Игорь Петрович волк

Волк, Игорь Петрович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волк (значения).

Игорь Петрович Волк

И. П. Волк (2 октября 2008 года)
Страна
  • СССР
  • Россия
Воинское звание
Экспедиции Союз Т-12
Дата рождения 12 апреля 1937
Место рождения
  • Змиёв, Харьковская область, Украинская ССР, СССР
Дата смерти 3 января 2017 (79 лет)
Место смерти
  • Пловдив, Болгария
Автограф
Награды

Медиафайлы на Викискладе

Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая и Игорь Волк на марке почты СССР, 1985 год

И́горь Петро́вич Волк (12 апреля 1937, Змиёв, Харьковская область, Украинская ССР, СССР — 3 января 2017, Пловдив, Болгария) — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник (1987).

Биография

Детство и юность

Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года в городе Змиёв Харьковской области (Украина). Учился в средней школе № 2 в городе Змиёв и средней школе № 14 в городе Ворошилов (нынешний Уссурийск) Приморского края. В 1954 г. окончил среднюю школу № 5 в городе Курске. Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 года.

Служба в армии

С 1954 г. — на действительной службе. В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ). С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16. Вышел в запас в 1963 г. в звании капитан, с 1987 г. — полковник запаса.

Классность

Общий налёт более 7000 часов, из них в испытательных полётах более 3500 часов. С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса. С 1984 г. Космонавт 3-го класса.

Работа испытателя

В 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей ЛИИ и начал работать лётчиком-испытателем в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ. В 1995—1997 гг. возглавлял этот центр будучи одновременно заместителем начальника ЛИИ. Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002 г.

За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».

Без отрыва от основной работы в 1969 году окончил Московский авиационный институт.

Космические программы

В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта — МиГ-105.11 (начальный этап).

12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран», 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.

Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М. М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. — командир, Левченко А. С., Станкявичус Р. А. и Щукин А. В. (первый набор).

С апреля 1979 по декабрь 1980 года прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.

Ярослав Голованов писал в своих записных книжках:

Анохин подвёл меня к молодому белобрысому парню, почти альбиносу, и сказал:

— Запомни, Ярослав, я летаю настолько же лучше Нестерова, насколько этот парень летает лучше меня! Запомни его имя: Игорь Волк!

Потом мы разговаривали с блондином, оказавшимся относительно трезвым. Я говорил, что хотел бы написать о нём, он отвечал, что это невозможно, поскольку его испытательная работа глухо засекречена.

С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции «Салют-7» был выведен из экипажа.

С 26 декабря 1983 года проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полёт (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» — «Союз Т-11» (экипаж: Л. Д. Кизим, В. А. Соловьёв, Атьков) — «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта — 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Персональный позывной — «Памир-3». В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур — Ахтубинск — Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.

И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого пилотируемого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом). Однако корабль совершил лишь единственный полёт в автоматическом режиме, после чего программа была прекращена. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по ЛИИ им. М. М. Громова.

Игорь Волк, Томас Райтер, Чарлз Дьюк

Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

Умер 3 января 2017 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

Общественная работа

  • Депутат городского Совета г. Жуковский в 1984—1987 гг.
  • Президент Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986—1990 гг.
  • Президент Федерации любителей авиации с 1988 г.
  • Член Исполкома «Движения зелёных» с 1989 г. Активный сторонник экологического движения в СССР и России.
  • Первый вице-президент Федерации космонавтики России, председатель Исполкома ФКР в 2003—2005 гг.

С апреля 1990 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Крылья Родины».

Участвовал в трансконтинентальном перелёте Москва — Канберра — Москва на самолётах Як-18Т (12 ноября 1991 года — 2 февраля 1992 года).

21 ноября 2013 года подписал открытое письмо Президенту России с требованием поддержать производство отечественных самолётов.

В мае 2016 года поддержал программу экологов на выборах и праймериз «Единой России» в Подмосковье. Оказывал активную поддержку экологическим проектам журнала «ЭкоГрад».

Игорь Петрович Волк был избран Президентом Международной ассоциации «Земля и космонавтика», создав в ней общественный фонд «Дети и авиация», целью которого является создание города будущего для развития авиации. Этот проект Волк представил в декабре 2016 года в болгарском городе Пловдиве и получил поддержку избранного 13 ноября 2016 года президента страны Румена Радева — генерал-майора запаса, бывшего командующего ВВС Болгарии, давнего товарища Игоря Петровича. Однако эта встреча оказалась роковой для лётчика-космонавта: Игорь Петрович скончался 3 января 2017 года в Пловдиве на 80-м году жизни.

Награды и звания

  • Орден Трудового Красного Знамени (25 марта 1974 года) — за вклад в испытания и исследования новой авиационной техники.
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18 августа 1983 года).
  • Герой Советского Союза (29 июля 1984) и Орден Ленина — за осуществление космического полёта на корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» и проявленные при этом мужество и героизм.
  • Орден Дружбы народов, (30 декабря 1990 года) — за заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы» «Энергия — Буран».
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 апреля 1997) — за заслуги перед государством, большой вклад в развитие отечественной авиации и космонавтики.
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.
  • Почётный гражданин города Жуковского (25 июля 1986 года).

Примечания

  1. Ушел из жизни Игорь Петрович Волк — 2017.
  2. Игорь Петрович Волк умер в Болгарии
  3. Скончался лётчик-космонавт и эколог Игорь Волк
  4. Из космоса — на самолёт! «Правда» 4 марта 1988 года
  5. Авиационно-космическая система СПИРАЛЬ: подробности
  6. На банкете в честь 70-летия С. Н. Анохина.
  7. Голованов Я. К. Заметки вашего современника. — М.: Доброе слово, 2001. — Т. 2 (1970—1980). — С. 343.
  8. С космонавтом Игорем Волком простятся 10 января в Жуковском
  9. Лякишев О. С. Трансконтинентальный перелёт восьми одномоторных самолётов в Австралию. lyakishev.ru (5 декабря 2001). Дата обращения 7 мая 2017.
  10. Открытое письмо президенту В. В. Путину — Аргументы Недели
  11. Космонавты прописали экологам борьбу с криминалом — журнал ЭкоГрад
  12. Герой Советского Союза Игорь Волк завещал продолжение проекта «Роща Ста Слов» — журнал «ЭкоГрад»
  13. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года
  14. Указ Президента Российской Федерации № 342 от 11 апреля 1997 года
  15. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 436 «О награждении медалью „За заслуги в освоении космоса“»
  16. Волк Игорь Петрович | Городской округ Жуковский. zhukovskiy.ru. Дата обращения 9 июня 2018.

> См. также

  • «Буран»
  • «Союз Т-11»
  • «Союз Т-12»
  • «Салют-7»

Литература

  • Васин В. П., Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001. — С. 81. — ISBN 5-93705-008-8.
  • Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — С. 49—50. — ISBN 978-5-904399-05-4.
  • И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.

Ссылки

  • Волк, Игорь Петрович. Сайт «Герои страны».
  • Пилоты Бурана (сайт ветеранов Минавиапрома СССР, 2 видео-интервью И. П. Волка об истории создания ОК «Буран» и истории создания отряда космонавтов Минавиапрома СССР)
  • Лётчик-космонавт СССР Игорь ВОЛК: На орбите дело доходило до рукопашной
  • https://web.archive.org/web/20050227002246/http://city.tomsk.net/~space/volk.htm
  • «Сдуру доказывал: возможно все»
  • Detailled biography of Igor Volk (en)
  • Bio at Astronautix (en)
  • LARK-4 Project, Igor Volk makes his own aeromobil
  • Космонавт Игорь Волк. Видеоэнциклопедия «Космонавты». Телестудия Роскосмоса
  • Лётчик-испытатель Игорь Волк в тележурнале «Здесь и Сейчас»
  • Победил полный автомат — «Коммерсантъ», 09.11.2015
1960-е годы
  • 1961: Гагарин, Г. Титов
  • 1962: Николаев, Попович
  • 1963: Быковский, Терешкова
  • 1964: Егоров, Комаров, Феоктистов
  • 1965: Беляев, Леонов
  • 1968: Береговой
  • 1969: В. Волков, Волынов, Горбатко, Елисеев, Кубасов, Филипченко, Хрунов, Шаталов, Шонин
1970-е годы
  • 1970: Севастьянов
  • 1971: Рукавишников, Добровольский, Пацаев
  • 1973: Климук, Лазарев, Лебедев, Макаров
  • 1974: Артюхин, Дёмин, Сарафанов
  • 1975: Гречко, Губарев
  • 1976: Аксёнов, Жолобов, Зудов, Рождественский
  • 1977: Глазков, Ковалёнок, Рюмин
  • 1978: Джанибеков, Иванченков, Ю. Романенко
  • 1979: Ляхов
1980-е годы
  • 1980: Кизим, Малышев, Попов, Стрекалов
  • 1981: Савиных
  • 1982: Березовой, Савицкая, Серебров
  • 1983: Александров, В. Титов
  • 1984: Атьков, Волк, В. Соловьёв
  • 1985: Васютин, А. Волков
  • 1987: Викторенко, Лавейкин, Левченко
  • 1988: Манаров, А. Соловьёв
  • 1989: Крикалёв, Поляков
1990-е годы
  • 1990: Баландин, Манаков
  • 1991: Арцебарский, Аубакиров, Афанасьев
См. также: Лётчики-космонавты Российской Федерации

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

GTAA: 163565 · VIAF: 611154260416324480004 · WorldCat VIAF: 611154260416324480004

Лётчик-космонавт Волк Игорь Петрович, Герой Советского Союза.
(7 фото + 3 видео)

Игорь Петрович Волк
Порядковый номер — 143 (58)
Количество полетов — 1
Продолжительность полетов — 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.
Статус — космонавт-испытатель ЛИИ.
Дата и место рождения:
Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиев (б. Готвальд), Харьковская область, Украинская ССР.
Образование и научные звания:
Учился в семилетней школе №1 города Змиева и средней школе №14 в городе Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края РСФСР.
В 1954 году окончил среднюю в школу №5 в городе Курске. Одновременно с учебой в школе занимался в Курском аэроклубе, где получил первые навыки самостоятельного управления самолетом. Свой первый полет совершил в апреле 1954 года.
В 1969 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе по специальности «инженер-механик».
Профессиональная деятельность:
С 1995 года работал президентом авиакомпании ЛИИ им. М.М. Громова.
Военное образование:
В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков (КВАУЛ).
Воинская служба:
На действительной службе с 1954 года.
С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолетах Ил-28, Ту-16.
Вышел в запас в 1963 году.
Воинское звание:
Старший лейтенант запаса (с 1963 года).
Полковник запаса (с 1987 года).
Классность:
Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500 часов.
Летчик-испытатель 4-го класса (с 1965 года).
Летчик-испытатель 3-го класса (1966.07.22).
Летчик-испытатель 2-го класса (с 1969 года).
Летчик-испытатель 1-го класса (1971.11.16).
Космонавт 3-го класса (1984 год).
Испытательная работа:
В 1963 году поступил, и в 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1965 года на лётно-испытательной работе в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.
Проводил целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.
С 1995 по 1997 года работал начальником ЛИЦ ЛИИ (заместителем начальника ЛИИ). Уволился из института 26 февраля 2002 года.
Космическая подготовка:
Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося по программе «Спираль».
12 июля 1977 года приказом №630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром отряда летчиков-испытателей №1 комплекса «А» Летно-испытательного центра.
1 февраля 1979 года приказом №34 Министерства авиационной промышленности (МАП) зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).
С апреля 1979 по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980 года приказом MOM №345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда). 10 августа 1981 года приказом №26 начальника ЛИИ был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12 февраля 1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С сентября 1982 по май 1983 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7».
С 26 декабря 1983 проходил непосредственную подготовку к полету на КК «Союз Т» по программе экспедиции посещения, вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой.
Первый полет
С 17 по 29 июля 1984 года в качестве космонавта-исследователя экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и ОС «Салют-7». Позывной: «Памир-3».
Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.
Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов «Бурана» после воздействия факторов космического полета.
С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», на Су-7 и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».
По планам МАП и ЛИИ Волк должен был стать командиром экипажа (вместе с Римантасом Станкявичюсом) для первого космического полета МТКК «Буран». Проходил подготовку в качестве командира экипажа также вместе с Александром Иванченковым из НПО «Энергия», а с 1988 года — вместе с Магомедом Толбоевым.
Выполнил пять рулежек по ВПП в качестве командира и тринадцать полетов на специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира и второго пилота:
Рулежки
1984.12.29 — 1-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 45 км/час (командир).
1985.08.02 — 2-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 200 км/час (командир).
1985.10.05 — 3-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 270 км/час (командир).
1985.10.15 — 4-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 300 км/час (командир).
1985.11.15 — 5-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 170 км/час (командир).
Полеты
1985.11.10 — 1-й полет БТС-02, высота подъема — 1.5 км, скорость — до 480 км/ч (командир).
1986.01.03 — 2-й полет БТС-02 (командир).
1986.05.27 — 3-й полет БТС-02 (командир).
1986.06.11 — 4-й полет БТС-02 (командир).
1986.12.10 — 7-й полет БТС-02 (командир).
1986.12.23 — 8-й полет БТС-02 (командир).
1987.02.16 — 10-й полет БТС-02, первая полностью автоматическая посадка (командир).
1987.02.25 — 11-й полет БТС-02 (второй пилот).
1987.06.25 — 13-й полет БТС-02 (второй пилот).
1987.10.05 — 14-й полет БТС-02 (второй пилот).
1988.01.16 — 16-й полет БТС-02 (командир).
1988.03.04 — 19-й полет БТС-02 (командир).
1988.04.15 — 25-й, последний полет БТС-02 (командир).
В феврале 1987 года был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ).
Почетные звания:
Герой Советского Союза (1984),
Летчик-космонавт СССР (1984),
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1983).
Общественно-политическая деятельность:
С 1984 по 1987 год был депутатом Жуковского горсовета.
С 1986 по 1990 год был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР.
С 1988 года — президент Федерации любителей авиации.
С 1989 года — член Исполкома «Движения зеленых».
В 1999 году выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Люберецкому одномандатному избирательному округу № 107 от Партии пенсионеров, но был снят с регистрации.
Был кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному округу № 106 на дополнительных выборах 18 марта 2001 года. Набрал 3,72% голосов.
С июня 2003 по 29 марта 2005 года был первым вице-президентом Федерации космонавтики России (ФКР), Председателем исполкома ФКР.
Входит в инициативную группу «Зелёный мир», продвигающую проекты биоагроэкополисов.
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента Российской Федерации №342 от 11 апреля 1997 года), медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Семейное положение
Отец — Волк Петр Иванович, 1912 г.р., инженер-автомобилестроитель.
Мать — Волк Ирина Ивановна, 1913 г.р., медицинский работник.
Сестра — Годлевская (Волк) Галина Петровна, 1940 г.р., фармацевт.
Жена — Волк (Скворцова) Валентина Александровна, род. 31.12.1940, домохозяйка.
Дочь — Волк Марина Игоревна, 1961 г.р., учитель.
Дочь — Волк Ирина Игоревна, 1968 г.р., учитель.
Увлечения
Пилотирование спортивных самолетов, теннис, горные лыжи, балет.
Публикации
Автор книги (в соавторстве с В.Анисимовым) «Цель — 2001 год. Авиационная и космическая техника мира» (1991).
Статья «Из космоса — на самолет», газета «Правда», 04.03.1988.

Игорь Волк. Биографическая справка

С 1954 года Игорь Волк находился на действительной службе. С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО (Азербайджанская ССР), летал на самолетах Ил-28, Ту-16. В 1963 году вышел в запас в звании старшего лейтенанта.

С мая 1965 по 2001 год Волк занимался летно-испытательной работой в Летно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области), летчик-испытатель Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ МАП.

Он летал практически на всех отечественных самолетах истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения, разработанных и выпущенных во второй половине XX века. Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося по программе «Спираль». Провел ряд сложных испытаний экспериментальных самолетов боевого применения. Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.

Его экзаменаторами, наставниками, а затем и товарищами по небу были Коккинаки, Анохин, Гарнаев, Амет-хан, Гудков.

В 1977 году Волк был включен в группу специальной подготовки по программе «Буран».

С 1978 до 1980 года Игорь Волк был командиром отряда летчиков-испытателей №1 комплекса «А» Летно-испытательного центра.

Одновременно с космической подготовкой продолжал работу в качестве летчика-испытателя, проведя целый ряд важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых – испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.

Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500 часов.

В 1979 году Игорь Волк приказом был зачислен в головную группу летчиков-испытателей, сформированную с целью подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).

В 1979 – 1980 годах Игорь Волк проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А.Гагарина, не прекращая испытательную работу в ЛИИ, и закончил ее с отличием. 30 июля 1980 года. В сентябре 1980 года был включен в состав отряда космонавтов-исследователей.

В рамках подготовки к полету на «Буране» с 17 по 29 июля 1984 года совершил космический полет в качестве космонавта-исследователя космического корабля «Союз Т-12» (совместно с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой). Работал на борту орбитального комплекса «Салют-7» – «Союз Т-11» (экипаж Леонид Кизим, Владимир Соловье и Олег Атьков) – «Союз Т-12».

Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов «Бурана» после воздействия факторов космического полета.

С 1984 года Игорь Волк по программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», на Су-7 и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».

Поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002, в 1986-1987 годах совершил на нем 12 испытательных полетов (без выхода на орбиту).

В феврале 1987 года Игорь Волк был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), оставаясь космонавтом-испытателем и летчиком-испытателем. После закрытия программы «Буран» до 1995 года он оставался в отряде космонавтов, но подготовки к полетам не проходил. Занимался испытательной работой.

В 1995-1997 годах Игорь Волк был начальником Летно-испытательного центра – заместителем начальника Летно-исследовательского института имени М.М. Громова.

Игорь Петрович – автор книги (в соавторстве с Василием Анисимовым) «Цель – 2001 год. Авиационная и космическая техника мира», а также фантастического детектива «Космический колпак».

Игорь Волк – заслуженный летчик-испытатель СССР (1983), летчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса.

В 1984 году за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту Игорю Волку было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Игорь Волк награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.

Женат, имеет двух дочерей; увлекается горными лыжами, теннисом, футболом.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Игорь Петрович Волк

Игорь Петрович Волк

Игорь Петрович Волк

И. П. Волк (2 октября 2008)
Страна:

СССР,
Россия

Дата рождения:

12 апреля 1937

Место рождения:

Змиёв, Харьковская область, Украинская ССР, СССР

Награды:

И́горь Петро́вич Волк (родился 12 апреля 1937) — космонавт СССР. Герой Советского Союза,Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса с 1987 г.

Талантливый лётчик, получивший право на пилотирование всех типов самолётов, стоявших в то время на вооружении в СССР.

Игорь Петрович Волк, Томас Райтер, Чарлс Дюк

Родился 12 апреля 1937 года, в будущий День космонавтики, в городе Змиеве (б. Готвальд) Харьковской области Украинской ССР (ныне Украина).

Учился в школе-семилетке № 1 в городе Змиев и средней школе № 16 в городе Уссурийске (б. Ворошилов) Приморского края. В 1954 г. окончил среднюю школу № 5 в городе Курске. Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 г.

С 1954 г. — на действительной службе. В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ). С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16. Вышел в запас в 1963 г. С 1963 старший лейтенант запаса, с 1987 — полковник запаса.

Общий налет более 7000 часов, из них в испытательных полетах более 3500 часов. С 1965 г. летчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. летчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. летчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. летчик-испытатель 1-го класса. С 1984 г. Космонавт 3-го класса.

В 1963—1965 г.г. прошел обучение в Школе летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 г. на летно-испытательной работе в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ. В 1995—1997 г.г. работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ. Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002 г.

За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолетов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра» .

Без отрыва от основной работы в 1969 году закончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолета — МиГ-105.11 (начальный этап).

12 июля 1977 г. зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран», 3 августа 1978 г. получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 г. назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ. С апреля 1979 г. по декабрь 1980 г. прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 12 февраля 1982 г. ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.

С сентября 1982 г. по май 1983 г. проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции Салют-7 был выведен из экипажа.

С 26 декабря 1983 г. проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 г) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» — «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) — «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта — 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Персональный позывной — «Памир-3». В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 на маршруте место посадки-Байконур-Ахтубинск (город)-Байконур с целью оценки реакции пилота. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.

И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичусом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М. М. Громова.

Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

  • Депутат городского Совета г. Жуковский в 1984—1987 г.г.
  • Президент Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986—1990 г.г.
  • Президент Федерации любителей авиации с 1988 г.
  • Член Исполкома «Движения зелёных» с 1989 г.
  • Первый Вице-президент Федерации космонавтики России, Председатель Исполкома ФКР в 2003—2005 г.г.

Награды

  • Герой Советского Союза (29 июля 1984)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 апреля 1997) — за заслуги перед государством, большой вклад в развитие отечественной авиации и космонавтики
  • Орден Ленина (29 июля 1984)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы народов
  1. http://www.buran.ru/htm/str56.htm.
  2. Авиационно-космическая система СПИРАЛЬ: подробности
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года
  4. Указ Президента Российской Федерации № 342 от 11 апреля 1997 года

> См. также

  • «Буран»
  • «Союз Т-11»
  • «Союз Т-12»
  • «Салют-7»

Волк, Игорь Петрович на сайте «Герои страны»

  • http://city.tomsk.net/~space/volk.htm

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • Й • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои • Четырежды Герои

Лётчики-космонавты СССР
1960-е

1961 Гагарин, Г. Титов • 1962 Николаев, Попович • 1963 Быковский, Терешкова • 1964 Егоров, Комаров, Феоктистов • 1965 Беляев, Леонов • 1968 Береговой • 1969 В. Волков, Волынов, Горбатко, Елисеев, Кубасов, Филипченко, Хрунов, Шаталов, Шонин

1970-е

1970 Севастьянов • 1971 Рукавишников, Добровольский (посмертно), Пацаев (посмертно) • 1973 Климук, Лазарев, Лебедев, Макаров • 1974 Артюхин, Дёмин, Сарафанов • 1975 Гречко, Губарев • 1976 Аксёнов, Жолобов, Зудов, Рождественский • 1977 Глазков, Ковалёнок, Рюмин • 1978 Джанибеков, Иванченков, Романенко • 1979 Ляхов

1980-е

1980 Кизим, Малышев, Попов, Стрекалов • 1981 Савиных • 1982 Березовой, Савицкая, Серебров • 1983 Александров, В. Титов • 1984 Атьков, Волк, В. Соловьёв • 1985 Васютин, А. Волков • 1987 Викторенко, Лавейкин, Левченко • 1988 Манаров, А. Соловьёв • 1989 Крикалёв, Поляков

1990-е

1990 Баландин • 1991 Арцебарский, Аубакиров, Афанасьев, Манаков