своей группы баков, хотя в случае аварийной ситуации вполне возможна перекачка из одного бака в другой или сброс топлива с группы баков, при отключении от системы остальных.

Система дозаправки в воздухе имеет схему шланг-конус. Топливозаправщиками выступают Ил-78 и Ил-78М.

Вооружение самолета тоже впечатляет. Во-первых, боевая нагрузка составляет 40 тонн и может состоять из свободнопадающих и управляемых бомб крупного калибра и ракет класса «воздух-поверхность», в том числе и крылатых, а также несущих ядерные боеголовки стратегического назначения.

Все вооружение размещается в бомбовом отсеке самолёта, в барабанной установке МКУ-6-5А

Оборудование

В самолете находится новейшее навигационное оборудование, которое состоит из большого количества ЭВМ.

Система прицеливания “Обзор-К” обнаруживает и опознает объекты на большом удалении. Комплекс обороны “Байкал” обнаруживает ПВО противника, их положение, глушит помехами или ставит за самолетом ложную завесу.

В хвосте располагаются контейнеры с отражателями и инфракрасными ловушками. Там же находится теплопеленгатор “Огонек”, который обнаруживает ракеты и самолеты противника.

Количество самолетов в стране

На сей день на вооружении ВКС России стоит 16 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правительством были приняты решением по полной модернизации самолетов, получивших теперь название Ту-160М2.

Первый полет модернизированной машины запланирован уже на февраль 2018 года. После чего планируется усовершенствовать каждую из стоящих на вооружении машин Ту-160. Это способствует обновлению Дальней Авиации и улучшению обороноспособности страны.

Первые боевые вылеты самолеты Ту-160 совершили в Сирии в последнем военном конфликте. Начиная с 2015 года, бомбардировщик совершал регулярные успешные боевые вылеты, уничтожая цели Исламского государства. При этом удары были нанесены ракетами Х-555.

В заключении отметим, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, именно благодаря самолетам Ту-160 Россию считают самой великой авиационной державой.

Вся группировка дальней стратегической авиации способна в любой момент переломить ход военных действий.

Наземные силы могут и не представлять собой большую боевую мощь, но дальняя авиация во главе с «Белыми Лебедями» достойно окажет отпор любому агрессору. На данный момент любое военное противостояние против России лишено смысла.

masterok


Кому суждено ползать, летать не может (с). Ну ничего. Однако, самолеты восхитительны, особенно боевые. В них сочетается прелесь и тяга к оружию и бесконечное непонимание душой, как такая масса может так грациозно летать ! Предлагаю посмотреть интересные фотографии и узнать что то новое о гордости советской/россйской авиации.

Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».
Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А. Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета. Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.
Первый самолет.
Толчком к разработке проекта нового стратегического бомбардировщика послужило начало работ в США над проектом будущего В-1.К проектированию самолета приступили два авиационных конструкторских бюро: ОКБ П.О.Сухого (Московский машиностроительный завод «Кулон») и только что восстановленное ОКБ В.М.Мясищева (ЭМЗ — Экспериментальный машиностроительный завод, расположенный в г. Жуковском). ОКБ А.Н.Туполева (Московский машиностроительный завод «Опыт») было загружено другими темами и, скорее всего, по этой причине к работе по новому стратегическому бомбардировщику на этом этапе не привлекалось.
Был объявлен конкурс. К началу 70-х годов оба коллектива, основываясь на требованиях полученного задания и предварительных тактико-технических требованиях ВВС, подготовили свои проекты. Оба конструкторских бюро предлагали четырехдвигательные самолеты с крылом изменяемой стреловидности, но совершенно разных схем.М-18 ОКБ Мясищева признан победителем в конкурсе 1972 года.
Однако, это ОКБ (только что возрождённое) не имело своей производственной базы и воплощать в металл самолёт было негде. ОКБ Сухога специализировалось на истребителях и фронтовых бомбардировщиках. После череды интриг на правительственном уровне строить стратегический бомбардировщик поручили Туполеву, в конструкторское бюро которого передали проектную документацию из ОКБ Мясищева и Сухого
Менялись и ТТЗ на самолёт, т.к. в то время интенсивно шли переговоры по ОСВ (ограничение стратегических вооружений). В семидесятых годах появилось новое оружие — крылатые низко высотные ракеты большой дальности (свыше 2500 км), летящие с огибанием рельефа местности. Это в корне изменило стратегию использования стратегических бомбардировщиков.
Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси – в Горьком. Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.
18 декабря 1981 года состоялся первый полет многорежимного стратегического бомбардировщика ТУ-160.
Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б. И. Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.
Кликабельно
Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском. В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».

Кликабельно 1920 рх
Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км. со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км., имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высота полета в 11 250 м.
Кликабельно 1920 рх, кому на обои ….
В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.
В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.
На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог – многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.
Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.
Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине. В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.
Шасси самолета трехопорное с 2-мя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н. Д. Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 – один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности. Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.

Кликабельно 2200 рх
Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ.
Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа. В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн. Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб. В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.

Кликабельно 3000 рх
Кликабельно 3000 рх
Тактико-технические характеристики Ту-160:
Размеры: размах крыла максимальный – 55,7 м., минимальный – 35,6 м., длина – 54,1 м., высота – 13,2 м.
Площадь крыла – 360,0 кв. м.
Масса самолета, кг.
— пустого – 110 000
— нормальная взлетная – 267 600
— максимальная взлетная – 275 000
Тип двигателя – 4 ТРДДФ НК-32, бесфорсажна тяга –4х137,2 кН, на форсаже – 4х247,5 кН.
Максимальная скорость на высоте – 2230 км/ч, крейсерская – 917 км/ч.
Практическая дальность полета без дозаправки: 12 300 км.
Боевой радиус: 6 000 км.
Практический потолок – 15 000 м.
Экипаж – 4 человека
Вооружение: в двух подфюзеляжных отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой 22 500 кг, максимальная – до 40 000 кг. В состав вооружения входят тактические и стратегические крылатые ракеты X-55 и X-55M, а также аэробаллистические гиперзвуковые УР малой дальности X-15 (M=5) с ядерными и неядерными БЧ, а также корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов до КАБ-1500, обычные виды бомб, а также мины.
Кликабельно
Украина утилизировала 2 Ту-160 (№24 с налетом 466 часов и №14 с налетом 100 часов), еще один Ту-160 утилизирован в 2001, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России
источник текста

Технические характеристики ракетоносца Ту-160. Справка

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Полномасштабная разработка сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту‑160 была начата в ОКБ Туполева в 1975 году. На основе предложений и рекомендаций ЦАГИ была разработана аэродинамическая компоновка многорежимного самолета, практически объединявшего в себе возможности самолета Ту-95 со стреловидным крылом большого удлинения, с изменением угла стреловидности консолей крыла в полете, отработанная на дальнем бомбардировщике Ту-22М, в сочетании с центральной интегральной частью самолета, частично реализованной на СПС Ту-144.
Самолет Ту-160 сохранил характерные черты тяжелого классического бомбардировщика — схему свободнонесущего моноплана, крыло большого удлинения, четыре двигателя, установленные на крыле (под его неподвижной частью), трехопорное шасси с носовой стойкой. Все ракетно-бомбовое вооружение размещено внутри в двух одинаковых отсеках вооружения. Экипаж воздушного стратегического корабля в составе четырех человек находится в герметичной кабине, расположенной в носовой части самолета.
Первый полет самолета Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем ведущего летчика-испытателя Бориса Веремея. Летные испытания подтвердили обеспечение требуемых характеристик, и с 1987 года самолеты начали поступать в строй.
В НАТО машине присвоили предварительное обозначение «RAM-P», позднее самолету дали новое кодовое название — «Blackjack».
Летно-технические характеристики:
Размеры. Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1 м, площадь крыла 360/400 кв. м.
Число мест. Экипаж — четыре человека.
Двигатели. Под крылом в двух мотогондолах помещены четыре ТРДДФ НК‑32 (4х14.000/25.000 кгс). За нишей левой опоры основного шасси расположена ВСУ. Система управления двигателями ‑ электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил‑78 или Ил‑78М).
Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 275 000, нормальная взлетная 267 600, пустого самолета 110 000, топлива 148 000, нормальная боевая нагрузка 9000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000.
Летные данные. Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, посадочная скорость (при посадочной массе 140 000 — 155 000 кг) 260-300 км/ч, максимальная скороподъемность 60-70 м/с, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой 13 200 км, с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м, длина пробега (посадочная масса 140 000 кг) 1800 м.
Вооружение. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).
В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.
Самолет имеет высокий уровень компьютеризации бортового оборудования. Информационная система в кабинах представлена электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Традиционные для больших машин штурвалы заменены на ручки управления, подобные используемых на истребителях.
На вооружении военно-воздушных сил РФ сейчас находятся 15 Ту-160. Руководство ВВС РФ планирует довести количество таких самолетов до 30.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников